Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "С" (часть 2, "САК"-"САН")
Саккини А. М. Г. (Sacchini) Антонио Мария Гаспаре (14 VI 1730, Флоренция - 6 или 7 X 1786, Париж) - итал. композитор. Учился в неаполитанской консерватории "Санта-Мария ди Лорето" у Дж. Манно (пение), Н. Фьоренца (скрипка), Ф. Дуранте (гармония, контрапункт, композиция). Дебютировал в 1756 интермедией "Фра Донато" (исп. студентами консерватории). С 1758 работал в капелле консерватории (с 1761 второй капельмейстер). Оперы С. "Андромаха" (1761) и др. с успехом ставились в Италии. С 1769 был "маэстро ди капелла" (хормейстер и вок. педагог) в консерватории (оспедалетто) "Санти-Джованни э Паоло" в Венеции. Среди учеников - Л. Конти, А. Габриели. С 1770 жил в Германии, создавая оперы для Мюнхена и Штутгарта, затем вернулся в Италию, ставил свои оперы в Венеции, Неаполе, Милане. В 1772-81 работал в Лондоне, где с успехом исполнялись его оперы "Тамерлан" (1773), "Монтесума" (1775), "Солдатская любовь" (1778) и др. В 1782 переехал в Париж, переделал для франц. сцены ряд своих опер, в т.ч. "Сид", "Армида". В разгоревшейся "войне глюкистов и пиччинистов" примкнул к партии К. В. Глюка. Представитель неаполитанской оперной школы, С. испытал влияние Глюка, что нашло отражение в одной из лучших опер С. "Эдип в Колоне" (1785), принесшей ему славу. Сочинения: Андромаха (1761, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Александр Север (1762, т-р "Сан-Сальваторе", Венеция), Александр в Индии (1763, там же), Олимпиада (1763, т-р "Нуово", Падуя), Узнанная Семирамида (Semiramide nconosciuta, 1764, т-р "Арджентина", Рим), Сид (1769, там же; франц. ред. - Химена, или Сид, 1783, Фонтенбло), Армида (1772, "Реджо дукале", Милан; франц. ред. - Ринальдо, 1783, "Корол. академия музыки", Париж), Тамерлан (1773, Лондон), Монтесума (1775, там же), Эдип в Колоне (1785, пост. 1786, Версаль), Арвир и Эвелина (пост. посм. 1788, "Корол. академия музыки", Париж) и др.; симфонии, камерная инстр. музыка (скр. сонаты, трио-сонаты, струн. квартеты), оратории, мессы и др. духовные произв. Литература: Prota-Giurleo U., Sacchini a Napoli, Napoli, 1956; Sсhlitzer F., Antonio Sacchini. Schede e appunti per una sua storia teatrale, Siena, 1955. T. H. Соловьёва. |
Саккони С. Ф. (Sacconi) Симон Фернандо (3 V 1895, Рим - 26 VI 1973, Нью-Йорк) - итал. мастер смычковых инструментов. Учился у Дж. Росси в Риме. Инструменты С. построены по модели А. Страдивари, высокого качества, покрыты очень прозрачным и насыщенным по цвету лаком оранжевого, жёлтого или рубинового оттенков. На инструментах С. играют видные итал. музыканты: скрипач А. Серато и виолончелист А. Боначчи. В 1937 С. переехал в США, работал в Нью-Йорке в фирмах Ф. Германа, затем Р. Г. Вурлитцера, выполняя задания по экспертизе и реставрации старинных итал. инструментов; завоевал признание как один из крупнейших реставраторов. До конца жизни не порывал связи с Италией, в частности с Кремоной, где давал консультации в Междунар. школе мастеров смычковых инструментов. Выдающийся знаток старинных итал. инструментов, С. долгие годы изучал архив Страдивари в Кремоне, а также сохранившиеся инструменты Страдивари (многие из них С. реставрировал). Результаты его многолетних исследований отражены в капитальном труде "I "Segretti" di Stradivari..." (Cremona, 1972), где обоснованно установлен принцип построения инструментов Страдивари. Б. В. Доброхотов. |
Сакс А. А. Ж. (Sachs) Адольф Антуан Жозеф (6 XI 1814, Динан - 4 II 1894, Париж) - бельг. мастер духовых инструментов. Изобретатель саксофона. Учился игре на флейте и кларнете в Брюссельской консерватории. Изготовлению дух. инструментов обучался у отца - Шарля Жозефа С., к-рому помогал в работе. В 1840 самостоятельно усовершенствовал кларнет и бас-кларнет. В след. году сконструировал новый инструмент из латуни, с кларнетным мундштуком, к-рый назвал по собств. имени, - саксофон (патент 1846). С 1842 жил в Париже, где его инструмент заинтересовал мн. композиторов, в т.ч. Ж. Ф. Галеви, Л. Обера, Г. Берлиоза. С. сконструировал разновидности саксофона, создал новые семейства медных дух. инструментов - саксгорны и саксотромбы (патент 1845), к-рые были вскоре введены в воен. оркестры Франции и др. стран. С 1857 вёл класс саксофона в Парижской консерватории. Издал школы игры на изобретённых им инструментах. Литература: Lajarte Th., Instruments - Sax et fanfares civiles, P., 1867; Remy A., La vie tourmentйe d'A. Sax, в кн.: Gilson P., Les gйniales inventions d'A. Sax, Brux., 1939; Косhinitzky L., A. Sax and his saxophone, N. Y., 1949, 1964. Б. В. Доброхотов. |
Сакс Г. (Sachs) Ганс (5 XI 1494, Нюрнберг - 19 I 1576, там же) - нем. поэт, драматург и композитор эпохи Возрождения. Гл. представитель иск-ва мейстерзингеров. По профессии сапожник. Изучал основы цехового нар. иск-ва. Путешествовал как странствующий подмастерье по Германии. В 1515 возглавил движение Нюрнбергских мейстерзингеров. Создал ок. 5 тыс. песен, св. 200 драм. сценок, большое количество др. поэтич. соч. Автор фарсов, шванок и т.д. Известны его 13 "напевов мастера". Мелодии С. были опубликованы его учеником А. Пушманом в "Песенной книге" ("Singebuch", 1558, переизд. Г. Мюнцером, 1906). С. посв. оперы "Ганс Сакс" Гировеца (Йировеца; 1834) и Лорцинга (1840); поэтич. образ С. создан также в опере "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера (1867). Литература: Hoffmann J. L., Hans Sachs, Nьrnberg, 1847; Geiger E., Der Meistergesang des Hans Sachs, Bern, 1956. |
Саксгорны (saxhorn, от имени изобретателя и нем. Horn - рог) - семейство дух. мундштучных широкомензурных (см. Мундштук, Мензура) инструментов. Имеют одинаковую конструкцию, в т.ч. 3 вентиля (4 вентиля только у С.-баритона). Сконструированы бельг. мастером А. Саксом в 1845 на основе бюгельгорнов (отличаются от них более вытянутой формой - усовершенствованной мензурой и механизмом вентилей). По нотации диапазоны осн. видов семейства С. одинаковы - fis-с3. Разновидности и их строй (по действительному звучанию): сопранино in Es (диапазон: а - es3), сопрано in В (е-b2), альт in Es (A-es2), тенор in В (Е-b1), баритон in В (С-b 1), бас in Es, прежде также in F (A1-es1), контрабас in В (E1-b). С., кроме сопрано и сопранино (напоминают корнет-а-пистон), имеют широкий конич. ствол, по форме сходный со стволом тубы, с небольшим раструбом и чашеобразным мундштуком. С.-бас и С.-контрабас имеют кольцеобразную форму ствола и наз. геликонами. Используются в дух. оркестре. Литература: Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 2, М., 1953, с. 298; Вилковир Е., Иванов-Радкевич Н., Общие основы инструментовки для духового оркестра, М., 1933, 1937; Sax G., Reallexikon der Musikinstrumente, В., 1913, Hildesheim, 1962. С. Я. Левин. |
Саксофон (saxophone, от имени изобретателя и греч. ponn - звук) - дух. язычковый муз. инструмент. Имеет конич. ствол, мундштук с одинарной тростью (такой же, как у кларнета) и систему клапанов (как у гобоя и флейты). Сконструирован в 1841 бельг. мастером А. Саксом (патент получен в 1846). Изготовляется из металла - пакфонга (сплав меди, никеля и цинка, т.н. новое серебро), латуни или томпака (сплав меди с цинком). Йотируется только в скрипич. ключе в диапазоне b(h)-f3 (e3). Семейство С. состоит из 7 разновидностей - сопранино (строй: in Es или in F; диапазон: des1-as3; применяется редко), сопрано (in В или in С; as-es3), альт (in Es, диапазон d-as2; или in F), тенор (in В или in С; As-с2 или es2), баритон (in Es или in F; Des-f1 или as1), бас (in В или in С, Asx-с1 или es1), контрабас (in Es; Des1-as). Существует также С. - суб-контрабас (in В; В2-es), но он практически не применяется. Сопранино и сопрано имеют прямую форму, остальные - S-образную. Раструб у С. загнут вперёд; клювообразный мундштук насаживается на отогнутую вершину ствола. По форме инструмент напоминает бас-кларнет. С.-баритон и более низкие по звучанию разновидности имеют в верхней части однопетельный изгиб (в один оборот). С. обладает сильным выразительным звуком, сочным и полным, своеобразного, несколько "пряного" тембра, большими виртуозными технич. возможностями; один из осн. инструментов джаза; используется в дух. и эстр. оркестре, реже - в симф. и оперном, а также в качестве сольного конц. инструмента (рапсодия Дебюсси, 1905, завершена Роже-Дюкасом, изд. 1919; концерт для альтового С. и струн. оркестра Глазунова, 1934) и в камерно-инстр. ансамбле (трио для фп., альта и С.-тенора Хиндемита, 1947). В оперный оркестр С. впервые введён Ж. Ж. Кастнером ("Последний царь Иудеи", 1844), затем его использовали в операх Дж. Мейербер, Ж. Визе, Ж. Массне и др. франц. композиторы. В симф. оркестре впервые применён Р. Штраусом (квартет С. в "Домашней симфонии", 1904). Литература: Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, Л., 1950, 1962, с. 184; Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 1, М., 1953, с. 411; Кool J., Das Saxophon, Lpz., 1931; Вaines A., Woodwind instruments and their history, N. Y., 1963, p. 142-46; Kochnitzky L., A. Sax and his saxophon, N. Y., 1949, 1964. С. Я. Левин. |
Саламури - груз. свистковая флейта. Один из наиболее распространённых пастушеских инструментов Кахети, Картли и др. р-нов Грузии. Изготовляется из тутового дерева или тростника, дл. 240- 390 мм. У головки со втулкой - удлинённый, клювовидный или слегка скошенный срез. С. имеет 5-7 игровых отверстий на лицевой стороне ствола и 1 на тыльной. Звукоряд диатонический; диапазон b - а1, при передувании увеличивается до с3. По общему устройству сходен с азерб. тутеком и арм. тутаком. При исп. инструмент держат перед собой в наклонном положении. В осн. регистре С. звучит негромко, нежно (возможно, с этими качествами связано назв. "С." - по-грузински "привет", "приветственный"), в верхнем регистре - пронзительно-свистяще. В груз. поэзии звучание С. характеризуется как сладостное, приятное, светлое, временами грустное. На С. исполняют плясовые, песенные наигрыши. Среди груз. пастухов встречаются исполнители-виртуозы. Используется в ансамбле с груз. 2-сторонним барабаном доли. Распространён в бытовом музицировании, применяется также в грузинском оркестре народных инструментов. Литература: Аракчиев (Аракишвили) Д. И., О грузинских музыкальных инструментах из собрания Москвы и Тифлиса, в кн.: Труды Музыкально-этнографической комиссии, т. 2, М., 1911. А. Н. Лисова. |
Саласар А. (Salazar) Адольфо (6 III 1890, Мадрид - 27 IX 1958, Мехико) - испан. музыковед, композитор и педагог. Учился у М. де Фалья и Б. Перес Касаса в Мадриде. Был гл. редактором журн. "Revista Musical Hispano-Americana" (1914-18), сотрудничал в др. испан. муз. журналах и газ. "Эль соль". Один из основателей Нац. муз. об-ва в Мадриде (1915), целью к-рого была пропаганда испан. музыки; написанные С. аннотации к программам концертов этого об-ва изданы в Мадриде отд. книгой ("Programas de la Sociedad nacional de musica", 1915-19). В концертах об-ва исполнялись также произв. рус. композиторов. С. проявлял интерес к рус. музыке и как музыковед; ему принадлежат работы о "Борисе Годунове" и "Князе Игоре" ("Modesto Mussorgsky у "Boris Godunof"", "El Principe Igor"; обе изданы в 1922); в его книге по истории танца с древнейших времён до совр. балета имеется глава о рус. балете. С 1939 жил в Мексике, был профессором Нац. консерватории в Мехико. Автор трудов по истории музыки. Значит. часть книг С. о совр. испан. музыке посв. деятелям Ренасимьенто. С. принадлежат камерно-инстр. и вок. произв. - струн. квартет, фп. квинтет "Аравия", Сарабанда для флейты, скрипки и фагота, пьесы для фп. и для гитары; песни на тексты 15-16 вв. для вок. трио, 3 поэмы на сл. П. Верлена для голоса с фп. С. посв. стихотворение Гарсиа Лорки "Прерванный концерт". Литературные сочинения: La mъsica Espaсola en tiempos de Goys, "Revista de Occidente", 1928, v. 22, No 66; Mъsica y mъsicos de hoy, Madrid, 1928; La mъsica contemporбnea en Espaсa, Madrid, 1930; El siglo romбntico, Madrid, 1935, под назв. - Los grandes compositores de la йpoca romбntica, Madrid, 1958; La mъsica en la sociedad europea, v. 1-4, Mйx., 1942-46; La mъsica moderna, B. Aires, (1944); J. S. Bach, Mйx., (1951); La mъsica como proceso histуrico de su invencion, Mйx. - B. Aires, 1953; La mъsica de Espaсa, B. Aires, (1953). M. A. Вайсборд. |
Салас-и-Кастро Э. (Salas y Castro) Эстебан (25 X 1725, Гавана - 14 VII 1803, Сантьяго-де-Куба) - кубин. композитор, органист, педагог. С 1764 возглавлял капеллу кафедрального собора в Сантьяго, ставшую под его упр. центром муз. жизни Кубы. Муз. просветитель, С.-и-К. исполнял мн. новые произв. зап.-европ. композиторов. Выдающийся мастер хор. полифонии, он писал гл. обр. культовую музыку; его обширное наследие (мн. соч. не сохранились) включает кантаты, мессы, реквием, мотеты, литании, гимны, псалмы, а также ок. 200 вильянсикос (известны 46), написанных для 2-6 голосов в сопровождении инстр. ансамбля и отличающихся контрапунктич. мастерством и свежестью мелодий. Во многих соч. композитора заметно влияние неаполитанской оперной школы, особенно Дж. Перголези, в то же время ощутимы и иберийские истоки (см. Испанская музыка). Литература: Carpentier A., La mъsica en Cuba, Mйxico, (1946) (рус. пер. - Музыка Кубы, M., 1962); Pичугин П., Краткий очерк истории кубинской музыки, в сб.: Музыкальная культура стран Латинской Америки, М., 1974; Catбlogo de mъsica de los archivos de la Catedral de Santiago de Cuba y del Museo Bacardн, La Habana, 1961; Ardйvol J., Mъsica de Esteban Salas, в его кн.: Mъsica y revoluciуn, (La Habana, 1966). П. A. Ахундов. |
Магафура Галиулловна (р. 5 I 1922, дер. Ихсаново Башк. АССР) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1957). Чл. КПСС с 1953. Деп. Верх. Совета РСФСР 3-го созыва. Участница художеств. самодеятельности. С 1938 артистка хора, в 1942-72 солистка Башк. т-ра оперы и балета. Исполнила св. 60 партий, различных по характеру и стилю, среди них - Любовь ("Мазепа"), Княгиня ("Чародейка"), Солоха ("Черевички" Чайковского), Ганна; Любаша ("Царская невеста"), Азучена, Амнерис, Кармен, Аксинья; Ульяна Громова ("Молодая гвардия" Мейтуса), Тугзак ("Алтынчач" Жиганова), Нэркэс ("Акбузат" Спадавеккиа и Заимова), Айхылу ("Айхылу" Пейко, 1-е исп., 1953), Зухра ("Современники" Ахметова), Майсара ("Проделки Майсары" Юдакова). Литература: Хайруллин Р., Любимица Башкирии, "Театральная жизнь", 1962, No 1; Васильченко М., Магафура Салигаскарова, "МЖ", 1972, No 5. |
Давид Фёдорович (р. 14 (27) V 1903, Одесса) - сов. композитор. Засл. арт. РСФСР (1972). Нар. арт. Якут. АССР (1967). В 1932 окончил Моск. консерваторию у Р. М. Глиэра. Выступал как пианист-солист и аккомпаниатор (с 1920), как дирижёр (1923-28). Один из мастеров военно-дух. музыки. Внёс большой вклад в развитие якут. проф. муз. иск-ва. Сочинения: балет Муха-цокотуха (1968, детский); кантаты - Заря свободы (1965), Память сердца (1977), По ленинскому пути (1979); для орк. - 5 симфоний (1932; Кисловодск, 1968; Священный Ильмень, 1970; Космическая, 1980; Свет над Якутией, 1981); произв. для дух. оркестра, для орк. рус. нар. инструментов; камерно-инстр. ансамбли, романсы, песни. |
Василий Захарович (21 VI (3 VII) 1842, дер. Циглеровка, Полтавской губ.- 1907, Кишинёв) - рус. скрипач и педагог. В 1862 окончил Петерб. консерваторию по классу скрипки у Г. Венявского. В 1867-1874 артист оркестра имп. т-ров в Петербурге. Преподавал в муз. уч-щах РМО в Харькове (1874-76), Саратове (с 1876), Киеве (1893-94) и Кишинёве (уч-ще осн. в 1900; С. - его первый педагог по классу скрипки). В 1885-93 был преподавателем Моск. консерватории, участником (альтист) струн. квартета Моск. отделения РМО. Игра С. выдающегося представителя школы Г. Венявского, отличалась красотой тона, блестящей виртуозной техникой. Его деятельность как солиста, ансамблиста и педагога способствовала развитию муз. культуры рус. провинции. И. М. Ямпольский. |
Надежда Васильевна (30 VIII (И IX) 1864, Петербург - 4 IV 1956, Москва) - сов. певица (лирико-драм. сопрано). Дочь скрипача В. З. Салина и актрисы М. И. Самариной. В 1884 окончила Петерб. консерваторию, ученица К. Эверарди. Совершенствовалась в Париже у П. Виардо-Гарсиа и во Флоренции у Ванучини. В 1885-87 солистка Моск. частной русской оперы, в 1888-1908 - Большого т-ра (дебютировала в партии Маргариты). С. обладала мягким, тёплым по тембру голосом, тонким чувством стиля, технич. мастерством; наиболее близки ей были лирич. образы. Одна из лучших исполнительниц на рус. сцене партии Лизы. Среди др. партий: Феврония ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова; 1-я исполнительница в Большом т-ре, 1908), Наташа, Ярославна, Татьяна, Тамара, Снегурочка; Донна Анна ("Каменный гость" Даргомыжского), Земфира ("Алеко"), Микаэла; Франческа ("Франческа да Римини" Рахманинова, 1-я исполнительница, 1906), Эльза ("Лоэнгрин"), Зиглинда ("Валькирия") и др. Иск-во С. высоко ценили П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов. Вела педагогия, деятельность; после ухода со сцены С. преподавала в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармония, об-ва. Автор воспоминаний ("Жизнь и сцена", Л.-М., 1941). Литература: "ЕИТ", Сезон 1907-1908, вып. 18, СПБ, (б. г.), с. 279-280; Юбилей Н. В. Салиной, "РМГ", 1908, No 8-9, с. 217-18; Римский-Корсаков H. A., Летопись моей музыкальной жизни, СПБ, 1909, М., 1955; Гозенпуд A., Русский оперный театр между двух революций. 1905-1917 г., Л., 1975. |
Салинас Ф. (Salinas) Франсиско де (1 III 1513, Бургос - 13 I 1590, Саламанка) - испан. муз. теоретик и органист. В детстве потерял зрение. Учился в Саламанкском ун-те. В течение 23 лет жил в Италии, был органистом в Риме и Неаполе, по возвращении в Испанию (1561) - в Леоне. С 1567 возглавлял кафедру музыки в Саламанкском ун-те. В 1577 вышел капитальный труд С. "Семь книг о музыке", в к-ром автор рассматривает муз. интервалы ("пропорции" и "отношения") и лады антич. музыки, муз. ритмы, разрабатывает новую классификацию видов музыки, исходя из разл. типов человеческого познания; музыку, основанную на чувстве, музыку, основанную на разуме и одноврем. на чувстве и разуме; большое внимание уделяет нар. творчеству, анализу нац. особенностей муз. иск-ва. Применял антич. муз. теорию к практике совр. ему нар. музыки. Особую ценность представляют приведённые С. многочисл. нотные записи испан. нар. песен его времени. По словам А. Саласара, трактат С. - "первая бесценная антология народного кастильского кансьонеро". Сочинения: De musica libri septem, Saimanticae, 1577, факсим. переизд. Kassel, 1958. Литература: Бlvбrez-Pйrez J. M., El organista Fr. de Salinas. Nuevos datos a su biografнa, "Annario Musical", 1963, v.18. |
Энмарк Шакирович (р. 12 IX 1934, Самарканд) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1976. Деп. Верх. Совета Узб. ССР 9-10-го созывов. В 1963 окончил Ташкентскую консерваторию у Б. И. Зейдмана, в 1968-73 преподавал там же. В 1964-65 худ. рук. эстр.-симф. оркестра Гос. комитета по телевидению и радиовещанию Узб. ССР, в 1975-76 - Узбекконцерта и Узб. госэстрады. С 1971 ответств. секретарь CK Узб. ССР, с 1975 его председатель. Пр. Ленинского комсомола Узб. ССР (1970). Сочинения: балет Пламенная песня (1977); мьюзиклы - Подарки феи Айгуль (1976, Ташкент), Ходжа Насреддин (1982, там же); для орк. - симфония (посв. 40-летию Узб. ССР, 1963), симф. поэмы Памяти генерала Рахимова (1966), Подвиг Эрджигитова (1975); 2 струн. квартета; соната для фп. (1967); романсы, песни (более 50); музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Саллинен А. (Sallinen) Аулис (р. 9 IV 1935, Сальми) - фин. композитор. Учился у А. Мериканто и Й. Кокконена в Муз. академии им. Я. Сибелиуса в Хельсинки (1955-60), в к-рой позднее преподавал композицию и муз.-теоретич. предметы. С 1960 худ. рук. симф. оркестра Хельсинкского радио. Пред. Союза фин. композиторов (1971-73). До 1960 писал атональную музыку; в зрелых соч. вернулся к тональной системе; в опере, симфониях и др. произв. продолжает традиции Я. Сибелиуса; ряд соч., написанных в духе неоромантиков, связан с нац. муз. фольклором, фин. природой и бытом (3-я, "Морская", симфония). Сочинения: опера Всадник (Ratsumies, 1974); балет Вариации по Малларме (Variations sur Mallarmй, 1967); для орк. - 3 симфонии (1971-75); 14 вариаций Juventas (1963); хоралы для дух. орк., ударных, арфы и челесты (1970); концерт для камерного орк. (1959); Симф. диалоги для ударных соло и орк. (1972); концерты с орк. - для скр. (1968), влч. (1976); камерно-инстр. ансамбли - 4 струн. квартета (1958-71); хоры, в т.ч. для детей. Литература: Мякинен T., Hумми С., Musica fennica, Хельсинки, 1965; Вачнадзе М., Современная музыка Финляндии, в её кн.: О музыке, Тб., 1981, с. 93-120; Sermilд J., Biografier цver 16 nytida finska tonsдttare, "Musik-revy", 1975, No 3. |
Вадим Николаевич (p. 22 Х(4 XI) 1912, Петербург) - сов. композитор. Нар. арт. РСФСР (1972). В 1941 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у M. P. Гнесина. В 1941-45 в Сов. Армии. В 1945-46 ассистент Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных. В 1946-52 преподаватель Муз. уч-ща при Ленингр. консерватории (в 1947-51 зав. композиторским отделением). С 1951 преподаватель Ленингр. консерватории (с 1965 профессор). С. принадлежат значит. соч. в разл. жанрах. Особенно широкое признание получили хор. произв. С., в т.ч. хор. концерт "Лебёдушка" на нар. тексты. Композитору удалось возродить традиц. жанр и наполнить его новым содержанием. В музыке С. органично претворены элементы рус. фольклора. Секретарь правления CK РСФСР (с 1968). Гос. пр. РСФСР им. М. Глинки (1970). Сочинения: балет - Человек (по Э. Межелайтису, 1964); для солистов, хора и орк. - поэма-оратория Двенадцать (по А. А. Блоку, 1957), кантаты Ода Ленину (сл. П. Неруды, 1970), Скифы (по Блоку, 1973); для голоса и орк. - поэма Зоя (сл. М. И. Алигер, 1951); для орк. - симфонии (1952, 1959, 1963, 1976), Детская симфония (1962), картина Лес (1948), Русское каприччио (1950), Славянский хоровод (1952), Поэтические картинки (по Г. X. Андерсену, 1955); для скр. с орк. - концерты (1964, 1974); Ночи большого города (1969, для скр. и камерного орк.); Монолог (для влч. и камерного орк., 1972); соната для струн. орк. и фп. (1961); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. фп. трио (1946, 1949), 6 струн. квартетов (1945, 1958, 1961, 1963, 1968, 1971); для скр. и фп. - сонаты (1945, 1962); для хора - концерты Лебёдушка (1970), Добрый молодец (1972); циклы хоров на сл. Н. Хикмета, Р. Гамзатова, С. А. Есенина, Я. Купалы, Ф. И. Тютчева, и др.; для хора с органом - кантата К молодым (сл. А. Т. Твардовского, 1976), вокализы - De profundis, In memoriam (1973); для голоса с фп. - вок. циклы на сл. А. А. Блока (1940-45), А. А. Фета (1947), Я. Купалы (1947), С. А. Есенина (1955), Испания в сердце (сл. Ф. Гарсиа Лорки и Д. Неруды, 1959), Песни об одиночестве (сл. Ф. Гарсиа Лорки, 1967), на сл. Ф. И. Тютчева (1970), Т. Ружевича (1971), В. Шелли (1975) и др.; музыка к спектаклям драм. т-ров и кинофильмам. M. M. Яковлев. |
Заломон (Salomon) Иоганн Петер (2 II 1745, Бонн - 28 XI 1815, Лондон) - нем. скрипач и композитор. Сын Филиппа С. - скрипача Венской придв. капеллы. С. играл в оркестре Боннского курфюрста, а после успешных выступлений в Берлине и Франкфурте-на-Майне (1765) стал концертмейстером оркестра принца Генриха в Рейнсберге. С роспуском капеллы с 1781 жил в Лондоне, где выступал как скрипач-ансамблист. Занимался конц. предпринимательством, организовал "Концерты Саломона", занявшие важное место в муз. жизни Лондона. В 1790 посетил Й. Гайдна в Вене, содействовал его поездкам в Лондон и побудил его к сочинению оратории "Сотворение мира". Автор опер, ораторий, сонат для скрипки и песен. Литература: Ауrtоn P., Memoir of I. P. Salomon, "Harmonicon", L., 1830, Febr.; Pohl C. F., Mozart und Haydn in London, W., 1867; Landon H. С. R., The Symphonies of J. Haydn, L., 1955. |
Маргарита Акселевна (р. 29 VII 1909, Хельсинки) - сов. музыковед и пианистка. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1967). Кандидат искусствоведения (1961). Училась игре на фп. (1927-40) в консерваториях в Тбилиси, Хельсинки, а также в Париже у А. Корто в "Эколь нормаль"; изучала историю музыки в Парижском ун-те (1931-36). В 1939-47 концертировала в Париже и преподавала в консерватории (фп.). Написала книгу о Д. Д. Шостаковиче (на франц. яз., издана в Париже в 1945). С 1948 работает в СССР. Преподаёт в Тбилисской консерватории историю фп. иск-ва, методику фп. игры (с 1971 профессор). Автор брошюр, статей и рецензий (св. 100) о совр. грузинских, а также фин. музыкантах. Литературные сочинения: Виктор Долидзе, Тб., 1958 (на Груз. яз.; рус. пер. - М., 1962); Ян Сибелиус, М., 1963, то же на Груз. яз., Тб., 1965; Очерки из истории грузинской фортепьянной музыки, Тб., 1973 (на Груз. яз.); О музыке. (Сб. статей), Тб., 1981. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Сальменхара Э. (Salmenhaara) Эркки (р. 12 III 1941, Хельсинки) - фин. композитор и музыковед. Учился композиции у Й. Кокконена в Муз. академии им. Я. Сибелиуса в Хельсинки (1958-64), брал уроки у Д. Лигети в Вене (1963), муз.-теоретич. предметы изучал у Э. Тавастшерны в Хельсинкском ун-те (1960-65), где с 1963 преподавал. С 1974 пред. об-ва Фин. симф. оркестров. В 1974-76 пред. Союза фин. композиторов. Написал ряд книг и статей о совр. фин. музыке и др. В соч. 60-х гг. применял технику додекафонии и др. совр. приёмы письма, с 70-х гг. обратился к традициям фин. романтич. школы и нац. фольклору. Сочинения: опера Женщина из Португалии (Portugalin nainen, 1972, Хельсинки); для орк. - 4 симфонии (1962-72), симф. поэма Девушка в мини-юбке (La fille en mini-jupe, 1967); концерт для валторны с орк. (1973); Поэма для скр. и струн. орк. (1975); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. квартет для флейты и струн. трио (1971); 3 сонаты для фп.; кантаты, хоры; песни; электронная музыка. Литературные сочинения: Vuosisatamme musiiki, Hels., 1968; Sointuanalyysi, Hels., 1968. Литература: Мякинен Т., Нумми С., Musica fennica, Хельсинки, 1965; Sermilд J., Biografier цver 16 nytida finska tonsдttare, "Musik-revy", 1975, No 3. |
Георгий Иванович (р. 12 VII 1923, Москва) - сов. композитор. Кандидат искусствоведения (1967). В 1948 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у В. В. Софроницкого, в 1953 - Ленингр. консерваторию по классу композиции у Ю. В. Кочурова и О. С. Чишко. С 1953 преподаватель (с 1970 доцент) кафедры инструментовки военно-дирижёрского ф-та Моск. консерватории, с 1978 доцент Моск. консерватории. Сочинения: опера Песня из России (1969); драм. поэма-кантата Письма с фронта для сопрано (без слов) и дух. орк. (1976); для дух. орк. - Русское каприччо (1962), Кавказская фантазия (1963), Сюита о Москве (1971), Спортивная увертюра (1979), поэма Новоспасское (1980), марши, в т.ч. Василий Тёркин (1959), Российские просторы (1979); для инструмента с дух. орк. - Русская рапсодия (для фп., 1968), Поэма (для валторны, 1970), Импровизации и серенада (для фагота, 1975); пьесы для фп., для скр., для разл. дух. инструментов; хоры, романсы, песни и др. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Сальтарелло (итал. saltarello, от saltare - прыгать) - итал. танец нар. происхождения. Исполнялся парой танцоров в подвижном темпе под аккомпанемент гитары и тамбурина. Наиболее ранние образцы содержатся в рукописи, относящейся к 14 в. (хранится в Британском музее в Лондоне): Отд. танцы, называемые С. и встречающиеся гл. обр. в ранних источниках, существенно отличаются от традиц. типа этого танца. В 15 в. С. описывался как оживлённый танец из семейства бас-данс (франц. basse dance), в к-рое входили также павана, гальярда, тордьон и др. Муз. особенностью ряда С. является нерегулярный метр - чередование тактов в размерах 6/8 и 3/4: Танец включал быстрые двойные шаги, к-рые прерывались поклонами, приходящимися на кадансы. С 16 в. близок гальярде; иногда С. объединялся в паре с пассамеццо или паваной, контрастными ему по темпу, но родственными по мелодико-гармонич. основе. Важные итал. источники, содержащие муз. и хореографич. характеристику С. - книги Ф. Карозо "Il Ballarino" (1581) и "Nobilta di Dame" (1600). В 17-18 вв. С. вошёл в старинную инструментальную сюиту как один из разделов balletto, a также в камерную сонату того же названия. Его развитие и видоизменение продолжались вплоть до 19 в. Ф. Мендельсон использовал мелодию С. в финале своей "Итальянской" симфонии (ор. 90, 1833). Литература: Arbeau Th., Orchйsographie, Langres, 1589 (faksimile, P., 1888); Вlume F., Studien zur Vorgeschichte der Orchestersuite im XV-XVI. Jahrhundert, Lpz., 1925; Kinkeldey O., A Jewish dancing master of the Renaissance in studies of Jewish bibliography, N. Y., 1929; его же, Dance tunes of the fifteenth century. Instrumental music, Cambr., 1959; Sachs C., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933; Мое L., Dance music in printed Italian lute tablature from 1507 to 1611, Cambr., 1956 (Diss.); его же, Le problйme des barres de mesure, в кн.: Le Luth et sa musique, P., 1958. T. Л. Ляхова. |
Самазёй Г. (Samazeuilh) Гюстав Мари Виктор Фернан (2 VI 1877, Бордо - 4 VIII 1967, Париж) - франц. композитор и музыковед. Ученик Э. Шоссона, В. дЭнди, П. Дюка (композиция). Испытал влияние муз. импрессионизма. Среди его соч. - балет "Призыв танца" ("Appel de la danse", 1944); симф. поэма "Ночь" ("La nuit", 1925) и др. произв. для оркестра, струн. квартет (1900); соната (1903) и "Элегическая фантазия" ("Fantaisie йlйgiaque", 1897, новая ред. 1914) для скрипки и фп., пьесы для фп., органа; "Lamento е moto perpetuo" для скрипки соло (к 100-летию Э. Изаи, 1960), а также переложения для фп. нескольких орк. сочинений совр. ему композиторов. Автор ряда работ в т.ч. о Дюка (1913, 2-е изд. 1936), Шоссоне (1947). Литература: (G. Samazeuilh), "Le courrier musical de France", 1966, No 14. |
Самакуэка (испав. zamacueca) - один из наиболее древних креольских парных танцев Лат. Америки, ведущий начало от испан. танцев-пантомим 15-16 вв. типа сарабанды или фанданго. Хореография, содержание С. - любовная пантомима (ухаживание кавалера за дамой). Танец исполняется одной или неск. парами под аккомпанемент гитары или арфы; характерны умеренно быстрый темп, нерегулярный метр - чередование тактов на 6/8 и 3/4. С. сопровождается пением лирич. строф любовного или (реже) шуточного содержания. Период наибольшей популярности С. - 19 в., но она сохраняется и в 20 в., гл. обр. в Аргентине и Чили, а также в Боливии и Перу. Её местные названия: куэка, самба (Аргентина), куэка, чилена (Чили), самба, маринера (Перу). Хореографически родственны С. марикита, гато, байлесито, ресбалоса, фирмеса, триунфо, эскондидо, уэлья и нек-рые др. креольские танцы того же семейства. Литература: Пичугин П. A., Народная музыка Аргентины, М., 1971, с. 136-44, Vega С., Danzas y canciones argentines, В. Aires, 1936, p. 107-46, его же, El origen de las danzas folklуricas, В. Aires, 1956, p. 153-81; Flury L., Danzas folkluncas argentinas, B. Aires, 1947, p. 21-26. |
Самарас С. (Samaras) Спирос (29 XI 1863, Корфу - 25 III 1917, Афины) - греч. композитор. Начал своё муз. образование у С. Ксиндаса; с 1871 учился в Афинской консерватории по классу композиции у О. Станкапиано, в 1882 - в Парижской консерватории у Л. Делиба. С 1911 жил в Афинах. Значит. часть творч. наследия С. составляют оперы (написанные под большим влиянием франц. и итал. муз. школ, в русле веризма), многие из к-рых были с большим успехом поставлены в Италии. Греч. муз. фольклор использован только в оперетте "Критянка". Автор гимна Олимпийских игр (1896). Нац. пр. Греции. Сочинения: оперы - Олас (1880, Афины), Флора Мирабилис (1886, Милан), Закуска (Medge, 1888, Рим), Лионелла (1891, т-р "Ла Скала", Милан), Мученица (La Martire, 1894, Неаполь), Укрощенная ведьма (La furia domata, 1895, т-р "Ла Скала", Милан), История любви (Storia d'amore, 1903, Неаполь), Мадемуазель де БельИль (по А. Дюма-отцу, 1905, Генуя), Биондинетта (1906, Гота), Рея (1908, т-р Верди, Флоренция), Тигр (La Tigra, не оконч.); оперетты - Война в войне (Krieg im Kriege, 1915, Афины), Критянка (Das Madchen aus Kreta, 1916, Афины), пьесы для фп.; песни. С. Я. Калмыков. |
Самаркандский театр оперы и балета - муз. т-р Узб. ССР. Открыт в 1964 оперой "Сердце поэта" Ашрафи в специально построенном в том же году театр. здании (зрит. зал на 940 мест). Основу труппы составили выпускники Ташкентской консерватории, Театр. ин-та им. А. Н. Островского и Хореографич. уч-ща, а также артисты Самаркандского театра музыкальной комедии и драмы им. X. Алимджана и др. В числе солистов первого состава - М. Ахмеджанова, З. Ильяева, И. Мамарахимов, О. Мавлянова, Д. Мирпулатов, Б. Нуриддинов, М. Сауров, У. Султанов, Ф. Хакимова, А. Оргашев, М. Эрматов и др. Первый худ. рук. и гл. дирижер - нар. арт. СССР М. А. Ашрафи. В репертуаре т-ра - мировая классика, произв. композиторов Узбекистана и др. сов. республик. Среди пост.: оперы - "Проделки Майсары" Юдакова (1965), "Зайнаб и Омон" Т. Садыкова, Раджаби, Закирова, Зейдмана (1965), "Гульсара" Глиэра и Садыкова (1966), "Чио-Чио-сан" (1967), "Травиата" (1967), "Евгений Онегин" (1968); "Тахир и Зухра" Джалилова и Бровцына (1969), "Фауст" (1970), "Севильский цирюльник" (1971), "Трубадур" (1971), "Риголетто" (1973), "Демон" (1974); "Сердце поэта" (1975) и "Дилором" (1976) Ашрафи, "Кармен" (1976), "Аида" (1977); балеты - "Жизель" (1964), "Лебединое озеро" (1968); "Франческа да Римини" на музыку Чайковского (1969), "Золушка" (1972); "Горянка" Кажлаева (1973), "Гульсанам" Юсупова (1974), "Щелкунчик" (1975), "Дон Кихот" (1975), "Спящая красавица" (1976). На сцене т-ра осуществлены первые пост. опер "Ерилташ" (1967) и "Фидойлар" (1973) С. Бабаева, "Ойжамол" И. Хамраева (1969), "Зафар" Рахимова (1970) и балетов "Дракон и Солнце" Зейдмана (1967), "Поэма о Воде" Берлина (1969), "Самаркандская легенда" Мушеля (1970), "Сказание о Рустаме" Ашрафи (1977). В труппе т-ра (1977): певцы - нар. арт. Узб. ССР О. Мавлянова, засл. арт. Узб. ССР А. Эргашев, М. Эрматов, артисты - М. П. Аганичева, Ш. Акрамов, З. Я. Ильяева, З. Курбанов, Н. Э. Курбетдинова, Р. Латипов, А. Ф. Малов, И. Мамарахимов, Д. Мирпулатов, Б. Нуриддинов, К. Окилова, Л. С. Ольшанникова, Е. А. Петляков, Г. А. Скрипниченко, В. Г. Черкасова, Н. Ф. Шик, Р. Н. Щербакова, Д. Юсупова; солисты балета - А. В. Барашков, С. Багибилова, С. А. Быков, A.A. Геворгян, Л. Гусейнова, И. И. Зуев, Н. С. Зырянова, И. Д. Кузнецов, Д. Мусаева, Н. И. Новикова, Э. С. Пак, П. Т. Филипповский, Г. Я. Шевченко и др.; худ. рук. - У. С. Хурсандов, гл. дирижёр - Р. Г. Керимов, дирижёр - Ф. Якубжанов, гл. режиссёр - засл. деят. иск-в Узб. ССР Л. Г. Мейсель, режиссёр - нар. арт. Узб. ССР А. Д. Джураев, гл. балетмейстер - засл. арт. Узб. ССР С. Ш. Бурханов, гл. хормейстер - B. П. Зверев, гл. художник - засл. деят. иск-в Узб. ССР Д. И. Сафаев. В. И. Загурский. |
Самбамурти P. (14 II 1901, Битрагунта - 23 X 1973, Мадрас) - инд. музыковед и композитор. Учился в ун-те в Мадрасе. Один из ведущих специалистов в области карнатской музыки. С 1922 профессор Корол. колледжа в Мадрасе, в 1950-60-х гг. возглавлял муз. отдел Мадрасского ун-та, был там же президентом ф-та изящных иск-в. Представлял Индию на разл. междунар. муз. конференциях. Автор многочисл. работ по истории и теории инд. музыки, а также мн. учебных пособий (на англ. и тамильском яз.). Пр. Падма Бхушан (1964). Сочинения: South Indian music, t. 1-5, Madras, 1951-56, t. 1-6, 1966-69; A dictionary of South Indian music and musicians, t. 1-3, Madras, 1952-71 (от А до Н); History of Indian music, Madras, 1960. |
Самбука (лат. sambuca) - назв., применявшееся к разным типам муз. инструментов. В Др. Риме, а также в 14 в. в Италии С. называли струн. щипковый инструмент типа угловой арфы. В ср. века C. - дух. язычковый инструмент. Литература: Mаrсuse S., Musical instruments, A comprehensive dictionary, (N. Y.), 1964, p. 452; Saсhs С., The history of musical instruments, N. Y., 1940, p. 83, 136. H. A. Лиcoвa. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Саммартини Д. Б. (Sammartini) Джованни Баттиста (вероятно, 1700, Милан - 15 I 1775, там же) - итал. композитор. Сын франц. гобоиста А. Сен-Мартена. Сведения о ранних годах жизни С. отсутствуют. Впервые его имя упоминается в 1724 в связи с сочинением им арии для оратории "Клевета" ("La calunnia delusa", коллективное произв.). В 1726 С. уже известный музыкант, церк. капельмейстер. В 1760-70 состоял капельмейстером семи церквей Милана. С 1767 работал также в герцогской капелле (с 1768 её директор). В 40-х гг. его соч. стали исполняться в Голландии, Франции и др. европ. странах. С. общался со многими прославленными композиторами, у него занимались К. В. Глюк (1736-1741 ?), И. К. Бах, С. сотрудничал с Н. Йоммелли (вместе создали кантату), встречался с Л. Боккерини, В. А. Моцартом. Дирижировал исполнением собств. произв. во многих светских и духовных об-вах Милана. Осн. область творчества С. - инстр. музыка. Написал 78 симфоний, 15 concerti grossi, 20 струн. квартетов, 6 струн. квинтетов, 187 трио-сонат, сонаты для скрипки, виолончели и флейты, 15 сонат и др. соч. для чембало, а также 7 опер, 3 мессы и др. (последнее упоминание о композициях С. относится к 1743). Вошёл в историю музыки как создатель "предклассической симфонии" - конц. произв., близкого итал. оперной увертюре, но исполнявшегося как самостоят. 3-частный цикл. В соч. С. уже наметились характерные функции частей симф. цикла, но ещё не сложился контраст главной и побочной партий сонатного allegro, не применялась тематич. разработка. Литература: Сhurgin В. D., The symphonies of G. B. Sammartini, v. 1-2, Harvard, 1963. T. H. Соловьёва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Василий Михайлович (6 (17) IV 1782, Москва - 11 (23) VII 1839, Петербург) - рус. певец (драм. тенор). Родоначальник актёрской династии. Род. в небогатой купеческой семье, с детства увлекался музыкой, учился игре на кларнете, пел в церковном хоре. Пению обучался у И. А. Дмитревского и А. М. Крутицкого. В 1803-39 солист петерб. Большого т-ра, дебютировал в партии Инфанта ("Редкая вещь" Мартин-и-Солера). Совершенствовался под рук. К. А. Кавоса, пользовался советами Ф. Антонолини. Обладал высоким грудным голосом, звучным и гибким, был актёром яркого темперамента, большого сценич. мастерства. Исполнял также партии баритона, выступал в драм. спектаклях. Был занят в большинстве постановок т-ра; владея иск-вом трансформации, нередко исполнял неск. ролей в одном спектакле. М. И. Глинка отзывался о С. как о "певце весьма примечательном". С наибольшей силой талант С. раскрылся в лирико-драм. и героич. партиях - Симеон ("Иосиф" Мегюля), Дон Жуан ("Немой в горах Сиерры-Морены" Френцля), Уберто ("Отец и дочь" Паэра). Лучшая его роль - Ромео ("Ромео и Юлия" Штейбельта). Выступал в рус. операх К. А. Кавоса - Всеслав ("Князь-невидимка"), Владисил ("Илья-богатырь"), Матвей ("Иван Сусанин"); пел во мн. операх В. А. Моцарта. В 1808 Кавос написал для С. (и его жены - певицы С. В. Черниковой) оцеру "Три брата горбуна"; в 1809 С. поставил в свой бенефис "Павла и Виргинию" Крейцера. Сын С. - Василий Васильевич С. - выдающийся рус. драм. актёр; драм. артистами были дочери и внуки С. Литература: Арапов П., Летопись русского театра, СПБ, 1861; Вольф А. И., Хроника петербургских театров с конца 1826 до начала 1855 года, ч. 1-3, СПБ, 1877-84; Семья Самойловых, "ЕИТ", сезон 1903/1904, прилож. к вып. 14, с. 51-65; Вигель Ф. Ф., Записки, т. 1, М., 1928, с. 335; Жихарев С., Записки современника, т. 1-2, М.-Л., 1934; Самойловы на сцене (краткие сведения о 18 представителях семьи С.), "Искусство и жизнь", 1941, No 4; Гозенпуд A., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959, с. 429-40. |
Самуил Абрамович (2 (14) V 1884, Тбилиси - 6 XI 1964, Москва) - сов. дирижёр. Нар. арт. СССР (1937). В 1906 окончил Тбилисское муз. уч-ще по классу виолончели у А. Поливко, затем учился в Праге у Г. Вигана, в Париже у П. Касальса и в "Схола канторум" (по классам композиции у B. д'Энди и дирижирования у Э. Колонна). По возвращении в Россию - виолончелист оркестра петерб. Нар. дома. В 1910-17 дирижёр оперного т-ра Нар. дома, в 1917-19 - Мариинского т-ра. В 1918-36 гл. дирижёр и худ. рук. Ленингр. Малого оперного т-ра. С деятельностью С. связано становление сов. оперного иск-ва. Он привлёк к созданию опер молодых ленингр. композиторов, участвовал в пост. сов. опер: "Нос" (1930) и "Леди Макбет Мценского уезда" (1934) Шостаковича, "Камаринский мужик" (1933) и "Именины" (1935) Желобинского, "Тихий Дон" (1935), "Война и мир" (1946). Под рук. С. прошли также примечат. пост. оперной классики: "Золотой петушок" (1923); "Похищение из сераля" Моцарта (1925), "Снегурочка" (1928), "Фальстаф" (1929) и др. Большое внимание уделял дирижёр оперной режиссуре, тщательной разработке всех деталей спектакля. В 1936-43 гл. дирижёр Большого т-ра, в 1943-1950 - Муз. т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Среди значит. работ этого периода - "Поднятая целина" Дзержинского (1937), "Руслан и Людмила" (1937, новая сценич. ред.), впервые поставленная в СССР опера "Иван Сусанин" (1939; Гос. пр. СССР, 1941), "Иоланта" (1940), "Семья Тараса" (1951; Гос. пр. СССР, 1952). С. основал и возглавил (1953-57) симф. оркестр Всесоюзного радио и оперно-симф. оркестр Всесоюзного радио и телевидения (с 1957). Под его упр. впервые исполнены 7-я симфония Шостаковича (1942, Куйбышев и Москва), оратория "На страже мира" (1950) и 7-я симфония (1952) Прокофьева; он осуществил конц. постановки мн. оперных произв., в т.ч. "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Богема", "Паяцы", "Тангейзер", "Нюрнбергские мейстерзингеры"; "Итальянка в Алжире" Россини. Редкая интуиция, безупречный вкус, глубокое понимание жанровых особенностей каждого произв., выдающееся педагогич. дарование - сделали дирижёрскую деятельность С. одной из ярких страниц истории сов. муз. театра. Сочинения: Минувшее встает передо мною..., "СМ", 1965, No 9. Литература: Двадцать лет Государственного академического Малого оперного театра, Л., 1939; Богданов-Березовский В., Советская оперная культура, в сб.: Театральный альманах, кн. 2(4), М., 1946; Кемарская Н., Янко Т., Ценин С., С. А. Самосуд, "МЖ", 1964, No 10; Hестьев И., C. А. Самосуд, там же, 1965, No 2; Современные дирижеры, составители Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1969. Г. Я. Юдин. |
Василий Максимович (25 XII 1848 (6 I 1849), Петербург - 24 XI (7 XII) 1903, там же) - рус. педагог. В 1877 окончил Петерб. консерваторию по классу пения у К. Эверарди и остался в ней преподавателем (сольное пение и декламация, с 1886 профессор). С 1890 инспектор классов пения, позже заведовал классом декламации для певцов. Добивался от учеников не только вок. мастерства, но и создания образа. Среди учеников - П. З. Андреев, А. М. Лабинский, С. В. Тамарова. Выступал на эстраде в качестве чтеца. Литература: Бихтер М., Листки из книги воспоминаний, "СМ", 1959, No 9. А. С. Иванов. |
Надежда Николаевна (р. 17(30) IX 1903, Баку) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. Казах. ССР (1947). В 1930 окончила Бакинскую консерваторию. С 1932 солистка Куйбышевского, Ивановского и Ярославского, с 1935 - Пермского, с 1937 - Саратовского оперных т-ров. В 1938-57 - в Казах. т-ре оперы и балета. Партии: Антонида, Людмила, Волхова, Снегурочка, Шемаханская царица, Джильда, Виолетта, Дездемона, Лакме, Мими, Сюзанна, Керубино; Mapo ("Даиси" Палиашвили), Трильби ("Трильби" Юрасовского) и др. С 1948-преподаватель Алма-Атинского муз. уч-ща, в 1952-1964 - Алма-Атинской консерватории (с 1960 доцент). Среди учеников - Б. А. Тулегенова, А. Байкадамова. |
Санвик У. М. (Sandvik) Уло Мёрк (9 V 1875, Нес, Хедмарк, Норвегия - 5 VIII 1976, Осло) - норв. музыковед. Начальное муз. образование получил под рук. отца - учителя музыки, затем занимался у Г. Бёна (скрипка). Окончил теология. ф-т ун-та в Осло (1902). Там же преподавал в школе (1898-1913), в высших уч. заведениях (1913-45), в т.ч. на теологич. ф-те (1916-1947) и ф-те обществ. наук (1923-52) ун-та (церк. пение и др.); пользовались популярностью лекции и доклады, прочитанные С. в разл. муз. об-вах. Неоднократно выезжал в Германию, где изучал школьную педагогику (1913), в Ирландию и Шотландию для знакомства с кельтской нар. музыкой (1927). Внёс большой вклад в муз. жизнь Норвегии, участвовал в работе мн. муз. обществ и организаций: комиссии по изданию норв. хоралов (1923-26; был одним из составителей сб. нац. хоралов, содержащего много старинных нар. мелодий), Норв. музыковедч. об-ва (с 1924, свыше 50 лет его президент), Союза любителей церк. пения (1932- 1949), Междунар. союза исследований нар. музыки (вице-президент, 1955-58) и др. С. - инициатор создания Норв. муз. архива (1927). Особое значение имеют составленные С. сб-ки муз. фольклора разл. областей Норвегии - Гудбрандсдалена, позднее Эстердалена (тема его диссертации), Сетесдалена, а также исследоват. работы о них; эти труды остаются осн. источником для изучения норв. нар. музыки. Видный исследователь церк. музыки, особенно норв. хорала, С. раскрыл связи между нар. мелодиями и старинной культовой музыкой, установил последующие влияния григорианского пения на нар. духовную музыку. Автор первой "Истории норвежской музыки" ("Norges musikhistorie", 1921, т. 1-2, совм. с Г. Р. Шельдерупом)- основополагающего труда в норв. музыковедении. Ценны монографии С. об А. Баккер-Грёндаль и Л. М. Линнемане. С. составил разл. справочники и школьные песенники, опубликовал ок. 500 статей в периодич. печати. Ред. ежегодника "Norsk musikkgranskning" (1937-61). Сочинения: Norsk kirkemusik og dens kilder, Kristiania, 1918; Folkemusikk i Gudbrandsdalen, Kristiania, 1919, 1948; Norsk koralhistorie, Oslo, 1930; Kingotona, Oslo, 1941; Шsterdalsmusikken, Oslo, 1943; Gregoriansk sang, Oslo, 1945; Agathe og O. A. Grшndahl, Oslo, 1948; L. M. Lindeman, Oslo, 1950; Setesdalsmelodier, Oslo, 1952; Norske religiшse folketoner, v. 1-2, Oslo, 1960-64; Springleiker i norske bygder, Oslo, 1967. Литература: Festskrift til O. M. Sandvik, 70-еrsdagen, Oslo, 1945; Egge К., О. M. Sandvik, "Norsk musikkliv", 1945; Gaukstad Ш., O. M. Sandvik, "Norsk musikktidsskrift", 1969; его жe, Sandvik, там же, 1975. Э. Гаукстад. |
Сандзоньо Н. (Sanzogno) Нино (р. 13 IV 1911, Венеция) - итал. дирижёр и композитор. В 1932 окончил Муз. лицей им. Б. Марчелло в Венеции как скрипач у Ф. Гварнери и как композитор у М. Агостини. Совершенствовался по композиции у Ф. Малипьеро в Венеции, занимался также у Г. Шерхена (дирижирование) в Брюсселе. В 1935 муз. рук. т-ра "Фениче" в Венеции, затем дирижёр Миланского радио. С 1950 дирижёр, в 1962-65 гл. дирижёр т-ра "Ла Скала". Во время гастролей т-ра в Москве (1964) дирижировал операми "Лючия ди Ламмермур" и "Севильский цирюльник". Обширный репертуар С. включает произв. совр. композиторов (оперы Л. Даллапикколы, Ф. Малипьеро, И. Пиццетти, И. Ф. Стравинского, П. Хиндемита, Л. Яначека и др.). Под его упр. в Италии исполнены опера "Огненный ангел" (1-я театр. пост.) и балет "Золушка" Прокофьева, опера "Катерина Измайлова". Неоднократно вёл летние дирижёрские курсы в Дармштадте. Автор симф. поэм, концертов для скрипки и виолончели с оркестром и др. |
Санди Л. (Sandi) Луис (р. 22 II 1905, Мехико) - мекс. композитор, дирижёр и педагог. Учился в Нац. консерватории в Мехико, в 1929 занимался у К. Чавеса. Неск. лет дирижировал студенч. хором консерватории, мн. годы руководил основанным им (1938) хором мадригалистов. Внёс большой вклад в дело муз. воспитания, способствовал реформе системы муз. образования в Мексике. Был начальником Департамента музыки в Мин-ве просвещения (1946-51), директором Нац. ин-та изящных иск-в, вице-президентом Межамер. муз. совета. Один из основателей журн. "Nuestra musica" (1946). Сочинения: оперы Карлота (1946, Мехико), Сеньора на балконе (Lа seсora en su balcon, 1964); балеты - День мёртвых (Dia de los difuntos, 1938), Бонампак (1948, Мехико) и Коатликуэ (1949; оба на сюжеты из индейской мифологии); кантаты - Слава героям (Gloria a los hйroes, 1940), Любимая Родина (La suave Patria, 1951), На смерть Мадеро (A la muerte de Madero, 1960; посв. деятелю мекс. Революции 1910-17); для орк. - Север (Norte, 1941), Праздник (Feria, 1942; на темы музыки индейцев яки); камерные вок. произв., перелож. нар. песен и др. Литература: Chavez С., L. Sandi, "Nuestra mъsica", 1949, july. |