Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Р" (часть 9, "РУП"-"РЯЭ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 9, "РУП"-"РЯЭ")

Рупин И. А.

Рупин И. А. (Рупини) Иван Алексеевич (1792, Костромская губ., ныне Костромская обл. - ок. 20 III 1850, Петербург) - рус. певец (тенор), композитор, собиратель нар. песен. Был крепостным помещика П. И. Юшкова. Мальчиком пел в церк. хоре; позднее был отвезён в Москву для обучения у итал. учителя пения Мускети. Р. обладал прекрасным голосом, владел иск-вом бельканто. Получив освобождение от крепостной зависимости, Р. переехал в Петербург, где под рук. оперного дир. Т. В. Жучковского занимался гармонией и полифонией, а также совершенствовался в исп. теноровых партий итал. опер. Приобрёл известность в качестве конц. певца и учителя пения. С 1843 работал хормейстером итал. оперы. Создал ок. 50 романсов и песен на сл. А. А. Дельвига, А. С. Пушкина, Ф. Н. Глинки, Ф. А. Кони и др. Песня Р. "Вот мчится тройка удалая" (сл. Ф. Н. Глинки) стала известной нар. песней. В 1832 совм. с Жучковским сочинил оперу-водевиль "Именины благодетельного помещика". Собирал и обрабатывал рус. нар. песни, исполнял их в концертах. Подобно своему современнику Д. Н. Кашину, объединял в целостную двухчастную композицию разнохарактерные песни: медленную лирическую и быструю, весёлую. В конц. обработках Р. нар. напевы насыщены сложной узорчатой орнаментикой, блестящими пассажами. От предшествовавших публикаций нар. песен (В. Ф. Трутовский, Н. А. Львов, И. Прач) сб. Р. отличаются более высокой точностью записей напевов и подтекстовки. Р. удалось передать широту нар. распева вместе с ощущением живого вок. дыхания. Опубликованы: "Собрание 12 национальных русских песен, аранжированных на ф. п. с пением и хорами, изданное учителем пения И. А. Рупини" (вып. 1, СПБ, 1831, вып. 2, 1833) - каждая песня в сб. Р. представлена в переложении для одного голоса с гитарообразным романсовым сопровождением фп. и для 3-гол. хора в типично кантовой традиции (см. Кант); "Семь народных русских песен, положенных на один голос с вариациями и аккомпанементом ф. п." (СПБ, 1836), "Букет" (сб. избранных романсов, СПБ, б. д.), "Русский певец и фортепианист" (сб. песен А. Снегирёва с мелодиями И. Рупини, СПБ, 1836-37). Первым опубликовал такие выдающиеся рус. нар. песни, как "Не шуми, мати зелёная дуброва", "Ах, не одна во поле дороженька".

Литература: Кони Ф., Русский певец и композитор Иван Алексеевич Рупини. (Некролог), в кн.: Пантеон и репертуар русской сцены, кн. 4, отд. 3, СПБ, 1850, с. 21-40; Poпова Т. В., И. А. Рупин и его сборники народных песен, в сб.: Rупин И., Народные русские песни. Аранжированные для голоса с аккомпанементом фортепиано и для хора, М., 1955.

Т. В. Попова.

Русанов В. А.

Валериан Алексеевич (10 (22) I 1866, Москва - 17 VII 1918, там же) - рус. гитарист, педагог, композитор, муз. писатель. Ученик А. П. Соловьёва (гитара) и А. И. Дюбюка (муз.-теоретич. предметы). В 1906 организовал оркестр нар. инструментов (мандолины, гитары, балалайки), с 1908 дирижёр оркестра при Моск. об-ве любителей игры на нар. инструментах (там же преподавал игру на гитаре). Выступал в концертах как гитарист. В 1904-06 ред.-издатель муз.-лит. журнала "Гитарист". Автор мн. очерков о рус. гитаристах. Деятельность Р. как педагога и муз. писателя сыграла заметную роль в популяризации в России игры на гитаре. Ему принадлежит св. 300 пьес для 7-струн. гитары (соч. и аранжировка; изд. частично). Создал программные соч. для гитары ("Police verso!", "На Лысой горе", "Memento mori").

Сочинения: Гитара и гитаристы, вып. 1 - М. Т. Высотский, русский гитарист-виртуоз, композитор народных песен, М., 1899; то же, вып. 2 - Гитара в России (А. О. Сихра), М., 1901; М. Д. Соколовский. Исторический очерк, в кн.: Интернациональный союз гитаристов (сост. С. С. Заяицкий), М., 1902; Из прошлого. Автобиографические воспоминания, там же; Гитара и гитаристы. Исторические очерки, Введение к истории гитары в России, "Гитарист", 1904, No 1-7, 9-11, 1905, No 2, 4-12, 1906, No 1-4, 7-8; Ю. M. Штокман. Гитарист-композитор. Биографический очерк, там же, 1905, No 1; История возникновения и обзор годичной деятельности Общества любителей игры на народных инструментах, М., 1909.

Литература: Юрцев И. М., В. А. Русанов. Биографический очерк, "Музыка гитариста", 1907, No 10, 12; Mашкевич В., Памяти В. А. Русанова, "Гитара и гитаристы", 1925, No 11-12.

И. М. Ямпольский.

Русенберг Х. К.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Русланов В. Л.

Вадим Львович (р. 13 VII 1926, Москва) - сов. певец (баритон). Нар. арт. РСФСР (1974). В 1950 окончил Театр. уч-ще им. Щукина, в 1961 - Музыкально-педагогич. ин-т им. Гнесиных по классу пения у В. П. Захарова. В 1950-58 актер Т-ра им. Вахтангова, с 1958 ведущий солист Ансамбля песни и пляски Сов. Армии. Обладает сильным, приятного бархатного тембра голосом, незаурядным драм. талантом. Репертуар певца обширен и разнообразен. Р.- первый исполнитель мн. произв. сов. композиторов, в т. ч. песен "Бухенвальдский набат" Мурадели, "Солдат - всегда солдат" Соловьева-Седого, "Часовой на посту" Долуханяна, "Марш ракетчиков" Новикова, "Песня боевого содружества" Б. Александрова и др.

В. И. Зарубин.

Русланова Л. А.

Лидия Андреевна (14 (27) X 1900, с. Чернавка, ныне Саратовской обл. - 20 IX 1973, Москва) - сов. эстрадная певица (контральто). Засл. арт. РСФСР (1942). Род. в бедной морд. семье. В 1914- 1916 брала уроки пения у M. E. Медведева в Саратове. В 1917 начала проф. деятельность. В годы Гражданской войны 1918-20 выступала перед красноармейцами с исполнением рус. нар. песен. В 1925-32 солистка театр. бюро Центр. дома Красной Армии, в 1933-1948 - муз.-эстр. управления Гос. объединения муз., эстр. и цирковых предприятий, с 1953 артистка Всесоюзного гастрольно-конц. объединения. Гл. место в репертуаре Р. занимали рус. нар. песни, среди к-рых "Вот мчится тройка удалая", "Златые горы", "Камаринская", "Саратовские частушки", "Уморилась", а также песни сов. композиторов, в т. ч. "По долинам и по взгорьям" и др. Автор песни "Валенки", к-рая послужила темой стихотворения Е. А. Евтушенко "Руслановские валенки".

Сочинения: Жизнь моя, песня, "Советская эстрада и цирк", 1968, No 7.

Литература: Ардов В., Звучит русская песня, "Советская эстрада и цирк", 1964, No1; Дмитриев Ю., Лидия Русланова, в кн.: Воображаемый концерт, Л., 1971; Андрюхина-Юхтина Г., "...Зачинай сызнова", "Театральная жизнь" 1973, No 4.

А. С. Иванов.

Руснак О. М.

Руснак О. М. (по сцене - Герлах, Gerlach) Орест Манолиевич (24 VIII (5 IX) 1895, с. Дубовцы, ныне Черновицкой обл. УССР - 23 I 1960, Мюнхен) - укр. певец (тенор). В 1924 окончил Пражскую консерваторию по классу пения у Э. Фукса. Совершенствовался в Италии (1925). Был солистом оперных т-ров Кёнигсберга (1924-26), Хемница (1926-28), Граца (1928-30), Берлина (1930-31), Мюнхена (1931-38). С 1938 выступал гл. обр. как камерный певец. Обладал редким по красоте и силе голосом широкого диапазона, выступал в лирич. и драм. репертуаре. Партии: Герцог, Манрико, Радамес; Ричард ("Бал-маскарад"), Рудольф ("Богема"), Каварадосси; Арнольд ("Вильгельм Телль" Россини), Эдгар, Неморино ("Лючия ди Ламмермур", "Любовный напиток" Доницетти), Рауль, Васко да Гама ("Гугеноты", "Африканка" Мейербера). С большой выразительностью исполнял укр. нар. песни и романсы Н. В. Лысенко, С. Ф. Людкевича, О. И. Нижанковского, Д. В. Сичинского, В. А. Барвинского и др. Гастролировал в СССР (1930-31; Харьков, Днепропетровск, Запорожье), Австрии, Польше, Канаде, США и др.

Литература: Демочко К., Невторованими стежками. Оперный спiвак з Дубiвцiв, "Вiтчизна", 1965, No 6.

И. М. Лысенко.

Руссель А. Ш. П. М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Русская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Русская музыкальная газета"

"Русская музыкальная газета" - рус. муз. журнал. Издавался в Петербурге в 1894-1918. Выходил в 1894-98 ежемесячно, в 1899-1918 - еженедельно (в 1913-16 с приложением "Библиографический листок"). Издатель-редактор - H. P. Финдейзен. В работе редакции журнала активное участие принимали А. В. Оссовский и Е. М. Петровский, сотрудничали мн. видные муз. деятели. Одно из лучших рус. дореволюц. муз. изданий, журн. "Р. м. г." отстаивал реалистич. традиции муз. иск-ва, публиковал на своих страницах статьи по вопросам истории и теории музыки, муз. исполнительства, педагогики, муз. образования, этнографии, а также эпистолярию, относящуюся к истории отечеств. музыки. Спец. номера посв. рус. композиторам-классикам (А. П. Бородину, М. И. Глинке, М. П. Мусоргскому, Н. А. Римскому-Корсакову), творчеству заруб. авторов. На протяжении четверти века "Р. м. г." систематически освещала муз. жизнь Петербурга, Москвы и др. городов России, исполнение рус. музыки за границей, печатала хронику рус. и заруб. конц. жизни, некрологи и др. Большое место уделялось библиографии и нотографии. "Р. м. г.", сыгравшая значит. роль в развитии рус. муз. культуры, муз. журналистики, - ценнейший источник фактич. сведений по рус. муз. историографии и муз. жизни.

Литература: "Русская музыкальная газета". Указатель статей "Русской музыкальной газеты" за 10 лет (1894-1903 гг.), (СПБ, 1904); Кондра С. Г. (сост.), Систематический указатель содержания "Русской музыкальной газеты" за второе десятилетие (1904-1913), (СПБ, 1914).

"Русские сезоны"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Русские симфонические концерты"

"Русские симфонические концерты" ("Общедоступные русские симфонические концерты") - концерты, организованные М. П. Беляевым и проводившиеся в Петербурге (Петрограде) с 1885 до сер. 1918 с целью пропаганды творчества рус. композиторов. "Р. с. к." предшествовал концерт рус. музыки (названный "Репетиция сочинений А. К. Глазунова"), к-рый состоялся 27 марта 1884 в зале Петропавловского уч-ща под упр. Г. О. Дютша. Концерт, прошедший 23 нояб. 1885 в зале Дворянского собрания (в программе соч. А. П. Бородина, Ц. А. Кюи, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова), положил начало регулярному проведению "Р. с. к." (первоначально также и камерных), с 1886/87 - до 6-7 раз в течение сезона. Наряду с произв. М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, композиторов "Новой русской музыкальной школы", П. И. Чайковского здесь прозвучали мн. соч. С. И. Танеева, А. С. Аренского, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова. Концертами дирижировали Римский-Корсаков, Глазунов, А. К. Лядов, Чайковский, Ф. М. Блуменфельд и др. - нередко авторы исполняемых произв. "Р. с. к.", прошедшие 22 и 29 июня 1889 во время Всемирной выставки в Париже, способствовали ознакомлению зап.-европ. публики и музыкантов с рус. музыкой.

"Р. с. к.", в к-рых постоянно исполнялись новые соч. рус. композиторов, зачастую впервые, сыграли заметную роль в развитии нац. муз. культуры. Они представляли собой уникальный в мировой конц. практике того времени тип концертов исключительно отечеств. музыки. В то же время художеств. и просветит. эффект "Р. с. к." снижался в связи с частым включением в программы произв. второстепенных композиторов, близких Беляевскому кружку, жанровым однообразием программ, почти исключавших, напр., вок. музыку. Недостаточная посещаемость "Р. с. к." объяснялась и полным отсутствием рекламы (принципиальная установка М. П. Беляева). Анализ "Р. с. к." давали в своих статьях В. В. Стасов, Ц. А. Кюи, А. В. Оссовский, H. P. Финдейзен и др. ведущие критики.

Литература: Стасов В., По поводу всемирной выставки, "Северный вестник", 1889, No 10, с. 203-42; его же, Новые проделки г. Буренина, "День", 1889, 28 окт.; его же, Митрофан Петрович Беляев, "РМГ", 1895, No 2, стлб. 81-108 (приложения к статье: Программы русских симфонических концертов за время 1881-1895 гг. и Программы русских квартетных вечеров, там же, стлб. 109-30); Кюи Ц., Итоги русских симфонических концертов. Отцы и дети, в его кн.: Избр. статьи, Л., 1952, с. 381-86; Гофман Р., Римский-Корсаков в Париже, "СМ", 1958, No 6, с. 48-55; Русская художественная культура конца XIX - начала XX веков. Книга первая, М., 1968, с. 399-400.

Л. З. Корабельникова.

"Русский музыкальный вестник"

"Русский музыкальный вестник" - муз. журнал. Издавался в 1880-82 в Петербурге. Выходил еженедельно с нотным приложением. Издатели-редакторы - А. А. Астафьев и В. Н. Мандельштам, позднее A. А. Астафьев и Л. А. Ильинская. Публиковались статьи по разл. вопросам рус. муз. иск-ва, эстетики, инструментоведению, биографич. заметки о музыкантах, нотография, хроника текущей рус. и заруб. муз. жизни. В журнале сотрудничали: К. Э. Вебер, П. П. Веймарн, С. А. Гедеонов, М. О. Петухов и др. Продолжением "Р. м. в." был журнал "Русский музыкальный и театральный вестник" (1882; вышло всего 5 номеров).

И. М. Ямпольский.

Русский народный оркестр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Русский народный хор

Русский народный хор (академический русский народный хор РСФСР имени М. Е. Пятницкого) - старейший сов. проф. нар. хор. Организован M. E. Пятницким в 1910. Первый концерт хора в составе 18 крестьян - певцов Воронежской, Рязанской и Смоленской губерний состоялся 2 марта 1911 в зале Благородного собрания (ныне Октябрьский зал Дома Союзов, Москва). До 1918 хор выступал в с. Александровское Воронежской губернии (исполнялись крестьянские обрядовые песни - игровые, трудовые и др.), с 1918 - в Москве. 22 сент. 1918 хор выступил в Кремле. В. И. Ленин дал высокую оценку исполнит. иск-ву коллектива, указав на необходимость расширить его работу. С этого времени начинается развитие конц. деятельности хора. В 1927 Р. н. х. присвоено имя M. E. Пятницкого, в 1937 коллектив вошёл в состав Моск. филармонии. В 1938 был увеличен состав хор. группы, созданы оркестр нар. инструментов (рук. В. В. Хватов) и танц. группа (рук. Т. А. Устинова). С 1940 хор носит совр. назв.; с 1968 - академический.

Р. н. х. - один из ведущих коллективов страны, с большой художеств. полнотой раскрывающий самобытное рус. нац. песенное творчество. Репертуар Р. н. х. разнообразен - от нар. частушек и припевок до вок.-хореографич. сюит и композиций; он постоянно обогащается новыми произв. сов. композиторов. Широко исполняются хоры и песни В. Г. Захарова, многие из к-рых создавались им для Хора им. Пятницкого. Среди крупных работ коллектива - театрализованные представления "За околицей", "Расцветай, земля весенняя", "Ивушка" и др. Исполнит. манеру хора отличает неразрывная связь нар. традиций с высоким профессионализмом.

До 1927 хором руководил М. Б. Пятницкий, затем П.М. Казьмин (1927-64) и В. Г. Захаров (1932-56), способствовавшие превращению хора в большой первоклассный художеств. коллектив, М. В. Коваль (1956-1962), с 1962 худ. рук. коллектива - В. С. Левашов. Гл. дирижёры - А. С. Широков (1951-74), И. Ф. Обликин (с 1974), гл. хормейстер - Г. В. Фуфаева (с 1963). Среди солистов хора (1977) - засл. арт. РСФСР В. П. Королёва, Л. Н. Широкова, артисты Б. А. Николаев, Н. И. Олейник, Н. С. Полозков, солистов балета - В. Г. Вухаров, В. П. Курашов, А. П. Николаева, В. А. Розанов.

При Р. н. х. работает фольклорный кабинет, в 1970 создан первый в стране детский нар. хор (рук. Е. И. Горячева). Р. н. х. много гастролирует за рубежом. За заслуги в развитии сов. иск-ва хор награждён орденом Трудового Красного Знамени (1959).

Литература: Государственный русский народный хор им. Пятницкого, М., 1953; Хор имени Пятницкого. 1911-1961 (Сб. статей), М., 1961; Воспоминания о В. Г. Захарове, М., 1967; Казьмин П., С песней, М., 1970.

М. Ю. Коноплёва.

Русское музыкальное общество

Статья большая, находится на отдельной странице.

Русское хоровое общество

Русское хоровое общество - объединение любителей хор. пения, существовавшее в Москве в 1878-1915. Организовано по инициативе К. К. Альбрехта. Хор Р. х. о. (до 150 чсл.) принимал участие в концертах РМО, а также давал неск. собств. концертов ежегодно. Преим. внимание уделялось пению a cappella, пропаганде отечеств. музыки. В репертуар входили хор. произв. П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, Э. Ф. Направника, С. И. Танеева, А. С. Аренского, А. Т. Гречанинова, M. M. Ипполитова-Иванова, А. Н. Корещенко, Н. Н. Черепнина и др. (многие исполнялись впервые), хоры из опер М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова, А. П. Бородина. С 1881 при Р. х. о. существовали общедоступные хор. классы (рук. В. П. Войденов), готовившие учителей хор. пения и дававшие начальное муз. образование. В 1882-88 при Р. х. о. работала также духовная капелла (регент В. С. Орлов). Первый дирижёр Р. х. о. - Альбрехт, в дальнейшем дирижёрами были Аренский, Ипполитов-Иванов, В. И. Сафонов, С. Н. Василенко, Н. С. Голованов. Значит. поддержку Р. х. о. оказывали Чайковский, Н. Г. Рубинштейн, Танеев. Об-во издавало хор. лит-ру.

Литература: Отчёты Русского хорового общества в Москве за 1879-1915, М., 1879-1915; Празднование двадцатипятилетия Русского хорового общества. 1878-1903, М., 1905.

Л. З. Корабельникова.

Руссо Ж. Ж.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Руссоло Л.

Руссоло Л. (Russolo) Луиджи (1 V 1885, Портогруаро - 6 II 1947, Черро-ди-Лавено, Варезе) - итал. композитор и живописец. В 1909 примкнул к футуристскому движению Ф. Т. Маринетти. Сконструировал разл. рода механич. и электрошумовые инструменты, в т. ч. "интонарумори", с к-рым выступал в концертах (впервые в Модене, в 1913), вызвавших скандальные отклики. В 1913 опубликовал "Манифест музыкального футуризма", в к-ром разделяет футуристский оркестр на 6 шумовых групп. В своём творчестве применял не натуральные, а лишь музыкально-стилизованные шумы. В 1929 сконструировал т. н. руссолофон, издающий 7 различных шумов на любой высоте. Автор произв.: "Встречи автомобиля с аэропланом" ("Convegno dell' automobili e dell'aeroplano"), "Пробуждение одного города" ("Risveglio di una citta"), "Обед на террасе отеля" ("Sipranza sulla terrazza dell'Hotel") и др. Опубликовал кн. "Искусство шумов" ("L'arte dei rumori", Milano, 1961). Позднее отошёл от музыки и посвятил себя живописи.

Литература: Prieberg F. К., Musica ex machina, В., 1960.

И. М. Ямпольский.

Руст

Руст (Rust) - семья нем. музыкантов. Фридрих Вильгельм Р. (6 VII 1739, Вёрлиц, близ Дессау - 28 II 1796, Дессау) - скрипач и композитор. Ученик К. Хёка, Ф. Бенды и К. Ф. Э. Баха. Во время поездки в Италию (1765-66) совершенствовался в скр. игре у Дж. Тартини и Г. Пуньяни. С 1766 работал в Дессау придв. капельмейстером, дирижёром хора и театр. оркестра, давал уроки игры на скрипке. Р. владел мн. инструментами, был известен как скрипач и лютнист. Автор кантат, од и песен (2 сб.: 1784 и 1796, в т. ч. на стихи И. В. Гёте), сонат для скрипки, сонат и др. пьес для фп., музыки к драм. спектаклям.

Вильгельм Карл Р. (29 VII 1787, Дессау - 18 IV 1855, там же) - пианист, органист и муз. педагог. Сын Фридриха Вильгельма Р. С 1807 выступал в Вене, в т. ч. с исполнением фп. соч. Л. Бетховена. Был органистом в Вене. С 1827 работал в Дессау. Автор соч. для фп. и органа.

Вильгельм Р. (15 VIII 1822, Дессау - 2 V 1892, Лейпциг) - органист, исследователь нем. музыки. Сын Вильгельма Карла Р. Учился у отца и у Ф. Шнейдера (1843-46). С 1849 преподавал в Берлине игру на фп. и композицию; с 1861 органист церкви св. Луки, в 1864-74 дирижёр Баховского об-ва в Берлине, с 1864 корол. музик-директор; с 1870 преподавал теорию музыки и композицию в консерватории Штерна. С 1878 органист, с 1880 кантор Томаскирхе в Лейпциге. Автор духовных соч., произв. для органа и фп. Был редактором собрания соч. И. С. Баха (т. 1-18, 1853-78), избр. арий Глюка (ч. 1-2, Лейпциг, б. д.); подготовил издание соч. своего деда - Фридриха Вильгельма Р.

Литература: Prosky M. von, Das Herzogliche Hoftheater zu Dessau..., Dessau, 1894; Rrieger E., Fr. W. Rust, Kцln, 1894.

О. Т. Леонтьева.

Рустамов С. А.

Сеид Али оглы (р. 29 IV (12 V) 1907, Ереван) - сов. композитор, дирижёр. Нар. арт. Азерб. ССР (1957). Чл. КПСС с 1945. Деп. Верх. Совета Азерб. ССР 3-5-го созывов. В 1929 окончил ф-т азерб. нар. музыки в Бакинской консерватории. С 1931 концертмейстер, с 1935 худ. рук. и гл. дирижёр оркестра нар. инструментов Азерб. радиокомитета. В 1940-49 директор и худ. рук. Азерб. филармонии, в 1943-48 рук, отдела муз. вещания Азерб. радиокомитета.

Р. принадлежит ряд обработок нар. песен и танцев - "Азербайджанские танцевальные мелодии" (б. г., б. м.), "50 азербайджанских народных песен" (1938), "Азербайджанские ашугские песни" (4 сб., 1938), "Азербайджанские народные песни" (1950), "Азербайджанские народные рэнги" (т. 1-2, 1954, 1956). В 1948-52 пред. правления CK Азербайджана. С 1928 преподавал в Бакинском муз. уч-ще, с 1958 - в консерватории по классу тара (с 1973 профессор). Гос. пр. СССР (1951, за цикл песен).

Сочинения: муз. комедии - Пятирублёвая невеста (1939), Дурна (1947), Жена начальника (1961) - все пост. в Азерб. т-ре муз. комедии; кантаты для солистов, хора и орк. - Великий вождь (1970), Азербайджан (1970); для орк. нар. инстр. - 4 сюиты (1939, 1945, 1948, 1953), Героическая увертюра (1948), фантазия Баяти Кюрд; концерт для тара с орк.; муз.-драм. композиции для ансамбля Азерб. песни и пляски и орк. нар. инструментов - Слушай, фронт! (1942), Солнечный Азербайджан, 2-я ред., Счастливая Родина (1943); музыка к спектаклям драм. т-ров.

Литературные сочинения: Нотная грамота, Баку, 1931 (совм. с А. Зейналлы, Ф. Эфендиевым и А. Гасановым, на азерб. яз.); Школа игры на таре, Баку, 1935, 1966.

Литература: Стельник З., Сеид Рустамов, Баку, 1956; Мехмандарова Л., Сеид Рустамов, Баку, 1965; Абасова Е., Сеид Рустамов, Баку, 1973.

Рутини Д. М.

Рутини Д. М. (Rutini) Джованни Марко (Джованни Мария или Джованни Плачидо) (25 IV 1723, Флоренция - 7 XII 1797, там же) - итал. композитор. В 1739-44 учился в консерватории "Пиета деи Туркини" (Неаполь). С 1748 был преподавателем игры на клавесине в Праге. В 1756 совершил поездку в Берлин, в том же году стал учителем музыки графини фон Ностиц (Прага). В 1758 вступил в оперную труппу Дж. Б. Локателли, с к-рой приехал в Петербург, где дирижировал оркестром графа Шереметева и участвовал в театр. спектаклях. Ок. 1761 вернулся в Италию и был принят в Болонскую филармонич. академию, где занимался у Дж. Б. Мартини. Жил во Флоренции, Кремоне, Венеции (1763), Генуе и Ливорно (1764), с 1770 - при дворе герцога Моденского, затем поселился во Флоренции, где был преподавателем игры на клавесине при т-ре "Интерпиди". Создал множество театр. и инстр. произв., в т. ч. сонаты для клавесина.

Сын Р. - Фердинанде Р. (1767, Модена - 13 II 1827, Террачина) - композитор. Учился у отца. Играл на клавесине в разл. т-рах Флоренции, работал в капелле Урбино, в соборе Мачерато, в соборах Риети и Террачины. Автор более 30 опер-буффа.

Литература: Mооsеr R.-A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII-e siиcle, t. 1, 3, Gen., 1948, 1951; Newman W. S., The sonata in the classic era, Chapel Hill, (1963); Fabbri M., Tredici ignote composizione attribuite a Correlli in due manoscritti di Firenze e di Assisi, в кн.: Le celebrazioni del 1963... Firenze, 1963.

Руха Ш.

Руха Ш. (Ruha) Штефан (р. 17 VIII 1931, Карей) - рум. скрипач. Засл. арт. СРР (1963). В 1956 окончил Клужскую консерваторию у Ф. Балога. В 1949-57 концертмейстер т-ра Венгерской оперы в Клуже, в 1957-58 - оркестра Клужской филармонии, с 1958 солист этой филармонии. Основатель и руководитель Клужского квартета "Напока" (с 1964). С 1963 преподаёт в Клужской консерватории. Лауреат междунар. конкурсов: им. П. И. Чайковского в Москве (1958, 3-я пр.), им. Дж. Энеску в Бухаресте (1958, 1-я пр.), им. М. Лонг - Ж. Тибо в Париже (1959, 2-я пр.). Игру Р. - солиста и ансамблиста, отличают глубина и содержательность трактовок, лирич. проникновенность, теплота тона; в его репертуаре широко представлена музыка рум. композиторов. Гастролирует во мн. странах мира, неоднократно выступал в СССР.

Литература: Фихтенгольц М., Выступления скрипачей. Ш. Руха, "СМ", 1961, No 5, с. 147; Чалаева И., Вновь - Ш. Руха, "МЖ", 1967, No 15; Randеlеsсu J.-V., Benkц A., Tineri muzicieni. Stefan Ruha, "Muzica", 1960, No 6.

Р. Э. Лейтес.

Ручьевская Е. А.

Екатерина Александровна (p. 22 VIII 1922, Ленинград) - сов. музыковед. Доктор искусствоведения (1979). Окончила историко-теоретич. отделение теоретико- композиторского ф-та Ленингр. консерватории (1949), училась у С. Н. Богоявленского и Ю. В. Кочурова. С 1953 преподаватель Ленингр. консерватории (с 1981 профессор). Автор книг "Ю. В. Кочуров. Критико-биографический очерк" (1958), "П. И. Чайковский... Краткий очерк жизни и творчества" (1963), "Люциан Пригожий. Монографический очерк" (1977), "Функции музыкальной темы" (1977), "Юрий Фалик. Монографический очерк" (1981) и ряда статей, посвященных проблемам формообразования и муз. тематизма, специфике вок. музыки.

Рушковская-Збоиньская Х.

Рушковская-Збоиньская Х. (Ruszkowska-Zboinska) Хелена (1878 или 1880, Львов - 3 XI 1948, Краков) - польск. оперная певица (драм. сопрано). Училась пению у В. Высоцкого во Львовской консерватории. Дебютировала как конц. певица в 1897, как оперная - в 1900 в оперном т-ре во Львове (партия Марты в опере "Марта" Флотова). В 1904-06 пела в "Т-ре Вельки" в Варшаве, затем более 10 лет гастролировала в Вене, Милане ("Ла Скала"), а также в городах Испании, в Юж. Америке и др. Была солисткой оперного т-ра в Праге, позднее "Т-ра Вельки" (1919-28), одноврем. часто выступала во львовском оперном т-ре. Партии: Манру ("Манру" Падеревского; первая исполнительница), Алина ("Гоплана" Желеньского), Изольда, Брунгильда ("Тристан и Изольда", "Зигфрид" Вагнера), Дездемона, Леонора ("Отелло", "Сила судьбы" Верди), Маршальша ("Кавалер роз" Р. Штрауса). В 1928 оставила оперную сцену, выступала как конц. певица (партии в ораториях и др.); преподавала в Варшаве, затем в Кракове. Среди учеников - Е. Бандровска-Турска (брала уроки у Р.-З. в Вене).

Литература: Reiss J., Polscy spiewycy i polskie spiewaczki, (Warsz.-Lodz), 1948.

З. Лисса.

Рыбаков С. Г.

Сергей Гаврилович (1867-1922, Рига) - рус. этнограф, собиратель нар. песен. Окончил историко-филологич. ф-т Петерб. ун-та, одноврем. учился в Петерб. консерватории (муз.-теоретич. предметы, композиция). С 1893 участвовал в этнографич. поездках по восточным областям России и средней Волге, записывал муз. фольклор. В 1897 опубликовал работу "Музыка и пение уральских мусульман", содержащую записи 204 кирг. и тат. напевов. Несколько схематичные, эти записи представляют собой первую публикацию значит. числа образцов музыки тюркских народов. В 1899 применил для записи напевов фонограф, зафиксировав 90 туркм., тадж., герадо-евр. и рус. песен в быв. Сырдарьинской, Самаркандской и Закаспийской обл. Ср. Азии и в Бухаре (остались нерасшифрованными). Выступал с докладами и сообщениями о своих этнографич. поездках, сопровождая их муз. иллюстрациями и демонстрацией диапозитивов. В числе составленных им сборников - "Древние псалмы Псковского края" (на Рождество, Новый год и др.; совм. с А. Н. Мошиным, СПБ, 1911). Мелодии, вошедшие в этот сборник, Р. записал с голоса Мошина и гармонизировал для 3-гол. однородного хора a cappella или 4-гол. однородного хора с сопровождением фп. или фисгармонии. Написал ряд музыкальных произведений, в том числе хоры на нар. слова ("Коляда", "Овсень"). Автор статей. Из них выделяется обзорная статья "Русская песня" (53-й полутом "Энциклопедического словаря" Брокгауза и Ефрона), хотя её теоретич. положения не свободны от ошибок.

Сочинения: Курай, башкирский музыкальный инструмент, "РМГ", 1896, No 1 (с записями мелодий); Русские влияния в музыкальном творчестве нагайбаков..., там же, 1896, No 11 (с нотными примерами); Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта, СПБ, 1897; и др.

И. М. Ямпольский.

Рыбальченко В. П.

Всеволод Петрович (р. 10 (23) VIII 1904, Харьков) - сов. композитор. В 1931 окончил Харьковский муз.-драм. ин-т по классу композиции у С. С. Богатырёва. В 1931-34 преподавал теоретич. дисциплины в Харьковском муз.-театр. техникуме. Р. принадлежат редакция и инструментовка ряда произв. Г. Г. Верёвки, В. С. Косенко, Н. В. Лысенко, М. Л. Кропивницкого.

Сочинения: оперы (совм. с Ю. С. Мейтусом и М. Д. Тицем) - Перекоп (1939, Киевский т-р оперы и балета), Гайдамаки (1941); для орк. - симф. поэмы Празднично-триумфальная (1960), Космическая (1971), Посвящение Юрию Гагарину (1974), 2 сюиты - на укр. нар. темы (1929) и Молодёжная (1957), увертюры - Партизаны (1959), Весёлая (1964), Праздничная (1969), симф. повесть в 6 частях "Слово о полку Игореве" (1968), Праздничный марш (1951), фантазия на 2 укр. темы (1970), Шутки (1973); скерцо для 3 тромбонов (1971); для голоса с фп. - романсы на сл. Г. С. Сковороды, Т. Г. Шевченко, В. Н. Сосюры, М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина, А. А. Блока, В. В. Маяковского, Е. А. Евтушенко.

Рыбасов И. О.

Иван Осипович (Иосифович) (1846-1877, Петербург) - рус. пианист, дирижёр и композитор. В 1865 окончил Петерб. консерваторию по классу фп. у А. А. Герке и по классу теории композиции (муз.-теоретич. предметы) у Н. И. Зарембы. В 1862-71 преподавал в консерватории обязательное фп. В 1871-75 дирижёр оркестра Александрийского т-ра в Петербурге, для драм. спектаклей к-рого писал вставные муз. номера, романсы и др.

И. М. Ямпольский.

Рыбников А. Л.

Алексей Львович (р. 17 VII 1945, Москва) - сов. композитор. В 1967 окончил Моск. консерваторию у А. И. Хачатуряна, в 1969-74 преподавал там же. Среди его соч. - опера "Авось" (по поэме А. А. Вознесенского, 1980), рок-опера "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" (по П. Неруде, 1976, Москва), 2 симфонии (1968, 1970), концерты - для скрипки (1967), для струн. квартета (1971) с оркестром и для фп. соло (1972); 2 сонаты для фп. (1962, 1969); романсы, песни; музыка к кино- и телефильмам, в т.ч. "Остров сокровищ" (1970), "Большое космическое путешествие" (1973), "Приключения Буратино" (1975), "Про Красную Шапочку" (1977), "Усатый нянь" (1978), "Шла собака по роялю" (1979), "Тот самый Мюнхаузен" (1980), "Через тернии к звёздам" (1981).

Рыбников А. Л.

Рыбнов А. В.

Александр Васильевич (р. 19 VIII (1 IX) 1906, Москва) - сов. хор. дирижёр, педагог. Нар. арт. СССР (1971). Чл. КПСС с 1944. В 1914-17 учился в Моск. синодальном уч-ще; в 1918-23 - в Моск. хор. академии. В 1927 окончил хор. ф-т, в 1930 - муз.-теоретич. ф-т Моск. консерватории. С 1930 хормейстер, с 1958 гл. хормейстер Большого т-ра. Р. - мастер высокой культуры, один из виднейших представителей сов. школы хор. дирижирования. Добивается ярких тембровых окрасок, острого ощущения ритма, масштабности звучания хора. Участвовал в пост. на сцене Большого т-ра опер "Хованщина", "Князь Игорь", "Вражья сила", "Садко", "Псковитянка", "Руслан и Людмила", "Сказание о граде Китеже...", "Пиковая дама", "Мазепа" (Гос. пр. СССР, 1950), "Аида", "Фиделио", "Летучий голландец", "Семён Котко", "Война и мир", "Декабристы"; "Оптимистическая трагедия" Холминова, "Похищение луны" Тактакишвили, "Мёртвые души" Щедрина и др. Хор Большого т-ра под упр. Р. участвовал в исполнении 9-й симфонии Бетховена, "Казни Степана Разина" Шостаковича и др. В 1954-67 доцент Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных. В 1934-50 рук. самодеят. хора Моск. автозавода им. И. А. Лихачёва.

Рывкин А. М.

Александр Михайлович (28 II (12 III) 1893, Екатеринослав, ныне Днепропетровск - 17 II 1951, Ленинград) - сов. альтист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1940). В 1917 окончил Петрогр. консерваторию но классу скрипки у Э. Э. Крюгера (ранее занимался у А. А. Колаковского). В консерватории также специализировался как альтист. С 1919 один из организаторов и участник (играл партию альта) квартета им. А. К. Глазунова. В 1938-51 рук. квартетного класса (с 1940 профессор) Ленингр. консерватории. Автор инструктивных соч.: "Система ежедневных упражнений для альта" (М., 1941), обработок и переложений для струн. квартета произв. зап.-европ. и рус. композиторов 18-20 вв.

И. М. Ямпольский.

Рывкинд И. В.

Иосиф Васильевич (30 VI (12 VII) 1884, Москва - 18 VII 1920, там же) - сов. скрипач и педагог. В 1902 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки у И. В. Гржимали, в 1908 - Высшую школу музыки в Берлине, где занимался у Й. Иоахима и Э. Вирта (скрипка), по композиции учился у М. Бруха. В 1908-14 участник берлинского струн. квартета К. Клинглера и фп. трио (Р., Р. Кан, А. Вильяме). Завоевал известность как выдающийся солист и камерный исполнитель. С 1914 жил в Москве, в 1918-20 профессор Моск. консерватории (классы струн. ансамбля, струн. оркестра и скрипки). Одноврем. возглавлял струн. квартет Моск. консерватории (Р., С. М. Розенблюм, Я. Т. Подгорный, А. Э. Глен).

Литература: Нейштадт В. и Л., Иосиф Рывкинд. (К 15-летию со дня смерти), "СМ", 1935, No 7-8.

И. М. Ямпольский.

Рыжкин И. Я.

Иосиф Яковлевич (р. 24 VI (7 VII) 1907, Москва) - сов. музыковед и педагог. Кандидат искусствоведения (1935). В 1930 окончил Моск. консерваторию (историко-теоретич. отделение; учился у М.Ф. Гнесина, А. Ф. Гедике и др.). Преподавал в Моск. консерватории (1929-44, с 1939 профессор, в 1941-43 декан историко-теоретич. ф-та, в 1940-44 зав. кафедрой теории и истории музыки военно-дирижёрского ф-та). В 1932-33 гл. редактор редакции Центр. муз. радиовещания. В 1943-45 консультант (по вопросам музыки) Всесоюзного комитета по радиовещанию. В 1944-1948 зав. кафедрой истории и теории музыки и профессор Ин-та военных дирижёров. В 1948-66 старший науч. сотрудник Ин-та истории иск-в, в 1966-73 зав. кафедрой истории и теории музыки Моск. ин-та культуры, с 1973 профессор-консультант Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных.

Был науч. сотрудником Академии художеств. наук (ГАХН), зам. гл. редактора журн. "Советская музыка". Осн. область исследоват. работ Р. - муз. эстетика, теоретич. музыкознание. Автор статей о советской музыке, о русских и зарубежных композиторах.

Сочинения: История учений о гармонии, "Пролетарский музыкант", 1931, No 8; "Менуэт" Танеева. (О художественном образе), "СМ", 1934, No 4; Очерки по истории теоретического музыкознания, вып. 1-2. М.-Л,, 1934-43 (совм. с Л. А. Мазелем); О национальном вопросе в истории западноевропейской музыки (под псевд. И. Р-н), "СМ", 1937, No 4; Очерк о гармонии, там же, 1940, No 3; Шестая симфония Чайковского. О трёх "планах" русской музыкальной классики: историческом, эпическом и психолого-драматическом, "СМ", 1946, No 1-3; Русское классическое музыкознание в борьбе против формализма, М.-Л., 1951; Взаимоотношения образов в музыкальном произведении и классификация так называемых "музыкальных форм", в сб.: Вопросы музыкознания, вып. 2, М., 1955; Стиль и реализм, в сб.: Вопросы эстетики, (вып.) 1, М., 1958; Русская советская музыкальная культура (1941-1945), в кн.: История русской советской музыки, т. 3, М., 1959; Назначение музыки и её возможности, М., 1962; Образная композиция музыкального произведения, в сб.: Интонация и музыкальный образ, М., 1965; Становление советской музыкальной эстетики. (Луначарский и Асафьев), в сб.: Из истории советской эстетической мысли, М., 1967; Сюжетная драматургия бетховенского симфонизма, в сб.: Бетховен, вып. 2, М., 1972; Новаторство возрождённой традиции, "СМ", 1976, No 6; Советская музыкальная эстетика в 30-е годы, в сб.: Из истории советского искусствоведения и эстетической мысли 1930-х годов, М., 1977, и др.

Б. М. Ноздрунов.

Рытель П.

Рытель П. (Rytel) Пётр (20 IX 1884, Вильнюс - 2 I 1970, Варшава) - польск. композитор, педагог, муз.-обществ. деятель и муз. критик. Учился у А. Михаловского (фп.) и З. Носковского (композиция) в Варшавской консерватории (Гос. высшая муз. школа), где затем был профессором (с 1911 и в 1945-52; с 1939 проректор). В 1956-61 ректор Высшей муз. школы в Сопоте. Среди учеников - Т. Берд, Т. Кизеветтер, С. Киселевский, А. Пануфник, А. Перковский, А. Тансман, З. Турский. Занимал ряд руководящих должностей в муз. учреждениях Варшавы (с 1915). Писал муз.-критич. статьи для польск. журналов и газет (с 1911). Р. - автор учебника гармонии (1930). Выделяются его орк. соч., в основном программного характера. Музыка 10-20-х гг. - в духе поздних романтиков, в т.ч. Р. Вагнера, соч. 40-60-х гг. связаны с нац. муз. фольклором, близки неоклассицизму.

Сочинения: оперы (все пост. в Варшаве) - Ийола (1929), Крестоносцы (Krzyzowcy, по Сенкевичу, 1941), Анджей из Хелмна (1939, 2-я ред. 1947); балет Фавн и Психея (1931); для орк. - 3 симфонии (1909-50, 2-я и 3-я с солистом и хором), конц. симфония (1960), 8 симф. поэм, в т.ч. Гражина (по А. Мицкевичу, 1908), Корсар (Korsarz, по Дш. Байрону, 1911), Сон Данте (по "Божественной комедии" Данте, 1911), Желязова-Воля (1951); концерты с орк. - для фп. (1907), скр. 1950); камерно-инстр. ансамбли; соч. для фп., песни.

Литература: Idzikowski M., W 80 rocznice urodzin Piotra Rytla, "RMz", 1964, No 23.

Рюккерс

Рюккерс (Ruckers) - семья бельг. (брабантских) мастеров клавишных инструментов. Работали в Антверпене в 1575-1667. Ханс Р. Старший (ок. 1550, Мехелен - после 1625, Антверпен) - основатель мастерской Р. Создал 26 инструментов (1-й - в 1575). Построил несколько больших органов в церквах Антверпена (особенно знаменит орган антверпенского собора); его 2-й сын Ханс (Жан) P. Mладший (крещён 15 I 1578, Антверпен - 24 IV 1643, по др. сведениям 1642, там же) изготовил 35 инструментов; строил и органы (1631-42). В годы его работы мастерская достигла расцвета. 4-й сын Р. - Андреас Р. Старший (крещён 20 VIII 1579, Антверпен - между 1651 и 1655, там же) работал в Антверпене в 1610-44; изготовлял только клавесины и спинеты. Сын Андреаса Р. Старшего - Андреас Р. Младший (крещён 31 III 1607, Антверпен - после 1667, там же) изготовлял клавесины. Р. ошибочно приписывается изобретение клавесина с 2 мануалами (итал. мастер Н. Винчентино уже в 1550-х гг. построил 6-мануальное чембало). Отличное звучание, высокое качество струн и точность механики (как следствие - устойчивый строй), законченность и красота внутр. и внешнего оформления обеспечили клавесинам (1- и 2-мануальным) и клавикордам Р. широкое признание в странах Европы (особенно в Англии и во Франции).

Литература: Burbure W. de, Recherches sur les facteurs de clavecins et les luthiers d'Anvers, Brux, 1863, Kinsky G., Die Familie Ruckers, "ZfMw", 1921/22, Jahrg. 4, Pols A. M., De Ruckers en de klavierbouw in Vlaanderen, Antw, 1942, Воalсh D. H., Makers of the harpsichord and clavichord, 1440 to 1840, N. Y., (1956), Hirt F. J., Meisterwerke des Klavierbaus. 1440-1880, Kassel, 1955 (англ. пер. Stringed keyboard instruments 1440-1880, Boston 1968); Kinkeldey O., Orgel und Klavier in der Musik des 16. Jahrhunderts, Lpz, 1910, Hildesheim, 1968, Dufоurсq N., Le clavecin, R, 1949, 1969.

Л. И. Ройзман.

Рябинин А. А.

Александр Алексеевич (р. 22 VIII (3 IX) 1916, с. Копнино, ныне Владимирской обл.) - сов. валторнист и педагог. Нар. арт. РСФСР (1976). В 1941 окончил Ленингр. консерваторию у M. H. Буяновского, в 1945 - Высшее уч-ще воен. дирижёров (Москва). В 1935-41 артист оркестров Ленингр. радио и филармонии, в 1945-77 солист оркестра Большого т-ра. В 1945-48 преподавал в Высшем уч-ще воен. дирижёров, с 1951 преподаватель (с 1979 профессор) Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных.

Рябинины

Рябинины - семья рус. сказителей. Трофим Григорьевич Р. (1791, дер. Гарницы, Петрозаводского уезда Олонецкой губ. - 1885, дер. Середин, того же уезда, ныне Заонежский р-н Карел. АССР). Его сын - Иван Трофимович Р. (1844, дер. Середка - г. смерти неизв., дер. Гарницы). Пасынок И. Т. Рябинина - Иван Герасимович Р.-Андрeeв (1873, дер. Гарницы - 12 III 1926, там же). Его сын - Петр Иванович Р.-Андрeeв (27 V (9 VI) 1905, дер. Гарницы - 3 II 1953, Петрозаводск).

Т. Г. Рябинин получил широкую известность благодаря этнографам и собирателям фольклора П. Н. Рыбникову и А. Ф. Гильфердингу, к-рые записали с его голоса 26 образцов нар. эпической поэзии и 2 напева. В 1871 Рябинин выступал с исполнением былин в науч. об-вах Петербурга. Он был не только выдающимся исполнителем, но, вероятно, и создателем новых редакций (его тексты значительно отличаются от текстов былин, исполнявшихся совр. ему сказителями). От И. Т. Рябинина записано 6 эпич. произв., тексты к-рых близки текстам И. Г., П. И. Р.-Андреевых и Т. Г. Рябинина. И. Т. Рябинин много выступал в городах России и Зап. Европы. И. Г. Р.-Андреев знал 15-16 эпич. произв., но в записях сохранилось только 9; в 1921 он выступал в Ин-те живого слова (Петроград). П. И. Р.-Андреев - последний хранитель семейной традиции, будучи грамотным человеком, был знаком и с изданиями былин. Он также сочинял в эпич. стиле произв., посв. сов. гос. деятелям и полководцам. Непрерывная преемственность эпич. традиций четырёх поколений семьи Р. имеет исключит. значение для фольклористики. М. П. Мусоргский записал с голоса Т. Г. Рябинина две былины, мелодию одной из них он использовал в "Сцене под Кромами" своей оперы "Борис Годунов". А. С. Аренский написал "Фантазию на темы Рябинина" для фп. с оркестром (использовал мелодии И. Т. Рябинина).

Публикации былин, записанных от Рябининых: Рыбников P. H., Песни, собранные П. Н. Рыбниковым, ч. 1-4, М., 1861-67, т. 1-3, М, 1909-10, Гильфердинг А. Ф., Онежские былины, записанные в 1871 году, т. 2, M.-Л., 1950, Истомин P. M., Дютш Г. О., Песни русского народа. Собраны в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 году, СПБ, 1894; Былины P. И. Рябинина-Андреева. Подготовка текстов к печати, статья и примеч. В. Базанова, под ред. А. М. Астаховой, Петрозаводск, 1939; Былины Ивана Герасимовича Рябинина-Андреева. Подготовка текстов и примеч. А. М. Астаховой, ст. А. М. Астаховой и В. Н. Всеволодского-Гернгросса, Петрозаводск, 1948.

Литература: Ляцкий Е., Сказитель И. Т. Рябинин и его былины, "Этнографическое обозрение", 1894, кн. 23, Сперанский M., Былевая песня и современные носители, в изд. Былины, т. 2, M., 1919, Соколов Б., Сказители M, (1925); Астахова А. М., Былинное творчество северных крестьян, в кн.: Былины Севера, т. 1, М.-Л., 1938.

И. Я. Лесенчук.

Рябов А. П.

Алексей Пантелеймонович (5 (17) III 1899, Харьков - 18 XII 1955, Киев) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в УССР (1951). В 1918 окончил Харьковскую консерваторию, занимался у И. Ю. Ахрона по классу скрипки, у Акимова и М. И. Карсунского по классу композиции. Играл в симф. оркестрах Харькова, Армавира. С 1929 дирижёр Харьковского, с 1941 - Киевского т-ров муз. комедии. Р. - первый композитор, работавший в области укр. сов. оперетты. Им создано 25 оперетт, среди к-рых наибольшую известность получили "Свадьба в Малиновке" (либр. Л. А. Юхвида), "Ночь в июне" (о героизме сов. учёных; пост. в дни Великой Отечеств. войны 1941-45 мн. муз. т-рами СССР).

Сочинения: оперетты, в т.ч. - Коломбiна (1924, Ростов-на-Дону), Сорочинський ярмарок (Сорочинская ярмарка, 1936, Харьков), Майська нiч (майская ночь, 1937, там же), Весiлля в Малинiвцi (Свадьба в Малиновке, 1937, там же), Нiч у червнi (Ночь в июне, 1941, Москва), Чудесний край (1949, Киев), Червона калина (Красная калина, 1954, там же); кантата - Памяти Ленина (1934); для орк. - симфония (1922); концерт для скр. с орк. (1921), струн. квартет (1921).

Н. Н. Михайлов.

Рябов О. М.

Олег Михайлович (р. 23 XII 1932, Кременчуг Полтавской обл.) - сов. дирижёр. Нар. арт. УССР (1977). В 1958 окончил Киевскую консерваторию у А. И. Климова. С 1959 дирижёр оркестра Ансамбля нар. танца УССР, в 1960-65 и с 1970 - Укр. т-ра оперы и балета. В 1966-70 стажёр, затем дирижёр Большого т-ра. В его репертуаре оперы "Иван Сусанин", "Пиковая дама", "Бал-маскарад", "Тоска", "Богема", "Чио-Чио-сан", "Фауст"; "Искатели жемчуга" Бизе, "Укрощение строптивой"; "Оптимистическая трагедия" Холминова, "Судьба человека" Дзержинского, балеты "Лебединое озеро", "Раймонда", "Бахчисарайский фонтан", "Ромео и Джульетта", "Спартак"; "Лилея" Данькевича и др. Дирижирует симф. концертами. Гастролирует за рубежом.

Рябов С. Я.

Степан Яковлевич (3 (15) VII 1832 - после 1899, Москва) - рус. скрипач и дирижёр. Учился игре на скрипке в Моск. театр. уч-ще. С 1859 скрипач оркестра Моск. казённых т-ров. В 1873-75 дирижёр Малого т-ра, в 1875-99 - балетных спектаклей Большого т-ра. Был постоянным дирижёром бального оркестра моск. Купеческого клуба. Иск-во Р., дирижёра танц. музыки, прозванного "московским Штраусом", запечатлел А. И. Куприн в повести "Юнкера" (глава "Вальс").

Литература: Липаев Ив., К юбилею дирижера С. Рябова, "РМГ", 1899, No 48, стлб. 1249-50.

И. М. Ямпольский.

Ряднов Е. К.

Ряднов Е. К. (наст. фам. Шульц) Евгений Карлович (1853, с. Рядновка, ныне Харьковской обл. - 19 IX 1925, Тбилиси) - рус. певец (тенор), педагог. В нач. 70-х гг. 19 в. учился в Петерб. консерватории у К. Эверарди. Завершил вок. образование у А. Буцци в Милане. С 1875 после дебюта на оперной сцене в Бергамо (партия Фернандо - "Фаворитка" Доницетти) выступал в т-рах Рима, Марселя, Вены. По возвращении в Россию (1880) работал в 1881-85 в петерб. Мариинском т-ре. Большая часть творч. жизни Р. была связана с Тбилиси, где в 1880, 1885-1900 он выступал в оперном т-ре. Участвовал в первых пост. в Тбилиси опер "Орлеанская дева", "Тангейзер"; "Маккавеи" Рубинштейна и др. Мастерски владея разнообразными средствами вок. техники, пел как героико-драм., так и лирич. партии. В числе лучших партий: Хозе; Рауль ("Гугеноты"), Радамес, Манрико, Ленский, Князь. С 1895 вёл педагогич. работу в Тбилисском муз. уч-ще (с 1917 Тбилисская консерватория). Свой педагогич. опыт Р. изложил в работах: "Практические основы школы пения" и "Методические записки по постановке голоса" (не изд.). У Р. учились А. М. Давыдов, А. И. Инашвили, М. К. Максаков, А. Г. Яковлев, А. В. Секар-Рожанский, Е. Г. Ольховский и др.

Литература: Чемоданов С., Е. К. Ряднов, "Жизнь искусства", 1925, No 43; Бахуташвили Н., Ряднов, Бахуташвили-Шульгина, Вронский. Очерки по истории вокального образования в Грузии, Тб., 1959.

Рязанов П. Б.

Пётр Борисович (9 (21) X 1899, Нарва - 11 X 1942, Тбилиси) - сов. композитор, педагог, музыковед, фольклорист. В 1925 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у A. M. Житомирского (учился также у Н. А. Соколова, Л. В. Николаева, М. О. Штейнберга). Был ответств. редактором нотного отделения изд-ва "Тритон" (1931-37), зав. кабинетом нар. творчества Ленингр. ин-та т-ра и музыки (1940- 1941). В 1926-32 и в кон. 1930-х гг. преподавал композицию в Ленингр. центр. муз. техникуме, в 1925-42 - в Ленингр. консерватории (с 1935 профессор, с 1939 зав. кафедрой композиции). В 1936 и 1938-39 преподавал и был консультантом в консерваториях Тбилиси и Баку (с 1942 профессор Тбилисской консерватории). Среди учеников P. - A. M. Баланчивадзе, Н. В. Богословский, Р. К. Габичвадзе, И. И. Дзержинский, Г. В. Киладзе, А. Д. Мачавариани, Г. В. Свиридов, В. П. Соловьёв-Седой, Л. А. Ходжа-Эйнатов, О. С. Чишко и др. Р. - крупный деятель в области муз. образования, один из создателей сов. методики воспитания композиторов. Читал разработанные им курсы учения о мелодии и муз. фольклоре. Занимался собиранием, изучением и обработкой фольклора. Автор статей.

Сочинения: увертюра (для орк., 1926); камерно-инстр. ансамбли - квартет (1935), сюита (для ансамбля деревянных дух. инстр.); 3 пьесы для влч. с фп. (1935, 1938); прелюдия и фуга для органа; для фп. - соната (1925), сюита (1926-27), Лирические этюды (тетр. 1, 1935-36;тетр. 2, 1937); хoры (в т.ч. Застольная песня, У огненных горнов); для голоса с фп. - циклы: 4 стихотворения А. А. Блока, Короткие песни, Таборные песни, Саратовские частушки; для голоса, скр., влч. и кларнета - Злые песни; обр. нар. песен.

Литература: Зарицкая Р., П. Б. Рязанов, Л., 1960.

В. С. Фомин.

Ряузов С. Н.

Сергей Николаевич (р. 26 VII (8 VIII) 1905, Москва) - сов. композитор. В 1930 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Р. М. Глиэра, инструментовки - у С. Н. Василенко. Участник "Проколла". В 1936-39, 1945-46 редактор Музгиза; в 1938-1939 и с 1950 эксперт Всесоюзного агентства по авторским правам. С 1934 изучал и использовал в своих соч. чеченскую, кабардинскую, туркм., бурят., кирг., монг. нар. музыку. Автор статей.

Сочинения: оперы - Мэдэгмаша (У подножья Саян, 1949, Бурят. т-р оперы и балета; 2-я ред. 1952, там же), Ак-Шумкар (Белый сокол, 1957, Кирг. т-р оперы и балета); балет - Свет над долиной (1956, Бурят. т-р оперы и балета); для хора и орк. - Торжественная кантата (к 25-летию Каб.-Балкарской АССР, 1946); сюита на бурят.-монг. темы (для орк., из оперы "Мэдэгмаша", 1950); концерт для флейты и струн. орк. (1936); для орк. рус. нар. инструментов - 2 сюиты (1934, 1938); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. струн. квартет на чеченские темы (1934); хоры; обр. нар. песен и мелодий (бурят., кирг., кабард., монг., япон.); музыка к фильмам и др.

Литературные сочинения: О работе композитора в национальном оперном театре, "СМ", 1948, No 8; Воспоминания о "Проколле", там же, 1949, No 7; Председатель производственного коллектива, в кн.: Александр Давиденко. Воспоминания, статьи, материалы, Л., 1968; Минувшее, но не забытое, "СМ", 1958, No 5; Композитор-гражданин. (В. Кочетов), там же, 1969, No 6; По пути, указанному Лениным, там же, 1970, No 2; Музыка в плену, в кн.: Музыка на фронтах Великой Отечественной войны, М., 1970; Творческие связи композиторов, "Звезда Октября" ("Октябрийн туяа"), 1972, No 8 (на монг. яз.); Звучит музыка Монголии, "Культура и жизнь", 1973, No 3.

Литература: Куницын О., С. Н. Ряузов и бурятская музыкальная культура, в кн.: Вопросы музыкознания, вып. 2, Улан-Удэ, 1971.

M. P. Леонова.

Ряэтс Я. П.

Яан Петрович (р. 15 X 1932, Тарту) - сов. композитор. Нар. арт. Эст. ССР (1977). Чл. КПСС с 1964. В 1957 окончил Таллинскую консерваторию по классу композиции у X. Эллера. Пред. правления CK Эст. ССР (с 1974).

Сочинения: для солистов, хора и орк. - декламатория Карл Маркс (сл. Э. Ветемаа, 1964), Школьная кантата (Koolikantaat, сл. Ветемаа, 1968), Маленькая оратория (Vдike oratoorium, сл. Ветемаа, 1973); для орк. - 7 симфоний (1957, 1958, 2 в 1959, 1966, 1967, 1973), Ода первому космонавту (Ood esimesele kosmonaudile, 1961), Торжественная поэма (Pidulik poeem, 1970), Allegro (с солирующими фп. и влч., 1970), симф. сюита (1971), концерт (для камерного орк., 1961), Дивертисмент (для камерного орк., 1971); концерты для инструментов с орк. - для скр. и камерного орк. (1963), для фп. (1968), для фп. и камерного орк. (1971); камерные ансамбли - 4 фп. трио (1957, 1962, 1973, 1974), 5 струн. квартетов (1955, 1958, 1965, 1970, 1974), секстет (для фп. и духовых, 1972), 3 фп. квинтета (1957; 1965; 1970, Гос. пр. Эст. ССР, 1972), нонет (для флейты, гобоя, кларнета, фагота, валторны, скр., альта, влч. и к-баса, 1967); для фп. - 6 сонат (1959-76), 24 прелюдии (1968, Гос. пр. Эст. ССР, 1972); музыка к кинофильмам (св. 10), в т.ч. "Опасные игры"("Ohtikud mдngud", 1974), "Время жить, время любить" ("Aeg elada, aeg armastada", 1977).

А. В. Хирвесоо.

Предыдущая страница Следующая страница