Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 16, "СТУ"-"СЯМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 16, "СТУ"-"СЯМ")

Ступка Ф.

Ступка Ф. (Stupka) Франтишек (18 I 1879, Тедражичи, близ Сушице - 24 XI 1965, Прага) - чеш. скрипач, дирижёр и педагог. Засл. арт. ЧССР (1954). Учился игре на скрипке у О. Шевчика в Пражской консерватории. В 1901-19 жил в Одессе, в течение 18 лет был концертмейстером оркестра оперного т-ра, в 1902-19 преподавателем (классы скрипки и камерного ансамбля) Муз. уч-ща (с 1913 - консерватория), выступал как солист и ансамблист (2-я скрипка в квартете Одесского РМО и в Чеш. квартете, гастролировал с ним в городах России и Украины). В 1917 дебютировал в Одессе как симф. дирижёр. В 1919-39 дирижёр оркестра Чеш. филармонии, популяризатор рус. музыки. Выступал с разл. оркестрами за рубежом (в т.ч. в СССР в 1954). В 1946-56 возглавлял основанный им симф. оркестр Моравской филармонии в Оломоуце. В 1924-31 вёл класс альта в Пражской консерватории, в 1947-51 профессор класса дирижирования брненской Муз. академии. С 1956 чл. Художеств. совета Пражской филармонии.

Литература: Дагилайская Э., Чешские музыканты в Одессе, в сб.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 5, М., 1969; Nopp V., Profesor Otakar Sevcнk, Prague, 1948; Schбnileс J., Za slбvou, Praha, 1961, s. 154.

Стучевский И.

Стучевский И. (Stucevskij, Stuchevsky, Stutschewsky) Иоахим (Иоахим Клементьевич) (р. 26 I (7 II) 1891, Ромны, Украина) - виолончелист, композитор и фольклорист. Сын музыканта. С 5-летнего возраста играл на скрипке, с 12 лет - на виолончели. В Херсоне (семья С. поселилась там в 1903) играл в оркестре, брал уроки у А. Кузнецова, затем у А. Лукинича. В 1912 окончил Лейпцигскую консерваторию по классу виолончели у Ю. Кленгеля. Был участником Йенского струн. квартета (1912-14), концертировал и преподавал игру на виолончели в Цюрихе (1914-24). В 1924-38 жил в Вене; участвовал в организации Венского струн. квартета (вместе с Р. Колишем; квартет впервые исполнил ряд произв. композиторов новой венской школы), играл в Венском трио и в Венском дуэте (с пианистом Ф. Вюрером). В 1938 (после захвата Австрии фаш. Германией) поселился в Тель-Авиве, посвятив себя гл. обр. изучению евр. фольклора и композиторскому творчеству. С. писал преим. камерно-инстр. соч., в первую очередь для виолончели; в нек-рых произв. использовал евр. муз. фольклор ("Хасидская сюита" для виолончели и фп., 1946; "Израильские танцы" для флейты, виолончели и фп., 1953; соч. для фп. - 4 евр. танц. пьесы, 1929; "Хасидские танцы", 2 тетр., 1934 и 1947). Среди др. соч. - 4 танца и "Гротескный марш" для оркестра, фп. трио, пьеса "Исчезнувшие звуки" ("Suoni perdutti") для флейты, струн. квартета и ударных (1955). С. принадлежат многочисл. транскрипции для виолончели с фп. пьес И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, М. Равеля, Г. Малера, К. Ю.Давыдова, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, П. И. Чайковского, А. А. Крейна и др. Распространение получили инструктивные работы С. и его педагогич. соч. для виолончели (школы) - "Упражнения на основе новой техники игры на виолончели" ("Studien zu einer neuen Spieltechnik auf dem Violoncell", Bd 1-3, Mainz, 1927, рус. пер. - M., 1938) и "Искусство игры на виолончели" ("Das Violoncellspiel", Bd 1-4, Mainz, 1932, рус. пер. - т. 1-2, M., 1934-35), а также этюды для виолончели ("Etьden fьr Violoncell", Bd 1-4, Mainz, 1931, переизданы в Москве в 1936). Пр. им. Г. Пятигорского (1963).

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 4, М., 1978, с. 287-89; Mirоn I. (Michrovsky), J. Stutschewsky. The man and his works, в кн.: Seventieth anniversary catalogue ofworks, Tel-Aviv, 1961.

Л. С. Гинзбург.

Стучевский И. К.

Израиль Калманович (Семён Клементьевич) (р. 4(16) IV 1894, Херсон) - сов. пианист-ансамблист. Засл. арт. РСФСР (1951). В 1914 окончил муз. уч-ще в Херсоне по классу фп. у В. Я. Эгенберг. С 1909 работал пианистом-иллюстратором в кинотеатрах. В 1918-20 учился в Одесской консерватории у Е. М. Бибер (фп.). В 1921-24 и 1934-59 концертмейстер Большого т-ра СССР. Выдвинулся как ансамблист, выступая с крупнейшими сов. вокалистами - артистами Большого т-ра Л. В. Собиновым, Г. С. Пиро-говым, С. И. Мигаем, К. Г. Держинской, В. В. Барсовой, С. Я. Лемешевым, Н. Д. Шпиллер, И. К. Архиповой и др. С 1950 гастролирует с И. И. Петровым. Принимал участие в создании мн. вок. программ (т. н. монографических), посв. творчеству Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, Н. Я. Мясковского, Ю. А. Шапорина. В 1960 удостоен спец. премии как аккомпаниатор на Междунар. конкурсе вокалистов им. Р. Шумана в Берлине. Обработал для голоса и фп. 2 вальса и ноктюрн Ф. Шопена (сб. "Весенние голоса" на слова С. Б. Болотина и Т. С. Сикорской, М., 1965), составил сб-ки вок. ансамблей, в т. ч. "Арии, романсы и песни из репертуара И. Петрова", М., 1974; "Дуэты М. Глинки", М., 1967, и др. В 1957-73 вёл класс вок. ансамбля в Муз. уч-ще им. M. M. Ипполитова-Иванова.

Стырча А. Г.

Алексей Георгиевич (17 II 1919, Кишинёв - 24 VIII 1974, там же) - сов. композитор и певец (баритон). Засл. деят. иск-в Молд. ССР (1964). В 1949 окончил Кишинёвскую консерваторию по классу композиции у Л. С. Гурова и по классу сольного пения у А. П. Месняева. В 1950-57 выступал как конц. певец. С 1960 преподавал сольное пение в Ин-те иск-в им. Г. Музическу (с 1971 доцент, в 1966-67 зав. кафедрой). Автор одной из первых сов. молд. опер ("Героическая баллада" о революц. борьбе рабочих Кишинёва накануне Oкт. революции 1917), хоров, романсов, песен.

Сочинения: опера Героическая баллада (Домника, 1960, Молд. т-р оперы и балета); для солистов, хора и орк. - Ода Ленину (1960), Кантата пэчий (Кантата мира, 1961), К вершинам (1961), поэма Баллада о скрипке (1957); для влч. и фп. Поэма-соната (1956); для фп. - Романтическая сюита (1962), соната (1963), цикл Контрасты (1970); хоры a cappella, в т. ч. В поле ветер веет (1954), Молдавия (1958); для голоса и фп. - цикл романсов на стихи сов. поэтов (1972), песни, обр. нар. песен; музыка к спектаклям драм. т-ров и фильмам.

Литература: Милютина И. Б., Алексей Стырча, в сб.: Композиторы Советской Молдавии, Киш., 1967; А. Г. Стырча в статьях и воспоминаниях, Киш., 1979.

Г. С. Чайковский.

Стыршенов Б. М.

Стыршенов Б. М. (Стършенов) Богомил Методиев (р. 14 XI 1926, София) - болг. пианист, педагог и муз.-обществ. деятель. В 1953 окончил Муз. академию в Софии у А. Стоянова, с 1953 преподаёт там же (с 1975 профессор). Среди учеников - лауреаты междунар. муз. конкурсов, в т.ч. М. Деянова. Чл. жюри мн. междунар. конкурсов в Италии, Франции, ГДР, ЧССР. В 1969-74 генеральный директор гос. объединения "Българска музика". В 1965-79 зам. пред. Союза муз. деятелей Болгарии.

Суббулакшми М. С.

Субхалакшми М. С. (р. 16 IX 1916, Мадурай) - инд. певица классич. стиля (карнатская традиция). Училась пению и игре на вине у своей матери Шанмукхавадиву, известной исполнительнице на этом инструменте. Живёт в Мадрасе, выступает с концертами с 17 лет. Исполняет крити (вок. композиции), основанные на южноинд. рагах, а также "благочестивые" (devotional) песни; поёт на санскрите, хинди, тамили, телугу и др. языках Индии. Снималась в фильмах ("Мира", "Шакунтала" и др.). Гастролировала в странах Зап. Европы, Азии, в США; выступала на Эдинбургском фестивале (1963), на открытии Генеральной ассамблеи ООН (1966). Пр. Падма Бхушан (1954).

Субдоминанта

Субдоминанта (от лат. sub - под и доминанта; франц. sousdominante, нем. Subdominante, Unterdominante) - название IV ступени гаммы; в учении о гармонии также назв. аккордов, строящихся на этой ступени, и функции, объединяющей аккорды IV, II, низкой II, VI ступеней. С. обозначается буквой S (этот знак, так же как D и Т, предложен X. Риманом). Значение аккордов С. в тонально- функциональной системе гармонии определяется характером их отношения к аккорду тоники (Т). Осн. тон С. не содержится ни в тонич. трезвучии, ни в обертоновом ряде от тонич. звука лада. Осн. тон T входит в состав аккорда С. и в оберто-новый ряд от IV ступени гаммы. По Риману, движение гармонии (от Т) к трезвучию С. сходно с переменой центра тяготения (поэтому С. тяготеет в T менее остро, чем D), что вызывает необходимость укрепления данной тональности; отсюда понимание С. как "аккорда конфликта" (Риман). Последующее введение аккорда D восстанавливает остроту тяготения к T и тем самым укрепляет тональность. Оборот S - T, не имеющий характера возвращения от производного элемента к порождающему его, не обладает таким сильным ощущением завершённости гармонич. развития, "заключительности", как оборот D - T (см. Плагальная каденция). Понятие С. и соответствующий термин предложены Ж. Ф. Рамо ("Новая система теории музыки", 1726, гл. 7), к-рый трактовал S, D и T, как три основания лада (mode): "три фундаментальных звука, к-рые образуют лад", в чём усматривают зачатки функциональной теории гармонич. тональности.

Литература: Rameau J. Ph., Nouveau systиme de musique thйorique..., P., 1726. См. также лит. при статьях Гармония, Гармоническая функция, Звуковая система, Мажоро-минор, Тональность.

Ю. Н. Холопов.

Суби А.

Суби А. (Soubies) Альбер (10 V 1846, Париж - 19 III 1918, там же) - франц. музыковед и муз. критик. Окончил лицей в Париже (изучал юридич. науки), затем Парижскую консерваторию, где занимался у Э. Базена (гармония), А. Савара (контрапункт) и А. Гильмана (орган). С 1874 и до конца жизни издавал ежегодный театр. альманах "Almanach des spectacles" (до 1874 выходил под назв. "Almanach Duchesne"), в к-ром были опубликованы его первые муз.-критич. статьи. Статьи С. печатались и в др. муз. периодич. изданиях - "Le soir" (с 1876), "La revue d'art dramatique" (с 1885), "Le mйnestrel", "Le guide musical", a также в энциклопедии A. Лавиньяка - "Enciclopйdie de la musique et Dictionnaire du Conservatoire". Среди многочисл. книг и статей С. осн. место занимают труды, посв. муз. т-ру, преим. франц. и итал. опере, творчеству Р. Вагнера, Дж. Верди, Ш. Гуно, Ж. Массне и др., а также истории музыки разных стран Европы - Германии, России, Испании, Португалии, Венгрии, Чехии, Швейцарии и Нидерландов, Бельгии, стран Скандинавии, Великобритании и др. Работы С. (нек-рые из них написаны совм. с Ш. Малербом и А. де Кюрзоном) получили известность и высоко оценивались современниками.

Сочинения: Mйlanges sur R. Wagner, P., 1882 (совм. с Ch. Malherbe); L'oeuvre dramatique de R. Wagner, P., 1886 (совм. с Ch. Malherbe); Prйcis de l'histoire de R Opйra-comique, P., 1887 (совм. с Ch. Malherbe); Une premiиre par jour, P., 1888; Histoire de l'Opйra-comique. La seconde Salle Favart, 1840-1887, v. 1-2, P., 1892-93 (совм. с Ch. Malherbe); Soixante-neuf ans а l'Opйra-comique..., P., 1894; Histoire de la musique, v. 1-12, P., 1896-1904; Histoire du Thйвtre-lyrique. 1851-1870, P., 1899; Documents inйdits sur le "Faust" de Gounod, P., 1912 (совм. с H. de Curzon); Massenet, P., 1912; Le Thйвtre italien de 1801 в 1913, P., 1913; Les membres de l'Acadйmie des Beaux-Arts depuis la fondation de l'Institut, 4 sйr., P., 1917, и др.

Литература: Stoumpff, Йtude sur la musique allemande а propos du livre de M. Albert Soubies, в сб.: Bulletin archйologique du Tarn et Garonne, Montauban, 1896.

A. Я. Ортенберг.

Субира Пуч Х.

Субира Пуч Х. (Subira Puig) Хосе (псевд. - Хесус A. Rибо, A. Ribу) (20 VIII 1882, Барселона - 1969, Мадрид) - испан. музыковед. Чл. испан. Корол. академии изящных иск-в (1953). Учился в Мадридской консерватории по классам фп. и композиции, изучал историю музыки и эстетику в Антверпене (1908-10). Затем жил в Мадриде. С 1944 сотрудник Испан. ин-та музыковедения, с 1953 чл. Корол. академии иск-в "Сан-Фернандо" (с 1954 её библиотекарь), редактор журнала, издававшегося этой академией. Автор работ о старинном испан. муз. т-ре; в исследование, посв. тонадилье, включил лучшие образцы этого жанра, в т. ч. "Махо и маха" ("El Majo y la maja") M. П. В. Гарсии; опубликовал ряд неизвестных тонадилий (под ред. С. изданы сб. "La tonadilla escйnica", 1970-73) и муз. трактат ("Lux bella"), найденные им в испан. архивах. Гл. труды С. П. - 2 исследования, написанные на основе изучения истории музыки Испании и Лат. Америки с древнейших времён до современности. Среди др. работ - книги о муз.-театр. жизни Барселоны, монография о Гранадосе (1926), а также статьи о рус. композиторах М. П. Мусоргском и Н. А. Римском-Корсакове, книги и статьи об И. С. Бахе, Р. Шумане и др. Писал статьи для мн. иностр. энциклопедий и словарей.

Сочинения: La tonadilla йscйnica, v. 1-3, Madrid, 1928-30; La participaciуn musical en el antiguo teatro espaсol, Barcelona, 1930; Tonadillas teatrales inйditas. Libretos y partituras, Madrid, 1932; Historia universal de la mъsica, v. 1-2, Madrid, 1945 (под псевд.-анаграммой - Jesъs A. Ribу), 1953; La opera en los teatros de Barcelona, v. 1-2, Barcelona, 1946; Historia de la mъsica, v. 1-2, Barcelona, 1947, 1958 (расшир.); Historia у aneedotario del Teatro Real, Madrid, 1949; Historia de la mъsica espaсola e hispanoamericana, Barcelona - Madrid, 1953; Compendio de historia de la mъsica, Madrid, 1954, 1974; El Gremio de representantes espaсoles, Madrid, 1960; Temas musicales Madrileсos, Madrid, 1971; Varidas versiones de libretos operнsticos, Madrid, 1973.

Литература: Lйon Tello F. J., Don Josй Subirб, cuple 90 aсos, Madrid, 1973.

M. А. Вайсборд.

Субмедианта

Субмедианта (от лат. sub - под и медианта) - обозначение звука VI ступени мажорной или минорной гаммы, а также аккорда на этой ступени.

Субмотив

Субмотив - мельчайшая поддающаяся выделению конструктивная часть мотива, в отличие от последнего обладающая лишь самой элементарной смысловой и образной самостоятельностью. С. может быть выделен только в мотивах, к-рым свойственно чёткое ритмич. членение на более мелкие единицы. С. часто вычленяется и используется как элемент нового мотива:

Субмотив

В. A. Mоцарт. Симфония g-moll, часть I.

Нередко С. обладает характеристичностью, благодаря чему легко узнаётся при повторениях:

Субмотив

H. K. Meтнер. Соната-элегия для фортепиано op. 11 No 2, начало 1-й части.

Литература: Музыкальная форма, под общей редакцией Ю. Тюлина, М., 1965, с. 39-40; Мазель Л., Цуккерман В., Анализ музыкальных произведений, М., 1967, с. 560-61.

Субретка

Субретка (франц. soubrette, от провансальского soubreto - притворщица; итал. servetta) - традиционное театр. амплуа. Бойкая, остроумная, находчивая девушка, чаще всего служанка, активная участница и помощница в любовной интриге, разыгрываемой между молодыми героями. Амплуа С. возникло в итал. комедии дель арте (Серветта), затем перешло во франц. комедию. В опере классич. тип С. - Сюзанна в "Свадьбе Фигаро", в оперетте - Адель в "Летучей мыши" И. Штрауса.

Субсистема

Субсистема ("подсистема") - периферийная ла-дотональная ячейка, входящая в состав тональности как общей системы. Характеризуется проявлением местных тональных функций (см. Переменные функции) в диатонич. связях (напр., в мажоре оборот VI - II, подобный D - Т) или в хроматич. (напр., оборот VI < - II как отклонение во II ступень). Примерами С. могут служить фрагменты хора "Солнцу красному слава" из оперы "Князь Игорь" Бородина, такты 3-4 (диатонич. С.), главной темы из 2-й части "Симфонических танцев" Рахманинова, такт 2 (хроматич. С.). Термин "С." предложен И. В. Способиным.

Литература: Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969.

Ю. Н. Холопов.

Сувчинский П. П.

Пётр Петрович (р. 5(17) X 1892, Петербург) - рус. муз. критик. Брал уроки игры на фп. у Ф. М. Блуменфельда. В 1915 совм. с А. Н. Римским-Корсаковым основал журн. "Музыкальный современник", был одним из его редакторов, в 1917-18 принимал участие в издании сб-ка "Мелос" (ежегодник, в к-ром публиковал и свои статьи). С. написал либретто для задуманной Н. Я. Мясковским оперы "Идиот", первый вариант текста "Кантаты о Ленине" (позже "Кантата к 20-летию Октября") С. С. Прокофьева. Последний посв. С. 5-ю фп. сонату. С 1920 - за границей. Основал совм. с Н. С. Трубецким и П. Н. Савиным "Движение Евразии" ("Mouvement Eurasien"), в 1922-28 руководил изд-вами "Евразия" в Берлине и Париже. Выступал в периодич. печати (в т. ч. в журн. "Revue musicale", "Contrepoints", "Bibliothиque internationale de musicologie"), пропагандировал музыку С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского. Для франц. и итал. энциклопедий написал статьи о А. К. Лядове, П. И. Чайковском, Блуменфельде, перевёл на франц. яз. либретто неск. опер рус. композиторов, в т. ч. "Ивана Сусанина". Сб. статей С. о рус. музыке опубликован в Париже ("Musique russe; йtudes rйnnies par Pierre Souvtchinsky", v. 1-2, P., 1953).

Литература: Б. Яворский, Воспоминания, статьи и письма, т. 1, М., 1964, 1972, с. 189, 300, 302, 306- 07, 311, 697; Hестьев И., Сергей Прокофьев, М., 1957, под назв. "Жизнь Сергея Прокофьева", М., 1973, с. 144-47, 255-56, 354-55 и др.; Из прошлого советской музыкальной культуры, (сост. и ред. Т. Н. Ливанова), вып. 2, М., 1976.

Л. Б. Римский.

Суза Д. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сузато И.

Сузато И. (Susato) Иоганнес (на надгробии - Иоганнес Штейнверт, Steinwert) (1448, Унна, Вестфалия - 2 V 1506, Франкфурт-на-Майне) - нем. композитор и певец. Сын каменотёса. Детские годы провёл в Суcте, где прославился своим прекрасным голосом, затем был певчим при дворе в Клеве. В Брюгге изучал композицию у англ. музыкантов. Позднее преподавал пение в Кёльне, Касселе, с 1472 в Гейдельберге. Изучал также медицину, работал врачом, читал лекции по медицине в Павии и Гейдельберге. С 1500 жил во Франкфурте-на-Майне. Его учеником был С. Фирдунг. Среди лит. работ - сохранившаяся частично автобиография в стихах (опубликована во Франкфурте-на-Майне в изд.: "Archiv fьr дltere deutsche Literatur und Geschichte", 1811), утерянный трактат "De musica subalterna".

Литература: Hoffmann von Fallersleben, Johannes von Soest, der Singermeister, в сб.: Literarhistorisches Taschenbuch, hrsg. von R. G. Prutz, Bd 4, Lpz., 1846; Wаllner В. A., Seb. Virdung, в сб.: Kirchenmusikalisches Jahrbuch, Regensburg, 1911; Stein F., Zur Geschichte der Musik in Heidelberg, Hdlb., 1912 (Diss.).

Сузато Т.

Сусато (Susato; от назв. г. Суcт, Нидерланды) Тильман (кон. 15 - нач. 16 вв., Суcт или Кёльн - между 1561 и 1564, Антверпен) - бельг. нотоиздатель, муз. деятель, композитор. С 1529 жил в Антверпене. Был писцом в Антверпенском соборе, в 1531-49 - трубачом в капелле собора и гор. шпильманом. Вместе с книготорговцем X. тер Брюггеном и печатником Г. ван Виссенакеном основал в 1542 первую нидерл. нотопечатню (с 1543 её единоличный владелец), при к-рой в 1551 открыл магазин муз. инструментов. Был первым издателем соч. О. Лассо (познакомился с ним в 1555). До 1561, когда дело перешло к его сыну, С. выпустил 26 изданий светской и 31 издание культовой музыки, включавшие сочинения (мессы, мотеты, шансон и др.) св. 90 авторов, гл. обр. представителей нидерландской школы 16 в. Издал также ряд собств. сочинений в традициях строгого стиля (мессу, 7 мотетов для 2, 4, 5 и 6 голосов, 6 четырёхгол. псалмов, 91 шансон, 58 четырёхгол. танцев). С. принадлежит обработка 10 южно-нидерл. нар. песен ("Souterliedekens") для 3 голосов. Нотоиздат. деятельность С. способствовала распространению влияния нидерл. полифонии и дала богатый материал для историографии европ. муз. культуры.

Издания: Chanson, 14 livres,1543-55; Vingt et six chansons musicales..., 1543; Trente et une chansons, 1544; Musyck boexken, v. 1-11, 1551-61; La fleur des chansons, v. 1-6, 1552; Madrigali e canzoni francesi, v. 1-5, 1558, и др. Сборник шансон С. 1544 (2 тетради) переиздан в Париже А. Агнелем (1970-71).

Литература: Goovaerts A., Historie et bibliographie de la typographie musicale dans les Pays-Bas, Anvers, 1880, Amst., 1963; Bergmans P., Un Imprimeur musicien: Tilman Susato, "Bulletin de la Sociйtй bibliophile Anversoise", Antw., 1923; Kliewer J. C., Tylman Susato and his Ecclesiasticae Cantiones, Rochester, 1958; Meissner U., Der Antwerpener Notendrucker Tylman Susato, Bd 1-2, В., 1967.

В. В. Ошис.

Сузе Ж.

Сузе Ж. (Souzay) Жерар (р. 8 XII 1918 (по др. данным, 1920), Анже) - франц. певец (баритон). Учился в Париже у П. Бернака, затем там же в консерватории у Клер Круаза и В. Марку. Дебютировал в 1945 в Париже как камерный певец. С 1947 поёт также в т-рах "Гранд-Опера" и "Опера комик". Гастролировал во мн. странах (в СССР - в 1969). С 1954 выступает в ансамбле с пианистом Д. Болдуином. Один из выдающихся камерных певцов 20 в., С. поёт на 15 языках, в т.ч. на русском. В репертуаре певца выделяется вок. лирика Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Г. Форе, К. Дебюсси, М. Равеля, Ф. Пуленка. Среди оперных партий - Орфей (одноим. опера Монтеверди), Голо ("Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси), Альмавива ("Свадьба Фигаро").

Суитнер О.

Зуитнeр (Suitner) Отмар (р. 16 V 1922, Инсбрук) - австр. дирижёр. Учился в консерватории Инсбрука по классу фп. у Ф. Вайдлиха; продолжал образование в Зальцбурге в Академии музыки и сценич. иск-ва "Моцартеум" у Ф. Ледвинки (фп.) и К. Крауса (дирижирование). Гастролировал как пианист (1942-44) в Вене, Риме, Мюнхене, городах Швейцарии. В 1957-60 гл. дирижёр Пфальцского оркестра. В 1960-64 руководитель Дрезденской гос. капеллы и оркестра Дрезденской гос. оперы. С 1964 1-й дирижёр Нем. гос. оперы в Берлине (ГДР). Известен прежде всего как интерпретатор произв. венской классической школы. Гастролировал как дирижёр в Берлине, Мюнхене, Гамбурге, а также в городах Греции и Италии. С Дрезденской гос. капеллой принимал участие в фестивалях "Пражская весна", в 1963 совершил конц. турне по Сов. Союзу.

О. Т. Леонтьева.

Сук В. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сук Й. мл.

Сук Й. мл. (Suk) Йозеф (р. 8 VIII 1929, Прага) - чеш. скрипач. Нар. арт. ЧССР (1977). Внук Й. Сука (1874-1935). Учился у Я. Коциана (до 1950). В 1948 выступал в Брюсселе и Париже. В 1951 окончил консерваторию, в 1953 - Академию иск-в в Праге. Возглавлял Пражский квартет (1950-51), трио им. Й. Сука (1952-67 и с 1973). С 1954 гастролирует как солист и ансамблист за рубежом (с 1960 неоднократно выступал в СССР). С 1961 солист Чеш. филармонии. Участвовал в междунар. муз. фестивалях, выступал с крупнейшими оркестрами под упр. видных дирижёров и с др. солистами разных стран. Игра С. отличается высокой исполнит. культурой, благородством, технич. совершенством. За грамзаписи своего исполнения С. получил "Гран при" (1960, 1968). Гос. пр. им. К. Готвальда (1964).

Сук Й. ст.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сулинг

Сулинг - индонез. дух. муз. инструмент. Род продольной свистковой флейты. Ствол цилиндрич., бамбуковый (дл. ок. 85 мм) с 3-6 игровыми отверстиями. Звук нежный; на С. исполняются печальные мелодии. Используется как сольный и орк. инструмент (в нек-рых типах оркестра гамелан).

С. Я. Левин.

Сулханишвили Н. П.

Николай (Нико) Паатович (1871, с. Ацкури, Кахетия - 3 XII 1919, Тбилиси) - груз. композитор. Учился пению в Телавском духовном уч-ще, затем в Тбилисской семинарии (1878-86). В 1890-1902 дирижировал хором Телавского духовного уч-ща. После участия в фольклорной экспедиции (1912) организовал этнографич. хор, с к-рым исполнял также собств. соч. Знаток нар. песни, С. мастерски владел иск-вом хор. письма. Его соч. отличаются яркой нац. самобытностью. С. - автор монументальных хоров a cappella "Волыночная песня" ("Мествирули"), "Родина хевсура", "Здравствуй, радостная жизнь", "Песня за плугом" ("Гутнури"), "Боже, боже..." (на стихи из "Витязя в тигровой шкуре" Ш. Руставели) и др.; исполняется также ария из неоконченной оперы С. патриотич. содержания "Маленький кахетинец".

М. В. Рамишвили.

Сумера Л. А.

Лепо Андович (р. 8 V 1950, Таллин) - сов. композитор. В 1973 окончил Таллинскую консерваторию по классу композиции (учился у X. Эллера и X. Юрисалу).

Сочинения: балет История Ансельма (1978, Эст. т-р оперы и балета); для солистов, хора и орк. - кантата О жизни и смерти (Elust ja surmast, сл. Л. Сеппель, 1975); для орк. - In memoriam (1973), Музыка для камерного оркестра (1977); камерные ансамбли - фп. трио (1968), музыка для квинтета духовых (1976); для фп. - прелюдия и фуга (1969), прелюдия и фугетта (1973), Остинатные вариации (1976), для 2 фп. - In Es (1978); для баса и квинтета духовых кантата По грибы (Seenekantaat, сл. Х.-К. Хеллат, 1980); для голоса с фп. - романсы, в т. ч. цикл Три грустных речитатива (Kolm nukrat retsitativi, сл. M. Нурме, 1969); для хора с сопровождением фп., в т. ч. Stabat mater (1970); музыка к кинофильмам, в т. ч. "История Юхана Лийва" ("Juhan Liivi lugu", 1975), "Родился человек" ("Sьndis inimene", 1975).

А. В. Хирвесоо.

Сун М.

Сун М. (Sun) Муаммер (р. 15 X 1932, Анкара) - турецкий композитор и музыковед. В 1953 окончил воен. муз. школу, в 1960 - Анкарскую гос. консерваторию по классу композиции у А. А. Сайгуна. Преподаёт в этой консерватории муз.-теоретич. дисциплины. Выступает в периодич. печати со статьями по проблемам муз. иск-ва Турции. Автор монографии "Вопросы музыкальной и театральной культуры Турции" (изд. в 1968, Анкара). Среди его муз. соч. - сюита для камерного оркестра (1961), струн. квартет (1959), 3 пьесы для скрипки и фп. (1955), сюита для виолончели и фп. (1956), фп. пьесы, в т. ч. "Краски Родины" (1953), сюита (1958); 2 песни для тенора с хором (1960), 5 нар. песен для хора a cappella (1963).

З. Рустам-заде.

Супервиа К.

Супервиа К. (Supervia) Кончита (8 XII 1895, Барселона - 30 III 1936, Лондон) - испан. певица (меццо-сопрано). Училась в Барселоне. В 1910 дебютировала в т-ре "Колон" в Буэнос-Айресе. С успехом выступала в Риме, Турине, Венеции, Флоренции, Женеве, Милане ("Ла Скала", 1925-29), Париже (1929-34), Лондоне, Мадриде, Брюсселе, Женеве, Копенгагене, Чикаго, Барселоне. По свидетельству современников, голос С. - лирич. сопрано, но исполняла она партии преим. меццо-сопрано; одна из лучших Кармен. Обладала превосходными вок. данными, блестящей техникой, драм. дарованием. Получила известность гл. обр. как исполнительница партий в операх Дж. Россини. Среди партий: Керубино, Розина; Золушка, Изабелла ("Золушка", "Итальянка в Алжире" Россини), Адальжиза ("Норма"); Далила; Лола ("Сельская честь" Масканьи), Октавиан ("Кавалер роз"), Консепсион ("Испанский час" Равеля). Выступала и как конц. певица.

Литература: Lauri-Volpi G., Voci parallele, Mil., 1955 (рус. пер. - Лаури-Вольпи Дж., Вокальные параллели, Л., 1972, с. 123-26); Dal Mоntе Т., Una voce nel mondo, Mil., 1962 (рус. пер.- Даль Монте Т., Голос над миром, M., 1966, с. 196); Shawe Taylor D., С. Supervia, "Opera", 1960, v. 11; Le Grandi voci, Roma, 1964, s. 815-19.

Л. Б. Римский.

"Супрафон"

"Супрафон" ("Supraphon") - крупная фирма ЧССР, выпускающая грампластинки, компакткассеты, а также книги и др. печатные издания по музыке. Осн. в 1946 на базе частных фирм "Ультрафон" и "Эста" под назв. "Граммофонные заводы". Первоначально "С." назывался завод, выпускавший грампластинки, затем это наименование получила вся фирма, а с 1967 - также Гос. муз. изд-во (осн. в 1961). В 1949 фирма открыла собств. Т-р музыки в Праге. В 1958 основала Граммофонный клуб (имеет неск. десятков тыс. подписчиков), создала сеть фирменных магазинов (насчитывающую сотни торговых центров в ЧССР). Поддерживая связи с фирмами Европы и Америки, "С." обменивается с ними лицензиями, осуществляет совм. записи, занимается вопросами экспорта и импорта. С 1959 неоднократно была удостоена междунар. премий за лучшие записи. За заслуги в развитии муз. культуры ЧССР и пропаганду чехосл. музыки за рубежом фирма "С." награждена Орденом Труда (1967).

Литература: Самойлов В., Пластинки фирмы "Супрафон", "МЖ", 1969, No 3.

M. M. Яковлев.

Супруненко И. Г.

Иосиф Гаврилович (8 (20) IX 1861, Харьков - 14 I 1936, Ленинград) - сов. певец (тенор) и педагог. Сын крестьянина. Муз. образование получил в Придв. певч. капелле в Петербурге, куда был принят в 1871 по набору малолетних певчих. В 1885 окончил Петерб. консерваторию по классу пения у К. Эверарди (в годы учёбы выступал в Одесском оперном т-ре в партиях Фауста и Хозе). С 1885 пел на оперных сценах Петербурга (сезон 1885/86, Мариинский т-р), Киева, Тбилиси, Москвы (сезон 1889/90, Большой т-р), Казани, Харькова. В 1891-92 совершенствовался в Италии, пел в Милане, Бергамо, Турине. В 1893-1895 и 1899-1907 успешно выступал в Одесском оперном т-ре; здесь в 1893 по желанию (и в присутствии) П. И. Чайковского С. исполнил партию Германа в 1-й пост. "Пиковой дамы" в Одессе. Обладал небольшим, но хорошо поставленным голосом приятного тембра, отличной дикцией, музыкальностью, ярким темпераментом. В его обширный репертуар входили как лирич. (Ленский, Фауст, Альфред), так и драм. (Герман, Хозе, Канио) партии. Гастролировал как конц. певец во мн. городах России, исполнял романсы M. И. Глинки, А. Л. Гурилёва, А. Е. Варламова и особенно часто П. И. Чайковского, с большим мастерством пел укр. песни.

В 1900 начал педагогич. деятельность в Одессе в частной муз. школе. С 1907 преподавал сольное пение в Придв. певч. капелле (позже Ленинградская академическая капелла), в 1923-25 - в Ленингр. консерватории, затем сольное и хор. пение в Муз. техникуме и др. уч. заведениях. Как педагог придерживался итал. школы пения и эмпирич. метода преподавания (сохранив до конца жизни голосовые данные, С. предпочитал показать ученику тот или иной приём звукообразования, а не разъяснять его).

После Oкт. революции 1917 много занимался муз.-обществ. работой, участвовал в концертах и выездных оперных спектаклях.

Сурдина

Сурдина - сурдинка (франц. sourdine, от лат. surdus - глухой, глухо звучащий; итал. sordina, нем. Dдmpfer) - приспособление у муз. инструмента, служащее для уменьшения силы звука и его смягчения, а также для изменения тембра. Применяется при игре на инструментах разл. групп. С. у струнных - двойная трёхзубая гребёнка, к-рая своей продольной щелью надевается на подставку; делается из кости, твёрдого дерева, пластмассы или лёгкого металла. С. у медных духовых (валторн, труб, корнетов, тромбонов, туб) - спец. полая внутри втулка грушевидной формы, вставляемая в раструб, приглушающая звук и придающая тембру несколько носовой оттенок; изготовляется из дерева или папье-маше, алюминия, пластмассы, имеет пробковые накладки по краям. В орк. музыку введена в нач. 17 в. (опера "Орфей" Монтеверди, оперы Ж. Б. Люлли); первоначально использовалась гл. обр. для уменьшения силы и яркости звука; до 1820-х гг. применялась только при игре на инструментах, к-рым поручены ведущие мелодич. голоса (у 2 солирующих виолончелей для ослабления силы звучания низких фигураций в "Сцене у ручья" из 6-й симфонии, во 2-й части 5-го концерта для фп. с оркестром Л. Бетховена). С 30-х гг. 19 в. С. стала широко применяться как средство особой тембровой характеристики (в произв. композиторов-романтиков - Дж. Мейербера, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера); её начали использовать не только при звучании piano, но и при звучании forte ("Смерть Озе" Грига, 2-е д. оперы "Тристан и Изольда" Вагнера, "Фантастическая симфония" Берлиоза; 6-я симфония, 4-я картина из оперы "Пиковая дама", "Элегия" из "Струнной серенады" Чайковского, 3-я часть 5-й симфонии Шостаковича). В звучании piano С. придаёт музыке таинственный, туманный характер, в forte - резко звенящий, пронзительный. На валторнах вместо С. используются т. н. закрытые звуки, к-рые получают, прикрывая раструб правой рукой. Сначала в эстр. оркестре, затем и в симфоническом (по его образцу) были введены С. для трубы - конич., с отверстием в середине, к-рые придают звучанию напряжённый, "сдавленный" характер. Для исполнения лирич., певучих мелодий на грушевидную, "резкую" С. надевают небольшую металлич. чашку ("грибок"), смягчающую звук. Прикрывая отверстие С., можно во время игры менять тембр, получая, т. о., "мяукающий", "квакающий" эффект ("вау-вау"; используется гл. обр. в эстр. оркестре). У деревянных духовых С. может служить платок, сложенный в неск. раз и вкладываемый в раструб фагота, кларнета и гобоя. Приём смягчает звучность, но не даёт возможности взять самый низкий звук инструмента. На фп. роль С. выполняет левая педаль.

Литература: Eichborn H., Die Dдmpfung beim Horn, Lpz., 1897; Оsthоff W., Trombe Sordine, "AfMw", 1956, Jahrg. 13, No 1.

Г. И. Благодатов.

Суржина Н. А.

Нонна Андреевна (р. 17 X 1937, Днепропетровск) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. СССР (1976). В 1964 окончила Харьковский ин-т иск-в по классу пения у П. В. Голубева. С 1963 солистка Харьковского, с 1974 - Днепропетровского т-ров оперы и балета. С. обладает лёгким лирич. меццо-сопрано большого диапазона, красивого грудного тембра. Среди партий - Любаша ("Царская невеста"), Весна и Лель ("Снегурочка"), Марина Мнишек, Кончаковна, Амнерис, Азучена, Кармен, Аксинья; Анюта ("Коммунист" Клебанова), Комиссар ("Оптимистическая трагедия" Холминова), Соломия ("Богдан Хмельницкий" Данькевича). Тонкий артистизм, прекрасное владение вокально-речевой интонацией отличают С. как камерную исполнительницу. В её репертуаре - произв. рус. и зап.-европ. классики (П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Т. Гречанинов, К. Сен-Санс, К. Дебюсси, Ф. Шуберт и др.), соч. сов. композиторов. С 1974 преподаёт пение в Днепропетровском муз. уч-ще им. М. И. Глинки. Гос. пр. УССР им. Т. Г. Шевченко (1978).

Литература: Краснопольская Т., Нонна Суржина, "СМ", 1966, No 5, с. 156-57.

В. И. Зарубин.

Сурков А. А.

Анатолий Алексеевич (р. 6 I 1919, Москва) - сов. баянист и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1973). В 1953 окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных у С. П. Великова, с этого же года преподаёт в нём (с 1971 доцент). Среди учеников С. - В. К. Петров, В. А. Семёнов. В 1946-53 участник трио баянистов (С., Мотов В. Н., Гаврилова Л. В.). Ведёт конц. деятельность. Первый исполнитель концертов для баяна с оркестром Н. Я. Чайкина, Н. С. Речменского, сюиты для баяна А. Н. Холминова. Исполняет обработки нар.-инстр. музыки. С. принадлежат "Пособие для начального обучения игре на готово-выборном баяне" (1973, 2-е изд. 1979), методич. руководство "Переложение музыкальных произведений для готово-выборного баяна" (совм. с С. В. Плетнёвым, 1977), а также обработки для баяна рус. нар. песен, в т.ч. "То не ветер ветку клонит", "Как у наших у ворот", "Во поле берёза стояла". Гастролировал за рубежом.

Литература: Холминов A., Анатолий Сурков, в сб.: Играй, мой баян, вып. 22, М., 1970.

Сурма

1) Укр. дух. муз. инструмент. Известен с 16 в. Применялся в полковой музыке Войска Запорожского. Сведений об устройстве старинной С. не сохранилось.

2) Распространённое на Украине назв. кавказской зурны, усовершенствованной в 1950-х гг. В. А. Зуляком. Используется в проф., учебном и самодеят. нар. оркестрах.

3) Название "казацкой трубы", созданной в 1970-х гг. Г. К. Федькиным на основе старинного изображения С. на одном из знамён Войска Запорожского. Имеет конич. дерев. ствол с пластмассовым раструбом, 8 игровыми отверстиями (нек-рые снабжены клапанами) и вставным металлич. мундштуком. Звукоряд хроматический - с1 - е3. Звучание сильное, но мягкое. Входит в состав мн. проф., самодеят. и уч. оркестров Украины, в т. ч. Киевского оркестра нар. инструментов, Оркестра укр. нар. хора им. Г. Верёвки.

Литература: Петухов М., Народные музыкальные инструменты музея Санкт-Петербургской консерватории, СПБ, 1884, с. 41-42; Хоткевич Г., Музичнi iнструменти украпнського народу, Хар., 1930; Гуцал В., Грае оркестр украпнських народних iнструментiв, "Райдуга", 1978, No 11.

М. В. Лысенко-Днестровский.

Сурна

Сурна - др.-рус. дух. язычковый муз. инструмент. Сохранившийся образец рус. С. - дерев. трубка (дл. 270 мм) с цилиндрич. каналом, на к-ром 5 игровых отверстий, с 2 раструбами - малым (верхним), выполняющим функции мундштука, и колоколообразным (нижним); диаметр верхнего раструба (в него вставлен пищик с одинарным надрезным язычком) - 350 мм, нижнего - 650 мм. Звукоряд диатонический, диапазон - малая секста. Звук очень сильный, пронзительный. С. упоминается в летописях с 16 в. Согласно "Домострою" (16 в.), совм. с бубном, трубой и накрами С. была обязательной принадлежностью свадебного обряда. В 16-17 вв. применялась в ратном деле, использовалась скоморохами, входила в состав инстр. ансамбля Потешной палаты. В 18 в. вышла из употребления. Вновь появилась в воен. быту терского казачества в кон. 19 - нач. 20 вв.

Литература: Привалов Н., Музыкальные духовые инструменты русского народа в связи с соответствующими инструментами других стран, в кн.: Записки отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества, т. 7, вып. 2, СПБ, 1907; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 27; Вертков К., Русские народные музыкальные инструменты, Л., 1975, с. 42-44; Галайская Р., О древнерусской терминологии музыкальных инструментов по памятникам письменной литературы XI - XVII столетий, в кн.: Театр. Музыка. Кинематография, Л., 1975.

Сурнай

Сурнай - каракалпакский, тадж., узб. дух. язычковый муз. инструмент. По конструкции аналогичен кавказской зурне. Отличается от неё бульшим размером. Диапазон С. - октава (у узб. С.: а - а1), при передувании его можно увеличить на квинту (до е2). Используется в качестве сольного инструмента.

Литература: Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 158.

Сутартине

Сутартине (литов. sutartine, от sutarti - ладить, быть в согласии; множеств. число - сутартинес) - вид старинных литов. нар. песен, преим. женских трудовых. Древнейшие С. - эпические по характеру, более поздние - гл. обр. лирические. Распространены только в вост. и сев.-вост. областях Литвы. От др. литов. нар. песен отличаются своеобразным многогол. складом, особенностями муз. структуры, а также мелодикой и ритмикой. По типу многоголосия различают С. канонические и свободно полифонические. Канонич. С. исполняются, как правило, тремя певцами в форме канона (т. н. трийинес - тройственные) (см. кол. 354).

В др. виде С. соединяются две и более самостоят. мелодич. линии, образуя свободную полифонич. ткань. Они исполняются обычно двумя или четырьмя певцами (т. н. двийинес и кетуринес - двойные и четверные), причём кетуринес поётся попарно, так что в каждом следующем куплете с новым текстом звучит и новая мелодия.

Сутартине

Реже встречаются С., в к-рых голоса вступают не одновременно, а поочерёдно и с разными мелодиями и текстами:

Сутартине

Одна из главных особенностей С. - обилие параллельных секунд. Это в большей степени относится к песням, распространённым на северо-востоке республики. Иногда попевки подвергаются варьированию по куплетному принципу. Стиль С. характерен и для инстр. литов. нар. музыки. Такого рода пьесы исполняются на скуду-чяй, тримитай, дайдитес, их ансамблями, а также на пятиструнных канклес.

С. использовали в своих соч. мн. литов. композиторы - С. Вайнюнас ("Рапсодия на литовские темы" для скрипки с орк., концерт No 2 для фп. с орк.), Б. Дварионас (скрипичный концерт), Ю. Груодис ("Симфонические вариации"), Ю. Юзелюнас (симфония No 2, балет "На берегу моря"), А. Рачюнас (симфония No 2) и др.

Литература: Славюнас З., Сутартине. (О литовском народном многоголосии), "СМ", 1954, No 5, с. 65-71.

Сутягин А. В.

Александр Васильевич (р. 12(25) VIII 1915, станица Магнитная, ныне г. Магнитогорск) - сов. певец (баритон). Нар. арт. РСФСР (1955). Чл. КПСС с 1956. В 1943 окончил Моск. консерваторию по классу пения у М. В. Владимировой. С 1941 солист Башкирского т-ра оперы и балета, с 1957 - Ленингр. Малого т-ра оперы и балета. Обладает красивым голосом, совершенной дикцией, ярким темпераментом, высоким актёрским мастерством. Первый исполнитель на сов. сцене партий Пугачёва ("Салават Юлаев" Исмагилова, 1955), Голландца ("Летучий голландец", 1957) и Клода Фролло ("Эсмеральда" Даргомыжского, 1958). Среди партий: Онегин, Елецкий; Грязной ("Царская невеста"), Алеко, Князь Игорь, Риголетто, Амонасро, Яго, Скарпиа, Эскамильо, Жермон, Фигаро; Павел ("Виринея" Слонимского), Борис Тимофеевич ("Катерина Измайлова").

В. И. Зарубин.

Суханкулиев Т.

Тачмамед (1864, аул Янкала, ныне р-н Геок-Тепе - 1942, г. Каахка Туркм. ССР) - туркм. нар. музыкант, исполнитель на дутаре, композитор-мелодист. Обучался у нар. проф. музыкантов Кель-бахши и Човдур-бахши. Первые соч. создал ок. 1900. С 1928 солист оркестра нар. инструментов Туркм. радиокомитета. В 1937 основал ансамбль нар. инструментов Туркм. филармонии. Деятельность С. - важное звено в истории туркм. музыки, она связала достижения многовековой культуры туркм. бахши с совр. нар. музыкой. Был активным пропагандистом новых для Туркмении форм муз. исполнительства - ансамблевой и оркестровой. Создал обработки (для ансамбля дутаров) мукамов "Геоктепе", "Айралык", "Дагарман", "Сарыя" и др. Среди соч. С. - "Песня о Ленине", "Моя Отчизна", "В саду". Оба сына С. - нар. музыканты.

Суховицына Н. И.

Надежда Ивановна (р. 9 (22) III 1912, с. Никитине Эриванской губ.) - сов. певица (лирич. сопрано). В 1939 окончила Моск. консерваторию у Е. Ф. Петренко, занималась также у А. Л. Доливо. В 1938-41 участница Ансамбля оперы под рук. И. С. Козловского, где исполнила партии Эвридики ("Орфей и Эвридика"), Шарлотты ("Вертер"), Оксаны ("Катерина" Аркаса). С 1941 солистка Ленингр. т-ра оперы и балета (в 1942-44 в Перми), с 1944 - Николаевской обл. филармонии, в 1945-68 - Моск. филармонии. Участвовала в конц. пост. опер, где исполнила партии: Татьяна, Иоланта; Земфира ("Алеко"), Елизавета и Ева ("Тангейзер", "Нюрнбергские мейстерзингеры"), Дездемона; Лауретта ("Джанни Скикки" Пуччини). В репертуаре С. романсы и песни рус., сов. и заруб. композиторов. В 1960-68 преподаватель Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных, в 1965-78 - Моск. консерватории. Среди учеников - Г. Л. Свербилова. В 1971-1975 консультировала певцов в Моск. детском муз. т-ре.

Литература: Иконников A., H. Суховицына и Г. Гинзбург, "СМ", 1955, No 5.

Сухонь Э.

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Схола канторум"

"Схола канторум" (лат. Schola cantorum).

1) Проф. хор церк. певчих при папском дворе в Риме. Впервые назв. "С. к." встречается в последней четв. 7 в. Организация "С. к." была связана с развитием форм литургии, когда в ходе католич. богослужения выделилась самостоят. ведущая группа церк. певчих, художеств. уровень исполнения к-рой требовал спец. проф. подготовки. О певч. традициях "С. к." сохранилось мало сведений. С перенесением папской резиденции из Рима в Авиньон (1309) значение "С. к." постепенно сходит на нет. Её функции переняла организованная на новой основе капелла, позднее получившая наименование Сикстинской капеллы. Буллой папы Урбана V от 3 VI 1370 "С. к." была упразднена.

2) Название нек-рых совр. высших муз. уч. заведений: "С. к." осн. в Париже в 1894 В. д'Энди совм. с хормейстером Ш. Бордом и органистом А. Гильманом (открыта в 1896); в Базеле в 1933 - дирижёром П. Захером как Ин-т старинной музыки (с 1954 - Академия музыки).

Литература: Hucke H., Die Tradition des Gregorianischen Gesanges in der rцmischen Schola cantorum, в кн.: Zweiter Internationaler Kongress fьr katholische Kirchenmusik. (Bericht), W., 1955; Smits van Waesberghe J., Neues ьber die Schola cantorum zu Rom, там же; Соrbin S., L'йglise а la conquкte de sa musique, (P., I960).

И. M. Ямпольспий.

Сценарий

Сценарий (итал. scenario, от лат. scaena - сцена) - термин, применяемый в области драм. и муз. театра, а также в кино. С. в балете - подробное изложение сюжета с описанием всех танц. номеров и мимич. сцен. В соответствии со С. композитор создаёт музыку балета и вслед за этим балетмейстер - его хореографию, т. е. сам балетный спектакль. С. в опере - драматургич. план либретто, а также его диалогич. часть, с к-рой связано драм. действие произведения. Пишется как стихами, так и прозой.

Сыбызгы

Сыбызгы (казах.), сыбызга (тат.), - дух. муз. инструмент. Род открытой продольной флейты типа башк. и тат. курая. Длина 600-650 мм. Звукоряд С. с 4 отверстиями: d1 - е1 - fis1 - g1 - а1; с 6-ю отверстиями: с1 - d1 - е1 - f1 - g 1 - а1 - h1. На С. играют гл. обр. пастухи, исполняют песенные мелодии, инстр. наигрыши, кюи. Ныне встречается редко.

Литература: Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, Ж., 1963, 1975, с. 178.

С. Я. Левин.

Сыгетыньский Т.

Сыгетыньский Т. (Sygietynski) Тадеуш (24 IX 1896, Варшава - 19 V 1955, там же) - польск. композитор, фольклорист, дирижёр. Учился композиции у Р. Статковского, X. Мельцера, С. Невядомского, З. Носковского в Варшаве, у М. Солтыса во Львове, у М. Регера и С. Креля в Лейпциге (1912), у А. Шёнберга в Вене (1918). В нач. 20-х гг. работал дирижёром в Граце, Загребе, Любляне. В 1925 организовал филармонич. оркестр в Дубровнике. С 1926 жил в Варшаве. Изучал и пропагандировал польский муз. фольклор, занимался обработкой нац. мелодий, использовал их в своей музыке. Известен как организатор (1948, совм. с женой М. Зиминьской-Сыгетыньской) и руководитель Гос. ансамбля песни и танца "Мазовше", для к-рого создал много песен, в т. ч. "В Кадзидляньском бору", "Кукушка", "Долина", "Светит месяц", "Марш дружбы", вошедшие в отд. сб-к; основал также ансамбль "Варшава" (1954). Автор "Мазовецких зарисовок" ("Szkice mazowieckie" для солиста, хора и оркестра, 1938), сочинений для хора и оркестра, а также для хора с фп., каприччо и этюдов для фп., произв. для мандолины и для гитары, молодёжных песен, в т. ч. 28 эстрадных; ему принадлежат обр. 72 нар. песен и 20 нар. танцев для голоса с фп. и для хора с фп., музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам. Б. ч. неизданных произв. С. погибла во время 2-й мировой войны 1939-1945, в т. ч. партитуры оперы-балета "Корчма на дороге" ("Karczma na rozdrozu") и орк. сюиты из её музыки.

Литература: Mаrек Т., Przewodnik koncertowy II festiwalu muzyki polskiej, Warsz., 1951; Fiсоwsкi I., T. Sygietynski,"Radio i Swiat", 1955, No 22; "Mazowsze", "Dzis i Jutro", 1955, No 21.

Сытник В. Г.

Виктор Григорьевич (р. 27 X 1935, Харьков) - сов. артист оперетты (тенор). Нар. арт. РСФСР (1978). В 1958 окончил Харьковский ин-т иск-в, где занимался у А. И. Сердюка и M. P. Покотило. В начале сценич. деятельности выступал как драм. актёр в Симферопольском т-ре. С 1960 артист Харьковского, с 1963 - Свердловского т-ров муз. комедии. Партии: Бони, Тони ("Сильва", "Принцесса цирка" Кальмана), Принц Сафир ("Синяя Борода" Оффенбаха), Корнелли ("Хелло, Долли!" Германа), Барон Розарио ("Чёрный дракон" Модуньо), Хиггинс ("Моя прекрасная леди" Лоу), Бабс Баберлей ("Тётка Чарлея" Фельцмана), Гринёв ("Капитанская дочка" Гевиксмана) и др.

"Сэдлерс-Уэллс"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сэки А.

Акико (8 IX 1899, Токио - 2 V 1973, там же) - япон. певица (сопрано), хор. дирижёр и муз.-обществ. деятель. В 1921 окончила вок. ф-т Токийской консерватории. Концертировала в Японии. Участвовала в прогрессивном демократич. движении за развитие культуры для народа. В 1948 организовала т. н. Центр. токийский хор ("Поющие голоса Японии"), положивший начало массовому самодеят. антимилитаристскому движению в стране (в нач. 50-х гг. во мн. япон. городах возникли подобные хор. коллективы). В 1964 с Центр. токийским хором гастролировала в СССР. Была активным сторонником японо-сов. дружбы. Пропагандировала сов. песню в Японии. Междунар. Ленинская пр. "За укрепление мира между народами" (1956).

Литературные сочинения: Советы Акико Сэки, "Театр", 1956, No 12; Голос музыкантов, "МЖ", 1962, No 15.

Литература: Леонова М., Японские песни, "СМ", 1954, No 5; Ронская К., Акико Сэки - лауреат международной премии, "СМ", 1956, No 2; Старшинов И., Акико Сэки, "Советская культура", 1956, 5 янв.; (О 60-летнем юбилее А. Сэки), "МЖ", 1959, No 18; Rыжкин И., Поющие голоса Японии, там же, 1964, No 14; (О 75-летнем юбилее А. Сэки), там же, 1974, No 15.

Сюар Ж. Б. А.

Сюар Ж. Б. А. (Suard) Жан Батист Антуан (15 I 1734, Безансон - 20 VII 1817, Париж) - франц. муз. и театр. критик и журналист. Издавал "Gazette littйraire de l'Europe" и "Gazette de France", печатался в "Journal de Paris" и "Mercure de France" под псевдонимом "L'Anonyme de Vaugirard". Был цензором драм. произведений. Покровительствовал начинающему А. Гретри. В развернувшейся вокруг опер К. В. Глюка дискуссии, известной как "война глюкистов и пиччиннистов" (1777), выступил (совм. с аббатом Арно) как один из главных его сторонников против Ж. Ф. Лагарпа и Ф. Мармонтеля. Был близок к энциклопедистам, принимал участие в издававшихся Ж. Б. Лабордом "Очерках о старинной и новой музыке" ("L'essai sur la musique ancienne et moderne de Laborde", v. 1-4, P., 1780) и Муз. словаре "Методической энциклопедии" (Dictionnaire de musique de "l'Encyclopйdie mйthodique", P., 1791) и других. Основал в Париже журн. "Le publiciste" (1800-10). С 1772 член, с 1803 секретарь Франц. академии.

Сочинения: Lettres critiques, Amst., 1758; Discours impartial sur les affaires actuelles de la libraire, P., 1777; Mйmoires pour servir а l'histoire de la rйvolution opйrйe dans la musique par M. le chevalier Glьck, P., 1781; Mйlanges de littйrature, v. 1-5, P., 1803-08; De la libertй de la presse, P., 1814.

Литература: Материалы и документы по истории музыки, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934, с. 384-90; Suаrd A., Essais de mйmoires sur Mr. Suard, P., 1820; Garat D. J., Mйmoires historiques sur la vie de Mr. Suard, sur ses йcrits, et sur le XVIII siиcle, P., 1820; Nisard Сh., J. B. A. Suard. Mйmoires et correspondances historiques et littйraires inйdits, P., 1858; Bonno G., Lettres inйdites de Suard a Wilkes, Berk. (Calif.), 1932.

А. Т. Тевосян.

Сюита

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сямисэн

Сямисэн - шамисэн, - япон. 3-струн. щипковый муз. инструмент. Род лютни с длинной шейкой. Имеет деревянный корпус (до) с кожаной декой (кава). В верхней части деки под струны подкладывается полукружная колодка из кожи (бочигава), предохраняющая деку от повреждения плектром. Звук извлекается также особым приспособлением - металлич. крючком (иубикаке), зажимаемым между 1-м и 2-м пальцами левой руки. Длинная шейка (сао) имеет 3 составные части, к-рые можно отделить друг от друга; ширина шейки разная - в зависимости от типа конструкции, выбираемой мастером для определённого стиля исполнения. В верхней её части находятся 3 дерев. колка (итомаки), к к-рым прикрепляются 3 шёлковые струны; высокая подставка под струны (кома) делается из кости. Тембр С. отличается разнообразием оттенков. Строй - квартовый или кварто-квинтовый. Осн. типы настройки: хончоши - h - е1 - h1, ниагари - h - fis1 - h1, сансагари - h - е1 - а1. С. появился в Японии к кон. 16 в. (его предшественник - кит. саньсянь). Известны 3 типа игры на С. - песенный (ута-моно), речитативный (катари-моно), фольклорный (миньё). Первый применялся в спектаклях кабуки, в романсах (в гор. музицировании - т. н. сямисен-кумиута и др.). Второй тип игры применялся в нац. эпосе (утазава) сказителями (гидаю) и для исполнения коротких песен (ко-ута). Третий тип игры на С. использовался в разл. жанрах крестьянского фольклора, стилистически трансформированного япон. гор. муз. культурой.

Литература: Matsunaga S., The evolution of samisen music, "Contemporary Japan", 1934, No 3; Nomura M., Treatise on the three instruments of the sankyoku, Tokyo, 1938; Malm W. P., Japanese music and musical instruments, Tokyo, 1959; его же, Nagauta, the heart of Kabuki music, Rutland (Victoria) - Tokyo, 1963; Kishibe S., The traditional music ot Japan, Tokyo, 1969.

P. Б. Галайская.

Предыдущая страница Следующая страница