Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 12, "СОЛ"-"СОХ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 12, "СОЛ"-"СОХ")

Соль

Соль (sol).

1) Один из шести слогов гексахордной сольмизационной системы, заимствованных из католич. песнопения (гимна св. Иоанну), в к-ром первый слог пятой строки "Solve polluti" начинался со звука g. Во Франции, Италии и нек-рых др. странах - обозначение V ступени основного (до мажорного) диатонич. звукоряда; тоника (I ступень) соль мажора и соль минора; прима тонич. трезвучия соль мажора (G-dur) и соль минора (g-moll).

2) Название скрипичного ключа.

3) Нижняя струна (басок) на скрипке. См. G, Сольмизация, Диатоническая гамма.

В. А. Вахромеев.

Сольмизация

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сольфеджио

Статья большая, находится на отдельной странице.

Соляник Л. А.

Лилия Антоновна (р. 11 X 1941, с. Абрамовка Оренбургской обл.) - сов. певица (колоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1979). В 1967 окончила Харьковский ин-т иск-в. С того же года солистка Новосибирского, с 1970 - Пермского т-ров оперы и балета. Партии: Антонида, Снегурочка; Марфа ("Царская невеста"), Иоланта, Джильда, Виолетта, Розина, Лакме; Лейла ("Искатели жемчуга" Бизе); исполняет также монооперу "Нежность" Губаренко и др. Выступает в концертах. Лауреат 4-го Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки (1968).

Сомерс Х. С.

Сомерс Х. С. (Somers) Харри Стюарт (р. 11 IX 1925, Торонто) - канад. композитор и пианист. В 1942-49 обучался в Корол. консерватории в Торонто игре на фп. у Р. Годдена и У. Килбёрна, композиции у Дж. Уэйнцвейга. С 1948 выступает как пианист. В 1949-50 и 1960-61 совершенствовался по композиции у Д. Мийо в Париже. В 60-е гг. работал муз. комментатором Канад. радио и телевидения в Торонто. В 1970-71 жил в Италии. Для соч. С. характерно сочетание традиц. манеры письма с додекафонной техникой.

Сочинения: оперы - Дурак (The fool, 1956, Торонто), Луис Риэль (1967, там же); балеты - Рыбак и его душа (The fisherman and his soul, 1956, Гамильтон), Баллада (Ballad, 1958, Оттава), Дом Атрея (The house of Atreus, 1964, Торонто); для орк. - симфония (1951), Пассакалья и фуга (1954), фантазия (1958), сюита Пикассо (1964), импровизация (1968); 2 концерта для фп. с орк. (1947, 1956); камерно-инстр. ансамбли - 2 сонаты для скр. с фп. (1953, 1955), 3 струн. квартета (1943-59) и др.; соч. для фп.; хоры; произв. для голоса с фп. и др.

Литература: Olnick H., Harry Somers, "The Canadian Music Journal", 1959, v. 3, No 4.

Сомис Д. Б.

Сомис Д. Б. (Somis) Джованни Баттиста (25 XII 1686, Турин - 14 или 15 VIII 1763, там же) - итал. скрипач, педагог, композитор. Обучался игре на скрипке под рук. отца - Лоренцо Франческо С. (1663 - 13 I 1736), скрипача придв. капеллы в Турине. С 1696 придв. музыкант. В 1703-06 совершенствовался у А. Корелли в Риме. С 1715 первый скрипач, с 1738 солист и придв. капельмейстер в Турине. В 1733 с огромным успехом выступал в "Духовных концертах" в Париже. Славился певучей, выразительной манерой игры. Основатель т. н. пьемонтской скрипичной школы. Среди его учеников - Ф. Джардини, Г. Пуньяни, Ж. М. Леклер, Ф. Кьябрано, П. Гиньон. Автор многочисл. скрипичных и виолончельных сонат (при жизни С. опубликовано неск. сб-ков). Мн. его произв. остались в рукописи.

Брат С. - Лоренцо С. (11 XI 1688 - 29 XI 1775) - скрипач и композитор. В 1724-70 работал в придв. капелле в Турине.

Литература: Rоberti G., La cappella regia di Torino 1515-1870, Torino, 1880; Pino G., Un grande violinista torinese ed una famiglia di Violinisti G. B. Somis, "Il Momento", Torino, 25/26 Okt., 1927; Beccherini В., Un musicista italiano del XVIII secolo, G. B. Somis, Firenze, 1959 (Accademia musicala Chigiana, v. 16); Ghisi F., Giovanbattista e L. Somis musicisti piemontesi, в кн. : Le celebrazione del 1963..., Siena, 1963; Вouquet M. Th., Musique et musiciens а Turin de 1648 а 1775, Torino, 1968.

Я. M. Ямпольский.

Соммер В.

Соммер В. (Sommer) Владимир (р. 28 II 1921, Дольни-Йиржетин) - чеш. композитор. Учился игре на скрипке у Б. Вольдана (1940-46) и композиции у К. Янечека (1942-46) в Пражской консерватории, совершенствовался по композиции у П. Воржковеца (1946-50) в Академии изящных иск-в, затем занимался у него в аспирантуре (1951-52). В годы учёбы и позднее работал с молодёжными вок.-инстр. ансамблями, обогатив их репертуар хор. и сольными песнями и танцами. В 1953 муз. ред. иностр. вещания на Радио. В 1953-56 секретарь Союза композиторов Чехословакии. С 1955 преподавал композицию в Академик изящных иск-в (с кон. 60-х гг. профессор) в Праге. В раннем творчестве ощутимо влияние С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, И. Ф. Стравинского, А. Онеггера, затем сформировался индивидуальный муз. стиль,. проявляющийся в ряде произв. С. тяготеет к философскому осмыслению совр. жизни, к постановке нравств. проблем ("Вокальная симфония"). Отрицая звуковые эксперименты, С. считает, что в основе произв. всегда должно быть мелодич. начало. Центр. место в творчестве С. занимают произв. крупных форм (симф., камерно-инстр. соч.); известны также его массовые хор. песни, в т. ч. "Слава армии" ("Slбva armбde"), "Майская" ("Mбjovб"), "Молодёжная" ("Mlбdeznickа"). Автор статей о музыке.

Сочинения: для солиста, хора и орк. - Кантата о Готвальде (Kantбta о Gottwaldovi, 1949); Вокальная симфония (Vokбlnн symfonie, с чтецом, на тексты Ф. Кафки, Ф. М. Достоевского, Ч. Павезе, 1959, 2-я ред. 1962), вок.-симф. поэма Чёрный человек (Cerny muz, по С. А. Есенину, 1967); для орк. - Sinfonia da requiem (1973), увертюра Антигона (по Софоклу, 1957), конц. симфония для 2 скр., влч. и камерного орк. (1966), симфония для струнных, фп. и ударных (1968), 3 концерта с орк. - для фп. (1952), скр. (1950), влч. (1959); камерно-инстр. ансамбли - соната для 2 скр. (1948), 3 струн. квартета (1950; 1955, Гос. пр. ЧССР, 1960; 1970); для хoра - массовые и детские песни, в т. ч. цикл Хорошо нам жить на земле (Je nбm dobre na zemi, с камерным орк., 1955), циклы для жен. и смеш. хоров; соната (1956) и др. пьесы для фп.; музыка к спектаклям драм. т-ра и к 10 кинофильмам (в т. ч. к фильму "Двадцать девятый", реж. А. Кахлика, посв. 30-летию освобождения Чехословакии).

Литература: Кучера В., Соммер и его Вокальная симфония, СМ", 1965, No 6; Симакова Н., Современная чешская симфония, в сб.: Из истории музыки социалистических стран Европы, М., 1975; Jirбnеk J., Pisnovб tvorba Vl. Sommra, "HR", 1954, s. 682-93; Vojtech I., О dosavadnн tvorbe Vl. Sommra, "Musikologie", 1955, t. 4; Кucera V., Vбsnivй drama lidkosti (nad partlturou Sommrovy Vokalni symfonie), "HR", 1964, No 10, s. 400; Кrнz J., S Vl. Sommrem о hudbe a komponovбnн, "HR", 1970, No 1, s. 24-27.

В. Н. Егорова.

Сона

Сона - со на, хайди, лаба, - кит. дух. язычковый муз. инструмент. Изготовляется из твёрдой древесины листв. пород деревьев. Имеет конич. ствол (дл. 340-670 мм) с 8 игровыми отверстиями и широким металлич. раструбом. Звук извлекается при помощи двойной камышовой трости, насаживаемой на латунную трубку, на к-рой укрепляется также круглый костяной или медный диск, служащий опорой для губ исполнителя. Существуют 2 разновидности С: большая - дасона (диапазон des1 - as2), и малая - сяосона (с2 - as3). Применяется при погребальных и свадебных обрядах как сольный и аккомпанирующий (танцам, пению) инструмент, используется также в нар. ансамблях и оркестрах, в т. ч. в оркестре муз. драмы. С. возникла в результате эволюции арабо-перс. инструмента зурны. По характеру и применению С. близки монг. суру-най, узб. сурнай, индийский санаи, а также корейский инструмент сенап.

Литература: Музыкальные инструменты Китая, авторизованный пер. с кит. под ред. и с дополнениями И. З. Алендера, М., 1958; Sachs С., Real-Lexikon der Musikinstrumente, В., 1913, Hildesheim, 1962; Buchner A., Hudebni nбstroje narodu, Praha, 1969.

Соната

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сонатина

Сонатина (итал. sonatina, уменьшит. от sonata) - небольшая и технически нетрудная соната. Часто используется в учебно-педагогич. практике (сонатины М. Клементи, Л. Бетховена и др.). Иногда подобные произв. носят назв. "маленькая соната". В 20 в. композиторы, тяготеющие к неоклассицизму, создавали С. и как художеств. произв., в к-рых в стиле данного композитора лаконично и концентрированно воспроизводятся черты сонаты периода классицизма (М. Равель, С. для фп.). Первая часть С. обычно пишется в лаконичной сонатной форме с кратко изложенными темами, не подвергающимися существенному развитию. Разработка в ней отсутствует или заменяется небольшим связующим переходом от экспозиции к репризе. Такая сонатная форма прежде называлась формой сонатины; ныне термин "С." в этом значении не применяется.

Литература: см. при статьях Сонатная форма и Соната.

В. П. Бобровский.

Сонатная форма

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сонатное allegro

Сонатное allegro - см. Сонатная форма.

Сонатно-циклическая форма

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сондецкис С.

Саулюс (р. 11 X 1928, Шяуляй Литов. ССР) - сов. дирижёр. Нар. арт. СССР (1980). Чл. КПСС с 1966. В 1952 окончил Литов. консерваторию по классу скрипки у А. Ливонта. С 1960 рук. основанного им Литов. камерного оркестра. С 1955 преподаёт в Вильнюсской средней школе иск-в им. М. К. Чюрлёниса (рук. оркестра учащихся школы; в 1976 оркестр получил золотую медаль на конкурсе молодёжных оркестров "Фонд Г. Караяна" в Зап. Берлине), с 1957 - одноврем. в Литов. консерватории (с 1959 зав. кафедрой струн. инструментов, с 1977 профессор). Чл. жюри респ., союзных и междунар. муз. конкурсов, Гос. пр. Литов. ССР (1971). Гастролирует за рубежом.

Сонки С. М.

Сонки С. М. (наст. фам. - Зонкинд) Станислав Максимович (1853-1941, Ленинград) - сов. вокальный педагог и методист. Учился пению в Милане у Ф. Ламперти В 1876 дебютировал как певец в Италии, где до 1884 выступал на сценах разл. оперных т-ров. В дальнейшем посвятил себя вок. педагогике и методике. Изучал методику пения у Обридье в Париже и у В. Рокитанского в Вене (занимался также ларингологией, анатомией, физиологией и акустикой). В 1885 открыл курсы пения в Милане. С 1888 преподавал пение в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва. С 1891 жил в Петербурге, читал лекции по методике сольного пения, выступал с докладами также в Киеве и Харькове. В 1908 совм. с H. P. Финдейзеном основал в Петербурге Об-во друзей музыки, был председателем его вок. секции; в 1911 организовал и возглавил Вокальное об-во. После Oкт. революции 1917 читал лекции (в т.ч. в Ленингр. консерватории). Деятельность С. содействовала развитию методики сольного пения в России. Его осн. работа "Теория постановки голоса в связи с физиологией органов дыхания, воспроизводящих звук Методика сольного пения" (М., 1886, 8-е изд., пересмотренное и значительно дополненное, Л., 1925; пер. на франц. яз., Париж, 1911) явилась для своего времени выдающимся трудом, в к-ром сделана попытка научно обосновать метод Ламперти. Автор статей по вопросам вок. методики.

Литература: Багадуров В. А., Очерки по истории вокальной методологии, ч. 3, вып. 1, M., 1937, с. 162-69; Назаренко И. К., Искусство пения, M. -Л., 1948, 1968, с. 243-44.

И. M. Ямполъский.

Соннек Д.

Соннек Д. (Sonneck) Оскар Джордж (6 X 1873, Джерси-Сити, штат Нью-Джерси, - 30 X 1928, Нью-Йорк) - амер. музыковед и библиограф. Муз. образование получил в ун-тах Гейдельберга и Мюнхена (до 1897). В 1902-17 работал в муз. отделе б-ки Конгресса в Вашингтоне, составил каталог партитур, хранящихся в б-ке (1912, 1969) В 1911 был представителем США на междунар. муз. конгрессах в Риме и Лондоне. С 1915 гл. ред. журн. "Musical Quarterly", с 1921 зам. гл. ред. изд-ва Ширмера. В 1919 основал (совм. с М. Ю. Бауэр) об-во Бетховена в Нью-Йорке. Авторкниг о Л. Бетховене, об амер. музыке, статей о муз. жизни США, составитель каталогов первых изданий соч. Э. Мак-Доуэлла и С. К. Фостера. Написал ряд муз. произв., гл. обр. камерно-инстр. жанра (струн. квартет, романс и рапсодия для скрипки и фп.), 3 концертштюка для фп., 2 цикла песен для баритона и фп., вок. этюды и др.

Литература: 1) соч. Classification of music and literature of music, Wash., 1904, 1917; Bibliography of early secular American music, Wash., 1905, 1945, Francis Hopklnson... and James Lyon..., Wash., 1905, 1969, Early concert-life in America (1731-1800); Lpz., 1907; Wiesbaden, 1969; A survey of music in America, Wash., 1913; Critical history of the Star-Spangled Banner, Wash., 1914; Catalogue of opera librettos printed before 1800, v. 1-2, N. Y., 1914; Early opera in America, N. Y., 1915, 1964; Miscellaneous studies in the history of music, N. Y., 1921, 1968; Beethoven Impressions of his contemporaries Selected by О. G. T. Sonneck, N. Y., 1926, 1967; Beethoven letters in America, Facsimiles with commentary by О. G. Sonneck, N. Y., 1927; The riddle of the immortal beloved, N. Y., 1927.

2) Putnam H., Goldmark R., Remarks at the funeral services for O. G. Sonneck, "MQ", 1929, v. 15, No 1; Engel C., Postscript, там же; его же, Oscar G. Sonneck, "MQ", 1929, v. 25, No 1.

С. Ю. Сигида.

Соннинен А.

Соннинен А. (Sonninen) Ахти (р. 11 VII 1914, Kyoпио) - фин. композитор. Брал уроки композиции у М. Хелы и Э. Линналы, с 1939 учился в Академии им. Я. Сибелиуса в Хельсинки. Работал учителем музыки в нач. школе и руководил хорами, одноврем. занимался собиранием нар. песен Вост. Карелии (записал 250 мелодий), на основе к-рых в 1942 создал "Восточно-карельскую сюиту" для струн. оркестра (композиторский дебют С.). В 1951-52 путешествовал по Англии и Франции; в результате полученных впечатлений написал балет "Песси и Иллюзия", к-рый принёс ему успех; среди др. произв. наиболее популярны "Симфонические моменты" ("Sinfonisia tuokioita") для струн. оркестра (1947). С 1957 преподаёт на отделении подготовки школьных учителей пения и музыки в Академии им. Я. Сибелиуса. Произв. С. отличаются жизнерадостностью, динамизмом; он широко использует фин. нар. мелос. В гармонии и особенностях тональной системы С. ощутимы влияния Б. Бартока и Д. Д. Шостаковича. Написал автобиографию, опубликованную в кн.: "Композиторы Финляндии" ("Suomen sдveltдjiд", Porvoo, 1945).

Сочинения: оперы - Дочь морского царя (Merenkunlnkaan tytдr, радиоопера, 1949), Пир после удачной охоты (Karhunpei-Jaiset, на ритуальный сюжет, 1968, Хельсинки), Госпожа моря (Haavruuva, 1971, Хельсинки); балеты - Песси и Иллюзия (Pessi ja Illusia, 1952, Хельсинки), Венки роз (Ruususolmu, 1956, Хельсинки), балет-фарс Ce (Se, 1971, Хельсинки); кантаты (ок. 15), реквием (Maantie-requiem, 1970) для солистов, смешанного хора и струн. оркестра, Финская месса (Suomalainen messiadi, 1972); для струн. орк. - сюиты: Восточно-карельская сюита (Itдkarjalainen sarja, 1942), Семь братьев (Seitsemдn veljestд, из его музыки к одноим. спектаклю драм. т-ра по произв. А. Киви, 1948), Под лапландским небом (Alla Lapin taivaan, 1954), рапсодия (1958), 4 партиты (1960); для инстумента с орк. - концерт для фп. (1945), прелюдия и Аlegro для трубы и тромбона (1961); камерно-инстр. ансамбли - пьесы для влч. и фп. Festivitas (1958) и In memoriam (1962), Тезисы (Thesen, 1968) для струн. квартета, дивертисмент для дух. квинтета (1970); 6 сюит для фп.; ок. 100 соч. для хора a cappella, в т.ч. 6 песен на библейские тексты; циклы песен с орк., в т.ч. Ночь на Ивана Купалу (Juhannusyo, 1946), Песни карельской девушки (Karjalan neidon Lauluja, 1948); романсы; музыка для кино и телевидения.

Литература: Suomen sдvellystaidё, в кн.: Oma maa, Hels., 1960; Uusi teetosanakirja, osa 18, Hels., 1964; в кн.: Mдkinen T., Nummi S., Musica fennica, Hels., 1965; Suomen sдveltдjiд, Hels., 1966; Suomi-kдsikirja, Hels., (1968).

Г. И. Лапчинский.

Соноризм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сопель

Сопель - дудка, посвистйль, пыжатка, одиночка, пбсвирелка - рус. нар. духовой муз. инструмент. Род продольной свистковой флейты. Древнейший инструмент вост. славян; под назв. С. и сопль у поминается в лит. 11-18 вв.

Возможно, в 12-13 вв. С. служила ратным муз. инструментом (в историч. песнях 11-17 вв. и др. источниках фигурирует т.н. сиповщик - "ратный игрец" на сиповке, как тогда называлась С). Позднее служила инструментом скоморохов, была распространена в нар. муз. быту. Имеет дерев. (преим. из ивы) ствол (дл. 360-400 мм) с 5-6 игровыми отверстиями. Звукоряд диатонический, диапазон - в объёме сексты или септимы (b - а1), при передувании расширяется до 2 октав (до а2). Изменяя силу воздушной струи и применяя специальную аппликатуру (комбинируя закрытые и открытые игровые отверстия), на С. извлекают хроматический звукоряд. Звук С. в нижнем регистре мягкий, сипловатый, в верхнем - сильный и резкий, в самом высоком - пронзительный и свистящий. С. - главным образом пастуший инструмент. Используется как сольный и ансамблевый самодеятельными коллективами. На С. исполняют песенные, танцевальные мелодии, сопровождают хоровое пение (протяжных песен). Распространён на Украине (под назв. сопилка) и в Белоруссии (дудка).

Литература: Привалов Н., Музыкальные духовые инструменты русского народа, СПБ, 1908; Агажанов A., Русские народные музыкальные инструменты, М.-Л., 1949; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 25-26; Вертков К., Русские народные музыкальные инструменты, Л., 1975, с. 36-38; Мациевский И., Русские народные музыкальные инструменты, в кн.: Tvrdоn J., Ruska hudbб, Bratislava, 1972.

Сопилка

Сопилка - сопивка, сопялка, мала флояра, флуйpa, флуйpка, флерка, фуярка, фрилка, денцивка, дудка, зубивка, пищалка, пищивка, манделив - укр. дух. муз. инструмент. Род флейты. Был известен с древних времён как пастушеский инструмент. Изготовляется из дерева (клён, липа, дикая груша, калина, бузина и др.). Имеет цилиндрич. ствол. Существуют неск. видов: свистковые - дл. 200-300 мм с 5 игровыми отверстиями на лицевой стороне (распространена в Зап. Украине) и дл. 300-400 мм с 6 игровыми отверстиями (на всей терр. УССР); губнощелевая со свистковым вырезом, но без втулки, с 6 игровыми отверстиями (в юж., степных р-нах УССР); открытая дл. 260-360 мм с 6 игровыми отверстиями (распространена среди гуцулов в Зап. Украине). Тембр свистковой С. мягкий, в высоком регистре - пронзительно резкий, свистящий. Звукоряд диатонический, диапазон - септима, при передувании расширяется до 2 1/2 октав. При использовании комбинаций открытых и закрытых отверстий на всех видах С. возможны образования многочисл. альтераций (до 1/4 тона и т.д.). С сер. 20 в. усовершенствовалась и нар. музыкантами, и проф. мастерами. Стали изготовляться С. из дюралюминия, бронзы, стали с втулкой из эбонита, пластика и др., с надставными трубками или кольцами для изменения звукоряда. Свистковая С. использовалась как сольный инструмент и в ансамбле (дуэты С. и бугая в зап. областях УССР; С. и бубна, с гармоникой и ударными в вост. областях республики). Открытая С. входила гл. обр. в состав традиц. танц. ансамблей "троиста музыка" (в зап. областях). Репертуар открытой С. - пастушеские импровизации, сопровождение танцев, календарных обрядов и ритуалов, свистковой С. - сопровождение песен-коломыек. С кон. 1940-х гг. усовершенствована В. А. Зуляком, E. H. Бобровниковым, И. М. Скляром. В 1970 С. модернизирована Д. Ф. Доменчуком; С. его конструкции имеет 10 игровых отверстий, хроматический звукоряд, диапазон с2 - d4. С. такого типа применяются в современных ансамблях сопилкарей (семейство С. - альт, тенор, бас), используются и как сольный инструмент; в укр. оркестр нар. инструментов входит только С.-сопрано.

Литература: Хоткевич Г., Музичнi iнструменти украпнського народу, Харкiв, 1930; Лисенко М., Народнi музичнi iнструменти на Украпнп, Кипв, 1955; Матвеев Н., Обновлення сопiлки, Кипв, 1959; Гуменюк A., Украпнськi народнi музичнi iнструменти, Кипв, 1966; Iванов П., Музики з Подiлля, Кипв, 1972; Шрамко I., Украпнськi народнi музичнi iнструменти у фондах Музею народноп архiтектури та побуту УРСР, Кипв, 1976.

M. В. Лысенко-Днестровский, И. В. Мациевский.

Сопоставление тональностей

Сопоставление тональностей - см. Модуляция.

Соппа

Соппа (итал. zoppa, от zoppo - хромой).

1) Название танца с характерным синкопированным ритмом (напоминает ритм англ. жиги). Пример С., принадлежащей Дж. Б. Витали (1692; приводится по изд.: Tоrchi L., L'arte musicale in Italia nei seccoli XIV-XVII. v. 7, Milano, 1908):

Соппа

        2) Итал. термин, применявшийся в 17 в. для обозначения синкопированного ритма (alla zoppa), к-рый, ввиду широкого распространения в Ломбардии (см., напр., сочинения Дж. Б. Саммартини, И. К. Баха, живших в Милане, столице Ломбардии), именовался ломбардским ритмом или ломбардским стилем (итал. stile lombardo). Этот ритм был распространён также в англ. музыке 17 в. - у Г. Пёрселла, Дж. Блоу и др. Г. Бесселер отмечает его в темах фуг И. С. Баха: из вступления (Concerto) в кантате No 152 и A-dur для органа (BWV 536). Аналогичный ритмич. рисунок характерен длч многих нар. муз. культур, напр. шотландской, американо-нeгритянcкой, венгерской и др.:

Соппа

Б. Барток. Обработка венгерской народной песни.

В муз. словаре И. Г. Вальтера ("Musicalisches Lexikon", Lpz., 1732) встречается выражение "Соаntrаpunto alla zoppa" (франц. Contrepoint boiteux) - "синкопированный ("хромающий") контрапункт", к-рое подразумевает построение с синкопированным контрапунктирующим голосом.

Т. С. Кюрегян.

Сопранисты

Сопранисты - певцы-кастраты, в 16-18 вв. входившие в хоры католич. церкви и исполнявшие партии верхнего голоса и альта. С введением в хор голосов кастратов диапазон его значительно расширился вверх - до а2 включительно. В папской капелле и отд. католич. церквах они встречались и в нач. 20 в. С 17 в. в опере, гл. обр. в итальянской, певцы-кастраты занимали ведущее положение. К сер. 19 в. они исчезают с оперной сцены. См. Кастраты-певцы.

И. Г. Лицвенко.

Сопрано

Сопрано (итал. soprano, от sopra - над, сверх, превыше).

1) Самый высокий женский голос. Осн. разновидности С. - драм., лирическое и колоратурное. Различают также лирико-драм. и лирико-колоратурное С. Для С. характерно преобладание т.н. головного регистра на протяжении почти всего диапазона, за исключением небольшой группы низких звуков. Диапазон драм. и лирич. С. - от с1 до с3, колоратурного - до е3, в отд. случаях - до g3. В числе наиболее ярких оперных партий для драм. С. - партии Брунгильды ("Гибель богов"), Турандот ("Турандот" Пуччини), для лирико-драм. С. - Леоноры ("Фиделио"), Маргариты, Аиды, Тоски, Татьяны, Лизы, Купавы, Наташи Ростовой, Катерины Измайловой, для лирико-колоратурного С. - Царицы ночи, Розины, Лакме, Джильды, Антониды, Людмилы; Марфы ("Царская невеста"), Шемаханской царицы.

2) Высокие голоса мальчиков (дискантистов) и девочек. Диапазон с1 - а2.

3) Самая высокая партия в хоре. Партию первых С. в хоре исполняют лирич. С. как более мягкие голоса, а вторых - драматические, отличающиеся полнотой и силой звучания. Колоратурные С. из-за ярко выраженного вибрато в хоре применения не находят (в отд. случаях в хор включаются лирико-колоратурные С). Диапазон партий в хоре - (а) с1 - а2 (с3).

Постепенно назв. С., введённым в 16 в., стали заменять употребительные ранее названия - лат. discantus, superius, франц. desus, англ. treble. Поскольку женщины не допускались в церк. хоры, носившие эти назв. партии верхнего голоса исполнялись т.н. тенорами-фальцетистами (tenorino - маленький тенор, alto naturale - натуральный, т.е. фальцетирующий тенор, в отличие от сопранистов, певцов-кастратов) и мальчиками. Они писались в относительно низком регистре, чтобы певцам не приходилось чересчур напрягать голос. Ныне хор. произв. того времени обычно печатаются с транспозицией вверх на интервал от секунды до квинты.

И. Г. Лицвенко.

Соре Э.

Соре Э. (Sauret) Эмиль (22 V 1852, Дён-ле-Руа, деп. Шер - 12 II 1920, Лондон) - франц. скрипач и композитор. Ученик А. Вьётана (Париж) и Ш. Берио (Брюссель), по композиции занимался у С. Ядассона (Лейпциг). Концертировал с детских лет. Выступал во мн. странах Европы и Америки, в т.ч. во Франции, Италии, Австрии; в 1862 - на Междунар. выставке в Лондоне, в 1866 - в лондонском т-ре "Ковент-Гарден", в1870-74 - в США, позднее в Германии и России (впервые в 1881). Игра С., выдающегося представителя франко-бельг. школы, отличалась исключительной, разносторонне развитой виртуозной техникой, блеском и элегантностью исполнения. Преподавал в консерватории Штерна в Берлине (1880-91), Корол. академии музыки в Лондоне (1891-1903), Муз. колледже в Чикаго (1903-06), с 1908 - в Тринити-колледже в Лондоне. Автор муз. произв., среди них: соч. для скрипки с оркестром - 2 концерта (1884), "Воспоминание о Москве" ("Souvenir de Moscou"), "Русская рапсодия" ("Rhapsodie russe"), многочисл. пьесы для скрипки и фп.; инструктивные соч. для скрипки соло - "20 Больших этюдов" ("20 Grandes йtudes", 1886), "12 артистических этюдов" ("12 Йtudes artistiques", 1888), "Путь на Парнас" ("Gradus ad Parnassum du Violoniste", 1896), "24 этюда-каприса" ("24 Etudes-caprices", 1902-03); пьесы для фп., транскрипции; каденции (в т.ч. к 1-му концерту Н. Паганини).

И. М. Ямпольский.

Сориано А.

Сориано А. (Soriano) Альберто (р. 5 II 1915, Сантьяго-дель-Эстеро, Аргентина) - уругв. композитор, музыковед, фольклорист и муз. критик. Учился в консерватории в Баии (Бразилия). В 1937 переехал в Монтевидео. В 1940-х гг. совершил ряд фольклорных экспедиций на территории Бразилии. В 1951 окончательно обосновался в Уругвае. В 1953-69 профессор (муз.-теоретич. предметы) Ун-та Монтевидео, где возглавляет секцию музыковедения ф-та гуманитарных наук. Выступает с лекциями и исполнением своих произв. за рубежом (в 1964 посетил СССР). Автор ряда музыковедч. работ.

Сочинения: балет Ночное ранчо (Rancho en la noche, 1951); для орк. - Четыре симфонических ритуала (Cuatro rituales sinfуnicos, 1953), Симфонические песни Кубинской революции (Cбnticos sinfуnicos a la Revoluciуn de Cuba, 1961), Симфонические песни боливийским шахтёрам (Cбnticos sinfуnicos a los mineros bolivianos, 1962), симф. поэма Памяти погибших в Бухенвальде (Tiempo sinfуnico para los caнdos en Buchenwald, 1964); разл. концерты, камерно-инстр. ансамбли, хоры, песни и др.

Соро Э.

Соро Баррига (Soro Barriga) Энрике (15 VII 1884, Консепсьон - 2 или 3 XII 1954, Сантьяго) - чилийский композитор и педагог. По национальности итальянец. В 1904 окончил консерваторию в Милане. Выступал с концертами в Италии и Франции. С 1906 профессор, в 1907-19 зав. кафедрами композиции и фп., в 1919-28 ректор Нац. консерватории в Сантьяго. С 1942 чл. дирекции Ин-та распространения муз. культуры. С. - один из основоположников совр. композиторской школы Чили, представитель нац. направления. Его творчество отличается ярко выраженным романтич. характером.

Сочинения: для орк. - Романтическая симфония (Sinfonнa romantica, 1920), 2 симф. сюиты (1918, 1919), Симфонические прелюдии (Preludios sinfуnicos, 1936), Чилийские напевы (Aires chilenos, 1942), Сюита в старинном стиле (Suite en estilo antiguo, 1943); концерт для фп. с орк. (1919); камерно-инстр. ансамбли, фп. пьесы, хоры, романсы, песни.

Сорока А. Н.

Александр Назарьевич (8(21) IV 1900, с. Хлипновцы, ныне Черкасской обл. - 28 XII 1963, Киев) - сов. хор. дирижёр. Нар. арт. УССР (1960). Чл. КПСС с 1946. Начальное муз. образование получил в Киевской духовной семинарии, в 1930 окончил дирижёрский ф-т Киевского мув.-драм. ин-та им. Н. В. Лысенко. С 1923 (одновременно с учёбой) пел в хор. капелле "Думка". После окончания ин-та преподавал и руководил разными хор. коллективами, с 1934 дирижёр, в 1937-40 и с 1946 гл. дирижёр "Думки", в 1940-46 худ. рук. хоровой капеллы "Трембита" во Львове. Деятельность С. - значительный вклад в укр. хор. иск-во. Ему как исполнителю наиболее близки произв. крупных форм, преим. кантатно-ораториального жанра; в репертуаре С. - "Александр Невский" Прокофьева, "На поле Куликовом" Шапорина, "Радуйся, нива неполитая" Лысенко, Реквием Моцарта (Киев, 1937-1940), "Кавказ" Людкевича, "Украина моя" Штогаренко, "Бьют пороги" Лысенко (Львов, 1940-46), "Заповит" Людкевича, "Славься, Отчизна моя" Жуковского, "Москва" Чайковского, "Времена года" Гайдна (Киев, 1946-63) и др. Неоднократно дирижировал хорами a cappella (исполнялись хор. миниатюры разл. стилей).

Литература: Михайлов М. М., Творчий шлях "Думки", Кипв, 1957; Вахняк С., Олександр Сорока, Кипв, 1975.

Г. О. Ткаченко.

Сорокин В. К.

Владимир Константинович (р. 19 VII (1 VIII) 1914, Полоцк) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Чеч.-Ингуш. АССР (1964). Чл. КПСС с 1944. Учился в 1-м Ленингр. муз. техникуме по классу фп. (у M. H. Бариновой), в 1937 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у П. Б. Рязанова, ранее занимался у М. А. Юдина.

Сочинения: балеты - Цыганы (по А. С. Пушкину, 1937, Ленинград), Талисман (1974); оперетты - Раскинулось море широко (1943, Рыбинск), Непослушная дочь (1963, Орджоникидзе); для солистов, хора и орк. - оратории Александр Матросов (1951), Герои Сталинграда (1953), кантаты Утро Отчизны (1946), Ленин (1947, 2-я ред. под назв. Ленин всегда с нами, 1957), Свет Октября (1957), Родная Армия (1958), Цветы Ильича (1969), Поезд в грядущее (1970), сюиты Сады цветут (1949), Трёх поколений голоса (1977), Поэма о хлебе (1979); хор. сюиты - Великие стройки коммунизма (1952), Песни Садко (1976); пьесы для орк. нар. инструментов и эстр. орк.; песни, в т.ч. Полковое знамя; музыка к спектаклям драм. т-ра.

Сорокин И. Д.

Игорь Дмитриевич (р. 14 VI 1931, пос. Знаменка Тамбовской обл.) - сов. певец (баритон). Нар. арт. БССР (1963). Засл. арт. РСФСР (1961). С 1952 артист хора Большого т-ра, с 1956 солист Челябинского т-ра оперы и балета, с 1958 - оперных т-ров Одессы и Новосибирска. С 1962 солист Белорус. т-ра оперы и балета. Среди партий: Князь Игорь; Грязной ("Царская невеста"), Демон; Томский ("Пиковая дама"), Риголетто, Амонасро, Яго; Ди Луна ("Трубадур"), Скарпиа, Жермон; Альмавива ("Свадьба Фигаро"), Эскамильо; Апанас ("Алеся" Тикоцкого), Степан ("Ясный рассвет" Туренкова), Кизгайло ("Седая легенда" Смольского), Левчук ("Тропою жизни" Вагнера). Выступает в концертах. Лауреат конкурса Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Вене (1959). Гастролирует за рубежом.

Литература: Смольскi Б., Iгap Сарокiн, в кн.: Майстры белорускай сцэны, кн. 3, Мiнск, 1978.

Сорокина Т. А.

Тамара Афанасьевна (р. 19 V 1931, Клинцы, Брянской обл.) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1973). Чл. КПСС с 1963. В 1952 окончила Муз. уч-ще при Ленингр. консерватории, затем занималась у Е. В. Шумской. В 1952-54 солистка Ленингр. т-ра оперы и балета, с 1954 - Большого т-ра СССР. Обладает голосом приятного тембра; её исполнение отличают непосредственность и искренность. Среди партий: Татьяна, Царевна-Лебедь; Марфа ("Царская невеста"), Виолетта, Мими, Чио-Чио-сан, Маргарита. Выступает как конц. певица. Гастролирует за рубежом (Индия, Польша, Япония, Австралия, Италия, Филиппины, Канада, Франция, ГДР и др.).

В. И. Зарубин.

Сорс X. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сортсико

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сосновцев Б. А.

Борис Андреевич (р. 20 VII 1921, Самара, ныне Куйбышев) - сов. композитор, музыковед и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1972). Кандидат искусствоведения (1954). Чл. КПСС с 1970. В 1949 окончил Моск. консерваторию у Ан. Н. Александрова, в 1953 - аспирантуру под рук. его же и В. А. Цуккермана. С 1953 преподаватель муз.-теоретич. предметов в Саратовской консерватории (с 1973 профессор; в 1958-81 зав. кафедрой теории музыки и композиции, в 1969-76 ректор). Автор ряда муз.-теоретич. статей (опубл. в Науч.-методич. записках Саратовской консерватории).

Сочинения: опера Степан Разин (1977); кантаты - За годом год (сл. А. Т. Твардовского, 1962), Поэма о Ленине (сл. Р. И. Рождественского, 1969); для орк. - симфониетта на рус. темы (1959), 3 симфонии (1968-79); концерты с орк. - для фп. (1961), для скр. (1957), для влч. (1970); камерно-инстр. ансамбли; фп. пьесы, в т.ч. 24 прелюдии (1972); вок. циклы на сл. С. П. Щипачёва, М. Джалиля, Н. А. Заболоцкого, и др.

Соткилава З. Л.

Зураб Лаврентьевич (р. 12 III 1937, Сухуми) - сов. певец (лирико-драм. тенор). Нар. арт. СССР (1979). Чл. КПСС с 1973. В 1960 окончил Тбилисский политехнич. ин-т, в 1965 - Тбилисскую консерваторию. В 1965-74 солист Груз. т-ра оперы и балета, в 1966-68 стажировался в миланском т-ре "Ла Скала", с 1974 солист Большого т-ра. Партии: Водемон; Абесалом ("Абесалом и Этери" Палиашвили), Каварадосси, Манрико, Радамес, Отелло; Ричард ("Бал-маскарад"), Хозе; Арзакан ("Похищение Луны" Тактакишвили). Выступает в концертах. Главный приз фестиваля "Золотой Орфей" (Болгария, 1968). Лауреат 4-го Междунар. конкурса им. П. И. Чайковского в Москве (1970, 2-я пр.) и Междунар. конкурса вокалистов им. Ф. Виньяса в Барселоне (1970, 1-я пр. и "Гран при"). Гастролирует за рубежом.

Сотников Т. И.

Тихон Иванович (23 IX (6 X) 1901, Воронеж - 16 III 1975, Ростов-на-Дону) - сов. композитор, педагог, муз.-обществ. деятель. Учился в Воронежском муз. уч-ще по классу скрипки, в 1927 окончил Донскую консерваторию (Ростов-на-Дону) по классу композиции у Н. З. Хейфеца (по композиции занимался также у M. P. Гнесина). В 1924 принимал участие в конкурсе на сочинение "Левого марша" на слова В. В. Маяковского для хора и оркестра (3-я пр.). В 1936-41 учился на историко-теоретич. ф-те Моск. центр. заочного муз.-педагогич. ин-та (у В. А. Цуккермана, И. В. Способина, И. И. Дубовского, С. В. Евсеева). В 1936-59 преподавал в Ростовском муз. уч-ще. Один из организаторов Ростовского отделения Союза композиторов. Мн. годы изучал песни донских и кубанских казаков. Записал 65 песен (в 1946 записи отмечены премией на Всесоюзном конкурсе фольклорных работ), 22 из них составили сб. "Русские народные песни казаков-некрасовцев" (изд. 1950). В творчестве С. проявилось глубокое знание нар. музыки.

Сочинения: оперы - Русский характер (1961, Нар. оперный т-р Новочеркасского политехнич. ин-та; 1962 - под назв. Егор Дрёмов, Таганрог), Колобок (детская, либр. С., исп. в 1935 на Радио; 2-я ред. 1950, Ростов-на-Дону); кантаты - Былина о Донской земле (1943), Песня гнева (1945); для орк. - 3 симфонии (1926, 1947, 1958); концерты с орк. - для фп. (1962), 2 для баяна (1938, 1953), фантазия для фп. с орк. на донские темы (1940); камерно-инстр. ансамбли - 4 струн. квартета, фп. квинтет (памяти героев, павших в боях за Родину); Донская хоровая сюита; баллада для баритона с орк. - Утро победы; романсы и песни; музыка к драм. спектаклям ("Золушка", 1947) и кинофильмам.

Литературные сочинения: От составителя, в сб.: Русские народные песни казаков-некрасовцев, М.-Л., 1950; Музыка песен казаков-некрасовцев, в кн.: Народная устная поэзия Дона, (Ростов н/Д), 1963; Из воспоминаний о В. Г. Захарове, в кн.: Воспоминания о В. Г. Захарове. Сост. П. М. Казьмин и В. В. Хватов, (М., 1967).

Литература: Светланов Е., Произведения композитора Т. И. Сотникова, "Молот", 1952, 29 окт.; Назаревский П., Новые работы ростовских композиторов, "СМ", 1960, No 12; Hoвиков Б., Творческая задача композитора, "Молот", 1961, 28 нояб.; Воспоминания о В. Г. Захарове, (М., 1967), с. 11-13, 38, 80, 82-83, 96; Памяти ушедших, "СМ", 1975, No 8, с. 144.

Я. В. Друскин.

Соукупова В.

Соукупова В. (Soukupova) Вера (р. 12 IV 1932, Прага) - чеш. певица (меццо-сопрано). Дебютировала в 1954 на фестивале "Пражская весна". С 1955 солистка Армейского ансамбля им. В. Неедлы, с 1957 - Пльзеньского оперного т-ра, с 1960 - Нац. т-ра в Праге, с 1963 - Чеш. филармонии. 1-я пр. на междунар. конкурсах вокалистов в Праге (1960), в Рио-де-Жанейро (1963). С 1968 солистка Гамбургской гос. оперы. Обладает голосом широкого диапазона, сценич. мастерством, пение С. отличается большой выразительностью. Среди партий - Дечан ("Бранденбуржцы в Чехии" Сметаны), Баба-Яга ("Русалка" Дворжака), Клавдия ("Повесть о настоящем человеке" Прокофьева), Хаят ("Муса Джалиль" Жиганова), Кармен, Амнерис, Далила. Участвует в исполнении вок.-симф. соч. (реквиемы Верди и Дворжака, вок. симфония В. Соммера, "Глаголическая месса" Яначека). Гастролировала за рубежом (в СССР в 1961).

Соуэрби Л.

Соуэрби Л. (Sowerby) Лио (1 V 1895, Гранд-Рапидс, шт. Мичиган - 7 VII 1968, Порт-Клинтон, шт. Огайо) - амер. композитор и органист. Учился у П. О. Грейнджера в Чикаго (1909-17), здесь окончил Амер. консерваторию (1918), в к-рой затем преподавал композицию (1925-62). Совершенствовался в Риме (1921-24; 1-я Римская пр., присуждённая в США). Был церк. органистом и рук. церк. хора в Чикаго (1927-62), директором Колледжа церк. музыкантов при Кафедральном соборе в Вашингтоне (1962-68). Во мн. произв. использует элементы амер. традиц., в т.ч. духовной, музыки, а также джазовой, блюзов и др. С. принадлежат обработки для фп. амер. нар. песен.

Сочинения: оратория Христово воскресение (Christ reborn, 1953), кантаты с орк. и с органом; для орк. - 4 симфонии (1924-49, выделяются 3-я и 4-я), увертюры Наступает осень (Comes autumn time, 1916), концертная (1941), симф. поэма Прерии (Prairie, 1929); концерты с орк.: для фп. (1919, 1932), влч. (1917, 1933), органа (1937); камерно-инстр. ансамбли - сонаты для скр. с фп. (1922, 1944), струн. трио (1952), 2 струн. квартета (1932, 1935), 2 квинтета для духовых (1916, 1927); пьесы для фп.; для органа - симфония (1930), сюита (1933), пьесы, в т.ч. пассакалия (1967); хоры, в т.ч. ок. 100 гимнов; песня.

Литературные сочинения: The folk element: the vitalizer of modern music, "Musical scrap-book", 1927, No 1; Ideals in church music, N. Y., 1956; The Throne of God, в сб.: The composers point of view, Oklahoma, 1963.

Литература: Tuthill В. С., Leo Sowerby, "MQ", 1938, v. 24, No 3.

Софийская народная опера

Статья большая, находится на отдельной странице.

София

Статья большая, находится на отдельной странице.

Софроницкий В. В.

Владимир Владимирович (25 IV (8 V) 1901, Петербург - 29 VIII 1961, Москва) - сов. пианист и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1942). Учился у А. В. Лебедевой-Гецевич (ученица Н. Г. Рубинштейна), с 1910 - у А. Миталовского (ученик И. Мошелеса) в Варшаве, в 1914-21 - у Л. В. Николаева в Петрогр. консерватории. В 1919 дал первый сольный концерт. С 1921 концертировал гл. обр. в Москве и Ленинграде, в 1928-29 - в Варшаве и Париже. В кон. 1930-х гг. выступал с 12 т.н. историч. концертами (цикл). В 1941-45 интенсивно концертировал, особенно после переезда в Москву (1942). В 1936-42 профессор Ленингр., в 1942-61 - Моск. консерваторий. Игра С., пианиста исключительно самобытного, отличалась романтич. возвышенностью, одухотворённостью, огромной образной силой и блистательной техникой. Свежесть, сочность звука, рельефность интонаций, широта дыхания органично сочетались с артистич. тонкостью, поэтичностью и свободой исполнения. С. подчёркивал контрасты, однако это ещё более оттеняло совершенство пропорций целого. Его обширный репертуар охватывал мн. стили фп. лит-ры, включая как произв. классиков, так и романтиков, преим. Ф. Шопена, Ф. Листа, Р. Шумана; значит. место занимали в нём произв. рус. композиторов, особенно А. Н. Скрябина, сочинения к-рого С. исполнял с редким вдохновением и мастерством. Гос. пр. СССР (1943).

Литература: Нейгауз Г., Пианист-художник, "Советское искусство", 1938, 25 янв.; его же, Владимир Софроницкий, "Советская культура", 1961, 27 мая; его же, Размышления, воспоминания, дневники. Избр. статьи. Письма к родителям, М., 1975; Дельсон В., Владимир Софроницкий, М., 1959; "СМ", 1961, No 12 (Памяти Владимира Владимировича Софроницкого); Рабинович Д., Портреты пианистов, М., 1962, 1970; Воспоминания о Софроницком. (Сост., вступ. ст. и коммент. Я. И. Мильштейна), М., 1970.

Я. И. Милъштейн.

Сохадзе Е. Т.

Екатерина Тарасовна (р. 3 (16) III 1907, Кутаиси) - груз. певица (сопрано). Нар. арт. Груз. ССР (1946). Пению училась у E. M. Михайловой в Кутаисском муз. техникуме (1922-28), затем у О. А. Бахуташвили-Шульгиной в Тбилисской консерватории, к-рую окончила в 1930. С 1930 солистка Т-ра оперы и балета им. З. Палиашвили. Оставила сцену в 1952. Осн. место в репертуаре С. занимали партии в операх груз. сов. композиторов - Лела ("Ладо Кецховели" Г. Киладзе), Дора ("Депутат" Ш. Тактакишвили), Турпа ("Патара Кахи" И. Гокиели и др.). С особенным успехом исполнила партии Маро ("Даиси" Палиашвили) и Этери ("Абесалом и Этери") на 1-й Декаде груз. лит-ры и иск-ва в Москве в 1937. За исполнение партии Нестан-Дареджан в опере Ш. Мшвелидзе "Сказание о Тариэле " получила Гос. пр. СССР (1947). Среди др. партий - Нино ("Сказание о Шота Руставели" Аракишвили), Татьяна, Лиза, Дездемона, Микаэла, Чио-Чио-сан; Наталья ("Тихий Дон").

М. В. Рамишвили.

Предыдущая страница Следующая страница