Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 14, "СТА"-"СТО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 14, "СТА"-"СТО")

Старцер Й.

Штaрцер (Starzer) Йозеф (1726 или 1727, Вена - 22 IV 1787, там же) - австр. композитор и скрипач. Концертмейстер придв. оркестра в Вене. Работал в Петербурге, куда приехал с балетм. Ф. Хильфердингом ок. 1760. Здесь С. выступал как дирижёр, написал ряд балетов, в т.ч. "Победа Флоры над Бореем" ("La Victoire de Flore sur Borиe", 1760), "Любовь-целительница" ("L'amore medico", 1762), "Аполлон и Дафна" (1764), пролог "Новые лавры" ("Novyia lavry", 1759, совм. с Г. Раупахом), поставленные в Петербурге. Уже будучи в Вене (куда он возвратился в 1768 и стал придв. композитором), написал вместе с Л. Паради балет "Восхитительная школа" (1781) к открытию Петровского т-ра в Москве. Принял большое участие в основании венского об-ва музыкантов (1771), концерты к-рого были открыты одной из симфоний С. Выступал на этих концертах как дирижёр. С. известен прежде всего как балетный композитор (св. 20 произв., лучшие из к-рых были созданы для франц. танцовщика и балетм. Ж. Ж. Новера и итал. танцовщика и балетм. Г. Анджолини). В своих балетах С. использовал бытовую музыку Вены, наряду с танц. номерами вводил развёрнутые муз. формы. В наиболее известном балете "Адель де Понтье" (1773) использовал лейтмотивы. Автор оратории "Страсти Иисуса Христа" (1778), симфоний, инстр. концертов, камерных ансамблей.

Литература:Аbеrt H. J. G., Noverre und sein Einfluss auf die dramatische Ballettkomposition, "JbP", 1908, Bd XV, S. 40-42; Braun L., Die Ballettkompositionen von Josef Starzer, W., 1929 (Diss.); Sсhmid E. F., Glьck - Starzer - Mozart, "ZfM", 1937, Jahrg. 104.

M. M. Яковлев.

Стасевич А. Л.

Абрам Львович (28 XII 1906 (10 I 1907), Симферополь - 27 XI 1971, Кисловодск) - сов. дирижёр и композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Окончил Моск. консерваторию в 1931 по классу виолончели у С. М. Козолупова, в 1937 по классу дирижирования у Л. М. Гинзбурга. В 1927-35 виолончелист симф. оркестра Моск. филармонии; в 1936-37 здесь же ассистент венг. дирижёра Э. Сенкара. Как дирижёр дебютировал в 1937. В 1942-44 дирижёр оркестра Ленингр. филармонии (эвакуированной в Новосибирск), в 1944-52 - Большого симф. оркестра Всесоюзного радио в Москве. Выступал в разл. городах СССР; в 1968 гастролировал в США. Наряду с исполнением классич. музыки (соч. В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Ф. Листа, А. Брукнера, Дж. Верди, П. И. Чайковского и др.) С. особое внимание уделял пропаганде произведений сов. композиторов. В его репертуаре были соч. Н. Я. Мясковского (22-я симфония-баллада, "Дивертисмент", 1-е исполнения), С. С. Прокофьева (сюита из балета "Золушка", 1-е исполнение), Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, Н. И. Пейко, Л. К. Книппера, М. И. Чулаки, С. Гаджибекова, К. Караева, Ф. Амирова, А. Я. Штогаренко, О. В. Тактакишвили, Р. И. Лагидзе, А. Каппа, В. Р. Энке и др. Исполнение С. отличалось оригинальностью трактовок, ярким темпераментом, эмоциональностью. Участвовал в работе над фильмами С. М. Эйзенштейна и С. С. Прокофьева "Александр Невский" и "Иван Грозный". Автор ряда муз. произв., в т.ч. кантаты "Бородино" (на текст М. Ю. Лермонтова, исп. 1964) и оратории "Сказ о Великой Отечественной войне и русском воине" (исп. 4965). С. принадлежат композиция оратории "Иван Грозный" на основе музыки Прокофьева к одноим. кинофильму (исп. 1961), переложение 8-го квартета Шостаковича для струн. оркестра (под назв. "Симфониетта"), обработки для голоса с оркестром романсов П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Ф. Листа.

Литература: Глезер Р., Пропагандист советской музыки, "СМ", 1957, No 4; Светланов Е., Пропагандист советской музыки, "МЖ", 1976, No 11.

M. M. Яковлев.

Стасов В. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стасов Д. В.

Дмитрий Васильевич (20 I (1 II) 1828, Петербург - 28 IV 1918, там же) - рус. обществ. и муз, деятель. Брат В. В. Стасова. По профессии юрист, Окончив Уч-ще правоведения (1847), работал в Сенате, В 1861 оставил гос. службу, занялся адвокатской деятельностью. Выступал в качестве защитника в ряде крупнейших политич. процессов над революционерами- народовольцами. Образованный музыкант- любитель (учился игре на фп. у А. А. Герке и А. Л. Гензельта), С. был заметной фигурой в рус. муз. жизни 40-60-х гг. 19 в. Находился в дружеских отношениях с М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, М. А. Балакиревым, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргским и др. композиторами, участвовал в деятельности разл. конц. организаций. Был одним из руководителей Концертного общества (осн. А. Ф. Львовым, 1850), в 1859 вошёл в число директоров Русского музыкального общества. Заведуя до 1865 составлением конц. программ Рус. муз. об-ва, С. добивался включения в репертуар соч. Глинки и молодых композиторов "Новой русской музыкальной школы", а также произв. Р. Шумана, мало известных в то время в России. Как юрист С. защищал интересы рус. композиторов в их отношениях с издателями, способствовал пересмотру и уточнению закона об авторских правах музыкантов. Опубликовал свои "Музыкальные воспоминания" ("РМГ", 1909, No 11-15).

Литература: Каренин Влад. (Комарова-Стасова В. Д.), Д. В. Стасов как музыкальный деятель, "Музыка и революция", 1928, No 7-8.

Ю. В. Келдыш.

Стасюнас И. А.

Ионас Антано (р. 26 IX 1919, дер. Ничунай, Купишского р-на, ныне Литов. ССР) - сов. певец (баритон). Нар. арт. СССР (1964). Чл. КПСС с 1957. Депутат Верх. Совета Литов. ССР 4-го созыва. В 1948 окончил Каунасскую консерваторию по классу пения у П. Олеки. С 1941 в Каунасском т-ре оперы и балета, с 1948 солист Литов. т-ра оперы и балета. С. отличают высокая муз. культура, красивый сочный голос, дар сценич. перевоплощения. Партии: Князь Игорь, Мазепа, Елецкий, Борис Годунов (Гос. пр. СССР, 1951), Грязной ("Царская невеста"), Яго, Риголетто, Скарпиа; Король ("Умница" Орфа). Исполнитель мн. партий в операх литов. композиторов, в т.ч. Сакалис ("Марите" Рачюнаса), Римвидис ("Гражина" Карнавичюса), Маргирис ("Пиленай" Кловы, 1-й исполнитель, 1956), Радвила ("Даля" Дварионаса, 1-й исполнитель, 1959) и др. Выступает в концертах. С 1962 преподаватель Вильнюсской консерватории. Гастролирует за рубежом.

В. И. Зарубин.

Статковский Р.

Статковский Р. (Statkowski) Роман (24 XII 1859, Щипюрно, близ г. Калиш - 12 XI 1925, Варшава) - польск. композитор и педагог. Учился композиции у В. Желеньского в Варшавском муз. ин-те (с 1900 консерватория), у H. P. Соловьёва и А. Г. Рубинштейна в Петерб. консерватории (окончил в 1890). С 1904 преподавал историю музыки и муз. эстетику, с 1909 - также композицию (преемник З. Носковского) в Варшавской консерватории; среди учеников - E. Лефельд, Я. Маклякевич, П. Перковский, М. Кондрацкий. Творчество С. сформировалось под влиянием рус. музыки, гл. обр. соч. П. И. Чайковского, однако в мелодике его произв. ясно проступают и нац. черты.

Сочинения: оперы - Филенис (на собств. либр. по пьесе Г. Эрлера, соч. 1897; пр. на конкурсе композиторов в Лондоне, 1903; пост. 1904, Варшава), Мария (по поэме А. Мальчевского, 1906, Варшава); кантата Валтасаров пир (Uczta Baltazara) для солистов, хора и орк., для орк. - Симфоническая фантазия (1900), полонез; пьесы для скр. с фп., 6 струн. Квартетов; для фп. - польск. танцы, циклы пьес; песни.

З. Лиса.

Стахович М. А.

Михаил Александрович (1819, имение Пально Орловской губ. - 26 X (7 XI) 1858, там же) - рус. музыкант-фольклорист, гитарист, поэт, драматург. В 1841 окончил словесный ф-т Моск. ун-та. В 30-х гг. обучался игре на 7-струн. гитаре у М. Т. Высоцкого. В 1844 изучал теорию музыки у Ю. И. Ф. Дотцауэра в Дрездене. Записывал нар. песни в деревнях Орловской, Тамбовской, Воронежской, Рязанской губерний и опубликовал сб. "Собрание русских народных песен. Текст и мелодии собрал и музыку аранжировал для фортепиано и семиструнной гитары Михаил Стахович" (4 тетр., 40 песен, 1851-54). В предисловиях содержатся замечания С. о ладовых особенностях и многоголосии рус. нар. песни. Часть собранных С. песен в новых обработках вошла в сб-ки К. П. Вильбоа (1860) и Н. А. Римского-Корсакова (1877); нек-рые мелодии использованы М. А. Балакиревым в "Увертюре на три русские народные песни" и Н. А. Римским-Корсаковым в операх "Снегурочка" и "Сказка о царе Салтане". По отзывам современников, С. вдохновенно исполнял рус. нар. песни под собств. гитарный аккомпанемент. Автор работ "Очерк истории семиструнной гитары" ("Москвитянин", т. 4, 1854) и "История семиструнной гитары" (СПБ, 1864), первых обзоров развития рус. гитарного иск-ва, в к-рых С. обобщил данные о рус. гитаристах 1-й пол. 19 в. В 1851 С. входил в состав т.н. молодой редакции "Москвитянина".

В 50-е гг. в журн. "Москвитянин", "Современник", "Русская беседа" опубликованы лирнч. стихотворения (оригинальные и переводные) и пьесы С. (наибольшим успехом пользовалась пьеса "Ночное").

Литература: Тюрин A. P., Собрание русских народных песен M. Стаховича, "Известия Академии наук по отделению русского языка и словесности", т. 4, 1855; Русанов В., Гитара и гитаристы Исторические очерки, вып. l - M. T. Высотский, русский гитарист-виртуоз, композитор народных песен, M., 1899; Русский биографический словарь, т. 19, СПБ, 1909; Григорьев А. (А.), Русские народные песни. Критический опыт. Статья первая, "Москвитянин", 1854, т. 4, No 16, с. 93-142, под назв.: Русские народные песни с их поэтической и музыкальной стороны, в его кн.: Собр. соч., вып. 14, M., 1915; Асафьев Б. В., Композиторы первой половины XIX века, M., 1945, то же, в кн.: Избр труды, т. 4, M., 1955, с. 50-52; Вольман В. Л., Гитара в России. Очерк истории гитарного искусства, Л., 1961.

И. P. Поликарпов.

Сташкевичюте А. С.

Александра Стасио (р. 22 XII 1899, Каунас) - сов. певица (сопрано), педагог. Нар. арт. Литов. ССР (1954). Чл. КПСС с 1951. Деп. Верх. Совета Литов. ССР 1-го созыва. В 1930 окончила Пражскую консерваторию. Выступала в оперных спектаклях и концертах в Москве, Праге, Стокгольме. В 1929- 1941 солистка Каунасского т-ра оперы и балета. Во время Великой Отечеств. войны 1941-45 выступала с концертами на фронте, а также в Москве, Курске, Орле и др. городах. В 1944-53 солистка Литов. т-ра оперы и балета В 1944-48 преподаватель Каунасской, с 1949 - Вильнюсской консерваторий (с 1960 профессор). Лучшие партии: Маргарита, Чио-Чио-сан, Дездемона, Аида, Татьяна, Лиза, Ярославна, Тамара; Марженка ("Проданная невеста").

Литература: Mazеiка V., Opera, Vilnius, 1967.

Ствири

Ствири - гударствири (груз.), тулем (азерб.).

1) Дух. инструмент типа волынки. Мех изготовляется из овечьей или козьей кожи, сверху покрывается чехлом из ситца и др. Имеет 2 отверстия. В одно вставляется трубка с обратным клапаном, через к-рую нагнетается воздух, другое закрывается двойной трубкой с бычьим рогом на конце, иногда инкрустированной разноцветными камнями. В первой трубке 3 игровых отверстия, во второй - 6 (3 нижних расположены симметрично отверстиям первой трубки). При игре мех держат под мышкой или перед собой, обхватив руками. Звук С. мягкий, бархатистый. Звукоряд диатонический, диапазон септима - а1 - h1 - сis2 - d2 - е2 - fis2 - g2. Произв. для С. 2-голосные, применяются интервалы терции, сексты. На С. аккомпанируют нар. певцам. Ныне встречается редко.

2) Дух. инструмент с одинарным надрезным язычком, 5-7 игровыми отверстиями, одно из к-рых находится на тыльной стороне. Изготовляется из стебля пшеницы, черенков шиповника, тыквенного листа. Дл. 100-120 мм. Звукоряд диатонический. Используется в пастушеском быту (гл. обр. подростками). Родствен аджарскому чибони.

3) Собирательное (груз.) назв. всех деревянных дух. инструментов.

Литература: Абдуллаева С., Нар. муз. инструменты Азербайджана, Баку, 1972; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 125-26.

М. В. Рамишвили.

Стейнберг У.

Штейнберг (Steinberg) Уильям (Ханс Вильгельм) (1 VIII 1899, Кёльн - 16 V 1978, Нью-Йорк) - амер. дирижёр. Учился у Г. Абендрота в Кёльнской консерватории. Дирижёр симф. оркестра (ассистент О. Клемперера, 1920-24, с 1924 1-й дирижёр) и Оперного т-ра (1924-25) в Кёльне, затем Нем. т-ра в Праге (1925-29), одноврем. был руководителем пражского Нового нем. т-ра. Возглавлял Оперный т-р и дирижировал симф. оркестром во Франкфурте-на-Майне (1929-33; уволен как антифашист), эпизодически дирижировал в Берлинской гос. опере. В нач. 30-х гг. гастролировал в Москве и Ленинграде. Дирижировал симф. оркестром в Иерусалиме (с 1936), затем оркестром радиовещательной корпорации в Нью-Йорке (1938-41), филармонич. оркестром в Буффало (с 1945) и симф. оркестром в Питсбурге (с 1952). Гл. дирижёр оркестров в Лондоне (1958-60) и Бостоне (1969-72). Выступал с др. оркестрами США, а также Бразилии. С. - исполнитель романтич. склада. В репертуаре - соч. Л. Бетховена, Р. Вагнера, Г. Малера, Р. Штрауса и др.

Литература: Stoddard H., Symphony conductors of the USA, N. Y., 1957, p. 207-14.

Стеклянная гармоника

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стелловский Ф. Т.

Фёдор Тимофеевич (1826-1875, Петербург) - рус. муз. издатель. Получил образование в Лазаревском ин-те вост. языков в Москве. В 1852 издал "Музыкальный альбом" (как приложение к журн. "Пантеон"). В 1853 открыл в Петербурге муз. магазин и нотное изд-во. В 50-х гг. С. стал одним из крупнейших нотоиздателей дореволюц. России (приобрёл изд-ва И. К. Пеца, П. И. Гурскалина, В. Д. Деноткина, Л. А. Снегирёва). Фирма С. существовала до 1886 (перешла к К. А. Гутхейлю). Энергичный и инициативный предприниматель, С. значительно расширил рамки работы рус. муз. изд-в, способствовал пропаганде рус. музыки. Издал произв. М. И. Глинки (оперы, орк. сочинения, полн. собр. романсов и песен) и др. рус. композиторов (клавиры опер А. Н. Верстовского, А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова, собр. романсов А. Е. Варламова в 12 тетрадях, отд. соч. И. Е. Хандошкина, К. А. Кавоса и др.). С. издавал также журн. "Музыкальный и театральный вестник" (1858-60) и "Якорь" (1863-65).

Литература: см. при ст. Издательства музыкальные.

И. М. Ямпольский.

Стендаль А. М. Б.

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Стенуэй"

"Стенуэй" - "Стенуэй и сыновья" ("Steinway and sons"), амер. фп. фирма. Основатель - нем. мастер Генрих Энгельгард Штайнвег (Steinweg), в США принял имя Генри Стенуэй (15 II 1797, Вольфсхаген - 7 II 1871, Нью-Йорк) - конструктор муз. инструментов (органы, гитары, цитры, с 1820 - фп.). Работал в Госларе, Зезене (герцогство Брауншвейг), где в 1839 получил за фп. золотую медаль. С 1850 работал в США; Собственную фирму открыл в 1853 совм. с 4 сыновьями - Кристианом Карлом Готлибом С. (1829-1865), Иоганном Генрихом Энгельхардом С. (1830-1865), Иоганном Генрихом Вильгельмом С. (1835-1896) и Георгом Аугустом Альбертом С. (1840-1877). После смерти первых двух сыновей к фирме в 1865 присоединился старший сын Карл Фридрих Теодор С. (1825-1889), возглавлявший до тех пор своё предприятие в Германии ("Штайнвег" - "Steinweg", Брауншвейг), владельцем к-рого в 1886 стал его быв. сотрудник Фридрих Гротриан (фирма "Гротриан - наследник Штайнвега" существует и ныне).

Фирма "С." в 1854 получила в Вашингтоне золотую медаль, в 1855 - 1-ю премию за прямоугольное фп. с литой чугунной рамой и перекрёстной системой струн. Фирма применила и др. усовершенствования, в т.ч. способ цельного гнутия рояльных корпусов, новую механику ("механика С."). Первый конц. рояль совр. формы выпущен в 1856. Филиалы фирмы "С." открылись в Лондоне (1877) и Гамбурге (1880). С 1876 "С." - акционерное общество, возглавляемое (с 1955) Генри С. (р. 1915), Tеодором С. (р. 1914) и Джоном С. (р. 1917). Фирмой выпущено более 400 тыс. инструментов.

Литература: Steinway and sons. A brief history and explanation of the Stanway system in pianofortes, N. Y., 1885; Hubbard E., The story of the Steinways, N. Y., 1911; Mitteilungen der Fabrik von Steinway and sons, Hamb., 1918-39; Steinway news, N. Y., 1935; Michel's piano atlas, Rivera (Calif.), 1957; Steinway Th. E., People and pianos, N. Y., 1953, 1961; Steinway and sons. Mitteilungen, Hamb., 1953.

Л. И. Ройзман.

Стенхаммар К. В. Э.

Стенхаммар К. В. Э. (Stenhammar) Карл Вильгельм Эуген (7 II 1871, Стокгольм - 20 XI 1927, там же) - швед. композитор, дирижёр, пианист. Сын швед. композитора Пера Ульрика С. (20 II 1828 - 8 II 1875). Учился в Стокгольмской консерватории у Р. Андерсона (фп.), у Э. Шёгрена и Й. Денте (композиция). Совершенствовался в Берлине у X. Барта (1892-93). С 1897 дирижёр Стокгольмского филармонич. оркестра, в 1907-22 - симф. оркестра в Гётеборге, в 1924-25 - Корол. оперы в Стокгольме. Был также известен как пианист и участник Аулин-квартета. Творчество С. - существ. вклад в развитие швед. муз. культуры. Его симфонии, занимающие важное место в нац. музыке и основанные на нар. мелодиях и ритмах, отличают напряжённое тематич. развитие, полифоничность фактуры. Интерес С. к фольклору связан с швед. романтизмом, влияние к-рого он испытал в юности наряду с влиянием Р. Вагнера, Ф. Листа, И. Брамса. Наиболее значительны вок. произв. С. - песни ярко выраженного лирич. характера и хоры, а также музыка к драм. спектаклям Г. Ибсена, А. Стриндберга, X. Бергмана, У. Шекспира, К. Гоцци и др.

Сочинения: оперы - Тирфанг (по А. Бобергу, 1898, Стокгольм), Праздник в Сульхауге (Das Fest auf Solhaug, по Г. Ибсену, 1899, Штутгарт); для солистов, хора и орк. - кантата Песни (Sеngen, 1921), Снежное спокойствие (Snфfrid, 1891), Народ (Ett folk, 1905), Зимнее солнцестояние (Midvinter, 1907), Возвращение на родину (Hemmemarschen, 1909); для орк. - 2 симфонии (1903, 1915), небольшие орк. пьесы, в т.ч. Серенада (1913); 2 концерта для фп. с орк. (1893, 1907), 2 сентиментальных романса для скр. с орк. (1910); камернo-инстр. ансамбли - соната для скр. и фп. (1900), 7 квартетов (1894-1916) и др.; для фп. - 2 сонаты (1890, 1895), 3 фантастические пьесы (3 Phantasiestьcke, 1895); ок. 60 песен на тексты Г. Гейне, Б. Бьёрнсона, X. Бергмана и др.; хоры с орк. и a cappella; музыка к драм. спектаклям, в т.ч. к "Игре грёз" Стриндберга (Ett drцmpsel, 1916, Стокгольм) и "Ромео и Джульетте" Шекспира (1921, там же).

Литература: Kьpper H., Wilhelm Stenhammar, "Die Musik", 1937/38, Jahrg. 30; Rergament M., Wilhelm Stenhammar, Sjдlvbiografisk skiss, в сб.: Musikmдnniskor, Uppsala, 1943; его же, Svenska Tonsдttere, Stockh., 1943; Вroman S., Wilhelm Stenhammar. A survey, "MR", 1947, v. 7; Wallner В., Wilhelm Stenhammar och kammarmusiken, "Svensk tidsskrift fцr musikforskning", Stockh., 1952, bd 34, 1953, bd 35, 1961, bd 43; Rabe J., En musikalisk dagbok av Wilhelm Stenhammar, там же, 1958, bd 40.

А. Я. Ортенберг.

Степанов А. С.

Александр Сергеевич (23 VIII (4 IX) 1899, Елец, ныне Липецкой обл. - 2 VI 1963, Москва) - сов. хоровой дирижёр и педагог. Засл. арт. РСФСР (1940). В 1912 окончил моcк. Синодальное уч-ще. В 1918-21 учитель пения в общеобразоват. школах и руководитель детских хор. коллективов в Москве и Минске. В 1921-25 хормейстер Оперной студии Большого т-ра под рук. К. С. Станиславского, в 1930- 1937 - Большого т-ра. В 1937-38 дирижёр и гл. хормейстер Белорус. т-ра оперы и балета (Минск). В 1938-47 хормейстер Оперного т-ра им. Станиславского (с 1941 - Моск. муз. т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко), в 1950-59 гл. хормейстер. В 1942-48 также гл. дирижёр ансамбля Центрального клуба Министерства внутренних дел. Один из руководителей (в 1943-49 и 1952-58) Республиканской русской хоровой капеллы. В 1958-59 хормейстер Ансамбля советской оперы. Один из лучших сов. интерпретаторов рус. хор. классики. Исполнение С. отмечено тонким пониманием стиля, филигранной нюансировкой. Пропагандировал новые хор. сочинения сов. композиторов - В. А. Белого, М. В. Коваля, Д. С. Васильева-Буглая, И. О. Дунаевского, Д. Б. Кабалевского, В. П. Соловьёва-Седого и др. Под рук. С. Респ. рус. хор. капелла участвовала в первых исполнениях мн. крупных вок.-симф., а также сценич. произв., в их числе - опера "Война и мир", оратории "На поле Куликовом" и "Сказание о битве за русскую землю" Шапорина. Вёл педагогич. работу в Муз. техникуме им. М. П. Мусоргского (1925-37) и Центр. муз. школе-десятилетке при Моск. консерватории (1944-59).

Литература: Локшин Д., Выдающиеся русские хоры и их дирижеры, М., 1953, под назв. Замечательные русские хоры и их дирижеры, М., 1963.

M. M. Яковлев.

Степанов В. П.

Владимир Павлович (2 (14) I 1890 - 27 VI 1954, Москва) - сов. хоровой дирижёр и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1947). Окончил в 1908 моcк. Синодальное уч-ще, в 1913 - композиторское отделение Моск. консерватории (у С. Н. Василенко). В 1912-18 преподаватель Синодального уч-ща (с 1918 - Нар. хор. академия) и помощник дирижёра Синодального хора. В 1919-36 хормейстер, в 1926-36 гл. хормейстер Большого т-ра, в 1936-50 - Ленингр. т-ра оперы и балета. Участвовал в постановках классич. опер, преим. русских ("Иван Сусанин", "Садко", "Сказка о царе Салтане", "Борис Годунов", "Орлеанская дева" и др.), и произв. сов. композиторов ("Щорс" Фарди, "Броненосец "Потёмкин"" Чишко, "В бурю" Хренникова, "Емельян Пугачёв" Коваля, "Князь-озеро" Дзержинского, "Семья Тараса" Кабалевского и др.). Интерпретации С. отличались разнообразием хор. палитры, яркой эмоциональностью. Преподавал муз.-теоретич. предметы и хор. дирижирование в Моск. (1920-30 и 1950-54) и Ленингр. (1938-50) консерваториях (с 1950 профессор), воспитал мн. мастеров сов. хор. иск-ва. Автор муз. произв. (хоры, романсы и др.). Гос. пр. СССР (1946).

Литература: Локшин Д., Выдающиеся русские хоры и их дирижеры, М., 1953, под назв. Замечательные русские хоры и их дирижеры, М., 1963, с. 99-100.

M. M. Яковлев.

Степанов Ф. В.

Фёдор Васильевич (27 VIII (8 IX) 1867, г. Луга, ныне Ленингр. обл. - 4 (17) VII 1914, Петербург) - рус. флейтист и педагог. В 1885 окончил классы при Петерб. придв. певч. капелле, занимался у Ф. И. Ватерстраата. В 1886, по ходатайству Измайловского полка (служил там музыкантом), был принят в Петерб. консерваторию, к-рую окончил в 1889. С того же года играл в симф. оркестре РМО, с 1892 - в оркестре Михайловского т-ра. С 1898 флейтист балетного оркестра Мариинского т-ра, через год занял должность первого флейтиста оперного оркестра, в 1900-07 - снова балетного; одновременно в 1905-07 работал капельмейстером и учителем музыки в Павловском военном уч-ще. С 1895 преподавал игру на флейте в Петерб. консерватории (с 1904 профессор). Автор "Упражнений" для флейты.

Степанова Е. А.

Елена Андреевна (5 (17) V 1891, Москва - 26 V 1978, там же) - рус. сов. певица (колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1937). Род. в семье учителя пения. В детстве пела в церк. хоре. Училась пению у М. Полли. С 1908 артистка хора Большого т-ра; в 1912 дебютировала как солистка в партии Антониды. До 1944 солистка Большого т-ра. Иск-во С. сформировалось под влиянием и при поддержке выдающихся деятелей оперного иск-ва - дирижёров В. И. Сука, Э. А. Купера, Н. С. Голованова, певцов Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. В. Неждановой, К. Г. Держинской, Н. А. Обуховой. Большое значение имело для С. общение с К. С. Станиславским в студии Большого т-ра, где она подготовила партии Джильды (1919) и Татьяны (1921). Гл. особенностями исполнения С. были редкое по чистоте интонирование, виртуозное владение голосом. Была блестящей исполнительницей жен. партий в операх Римского-Корсакова - Волхова, Снегурочка, Шемаханская царица; Марфа ("Царская невеста"), Царевна-Лебедь (первая исполнительница в Большом т-ре, 1913); Царевна Ненаглядная Краса ("Кащей Бессмертный"). Др. партии: Людмила, Виолетта, Лакме; Маргарита Валуа ("Гугеноты"). Выступала как конц. певица. Участвовала в первом исполнении поэмы "Колокола" Рахманинова (1914), исполняла партию сопрано в 9-й симфонии Бетховена под упр. О. Клемперера (1925). Большой мастер камерного пения, С. одной из первых стала исполнять произв. сов. авторов (Р. М. Глиэра, С. Н. Василенко, О. С. Чишко).

Литература: Елена Андреевна Степанова, М., 1953 (буклет); Мастера Большого театра, сб., М., 1976.

В. И. Зарубин.

Степанова М. М.

Мария Матвеевна (по уточн. данным, l (13) I 1815, Петербург - 21 X (3 XI) 1903, там же) - рус. певица (сопрано). В 1827 поступила в Петерб. театр. уч-ще, занималась вначале в балетном классе у Ш. Дидло, затем училась пению у П. А. Сапиенцы и К. А. Кавоса. Дебютировала в 1831 в опере "Деревенские певицы" Фьораванти. В 1833-54 артистка Петерб. оперного т-ра, на сцене к-рого спела св. 30 партий. Пользовалась большим успехом в операх В. Беллини - Юлия ("Капулетти и Монтекки"), Амина ("Сомнамбула"), Норма. Одна из лучших её партий - Семирамида ("Семирамида" Россини). В историю рус. оперного т-ра вошла как первая исполнительница партий Антониды (М. И. Глинка проходил с ней эту партию) и Людмилы, с большой похвалой отзывались об артистке А. Н. Серов и В. Ф. Одоевский. Обладала высоким, сильным, звонким, гибким, подвижным голосом (в то же время приятным mezzo-voce), редкой музыкальностью, феноменальной памятью. Исполнение отличалось безукоризненной отделкой партий, игра - грациозностью и благородством.

Литература: К. В. О. (Одоевский В. Ф.), Второе письмо к любителю музыки об опере г. Глинки: Жизнь за царя, или Сусанин, "Северная пчела", 1836, 15 и 16 дек.; его же (псевд. В. Невский), Новая русская опера: Жизнь за царя. Музыка соч. г. Глинки, слова барона Розена, "Литературные прибавления к русскому инвалиду", 1837, 30 января; см. также в кн.: Одоевский В. Ф., Музыкально-литературное наследие, М., 1956; Серов А. Н., "Руслан" и русланисты, "Музыка и театр", 1867, No 10, то же, в его книгах: Критич. статьи, т. 4, СПБ, 1895, Избр. статьи, т. 1, М.-Л., 1950; Воспоминания А. Я. Петровой, "Русская старина", 1880, т. 27, март; Мария Матвеевна Степанова. (Страничка из её автобиографии), "ЕИТ", сезон 1903-1904. Приложение к XIV вып.; Гозенпуд A. A., Музыкальный театр в России, Л., 1959; его же, Русский оперный театр XIX века, ч. l - 3, Л., 1969-73.

А. П. Григорьева.

Степановский И.

Иван (р. ок. 1710, Украина - г. смерти неизв., Петербург) - укр. лютнист 18 в. Муз. образование получил в Германии, где в 1740-х гг. учился игре на лютне у С. Л. Вайса в Дрездене. Служил лютнистом при дворе курфюрста Фридриха Августа II в Дрездене, затем при дворе польск. короля Августа III в Варшаве. В 1746 был приглашён в Россию, служил придв. музыкантом в Петербурге. Как исполнитель-виртуоз с успехом выступал в России и за рубежом.

Литература: Харлампович К., Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь, т. 1, Казань, 1914, с. 833-34; Mooser R. А., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siиcle, t. 1, Gen., 1948, p. 210.

И. M. Лысенко.

Степанян A. Л.

Apo Левонович (13(25) IV 1897, Елизаветполь (ныне Кировабад) - 9 l 1966, Ереван) - сов. композитор. Нар. арт. Арм. ССР (1960). Деп. Верх. Совета Арм. ССР 1-4-го созывов. В 1923-26 учился в Муз. техникуме им. Гнесиных (Москва) по классу композиции у M. P. Гнесина. В 1930 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у В. В. Щербачёва. В 1930-34 преподавал в Ереванской консерватории (с 1934 доцент). В 1937-48 пред. Оргкомитета CK Армении.

С. - автор опер, симф., камерно-инстр. и вок. сочинений; осн. тема его произв. - Армения, её историч. прошлое (оперы "Давид Сасунский" - по мотивам арм. эпоса, "Нунэ" - о крест. восстании 10 в.) и современность (симф. поэма "Памяти 26 бакинских комиссаров", оперы "На рассвете" - о революц. борьбе за установление Сов. власти в Армении, "Героиня" - из колхозной жизни). С. принадлежит также бытовая, социально-сатирич. опера "Храбрый Назар". В его камерных вок. и инстр. сочинениях особое место занимает психологически углублённая, философская лирика. Лучшие произв. С. отличаются реалистичностью образов, яркой нац. самобытностью. Его музыка выразительна, мелодична, напевна, прочно связана с арм. нар. музыкой и традициями арм., рус. и зап.-европ. муз. классики.

Сочинения: оперы - Храбрый Назар (Кач Назар, 1934, Арм. т-р оперы и балета), Давид Сасунский (1936), На рассвете (Луса-бацин, 1938, Арм. т-р оперы и балета); Нунэ (1947), Героиня (1950, там же; Гос. пр. СССР, 1951); для солистов, хора и орк. - оратория Неумолкающий колокол (1964), кантата Колхозная (1947); для орк. - 3 симфонии (1944, 1945, 1953), симф. поэмы Памяти 26 бакинских комиссаров (1938), Лур-далур (1944), Танцевальная сюита (1951); для фп. с орк. - концерт (1959), рапсодия (1962); камерно-инстр. ансамбли - сонаты для скр. и фп. (1943, 1947), сонаты для влч. и фп. (1943, 1963), 4 струн. квартета (1-й и 2-й - 1940; 1957, 1958); для фп. - соната (1949), разл. пьесы, в т.ч. 16 прелюдий; пьесы для разл. инструментов; хоры, романсы, песни, вок. циклы на сл. О. Т. Туманяна, А. С. Исаакяна, О. Т. Шираза и др., обр. нар. и гусанских песен.

Литература: Кацахян М., А. Степанян, Ер., 1962 (на арм. яз.); Тигранов Г., Аро Степанян, М., 1967.

Г. Г. Тигранов.

Степанян Р. Г.

Рубен Герасимович (р. 16 (29) XII 1902, Баку) - сов. композитор и дирижёр. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1961). Чл. КПСС с 1942. В 1931 окончил Ереванскую консерваторию по классу скрипки у Д. Лекгера, в 1936 по классу дирижирования у К. С. Сараджева. В 1938-65 дирижёр Арм. т-ра оперы и балета. Руководил первыми пост. на арм. сцене балетов: "Анаит" Тер-Гевондяна (1940), "Гаянэ" (1947); "Севан" Егиазаряна (1955), "Мармар" Оганесяна (1957), "Сона" Хагагортяна (1957), оперы "Костёр" Геворкяна (1959). Дирижировал также классич. операми и балетами. В 1941 начал композиторскую деятельность. С 1929 занимается педагогич. работой, в 1965-66 преподавал в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных (Москва).

Сочинения: для орк. - симфонии (Симфония-поэма, 1942; 1952), симф. поэма (1945), увертюра-рапсодия (1961; 2-я ред. 1972); канцона и рондино для флейты и камерного орк. (1968); для струн. орк. - В Цахкадзоре у костра (1945); камерно-инстр. ансамбли - 2 струн. квартета (1940, 1965), 2 сюиты для струн. квартета (1946, 1973); хоры - Весна (а cappella, 1970) и др.; произв. для дух. орк., песни, романсы на слова сов. поэтов.

А. Г. Будагян.

Степовой Я. С.

Степовой Я. С. (наст. фам. - Якименко) Яков Степанович (8 (20) X 1883, Харьков - 4 XI 1921, Киев) - укр. композитор и муз.-обществ. деятель. Брат Ф. С. Акименко. В 1895-98 пел в хоре мальчиков Придв. певч. капеллы, в 1898-1902 обучался в классах капеллы игре на фп., муз.-теоретич. предметам и дирижированию. В 1902-09 учился в Петерб. консерватории, по классу композиции занимался у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова (выпускные экзамены сдал в 1914). В 1912-14 выступал со статьями в моcк. журн. "Музыка", ряд его статей и рецензий напечатан также в "Рус. муз. газете". После установления Сов. власти на Украине С. принимал активное участие в организации муз. жизни в Киеве. В 1917-19 преподавал муз.-теоретич. предметы в Киевской консерватории, с 1919 зав. муз. секцией Всеукраинского комитета иск-в при Наркомпросе УССР и зав. муз. частью Укр. муз.-драм. т-ра, руководитель вок. ансамбля. По инициативе и при участии С. были организованы Симф. оркестр им. Н. В. Лысенко, Гос. струн. квартет, открыта Нар. консерватория.

В своей музыке С. развивал традиции укр. и рус. композиторов-классиков. Осн. область его творчества - песня. Автор мн. песен на революц. темы, в их числе "Каменярi" ("Камнеломы"), "Коваль" ("Кузнец"), "У долинi село лежить", "Слово" и др. Создал новый для укр. музыки жанр - сатирич. антирелигиозную песню ("Прийшла в церкву стара баба", "На тiм свiтi" и др.). Ему принадлежат циклы романсов "Барвинки" (на слова укр. поэтов, 1905-06), "Пiснi настрою" ("Песни настроения", на сл. А. Олеся, 1907-09), романсы на сл. Т. Г. Шевченко, И. Франко, Л. Украинки, М. Рыльского и др., сатирич. песни на сл. С. Руданского. С. собрал, записал и обработал мн. укр. нар. песни. Опубликованы его сольные, ансамблевые и хор. обработки укр. песен, сб. обработок революц. песен, рус. нар. песен, а также сб. песен для детей - "Малым ребятам", "Пролижи" ("Подснежники"; 3 выпуска), "5 школьных хоров", "Кобзарь". Фп. соч. С. присущ яркий песенный мелодизм ("Прелюд пам'ятi Шевченка", одночастная соната, рондо, мн. пьесы).

Литература: Gрiнченкоo M., Якiв Степовий, Хар., 1929, в его кн.: Вибране, Kiпв, 1959, с. 511-28; Степанченко Г. В., Я. С. Степовий i становления украпнськоп радянськoп музики, Kiпв, 1979; Михайлов М., Я. С. Степовий, в кн.: Iсторiя украпнськоп дожовтневоп музики, Kiпв, 1969, с. 571-84.

В. Л. Гошовский.

Стереофония

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стерн И.

Стерн И. (Stern) Исаак (р. 21 VII 1920, Кременец Подольской губ.) - амер. скрипач. С 1921 живёт в США. Учился игре на фп. под рук. матери - пианистки; в 1930-37 - в Сан-Францисской консерватории по классу скрипки у Н. Блиндера, оказавшего решающее влияние на его артистич. развитие, в 1937 у Л. Персингера в Нью-Йорке. В 11 лет дебютировал как солист с Сан-Францисским симф. оркестром под упр. П. Монтё (исполнил с Блиндером концерт для 2 скрипок И. С. Баха). Концертировал как солист и с Лос-Анджелесским филармонич. оркестром. В 1937 впервые выступал в Нью-Йорке. В 1950-52 играл на фестивале в Праде (совм. с П. Касальсом). Расцвет исполнит. деятельности С. относится к 50-м гг., когда он гастролировал во мн. европ. странах (в т.ч. в СССР, впервые в 1956), завоевав широкую известность. С 1961 выступает также в основанном им трио с пианистом Ю. Истоминым и виолончелистом Л. Роузом (циклы камерных соч. Л. Бетховена). Выдающийся скрипач, к-рому свойственны большие художеств. обобщения, С. тяготеет к крупной муз. форме - сонате и концерту. Его интерпретации классич. и совр. музыки отличаются большой эмоциональной силой воздействия. Простота и благородство стиля, высокий дар художеств. перевоплощения, красота певучего звука, безупречное виртуозное мастерство - характерные черты его исполнит. иск-ва. Снимался в кино (роли Привидения в фильме "Юмореска" и Э. Изаи в фильме "Сегодня мы поём" - об известном амер. импресарио С. Юроке, 1952).

Литература: Баринова Г., Исаак Стерн, "СМ", 1956, No 7, Ямпольский И., Исаак Стерн, там же, 1960, No 7; Rаабен Л., Исаак Стерн, в его кн.: Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов, (Л., 1969), с. 222-30; Гинзбург Л., 50 лет со дня рождения И. Стерна, в кн.: Музыкальный календарь. 1970, М., 1969, с. 162-64.

И. М. Ямпольский.

Стефан

Стефан (прозвище - Голыш) - певец и распевщик, деятель рус. культовой музыки последней четв. 16 - нач. 17 вв. Ученик С. Рогова. Работал у купцов Строгановых в Усолье на Урале, где создал школу мастеров церк. пения. Вёл педагогич. деятельность на севере России. В предисловии к крюковому рукописному стихирарю (составлен в сер. 17 в.) сказано, что С. "ходил по градам и учил Усольскую страну". Среди его учеников - И. Т. Лукошко.

Литература: Ундольский В. М., Замечания для истории церковного пения в России, М., 1846, с. 22.

И. M. Лысенко.

Стефани Я.

Стефани Я. (Stefani) Ян (1746 или 1748, Прага - 24 II 1829, Варшава) - польск. скрипач, дирижёр и композитор. По национальности чех. Муз. образование получил в Италии. Ок. 1765 дирижёр оркестра графа Кинского, затем придв. оркестра в Вене. С 1771 жил в Варшаве. До 1794 был концертмейстером и дирижёром корол. оркестра, затем - дирижёром "Театра Народовы", где ставил оперные спектакли и руководил симф. концертами. Одновременно в течение мн. лет дирижировал оркестром и руководил концертами церк. музыки в Кафедральном соборе св. Яна. Писал культовую и светскую музыку, в т.ч. оперы-водевили, в к-рых широко использовал нац. муз. фольклор. Комич. опера С. "Мнимое чудо, или Краковяне и горцы" ("Cud mniemanyczyli Krakowiacy i Gуrale", по пьесе В. Богуславского, 1794, Варшава) при жизни С. ставилась 200 раз (сохранилась и в репертуаре т-ров совр. Польши); К. Липиньский написал на темы из этой оперы конц. фантазию. Популярны были его полонезы лирич. характера.

Сочинения: оперы (все пост. в Варшаве) - 11 комич. опер (водевилей), в т.ч. Заколдованное дерево (Drzewo zaezarowane, 1797), Фрозина, иль Семь раз одна и та же (Frozyna czyli Siedem razy jedna, 1806), Любопытство женщин прошлого (Ciekawosc dawnych kobiet, 1808), Старый охотник (Stary mysliwy, 1809); оратории, мессы; танцы для фп. (ок. 200), гл. обр. полонезы.

Литература: Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1, М., 1954, с. 247-53; Stromenger К., Jan Stefani, Lуdz Teatralna", 1946/47, No 3; Сhуbinski A., Slownik muzykуw dawnej Polski, Kr., 1949; Jachimecki Z., Muzyka polska w rozwoju historycznym od czasуw najdawniejszsych do doby obecnej, t. 1, cz. 2, Kr., 1951; Blaszczyk T., Dyrygenci polscy i obey w Polsce dzialajacy w XIX i XX wieku, Kr., 1964.

З. Лисса.

Стефанов В. И.

Васил Иванов (р. 24 IV 1913, Шумен) - болг. скрипач и дирижёр. Нар. артист НРБ (1972). Окончил в 1933 Гос. муз. академию в Софии по классу С. Попова (скрипка). С сер. 30-х гг. играл в Академич. и Царском симф. оркестрах. Выступал в концертах как скрипач-солист и квартетист. С 1944 солист оркестра Софийской филармонии, с 1946 2-й дирижёр этого оркестра. В 1947 совершенствовался как дирижёр у В. Талиха в Праге (стажёр). С 1948 гл. дирижёр симф. оркестра Болг. радио в Софии, с 1961 дирижёр хора "Гусла". Как исполнитель С. отличается ярким артистич. темпераментом, бережным отношением к авторскому замыслу. В репертуаре - гл. обр. произв. Л. Бетховена, Р. Шумана, И. Брамса, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича. С. - первый исполнитель мн. новых произв. болг. композиторов. Гастролировал как дирижёр в Италии, ФРГ, Франции, а также в СССР (1972) и др. социалистич. странах. Димитровская пр. (1953).

Литература: Лазаров С., Васил Стефанов на 60 години, "Българска музика", 1973, No 4.

А. Абаджиев.

Стефанович М. П.

Михаил Павлович (2 (14) II 1898, Киев - 5 VIII 1970, там же) - сов. оперный режиссёр и певец (бас-кантанте). Нар. арт. УССР (1947). Чл. КПСС с 1944. В 1922 окончил Киевскую консерваторию, занимался по классам пения у Е. И. Збруевой и М. В. Микиши, по классу фп. у Ф. М. Блуменфельда. Сценич. деятельность начал в 1919 в Киеве в экспериментальной студии "Молодой оперный театр" под рук. Л. П. Штейнберга. С 1921 выступал в оперных т-рах Киева, Одессы, Харькова, Перми, Саратова, Новосибирска, Ташкента. Обладал красивым, мощным голосом обширного диапазона, прекрасной дикцией. Артист яркого драм. дарования, С. создавал психологически правдивые характеры, особое внимание уделяя выразительности пластич. рисунка образа. Среди партий: Борис Годунов, Кончак, Руслан, Досифей, Кочубей, Мельник; Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Рамфис ("Аида"), Тарас Бульба и Воевода ("Тарас Бульба" Лысенко). Как режиссёр выступил в 1928 в Первой передвижной укр. опере. С 1933 художеств. руководитель оперного т-ра Днепропетровска, затем Харькова, Львова, в 1947-54 гл. режиссёр Укр. т-ра оперы и балета. Пост. С. отличались масштабностью, чёткостью идейно-образной концепции, вниманием к актёрской индивидуальности певцов, мастерским построением массовых сцен; среди лучших спектаклей - "Аида", "Евгений Онегин" (1938), "В бурю" (1939); "Дочь кардинала" Галеви (1940), "Пиковая дама", "Царская невеста" (1945); "Любовь Яровая" Энке (1946), "Молодая гвардия" (1947, первая пост.), "Иван Сусанин" (1948; Гос. пр. СССР, 1949), "Сказка о царе Салтане", "Фауст" (1949); "Богдан Хмельницкий" Данькевича (1951), "Борис Годунов" (1952), "Князь Игорь" (1954). В 1945-46 преподавал в Харьковской, в 1946-1947 во Львовской консерваториях. В режиссёрской и педагогич. деятельности следовал принципам Вл. И. Немировича-Данченко (под рук. к-рого проходил в 1937-1938 стажировку в Москве), стремился воплотить идею "поющего актёра". Автор кн. "Кипвський державний академiчний театр опери та балету УРСР iм. T. Г. Шевченка" (1961; 2-е изд. 1968), очерков о творчестве укр. певцов: "И. С. Паторжинский" (1960), "П. С. Белинник" (1960), "Д. М. Гнатюк" (1961), "М. И. Донец" (1965), а также популярного очерка "Що таке театр?" (1961).

Литература: Станiшевський Ю. О., Украпський радянський музичний театр (1917-1967), Kипв, 1970; его же, Режисуpa в украпнському радянському оперному театрi, Кiпв, 1973.

Ю. А. Станишевский.

Стеффани А.

Стеффани А. (Steffani) Агостино (25 VII 1654, Кастельфранко-Венето - 12 II 1728, Франкфурт-на-Майне) - итал. композитор. Первоначальное общее и муз. образование получил в Падуе и Венеции, где пел в церк. хоре. В 1668-71 занимался у И. К. Керля (орган) в Мюнхене, в 1672-74 совершенствовался под рук. Э. Бернабен в Риме. Изучал теологию. В 1667-88 служил у баварского курфюрста в Мюнхене, с 1678 придв. органист. В 1678-79 совершил поездку по Франции и Италии с дипломатич. миссией. В Париже выступал как клавесинист перед Людовиком XIV; там же слушал оперы Ж. Б. Люлли. Сочетал обязанности музыканта, деятеля церкви (в 1680 получил сан аббата) и дипломата (поддерживал контакты между нем. княжествами и высшим католич. духовенством в Италии). С 1688 был оперным капельмейстером герцога Эрнста Августа в Ганновере. В 1703-05 ректор и куратор ун-та в Гейдельберге. В 1706 стал епископом, с 1709 апостолический викарий Сев. Германии (Ганновер). С. принадлежат многочисл. произв. в жанре оперы-сериа, а также мотеты, серенады, пасторали, камерные дуэты (часто подписывал соч. псевд. Грегорио Пива, Gregorio Pпva - именем переписчика своих произв.). Широкое развитие вок. мелодии в произв. С. сочетается с углублённым вниманием к орк. фактуре (воздействие опер Люлли). С. способствовал распространению итал. вок. стиля в Германии. Он стремился также к разработке камерного вок. стиля со значит. применением полифонии (камерные дуэты). В эпоху господства оперы неаполитанского типа С. больше опирался на венецианские образцы 17 в. и на полифонич. камерную традицию.

Сочинения: оперы - Марк Аврелий (1681, Мюнхен), Сервио Туллий (1685, там же), Ниобе, королева Теве (Niobe reginadi Tebe, 1688, там же), Генрих Леон (1689, Ганновер), Величие Александра (La superbia d'Alessandro, 1690, там же), Великодушный Орландо (Orlando generoso, 1691, там же), Свобода (La libertа, 1693, там же), Бризейда (1696, там же), Эрминио (1707, Дюссельдорф) и др.; Stabat mater, мотеты, мадригалы, кантаты, арии, инстр. пьесы и др.

Издания: Psalmodia vespertina volans 8 plenis vocibus concinenda, Roma, 1674; Sacer Janus quadrifrons, Mьnch., 1685; Sonate da camera a tre, Amst., 1710, и др.

Литературные сочинения: Quanta certezza habbia da suoi principii la mu-sica, Amst., 1695.

Литература: Baxter W., Agostino Steffani; a study of the man and his work, Rochester - N. Y., 1957 (Diss.); Brockpдhler R. Hb., Zur Geschichte der Barockoper in Deutschland, Emsdetten, 1964.

T. H. Соловьёва.

Стефюк М. Ю.

Мария Юрьевна (р. 16 VII 1948, с. Рожнов Ивано-Франковской обл.) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. УССР (1979). В 1972 окончила Киевскую консерваторию у Н. И. Захарченко. С 1974 солистка Укр. т-ра оперы и балета. Обладает красивым голосом серебристого тембра, широкого диапазона. Исполнит. манеру С. отличают простота интерпретаций, артистичность, тонкость фразировки, чистота интонаций. Партии: Антонида; Прилепа ("Пиковая дама"), Виолетта, Джильда; Лейла ("Искатели жемчуга" Бизе), Манон ("Манон" Массне); Милуша ("Ярослав Мудрый" Майбороды). Выступает в концертах. В репертуаре произв. сов. и заруб. композиторов, а также укр. нар. песни. В 1981 была приглашена в "Ла Скала", где принимала участие в Междунар. фестивале им. М. П. Мусоргского (партия Параси в опере "Сорочинская ярмарка" Мусоргского). Гастролирует за рубежом.

Стеценко К. Г.

Кирилл Григорьевич (12(24) V 1882, с. Квитки, ныне Черкасской обл. - 29 IV 1922, с. Веприк Киевской обл.) - укр. композитор, хор. дирижёр и педагог. В 1903 окончил духовную семинарию в Киеве. Муз. образование получил в Киевском муз. уч-ще РМО и Муз.-драм. школе Н. В. Лысенко (1903-07), брал уроки композиции у Г. Л. Любомирского. В эти же годы преподавал пение в гимназии и учительской семинарии, вёл активную культ.-просвет. деятельность в Киеве. В 1907-10 преподавал пение в школах Александровска-Грушевского, Белой Церкви и Тиврова (близ Винницы), в 1912 принял сан священника и уехал в с. Голова-Русава (ныне Винницкая обл.). В 1917- 1919 работал в муз. отделе Мин-ва просвещения. С 1920 руководил муз.-хоровой секцией муз. отдела "Днепросоюза" в Киеве. Создал ряд хор. капелл, симф. оркестр, преподавал в Высшем муз.-драм. ин-те им. Н. В. Лысенко. В 1920 переехал в с. Веприк.

Для творчества С. характерна опора на богатства нар. песенности, чем определяются ладоинтонационное своеобразие его сочинений, яркая эмоциональность, лиризм. Основа его творчества - вок. музыка малых форм: ансамбли, хоры, романсы, песни и обработки нар. песен. Хотя в хор. соч. С. воспроизводит особенности нар. многоголосия и использует имитац. полифонию, у него преобладает гомофонно-гармонич. изложение. Из ранних сочинений выделяются: хор, поэма "Рано вранцi новобранцi" и отд. номера из незаконченной оперы "Полонянка" (жен. хор "Рости, квiте"). В 1905-11 С. написал свои лучшие хоры, в к-рых воплощены революц. настроения масс, - "Содом", "Прометей", "Сон", "Веснонько-весно" и сатирич. песню-сцену "Царь Горох" (на сл. П. Ж. Беранже); ему принадлежат обработки нар. песен, в т.ч.: "Чуєш, брате мiй", "Ой болить моя та i головонька", 50 колядок и щедривок для смешанного хора a cappella (1907-10). Лучшие песни и романсы С. на слова укр. Поэтов - "Стояла я, слухала весну", "Хотiла б я пiснею стати", "Дивлюсь я на яснiп зopi", "Вечiрня пiсня", "Плавай, плавай". Автор кантат "Шевченковi", "У недiленьку святу" и "Єднаймося!", реквиема "Панихида", музыки к драм. спектаклям "Сватання на Гончарiвцi", "Про що тирса шелестiла", двух детских опер "Iвасик-Телесик" и "Лисичка, Котик i Пiвник", одноактной оперы по мотивам Л. Украинки "Iфiгенiя в Тавридi".

Литература: Горюхiнa H., Ефремова Л., К. Г. Стеценко, Кiпв, 1955; Грiнченко М., Кирило Стеценко, Хар., 1930, в его сб.: Вибране, Кiпв, 1959, с. 490-510; Стеценко В., К. Г. Стеценко, в кн.: Стеценко К. Г., Зiбрання творiв, т. 1, Кiпв, 1963, с. 13-22, 1975; Лiсецький С., Лейтмотиви у творчостi К. Г. Стеценка, в кн.: Украпнське музикознавство, Кiпв, вип. 4, 1969, с. 181-200; Людкевич С., Кирило Стеценко, в его кн.: Людкевич СП., Дослiдження, статтi, Кiпв, 1973, с. 238-41; Pархоменко Л. О., К. Г. Стеценко, Кiпв, 1963, 1973.

В. Л. Гошовский.

Стешенко-Куфтина В. К.

Валентина Константиновна (20 I (2 II) 1904, Лебедин Харьковской губ. - 26 VIII 1953, Рига) - сов. фольклорист. В 1923 окончила Киевскую консерваторию по классу фп. у Ф. М. Блуменфельда, в 1925-35 преподавала там же. Концертировала в Киеве, Москве и Ленинграде (1924-30). С 1928 собирала и изучала муз. фольклор; участница фольклорных экспедиций на Керченский полуостров, Дальний Восток, в Сев. Осетию и Грузию. С 1935 преподавала в Тбилисской консерватории, вела класс фп., камерного ансамбля, читала курс лекций по теории и истории пианизма (с 1942 профессор, в 1947-50 зав. кафедрой фп.).

Сочинения: О грузинском хоре, "Музыка и революция", 1929, No 7-8; Элементы музыкальной культуры палеазиатов и тунгусов, "Этнография", 1930, кн. 11, No 3; Древнейшие инструментальные основы грузинской народной музыки, т. 1. Флейта Пана, (Тб., 1936).

Стивенс Б. Д.

Стивенс Б. Д. (Stevens) Бернард Джордж (р. 2 III 1916, Лондон) - англ. композитор. В 1935-37 учился в Кембриджском ун-те у Э. Дж. Дента и С. Б. Рутема (орган), в 1937-40 - в Корол. муз. колледже в Лондоне у Р. О. Морриса (композиция), Г. Джэкоба (оркестровка), А. Бенджамина (фп.) и К. Ламберта (дирижирование). С. - чл. Рабочей муз. ассоциации (с 1946 вице-президент; написал для неё неск. произв.). С 1948 преподаёт композицию в лондонском Корол. муз. колледже. Традиционная (общеевропейская) по стилю, музыка С. вместе с тем отмечена характерными нац. чертами; его программные произв. обычно связаны с современностью. Среди первых значит. произв. С. - "Симфония освобождения". Автор статей "Советский Союз" ("The Soviet Union") и "Чехословакия и Польша" ("Czechoslovakia and Poland", в сб.: "European music in the 20th century", ed. by H. Hartog, L., 1957).

Сочинения: кантаты, в т.ч. Жатва мира (The harvest of peace, для солистов, чтеца, хора и струн. квартета или орк. и фп., 1952), Путники надежды (The pilgrims of hope, 1956), Et resurrexit (для солистов, хора и орк., 1969); для орк. - 2 симфонии (Симфония освобождения - Symphony of liberation, 1946; 1964), увертюра-фуга (1948), Эклога (Eclogue, для камерного орк., 1948), орк. пьесы, в т.ч. Танцевальная сюита (Dance suite, 1957), Прелюдия и финал (1961), вариации (1964); симфониетта для струн. орк. (1948); увертюра Восток и Запад (East and West, для духового орк., к 33-летию Об-ва брит.-сов. дружбы, 1950); концерты с орк. - для скр. (1943), для влч. (1952), для фп. (1957); камерно-инстр. ансамбли - соната для скр. и фп. (1940), фп. трио (1942), Лирическая сюита для струн. трио (Lyric suite, 1958), трио для скр., валторны и фп. (1966), струн. квартеты (1949, 1962); сюита для флейты, гобоя, скр., виолы да гамба, влч. и чембало (1967); хоры с орк. - Принимай человека таким, как он есть (Take all of man, 1950), Пароль (The password, 1951); для хора с фп. - Один день (One day, 1946); пьесы для фп. и для 2 фп.; фантазия для органа (1966), песни; музыка к кинофильмам.

И. А. Слепнёв.

Стилизация

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стилл У. Г.

Стилл У. Г. (Still) Уильям Грант (р. 11 V 1895, Вудвилл, Миссисипи) - амер. (негр.) композитор и дирижёр. Учился в Уилберфорсском ун-те (1911-15) и Оберлинской (Новоанглийской; 1917-22; класс композиции Дж. У. Эндрюса) консерватории; брал уроки композиции у Дж. Чедвика в Бостоне (1922) и У. Вареза в Нью-Йорке (1922-25). Играл на скрипке, виолончели, гобое в разл. оркестрах, был аранжировщиком эстр. музыки в оркестрах П. Уайтмена, У. Хэнди и А. Шоу. В кон. 1920-х гг. приобрел известность благодаря произв., основанным на мелодич. и ритмич. элементах негр. фольклора; его "Афро-американская симфония" (1931) - одно из первых созданных негром крупных симф соч.; в качестве муз. материала в нем использована негр музыка, в т.ч. спиричуэлы. В годы 2-й мировой войны 1939-45 обратился к патриотич. темам борьбы негров за свободу и равенство. С кон. 40-х гг живет в Лос-Анджелесе. Пр. Хармона (1928), Гуггенхейма (1934).

Сочинения: оперы - Голубая сталь (Blue steel, 1935), Потревоженный остров (Troubled island, 1938, Нью-Йорк), Легенда Бейю (Bayou legend, 1940), Костасо (Costaso, 1949, Нью-Йорк), Мота (1951), Пиллар (1956), Шоссе I, США (Highway 1, USA, одноактная, 1963, Майами); балеты - Саджи (Sahadji, 1931, с хором, Рочестер), Вечеринка мисс Салли (Miss Sally's party, 1940), Ленокс авеню (1957, с чтецом, хором и орк.); Они линчевали его, повесив на дереве (And they lynched him on a tree, для чтеца, солистки, двойного хора и орк., 1940), Песнопение для Америки (Plam-chant (or America, для солиста, хора и орк., 1941), Песенка, захотевшая стать симфонией (The Little song that wanted to be a symphony, для чтеца, жен. трио и орк., 1954); для орк. - 5 симфоний (Афро-американская, 1931, Песня новой расы - A song of a new race, 1937; 1945; Туземная - Autochthonous, 1947; 1958), симф поэмы, в т.ч. Африка (1930), Заброшенная плантация (Deserted plantation, 1933), Старая Калифорния (Old California, 1941), Памяти цветных солдат, отдавших жизнь за демократию (In memoriam: the colored soldiers who died for democracy, 1943), Страницы негритянской истории (Pages from negro history, 1943), Архаический ритуал (Archaic ritual, 1946), Зарубки на дереве (Wood notes, 1948), Поэма (1944), сюиты, в т.ч. Американские сцены (American scenes, 5 сюит, 1957), Праздничная увертюра (Festive overture, 1944); пьеса Кентукки (Kaintuck') для фп. с орк. (1936), соч. для бэнда; камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. Панамские танцы (Danzes de Panama, для струн. квартета или струн. орк., 1948); разл. инстр. пьесы, хоры, песни, в т.ч. 12 негр. спиричуэлов (1937).

Литература: Шнеерсон Г.О музыке живой и мертвой, M., 1960, 1964, с. 153, 154, Lосkе А., The Negro and his music, Wash., 1936, Arveу V., William Grant Still, N. Y., 1939; eё же, William Grant Still, "International musician", 1963, July.

С. Ю. Сигида.

Стиль музыкальный

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стириен

Стириен - см. Штириен.

Стихира

Стихира (греч. stixnron, мн. ч. stignra, от stixos - ряд, строка, стих) - жанр визант., а также славянской поэзии и церк. музыки; в Византии - строфа с силлабич. стихосложением, представляющая лит.-художеств. обработку текстов христ. письменности. Исполнялась С. чаще всего на подобен. В этом случае при тексте С. указывались модель для пения, напр. "Подобен. В мирех святе", а также гласовая принадлежность. Иногда С. бывают с надписью "Самоподобен" или "Самогласен". Пометка "Самоподобен" означает, что С. имеет свой оригинальный напев, к-рый, однако, может использоваться и для пения др. С., близких данной по стихосложению, пометка "Самогласен" - что оригинальный напев С. не может использоваться для исполнения др. С. Возникла из кратких припевов, к-рыми народ сопровождал постишное пение псалмов солистом; её более раннее название - тропарь. Назв. С. входит в употребление в 11 в. Оно связано с тем, что С. представляют собой строфы, следующие за стихами псалмов. В зависимости от выбора псалмов существуют циклы С. "на Господи воззвах" и "на хвалитех". С., стихи при к-рых не стабильны, называются стиховными. Т. н. литийные С. вообще не имеют стихов. С. на все праздники года, на 10 предпасхальных и 8 послепасхальных недель составили одну книгу Стихирарь. Существовали Стихирари богослужебные, содержавшие только тексты, и певческие, нотированные. В греч. церкви из Стихираря постепенно образовались 3 книги: Анфологион, содержащий службы праздников; Триодь постная - службы 10 предпасхальных недель; Триодь цветная - службы 8 послепасхальных недель (до недели всех святых). В рус. рукописных певч. книгах до появления печатных изданий это деление строго не соблюдалось. В 1772 Моск. синодальной типографией были отпечатаны Октоих и Праздники нотного пения, а в 1891 Петербургской типографией - Триодь постная и цветная (в одной книге) в цефаутном ключе, в квадратной ноте. Обе книги переиздавались.

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, вып. 1-3, М., 1867-69; Wellesz E., A history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961.

Н. Д.Успенский.

Стих-Рендолл Т.

Стих-Рендолл Т. (Stich-Randall) Тереза (р. 24 XII 1927, Уэст-Хартфорд, шт. Коннектикут) - амер. певица (сопрано). По национальности немка. Обучалась в муз. колледже в Хартфорде и Колумбийском ун-те в Нью-Йорке. Дебютировала в Колумбии, где исполнила партию Гертруды Штейн в опере Томсона "Мать всех нас" (1947). Выступала па сцене мн. европ. т-ров. Среди партий - Фьордилиджи, Констанца, Донна Анна, Памина ("Все они таковы", "Похищение из сераля", "Дон Жуан", "Волшебная флейта" Моцарта), Джильда. С большим успехом исполнила с оркестром под упр. Б. Паумгартнера конц. арию Моцарта на Зальцбургском фестивале (1952), после чего была приглашена в труппу Венской гос. оперы. В 1953-71 постоянно участвовала в фестивалях в Экс-ан-Провансе (Aix-en-Provence Festival). Выступает в концертах.

Стогорский А. П.

Стогорский А. П. (наст. фам. - Пятигорский) Александр Павлович (р. 13 (26) II 1910, Екатеринослав, ныне Днепропетровск) - сов. виолончелист. Брат Г. П. Пятигорского. В 1934 окончил Моск. консерваторию по классу виолончели у М. И. Ямпольского, в 1936 под его рук. - аспирантуру (Школу высшего мастерства) там же. Первый исполнитель концертов для виолончели с оркестром В. А. Золотарёва, А. В. Мосолова, А. В. Богатырёва (посвящены ему). В 1936-41 ассистент (с 1941 доцент) Моск. консерватории. Преподавал в Уральской (1941-43), Горьковской (1946-54), Белорусской (1954-62; с 1961 профессор) консерваториях, с 1963 в Муз.-пед. ин-те им. Гнеси-ных в Москве. Автор мн. исполнительских и текстологич. редакций произв. для виолончели: "Вариации на тему рококо" П. И. Чайковского (первая публикация авторского текста, 1954), 6 сюит для виолончели соло И. С.Баха (вступит. статья, комментарии и приложения, 1957), концерт Р. Шумана (1958) и др.; вступ. статей к нотным сб., в т.ч. "Этюды для виолончели соло" (1963), ряда статей, опубликованных в журналах.

И. М. Ямпольский.

Предыдущая страница Следующая страница