Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Р" (часть 4, "РЕЙ"-"РИЗ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 4, "РЕЙ"-"РИЗ")

Рейнеке К.

Рейнеке К. (Reinecke) Карл Генрих Карстен (23 VI 1824, Альтона - 10 III 1910, Лейпциг) - нем. пианист, дирижёр, педагог, композитор, музыковед. Муз. образование получил под рук. отца, разностороннего муз. педагога. Концертно-пианистич. деятельность начал в 12-летнем возрасте. Концертировал как пианист в Дании, Нидерландах, Швеции, Великобритании. В 1846-48 придв. пианист датского короля в Копенгагене. После пребывания в Париже, с 1851 преподавал в Кёльнской консерватории; в 1854-59 музик-директор в Бармене; в 1859-60 музик-директор и дирижёр Певческой академии в Бреславле (ныне Вроцлав); в 1860-95 дирижёр концертов Гевандхауза в Лейпциге и одновром. (до 1902) профессор Лейпцигской консерватории по классам фп. и композиции. В 1883 и 1889 выступал в России как дирижёр собств. произв. и пианист. Р.-пианист играл преим. произв. классиков, особенно выделяясь исполнением произв. В. А. Моцарта. Автор ряда книг о музыке (в т.ч. популярных монографий о В. А. Моцарте, Й. Гайдне, Л. Бетховене, К. М. Вебере, Р. Шумане, Ф. Мендельсоне). Р. написал множество муз. произв., примыкая как композитор к лейпцигской школе; испытал также нек-рое влияние Р. Вагнера и И. Брамса. Ряд соч. Р. связан с его пианизмом (4 концерта для фп. с оркестром, фп. квинтет, 2 фп. трио, для фп. - сонаты, мелкие пьесы). Среди др. произв. - большая опера "Король Манфред" (Висбаден, 1867), 2 комические оперы и зингшпиль, оратория "Валтасар", музыка к спектаклю "Вильгельм Телль" Шиллера, кантата, хоры и конц. арии, "Детские песни". Чл. Берлинской корол. академии иск-в (1875).

Литературные сочинения: Was sollen wir spielen?, Lpz., 1886; Zur Wiederbelebung der Mozartschen Clavier-Concerte, Lpz., 1891; Die Beethovenschen Clavier-Sonaten Lpz. 1896, 1924; Und manche lieben Schatten steigen auf. Gedenkblatter an berьhmte Musiker, Lpz., 1900, 1910; Meister der Tonkunst, В. - Stuttg., 1903; Aus dem Reiche der Tцne, Lpz., 1907, и др.

Литература: К. Рейнеке, "РМГ", 1910, No 15; Wasielewski J. W., С. Reinecke, Lpz., 1892; Segnitz E., C. Reinecke, Lpz., 1900; Steinitzer M., Das Leipziger Gewandhaus im neuen Heim unter Carl Reinecke, Lpz., 1924.

Т. Н. Соловьёва.

Рейнер Ф.

Рейнер Ф. (Reiner) Фридьеш (Фриц) (19 XII 1888, Будапешт - 15 XI 1963, Нью-Йорк) - амер. дирижёр. По национальности венгр. С 1898 учился у X. Кёслера (композиция и дирижирование), И. Томана и Б. Бартока (фп.) в Академии музыки им. Ф. Листа, изучал право в ун-те в Будапеште. Работал дирижёром в т-рах Любляны (1910), Будапешта (Нар. опера, 1911 - 14), был гл. дирижёром Дрезденской оперы (1914-21). Гастролировал в Гамбурге, Берлине, Вене, а также в Риме и Барселоне (1921-22). С 1922 жил в США, где вскоре стал одним из крупнейших дирижёров. В 1922-31 руководил симф. оркестром в Цинциннати (преемник Э. Изаи). С 1931 (ок. 30 лет) преподавал дирижирование в Ин-те Кёртис в Филадельфии (среди учеников - Л. Бернстайн, В. Хендль). Дирижировал спектаклями в оперных т-рах в Нью-Йорке (1932, 1937), Сан-Франциско (1935-38), Лондоне ("Ковент-Гарден", 1936-37). Был рук. Питсбургского симф. оркестра (1938-48), "Метрополитен-опера" (1948-53), гл. дирижёром Чикагского симф. оркестра (1953-62; затем также муз. консультант оркестра). Как оперный и симф. дирижёр Р. владел огромным репертуаром (оперы Р. Вагнера, Р. Штрауса, В. А. Моцарта, Ж. Бизе; классич. и совр. орк. соч.). Яркий артистич. темперамент, точность дирижёрской техники, в основе к-рой - экономность движений правой руки, мастерство в репетиционной работе, позволяли ему достигать высоких художественных результатов в интерпретации произв. разных эпох, стилей и жанров. Р. - автор струн. квартета и романсов.

Рейниц Б.

Рейниц Б. (Reinitz) Бела (15 XI 1878, Будапешт - 27 X 1943, там же) - венг. композитор, муз. критик и муз.-обществ. деятель. Брал уроки игры на фп. у комп. В. Э. Фаркаша в Коложваре и по композиции у А. Шиклоша в Будапеште, занимался на юридич. ф-те в ун-тах Коложвара и Будапешта. В 1908-17 муз. критик газ. "Nйpszava", в 1917-19 - газ. "Vilбg". Одним из первых дал высокую оценку творчеству Б. Бартока (рецензия на музыку балета "Деревянный принц", 1917). Во время Венг. сов. республики был помощником нар. комиссара Д. Лукача, правительств, комиссаром Муз. директории (в составе Э. Дохнаньи, Бартока, З. Кодая), проводил реформы муз. жизни в Венгрии. После разгрома Коммуны был осуждён, с 1920 в эмиграции (Австрия и Германия). В 1931 возвратился в Венгрию. Автор ок. 450 песен (опубл. ок. 130), среди них - политич. куплеты ("Revoluzzer", сл. Э. Мюзама) и боевые песни ("Песня рабочих", сл. Г. Гервега; "Песня шахтёров", сл. К. Тухольского). Р. - первый композитор, положивший на музыку стихи венг. поэта-демократа Э. Ади (более 100 песен, из них 40 в 1908-11). В 1926-30 песни Р. пользовались большой популярностью у нем. пролетариата. На мелодию "Песни шахтёров" А. Гидаш написал два новых текста; песни под назв. "Марш венгерских шахтёров" (рус. текст А. Кочеткова), "Марш ударников" (рус текст А. Ромм) были широко известны в СССР.

Литература: Нестьев И., Запевалы социалистического искусства, в сб.: Советско-венгерские связи в художественной культуре, М., 1975; Flуriбn L., Vajda J., Reinitz Bйla, Bdpst, 1978.

Рейтер Т.

Рейтерс Теодоре (23 III 1884, Ляудона, ныне Латв. ССР - 12 XII 1956, Стокгольм) - латыш. Дирижёр. В 1917 окончил Петрогр. консерваторию по классу композиции у Я. Витола, дирижирования - у H. H. Черепнина. В 1916-17 в Петрогр. консерватории начал дирижёрскую деятельность в оперном классе, в Петрогр. т-ре муз. драмы и в латыш, хорах. В 1917-18 был дирижёром симф. оркестра Латыш, стрелковых частей в Петрограде, ставшего основой оркестра Латышской оперы (Рига, 1918). В 1919 был дирижёром и директором Т-ра оперы Сов. Латвии в Риге, также рук. муз. отдела Наркомпроса Сов. Латвии. В 1919-44 дирижёр Латв. нац. оперы (в 1922-26 и 1931-34 директор т-ра). Рук. пост. опер: "Банюта" А. Калниня, "Вайделотё" Яз. Мединя; "Русалка", "Борис Годунов", "Мазепа", "Тихий Дон", "Аида", "Кармен", "Нюрнбергские мейстерзингеры", "Тангейзер", "Лоэнгрин", "Парсифаль"; "Саломея" Р. Штрауса, "Дон-Жуан", "Фиделио" и др. Часто выступал в симф. концертах. Был выдающимся хор. дирижёром; в 1920 основал один из лучших латыш, хоров ("Reitera koris" - "Хор Рейтера"), с к-рым многократно гастролировал в крупнейших ев-роп. городах. Дирижировал также ораториальными концертами. Был активным организатором латыш. праздников песни, одним из гл. дирижёров 6-9-го праздников песни. С 1944 жил в Стокгольме, где и умер (в 1964 его прах был перевезён в Латв. ССР и захоронен на Лесном кладбище в Риге).

Литература: Lindenberga V., Teodors Reiters un vina koris, в кн.: Latviesu muzika, Riga, 1972, с. 126-36.

Я. Я. Витолинь.

Рейха А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рейхардт И. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рекашюс А. В.

Антанас Винцо (р. 4 VII 1928, дер. Павандянис Тельшяйского р-на) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Литов. ССР (1978). По окончании Литов. консерватории у Ю. Юзелюнаса (1959) преподавал (до 1969) в Каунасском муз. уч-ще им. Ю. Груодиса. Осн. внимание уделяет орк. музыке, во мн. произв. применяет сонористич. эффекты и алеаторную технику.

Сочинения: опера-оратория Баллада света (Sviesos baladй, 1970, Вильнюс); балеты - Угасающий крест (Gestantis kryzius, 1966, там же), Страсти (Aistros, 1970); для орк. - 5 симфоний (1962-81) и др. соч.; концерты с орк. - для скр. Метафония (1973), для влч. Диафония (1975), для флейты (с камерным орк., 1971); 4 струн. квартета, 4 квинтета для дух. инструментов, сонаты для саксофона, для кларнета, для гобоя; 10 фп. пьес для детей - Мои игрушки (1963), цикл песен для детей - Мои краски и др.

Реквием

Статья большая, находится на отдельной странице.

Реконструкция музыкальных инструментов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рельштаб Г. Ф. Л.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Реля

Реля - рыля (искажение от лира) - укр. струн. инструмент. Укр. назв. крестьянской колёсной лиры.

Ременьи Э.

Ременьи Э. (Remenyi) Эде (наст. фам. - Гофман, Hoffmann) (17 I 1828, по уточнённым данным, Мишкольц - 15 V 1898, Сан-Франциско) - венг. скрипач и композитор. В 1842-45 обучался игре на скрипке в Венской консерватории у Й. Бёма. Участник Революции 1848 в Австрии, Р. после её поражения был вынужден эмигрировать, жил в США. Возвратившись в 1852 в Европу, сблизился с И. Брамсом (гастролировал с ним в Германии), с Й. Иоахимом, Р. Вагнером, Ф. Листом. С 1854 был придв. солистом в Лондоне. С 1860 жил в Будапеште, концертировал во мн. городах Венгрии. В 1865 выступал с концертами в России. С 1875 жил в Париже, позднее в Нью-Йорке, гастролировал во мн. странах мира, в т.ч. в Японии, Китае, а также в Австралии, Юж. Африке. Умер на эстраде во время своего последнего турне по Сев. Америке. Самобытный художник, обладавший ярким дарованием нац. склада, Р. наряду с Я. Бихари, Я. Лавоттой и А. Чермаком - крупнейший венг. скрипач 19 в. Игра Р., захватывавшего своим огненным темпераментом слушателей, отличалась виртуозным блеском и свободной импровизационностью стиля, красотой тона, своеобразной ритмич. силой. Наряду с венг. нац. мелодиями и собств. пьесами в нар. духе Р. исполнял классич. скр. музыку - произв. И. С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, внося в интерпретации оригинальный нац. колорит. Лист посв. Р. спец. главу в своей кн. "Цыгане и их музыка в Венгрии" ("Des Bohйmiens et leur musique en Hongrie", P., 1859). Автор скр. концерта, пьес для скрипки соло ("Венгерские мелодии" и др.) и с фп., мн. транскрипций, в т.ч. ноктюрнов Дж. Филда, вальсов, мазурок и полонезов Ф. Шопена и др.

Литература: Кеllеу G. D., Uptоn G. P., Eduard Remйnyi, Chi., 1906; Sas Б., Remйnyi, Bdpst, 1934; Gоldhammer O., Liszt, Brahms und Remйnyi, "Studia musicologica", 1963, Jahrg? 5, S. 89-100; Вouws J., Ein ungarischer Violinmeister in Sьd-Afrika, там же, 1968, Jahrg. 10.

И. M. Ямпольский.

Реминисценция

Реминисценция (от позднелат. reminiscentia - воспоминание) - возвращение в муз. произведении к.-л. темы или мотива в качестве напоминания о первом, более раннем его проведении. В инстр. цикле в качестве Р. может рассматриваться проведение в данной части к.-л. темы одной из предыдущих частей. Обычно такая Р. представляет собой временный перерыв в развитии тематич. материала данной части, отстранение от него. В отд. случаях Р. оказывается средством, активирующим муз. развитие данной части. Таковы, напр., Р. тем 1-3-й частей в финале 9-й симфонии Бетховена. Приём Р. широко используется в опере, оперетте и развлекат. музыке.

Ренасимьенто

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рене-Батон

Рене-Батон (Rhene-Baton; наст. имя и фам. - Батон Рене, Baton Rene) (5 IX 1879, Курсёльсюр-Мер, Кальвадос - 23 IX 1940, Ле-Ман) - франц. дирижёр и композитор. Учился в Парижской консерватории по классам фп. (у Ш. В. Берио) и композиции (у А. Жедальжа и А. Блоха). Был хормейстером парижского т-ра "Опера комик". В 1910-12 дирижёр т.н. популярных концертов в Анже и Бордо. В 1916-18 2-й дирижёр "Концертов Ламурё", в 1918-32 гл. дирижёр "Концертов Падлу" в Париже. Был дирижёром "Русского балета С. П. Дягилева". Гастролировал в разных странах, в т.ч. в СССР (1935). Автор произв. для оркестра, камерно-инстр. ансамблей для скрипки, фп., песен (св. 60), музыки к спектаклям драм. т-ров.

Литература: Sourdet D., Douze chйfs dorchйstre, P., 1924.

Г. Я Юдин.

Ренессанс

Ренессанс - см. Возрождение.

Ренчицкий П. Н.

Петр Николаевич (29 VI (11 VII) 1874, Черкассы, ныне УССР - 20 IX 1941, Москва) - сов. муз. теоретик и педагог. Окончил в 1893 Харьковское муз уч-ще РМО по классу фп. у А. В. Шульц-Эвлера, в 1896 - юридич. ф-т Моск. ун-та. В 1904-06 занимался по композиции у С. И. Танеева. Преподавал игру на фп. в жен. уч. заведениях и частных муз. школах Москвы (1906-18), спец. фп. в Театр.-муз. техникуме им. А. К. Глазунова (1919-34) и Муз. уч-ще им. М. М. Ипполитова-Иванова (1934-41). Вел теоретич. классы в Моск. консерватории (теория и история муз. систем, 1927-28), Центр. заочном муз.-педагогич. ин-те повышения квалификации (вопросы первоначального муз. развития и образования, 1939-41, с 1940 доцент). С 1910 чл. об-ва "Музыкально-теоретическая библиотека ". В 1920-21 чл. комиссии по реформе муз. образования в РСФСР при муз. отделе Наркомпроса. В 1921-31 один из учредителей и действит. чл., зам. пред. Ученого совета Гос. ин-та муз. науки (ГИМН), с 1923 действит. чл. Гос. академии художеств. наук (ГАХН). Автор работ "Учение об энгармонизме" (М., 1930), "Пути рационализации музыкальной грамоты" (М.-Л., 1940) и др.

И. М. Ямпольский.

Ренье А.

Ренье А. (Renie) Анриет (18 IX 1875, Париж - 1 III 1956, там же) - франц. арфистка, педагог и композитор. Игре на арфе училась в Парижской консерватории у А. Хассельмана; занималась также по композиции у Ш. Ленвё и Т. Дюбуа. Выступала в концертах с 12 лет. В 1901 дебютировала как композитор, исполнив в сопровождении оркестра собств. концерт для арфы. Гастролировала в разл. городах Зап. Европы. Организовала и возглавила в Париже секстет арф, написала для этого ансамбля секстет и сделала много транскрипции разл. клавесинных и орк. пьес др. композиторов. Общалась с рядом выдающихся музыкантов, в т.ч. с Ш. Гуно, П. Виардо, побудила К. Дебюсси и Г. Форе создать произв. для арфы. Была в дружеских отношениях с сов. арфисткой К. А. Эрдели. С нач. 1900-х гг. преподавала в Парижской консерватории. На основе традиций франц. арфовой педагогики (Ф. Ж. Надерман, Р. Н. Ш. Бокса, А. Хассельман) выработала свой метод игры, внеся нек-рые новые приёмы (напр., "тушение" отд. звуков). Педагогич. принципы Р. получили отражение в её "Школе" игры на арфе ("Mйthode complиte", P., 1946). Среди учеников - M. Гранжани. Р. - автор концерта для арфы с оркестром, камерных ансамблей, пьес для арфы.

Литература: Эрдели К. A., Арфа в моей жизни, М., 1967; Дулова В. Г., Искусство игры на арфе, М., 1975, с. 45-48; Sсimесa M. G., Larpa nella storia, Bari, 1938.

Б. В. Доброхотов.

Реперкуссия

Реперкуссия (от лат. repercussio - отражение).

1) В учении о фуге в строгом стиле (И. Фукс и др.) следующее после экспозиции проведение темы и ответа во всех голосах (нем. Wiederschlag, zweite Durchfьhrung), воспроизведение экспозиции с контрапунктич. изменениями, род полифонич. вариации на экспозицию (в совр. музыковедении термин не употребляется; понятие "Р." приближается к понятию контрэкспозиции фуги). Голосу, излагавшему в экспозиции тему, в Р. поручается ответ (и наоборот); тема и ответ в Р. вводятся (чаще на диссонансе) после паузы или скачком на широкий интервал, чтобы вступающий певч. голос зазвучал в ином регистре своего диапазона; в Р. возможны преобразования темы (напр., увеличение, обращение), использование стретты (обычно менее энергичной, чем в последующем разделе формы) и др. средств развития и варьирования. Р. обычно следует за экспозицией без цезуры; Р. и завершающая часть формы (реприза, заключит. стретта, die Engfьhrung) нередко отчленяются каденцией. См., напр., Токкату и фугу для органа F-dur Букстехуде: экспозиция - такты 38-48; Р. - такты 48-61; заключит. часть от такта 62. В больших фугах может быть неск. Р.

2) В григорианском пении важнейший после finalis опорный тон лада, звук, в к-ром концентрируется мелодич. напряжённость (наз. также тенор, туба). Появляется чаще др. звуков; во мн. песнопениях псалмодич. характера на нём осуществляется протяжённая речитация. Лежит выше finalis, отстоит от него на определённый в каждом из ладов интервал (от малой терции до малой сексты). Осн. ток лада (finalis) и Р. определяют ладовую принадлежность напева: в дорийском ладу finalis d и R, а в гиподорийском - соответственно d и f, во фригийском ладу - е и с и т. п.

Литература: Fux J., Gradus ad Parnassum, W., 1725 (англ. пер. - Steps to Parnassus, N. Y., 1943); Bellermann H., Der Contrapunkt, В., 1862, 1901; Вussler L., Der strenge Satz, B., 1905 (рус. пер. - Бусслер Л., Строгий стиль, пер. С. И. Танеева, М., 1885, 1925); Teppesen К., Kontrapunkt, Kbh., 1930, Lpz., 1971. См. также лит. при ст. Григорианское пение.

В. П. Фраёнов.

Репетиция

Репетиция (от лат. repetitio - повторение).

1) Быстрое повторение одного и того же звука, гл. обр. на клавишных инструментах.

2) Допускаемая конструкцией фп. быстрота повторения звука. В 1821 франц. мастер С. Эрар изобрёл фп. механику, к-рая давала возможность более быстрого повторения звука, чем все прежние конструкции. Рус. назв. таких инструментов - фп. с двойной репетицией (см. Механика фортепьянная).

Репетто Э.

Репетто Э. (Repetto) Эльвира (гг. рожд. и смерти не-изв.) - итал. певица (колоратурное сопрано). Выступала в 1880-х гг. в городах Италии, а также в Вене, Лисабоне и Петербурге (в Михайловском т-ре, пела партии Джильды, Виолетты, Сюзанны, Маргариты и др.; в концертах - арию Царицы ночи, партию Антониды в квартете и песню Алябьева "Соловей"), Обладала очень высоким голосом, её исп. отличалось большим темпераментом, лирич. теплотой, артистизмом, тонким вкусом; не стремясь к эффектной виртуозности, привлекала слушателей естественностью, простотой, жизненной достоверностью создаваемых образов. Среди др. партий - Эльвира ("Пуритане" Беллини), Валентина ("Гугеноты"), Офелия ("Гамлет" Тома), Линда ("Линда ди Шамуни" Доницетти), Марта ("Марта" Флотова), Арлетта ("Жан де Нивель" Делиба).

Литература: (Кюи Ц.), Музыкальные заметки, "Голос", 1880, 15 (27) окт., с. 1-2; 1881, 4 (16) февр., с. 2-3; 15 (27) февр., с. 4; 1882, с. 4, 20 янв. (1 февр.), с. 1-2, 24 янв. (5 февр.), с. 5, 31 янв. (12 февр.), с. 5; его же, Избранные статьи, М., 1952; Зиновьев П., Музыкальное обозрение, "Музыкальный мир", 1882, No 10, с. 6-7; Итальянская опера, "Театральный мирок", 1884, 7 янв., с. 5.

Л. Б. Римский.

Репина Н. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Реприза

Реприза (франц. reprise, от reprendre - возобновлять).

1) Повторение темы или группы тем после этапа её (их) развития или изложения нового тематич. материала. Однократная Р. создаёт 3-частную схему ABA (где В - развитие начального материала или новый материал) и образует структурную основу простых репризных форм (2- и 3-частной), а также сложной 3-частной и сонатной форм. Неоднократная реприза АВАВА или АВАСА образует основу двойной и тройной 3-частных форм, а также формы рондо, рондо-сонаты.

Большая роль Р. в муз. форме определяется след. фундаментальными принципами: Р., создавая симметрию, выполняет функцию архитектонического, конструктивного скрепления формы; Р., возвращая начальный тематич. материал, подчёркивает его роль как основного, по отношению к к-рому материал среднего раздела (В) получает значение побочного.

Р. не обязательно точно повторяет начальный раздел. Его фактурные изменения создают варьированную Р. (П. И. Чайковский, Ноктюрн cis-moll для фп., ор. 19 No 4). Воспроизведение начального раздела с усилением его экспрессивности ведёт к образованию динамизированной (или динамической) Р. (С. В. Рахманинов, Прелюд cis-moll для фп.).

Р. может воспроизводить начальный материал в др. тональности - так возникает тонально-смещённая Р. (Н. К. Метнер, Сказка f-moll для фп. ор. 26 No 3). Встречается и только тональная Р. без повторения начального тематич. материала (Ф. Мендельсон, "Песни без слов" для фп., No 6). В сонатной форме распространена субдоминантовая Р. (Ф. Шуберт, 1-я часть фп. квинтета A-dur).

Ложной Р. называется момент воспроизведения начальной темы в неглавной тональности в конце ср. части формы, после к-рого начинается подлинная Р. Зеркальная Р. воспроизводит ранее изложенный материал, состоящий из двух или более тем, в обратном порядке (Ф. Шуберт, песня "Приют", схема AB С ВА).

2) Ранее Р. называли часть формы, отграниченную двумя знаками повторения - || : : ||. Название вышло из употребления.

Литература: см. при статье Форма музыкальная.

В. П. Бобровский.

Респиги О.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Респонсорий

Респонсорий (позднелат. responsorium, от лат. respondeo - отвечаю) - в католич. богослужении повторяющаяся строфа (рефрен), к-рую община поет в ответ на строфу, исполненную солистом (священником), а также обозначение самого песнопения, складывавшегося из чередования реплик солиста и хора. Т. о., Р. родствен антифону, где чередуются два хора или две части хора. Р. применялся в христ. богослужении с древнейших времен. В мессе (missa proprium) Р. являются градуал, аллилуйя, порой и трактус; Р. входит и в др. католич. богослужения, напр. в т. н. оффициум (offizium) - освящение протекших дня и ночи. Различают "продленный P." (responsorium prolixum, responsorium modulatum), обычно богатый мелизмами, и "короткий Р." (responsorium breve) с лаконичной поэтич. строфой и простой силлабич. мелодией. В нек-рые Р., помимо повторяющихся строфы и рефрена, включается т. н. доксология - песнопение, восхваляющее триединство бога. Зачастую в разл. Р. исполняются варианты одной и той же мелодии.

Республиканская русская хоровая капелла

Республиканская русская хоровая капелла (Академическая им. А. А. Юрлова). Создана в 1919 в Москве как Первый гос. хор; после реорганизации в 1942 получила совр. наименование (с 1966 - академическая, с 1973 - им. А. А. Юрлова). Первым руководителем хора был И. И. Юхов, затем - А. С. Степанов (1943-49 и 1952-1958), К. М. Лебедев (1949-51), А. В. Преображенский (1951-52). В 1958-73 капеллу возглавлял А. А. Юрлов. За эти годы она достигла творч. расцвета, стала подлинно нац. хором, развивающим лучшие традиции рус. хор. пения. Юрлов обновил и расширил состав хора, его репертуар; программы обрели большую целенаправленность, в них вошли произв. крупных форм. С 1973 капеллой руководит засл. деят. иск-в РСФСР Ю. В. Ухов.

В программах капеллы широко представлены старинные, классич. и совр. произв. Исполняются нар. обрядовые, календарные, бытовые песни, соч. В. П. Титова, М. С. Березовского, А. Л. Веделя, Д. С. Бортнянского, произв. сов. композиторов - С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Г. В. Свиридова и др. Капеллу отличает безукоризненный ансамбль (чему способствует тонкий подбор голосов по принципу тембровой окраски). Хор добивается яркого раскрытия образа, органичной связи слова и музыки. С большим мастерством исполняются как хор. миниатюры, так и монументальные произв., среди к-рых "Патетическая оратория", "Поэма памяти Сергея Есенина" Свиридова, оратория "Ленин в сердце народном" Щедрина, "Колокола" Рахманинова, Реквием Верди. Капелла часто выступает с Гос. симф. оркестром, с Большим симф. оркестром Центр. телевидения и радиовещания, с оркестром Моск. филармонии. Мн. произв., исполненные капеллой, записаны на Всесоюзном радио, выпущены грампластинки с их записью (пластинки франц. фирм получили высшую награду - "Золотой Орфей").

Коллектив капеллы - один из инициаторов и постоянных участников Ленинских фестивалей, к-рые проходят в городах Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Капелла выступает в городах Сов. Союза и за рубежом (Польша, ГДР, ФРГ, Чехословакия, Италия, Франция, Болгария, Великобритания, Греция, Япония). Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1969).

Литература: Локшин Д. Л., Замечательные русские хоры и их дирижёры, М., 1963; Танаев Н., Республиканской капелле - полвека, "МЖ", 1969, No 16.

М. Ю. Копоплёва.

Рефрен

Рефрен (франц. refrain - припев) - термин, введённый для обозначения повторений окончания строфы (одной или неск. строк, порой и одного слова) в песенных формах 12-16 вв. Такие Р. характерны для баллад, франц. рондо, виреле, итал. вилланеллы и фроттолы, исп. вильянсико, использовались также в лаудах, кантатах и др. Р. широко применялись и в позднейших песенных формах. В сов. музыковедении в этом смысле используется термин припев, тогда как термин "Р." применяется почти исключительно для обозначения темы инстр. или вок. произв., проходящей не менее 3 раз и композиционно его скрепляющей. В рондо это гл. тема, проведения к-рой создают его общий структурный каркас. В рондообразных формах это также неоднократно звучащая тема. Р. иногда принимает облик лейттемы (см. Лейтмотив), проведения к-рой связаны с воплощением особо важной идеи; лейттема подчиняет себе развитие остального тематич. материала или по крайней мере оказывает на него существ. воздействие. Примером может служить фанфарная тема вступления в 1-й части 4-й симфонии Чайковского. Когда одна из тем муз. произв. (особенно крупного) становится Р., это не только её выделяет, но и способствует структурному единству целого.

Литература: см. при статьях Рондо и Форма музыкальная.

В. П. Бобровский.

Рефус Х.

Рефус Х. (Rehfuss) Хейнц (p. 25 V 1917, Франкфурт-на-Майне) - швейц. певец (низкий баритон). Пению учился у отца - певца Карла Р., контрапункту - у П. Беннера, оперной режиссуре - у О. Эрхардта. В 1937-38 пел и одноврем. работал художником в т-рах швейц. городов Биль и Золотурн, в 1938-39 пел в гор. т-ре Люцерна. В 1940-52 был ведущим солистом (ок. 80 партий) гор. т-ра в Цюрихе. С 1952 гастролирует в Милане, Париже, Монте-Карло, Барселоне, Флоренции, Венеции, Эдинбурге и др., выступает и как конц. певец; участвует в исп. ораторий на междунар. муз. фестивалях, пропагандирует совр. камерную музыку. В камерном репертуаре Р.- песни М. П. Мусоргского, И. Брамса, X. Вольфа, Ф. Мартена и др. Р. - руководитель курсов высшего вок. мастерства в летней муз. школе в Дарлингтоне, преподавал на летних курсах новой музыки в Дармштадте (1947-64). Профессор по классу пения в Монреале (с 1961), рук. вок. и оперных классов Гос. ун-та в Буффало (штат Нью-Йорк; с 1965), внештатный профессор Истменской школы музыки в Рочестере (штат Нью-Йорк; с 1970). Голос Р. отличается красивым тембром. Участвовал в записанных на грампластинки исполнениях "Страстей по Матфею" и "Страстей по Иоанну", "Рождественской оратории", мессы h-moll И. С. Баха, "Мессии" Г. Ф. Генделя, 9-й симфонии и оперы "Фиделио" Л. Бетховена и др. (нек-рые из этих грамзаписей получили 1-е премии). Партии: Мефистофель, Борис Годунов, Дон Жуан; Доктор Шён ("Лулу" Берга), Голо ("Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси), Царь Эдип ("Царь Эдип" Стравинского) и др.

И. А. Слепнёв.

Речитатив

Статья большая, находится на отдельной странице.

Речменский Н. С.

Николай Сергеевич (10 (22) XII 1897, Москва - 23 X 1963, там же) - сов. композитор и фольклорист. Засл. деят. иск-в Чеч.-Ингуш. АССР (1940). В 1927 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Р. М. Глиэра. Преподавал теоретич. предметы в Воскресной консерватории (один из её основателей, 1927), в Муз. уч-ще им. Oкт. революции (1927-38). В 1938-40 записывал и обрабатывал чеч. и ингуш. песни ("Чечено-ингушские народные мелодии, запись и обработка для фортепиано", М., 1939; "Чеченские и ингушские народные мелодии и песни для голоса, хора и народных инструментов", М., 1962). В 1941 был во фронтовой бригаде, создавал песни на слова бойцов. В 1942-43 худ. рук. Моск. обл. филармонии; в 1947-49 зав. редакцией Музгиза. Автор учебных пособий: "Первоначальная школа игры на баяне" (М., 1949, М.-Л., 1950, М.-Л., 1951), "Как играть на баяне или аккордеоне по нотам, написанным: для фортепиано" (М.-Л., 1951), "Самоучитель игры на баяне" (М., 1951, 1952, 1956), "Массовые музыкальные народные инструменты" (М., 1953, 1956), "Оркестр русских народных инструментов" (справочник, М., 1956, 1963).

Сочинения: оперы - Пир во время чумы (по А. С. Пушкину, либретто Р., 1927), Броненосец "Потёмкин" (1933); для орк. - 2 симфонии (1927, 1930), Чеченская сюита (1939), Русская сюита (1943), поэмы Буревестник (по М. Горькому, 1935), Памяти Асланбека Шерипова (1939), Ингушская увертюра (1940), Старинный чеченский марш (1960), Ингушское интермеццо (1961); для орк. рус. нар. инструментов - Русская увертюра (1947), фантазия на темы 2 рус. нар. песен (1947), сюита-фантазия на рус. темы (1949), фантазия на темы оперы А. С. Даргомыжского "Русалка" (1952), сюита на темы чеч.-ингуш. нар. мелодий (1960), концерт для балалайки и орк. рус. нар. инструментов (1958), концерт для баяна и орк. рус. нар. инструментов (1956); камерные ансамбли - струн. трио на рус. темы (1943); струн. квартет на чеч.-ингуш. темы (1939); песни - для хора без сопр., в т. ч. Казачья молодёжная (сл. П. Д. Дружинина, 1942), Крепни, Советская наша держава (сл. В. И. Лебедева-Кумача, 1945); хоры для голоса с фп. и др.

Литературные сочинения: Музыкальная культура Чечено-Ингушской АССР, в кн.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957; Встречи с М. Пятницким, "СМ", 1961, No 3, и др.

Литература: Седых Ф., Юбилей Н. Речменского, "МЖ", 1958, No 2.

M. P. Леонова.

Решетин М. С.

Марк Степанович (р. 15 II 1931, Москва) - сов. певец (бас). Нар. арт. РСФСР (1972). Чл. КПСС с 1961. В 1956 окончил Моск. консерваторию по классу пения у В. М. Политковского. В 1956-77 солист Большого театра. В 1966 стажировался в т-ре "Ла Скала" (Милан). Партии: Пимен, Сусанин, Гремин; Князь Юрий ("Сказание о граде Китеже"), Мефистофель, Дон Базилио, Филипп II и др. В 1967 исполнил партию Досифея в премьере оперы М. П. Мусоргского "Хованщина" на сцене т-ра "Ла Скала". Гастролирует за рубежом (Италия, Франция, ГДР, Чехословакия, Польша, Австрия, Болгария, Венгрия).

В. И. Зарубин.

Решке

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рзаев А. Г.

Азер Гусейнович (р. 15 VII 1930, Баку) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1972). Чл. КПСС с 1962. В 1953 окончил Азерб. консерваторию по классу композиции у Б. И. Зейдмана и по классу скрипки у С. Л. Бретаницкого и А. Амитона; с этого же года ведёт в консерватории класс камерного ансамбля (с 1977 профессор). С 1972 директор Азерб. т-ра оперы и балета. Центр. место в творчестве Р. занимают инстр. произведения.

Сочинения: оперетта - Путешествие Гаджи Керима на луну (Баку, 1962); для орк. - 2 увертюры (1950; Праздничная, 1960), поэма Памяти отца (для камерного орк., 1966); для инструмента с орк. - 2 концерта для скр. (1953, 1956), концерт для фп. (детский, 1964), поэмы Насими (для бастара и чтеца, 1973), для альта (1976), для органа и литавр (с камерным орк., 1970); камерно-инстр. ансамбли - соната для скр. и фп. (1963), фп. трио (1950), струн. квартет (1954, 2-я ред. 1964); пьесы для фп.; романсы и песни; музыка к драм. спектаклям и кино.

Литература: Абезгауз И., Азер Рзаев, М., 1958.

Э. А. Абасова.

Рзаев Н. А.

Назим Асадулла оглы (р. 14 II 1925, Баку) - сов. дирижёр. Нар. арт. Азерб. ССР (1977). В 1951 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки у М. С. Козолуповой. Как дирижёр дебютировал в 1958. В 1960- 1963 стажировался в Большом т-ре под рук. А. Ш. Мелик-Пашаева. С 1963 худ. рук. и гл. дирижёр Гос. камерного оркестра Азербайджана. Осуществил ряд оперных и балетных постановок на сцене Азерб. т-ра оперы и балета. С 1952 преподаёт в Азерб. консерватории (с 1968 доцент). Гос. пр. Азерб. ССР (1972). Гос. пр. СССР (1980).

Литература: Фархадова Р. Д., Азербайджанский государственный камерный оркестр, Баку, 1973.

Рига

Статья большая, находится на отдельной странице.

Риггер У.

Риггер У. (Riegger) Уоллингфорд (29 IV 1885, Олбани, Джорджия - 2 IV 1961, Нью-Йорк) - амер. композитор и дирижёр. Сын пианистки и скрипача. Начальное муз. образование получил у родителей. В 1905-07 учился в Ин-те муз. иск-ва (позднее Джульярдская муз. школа) у П. Гечиуса (композиция) и А. Шрёдера (виолончель), с 1907 - в Высшей школе музыки в Берлине у М. Бруха и Э. Штильман-Келли (композиция), Р. Хаусмана (виолончель). С 1910 выступал как дирижёр симф. оркестра в Берлине, в 1915-17 руководил театр. оркестрами в разл. городах Германии. С 1917 работал в США, преподавал игру на виолончели и теоретич. предметы в муз.-уч. заведениях разных городов - в Де-Мойне (1918-22), Нью-Йорке (1924-25), Итаке (1926-28) и др.; с 1956 - в муз. школе при "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке. Был чл. Междунар. об-ва совр. композиторов и др. муз. об-в. С 1920-х гг. экспериментировал в области соноризма ("Сонористический этюд на звучание" - "Study in sonority", для 10 скрипок, 1927). Совм. с Л. С. Терменом работал над созданием электроинструментов; играл на электровиолончели. Под влиянием музыки А. Шёнберга обратился к додекафонии. Мн. произв. Р. опубликованы под разл. псевдонимами.

Сочинения: кантаты - Беспощадная красавица (La belle dame sans merci, для 4 голосов, хора и камерного орк., 1923, пр. Э. С. Кулидж, 1924); Угасающий свет (The dying light, для голоса с орк., 1954), Сонет Шекспира (для баритона, хора и орк.), Истинность песни (In certainty of song, 1950); для opк. - симфонии (1935, 1946, 1947, 1957), симфониетта (1959), Праздничная увертюра (Festival overture, 1957), рапсодия (1931), Дихотомия (1932), Танц. ритмы (Dance rhythms, 1955, также для бэнда), Музыка для оркестра (1956), Пятерной джаз (Quinарlе jazz, 1959), Траурный марш (исполнялся в Москве) и др. пьесы; для бэнда - Музыка для хора медных (Music for brass choir, 1949); для инструмента с opк. - фантазия и фуга для органа (1931); вариации для фп. (1953) и для скр. (1959), дуэт для фп. (1960), концерт для фп. и деревянных духовых (1954); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1919), струн. квартеты (1939, 1947, 1948), 3 канона для дух. квартета, фп. квинтет (1950), квинтет для деревянных духовых и валторны (1952), секстет для фп. и духовых (1952), нонет для медных духовых (1951), пьесы для флейты с фп., пьесы для 2 труб, тромбона и фп. (1957); для фп. - сюита (1929), пьесы для фп. и для 2 фп.; хоры; песни; обр. хор. песен (ок. 700); танц. сцены - Кандид, Случайная история, Отклонение (Candide, Case story, Trend, все - для фп., барабанов и влч., 1937), Pilgrim's progress, для фп., 1938.

Литература: Goldman R., The music of Wallingford Riegger, "MQ", 1950, v. 36, p. 39-61; Composers since 1900, N. Y., 1969, p. 464-68; Hitchcock H. W., Music in the United States. A historical introduction, N. Y., 1974, p. 187, 223.

С. Ю. Сигида.

Ригодон

Ригодон (франц. rigaudon, rigodon) - франц. танец, получивший распространение с нач. 17 в. Название "Р.", согласно версии Ж. Ж. Руссо, происходит от имени его предполагаемого создателя Риго (Rigaud).

Ригодон

Ж. Б. Люлли. Ригодон из героической пасторали "Ацис и Галатея".

Подобно мн. танцам 17 в. Р. - видоизменение старинного нар. танца, в данном случае - популярного южно-французского (Прованс, Дофине, Лангедок), относящегося к жанру хороводов. Р. - двудольный танец (муз. размер 2/2, alla breve), состоящий из 3-4 повторяющихся разделов с неравным количеством тактов. С кон. 17 в. приобрел известность как торжеств. придворный танец, а также вошел в качестве одной из частей в инстр. танц. сюиту (Георг Муффат, Готлиб Муффат, Ф. Фишер). Одноврем. Р. - номер в балетах и балетных дивертисментах опер франц композиторов (Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо, Ф. А. Филидор и др.).

Т. Л. Ляхова.

Ридель К.

Ридель К. (Riedel) Карл (6 X 1827, Кроненберг, близ г. Эльберфельд - 3 VI 1888, Лейпциг) - нем. хор. дирижер и муз. деятель. Был ткачом, учиться музыке начал с 1848 в Крефельде. В 1852 окончил Леипцигскую консерваторию (занимался у И. Мошелеса, М. Гауптмана, К. Ф. Беккера). Основал Ридельферайн - общество для исполнения вок. произв. (1854), с хором к-рого много концертировал (с 1855), дирижировал в числе др. произв. мессой h-moll И. С. Баха. Президент Всеобщего нем. муз. союза; пред. леипцигского Вагнеровского об-ва; один из основателей Бетховенского фонда. Автор хоров; издал в своих обработках соч. Г. Шюца, И. Франка, М. Преториуса и др., а также старочешские и старонемецкие песни.

Литература: Gцhler К. А., Festschrift zum 50-jдhrigen Jubilдum des Riedel-Verein, Lpz., 1904.

Риети В.

Риети В. (Rieti) Витторио (p. 28 I 1898, Александрия, Египет) - итал. композитор. Учился в Милано у Дж. Фругатты (фп. и композиция) и в Риме у О. Респиги (композиция). С 1925 жил попеременно в Риме и Париже. Примыкал к группе композиторов "Шестерки", сотрудничал с балетной труппой С. П. Дягилева. В 1940 переехал в США; в 1948-49 преподавал композицию в консерватории Пибоди в Балтиморе, в 1950-1953 - в муз. колледже в Чикаго, в 1955-60 - в Королевском, после 1960 - в муз. колледжах в Нью-Йорке. Наибольшую известность приобрели его балеты.

Сочинения: оперы, в т. ч. Трагедия Орфея (Orfeo tragedia, 1928), Тереза в лесу (Teresa nel bosco, 1934, Венеция), Дон Перлимплин (по P. Гарсиа Лорке, 1952, Иллинойс), Путешествие в Европу (Viaggio d'Europa, 1955, Рим), Часы (The Clock, 1960, Нью-Йорк); балеты - Ноев ковчег (L'Arca di Noи, 1923, Париж), Робинзон и Пятница (1924), Барабау (Barabau, с хором, 1925, Лондон), Бал (Le Bal, 1929, Монте-Карло), Торжествующий Давид (David triomphant, 1936, Париж), Академия вальсов (Waltz Academy, 1944, Нью-Йорк), Немая жена (The mute wife, на темы H. Паганини, 1944, там же), Триумф Вакха и Ариадны (Trionfo di Вассо е Arianna, с пением, 1948, там же), Единорог (The Unicorn, 1950); кантата - Улисс (1939), для opк. - 5 симфоний (1929; 1931; 1932, симфониетта; 1944, Tripartita, 1945); 3 сюиты (1926, 1927, 1939), Две пасторали (1925); концерты с орк. - для фп. (1926, 1937, 1956), для 2 фп. (1951), для клавесина (1930), для скр. (Неаполитанский концерт, 1928), для влч. и 12 инструментов (1934), для 5 дух. инструментов (концертино, 1925), 2 для арф (1930; 1955, 2-я ред. 1972) и др.; камерно-инстр. ансамбли - сонатина и соната для флейты и фп. (1920, 1924), каприччо и рондо с вариациями для скр. и фп. (1941, 1945), 4 струн. квартета (1926, 1941, 1953, 1960), соната для 5 инструментов (1966); Мадригал для 12 инструментов (1927), для фп., в т. ч. соната (1938), сонатина (1925), сюита (1926), 6 коротких пьес (Sei pezzi brevi, 1932), контрасты (1967), для 2 фп. - Сельская сюита (Suite champкtre, 1948), хорал, вариации и финал (1969), 3 военных марша (Tre marce militari, 1969); песни, музыка для драм. т-pa и кино.

Литература: Sаlazаr А., Music of our time, L., (1948); Milhaud D., Notes sans musique, R., 1949 (рус. пер. - Mийо Д., (Заметки без музыки, "СМ", 1963, No 2-3; фрагменты).

С. M. Грищенко.

Риз Г.

Риз Г. (Reese) Густав (р. 29 XI 1899, Нью-Йорк) - амер. музыковед. Учился в Нью-Йоркском ун-те, где с 1927 преподает (с перерывами, в 1933-34 и 1937-45; с 1945 - в Высшей школе наук и иск-в при этом ун-те). Читал лекции в муз. колледже в Чикаго, ун-тах Юж. Калифорнии (Лос-Анджелес), Гарвардском и Мичиганском. В 1933-45 работал в редакции "Musical Quarterly". В 1940-45 пом. руководителя, затем руководитель отдела изд-ва Г. Ширмера, в 1945-55 руководитель муз. отдела в изд-ве К. Фишера. Один из основателей Амер. музыковедч. об-ва (1935; секретарь, 1935-46; вице-президент, 1946-50; президент, 1950-52). С 1948 пред. Междунар. музыковедч. об-ва. Р. - чл. мн. др. муз. об-в и ассоциаций - Нац. муз. об-ва, Об-ва издателей амер. музыки и др. Автор ряда статей в муз. энциклопедиях и журналах. Работы R по музыке ср. веков и Возрождения - наиболее авторитетные среди трудов бурж. ученых; они отличаются фундаментальностью, опираются на широкий материал совр. заруб. исследований.

Сочинения: Music in the Middle Ages, N. Y., (1940), 1960; Music in the Renaissance, N. Y., (1954), (1959); Fourscore classics of music literature, N. Y., (1957).

С. Ю. Сигида.

Ризанек Л.

Ризанек Л. (Rysanek) Леония (р. 14 XI 1928, Вена) - австр. певица (драм. сопрано). Муз. образование получила в Венской консерватории, где занималась по классу пения у Р. Гроссмана и А. Йергера. Дебютировала с 1949 в Инсбруке. В 1950-52 выступала в оперном т-ре Саарбрюккена, в 1952-54 - в Мюнхенском нац. т-ре; в 1954 солистка Венской гос. оперы. Р. обладает сочным, светлого тембра голосом; мощный в forte, он покоряет прозрачностью и лёгкостью звучания в piano и pianissimo. Чуткий и тонкий художник, Р. равно убедительна как в партиях драматических, исполненных патетики, так и в мягких, лирических. Её индивидуальности наиболее близок вагнеровскии репертуар. Среди партий - Сента; Зиглинда ("Валькирия"), Леонора ("Фиделио"), Леди Макбет ("Макбет", Верди), Саломея; Ариадна, Маршальша ("Ариадна на Наксосе", "Кавалер роз" Р. Штрауса), Медея ("Медея" Керубини), Тоска. Гастролирует в крупнейших оперных т-рах мира, в т. ч. в "Ла Скала" (Милан), "Ковент-Гарден" (Лондон), "Гранд-Опера" (Париж). Регулярно выступает в "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк) и в т-ре "Дойче опер" (Зап. Берлин), участвует в муз. фестивалях в Байрёйте, Мюнхене. В 1971 с труппой Венской гос. оперы гастролировала в Москве (опера "Кавалер роз" в Большом т-ре).

Литература: Bollert W., L. Rysanek, "NZfM", 1956, Jahrg. 11, S. 208-09; Сelletti R., Le grandi voci, Roma, 1964, p. 709-12.

В. В. Тимохин.

Риземан Б. О.

Риземан Б. О. (Riesemann) Бернхард Оскар фон (29 II 1880, Ревель, ныне Таллин - 28 IX 1934, Санкт-Никлаузен, близ г. Люцерн) - нем. музыковед. Жил в России, многие его работы посв. рус. музыке. В 1899-1904 учился в Моск. ун-те (вначале на историко-филологич., затем на юридич. ф-тах). Историю и теорию музыки изучал под рук. А. Зандбергера и Л. Тюиля (в Мюнхене), О. Флейшера и М. Фридлендера (в Берлине), X. Римана (в Лейпциге). В 1907 защитил диссертацию о др.-рус. песенном иск-ве (опубл. в Москве на нем. яз.: "Die Notationen des alt-russischen Kirchengesanges", 1908). В 1912-13 совершил кругосветное путешествие, посетив Юж. Америку. С 1913 жил в Москве, выступал в периодич. печати с критич. статьями и рецензиями. После 1917 работал в Германии, Швейцарии. Опубл. (в Германии и Великобритании) ряд работ о рус. музыке, перевёл на нем. язык кн. "Летопись моей музыкальной жизни" Н. А. Римского-Корсакова (1928), издал кн. "Воспоминания Рахманинова, сообщённые О. Риземаном" (1934; составлена по разл. источникам; исправленная С. В. Рахманиновым в рукописи, книга, однако, не удовлетворила композитора). Р. не создал оригинальных работ но истории рус. иск-ва, его роль ограничилась пропагандой сведений о рус. музыке в среде заруб. читателей.

Сочинения: Rund um Sьd-America, В., 1921; Monographien zur russischen Musik, Bd 1 - Die Musik in Russland vor M. I. Glinka, A. S. Dargomyshski, A. N. Sseroff, Bd 2 - M. P. Mussorgski, Mьnch., 1923-26 (также на англ., итал., франц. яз.); Rachmaninoff's recollections, told to О. von Riesemann, L., 1934.

Т. Н. Соловьёва.

Предыдущая страница Следующая страница