Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "С" (часть 12, "СОЛ"-"СОХ")
Соль (sol). 1) Один из шести слогов гексахордной сольмизационной системы, заимствованных из католич. песнопения (гимна св. Иоанну), в к-ром первый слог пятой строки "Solve polluti" начинался со звука g. Во Франции, Италии и нек-рых др. странах - обозначение V ступени основного (до мажорного) диатонич. звукоряда; тоника (I ступень) соль мажора и соль минора; прима тонич. трезвучия соль мажора (G-dur) и соль минора (g-moll). 2) Название скрипичного ключа. 3) Нижняя струна (басок) на скрипке. См. G, Сольмизация, Диатоническая гамма. В. А. Вахромеев. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Лилия Антоновна (р. 11 X 1941, с. Абрамовка Оренбургской обл.) - сов. певица (колоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1979). В 1967 окончила Харьковский ин-т иск-в. С того же года солистка Новосибирского, с 1970 - Пермского т-ров оперы и балета. Партии: Антонида, Снегурочка; Марфа ("Царская невеста"), Иоланта, Джильда, Виолетта, Розина, Лакме; Лейла ("Искатели жемчуга" Бизе); исполняет также монооперу "Нежность" Губаренко и др. Выступает в концертах. Лауреат 4-го Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки (1968). |
Сомерс Х. С. (Somers) Харри Стюарт (р. 11 IX 1925, Торонто) - канад. композитор и пианист. В 1942-49 обучался в Корол. консерватории в Торонто игре на фп. у Р. Годдена и У. Килбёрна, композиции у Дж. Уэйнцвейга. С 1948 выступает как пианист. В 1949-50 и 1960-61 совершенствовался по композиции у Д. Мийо в Париже. В 60-е гг. работал муз. комментатором Канад. радио и телевидения в Торонто. В 1970-71 жил в Италии. Для соч. С. характерно сочетание традиц. манеры письма с додекафонной техникой. Сочинения: оперы - Дурак (The fool, 1956, Торонто), Луис Риэль (1967, там же); балеты - Рыбак и его душа (The fisherman and his soul, 1956, Гамильтон), Баллада (Ballad, 1958, Оттава), Дом Атрея (The house of Atreus, 1964, Торонто); для орк. - симфония (1951), Пассакалья и фуга (1954), фантазия (1958), сюита Пикассо (1964), импровизация (1968); 2 концерта для фп. с орк. (1947, 1956); камерно-инстр. ансамбли - 2 сонаты для скр. с фп. (1953, 1955), 3 струн. квартета (1943-59) и др.; соч. для фп.; хоры; произв. для голоса с фп. и др. Литература: Olnick H., Harry Somers, "The Canadian Music Journal", 1959, v. 3, No 4. |
Сомис Д. Б. (Somis) Джованни Баттиста (25 XII 1686, Турин - 14 или 15 VIII 1763, там же) - итал. скрипач, педагог, композитор. Обучался игре на скрипке под рук. отца - Лоренцо Франческо С. (1663 - 13 I 1736), скрипача придв. капеллы в Турине. С 1696 придв. музыкант. В 1703-06 совершенствовался у А. Корелли в Риме. С 1715 первый скрипач, с 1738 солист и придв. капельмейстер в Турине. В 1733 с огромным успехом выступал в "Духовных концертах" в Париже. Славился певучей, выразительной манерой игры. Основатель т. н. пьемонтской скрипичной школы. Среди его учеников - Ф. Джардини, Г. Пуньяни, Ж. М. Леклер, Ф. Кьябрано, П. Гиньон. Автор многочисл. скрипичных и виолончельных сонат (при жизни С. опубликовано неск. сб-ков). Мн. его произв. остались в рукописи. Брат С. - Лоренцо С. (11 XI 1688 - 29 XI 1775) - скрипач и композитор. В 1724-70 работал в придв. капелле в Турине. Литература: Rоberti G., La cappella regia di Torino 1515-1870, Torino, 1880; Pino G., Un grande violinista torinese ed una famiglia di Violinisti G. B. Somis, "Il Momento", Torino, 25/26 Okt., 1927; Beccherini В., Un musicista italiano del XVIII secolo, G. B. Somis, Firenze, 1959 (Accademia musicala Chigiana, v. 16); Ghisi F., Giovanbattista e L. Somis musicisti piemontesi, в кн. : Le celebrazione del 1963..., Siena, 1963; Вouquet M. Th., Musique et musiciens а Turin de 1648 а 1775, Torino, 1968. Я. M. Ямпольский. |
Соммер В. (Sommer) Владимир (р. 28 II 1921, Дольни-Йиржетин) - чеш. композитор. Учился игре на скрипке у Б. Вольдана (1940-46) и композиции у К. Янечека (1942-46) в Пражской консерватории, совершенствовался по композиции у П. Воржковеца (1946-50) в Академии изящных иск-в, затем занимался у него в аспирантуре (1951-52). В годы учёбы и позднее работал с молодёжными вок.-инстр. ансамблями, обогатив их репертуар хор. и сольными песнями и танцами. В 1953 муз. ред. иностр. вещания на Радио. В 1953-56 секретарь Союза композиторов Чехословакии. С 1955 преподавал композицию в Академик изящных иск-в (с кон. 60-х гг. профессор) в Праге. В раннем творчестве ощутимо влияние С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, И. Ф. Стравинского, А. Онеггера, затем сформировался индивидуальный муз. стиль,. проявляющийся в ряде произв. С. тяготеет к философскому осмыслению совр. жизни, к постановке нравств. проблем ("Вокальная симфония"). Отрицая звуковые эксперименты, С. считает, что в основе произв. всегда должно быть мелодич. начало. Центр. место в творчестве С. занимают произв. крупных форм (симф., камерно-инстр. соч.); известны также его массовые хор. песни, в т. ч. "Слава армии" ("Slбva armбde"), "Майская" ("Mбjovб"), "Молодёжная" ("Mlбdeznickа"). Автор статей о музыке. Сочинения: для солиста, хора и орк. - Кантата о Готвальде (Kantбta о Gottwaldovi, 1949); Вокальная симфония (Vokбlnн symfonie, с чтецом, на тексты Ф. Кафки, Ф. М. Достоевского, Ч. Павезе, 1959, 2-я ред. 1962), вок.-симф. поэма Чёрный человек (Cerny muz, по С. А. Есенину, 1967); для орк. - Sinfonia da requiem (1973), увертюра Антигона (по Софоклу, 1957), конц. симфония для 2 скр., влч. и камерного орк. (1966), симфония для струнных, фп. и ударных (1968), 3 концерта с орк. - для фп. (1952), скр. (1950), влч. (1959); камерно-инстр. ансамбли - соната для 2 скр. (1948), 3 струн. квартета (1950; 1955, Гос. пр. ЧССР, 1960; 1970); для хoра - массовые и детские песни, в т. ч. цикл Хорошо нам жить на земле (Je nбm dobre na zemi, с камерным орк., 1955), циклы для жен. и смеш. хоров; соната (1956) и др. пьесы для фп.; музыка к спектаклям драм. т-ра и к 10 кинофильмам (в т. ч. к фильму "Двадцать девятый", реж. А. Кахлика, посв. 30-летию освобождения Чехословакии). Литература: Кучера В., Соммер и его Вокальная симфония, СМ", 1965, No 6; Симакова Н., Современная чешская симфония, в сб.: Из истории музыки социалистических стран Европы, М., 1975; Jirбnеk J., Pisnovб tvorba Vl. Sommra, "HR", 1954, s. 682-93; Vojtech I., О dosavadnн tvorbe Vl. Sommra, "Musikologie", 1955, t. 4; Кucera V., Vбsnivй drama lidkosti (nad partlturou Sommrovy Vokalni symfonie), "HR", 1964, No 10, s. 400; Кrнz J., S Vl. Sommrem о hudbe a komponovбnн, "HR", 1970, No 1, s. 24-27. В. Н. Егорова. |
Сона - со на, хайди, лаба, - кит. дух. язычковый муз. инструмент. Изготовляется из твёрдой древесины листв. пород деревьев. Имеет конич. ствол (дл. 340-670 мм) с 8 игровыми отверстиями и широким металлич. раструбом. Звук извлекается при помощи двойной камышовой трости, насаживаемой на латунную трубку, на к-рой укрепляется также круглый костяной или медный диск, служащий опорой для губ исполнителя. Существуют 2 разновидности С: большая - дасона (диапазон des1 - as2), и малая - сяосона (с2 - as3). Применяется при погребальных и свадебных обрядах как сольный и аккомпанирующий (танцам, пению) инструмент, используется также в нар. ансамблях и оркестрах, в т. ч. в оркестре муз. драмы. С. возникла в результате эволюции арабо-перс. инструмента зурны. По характеру и применению С. близки монг. суру-най, узб. сурнай, индийский санаи, а также корейский инструмент сенап. Литература: Музыкальные инструменты Китая, авторизованный пер. с кит. под ред. и с дополнениями И. З. Алендера, М., 1958; Sachs С., Real-Lexikon der Musikinstrumente, В., 1913, Hildesheim, 1962; Buchner A., Hudebni nбstroje narodu, Praha, 1969. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Сонатина (итал. sonatina, уменьшит. от sonata) - небольшая и технически нетрудная соната. Часто используется в учебно-педагогич. практике (сонатины М. Клементи, Л. Бетховена и др.). Иногда подобные произв. носят назв. "маленькая соната". В 20 в. композиторы, тяготеющие к неоклассицизму, создавали С. и как художеств. произв., в к-рых в стиле данного композитора лаконично и концентрированно воспроизводятся черты сонаты периода классицизма (М. Равель, С. для фп.). Первая часть С. обычно пишется в лаконичной сонатной форме с кратко изложенными темами, не подвергающимися существенному развитию. Разработка в ней отсутствует или заменяется небольшим связующим переходом от экспозиции к репризе. Такая сонатная форма прежде называлась формой сонатины; ныне термин "С." в этом значении не применяется. Литература: см. при статьях Сонатная форма и Соната. В. П. Бобровский. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Сонатное allegro - см. Сонатная форма. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Саулюс (р. 11 X 1928, Шяуляй Литов. ССР) - сов. дирижёр. Нар. арт. СССР (1980). Чл. КПСС с 1966. В 1952 окончил Литов. консерваторию по классу скрипки у А. Ливонта. С 1960 рук. основанного им Литов. камерного оркестра. С 1955 преподаёт в Вильнюсской средней школе иск-в им. М. К. Чюрлёниса (рук. оркестра учащихся школы; в 1976 оркестр получил золотую медаль на конкурсе молодёжных оркестров "Фонд Г. Караяна" в Зап. Берлине), с 1957 - одноврем. в Литов. консерватории (с 1959 зав. кафедрой струн. инструментов, с 1977 профессор). Чл. жюри респ., союзных и междунар. муз. конкурсов, Гос. пр. Литов. ССР (1971). Гастролирует за рубежом. |
Сонки С. М. (наст. фам. - Зонкинд) Станислав Максимович (1853-1941, Ленинград) - сов. вокальный педагог и методист. Учился пению в Милане у Ф. Ламперти В 1876 дебютировал как певец в Италии, где до 1884 выступал на сценах разл. оперных т-ров. В дальнейшем посвятил себя вок. педагогике и методике. Изучал методику пения у Обридье в Париже и у В. Рокитанского в Вене (занимался также ларингологией, анатомией, физиологией и акустикой). В 1885 открыл курсы пения в Милане. С 1888 преподавал пение в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва. С 1891 жил в Петербурге, читал лекции по методике сольного пения, выступал с докладами также в Киеве и Харькове. В 1908 совм. с H. P. Финдейзеном основал в Петербурге Об-во друзей музыки, был председателем его вок. секции; в 1911 организовал и возглавил Вокальное об-во. После Oкт. революции 1917 читал лекции (в т.ч. в Ленингр. консерватории). Деятельность С. содействовала развитию методики сольного пения в России. Его осн. работа "Теория постановки голоса в связи с физиологией органов дыхания, воспроизводящих звук Методика сольного пения" (М., 1886, 8-е изд., пересмотренное и значительно дополненное, Л., 1925; пер. на франц. яз., Париж, 1911) явилась для своего времени выдающимся трудом, в к-ром сделана попытка научно обосновать метод Ламперти. Автор статей по вопросам вок. методики. Литература: Багадуров В. А., Очерки по истории вокальной методологии, ч. 3, вып. 1, M., 1937, с. 162-69; Назаренко И. К., Искусство пения, M. -Л., 1948, 1968, с. 243-44. И. M. Ямполъский. |
Соннек Д. (Sonneck) Оскар Джордж (6 X 1873, Джерси-Сити, штат Нью-Джерси, - 30 X 1928, Нью-Йорк) - амер. музыковед и библиограф. Муз. образование получил в ун-тах Гейдельберга и Мюнхена (до 1897). В 1902-17 работал в муз. отделе б-ки Конгресса в Вашингтоне, составил каталог партитур, хранящихся в б-ке (1912, 1969) В 1911 был представителем США на междунар. муз. конгрессах в Риме и Лондоне. С 1915 гл. ред. журн. "Musical Quarterly", с 1921 зам. гл. ред. изд-ва Ширмера. В 1919 основал (совм. с М. Ю. Бауэр) об-во Бетховена в Нью-Йорке. Авторкниг о Л. Бетховене, об амер. музыке, статей о муз. жизни США, составитель каталогов первых изданий соч. Э. Мак-Доуэлла и С. К. Фостера. Написал ряд муз. произв., гл. обр. камерно-инстр. жанра (струн. квартет, романс и рапсодия для скрипки и фп.), 3 концертштюка для фп., 2 цикла песен для баритона и фп., вок. этюды и др. Литература: 1) соч. Classification of music and literature of music, Wash., 1904, 1917; Bibliography of early secular American music, Wash., 1905, 1945, Francis Hopklnson... and James Lyon..., Wash., 1905, 1969, Early concert-life in America (1731-1800); Lpz., 1907; Wiesbaden, 1969; A survey of music in America, Wash., 1913; Critical history of the Star-Spangled Banner, Wash., 1914; Catalogue of opera librettos printed before 1800, v. 1-2, N. Y., 1914; Early opera in America, N. Y., 1915, 1964; Miscellaneous studies in the history of music, N. Y., 1921, 1968; Beethoven Impressions of his contemporaries Selected by О. G. T. Sonneck, N. Y., 1926, 1967; Beethoven letters in America, Facsimiles with commentary by О. G. Sonneck, N. Y., 1927; The riddle of the immortal beloved, N. Y., 1927. 2) Putnam H., Goldmark R., Remarks at the funeral services for O. G. Sonneck, "MQ", 1929, v. 15, No 1; Engel C., Postscript, там же; его же, Oscar G. Sonneck, "MQ", 1929, v. 25, No 1. С. Ю. Сигида. |
Соннинен А. (Sonninen) Ахти (р. 11 VII 1914, Kyoпио) - фин. композитор. Брал уроки композиции у М. Хелы и Э. Линналы, с 1939 учился в Академии им. Я. Сибелиуса в Хельсинки. Работал учителем музыки в нач. школе и руководил хорами, одноврем. занимался собиранием нар. песен Вост. Карелии (записал 250 мелодий), на основе к-рых в 1942 создал "Восточно-карельскую сюиту" для струн. оркестра (композиторский дебют С.). В 1951-52 путешествовал по Англии и Франции; в результате полученных впечатлений написал балет "Песси и Иллюзия", к-рый принёс ему успех; среди др. произв. наиболее популярны "Симфонические моменты" ("Sinfonisia tuokioita") для струн. оркестра (1947). С 1957 преподаёт на отделении подготовки школьных учителей пения и музыки в Академии им. Я. Сибелиуса. Произв. С. отличаются жизнерадостностью, динамизмом; он широко использует фин. нар. мелос. В гармонии и особенностях тональной системы С. ощутимы влияния Б. Бартока и Д. Д. Шостаковича. Написал автобиографию, опубликованную в кн.: "Композиторы Финляндии" ("Suomen sдveltдjiд", Porvoo, 1945). Сочинения: оперы - Дочь морского царя (Merenkunlnkaan tytдr, радиоопера, 1949), Пир после удачной охоты (Karhunpei-Jaiset, на ритуальный сюжет, 1968, Хельсинки), Госпожа моря (Haavruuva, 1971, Хельсинки); балеты - Песси и Иллюзия (Pessi ja Illusia, 1952, Хельсинки), Венки роз (Ruususolmu, 1956, Хельсинки), балет-фарс Ce (Se, 1971, Хельсинки); кантаты (ок. 15), реквием (Maantie-requiem, 1970) для солистов, смешанного хора и струн. оркестра, Финская месса (Suomalainen messiadi, 1972); для струн. орк. - сюиты: Восточно-карельская сюита (Itдkarjalainen sarja, 1942), Семь братьев (Seitsemдn veljestд, из его музыки к одноим. спектаклю драм. т-ра по произв. А. Киви, 1948), Под лапландским небом (Alla Lapin taivaan, 1954), рапсодия (1958), 4 партиты (1960); для инстумента с орк. - концерт для фп. (1945), прелюдия и Аlegro для трубы и тромбона (1961); камерно-инстр. ансамбли - пьесы для влч. и фп. Festivitas (1958) и In memoriam (1962), Тезисы (Thesen, 1968) для струн. квартета, дивертисмент для дух. квинтета (1970); 6 сюит для фп.; ок. 100 соч. для хора a cappella, в т.ч. 6 песен на библейские тексты; циклы песен с орк., в т.ч. Ночь на Ивана Купалу (Juhannusyo, 1946), Песни карельской девушки (Karjalan neidon Lauluja, 1948); романсы; музыка для кино и телевидения. Литература: Suomen sдvellystaidё, в кн.: Oma maa, Hels., 1960; Uusi teetosanakirja, osa 18, Hels., 1964; в кн.: Mдkinen T., Nummi S., Musica fennica, Hels., 1965; Suomen sдveltдjiд, Hels., 1966; Suomi-kдsikirja, Hels., (1968). Г. И. Лапчинский. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Сопель - дудка, посвистйль, пыжатка, одиночка, пбсвирелка - рус. нар. духовой муз. инструмент. Род продольной свистковой флейты. Древнейший инструмент вост. славян; под назв. С. и сопль у поминается в лит. 11-18 вв. Возможно, в 12-13 вв. С. служила ратным муз. инструментом (в историч. песнях 11-17 вв. и др. источниках фигурирует т.н. сиповщик - "ратный игрец" на сиповке, как тогда называлась С). Позднее служила инструментом скоморохов, была распространена в нар. муз. быту. Имеет дерев. (преим. из ивы) ствол (дл. 360-400 мм) с 5-6 игровыми отверстиями. Звукоряд диатонический, диапазон - в объёме сексты или септимы (b - а1), при передувании расширяется до 2 октав (до а2). Изменяя силу воздушной струи и применяя специальную аппликатуру (комбинируя закрытые и открытые игровые отверстия), на С. извлекают хроматический звукоряд. Звук С. в нижнем регистре мягкий, сипловатый, в верхнем - сильный и резкий, в самом высоком - пронзительный и свистящий. С. - главным образом пастуший инструмент. Используется как сольный и ансамблевый самодеятельными коллективами. На С. исполняют песенные, танцевальные мелодии, сопровождают хоровое пение (протяжных песен). Распространён на Украине (под назв. сопилка) и в Белоруссии (дудка). Литература: Привалов Н., Музыкальные духовые инструменты русского народа, СПБ, 1908; Агажанов A., Русские народные музыкальные инструменты, М.-Л., 1949; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 25-26; Вертков К., Русские народные музыкальные инструменты, Л., 1975, с. 36-38; Мациевский И., Русские народные музыкальные инструменты, в кн.: Tvrdоn J., Ruska hudbб, Bratislava, 1972. |
Сопилка - сопивка, сопялка, мала флояра, флуйpa, флуйpка, флерка, фуярка, фрилка, денцивка, дудка, зубивка, пищалка, пищивка, манделив - укр. дух. муз. инструмент. Род флейты. Был известен с древних времён как пастушеский инструмент. Изготовляется из дерева (клён, липа, дикая груша, калина, бузина и др.). Имеет цилиндрич. ствол. Существуют неск. видов: свистковые - дл. 200-300 мм с 5 игровыми отверстиями на лицевой стороне (распространена в Зап. Украине) и дл. 300-400 мм с 6 игровыми отверстиями (на всей терр. УССР); губнощелевая со свистковым вырезом, но без втулки, с 6 игровыми отверстиями (в юж., степных р-нах УССР); открытая дл. 260-360 мм с 6 игровыми отверстиями (распространена среди гуцулов в Зап. Украине). Тембр свистковой С. мягкий, в высоком регистре - пронзительно резкий, свистящий. Звукоряд диатонический, диапазон - септима, при передувании расширяется до 2 1/2 октав. При использовании комбинаций открытых и закрытых отверстий на всех видах С. возможны образования многочисл. альтераций (до 1/4 тона и т.д.). С сер. 20 в. усовершенствовалась и нар. музыкантами, и проф. мастерами. Стали изготовляться С. из дюралюминия, бронзы, стали с втулкой из эбонита, пластика и др., с надставными трубками или кольцами для изменения звукоряда. Свистковая С. использовалась как сольный инструмент и в ансамбле (дуэты С. и бугая в зап. областях УССР; С. и бубна, с гармоникой и ударными в вост. областях республики). Открытая С. входила гл. обр. в состав традиц. танц. ансамблей "троиста музыка" (в зап. областях). Репертуар открытой С. - пастушеские импровизации, сопровождение танцев, календарных обрядов и ритуалов, свистковой С. - сопровождение песен-коломыек. С кон. 1940-х гг. усовершенствована В. А. Зуляком, E. H. Бобровниковым, И. М. Скляром. В 1970 С. модернизирована Д. Ф. Доменчуком; С. его конструкции имеет 10 игровых отверстий, хроматический звукоряд, диапазон с2 - d4. С. такого типа применяются в современных ансамблях сопилкарей (семейство С. - альт, тенор, бас), используются и как сольный инструмент; в укр. оркестр нар. инструментов входит только С.-сопрано. Литература: Хоткевич Г., Музичнi iнструменти украпнського народу, Харкiв, 1930; Лисенко М., Народнi музичнi iнструменти на Украпнп, Кипв, 1955; Матвеев Н., Обновлення сопiлки, Кипв, 1959; Гуменюк A., Украпнськi народнi музичнi iнструменти, Кипв, 1966; Iванов П., Музики з Подiлля, Кипв, 1972; Шрамко I., Украпнськi народнi музичнi iнструменти у фондах Музею народноп архiтектури та побуту УРСР, Кипв, 1976. M. В. Лысенко-Днестровский, И. В. Мациевский. |
Сопоставление тональностей - см. Модуляция. |
Соппа (итал. zoppa, от zoppo - хромой). 1) Название танца с характерным синкопированным ритмом (напоминает ритм англ. жиги). Пример С., принадлежащей Дж. Б. Витали (1692; приводится по изд.: Tоrchi L., L'arte musicale in Italia nei seccoli XIV-XVII. v. 7, Milano, 1908): 2) Итал. термин, применявшийся в 17 в. для обозначения синкопированного ритма (alla zoppa), к-рый, ввиду широкого распространения в Ломбардии (см., напр., сочинения Дж. Б. Саммартини, И. К. Баха, живших в Милане, столице Ломбардии), именовался ломбардским ритмом или ломбардским стилем (итал. stile lombardo). Этот ритм был распространён также в англ. музыке 17 в. - у Г. Пёрселла, Дж. Блоу и др. Г. Бесселер отмечает его в темах фуг И. С. Баха: из вступления (Concerto) в кантате No 152 и A-dur для органа (BWV 536). Аналогичный ритмич. рисунок характерен длч многих нар. муз. культур, напр. шотландской, американо-нeгритянcкой, венгерской и др.: Б. Барток. Обработка венгерской народной песни. В муз. словаре И. Г. Вальтера ("Musicalisches Lexikon", Lpz., 1732) встречается выражение "Соаntrаpunto alla zoppa" (франц. Contrepoint boiteux) - "синкопированный ("хромающий") контрапункт", к-рое подразумевает построение с синкопированным контрапунктирующим голосом. Т. С. Кюрегян. |
Сопранисты - певцы-кастраты, в 16-18 вв. входившие в хоры католич. церкви и исполнявшие партии верхнего голоса и альта. С введением в хор голосов кастратов диапазон его значительно расширился вверх - до а2 включительно. В папской капелле и отд. католич. церквах они встречались и в нач. 20 в. С 17 в. в опере, гл. обр. в итальянской, певцы-кастраты занимали ведущее положение. К сер. 19 в. они исчезают с оперной сцены. См. Кастраты-певцы. И. Г. Лицвенко. |
Сопрано (итал. soprano, от sopra - над, сверх, превыше). 1) Самый высокий женский голос. Осн. разновидности С. - драм., лирическое и колоратурное. Различают также лирико-драм. и лирико-колоратурное С. Для С. характерно преобладание т.н. головного регистра на протяжении почти всего диапазона, за исключением небольшой группы низких звуков. Диапазон драм. и лирич. С. - от с1 до с3, колоратурного - до е3, в отд. случаях - до g3. В числе наиболее ярких оперных партий для драм. С. - партии Брунгильды ("Гибель богов"), Турандот ("Турандот" Пуччини), для лирико-драм. С. - Леоноры ("Фиделио"), Маргариты, Аиды, Тоски, Татьяны, Лизы, Купавы, Наташи Ростовой, Катерины Измайловой, для лирико-колоратурного С. - Царицы ночи, Розины, Лакме, Джильды, Антониды, Людмилы; Марфы ("Царская невеста"), Шемаханской царицы. 2) Высокие голоса мальчиков (дискантистов) и девочек. Диапазон с1 - а2. 3) Самая высокая партия в хоре. Партию первых С. в хоре исполняют лирич. С. как более мягкие голоса, а вторых - драматические, отличающиеся полнотой и силой звучания. Колоратурные С. из-за ярко выраженного вибрато в хоре применения не находят (в отд. случаях в хор включаются лирико-колоратурные С). Диапазон партий в хоре - (а) с1 - а2 (с3). Постепенно назв. С., введённым в 16 в., стали заменять употребительные ранее названия - лат. discantus, superius, франц. desus, англ. treble. Поскольку женщины не допускались в церк. хоры, носившие эти назв. партии верхнего голоса исполнялись т.н. тенорами-фальцетистами (tenorino - маленький тенор, alto naturale - натуральный, т.е. фальцетирующий тенор, в отличие от сопранистов, певцов-кастратов) и мальчиками. Они писались в относительно низком регистре, чтобы певцам не приходилось чересчур напрягать голос. Ныне хор. произв. того времени обычно печатаются с транспозицией вверх на интервал от секунды до квинты. И. Г. Лицвенко. |
Соре Э. (Sauret) Эмиль (22 V 1852, Дён-ле-Руа, деп. Шер - 12 II 1920, Лондон) - франц. скрипач и композитор. Ученик А. Вьётана (Париж) и Ш. Берио (Брюссель), по композиции занимался у С. Ядассона (Лейпциг). Концертировал с детских лет. Выступал во мн. странах Европы и Америки, в т.ч. во Франции, Италии, Австрии; в 1862 - на Междунар. выставке в Лондоне, в 1866 - в лондонском т-ре "Ковент-Гарден", в1870-74 - в США, позднее в Германии и России (впервые в 1881). Игра С., выдающегося представителя франко-бельг. школы, отличалась исключительной, разносторонне развитой виртуозной техникой, блеском и элегантностью исполнения. Преподавал в консерватории Штерна в Берлине (1880-91), Корол. академии музыки в Лондоне (1891-1903), Муз. колледже в Чикаго (1903-06), с 1908 - в Тринити-колледже в Лондоне. Автор муз. произв., среди них: соч. для скрипки с оркестром - 2 концерта (1884), "Воспоминание о Москве" ("Souvenir de Moscou"), "Русская рапсодия" ("Rhapsodie russe"), многочисл. пьесы для скрипки и фп.; инструктивные соч. для скрипки соло - "20 Больших этюдов" ("20 Grandes йtudes", 1886), "12 артистических этюдов" ("12 Йtudes artistiques", 1888), "Путь на Парнас" ("Gradus ad Parnassum du Violoniste", 1896), "24 этюда-каприса" ("24 Etudes-caprices", 1902-03); пьесы для фп., транскрипции; каденции (в т.ч. к 1-му концерту Н. Паганини). И. М. Ямпольский. |
Сориано А. (Soriano) Альберто (р. 5 II 1915, Сантьяго-дель-Эстеро, Аргентина) - уругв. композитор, музыковед, фольклорист и муз. критик. Учился в консерватории в Баии (Бразилия). В 1937 переехал в Монтевидео. В 1940-х гг. совершил ряд фольклорных экспедиций на территории Бразилии. В 1951 окончательно обосновался в Уругвае. В 1953-69 профессор (муз.-теоретич. предметы) Ун-та Монтевидео, где возглавляет секцию музыковедения ф-та гуманитарных наук. Выступает с лекциями и исполнением своих произв. за рубежом (в 1964 посетил СССР). Автор ряда музыковедч. работ. Сочинения: балет Ночное ранчо (Rancho en la noche, 1951); для орк. - Четыре симфонических ритуала (Cuatro rituales sinfуnicos, 1953), Симфонические песни Кубинской революции (Cбnticos sinfуnicos a la Revoluciуn de Cuba, 1961), Симфонические песни боливийским шахтёрам (Cбnticos sinfуnicos a los mineros bolivianos, 1962), симф. поэма Памяти погибших в Бухенвальде (Tiempo sinfуnico para los caнdos en Buchenwald, 1964); разл. концерты, камерно-инстр. ансамбли, хоры, песни и др. |
Соро Баррига (Soro Barriga) Энрике (15 VII 1884, Консепсьон - 2 или 3 XII 1954, Сантьяго) - чилийский композитор и педагог. По национальности итальянец. В 1904 окончил консерваторию в Милане. Выступал с концертами в Италии и Франции. С 1906 профессор, в 1907-19 зав. кафедрами композиции и фп., в 1919-28 ректор Нац. консерватории в Сантьяго. С 1942 чл. дирекции Ин-та распространения муз. культуры. С. - один из основоположников совр. композиторской школы Чили, представитель нац. направления. Его творчество отличается ярко выраженным романтич. характером. Сочинения: для орк. - Романтическая симфония (Sinfonнa romantica, 1920), 2 симф. сюиты (1918, 1919), Симфонические прелюдии (Preludios sinfуnicos, 1936), Чилийские напевы (Aires chilenos, 1942), Сюита в старинном стиле (Suite en estilo antiguo, 1943); концерт для фп. с орк. (1919); камерно-инстр. ансамбли, фп. пьесы, хоры, романсы, песни. |
Александр Назарьевич (8(21) IV 1900, с. Хлипновцы, ныне Черкасской обл. - 28 XII 1963, Киев) - сов. хор. дирижёр. Нар. арт. УССР (1960). Чл. КПСС с 1946. Начальное муз. образование получил в Киевской духовной семинарии, в 1930 окончил дирижёрский ф-т Киевского мув.-драм. ин-та им. Н. В. Лысенко. С 1923 (одновременно с учёбой) пел в хор. капелле "Думка". После окончания ин-та преподавал и руководил разными хор. коллективами, с 1934 дирижёр, в 1937-40 и с 1946 гл. дирижёр "Думки", в 1940-46 худ. рук. хоровой капеллы "Трембита" во Львове. Деятельность С. - значительный вклад в укр. хор. иск-во. Ему как исполнителю наиболее близки произв. крупных форм, преим. кантатно-ораториального жанра; в репертуаре С. - "Александр Невский" Прокофьева, "На поле Куликовом" Шапорина, "Радуйся, нива неполитая" Лысенко, Реквием Моцарта (Киев, 1937-1940), "Кавказ" Людкевича, "Украина моя" Штогаренко, "Бьют пороги" Лысенко (Львов, 1940-46), "Заповит" Людкевича, "Славься, Отчизна моя" Жуковского, "Москва" Чайковского, "Времена года" Гайдна (Киев, 1946-63) и др. Неоднократно дирижировал хорами a cappella (исполнялись хор. миниатюры разл. стилей). Литература: Михайлов М. М., Творчий шлях "Думки", Кипв, 1957; Вахняк С., Олександр Сорока, Кипв, 1975. Г. О. Ткаченко. |
Владимир Константинович (р. 19 VII (1 VIII) 1914, Полоцк) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Чеч.-Ингуш. АССР (1964). Чл. КПСС с 1944. Учился в 1-м Ленингр. муз. техникуме по классу фп. (у M. H. Бариновой), в 1937 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у П. Б. Рязанова, ранее занимался у М. А. Юдина. Сочинения: балеты - Цыганы (по А. С. Пушкину, 1937, Ленинград), Талисман (1974); оперетты - Раскинулось море широко (1943, Рыбинск), Непослушная дочь (1963, Орджоникидзе); для солистов, хора и орк. - оратории Александр Матросов (1951), Герои Сталинграда (1953), кантаты Утро Отчизны (1946), Ленин (1947, 2-я ред. под назв. Ленин всегда с нами, 1957), Свет Октября (1957), Родная Армия (1958), Цветы Ильича (1969), Поезд в грядущее (1970), сюиты Сады цветут (1949), Трёх поколений голоса (1977), Поэма о хлебе (1979); хор. сюиты - Великие стройки коммунизма (1952), Песни Садко (1976); пьесы для орк. нар. инструментов и эстр. орк.; песни, в т.ч. Полковое знамя; музыка к спектаклям драм. т-ра. |
Игорь Дмитриевич (р. 14 VI 1931, пос. Знаменка Тамбовской обл.) - сов. певец (баритон). Нар. арт. БССР (1963). Засл. арт. РСФСР (1961). С 1952 артист хора Большого т-ра, с 1956 солист Челябинского т-ра оперы и балета, с 1958 - оперных т-ров Одессы и Новосибирска. С 1962 солист Белорус. т-ра оперы и балета. Среди партий: Князь Игорь; Грязной ("Царская невеста"), Демон; Томский ("Пиковая дама"), Риголетто, Амонасро, Яго; Ди Луна ("Трубадур"), Скарпиа, Жермон; Альмавива ("Свадьба Фигаро"), Эскамильо; Апанас ("Алеся" Тикоцкого), Степан ("Ясный рассвет" Туренкова), Кизгайло ("Седая легенда" Смольского), Левчук ("Тропою жизни" Вагнера). Выступает в концертах. Лауреат конкурса Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Вене (1959). Гастролирует за рубежом. Литература: Смольскi Б., Iгap Сарокiн, в кн.: Майстры белорускай сцэны, кн. 3, Мiнск, 1978. |
Тамара Афанасьевна (р. 19 V 1931, Клинцы, Брянской обл.) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1973). Чл. КПСС с 1963. В 1952 окончила Муз. уч-ще при Ленингр. консерватории, затем занималась у Е. В. Шумской. В 1952-54 солистка Ленингр. т-ра оперы и балета, с 1954 - Большого т-ра СССР. Обладает голосом приятного тембра; её исполнение отличают непосредственность и искренность. Среди партий: Татьяна, Царевна-Лебедь; Марфа ("Царская невеста"), Виолетта, Мими, Чио-Чио-сан, Маргарита. Выступает как конц. певица. Гастролирует за рубежом (Индия, Польша, Япония, Австралия, Италия, Филиппины, Канада, Франция, ГДР и др.). В. И. Зарубин. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Борис Андреевич (р. 20 VII 1921, Самара, ныне Куйбышев) - сов. композитор, музыковед и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1972). Кандидат искусствоведения (1954). Чл. КПСС с 1970. В 1949 окончил Моск. консерваторию у Ан. Н. Александрова, в 1953 - аспирантуру под рук. его же и В. А. Цуккермана. С 1953 преподаватель муз.-теоретич. предметов в Саратовской консерватории (с 1973 профессор; в 1958-81 зав. кафедрой теории музыки и композиции, в 1969-76 ректор). Автор ряда муз.-теоретич. статей (опубл. в Науч.-методич. записках Саратовской консерватории). Сочинения: опера Степан Разин (1977); кантаты - За годом год (сл. А. Т. Твардовского, 1962), Поэма о Ленине (сл. Р. И. Рождественского, 1969); для орк. - симфониетта на рус. темы (1959), 3 симфонии (1968-79); концерты с орк. - для фп. (1961), для скр. (1957), для влч. (1970); камерно-инстр. ансамбли; фп. пьесы, в т.ч. 24 прелюдии (1972); вок. циклы на сл. С. П. Щипачёва, М. Джалиля, Н. А. Заболоцкого, и др. |
Зураб Лаврентьевич (р. 12 III 1937, Сухуми) - сов. певец (лирико-драм. тенор). Нар. арт. СССР (1979). Чл. КПСС с 1973. В 1960 окончил Тбилисский политехнич. ин-т, в 1965 - Тбилисскую консерваторию. В 1965-74 солист Груз. т-ра оперы и балета, в 1966-68 стажировался в миланском т-ре "Ла Скала", с 1974 солист Большого т-ра. Партии: Водемон; Абесалом ("Абесалом и Этери" Палиашвили), Каварадосси, Манрико, Радамес, Отелло; Ричард ("Бал-маскарад"), Хозе; Арзакан ("Похищение Луны" Тактакишвили). Выступает в концертах. Главный приз фестиваля "Золотой Орфей" (Болгария, 1968). Лауреат 4-го Междунар. конкурса им. П. И. Чайковского в Москве (1970, 2-я пр.) и Междунар. конкурса вокалистов им. Ф. Виньяса в Барселоне (1970, 1-я пр. и "Гран при"). Гастролирует за рубежом. |
Тихон Иванович (23 IX (6 X) 1901, Воронеж - 16 III 1975, Ростов-на-Дону) - сов. композитор, педагог, муз.-обществ. деятель. Учился в Воронежском муз. уч-ще по классу скрипки, в 1927 окончил Донскую консерваторию (Ростов-на-Дону) по классу композиции у Н. З. Хейфеца (по композиции занимался также у M. P. Гнесина). В 1924 принимал участие в конкурсе на сочинение "Левого марша" на слова В. В. Маяковского для хора и оркестра (3-я пр.). В 1936-41 учился на историко-теоретич. ф-те Моск. центр. заочного муз.-педагогич. ин-та (у В. А. Цуккермана, И. В. Способина, И. И. Дубовского, С. В. Евсеева). В 1936-59 преподавал в Ростовском муз. уч-ще. Один из организаторов Ростовского отделения Союза композиторов. Мн. годы изучал песни донских и кубанских казаков. Записал 65 песен (в 1946 записи отмечены премией на Всесоюзном конкурсе фольклорных работ), 22 из них составили сб. "Русские народные песни казаков-некрасовцев" (изд. 1950). В творчестве С. проявилось глубокое знание нар. музыки. Сочинения: оперы - Русский характер (1961, Нар. оперный т-р Новочеркасского политехнич. ин-та; 1962 - под назв. Егор Дрёмов, Таганрог), Колобок (детская, либр. С., исп. в 1935 на Радио; 2-я ред. 1950, Ростов-на-Дону); кантаты - Былина о Донской земле (1943), Песня гнева (1945); для орк. - 3 симфонии (1926, 1947, 1958); концерты с орк. - для фп. (1962), 2 для баяна (1938, 1953), фантазия для фп. с орк. на донские темы (1940); камерно-инстр. ансамбли - 4 струн. квартета, фп. квинтет (памяти героев, павших в боях за Родину); Донская хоровая сюита; баллада для баритона с орк. - Утро победы; романсы и песни; музыка к драм. спектаклям ("Золушка", 1947) и кинофильмам. Литературные сочинения: От составителя, в сб.: Русские народные песни казаков-некрасовцев, М.-Л., 1950; Музыка песен казаков-некрасовцев, в кн.: Народная устная поэзия Дона, (Ростов н/Д), 1963; Из воспоминаний о В. Г. Захарове, в кн.: Воспоминания о В. Г. Захарове. Сост. П. М. Казьмин и В. В. Хватов, (М., 1967). Литература: Светланов Е., Произведения композитора Т. И. Сотникова, "Молот", 1952, 29 окт.; Назаревский П., Новые работы ростовских композиторов, "СМ", 1960, No 12; Hoвиков Б., Творческая задача композитора, "Молот", 1961, 28 нояб.; Воспоминания о В. Г. Захарове, (М., 1967), с. 11-13, 38, 80, 82-83, 96; Памяти ушедших, "СМ", 1975, No 8, с. 144. Я. В. Друскин. |
Соукупова В. (Soukupova) Вера (р. 12 IV 1932, Прага) - чеш. певица (меццо-сопрано). Дебютировала в 1954 на фестивале "Пражская весна". С 1955 солистка Армейского ансамбля им. В. Неедлы, с 1957 - Пльзеньского оперного т-ра, с 1960 - Нац. т-ра в Праге, с 1963 - Чеш. филармонии. 1-я пр. на междунар. конкурсах вокалистов в Праге (1960), в Рио-де-Жанейро (1963). С 1968 солистка Гамбургской гос. оперы. Обладает голосом широкого диапазона, сценич. мастерством, пение С. отличается большой выразительностью. Среди партий - Дечан ("Бранденбуржцы в Чехии" Сметаны), Баба-Яга ("Русалка" Дворжака), Клавдия ("Повесть о настоящем человеке" Прокофьева), Хаят ("Муса Джалиль" Жиганова), Кармен, Амнерис, Далила. Участвует в исполнении вок.-симф. соч. (реквиемы Верди и Дворжака, вок. симфония В. Соммера, "Глаголическая месса" Яначека). Гастролировала за рубежом (в СССР в 1961). |
Соуэрби Л. (Sowerby) Лио (1 V 1895, Гранд-Рапидс, шт. Мичиган - 7 VII 1968, Порт-Клинтон, шт. Огайо) - амер. композитор и органист. Учился у П. О. Грейнджера в Чикаго (1909-17), здесь окончил Амер. консерваторию (1918), в к-рой затем преподавал композицию (1925-62). Совершенствовался в Риме (1921-24; 1-я Римская пр., присуждённая в США). Был церк. органистом и рук. церк. хора в Чикаго (1927-62), директором Колледжа церк. музыкантов при Кафедральном соборе в Вашингтоне (1962-68). Во мн. произв. использует элементы амер. традиц., в т.ч. духовной, музыки, а также джазовой, блюзов и др. С. принадлежат обработки для фп. амер. нар. песен. Сочинения: оратория Христово воскресение (Christ reborn, 1953), кантаты с орк. и с органом; для орк. - 4 симфонии (1924-49, выделяются 3-я и 4-я), увертюры Наступает осень (Comes autumn time, 1916), концертная (1941), симф. поэма Прерии (Prairie, 1929); концерты с орк.: для фп. (1919, 1932), влч. (1917, 1933), органа (1937); камерно-инстр. ансамбли - сонаты для скр. с фп. (1922, 1944), струн. трио (1952), 2 струн. квартета (1932, 1935), 2 квинтета для духовых (1916, 1927); пьесы для фп.; для органа - симфония (1930), сюита (1933), пьесы, в т.ч. пассакалия (1967); хоры, в т.ч. ок. 100 гимнов; песня. Литературные сочинения: The folk element: the vitalizer of modern music, "Musical scrap-book", 1927, No 1; Ideals in church music, N. Y., 1956; The Throne of God, в сб.: The composers point of view, Oklahoma, 1963. Литература: Tuthill В. С., Leo Sowerby, "MQ", 1938, v. 24, No 3. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Владимир Владимирович (25 IV (8 V) 1901, Петербург - 29 VIII 1961, Москва) - сов. пианист и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1942). Учился у А. В. Лебедевой-Гецевич (ученица Н. Г. Рубинштейна), с 1910 - у А. Миталовского (ученик И. Мошелеса) в Варшаве, в 1914-21 - у Л. В. Николаева в Петрогр. консерватории. В 1919 дал первый сольный концерт. С 1921 концертировал гл. обр. в Москве и Ленинграде, в 1928-29 - в Варшаве и Париже. В кон. 1930-х гг. выступал с 12 т.н. историч. концертами (цикл). В 1941-45 интенсивно концертировал, особенно после переезда в Москву (1942). В 1936-42 профессор Ленингр., в 1942-61 - Моск. консерваторий. Игра С., пианиста исключительно самобытного, отличалась романтич. возвышенностью, одухотворённостью, огромной образной силой и блистательной техникой. Свежесть, сочность звука, рельефность интонаций, широта дыхания органично сочетались с артистич. тонкостью, поэтичностью и свободой исполнения. С. подчёркивал контрасты, однако это ещё более оттеняло совершенство пропорций целого. Его обширный репертуар охватывал мн. стили фп. лит-ры, включая как произв. классиков, так и романтиков, преим. Ф. Шопена, Ф. Листа, Р. Шумана; значит. место занимали в нём произв. рус. композиторов, особенно А. Н. Скрябина, сочинения к-рого С. исполнял с редким вдохновением и мастерством. Гос. пр. СССР (1943). Литература: Нейгауз Г., Пианист-художник, "Советское искусство", 1938, 25 янв.; его же, Владимир Софроницкий, "Советская культура", 1961, 27 мая; его же, Размышления, воспоминания, дневники. Избр. статьи. Письма к родителям, М., 1975; Дельсон В., Владимир Софроницкий, М., 1959; "СМ", 1961, No 12 (Памяти Владимира Владимировича Софроницкого); Рабинович Д., Портреты пианистов, М., 1962, 1970; Воспоминания о Софроницком. (Сост., вступ. ст. и коммент. Я. И. Мильштейна), М., 1970. Я. И. Милъштейн. |
Екатерина Тарасовна (р. 3 (16) III 1907, Кутаиси) - груз. певица (сопрано). Нар. арт. Груз. ССР (1946). Пению училась у E. M. Михайловой в Кутаисском муз. техникуме (1922-28), затем у О. А. Бахуташвили-Шульгиной в Тбилисской консерватории, к-рую окончила в 1930. С 1930 солистка Т-ра оперы и балета им. З. Палиашвили. Оставила сцену в 1952. Осн. место в репертуаре С. занимали партии в операх груз. сов. композиторов - Лела ("Ладо Кецховели" Г. Киладзе), Дора ("Депутат" Ш. Тактакишвили), Турпа ("Патара Кахи" И. Гокиели и др.). С особенным успехом исполнила партии Маро ("Даиси" Палиашвили) и Этери ("Абесалом и Этери") на 1-й Декаде груз. лит-ры и иск-ва в Москве в 1937. За исполнение партии Нестан-Дареджан в опере Ш. Мшвелидзе "Сказание о Тариэле " получила Гос. пр. СССР (1947). Среди др. партий - Нино ("Сказание о Шота Руставели" Аракишвили), Татьяна, Лиза, Дездемона, Микаэла, Чио-Чио-сан; Наталья ("Тихий Дон"). М. В. Рамишвили. |