Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Р" (часть 8, "РОС"-"РУН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 8, "РОС"-"РУН")

Ростовцев М. А.

Ростовцев М. А. (наст. фам. - Эршлер) Михаил Антонович (10(22) XI 1872 - 19 IV 1948, Ленинград) - сов. артист оперетты (бас). Засл. арт. РСФСР (1927), засл. деят. иск-в РСФСР (1936). Творч. деятельность начал в 1888 в эстр. ансамблях и укр. капеллах. С 1907 выступал в оперетте (Владивосток). С 1910 жил в Петербурге. Играл в разл. опереточных антрепризах. В 1920-22 в труппе Т-ра комич. оперы, с 1922 в Малом петрогр. гос. академич. т-ре (ныне Ленингр. Малый т-р оперы и балета). Комик-буфф, Р. обладал редким сценич. обаянием, особым даром импровизации. Злободневные остроты, вводимые им в текст роли, никогда не нарушали целостности образа и художеств. атмосферы спектакля. С особым успехом исполнял роли Лимбургера ("Жёлтая кофта" Легара) и Зупана ("Цыганский барон" Штрауса). Выступал также в оперных (Бартоло - "Севильский цирюльник", Цунига - "Кармен") и балетных (Коппелиус - "Коппелия"; Кассандр - "Арлекинада" Дриго) спектаклях. Среди др. ролей в оперетте - Бургомистр ("Нищий студент" Миллёкера), Прюнель ("Ева" Легара), Пуцкин ("Чёрный амулет" Стрельникова), Дон Педро ("Перикола" Оффенбаха), Ламбертуччо ("Боккаччо" Зуппе).

Сочинения: Страницы жизни, Л., 1939.

Литература: Янковский М., Советский театр оперетты, Л., 1962.

А. Р. Владимирская.

Ростовцева А. Е.

Александра Емельяновна (1872, Новочеркасск - после 1941, Ростов-на-Дону) - рус. певица (меццо-сопрано). В 1895 окончила Моск. консерваторию у Л. И. Джиральдони (занималась также в классе фп. у В. И. Сафонова). С 1896 пела на сцене Моск. рус. частной оперы (дебютировала в партии Зибеля - "Фауст"), в 1904-12 - Оперного т-ра С. И. Зимина. Создала ряд ярких драм. образов, затем перешла на характерные роли. 1-я исполнительница партий Любавы; Любаши ("Царская невеста"), Ткачихи, Амелфы ("Сказка о царе Салтано", "Золотой петушок"), Игуменьи ("Сестра Беатриса" Гречанинова) и др. В исполнении Р. выделялась партия Солохи ("Черевички" Чайковского).

Ростропович М. Л.

Мстислав Леопольдович (р. 27 III 1927, Баку) - виолончелист и дирижёр. В 1946 окончил Московскую консерваторию по классу виолончели у С. М. Козолупова; по композиции занимался у В. Я. Шебалина. Участник ряда всесоюзных и междунар. конкурсов исполнителей. Преподавал в Моск. консерватории. С 60-х гг. выступает также как дирижёр. С 1974 за рубежом. В 1978 Р. и его жена Г. П. Вишневская лишены гражданства СССР за действия, наносящие ущерб престижу Союза ССР.

Рота Н.

Рота Н. (Rota) Нино (3 XII 1911, Милан - 10 IV 1979, Рим) - итал. композитор. Занимался в Миланской консерватории (с 1923), затем брал уроки у И. Пиццетти в Милане (1925-26), и у А. Казеллы в Риме (1929), учился в консерватории "Санта-Чечилия" в Риме (1930), в Ин-те Кёртис в Филадельфии (1931-32) у Р. Скалеро (композиция) и Ф. Рейнера (дирижирование), консультировался у И. Ф. Стравинского и А. Тосканини. Преподавал в муз. лицее в Торонто (1937-38) и в консерватории в Бари (с 1939, с 1950 также директор). Наибольший интерес среди его соч. представляет музыка к кинофильмам, в к-рой проявились неоромантич. тенденции. Присутствовал на Междунар. конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве (1978).

Сочинения: оперы - Принц-свинопас (Il principe porcaro, по X. К. Андерсену, 1925), Ариодант (1942, Парма), Флорентийская соломенная шляпка (Il cappello di paglia di Firenze, 1959, Палермо), Аладин и волшебная лампа (Aladino e la lampada magica, 1968, Неаполь), Удивительный визит (La visita meravigliosa, по Г. Уэллсу, 1970, Палермо) и др.; балеты; оратории, в т.ч. Жизнь Марии (La vita di Maria, 1970); 4 симфонии (1939-72) и др. произв. для орк.; камерно-инстр. ансамбли, фп. пьесы; музыка к фильмам, в т.ч. "Рабочий поезд", "Дорога", "Украли трамвай", "Война и мир", "Ночи Кабирии", "Машинист", "Сладкая жизнь", "Рокко и его братья", "Восемь с половиной", "Джульетта и духи", "Крёстный отец", "Роковое путешествие".

Ротару С. М.

София Михайловна (р. 9 VIII 1947, с. Маршенцы Черновицкой обл.) - сов. эстр. певица. Нар. арт. УССР (1976). В 1974 окончила Кишинёвский ин-т иск-в по классу хор. дирижирования у Е. М. Богдановского. С 1971 солистка Черновицкой филармонии (пела в вок.-инстр. ансамбле "Червона Рута"), с 1977 - Крымской филармонии. 1-я исполнительница мн. песен сов. композиторов, в т.ч. "Родина моя" Тухманова, "Мой город" Доги, "Верни мне музыку" Бабаджаняна. В репертуаре Р. также укр. и молд. нар. песни. Лауреат Междунар. конкурсов эстр. песни "Золотой Орфей" (Болгария, 1973, 1-я пр.) и эстр. песни в Сопоте (Польша, 1974, 2-я пр. - за лучшее исполнение польской песни). Гастролирует за рубежом. Снималась в телевизион. муз. фильмах "Червона Рута" (1971), "Песня будет среди нас" (1975), муз. фильме "Где ты, любовь?" (1980). Пр. Ленинского комсомола (1978).

Ротенбергер А.

Ротенбергер А. (Rothenberger) Аннелизе (р. 19 VI 1924, Мангойм) - нем. певица (лирич. сопрано) (ФРГ). Училась в Высшей муз. школе в Мангейме. Дебютировала в 1948 в Кобленце, пела в Гамбурге, Дюссельдорфе, с 1958 - в Венской гос. опере, в 1960-е гг. - в т-ре "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк) и миланском т-ре "Ла Скала". Лучшие партии Р. - в операх В. А. Моцарта и Р. Штрауса. Выступала как камерная певица. Снималась в кино. Написала автобиографич. очерк "Melodie meines Lebens" (1972). Гастролировала во многих странах, в т.ч. в СССР.

Ротта

Ротта (позднелат. rotta, ирл. crott, cruit) - струн. щипковый инструмент. Р. использовалась в 8-14 вв. в Ирландии, Англии, Франции, Германии, Испании. В ср.-век. муз. теоретич. трактатах фигурирует также как смычковый инструмент. Имела разл. количество струн в зависимости от щипкового (7-17) или смычкового (3-5) звукоизвлечения. В 20 в. в Эстонии бытует разновидность Р. - смычковый хийусский каннель с деревянным резонатором в форме рамы, 2 резонаторными отверстиями и 4 металлич. струнами.

Литература: Музыкальные инструменты народов Советского Союза (каталог), сост. В. М. Куликов, М., 1977, с. 35; Sachs С, The history of musical instruments, L., 1964, p. 262; его же, Real-Lexikon der Musikinstrumente, В., 1913; Hildesheim, 1962, S. 324; Bachmann W., Die Anfдnge des Streichinstrumentenspiels, Lpz., 1966; Tampere H., Eesti Rahvapillid Ja Rahva-tanstud, Tallinn, 1975, вк. 39-40.

А. Н. Лисова.

Роуз Л.

Роуз Л. (Rose) Леонард (р. 27 VII 1918, Вашингтон) - амер. виолончелист. Игре на виолончели учился с 1928 у В. Гросмана; в 13-летнем возрасте выступил в публичном концерте. В 1934-38 занимался в классе Ф. Солмонда в Муз. ин-те Кёртис в Филадельфии. В 1938-51 играл в крупнейших симф. оркестрах США; был зам. концертмейстера виолончелей в оркестре Нац. радиовещательной компании (NBC) под упр. А. Тосканини, концертмейстером Кливлендского филармонич. оркестра (1939-43) и Нью-Йоркского филармонич. оркестра (1944-51; дебютировал с ним как солист в 1943). С 1947 преподаёт в Джульярдской муз. школе в Нью-Йорке, с 1951 - в Муз. ин-те Кёртис (рук. отделом виолончели). Среди учеников - С. Кейтс, Ко Ивасаки, Дж. Крегер, Т. Сэкс, Л. Хемпель, Й. Ma. С 1951 выступает с ведущими дирижёрами (в т. ч. с Б. Вальтером; исполнил "Вариации на тему рококо" Чайковского и др.) и орк. коллективами мира в городах США и стран Европы. Концертирует и как ансамблист со скрипачами И. Стерном (концерт для скрипки и виолончели с оркестром И. Брамса), Я. Хейфецем, У. Примрозом и др. Исполняет гл. обр. классич. произв. и романтич. музыку, а также соч. совр. амер. (С. Барбера и др.) и сов. композиторов (сонаты и концерты С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Д. Б. Кабалевского). Был чл. жюри 5-го Междунар. конкурса им. П. И. Чайковского в Москве (1974). Р. - ред. ряда соч. для виолончели.

В. А. Юзефович.

Роусторн А.

Роусторн А. (Rawsthorne) Алан (2 V 1905, Хаслингден, Ланкашир - 24 VII 1971, Кембридж) - англ. композитор. Окончил Корол. муз. Колледж в Манчестере, где обучался у Ф. Меррика (фп.) и К. Фукса (виолончель). В 1930-31 совершенствовался в игре на фп. под рук. Э. Петри в Берлине. В 1932-34 педагог и аккомпаниатор муз. школ в Дартингтон-Холле. С 1935 жил в Лондоне.

Сочинения: балет Мадам Хризантема (Madame Chrysanthиme, 1955); для солистов, хора и орк. - оратория Песня о жизни (Song of life, на слова анонимных ср.-век. поэтов, 1963), кантаты Средневековый диптих (Medieval diptych, 1962), Божество в пещере (The God in the cave, 1966) и др.; для орк. - 3 симфонии (1950-64), увертюры, концерт для струн. орк. (1949) и др.; концерты с орк. - 2 для фп. (1942, 1951), для 2 фп. (1968), 2 для скр. (1948, 1956), для влч. (1965) и др., концерт для 10 инструментов (1961); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1962), 3 струн. квартета (1939-64) и др.; песни; музыка к кинофильмам и спектаклям драм. т-ра.

Рохлиц И. Ф.

Рохлиц И. Ф. (Rochlitz) Иоганн Фридрих (12 II 1769, Лейпциг - 16 XII 1842, там же) - нем. муз. писатель. Учился в школе при Томаскирхе в Лейпциге (фп., орган, композиция). Изучал также теологию. Был ред. лейпцигской газ. "Allgemeine Musikalische Zeitung" (до 1818), сотрудничал в ней до 1835. Сыграл видную роль в муз. жизни Лейпцига, где входил в руководство концертами Гевандхауза. В своих лит. соч. пропагандировал музыку Л. Бетховена, И. С. Баха, приветствовал талант молодого Р. Вагнера. Предоставил страницы своей газеты Э. Т. А. Гофману. На тексты Р. писали музыку Л. Шпор, Ф. Шуберт, К. М. Вебер. Эстетич. взгляды Р. связывали его с эпохой нем. Просвещения, но широта воззрений на иск-во и дар предвидения сделали его сторонником романтизма. Деятельность Р. высоко ценил Р. Шуман. Автор муз. произв.

Литературные сочинения: Fьr Freunde der Tonkunst, Bd 1-4, Lpz., 1824-32, 1868.

Литература: Goethes Briefwechsel mit F. Rochlitz, hrsg. v. W. Freiherr von Biedermann, Lpz., 1887; Hosдus W., Fr. J. Rochlitz und Fr. Schneider, Dessau, 1888; Rychnovsky E., L. Spohr und Fr. Rochlitz, в кн.: Sammelbдnde der Internationalen Musikgesellschaft, Jahrg. 5, Lpz., 1903-04; Ehinger H., Fr. Rochlitz als Musikschriftsteller, Lpz., 1929.

О. Т. Леонтьева.

Рочберг Д.

Рочберг Д. (Rochberg) Джордж (р. 5 VII 1918, Патерсон, Нью-Джерси) - амер. композитор. Учился в Гос. педагогич. колледже в Монтклэре, затем в Муз. школе Л. Мэннеса в Нью-Йорке (1939-41), где изучал муз.-теоретич. предметы и композицию под рук. X. Вайссе и Дж. Селла, продолжал занятия в Ин-те Кёртис у Р. Скалеро и Дж. К. Менотти (1945-47). Преподавал в этом же ин-те (1948-54), затем (получив стипендию Фулбрайта) совершенствовался в Амер. академии в Риме (1950-51), где на формирование творч. стиля Р. оказал большое воздействие Л. Даллапиккола. С 1951 работал в Филадельфии, был гл. редактором изд-ва "Теодор Прессер" (1952-67). С 1960 преподавал на муз. ф-те (вскоре стал его рук.) Пенсильванского ун-та. Испытал влияния разл. композиторов - И. Ф. Стравинского и П. Хиндемита (в ранних соч.), Г. Малера, А. Шёнберга, Э. Вареза (в соч. нач. 50-х гг.). Музыка зрелого периода отличается драматизмом, большой напряжённостью; она основана на разработанной Р. собств. оригинальной системе серийной техники. Р. принадлежит ряд теоретич. работ.

Сочинения: Страсти 20-го века (A 20th century passion, для 4 солистов, хора и орк., содержит цитаты из соч. Г. Шюца, И. С. Баха, Г. Малера и Ч. Айвса, 1968), симфония-кантата Давид-псалмопевец (David the psalmist, для тенора с орк., 1959); для орк. - симфонии (1949, 2-я ред. 1955; 1956), симф. поэма Ночная музыка (Night music, пр. им. Дж. Гершвина, 1953), симфония-фантазия (1956), орк. пьесы Период времени (Time span, 1960, 2-я ред. 1962), Музыка для волшебного т-ра (Music for the magic theater, 1965); для камерного opк. - Ночная музыка (Night music, 1949), Священное песнопение (Cantio sacra, 1953), Камерная симфония (1953), Челтэнхэмский концерт (Cheltenham concerto, 1958); для голоса и камерного орк. - Песни наивности и опыта (Songs of innocence and experience, по У. Блейку, 1961), Картины (Tableux, для сопрано и 11 инструменталистов, 1968), Песнь примирения (Mizmor l'Piyus, для баса или баритона и малого орк., 1970); камерно-инстр. ансамбли - Концертный дуэт для скр. и влч. (1955), Диалоги для кларнета и фп. (1958), фп. трио (1963), 3 струн. квартета (No 2, 1961), Мрачные звуки (Black sounds, для духовых и ударных, 1965); Песни Кришны (Songs of Krishna, для голоса с фп., 1970); для фп. - 12 багателей (1952, также для орк., 1965), 2 сонаты, каприччо для 2 фп. (1949); фантазия для скр. с фп. (1955) и др. пьесы; песни; хор. соч.; произв. для бэнда.

Литературные сочинения: The Hexachord and its relation to the twelveton row, Phyl., (1955).

Литература: Ringer A. L., The Music of George Rochberg, "MQ", 1966, v. 52, p. 409-30.

Дж. К. Михайлов.

Рояль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Руар А.

Руар А. (Rouart) Алексис (1869-1921) - глава и основатель (1905) франц. муз. изд-ва. В 1908 совладельцем фирмы стал Ж. Лероль (её руководитель после смерти Р.). Фирма "Руар - Лероль" издавала преим. произв. совр. франц. композиторов - В. дЭнди, А. Дюпарка, Э. Шоссона, А. Русселя, Э. Сати, Ф. Пуленка. Ж. Орика и др. В 1941 изд-во прекратило самостоят. существование (куплено изд-вом Ф. Салабера).

Рубаб

Рубаб - см. Рубоб.

Рубец А. И.

Александр Иванович (1 (13) X 1838, Чугуев, ныне Харьковской обл. - 28 IV (11 V) 1913, Стародубье, ныне Стародуб Брянской обл.) - муз. теоретик, педагог, фольклорист, композитор. В 1866 окончил Петерб. консерваторию по классу теории композиции (муз.-теоретич. предметы) у Н. И. Зарембы, занимался также в классе пения у Л. Пиччиоли. До 1895 преподавал в Петербургской консерватории (с 1879 профессор), руководил хор. классами в консерватории и в Смольном и Николаевском женских ин-тах. В кон. 90-х гг., потеряв зрение, поселился в Стародубе, где занимался педагогич. и муз.-обществ. деятельностью. Р. - автор учебников по элементарной теории музыки и сольфеджио, составитель хрестоматий и репертуарных сб-ков для школ: "Метода преподавания первоначальных музыкальных сведений и сольфеджио" (М., 1867); "Краткая музыкальная грамматика" (М., 1875, 4-е изд. 1895); "Музыкальная азбука" (М., 1876, 7-е изд. 1895). Известны его сб-ки рус. и укр. нар. песен, гл. обр. "Двести шестнадцать народных украинских напевов" (М., 1872), мелодии к-рых использовали мн. композиторы (П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский). К материалам этого сб-ка обращались и фольклористы (П. П. Сокальский, Ф. М. Колесса, К. В. Квитка и др.). Р. составил и издал ряд др. сб-ков укр. нар. песен (5 вып. по 20 песен). Ему принадлежат муз. соч., в том числе романс на сл. Т. Г. Шевченко "Думи моп" (1860), хоры. Автор статей по музыкальному фольклору - "Несколько слов о малорусских народных песнях" ("Музыкальный сезон", 1869, No 2, 3), составил "Биографический лексикон русских композиторов и музыкальных деятелей" (СПБ, 1879, 2-е изд. 1886). И. Е. Репин запечатлел Р. на картине "Запорожцы пишут письмо султану" (Р. - запорожец с трубкой в центре варианта картины 1880).

Литература: Свириденко С., Воспоминание об А. И. Рубце. (Некролог), "РМГ", 1913, No 22-23 с. 527-31; А. И. Рубец. (Некролог), "Украинская жизнь", 1913, No 5, с. 97; Черняховский И., Современник Тараса Григорьевича, "Радуга", 1964, No 3, с. 178-82; Из истории Ленинградской консерватории. Материалы и документы, Л., 1964.

В. Л. Гошовский.

Рубин В. И.

Владимир Ильич (р. 5 VIII 1924, Москва) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1977). В 1949 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у А. Б. Гольденвейзера; занимался по композиции у Н. И. Пейко (1948). Автор музыкально-критических статей.

Сочинения: комич. опера - Три толстяка (по одноим. сказке Ю. К. Олеши, 1956, Ансамбль сов. оперы ВТО, Москва; 1957, Саратовский т-р оперы и балета; 1960, телеспектакль Центр. телевидения; 2-я ред. 1967, Детский муз. т-р, Москва; 1972, телеспектакль Центр. телевидения; т-р "Комише опер", Берлин); муз. драма Июльское воскресенье (Севастополь, год 1942, либр. Р., 1970, конц. исп. Москва, Колонный зал Дома Союзов; 1970, Новосибирский т-р оперы и балета; Гос. пр. РСФСР им. М. И. Глинки, 1972); для солистов, хора и орк. - оратории - Песни ветровые (сл. А. А. Блока, 1961), Сны революции (сл. В. А. Луговского, 1963), Вечерние песни (Памяти друга, для солиста, смеш. хора, хора мальчиков и камерного орк., сл. Н. И. Тряпкина, К. Кулиева, А. Т. Твардовского, Б. Л. Пастернака, М. А. Булгакова, 1974), Сказание про бабу Катерину и сына её Георгия (для 2 солистов, хора и ударных, слова нар..1976), Камерная кантата (сл. Блока, 1971); для орк. - симфониетта (1950), увертюра-фантазия на 3 рус. темы (1954), сюита Македонские напевы (1955); соната для влч. и фп. (1952); для голоса с фп. - Камерная кантата (на сл. А. А. Блока, 1971), романсы и песни на сл. И. В. Гёте, Р. Бёрнса, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Д. В. Давыдова, А. А. Блока, В. А. Луговского, А. Т. Твардовского; для хора a cappella - 10 хор. поэм (сл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, М. А. Светлова, А. Т. Твардовского и нар., 1972; 1-я пр. на Междунар. конкурсе хоров в Будапеште, Венгрия, 1974); св. 50 хоров и песен для детей; музыка к драм. спектаклям (св. 15) и кинофильмам (св. 40), в т. ч. "Мёртвые души" (1960), "Алёшкина любовь" (1961), "Ко мне, Мухтар!" (1965), "Николай Бауман" (1968); музыка к радиоспектаклям (св. 60), в т. ч. "Тамань" Лермонтова, "Вешние воды" Тургенева, "Севастопольские рассказы" Л. Н. Толстого, "Дом с мезонином" Чехова, "Тимур и его команда" Гайдара.

Литература: Шуйская Н., Владимир Рубин, М., 1958; Олеша Ю., Творческое содружество, "Наш современник", 1964, No 7.

M. P. Леонова.

Рубин М.

Рубин М. (Rubin) Марсель (р. 7 XII 1905, Вена) - австр. композитор и муз. критик. Чл. Коммунистич. партии Австрии с 1939. Учился в Венской академии музыки у Ф. Шмидта, с 1925 - у Д. Мийо в Париже, изучал юриспруденцию в Венском ун-те. С 1931 секретарь венского конц. объединения "Музыка современности". В 1938 покинул Австрию в связи с захватом её гитлеровскими войсками. В 1938-42 жил в Париже, в 1942-47 - в Мехико, где преподавал композицию в консерватории. В 1947 вернулся в Вену. С 1948 1-й секретарь австр. Союза композиторов. Муз. критик газ. "Фольксштимме", корреспондент заруб. муз. журн., в т. ч. "Советская музыка".

Сочинения: оратория Альбигойцы (сл. Н. Ленау, 1957-61); хореографич. пьеса с чтецом - Музыка большого города (Город без прикрас, по мотивам рассказов М. Горького, 1933); для орк. - 4 симфонии (1928, 2-я ред. 1957; Земля, 1937, 2-я ред. 1963; 1939, 2-я ред. 1962; Война и мир, 1946, 2-я ред. 1949); Австрийская увертюра (1948); концерт для скр. с орк. (1941); камерные ансамбли, в т. ч. трио, струн. квартет; сонаты - 3 для фп.; соната для влч. и фп.; 15 циклов песен для голоса и фп., в т. ч. цикл на стихи К. Ф. Майера (Гос. пр. Австрии, 1960); песни (в т. ч. на сл. Б. Брехта "Что получила жена солдата" и на сл. Л. Ренна "День придёт").

Литература: "СМ", 1962, No 9, с. 133-34. (Беседа с М. Рубиным).

Рубини Д. Б.

Рубини Д. Б. (Rubini) Джованни Баттиста (7 IV 1794 (по др. данным, 1795), Романо, Бергамо - 2 или 3 III 1854, имение близ Романо) - итал. певец. Род. в семье преподавателя музыки. Был хористом (иногда солировал) странствующей итал. оперной труппы. В 1814 дебютировал в Павии в опере "Слёзы вдовы" Дженерали. Затем пел в Бреше. В 1816 был приглашён антрепренёром Д. Барбаей в оперный т-р "Сан-Карло" (Неаполь). Брал уроки у тенора А. Ноццари. В 1825-26 пел в "Театр Итальен" в Париже. В. Беллини написал для Р. гл. роль в опере "Пират" (исп. 1827, т-р "Ла Скала", Милан), Г. Доницетти - партию Короля в "Анне Болейн" (исп. 1830, там же). В 1831-45 неоднократно выступал на сценах Парижа и Лондона, в 1843 концертировал в Германии и Нидерландах. Выступал в концертах и оперных спектаклях в России (пел в составе итал. оперной труппы в 1843-45 и 1847). Закончив сценич. карьеру, жил в своём имении вблизи Романо, получил титул герцога. Пение Р., как свидетельствуют отзывы А. Г. Рубинштейна, В. Г. Белинского, Ап. А. Григорьева, потрясало слушателей. Р. обладал высоким тенором, нежным и гибким, подвижным в колоратурах, причём ему была свойственна патетич. манера исполнения, основанная на контрастах forte и piano, эффектах выразительного вибрато, подчёркивании экспрессивных фраз. Драматизм создаваемых Р. образов заключался именно в его пении, а не в сценич. поведении. Партии: Отелло ("Отелло" Россини), Эдгар ("Лючия ди Ламмермур"), Эльвино, Артур, Гуальтьеро ("Сомнамбула", "Пуритане", "Пират" Беллини), Оттавио ("Дон Жуан") и др. Р. сочинял песни (сб. "Прощание" - "L'addio"), составил сб.: "12 уроков пения для тенора и сопрано" ("12 lezioni di canto per tenore о soprano").

Литература: Тимохин В., Выдающиеся итальянские певцы. Очерки, М., 1962, с. 32-43; Ливанова Т. Н., Оперная критика в России, т. 1, вып. 2, М., 1967; Lосаtelli A., Cenni biograiici sulla straordinaria camera teatrale percorsa da Giovanni Battista Rubini, Mil., 1844; Donati-Pettйni G., L'arte dйlia musica in Bergamo, Bergamo, 1930; Traini C., Il cigno di Romano: Giovanni Battista Rubini, Bergamo, 1954.

T. H. Соловьёва.

Рубинштейн А.

Рубинштейн А. (Rubinstein) Артур (р. 28 I 1886, или 1887, или 1889, Лодзь) - польский пианист. Учился игре на фп. у А. Ружицкого в Варшаве, где выступил в концерте в 6-летнем возрасте, продолжал муз. образование в Берлине под рук. Г. Барта и Р. М. Брейтхаупта (фп.), Р. Кана и М. Бруха (композиция). Дебютировал в Берлине в 1898 (с Берлинским симф. оркестром под упр. И. Иоахима), концертировал в Дрездене, Гамбурге и Варшаве. Брал уроки у И. Падеревского в г. Морж (Швейцария). Пр. на Междунар. конкурсе пианистов и композиторов в Петербурге (1910). Гастролировал во Франции (с 1905), Великобритании (с 1906), США (с 1906), России (1910, 1911, 1912), Испании (с 1916), позднее - в странах разных континентов, в т. ч. в Африке, на острове Ява, на Филиппинских островах, в Юж. Америке (жил в Бразилии). В СССР выступал в 1932, 1935 и 1964. В 1939 поселился в США, в 1946 принял амер. подданство, с 1954 живёт во Франции. Много выступал как ансамблист в трио и дуэтах со скрипачами Я. Хейфецем и Г. Шерингом, виолончелистами Г. П. Пятигорским и Э. Фёйерманом. В своей игре Р. сочетает ярко выраженные романтич. черты - поэтичность, пылкость, приподнятость, богатство звуковой палитры с виртуозным блеском и элегантностью. Этим чертам исполнит. стиля соответствует его репертуар, в основе к-рого - соч. Ф. Шопена (имеются грамзаписи исп. многих его фп. соч.), Р. Шумана, Ф. Листа, И. Брамса (считается одним из лучших его исполнителей) и К. Шимановского (был его другом); значит. место в его программах занимают произведения И. Альбениса, Э. Гранадоса, М. де Фальи, Э. Вила Лобоса, музыку к-рых изучал в Испании и Бразилии. Р. - автор фп. пьес и камерно-инстр. соч. Написал автобиографию и предисловие к кн. К. Вержинского "Жизнь и смерть Шопена" ("The life and death of Chopin", L., 1951; франц. изд., Р., 1952). Создал фонд Ф. Шопена в помощь артистам и музыкантам, пострадавшим от войны.

Литературные сочинения: My young years, N. Y., 1973.

Литература: Рабинович Д., Артур Рубинштейн, "МЖ", 1964, No 22, Map H., Беседуя с Артуром Рубинштейном, "СМ", 1965, No 2; Хентова С., Артур Рубинштейн, M., 1971; Gavoty B., Hauert R., Arthur Rubinstein, Gen.-Monaco, 1955, Lewinsky W. E. von, Artur Rubinstein, В., 1967; Fоrsee A., Artur Rubinstein, king of the keyboard, N. Y., 1969.

Д. А. Рабинович.

Рубинштейн А. Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рубинштейн Н. Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рубоб

Рубоб - рабоб, рубаб, - обобщённое назв. ряда струнных щипковых инструментов. Распространены гл. обр. у народов Ср. Азии, а также в Сев. Африке и в юж. пров. Испании; в соответствии с местом распространения и нек-рыми особенностями устройства различают Р.: афганский, дуланский, кашгарский, памирский и др. Наибольшей популярностью пользуются таджикский (афганский) и кашгарский Р. Первый имеет глубокий клинообразный долблёный корпус с выемками по бокам и короткой шейкой с 4 навязными ладами. Нижняя часть деки (начиная от выемок) затянута мембраной; 3 игровые струны настроены в кварту: H, e, a или В, es, as; из 11-13 резонирующих струн 2, также как и игровые, опираются на подставку и идут к головке, остальные проходят через отверстия в подставке и крепятся на левой стороне корпуса. При игре инструмент держат горизонтально на коленях. На Р. исполняют мелодии соло, а также аккомпанируют пению. Кашгарский Р. имоет долблёный корпус округлой формы, длинную массивную шейку с 23- 25 ладами, оттянутую назад головку, 2 роговидных отростка у основания шейки; 3 струны (1-я и 3-я парные, 2-я одинарная). 1-я и 2-я - мелодич., шёлковые, 3-я - резонирующая, латунная. Мелодические настраиваются в кварту, резонирующая - квинтой ниже 2-й (октавой ниже 1-й) струны (а-е-А). В оркестрах нар. инструментов Узбекистана и Таджикистана применяют семейство усовершенствованных Р. (бытует назв. рубаб) - прима, альт, тенор, бас. В Таджикистане имеется ансамбль рубобисток. В сов. республиках Ср. Азии распространены преим. таджикский и каш-гарский Р.

Литература: Беляев В., Музыкальные инструменты Узбекистана, М., 1933; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 160, 170-72; Караматов Ф., Узбекская инструментальная музыка, Таш., 1972.

Н. А. Лисова.

Рубцов Ф. А.

Феодосий Антонович (р. 17 (30) XII 1904, с. Ольша, Оршанского уезда Могилёвской губ., ныне Руднянский р-н Смоленской обл.) - сов. фольклорист и композитор. Кандидат искусствоведения (1963). В 1931 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у М. О. Штейнберга. В 1945-50 гл. редактор муз. изд-ва в Ленинграде и зав. фонограммархивом АН СССР (в Ин-те рус. лит-ры - Пушкинском доме), в 1957-67 работал в Ленингр. ин-те т-ра, музыки и кинематографии, с 1948 преподаёт в Ленингр. консерватории (с 1964 доцент). С 1937 собирает и исследует гл. обр. рус. (Смоленской, Ленинградской, Вологодской, Псковской обл.) и белорус. (Бобруйский, Парический и Глусский р-ны) нар. песни. Широкую известность получили работы Р. о ладовом строении рус. нар. песни, об интонационных связях в обрядовых песнях слав. народов, о песенной культуре зап. областей СССР. Автор сольных и хоровых вок. произв., соч. для оркестра нар. инструментов, 2 концертов для баяна с оркестром нар. инструментов (1937, 1955), пьес для виолончели. Р. принадлежат обр. рус. нар. песен.

Сочинения: Народные песни Ленинградской области, М., 1958; Напевы былин об Илье Муромце, в сб.: Илья Муромец, М.-Л., 1958; Интонационные связи в песенном творчестве славянских народов, Л., 1962; Смысловое значение кадансов в календарных напевах, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 1, Л., 1962; Основы ладового строения русских народных песен, Л., 1964; Современное народное песнетворчество, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 4, М.-Л., 1965; Хоровые коллективы русской народной песни, в сб.: Проблемы музыкальной самодеятельности, М.-Л., 1965; Соотношение поэтического и музыкального содержания в народных песнях, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 5, Л., 1967; Русские народные хоры и псевдонародные песни, "СМ", 1970, No 6; Ольшанские песни, Л.-М., 1971; Статьи по музыкальному фольклору, Л.-М., 1973.

Б. И. Рабинович.

Руденко Б. А.

Бэла Андреевна (р. 18 VIII 1933, Боково-Антрацит, ныне г. Антрацит Ворошиловградской обл.) - сов. певица (колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1960). В 1956 окончила Одесскую консерваторию по классу пения у О. Н. Благовидовой. В 1955 дебютировала на сцене Одесского т-ра оперы и балета, с 1956 солистка Укр. т-ра оперы и балета, с 1973 - Большого т-ра. Р. - одна из крупнейших сов. певиц. Отличная вок. школа, безупречная музыкальность, свежий, чистый, тёплого красивого тембра голос, свобода звуковедения отличают исп. Р. Среди многочисл. партий: Йолан, Ярина, Крепостная девушка ("Милана", "Арсенал", "Тарас Шевченко" Г. Майбороды), Наташа Ростова, Волхова; Марфа ("Царская невеста"), Людмила, Розина, Джильда, Виолетта, Лакме, Лючия; Паж Оскар ("Бал-маскарад"), Царица ночи. Ведёт конц.-исполнит. деятельность; выступает с тематич. программами: "Моцарт", "Французская музыка", "Классический и советский романс" и др. Лауреат Междунар. конкурса вокалистов в Тулузе (Золотая медаль, 1957). Гос. пр. СССР (за конц.-исполнит. деятельность, 1971). Гастролирует за рубежом (Польша, Венгрия, Великобритания, Норвегия, Франция, Румыния, Болгария, США, Япония, Чехословакия и др.).

Литература: Тимофеев В., Б. А. Руденко, Кипв, 1964; Архимович Л., Бэлла Руденко, "МЖ", 1967, No 9.

В. И. Зарубин.

Руденко Л. А.

Лариса Архиповна (р. 15 (28) I 1918, Макеевка, ныне Донецкой обл.) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. СССР (1960). Деп. Верх. Совета УССР 6-го созыва. В 1940 окончила Киевскую консерваторию по классу пения у Е. А. Муравьёвой. Лауреат 1-го Всесоюзного конкурса вокалистов (4-я пр., 1939). В 1939-70 солистка Укр. т-ра оперы и балета. Обладает сильным голосом насыщенного звучания, ярким драм. талантом. Р.- первая исполнительница гл. партий во мн. операх укр. композиторов, в т. ч.: Уля Громова ("Молодая гвардия", 1947), Соломин ("Богдан Хмельницкий" Данькевича, 1951), Варька ("Первая весна" Жуковского, 1960), Мать, Ярина ("Арсенал", 1960, "Тарас Шевченко", 1964, Г. Майбороды). Лучшие партии певицы - Любаша ("Царская невеста"), Кармен, Амнерис. Среди др. партий: Марина Мнишек, Графиня; Ульрика ("Бал-маскарад"), Памела ("Фра-Дьяволо"). Выступает как конц. певица. В 1951-53 и с 1965 преподаватель Киевской консерватории (с 1969 доцент), в 1966-70 одноврем. Киевского театр. ин-та им. Карпенко-Карого. Гастролировала за рубежом (Швеция, Норвегия, Албания, Польша, Румыния, Югославия, Куба).

Литература: Кононенко В., Мар'яненко М., Лариса Архипiвна Руденко, Кипв, 1963.

В. И. Зарубин.

Рудес А. Д.

Александра Давыдовна (р. 10 VII 1930, Одесса) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1978). В 1962 окончила Одесскую консерваторию. С 1952 солистка разл. исполнит. коллективов Донецка и Одессы, с 1962 - Молдавского, с 1963 - Саратовского т-ров оперы и балета. Партии: Марфа ("Хованщина"), Любаша ("Царская невеста"), Княгиня ("Чародейка"), Кармен; Эболи ("Дон Карлос"), Амнерис, Азучена; Косова ("В бурю") и др. Выступает в концертах.

Рудзиньский В.

Рудзиньский В. (Rudzinski) Витольд (р. 14 III 1913, Себеж, ныне Псковская обл.) - польский композитор, музыковед, муз. критик, муз.-обществ. деятель. Окончил в 1937 в Вильнюсе Консерваторию им. М. Карловича по классу композиции у Т. Шелиговского, затем ун-т (философия, слав. филология). Совершенствовался как композитор у Н. Буланже и Ш. Кеклена в Париже (1938-39). Преподавал композицию в консерваториях в Вильнюсе (1939-42) и Лодзи (1945-47). Возглавлял муз. отдел Мин-ва культуры и иск-ва в Варшаве (1947-48), был гл. ред. журн. "Muzyka" (1950-56), ред. журн. "Spiewamy i tanczymy" (с 1954). С 1954 профессор композиции Гос. высшей школы музыки в Варшаве. Для творчества Р. характерны использование польск. муз. фольклора, образность муз. языка, частое обращение к программности. Опираясь на традиции, применяет и совр. технику письма. Как музыковед занимался гл. обр. изучением биографии С. Монюшки. Автор статей и рецензий в муз. периодике, популяризаторских работ.

Сочинения: оперы - Янко-музыкант (Janko Muzykant 1951, Бытом), Комендант Парижа (Komendant Paryza, 1957, Познань), Прощальный приём греческих послов (Odprawa poslуw greckich, 1962, Варшава), Суламифь (1964), Жёлтый чепец (Zуlta szlafmyca, комич., 1969), Крестьяне (Chlopi, по повести В. Реймонта, 1972); оратория (лат.) Да славится Мать-Польша (Laude Mater Polonia, с чтецом, 1966), кантаты - Курпёвские песни (Piesni Kurpiowskie, для хора и орк., 1947), Крыша мира (Dach swiata, для чтеца и орк., 1960), Крестьянский путь (Chlopska droga, 1952); для орк. - симфонии (1938, 1944), увертюры, симф. сюиты, дивертисменты, ряд concerto grosso; концерты для фп. с орк. (1936, 1947); камерно-инстр. ансамбли - струн. квартеты (1935, 1943), квинтет для струн. и флейты (1954), нонет для струн. и духовых (1947), прелюдия для кларнета, альта, арфы и ударных инструментов; К гражданину Джону Брауну (Do obywatela Johna Browna, для сопрано, влч., валторны, флейты и ударных, 1972); пьесы для арфы, для ударных; соч. для разл. духовых и для струн. с фп.; хоры; романсы; музыка для драм. т-ра и кино; обр. нар. танцев.

Литературные сочинения: Muzyka dla wszystkich, Kr., (1948); Stanislaw Moniuszko, (Kr., 1954), 1972 (авторизов. пер. с польского - Монюшко, M., 1960); Stanislaw Moniuszko, cz. 1-2 (Kr. 1957-61, Studia i materialy); Warsztat kompozytorski Bйli Bartoka, (Kr., 1964).

Литература: Hanuszewska M., Schдffer В., Almanach polskich kompozytorуw wspуlezesnych, Kr., 1956, 1966.

З. Лисса.

Рудковский А. Г.

Александр Григорьевич (р. 30 X 1943, дер. Долголесье Гомельской обл.) - сов. певец (лирич. тенор). Засл. арт. БССР (1975). В 1971 окончил Моск. консерваторию, с того же года солист Белорус. т-ра оперы и балета. Среди партий - Ленский, Юродивый; Альмавива ("Севильский цирюльник"), Рудольф ("Богема"), Эрнесто ("Дон Паскуале" Доницетти); Альфред, Герцог, Фауст; Надир ("Искатели жемчуга" Бизе), Дон Оттавио ("Дон Жуан"). Лауреат 4-го Междунар. конкурса им. П. И. Чайковского (1970, Москва), Междунар. конкурса вокалистов им. Марии Канальс (1975, Барселона). Гастролирует за рубежом.

Руднева А. В.

Анна Васильевна (р. 26 I (8 II) 1903, село Воронцово-Александровское, Ставро- польский край) - сов. фольклорист. Засл. деят. иск-в РСФСР (1966). Доктор искусствоведения (1964). В 1929 окончила Моск. консерваторию по классу хор. дирижирования у Н. М. Данилина (занималась также у П. Г. Чеснокова, А. В. Александрова, А. Д. Кастальского) и в 1930 - как музыковед-теоретик (занималась у Н. С. Жиляева, М. Ф. Гнесина, С. Н. Василенко). В 1943 окончила там же аспирантуру (рук. К. В. Квитка). В 1930-33 - на Дальнем Востоке, зав. муз. частью Радиовещания и рук. нар. и проф. хоров в Хабаровске и Владивостоке. В 1934-38 редактор Радиокомитета, рук. общегородского самодеят. хора, методист Обл. дома нар. творчества, педагог Военно-музыкантской школы в Воронеже. С 1939 сотрудник кабинета нар. творчества (с 1959 науч. руководитель), с 1943 преподаватель, с 1969 профессор кафедры истории музыки народов СССР Моск. консерватории. В 1944-49 рук. хора, основанного П. Г. Ярковым, в 1949-54 - нар. хора Всесоюзного радиокомитета. Р. - участник многочисл. фольклорных экспедиций. Осн. круг её интересов - рус. нар. исполнительство, жанрово-стилевой анализ рус. песни, методика собирания и исследования фольклора.

Сочинения: Русские народные песни Подмосковья, М.-Л., 1951, под названием - Русские народные песни Московской области, 1964; Народные песни Курской области, М., 1957; Русский народный хор и работа с ним, М., 1960, 1974; Анастасия Лебедева, М., 1972; Курские танки и карагоды, М., 1975.

Т. Н. Соловьёва.

Рудольф Л. М.

Леопольд Морицевич (1877, Рига - 21 IV 1938, Баку) - сов. композитор, муз. теоретик и педагог. В 1901 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у M. M. Ипполитова-Иванова (контрапункт и анализ муз. форм проходил в классе С. И. Танеева). С 1903 преподаватель теоретич. предметов муз. уч-ща РМО, в 1912-30 проф. консерватории в Саратове. В 1930-32 работал в Ленинграде. С 1932 проф. и зав. кафедрой теории музыки Азерб. консерватории в Баку. Р. был выдающимся педагогом. Его преподават. деятельность сыграла заметную роль в развитии проф. муз.-теоретич. образования, в частности в Азербайджане. Среди его учеников - Д. Гаджиев, К. Караев. Автор муз. произв., в т. ч. романсов.

Сочинения: Руководство к анализу музыкальных форм, Саратов, 1914; Повторительные упражнения по гармонии за фортепьяно, Баку, 1936, под назв.- Упражнения по гармонии. (За фортепьяно), Баку, 1961; Гармония. Практический курс), Баку, 1938.

Литература: Гаджибеков Узеир, Л. М. Рудольф (Некролог), "Советское искусство", 1938, 28 апр.; Азербайджанская государственная консерватория имени Узеира Гаджибекова. 1921-1971, Баку, 1972, с. 78-79.

И. М. Ямпольский.

"Рудольфинум"

"Рудольфинум" (Rudolfinum) - здание в Праге, объединявшее консерваторию, конц. зал (с органом) и музей художеств. промышленности. Построено в 1874-1881 по проекту арх. Й. Зитека (завершено в сотрудничестве с Й. Шульцем; работы в интерьерах закончены в 1885). Консерватория помещалась в нём с 1884. В 1918 конц. зал был переоборудован для заседаний парламента (до 1930). Ныне "Р." - Дом работников иск-в.

Руждьяк В.

Руждьяк В. (Ruzdjak) Владимир (р. 21 IX 1922, Загреб) - хорв. певец (баритон), оперный режиссёр и композитор. В 1946 окончил Муз. академию в Загребе у М. Рейзера (пение). Дебютировал в 1946 в Нац. т-ре в Загребе (пел там в 1947-54). Солист оперных т-ров в Гамбурге (1954-72, с перерывами, с 1969 "камерзингер"), Сан-Франциско (1961), Нью-Йорке ("Метрополитен-опера", 1962-64), Лондоне (1966). С 1970 профессор по классу пения в загребской Муз. академии. Гастролировал во мн. странах, в т.ч. в СССР (1967), участвовал в муз. фестивалях. Среди партий - Никола Шубич-Зриньский (одноим. опера И. Зайца), Евгений Онегин, Князь Игорь, Риголетто, Жермон, Фигаро; Голо ("Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси). Выступает в концертах. Поставил оперы "Порин" Лисинского, "Пеллеас и Мелизанда"; "Золушка" Россини и др.

Сочинения: сюита для малого орк. (1948), пьеса (муз. сказка) для орк. Ежовый домик (Jezeva kucica); квинтет для духовых (1949); для хора с орк. - Истрийская сюита (1948), Ночные песенки (Nocne pjesmice, 1950), Пригорские песни (1951); хоры a cappella; романсы, детские песни; обр. нар. песен для голоса с фп.

Литература: (S. G.), Uz 25. obljetnicu umjetnickog rada Vladimira Ruzdjaka, "Sveta Cecilija", 1972, No 2.

Руже де Лиль К. Ж.

Руже де Лиль К. Ж. (Rouget de Lisle) Клод Жозеф (10 V 1760, Лон-ле-Сонье - 26 или 27 VI 1836, Шуази-ле-Руа) - франц. поэт и композитор, автор революц. песни "Марсельеза". Сын провинциального адвоката К. И. Руже. Спец. муз. подготовки не получил. Учился в Париже в воен. школе (1776-82), окончил Инженерную школу в Мезьере (1784). В 1790 в Париже присутствовал на массовых революционных празднествах, написал стихи "Гимн свободе", а также ряд оперных либретто, в т. ч. для А. Э. М. Гретри ("Два монастыря"). Капитан Рейнской армии, Р. де Л. находился в Страсбурге, когда Франция объявила войну (1792) Австрии и Пруссии (австр. император и прусский король готовили интервенцию). Вдохновлённый патриотизмом народа, поднявшегося на защиту революц. отечества, общей обстановкой праздничной манифестации, Р. де Л. сочинил в ночь с 25 на 26 апр. "Боевую песнь Рейнской армии" ("Chant de guerre pour l'armйe du Rhin"), к-рая была тогда же напечатана в Страсбурге (мелодия и текст), затем снабжена аккомпанементом и позже оркестрована Ф. Ж. Госсеком. Песня быстро распространилась, проникла в Марсель, была подхвачена батальоном марсельцев, принесена ими в Париж, где они участвовали в штурме корол. дворца, и стала известна под назв. "Гимн марсельцев", "Песнь марсельцев", а затем "Марсельеза". В 1795 "Марсельеза" была объявлена нац. гимном Франции, но в эпоху Реставрации и Второй империи запрещена (как гимн утверждена при Третьей республике). Весьма противоречивыми были поступки Р. де Л. в последующие годы. Он отказался принять присягу Законодат. собранию, скрывался, затем снова вступил в армию. В 1826 за долги был арестован (освобождению его помог П. Ж. Беранже). Революц. движение 1830 вновь привлекло внимание к Р. де Л.: Г. Берлиоз аранжировал "Марсельезу" для большого оркестра и двойного хора; автор песни получил награды, пенсию, был окружён почётом. "Марсельеза" доныне популярна как революц. песня благодаря своим высоким художеств. качествам. Среди др. соч. Р. де Л.- песни, романсы. Р. де Л. принадлежит перевод на франц. яз. басни И. А. Крылова "Гуси" и др.

Литература: Rабинович А. С., Неизвестный вариант "Марсельезы" в русском нотном альбоме, в сб.: Очерки по истории и теории музыки, (ч.) 2 - Западно-европейская музыка, Л., 1940, то же, в его кн.: Избранные статьи и материалы, М., 1959, с. 147-56; Tiersot J., Houget de Lisle. Son oeuvre, sa vie, P., 1892; его же, Les fкtes et les chants de la revуlution franзaise, P., 1908 (рус. пер. - Tьерсо Ж., Песни и празднества Французской революции, М., 1933, с. 81-92); его же, Histoire de la Marseillaise, P., (1915); Radiguer H., Histoire de la musique..., в кн.: Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du conservatoire, fondateur A. Lavignac, pt. 1, (v. 3), P., 1914 (рус. пер. - Raдиге A., Французские музыканты эпохи Великой французской революции, М., 1934, С. 144-62).

Т. Н. Соловьёва.

Ружичкова З.

Ружичкова З. (Ruzickova; по мужу - Калабисовa, Kalabisova) Зузана (р. 11 I 1928, Пльзень) - чеш. клавесинистка и пианистка. Засл. арт. ЧССР с 1969. Училась игре на клавесине у О. Кредбы (1947- 1949) и игре на фп. у А. Шимы и Ф. Рауха (1947-51) в Академии иск-в в Праге. В 1956 как клавесинистка получила 2-ю пр. на Междунар. радиоконкурсе в Мюнхене. С этого года много гастролирует в странах Европы (в 1960-78 неоднократно выступала в СССР), в США, Канаде и Японии. Входила в состав инстр. ансамбля "Пражские камерные музыканты-солисты" (1962-67), концертирует в дуэте с флейтистом В. Жилкой (с 1954), со скрипачом И. Суком (с 1963) и виолончелистом Я. Штаркером (с 1970). Игре Р. присущи волевое, мужественное начало, выразительность, точность артикуляции. С 1962 преподаватель, с 1970 профессор по классу клавесина в Академии иск-в в Праге, одноврем. профессор Высшей школы изящных иск-в в Братиславе.

Литература: Berkovec J., Zuzana Ruzickovб, Praha, 1972.

Рулада

Рулада (франц. roulade, от rouler - катать взад и вперёд) - в пении быстрый виртуозный пассаж; обычно исходит от акцентированного выдержанного звука. Распространены Р. хроматические, а также складывающиеся из секундовых и терцовых ходов голоса.

Руман Х.

Руман Х. (Roman) Юхан Хельмик (26 X 1694, Стокгольм - 20 XI 1758, Харальдсмола) - швед. композитор. Чл. Корол. швед. академии наук (1740). Учился у отца - концертмейстера Придв. капеллы в Стокгольме. С 1711 музыкант Придв. капеллы (скрипка и гобой). В 1715-21 жил в Лондоне, где обучался композиции у И. К. Пепуша, познакомился с Г. Ф. Генделем. С 1721 вице-капельмейстер при дворе швед. короля Фридриха I в Стокгольме, с 1727 1-й капельмейстер. Наследие Р. обширно, однако принадлежность композитору ряда произв. не доказана. В соч. Р. ощутимо влияние музыки Генделя и итал. композиторов, в то же время в них ясно проступает и нац. начало. Р. внёс важный вклад в развитие швед. муз. культуры, был первым швед. композитором, чьи инстр. и вок. соч. приближались по значимости к соч. англ., франц. и нем. авторов того времени (его называли "отцом швед. музыки"). Среди значит. соч. - кантаты "Музыкальный праздник" ("Festa musicale", 1725), "Существование вне дней" ("Warelse som utan dagar", 1730), "Jubilate, Psalm 100" (ок. 1743), "Шведская месса" ("Svenska messan", ок. 1752). Автор более 20 произв. в кантатно-ораториальном жанре, 21 симфонии, 4 концертов для скрипки с оркестром, 17 трио-сонат и др. вок.-инстр. и инстр. соч., а также многочисл. мотетов, духовных и светских сольных песен. Широкой известностью пользуются его Assaggi ("упражнения") для скрипки соло, близкие по стилю музыке Ф. Джеминиани и П. А. Локателли.

Литература: Vretblad P., J. H. Roman. 1694-1758: svenska musikens fader, bd 1-2, Stockh., 1914; Moberg C.-A., J. H. Roman - den svenska musikens fader, "Svensk tidskrift fцr musikforskning", 1944, v. 26, No 5; Bengtsson J., Mr. Romans spuriosity shop: a thematic catalogue of 503 works... from ca. 1680 -1750..., Stockh., 1976.

Румба

Румба (испан. rumba) - танец африканского происхождения, совр. форма к-рого возникла на Кубе (в городах Матансас, Гавана и соседних областях. Термин "Р." - общее наименование ряда происходящих с Кубы или основанных на кубин. ритмах танцев; в результате их соединения с нек-рыми элементами джаза возникла новая форма Р., широко распространившаяся в городах Кубы, США и Европы в 20-30-е гг. 20 в. Характерные признаки этого танца - темп от оживлённого до быстрого; размеры 2/4, 4/4 или 2/2; синкопированный ритм, подчёркиваемый ударно-шумовыми инструментами - марака; муз. форма представляет собой вариантное повторение первонач. Периода (8 тактов). Виды собственно Р., почти неизвестные за пределами Кубы, бытовали, по-видимому, с 18 в. под разл. названиями: гуагуанко, йамбу, колумбия. Их общая черта - своеобразный ритм:

Румба

Танец гуагуанко, характерный для гор. культуры, исп. одной парой танцоров и запевалой с хором в сопровождении ударных инструментов. Он имеет слегка гротескную эротическую окраску; типичны словесные тексты бытового содержания, нередко импровизируемые. Йамбу танцуется также одной парой, чаще пожилыми людьми или пародирующими их. Танец колумбия исполняется одним человеком; он отличается энергичным характером и содержит сатирич. намёки на религ. ритуал некоторых племён. Р. использована в ряде произв. композиторов 20 в., напр. в балете Д. Мийо "Сотворение мира" (1923) и в финале его 2-го фп. концерта.

Румер М. А.

Мария Александровна (р. 26 IX (8 X) 1888, Москва) - сов. деятель в области муз. образования. Кандидат искусствоведения (1935). Окончила в 1907 Муз. уч-ще им. Гнесиных, в 1913 - Ин-т музыки и ритмики Э. Жак-Далькроза в Хеллерау (Германия). В 1913-17 преподавала в Москве на муз. курсах А. Г. Шора, в Бетховенской студии и др. Училась на инструкторских курсах общего муз. образования (под рук. Н. Я. Брюсовой, в 1916-18). С 1919 инструктор Муз. отдела (Музо), зав. секцией внешкольного образования (1919-21), чл. Учёного совета (ГУС, 1924-1932) Наркомпроса РСФСР. Профессор ритмики, декан дошкольного ф-та, проректор уч. части Ин-та ритмич. воспитания (Москва, 1919-24. С 1924 преподавала ритмику и методику ритмики в Моск. консерватории (с 1926 доцент), с 1930 зав. отделением социального воспитания (позднее - муз. воспитания) и декан муз.-педагогич. ф-та там же. С 1944 ст. науч. сотрудник, в 1946-65 зав. отделением муз. иск-ва Ин-та художеств. воспитания Академии педагогич. наук РСФСР. Автор работ: "Из опыта работы по музыке и ритмике в детском саду" (1926), "Музыкальная грамота на основе пения" (1927), "Книга по пению. Для первого класса" (1960, совм. с К. С. Грищенко и А. Б. Сергеевым) и др.

И. М. Ямпольский.

Румынская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Румынский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рунов В. С.

Виктор Сергеевич (13 (26) V 1907, Петровск, Саратовской обл. - 17 VI 1968, Москва) - сов. композитор, воен. дирижёр. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1943). Чл. КПСС с 1944. Учился на военно-капельмейстерском отделении курсов им. Стравинского в Москве (1929-31). В 1929-35 музыкант военно-дух. и симф. оркестров в Москве. В 1936-41 дирижёр Моск. воен. уч-ща, в 1941-44 - Высшей школы войск МВД. Автор пособия "Как организовать самодеятельный духовой оркестр" (М., 1956, 1963).

Сочинения: опера - Соловушко (1941-45); для солистов, хора и орк. - Волжская симфония (1948), Русская плясовая фантазия (сл. А. Т. Твардовского, 1945), Поэма о герое-пограничнике Андрее Коробицине (сл. С. А. Васильева и В. Резникова, 1935), Кантата о Ленине (сл. В. Е. Малкова, 1959), Великой партии слава (сл. В. Е. Малкова, 1955); для духового орк. - увертюра 1941-1945 (1955), 2 танц. сюиты (1945), лирическая сюита Письма (1941-45), рапсодии: на темы песен А. Г. Новикова (1950), на темы рус. нар. песен (1950), на темы песен В. П. Соловьёва-Седого и К. Я. Листова (1953); Русская плясовая (1951); марши, в т. ч. Страж Октября (1933), Ленинград (1945), Русская пехота (1945), Золотые руки (1961), Стальные колонны (1961); романсы - на сл. С. А. Есенина и др.; песни.

M. P. Леонова.

Руны

Руны - эпические нар. песни карел, финнов, эстонцев и др. народностей прибалтийско- финской языковой группы (водь, ижора). Р. называют также нар. песни разл. жанров, включённые Э. Лёнротом в "Калевалу". Отд. сюжеты песен возникли в глубокой древности, отразив нек-рые стороны духовной и материальной культуры, обществ. отношения первобытнообщинного строя; генетически Р. связаны с архаичными космогонич. мифами. Наиболее известные герои карел. Р. - Вяйнямёйнен, Ильмаринен, удалой воин Лемминкяйнен и пастух Куллерво. Из Р. составлены эпосы "Калевала", "Калевипоэг".

Для рунич. песен типичны квантитативное стихосложение, четырёхстопный хорей, аллитерация; их поэтика характеризуется обилием параллельных стихов, метафор и гипербол, а также применением анафорич. и лексич. повторов. Композиции присуща сказочно-метафорич. троичность действий, замедляющая развитие сюжета.

Мелодика карел. Р., как правило, речитативна, в объёме квинты или кварты; муз. композиция нередко основана на чередовании 2 диатонич. попевок. Р. исполнялись одноголосно - соло или поочерёдно двумя рунопевцами, сидевшими друг против друга, держась за руки. Иногда пение сопровождалось игрой на кантеле. Эст. рунич. песни исполнялись в основном женщинами, без инстр. сопровождения. Известными исполнителями Р. в 19-20 вв. были карел. сказители Перттунены, М. Малинен, М. Ремшу и др., а также фин. сказители Ю. Кайнулайнен, Параске Ларин.

Предыдущая страница Следующая страница