Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Р" (часть 7, "РОК"-"РОС")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 7, "РОК"-"РОС")

Рок-н-ролл

Рок-н-ролл (рок-энд-ролл, англ. rock'n'roll, rock and roll, букв. - качайся и крутись) - стиль джазовой музыки (см. Джаз), возникший в США в нач. 1950-х гг. Происходит от соединения двух стилей: "ритм энд блюз" (вид негр. муз. иск-ва) и "хилл-билли" (нар. сельский амер. фольклор). Р.-н-р. отличается оригинальным ритмо-интонационным комплексом. Оказал большое влияние на вок.-танц. формы (танцы твист, мэдисон, хали-гали) и песни разл. композиторов мн. стран (Б. Бакарак, Л. Рид, Дж. Леннон и др.). Р.-н-р. стал одной из основ т. н. поп-музыки, получил развитие в разл. жанрах - от нар. песнопений и негр. песен в исп. Р. Чарлза и Ф. Домино до опер в стиле "рок" - "Волосы" (коллективное произв.), "Иисус Христос - суперзвезда" (музыка Л. Э. Уэббера), произв., созданных вок.-инстр. группами "Santana", "Chicago", "Blood, Sweat and Tears", "Led Zeppelin".

Литература: Шнеерсон Г., Поп-музыка в действии, "СМ", 1974, No 1; Ewеn D., History of popular music, N. Y., 1961; Hitchcосk H. W., Music in the United States..., (N. Y.), 1969.

B. E. Терлецкий.

Рококо

Рококо (франц. rococo, также rocaille - рокайль, от назв. одноимённого орнаментального мотива; rocaille musicale - музыкальный рокайль) - стиль в европ. иск-ве 1-й пол. 18 в. Возникнув во Франции в эпоху кризиса абсолютизма, стиль Р. отражал стремление к уходу от действительности в сферу беспечной игры и наслаждения. Иск-во Р., отмеченное чертами интимной камерности, культивировало особый мир хрупких, нежно грациозных или кокетливо скерцозных образов буколического, галантного, салонного характера. Ему присущи прихотливая изысканность линий, дробность рисунка, широкое развитие орнаментально-декоративного начала. В музыке это проявлялось в обильном использовании мелизмов (франц. agrйments, нем. Manieren), к-рые составляли неотъемлемую часть мелодич. линии; фактура отличалась лёгкостью и прозрачностью, господствовал гомофонный склад, элементы полифонии применялись очень экономно и скупо. Для иск-ва Р. характерен отход от монументальных форм барокко. Типичные примеры Р. в музыке - клавесинные миниатюры Ф. Куперена и Ж. Ф. Рамо, оперы-балеты А. Кампры, нек-рые произв. Р. Кайзера и Г. Ф. Телемана, отчасти "упражнения" (esercizi) Д. Скарлатти. Термин "Р." равнозначен определению галантный стиль.

Ю. В. Келдыш.

Ролан-Манюэль А. Л.

Ролан-Манюэль А. Л. (Roland-Manuel; наст. имя и фам. - Ролан Алексис Манюэль Леви, Levy) (22 III 1891, Париж - 2 XI 1966, там же) - франц. композитор и музыковед. Начальное муз. образование получил в Льеже (обучался игре на скрипке), с 1906 занимался композицией в "Схола канторум" в Париже у А. Русселя и В. д'Энди, позднее брал уроки композиции у М. Равеля. Успех принесла ему опера "Изабелла и Панталоне" (пост. в 1922); приобрёл известность и как муз. критик, выступая в парижских газетах. Много лет работал на Радио, где создал цикл популярных муз. передач (позже были опубликованы в 4 томах). С 1947 преподавал эстетику, с 1949 - педагогику в Парижской консерватории. В муз. произв. Р.-М. ощущается влияние итал. композиторов 17-18 вв. (А. Корелли, А. Вивальди, Д. Скарлатти), А. П. Бородина, К. Дебюсси, позднее - М. Равеля. Был близок к композиторам "Шестёрки". Среди музыковедческих работ выделяются исследования творчества Равеля. Редактор кн. "Histoire de la musique" (v. 1-2, P., 1960-63).

Сочинения: комич. оперы - Изабелла и Панталоне (1922, Париж), Влюблённый дьявол (Le diable amoureux, 1932); балеты - Странный турнир (Le tournoi singulier, 1924), Экран молодых девушек (L'йcran des jeunes filles, 1929), Эльвира (на темы Д. Скарлатти, 1937); оратории - Жанна д'Арк (1937), Песнь мудрости (Le cantique de la sagesse, 1953); для oрк. - симф. поэма Гарем вице-короля (Le harem du vice-roi, 1919); концерт для фп. с орк. (1938); камерно-инcтр. ансамбли - струн. трио (1917), Сюита в испанском стиле для гобоя, фагота, трубы и клавесина (Suite dans le goыt espagnol, 1933) и др.; вок. произв., в т. ч. 7 персидских поэм для голоса и фп. - Фаризада с улыбкой розы (Farizade au sourire de rose, 1913); музыка для драм. т-ра и кино.

Литературные сочинения: Maurice Ravel et son oeuvre, P., 1914, 1948; Arthur Honegger, P., 1925; Maurice Ravel et son oeuvre dramatique, P., 1928; Manuel de Falla, P., 1930; M. Ravel, P., 1938; Plaisir de la musique, v. 1-4, P., (1947)-55 (совм. с Nadia-Tagrine; по материалам радиопередач); Descartes et le problиme de l'expression musicale, в кн.: Descartes, P., 1957; Sonate que me veux-tu? (Lausanne, 1957) (переизд. под назв. - Rйflexions sur l'art musical, Lausanne, 1965).

Литература: Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, M., 1964, 1970, с. 504-05 и др.; George A., Rolland-Manuel, "RM", 1924, nov.; Milhaud D., Rolland-Manuel, там же, 1930, mai; Gоurdan-Mоrhange H., Mes amis musiciens, P., 1955 (рус. пер. - Жyрдан-Моранж Э., Мои друзья музыканты, М., 1966).

А. Я. Ортенберг.

Ролла А.

Ролла А. (Rolla) Алессандро (6 IV 1757, Павия - 15 IX 1841, Милан) - итал. скрипач, альтист, композитор, дирижёр, педагог. Учился игре на скрипке у Дж. Конти. Работал в Вене, затем в Милане. С 1782 придв. альтист, с 1792 скрипач, с 1802 руководитель инстр. придв. капеллы в Париже, одноврем. преподавал (у Р. в 1795 учился Н. Паганини). В 1802-33 концертмейстер и дирижёр т-ра "Ла Скала" в Милане (Л. Шпор отмечал высокий уровень игры оркестра "Ла Скала" под упр. Р.). Выступал (также в качестве альтиста) как солист и ансамблист (играл в квартете). В 1808-35 профессор по классу скрипки Миланской консерватории; в числе учеников - Э. Каваллини, Б. Феррара, а также сын Р. - Антонио Джузеппе Р. (1798-1837; был концертмейстером оркестра Дрезденской оперы, 1823-36). Р. - выдающийся скрипач и один из крупнейших альтистов Европы. Игра Р. отличалась выразительностью и виртуозностью; обладал "огненным" темпераментом (эти качества исп. Р. были восприняты и развиты Паганини), славился как дирижёр и ансамблист. В 1833 в Милане с Р. встречался М. И. Глинка; в "Записках" Глинка отметил, что при исп. его Серенады для фп., арфы, альта, виолончели, фагота и валторны игра солиста-альтиста Р. произвела на него глубокое впечатление. Р. - автор более 150 произв.; ему принадлежат также инструктивные соч. - "24 интонации", "24 каденции", "24 гаммы"; мн. методич. соч. не опубликованы (см. список рукоп. соч. в издании "Catalogo generale del Archivo musicale noseda", compilato dal E. de Guarinoni, Mil., 1897).

Сочинения: балеты (даты пост. в Милане) - Аделасия (1779), Изербек (1802), Элоиза и Роберто, или Граф Эссекс (1805), Пизарро, или Завоевание Перу (Pizzarro, ossia La conquista de Peru, 1807), Абдул (1808), Ахиллес и Скирос (1808); симфонии; концерты с орк. - 7 для скр., 12 для альта; камерно-инстр. ансамбли - соната для скр. и альта, дуэты для 2 скр. и для скр. и альта, струн. трио, 6 струн. квартетов, струн. квинтеты; пьесы для скр. соло; хоры.

Литература: Записки Михаила Ивановича Глинки, "Русская старина", 1870, т. 1-2, то же, Полн. собр. соч., т. 1 - Литературные произведения, М., 1973; Mоsеr A., Geschichte des Violinspiels, В., 1923; Zamрieri G., L'epoca e l'arte di Alessandro Rolla, Pavia, 1941; Bonnacorsi A., Musiche dimзnticate dell setteocento, "Rassegna musicale", 1956, No 26; Inzaghi L., Un grande musicista lombardo tra due secoli, "Martinella di Milano", 1973, v. 27.

В. Ю. Григорьев.

Роллан Р.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ролон Х.

Ролон Х. (Rolуn) Хосе (22 VI 1883, Сьюдад-Гусман, шт. Халиско - 3 II 1945, Мехико) - мекс. композитор. В 1903-07 занимался у М. Мошковского (фп.), в 1927-30 - в "Эколь нормаль" у Н. Буланже и П. Дюка (композиция) в Париже. Основал школу в Гвадалахаре. Преподавал композицию в Нац. консерватории в Мехико (1930-38). Р - представитель романтич. направления в мекс. музыке. Его произв. насыщены ритмами мекс. фольклора, для мн. из них характерна яркая звукопись. Среди соч. - симф. поэмы "Пир карликов" ("El festнn de los enanos", 1928), "Куаутемок" (1929), концерт для фп. с оркестром (1935), "Танцы" для фп. (на нар. темы), вок. произведения.

Рольдан А.

Рольдан А. (Roldan) Амадео (12 VII 1900, Париж - 2 III 1939, Гавана) - кубинский композитор, скрипач, дирижёр и педагог. Окончил в 1915 Мадридскую консерваторию по классам скрипки у А. Сольера и А. Фернандеса Бордаса и композиции у К. дель Кампо. С 1919 жил в Гаване, работал с 1920 дирижёром оркестра Нац. т-ра Гаваны, концертмейстером Филармонич. оркестра (с 1924 первая скрипка, с 1932 гл. дирижёр), альтистом в оркестре Об-ва камерной музыки. В 1927 основал Гаванский квартет, а в 1931 вместе с С. П. Сентенатом - Муз. педагогич. уч-ще (Escuela Normal de Mъsica), директором к-рого был до 1935. Возглавлял кафедры гармонии и композиции в консерватории при филармонии и с 1935 в Муниципальной консерватории Гаваны. Активно пропагандировал на Кубе классич. и совр. музыку. В своих соч. разрабатывал преим. афро-кубинский фольклор, явившись вместе с А. Г. Катурлой основоположником муз. "афро- кубанизма" и совр. композиторской школы Кубы.

Сочинения: балеты - Ребамбарамба (La Rebambaramba, 1928, пост. 1960, Гавана), Чудо Анакилье (El milagro de Anaquillй, в конц. исп., 1929; пост. 1961, там же); для орк. - Увертюра на кубинские темы (Obertura sobre temas cubanos, 1925), Три маленькие поэмы (1926); для камерного орк. - Ритмики (Ritmicas, 1930), Три токес (Trиs toques, 1931); для хора - поэма Курухей (Curujey, в сопровождении 2 фп. и ударных, текст Н. Гильена, 1931); для голоса с инстр. сопровождением - Негритянский танец (Danza negra, текст P. Палеса Мато, 1928), Мотивы сона (Motivos del son, тексты Гильена, 1934); для голоса с фп. - Галантные празднества (Fiestas galantes, текст П. Вердена, 1923); для фп. - Мулат (Mulato, 1934), Две детские пьесы (1937).

Литература: Карпентьер A., Музыка Кубы, (пер. с исп.), М., 1962; Pичугин П., Классики кубинской музыки, "СМ", 1965, No 1; Valdйe de Guerra C. A. Roldбn, mъsico ejemplar, "Revista de mъsicб", 1960, No 3.

П. А. Ахундов.

Романеска

Романеска (итал. romanesca) - название разл. распространённых в Зап. Европе 17-18 вв. инстр. танц. пьес, вариац. циклов, а также арий и песен с инстр. сопровождением, в основе к-рых лежит определённая мелодико-гармонич. модель, родственная фолии и старинному пассамеццо (passamezzo antico).

Романеска

Этимология названия и происхождение Р. не вполне ясны. По-видимому, она зародилась в Италии или Испании; соответственно название трактуется как синоним определения "в римском стиле" (alla maniera Romana) или как происходящее от испан. романса.

В трактате Ф. Салинаса "De Musica" (1577) приведены многочисл. образцы нар. мелодий Р. - в стиле португ. фолии, родственные итал. гальярде, испан. вильянсико, паване и др., к-рые нередко обрабатывались проф. композиторами. В разл. Р. мелодии приобретают индивидуальные черты в связи с ритмич. варьированием лежащего в их основе поступенного хода в объёме кварты, введением неаккордовых звуков, украшений и др. При этом, однако, опорные звуки обычно вступают через равные промежутки времени. Одно из первых отступлений от этого - дуэт "Ohimи dov'и il mio ben" Монтеверди в концерте из 7-й книги мадригалов (1619).

Романеска

Более стабильной была басовая фигура (ход на кварту скачком), служащая осн. отличит. признаком Р.; однако с нач. 17 в. и басовые квартовые ходы нередко заполнялись промежуточными звуками. Муз. форма Р. утвердилась ранее, чем ее название; первоначально близкие к Р. пьесы создавались под др. названиями. Самые ранние пьесы, названные "Р.", - танцы для лютни (А. де Бекки, 1568). В нач. 17 в. более распространены Р. для пения с генерал-басом, для кифары (Дж. Фрескобальди, собрания 1615, 1630 и 1634), во 2-й пол. 17 в. - для клавишных инструментов (Б. Стораче, 1664). В 19-20 вв. обработки старинных Р. осуществляли Ж. Д. Алар (для скрипки с фп.), А. К. Глазунов (Р. из балета "Раймонда").

Литература: Riеmann H., Der "Basso ostinato" und die Anfange der Kantate, "SIMG", 1911/12, Jahrg 13; Nettl R., Zwei spanische Ostinatothemen, "ZfMw", 1918/19, Jahrg. 1, S. 694-98; Gombosi О., Italia: patria del basso ostinato, "Rass. mus.", 1934, v. 7; Hоrsley J., The 16th-century variation, "JAMS", 1959, v. 12, p. 118-32.

Романи Ф.

Романи Ф. (Romani) Феличе (31 I 1788, Генуя - 28 I 1865, Монелья) - итал. оперный либреттист. Изучал право и филологию в Генуе; отказавшись от карьеры юриста, дебютировал в 1813 в качестве либреттиста ("Белая и алая роза" И. С. Майра). Известен как наиболее плодовитый и одаренный либреттист Италии 1-й пол. 19 в.; сотрудничал с большинством ведущих итал. композиторов, написав более 100 оперных либретто, как по произв. классиков и совр. писателей (У. Шекспира, Дж. Байрона, В. Гюго, В. Скотта, Р. Шатобриана и др.), так и оригинальных. Среди наиболее значит. работ Р. - либретто опер Г. Доницетти ("Анна Болейн", "Лукреция Борджа", "Любовный напиток", "Алина, королева Голкондская"), В. Беллини ("Пират", "Заира", "Капулетти и Монтекки", "Сомнамбула", "Норма", "Беатриче ди Тенда"), Дж. Россини ("Аврелиано в Пальмире", "Турок в Италии", "Бьянка и Фальеро"), Дж. Верди ("Король на час"). На либретто Р. писали оперы также Дж. Мейербер, С. Меркаданте, И. С. Майр, Дж. Пачини, Н. Ваккаи и др. композиторы. Лучшие произв. Р. отмечены логич. стройностью драматургии, яркостью образных характеристик, остроумием и органичной связью слова с принципами вок. иск-ва эпохи бельканто. Перу Р. принадлежит ряд драм. произв. и критич. статей.

Литература: Rеgli F., Elogio al commendatore Felice Romani, Torino, 1865; Lianovosani L., Saggio bibliografico relativo ai melodrammi di Felice Romani, Mil., (1878); Вranсa E., Felice Romani ed i piщ reputati maestri di musica del suo tempo, Torino, 1882; Paschetto С., Felice Romani, Torino, 1907; Вustiсо G., Saggio di una bibliografia di libretti musicali di Felice Romani, "Torino", 1907; Miragоli L., Il melodramma italiano nell'ottocento, Roma, 1924.

M. M. Яковлев.

Романовская Е. Е.

Елена Евгеньевна (12 (24) V 1890, Царское Село, ныне г. Пушкин - 22 XI1947, Ташкент) - собиратель и исследователь муз. фольклора Узбекистана. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1944). В 1929 окончила Ленингр. консерваторию. Жила и работала в Ташкенте. В 20-е гг. участвовала в создании Ташкентской нар. консерватории, преподавала в ней теорию музыки. В 1929 под рук. В. А. Успенского работала в бригаде педагогов Ташкентского муз. техникума по собиранию образцов нар. музыки. Записывала соч., исполнявшиеся известными узб. инструменталистами и певцами. Участвовала в фольклорных экспедициях в Ферганскую долину (1931), Хорезм (1934), Бухару (1936), Шахимардан (1939) и др., в результате к-рых издала в Ташкенте сб-ки (совм. с И. Акбаровым) - "Узбек халк кушиклари" ("Узбекские народные песни", т. 1-2, 1941), "Хамза кушиклари" ("Песни Хамзы", 1941), "Узбекская инструментальная музыка" (1948) и др. Выступала с докладами и статьями об узб. нар. музыке, о проблемах развития узб. сов. музыки, разработала и вела курс узб. муз. культуры в Ташкентской консерватории (1936-47). В 40-е гг. зам. директора Ин-та искусствознания Узб. ССР.

Сочинения: Статьи и доклады. Записи музыкального фольклора, Таш., 1957 (вступ. ст. М. Ковбаса).

Ф. М. Кароматов.

Романовский Г. И.

Гавриил Иванович (22 III (3 IV) 1873, Воронеж - осень или зима 1941, на пути из Воронежа в эвакуацию) - сов. пианист, педагог. В 1904 окончил Петерб. консерваторию по классу фп. у А. Н. Есиповой. С 1907 вёл активную конц. деятельность, в т. ч. в "Концертах А. Зилоти". По просьбе А. К. Глазунова и В. Э. Мейерхольда участвовал в качестве пианиста в пост. "Маскарада" Лермонтова (1917, Александринский т-р, Петербург). С 1918 - в Москве, активно содействовал становлению сов. муз. образования, преподавал в Муз. техникуме им. А. Н. Скрябина (среди учеников - В. Г. Соколов, Л. А. Фотиева), вёл большую конц.-просветительную работу. В 1919-20 выступал с циклом концертов в Кремле (на квартире А. Д. Цюрупы), на одном из к-рых (19 нояб. 1919) присутствовал В. И. Ленин (Р. исполнил Патетическую сонату Бетховена и произв. Ф. Шуберта; в своём последнем концерте 21 янв. 1941, на общегородском ленинском вечере в Воронеже, Р. повторил эту программу). Репертуар Р. был очень обширен и разносторонен. Исполнению Р. были свойственны романтич. воодушевлённость, поэтичность; один из первых пропагандистов произв. А. Н. Скрябина.

Литература: Дрейден Сим, Это было 19 ноября, "МЖ", 1965, No 7; его же, Ленин слушает Бетховена, М., 1975, с. 61-73; Крупская Н. К., Воспоминания о Ленине, М., 1968, с. 230; Кауфман Л., Пианист, которого слушал Ленин, "МЖ", 1970, No 1.

С. Д. Дрейден.

Романс

Статья большая, находится на отдельной странице.

Романтизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ромберг

Ромберг (Romberg) - семья нем. музыкантов. Андреас Якоб Р. ( 27 IV 1767, Фехта - 10 XI 1821, Гота) - скрипач и композитор. Сын Герхарда Р. (1745-1819), кларнетиста и дирижёра в Мюнстере. В 1784-96 гастролировал в Германии, Голландии, Италии и Франции вместе с двоюродным братом виолончелистом Бернхардом Р. В 1790-93 оба работали в Боннской придв. капелле. С 1815 как преемник Л. Шпора - придв. капельмейстер в Готе. Автор опер и 4 симфоний, 3 концертов для скрипки с камерным оркестром и ряда вок. произв. с сопровождением (в т. ч. "Песнь о колоколе" на сл. Ф. Шиллера, 1808).

Киприан Р. (28 X 1807, Гамбург - 14 X 1865, там же) - виолончелист, сын Андреаса Якоба Р., ученик Бернхарда Р. Значит. часть жизни провёл в России. Играл с Ф. Давидом в квартете мецената К. Липхарта в Тарту (1828-35), служил в придв. капелле и разл. оркестрах Петербурга; в 20-40-е гг. часто выступал в петерб. и моск. концертах; был одним из учредителей Петерб. об-ва любителей музыки. Автор ряда виолончельных произв., в их числе - Фантазия для виолончели с оркестром и много популярных романсов для голоса с фп. и влч. ("Тучи чёрные собираются", "Тёмно-русые кудри милого", "Когда б он был теперь со мною", "Когда б он знал", "Дайте крылья мне перелётные" и др.).

Ромберг Б.

Ромберг Б. (Romberg) Бернхард (11 XI 1767, Динклаге - 13 VIII 1841, Гамбург) - нем. виолончелист и композитор. Сын фаготиста Антона Р. (игравшего также на виолончели) - его первого учителя. В 1774 выступил в концерте вместе с двоюродным братом Андреасом Р., с к-рым до 1799 гастролировал по странам Европы и в 1790-93 служил (одноврем. с Л. Бетховеном) в Боннской придв. капелле. В Бонне играл в квартете с Ф. Рисом, Андреасом Р. и Л. Бетховеном. В 1801-02 профессор Парижской консерватории; в 1805-06, а затем в 1816-19 солист Берлинской придв. капеллы. Затем жил в Гамбурге, мн. концертировал, в т. ч. в России (впервые в 1807); в последние годы выступал как оперный дирижёр. Конц.-исполнит. деятельность Р., продолжавшаяся более 50 лет и во многом способствовавшая популяризации виолончели как сольного инструмента, ознаменовала новую ступень в развитии техники игры на этом инструменте. Р. владел виртуозной техникой и мощным красивым звуком. Его игра славилась благородством фразировки, была лишена какой-либо сентиментальности. Р. высоко ценили Л. Бетховен, Э. Т. А. Гофман, а в России - В. Ф. Одоевский, М. Ю. Виельгорский (ученик Р.) и др. Р.-композитор, подобно Л. Шпору, проявил себя как представитель раннеромантич. стиля. Автор опер "Die wiedergefundene Statue" (между 1791 и 1793, Бонн), "Ulysses und Circe" (1807, Берлин), "Rittertreue" (1817) и др., 5 симфоний и камерных произв. (в т. ч. 16 струн. квартетов). Педагогич. значение сохранили его виолончельные соч., среди к-рых 10 концертов, 6 концертино, сонаты, дуэты, фантазии, дивертисменты, вариации и др. Концерты, входящие в совр. уч. программы, отражают виртуозное мастерство Р. и особенно развитую им технику левой руки (техника "ставки"). Значит. интерес представляют вариации на темы песен разных авторов, а также на темы рус. нар. песен (ор. 14, 19, 20, 52). Рус. темы Р. использовал также в "Каприччо на русские песни" (ор. 38) и фантазии "Воспоминание о Санкт-Петербурге" (ор. 77). В 1840 была издана Школа для виолончели Р. ("Methode de violoncelle").

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 2 - Русское виолончельное искусство до 60-х гг. XIX века, кн. 4 - Зарубежное виолончельное искусство XIX - XX вв., М., 1957-78; Wasielеwski W. J. v., Das Violoncell und seine Geschichte, Lpz., 1889, 1925, S. 125-131; Schдfer H., Bernhard Romberg, Lьbeck, 1931; Bдchi J., Berьhmte Cellisten, Z., 1973, S. 37-41.

Л. С. Гинзбург.

Роменский М. Д.

Михаил Дамианович (9 (21) XII 1887, Курск - 24 XI 1971, Киев) - сов. певец (бас). Нар. арт. УССР (1946). В 1913-16 учился в Муз. уч-ще Моск. филармонич. об-ва у Л. Д. Донского. С 1917 выступал в оперных т-рах Петрограда, Одессы, Томска, Омска, Новосибирска. С 1920 солист Оперного т-ра Ростова-на-Дону, с 1934 - Харьковского, в 1942- 1958 - Укр. т-ров оперы и балета. Создал св. 70 разнохарактерных образов, среди них - Сусанин (Гос. пр. СССР, 1949, одна из его лучших партий), Мельник, Борис Годунов, Руслан, Кочубей, Мефистофель; Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Карась ("Запорожец за Дунаем"), Выборный ("Наталка Полтавка"), Тарас ("Тарас Бульба" Лысенко), Дьяк Гаврила ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Валько ("Молодая гвардия"). Выступал в концертах, с особым успехом исполнял укр. и рус. нар. песни.

Ромм Р. Д.

Розалия Давыдовна (р. 24 II (8 III) 1916, Оренбург) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Якут. АССР (1964). В 1945 окончила Моск. консерваторию у В. Я. Шебалина. В 1955-75 преподавала в муз. школах Москвы. Ряд её произв. предназначен для исполнения детьми, в т.ч. "Сюита игр" для хора, фп. и ударных (1970), песни для хора и фп. ("Голос Артека", 1972, и др.), 3 пьесы для струн. оркестра (1977). Автор уч. пособий для детских муз. школ: "Музыкальная грамота в форме заданий и вопросов к нотным примерам" (1969), "Изучение тональностей в детских музыкальных школах" (1977) и др.

Сочинения: кантата Якутский сказ о Ленине (сл. С. Омоллона, пер. Р., 1968); для орк. - Якутская сюита (4 миниатюры на темы Олонхо, 1946-70), Увертюра на якутские темы (1947), Увертюра на русскую и якутскую темы (к 325-летию воссоединения Якутии с Россией, 1956); 2 струн. квартета (1940, 1966); песни; обр. якут. нар. песен.

Рондино

Рондино (итал. rondino, уменьшит. от rondo) - маленькое рондо, технически нетрудная пьеса, чаще всего создаваемая для педагогич. инструктивных целей.

Рондо

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рондонья

Рондонья - см. Фанданго.

Рондо-соната

Рондо-соната - форма, органически сочетающая принцип рондо и сонатной формы. Возникла в финалах сонатно-симфонич. циклов венских классиков. Существуют две осн. разновидности формы Р.-с. - с центральным эпизодом и с разработкой:

1) А В А        С         A1 В1 А2

2) А В А         разработка         А1 B1 A2

Первые два раздела носят двойные наименования. В терминах сонатной формы: А - главная партия, В - побочная партия; в терминах рондо: А - рефрен, В - первый эпизод. Тональный план проведений раздела В отражает закономерности сонатного allegro - в экспозиции он звучит в доминантовой тональности, в репризе - в главной. Тональность второго (центрального) эпизода (в схеме - С) отвечает нормам рондо - он тяготеет к одноимённой или субдоминантовой тональностям. Отличие Р.-с. от сонаты состоит прежде всего в том, что за побочной и часто примыкающей к ней заключит. партиями следует не разработка, а вновь гл. партия в гл. тональности. Отличие же Р.-с. от рондо в том, что первый эпизод повторяется далее (в репризе) в главной тональности.

Оба осн. компонента Р.-с. по-разному влияют на форму отд. разделов. Сонатная основа требует от гл. партии (рефрена) формы периода, связанная с рондо - простой двухчастной или трёхчастной; сонатная тяготеет к разработке в среднем разделе формы, связанная с рондо - к появлению второго (центрального) эпизода. Побочной партии первого эпизода Р.-с. не свойствен перелом (сдвиг), типичный для сонатной формы.

В репризе Р.-с. часто выпускается одно из проведений рефрена - преим. четвёртое. Если пропускается третье проведение, возникает подобие зеркальной репризы.

В последующие эпохи Р.-с. оставалась характерной для финалов формой, изредка использовалась и в первой части сонатно-симф. циклов (С. С. Прокофьев, 5-я симфония). В композиции Р.-с. происходили изменения, близкие к изменениям в развитии сонатной формы и рондо.

Литература: Катуар Г., Музыкальная форма, ч. 2, М., 1936, с. 49; Способин И., Музыкальная форма, М., 1947, 1972, с. 223; Скребков С., Анализ музыкальных произведений, М., 1958, с. 187-90; Мазель Л., Строение музыкальных произведений, М., 1960, с. 385; Музыкальная форма, под общей ред. Ю. Тюлина, М., 1965, с. 283-95; Rrout E., Applied forms, L., (1895) (рус. пер. - Pраут Э., Прикладные формы. М., б. г., с. 203-16).

В. П. Бобровский.

Ронкони

Ронкони (Ronconi) - семья итал. певцов. Доменико Р. (11 VII 1772, Лендинара, близ Ровиго, Венеция - 13 IV 1839, Милан). Пению и игре на фп. обучался в Триесте под рук. местного капельмейстера аббата Червеллини. Как певец (тенор) совершенствовался у Г. Пакьяротти и М. Бабини. В 1797 дебютировал на оперной сцене в Венеции. В 1801-05 с огромным успехом выступал в Итал. опере в Петербурге, с 1805 вновь в Италии. В 1808 пел в "Ла Скала" (Милан), в 1809 - в Итал. опере в Вене, в 1810 - в Париже, затем в Милане, Болонье, Венеции и др. В 1819-29 выступал в придв. опере в Мюнхене, где одноврем. состоял придв. преподавателем пения. В 1829 открыл собств. школу пения в Милане. Среди его учеников - сыновья Джорджо, Феличе, Себастьяно, певица К. Унгер. Автор инструктивных вок. соч., песен.

И. М. Ямпольский.

Сыновья Доменико Р.: Джорджо Р. (6 VIII 1810, Милан - 8 I 1890, Мадрид). Пению обучался у отца. Дебютировал на оперной сцене в Павии в 1830, затем пел в Милане, Кремоне, Болонье, Риме, Неаполе, Флоренции, Венеции и др. городах Италии. В 40-е гг. гастролировал в Вене, Париже, Лондоне. Выступал в России в 1851-55 и 1858-59. Р. - один из выдающихся итал. певцов 19 в. (баритон); его пение отличалось выразит. фразировкой, виртуозным вок. мастерством. Обладал ярким темпераментом, исполнял драм. и трагедийные партии - Риголетто; Генрих Астон ("Лючия ди Ламмермур"), Генрих VIII ("Анна Болейн" Доницетти), Навуходоносор ("Навуходоносор" Верди), Де Сильва ("Эрнани"), комич. партии - Фигаро; Белькоре и Дулькамара ("Любовный напиток") и др.

С. М. Грищенко.

Феличе (Феликс) Р. (1811, Венеция - 29 VIII (10 IX) 1875, Петербург). Пению обучался у отца. Выступал на итал. оперных сценах, пел (бас-баритон) в операх Г. Доницетти (Белькоре, Дулькамара ("Любовный напиток"); Антонио ("Линда из Шамуни")), Дж. Россини, Дж. Верди и др. В 1852-57 пел в Итал. опере в Петербурге, позднее преподавал в Петерб. Театр. уч-ще. Был популярным вок. педагогом. Автор школы "Для всех! Элементарное теоретическо-практическое руководство пения" (тетр. 1-2, СПБ, 1869- 1871).

И. М. Ямпольский.

Литература: Kellogg С. L., Memoirs of an American Prima Donna, N. Y.-L., 1913; Monaldi G., Cantanti celebri, Roma, 1929; Zavadini G., Donizetti, Bergamo, (1948); Subira J., Historia y anecdotario del Teatro Real, Madrid, 1949.

Ронсар П.

Ронсар П. (Ronsard) Пьер де (11 IX 1524, замок Ла-Поссоньер, Вандомуа - 27 XII 1585, аббатство Сен-Ком, Турень) - франц. поэт эпохи Возрождения. Глава "Плеяды" - творч. содружества семи поэтов-гуманистов (среди них - Ж. А. де Баиф, Ж. Дю Белле), стремившихся к возрождению антич. форм иск-ва. Р. любил музыку, играл на лютне. Он утверждал, что стихи созданы для пения; по Р., истинный поэт должен "оды с лирой сочетать". Свои взгляды на необходимость соединения музыки и поэзии Р. высказал в предисловии к сб. стихов "Смесь" ("Mйlanges", P., 1560) и в "Кратком изложении французского поэтического искусства" ("Abrйgй de l'art poйtique franзais", P., 1565). Входил в основанную Баифом Академию поэзии и музыки (Acadйmie de Poйsie et de Musique). Оды, канцоны и сонеты Р., написанные в расчёте на муз. воплощение, оказали большое влияние на развитие франц. вок. музыки 16 в. Среди композиторов - современников Р. на его стихи музыку писали К. Жанекен, К. Гудимель, Ф. де Монте и др. На смерть Р. его друг Ж. Модюи создал реквием. Впоследствии к творчеству Р. обращались Ш. Гуно, Ж. Бизе, А. Казелла, М. Равель, А. Руссель, А. Онеггер, Ж. Орик, Ф. Пуленк и др. Ж. Тьерсо издал сб. "Chansons de Ronsard" (1924).

Литература: Шишмарев В., Ронсар и музыка, в кн.: De musica. Временник отдела теории и истории музыки Ин-та истории искусств, вып. 3, Л., 1927; Виппер Ю. В., Поэзия плеяды, М., 1976; Tiersot G., Ronsard et la musique de son temps, P., (1903); Ronsard et la musique, "RM", 1924, mai; Rhоtiadиs C., Ronsard et son luth, P., 1925; Thibault G., Perceau L., Bibliographie des poйsies de P. de Ronsard mises en musique au XVIe siиcle, P., 1941; Lebиgue R., Ronsard et la musique, в кн.: Musique et poйsie au XVIe siиcle, P., 1954; Ig1y P., Pierre de Ronsard et ses musiciens, P., 1955; Сaula G. A., La poesia musicale di P. de Ronsard, "La Scala", 1962.

Г. С. Скудина.

Ропарц Ж. Г. М.

Ропарц Ж. Г. М. (Ropartz) Жозеф Ги Мари (15 VI 1864, Генган, Кот-дю-Нор - 22 XI 1955, Ланлу, Кот-дю-Нор) - франц. композитор. Учился в Парижской консерватории, с 1885 занимался у Т. Дюбуа (гармония) и Ж. Массне (композиция), с 1887 у С. Франка (орган, композиция). В 1894-1919 руководитель симф. концертов и директор консерватории в Нанси, в 1919-29 - в Страсбуре. С 1949 чл. Академии изящных иск-в. Р. был учеником и последователем С. Франка, оказавшего большое влияние на формирование его творч. стиля. Писал в разл. жанрах. Мн. произв. Р. связаны с миром художеств. образов и муз. интонациями фольклора Бретани, родного края композитора. Р. принадлежат и муз.-педагогические соч. Автор муз.-лит. произв., в т. ч. "Notationes artistiques..." (1891), 3 сб-ков стихов ("Adagiettos", "Modes mineurs", "Les Nuances").

Сочинения: оперы - Дьявол - дамский портной (Le diable couturier, 1893, Париж), Страна (Le Pays, 1912, Нанси); балеты - Воскресный прелюд... (Prйlude dominical..., 1931, Париж), Нескромный (L'indiscret, 1934, Монте-Карло); для солистов, хора и орк. - 3 мессы (1921, 1923, 1925), реквием (1938) и др. церк. произв.; для орк. - 5 симфоний (1894, на бретонский хорал; 1900; 1906, с солистами и хором; 1910; 1945), Маленькая симфония (Petite symphonie, 1943), симф. поэмы, в т. ч. Колокол мёртвых (La Cloche des morts, 1887), Концерт (1930), Праздничный марш (Marche de fкte, 1888), Ланды (Les Landes, 1888), Серенада (1892), Бретонское воскресенье (Dimanche breton, 1893), Фантазия (1897), Охота принца Артура (La Chasse du prince Arthur, 1912), Дивертисмент (1915), Сельская серенада (La sйrйnade champкtre, 1932), Бурбонезские бурре (Bourrйes bourbonnaises, 1939), Пасторали (1953); Рапсодия для влч. с орк. (1928); камерно-инстр. ансамбли - 3 сонаты для скр. и фп. (1907, 1917, 1927), 2 сонаты для влч. и фп. (1904, 1919), фп. трио (1918), струн. трио (1935), 6 струн. квартетов (1893, 1912, 1925, 1934, 1940, 1948); для фп., в т. ч. 3 ноктюрна (1911-16), Увертюра, Вариации и Финал (1904), В тени гор (Dans l'ombre de la montagne, 1913); многочисл. пьесы для органа, вок.-инстр. соч., циклы песен для голоса с орк., хоры, музыка к драм. спектаклям, обр. нар. песен.

Литература: В-ва О., Гюи Ропарц и его симфоническая поэма "Колокол мертвых"), "РМГ", 1906, No 40; Шнеерсон Г., Французская музыка XX в., М., 1964, 1970, с. 139-41; Lamy F., J. Guy Ropartz, l'homine et l'oeuvre, P., 1948; Kornprobst L. J. Guy Ropartz, йtude biographique et musicale, Strasbourg, (1949); Ibert J., Notice sur la vie et les travaux de Guy Ropartz, P., 1956; Livre du centenaire de J. Guy Ropartz, P., (1966); Djemil E., J. Guy Ropartz ou la recherche d'une vocation. L'oeuvre littйraire du maоtre et ses rйsonances musicales, Le Mans, 1967; Davles L., C. Franck and his circle, Boston, 1970.

Г. С. Скудина.

Роре К.

Роре К. (de Rore) Киприан (Чиприано) де (1516, вероятно, Мехелен - август или сентябрь 1565, Парма) - итал. композитор. По происхождению фламандец. Ученик А. Вилларта. Был певчим, затем капельмейстером капеллы собора св. Марка в Венеции (1542-46) и при дворе в Ферраре (с 1547). В 1558-59 жил во Фландрии. В 1561-63 придв. капельмейстер в Парме. В 1563 после смерти Вилларта занял его должность капельмейстера капеллы в соборе св. Марка. Уже в 40-е гг. Р. выдвинулся как мастер мадригала (осн. жанр его творчества). Мадригалы Р. (ок. 125, многие на тексты Ф. Петрарки) обнаруживают стремление к изобразительности, красочности муз. языка, к передаче пейзажных деталей текста, к богатой фигурационной насыщенности мелодии (эти украшения из мелких нот Р. называл "хроматизмами"). Его мадригалы пользовались популярностью в 16 в., выпускались сб-ками в 1542, 1551, 1557, 1565, 1577, частично вместе с мадригалами Палестрины (издатели включали их также в смешанные сб-ки соч. разных авторов). Р. принадлежат мессы, мотеты, "страсти" и др. произв. церк. жанров.

Литература: Musiol J., Cyprian de Rore, Breslau, 1933; Hol J. С., Cipriano de Rore, в кн.: К. Nef. Zum 60. Geburtstag, Z.- Lpz., 1933.

T. H. Соловьёва.

Рорем Н.

Рорем Н. (Rorem) Нэд (р. 23 X 1923, Ричмонд, шт. Индиана) - амер. композитор. Брал уроки у Л. Соуэрби в Чикаго (1938-39). Учился в Ин-те Кёртис в Филадельфии (1942-43), в Джульярдской муз. школе в Нью-Йорке у В. Вагенара, брал уроки у А. Копленда и В. Томсона (1947-48); занимался также у А. Онеггера в Париже (1949, жил во Франции до 1958; был дружен и с др. членами "Шестёрки"). В творчестве Р. ощутимо влияние франц. композиторов, особенно М. Равеля. С 1958 работает в Нью-Йорке, читал лекции в разл. ун-тах США (1959-67). Наиболее известны песенные циклы Р. для голоса с фп. на стихи амер. поэтов 20 в. Автор лит. работ автобиографич. характера. Пр. Гуггенхейма (1957), пр. Пулицера (1976).

Сочинения: оперы (пост. в Нью-Йорке) - Мисс Джулия (по А. Стриндбергу, 1965), Последний день (Last day, 1967), Берта (для голосов и фп., 1973) и др.; Басни (Fables, по Лафонтену, цикл из 6 камерных опер с фп., 1970, Нью-Йорк); для орк. - 4 симфонии (1950-58); 11 этюдов для 11 исполнителей (1959); концерты для фп. с орк. (1950, 1970); пьесы для фп.; хоры; соч. для голоса с орк. (в т.ч. поэмы) и с камерно-инстр. ансамблем, с фп.; циклы песен, псалмы.

Литературные сочинения: The Paris diary of Ned Rorem, N. Y., 1966; The New York diary of Ned Rorem, N. Y., 1967; Music and people, N. Y., 1968; Critical affairs. A composers journal, N. Y., 1970.

Росбауд Х.

Росбауд Х. (Rosbaud) Ханс (Иоганн) (22 VII 1895, Грац - 29 XII 1962, Лугано) - австр. дирижёр. Учился в консерватории Хоха во Франкфурте-на-Майне (по композиции - у Б. Секлеса). С 1921 директор Высшей муз. школы и дирижёр гор. симф. концертов в Майнце, в 1928-37 рук. муз. отдела и дирижёр Радио Франкфурта-на-Майне, с 1937 генерал- музик-директор в Мюнстере, с 1941 - в Страсбуре, с 1945 гл. дирижёр Мюнхенской филармонии. С 1948 гл. дирижёр большого оркестра Юго-Зап. Радио в Баден-Бадене, с 1950 дирижировал одноврем. в Цюрихе, в т.ч. в гор. т-ре (до 1958). Дирижёр фестивалей совр. музыки в Экс-ан-Провансс и Донауэшингене. Пропагандист совр. сочинений. С 1963 муз. студия Юго-Зап. Радио в Баден-Бадене носит его имя.

Росконцерт

Росконцерт (Государственное концертно-гастрольное объединение РСФСР) - концертная организация в системе Мин-ва культуры РСФСР. Создана согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 16 сент. 1964 на базе Всероссийского гастрольно-конц. объединения (ВГКО). Находится в Москве.

Постановление Совета Министров РСФСР от 25 янв. 1973 определяет Р. как ведущую гастрольно-конц. организацию Российской федерации. Все конц. организации краёв, областей и авт. республик подчиняются местным органам культуры и Р. (за исключением организаций респ. подчинения - филармоний Москвы, Ленинграда, Кисловодска и Сочи). Р. является единым центром, к-рый разрабатывает и составляет гастрольные планы республики, обеспечивает концертно-театр. обслуживание населения. В систему Р. входят: Гастрольбюро (с отделом фестивалей и массовых представлений); Объединение художественных коллективов; Всероссийская творческая мастерская эстрадного искусства (ВТМЭИ; готовит программы и номера); Отдел формирования концертных организаций (ведёт учёт всех творч. сил и конц. площадок республики); Организационно-творч. отдел (отвечает за состояние и развитие конц. дела в РСФСР и контролирует работу местных филармоний); Рекламно-издательский отдел (обеспечивает выпуск всех видов рекламы гастрольно-конц. деятельности Р.). Р. работает в тесном сотрудничестве с местными органами культуры, творч. союзами, а также Госконцертом. Принимает участие в выполнении Всесоюзного гастрольно-концертного плана Союзконцерта по обмену достижениями нац. иск-ва Российской федерации с др. союзными республиками.

М. Д. Кацева.

Рославец Н. А.

Николай Андреевич (23 XII 1880 (4 I 1881), Душатин Черниговской губ., ныне Брянской обл. - 23 VIII 1944, Москва) - сов. композитор. Занимался в Муз. классах А. М. Абазы (Курск), в 1912 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки у И. В. Гржимали, по композиции занимался у А. А. Ильинского и С. Н. Василенко. Активный деятель Ассоциации современной музыки. Ответств. ред. журн. "Музыкальная культура" (1924). Создал первые в России атональные соч. - сонату для скрипки и фп. (1913), циклы романсов на слова рус. поэтов (1913- 1914), "Поэму" для скрипки и фп. (1915). В 1913-15 сформулировал близкую принципам А. Шёнберга "новую систему организации звуков", в основе к-рой лежала теория звуковых комплексов ("синтетических аккордов"). Используя эту систему, Р. в 1919-24 написал ряд крупных оркестровых и камерных соч. В кон. 20-х гг. в творчестве Р. наметилось стремление к большей простоте выразительных средств, проявившееся гл. обр. в вок. соч. (хоры "Последнее чудо", "Смолкли залпы", 1925). В 1931-33 жил в Ташкенте, в кон. 30-х гг. вернулся в Москву, преподавал в Муз. политехникуме и на Курсах воен. капельмейстеров. Выступал со статьями в периодич. печати. Написал автобиографич. заметку ("О самом себе и своём творчестве", "Современная музыка", 1924, No 5).

Сочинения: балет - Пахта (Хлопок, 1933, Узб. т-р оперы и балета); для голосов, хора и орк. - опера-кантата Небо и земля (по Байрону, 1912), кантата Октябрь (слова сов. поэтов, 1927); для орк. - симфония (1922), поэмы - Человек и море (по Ш. Бодлеру, 1921), Конец света (по П. Лафаргу, 1922); концерт для скр. с орк. (1924); для дух. oрк., в т. ч. Гимн советской милиции (1926, также для хора с орк., сл. А. Вятич-Бережных), Авиамарш (1932); камерные инстр. ансамбли, в т. ч. 5 сонат для скр. и фп., 2 сонаты для влч. и фп., 3 фп. трио, 5 струн. квартетов, квинтет для арфы, гобоя, 2 альтов и влч.; для фп. - 5 сонат, пьесы; для голоса и фп. - романсы, в т. ч. циклы Грустные пейзажи (сл. П. Верлена), Песни 1905 года (сл. E. M. Тарасова), Декабристы (сл. А. С. Пушкина), Поэзия рабочих профессий (слова разных авторов), Песни прошлого (слова разных авторов); хоры, в т. ч. цикл Песни революции (сл. П. В. Орешина, 1925); массовые песни, в т. ч. Полёт (сл. В. В. Каменского, 1924), Комсомольский марш (сл. И. П. Уткина, 1930), Табачок (сл. А. Пришельца, 1942).

M. М. Яковлев.

Роспев

Роспев - см. Распев.

Росселлини Р.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Росси Л.

Росси Л. (Rossi) Луиджи (ок. 1598, Торремаджоре, Фоджа - 19 II 1653, Рим) - итал. композитор, певец и органист. Муз. образование получил в Неаполе (занимался у Ж. де Мака). В 1620-40 (с перерывами) служил у князя М. А. Боргезе в Риме. С 1633 был также органистом церкви Сан-Луиджи деи Франчези. В доме Р. устраивались муз. вечера, собирались выдающиеся римские певцы, бывал худ., поэт, музыкант С. Роза. С 1641 Р. находился на службе у кардинала А. Барберини как "virtuoso da camera", общался с Л. Виттори, Ф. Витали и М. Мараццоли. В 1642 в Палаццо Барберини была исп. первая опера Р. "Очарованный замок" ("Il palazzo incantato", также под назв.- "Il palazzo d'Atlante"). В 1646 служил певцом у кардинала Мазарини в Париже, где в 1647 была пост. опера Р. "Орфей и Эвридика" (первая итал. опера, исполненная во Франции). В нач. 50-х гг. возвратился в Италию. Помимо опер, Р. написал ораторию "Иосиф, сын Иакова", св. 200 камерных кантат, неск. духовных произв., арии, канцоны и др. Его оперный стиль отличается мелодизмом, тонкостью письма и завершённостью муз. форм.

Литература: Rolland R., Notes sur l'"Orfeo" de L. Rossi et sur les musiciens italiens а Paris sous Mazarin, "Revue d'histoire et de critiques musicales", 1901, octobre; его же, La premier opйra Jouй а Paris: L'"Orfeo" de Luidgi Rossi, в его кн.: Musiciens d'autrefois, P., 1908 (рус. пер. - Rоллан Р., Первая опера, представленная в Париже: "Орфей" Луиджи Росси, в его кн.: Музыканты прошлых дней, Л., 1935; то же, Собр. соч., т. 16, Л, 1935), Wotquenne A., Йtude bibliographique sur le compositeur napolitain L. Rossi, Brux., 1909; Pruniиres H., L'opйra italien en France avant Lulli, P., 1913; Ghislanzoni A., L. Rossi, Mil.-Roma, (1954), Сaluon E., The cantatas of L. Rossi, Brandeis University, 1971 (diss.).

T. H. Соловьева.

Росси С.

Росси С. (Rossi) Саломоне (ок. 1570, Мантуя - ок. 1630, там же) - итал. композитор. По национальности еврей (прозвище - Эбрео, Ebreу, так и он сам называл себя в рукописях). Сын философа Азария деи Р. (ум. 1578). Подробные биографич. данные отсутствуют. В 1589-1608 работал при дворе в Мантуе. Здесь сотрудничал с К. Монтеверди (совм. создали музыку к священному представлению "Маддалена", изд. 1617). В творчестве Р. нашли отражение традиции вок. полифонии (мадригалы, канцонетты) и новые тенденции 17 в. (работа над инстр. формами). В 1589 вышла книга его 3-гол. канцонетт, в 1600-22 - пять книг 5-гол. мадригалов, в 1614 - книга 4-гол. мадригалов, в 1628 - собрание 2- и 3-гол. "мадригалетти" с basso continuo. Одноврем. Р. опубл. 2 книги "симфоний" и гальярд (1607-08) и 2 книги "Разных сонат, симфоний, гальярд, бранлей и коррент для игры на двух виолах да браччо и китарроне" (1623). Эти ранние образцы камерной инстр. музыки по существу близки вок. стилю; называются они "сонатами" или "симфониями" еще в старом смысле этих терминов (как инстр., а не вок. произв.), будучи скорее частями сюит. Р. пытался ввести стиль a cappella в синагогальное пение (евр. песнопения на 4-8 голосов). Написал также музыку интермедий к драме "Идропика" (пост. 1608, при мантуанском дворе), большие духовные соч. для синагоги, составил сб. "Еврейские псалмы и песни" ("Salmi e cantici ebraici", 1622).

Литература: Маггид Д., Трехсотлетие духовных композиций Соломона де Росси (1623-1923), в кн.: Музыкальная летопись, сб. 3, М.-Л., 1925, Einstein A., Salomone Rossi as Composer of Madrigals, "Hebrew Union College Annual", 1950/51.

T. H. Соловьева.

Российская ассоциация пролетарских музыкантов

Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ, АПМ, ВАПМ) - музыкально-обществ. организация. Осн. в 1923 по инициативе группы музыкантов-коммунистов; ставила целью создание массового революц. муз. репертуара. В 1925 из состава РАПМ выделилось Объединение революц. композиторов и муз. деятелей (ОРКИМД), связанное гл. обр. с работой Агитотдела Музсектора Госиздата. В 1928 в РАПМ вступила группа композиторов, входивших в состав "Проколла", в их числе В. А. Белый, А. А. Давиденко, М. В. Коваль, З. А. Левина, Н. К. Чемберджи, Б. С. Шехтер. Печатными органами РАПМ были журналы "Музыка и Октябрь" (1926, вышло 5 номеров), "Пролетарский музыкант" (1929-32), "За пролетарскую музыку" (1930-32). Аналогичные организации существовали в ряде союзных республик (на Украине, в Грузии, Армении).

РАПМ выдвигала задачи приближения музыки к сов. действительности, широкого развёртывания муз.-просветит. работы среди трудящихся масс, борьбы с влияниями буржуазной идеологии в творчестве композиторов и муз. быту. Но при этом она повторяла нек-рые из ошибочных положений Пролеткульта, что приводило к извращению марксистско-ленинского учения об иск-ве. Суждения теоретиков РАПМ страдали вульгарным социологизмом и часто бывали несправедливы по отношению к виднейшим представителям сов. музыки и передовым художникам заруб. стран. Узко и ограниченно истолковывалось ленинское учение о культурном наследстве, вследствие чего многие ценные явления классич. муз. иск-ва объявлялись идейно чуждыми пролетариату. Одной из серьёзных ошибок РАПМ была недооценка вопросов мастерства и крупных муз. форм, причём массовая песня рассматривалась как "основное звено" творчества композиторов. Теоретич. установки РАПМ получили отражение в печатных выступлениях Л. Н. Лебединского, Ю. В. Келдыша, Д. В. Житомирского, А. А. Громана-Соловцова и др. Ошибочные стороны деятельности РАПМ неоднократно подвергались критике. На основании постановления ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 "О перестройке литературно-художественных организаций" РАПМ, как и аналогичные ей организации в области лит-ры и изобразит. иск-ва, была распущена. Вместо организаций узкого кружкового типа в 30-е гг. были созданы широкие творч. союзы (в т. ч. Союз советских композиторов; см. Союз композиторов СССР), призванные объединить всех работников иск-ва, "поддерживающих платформу советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве".

Литература: История русской советской музыки, т. 1, М., 1956, с. 36-39; История музыки народов СССР, т. 1, М., 1970, с. 134-136, 145-47.

Ю. В. Келдыш.

"Российская песня"

"Российская песня" - вок. жанр рус. музыки 2-й пол. 18 в. "Р. п." называли произв. для голоса с инструментальным сопровождением, написанные на рус. поэтич. тексты, преим. в куплетной, строфич. форме. Лирические по содержанию, "Р. п." явились предшественницами рус. романса. В них широко использовались стихотворения известных поэтов - А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина, И. И. Дмитриева, Ю. А. Нелединского-Мелецкого и др. Ранние образцы "Р. п." представлены в сб. "Между делом безделье, или собрание разных песен" Г. Н. Теплова (1759); окончательно этот жанр сложился в творчестве Ф. М. Дубянского и О. А. Козловского 1790-е гг.). Большой популярностью пользовались также анонимные "Р. п.", изданные Ф. Мейером ("Собрание наилучших российских песен", 1781). В нач. 19 в. назв. "Р. п." выходит из употребления и уступает место общепринятому термину "романс".

Литература: Финдейзен H. P., Русская художественная песня, Л.-Лейпциг, 1905; Римский-Корсаков А. Н., Г. Н. Теплов и его музыкальный сборник "Между делом безделье", в сб.: Музыка и музыкальный быт старой России, Л., 1927; Прокофьев В. A., О. А. Козловский и его "Российские песни", там же; Левашёва О. Е., Песни Козловского, в сб.: Русско-польские музыкальные связи, М., 1963; её же, Русская вокальная лирика XVIII в. (публикации, исследование, комментарии), в серии: "Памятники русского музыкального искусства", вып. 1, М., 1972; Келдыш Ю. В., От канта к российской песне, в его кн.: Русская музыка XVIII в., М., 1965.

О. Е. Левашёва.

Российское музыкальное издательство

Российское музыкальное издательство - рус. нотоиздат. фирма. Осн. в Москве в 1908 С. А. и Н. К. Кусевицкими; имела отделения в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Работой Р. м. и. руководил совет, к-рый рассматривал произв., намечавшиеся к изданию; в его состав входили С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, А. Ф. Гедике, Н. К. Метнер и Н. Г. Струве (управляющий делами изд-ва). В 1911 из состава совета вышли Скрябин и Гедике; их заменили А. В. Оссовский и позднее Л. Л. Сабанеев. В 1914 Р. м. и. приобрело нотоиздат. фирму К. А. Гутхейля.

Р. м. и. ставило задачей пропаганду творчества совр. рус. композиторов. Издало ряд произв. С. И. Танеева, Н. К. Метнера, А. Н. Скрябина (в т. ч. симф. поэму "Прометей" в изложении для 2 фп.), И. Ф. Стравинского (в т. ч. партитуру и голоса "Весны священной" и "Петрушки") и др. В 1913 Р. м. и. выпустило кн. "Основы оркестровки с партитурными образцами из собственных сочинений" Римского-Корсакова (под ред. М. О. Штейнберга). С 1920 Р. м. и. работало в Париже, в 1938 перешло в собственность англ. нотоиздат. фирмы "Бузи и Хокс".

Литература: Вольман В., Русские нотные издания XIX - начала XX веков, Л., 1970, с. 147-58.

И. М. Ямпольский.

Росси-Лемени Н.

Росси-Лемени Н. (Rossi Lemeni) Никола (р. 6 XI 1920, Стамбул) - итал. певец (бас). Учился у матери - педагога Одесской консерватории Ксении Макадон. Дебютировал в 1946 в т-ре "Фениче" (Венеция) в партии Варлаама ("Борис Годунов"), С 1950 регулярно пел в "Ла Скала" и Римской опере, в 1953-54 - на сцене "Метрополитен-опера". С 1958 часто выступает в спектаклях с женой - певицей В. Дзеани. С нач. 60-х гг. поёт преим. в Италии, лишь изредка - за рубежом (в 1967 гастролировал в СССР). Среди партий - Мефистофель, Дон Жуан, Филипп II; Оровезо ("Норма"), Моисей ("Моисей в Египте" Россини), Борис Годунов. Мировое признание получило исполнение Р.-Л. партии Томаса Беккета ("Убийство в соборе" Пиццетти, 1958). Известен также как поэт и оперный режиссёр.

Россини Д. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Росталь М.

Росталь М. (Rostal) Макс (р. 7 VIII 1905, Тешен, ныне Цетин, Польша) - нем. скрипач. Ученик К. Флеша. С 1930 профессор берлинской Высшей муз. школы, с 1934 - в Лондоне, в 1944-58 профессор Гилдхоллской школы музыки и драмы там же. В числе его учеников - участники Амадеус-квартета и др. известных исполнит. коллективов. С 1957 преподаёт в Кёльне и Берне. Вместе с X. Шрётером и Г. Кассадо выступал в составе "Кёльнского трио".

Ростан К.

Ростан К. (Rostand) Клод (3 XII 1912, Париж - 10 X 1970, там же) - франц. музыковед и муз. критик. Изучал право и словесность в Парижском ун-те. По муз.-теоретич. предметам занимался у Э. Миньяна, М. Вобургуэна и Н. Дюфурка. Сотрудничал в газетах и муз. журналах: "Le Figaro littйraire", "Le Monde", "Disques" и др. Был франц. корреспондентом журналов "Melos" (Майнц) и "Musical America" (Нью-Йорк). В 1958 организовал концерты совр. музыки под назв. "Музыка сегодня" ("Musique d'aujourd'hui"), к-рые проходили в Нац. нар. т-ре в Париже. В течение долгих лет был одним из руководителей и лектором музыкально-просветительной организации "Музыкальная молодёжь Франции".

Сочинения и письма: L'oeuvre de G. Faurй, P., (1945); R. Strauss, P., 1949; Les chefs-d'oeuvre du piano, P., 1950; La musique franзaise contemporaine, P., 1952, 1957; Les chefs-d'oeuvre de la musique de chambre, P., 1952; Entretiens avec D. Milhaud, P., 1952; Entretiens avec F. Poulenc, P., (1954); Brahms, (v. 1-2), P., 1954-55; O. Messiaen, P., 1957; L'oeuvre de P. O. Ferroud, P., (1957); Entretiens avec I. Markevitch, P., (1959); La musique allemande, P., 1960; Liszt, P., 1960; R. Strauss, P., 1964; H. Wolf, P., 1967; A. Webern, P., 1969; Dictionnaire de la musique contemporaine, P., 1970.

Г. С. Скудина.

Ростислав

Ростислав - см. Толстой Ф. M.

Ростов-на-Дону

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница