Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 4, "КАН"-"КАР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 4, "КАН"-"КАР")

Канилья М.

Канилья М. (Caniglia) Мария (р. 3 V 1905, Неаполь) - итал. певица (сопрано). Училась в консерватории в Неаполе у А. П. Роке. В 1930 дебютировала на оперной сцене в партии Хризотемиды ("Электра" Р. Штрауса, т-р "Реджо", Турин). Пела во мн. т-рах Италии, гастролировала в Буэнос-Айресе (1937), Лондоне (т-р "Ковент-Гарден", 1937), Нью-Йорке (т-р "Метрополитен-опера", 1938-39) и др. К. - одна из крупнейших совр. итал. оперных певиц. Выступает в т-рах Италии и за рубежом. Исполняет как лирич., так и драматические партии, среди них - Мими, Тоска; Лиу ("Турандот" Пуччини), Аида, Дездемона; Леонора, Леонора ди Варгас, Луиза Миллер, Амелия, Елизавета ("Трубадур", "Сила судьбы", "Луиза Миллер", "Бал-маскарад", "Дон Карлос" Верди), Маргарита ("Мефистофель" Бойто и "Фауст"), Эльза ("Лоэнгрин"), Мадлен ("Андре Шенье" Джордано), Норма и др.

Литература: Kolodin I., Metropolitan Opera House, N. Y., 1940, 1967; Lauri-Volpi G., Voci parallele, Mil., 1955 (рус. пер. - Вокальные параллели, Л., 1972, с. 93-97).

С. М. Грищенко.

Канитель

Канитель (от франц. cannetille) - очень тонкая проволока круглого сечения (или в виде ленты). Применяется при изготовлении струн. муз. инструментов. К. обвиваются струны, а также нижняя часть трости смычка скрипки, альта, виолончели, контрабаса (примыкающая к колодочке), где она охватывается пальцами исполнителя. Делается это для того, чтобы пальцы не скользили по лакированной трости.

Канифоль

Канифоль (от лат. Colophonia resina - колофонийская смола, от назв. др.-греч. города Колофон (Kolopon) в Малой Азии), гарпиус, - твёрдая составная часть смолистых веществ хвойных деревьев, остающаяся после отгонки скипидара. Хрупкое стекловидное вещество с раковистым изломом; цвет - от тёмно-красного до светло-жёлтого. К. служит для натирания волос смычка при игре на струн. инструментах, обеспечивая необходимое трение для получения чистого и сильного звука.

Канкан

Канкан (франц. cancan, букв. - шум, гам) - франц. танец алжирского происхождения, род контрданса (часто назывался парижской кадрилью). Возник в Париже в 30-е гг. 19 в., исполнялся на публичных балах. Муз. размер 2/4. Темп энергичный, подвижный. Характерные па: выбрасывание ноги, высокие прыжки. К. нашёл широкое применение во франц. классич. оперетте, особенно у Ж. Оффенбаха ("Орфей в аду", финал). Позднее появился на эстраде кафешантанов, где приобрёл крайнюю вульгарность. Танцовщиц К. часто изображал франц. худ. А. Тулуз-Лотрек.

Канкарович А. И.

Анатолий Исаакович (26 IX (8 X) 1885, Петербург - 17 VIII 1956, Москва) - сов. дирижёр, композитор и муз. критик. Окончил Петерб. консерваторию по классам скрипки у Л. С. Ауэра (1906), дирижирования у H. H. Черепнина, композиции у И. И. Витола (оба - 1910; в 1906-07 занимался в классе инструментовки у Н. А. Римского-Корсакова). В 1910-14 совершенствовался как дирижёр у А. Никиша в Лейпциге, В. Менгельберга в Амстердаме и Э. Шуха в Дрездене. По возвращении в Россию (1915) выступал как симф. и оперный дирижёр в Москве (Оперный т-р Зимина и др.), Петрограде (1918, Мариинский т-р, ныне Ленингр. т-р оперы и балета) и др. городах. В 1920 зав. театр. отделом газ. "Петроградская правда". Эмиссар театр. и муз. отделов Наркомпроса. Автор опер "Сын Земли" (по Г. Гофмансталю, 1915, Москва), "Красный маяк", балета "Пан" (по И. С. Тургеневу, 1918, Москва), произв. для солистов, хора и оркестра; хоров a cappella; песен; музыки к спектаклям драм. т-ра. Преподавал в школе-студии Александрийского т-ра. К. принадлежит ряд статей.

Сочинения: Путеводитель по операм, (кн. 1) - 2, Л., 1926-(1927); Новый путь певца, М.-Л., 1931, и др.

Канклес

Канклес - литов. струнный щипковый муз. инструмент с корпусом крыловидной формы. Общая дл. 800-900 мм. Родствен латыш. кокле, эст. каннель, карело-фин. кантеле и рус. гуслям крыловидного типа. Происхождение К. восходит к глубокой древности. Старинные К. имели долблёный корпус, 4-5 струн. В дальнейшем корпус стали делать клеёным из отд. досок, а число струн увеличили до 25; наиболее употребительными были 5-10-струнные инструменты. Настройка струн - диатоническая. Во время игры К. держат на коленях широкой стороной влево, пальцами или ногтями правой руки (иногда плектром) защипывают струны, а пальцами левой глушат их; играют и обеими руками. Используется К. в качестве сольного и ансамблевого инструмента. На нём исполняют танц. и песенные мелодии (в т.ч. сутартине). К. - один из наиболее любимых муз. инструментов литовцев. В сов. время создано семейство усовершенствованных К. - прима, бас и контрабас. Применяются эти инструменты гл. обр. в конц. сольной, ансамблевой и оркестровой практике.

К. А. Вертков.

Каннабих И. К.

Каннабих И. К. (Cannabich) Иоганн Кристиан (крещён 28 XII 1731, Мангейм - 20 I 1798, Франкфурт-на-Майне) - нем. композитор, скрипач и дирижёр. Сын флейтиста Маттиаса Франца К. (1700-1773). Муз. образование получил под рук. Я. Стамица. С 13 лет скрипач мангеймской придв. капеллы. В 1753 занимался по композиции у Н. Йоммелли в Риме.

Каннабих И. К.

С 1758 концертмейстер придв. капеллы, с 1774 директор придв. инстр. музыки в Мангейме. В 1778 поселился в Мюнхене при дворе курфюрста. Под его управлением исполнительское иск-во мангеймской придв. капеллы достигло высокого художеств. уровня. После смерти Стамица был признан главой мангеймской школы. Инстр. творчество К. имело значение для становления и развития художеств. принципов этой школы. К. разрабатывал форму симфонии, применял новые принципы инструментовки, основанные на равномерном распределении тематич. материала между всеми оркестровыми голосами. Автор опер, балетов (ок. 40), 90 симфоний, скр. концертов, камерно-инстр. музыки. Сын Иоганна Кристиана К. - Карл Август К. (крещён 11 X 1771, Мангейм - 1 V 1806, Мюнхен) - скрипач и композитор. С 1800 директор придв. музыки в Мюнхене. Автор симфоний, фп. пьес, кантаты "Торжественной памяти Моцарта" ("Mozarts Gedaechtnis Feyer", исп. 1797).

Литература: Riemann H., Thematische Katalog der Symphonien, "DTB", Bd III, Tl 1; его же, Thematische Katalog der Kammermusik, там же, Bd XV; Thematische Katalog der Werke von Cannabich, там же, Bd XVI; Hоfer H., Ch. Cannabich, Mьnch., 1921 (Diss.); Sandberger A., Ch. Cannabich. Die Propylдen, Mьnch., 1932.

И. M. Ямпольский.

Каннель

Каннель - эст. струнный щипковый муз. инструмент. Родствен карело-фин. кантеле, латыш. кокле, литов. канклес, рус. крыловидным гуслям. Дл. 600-900 мм. Корпус старинного К. был долблёный, крылообразный, с 5-7 жильными струнами. Во 2-й пол. 19 в. его стали делать клеёным из отд. досок, придавая ему форму вытянутого треугольника; струны были заменены на металлические, количество их возросло до 30 и более; встречались К. с парными и тройными струнами. Настройка струн - диатоническая (у инструментов с парными и тройными струнами в каждом хоре - унисонная). Был создан также саате-К., струны к-рого строились по мажорному и минорному трезвучиям. Во время игры К. держат на столе или коленях, правой рукой защипывают струны, левой глушат их. К. - самый популярный, широко распространённый муз. инструмент эстонцев; на нём играют соло, аккомпанируют пению и используют в ансамблях, где он занимает главное положение. В Советской Эстонии созданы К. различных систем, применяемые в концертной практике.

К. А. Вертков.

Канн-Новикова Е. И.

Канн-Новикова Е. И. (урожд. Коган, по мужу - Новикова) Елизавета Исааковна (р. 24 IX (7 X) 1902, Киев) - сов. музыковед. Училась в 1920-24 на филологич. ф-те Киевского ун-та, в 1924-30 на вокально-пед. отделении муз. техникума им. Гнесиных в Москве. С 1930 выступает в печати. Ей принадлежит ряд публикаций муз. и эпистолярного наследия М. И. Глинки, Е. Э. Линёвой, В. Н. Кашпе-рова, Н. П. Огарёва, Б. В. Асафьева.

Сочинения: М. Ю. Лермонтов и музыка, М., 1939; М. И. Глинка. Новые материалы и документы, вып. 1-3, М., 1950-55; Собирательница русских народных песен Евгения Линёва, М., 1952; Рассказы о песнях (Среди долины ровныя...), М., 1963; Маленькая повесть о Михаиле Глинке (Рассказы о музыке для школьников), М., 1964, 1968; Вы жертвою пали в борьбе роковой, М., 1968; Хочу правды! (о А. С. Даргомыжском), М., 1971, и др.

Каноббио К.

Каноббио К. (Kanobbio) Карло (1741, Венеция - 23 II (7 III) 1822, Петербург) - итал. скрипач и композитор. Нек-рое время жил в Мадриде, с 1773 - в Венеции; работал капельмейстером и концертмейстером в одном из местных оперных т-ров, где были поставлены его балеты. В 1779 переселился в Россию. В 1779-1800 концертмейстер придворного оперного оркестра, композитор балетной музыки, капельмейстер итал. оперной труппы в Петербурге. В 1797 числился придв. учителем игры на гитаре. Написал совм. с Дж. Сарти и В. А. Пашкевичем музыку к историч. представлению "Начальное управление Олега" (пост. 1790, Петербург, текст Екатерины II); ему принадлежат в ней орк. антракты, написанные на материале популярных песенных мелодий (по стилю изложения они восходят к традициям русской национальной песенно-бытовой оперы).

Сочинения: балеты, в т.ч. пост. в Петербурге, - Дон Жуан (1781), Ариадна и Бахус (1789), Пирам и Тисба (1791), Кастор и Поллукс (1803); 2 симфонии; 6 дуэтов для флейты и скр. (или для скрипок; написаны в Мадриде, изд. в Венеции), 6 сонат для гитары с аккомпанементом скр. с сурдиной, соч. 2 (СПБ, 1797), полонез для гитары и скр. (1799), вок. произв. и др.

Литература: Вольман Б., Гитара в России. Очерк истории гитарного искусства, Л., 1961, с. 51-52; Келдыш Ю., Русская музыка XVIII века, М., 1965, с. 376; Mооsег R.-A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siиcle, t. II, Gen., 1951, p. 250-52.

И. М. Марков.

Канон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Канон (инструмент)

Канон (инструмент) - струнный щипковый муз. инструмент Распространен в странах Ближнего и Среднего Востока, где он известен под назв. канун (перс. - ганун), в СССР встречается в Армении. Плоский корпус К. (дл. 800-900 мм, шир. 380-400 мм) склеен из отд. досок в форме трапеции. Верхняя дека покрывает бульшую часть корпуса; в его нижнем, открытом конце натягивается мембрана. Над верхней декой в продольном направлении натянуты 24 тройные жильные струны, настраиваемые вращающимися колками. Строй струн - диатонический, диапазон 3 с половиной октавы. Под струнами, близ колков, укреплены дополнительные откидные порожки, позволяющие быстро перестраивать каждую струну на полтона, тон, а нек-рые на полтора тона. Звук из К. извлекается металлич. плектром, надеваемым на палец подобно напёрстку. При игре исполнитель держит К. на коленях или кладёт его на стол.

Кант

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кантата

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кантеле

Кантеле (фин. kantele) - карело-фин. струнный щипковый музыкальный инструмент, родственный эст. каннель, латыш. кокле, литов. канклес и рус. крыловидным гуслям. Корпус К. крылообразной формы, долблёный. У старинных инструментов он выдалбливался снизу и не закрывался, у позднейших выдалбливается сверху и открытая сторона его покрывается декой. Струны одним концом прикреплены к валику, установленному в узкой стороне корпуса, другим намотаны на колки, расположенные на широком "открылке". Старинные К. имели 5 жильных струн, современные снабжаются металлическими и число их доходит до 34. Настраиваются струны по диатонич. гамме мажорного или минорного наклонения. Во время игры К. держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны. На К. играют соло, аккомпанируют рунам нар. эпоса "Калевала". Как известно из этого эпоса, К. является древнейшим карело-фин. муз. инструментом. В сов. время В. П. Гудков совм. с инструментальным мастером Е. Клюхиным создал семейство усовершенствованных К. - пикколо, прима, альт, бас и контрабас, к-рые послужили основой оркестровой группы ансамбля "Кантеле" Карел. АССР.

К. А. Вертков.

Кантелли Г.

Кантелли Г. (Cantelli) Гвидо (27 IV 1920, Новара - 24 XI 1956, Орли, близ Парижа) - итал. дирижёр. В 1942 окончил Миланскую консерваторию как композитор (занимался у А. Педролло и Дж. Ф. Гедини). С 1943 худ. рук. и дирижёр т-ра "Кочча" в Новаре. С 1945 выступал с крупнейшими европ. оркестрами. В 1949 по приглашению А. Тосканини, высоко ценившего дарование К., дирижировал оркестром Нац. радио США (NBC). С 1951 рук. Лондонского филармонич. оркестра, с 1956 дирижёр оркестра т-ра "Ла Скала". С 1961 в Новаре проводится Конкурс молодых дирижёров имени К. (каждые 2 года).

Литература: Соlоnna L. S., Presenza di G. Cantelli, Novara, 1962.

Кантелуб М. Ж.

Кантелуб де Маларе (Canteloube de Malaret) Мари Жозеф (21 X 1879, Анноне, близ г. Турнон - 5 XI 1957, Париж) - франц. композитор, собиратель и исследователь муз. фольклора. Обучался игре на фп. у А. Дётцер (ученицы Ф. Шопена). С 1901 занимался композицией в "Схола канторум" (певческая школа) у В. д'Энди. Одновременно начал собирать и систематизировать франц. нар. песни. Знаток франц. муз. фольклора, К. опубликовал огромное количество обработанных и гармонизованных им нар. песен: "Песни Оверни" ("Chants d'Auvergne", 5 серий, 1923-55), "Песни Франции" ("Chants de France", 2 серии, 1939-40), "Песни Ангумуа, Лангедока, Туренн, страны басков" ("Chants de l'Angoumois, du Languedoc, de la Touraine, des pays basques", 1947). Составитель "Антологии французских народных песен" ("Anthologie des chants populaires franзais", 4 т., 1939-44, нов. изд. 1951). Увлечение фольклором оказало влияние и на творчество К. Его произв. отличаются ярко выраженным нац. колоритом, мелодич. выразительностью, свободой вок.-хорового письма.

Сочинения: оперы - Хутор (Le Mas, 1913, пост. 1929, Париж, Гранд-Опера), Верцингеторикс (Vercingйtorix, 1933, там же); для орк. - симфония, поэма К далёкой принцессе (Vers la princesse lointaine, 1911), Лавр (Lauriers, 1929); для фп. с орк. - Французские пьесы (Piиces franзaises, 1934); для скр. с орк. - Поэма (1937); Деревенское трио (Rustiques, 1946) для дух. инстр.; 400 хоров; вок. лирика (в т. ч. 30 мелодий для пения с фп.) и др.

Литературные сочинения: Les chants des provinces franзaises, P., 1945; D'Indy, Monaco, 1949, P., 1949; Dйodat de Sйverac, P., 1951.

Литература: Boursiac L. G., Canteloube, Toulouse, 1941.

С. М. Грищенко.

Кантемир Д. К.

Дмитрий Константинович (26 X 1673, Фэлчиу, ныне уезд Васлуй, Румыния - 21 VIII (1 IX) 1723, поместье Дмитровка Харьковской губ.) - писатель, учёный-энциклопедист, композитор, муз. теоретик. Отец поэта А. Д. Кантемира. Муз. образование получил в Константинополе, где жил в 1687-1710 (находился там до 1691 в качестве заложника). После 1711 жил в России, был одним из ближайших сподвижников Петра I. Его учителя - выдающиеся турецкие музыканты, преподаватель султанского сераля Кемани Ахмед и учёный грек Ангели. К. овладел виртуозной игрой на танбуре и нее (флейте), глубоко изучил теоретич. основы вост. музыки, организовал муз. школу, в к-рой преподавал по собств. методе. Среди его учеников - видные турецкие музыканты: Тастаджоглу, Синик Мехмед, Бардакси Мехмед Челеби и др. Под фамилией Кантемир оглу завоевал широкую известность как крупнейший композитор турецкой классич. музыки, муз. теоретик и изобретатель оригинальной буквенной муз. нотации. Написал трактаты: "Edvar-i musiki", известный в рум. историографии под назв. "Объяснение науки о музыке по специальной методе" ("Tarifu ilm-i musiki alв vedjhi mahsus"), и "Книга о музыкальной науке с буквенной нотацией" ("Kitab-о ilm el musiki alв vedjhi el hurufat"). Работа К. "Введение в турецкую музыку..." ("Introducere оn muzica turceasca..."), о к-рой упоминает Ф. Ж. Фетис во "Всеобщей биографии музыкантов" (т. III, Брюссель, 1846), не найдена. Муз. произв. К. написаны в разл. жанрах турецкой классич. инстр. музыки. Они записаны по его собств. системе нотации и были популярны в Турции вплоть до кон. 19 в.; в наст. время иногда исполняются в концертах турецкой классич. музыки. Особенно популярна была его "Песня дервишей" ("Chant des Derviches", изд. 1714, Париж), послужившая В. А. Моцарту образцом для "турецкой музыки" в балете "Ревность в серале" и зингшпиле "Похищение из сераля". Нек-рые произв. К. были изданы стамбульской консерваторией в общепринятой нотации незадолго до 1-й мировой войны 1914-18. Значение творчества К. как композитора и муз. теоретика отмечал в 1907 турецкий музыковед Рауф Екта-бей.

Литература: Jekta Rauf (Be у), Musique orientale, "RM", 1907, No 5, p. 119-21; Burada T., Un prince moldave musicien, "Revue de Roumanie", 1910, No 1; его же, Scrierile muzicale ale lui Dimitrie Cantemir..., "Analele Academiei Romвne", Bue, Seria II, t. XXXII, 1911; Popescu-Judet E., Dimitrie Cantemire et la musique turque, "Studia et acta orientalia", Buc., 1968, VII, p. 199-213; Ghireoiasiu R., Demetre Cantemir-ethnographe et musicien, "Musica Antiqua. Acta seientifica", t. 3, Bydgoszcz - Warsz., 1972.

И. M. Ямпольский.

Кантигас

Кантигас (испан. cantigas) - жанр испан. светских и духовных песен с текстами на нар. галисийско-португ. наречии, достигший наивысшего развития в 13 в., в период царствования короля Альфонса X Кастильского. К., по-видимому, создавались придв. поэтами и музыкантами. В разл. б-ках и архивах Испании, Португалии и Италии хранятся рукописи, содержащие записи значит. числа таких песен. От светских К. до нас дошли только тексты. Записи духовных К. - хвалебных песен в честь девы Марии, к-рых в общей сложности известно более 400, - содержат и мелодии. Общей чертой К. является чередование отрывков, исполняемых запевалой и хором. Мелодии К. разнообразны - хорального склада, типа напевов трубадуров, нар. песен и танцев. В мелодике и в формах К. (виреле, рондо и др.) сказывается влияние франц. музыки. В отд. К. использованы с новым текстом мелодии более раннего происхождения.

Литература: Lopes F. F., A mъsica das "Cantigas di Santa Maria"" "Brotйria", XL, 1945; Guerrero Lovillo J., Las cantigas, Madrid, 1949.

Кантилена

Кантилена (итал. cantilena, от лат. cantilena - пение; франц. cantilene; нем. Kantilene).

1) Напевная: мелодия, как вокальная, так и инструментальная.

2) Напевность музыки, её исполнения, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии.

3) Напевные разделы григорианского хорала.

4) В 9-10 вв. изложенные в виде органума литургич. песнопения.

5) В 13-15 вв. в Зап. Европе обозначение небольших светских вок. произведений - одноголосных (лирических, эпических и юмористических) и многоголосных (преим. любовно-лирических), а также танц. песен, включая и их инстр. формы.

6) В 16-17 вв. любое вок. многоголосное сочинение.

7) С кон. 17 в. песня, а также произв. с напевной мелодией.

Кантилляция

Кантилляция (от лат. cantillo - пою тихо, слабо, уныло; англ. cantillation) - в древнееврейском синагогальном богослужении речитативное исполнение отрывков из Библии. Для К. характерно произнесение текста в протяжной жалобно-распевной манере; ритмика К. определяется грамматич. и логич. акцентами текста. Важное выразит. значение имеют простые мелодич. обороты в середине и в конце фразы, иногда и в начале; между ними господствует речитация, порой подвергающаяся орнаментальному "распеванию". В общем древнеевр. культовые напевы близки к григорианскому хоралу. К. известна с древнейших времён. О ней говорит Филон Александрийский (ум. 45-50 н. э.), она упоминается в Новом завете. Уже в древности (ок. 900) была широко разработана употребительная и ныне система знаков К., проставляющихся над текстом (род невменной нотации, см. Невмы); иск-во К. передаётся и в устной традиции.

Литература: Rosowsky S., The cantillation of the Bible,. N. Y., 1957; Spector J., The significance of Samariton Neumes..., "Studia musicologica", VII, 1965.

И. М. Ямпольский.

Кантор

КБНТОР (от лат. cantor - певец; нем. Kantor), Первоначально К. называли церк. певчих, принимавших участие в католич. богослужении. Позднее стали различать К. per usum - певчих, не имевших теоретич. подготовки и певших "по обычаю", т. е. на слух, и К. per artem - "искусных" певцов, знакомых с муз. теорией, с правилами певческого иск-ва. Последние нередко занимали должности певцов соборных и придворных капелл, были учителями пения в соборных, монастырских и гор. школах. Новый тип К. сложился в протестантских лат. школах 16 в. К. здесь должны были обучать учеников пению и всем предметам и руководить их пением в церк. хоре. Постепенно К. были избавлены от преподавания немуз. предметов, зато их муз. обязанности возросли. Помимо занятий в школе и дирижирования в церкви, к-рая стала привлекать и городских музыкантов-инструменталистов, им было вменено в обязанность создание муз. произведений (мотетов, кантат и т. п.) для праздничных и воскресных церк. служб, а также к разл. гор. торжествам. В больших муз. центрах на одного из К. возлагалась ответственность за музыку во всех церквах. Т. о., К. нередко становились руководителями всей муз. жизни города. В то же время им приходилось вместе со своими учениками выступать на свадьбах, семейных торжествах и погребениях зажиточных горожан, поскольку оплата их офиц. деятельности, как правило, бывала нищенской. Так вынужден был поступать и И. С. Бах, с 1723 до конца жизни (1750) состоявший К. Томаскирхе в Лейпциге.

К кон. 18 в. в связи с изменением форм обществ. музицирования значение К., как главы муз. жизни города, сходит на нет.

Во франц. певческих школах и церквах близкие к функциям К. обязанности выполнял "маэстро капеллы" (Maоtre de chapelle). В рус. церк. пении хором руководит регент, иногда его замещает головщик. В евр. синагоге К. - главный певец, тогда как руководитель хора называется хазаном.

Литература: Vollhardt E. R., Geschichte der Cantoren und Organisten von den Stдdten im Kцnigreich Sachsen, В., 1899; Friedmann A., Lebensbilder berьhmter Kantoren, Bd 1, В., 1918; Werner A., Vier Jahrhunderte im Dienste der Kirchenmusik, Lpz., 1933; Rietzsch G., Bildung und Aufgaben der Kantoren im Mittelalter und Frьhprotestantismus, "Die Musikpflege", IV, 1933/34, S. 221-35; Luther W. M., Die gesellschaftliche und wirtschaftliche Stellung der protestantischen Kantoren, "Musik und Kirche", XIX, H. 2, 1949, S. 33-40; Kriсkeberg D., Das protestantische Kantorat im 17. Jahrhundert, В., 1965; Nuechterlein H.E., The sixteenth-century schulkantorei and its participation in the Lutheran service, Ann-Arbor, 1969 (Univ. of Michigan diss.).

И. Г. Лицвенко.

Канционал

Канционал (позднелат. cantional, от лат. cantio, род. падеж cantionis - пение, песнь) - общее название сборников многоголосных песнопений евангелич. церкви, предназначенных для совместного исполнения церк. хором и общиной. Первый такой сборник, опубликованный в 1586, был составлен нем. теологом Л. Озиандером. Песнопения изложены в нём четырёхголосно, ритмика во всех голосах тождественна, ради облегчения исполнения и восприятия неподготовленной общиной хоральная мелодия, в отличие от прежних образцов церк. многоголосия, помещена не в теноре, а в верхнем голосе. В 16-17 вв. было создано много др. К. этого же типа; в числе их авторов - Р. Михаэль (1593), М. Преториус (1605 и др.), X. Л. Хаслер (1608), И. Г. Шейн ("Cantional oder Gesangbuch", 1627) и др. Благодаря К. практиковавшееся прежде одноголосное совместное пение церк. хора и общины постепенно вышло из употребления. На рубеже 18-19 вв. на смену К. пришли церк. песенники, в к-рых содержались лишь мелодия и цифрованный бас.

Издания: Osiander L., Fьnfzig geistliche Lieder, hrsg. von Fr. Zelle, в кн.: Wissenschaftliche Beilage zum Jahresbericht der 10. Realschule zu Berlin, В., 1903; Praetorius M., Musae Sioniae, Gesamtausgabe, Bd V-VIII, Wolfenbьttel - В. (изд. с 1928); Hass1er H. L., Kirchengesдnge, hrsg. von R. v. Saalfeld, Augsburg, 1925.

Литература: Blume Fr., Die evangelische Kirchenmusik, Wildpark-Potsdam, 1931 (в составе изд.: Handbuch der Musikwissenschaft, hrsg. von E. Bьcken), под назв.: Geschichte der evangelischen Kirchenmusik, Kassel, 1965 (совм. с Л. Финшером, Г. Федером, А. Адрио и В. Бланкекбургом); Moser H. J., Die evangelische Kirchenmusik in Deutschland, B. - Darmstadt, 1954; Wо1f E., Der vierstimmige homophone Satz. Die stilistischen Merkmale des Kantionalsatzes zwischen 1590 und 1630, Wiesbaden, 1965.

Канцона

Статья большая, находится на отдельной странице.

Канцонетта

Канцонетта (итал. canzonetta - песенка, уменьшительное от canzone) - в кон. 16-17 вв. род небольшой многоголосной вок. пьесы, лёгкой и подвижной, часто танц. характера. Возникла в Италии в процессе развития вилланеллы. К. свойственна строфа с рифмовкой аа b cс, она отличается простотой структуры, чёткостью ритма, преобладанием гомофонного, а не полифопич. склада. К. создавались гл. обр. для 2-5 голосов. В числе авторов итал. К. - Дж. Дж. Гастольди (2 сб. трёхголосных К., 1592 и 1595), О. Векки, Л. Виадана, К. Монтеверди (сб. трёхголосных К., 1584, и посмертное собр. двухголосных К., 1651) и др. Под влиянием итал. образцов К. писали также нем. и англ. композиторы (X. Л. Хаслер, Г. Айхингер и др. в Германии, Т. Морли в Англии, где в процессе развития К. сформировался жанр арии). В 18 в. термин "К." изредка используется для обозначения сольной песни с генерал-басом, позднее - с сопровождением фп. (Й. Гайдн, канцонетты на тексты А. Хунтера). Название "К." носят средние части концертов П. И. Чайковского и Б. Годара ("Романтический концерт") для скрипки с оркестром, 2-я часть "Концертной сюиты" Ц. А. Кюи для скрипки с фп. или оркестром. У Я. Сибелиуса имеется К. для струн. оркестра, обработанная И. Ф. Стравинским для 8 солирующих инструментов.

Литература: Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. II, ч. 1, М., 1953, с. 79; Vatie11i Fr., Ganzonieri musicale del Cinquecento "RMI", XXVIII, 1921; Moser H. J., Das deutsche Chorlied zwischen Senfl und HaЯler, JbP, XXXV, 1928; (Gerson-) Кiwi E., Sulla genesi delle canzoni popolari nell' 500, в кн.: In memoriam J. Handschin, Strassb., 1962; Einstein A., The Italian madrigal, v. 1-3, Princeton, 1949; Dьrr W., Die italienische Canzonette und das deutsche Lied im Ausgang des 16. Jahrhunderts, в кн.: In Occasione dell anniversario L. Bianchi, Bologna, 1960.

Канчели Г. А.

Гия (Георгий) Александрович (р. 10 VIII 1935, Тбилиси) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1972). В 1963 окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции И. И. Туския. Творчество К. связано с совр. музыкой и нац. муз. традициями, отмечено органичностью синтеза их особенностей. Его симфонии отличаются остротой образных сопоставлений, лирич. возвышенностью, динамикой развития и самобытностью драматургии. В музыке для театра и кино композитор умеет непритязательному бытовому материалу придать новизну и высокую художественность. С 1970 К. преподаёт в Тбилисской консерватории (класс инструментовки). Зав. муз. частью Т-ра им. Руставели (с 1971).

Сочинения: муз. комедия - Проделки Ханумы (1973, Одесский т-р муз. комедии); для орк. - 3 симфонии (1967; 1970 - Песнопения; 1973), концерт (1962, 2-я пр. Всесоюзного смотра молодых композиторов), Largo и Allegro (для струн. орк., фп. и литавр, 1963); произв. для эстр. орк.; музыка к драм. спектаклям и фильмам (в т. ч. Не горюй, Кувшин, Необыкновенная выставка).

Литература: Орджоникидзе Г., Знакомьтесь, молодость, "СМ", 1963, No 8; Евдокимова Ю., Вторая симфония Г. Канчели, "СМ", 1972, No 3.

Г. Ш. Орджоникидзе.

Канява Э. С.

Эдвардас Стасевич (р. I VII 1937, Клайпеда) - сов. певец (баритон). Нар. арт. СССР (1979). Чл. КПСС с 1969. В 1960 окончил Вильнюсскую консерваторию у П. М. Олеки. С 1958 солист Литов. т-ра оперы и балета; в 1966-67 стажировался в Софийской нар. опере. Обладает яркими вок. данными, сценич. мастерством, с успехом поёт партии лирич. и драм. баритона, среди них - Евгений Онегин, Елецкий; Роберт ("Иоланта"), Риголетто, Жермон, Фигаро, Эскамильо; Порги ("Порги и Бесс" Гершвина), Удрис ("Пиленай" Кловы). В его конц. репертуаре произв. рус, сов. и заруб. композиторов, в т.ч. вок. циклы Д. Б. Кабалевского и Г. Малера. Гастролирует за рубежом. С 1979 преподаватель Вильнюсской консерватории.

Капе Л.

Капе Л. (Capet) Люсьен (8 I 1873, Париж - 18 XII 1928, там же) - франц. скрипач, педагог и композитор. Окончил Парижскую консерваторию по классу скрипки Ж. П. Морена. В 1896-99 концертмейстер симф. оркестра Ламурё в Париже, в 1899-1903 преподаватель консерватории в Бордо. С 1907 профессор по классу камерного ансамбля Парижской консерватории. В 1904-21 возглавлял основанный им струн. квартет (т. п. Квартет Капе), завоевавший мировую известность интерпретацией всех квартетов Бетховена. Гастролировал с ансамблем и как солист во мн. европ. странах (в России впервые в 1908). Автор методич. труда "Высшая техника смычка" ("La technique supйrieure de l'archet", P., 1916), очерка "17 квартетов Бетховена" ("Les 17 quators de Beethoven"), a также симф. произв., 5 струн. квартетов, сонаты для скрипки и фп. и др.

Литература: Луначарский A., У музыканта, в его кн.: В мире музыки, М., 1958.

И. M. Ямпольский.

Капела А.

Капела А. (Capela) Антониу (р. 25 V 1932, Анта-Эспинью) - португ. скрипичный мастер. Учился у своего отца Домингу Феррейра К. (р. 22 V 1902, Анта-Эспинью), скрипичного мастера и реставратора старинных смычковых инструментов. Совершенствовался в школе скрипичных мастеров в Кремоне; стажировался у С. Ф. Саккони, затем в Париже у Э. Ватло. Работал вместе с отцом в г. Порто. Инструменты К., сделанные по моделям А. Страдивари, идентичны последним работам отца, к-рые получили 1-ю и 2-ю пр. на Междунар. конкурсе скрипич. мастеров пм. Г. Венявского в Познани в 1972. Инструменты К. отличаются виртуозной техникой изготовления, хорошим, полным тоном. Применяет лак оранжевого цвета. Художеств. выполнение уступает техническому. К. пользуется мн. механич. приспособлениями, ускоряющими процесс изготовления скрипок.

Литература: Jalovec К., Enzyklopдdie des Geigenbaues, Praha, 1965, S. 181.

В. В. Доброхотов.

Капелл У.

Уильям - см. Кейпелл У.

Капелла

Капелла (позднелат. capella, итал. cappella).

1) Хоровой исполнительский коллектив. Подобное значение термин "К." получил не сразу. Примерно с 8 в. он означал место отправления церк. службы, а также контингент духовных лиц, служащих при дворе, включая и певчих (все они назывались капелланами). Постепенно певчие стали составлять всё большую часть К., и в 15 в. К. превратилась в коллектив одних певчих во главе с назначавшимся из их числа капельмейстером. С развитием инстр. музыки К. обычно превращались в смешанные ансамбли, объединяющие певцов и инструменталистов; наряду с церковными К. появились и светские. Отдельными К. руководили выдающиеся композиторы: И. С. Бах (К. Томаскирхе в Лейпциге), Й. Гайдн (К. князя Эстергази) и др. В России К. получили распространение с 18 в., гл. обр. в помещичьих усадьбах; с ними связана деятельность композиторов С. А. Дегтярёва, С. И. Давыдова, Д. Н. Кашина и др. Крупнейшей К. была Придворная певческая капелла (ныне Ленинградская академическая капелла имени М. И. Глинки), где работали Д. С. Бортнянский, М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, М. А. Балакирев, А. С. Аренский, С. М. Ляпунов.

2) Обозначение оркестра особого состава (воен. К., танцевальная К., джазовая К.), а также название нек-рых крупных симф. оркестров (Дрезденская, Берлинская, Веймарская, Шверинская государственные К.).

И. Г. Лицвенко.

Капельмейстер

Капельмейстер (нем. Kapellmeister, от Kapelle, здесь - хор, оркестр и Meister - мастер, руководитель) - первоначально, в 16-18 вв., руководитель хор. или инстр. капеллы, в 19 в. - дирижёр симф., театр. оркестра или хора. Должность К. существовала с 11 в. при франц. корол. дворе, но занимал её не музыкант, а высшее придворное духовное лицо, наз. магистром королевской капеллы (Magister capellanorum regio). При папском дворе в Авиньоне такое лицо носило титул магистра капеллы (Magister capellae). В этом значении до нач. 16 в. присваивалось духовному лицу, руководившему богослужением, ведавшему высшим надзором за певчими; в 20 в. бытует у церк. музыкантов в Италии (Maestro di cappella) и Франции (Maоtre du chapelle). В Германии с 16 в. К. называли руководителя светской придв. музыки. Ко 2-й пол. 19 в. с распадом корол. и княжеских капелл звание К. утеряло своё значение (со временем руководитель симф. оркестра стал наз. дирижёром, духового воен. оркестра - воен. дирижёром, хора - хор. дирижёром или хормейстером). К. часто называют опытных дирижёров-ремесленников; капельмейстерская музыка - пренебрежительное обозначение муз. произв., написанного со знанием проф. композиторской техники, но лишённого индивидуального стиля.

И. М. Ямпольский.

Капле А.

Капле А. (Caplet) Андре (23 XI 1878, Гавр - 22 IV 1925, Нёйи-сюр-Сен, Сена и Уаза) - франц. композитор и дирижёр. В детстве учился игре на скрипке в Гавре, с 12 лет работал в оркестре местного т-ра. В 1896 поступил в Парижскую консерваторию, где занимался по классу композиции у Ш. Ленвё, К. Леру и П. Видаля. В 1901 удостоен Римской премии за кантату "Мирра" ("Myrrha"). Совершенствовался у К. Дебюсси, был его близким другом; сделал ряд транскрипций и оркестровку нек-рых произв. Дебюсси. Как дирижёр К. дебютировал в 1896 в концертах Э. Колонна. Гастролировал в Италии, Германии и Англии, завоевав славу одного из видных дирижёров своего времени. В 1910-14 дирижёр Бостонской оперы, с 1914 - т-ра "Гранд-Опера" в Париже. Выступал в симф. концертах. В 1924 из-за болезни (последствие газового отравления во время 1-й мировой войны 1914-18) оставил дирижёрскую деятельность. Как композитор К. был представителем франц. импрессионизма. Ему принадлежат произв. различных жанров: оратория "Зеркало Иисуса" ("Miroir de Jйsus", 1924), соч. для арфы и орк. "Маска красной смерти" (по Э. По, "La masque de la mort rouge", 1909, переделана для арфы и струн. квартета - "Фантастическая сказка" ("Conte fantastique", 1923)), квинтет для фп. и духовых инструментов (1898), "Персидская сюита" для 10 духовых инструментов ("Suite persane", 1900), фреска для виолончели и оркестра - "Эпифания" ("Epiphanie", 1923), произв. для фп., вок. соч. и др.

Литература: Marc J., A. Caplet, Р., 1924; Sordet D., Douze chefs d'orchestre, P., 1924; Samazeuilh G., Musiciens de mon temps, P., 1947.

С. M. Грищенко.

Капп А. Й.

Артур Йоосепович (16(28) II 1878, г. Сууре-Яани, ныне Вильяндиского р-на Эстонской ССР - 14 I 1952, там же) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1945). Один из основоположников эст. проф. музыки. Сын органиста и хор. дирижёра Йоосепа К. Окончил Петерб. консерваторию в 1898 по классу Л. Ф. Гомилиуса (орган), в 1900 - по классу Н. А. Римского-Корсакова (композиция). С 1898 работал органистом в Петербурге, Москве и др. городах. В 1904-20 директор н преподаватель Муз. уч-ща РМО в Астрахани, организатор и дирижёр симф. и камерных концертов местного отделения РМО. В 1920-25 дирижёр т-ра "Эстония" в Таллине. В 1920-43 преподавал в Таллинской консерватории (с 1925 профессор). Среди его учеников: Э. Аав, Э. А. Арро, В. X. Капп, Э. А. Капп, В. М. Рейман, Г. Г. Эрнесакс, Р. Э. Пятс.

Сочинения: для солистов, хора, органа и орк. - оратория Иов (сл. Ю. Кальювеэ, 1929); длясолиста, хора и орк. - кантата Гимн Крейцвальду (сл. К. Калькуна, 1903), К солнцу (сл. М. Веске, 1910): для орк. - 5 симфоний (1924 - quasi una fantasia; 1945, 1947; 1949 - Молодежная, посв. 30-летию ВЛКСМ, Гос. пр. СССР, 1950; 1951 - Симфония мира, с солистами и хором), симф. прелюдия Могилы (1917), 4 сюиты (1912 - на эст. темы; 1930 - на старинные эст. темы; 1936 - Сатирическая, 1947), Драм. увертюра Дон Карлос (1900); концерты с орк. - для влч. (1946), для валторны и кларнета (1945), для органа (1934, 1946); для фп. с орк. - конц. рапсодия (1945); камерные ансамбли - струн. секстет (1951), струн. квинтет (1918), для органа, скр. и влч. - трио (1936); для органа - 2 сонаты (1897, 1948); хоры (более 30), вок. дуэты, песни и др.

И. М. Марков.

Капп В. Х.

Виллем Хансович (25 VIII (7 IX) 1913, г.Сууре-Яани, ныне Вильяндиского р-на Эст. ССР - 24 III 1964, Таллин) - сов. композитор. Нар. арт. Эст. ССР (1963). Сын хор. дирижёра Ханса К., племянник Артура К. Окончил Таллинскую консерваторию в 1938 по классу А. Топмана (орган), в 1944 - по классу X. Я. Эллера (композиция, ранее занимался в классе А. Й. Каппа). В 1944-51 преподавал в Муз. уч-ще, в 1945-64 - в Таллинской консерватории (с 1956 доцент, с 1957 зав. кафедрой композиции). Среди учеников Л. Веэво, Ю. Винтер, X. Отса. Автор произв. разл. жанров. Большую популярность приобрела его хор. музыка. Гос. пр. Эст. ССР (1950).

Сочинения: опера Лембиту (пост. 1961); кантаты - Приветствие (сл. Р. Парве, 1949), Весна (1963); вок.-симф. поэма Северное побережье (1958); для орк. - 2 симфонии (1947; 1954, 2-я ред. 1955), симф. поэма За мир! (1951); для струн. орк. - Элегия (1939); для камерного ансамбля - фп. трио (1941), квинтет для дух. инструментов (1957); для фп. - соната (1940), 3 пьесы (1937); для хора - песни (св. 50), в т. ч. На пути Октября (сл. В. Канника, 1947), Волнующиеся поля (сл. Ю. Смуула, 1952), Одолжи мне каннель, Ванемуйне (1953), Лес (сл. Ю. Лийва, 1955) и др.; для голоса и фп. - вок. цикл Счастливый день (сл. разл. поэтов, 1951-52), романсы, песни; инстр. пьесы; произв. для дух. орк., для орк. эст. нар. инстр.; музыка для драм. т-ра и др.

Литература: Оя М., В. X. Капп, "СМ", 1963, No 9; Tынсон X., Виллем Капп. Очерк жизни и творчества, Л., 1969.

И. М. Марков.

Капп Э. А.

Эуген Артурович (р. 13 (26) V 1908, Астрахань) - сов. композитор и обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1956). Деп. Верх. Совета СССР 4-го и 5-го созывов. В 1951-61 чл. ЦК КП Эстонии. В детстве учился игре на фп. у А. Г. Веприцкой, в 1928-31 - в Таллинской консерватории по классу фп. у П. Рамуля и А. Лемба и классу композиции (с 1926) у своего отца Артура Йоосеповича К. В нач. 30-х гг. работал в Об-ве рабочей музыки (Таллин). С 1935 ассистент по классу теории музыки, с 1944 преподаватель (с 1947 проф.) Таллинской консерватории (в 1952-65 директор). Ученики К. - Э. М. Тамберг, Г. В. Подельский, X. Н. Леммик и др. В 1944-66 пред. правления CK Эст. ССР, затем чл. правления CK СССР. Гос. пр. СССР (1946, 1949, 1952). На ранних произв. К. (трио, струнный квартет, "Северная мелодия" и др.) в известной мере сказалось влияние А. Н. Скрябина, Э. Грига, а также совр. ему эст. композиторов - А. Й. Каппа, M. M. Саара, X. Я. Эллера. В дальнейшем К. выработал свой стиль, в к-ром новые средства выразительности органично сочетаются с творческим преломлением интонац.-ритмич. элементов эст. фольклора. Произв. К. отмечены нац. своеобразием. Деятельность К. способствовала становлению и развитию эст. сов. муз. культуры. К. - автор первой эст. сов. оперы "Огни мщения" и первого эст. сов. балета "Калевипоэг" ("Сын Калева") по мотивам нац. эпоса, а также первой эст. сов. детской оперы "Зимняя сказка". Патриотич. мотивы, идеи, исполненные высокой гражданственности, характеризуют творчество К. (симф. поэма "Тазуя" и др.), ему близки события современности (опера "Неуловимая", "Патриотическая симфония" и др.). Тяготение к программности, к декоративно-изобразит. началу сказалось в фп. цикле "Картинки Таллина" (1949), в "Ленинградской сюите" для оркестра (1957), а также в музыке к театр. постановкам ("Много шума из ничего" Шекспира, 1936, "Вильгельм Телль" Шиллера, 1937, "Слуга двух господ" Гольдони, 1941, и др.). Композитор пишет для детей (балет "Золотопряхи", детский хор "Пионерская сюита", "Песня пионеров-мичуринцев", "Пионерская дорожная", сюита "Песни о Ленине" и др.).

Сочинения: оперы - Огни мщения (1945, Таллин), Певец свободы (1950, Таллин; 2-я ред. 1952); балет - Калевипоэг (1948, Таллин); кантаты - Народная власть (1949), Песня о Ленине (1950); для орк. - 3 симфонии (1943, 1954, 1963), сюиты (1934, 1943, 1955, 1957); камерно-инстр. ансамбли - квартет (1962), сонаты для скр. и фп. (1936, 1943), соната для влч. и фп. (1948); для фп. - сонатина (1945), цикл 24 прелюдии (1965-67); произв. для дух. орк., хоры, песни, романсы (цикл Родная природа и др.); музыка для драм. т-ра, кино; обр. нар. песен и др.

Литература: Поляновский Г., Эуген Капп, М.-Л., 1951; Кырвитс X., Эуген Капп, М., 1959.

Г. М. Цыпин.

Капп Ю.

Капп Ю. (Kapp) Юлиус (1 X 1883, Зельбах, Баден-Вюртемберг - 18 III 1962, Зонтхофен, Бавария) - нем. муз. писатель. Учился на философских ф-тах ун-тов Марбурга, Берлина, Мюнхена. В 1904 основал и до 1907 редактировал "Literarischer Anzeiger". С 1921 издавал в Берлине "Blдtter der Staatsoper". В 1921-45 драматург Берлинской гос. оперы, в 1948-54 художеств. консультант Гор. оперы в Зап. Берлине. Под ред. К. издавались собр. лит. сочинений и писем Листа (1910) и Вагнера (1914-29). Мн. книги К. посв. оперному иск-ву, в т. ч. неоднократно переизданная "Das Opernbuch" (1922). К. - автор обр. нем. вариантов либретто опер "Чародейка", "Дон Карлос"; "Далибор" Сметаны.

Литературные сочинения: R. Wagner und Fr. Liszt, В., 1908; Franz Liszt, Lpz., 1909; Richard Wagner, Lpz., 1910; рус. авториз. пер. Gр. Прокофьева, M., (1913); Liszt und die Frauen, Lpz., 1911; Wagner und die Frauen, В., 1912; В., 1921; Paganini, В., 1913; Hector Berlioz, В., 1917; Meyerbeer, (В.), 1920; Franz Schreker, (В.), 1921; Die Oper der Gegenwart, В., 1922; Wagner und die Berliner Staatsoper, В., 1933; Geschiente der Berliner Staatsoper, В., 1937; Aus dem Reich der Oper, В., 1950.

Капралова В.

Капралова В. (Kapralova) Витезслава (24 I 1915, Брно - 16 VI 1940, Монпелье, Эро, Франция) - чеш. дирижёр и композитор. Начальное муз. образование получила у своего отца, композитора и пианиста Вацлава Капрала. Училась композиции и дирижированию в консерватории в Брно у В. Петржелки и З. Халабалы (1929-35), совершенствовалась в Школе мастеров в Праге - по композиции у В. Новака, по дирижированию у В. Талиха (1935-37), в Париже - у Б. Мартину и Ш. Мюнша (1937-39). К. - автор ок. 25 произв., обнаруживающих значит. композиторское мастерство и отличающихся сочетанием мужественной прямоты высказывания и тонкости чувств. После исполнения своей "Военной симфониетты" ("Vojenskб symfonieta", 1937), к-рой К. дирижировала на Междунар. фестивале совр. музыки в Лондоне в 1938, она стала известна и за рубежом. Среди др. произв.: 2 сюиты для орк. - Маленькая (Suite en Miniature op. 1, 1932-35) и Сельская (Suita rustica op. 19, 1938); фп. концерт op. 7 (1934-35), партита для струн. оркестра и фп. ор. 20 (1938-39); струн. квартет (1936), инстр. пьесы для скрипки и для виолончели с фп.; фп. соната (1933), пьесы для виолончели, для скрипки, для фп., романсы и песни.

Литература: Mасеk J., Vitezslava Kaprбlovб, "Knihovna Hudebnich rozhledu", IV, Pralia, 1958.

А. Г. Юсфин.

Каприччо

Каприччо - каприччио (итал. capriccio, букв. - каприз, прихоть; множеств. число - каприччи), также каприс (франц. caprice), - инстр. пьеса свободной формы, в блестящем виртуозном стиле. Для мн. К. типична причудливая смена эпизодов, настроений. Первоначально в 16 в. К. называлась многоголосная вок. пьеса типа мадригала. В кон. 16 и нач. 17 вв. термин "К." применяли по отношению к разл. рода полифонич. инстр. пьесам, гл. обр. имитационного склада, порой свободного построения, близким ричеркару, канцоне, фантазии, прелюдии и токкате. В 1618 М. Преториус определил К. как свободную, импровизируемую фантазию, не связанную с к.-л. предустановленной схемой развития тематич. материала. "12 каприччи" для органа Дж. Фрескобальди (1624) представляют собой блестящие полифонич. пьесы в виртуозном стиле; в своей ремарке автор требует от органиста "огня в исполнении". "Причудливое каприччо" для скрипки соло К. Фарина (1627) - это серия программно-изобразительных жанровых сценок в нар. духе, в к-рых использованы приёмы натуралистич. звукоподражания. В нач. 18 в. И. С. Бах создаёт для клавира своё программное "Каприччо на отъезд возлюбленного брата". П. Локателли ("Искусство скрипки", 1733), как и др. скрипачи 18 в., понимал К. по-иному - как импровизируемую каденцию, позволяющую исполнителю показать богатство своей муз. фантазии. К такой трактовке К. позднее склонялся и В. А. Моцарт. Француз А. Фюретьер, упоминая в 1690 в своём "Универсальном словаре" К., писал "о силе гения, свободе композиции, немного причудливой и беспорядочной". Увлечение инструментальными К., а также разл. рода "фантазиями" и всевозможными stravaganza, т. е. "необычностями", "своеобразностями", было в 17-18 вв. всеобщим. Композиторы того времени как бы подчёркивали, что им особенно близки творч. фантазия, озарение, внезапные находки, выдумки. Новое ощущение мира, природы, явившееся неожиданным для самих композиторов "открытием", отражено в самом названии "каприччо". В нач. 19 в. Н. Паганини в своих "24 каприччи" для скрипки соло ор. 1 вдохнул в форму К. новое содержание, создав художеств. произведения, в к-рых полёт фантазии и "игра трудностями" сочетаются с богатством муз. мысли. В дальнейшем в скрипичной лит-ре К. приближается к этюду (Р. Крейцер, П. Роде и др.), скерцо. В клавирной и фп. музыке развитие жанра шло от программного "каприччо" Баха, скерцозных каприччи Гайдна и Бетховена к характерной фп. пьесе (К. М. Вебер, Ф. Мендельсон, И. Брамс, М. Регер, А. Дворжак). В орк. музыке 19 в. К., подобно фантазии и рапсодии, является пьесой с ярко выраженной нац. окраской муз. материала ("Итальянское каприччио" Чайковского, "Испанское каприччио" Римского-Корсакова, "Арабское каприччио" Сен-Санса и др.).

И. М. Ямпольский.

Капсбергер И. И.

Капсбергер И. И. (Kapsberger) Иоганн Иеронимус фон (известен в Италии под именем Джованни Джеронимо Тедеско делла Tьорбa ( Giovanni Geronimo Tedesco della Tiorba)) (1575 - ок. 1650, Рим) - нем. теорбнст, композитор и педаюг. С нач. 1600 жил в Италии в Венеции. В 1604 издал первый сб. пьес для китаррона (см. Китаррон). Позднее переселился в Рим, где прославился виртуозной игрой на теорбе. В совершенстве владел лютней, китарроном, трубой. Преподавал игру на теорбе. Упростил табулатурную запись музыки для инстр. лютневого семейства, что сделало её более наглядной, а также способствовало распространению игры на этих инструментах. Автор мн. произв. для лютни, теорбы, китаррона, инстр. ансамблей, вок. музыки (мадригалы, мотеты) и др.

Сочинения: Intavolatura di chitarrone, libri 1-3, Venezia, 1604, Roma, 1616, 1628, Villanelle a 2 e 3 voci, libri 1-4, Roma, 1610, 1619, 1619, 1623, Arie passegiate, Roma, 1612, 1623, Intavolatura di lauto, libri 1-2, Roma, 1611, 1623, Balli, gagliarde e correnti, Roma, 1615, Sinfonie a 4 con il losso continuo, Roma, 1615, Capricci a due stromenti, tiorba e tiorbmo, Roma, 1617, Missae Urbanae, 4-8 voci, Roma, 1631.

И. М. Марков.

Карабиц И. Ф.

Иван Фёдорович (р. 17 I 1945, пос. Ялта Донецкой обл.) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в УССР (1974). Чл. КПСС с 1979. Окончил Киевскую консерваторию (1971) и аспирантуру при ней (1975) у M. M. Скорика. В 1964-74 дирижёр ансамбля Киевского воен. округа. Пр. Ленинского комсомола (1981), Пр. Ленинского комсомола Украины (1978).

Сочинения: для солистов, хора и орк. - оратории Заклинание огня (1979), Земля моя по имени Донбасс (1980), концерт (cл. Г. Сковороды, 1971); для орк. - 3 симфонии ("Пять песен об Украине" - 1975, 1977, 1979), концерт (1981); 2 концерта для фп. с орк. (1968, 1972); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. для скр. и фп., влч. и фп., фп. трио, конц. дивертисмент для 2 скр., альта, влч., контрабаса и фп. (1974): 24 прелюдии для фп. (1977), 3 вок. цикла для голоса с фп. (1970-77), романсы, песни, музыка к кинофильмам.

Карагичев Б. В.

Борис Васильевич (12 (24) IX 1879, Грозный - 26 XI 1946, Москва) - сов. композитор, педагог и муз. критик. В 1908 окончил Моск. консерваторию по классу композиции (до 1905 занимался у С. И. Танеева). С 1913 преподаватель, с 1919 профессор Саратовской, в 1922-31 - Азербайджанской консерваторий (Баку, где организовал классы спец. гармонии, контрапункта, фуги и муз. форм; среди его учеников - композиторы А. Зейналлы, Н. А. Карницкая, Г. Э. Бурштейн, дирижер А. Гасанов). Внес значительный вклад в развитие азерб. нац. проф. культуры. Был пред. Комитета по собиранию и изучению тюркской нар. музыки (Баку). С 1931 жил в Москве. В 1932-40 преподавал в муз. техникуме им. Гнесиных.

К. вел большую работу по собиранию, изучению и обработке муз. фольклора народов СССР. В своем творчестве развивал традиции рус. классич. музыки. Мн. его произв. основаны на нар.-песенной тематике (оркестровые сюиты - "Восток", 1942; "Украина", 1944; 5-й струн. квартет на тему укр. нар. песни, даг. лезгинка для струн. квартета и др.). Большинство соч. К. осталось в рукописях, в т. ч. опера "Сказка о попе и работнике его Балде" (на собств. либретто по одноим. сказке А. С. Пушкина). Среди изданных соч. К.: 4-й струн. квартет "Азербайджан" (1930), романсы (1931) и др. В качестве муз. критика выступал в газ. "Новости сезона" (1908), журн. "Музыка" (1911), в к-ром публиковал преим. нотографич. статьи и заметки, в газ. "Бакинский рабочий" и "Коммунист" (1922-31).

И. M. Ямпольский.

Карагичева-Бретаницкая Л. В.

Карагичева-Бретаницкая Л. В. (урожд. Карагичева) Людмила Владимировна (р. 19 VIII 1920, Майкоп) - сов. музыковед и педагог. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1972). Кандидат искусствоведения (1962). В 1948 окончила историко-теоретич. ф-т Азерб. консерватории (Баку) и с этого года преподает там же историю зарубежной музыки и основы оперной драматургии, позднее - семинар по совр. музыке и спецкурс муз. критики (с 1964 доцент). Осн. круг науч. интересов К.-Б. - азерб. муз. культура, творчество К. Караева.

Сочинения: Кара Караев, Баку, 1956, Азербайджанская ССР, М., 1956, 1957 (Серия "Музыкальная культура союзных республик"), Ниязи. Очерк творчества композитора и дирижера, М., 1959, Балеты Кара Караева, М., 1959, Кара Караев, М., 1960, Мастера азербайджанского музыкального театра, в кн Азербайджанская музыка. Сб. ст., М., 1961, Африканский музыкальный фольклор в балете К. Караева "Тропою грома", в сб. Музыка народов Азии и Африки, М., 1969, Азербайджанская государственная консерватория им. У. Гаджибекова 1921-1971, Баку, 1972 (соавт. Э. Г. Абасова, Д. X. Данилов, Л. В. Карагичева, К. К. Сафар-Алиева), многочисл. статьи в сб-ках и журналах.

Предыдущая страница Следующая страница