Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Р" (часть 5, "РИЗ"-"РОВ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 5, "РИЗ"-"РОВ")

Ризоль Н. И.

Николай Иванович (р. 19 XII 1919, Днепропетровск) - сов. баянист, педагог. Засл. деят. иск-в УССР (1969). Игре на баяне обучался у Ф. А. Сербина, затем с 1935 в Киеве в муз. уч-ще у А. Ф. Магдика. В 1951 окончил Киевскую консерваторию у M. M. Гелиса. Выступал как солист. Лауреат Всесоюзного конкурса исполнителей на народных инструментах (1939). Организатор, худ. рук. и участник Квартета баянистов Киевской филармонии (1939), ставшего за период своей деятельности высокопрофессиональным художеств. коллективом. С 1939 преподаватель муз. уч-ща, с 1948 - Киевской консерватории (с 1973 профессор). Среди учеников - В. В. Бесфамильнов, А. Ф. Янкевич, В. А. Булавко. Автор концерта для баяна с оркестром, многочисл. пьес, ему принадлежат обработки нар. песен для баяна и ансамбля баянистов. Разработал теорию пятипальцевой аппликатуры на баяне, оказавшую значит. влияние на развитие исполнит. техники баяниста. Автор работы "Принципы применения пятипальцевой аппликатуры на баяне" (М., 1977).

Литература: Виноградов В., Замечательный ансамбль, "СМ", 1950, No 9; Арзаманов Ф., Гаврилов Л., Н. И. Ризоль, в сб.: Играй, мой баян, М., 1962; Лисенко М. Т., Квартет баянцстцв Кичвськоч фцлармонцч, Кичв,, 1973.

Н. Т. Лысенко.

Рикка С. А.

Сиркка Андреевна (р. 4 VII 1912, Ханкок, штат Мичиган, США) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1957). Дочь финского эмигранта, редактора рабочей газеты, и американки. Впервые выступила на сцене рабочего клуба в Детройте. В 1932 переехала с семьёй в СССР. В 1946-48 училась в Ленингр. консерватории (на курсах усовершенствования у Е. А. Бронской), выступает с 1936, с 1939 солистка ансамбля песни и пляски "Кантеле", в 1952-65 - Карел. филармонии. Р. обладает чистым и звучным голосом прозрачного тембра, задушевной исполнит. манерой. Концертировала во мн. городах СССР. В её репертуаре: фин. нар. песни, песни народов СССР, негр., ирл., шотл., англ., франц., нем., исп., чеш. и польские песни (гл. обр. на языке оригинала). Исполняла также оперные арии и романсы П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Ф. Листа, А. Дворжака и др. В 1955 подготовила конц. программу "Песни народов мира".

Литература: Яунзем И., Человек идет за песней, М., (1968), с. 103-104; Шевелева Е., Сиркка Рикка, в её кн.: Улыбнется ли Бентен?, М., 1969.

А. С. Иванов.

"Рикорди"

"Рикорди" ("Ricordi") - итал. муз. изд-во и торговая фирма. Осн. в Милане в 1808 скрипачом Дж. Рикорди. В результате присоединения к "Р." др. муз. издательств фирма превратилась в крупное издательство, имеющее отделения и дочерние предприятия во многих городах Италии, а также в Вене, Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Буэнос-Айресе, Сиднее, Мехико и др.

Джованни Р. (1785, Милан - 15 III 1853, там же) специализировался на издании опер итал. композиторов (Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди); в 1830-х гг. издал неск. пьес М. И. Глинки, созданных им в Италии (Глинка состоял с ним в переписке). Провёл ряд мероприятий, обеспечивающих соблюдение норм авторского и издат. прав. По его инициативе в 1842 была основана газ. "Gazzetta musicale di Milano". Преемник Джованни Р. - его сын Tито Р. (29 X 1811, Милан - 7 IX 1888, там же) был другом Дж. Верди и осн. издателем его соч. Выпускал общедоступные нотные издания. Основал "Gazzetta musicale". Преемник Тито Р. по руководству изд-вом - его сын Джулио Р. (19 XII 1840, Милан - 6 VI 1912, там же) был известен под псевдонимом Дж. Бургмейн (Burgmein) как композитор, автор фп. и камерных соч., муз. критик. Издавал произв. Дж. Пуччини, П. Масканьи и др. При нём (к 1902) каталог изданий фирмы "Р." содержал ок. 100 тыс. назв., в т. ч. "Музыкальное искусство в Италии" ("L'arte musicale in Italia", 1897, v. 1-7, ред. Л. Торки). После него фирму возглавил его сын Тито Р.-младший (17 V 1865, Милан - 30 III 1933, там же),. к-рый в 1914 передал руководство изд-вом К. Клаузетти и Р. Валкаренги. С этого года фирма "Р." стала акционерным об-вом "Р. и К?" ("G. Ricordi & С").

В 20 в. фирмой "Р." издавались соч. Ф. Альфано, Ф. Бузони, А. Казеллы, М. Кастельнуово-Тедеско, Дж. Ф. Гедини, Дж. Ф. Малипьеро, Дж. К. Менотти, Г. Петрасси, И. Пиццетти, Д. Респиги и др., полные собр. соч. Д. Скарлатти и А. Вивальди, большое собрание итальянских муз. памятников - "Istituzioni е mоnumenti dell'arte musicale italiana" (v. 1-6, 1931-39), муз.-историч. и теоретич. исследования, муз. словари и энциклопедии, в т. ч. "Dizionario Ricordi della musica e dei musicisti" (1959, 1972) и др. "Р." выпускало также муз.-периодич. издания: "Gazzetta musicale di Milano" (1842-1902; 1902-05 выходила под назв. "Musica e musicisti", в 1906-12 - под назв. "Ars et labor"), "Revista minima" (1865-83), "Musica d'oggi" (1919-42, новая серия - с 1958), "Ricordiana" (1951-57).

Литература: Верди Дж., Избр. письма, М., 1959, Л., 1973 (письма к Джованни, Джулио и Тито P.); Valperga M., Ricordi, Roma, 1943; Sartori Cl., Casa Ricordi 1808-1958, Mil., 1958; его же, Dizionario degli editori musicali italiani, Firenza, 1958; L'inaugurazione del nuovo stabilimento dйlle officine grafiche Ricordi, "Musica d'oggi", 1961.

E. P. Бронфин.

Рим

Статья большая, находится на отдельной странице.

Риман К. В. Ю. Х.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Римская опера

Римская опера (Teatro dell'Opera). Открыта в 1880 в Риме. До 1928 наз. т-р "Костанци" (по имени импресарио Д. Костанци), затем "Королевский оперный театр", с 1946 - совр. назв. (здание построено в 1880, арх. А. Сфондрини). С первых лет существования Р. о. стала одним из лучших оперных т-ров Италии. Здесь ставились "Семирамида" Россини (1880), "Отелло" (1887) и "Фальстаф" (1893) Верди, "Манон" Массне (1894); состоялись первые пост. опер "Сельская честь" (1890), "Друг Фриц" (1891), "Ирис" (1898), "Маски" (1901) Масканьи, "Тоска" Пуччини (1900). В 19 в. на сцене Р. о. выступали крупнейшие певцы - Дж. Беллинчони, Э. Кальве, Ф. Де Лючия, Р. Станьо, X. Даркле, Э. Джиральдони, Ф. Таманьо, М. Баттистини, в 1-е десятилетие 20 в. - А. Галли-Курчи, Э. Карузо, Э. Карелли, А. Бончи, Дж. де Лука. В 30-е гг. Р. о. ставила преим. произв. совр. итал. композиторов, в числе к-рых -"Чужестранец" Пиццетти (1930), "Женщина-змея" Казеллы (1932), "Любовный фарс" Дзандонаи (1933), "Легенда о сыне-подкидыше" Малипьеро (1934), "Пламя" Респиги (1934). В эти годы здесь выступали выдающиеся певцы - Б. Джильи, М. Канилья, Т. Скипа, Т. Даль Монте, А. Пертиле, Э. Стиньяни, Дж. Беки, Д. Аранджи-Ломбарди, Дж. Чинья, Т. Пазеро, А. Гранфорте, Р. Страччари, с кон. 40-х гг. - М. Каллас, Р. Тебальди, Дж. Ди Стефано, М. Дель Монако, Э. Бастианини, Т. Гобби, Дж. Симионато, Ф. Барбьери, Ф. Корелли, К. Бергонци. В кон. 40-х-50-е гг. Р. о. испытывала послевоенные трудности, отразившиеся и на уровне пост.; к 60-м гг. т-р возрождается и приобретает славу муз. центра столицы.

В репертуаре т-ра представлена мировая оперная классика, в т. ч. произв. рус. композиторов - "Сказание о невидимом граде Китеже" (1960), "Евгений Онегин" (1965), "Псковитянка" (1969), "Хованщина" (1971). Среди наиболее значит. пост. 70-х гг. - "Набукко" (1970), "Жанна д'Арк" (1972), "Дон Карлос" (1974) Верди, "Так поступают все" Моцарта (1970), "Фаворитка" (1971) и "Дон Паскуале" (1972) Доницетти, "Фауст" (1972); "Весталка" Спонтини (1973), "Сорока-воровка" Россини (1973), "Парсифаль" (1974); "Пеллеас и Мелисанда" Дебюсси (1974). Спектаклями дирижируют: Н. Сандзоньо, О. Де Фабритиис, К. Франчи, П. Маг, Т. Шипперс, Ф. Превитали. Ф. Молинари-Праделли, Л. Матачич, Б. Бартолетти, Ф. Маннино. В труппе (1976): певцы - Ф. Коссотто, Р. Орланди-Маласпина, Ф. Лабо, Д. Чеккеле, Д. Д. Гуэльфи, П. Монтарсоло, Б. М. Казони, И. Лигабуэ, М. Серени, Р. Панераи, М. Гульельми, К. Петрелла, О. Гаравента.

В. В. Тимохин.

Римская премия

Большая Римская премия (франц. Grand Prix de Rome), - нац. гос. премия во Франции. Учреждена в 1803. Присуждается Академией иск-в ежегодно (по конкурсу) музыкантам - студентам, оканчивающим курс композиции Парижской консерватории, а также выпускникам др. художеств. уч. заведений (по итогам спец. конкурсов) - молодым литераторам, живописцам, графикам, архитекторам. На соискание Р. п. композиторы представляют одноактную оперу (ранее представляли кантату); авторы либретто также премируются. Лауреаты Р. п. получают стипендию для 4-летнего художеств. совершенствования в Риме (пребывание в Италии считается обязательным). По уставу сочинения, созданные в Риме, присылаются в Париж для оценки соответствующими инстанциями. Среди лауреатов Р. п. - Ф. Герольд (1812), Ж. Ф. Галеви (1819), Г. Берлиоз (1830), А. Тома (1832), Ш. Гуно (1839), Ж. Бизе (1857), Ж. Массне (1863), К. Дебюсси (1884), Г. Шарпантье (1887), Ф. Шмитт (1900), М. Дюпре (1914), Ж. Ибер (1919), А. Дютийё (1938). Присуждается также вторая Р. п. (золотая медаль); в числе её обладателей были М. Равель и П. Дюка. С 1840 каждые два года Р. п. по образцу французской получают молодые мастера иск-в в Бельгии. Существует Р. п. и в США.

Литература: Rebois H., Les Grands Prix de Rome de musique а l'Acadйmie de France, P., 1932.

M. M. Яковлев.

Римская школа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Римская-Корсакова Н. Н.

Надежда Николаевна (урожд. Pургольд) (19 (31) X 1848, Петербург - 11 (24) V 1919, Петроград) - рус. пианистка и композитор. Жена Н. А. Римского-Корсакова. Сестра А. Н. Молас. Училась игре на фп. у А. К. Штанге и А. А. Герке. В юные годы на её муз. развитие большое влияние оказал A. С. Даргомыжский, под рук. к-рого она занималась переложением орк. партитур для фп. Муз.-теоретич. предметам обучалась в Петерб. консерватории, нек-рое время занималась по инструментовке и композиции у Римского-Корсакова. В 60-70-е гг. принимала участие как пианистка в муз. собраниях композиторов "Могучей кучки". Автор симф. картины "Заколдованное место" по Н. В. Гоголю (посв. М. П. Мусоргскому), Скерцо B-dur для фп. (не изданы); ей принадлежат мн. четырехручные переложения произв. Даргомыжского, Римского-Корсакова, А. К. Глазунова, А. П. Бородина и др. (в т. ч. ею сделано четырехручное переложение оперы "Псковитянка"). Ред. 1-го и 2-го изд. (и автор вступ. статьи к 1-му изд.) "Летописи моей музыкальной жизни" Римского-Корсакова (СПБ, 1909, 2 изд. 1910). Написала ряд статей, в т. ч.: "Открытое письмо С. П. Дягилеву" (по поводу пост. балета "Шехеразада", "Речь", 1910, 25 июля (7 авг.), 29 сент. (12 окт.)), "Мои воспоминания о А. С. Даргомыжском" ("Русская молва", 1913, 2 февр., то же, "Музыка", 1913, No 116), "Н. А. Римский-Корсаков и А. Н. Скрябин" ("СМ", 1950, No 5) и др. П. И. Чайковский посв. Р.-К. романс "Колыбельная песнь" (ор. 16 No 1, 1872).

И. М. Ямпольский.

Римский-Корсаков А. В.

Андрей Владимирович (р. 16 (29) VIII 1910, Петербург) - сов. акустик. Д-р физико-математич. наук (1949). Внук Н. А. Римского-Корсакова. В 1932 окончил Политехнич. ин-т. Работал в Н.-и. ин-те муз. промышленности, изучал акустич. свойства муз. инструментов (рояль, струнные, щипковые). Докторская диссертация Р.-К. посв. исследованию звукообразования в струнных инструментах. С 1955 руководитель отдела Акустич. ин-та АН СССР, консультант фабрик муз. инструментов. Р.-К. - один из ведущих сов. учёных-акустиков, автор ряда науч. изобретений и многочисл. трудов. Создал (совм. с А. А. Ивановым, В. Л. Крейцером и В. П. Дзержковичем) электромузыкальный инструмент, названный эмиритоном или мелодином (1-я модель - в 1935, 8-я - в 1950).

Сочинения: Музыкальные инструменты. (Методы исследования и расчета), М., 1952 (совм. с Н. А. Дьяконовым).

Литература: Иванов A. A., Советский электрический музыкальный инструмент эмиритон (мелодин), М., 1953; Рогаль-Левицкий Дм., Современный оркестр, т. 4, М., 1956, с. 263, А. В. Римский-Корсаков. (К 50-летию со дня рождения), "Акустический журнал", 1960, т. 6, вып. 4.

Римский-Корсаков А. Н.

Андрей Николаевич (5 (17) X 1878, Петербург - 23 V 1940, Ленинград) - сов. музыковед. Д-р философии (1903). Сын Н. А. Римского-Корсакова. В детстве учился игре на виолончели. Музыкально-теоретич. предметы изучал под рук. отца и М. О. Штейнберга. Занимался на филологич. ф-те Петерб. ун-та, изучал философию в Страсбургском и Гейдельбергском ун-тах. Заведовал муз. отделом газ. "Русская молва" (1912-13) и журн. "Северные записки" (1913-14), был ред.-изд. журн. "Музыкальный современник" и приложения к нему "Хроника журнала "Музыкальный современник"" (1915-17). В 1918-40 зав. нотным отделом и сотрудник отдела рукописей Публичной библиотеки им. M. E. Салтыкова-Щедрина. Одновременно в 1921-24 вёл курс истории музыки в Ленингр. ун-те. Принимал участие в организации музея Н. А. Римского-Корсакова при Ин-те т-ра и музыки. Ред. сб-ков "Музыкальная летопись" (1922-25), первых сов. изданий книг "Записки" М. И. Глинки (1930; автор вступ. статьи), "М. П. Мусоргский. Письма и документы" (1932), "Переписка П. И. Чайковского с Н. А. Римским-Корсаковым" (1945) и 3-5-го изд. книги Н. А. Римского-Корсакова "Летопись моей музыкальной жизни". С 1912 Р.-К. выступал в периодич. печати (иногда под псевд. Гуливер и А. Р.-К.). Автор многочисл. статей, посв. преим. произв. рус. композиторов и рус. исполнителям. Ему принадлежит вступ. статья к т. 45 Полн. собр. соч. Н. А. Римского-Корсакова (романсы; 1946). И. Ф. Стравинский посв. Р.-К. балет "Жар-птица".

Сочинения: К эстетике оперы и музыкальной драмы, "Северные записки", 1913, No 3; К эстетике балета, там же, 1914, No 5; О "Соловье" Игоря Стравинского, "Музыкальный современник", 1915, No 1; А. К. Лядов в освещении посторонних людей, там же, 1916, No 7; Тихвинский затворник, его предки и семья. Детские и юношеские годы Н. А. Римского-Корсакова, в сб.: Музыкальная летопись, сб. 1, П., 1922; Личность М. И. Глинки, как предмет изучения, там же, сб. 2, П., 1923; К истории первой постановки "Руслана и Людмилы", там же; "Борис Годунов" Мусоргского, М.-Л., 1927 (совм. с Е. М. Браудо); Г. Н. Теплов и его музыкальный сборник "Между делом безделье", в сб.: Музыка и музыкальный быт старой России, Л., 1927; Максимилиан Штейнберг, М., 1928; Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество, вып. 1-5, М., 1933-46; Музыкальные сокровища Рукописного отделения Гос. публичной библиотеки им. M. E. Салтыкова-Щедрина. (Обзор муз. рукописных фондов), Л., 1938.

Литература: Римский-Корсаков H. A., Летопись моей музыкальной жизни, M., I955, с. 190, 192, 211, 219; Грачев П., Памяти А. Н. Римского-Корсакова, "СМ", 1940, No 12; КоломийцовВ., О "Музыкальном современнике", в его сб.: Статьи и письма, Л., 1971, с. 117-20.

Л. Б. Римский.

Римский-Корсаков В. Н.

Владимир Николаевич (13 (25) I 1882, Петербург - 25 VI 1970, Ленинград) - сов. скрипач. Младший сын Н. А. Римского-Корсакова. С 1894 обучался игре на скрипке у В. А. Золотарёва и П. А. Краснокутского, в 1901-15 в Петерб. консерватории у Л. С. Ауэра и Н. В. Галкина. В 1906 окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та (в 1910-17 работал в канцелярии Гос. совета). В 1920-41 альтист оркестра Ленингр. филармонии, затем Ленингр. т-ра драмы им. А. С. Пушкина; преподавал в Обл. педагогич. уч-ще. В 1944-58 науч. сотрудник Ленингр. н.-и. ин-та т-ра и музыки, работал над изучением архивов Н. А. и А. Н. Римских-Корсаковых. Чл. редакционной коллегии Академич. собр. соч. Н. А. Римского-Корсакова (с 1944), автор статей и разл. публикаций, посв. гл. обр. жизни и творчеству композитора. Был одним из организаторов Музея-квартиры Н. А. Римского-Корсакова в Ленинграде.

Сочинения: Из воспоминаний и материалов семейного архива, в кн.: Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма, т. 2, М., 1954; Музыкально-эстетические принципы "Основ оркестровки" Н. Римского-Корсакова, "СМ", 1955, No 9; Федор Иванович Шаляпин в доме Римских-Корсаковых, в сб.: Ф. И. Шаляпин, т. 2, М., 1958; Страницы жизни Н. А. Римского-Корсакова. Летопись жизни и творчества, вып. 1-4, Л., 1969-73 (совм. с А. А. Орловой).

И. М. Ямпольский.

Римский-Корсаков Г. М.

Георгий Михайлович (13 (26) XII 1901, Петербург - 10 IX 1965, Ленинград) - сов. композитор, исследователь в области муз. акустики, педагог. Внук комп. Н. А. Римского-Корсакова. В 1926 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у М. О. Штейнберга, в 1929 - аспирантуру Ленингр. ин-та т-ра и музыки (по теории музыки и акустике, рук. Б. В. Асафьев и А. В. Финагин). С возникновением звукового кино в СССР (1928) работал в лабораториях и на студиях "Ленфильма" и "Техфильма"; звукорежиссёр кинофабрики "Ленфильма" (1929-32); науч. сотрудник Ленингр. ин-та т-ра и музыки по отделам музыки и кино (1929-32, 1942-46). В 1927-62 преподавал муз. акустику и инструментовку в Ленингр. консерватории (с 1928 доцент), муз.-теоретич. предметы - в Томском муз. уч-ще (1942-44). Один из основателей Дома-музея Н. А. Римского-Корсакова (Тихвин, 1944).

Сочинения: для хора и орк. - Мятеж (сл. Эм. Верхарна, пер. В. Я. Брюсова, 1927); для орк. - симфония (1925); камерные ансамбли - 2 струн. квартета (1925, 1932); квинтет для скр., альта, влч., кларнета и валторны (1925), октет для 2 эмиритонов, 2 кларнетов, фагота, скр., альта и влч. (1932); пьесы четвертитонового строя для особых 2 фп., арфы, фисгармонии и 2 валторн разного строя (1925-32); для фп. - 2 сонаты (1924, 1931), 24 прелюдии (1922-55), 8 этюдов (1932); пьесы для скр. и фп. (1934-55); поэма для влч. и фп. (1951); для 3 голосов с фп. - Три ключа (сл. А. С. Пушкина), Три витязя (сл. М. Ю. Лермонтова, 1936); для 2 голосов с фп. - Ворон к ворону летит, Румяной зарёю (сл. А. С. Пушкина, 1935), Парус (сл. М. Ю. Лермонтова, 1938), Медлительно нисходит (сл. А. А. Блока); для голоса и фп. - романсы (ок. 100); музыка к драм. спектаклям и кинофильмам.

Литературные сочинения: Образцы декламационных композиций Студии Ленинградского государственного экспериментального театра, в кн.: Всеволодский-Гернгросс В. Н., Искусство декламации, ч. 2, Л., 1925; Обоснование четвертитоновой музыкальной системы, в сб.: De Musica, 1925, No 1; Расшифровка световой строки скрябинского "Прометея", там же, 1926. No 2; О высоте комбинационных тонов, там же, 1927, No 3; Акустическое обоснование теории ладового ритма, в кн.: Музыкознание, Л., 1928; Хроника концертной жизни. Ленинград, "СМ", 1955, No 6; Оркестровая полифония, Л., 1955; Стеснительный господин (о П. И. Чайковском), "Простор", 1969, No 12.

Литература: Памяти ушедших, "СМ", 1965, No 12.

M. P. Леонова.

Римский-Корсаков Н. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рингбум Н. Э.

Рингбум Н. Э. (Ringbom) Нильс Эрик (р. 27 XII 1907, Турку) - фин. музыковед, композитор и скрипач. Учился у О. Андерсона (муз.-теоретич. предметы) и Л. Фунтека (скрипка) в консерватории в Хельсинки, изучал музыковедение в академии Або (Турку). Совершенствовался в Париже и Нью-Йорке. В 1927-28 и 1930-33 играл на скрипке в Гор. оркестре в Турку, затем в Хельсинки. Писал муз.-критич. статьи для газ. "Nya Pressen" и др. С 1938 библиотекарь, в 1942-70 директор Гор. оркестра. В 1951-60 худ. рук. муз. фестиваля "Неделя Сибелиуса" в Хельсинки. Секстет для духовых Р. - первое соч. фин. композитора, исполненное на фестивале совр. музыки в Зальцбурге (1952).

Сочинения: для орк. - 5 симфоний (1939-70; 2-я ред. 5-й симфонии - 1974), орк. сюиты; 2 квартета (1951, 2-я ред. 1971; 1976), секстет для духовых (1951), пьесы для разл. камерно-инстр. ансамблей; пьесы для фп.; кантаты и др. хор. соч. a cappella и с орк., в т.ч. Гимн Хельсинки (1949); песни для голоса с орк. и с фп.

Литературные сочинения: Helsingfors orkesterfцretag 1882-1932, Hels., 1932; Scapande tonkunst i dageus Finland, "Nordisk tidskrift", 1948, No 1; Sibelius, Stockh., 1948; Sibelius..., analytical notes, Hels., 1955; Ьber die Deutbarkeit der Tonkunst, Hels., 1955; Musiklivet (1918-60), в кн.: Sдrtryck ur Helsingfors stads historia, v. 2, Hels., 1966; Musik utan normer, Tammerfors, 1972.

Ринуччини О.

Ринуччини О. (Rinuccini) Оттавио (20 I 1563, Флоренция - 28 III 1621, там же) - итал. поэт, драматург-либреттист. Состоял на службе при дворе Медичи. Писал тексты торжеств. спектаклей и интермедий с музыкой. Входил в Флорентийскую камерату, участвуя в создании первых опер ("драм" или "сказок на музыке"). На тексты Р. написаны первые образцы этого жанра - оперы "Дафна" (1594, пост. 1597) и "Эвридика" (1600) Пери, "Эвридика" Дж. Каччини (1600). По поэтич. стилю они близки придв. пасторалям 16 в., причём Р. стремился к возрождению антич. трагедии. Для первых оперных композиторов Р. был не только либреттистом (в совр. понимании слова). Представители Флорентийской камераты считали, что музыка должна подчиняться поэзии и усиливать ее эмоциональное действие, поэтому поэт для них был главным лицом в поисках синтеза поэзии, драмы и музыки. В 1600-04 Р. неоднократно бывал во Франции (получил звание камергера двора). В 1608 К. Монтеверди написал на его текст оперу "Ариадна" (с интермедией "Балет неблагодарных"). По направлению поэтического творчества Р. примыкает к Т. Тассо, Дж. Гуарини, Г. Кьябрера.

Литература: Сivita A., Ottavio Rinuccini e il sorgere del melodramma in Italia, Mantova, 1900; Della Corte A., O. Rinuccini. Drammi per musica, Turin, 1926; Schild M., Die Musikdramen Ottavio Rinuccinis, Wьrzburg, 1933; Momigliano A., I melodrammi del Rinuccini, в кн.: Studi di poesia, Bari, 1938, 1953.

Т. H. Соловьева.

Рио-де-Жанейро

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рис

Рис (Ries) - семья нем. музыкантов. Франц Антон Р. (10 XI 1755, Бонн - 1 XI 1846, Годесберг) - скрипач, концертмейстер и дирижёр. Работал в оркестре курфюрста Кёльнского в Бонне, где учил скрипичной игре Л. Бетховена.

Pердинанд Р. (28 (по др. сведениям, 29) I 1784, Бонн - 13 I 1838, Франкфурт-на-Майне) - композитор, пианист и дирижёр. Сын Франца Антона Р. Обучался игре на скрипке у отца, на фп. - у Л. Бетховена (1801-1805) и композиции у И. Г. Альбрехтсбергера в Вене. С 1807 концертировал как пианист в Париже, Касселе (1809-10), Стокгольме; вместе с Б. Ромбергом - в России (1810-12); в 1813-24 с успехом выступал в концертах Лондонского филармонич. об-ва как пианист и дирижёр. С 1826 дирижёр Цецилианского об-ва во Франкфурте-на-Майне. В 1825-37 часто выступал как рук. Нижнерейнских муз. фестивалей. Вместе с Ф. Вегелером написал "Биографические заметки о Бетховене" ("Biographische Notizen ьber L. van Beethoven", Koblenz, 1838). В его муз. соч. заметно сильное влияние бетховенскою стиля. Автор 3 опер, 5 ораторий, 6 симфоний, 9 концертов для фп. с оркестром, 52 сонат для фп. и др.

Xуберт Р. (1 IV 1802, Бонн - 14 IX 1886, Берлин) - скрипач. Сын Франца Антона Р. Ученик отца и Л. Шпора. Изучал композицию у М. Гауптмана. Был с 1825 скрипачом корол. капеллы в Берлине; в 1851-72 преподавал в корол. школе театр. инструменталистов. Автор мн. учебных соч. для скрипки, в т. ч. "Violinschule fьr den ersten Unterricht" (Lpz., 1840), "15 Violinstudien von mдЯiger Schwierigkeit" (op. 26), "50 Intonationsьbungen", "12 Violinstudien in Form von Konzertstьcken" (op. 9).

Луи P. (30 I 1830, Берлин - 3 X 1913, там же) - скрипач и педагог. Сын Хуберта Р. Обучался игре на скрипке у отца и А. Вьётана. Работал с 1853 в Лондоне.

Pранц Р. (7 IV 1846, Берлин - 20 VI 1932, Наумбург) - скрипач-виртуоз и муз. издатель. Сын Хуберта Р. Учился у отца. В 1866-68 занимался в Парижской консерватории у Л. Ж. Массара. Был совладельцем изд-ва "Рис унд Эрлер" в Берлине. Автор оркестровой, камерной музыки и песен. С 1924 изд-вом "Рис унд Эрлер" руководил сын Франца Р. - Роберт Р., позже его дочери - Вальтрауд и Ингрид Р.

Литература: Корганов В., Бетховен, М., 1910; Thayer A. W., L. v. Beethovens Leben, Bd 1, hrsg. v. H. Riemann, Lpz., 1917; Gо1lmiсk С., Feldzьge und Streifereien im Gebiete der Tonkunst, Darmstadt, 1846.

О. Т. Леонтьева.

Рисагер К.

Рисагер К. (Riisager) Кнудоге (р. 6 III 1897, ныне Кунда, Эстония) - дат: композитор. В 1922 брал уроки гармонии и композиции у П. Грама и О. Маллинга, скрипичной игры - у П. Мёллера в Копенгагене; совершенствовался в 1923 у А. Русселя (композиция) и П. Ле Флема (инструментовка) в Париже, в 1930 - у Г. Грабнера (полифония) в Лейпциге. С 1937 пред. Дат. CK. С 1956 директор Гос. консерватории в Копенгагене. Р., испытавший влияния Русселя и П. Дюка, в своём творчестве, однако, опирается на нар. основу. Его соч. отличаются жизнерадостным характером музыки (особенно балет "Страна Шлараффия"), ясностью и лаконизмом муз. выражения, тщательностью отделки. Р. оказал значит. воздействие на развитие дат. музыки 1920-х гг. Его балеты ставились в т-рах мн. стран.

Сочинения (все сценич. произв. пост. в Корол. т-ре, Копенгаген): оперa-буффа - Сюзанна (1950); балеты - Бензин (Benzin, 1930), Двенадцать с почтой (Tolv med posten, 1939), Кварртсилуни (Quarrttsiluni, на эскимосские темы, 1942), Страна Шлараффия (Slaraffenland, 1942), Птица Феникс (Fugl Phшnix, 1946), Этюд (на темы этюдов К. Черни, 1948), Женщины с моря (Fruen fra Havet, по Г. Ибсену и Б. Кульбергу, 1961) и др.; для орк. - 6 симфоний (1925, 1927, 1935, 1940, 1949, 1950), симфониетта (1947), увертюры, в т. ч. Эразмус Монтанус (по Л. Хольбергу, 1919), Масленица (Fastelavn, 1930), Весна (Primavera, 1934), Датская сцена (Det danske Skueplads, 1948), пьесы; для инструмента с орк. - концерты: для трубы (со струн. орк., 1938), для скр. (с камерным орк., 1951), концертино для саксофона (1939); для камерного орк. - Дионисийская сюита (Suite Dionysiaque, 1924), пьесы; камерно-инстр. ансамбли - струн. (6) и дух. квартеты, дух. квинтеты, пьесы для струн. и духовых, для струн. инструментов и фп.; пьесы для фп.; хоры; музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литературные сочинения: Det usynlige mшnster, Kbh., 1957.

Литература: Вerg S., Knudеge Riisager, Kbh., 1950.

B. B. Ошис.

Рисингер К.

Рисингер К. (Risinger) Карел (р. 18 VI 1920, Прага) - чеш. муз. теоретик и композитор. Учился в Праге у Я. Ржидкого, Я. Кржички и А. Хабы (1937- 1947; композиция), одноврем. изучал музыковедение. Преподавал муз.-теоретич. предметы в Академии иск-в и Карловом ун-те в Праге (1948-55). Работает в пражском Ин-те теории и истории иск-в (с 1962). В муз. соч., отличающихся совершенством композиторской техники и индивидуальностью муз. языка, продолжает классич. традиции.

Сочинения: для солистов, хора и орк. - кантаты Лилия (1944), Страсти (Pasije, 1955), Девушка и смерть (Dнvka a smrt, no M. Горькому, 1961); месса (с органом, 1944); для орк. - симфония (1961), увертюры Драматическая (1949), 2 концертные (1952, 1961); концерт для скр. с орк. (1955); камерно-инстр. ансамбли - 3 струн. квартета (1942-55), пьесы для разных составов с духовыми инструментами; пьесы для фп. и для органа; песни; музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литературные сочинения: Prehlednб nauka o harmonii, Prague, 1955; Zбkladnн harmonickй funkce v soudobй hudbe, Prague, 1958; Vudcн osobnosti ceskй modernн hudebnн teorie, Praha, 1963; Hierarchie hudebnнch celku v novodobй evropskй hudbe, Prague, 1969; Nauka o harmonii XX. stoletн, Praha, 1978.

Рислер Э. Ж.

Рислер Э. Ж. (Risler) Эдуар Жозеф (23 II 1873, Баден-Баден - 22 VII 1929, Париж) - франц. пианист. Брал уроки игры на фп. у А. Димлера, Б. Штавенхагена и К. Клиндворта в Берлине, в 1883-90 учился у Л. Дьемера и Т. Дюбуа в Парижской консерватории, совершенствовался у Э. д'Альбера. В 1896-97 был концертмейстером на вагнеровских фестивалях в Байрёйте, позднее участвовал в пост. муз. драм Р. Вагнера в Париже. Р. сыграл видную роль в истории франц. пианистич. культуры как педагог и концертант (пропагандировал гл. обр. музыку Л. Бетховена; в цикле концертов в Париже сыграл все его сонаты,. С 1906 преподаватель (с 1923 профессор) по классу фп. и член высшего совета Парижской консерватории. Гастролировал в разных странах, в т. ч. в России. В репертуаре также соч. клавесинистов; был первым исполнителем многих новых соч., в т. ч. Р. Ханса, П. Дюка (соната и вариации, интерлюдия и финал на тему Ж. Ф. Рамо), Ж. Энеску, Г. Форе и др. Ему принадлежат фп. обработки соч. разных жанров Р. Вагнера, Р. Штрауса, А. Э. Шабрие, Э. Лало.

А. Б. Шнитке.

Риспоста

Риспоста (итал. risposta - ответ, возражение; нем. Antwort) - имитирующий голос (принятое сокращённое обозначение - R). Обычно Р. наз. имитирующий голос в каноне (в т. ч. в стреттах фуг), реже в простой (не канонической) имитации; термин "Р." в значении "ответ в фуге" в совр. лит-ре малоупотребителен. К Р. применимы все обычные характеристики имитации (интервал, расстояние, направление вступления). В Р. могут быть использованы все способы преобразования полифонич. темы (обращение, увеличение и т. д.); в музыке 20 в. (в частности, в музыке, написанной с применением серийной техники) возрастает роль более сложных преобразований в Р., связанных с изменением интервального и ритмического строения пропосты (см., напр., ричеркары из кантаты И. Ф. Стравинского на анонимные тексты из англ. поэзии).

Б. П. Фраёнов.

Ристич М.

Ристич М. (Ристиы) Милан (р. 31 VIII 1908, Белград) - серб. композитор (Югославия). Чл. Серб. академии наук и иск-в (с 1961). Учился композиции у М. Милоевича и Й. Славенского (1929-37) в Белграде и у А. Хабы (1937-39) в Пражской консерватории. С 1945 зам. гл. муз. редактора, с 1963 муз. консультант директора Белградского радио. В 1960-62 был пред. CK Сербии. Р. - один из крупнейших симфонистов Югославии. В соч 1930-х гг. использовал технику додекафонии, четвертитоновой системы (камерно-инстр. ансамбли). Испытал влияние экспрессионизма (симфониетта, 1939; 1-я симфония, 1941), был приверженцем муз. авангардизма тех лет (чл. группы композиторов-атоналистов в Белграде); произв. Р. исполнялись на фестивалях современной музыки. В соч. 40-х гг. заметна эволюция стиля Р. - тяготение к гражданств. тематике, стремление к простоте и ясности муз выражения, продолжению нац. муз. традиции. Р. написал программную симф. поэму "Человек и война" (1943) и ряд вок. соч., в т. ч. речитации с инстр. сопровождением, в к-рых развивал в музыке традиции революц. пролетарского иск-ва, обращаясь к героико-патриотич. тематике ("Песня о Соколе", по М. Горькому, для чтеца и струн. квинтета; "Песня мёртвых пролетариев", для голоса с фп.; "Тополь" - "Jaблаъ" и "Сквозь метель" - "Кроз меыав", обе пьесы - для чтеца с оркестром, 1945). В 3-й симфонии (1961) и др. орк., а также камерно-инстр. произв. 60-70-х гг. отражены поиски философского осмысления острых конфликтов современности и обновления муз.-выразит. средств.

Сочинения: балеты - Золушка (Пепеsга, 1943), Тиран (Тиранин, 1945, Белград); для орк. - симфонии (1941, 1951, 1961, 1966, 1967, 1968, 1972), симф. вариации (1957), 7 багателей (1959), сюиты, фантазии и др пьесы; для камерного орк. - концерт (1958), Музыка (1962); концерты с орк. - для скр. (1944), фп. (1954), кларнета (1964); камерно-инстр. ансамбли - струн. дуэты, трио, струн. квартеты (1935, 1942), дух. квинтет (1936) и др. пьесы для духовых (1951), пьесы для разл. инструментов с сопровождением фп.; для голоса с орк. - Монолог Макбета (1945), Буря (по "Королю Лиру" Шекспира, 1946); пьесы для фп., романсы, обр. нар. песен; музыка к кинофильмам.

E. И. Гордина.

Ристори Д. А.

Ристори Д. А. (Riston) Джованни Альберто (1692, Болонья - 7 II 1753, Дрезден) - итал. композитор, дирижер, органист. В 1715 входил в труппу итал. театра в Дрездене, возглавлявшуюся его отцом. С 1717 руководил придв. капеллой в Варшаве, где исп. его "Коронационная кантата" в честь рус. императрицы Анны Ивановны. В 1731 гастролировал в Москве с возглавлявшейся им труппой итал. комедиантов (ставили "комедии при пении" и муз. интермедии, а также оперу "Каландро"). Служил в Дрездене камерным органистом при дворе саксонского курфюрста (1733), церк. композитором (1746), помощником капельмейстера (1750). Писал гл. обр. итал. оперы и церк. музыку. В рукописи остались 15 кантат, 15 месс, 3 реквиема и др. культовые соч., а также симфонии, концерт для гобоя с оркестром.

Сочинения: оперы (13) - Неистовый Роланд (Orlando furioso, 1713), Пигмалион (1714), Паллада, торжествующая в Аркадии (Pallada trionfante in Arcadia, 1714), Клеониче (1718), Каландро (1726, комич., Пильниц, близ Дрездена), Дон Кихот (1727, комич., Дрезден), Ариадна (1736), Адриан в Сирии (1739), Покинутая Дидона (La Didona abbandonata, 1748), Жалобы Орфея (I lamenti di Orfeo, 1749) и др.; муз интермедии; для солистов, хора и орк. - оратории Снятие со креста (La deposizione della croce, 1732), Погребение Христа (La sepoltura di Christo, 1744) и др.

Литература: Mengelberg С. R., G. A. Ristori, Lpz., 1916.

Г. С. Скудина.

Ритм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ритмика

1) Совокупность проявлений ритма в музыке. Термин "Р." обычно применяется для обозначения ритмич. особенностей определённого стиля (композитора, эпохи), жанра и т. п., напр. ритмика Бетховена, Р. эпохи барокко, мензуральная Р., Р. рус. нар. песни.

2) Теория ритма, один из осн. разделов (наряду с гармонией) антич. теории музыки; иногда из учения о ритме в качестве самостоят. раздела выделялась метрика. В более позднее время Р. уделяется значит. меньше внимания; в муз. образовании она обычно не является самостоят. предметом, а входит в курсы элементарной теории и анализа муз. произведений.

3) Система упражнений для развития ритмич. чувства как особая учебная дисциплина. В отличие от сольфеджио, эти упражнения связаны не с пением, а с гимнастич. движениями, что обусловлено значением моторики, двигательных ощущений для воспитания чувства ритма. Создателем Р. в этом смысле был Э. Жак-Далькроз.

М. Г. Харлап.

Ритмическое деление

Статья большая, находится на отдельной странице.

Риттер Г.

Риттер Г. (Ritter) Герман (16 IX 1849, Висмар - 2 I 1926, Вюрцбург) - нем. альтист, композитор и муз. писатель. Учился в Высшей школе музыки в Берлине. С 1876 концертировал во мн. странах, в т. ч. в России (в 1897 исполнил в Москве партию альта-соло в симфонии "Гарольд в Италии" Берлиоза).

Риттер Г.

С 1897 профессор Корол. муз. школы в Вюрцбурге. В 1905 организовал струн. квартет. Завоевал известность как солист-альтист. Ввёл в исполнит. практику и пропагандировал разработанную им в 1872-75 модель альта (viola alta) большого размера (470 мм). Исходя из размеров скрипки как своего рода "тоники", Р. определяет альт, настроенный квинтой ниже, как "субдоминанту", в силу чего размеры этих инструментов, по его мнению, должны быть 3:2. Такие viola alta изготовил вюрцбургский инстр. мастер К. А. Хёрлайн. Впервые на них играли в 1876 на Вагнеровском фестивале в Байрёйте. Высокую оценку "риттеровскому альту" дали Р. Вагнер, Ф. Лист, Р. Штраус, X. Бюлов, отмечая большую силу и блеск его звучания в оркестре. Однако вследствие большого размера инструмента играть на нём могут лишь немногие альтисты, ограниченными оказались и технич. возможности исполнения (размер альта, принятый в качестве "международного стандарта", - 420 мм). Р. написал для альта своей конструкции мн. произв. (2 концерта, сюиты, пьесы), сделал св. 100 перелож., а также создал инструктивные пособия. Автор инструментоведч. работ: "История виолы-альта и принципы его построения" ("Die Geschichte der Viola alta und die Grundsдtze ihres Baues", Lpz., 1877, 3-е изд. 1885) и "Пятиструнная альт-скрипка" ("Die fьnfsaitige Alt-Geige", Bamberg, 1898) и др.

Литература: Понятовский С., Альт, М., 1974, с. 19-20; Adema G., Hermann Ritter und seine Viola alta, Wьrzburg, 1881, 1894.

И. M. Ямпольский.

Ритурнель

Ритурнель (франц. ritournelle, итал. ritornello, от ritorno - возвращение).

1) Инстр. тема, служащая вступлением к песне или арии (в итал. опере 17 в., в пассионах И. С. Баха и др.). Р. может проводиться и между разделами арии или куплетами песни, а также завершать произведение.

2) Осн. тема в быстрых частях старинного концерта (А. Вивальди, И. С. Баха), исполняемая полным составом оркестра (tutti) и сменяемая эпизодами, в к-рых главенствует солист или группа инструментов (в concerto grosso). P. проводится неск. раз и завершает часть концерта. По значению аналогичен рефрену.

3) Раздел подвижного характера, противопоставленный более напевной музыке как своего рода моторное дополнение (Ф. Шопен, 7-й вальс, вторая тема).

4) В танц. музыке вступит. отыгрыш, к-рый может быть повторён в конце.

В. П. Бобровский.

Рифлинг Р. Д. Л.

Рифлинг Р. Д. Л. (Riefling) Роберт Данкварт Лео (р. 17 IX 1911, Осло) - норв. пианист. Учился у Н. Ларсена в Осло, у К. Леймера в Ганновере, у В. Кемпфа и Э. Фишера в Берлине. Начал выступать в 11-летнем возрасте; концертировал в Европе и США. В 1947 дал в Осло цикл концертов, исполнив полностью "Хорошо темперированный клавир" Баха и все фп. сонаты Л. Бетховена. Ведёт педагогич. деятельность; в 1941 совм. с братом Реймаром Р. основал в Осло Ин-т фортепьянного иск-ва (до 1952 его директор). С 1967 профессор Корол. дат. консерватории в Копенгагене.

Рихтер А. П.

Анатолий Петрович (р. 24 III 1930, г. Бельцы, Молд. ССР) - сов. певец (бас). Нар. арт. УССР (1973). Чл. КПСС с 1960. В 1960 окончил Киевскую консерваторию у И. С. Паторжинского, с того же года солист Одесского т-ра оперы и балета. Среди партий - Мельник, Борис Годунов, Иван Хованский, Сусанин, Кончак, Мефистофель; Фальстаф ("Виндзорские проказницы" Николаи), Филипп II; Карась ("Запорожец за Дунаем"), Тарас ("Тарас Бульба" Лысенко), Фрол Баев ("В бурю"). Гастролирует за рубежом.

Рихтер К.

Рихтер К. (Richter) Карл (р. 15 X 1926, Плауэн) - нем. органист, клавесинист и дирижёр (ФРГ). С 1946 учился в Ин-те церк. музыки в Лейпциге у К. Штраубе и Г. Рамина, затем был органистом Томаскирхе в Лейпциге. С 1951 преподаватель Высшей муз. школы в Мюнхене (с 1956 профессор). Органист собора св. Марии и рук. мюнхенского Баховского хора и Баховского оркестра. Один из выдающихся совр. органистов. Гастролирует во мн. странах (в СССР в 1968).

Рихтер Н. И.

Николай Иванович (1879-1944, Ленинград) - сов. пианист. Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та, в 1907 - экстерном Петерб. консерваторию (ученик И. А. Боровки). Был участником муз. вечеров в доме Н. А. Римского-Корсакова, первым исполнителем концерта для фп. с оркестром H. H. Черепнина (1907). С 1919 выступал в концертах Кружка друзей камерной музыки. В 1920-27 преподавал игру на фп. в Петрогр. (Ленингр.) консерватории (с 1926 доцент). Сотрудничал в журн. "Музыкальный современник".

Рихтер С. Т.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рихтер Ф. К.

Рихтер Ф. К. (Richter) Франтишек Ксавер (1 XII 1709, Голешов - 12 IX 1789, Страсбург) - чеш. композитор, скрипач и дирижёр. В 1740-50 служил капельмейстером в Кемптенском аббатстве, в 1747-69 состоял скрипачом и певцом, позднее композитором капеллы курфюрста в Мангейме, с 1769 до конца жизни был регентом кафедрального собора в Страсбурге (преемник И. Плейеля). Р. - один из основоположников мангеймской школы наряду с Я. Стамицем, к-рый оказал влияние на его стиль. Р. внёс вклад в формирование классич. 4-частного сонатно-симф. цикла (см. Сонатно-циклическая форма). Р. разработана чеш. нац. разновидность мессы. Мелодика его инстр. произв. близка чеш. нар. песне. Творчество Р. оказало влияние на В. А. Моцарта (тип сонатно-симф. цикла, характер тематизма, формы его развития).

Сочинения: оратория Снятие со креста (La deposizione della croce, 1748); 2 кантаты, Те Deum, 33 мессы, 3 реквиема; 2 пассиона, 38 мотетов, 16 псалмов, ламентации и др. духовные соч.; для орк. - ок. 70 симфоний; концерт для чембало; камерно-инстр. ансамбли - 6 дуэтов для флейт, 12 трио-сонат, 6 струн. квартетов; 6 сонат для флейты (или скр.) соло и basso continuo.

Литературные сочинения: Traitй d'harmonie et de composition, P., 1804 (издан в переработке и пер. К. Калькбреннера с нем. яз.; в рукоп. оригинале наз. Harmonische Belehrungen oder grьndliche Anweisung zu der musikalischen Tonkunst oder regulдren Composition; не изд.).

Литература: Mathias F. X., Franz Xaver Richter "Cдcilia", StraЯburg, 1907; Pamбtce Frantiska Xavera Richtra, Holesov, 1959.

А. Г. Юсфин.

Рихтер Х.

Рихтер Х. (Richter) Ханс (4 IV 1843, Рааб, Венгрия; ныне Дьёр - 5 XII 1916, Байрёйт) - австр. дирижёр. На формирование Р.-музыканта оказала влияние семья (отец - капельмейстер, мать - певица, участница премьеры "Тангейзера" в Вене в 1857). Учился в Вене в Лёвенбургской семинарии, затем в консерватории (1860-65), где обучался игре на скрипке и валторне, занимался муз.-теоретич. предметами в классе З. Зехтера. Одноврем. был певцом в придв. капелле, играл на валторне в оркестре "Кернтнертортеатра" (1862-66). Изучил произв. Р. Вагнера, переписал для него при подготовке к изданию партитуры "Нюрнбергских мейстерзингеров" и тетралогии "Кольцо нибелунга". Работал хормейстером под рук. X. Бюлова в оперном т-ре в Мюнхене (1868-69). Как дирижёр дебютировал в Брюсселе в 1870 ("Лоэнгрин"). Дирижировал оркестром Нац. т-ра в Пеште (1871-75). Иск-во Р. достигло зрелости в период работы в Вене, где он был дирижёром Венской придв. оперы (1875-1900; в 1878 -2-й дирижёр, с 1893 - 1-й), Филармонич. концертов (1875-98) и "Об-ва друзей музыки" (1880-90). Вошёл в историю исполнит. иск-ва как один из лучших интерпретаторов произв. Р. Вагнера, И. Брамса (часто включал в репертуар также соч. Э. Элгара). С 1876 руководил вагнеровскими спектаклями в Байрёйте, в 1877 вместе с Вагнером - концертами из его произв. в Лондоне, положившими начало ежегодным т. н. Орк. фестивальным концертам (позднее - "Рихтеровские концерты", 879-1897). Под его упр. на нем. яз. в 1903-10 ставились оперы Вагнера в "Ковент-Гардене" (лишь "Кольцо нибелунга" было пост. на англ. яз., 1909). В 1885-1909 руководил муз. фестивалями в Бирмингеме, затем участвовал в т. н. Нижнерейнских муз. фестивалях (1888-1889, 1891, 1897). В 1897-1911 возглавлял "Халле-оркестр" в Манчестере. Завершил свою дирижёрскую деятельность в 1912 (под его упр. в Байрёйте была блестяще исполнена опера "Нюрнбергские мейстерзингеры").

Литература: Hansliсk E., Concerte, Componisten und Virtuosen der letzten 15 Jahre 1870-1885, В., 1886, I896; Wagner R., Briefe an H. Richter, W., 1924; Golther W., H. Richter, в кн.: Deutsches biographisches Jahrbuch, Bd 1, Stuttg.-В., 1925, S. 254-58; его же, Lebenslaufe aus Franken, Bd 3, Mьnch., 1927; Ehrmann A., J. Brahms, Lpz. 1933; Gцllerich A., A. Bruckner, Bd 2-4, Regensburg, 1928-37; Sоurek О., A. Dvorak a H. Richter, (Praha, 1942) (то же на нем. яз., в кн.: Festschrift fьr E. H. Mueller von Asow, Salzburg, 1942); Nettel R., The orchestra in England, a social history, L., 1946, new and revised ed. 1956; Кrаlik H., Das Buch der Musikfreunde, Z., 1951; Kennedy M., Centenary of the Hallи concerts, "The Musical times", 1958, v. 99, No 1379.

И. А. Слепнёв.

Рихтер Э. Ф. Э.

Рихтер Э. Ф. Э. (Richter) Эрнст Фридрих Эдуард (24 X 1808, Гросшёнау - 9 IV 1879, Лейпциг) - нем. музыковед-теоретик, муз. педагог и композитор. После окончания гимназии в Циттау изучал теологию в Лейпциге и самостоятельно готовился к профессии музыканта. С 1843 преподавал теорию музыки в Лейпцигской консерватории, руководил Певч. академией (до 1847), с 1851 был органистом ряда церквей. С 1868 кантор Томасшуле и музик-директор Томаскирхе. Тогда же стал профессором и музик-директором Лейпцигского ун-та. Теоретич. труды Р. имеют учебное назначение, они переведены на ряд языков, в т. ч. на рус. яз. Автор духовных соч., инстр. произв. разл. жанров.

Сочинения: Lehrbuch der Harmonie..., Lpz., 1853 (рус. пер. - Учебник гармонии, СПБ, 186S, 1878); Lehrbuch der Fuge..., Lpz., 1859; Lehrbuch des einfachen und doppelten Kontrapunkts, Lpz 1872, 1920 (рус. пер. - Учебник простого и двойного контрапункта. СПБ, 1874, 1886).

Т. Н. Соловьёва.

Ричеркар

Статья большая, находится на отдельной странице.

Риччи Р.

Риччи Р. (Ricci) Руджеро (р. 24 VII 1920, по уточнённым данным, Сан-Франциско) - амер. скрипач. Ученик Л. Персингера (занимался также у М. Пиастро и Г. Куленкампфа). Дебютировал в 10-летнем возрасте в Сан-Франциско концертом Ф. Мендельсона. С 1932 гастролировал во мн. странах, в 1957 совершил кругосветное конц. турне. В 1962 впервые выступал в СССР. Р. - скрипач виртуозного направления (блестяще исполнял произв. Н. Паганини). В конц. репертуаре Р. - классич. и совр. скрипичная музыка (сонаты Л. Бетховена, концерты Я. Сибелиуса, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна и др.; был первым исполнителем концерта А. Хинастеры).

И. М. Ямпольский.

Робев Г. Б.

Георги Борисов (р. 14 XI 1934, София) - болг. дирижёр. Нар. арт. НРБ (1977). Учился у Г. Димитрова (хор. дирижирование) в Болг. консерватории в Софии (окончил в 1959). С 1960 там же преподаёт хор. дирижирование. С 1964 дирижёр, с 1966 гл. дирижёр Гос. хор. капеллы им. С. Обретенова. С 1979 зам. пред. Союза муз. деятелей Болгарии. Гастролировал за рубежом. В репертуаре соч. разл. композиторов - от старинных до современных, в т.ч. советских. Автор песен.

Робсон П.

Робсон П. (Robeson) Поль (9 IV 1898, Принстон, шт. Нью-Джерси - 23 I 1976, Филадельфия) - амер. певец (бас), драм. актёр, обществ. деятель. Сын негр. священника. Окончил юридич. ф-т Колумбийского ун-та в Нью-Йорке (1923). С 1921 выступал как драм. актёр в амер. и англ. т-рах; приобрёл известность после исп. роли Джима Харриса в пьесе "У всех детей господа бога есть крылья" Ю. О'Нила (1924, т-р "Провинстаун", Нью-Йорк), лучшая драм. роль - Отелло (1930, т-р "Савой", Лондон). Как певец впервые выступил в 1925 с исп. негр. нар. песен и спиричуэлов. В 1926-28 совершил конц. турне по странам Европы, к-рое принесло Р.-певцу мировую известность. В 1930-1960-е гг. много гастролировал, в т. ч. в СССР (впервые в 1934). С 1933 снимался в кино. Обладал голосом красивого мягкого тембра, широкого диапазона; захватывал слушателей взволнованностью, искренностью, полнотой чувств, простотой исполнит. манеры. Пел, кроме негр., амер. нар. песен, песни испан. и нем. антифашистов (в т. ч. из репертуара Э. Буша), сов. композиторов Д. Д. Шостаковича, И. О. Дунаевского, Л. К. Книппера, Н. В. Богословского, И. И. Дзержинского и др., песни народов СССР (Р. исполнял свои программы более чем па 20 языках). Конц. деятельность Р., активного участника Движения сторонников мира, носила пропагандистский, публицистич. характер, выступления сопровождались непосредств. общением с публикой, увлечённым рассказом о поездках в Сов. Союз, о борьбе прогрессивных сил за мир во всём мире и пользовались огромным успехом у прогрессивной аудитории в США и др. странах. Р. был почётным профессором Моск. консерватории (1958), чл.-корр. АН ГДР (с 1965 при Академии иск-в ГДР существует архив, в к-ром собраны материалы о его жизни и творчестве), чл. Всемирного Совета Мира. Междунар. пр. Мира за исп. программы "Песни мира", Междунар. Ленинская пр. "За укрепление мира между народами" (1952). В Москве издан сб.: "Поёт Поль Робсон" (М., 1965; 2-е, расширенное изд. 1968). Выпущено много грампластинок с записью исп. Р.

Литературные сочинения: Here I stand, L., 1958 (в рус. пер. - Rобсон П., На том я стою, М., 1958), Мысли артиста, "СМ", 1958, No 11.

Литература: Горохов В., Робсон, М., 1952; Афиногенов A., Дневники и записные книжки, М., 1960, с. 203, 528; Кудров К., Певец борьбы, певец свободы, "Советская культура", 1973, 6 апреля; Robeson E. G., Paul Robeson, Negro, N. Y.-L., 1930; Seton M., Paul Robeson, L., (1958).

B. И. Зарубин.

Ровицкий В.

Ровицкий В. (Rowicki) Витольд (р. 26 II 1914, Таганрог) - польск. дирижёр, скрипач и педагог. Учился у А. Малявского (скрипка), М. Пиотровского и Б. Валлек-Валевского (муз. теоретич. предметы) в Краковской консерватории, где с 1938 вёл класс скрипки. Как дирижёр дебютировал в 1933. Играл на скрипке в разл. польских оркестрах, выступал и как солист. В 1940-45 совершенствовался у З. Яхимецкого (муз.-теоретич. предметы и композиция) и у Р. Хиндемита (дирижирование). В 1945 организовал Большой симф. оркестр Польского радио в Катовицах, с к-рым работал до 1950 (до 1947 гл. дирижёр). В 1946 участвовал в создании Городского симфонического оркестра Варшавы. На его основе в 1950 организовал симф. оркестр Гос. филармонии в Варшаве (до 1955 и с 1958 худ. рук. и гл. дирижёр филармонии). В 1952-54 преподавал дирижирование в Варшавской консерватории. В 1958-61 возглавлял оркестр Нац. филармонии, к-рый под его руководством стал одним из лучших в Европе; гастролировал с ним в США и мн. европ. странах; неоднократно в СССР (впервые в 1959; выступал также с лучшими сов. оркестрами). Ясность исполнит. замыслов, целеустремлённость, энергичная манера дирижирования, точный, чёткий жест позволяют Р. легко устанавливать контакт с разл. оркестрами. Наряду с исп. классич. зап.-европ. музыки пропагандирует польскую, в т. ч. соч. К. Курпиньского, К. Шимановского, а также В. Лютославского, К. Сероцкого, К. Пендерецкого и др. совр. польск. композиторов (Р. постоянно участвует в фестивалях "Варшавская осень"); включает в программы и соч. С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича. Автор кантаты "Песнь борьбы и мира" ("Piesn walki i pokoju"), симф. соч., 2 концертов - для кларнета и для фагота с оркестром, струн. ансамблей, массовых песен, фортепьянных и скрипичных миниатюр.

Предыдущая страница Следующая страница