Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 2, "САК"-"САН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "САК"-"САН")

Саккини А. М. Г.

Саккини А. М. Г. (Sacchini) Антонио Мария Гаспаре (14 VI 1730, Флоренция - 6 или 7 X 1786, Париж) - итал. композитор. Учился в неаполитанской консерватории "Санта-Мария ди Лорето" у Дж. Манно (пение), Н. Фьоренца (скрипка), Ф. Дуранте (гармония, контрапункт, композиция). Дебютировал в 1756 интермедией "Фра Донато" (исп. студентами консерватории). С 1758 работал в капелле консерватории (с 1761 второй капельмейстер). Оперы С. "Андромаха" (1761) и др. с успехом ставились в Италии. С 1769 был "маэстро ди капелла" (хормейстер и вок. педагог) в консерватории (оспедалетто) "Санти-Джованни э Паоло" в Венеции. Среди учеников - Л. Конти, А. Габриели. С 1770 жил в Германии, создавая оперы для Мюнхена и Штутгарта, затем вернулся в Италию, ставил свои оперы в Венеции, Неаполе, Милане. В 1772-81 работал в Лондоне, где с успехом исполнялись его оперы "Тамерлан" (1773), "Монтесума" (1775), "Солдатская любовь" (1778) и др. В 1782 переехал в Париж, переделал для франц. сцены ряд своих опер, в т.ч. "Сид", "Армида". В разгоревшейся "войне глюкистов и пиччинистов" примкнул к партии К. В. Глюка. Представитель неаполитанской оперной школы, С. испытал влияние Глюка, что нашло отражение в одной из лучших опер С. "Эдип в Колоне" (1785), принесшей ему славу.

Сочинения: Андромаха (1761, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Александр Север (1762, т-р "Сан-Сальваторе", Венеция), Александр в Индии (1763, там же), Олимпиада (1763, т-р "Нуово", Падуя), Узнанная Семирамида (Semiramide nconosciuta, 1764, т-р "Арджентина", Рим), Сид (1769, там же; франц. ред. - Химена, или Сид, 1783, Фонтенбло), Армида (1772, "Реджо дукале", Милан; франц. ред. - Ринальдо, 1783, "Корол. академия музыки", Париж), Тамерлан (1773, Лондон), Монтесума (1775, там же), Эдип в Колоне (1785, пост. 1786, Версаль), Арвир и Эвелина (пост. посм. 1788, "Корол. академия музыки", Париж) и др.; симфонии, камерная инстр. музыка (скр. сонаты, трио-сонаты, струн. квартеты), оратории, мессы и др. духовные произв.

Литература: Prota-Giurleo U., Sacchini a Napoli, Napoli, 1956; Sсhlitzer F., Antonio Sacchini. Schede e appunti per una sua storia teatrale, Siena, 1955.

T. H. Соловьёва.

Саккони С. Ф.

Саккони С. Ф. (Sacconi) Симон Фернандо (3 V 1895, Рим - 26 VI 1973, Нью-Йорк) - итал. мастер смычковых инструментов. Учился у Дж. Росси в Риме. Инструменты С. построены по модели А. Страдивари, высокого качества, покрыты очень прозрачным и насыщенным по цвету лаком оранжевого, жёлтого или рубинового оттенков. На инструментах С. играют видные итал. музыканты: скрипач А. Серато и виолончелист А. Боначчи. В 1937 С. переехал в США, работал в Нью-Йорке в фирмах Ф. Германа, затем Р. Г. Вурлитцера, выполняя задания по экспертизе и реставрации старинных итал. инструментов; завоевал признание как один из крупнейших реставраторов. До конца жизни не порывал связи с Италией, в частности с Кремоной, где давал консультации в Междунар. школе мастеров смычковых инструментов. Выдающийся знаток старинных итал. инструментов, С. долгие годы изучал архив Страдивари в Кремоне, а также сохранившиеся инструменты Страдивари (многие из них С. реставрировал). Результаты его многолетних исследований отражены в капитальном труде "I "Segretti" di Stradivari..." (Cremona, 1972), где обоснованно установлен принцип построения инструментов Страдивари.

Б. В. Доброхотов.

Сакс А. А. Ж.

Сакс А. А. Ж. (Sachs) Адольф Антуан Жозеф (6 XI 1814, Динан - 4 II 1894, Париж) - бельг. мастер духовых инструментов. Изобретатель саксофона. Учился игре на флейте и кларнете в Брюссельской консерватории. Изготовлению дух. инструментов обучался у отца - Шарля Жозефа С., к-рому помогал в работе. В 1840 самостоятельно усовершенствовал кларнет и бас-кларнет. В след. году сконструировал новый инструмент из латуни, с кларнетным мундштуком, к-рый назвал по собств. имени, - саксофон (патент 1846). С 1842 жил в Париже, где его инструмент заинтересовал мн. композиторов, в т.ч. Ж. Ф. Галеви, Л. Обера, Г. Берлиоза. С. сконструировал разновидности саксофона, создал новые семейства медных дух. инструментов - саксгорны и саксотромбы (патент 1845), к-рые были вскоре введены в воен. оркестры Франции и др. стран. С 1857 вёл класс саксофона в Парижской консерватории. Издал школы игры на изобретённых им инструментах.

Литература: Lajarte Th., Instruments - Sax et fanfares civiles, P., 1867; Remy A., La vie tourmentйe d'A. Sax, в кн.: Gilson P., Les gйniales inventions d'A. Sax, Brux., 1939; Косhinitzky L., A. Sax and his saxophone, N. Y., 1949, 1964.

Б. В. Доброхотов.

Сакс Г.

Сакс Г. (Sachs) Ганс (5 XI 1494, Нюрнберг - 19 I 1576, там же) - нем. поэт, драматург и композитор эпохи Возрождения. Гл. представитель иск-ва мейстерзингеров. По профессии сапожник. Изучал основы цехового нар. иск-ва. Путешествовал как странствующий подмастерье по Германии. В 1515 возглавил движение Нюрнбергских мейстерзингеров. Создал ок. 5 тыс. песен, св. 200 драм. сценок, большое количество др. поэтич. соч. Автор фарсов, шванок и т.д. Известны его 13 "напевов мастера". Мелодии С. были опубликованы его учеником А. Пушманом в "Песенной книге" ("Singebuch", 1558, переизд. Г. Мюнцером, 1906). С. посв. оперы "Ганс Сакс" Гировеца (Йировеца; 1834) и Лорцинга (1840); поэтич. образ С. создан также в опере "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера (1867).

Литература: Hoffmann J. L., Hans Sachs, Nьrnberg, 1847; Geiger E., Der Meistergesang des Hans Sachs, Bern, 1956.

Саксгорны

Саксгорны (saxhorn, от имени изобретателя и нем. Horn - рог) - семейство дух. мундштучных широкомензурных (см. Мундштук, Мензура) инструментов. Имеют одинаковую конструкцию, в т.ч. 3 вентиля (4 вентиля только у С.-баритона). Сконструированы бельг. мастером А. Саксом в 1845 на основе бюгельгорнов (отличаются от них более вытянутой формой - усовершенствованной мензурой и механизмом вентилей). По нотации диапазоны осн. видов семейства С. одинаковы - fis-с3. Разновидности и их строй (по действительному звучанию): сопранино in Es (диапазон: а - es3), сопрано in В (е-b2), альт in Es (A-es2), тенор in В (Е-b1), баритон in В (С-b 1), бас in Es, прежде также in F (A1-es1), контрабас in В (E1-b). С., кроме сопрано и сопранино (напоминают корнет-а-пистон), имеют широкий конич. ствол, по форме сходный со стволом тубы, с небольшим раструбом и чашеобразным мундштуком. С.-бас и С.-контрабас имеют кольцеобразную форму ствола и наз. геликонами. Используются в дух. оркестре.

Литература: Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 2, М., 1953, с. 298; Вилковир Е., Иванов-Радкевич Н., Общие основы инструментовки для духового оркестра, М., 1933, 1937; Sax G., Reallexikon der Musikinstrumente, В., 1913, Hildesheim, 1962.

С. Я. Левин.

Саксофон

Саксофон (saxophone, от имени изобретателя и греч. ponn - звук) - дух. язычковый муз. инструмент. Имеет конич. ствол, мундштук с одинарной тростью (такой же, как у кларнета) и систему клапанов (как у гобоя и флейты). Сконструирован в 1841 бельг. мастером А. Саксом (патент получен в 1846). Изготовляется из металла - пакфонга (сплав меди, никеля и цинка, т.н. новое серебро), латуни или томпака (сплав меди с цинком). Йотируется только в скрипич. ключе в диапазоне b(h)-f3 (e3). Семейство С. состоит из 7 разновидностей - сопранино (строй: in Es или in F; диапазон: des1-as3; применяется редко), сопрано (in В или in С; as-es3), альт (in Es, диапазон d-as2; или in F), тенор (in В или in С; As-с2 или es2), баритон (in Es или in F; Des-f1 или as1), бас (in В или in С, Asx-с1 или es1), контрабас (in Es; Des1-as). Существует также С. - суб-контрабас (in В; В2-es), но он практически не применяется. Сопранино и сопрано имеют прямую форму, остальные - S-образную. Раструб у С. загнут вперёд; клювообразный мундштук насаживается на отогнутую вершину ствола. По форме инструмент напоминает бас-кларнет. С.-баритон и более низкие по звучанию разновидности имеют в верхней части однопетельный изгиб (в один оборот). С. обладает сильным выразительным звуком, сочным и полным, своеобразного, несколько "пряного" тембра, большими виртуозными технич. возможностями; один из осн. инструментов джаза; используется в дух. и эстр. оркестре, реже - в симф. и оперном, а также в качестве сольного конц. инструмента (рапсодия Дебюсси, 1905, завершена Роже-Дюкасом, изд. 1919; концерт для альтового С. и струн. оркестра Глазунова, 1934) и в камерно-инстр. ансамбле (трио для фп., альта и С.-тенора Хиндемита, 1947). В оперный оркестр С. впервые введён Ж. Ж. Кастнером ("Последний царь Иудеи", 1844), затем его использовали в операх Дж. Мейербер, Ж. Визе, Ж. Массне и др. франц. композиторы. В симф. оркестре впервые применён Р. Штраусом (квартет С. в "Домашней симфонии", 1904).

Литература: Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, Л., 1950, 1962, с. 184; Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 1, М., 1953, с. 411; Кool J., Das Saxophon, Lpz., 1931; Вaines A., Woodwind instruments and their history, N. Y., 1963, p. 142-46; Kochnitzky L., A. Sax and his saxophon, N. Y., 1949, 1964.

С. Я. Левин.

Саламури

Саламури - груз. свистковая флейта. Один из наиболее распространённых пастушеских инструментов Кахети, Картли и др. р-нов Грузии. Изготовляется из тутового дерева или тростника, дл. 240- 390 мм. У головки со втулкой - удлинённый, клювовидный или слегка скошенный срез. С. имеет 5-7 игровых отверстий на лицевой стороне ствола и 1 на тыльной. Звукоряд диатонический; диапазон b - а1, при передувании увеличивается до с3. По общему устройству сходен с азерб. тутеком и арм. тутаком. При исп. инструмент держат перед собой в наклонном положении. В осн. регистре С. звучит негромко, нежно (возможно, с этими качествами связано назв. "С." - по-грузински "привет", "приветственный"), в верхнем регистре - пронзительно-свистяще. В груз. поэзии звучание С. характеризуется как сладостное, приятное, светлое, временами грустное. На С. исполняют плясовые, песенные наигрыши. Среди груз. пастухов встречаются исполнители-виртуозы. Используется в ансамбле с груз. 2-сторонним барабаном доли. Распространён в бытовом музицировании, применяется также в грузинском оркестре народных инструментов.

Литература: Аракчиев (Аракишвили) Д. И., О грузинских музыкальных инструментах из собрания Москвы и Тифлиса, в кн.: Труды Музыкально-этнографической комиссии, т. 2, М., 1911.

А. Н. Лисова.

Саласар А.

Саласар А. (Salazar) Адольфо (6 III 1890, Мадрид - 27 IX 1958, Мехико) - испан. музыковед, композитор и педагог. Учился у М. де Фалья и Б. Перес Касаса в Мадриде. Был гл. редактором журн. "Revista Musical Hispano-Americana" (1914-18), сотрудничал в др. испан. муз. журналах и газ. "Эль соль". Один из основателей Нац. муз. об-ва в Мадриде (1915), целью к-рого была пропаганда испан. музыки; написанные С. аннотации к программам концертов этого об-ва изданы в Мадриде отд. книгой ("Programas de la Sociedad nacional de musica", 1915-19). В концертах об-ва исполнялись также произв. рус. композиторов. С. проявлял интерес к рус. музыке и как музыковед; ему принадлежат работы о "Борисе Годунове" и "Князе Игоре" ("Modesto Mussorgsky у "Boris Godunof"", "El Principe Igor"; обе изданы в 1922); в его книге по истории танца с древнейших времён до совр. балета имеется глава о рус. балете. С 1939 жил в Мексике, был профессором Нац. консерватории в Мехико. Автор трудов по истории музыки. Значит. часть книг С. о совр. испан. музыке посв. деятелям Ренасимьенто. С. принадлежат камерно-инстр. и вок. произв. - струн. квартет, фп. квинтет "Аравия", Сарабанда для флейты, скрипки и фагота, пьесы для фп. и для гитары; песни на тексты 15-16 вв. для вок. трио, 3 поэмы на сл. П. Верлена для голоса с фп. С. посв. стихотворение Гарсиа Лорки "Прерванный концерт".

Литературные сочинения: La mъsica Espaсola en tiempos de Goys, "Revista de Occidente", 1928, v. 22, No 66; Mъsica y mъsicos de hoy, Madrid, 1928; La mъsica contemporбnea en Espaсa, Madrid, 1930; El siglo romбntico, Madrid, 1935, под назв. - Los grandes compositores de la йpoca romбntica, Madrid, 1958; La mъsica en la sociedad europea, v. 1-4, Mйx., 1942-46; La mъsica moderna, B. Aires, (1944); J. S. Bach, Mйx., (1951); La mъsica como proceso histуrico de su invencion, Mйx. - B. Aires, 1953; La mъsica de Espaсa, B. Aires, (1953).

M. A. Вайсборд.

Салас-и-Кастро Э.

Салас-и-Кастро Э. (Salas y Castro) Эстебан (25 X 1725, Гавана - 14 VII 1803, Сантьяго-де-Куба) - кубин. композитор, органист, педагог. С 1764 возглавлял капеллу кафедрального собора в Сантьяго, ставшую под его упр. центром муз. жизни Кубы. Муз. просветитель, С.-и-К. исполнял мн. новые произв. зап.-европ. композиторов. Выдающийся мастер хор. полифонии, он писал гл. обр. культовую музыку; его обширное наследие (мн. соч. не сохранились) включает кантаты, мессы, реквием, мотеты, литании, гимны, псалмы, а также ок. 200 вильянсикос (известны 46), написанных для 2-6 голосов в сопровождении инстр. ансамбля и отличающихся контрапунктич. мастерством и свежестью мелодий. Во многих соч. композитора заметно влияние неаполитанской оперной школы, особенно Дж. Перголези, в то же время ощутимы и иберийские истоки (см. Испанская музыка).

Литература: Carpentier A., La mъsica en Cuba, Mйxico, (1946) (рус. пер. - Музыка Кубы, M., 1962); Pичугин П., Краткий очерк истории кубинской музыки, в сб.: Музыкальная культура стран Латинской Америки, М., 1974; Catбlogo de mъsica de los archivos de la Catedral de Santiago de Cuba y del Museo Bacardн, La Habana, 1961; Ardйvol J., Mъsica de Esteban Salas, в его кн.: Mъsica y revoluciуn, (La Habana, 1966).

П. A. Ахундов.

Салигаскарова М. Г.

Магафура Галиулловна (р. 5 I 1922, дер. Ихсаново Башк. АССР) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1957). Чл. КПСС с 1953. Деп. Верх. Совета РСФСР 3-го созыва. Участница художеств. самодеятельности. С 1938 артистка хора, в 1942-72 солистка Башк. т-ра оперы и балета. Исполнила св. 60 партий, различных по характеру и стилю, среди них - Любовь ("Мазепа"), Княгиня ("Чародейка"), Солоха ("Черевички" Чайковского), Ганна; Любаша ("Царская невеста"), Азучена, Амнерис, Кармен, Аксинья; Ульяна Громова ("Молодая гвардия" Мейтуса), Тугзак ("Алтынчач" Жиганова), Нэркэс ("Акбузат" Спадавеккиа и Заимова), Айхылу ("Айхылу" Пейко, 1-е исп., 1953), Зухра ("Современники" Ахметова), Майсара ("Проделки Майсары" Юдакова).

Литература: Хайруллин Р., Любимица Башкирии, "Театральная жизнь", 1962, No 1; Васильченко М., Магафура Салигаскарова, "МЖ", 1972, No 5.

Салиман-Владимиров Д. Ф.

Давид Фёдорович (р. 14 (27) V 1903, Одесса) - сов. композитор. Засл. арт. РСФСР (1972). Нар. арт. Якут. АССР (1967). В 1932 окончил Моск. консерваторию у Р. М. Глиэра. Выступал как пианист-солист и аккомпаниатор (с 1920), как дирижёр (1923-28). Один из мастеров военно-дух. музыки. Внёс большой вклад в развитие якут. проф. муз. иск-ва.

Сочинения: балет Муха-цокотуха (1968, детский); кантаты - Заря свободы (1965), Память сердца (1977), По ленинскому пути (1979); для орк. - 5 симфоний (1932; Кисловодск, 1968; Священный Ильмень, 1970; Космическая, 1980; Свет над Якутией, 1981); произв. для дух. оркестра, для орк. рус. нар. инструментов; камерно-инстр. ансамбли, романсы, песни.

Салин В. З.

Василий Захарович (21 VI (3 VII) 1842, дер. Циглеровка, Полтавской губ.- 1907, Кишинёв) - рус. скрипач и педагог. В 1862 окончил Петерб. консерваторию по классу скрипки у Г. Венявского. В 1867-1874 артист оркестра имп. т-ров в Петербурге. Преподавал в муз. уч-щах РМО в Харькове (1874-76), Саратове (с 1876), Киеве (1893-94) и Кишинёве (уч-ще осн. в 1900; С. - его первый педагог по классу скрипки). В 1885-93 был преподавателем Моск. консерватории, участником (альтист) струн. квартета Моск. отделения РМО. Игра С. выдающегося представителя школы Г. Венявского, отличалась красотой тона, блестящей виртуозной техникой. Его деятельность как солиста, ансамблиста и педагога способствовала развитию муз. культуры рус. провинции.

И. М. Ямпольский.

Салина Н. В.

Надежда Васильевна (30 VIII (И IX) 1864, Петербург - 4 IV 1956, Москва) - сов. певица (лирико-драм. сопрано). Дочь скрипача В. З. Салина и актрисы М. И. Самариной. В 1884 окончила Петерб. консерваторию, ученица К. Эверарди. Совершенствовалась в Париже у П. Виардо-Гарсиа и во Флоренции у Ванучини. В 1885-87 солистка Моск. частной русской оперы, в 1888-1908 - Большого т-ра (дебютировала в партии Маргариты). С. обладала мягким, тёплым по тембру голосом, тонким чувством стиля, технич. мастерством; наиболее близки ей были лирич. образы. Одна из лучших исполнительниц на рус. сцене партии Лизы. Среди др. партий: Феврония ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова; 1-я исполнительница в Большом т-ре, 1908), Наташа, Ярославна, Татьяна, Тамара, Снегурочка; Донна Анна ("Каменный гость" Даргомыжского), Земфира ("Алеко"), Микаэла; Франческа ("Франческа да Римини" Рахманинова, 1-я исполнительница, 1906), Эльза ("Лоэнгрин"), Зиглинда ("Валькирия") и др. Иск-во С. высоко ценили П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов. Вела педагогия, деятельность; после ухода со сцены С. преподавала в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармония, об-ва. Автор воспоминаний ("Жизнь и сцена", Л.-М., 1941).

Литература: "ЕИТ", Сезон 1907-1908, вып. 18, СПБ, (б. г.), с. 279-280; Юбилей Н. В. Салиной, "РМГ", 1908, No 8-9, с. 217-18; Римский-Корсаков H. A., Летопись моей музыкальной жизни, СПБ, 1909, М., 1955; Гозенпуд A., Русский оперный театр между двух революций. 1905-1917 г., Л., 1975.

Салинас Ф.

Салинас Ф. (Salinas) Франсиско де (1 III 1513, Бургос - 13 I 1590, Саламанка) - испан. муз. теоретик и органист. В детстве потерял зрение. Учился в Саламанкском ун-те. В течение 23 лет жил в Италии, был органистом в Риме и Неаполе, по возвращении в Испанию (1561) - в Леоне. С 1567 возглавлял кафедру музыки в Саламанкском ун-те. В 1577 вышел капитальный труд С. "Семь книг о музыке", в к-ром автор рассматривает муз. интервалы ("пропорции" и "отношения") и лады антич. музыки, муз. ритмы, разрабатывает новую классификацию видов музыки, исходя из разл. типов человеческого познания; музыку, основанную на чувстве, музыку, основанную на разуме и одноврем. на чувстве и разуме; большое внимание уделяет нар. творчеству, анализу нац. особенностей муз. иск-ва. Применял антич. муз. теорию к практике совр. ему нар. музыки. Особую ценность представляют приведённые С. многочисл. нотные записи испан. нар. песен его времени. По словам А. Саласара, трактат С. - "первая бесценная антология народного кастильского кансьонеро".

Сочинения: De musica libri septem, Saimanticae, 1577, факсим. переизд. Kassel, 1958.

Литература: Бlvбrez-Pйrez J. M., El organista Fr. de Salinas. Nuevos datos a su biografнa, "Annario Musical", 1963, v.18.

Салихов Э. Ш.

Энмарк Шакирович (р. 12 IX 1934, Самарканд) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1976. Деп. Верх. Совета Узб. ССР 9-10-го созывов. В 1963 окончил Ташкентскую консерваторию у Б. И. Зейдмана, в 1968-73 преподавал там же. В 1964-65 худ. рук. эстр.-симф. оркестра Гос. комитета по телевидению и радиовещанию Узб. ССР, в 1975-76 - Узбекконцерта и Узб. госэстрады. С 1971 ответств. секретарь CK Узб. ССР, с 1975 его председатель. Пр. Ленинского комсомола Узб. ССР (1970).

Сочинения: балет Пламенная песня (1977); мьюзиклы - Подарки феи Айгуль (1976, Ташкент), Ходжа Насреддин (1982, там же); для орк. - симфония (посв. 40-летию Узб. ССР, 1963), симф. поэмы Памяти генерала Рахимова (1966), Подвиг Эрджигитова (1975); 2 струн. квартета; соната для фп. (1967); романсы, песни (более 50); музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Салливен А. С.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Саллинен А.

Саллинен А. (Sallinen) Аулис (р. 9 IV 1935, Сальми) - фин. композитор. Учился у А. Мериканто и Й. Кокконена в Муз. академии им. Я. Сибелиуса в Хельсинки (1955-60), в к-рой позднее преподавал композицию и муз.-теоретич. предметы. С 1960 худ. рук. симф. оркестра Хельсинкского радио. Пред. Союза фин. композиторов (1971-73). До 1960 писал атональную музыку; в зрелых соч. вернулся к тональной системе; в опере, симфониях и др. произв. продолжает традиции Я. Сибелиуса; ряд соч., написанных в духе неоромантиков, связан с нац. муз. фольклором, фин. природой и бытом (3-я, "Морская", симфония).

Сочинения: опера Всадник (Ratsumies, 1974); балет Вариации по Малларме (Variations sur Mallarmй, 1967); для орк. - 3 симфонии (1971-75); 14 вариаций Juventas (1963); хоралы для дух. орк., ударных, арфы и челесты (1970); концерт для камерного орк. (1959); Симф. диалоги для ударных соло и орк. (1972); концерты с орк. - для скр. (1968), влч. (1976); камерно-инстр. ансамбли - 4 струн. квартета (1958-71); хоры, в т.ч. для детей.

Литература: Мякинен T., Hумми С., Musica fennica, Хельсинки, 1965; Вачнадзе М., Современная музыка Финляндии, в её кн.: О музыке, Тб., 1981, с. 93-120; Sermilд J., Biografier цver 16 nytida finska tonsдttare, "Musik-revy", 1975, No 3.

Салманов В. Н.

Вадим Николаевич (p. 22 Х(4 XI) 1912, Петербург) - сов. композитор. Нар. арт. РСФСР (1972). В 1941 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у M. P. Гнесина. В 1941-45 в Сов. Армии. В 1945-46 ассистент Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных. В 1946-52 преподаватель Муз. уч-ща при Ленингр. консерватории (в 1947-51 зав. композиторским отделением). С 1951 преподаватель Ленингр. консерватории (с 1965 профессор). С. принадлежат значит. соч. в разл. жанрах. Особенно широкое признание получили хор. произв. С., в т.ч. хор. концерт "Лебёдушка" на нар. тексты. Композитору удалось возродить традиц. жанр и наполнить его новым содержанием. В музыке С. органично претворены элементы рус. фольклора. Секретарь правления CK РСФСР (с 1968). Гос. пр. РСФСР им. М. Глинки (1970).

Сочинения: балет - Человек (по Э. Межелайтису, 1964); для солистов, хора и орк. - поэма-оратория Двенадцать (по А. А. Блоку, 1957), кантаты Ода Ленину (сл. П. Неруды, 1970), Скифы (по Блоку, 1973); для голоса и орк. - поэма Зоя (сл. М. И. Алигер, 1951); для орк. - симфонии (1952, 1959, 1963, 1976), Детская симфония (1962), картина Лес (1948), Русское каприччио (1950), Славянский хоровод (1952), Поэтические картинки (по Г. X. Андерсену, 1955); для скр. с орк. - концерты (1964, 1974); Ночи большого города (1969, для скр. и камерного орк.); Монолог (для влч. и камерного орк., 1972); соната для струн. орк. и фп. (1961); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. фп. трио (1946, 1949), 6 струн. квартетов (1945, 1958, 1961, 1963, 1968, 1971); для скр. и фп. - сонаты (1945, 1962); для хора - концерты Лебёдушка (1970), Добрый молодец (1972); циклы хоров на сл. Н. Хикмета, Р. Гамзатова, С. А. Есенина, Я. Купалы, Ф. И. Тютчева, и др.; для хора с органом - кантата К молодым (сл. А. Т. Твардовского, 1976), вокализы - De profundis, In memoriam (1973); для голоса с фп. - вок. циклы на сл. А. А. Блока (1940-45), А. А. Фета (1947), Я. Купалы (1947), С. А. Есенина (1955), Испания в сердце (сл. Ф. Гарсиа Лорки и Д. Неруды, 1959), Песни об одиночестве (сл. Ф. Гарсиа Лорки, 1967), на сл. Ф. И. Тютчева (1970), Т. Ружевича (1971), В. Шелли (1975) и др.; музыка к спектаклям драм. т-ров и кинофильмам.

M. M. Яковлев.

Саломон И. П.

Заломон (Salomon) Иоганн Петер (2 II 1745, Бонн - 28 XI 1815, Лондон) - нем. скрипач и композитор. Сын Филиппа С. - скрипача Венской придв. капеллы. С. играл в оркестре Боннского курфюрста, а после успешных выступлений в Берлине и Франкфурте-на-Майне (1765) стал концертмейстером оркестра принца Генриха в Рейнсберге. С роспуском капеллы с 1781 жил в Лондоне, где выступал как скрипач-ансамблист. Занимался конц. предпринимательством, организовал "Концерты Саломона", занявшие важное место в муз. жизни Лондона. В 1790 посетил Й. Гайдна в Вене, содействовал его поездкам в Лондон и побудил его к сочинению оратории "Сотворение мира". Автор опер, ораторий, сонат для скрипки и песен.

Литература: Ауrtоn P., Memoir of I. P. Salomon, "Harmonicon", L., 1830, Febr.; Pohl C. F., Mozart und Haydn in London, W., 1867; Landon H. С. R., The Symphonies of J. Haydn, L., 1955.

Сальберг-Вачнадзе М. А.

Маргарита Акселевна (р. 29 VII 1909, Хельсинки) - сов. музыковед и пианистка. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1967). Кандидат искусствоведения (1961). Училась игре на фп. (1927-40) в консерваториях в Тбилиси, Хельсинки, а также в Париже у А. Корто в "Эколь нормаль"; изучала историю музыки в Парижском ун-те (1931-36). В 1939-47 концертировала в Париже и преподавала в консерватории (фп.). Написала книгу о Д. Д. Шостаковиче (на франц. яз., издана в Париже в 1945). С 1948 работает в СССР. Преподаёт в Тбилисской консерватории историю фп. иск-ва, методику фп. игры (с 1971 профессор). Автор брошюр, статей и рецензий (св. 100) о совр. грузинских, а также фин. музыкантах.

Литературные сочинения: Виктор Долидзе, Тб., 1958 (на Груз. яз.; рус. пер. - М., 1962); Ян Сибелиус, М., 1963, то же на Груз. яз., Тб., 1965; Очерки из истории грузинской фортепьянной музыки, Тб., 1973 (на Груз. яз.); О музыке. (Сб. статей), Тб., 1981.

Сальвадор-Даниель Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сальери А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сальменхара Э.

Сальменхара Э. (Salmenhaara) Эркки (р. 12 III 1941, Хельсинки) - фин. композитор и музыковед. Учился композиции у Й. Кокконена в Муз. академии им. Я. Сибелиуса в Хельсинки (1958-64), брал уроки у Д. Лигети в Вене (1963), муз.-теоретич. предметы изучал у Э. Тавастшерны в Хельсинкском ун-те (1960-65), где с 1963 преподавал. С 1974 пред. об-ва Фин. симф. оркестров. В 1974-76 пред. Союза фин. композиторов. Написал ряд книг и статей о совр. фин. музыке и др. В соч. 60-х гг. применял технику додекафонии и др. совр. приёмы письма, с 70-х гг. обратился к традициям фин. романтич. школы и нац. фольклору.

Сочинения: опера Женщина из Португалии (Portugalin nainen, 1972, Хельсинки); для орк. - 4 симфонии (1962-72), симф. поэма Девушка в мини-юбке (La fille en mini-jupe, 1967); концерт для валторны с орк. (1973); Поэма для скр. и струн. орк. (1975); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. квартет для флейты и струн. трио (1971); 3 сонаты для фп.; кантаты, хоры; песни; электронная музыка.

Литературные сочинения: Vuosisatamme musiiki, Hels., 1968; Sointuanalyysi, Hels., 1968.

Литература: Мякинен Т., Нумми С., Musica fennica, Хельсинки, 1965; Sermilд J., Biografier цver 16 nytida finska tonsдttare, "Musik-revy", 1975, No 3.

Сальников Г. И.

Георгий Иванович (р. 12 VII 1923, Москва) - сов. композитор. Кандидат искусствоведения (1967). В 1948 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у В. В. Софроницкого, в 1953 - Ленингр. консерваторию по классу композиции у Ю. В. Кочурова и О. С. Чишко. С 1953 преподаватель (с 1970 доцент) кафедры инструментовки военно-дирижёрского ф-та Моск. консерватории, с 1978 доцент Моск. консерватории.

Сочинения: опера Песня из России (1969); драм. поэма-кантата Письма с фронта для сопрано (без слов) и дух. орк. (1976); для дух. орк. - Русское каприччо (1962), Кавказская фантазия (1963), Сюита о Москве (1971), Спортивная увертюра (1979), поэма Новоспасское (1980), марши, в т.ч. Василий Тёркин (1959), Российские просторы (1979); для инструмента с дух. орк. - Русская рапсодия (для фп., 1968), Поэма (для валторны, 1970), Импровизации и серенада (для фагота, 1975); пьесы для фп., для скр., для разл. дух. инструментов; хоры, романсы, песни и др.

Сальседо К.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сальтарелло

Сальтарелло (итал. saltarello, от saltare - прыгать) - итал. танец нар. происхождения. Исполнялся парой танцоров в подвижном темпе под аккомпанемент гитары и тамбурина. Наиболее ранние образцы содержатся в рукописи, относящейся к 14 в. (хранится в Британском музее в Лондоне):

Сальтарелло

Отд. танцы, называемые С. и встречающиеся гл. обр. в ранних источниках, существенно отличаются от традиц. типа этого танца. В 15 в. С. описывался как оживлённый танец из семейства бас-данс (франц. basse dance), в к-рое входили также павана, гальярда, тордьон и др. Муз. особенностью ряда С. является нерегулярный метр - чередование тактов в размерах 6/8 и 3/4:

Сальтарелло

Танец включал быстрые двойные шаги, к-рые прерывались поклонами, приходящимися на кадансы. С 16 в. близок гальярде; иногда С. объединялся в паре с пассамеццо или паваной, контрастными ему по темпу, но родственными по мелодико-гармонич. основе.

Важные итал. источники, содержащие муз. и хореографич. характеристику С. - книги Ф. Карозо "Il Ballarino" (1581) и "Nobilta di Dame" (1600). В 17-18 вв. С. вошёл в старинную инструментальную сюиту как один из разделов balletto, a также в камерную сонату того же названия. Его развитие и видоизменение продолжались вплоть до 19 в. Ф. Мендельсон использовал мелодию С. в финале своей "Итальянской" симфонии (ор. 90, 1833).

Литература: Arbeau Th., Orchйsographie, Langres, 1589 (faksimile, P., 1888); Вlume F., Studien zur Vorgeschichte der Orchestersuite im XV-XVI. Jahrhundert, Lpz., 1925; Kinkeldey O., A Jewish dancing master of the Renaissance in studies of Jewish bibliography, N. Y., 1929; его же, Dance tunes of the fifteenth century. Instrumental music, Cambr., 1959; Sachs C., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933; Мое L., Dance music in printed Italian lute tablature from 1507 to 1611, Cambr., 1956 (Diss.); его же, Le problйme des barres de mesure, в кн.: Le Luth et sa musique, P., 1958.

T. Л. Ляхова.

Самазёй Г.

Самазёй Г. (Samazeuilh) Гюстав Мари Виктор Фернан (2 VI 1877, Бордо - 4 VIII 1967, Париж) - франц. композитор и музыковед. Ученик Э. Шоссона, В. дЭнди, П. Дюка (композиция). Испытал влияние муз. импрессионизма. Среди его соч. - балет "Призыв танца" ("Appel de la danse", 1944); симф. поэма "Ночь" ("La nuit", 1925) и др. произв. для оркестра, струн. квартет (1900); соната (1903) и "Элегическая фантазия" ("Fantaisie йlйgiaque", 1897, новая ред. 1914) для скрипки и фп., пьесы для фп., органа; "Lamento е moto perpetuo" для скрипки соло (к 100-летию Э. Изаи, 1960), а также переложения для фп. нескольких орк. сочинений совр. ему композиторов. Автор ряда работ в т.ч. о Дюка (1913, 2-е изд. 1936), Шоссоне (1947).

Литература: (G. Samazeuilh), "Le courrier musical de France", 1966, No 14.

Самакуэка

Самакуэка (испав. zamacueca) - один из наиболее древних креольских парных танцев Лат. Америки, ведущий начало от испан. танцев-пантомим 15-16 вв. типа сарабанды или фанданго. Хореография, содержание С. - любовная пантомима (ухаживание кавалера за дамой). Танец исполняется одной или неск. парами под аккомпанемент гитары или арфы; характерны умеренно быстрый темп, нерегулярный метр - чередование тактов на 6/8 и 3/4. С. сопровождается пением лирич. строф любовного или (реже) шуточного содержания. Период наибольшей популярности С. - 19 в., но она сохраняется и в 20 в., гл. обр. в Аргентине и Чили, а также в Боливии и Перу. Её местные названия: куэка, самба (Аргентина), куэка, чилена (Чили), самба, маринера (Перу). Хореографически родственны С. марикита, гато, байлесито, ресбалоса, фирмеса, триунфо, эскондидо, уэлья и нек-рые др. креольские танцы того же семейства.

Самакуэка

Литература: Пичугин П. A., Народная музыка Аргентины, М., 1971, с. 136-44, Vega С., Danzas y canciones argentines, В. Aires, 1936, p. 107-46, его же, El origen de las danzas folklуricas, В. Aires, 1956, p. 153-81; Flury L., Danzas folkluncas argentinas, B. Aires, 1947, p. 21-26.

Самарас С.

Самарас С. (Samaras) Спирос (29 XI 1863, Корфу - 25 III 1917, Афины) - греч. композитор. Начал своё муз. образование у С. Ксиндаса; с 1871 учился в Афинской консерватории по классу композиции у О. Станкапиано, в 1882 - в Парижской консерватории у Л. Делиба. С 1911 жил в Афинах. Значит. часть творч. наследия С. составляют оперы (написанные под большим влиянием франц. и итал. муз. школ, в русле веризма), многие из к-рых были с большим успехом поставлены в Италии. Греч. муз. фольклор использован только в оперетте "Критянка". Автор гимна Олимпийских игр (1896). Нац. пр. Греции.

Сочинения: оперы - Олас (1880, Афины), Флора Мирабилис (1886, Милан), Закуска (Medge, 1888, Рим), Лионелла (1891, т-р "Ла Скала", Милан), Мученица (La Martire, 1894, Неаполь), Укрощенная ведьма (La furia domata, 1895, т-р "Ла Скала", Милан), История любви (Storia d'amore, 1903, Неаполь), Мадемуазель де БельИль (по А. Дюма-отцу, 1905, Генуя), Биондинетта (1906, Гота), Рея (1908, т-р Верди, Флоренция), Тигр (La Tigra, не оконч.); оперетты - Война в войне (Krieg im Kriege, 1915, Афины), Критянка (Das Madchen aus Kreta, 1916, Афины), пьесы для фп.; песни.

С. Я. Калмыков.

Самаркандский театр оперы и балета

Самаркандский театр оперы и балета - муз. т-р Узб. ССР. Открыт в 1964 оперой "Сердце поэта" Ашрафи в специально построенном в том же году театр. здании (зрит. зал на 940 мест). Основу труппы составили выпускники Ташкентской консерватории, Театр. ин-та им. А. Н. Островского и Хореографич. уч-ща, а также артисты Самаркандского театра музыкальной комедии и драмы им. X. Алимджана и др. В числе солистов первого состава - М. Ахмеджанова, З. Ильяева, И. Мамарахимов, О. Мавлянова, Д. Мирпулатов, Б. Нуриддинов, М. Сауров, У. Султанов, Ф. Хакимова, А. Оргашев, М. Эрматов и др. Первый худ. рук. и гл. дирижер - нар. арт. СССР М. А. Ашрафи.

В репертуаре т-ра - мировая классика, произв. композиторов Узбекистана и др. сов. республик. Среди пост.: оперы - "Проделки Майсары" Юдакова (1965), "Зайнаб и Омон" Т. Садыкова, Раджаби, Закирова, Зейдмана (1965), "Гульсара" Глиэра и Садыкова (1966), "Чио-Чио-сан" (1967), "Травиата" (1967), "Евгений Онегин" (1968); "Тахир и Зухра" Джалилова и Бровцына (1969), "Фауст" (1970), "Севильский цирюльник" (1971), "Трубадур" (1971), "Риголетто" (1973), "Демон" (1974); "Сердце поэта" (1975) и "Дилором" (1976) Ашрафи, "Кармен" (1976), "Аида" (1977); балеты - "Жизель" (1964), "Лебединое озеро" (1968); "Франческа да Римини" на музыку Чайковского (1969), "Золушка" (1972); "Горянка" Кажлаева (1973), "Гульсанам" Юсупова (1974), "Щелкунчик" (1975), "Дон Кихот" (1975), "Спящая красавица" (1976). На сцене т-ра осуществлены первые пост. опер "Ерилташ" (1967) и "Фидойлар" (1973) С. Бабаева, "Ойжамол" И. Хамраева (1969), "Зафар" Рахимова (1970) и балетов "Дракон и Солнце" Зейдмана (1967), "Поэма о Воде" Берлина (1969), "Самаркандская легенда" Мушеля (1970), "Сказание о Рустаме" Ашрафи (1977).

В труппе т-ра (1977): певцы - нар. арт. Узб. ССР О. Мавлянова, засл. арт. Узб. ССР А. Эргашев, М. Эрматов, артисты - М. П. Аганичева, Ш. Акрамов, З. Я. Ильяева, З. Курбанов, Н. Э. Курбетдинова, Р. Латипов, А. Ф. Малов, И. Мамарахимов, Д. Мирпулатов, Б. Нуриддинов, К. Окилова, Л. С. Ольшанникова, Е. А. Петляков, Г. А. Скрипниченко, В. Г. Черкасова, Н. Ф. Шик, Р. Н. Щербакова, Д. Юсупова; солисты балета - А. В. Барашков, С. Багибилова, С. А. Быков, A.A. Геворгян, Л. Гусейнова, И. И. Зуев, Н. С. Зырянова, И. Д. Кузнецов, Д. Мусаева, Н. И. Новикова, Э. С. Пак, П. Т. Филипповский, Г. Я. Шевченко и др.; худ. рук. - У. С. Хурсандов, гл. дирижёр - Р. Г. Керимов, дирижёр - Ф. Якубжанов, гл. режиссёр - засл. деят. иск-в Узб. ССР Л. Г. Мейсель, режиссёр - нар. арт. Узб. ССР А. Д. Джураев, гл. балетмейстер - засл. арт. Узб. ССР С. Ш. Бурханов, гл. хормейстер - B. П. Зверев, гл. художник - засл. деят. иск-в Узб. ССР Д. И. Сафаев.

В. И. Загурский.

Самбамурти P.

Самбамурти P. (14 II 1901, Битрагунта - 23 X 1973, Мадрас) - инд. музыковед и композитор. Учился в ун-те в Мадрасе. Один из ведущих специалистов в области карнатской музыки. С 1922 профессор Корол. колледжа в Мадрасе, в 1950-60-х гг. возглавлял муз. отдел Мадрасского ун-та, был там же президентом ф-та изящных иск-в. Представлял Индию на разл. междунар. муз. конференциях. Автор многочисл. работ по истории и теории инд. музыки, а также мн. учебных пособий (на англ. и тамильском яз.). Пр. Падма Бхушан (1964).

Сочинения: South Indian music, t. 1-5, Madras, 1951-56, t. 1-6, 1966-69; A dictionary of South Indian music and musicians, t. 1-3, Madras, 1952-71 (от А до Н); History of Indian music, Madras, 1960.

Самбука

Самбука (лат. sambuca) - назв., применявшееся к разным типам муз. инструментов. В Др. Риме, а также в 14 в. в Италии С. называли струн. щипковый инструмент типа угловой арфы. В ср. века C. - дух. язычковый инструмент.

Литература: Mаrсuse S., Musical instruments, A comprehensive dictionary, (N. Y.), 1964, p. 452; Saсhs С., The history of musical instruments, N. Y., 1940, p. 83, 136.

H. A. Лиcoвa.

Саминский Л.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Саммартини Д. Б.

Саммартини Д. Б. (Sammartini) Джованни Баттиста (вероятно, 1700, Милан - 15 I 1775, там же) - итал. композитор. Сын франц. гобоиста А. Сен-Мартена. Сведения о ранних годах жизни С. отсутствуют. Впервые его имя упоминается в 1724 в связи с сочинением им арии для оратории "Клевета" ("La calunnia delusa", коллективное произв.). В 1726 С. уже известный музыкант, церк. капельмейстер. В 1760-70 состоял капельмейстером семи церквей Милана. С 1767 работал также в герцогской капелле (с 1768 её директор). В 40-х гг. его соч. стали исполняться в Голландии, Франции и др. европ. странах. С. общался со многими прославленными композиторами, у него занимались К. В. Глюк (1736-1741 ?), И. К. Бах, С. сотрудничал с Н. Йоммелли (вместе создали кантату), встречался с Л. Боккерини, В. А. Моцартом. Дирижировал исполнением собств. произв. во многих светских и духовных об-вах Милана. Осн. область творчества С. - инстр. музыка. Написал 78 симфоний, 15 concerti grossi, 20 струн. квартетов, 6 струн. квинтетов, 187 трио-сонат, сонаты для скрипки, виолончели и флейты, 15 сонат и др. соч. для чембало, а также 7 опер, 3 мессы и др. (последнее упоминание о композициях С. относится к 1743). Вошёл в историю музыки как создатель "предклассической симфонии" - конц. произв., близкого итал. оперной увертюре, но исполнявшегося как самостоят. 3-частный цикл. В соч. С. уже наметились характерные функции частей симф. цикла, но ещё не сложился контраст главной и побочной партий сонатного allegro, не применялась тематич. разработка.

Литература: Сhurgin В. D., The symphonies of G. B. Sammartini, v. 1-2, Harvard, 1963.

T. H. Соловьёва.

Самодеятельность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самойлов В. М.

Василий Михайлович (6 (17) IV 1782, Москва - 11 (23) VII 1839, Петербург) - рус. певец (драм. тенор). Родоначальник актёрской династии. Род. в небогатой купеческой семье, с детства увлекался музыкой, учился игре на кларнете, пел в церковном хоре. Пению обучался у И. А. Дмитревского и А. М. Крутицкого. В 1803-39 солист петерб. Большого т-ра, дебютировал в партии Инфанта ("Редкая вещь" Мартин-и-Солера). Совершенствовался под рук. К. А. Кавоса, пользовался советами Ф. Антонолини. Обладал высоким грудным голосом, звучным и гибким, был актёром яркого темперамента, большого сценич. мастерства. Исполнял также партии баритона, выступал в драм. спектаклях. Был занят в большинстве постановок т-ра; владея иск-вом трансформации, нередко исполнял неск. ролей в одном спектакле. М. И. Глинка отзывался о С. как о "певце весьма примечательном". С наибольшей силой талант С. раскрылся в лирико-драм. и героич. партиях - Симеон ("Иосиф" Мегюля), Дон Жуан ("Немой в горах Сиерры-Морены" Френцля), Уберто ("Отец и дочь" Паэра). Лучшая его роль - Ромео ("Ромео и Юлия" Штейбельта). Выступал в рус. операх К. А. Кавоса - Всеслав ("Князь-невидимка"), Владисил ("Илья-богатырь"), Матвей ("Иван Сусанин"); пел во мн. операх В. А. Моцарта. В 1808 Кавос написал для С. (и его жены - певицы С. В. Черниковой) оцеру "Три брата горбуна"; в 1809 С. поставил в свой бенефис "Павла и Виргинию" Крейцера.

Сын С. - Василий Васильевич С. - выдающийся рус. драм. актёр; драм. артистами были дочери и внуки С.

Литература: Арапов П., Летопись русского театра, СПБ, 1861; Вольф А. И., Хроника петербургских театров с конца 1826 до начала 1855 года, ч. 1-3, СПБ, 1877-84; Семья Самойловых, "ЕИТ", сезон 1903/1904, прилож. к вып. 14, с. 51-65; Вигель Ф. Ф., Записки, т. 1, М., 1928, с. 335; Жихарев С., Записки современника, т. 1-2, М.-Л., 1934; Самойловы на сцене (краткие сведения о 18 представителях семьи С.), "Искусство и жизнь", 1941, No 4; Гозенпуд A., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959, с. 429-40.

Самосуд С. А.

Самуил Абрамович (2 (14) V 1884, Тбилиси - 6 XI 1964, Москва) - сов. дирижёр. Нар. арт. СССР (1937). В 1906 окончил Тбилисское муз. уч-ще по классу виолончели у А. Поливко, затем учился в Праге у Г. Вигана, в Париже у П. Касальса и в "Схола канторум" (по классам композиции у B. д'Энди и дирижирования у Э. Колонна). По возвращении в Россию - виолончелист оркестра петерб. Нар. дома. В 1910-17 дирижёр оперного т-ра Нар. дома, в 1917-19 - Мариинского т-ра. В 1918-36 гл. дирижёр и худ. рук. Ленингр. Малого оперного т-ра. С деятельностью С. связано становление сов. оперного иск-ва. Он привлёк к созданию опер молодых ленингр. композиторов, участвовал в пост. сов. опер: "Нос" (1930) и "Леди Макбет Мценского уезда" (1934) Шостаковича, "Камаринский мужик" (1933) и "Именины" (1935) Желобинского, "Тихий Дон" (1935), "Война и мир" (1946). Под рук. С. прошли также примечат. пост. оперной классики: "Золотой петушок" (1923); "Похищение из сераля" Моцарта (1925), "Снегурочка" (1928), "Фальстаф" (1929) и др. Большое внимание уделял дирижёр оперной режиссуре, тщательной разработке всех деталей спектакля. В 1936-43 гл. дирижёр Большого т-ра, в 1943-1950 - Муз. т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Среди значит. работ этого периода - "Поднятая целина" Дзержинского (1937), "Руслан и Людмила" (1937, новая сценич. ред.), впервые поставленная в СССР опера "Иван Сусанин" (1939; Гос. пр. СССР, 1941), "Иоланта" (1940), "Семья Тараса" (1951; Гос. пр. СССР, 1952).

С. основал и возглавил (1953-57) симф. оркестр Всесоюзного радио и оперно-симф. оркестр Всесоюзного радио и телевидения (с 1957). Под его упр. впервые исполнены 7-я симфония Шостаковича (1942, Куйбышев и Москва), оратория "На страже мира" (1950) и 7-я симфония (1952) Прокофьева; он осуществил конц. постановки мн. оперных произв., в т.ч. "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Богема", "Паяцы", "Тангейзер", "Нюрнбергские мейстерзингеры"; "Итальянка в Алжире" Россини. Редкая интуиция, безупречный вкус, глубокое понимание жанровых особенностей каждого произв., выдающееся педагогич. дарование - сделали дирижёрскую деятельность С. одной из ярких страниц истории сов. муз. театра.

Сочинения: Минувшее встает передо мною..., "СМ", 1965, No 9.

Литература: Двадцать лет Государственного академического Малого оперного театра, Л., 1939; Богданов-Березовский В., Советская оперная культура, в сб.: Театральный альманах, кн. 2(4), М., 1946; Кемарская Н., Янко Т., Ценин С., С. А. Самосуд, "МЖ", 1964, No 10; Hестьев И., C. А. Самосуд, там же, 1965, No 2; Современные дирижеры, составители Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1969.

Г. Я. Юдин.

Самусь В. М.

Василий Максимович (25 XII 1848 (6 I 1849), Петербург - 24 XI (7 XII) 1903, там же) - рус. педагог. В 1877 окончил Петерб. консерваторию по классу пения у К. Эверарди и остался в ней преподавателем (сольное пение и декламация, с 1886 профессор). С 1890 инспектор классов пения, позже заведовал классом декламации для певцов. Добивался от учеников не только вок. мастерства, но и создания образа. Среди учеников - П. З. Андреев, А. М. Лабинский, С. В. Тамарова. Выступал на эстраде в качестве чтеца.

Литература: Бихтер М., Листки из книги воспоминаний, "СМ", 1959, No 9.

А. С. Иванов.

Самышина Н. Н.

Надежда Николаевна (р. 17(30) IX 1903, Баку) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. Казах. ССР (1947). В 1930 окончила Бакинскую консерваторию. С 1932 солистка Куйбышевского, Ивановского и Ярославского, с 1935 - Пермского, с 1937 - Саратовского оперных т-ров. В 1938-57 - в Казах. т-ре оперы и балета. Партии: Антонида, Людмила, Волхова, Снегурочка, Шемаханская царица, Джильда, Виолетта, Дездемона, Лакме, Мими, Сюзанна, Керубино; Mapo ("Даиси" Палиашвили), Трильби ("Трильби" Юрасовского) и др. С 1948-преподаватель Алма-Атинского муз. уч-ща, в 1952-1964 - Алма-Атинской консерватории (с 1960 доцент). Среди учеников - Б. А. Тулегенова, А. Байкадамова.

Санвик У. М.

Санвик У. М. (Sandvik) Уло Мёрк (9 V 1875, Нес, Хедмарк, Норвегия - 5 VIII 1976, Осло) - норв. музыковед. Начальное муз. образование получил под рук. отца - учителя музыки, затем занимался у Г. Бёна (скрипка). Окончил теология. ф-т ун-та в Осло (1902). Там же преподавал в школе (1898-1913), в высших уч. заведениях (1913-45), в т.ч. на теологич. ф-те (1916-1947) и ф-те обществ. наук (1923-52) ун-та (церк. пение и др.); пользовались популярностью лекции и доклады, прочитанные С. в разл. муз. об-вах. Неоднократно выезжал в Германию, где изучал школьную педагогику (1913), в Ирландию и Шотландию для знакомства с кельтской нар. музыкой (1927). Внёс большой вклад в муз. жизнь Норвегии, участвовал в работе мн. муз. обществ и организаций: комиссии по изданию норв. хоралов (1923-26; был одним из составителей сб. нац. хоралов, содержащего много старинных нар. мелодий), Норв. музыковедч. об-ва (с 1924, свыше 50 лет его президент), Союза любителей церк. пения (1932- 1949), Междунар. союза исследований нар. музыки (вице-президент, 1955-58) и др. С. - инициатор создания Норв. муз. архива (1927). Особое значение имеют составленные С. сб-ки муз. фольклора разл. областей Норвегии - Гудбрандсдалена, позднее Эстердалена (тема его диссертации), Сетесдалена, а также исследоват. работы о них; эти труды остаются осн. источником для изучения норв. нар. музыки. Видный исследователь церк. музыки, особенно норв. хорала, С. раскрыл связи между нар. мелодиями и старинной культовой музыкой, установил последующие влияния григорианского пения на нар. духовную музыку. Автор первой "Истории норвежской музыки" ("Norges musikhistorie", 1921, т. 1-2, совм. с Г. Р. Шельдерупом)- основополагающего труда в норв. музыковедении. Ценны монографии С. об А. Баккер-Грёндаль и Л. М. Линнемане. С. составил разл. справочники и школьные песенники, опубликовал ок. 500 статей в периодич. печати. Ред. ежегодника "Norsk musikkgranskning" (1937-61).

Сочинения: Norsk kirkemusik og dens kilder, Kristiania, 1918; Folkemusikk i Gudbrandsdalen, Kristiania, 1919, 1948; Norsk koralhistorie, Oslo, 1930; Kingotona, Oslo, 1941; Шsterdalsmusikken, Oslo, 1943; Gregoriansk sang, Oslo, 1945; Agathe og O. A. Grшndahl, Oslo, 1948; L. M. Lindeman, Oslo, 1950; Setesdalsmelodier, Oslo, 1952; Norske religiшse folketoner, v. 1-2, Oslo, 1960-64; Springleiker i norske bygder, Oslo, 1967.

Литература: Festskrift til O. M. Sandvik, 70-еrsdagen, Oslo, 1945; Egge К., О. M. Sandvik, "Norsk musikkliv", 1945; Gaukstad Ш., O. M. Sandvik, "Norsk musikktidsskrift", 1969; его жe, Sandvik, там же, 1975.

Э. Гаукстад.

Сандзоньо Н.

Сандзоньо Н. (Sanzogno) Нино (р. 13 IV 1911, Венеция) - итал. дирижёр и композитор. В 1932 окончил Муз. лицей им. Б. Марчелло в Венеции как скрипач у Ф. Гварнери и как композитор у М. Агостини. Совершенствовался по композиции у Ф. Малипьеро в Венеции, занимался также у Г. Шерхена (дирижирование) в Брюсселе. В 1935 муз. рук. т-ра "Фениче" в Венеции, затем дирижёр Миланского радио. С 1950 дирижёр, в 1962-65 гл. дирижёр т-ра "Ла Скала". Во время гастролей т-ра в Москве (1964) дирижировал операми "Лючия ди Ламмермур" и "Севильский цирюльник". Обширный репертуар С. включает произв. совр. композиторов (оперы Л. Даллапикколы, Ф. Малипьеро, И. Пиццетти, И. Ф. Стравинского, П. Хиндемита, Л. Яначека и др.). Под его упр. в Италии исполнены опера "Огненный ангел" (1-я театр. пост.) и балет "Золушка" Прокофьева, опера "Катерина Измайлова". Неоднократно вёл летние дирижёрские курсы в Дармштадте. Автор симф. поэм, концертов для скрипки и виолончели с оркестром и др.

Санди Л.

Санди Л. (Sandi) Луис (р. 22 II 1905, Мехико) - мекс. композитор, дирижёр и педагог. Учился в Нац. консерватории в Мехико, в 1929 занимался у К. Чавеса. Неск. лет дирижировал студенч. хором консерватории, мн. годы руководил основанным им (1938) хором мадригалистов. Внёс большой вклад в дело муз. воспитания, способствовал реформе системы муз. образования в Мексике. Был начальником Департамента музыки в Мин-ве просвещения (1946-51), директором Нац. ин-та изящных иск-в, вице-президентом Межамер. муз. совета. Один из основателей журн. "Nuestra musica" (1946).

Сочинения: оперы Карлота (1946, Мехико), Сеньора на балконе (Lа seсora en su balcon, 1964); балеты - День мёртвых (Dia de los difuntos, 1938), Бонампак (1948, Мехико) и Коатликуэ (1949; оба на сюжеты из индейской мифологии); кантаты - Слава героям (Gloria a los hйroes, 1940), Любимая Родина (La suave Patria, 1951), На смерть Мадеро (A la muerte de Madero, 1960; посв. деятелю мекс. Революции 1910-17); для орк. - Север (Norte, 1941), Праздник (Feria, 1942; на темы музыки индейцев яки); камерные вок. произв., перелож. нар. песен и др.

Литература: Chavez С., L. Sandi, "Nuestra mъsica", 1949, july.

Предыдущая страница Следующая страница