Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 1, "САА"-"САК")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САА"-"САК")

Саар М. М.

Март Михкелевич (16(28) IX 1882, хутор Хюпассааре Вильяндиского у. - 28 X 1963, Таллин) - сов. композитор, пианист и органист. Нар. арт. Эст. ССР (1952). В 1907 окончил Петерб. консерваторию у Л. Ф. Гомилиуса (орган), где занимался по композиции у Н. А. Римского-Корсакова, в 1909-11 учился у А. К. Лядова. Позднее жил в Юрьеве (ныне Тарту), с 1921 - в Таллине, с 1932 - в Хюпассааре. Выступал как органист и пианист. В 1943-56 профессор Таллинской консерватории. В своих произв. С. использовал мелодии старинных эст. рун, применял новые средства муз. письма. Автор разл. хоров (a cappella и с сопровождением), пьес для фп., мн. романсов и песен, ему принадлежит ряд обработок эст. нар. песен.

Литература: Лейхтер К., Март Саар, М., 1960; Март Саар. (Некролог), "СМ", 1964, No 2.

Сааткулов Д.-А.

Дада-Али (р. 18 IV (1 V) 1917, с. Пылял, ныне Папского р-на Наманганской обл.) - сов. композитор и педагог. Нар. арт. Узб. ССР (1967). Чл. КПСС с 1942. Окончил Ташкентскую консерваторию у А. Ф. Козловского (1953). С 1930 артист и дирижёр разл. т-ров Узбекистана, с 1940 дирижёр оркестра узб. нар. инструментов Узб. радио. Худ. рук. Узб. филармонии (1953-63 и 1969-70), директор Узб. т-ра им. Мукими (1963-69). С 1974 декан заочного отделения Ташкентского театр.-художеств. ин-та.

Сочинения: муз. драмы и комедии (все пост. в Ташкенте) - Сказание о смелых (Ботирлар иссаси, 1959), Дочь Зарафшана (Заравшон изи, 2-я ред. 1963), Чёрная роза (Гули сиё, 1964), Махтумкули (совм. с Б. Ф. Гиенко, 1966), Фергана до рассвета (Фаргона тонг откунча, 1967), Влюблённые (Ошиклар), Разбитые сердца (Синган юраклор; обе - 1975) и др.; кантата Хлопкоробы за мир (1954); произв. для орк. узб. нар. инструментов; романсы и песни; музыка к кинофильмам и радиопостановкам.

Сабалета Н.

Сабалета Н. (Zabaleta) Никанор (p. 7 I 1907, Сан-Себастьян) - испан. арфист. Игре на арфе учился с 7-летнего возраста. В 1920 окончил Мадридскую консерваторию, с 1925 совершенствовался у арфиста М. Турнье в Париже. В том же году начал выступать с сольными концертами. Много гастролировал в странах Европы, в Сев. и Юж. Америке. С нач. 1970-х гг. вице-президент Междунар. ассоциации арфистов. Прославился как виртуоз, всесторонне использовавший звуковые и технич. возможности арфы (развив идею арфиста Я. Б. Крумпхольца, ввёл 8-ю педаль для включения в нижнем регистре демпфера). Для исп. С. характерны поэтичность, задушевность, чистота тона, точность пальцевой техники. Оказал большое влияние на развитие арфового иск-ва 20 в. С. принадлежат многочисл. транскрипции и обр. старинной музыки (особенно испан. и португ. композиторов 16-17 вв.), а также ред. совр. арфовых произв. Способствовал популяризации арфы как сольного инструмента и расширению репертуара для неё; включал в программы забытые и редко исполняемые соч., в т.ч. арфовые сонаты и пьесы классич. и совр. композиторов. Играл также собств. переложения для арфы клавирных концертов Э. Эйхнера, К. Д. Диттерсдорфа. Опубликовал "Антологию 16-18 вв. и современной литературы для арфы" ("Antologia dei sec. 16 е 18 della letteratura contemporanea per arpa"); произв., входящие в это собрание, в исп. С. записаны на грампластинки. С. посвящены произв. для арфы Э. Кшенека, Ж.Тайфер, М. Турнье, Д. Мийо, X. Родриго, Э. Вилы Лобоса и др.

Литературные сочинения: The Harp in Spain from the XVI to XVIII century, "Harp news", 1964, No 10.

Литература: Дулова В., Искусство игры на арфе, м., 1975; Sсimесa M. G., L'arpa nella storia, Bari, 1938.

Б. В. Доброхотов.

Сабанеев Б. Л.

Борис Леонидович (1 (13) II 1880, Москва - 25 XII 1917 (7 I 1918), там же) - рус. органист. Брат Леонида Леонидовича С. Окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та. По фп. занимался у Н. С. Зверева и П. А. Шлёцера. Муз.-теоретич. предметы изучал у С. И. Танеева. В 1903 (?) окончил Моск. консерваторию по классу органа. В 1903-05 и 1913- 1918 преподавал там же игру на органе (в 1904-05 зав. классом органа), с 1917 старший преподаватель. Автор ряда статей по вопросам построения органов, опубликованных в журн. "Музыка" (в т.ч. "Орган Большого зала Московской консерватории", 1911, No 21, 22; "Сильные и слабые стороны органного модернизма", 1911, No 36, 38; "Проект изменений и дополнений в составе органа Большого зала Московской консерватории", 1911, No 47, имеется отд. оттиск, и др.).

И. М. Ямпольский.

Сабанеев Л. Л.

Леонид Леонидович (7 (19) XI 1881, Москва - 3 V 1968, Антиб, Франция) - рус. музыковед, муз. критик, композитор. С 1888 занимался у Н. С. Зверева (фп.), с 1889 у Н. М. Ладухина и в 1890-1899 у С. И. Танеева (муз.-теоретич. предметы). Окончил Моск. консерваторию по классу фп. у П. А. Шлёцера, а также математич. ф-т и ф-т естествознания Моск. ун-та. С 1909 занимался композицией, выступал как муз. критик, сотрудничал во мн. органах дореволюц. и сов. периодич. печати (в т.ч. в газ. "Голос Москвы", журн. "Музыка", "Музыкальный современник", "Современная музыка", "К новым берегам" и др.), заруб. прессе. С 1921 чл. правления ГАХН, в 1921-23 пред. учёного совета ГИМНа. С 1926 жил во Франции, Великобритании, США. С. пропагандировал совр. музыку, много писал о А. Н. Скрябине (в т.ч. "Скрябин", М., 1916), а также о С. И. Танееве ("С. И. Танеев", Париж, 1930), А. А. Крейне, М. Равеле. Был противоречив в критич. суждениях, зачастую допускал произвольные оценки, проявлял беспринципность. Его музыковедческие труды, во многом отмеченные чертами вульгарной социологии, компилятивностью, в большинстве своём не имеют серьёзного науч. значения. Муз. произв. С. написаны под влиянием Скрябина.

И. М. Ямпольский.

Сабзанов Я. Р.

Яхиэль Рафаилович (р. 20 II 1929, Душанбе) - сов. композитор, муз.-обществ. деятель и педагог. Засл. деят. иск-в Тадж. ССР (1974). В 1955 окончил Ташкентскую консерваторию у Г. А. Мушеля (ранее занимался у Ю. Н. Тюлина). В 1943-49 гиджакист оркестра нар. инструментов Тадж. филармонии. Зав. муз. частью Тадж. драм. т-ра им. А. Лахути (с 1955). В 1959-62 гл. ред. муз. редакции Тадж. телевидения, в 1966-68 ред. репертуарно-редакционной коллегии Мин-ва культуры Тадж. ССР. Худ. рук. Тадж. филармонии (1968-69) и артистич. коллективов Тадж. телевидения и радиовещания (1970-73). В 1973-77 и с 1980 зав. кафедрой композиции и инструментовки, в 1978-80 зав. кафедрой музыковедения в Ин-те иск-в им. М. Турсун-заде. С. - один из первых тадж. композиторов, создавших произв. в жанрах песни-кантаты, симф. поэмы и концерта.

Сочинения: опера Возвращение (Бозгашт, 1967, Душанбе; 2-я ред. 1968, Ташкент); 4 муз. комедии; муз. драма; оратория Огни Нурека (1970); кантаты - Любимая партия (Мери партия, 1956), Слава партии! (Ба партия!, 1959), В семье единой (1973), Ленинский комсомол (1978), Коммунист (1981) и др.; вок.-симф. поэма Журавли (Турнахо, сл. Ф. Исхаки, 1976); вок.-танц. сюиты Клятва (Савганд, 1974); для симф. орк. - поэмы Памирская лирическая (1954); Памяти Рудаки (1958), Маком (1974), Под мирным небом (1979), 2 танц. сюиты (1961, 1980); концерт для фп. с орк. (1955); произв. для орк. нар. инструментов; камерно-инстр. ансамбли; соч. для скр. с фп.; произв. для фп.; романсы и песни (более 100); музыка к спектаклям драм. т-ра; обр. нар. песен (более 50).

Сабинин Ю. Д.

Сабинин Ю. Д. (Сабин-Гус) Юрий Давидович (23 IV (5 V) 1882, Тбилиси - 8 III 1958, Донецк) - сов. певец (бас). Нар. арт. УССР (1949). В 1917 окончил историко-филологич. ф-т Харьковского ун-та. Пению учился частным образом у И. И. Лапинского. В 1917-1925 солист Грузинского, в 1925-27 - Азербайджанского, в 1928-33 - Симферопольского, в 1934-35 - Днепропетровского, в 1933-41 - Луганского, в 1941-1958 - Донецкого т-ров оперы и балета.

Обладал голосом широкого диапазона и драм. дарованием. Среди партий: Мельник, Руслан, Сусанин, Борис Годунов, Кончак, Кочубей, Гремин, Досифей, Мефистофель; Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Марсель ("Гугеноты"), Нилаканта; Выборный ("Наталка Полтавка"), Карась ("Запорожец за Дунаем"), Кривонос ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Сторожев ("В бурю"), Валько ("Молодая гвардия").

Сабинина М. Д.

Марина Дмитриевна (р. 28 VIII (10 IX) 1917, Петроград) - сов. музыковед. Доктор искусствоведения (1973). Чл. КПСС с 1955. Окончила в 1948 историко-теоретич. отделение теоретико-композиторского ф-та Моск. консерватории, там же в 1951 - аспирантуру у Р. И. Грубера. В 1953-57 сотрудник редакции журн. "Советская музыка". С 1960 младший, с 1964 старший науч. сотрудник Всесоюзного научно-исследоват. ин-та искусствознания. С 1948 преподаёт (вела циклы лекций в разл. вузах Москвы), с 1974 в Моск. консерватории, с 1977 профессор. Выступает на разл. заруб. симпозиумах и конгрессах с докладами по вопросам сов. муз. творчества и совр. муз. т-ра.

Сочинения: Молодые музыковеды, "СМ", 1948, No 7; Новые сочинения С. Прокофьева, там же, 1951, No 5; Трио А. Бабаджаняна, там же, 1953, No 4; "Война и мир" (опера С. Прокофьева), там же, 1953, No 12; Ларош и Чайковский, там же, 1954, No 10; О творчестве Г. Галынина, там же, 1955, No 2; "Снегурочка" в Большом театре, там же, 1955, No 3; Романсы Г. Свиридова, там же, 1955, No 11; Скрипичный концерт Д. Шостаковича, там же, 1955, No 12; Начало пути (О творчестве А. Холминова), там же, 1957, No 8; После гастролей французского балета, там же, 1958, No 8; Сергей Прокофьев, М., 1956; Дмитрий Шостакович, М., 1959; Узбекская музыка сегодня, "СМ", 1959, No 1; Ещё о симфониях молодых, там же, 1959, No 6; Голоса инструментов. О симфоническом оркестре, М., 1961: "Песни ветровые", "СМ", 1961, No 11; Об оперном стиле Прокофьева, в сб.: Сергей Прокофьев. Статьи и материалы, М., 1962; "Семён Котко" и проблемы оперной драматургии Прокофьева, М., 1963; В гостях у Фельзенштейна, "СМ", 1964, No 10; Симфонизм Шостаковича. Путь к зрелости, М., 1965; Заметки об опере "Катерина Измайлова", в сб.: Дмитрий Шостакович, М., 1967; Незавершённая казахская опера С. Прокофьева, в сб.: Музыка народов Азии и Африки, М., 1969; Симфония "Ленин", в сб.: В. Я. Шебалин, М., 1969; Заметки о Четырнадцатой симфонии Шостаковича, "СМ", 1970, No 9; Шостакович-симфонист. Драматургия, эстетика, стиль, М., 1976, и др.

Я. М. Ямпольский.

Сабинина М. С.

Марфа Степановна (30 V 1831, Копенгаген - 14(26) XII 1892) - рус. пианистка. Отец С. - священник при рус. посольстве в Дании, позже настоятель рус. церкви в Веймаре - был образованнейшим человеком. С. обучалась у К. Шуман (1850-51), Ф. Листа (1853-60). В 1857 концертировала в России, с 1860 жила в Петербурге (преподавала при дворе), после 1868 - в основном в Крыму. Автор ряда фп. пьес, романсов. Большой интерес как источник фактич. сведений о мн. выдающихся деятелях культуры представляют её "Записки" ("Русский архив", 1900, кн. I, вып. 4, кн. II, вып. 5, 6, 8; 1901, кн. I, вып. 1, 3, кн. II, вып. 5-8, кн. III, вып. 9-11; 1902, кн. I, вып. 2 (с 1901 кн. I, вып. 3 - под назв. "Из записок")).

Сабитов Г. Г.

Габдурахим Галимзянович (р. 7 (20) VI 1913, Самара, ныне Куйбышев) - сов. композитор. В 1945 окончил Ташкентскую консерваторию по классу композиции у Б. Б. Надеждина. В 1934-40 рук. оркестра Ташкентского ТЮЗа. В 1941-42 в Сов. Армии. В своих произв. широко использует узб. нар. мелодии, обращается и к муз. фольклору др. республик. С 1945 преподаёт в Ташкентской консерватории (с 1962 доцент).

Сочинения: муз. драмы - Тахир и Зухра (1953), Седая девушка (1954) - обе совм. с Б. Ф. Гиенко; Нурхон (1957, Тайны паранджи (1960), Алпамыш (1962) - все три совм. с Т. Джалиловым; муз. комедии - Добро пожаловать (совм. с Гиенко, 1952, Узб. т-р им. Мукими), Призвание (совм. с Джалиловым, 1958, там же), Мечты Анарбая (совм. с Джалиловым, 1961, Ферганский муз.-драм. т-р); для орк. - симфония (1946), сюита (1941), сюита на народные темы (1950), хореографич. сюита Хлопок (Пахта, 1951, совм. с Б. Б. Надеждиным и Ю. Раджаби), Детская (1953); для орк. нар. узб. Инструментов - сюиты Памирская (1954), Татарская (1957), Семь красавиц (1968); сюита для струнного квартета (1950); песни и романсы; музыка для драм. т-ра - "Снежок" Любимовой (совм. с Гиенко, 1950), "Алёша Пешков" Форш и Груздева (1952), обр. узб., тат., уйгур., кит. нар. песен.

Литература: Асиновская A., Акбаров И., Композиторы Советского Узбекистана, Таш., 1959; Петрова К., Четыре спектакля Театра им. Мукими, "МЖ", 1964, No 9.

А. С. Иванов.

Сабитов Н. Г.

Нариман Гилязевич (Гилязетдинович) (11 I 1925, Казань - 7 VI 1971, Уфа) - сов. композитор и дирижёр. Засл. деят. иск-в Башк. АССР (1961). Чл. КПСС с 1952. Окончил в 1946 башк. отделение Моск. консерватории по классу композиции у В. А. Белого и дирижирования у И. Д. Дружинина, в 1953 - теоретико-композиторский ф-т по классу композиции у А. Н. Александрова. В 1953-67 гл. дирижёр Башк. т-ра оперы и балета. Автор первых произв. конц. жанра в башк. музыке. Много работал в области муз. т-ра. Дирижёрская манера С. характеризовалась сдержанностью и чёткостью жеста. С. дирижировал собств. балетами, а также операми др. композиторов: "Акбузат" Заимова и Спадавеккиа, "Майсара" Юдакова, "Укрощение строптивой" Шебалина; "Иван Сусанин" "Борис Годунов", "Царская невеста"; "Аида", "Трубадур", "Кармен".

Сочинения: детская опера - Безусый волшебник (1967); балеты - Дружба (совм. с X. Ф. Ахметовым, 1954; 2-я ред. - Горный орёл, 1959), Буратино (1960), Гюльназира (1963), Мурзилка-космонавт (1964), Люблю тебя, жизнь (1967), Страна Айгуль (1971) - все поставлены в Башк. т-ре оперы и балета; кантата - Бессмертие (Матросов, 1953); Героическая поэма для орк. (1950); для скр. с орк. - 3 концерта; для фп. - сонатина, 2 баллады, 12 прелюдий; хоры, песни, романсы.

Литература: Губайдуллин Н., Новый башкирский балет, "СМ", 1963, No 9; Бикчентаев A., Нариман Сабитов, Уфа, 1968.

А. С. Иванов.

Сабо Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сабольчи Б.

Сабольчи Б. (Szabolcsi) Бенце (2 VIII 1899, Будапешт - 21 I 1973, там же) - венг. музыковед. Чл. Венг. АН (1955). Изучал композицию под рук. З. Кодая, Л. Вейнера, А. Шиклоша в Высшей муз. школе им. Ф. Листа в Будапеште (1917-21), музыковедение - У Г. Аберта в Лейпцигском ун-те (1921-23), где также учился на филологическом ф-те. С. - один из видных деятелей движения за развитие нац. муз. культуры, возглавлявшегося Б. Бартоком и З. Кодаем, к-рые оказали решающее влияние на формирование идейно-художеств. принципов С. Собирал старинные муз. рукописи, расшифровал и опубликовал ряд вок. и инстр. соч. из старинных сборников. Выступал как музыкальный критик, был редактором муз. журн. "Zenei szemle" (1926-29), гл. редактором первого венг. энциклопедич. Муз. словаря ("Zenei lexikon", т. 1-2, 1930-31, 2 изд. совм. с А. Тотом и Д. Бартой, т. 1-3, Bdpst, 1965). Состоял членом редколлегий ведущих венг. муз. журналов и др. периодич. науч. изданий. С 1945 профессор кафедры истории музыки Высшей муз. школы им. Ф. Листа. Организовал Архив Бартока (1961, в 1970 преобразован в Ин-т музыковедения АН; руководил до 1973). Науч. труды С, основателя совр. венг. муз.-историч. науки, посв. истории музыки Венгрии и др. стран, муз. фольклористике, эстетике, социологии. Его работы отличают ясная демократич. и патриотич. позиция, широкая эрудиция, глубина мыслей, лапидарный, часто образный язык. В центре внимания С. - развитие муз. стилей, проблема связи муз. иск-ва и публики. Пр. им. Кошута (1951). Был сост. и ред. сб. "Rйgi muzsika kertje" (Bdpst, 1946, 1957), "Bartуk Bйla. Weg und Werk. Schriften und Briefe" (со вступит. статьёй С., Bdpst, 1957).

Сочинения: Mozart, Bdpst, 1921; A zene tцrtйnete. Az цskortуl a 19 szбzad vйgeig, Bdpst, 1940 1974; A XIX szбzad magyar romantikus zenйje, Bdpst, 1947, 1951; A magyar zenetцrtйnet kezikцnyve, Bdpst, 1947, 1955; Beethoven, Bdpst, (1947), 1970; Eurуpai virradat. A klasszikus zene kialakulбsa Vivalditуl Mozartig, Bdpst, 1948, 1961; A melodia tцrtйnete, Bdpst, 1950, 1957; Nйpzene es tцrtйnelem, Bdpst, 1954, 1955; Bartok Bкla йlete, Bdpst, 1955, 1961; Vers йs dallam, Bdpst, 1959, 1972; A magyar zene йvszбzadai, v. 1-2, Bdpst, 1959-61; A vбlaszъt йs egyйb tanulmбnyok, Bdpst, 1963; Ъton Kodбlyhoz, Bdpst, 1972; в рус. пер. - Гайдн и венгерская музыка, "СМ", 1959, No 6; Последние годы Ференца Листа, Будапешт, 1959; Золтану Кодаю - 80 лет, "СМ", 1962, No 12; Жизнь Белы Бартока в иллюстрациях, Будапешт, 1963 (совм. с Ф. Бонишем); Музыка и публика, "СМ", 1963, No 7; История венгерской музыки, Будапешт, 1964.

Литература: Вейс П., Памяти Бенце Сабольчи, "СМ", 1973, No 5; Bуnis F,, Szabolcsi Bence 70, szьletйsnapjбra. Szerk, Bdpst, 1969 (лит.).

Я. Ф. Вейс.

Саванели Х. И.

Харлампий Иванович (1842-7(19) VII 1890, Тбилиси) - груз. певец (баритон) и муз.-обществ. деятель. Окончил классич. гимназию в Тбилиси, в 1865 - Петерб. консерваторию по классу пения у Ф. Риччи (муз.-теоретич. дисциплины проходил у А. Г. Рубинштейна и Н. И. Зарембы). По возвращении в Грузию организовал любительский хор, с к-рым выступал в концертах (впервые в 1874), и хор. класс. В 1874 совм. с пианистами А. О. Мизандари и К. М. Алихановым открыл в Тбилиси муз. школу, ставшую первым муз. проф. уч. заведением, заложившим фундамент для развития муз. проф. культуры в Грузии, а также в Закавказье. При содействии С. в 1872 впервые было напечатано груз. муз. произв. ("Попурри для фортепьяно" Эристави), опубликовано 12 груз. нар. песен, собранных и записанных М. М. Ипполитовым-Ивановым.

Литература: Бахуташвили Н., Ряднов, Бахуташвили-Шульгина, Вронский. Очерки по истории вокального образования в Грузии, Тб., 1959.

Савар Ф.

Савар Ф. (Savart) Феликс (30 VI 1791, Мезьер - 16 III 1841, Париж) - франц. физик-акустик, инструментовед. Чл. Парижской АН (1827). По образованию врач. До 1814 был воен. хирургом, с 1816 работал врачом в Страсбурге. С 1820 профессор физики частного уч. заведения в Париже, с 1827 хранитель физич. кабинета в "Коллеж де Франс". С. принадлежат труды по электромагнетизму, оптике и акустике; экспериментально изучал явление резонанса и др. волновые процессы. Именем С. в акустике названа единица частотного интервала. В историю музыки вошёл как автор работ о физич. основах муз. инструментов. На базе акустич. исследований итал. скрипок С. установил закономерности в соотношениях верхней и нижней дек и выдвинул теорию их гармонич. настройки. Совм. с Вильомом исследовал плотность древесины, из к-рой изготовлялись скрипки, искал их новые формы. На основе теоретич. исследований предложил скрипку трапециевидной формы (не вошла в обиход).

Сочинения: Mйmoire sur la construction des instruments а cordes et а archet, P., 1819; Recherches sur les vibrations de l'air, "Annales de chimie et de physique", 1823, v. 24; Mйmoire sur la voix humaine, там же, 1825, v. 30.

Литература: Розенбергер P., История физики, пер. с нем., ч. 3, в. 1, М.-Л., 1935, с. 193-94, 239, 244-45, 247-52; Витачек Б., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М., 1964, с. 159-60.

Л. Б. Римский.

Савёлова З. Ф.

Зинаида Филипповна (31 Х(12 XI) 1862, Орёл - 14 III 1943, Москва) - сов. музыковед, библиограф и переводчик. Доктор искусствоведения (1941). Один из первых рус. учёных-библиографов в области музыки. Муз. образование получила в Моск. нар. консерватории (1906-10) под рук. С. И. Танеева, Б. Л Яворского, М. В. Иванова-Борецкого. С 1909 чл. об-ва "Муз.-теоретич. библиотека" (сотрудник науч. б-ки об-ва), с 1914 одноврем. работала в б-ке Моск. консерватории (в 1924 эти библиотеки слились). Участвовала в работе музыковедческой секции ГАХНа (1921-31). Муз. интересы С. сложились под влиянием С. И. Танеева (сохраняла с ним дружеские отношения), в сфере истории музыки - М. В. Иванова-Борецкого, с к-рым работала в об-ве "Муз.-теоретич. библиотека" и в редакции журн. "Муз. образование". С. принадлежат переводы мн. музыковедческих сочинений, в т.ч. книги А. Швейцера "И. С. Бах" (М., 1934, пер. с франц.). Автор многочисл. библиографич. заметок и рецензий на заруб. науч. издания 1920-30, работ о С. И. Танееве, Г. Пёрселле и др.

Сочинения: С. И. Танеев в его библиотеке, в кн.: С. И. Танеев. Личность, творчество и документы его жизни, М.-Л., 1925; Бетховен и Одоевский, "Музыкальное образование", 1927, No 1-2; Мусоргский в кругу его личных знакомств, в кн.: М. П. Мусоргский. К пятидесятилетию со дня смерти, М., 1932; Библиотека консерватории в 1914 г., "Советский музыкант", 1939, 19 марта; Мои воспоминания о С. И. Танееве, в кн.: С. И. Танеев. Материалы и документы, т. 1, М., 1952, и др.

Литература: Медведева М., Заслуга, "Советский музыкант", 1941, 18 февраля.

Савицкая В. С.

Валентина Савельевна (р. 10 VIII 1927, Кишинёв) - сов. певица (колоратурное сопрано). Нар. арт. Молд. ССР (1964). В 1954 окончила Кишинёвскую консерваторию. С 1947 солистка Молд. радио, с 1952 артистка Молд. муз.-драм. т-ра им. А. С. Пушкина, с 1957 солистка Молд. т-ра оперы и балета. Партии: Марфа "Царская невеста"), Иоланта, Джильда, Виолетта, Дездемона, Маргарита; Флорика ("Грозован" Гершфельда, 1-е исп., 1956) и др. 2-я пр. на конкурсе 6-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1957).

Савранский Л. Ф.

Леонид Филиппович (16(28) IV 1876, с. Тоганча, ныне Черкасской обл. - 11 IX 1966, Москва) - сов. певец (драм. баритон). Нар. арт. РСФСР (1934). В 1899 окончил ф-т естествознания Киевского ун-та, затем занимался в Киевском муз. уч-ще у М. В. Зотовой. В 1903-08 солист оперных трупп Иркутска, Риги, Одессы, в 1908-12 - Петерб. нар. дома; в 1912-44 - Большого т-ра. С. обладал выразительным голосом и ярким драм. талантом. Среди его лучших партий - Грязной ("Царская невеста") и Амонасро. Др. партии: Демон; Томский ("Пиковая дама"), Борис Годунов, Князь Игорь, Мизгирь; Тельрамунд ("Лоэнгрин"), Эскамильо, Скарпиа (первый исп. на сцене Большого т-ра, 1930), Свенгали ("Трильби" Юрасовского). В 1948-54 преподаватель (с 1952 профессор) Моск. консерватории. Среди его учеников - И. К. Архипова.

В. И. Зарубин.

Савченко А. М.

Аркадий Маркович (р. 6 IV 1936, Витебск) - сов. певец (баритон). Нар. арт. БССР (1976). В 1960 окончил Моск. консерваторию у А. И. Батурина. С того же года солист Белорус. т-ра оперы и балета. Партии: Евгений Онегин, Елецкий, Фигаро, Риголетто; Ди Луна ("Трубадур"), Малатеста ("Дон Паскуале" Доницетти), Тельрамунд ("Лоэнгрин"), Дон Жуан; Листрат ("В бурю"), Фердинанд ("Обручение в монастыре"), Апанас ("Алеся" Тикоцкого), Лаговский ("Ясный рассвет" Туренкова), Левон Бурак ("Колючая роза" Семеняко), Левчук ("Тропою жизни" Вагнера), Максим ("Зорка Венера" Семеняко, 1-е исп., 1970), Фоскари ("Джордано Бруно" Кортеса, 1-е исп., 1977), Кизгайло ("Седая легенда" Смольского, 1-е исп., 1978). Гастролирует за рубежом.

Савшинский С. И.

Самарий Ильич (24 VI (6 VII) 1891, Петербург - 19 X 1968, Ленинград) - сов. педагог и пианист. В 1915 окончил Петерб. консерваторию по классу фп. у Л. В. Николаева. В 1918-21 преподаватель класса фп. в консерватории Ростова-на-Дону; вёл в этом городе интенсивную конц. деятельность. С 1921 преподаватель, с 1926 профессор Ленингр. консерватории (с 1933 зав. кафедрой фп., в 1940-51 декан фп. ф-та). Как пианист-педагог творчески развивал художеств. и методич. принципы Л. В. Николаева. У С. обучалось более 200 музыкантов, успешно работающих в разных областях муз. культуры. Большое внимание С. уделял муз. развитию детей, внеся значит. вклад в теоретич. разработку прогрессивного слухового метода муз. воспитания. Был одним из организаторов и первым директором (с 1936) спец. муз. школы-десятилетки при Ленингр. консерватории. Автор ряда книг и статей, посв. вопросам фп. иск-ва и педагогики.

Сочинения: Л. Николаев, Л.-М., 1950; Л. В. Николаев. Очерк жизни и творческой деятельности, Л., 1960; Пианист и его работа, Л., 1961; Режим и гигиена работы пианиста, Л., 1963; Работа пианиста над музыкальным произведением, М.-Л., 1964; Работа пианиста над техникой, Л., 1968, и др.

Литература: (Группа учеников). Славный юбилей, "СМ", 1962, No 1; Зингер В., Опыт педагога, там же, 1963, No 11; Корыхалова Н., С. И. Савшинский, в сб.: В фортепианных классах Ленинградской консерватории, Л., 1968.

Н. П. Корыхалова.

Сагаев Л. К.

Любомир Константинов (р.12 IХ 1917, Пловдив) - болг. музыковед и муз. деятель. В 1941 окончил муз. академию в Софии по классу теории музыки. Директор Софийской филармонии (1961-70). Секретарь (1958-62) и зам. пред. (с 1980) Союза болг. композиторов.

Литературные сочинения: Българското оперно творчество, София, 1958; Маестро Георги Атанасов, София, I960, 1961; Книга за операта, 1967.

Сагатов М. С.

Мансур Сагатович (р. 2 I 1939, Джанибекский р-н Уральской обл.) - сов. композитор, педагог и муз.-обществ. деятель. В 1963 окончил Алма-Атинскую консерваторию у В. В. Великанова. С того же года гл. ред. муз. вещания Казах. радио, с 1974 ст. ред. репертуарно-редакционной коллегии Мин-ва культуры Казах. ССР. С 1977 преподаёт инструментовку в Алма-Атинской консерватории. Среди соч. С. - балет "Алия" (1978, Казах. т-р оперы и балета), кантаты "Песнь акына" (сл. Джамбула Джабаева, 1972), "Праздничная" (сл. К. Мырзалиева, 1980), симфония (1963), симф. картина "Мерген" (1976), концерт для скрипки с оркестром (1968), поэма "Диалоги" (для струнных, флейты, литавр и фп., 1973), произв. для хора; романсы, песни; музыка к спектаклям драм. т-ров и кинофильмам. Пр. Ленинского комсомола Казах. ССР (1967).

Сагырбаев Курмангазы

Сагырбаев Курмангазы - см. Курмангазы Сагырбаев.

Садло К. П.

Садло К. П. (Sadlo) Карел Православ (5 IX 1898, Прага - 24 VIII 1971, там же) - чеш. виолончелист, педагог и муз.-обществ. деятель. Засл. арт. ЧССР (1962). Учился у Я. Буриана (1919-22) и Ю. Юнека в Пражской консерватории (окончил в 1926), где позднее преподавал (в 1938-49 профессор). В 1924 организовал собств. муз. изд-во, публиковавшее новые соч. совр. авторов, а также забытые и редко исполняемые соч. Выступал как солист и ансамблист. Участник (до 1938) "Чехосл. квартета". С 1946 преподавал в Академии иск-в (с 1948 профессор, зав. кафедрой, с 1961 проректор). Среди учеников - М. Садло, Ф. Сметана, Й. Хухро. В 1962 вёл курс мастерства в Веймаре (совм. с М. Садло). С. - один из организаторов, с 1955 пред. секции музыкантов-исполнителей Союза чехосл. композиторов. В 1955-57 худ. рук. Чехосл. филармонии. Пред. комиссии междунар. конкурсов "Пражская весна". Чл. жюри ряда европ. междунар. конкурсов, в т.ч. им. П. И. Чайковского в Москве (1962, 1966, 1970). Автор инструктивных работ и уч. пособий.

Садло М.

Садло М. (Sadlo) (наст. фам. - Затврзски, Zatvrzsky) Милош (р. 13 IV 1912, Прага) - чеш. виолончелист. Засл. арт. ЧССР (1962). Обучался музыке самостоятельно. С 1928 брал уроки игры на виолончели у К. П. Садло. В 1929 дебютировал исполнением концерта Сен-Санса и с этого времени начал концертировать (в 1929 принял фамилию своего учителя как почитатель его иск-ва). В 1941 окончил Пражскую консерваторию по классу виолончели у К. П. Садло. Совершенствовался у П. Касальса в г. Прад. Много выступал как солист и ансамблист; был участником "Пражского квартета" (1931-33), "Чешского трио" (1944-1956), трио Й. Сука (1957-60); с 1949 солист Чеш. филармонии (Прага). Гастролировал во мн. странах, в т.ч. неоднократно в СССР (впервые в 1946). С Д. Д. Шостаковичем и Д. Ф. Ойстрахом исполнял фп. трио Шостаковича; в дуэте с Ойстрахом - двойной концерт с оркестром И. Брамса. В репертуаре С. наряду с заруб. классич. музыкой произв. А. Дворжака, Л. Яначека, Б. Мартину, В. Новака, И. Ржезача и др. чеш. композиторов, а также совр. зап.-европ. и сов. авторов (П. Хиндемит, А. Онеггер, П. Владигеров; С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян и др.). С. - артист лирич. склада; его игре присущи импровизационная свобода, романтич. увлечённость, тонкое ощущение стиля исполняемого произв. С 1950 преподаёт в Академии иск-в в Праге (с 1953 профессор). Неоднократно вёл курсы высшего мастерства в ун-тах США. Участник жюри ряда междунар. конкурсов (им. Г. Вигана в Праге, 1955; П. Касальса в Париже, 1957; в Мехико, 1959). Гос. пр. ЧССР (1953).

Литература: Гайдамович Т., Милош Садло, "СМ", 1957, No 6; Гинзбург Л., Новая встреча с Милошем Садло, "СМ", 1962, No 6.

В. А. Юзефович.

Садовников В. И.

Виктор Иванович (21 III (2 IV) 1886, с. Шульгино, близ Тамбова - 6 III 1964, Москва) - сов. певец (тенор), педагог, дирижёр и композитор. В 1911 окончил Моск. консерваторию по классу пения у У. Мазетти. По композиции занимался у А. А. Ильинского, С. И. Танеева, позднее у Р. М. Глиэра. В 1911-14 преподавал муз.-теоретич. предметы в Моск. нар. консерватории. В 1909-11 пом. зав. муз. частью, дирижёр и композитор Т-ра Незлобина, в 1913-14 дирижёр и зав. муз. частью т-ра "Водевиль" (Москва). В 1918-23 солист и дирижёр Оперной студии Большого т-ра, к-рой руководил К. С. Станиславский. В 1921-28 дирижёр и худ. рук. Моск. оперно-симф. коллектива. В 1930-32 ст. науч. сотрудник Научно-исследовательского ин-та радио и телевидения. В 1922-1930 профессор Моск. консерватории (классы ансамбля, хор. и оперный). В 1930-37 преподаватель классов сольного, камерного и оперного пения Муз. уч-ща при Моск. консерватории. С 1944 профессор Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных (класс сольного пения). Вёл работу в муз. самодеятельности (в 1934-49 худ. рук. и дирижёр основанного им оркестра науч. работников при Обкоме работников высшей школы и науч. учреждений; в 1936 организовал там же хор. капеллу). Автор муз. произв., в т.ч. детской оперы "У царевны Динь" (1909, Т-р Незлобина, Москва), кантат, хоров, вок. ансамблей, романсов, песен. Написал кн. "Орфоэпия в пении" (М., 1958), очерки "Воспоминания о Московской консерватории в 1905 году" (в сб.: Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966), "Элементы художественно-исполнительского становления певца" (в сб.: Вопросы вокальной педагогики, вып. 4, М., 1969) и др.

И. М. Ямпольский.

Садыков Т.

Талиб (27 II (12 III) 1907, Ташкент - 5 IX 1957, там же) - сов. композитор. Нар. арт. Узб. ССР (1939). Чл. КПСС с 1944. В 1928-30 учился в Самаркандском ин-те музыки и хореографии, в 1939-41 - в Узб. студии при Моск. консерватории, по композиции занимался у Р. М. Глиэра. В 1933-39 дирижёр оркестра Узб. муз.-драм. т-ра в Ташкенте. В 1939-48 пред. CK Узбекистана. Осн. сфера творч. деятельности С. - сценич. жанры: опера и муз. драма. С его именем неразрывно связан этап становления узб. муз. т-ра.

Сочинения: оперы - Лейли и Меджнун (совм. с Р. М. Глиэром; 1940, Узб. т-р оперы и балета), Гульсара (совм. с Глиэром; 1949, там же), Зайнаб и Омон (закончена посм. Б. И. Зейдманом, Ю. Раджаби и Д. Закировым; 1958, там же); муз. драмы - Богбон киз (Дочь садовника, 1930, Самаркандский муз.-драм. т-р); Лейли и Меджнун (1933, Узб. муз.-драм. т-р), Давроната (совм. с А. Ф. Козловским, 1941, Узб. т-р оперы и балета); Армугон (Подарок, совм. с В. А. Мейеном, 1946, Узб. т-р муз. драмы и комедии им. Мукими, Ташкент); для орк. - поэма Шодлик (Радость, 1943), Симфонический этюд (1945); романсы, песни.

Литература: Асиновская A., Акбаров И., Композиторы Советского Узбекистана, Таш., 1959, с. 100-103; Джаббаров A., Соломонова Т., Композиторы и музыковеды Узбекистана, Таш., 1975, с. 180-82.

Т. С. Вызго.

Садыков Ф. С.

Фахриддин Садыкович (31 V (13 VI) 1914, Ташкент - 27 X 1977, там же) - нар. музыкант, исполнитель на чанге. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1964). В 1929 окончил Ташкентское муз. уч-ще по классу нар. инструментов, в 1946-48 учился в Ташкентской консерватории по классу композиции. В 1930-36 руководил кружками художеств. самодеятельности, был чангистом оркестра Узб. муз.-драм. т-ра. В 1937-45 работал в Узб. филармонии (чангист ансамбля нар. инструментов, руководитель ансамбля дутаристок, затем ансамбля песни и танца). В 1947-52 концертмейстер нац. ансамбля Узб. радио, в 1957-61 чангист оркестра узб. нар. инструментов, в 1961-77 руководитель ансамбля макомистов. С 1972 вёл класс макомистов в Ташкентской консерватории (кафедра вост. музыки). Автор мн. популярных в республике песен и пьес для узб. нар. инструментов.

Литература: Алимбаева К., Ахмедов М., Народные музыканты Узбекистана, Таш., 1959, с. 120-23; Джаббаров A., Соломонова Т., Композиторы и музыковеды Узбекистана, Таш., 1975, с. 183-85.

Т. С. Вызго.

Садых М. А.

Мирза Асад оглы (1842-1902) - азерб. нар. музыкант. Жил и работал в г. Шуша (Нагорный Карабах). Был исполнителем-виртуозом на таре. Реконструировал его, увеличив количество струн. стал держать тар, прижимая к груди, что расширило возможности виртуозного исполнения. В числе его учеников - К. Примов. Работу С. над усовершенствованием тара продолжил У. Гаджибеков. В народе С. был известен как Садыхджан.

Литература: Керимов К., Оркестр азербайджанских народных инструментов, Баку, 1959, с. 11-12.

Саз

Саз - струн. щипковый инструмент, распространённый у мн. народов Кавказа и Закавказья.

Азербайджанский С. имеет глубокий корпус грушевидной формы из орехового или тутового дерева, долблёный или склеенный из отд. клёпок, и длинную шейку, прямоуг. или округлую с тыльной стороны. В тонкой деревянной деке С., иногда также в корпусе, просверлены мелкие резонаторные отверстия. Гриф и края деки часто украшаются перламутром. В головке, к-рая служит продолжением шейки, имеются деревянные колки, к колкам прикреплены металлич. струны (4-10; наиболее употребительны С. с 8-10 струнами); по настройке они объединяются в 3 группы, каждая из к-рых настраивается в унисон, - мелодическая (3-хорная; строй d1), бурдонная (2-хорная; строй g), аккомпанирующая (3-хорная; строй с1). Т. о., крайние группы струн образуют интервал большой секунды, средняя - ниже 1-й на квинту и ниже 3-й на кварту. Струны 1-й группы служат для исп. мелодии, струны 2-й используются открытыми, создавая органный пункт, струны 3-й - поддерживают нек-рые мелодич. ходы и участвуют в гармония, созвучиях. Исполнитель опирает корпус о верхнюю часть груди, шейку приподнимает, играет плектром, защипывая поочерёдно все струны. Поэтому мелодия постоянно сопровождается гармонич. фоном - кварто-квинтовыми аккордами, часто с полутонами. Звук С. - звонкий, нежный, красивого тембра (в классич. азерб., арм. и дагестанской поэзии С. определяется как "сладкозвучный", "золотой"). Существуют С. малые (500-700 мм), средние (800-1000 мм) и большие (1200-1500 мм), к-рые носят на ремне через плечо. С. - один из самых старинных нар. инструментов Азербайджана. Его предшественниками считают ситар (или джуфти саз; упоминается в поэмах Низами, 12 в.) и дутар, имеющий сходную форму. Исполнители на С. - ашуги используют его как аккомпанирующий инструмент при сольном пении, во вступит. импровизациях, сольных инстр. эпизодах, разделяющих части произв., и в отыгрышах, проявляя высокое мастерство и как инструменталисты. С. применяется и в совр. ансамблях, и в оркестрах нар. инструментов.

Армянский С. имеет ту же конструкцию, что и азербайджанский; отличается лишь настройкой 2-й группы струн. звучащей октавой выше, чем в азерб. С. (е1-a1-d1).

Дагестанский С. называемый чунгур (чугур) - 2-струнный, его парные струны настраиваются в кварту (d1-a, f1-с1).

С. распространён также в Иране, Афганистане и др. странах Востока.

Литература: Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э.. Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1964, 1975, с. 110, 119, 136,148; Эльдарова Э., Саз - музыкальный инструмент азербайджанских ашугов, в сб.: Музыка народов Азии и Африки, вып. 1, М., 1969, с. 75-88.

Н. А. Лисова.

Сазандари

Сазандари - сазандар (от перс. сазенде - музыкант).

1) Исполнитель на сазе или др. нар. инструменте в Закавказье.

2) Ансамбль нар. инструментов, распространённый в Азербайджане, Армении, Грузии, а также в Иране и др. странах Ближнего Востока. Исполняет нар. песенные и танц. произв., а также мугамы. Состоит не менее чем из трёх музыкантов; в Закавказье это обычно исполнители на таре, кеманче и дафе. Один из исполнителей часто также и поёт (обычно исполнитель на дафе).

Р. Атаян.

Сазандарян Т. Т.

Татевик Тиграновна (р. 20 VIII (2 IX) 1916, с. Хндзореск, ныне Горисского р-на Арм. ССР) - сов. певица (меццо-сопрано), муз.-обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1956). Чл. КПСС с 1949. Деп. Верх. Совета СССР 5-го созыва (1958). Участвовала в художеств. самодеятельности. В 1937 окончила вок.-драм. студию при Доме культуры Арм. ССР (Москва) и была принята в труппу Арм. т-ра оперы и балета. Первая исполнительница партий в операх арм. композиторов: Алмаст (2-я ред. оперы); Парандзем ("Аршак II" Чухаджяна), Тамар ("Давид-Бек" А. Тиграняна), Назели ("Героиня" Степаняна; Гос. пр. СССР, 1951), Шушан ("Орлиная крепость" Бабаева), Берберо ("В лучах солнца" Тер-Гевондяна), Анна ("Саят-Нова" Арутюняна). Создала муз.-сценич. образы в произв. рус. и зап.-европ. авторов: Любаша ("Царская невеста"), Кончаковна ("Князь Игорь"), Ольга ("Евгений Онегин"); Иокаста ("Царь Эдип" Стравинского), Амнерис; Зибель ("Фауст"), Далила. Сильный голос С. на piano звучит мягко, на forte - звонко, с металлич. оттенком. В её пении органически сочетаются классич. и нац. манера исполнения. Гастролирует в СССР и за рубежом (Иран, Сирия, Ливан, Бельгия, Франция, Греция, Швеция, Тунис, Чехословакия, Венгрия и др.). В конц. репертуаре С. вок. классика, произв. совр. композиторов. С 1961 преподаёт в Ереванской консерватории (с 1970 профессор). С 1972 одноврем. зав. кафедрой сольного пения Ереванского художеств.-театр. ин-та. Среди учеников - А. Акопян, А. Арутюнян, К. Малунцян.

Литература: Арутюнян В., Татевик Сазандарян, "СМ", 1956, No 6; Симонян К., Арутюнян В., Татевик Сазандарян. Жизнь и сценическая деятельность, Ер., 1959 (на арм. яз.).

М. О. Мурадян.

Сазонов В. С.

Владимир Станиславович (26 VI (9 VII) 1912, Петербург - 30 IV 1969, Москва) - сов. гитарист и композитор. Брал уроки теории музыки и гармонии у комп. Н. С. Речменского. Участник разл. ансамблей и цыганских хоров. С 1937 выступал с певицами В. М. Орловой, Т. С. Церетели, В. Н. Левко, Е. С. Чёрной. С 1939 концертмейстер Ансамбля цыганской песни и пляски, с 1946 солист Всесоюзного гастрольно-конц. объединения, с 1953 гитарист-концертмейстер Малого т-ра в Москве. Играл на больших гитарах с добавочными струнами. В совершенстве владел исполнит. техникой. В своём творчестве продолжал традиции М. Т. Высоцкого и А. О. Сихры. Создал большое количество вариаций на темы рус. нар. песен - "Не брани меня, родная", "Метелица", "Всю-то я вселенную проехал", "Утушка луговая", "Тонкая рябина" и др., а также ряд оригинальных произв. для гитары. Написал музыку к кинофильмам (ок. 20). Ему принадлежат неск. методич. пособий по игре на гитаре.

Саито Х.

Хидео (р. 23 V 1902, Токио) - япон. виолончелист, дирижёр и педагог. Муз. образование получил в Германии, где обучался игре на виолончели у Ю. Кленгеля (Лейпциг, 1923-27) и Э. Фёйермана (Берлин, 1930). Возвратившись в Японию, до 1941 был 1-м виолончелистом симф. оркестра "Япония" ("Нихон"). Один из основателей частной Высшей муз. школы Тохо в Токио, где ведёт высшие классы игры на виолончели и дирижирования. Выдающийся педагог, С. воспитал неск. поколений япон. исполнителей, получивших мировую известность, а также мн. педагогов (в числе его учеников - виолончелист Т. Цуцуми, дирижёр С. Одзава, участники Токийского струн. Квартета и др.).

И. М. Ямпольский.

Саитов Б. В.

Борис Владимирович (28 IV(10 V) 1897, Петербург - 5 II 1942, Ленинград) - сов. музыковед, библиограф. В 1921 окончил историко-филологич. ф-т Петрогр. ун-та, где прошёл также спец. курс истории иск-в и музыки. Муз.-теоретич. предметы изучал частным образом. С 1919 на муз.-библиотечной работе (в 1919-1920 библиограф Книжной палаты, в 1920-1921 зав. библиотекой муз. отдела Нар. комиссариата просвещения, в 1921-22 пом. зав. библиотекой Гос. филармонии). С 1923 науч. сотрудник, в 1931-42 зав. отделом нот Гос. публич. б-ки им. M. E. Салтыкова-Щедрина. В 1931-33 руководил работой бюро Ассоциации муз. б-к. Принимал участие в подготовке ряда муз.-справочных работ, выступал как лектор. Автор брошюры "М. А. Балакирев. К 10-летию со дня кончины" (Пг., 1920).

Литература: Богданов-Березовский В., Музыкант, учёный, лектор. (Памяти Б. В. Саитова), "МЖ", 1967, No 9.

Сайгун А. А.

Сайгун А. А. (Saygun) Ахмед Аднан (р. 7 IX 1907, Измир) - турецкий композитор, муз. этнограф, дирижёр и педагог. В детстве учился игре на фп. Среди его педагогов - пианист М. Тевфик Бей и комп. X. С. Арель. Самостоятельно изучал гармонию, контрапункт, знакомился с европ. муз. классикой. С 1925 преподавал муз. предметы в измирских средних школах, с 1926 - в муз. школе в Анкаре. В 1928-30 совершенствовался в Париже, где занимался у Э. Боррель (гармония и контрапункт), а затем в "Схола канторум" у В. д'Энди (композиция). По возвращении на родину (1931) преподавал в Муз.-пед. уч-ще в Анкаре (класс контрапункта), одноврем. возглавлял Гос. симф. оркестр (1934-35). Профессор консерваторий (класс композиции) в Стамбуле (1936-38) и Анкаре (с 1946), в 1939-50 советник по вопросам иск-в Нар.-респ. партии (НРП) и инспектор Нар. домов. С 1946 дирижёр Президентского симф. оркестра в Анкаре. Основатель и пред. об-ва "Голос и струна" ("Ses ve tel birligi", с 1940), чл. ряда муз. организаций, в т.ч. Междунар. совета по нар. музыке. Приезжал в СССР (1963). С. - крупнейший турецкий композитор, один из представителей т.н. Турецкой пятёрки. Для его творчества характерна опора на нар. музыку, а также широкое использование средств совр. муз. техники. Среди его соч. выделяется опера "Кёр-Оглы" (пост. 1973, в дни Стамбульского муз. фестиваля, дирижёр Ниязи). С. принадлежат работы о турецкой музыке.

Сочинения: оперы - лирич. драма Феридун (1934), Керем (1948, пост. 1953, Анкара), Кёр-Оглы (1972, пост. 1973, Стамбул); для солистов, хора и орк. - кантата в античном стиле (Eski ьstьpta kantat, 1941), оратория Юнус Эмре (1946); для орк. - 4 симфонии (1953, 1958, 1960, 1975), 3 сюиты (1932, 1934, 1936); для инструментов с орк. - концерты для фп. (1958) и для скр. (1968), дивертисмент для барабана и саксофона (1930); камерно-инстр. ансамбли - сонаты для скр. с фп. и для влч. с фп. (1935), 2 струн. квартета (1947, 1958); для фп. - 5 прелюдии (1931), сонатина (1938) и др.; для голоса с орк. - поэма Сказка (для баритона, 1940); для голоса с фп. - песни (для баритона, 1945); обр. - Подарок пастуху (5 турецких нар. песен для смешанного хора, 1933) и др.

Литературные сочинения: Tьrk halk musikisinde pentatonizm, Istambul, 1936; Karacaoglan, Istambul 1952; Musiki terael bilgisi, Istambul, 1970; Bйla Bartуk's folk music research in Turkey, Bdpst, 1976.

Литература: Еge H., Musikicilerimiz, Bursa, 1948; Mimaroglu I. K., Musiki tarihi, Istambul, 1961.

З. Рустам-заде.

Сайдашев С. З.

Салих Замалетдинович (20 XI (3 XII) 1900, Казань - 16 XII 1954, Москва) - сов. композитор и театр. дирижёр. Нар. арт. Тат. АССР (1951). Занимался в Казанском муз. уч-ще по классу фп. (1916-19), в 1934-38 учился в Тат. оперной студии при Моск. консерватории по классу композиции у Г. И. Литинского. С 1921 зав. муз. частью, композитор и дирижёр Тат. т-ра им. Красного Октября (с 1939 - Т-р им. Камала). Автор музыки первых тат. муз. драм: "Голубая шаль" (1925), "Родина" (1931), "На реке Кандре" (1933) Тинчурина, "Наёмщик" Гиззата (1928; 2-я ред.- 1948, Тат. т-р оперы и балета; 3-я ред. - совм. с А. С. Ключарёвым, 1961, там же). Написал также "Балетную сюиту" для симф. оркестра, "Марш Советской Армии" для дух. оркестра (1954), песни, в т.ч. детские.

Литература: Гиршман Я. М., Салих Сайдашев, Казань, 1956; (Сафина Г. Б.), Основоположник татарской советской музыки композитор С. Сайдашев, Казань, 1958 (на тат. и рус. яз.).

Сайков И. П.

Иван Павлович (р. 11 (24) X 1911, Гомель) - сов. певец (драм. тенор). Нар. арт. БССР (1955). В 1938 окончил Оперную студию при Белорус. т-ре оперы и балета у М. И. Денисова, с того же года солист Минского т-ра муз. комедии. Исполнял ведущие партии в опереттах. С 1949 - солист Белорусского, в 1956-73 - Саратовского т-ров оперы и балета. С равным успехом пел драм. и лирич. партии, среди них - Герман, Водемон, Самозванец, Отелло, Радамес, Дон Карлос, Каварадосси, Хозе; Стефан ("Страшный двор" Монюшко), Григорий; Олег Кошевой ("Молодая гвардия" Мейтуса), Сергей ("Девушка из Полесья" Тикоцкого). Выступал в концертах.

Сайфи Д.

Сайфи Д. (наст. фам. - Джалилов) Джалил (р. 12 IV 1932, Самарканд) - сов. композитор и педагог. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1977). В 1967 окончил Ташкентскую консерваторию у Б. Ф. Гиенко, с этого же года преподаёт в ней (с 1982 доцент). Гос. пр. Узб. ССР им. Хамзы (1979).

Сочинения: муз. драмы и комедии - Навои в Астрабаде (совм. с Ю. Раджаби, 1968), Полнолицая Тулиной (1971), Простак (1971), Анвар и Рано (1973), Память любви (1974); вок.-симф. поэмы - 50 лет Октября (1967), Монолог Меджнуна (1968), По заветам Ильича (1970); для орк. - симфония Сказ о Самарканде (1977), сюита Картинки Ташкента (1967), увертюра (1967); концерты с орк. - для скр. (1973), для влч. (1975); произв. для орк. узб. нар. инструментов; сонеты для хора a cappella; романсы, песни; музыка к кинофильмам.

Сайфиддинов Ш. С.

Шарофиддин Сангинович (р. 24 VIII 1929, Ходжент, ныне Ленинабад) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1962. Учился в Ленинабадском муз. уч-ще. В 1952 окончил нац. отделение Моск. консерватории по классу композиции у В. Г. Фере, учился здесь же на теоретико-композиторском ф-те. В 1962 окончил Ташкентскую консерваторию по классу композиции у Б. И. Зейдмана. В 1960-62 директор Муз. уч-ща в Душанбе. Первый секретарь правления CK Тадж. ССР (с 1962). Гос. пр. Тадж. ССР им. А. Рудаки (1970) за поэмы для голоса с оркестром "Дорога к мавзолею", "Осторожно, Сталинград", песни для голоса с оркестром "Ода партии", "Республика моя".

Сочинения: опера - Пулат и Гульру (1957, Тадж. т-р оперы и балета, Душанбе), Рудаки (1974, там же); муз. комедия - Две красоты и две любви (1957, Ленинабадский муз.-драм. т-р); муз. драмы - Зафар и Заррина (1963, Ленинабадский муз.-драм. т-р), Любовь чиновника (1969); 2 кантаты (1954; Цвети, Таджикистан, 1964); для орк. - симф. поэма Золотой кишлак (1962, на основе её музыки создан фильм-балет "Голоса гор", 1965); поэмы для голоса с орк.; струн. квартет; романсы и песни; музыка к кинофильмам "Человек меняет кожу" (совм. с А. И. Пирумовым, 1959), "Зумрад" (1962), "Под пеплом огонь" (1967) и др.

Литература: Композиторы Таджикистана, Душ., 1966.

А. С. Иванов.

Саква К. К.

Константин Константинович (р. 22 VIII (4 IX) 1912, Усмань, ныне Липецкой обл.) - сов. музыковед, муз. критик. Засл. деят. иск-в РСФСР (1973). Чл. КПСС с 1942. Окончил в 1937 Муз. уч-ще при Моск. консерватории по классу фп., в 1947 историко-теоретическое отделение теоретико-композиторского ф-та консерватории. В 1946-48 нач. отдела конц. организаций союзного подчинения, зам. нач. Гл. управления муз. учреждений Комитета по делам иск-в при Сов. Мин. СССР. В 1951-53 гл. редактор Гл. редакции муз.-художеств. вещания, чл. Комитета радиовещания при Сов. Мин. СССР, в 1953-56 нач. Управления муз.-художеств. вещания Гл. управления радиовещания Мин-ва культуры СССР. В 1949-51 и в 1956-1962 гл. редактор, в 1962-63 директор Музгиза. С 1964 гл. редактор Репертуарно-редакционной коллегии Управления муз. учреждений Мин-ва культуры СССР. Автор работ о произв. В. А. Моцарта, статей, посв. творчеству сов. композиторов.

Сочинения: Вольфганг Амадей Моцарт, "СМ", 1952, No 1; Моцарт. Маленькие кантаты, (M., 1956); "Заря". (Новая опера К. Молчанова), "СМ", 1956, No 6; Чайковский о Моцарте, в кн.: Bericht ьber den Internationalen musikwissenschaftlichen Kongress. Wien. Mozart-Janr, 1956, Graz-Kцln, 1958, S. 537-43; "Спартак" (А. Хачатуряна) на сцене Большого театра, "СМ", 1958, No 5; Из истории создания "Дон Жуана", в кн.: "Дон Жуан" В.-А. Моцарта, М., 1959; Симфония соль минор. К 170-летию со дня смерти В.-А. Моцарта, "МЖ", 1961, No 23; Что скрывается за шуткой. Опера Моцарта... ("Так поступают все"), там же, 1962, No 10; К (вопросу о подлинности моцартова Реквиема), предисл. к изд.: Моцарт. Реквием. Партитура, М., 1962; Встречи с И. Стравинским, "МЖ", 1962, No 21; Голям майстор на съветската музика. (В. Шебалин), "Българска музика", 1963, No 8; Оркестр Паумгартнера играет Моцарта, "МЖ", 1965, No 18; (Песенное творчество Моцарта), Предисловие в изд.: Моцарт. Песни, М., 1967, 1975; Смотр в Тбилиси: удачи и просчёты, "СМ", 1972, No 7; Отражать жизнь талантливо и правдиво. (О творчестве молодых композиторов Украины), там же, 1973, No 11; На пушкинские сюжеты. "Алеко" (Рахманинова) и "Мавра" (Стравинского)..., "МЖ", 1974, No 10; Моцарт (страницы биографии), в сб.: Моцарт и его музыка, М., 1975; Избранные статьи о музыкальном театре, М., 1975; Добрая сказка о торжестве любви, "МЖ", 1976, No 16, и мн. др.

Саккетти Л. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница