Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Р" (часть 6, "РОГ"-"РОК")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 6, "РОГ"-"РОК")

Рог

Рог (итал. corno, франц. cor, испан. cuerno) - духовой мундштучный муз. инструмент. Использовался повсеместно с древнейших времён как сигнальный инструмент. Изготовлялся из бивней или рогов животных. Первоначально выполнял ритуальные функции, применялся охотниками (см. Рог охотничий), пастухами, сторожами, воинами. В эпоху позднего средневековья стал использоваться как муз. инструмент; на нём начали исполнять несложные мелодии. Р. делался с чашеобразным, затем воронкообразным мундштуком, с 16 в. - с игровыми отверстиями; нередко изготовлялся и из металла (см. Цинк, Серпент). Введение мундштука способствовало чистоте и ровности звучания. Появились Р. разл. формы - прямые, изогнутые или витые (свёрнуты в неск. оборотов). Многочисл. разновидности Р. послужили основой для формирования разл. типов дух. инструментов. Различные виды Р. применяются также народными музыкантами в Африке, Лат. Америке.

Н. А. Лисова.

Рог охотничий

Рог охотничий (итал. corno da caccia, франц. cor de chasse, нем. Jagdhorn) - духовой мундштучный муз. инструмент. Прямой предшественник валторны. Имел длинный кольцеобразно свитый (иногда в неск. оборотов) металлич. ствол без игровых отверстий с широким раструбом и глубокий воронкообразный мундштук. Использовался (в странах Европы) для подачи охотничьих сигналов. Ранние изображения относятся к кон. 14 в. Звукоряд Р. о. натуральный, звук резкий, сильный. В России в сер. 18 в. из усовершенствованных Р. о. были созданы рус. роговые оркестры.

Литература: Левин С., Духовые музыкальные инструменты в истории музыкальной культуры, Л., 1973, с. 109.

Рогаль-Левицкий Д. Р.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рогальский Т.

Рогальский Т. (Rogalski) Теодор (11 IV 1901, Бухарест - 2 II 1954, Цюрих) - рум. композитор, дирижёр, педагог. Засл. деят. иск-в СРР (1953). В 1919-20 учился в Бухарестской консерватории у А. Кастальди (теория музыки, композиция) и Д. Куклина (история музыки). Совершенствовался в Лейпцигской консерватории (1920-23) по композиции и дирижированию у З. Карг-Элерта, затем в "Схола канторум" в Париже (1924-26) у В. д'Энди и у М. Равеля. В 1930-51 дирижёр симф. оркестра Бухарестского радио; в 1939-1944 муз. директор Рум. радиовещания. В 1950-54 гл. дирижёр Бухарестской филармонии и одноврем. профессор Бухарестской консерватории. Выступал как дирижёр во мн. странах, в т. ч. в СССР. В творчестве Р. преобладают симф. произв., в к-рых ярко проявляется народно-нац. начало. Среди соч.: 2 каприччо для оркестра (1932), 3 рум. танца для оркестра (1950), камерно-инстр. соч., в т. ч. струн. квартет (1925; пр. им. Дж. Энеску, 1926), 2 рум. танца для духовых, ударных и фп. в 4 руки (1926), баллады для голоса с оркестром на нар. тексты (о гайдуках) - "Янку Жиану", "Тома Алимош", "Миху-Младенец" ("Mihu Copilul"; все - в 1940), пьесы для фп., для скрипки, песни.

Литература: Ghесiu R., Aspecte ale creatiei lui Theodor Rogalski, "Muzica", 1957, No 3; Vanсea Z., Theodor Rogalski, там же, 1966, No 5.

P. Э. Лейтес.

Роговой оркестр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Роговы

Роговы - новгородские мастера пения сер. 16 в., братья. Родом из Карелии. По историч. сведениям, основоположники школы моск. мастеров пения. СавваР. был известен как педагог. Среди его учеников - распевщики Иван Нос, Фёдор Крестьянин, а также Стефан Голыш, к-рый развернул широкую педагогич. деятельность на севере России ("ходил по градом и учил Усольскую страну"). Василий Р. славился как певец и композитор знаменных, демественных мелодий и троестрочного пения; с 1589 - Ростовский митрополит (в монашестве - Варлаам). Сохранилась его стихира на праздник вознесения "Взыде Бог в воскликновении" с надписью "Ино знамя Варламово" (без помет и признаков; хранится в Б-ке СССР им. В. И. Ленина в Москве, рукопись 17 в., фонд 178, No 766, лист 367).

Литература: Ундольский В. М., Замечания для истории церковного пения в России, М., 1846; Титов A. A., Летопись о ростовских архиереях, СПБ, 1890; Успенский Н. Д., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971.

Н. Д. Успенский.

Роде Ж. П. Ж.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Роджерс Б.

Роджерс Б. (Rogers) Бернард (4 II 1893, Нью-Йорк - 24 V 1968, Рочестер) - амер. композитор и педагог. Окончил Ин-т муз. иск-ва (ныне Джульярдская школа) в Нью-Йорке (1921), учился также у Э. Блоха в Ин-те музыки в Кливленде, брал уроки у Ф. Бриджа в Лондоне и Н. Буланже в Париже. В 1929-67 преподавал композицию, а также инструментовку (автор учебника "Искусство оркестровки" - "The art of orchestration", 1951) в Истменской муз. школе в Рочестере (с 1950 декан композиторского отделения); среди учеников - П. Меннин, Д. Дайамонд, Ю. С. Кей. Ряд соч. написал на сюжеты из Библии и на сказочную тематику.

Сочинения: одноактная опера Воин (The warrior, 1947, Нью-Йорк); для солистов, хора и орк. - оратории, в т.ч. Страсти (1942); для орк. - 5 симфоний (1926-59), 3 япон. танца (с солисткой, 1933), 5 сказок (1934), вариации на тему Мусоргского (1968), программные пьесы; соч. для хора с органом и с фп., в т.ч. псалмы; камерно-инстр. ансамбли; песни.

Роджерс Р.

Роджерс Р. (Rodgers) Ричард (р. 28 VI 1902, Нью-Йорк) - амер. композитор. Чл. Нац. ин-та иск-в и лит-ры. Учился в Колумбийском ун-те (1919-21) и Ин-те муз. иск-ва в Нью-Йорке (1921-23). Занимал ряд руководящих должностей в разл. крупнейших муз.-обществ. организациях, в т. ч. был директором Амер. об-ва композиторов, авторов и издателей (1941-47 и 1960 - нач. 1970-х гг.). Р. - автор большого количества произв. Завоевал известность как один из крупнейших мастеров мьюзикла, а также автор песен. Мн. мьюзиклы Р. создал в сотрудничестве с либреттистами Л. Хартом (работал с ним в течение 18 лет), затем с О. Хаммерстайном, позднее - с С. Сондхаймом. Бродвейские т-ры почти ежегодно ставили по новому мьюзиклу Р.; нек-рые мьюзиклы посв. серьёзным проблемам, содержат драм. коллизии; многие экранизированы. Ряд произв. связан с вост. тематикой. В репертуар ведущих исполнителей "популярной музыки" постоянно входит более 50 его песен. Среди них - "Манхэттен", "Ты прекрасна" ("Thou swell"), "Грустная девочка" ("Little girl blue"), "Я никогда не думал об этом" ("It never entered my mind"), "А могла бы быть тоже весна" ("It might as well be spring"), "Потанцуем?" ("Shall we dance?"), "Нежнейшие звуки" ("The sweetest sounds"), "Взойди на любую вершину" ("Climb ev'ry mountain"), "Пришла весна" ("Spring is here"). Музыку P. отличают тонкий вкус, большая выразительность, лиризм и юмор. Творчеству Р. посв. биографич. фильм "Слова и музыка" ("Words and music").

Сочинения: мьюзиклы (все пост. в Нью-Йорке) - Подружка (The girl friend, 1926), Янки из Коннектикута (A Connecticut yankee, 1927), Парни из Сиракуз (The boys from Syracuse, 1938), Приятель Джо (Pal Joey, 1940), Оклахома! (1943; до 1970-х гг. 2248 спектаклей подряд, в т. ч. пост. в СССР), Карусель (Carousel, 1945), Allegro (1947), Южный Тихий Океан (South Pacific, 1948), Король и я (King and I, 1951; пост. 1246 спектаклей подряд), Я и Джульетта (Me and Juliet, 1953), Звуки музыки (Sounds of music, 1959; 1442 спектакля подряд), Долой условности (No strings, 1962), Я слышу ль вальс? (Do I hear a waltz?, 1965); песни; музыка к кинофильмам и телепостановкам.

Литература: Taylor D., Some enchanted evenings. The story of Rodgers and Hammerstein, N. Y,, 1953; Ewen D., Richard Rodgers, N. Y., 1957; Green S., The Rodgers and Hammerstein story, N. Y., 1963.

Дж. К. Михайлов.

Родзинский А.

Родзинский А. (Rodzinski) Артур (2 I 1892, Сплит - 27 XI 1958, Бостон) - амер. дирижёр. Учился в Академии музыки и сценич. иск-в в Вене у Э. Зауэра (фп.), Ф. Шрекера (композиция) и Ф. Шалька (дирижирование). Работал хор. и оперным дирижёром в т-рах Львова (1918-21) и Варшавы (1921-25), где дирижировал и филармонич. оркестром. С 1925 жил в США. Был ассистентом Л. Стоковского в симф. оркестре в Филадельфии (1926-29), а также возглавлял оперное и орк. отделения Муз. ин-та Кёртис. Руководил симф. оркестрами - Лос-Анджелесским (1929-33), Кливлендским (1933-43), Нью-Йоркским филармоническим (1943-47), Чикагским (1947-48; в Чикаго Р. поставил 2 спектакля в "Лирической опере" в 1958). В 1937 ассистент А. Тосканини в симф. оркестре Нац. радиовещат. компании (NBC). В 1948-58 жил в Риме. Гастролировал с лучшими симф. оркестрами Сев. и Юж. Америки и Европы, участвовал в Зальцбургских фестивалях (с 1936), дирижировал заруб. премьерой оперы "Война и мир" С. С. Прокофьева на "Майском фестивале" во Флоренции (1953). Р. умел полностью подчинять своей воле оркестр (был иногда чрезмерно властен). Ввёл в амер. конц. программы орк. фрагменты из опер (из "Парсифаля" Вагнера, "Электры" Штрауса и др.). В огромном репертуаре Р. - гл. обр. произв. поздних нем. романтиков, соч. Г. Берлиоза, К. Дебюсси, М. Равеля, а также П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского. Был пропагандистом творчества Д. Д. Шостаковича; пост. его оперу "Леди Макбет Мценского уезда" в Кливленде (1935).

Литература: Современные дирижёры, сост. Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1969; Brook D., International gallery of conductors, L., 1951, p. 159-64.

Г. Я. Юдин.

Родон В. И.

Родон В. И. (наст. фам. - Габель) Виктор Иванович (20 V (1 VI) 1843 - 9 (21) VI 1892, Одесса, похоронен в Москве) - рус. артист оперетты. В 1867-76 работал в Киевской драм. труппе, затем в опереточной труппе моск. "Артистич. кружка" под рук. М. В. Лентовского. В 1886 к Р. перешла антреприза "Нового театра". В 1889-92 был в труппе т-ра "Парадиз" (Москва). Р. - родоначальник рус. опереточных комиков, завоевал огромную популярность. Обладал небольшим, но приятным голосом, музыкальностью, сценич. темпераментом и острым (до эксцентриады) чувством юмора. Его коронными номерами были злободневные куплеты. Являлся мастером импровизации. Лучшие роли: Калхас, Губернатор, Бобеш ("Прекрасная Елена", "Перикола", "Синяя Борода" Оффенбаха), Генерал, Доронио ("Фатиница", "Донна Жуанита" Зуппе), Оллендорф ("Нищий студент" Миллёкера) и др.

Литература: Янковский М., Оперетта, Л.-М., 1937; Ярон Г., О любимом жанре, М., 1960, 1963.

А. Р. Владимирская.

Родство тональностей

Статья большая, находится на отдельной странице.

Родыгин Е. П.

Евгений Павлович (р. 16 II 1925, г. Чусовой Пермской обл.) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1973). Окончил Уральскую консерваторию в 1948 по классу фп. у О. К. Эйгеса и в 1950 по классу композиции у В. Н. Трамбицкого. В 1950-56 руководитель муз. группы, затем зав. муз. частью Уральского рус. нар. хора. Автор мн. популярных песен на слова сов. поэтов.

Родыгин Е. П.

Сочинения: оперетта Рассвет над Иртышом (1960, Омский т-р муз. комедии); муз. комедии - Простор широкий (1961, Свердловский т-р муз. комедии), Счастье трудных дорог (1963, Омский т-р муз. комедии); кантата Поэма о слепом баянисте (сл. А. А. Суркова, 1950); песни для хора, в т. ч. Как у дедушки Петра (слова народные, 1951), Слава партии (сл. Е. Е. Хоринской, 1952), Вдали мне песня слышится (сл. Я. З. Шведова, 1953), Уральская рябинушка (сл. M. M. Пилипенко, 1953), Едут новосёлы (сл. Н. Солохиной, 1954), Куда бежишь, тропинка милая (сл. А. И. Пришельца, 1955), Вперёд, молодёжь (сл. И. И. Тарабукина, 1957), Звёздочка тучку задела, Я - человек среди людей (обе на сл. В. И. Радкевича, 1977); песни для голоса с фп. или в сопровождении баяна - У границы (сл. H. P. Карташова, 1955), Шла по берегу девчонка (сл. Б. В. Ширшова, 1956), Свердловский вальс (сл. Ю. И. Мячина, 1957); для квартета баянов - фантазии: на тему Ракоци-марша (1952) на мотивы польских нар. песен (1953), на уральские темы (1955); музыка к драм. спектаклям - "Размолвка" Ю. И. Мячина (1955), "Чудесный сплав" В. М. Киршона (1956), "С новым счастьем" М. А. Светлова (1957).

Литература: Манжора Б. Г., Песни Евгения Родыгина, "СМ", 1957, No 3; его же, Государственный Уральский русский народный хор, Свердловск, 1958; Сокольская Ж., Сила песни, "СМ", 1964, No 1.

M. P. Леонова.

Рожавёльдьи М.

Рожавёльдьи М. (Rуzsavцlgyi; наст. фам. - Розенталь, Rosenthal) Марк (Маркус) (1789, Балашшадьярмат - 23 I 1848, Будапешт) - венг. скрипач и композитор. Игре на скрипке обучался у школьного учителя, затем брал частные уроки в Праге. В 1808 дебютировал в Пеште, позднее был муз. директором венг. театр. труппы там же. В 1813-33 (с перерывами) жил в Байа, давал уроки музыки, концертировал во мн. городах Венгрии. С 1824 его венг. танцы публиковались в периодич. изд. "Венгерские песни из области Веспрем" ("Magyar nуtбk Veszprйm vбrmegyйbцl", в обр. для фп. И. Рузички), а также во мн. пештских изданиях. С 1833 жил в Пеште. В 1835 выступал в Вене. В 1844 Р. организовал собств. цыганский оркестр, с к-рым выступал в Нац. т-ре в Будапеште в присутствии Ф. Листа (1846). Лист использовал темы Р. в "Венгерских рапсодиях" NoNo 8, 12, 13. Автор сюиты для оркестра "Звуки национальной радости" ("Nemzeti цrцmhangok", 1837), комич. оперы "Вышеградские искатели клада" ("Visegrбdi kincskeresцk", 1839), "Первого венгерского бального танца" (1841), а также первого опубл. чардаша (1835). Творчество Р. знаменует новый расцвет вербункоша (написал ок. 200 венг. танцев).

Литература: Rйti Z., Rуzsavцlgyi Mark, Bd pst, 1975.

Рожавская Ю. Г.

Юдифь Григорьевна (р. 12 XI 1923, Киев) - сов. композитор. В 1946 окончила Киевскую консерваторию по классу фп. у E. M. Сливака, в 1947 - по классу композиции у М. А. Гозенпуда, в 1951 - аспирантуру (фп., рук. E. M. Сливак). Во время Великой Отечеств. войны 1941-45 участник фронтовых конц. бригад.

Сочинения: опера (детская) Казка про загублений час (Сказка о потерянном времени, 1971, Киевский т-р оперы и балета), балет Королевство кривых зеркал (1966, там же); для солиста, чтеца и орк. - сюита Снегурочка (1955); для солистов, хора и орк. - 2-я часть коллективной кантаты Моя Радянська Украчна (1952), 3-я часть коллективной кантаты Слава жцнкам-трудцвницям (1950); для орк. - симф. поэма Днепр (1956); концерт для фп. с орк. (1946); фантазия для орк. нар. инструментов (1949); для голоса с фп. - романсы (более 50), в т. ч. цикл Моя любовь (на сл. В. Н. Сосюры), Мудрость (на сл. В. А. Коротича), 4 романса на сл. А. А. Ахматовой (1967), 5 циклов песен для детей; песни (св. 100), в т. ч. Планета рассветов, Завет отца, Летят, будто чайки... и др.; музыка для драм. т-ра, кино, радиопостановок.

H. H. Сидоренко.

Рождественская Н. П.

Наталья Петровна (р. 24 IV (7 V) 1900, Нижний Новгород, ныне Горький) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. РСФСР (1947). В 1929 окончила ГИТИС (училась у С. И. Друзякиной и А. Б. Хессина). Конц. деятельность начала в 1926. В 1929-60 солистка Всесоюзного радио. Обладая широким художеств. кругозором, Р. уделяла внимание преим. камерному исполнительству. Наряду с рус. и заруб. классикой пропагандировала соч. сов. композиторов - Ан. Н. Александрова, Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, В. В. Нечаева, С. Е. Фейнберга и др. Участвовала в конц. исп. опер. Партии: Графиня ("Свадьба Фигаро"), Донна Анна ("Дон Жуан"), Миньон ("Миньон"), Манон Леско ("Манон Леско" Пуччини), Донна Анна ("Каменный гость"), Франческа ("Франческа да Римини" Рахманинова), Наталья ("Опричник"), Этери; Бэла ("Бэла" Александрова), Наталья ("Тихий Дон"), Феврония (грамзапись фирмы "Шан дю монд" в Париже, 1963, удостоена "Гран при"). Исполнение Р. отличалось стилистич. тонкостью, интеллектуальной углублённостью. Перрвела на рус. яз. либретто опер "Дитя и волшебство", "Испанский час" Равеля, "Арабелла" Р. Штрауса, "Человеческий голос" Пуленка, "Умница" Орфа, "Похождения повесы" И. Ф. Стравинского и др. Чл. жюри мн. всесоюзных и междунар. вок. конкурсов.

Литература: Сокольский М., Домик в Нижнем, "СМ", 1970, No 10.

M. M. Яковлев.

Рождественский В. П.

Всеволод Петрович (р. 2 VII 1918, Полтава) - сов. композитор и дирижёр. Засл. деят. иск-в УССР (1970). Чл. КПСС с 1954. С 1935 учился в Харьковской консерватории у С. С. Богатырёва, в 1939-41 - в Киевской консерватории у Л. Н. Ревуцкого. С 1945 гл. дирижёр и зав. муз. частью Киевского драм. т-ра им. И. Франко. В своём творчестве опирается на укр. фольклор, тяготеет к лирико-бытовым темам. Автор мн. муз. комедий, поставленных в основном в Киевском т-ре оперетты, в т.ч. "За двумя зайцами" (1954), "Пламенное сердце" (1957), а также 2 кантат, произв. для симф., дух., эстр. оркестров и для оркестра нар. инструментов, камерно-инстр., фп. соч., хоров, романсов, песен и др., музыки к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Рождественский Г. Н.

Геннадий Николаевич (р. 4 V 1931, Москва) - сов. дирижёр. Нар. арт. СССР (1976). В 1954 окончил Моск. консерваторию по классу дирижирования у Н. П. Аносова, фп. - у Л. Н. Оборина. В 1951-60 дирижёр, в 1965-70 гл. дирижёр Большого т-ра. В 1961-74 гл. дирижёр и худ. рук. Большого симф. оркестра Всесоюзного радио и телевидения. В 1974-77 гл. дирижёр Стокгольмской филармонии, с 1978 - оркестра "Би Би Си" (Лондон). С 1974 гл. дирижёр Моск. муз. камерного т-ра. С 1976 проф. Моск. консерватории. В репертуаре Р. наряду с классикой широко представлены произв. совр. зап.-европ. композиторов (П. Хиндемита, А. Шёнберга, А. Берга, Б. Мартину, Ф. Пуленка, Д. Мийо, А. Онеггера и др.). Активный пропагандист соч. сов. авторов, прежде всего С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича. На основе музыки Прокофьева к спектаклям "Евгений Онегин", "Борис Годунов" и фильму "Пиковая дама" Р. создал орк. сюиту "Пушкиниана" (1961). Под упр. Р. состоялись премьеры ряда произв. Р. К. Щедрина, К. С. Хачатуряна и др. Р. - один из крупнейших совр. дирижёров. Его исполнение отличается сочетанием интеллектуальной глубины с яркой артистич. эмоциональностью, отточенностью проф. техники, ювелирной отделкой деталей. На сцене Большого т-ра дирижировал операми и балетами. Ленинская пр. (1970, за участие в пост. балета "Спартак" Хачатуряна, Большой т-р). Почётный чл. Швед. корол. академии (1975). За грамзапись всех симфоний С. С. Прокофьева диплом Академии Шарля Кро в Париже (1969), "Гран при" фирмы "Шан дю монд" за мн. записи. Автор книг "Дирижёрская аппликатура" (Л., 1974), "Мысли о музыке" (М., 1975).

Литература: Rацер E., Эскиз портрета, "СМ", 1964, No 1; Григорьев Л., Pлатек Я., Верность музыке, "МЖ", 1967, No 12.

M. M. Яковлев.

Рождественский Н. Н.

Николай Николаевич (1888-1934, Алма-Ата) - сов. певец (драм. тенор). Солист Т-ра муз. драмы (1913-15), Оперного т-ра С. И. Зимина (1916) и оперной труппы Нар. дома (1918-26) в Петербурге (Петрограде - Ленинграде). Партии: Григорий ("Борис Годунов"), Садко; Лыков ("Царская невеста"), Андрей ("Мазепа"), Дон Жуан ("Каменный гость" Даргомыжского); Парсифаль; Вальтер ("Нюрнбергские мейстерзингеры"), Фауст, Хозе; Де Грие ("Манон" Массне); Дон Карлос; Рудольф ("Богема"). Вёл конц. деятельность. В репертуаре Р. романсы и песни С. И. Танеева, Н. К. Метнера, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Э. Грига, М. Равеля, К. Дебюсси. Ему принадлежат воспоминания о Л. В. Собинове (в сб.: "Л. В. Собинов, 1898-1923", 1923).

Литература: Б.-Б. (Богданов-Березовский В. М.), H. H. Рождественский, "ЖИ", 1925, No 33; его же, Мастера камерного пения, "СМ", 1971, No 8; Левин С. Ю., Записки оперного певца, М., 1955, с. 340-45, М., 1962, с. 634-41.

"Роже"

"Роже" ("Roger") - муз. издательство в Амстердаме. Основано Этьеном Роже (1665, Кан - начало июля 1722, Амстердам) в нояб. 1695 совм. с де Лормом (в 1697 вышел из фирмы). С 1717 компаньоном Роже был муж его дочери Мишель Шарль Ле Сен, к-рый возглавил издательство после его смерти. Роже усовершенствовал нотопечатание, введя более чёткие и ясные нотные знаки и большие, чем прежде, форматы изданий. Каталог фирмы в 1702 насчитывал более 200 названий, в 1716 - более 400. Фирма издала соч. мн. итал., франц., нем., англ. и нидерл. композиторов, осуществила переиздание всех произв. А. Корелли. В сер. 18 в., вскоре после смерти Ле Сена (1743), она прекратила существование.

Роже-Дюкас Ж. Ж. Э.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рожечники

Рожечники - исполнители на рус. пастушьих рожках (см. Рожок). Игра на этих инструментах издавна была распространена среди пастухов. Встречались и ансамбли ("хоры") Р., сопровождавшие пение, а также исполнявшие самостоятельно песни и инстр. пьесы. Типичные составы ансамблей - 3-4 рожка. В кон. 19 - нач. 20 вв. известность в России и за рубежом (выступали на междунар. Парижской выставке 1884) приобрели ансамбли Р. под упр. Н. В. Кондратьева и Н. Корзинова, позднее П. Г. и Н. Г. Пахаревых (бр. Бахаревых) и А. В. Сулимова. Коллектив Кондратьева отличался высоким исполнительским мастерством. В основе многоголосия хора Р. - подголосочная полифония протяжной и плясовой русской народной песни.

Литература: Смирнов Б., Искусство владимирских рожечников, М., 1959; Вертков К., Русские народные музыкальные инструменты, Л., 1975, с. 148-53.

Н. А. Лисова.

Рожнов А. И.

Александр Иванович (1821-2(14) IV 1878, Петербург) - рус. хор. педагог и композитор. С 1850 пом. учителя, затем ст. учитель пения (до 1864) Придв. певч. капеллы. Одноврем. учитель хора Исаакиевского собора (с 1859). Создал методич. пособия, в т.ч. "Руководство для обучающихся пению в народных и патриотических школах..." (1866, переизд. 1871, 1872 и 1910), "Нотная азбука для певческих хоров" (1867, вып. 4 переиздан в 1871), "Учебник для пения по цифрам" (с таблицами; 1871) и др., а также составил ряд сб-ков, среди к-рых "Родные звуки" ("Собрание народных напевов, аранжированных на 4 однородных голоса", 1867), Антология (50 пьес разл. композиторов, для 3 голосов, 1871). Способствовал ознакомлению школьников с рус. и укр. нар. песнями. Написал неск. духовных произв. и 3-гол. хоры "Детские песни" (1872).

Рожок

1) Часть назв. разл. дух. инструментов, напр. рожок английский, рожок почтовый и др.

2) Рус. нар. мундштучный (см. Мундштук) инструмент, называемый также Р. пастушьим. Изготовляется из берёзы, клёна, пальмы или можжевельника. Имеет конич. ствол, заканчивающийся раструбом, с 6 игровыми отверстиями. Мундштук в виде небольшого углубления вырезается в верхнем конце ствола. Существуют дискантовые (малые), т. н. визгунки (длина 320-360 мм), т. н. полубаски и басовые (длина ок. 600-800 мм). Осн. звукоряд диатонич., в пределах септимы; путём передувания он расширяется до 1,5 октавы. Звук довольно сильный, но мягкий. Как муз. инструменты Р. использовались преим. в Тверской и Владимирской губ., где в 18 в. выдвинулись искусные мастера игры, т. н. рожечники. На Р. исполняют сигнальные наигрыши, песни, танцы, сопровождают хор. пение. Традиции игры на Р. сохранились во Владимирской, Ивановской и Костромской обл. Разл. Р. входят в нек-рые совр. оркестры и ансамбли рус. нар. инструментов.

Литература: Смирнов Б., Искусство владимирских рожечников, М., 1959, 1965; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975; Вертков К., Русские народные музыкальные инструменты, Л., 1975, с. 69, 151.

Н. А. Лисова.

Рожок английский

Рожок английский (неправильный перевод франц. cor anglй, букв. - согнутый под углом рог: ошибка из-за смешения одинаково звучащих франц. слов anglais - английский и angle - согнутый под углом; англ. English horn, нем. englisch Horn) - духовой язычковый муз. инструмент. Разновидность гобоя - увеличенный альтовый гобой в строе F. Происходит от альтово-теноровых разновидностей предшественников гобоя. Под назв. "охотничьего" гобоя (oboe di caccia) появился в нач. 18 в., широко применялся И. С. Бахом и его современниками. Во 2-й пол. 18 в. почти полностью исчез из орк. практики, сохранившись лишь в "малых" симф. жанрах (напр., в серенадах, дивертисментах у В. А. Моцарта). Вновь стал широко использоваться в 19 в. под назв. Р. а. (corno inglese) в соч. Дж. Мейербера, Г. Берлиоза и др. романтиков. Ранние образцы имели серповидную или коленчатую изогнутую форму. Ок. 1820-30-х гг. Триебер и А. Бро сконструировали в Париже прямой Р. а. Аппликатура та же, что у гобоя. Диапазон - е-а2 или b2. Тембр Р. а. более густой, полный и мягкий, чем у гобоя.

Литература: Левин С., Духовые инструменты в истории музыкальной культуры, Л., 1973, с. 149-50; Вainеs A., Woodwind instruments and their history, L., 1956.

H. А. Лисова.

Рожок пастуший

Рожок пастуший - рус. нар. духовой мундштучный инструмент, см. Рожок 2).

Рожок почтовый

Рожок почтовый - духовой мундштучный муз. инструмент. Имел конич. ствол, обычно без вентилей или клапанов. С 16 в. использовался в европ. странах дял оповещения о прибытии конной почты. Изготовлялся из металла. Формы Р. п. разнообразны - кольцеобразно свёрнутая, серпообразная, позднее - прямая; Р. п. - предшественник корнет-а-пистона и нек-рых др. дух. мундштучных инструментов. Вышел из употребления.

Литература: Thiemе К., Zur Geschichte des Posthorns, в изд.: Gumbert F., Posthorn-schule und Posthorn-Taschenliederbuch, Lpz., 1903.

Роза С.

Роза С. (Rosa) Сальваторе (20 VI или 21 VII 1615, Apeнелла, близ Неаполя - 15 III 1673, Рим) - итал. художник, поэт, музыкант. С 1639 жил в Риме, в 1640-49 работал при дворе Медичи во Флоренции, затем до конца жизни - снова в Риме. Хорошо играл на лютне. Р. принадлежат тексты неск. од и кантат М. А. Чести и Бандини. Одна из его 7 лит. сатир (первая - ок. 1640) подвергает критике совр. ему церк. музыку. Англ. музыковед Ч. Бёрни в "Истории музыки" (т. 4) ошибочно приписал Р. 8 кантат (рукоп.) и 18 канцонетт (рукоп. хранится в Ин-те археологии и истории иск-ва при Римском ун-те), принадлежащие Чести, Дж. Б. Бонончини, А. Скарлатти. Личность Р. привлекала музыкантов яркой, разносторонней художеств. одарённостью. Ф. Лист написал фп. пьесу "Канцонетта Сальваторе Розы" ("Годы странствий", тетрадь 2, No 3, 1849), А. К. Гомис - оперу "Сальваторе Роза" (1874).

Литература: Вurnеу Ch., A general history of music, v. 3-4, L., 1789, тоже, v. 2 N. Y., 1957, p. 126, 621, 626; Arienzo N. d', Salvatore Rosa e lo Stile monodico da camera, "RMI", 1894. v. 1; Walker F., Salvatore Rosa and music, "The monthly musical record", 1949, v. 79, Oct., 1950, v. 80, Jan.-Feb.; Schlitzer F.,A letter from Cesti to Salvator Rosa, там же, 1954, v. 84, July-August, p. 150-52.

Г. С. Скудина.

Розанов А. С.

Александр Семёнович (p. 29 X (11 XI) 1910, Петербург) - сов. музыковед и композитор. Кандидат искусствоведения (1971). В 1931 окончил Ленингр. консерваторию по классу фп. у Л. В. Николаева и композиции - у В. П. Калафати. Основной круг интересов Р. - муз. культура 18 в. и 1-й пол. 19 в. Автор муз.-историч. исследований, текстологических работ и публикаций. Р. восстановил отдельные сочинения Д. С. Бортнянского, впервые опубликовал произв. нек-рых рус. композиторов 18-19 вв. - Н. П. Яхонтова, А. С. Гуссаковского и др., ряд писем зарубежных деятелей иск-ва, в т. ч. Г. Берлиоза, Ф. Листа, Ж. Санд, П. Виардо. Ред. академического издания "М. И. Глинка. Литературные произведения и переписка" (т. II Б, сост. 1977) сб.: "Г. А. Ларош. Избранные статьи" (вып. 4, 1977). За создание монографии "Полина Виардо-Гарсиа" избран почётным чл. франц. лит. об-ва "Ассоциация И. Тургенева, М. Малибран и П. Виардо". Автор муз. произв., в т. ч. опер для детей - "Весёлый портняжка" (1939), "Серёжа Костриков" (1940), концерта для фп. с орк. (1949), сюиты для 2 фп. (1951), сонаты для скр. и фп. (1952), песен, романсов, фп. пьес и песен для детей, обр. нар. песен.

Сочинения: Композитор Н. П. Яхонтов, в сб.: Муз. наследство, т. 1, М., 1962; Письма Г. Берлиоза, Г. Бюлова, Л. Делиба, А. Казеллы и др., в сб.: Письма зарубежных музыкантов. Из русских архивов, Л., 1967; Полина Виардо. Письма к М. Ю. Виельгорскому, в сб.: Муз. наследство, т. 2, М., 1968; Неизданные и забытые произведения А. С. Гуссаковского и Н. Н. Лодыженского, там же; Полина Виардо-Гарсиа, Л., 1969, 1973; "Празднество сеньёра" - опера Д. С. Бортнянского, в сб.: Муз. наследство, т. 3, М., 1970; Д. С. Бортнянский. Опера "Сокол" (публикация, исследование и комментарии), в серии "Памятники рус. муз. искусства", вып. 5, М., 1975; Новое об Алябьеве, "МЖ", 1975, No 10; Музыкальный Павловск, Л., 1977.

О. Е. Левашёва.

Розанов В. П.

Виктор Петрович (р. 17 IX 1926, Дебальцево Донецкой обл.) - сов. артист оперы и оперетты (лирич. тенор). Нар. арт. РСФСР (1979). В 1958 окончил Харьковский ин-т иск-в, с того же года солист оперных т-ров Новосибирска, Харькова, Воронежа. Исполнил ряд партий, в их числе Ленский, Владимир Игоревич, Юродивый, Герцог, Альфред; Альмавива ("Севильский цирюльник"), Фауст; Серёжа Брузжак ("Павка Корчагин" Юхновского), Люченцио ("Укрощение строптивой" Шебалина). С 1963 солист оперетты Магаданского обл. муз.-драм. т-ра. В репертуаре св. 50 партий в опереттах и муз. комедиях, среди них - Эдвин, Рауль, Мистер Икс, Раджами ("Сильва", "Фиалка Монмартра", "Принцесса цирка", "Баядера" Кальмана), Альфред, Генрих Айзенштейн ("Летучая мышь" Штрауса), Джим ("Роз-Мари" Стотхарта и Фримля), Андрей Туманский ("Холопка" Стрельникова), Аверин ("Севастопольский вальс" Листова), Ким Лесовой ("Требуется героиня" Баснера). Выступает в концертах.

Розанов С. В.

Сергей Васильевич (23 VI (5 VII) 1870, Рязань - 31 VIII 1937, Москва) - сов. кларнетист педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1934). В 1890 окончил Моск. консерваторию по классу кларнета у у Ф. К. Циммермана. В 1891-94 играл в оркестрах моск. оперных т-ров. В 1894-1929 артист оркестра Большого т-ра (с 1897 первый кларнетист); одноврем. в качестве солиста принимал участие в симф. концертах, выступал в камерных ансамблях. Был одним из организаторов Первого симф. ансамбля без дирижёра ("Персимфанс") и его участником в 1922-32. В 1916-37 проф. Моск. консерватории (в 1931-35 зав. кафедрой дух. инструментов), читал курс лекций по методике преподавания игры на дух. инструментах. Р. был блестящим солистом-виртуозом, игра к-рого отличалась редким по красоте и теплоте тембра звуком, а также выдающимся ансамблистом. Глава моск. школы игры на кларнете, он воспитал плеяду талантливых учеников (А. В. Володин, А. А. Александров, И. Н. Майоров, А. Г. Семёнов, А. Л. Штарк и др.). В 1905 усовершенствовал клапанный механизм кларнета. Участвовал в разработке новых моделей кларнета, содействовал развитию отечеств. производства дух. инструментов. Автор брошюры "Основы методики преподавания игры на духовых инструментах" (М., 1935, 1938), "Школы игры на кларнете" (М., 1940, 1968), "Упражнений для развития техники на кларнете" (тетради 1-2, М., 1928, 1951). Ему принадлежат также мн. транскрипции для кларнета произв. зап.-европ. и рус. композиторов.

И. М. Ямпольский.

Розанова-Нечаева А. А.

Александра Александровна (8 (20) XI 1876, Дрезден - 9 I 1942, Ленинград) - сов. пианистка и педагог. В 1888-94 обучалась игре на фп. под рук. М. А. Балакирева. В 1899 окончила Петерб. консерваторию по классу фп. у С. А. Малозёмовой. Позднее в Париже пользовалась советами П. Видаля и Б. Сельва. В 1899-1929 преподавала игру на фп. в Петерб. (Ленингр.) консерватории (с 1923 профессор). Среди её учеников - Н. О. Голубовская, И. О. Гутерман, Н. А. Морозова, К. М. Селихович, В. Н. Фрейман, Д. Д. Шостакович. Участвовала в квартетных собраниях и концертах Петерб. отделения РМО (как солистка и в ансамбле с А. В. Вержбиловичем), Об-ва друзей камерной музыки, Павловского вокзала. Гастролировала за рубежом.

А. С. Розанов.

Розвод

Розвод (церк.-слав.), развод, - расшифровка "тайнозамкненного", сокращённо записанного особыми знаками участка мелодии знаменного распева (напр., фиты) с помощью обычной знаменной нотации. Р. появился на рубеже 16-17 вв., когда количество зашифрованных записей очень выросло, а обозначения зашифровки стали такими, что певцам было трудно опознавать скрытый за ними мотив. Чтобы помочь певцам, зашифрованные мотивы начали выписывать на полях соответствующих листов книги обычными знаменами. В 17 в. появились сборники "тайнозамкненных" мотивов и их Р. - фитники.

Литература: см. при ст. Фита.

Розенов Э. К.

Эмилий Карлович (15 (27) X 1861, Париж - 17 VI 1935, Москва) - сов. музыковед, пианист, композитор. Окончил в 1884 математич. ф-т Моск. ун-та, в 1889 - Моск. консерваторию по классу фп. у В. И. Сафонова (занимался также у Г. А. Лароша и А. С. Аренского). Выступал как пианист и муз. критик. В 1906-16 преподавал игру на фп. в Моск. консерватории. В 1902 участвовал в создании "Муз.-науч. общества", в 1909 стал одним на учредителей об-ва "Муз.-теоретич. библиотека" в Москве (организовал при нём фп.-педагогич. секцию; библиотекарь об-ва). Принимал также участие в работе Муз.-этнографич. комиссии, Кружка любителей рус. музыки (Керзинский кружок). Сотрудничал в газ. "Moskauer deutsche Zeitung", "Новости дня" (1897-1900), "Московские ведомости" (1898-99). С 1919 зав. Библиотечным подотделом Муз. отдела Наркомпроса; одноврем. в муз. отделе Моск. Пролеткульта один из организаторов муз.-теоретич. секции. В 1921-31 сотрудник ГИМНа, член многих его секций, первый пред. Комиссии по вок. методологии. Разрабатывал проблемы фп. и вок. педагогики, акустики, гармонии, муз. формы, психологии и эстетики. Мн. работы Р. остались в рукописях, в т. ч. "Основы рациональной музыкальной эстетики" (с опорой на данные психологии, физиологии, естествознания вообще). Автор муз. произведений.

Сочинения: Научные основы фортепианной педагогики и вытекающий из них "естественный метод" преподавания, "Изв. С.-Петербургского общества музыкальных собраний", 1904, янв.-февр.; О применении закона "Золотого деления" в музыке. Эстетическое исследование, СПБ, 1904; И. С. Бах (и его род), М., 1911; Закон золотого сечения в поэзии и в музыке, в кн.: Сборник работ физиолого- психологической секции, вып. 1, М., 1925; О развитии и преобразовании тональной системы. Сборник работ Комиссии по музыкальной акустике, вып. 1, М., 1925; Учение о примерном тоне, в кн.: Сборник докладов... на первой Всероссийской конференции вокальных ученых и педагогов, М., 1926; Творческие достижения Бетховена в области музыкальной формы, "Музыка и революция", 1927, No 3; Новое в учении о гармонии, там же, 1927, No 9; Об основных принципах клавирной методики, в кн.: Сборник работ фортепианно-методологической секции, вып. 1, м., 1930.

Т. Н. Соловьёва.

Розенталь Манюэль

Розенталь Манюэль (Rosenthal) Манюэль (р. 18 VI 1904, Париж) - франц. композитор и дирижёр. Учился в Парижской консерватории у Ж. Бушри (скрипка), Ж. Ире (полифония). Изучал композицию. В 1928 дебютировал как дирижёр и скрипач в оркестрах Ж. Падлу и Ш. Ламурё. С 1934 дирижировал разл. симф. оркестрами Парижа, в 1934-39 и 1944-48 - Нац. оркестром Франц. радио (в 1944-47 худ. рук. и гл. дирижёр). В 1948-51 работал в США: гл. дирижёр оркестра в Сиэтле (шт. Вашингтон) и профессор (класс композиции) колледжа в Такоме. С 1962 профессор Парижской консерватории (орк. класс). С 1964 руководитель оркестра в Льеже. В разл. время выступал с оркестрами т-ров "Гранд-Опера", "Опера комик". Гастролировал в Европе, Юж. и Сев. Америке. Центр. место в конц. программах Р. занимают произв. К. Дебюсси, М. Равеля, И. Ф. Стравинского, Б. Бартока,. П. Хиндемита. В композиторском творчестве развивает традиции Равеля, Э. Шабрие. Оркестровал неск. соч. Равеля, в т. ч. "Колыбельную на имя Форе" (для скрипки и фп.), вок. циклы "Естественные истории" и "5 народных греческих мелодий" (No 2-4), "3 песни Дон Кихота к Дульцинее".

Сочинения: оперы - Лавка шёлковых тканей (Rayon des soieries, 1928, пост. 1930, "Опера комик", Париж), Женщины у гробницы (Les femmes au tombeau, лирич. драма, 1956, пост. 1957, "Театр Наций", Париж), Гоп, синьор! (Нор, signor!, лирич. драма, 1961, пост. 1962, т-р "Капитоль", Тулуза); балеты - Шутливый поцелуй (Un baiser pour rien, 1929, пост. 1936, "Гранд-Опера"), Парижское веселье (Gaietй parisienne, по Ж. Оффенбаху, 1938, Монте-Карло), Чтобы чёрт его побрал (Que le diable l'emporte, 1948, т-р "Мариньи", Париж); муз. комедии - Чёрная курица (La poule noire, 1937) и др.; для солистов, хора и орк. - оратория Св. Франсуа Асизский (Saint-Franзois d'Assise, 1939), кантаты Скорбящая богоматерь Авиньона (La pieta d'Avignon, для вок. квартета и струн. орк., 1943) и От Рождества Христова (Роur le temps de la Nativitй, 1944); для орк. - 2 симфонии (Рождественская - Simphonie de Noлl, 1947; C-dur, 1949), сюиты Маленькие подмастерья (Les petits mйtiers, 1936; оркестровка фп. пьесы), Жанна д'Арк (1936), Застольная (Musique de table, 1941), симф. поэма Магия Манхеттена (Magie Маnhatten, 1948), Французское рондо (1955); Эзопов пир (Aesopi convivium, для скр. и фп. с орк., 1948, исп. 1952); камерно-инстр. ансамбли, в т. ч. Вечера на Пти Жуас (Les soirйes du petit Juas, 8 пьес для струн. квартета, 1942); фп. пьесы, хоры, романсы, песни, музыка к фильмам.

Литература: M. Rosenthal, (Р., 1964) (список соч.).

А. Т. Тевосян.

Розенталь Маурыцы

Розенталь Маурыцы (Rosenthal) Маурыцы (Мориц) (18 XII 1862, Львов - 3 IX 1946, Нью-Йорк) - польский пианист. Учился игре на фп. у К. Микули в Львовской консерватории (1872-74), у Р. Джозеффи в Вене (1875), у Ф. Листа в Веймаре и Риме (1876-78). Дебютировал в 1876 в Вене; начал гастролировать в Румынии и Польше, затем прервал конц. деятельность для изучения философии в Венском ун-те (1878-84). С 1876 занимал должность корол. пианиста в Румынии. Возобновил выступления в 1886 в Вене. Гастролировал в США (1888), Великобритании (1895), России (кон. 19 в.). С 1936 жил в США.

Один из крупнейших пианистов своего времени, Р. отличался блестящей техникой, совершенной во всех её видах. Его игре были присущи изящество, грация, лёгкость. Унаследовав важные черты листовского романтич. пианизма, Р. несколько поверхностно подходил к раскрытию содержания, увлекался внеш. эффектностью. Вносил черты салонности в интерпретацию соч. Ф. Шопена, в произв. Листа им подчёркивалась чисто виртуозная сторона, элементы светской элегантности особенно выделялись в исп. Р. его собств. фантазии на темы И. Штрауса "Венский карнавал". Автор фп. произв. и "Школы продвинутой фортепианной игры" ("Schule des hцheren Klavierspiels. Technische Studien bis zur hцchsten Ausbildung", В., 1892, совм. с L. Schytte).

Д. А. Рабинович.

Розеншильд К. К.

Константин Константинович (20 III (1 IV) 1898, Варшава - 7 XI 1971, Москва) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1946). Чл. КПСС с 1929. Учился в Кубанской консерватории (Краснодар, фп., 1921-23) и на историко-теоретич. ф-те Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных в Москве (окончил экстерном в 1945). Занимался также на ф-те обществ. наук в ун-те Ростова-на-Дону, на философском отделении Ин-та Красной профессуры. В 1920-28 преподаватель философии в сов. партийных школах Ростова-на-Дону, Краснодара, Москвы; лектор (выступал по вопросам музыки). Был зав. сектором иск-в ВЦСПС (1931-33), художеств. отделом Всероссийского гастрольно-конц. объединения (ВГКО, 1937-40). Преподавал историю музыки в Краснодарском муз. техникуме (1934-36), Муз. уч-ще им. Гнесиных (1936-45). С 1945 преподаватель (с 1948 доцент, в 1946-52 зав. кафедрой истории музыки) Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных, в 1945-52 преподавал также в Моск. консерватории. Науч. интересы Р. в основном были сосредоточены на проблемах заруб. музыки, занимался также вопросами сов. муз. культуры.

Сочинения: Иоганн Себастьян Бах. Произведения для клавира, (М., 1955); К спорам о современной гармонии, "СМ", 1958, No 6, 8; Источник силы и успехов советской музыки, М., 1959; Полифонические формы. Фуга, М., 1960; История зарубежной музыки до середины XVIII века, вып. 1, М., 1963, 1973; Молодой Дебюсси и его современники, М., 1963; Музыкальное искусство и религия. Исторический очерк, М., 1964; Религия и музыка современного Запада, "СМ", 1964, No 8; Из малеровских времен, там же, 1967, No 1, 3; "Гойески" Гранадоса, там же, 1968, No 1; Палестрина и современность, там же, 1969, No 2, 4; Полифонические формы. Фуга, в сб.: Музыкальные жанры, М., 1968; Энрике Гранадос, М., 1971, и др.

И. М. Ямпольский.

Розетка

Розетка (франц. rosette, букв. - розочка) - украшение на деке у струн. инструментов, ажурное или с отверстиями. Имеет акустическое, а также декоративное значение (напоминает по форме богато орнаментированное окно готич. собора, т. н. розу). Делается с применением художеств. резьбы, инкрустации, мозаики. Первоначально (16 в.) появилась у щипковых инструментов. У инструментов лютневого типа и виол фигурная Р. вставлялась в резонаторное отверстие (для прочности Р. обычно изготовлялась из пергамента, наклеенного на тонкую пластинку из плотного дерева). У старинных виол при дополнит. резонаторном отверстии Р. делалась в верх. трети длины деки, у окончания грифа. В 18 в. неск. Р. иногда вырезалось на верх. деках конц. арф, затем их стали делать (по образцу виол) также на нек-рых виолончелях (преим. тирольских), цимбалах, позднее - на фп. (в совр. инструментах не применяется).

Б. В. Доброхотов.

Розинг В. С.

Владимир Сергеевич (23 I 1890, Петербург - 24 XI 1963, Лос-Анджелес) - рус. певец (тенор). Учился у И. В. Тартакова в Петербурге. Как конц. певец дебютировал в 1910 в Петербурге, совершенствовался в Лондоне и Париже. Как оперный певец впервые выступил в Т-ре муз. драмы в Петербурге (партия Ленского). С 1913 гастролировал за рубежом, неоднократно (до 1921) в Великобритании (в 1915 пел партию Германа в спектакле, пост. по инициативе Р. на рус. яз. в Лондоне; в 1916 выступал в концертах рус. музыки под упр. В. И. Сафонова в Ливерпуле; в 1917-18 дал 40 сольных концертов в Лондоне, где также пел в оперных т-рах, в т. ч. в "Ковент-Гарден", 1921). Концертировал в Париже, Брюсселе, Мадриде. С 1921 жил в США. Руководил Истменской школой музыки в Рочестере (1923-26) и амер. оперной компанией (1927), с к-рой совершал турне по США, пел в разл. амер. оперных т-рах (до 1930), участвовал в организации муз.-театр. жизни Нью-Йорка, Чикаго. С 1939 работал в Голливуде педагогом и оперным режиссёром. Р. обладал красивым голосом с хорошо развитым верх. регистром, был тонким исполнителем и пропагандистом рус. музыки за рубежом (Б. Шоу считал Р. лучшим певцом 20 в. после Ф. И. Шаляпина). Партии: Бонн, Садко, Владимир Игоревич, Каварадосси.

Литература: Кнорозовский И., Музыкальные заметки, "Театр и искусство", 1912, No 51, с. 1014-16; Shaw В., The Perfect Wagnerists, L., 1898, 1913 (в рус. пер. в кн.: Шоу Б., О музыке и музыкантах, сб.: статей под общ. ред. И. Бэлзы, М., 1965, с. 153); Кutsсh К. J., Riemens L., Unvergдngliche Stimmen. Kleines Sдngerlexikon, Bern, 1962, 1966, S. 420-21, то же, Bern-Mьnch., 1975.

А. Б. Римский.

Розум А. Г.

Александр Григорьевич (р. 16 IV 1923, пос. Ромашково Московской обл.) - сов. певец (баритон). Нар. арт. РСФСР (1978). Чл. КПСС с 1957. В 1955 окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных у Г. Г. Адена. С 1949 солист Хора рус. песни Всесоюзного радио, с 1952 - Ансамбля сов. оперы ВТО, с 1954 - Моск. филармонии. Активный пропагандист творчества сов. композиторов, 1-й исполнитель мн. песен С. С. Туликова. Лауреат Всесоюзного конкурса на лучшее исполнение произв. сов. композиторов (1960, 2-я пр.). Гастролирует за рубежом.

Ройзман Л. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рокки С.

Рокки С. (Rocchi) Сесто (р. 4 X 1909, Сан-Поло-д'Энца) - итал. мастер смычковых инструментов. Учился у скр. мастера Г. Сгаработто в школе при консерватории в Парме. Совершенствовался в Милане у Л. Бизьяка-Старшего и в Берлине у М. Штробля (изучил не только принципы построения новых смычковых инструментов, но и основы реставрации старинных инструментов). Обучался в Милане игре на скрипке у М. Дзампа, на виолончели - у В. де Паоли. Лауреат мн. итал. конкурсов, в т. ч. во Флоренции (1952) и Риме (конкурс скр. мастеров при академии "Санта-Чечилия", 1956), Междунар. конкурса скр. мастеров им. Г. Венявского в Познани (1963) и Междунар. конкурсов в Льеже (1957, 1960, 1963, 1966) и др. Вице-президент Союза мастеров смычковых инструментов Италии и технич. эксперт Междунар. школы мастеров смычковых инструментов в Кремоне. В 1976 в Кремоне отмечалось 50-летие деятельности Р.; была организована обширная выставка его инструментов разных лет. Хотя Р. использовал элементы формы инструментов Страдивари и отчасти Дж. Гварнери дель Джезу, в целом его инструменты характеризует особый индивидуальный стиль. Р. много экспериментировал с лаками; его лак имеет разл. оттенки золотистого и красного цвета. Не применяет настройки дек. Звучание инструментов Р. очень красивое, тёплое, насыщенное.

Литература: Jаlоvес К., Enzyklopдdie des Geigenbauens, Praha, 1965; E. S., I 50 anni artistici del maestro Sesto Rocchi, "La Provincia", 1976, 7 ottobre.

Б. В. Доброхотов.

Предыдущая страница Следующая страница