Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФА"-"ФЕН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФА"-"ФЕН")

Фа

Фа (fa)- в сольмизации название четвёртого из шести слогов гексахорда. Во Франции, Италии и нек-рых др. странах - четвёртая ступень основного (до-мажорного) диатонич. звукоряда; осн. тон (тоника) фа мажора (F-dur) и фа минора (f-moll), прима тонич. трезвучий фа мажора и фа минора. См. F.

В. А. Вахромеев.

Фабини Э.

Фабини Э. (Fabini) Эдуардо (18 V 1882, Солис-де-Матаохо - 17 V 1950, Монтевидео) - уругв. композитор и скрипач. По национальности итальянец. Окончил Брюссельскую консерваторию по классу скрипки у С. Томпсона. В 1907 вернулся на родину. Как скрипач концертировал в странах Лат. Америки и в США. Один из основателей Ассоциации камерной музыки (1910), профессор консерватории в Монтевидео (класс скрипки, с 1923). Ф. - композитор креольской ориентации, романтик и лирик по складу дарования, один из зачинателей (наряду с Л. Самбусети и А. Брокуа) нац. композиторской школы Уругвая.

Сочинения: балеты - Мбурукуйя (1933, Монтевидео), Утро волхвов (Maсana de Reyes, 1937, там же); для орк. - симф. поэмы В полях (Сатро, 1921), Остров Сейбос (La isla de los Ceibos, 1926), Мельга (1930); фантазия для скр. с орк. (1929); для хора с орк. - Старая родина (La patria vieja, 1925), Полевые цветы (Las flores del campo), Ручей (El arroyo), Ранчо (El rancho); соч. для фп., гитары; романсы, хоры, песни.

Литература: Lagarmilla R. E., Eduardo Fabini, mъsico nacional uruguayo, (Montevideo), 1953; Sabatйs E., Personalidad y obra de E. Fabini, (Montevideo), 1958.

П. A. Ахундов.

Фавар Ш. С.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фагот

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фазано Р.

Фазано Р. (Fasano) Ренато (21 VIII 1902, Неаполь - 3 VIII 1979, Рим) - итал. дирижёр, композитор и муз. деятель. Учился в консерватории в Неаполе у Ф. Россоманди (фп.) и А. Савасты (композиция). В 1944-47 директор Нац. академии "Санта-Чечилия" в Риме, в 1952-60 возглавлял консерватории в Кальяри, Венеции, Триесте, с 1960 - в Риме. Организовал в Венеции междунар. летние курсы "Vacanze musicale", где дирижировал концертами итал. музыки. В 1948 основал в Риме инстр. ансамбль "Collegium musicum italicum" с целью пропаганды лучших образцов старинной музыки. Во главе с Ф. ансамбль гастролировал во мн. странах мира и дал св. 1600 концертов. В 1957 Ф. создал камерный т-р ("Piccolo teatro musicale della cittа di Roma"), камерный хор и возглавил камерный оркестр "Виртуозы Рима" ("Virtuosi di Roma"). Коллектив оркестра "Виртуозы Рима" популяризирует старинную итал. инстр. музыку, многие конц. программы полностью посв. творчеству А. Вивальди, его многочисл. произв. в исполнении оркестра записаны на грампластинки. В составе оркестра 13 солистов (6 скрипачей, 2 альтиста, 2 виолончелиста, контрабасист, клавесинист и гамбист). Оркестр под упр. Ф. с огромным успехом гастролировал в Европе, США; в 1961 и 1976 выступал в Сов. Союзе.

Исполнение Ф.-дирижёра отличалось безупречным вкусом, тонким чувством стиля. Автор симф. и камерно-инстр. произв. (симф. поэма, соч. для камерного оркестра, для скрипки и фп., виолончели и фп.), фп. пьес, романсов. Был редактором изданий инстр. и духовных соч. Вивальди, выходивших в Вене с 1968, президентом европ. ассоциации директоров консерваторий и высших муз. заведений при ЮНЕСКО, чл. Нац. академии "Санта-Чечилия".

Сочинения: Storia degli abbellimenti musicali dal canto gregoriano a G. Verdi e guida alla loro interpretazione, Roma, 1947.

Б. В. Доброхотов.

Файер Ю. Ф.

Юрий Фёдорович (5 (17) I 1890, Киев - 3 VIII 1971, Москва) - сов. дирижёр. Нар. арт. СССР (1951). Чл. КПСС с 1941. В 1919 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки у Г. Н. Дулова. С 1906 скрипач и концертмейстер разл. оркестров, в 1909-10 концертмейстер и дирижёр Рижского оперного т-ра, в 1914-15 артист оркестра Оперного т-ра Зимина. С 1916 артист оркестра, в 1923-63 дирижёр балета Большого т-ра.

Тонкое и глубокое понимание иск-ва танца, темперамент, чувство ритма - отличит. черты дирижёрского иск-ва Ф. Оркестр под его управлением всегда звучал экспрессивно, ярко. Репертуар Ф. насчитывал св. 50 балетов. Он участвовал в пост. балетов "Красный мак" (1927) и "Медный всадник" (1949) Глиэра, "Пламя Парижа" (1933) и "Бахчисарайский фонтан" (1936) Асафьева, "Светлый ручей" Шостаковича (1935), "Золушка" (1945) и "Ромео и Джульетта" (1946) Прокофьева, "Лауренсия" Крейна (1956), "Гаянэ" (1957) и "Спартак" (1958) Хачатуряна и др. Гос. пр. СССР (1941, 1946, 1947, 1950). Большая пр. фирмы "Шан дю монд" (Франция, 1961) - за запись балета "Лебединое озеро" Чайковского. С балетной труппой Большого т-ра гастролировал в Великобритании, Франции, Бельгии, ФРГ, Венгрии, Китае, США и др. странах. Автор кн. "О себе, о музыке, о балете" (1970).

Литература: Мастера Большого театра, М., 1976, с. 98-107.

В. И. Зарубин.

Файзи А. С.

Файзи А. С. (наст. фам. - Файзуллин) Ахмед Сафиевич (26 II (11 III) 1903, Уфа - 11 VIII 1958, Казань) - сов. писатель и либреттист. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Учился в Оренбургском вост. ин-те, с 1922 учитель. В 1924-29 вёл культ.-просвет. работу в Донбассе, с 1929 жил в Казани. Печататься начал с 1918. Творчество Ф. многогранно: поэт, прозаик, драматург, детский писатель, публицист. Стихи Ф. отличаются музыкальностью, многие тат. композиторы использовали их в качестве поэтич. основы своих песен и романсов. Автор либретто опер "Качкын" ("Беглец", 1939) и "Джалиль" (1957) Жиганова, муз. комедии "Чайки" Д. Файзи (1944), балетов "Шурале" ("Леший") Ф. Яруллина (1945), "Кисекбаш" ("Отсечённая голова") Губайдуллина (1958). На текст Ф. написана первая тат. кантата "Молодые патриоты" Юдина (1944).

Литература: Xусни Ф., Ахмед Файзи, в его кн.: Мысли вслух, Казань, 1961; Xаким С., Слово о творчестве Ахмеда Файзи, в кн.: Pайзи A., Соч. в 3-х томах, т. 2, Казань, 1964; Гиниятуллина A., Писатели Советского Татарстана. Биобиблиографический справочник, Казань, 1970.

Г. М. Кантор.

Файзи Д. Х.

Файзи Д. Х. (наст. фам. - Файзуллин) Джаудат Харисович (4 (17) I 1910, Оренбург - 30 IV 1973, Казань) - сов. композитор и фольклорист. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Нар. арт. Тат. АССР (1964). Чл. КПСС с 1946. В 1933 окончил юридич. ф-т Казанского ун-та. По композиции занимался в Казанском муз. уч-ще у В. И. Виноградова, там же посещал курс истории музыки. В 1934-39 заведовал уч. частью Тат. оперной студии при Моск. консерватории и одноврем. учился здесь по классу композиции у Б. С. Шехтера (пользовался консультациями Г. И. Литинского). В 1940-41 заведовал муз. частью Тат. драм. т-ра им. Г. Камала, в 1941-42 работал муз. редактором Тат. радиокомитета, в 1944-48 и 1953-59 директор, затем худ. рук. Тат. филармонии.

Ф. - один из видных представителей тат. сов. муз. культуры. В его творчестве освоение новых для тат. музыки форм и жанров проф. муз. иск-ва сочетается с глубоким претворением самобытных особенностей тат. народно-песенного иск-ва. Ф. - зачинатель тат. муз. комедии (наиболее известны "Башмачки", 1942, и "Чайки", 1944). Ему принадлежат св. 100 песен, среди них - цикл "Помни, товарищ" (Респ. пр. им. Г. Тукая, 1968). Возглавлял музыкально-фольклорные экспедиции в разл. районы Татарии, записал большое количество совр. нар. песен, издал их в сб-ках, в т. ч. в сб. "Жемчужины народные" (совр. муз. фольклор тат. народа; Казань, 1971, на тат. яз.). Выступал в периодич. печати со статьями о нар. музыке и творчестве тат. композиторов. Автор книг - "Забавные гости" (сказка о муз. инструментах, Казань, 1963, на тат. яз.; М., 1968, на рус. яз.), "Музыкальные вечера" (Казань, 1966, на тат. яз.). Гос. пр. Тат. АССР (1966).

Сочинения: опера Неотосланные письма (1960, Тат. т-р оперы и балета), муз. комедии - Башмагым (Башмачки, 1942, там же, 2-я ред. в рус. пер., 1954), Акчарлаклар (Чайки, 1944; 2-я ред. 1955, там же), Идел буенда (На берегу Волги, 1950; 2-я ред. под назв. Алтын кез (Золотая осень), 1951, там же), фп. пьесы для детей; романсы, песни, музыка к спектаклям драм. т-ра и др.

Литература: Соловьева Д., Гиршман Я., Джаудат Харисович Файзи, в кн.: Композиторы Советского Татарстана, Казань, 1957; Гиршман Я., Опера, балет и музыкальная комедия, в кн.: Музыкальная культура Советской Татарии, М., 1959; Hигмедзянов М., Музыкальный Татарстан, Казань, 1970, с. 59-61.

Г. М. Кантор.

Файн И.

Файн И. (Fine) Ирвинг (3 XII 1914, Бостон - 23 VIII 1962, там же) - амер. композитор и педагог. Учился у У. Пистона в Гарвардском ун-те в Бостоне (1933-1938), брал уроки у Н. Буланже в Париже (1938-39). Преподавал композицию в Гарвардском ун-те (1947-1950), в Беркширском муз. центре в Танглвуде (1946-1957), в ун-те Брандейса в Уолтеме (Массачусетс, 1950-62). В творчестве тяготеет к неоклассицизму (испытал влияние И. Ф. Стравинского и П. Хиндемита), в нек-рых произв. использовал серийную технику. Автор статей, опубликованных в журн. "Modern Music", "Musical America" и др. 2 пр. Гуггенхейма.

Сочинения: кантата Хоровой "Нью-Йоркер" (1944); для орк. - симфония (1962), Музыка для совр. танца (1941), конц. токката (1947) и др. пьесы; Серьёзная песнь-плач (Serious song: a lament...) для струн. орк. (1955); камсрно-инстр. ансамбли - соната для скр. с фп. (1946), фантазия для струн. трио (1956), струн. квартет (1950), партита (1948) и романс (1958) для квинтета духовых; для хора с орк. - 3 хора (по кн. "Алиса в стране чудес", 1942), гимн In gratio jubilo (1949); фп. пьесы; песни с фп.

Литература: In memoriam: J. Fine (1914-1962), "Perspectives of new music", 1962/63, v. 1, No 1.

Факторович Н. Г.

Натан Григорьевич (30 VI 1909, Одесса - 23 XI 1967, Новосибирск) - сов. дирижёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1960). Учился в Одесской консерватории у И. В. Прибика и Г. А. Столярова, в 1929 окончил Киевский муз.-драм. ин-т у А. И. Орлова. С 1931 дирижёр симф. оркестра Центр. дома Красной Армии, с 1934 - Всесоюзного радио (Москва). С 1936 гл. дирижёр симф. оркестра Иркутского радиокомитета, в 1939-41 и 1945-50 - Челябинской филармонии, в 1950-53 - Новосибирского радиокомитета (одноврем. дирижёр Т-ра оперы и балета), с 1953 - Саратовской филармонии. С 1964 руководитель классов орк., оперного и оперно-симф. дирижирования Новосибирской консерватории (с 1967 доцент) и дирижёр Т-ра оперы и балета. Ф.-дирижёру были присущи волевое начало, яркий темперамент, тонкий художеств. вкус и неизменное чувство меры. Гастролировал во мн. городах СССР.

Литература: Григорьев Л., Платок Я., Современные дирижеры, М., 1969.

Фактура

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фалик Ю. А.

Юрий Александрович (р. 30 VII 1936, Одесса) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1981). Окончил Ленингр. консерваторию по классам виолончели у А. Я. Штримера (1960) и композиции у Б. А. Арапова (1964). С 1965 преподаёт инструментовку, с 1980 композицию в Ленингр. консерватории (с 1980 доцент).

Сочинения: опера Плутни Скапена (1981, комическая); балеты - Тиль Уленшпигель (1967), Орестея (Ленинград, 1968); кантаты - Торжественная песнь для солиста, хора и орк. (на сл. М. И. Алигер и С. А. Васильева, 1968), Пять стихотворений А. Ахматовой для сопрано и камерного орк. (1979); для орк. - 2 симфонии (для струн. орк. и ударных, 1963; Лёгкая, 1971), 2 концерта (1967, по мотивам легенд о Тиле Уленшпигеле; 1977, Симфонические этюды), Элегическая музыка памяти И. Стравинского (1975); концерт для скр. с орк. (1971); хоры a cappella - Осенние песни (слова рус. и сов. поэтов, 1970), Зимние песни (слова сов. поэтов, 1975), Незнакомка (сл. А. А. Блока, 1974), Два сольфеджио (1973), Эстонские акварели (1976), концерт Поэзы Игоря Северянина (1979); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. 5 струн. квартетов, квинтет для духовых (1964), концерт Скоморохи для духовых и ударных (1966); для голоса с фп., в т.ч. вок. циклы Печальная мать (сл. Г. Мистраль, 1972), Звени-день (слова рус. поэтов, 1980); музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Фалль Л.

Фалль Л. (Fall) Лео (2 II 1873, Ольмюц - 16 IX 1925, Вена) - австр. композитор и дирижёр. Занимался по композиции у Р. Фукса и И. Н. Фукса в Венской консерватории. Дирижёр т-ров оперетты в Берлине, Гамбурге и Кёльне. С 1906 жил в Вене. Мировую славу ему принесли оперетты (ок. 20), по популярности уступавшие лишь опереттам Ф. Легара и И. Кальмана. Ф. опирался на традиции венского вальса и современные ему эстр. жанры. Соч. Ф. отличаются благородством вкуса, мелодич. изяществом, высоким мастерством, особенно в инструментовке.

Фалль Л.

Сочинения: оперы - Слова (Paroli, или Frau Denise, 1902, Гамбург), Блуждающий огонёк (Irrlicht, 1905, Мангейм), Золотая птица (Der goldene Vogel, 1920, Дрезден); оперетты - Мятежник (Der Rebell, 1905, Вена; 2-я ред. под назв. Милый Августин - Der liebe Augustin, 1912, Берлин), Весёлый крестьянин (Der fidele Bauer, 1907, Мангейм), Принцесса долларов (Die Dollarprinzessin, 1907, Вена), Разведённая жена (Die geschiedene Frau, 1908, Вена), Шум из-за пощёчины (Der Schrei nach der Ohrfeige, 1909, Вена), Девочка-кукла (Das Puppenmдdchen, 1910, Вена), Прекрасная Ризетта (Die schцne Risette, 1910, Вена), Сирена (Die Sirene, 1911, Нюрнберг), Вечный вальс (The eternal waltz, или Der ewige Walzer, 1912, Лондон), Графиня-студентка (Die Studentin-Grдfin, или Die stille Stadt, 1913, Берлин), Ночной экспресс (Der Nachtschnellzug, 1913, Вена), Госпожа министерша (Die Frau Ministerprдsident, oder Jung-England, 1914, Берлин), Искусственный человек (Der kьnstlerische Mensch, 1915, Берлин), Императрица, или Княжеская любовь (Die Kaiserin, или Fьrstenliebe, 1916, Берлин), Роза Стамбула (Die Rose von Stambul, 1916, Вена), Испанский соловей (Die spanische Nachtigall, 1920, Берлин), Уличная певица (Die StraЯensдngerin, 1922, Вена), Мадам Помпадур (Madame Pompadour, 1922, Берлин), Сладкий кавалер (Der sьЯe Kavalier, 1923, Берлин; 2-я ред. под назв. Юный господин Рене, Der Junge Herr Renй, обр. M. Краснаи-Крауса, 1935, Цюрих), Розы из Флориды (Rosen aus Florida, обр. Э. В. Корнгольда, посм., 1929, Вена); зингшпили - Милый братец (Brьderlein fein, 1909, Вена), Юность в мае (Jugend im Mai, 1927); музыка к комедии Святой Амвросий (Der heilige Ambrosius, 1921); произв. для муж. хора; для орк. - вальсы, увертюры и др. соч.

Литература: Янковский М., Оперетта. Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР, Л.-М., 1937; Hutten E., Leo Fall, ein neuer Operettenkomponist, "Musik fьr Alle", В., 1908; Hadamowsky F., Otte H., Die Wiener Operette, W., (1947); Zimmerli W., Leo Fall, Meister der Wiener Operette, Z., 1957.

Ю. В. Крейнина.

Фальцет

Фальцет (итал. falsetto, от falso - ложный) - самый верхний регистр мужского певч. голоса, выходящий за пределы его нормального объёма и характеризующийся пониженной силой звуков, особой мягкостью и происходящей от уменьшения числа обертонов бедностью их тембра (отсюда назв., в смысле - ненастоящий). При извлечении звуков Ф. используется гл. обр. головной резонатор; голосовые связки колеблются не по всей ширине, а только по краю. До 19 в. Ф. применялся для извлечения высоких звуков певцами-тенорами. В совр. оперном и конц. пении эпизодически, используется для придания звучанию своеобразной тембровой окраски.

Фалья М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фаминцын А. С.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фан-Арк К. К.

Фан-Арк К. К. (Арк фан, фон-Арк) Карл Карлович (28 VIII (9 IX) 1839, по др. источникам, 1842, Петербург - 11 (24) VIII 1902, там же) - рус. пианист, педагог, муз. деятель. Отец Ф.-А. был органистом. В 1850-е гг. Ф.-А. занимался у Т. Лешетицкого (фп.), в 1861-63 - у Н. И. Зарембы (теория композиции) в Муз. классах Петерб. отделения РМО и в Петерб. консерватории (здесь выступал в дуэте с П. И. Чайковским). По приглашению А. Г. Рубинштейна стал преподавателем игры на фп. в Петерб. консерватории со дня её основания (1862; вначале в качестве ассистента Лешетицкого) и работал в ней в течение 40 лет (1862-1902; с 1879 профессор). Среди учеников - В. П. Коломийцев, П. Л. Кон, Е. П. Рапгоф, Н. А. Фриче, Н. Н. Черепнин, Н. Е. Шишкин, Л. П. Штейнберг; у Ф.-А. неск. лет занималась А. Н. Есипова. Автор "Школы фортепианной техники" (1875), составитель сб-ков "Большая школа этюдов" (1886), "Собрание пассажей и упражнений, входящих в состав элементарного преподавания в фортепианных классах С.-Петербургской консерватории". Ф.-А. принадлежит ряд салонных фп. пьес (экспромт а la tarantella, романс и др.).

Литература: Некролог, "РМГ", 1902, No 34-35; К. К. фан-Арк, Некролог, "Музыка и пение", СПБ, 1902, No 11; Скорбный листок. К. К. Фан-Арк, (Некролог), "Петербургский листок", СПБ, 1902, 13 (26) авг.; Воспоминания о П. И. Чайковском, М., 1962, 1973, с. 39, 43; Из истории Ленинградской консерватории. Материалы и документы, Л., 1964; Черепнин Н., Воспоминания музыканта, (Л.), 1976, с. 23-24.

Л. Б. Римский.

Фанданго

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фантазия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фанфара

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фараби А. Н. М. Т.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фарандола

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фаринелли К.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фариньяс К.

Фариньяс К. (Fariсas) Карлос (р. 28 XI 1934, Сьенфуэгос) - кубин. композитор и дирижёр. Окончил Муниципальную консерваторию в Гаване. Ученик X. Ардеволя, Э. Мартина и А. Граматхеса (композиция, муз.-теоретич. дисциплины), Э. Гонсалсса Мантичи (дирижирование). В 1956 занимался на летних курсах Беркширского муз. центра (США) под рук. А. Копленда. С 1967 возглавляет муз. отдел Нац. библиотеки. Творчество Ф. 50-х - нач. 60-х гг. традиционно, позже он экспериментировал в области алеаторики ("Тьенто II" для 2 фп. и ударно-шумовой группы, 1969), соноризма ("Рельефы" для 5 групп инструментов и сирены, 1969), комбинации звуковых и визуальных выразит. средств ("Диалоги" II и III, 1972). Среди соч. Ф. - балеты "Пробуждение" ("Despertar", 1960), "Свершение истории" ("Hecho historia", 1973), "Ягрума" (1975); вариации (1955), ноктюрн (1957), "Стены, решётки и витражи" ("Muros, rejas y vitrales", посв. памяти кубин. художницы А. Пелаэс, 1970) для оркестра; концерт для скрипки и ударных (1976), произв. для фп., гитары, музыка к кинофильмам.

Фаркаш Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фармер Г. Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фаррар Д.

Фаррар Д. (Farrar) Джералдин (р. 28 II 1882, Мелроз, шт. Массачусетс - 11 III 1967, Риджфилд, шт. Коннектикут) - амер. певица (сопрано). Училась у Дж. X. Лопг в Бостоне. Начала выступать с 14-летнего возраста. В 1899-1904 пела в т-ре "Корол. зрелища" в Берлине; дебютировала в этом т-ре как солистка в 1901 (партия Маргариты), одноврем. совершенствовалась у Л. Леман (1901-03). В 1904-06 пела вместе с Э. Карузо и Ф. И. Шаляпиным в Монте-Карло. В 1906-22 солистка "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк); исполнила 23 гл. партии, среди них - Церлина ("Дон Жуан"), Керубино; Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Мими, Чио-Чио-сан, Тоска, Джильда; Заза ("Заза" Леонкавалло). В 1922-31 выступала в концертах. Голос Ф. отличался широтой диапазона, теплотой тембра, красотой, пластичностью и чистотой, она обладала большим сценич. дарованием. Снималась в кино. Написала автобиографию "Такое сладостное принуждение" ("Such sweet compulsion", 1938).

Фаррелл Э.

Фаррелл Э. (Farrell) Эллин (p. 13 II 1920, Уиллимантик, шт. Коннектикут) - амер. певица (сопрано). Училась у М. Олкок и Э. Мак-Леллан в Нью-Йорке. Была хористкой, затем солисткой на Радио в Нью-Йорке, где организовала серию собств. радиопередач "Дары Эйлин Фаррелл", ставших популярными. Как оперная певица дебютировала в 1956. С 1960 в течение 5 сезонов пела в "Метрополитен-опера". В 50-е гг. прославилась как одна из лучших исполнительниц гл. партий в операх Р. Вагнера (поёт отрывки из этих опер в концертах с оркестром под упр. Л. Бернстайна), позднее стала выступать преим. в итал. репертуаре. Исполняет арии И. С. Баха, а также блюзы. Голосу Ф. присущи широта диапазона и богатство тембровых красок.

Фаруэлл А.

Фаруэлл А. (Farwell) Артур (23 IV 1872, Сент-Пол, шт. Миннесота - 20 I 1952, Нью-Йорк) - амер. композитор, педагог, муз. фольклорист и муз.-обществ. деятель. Брал уроки композиции у X. Норриса в Бостоне (1893-97), затем у Э. Хумпердинка и X. Пфицнера в Берлине и А. Гильмана в Париже. Преподавал историю музыки в Корнеллском ун-те в Итаке (1899-1901), позднее - в Калифорнийском ун-те в Беркли (возглавлял в нём муз. отдел, 1918-19), в муз. колледже Мичиганского ун-та (1927-39). Основал изд-во "Уа-Уан" (1901), в к-ром публиковал новые произв. амер. композиторов. Работал в редакции журн. "Musical America" (1909-13). Возглавлял муз. школу в Нью-Йорке (1915-18). Ф. - один из основоположников фольклорного направления в музыке США. Записывал, изучал и публиковал песни амер. индейцев, издал также неск. фольклорных сб-ков, включающих песни калифорнийских испанцев. Использовал амер. муз. фольклор в симф. и камерно-инстр. соч., отмеченных влиянием позднего романтизма и импрессионизма. Написал 4 хора и ряд фп. пьес на индейскую тематику, в т.ч. "Мелодии американских индейцев" ("American Indian melody", 1901), фантазию "Рассвет" ("Dawn"; разл. ред. 1901-26), "Военный танец навахо" ("Navajo war-dance", 1946). Среди др. соч.: произв. для оркестра - 6 "Символистских этюдов" ("Symbolistic study", по У. Уитмену, 1922-31), симф. гимн "Марш! Марш!" (1922), пьеса "Владыки Горы" ("The Gods of the Mountain", 1927); концерт для 2 фп. и струн. оркестра (1931); соната для скрипки с фп. (1928). Муз. и лит. соч. Ф. печатались в его собств. типографии (с 1936).

Литературные сочинения: Music in America, в кн.: The art of music, v. 4, N. Y., 1915 (совм. с W. D. Darby).

Фаттах А.

Азон (псевд.; наст. имя и фам. - Азантин Нуртынович Фатахутдинов) (р. 6 IX 1923, дер. Шамяк Апастовского р-на Тат. АССР) - сов. композитор. В 1952 окончил Муз.-педагогич. ин-т им. Гнесиных (Москва) по классу композиции у Г. И. Литинского (занимался также у M. P. Гнесина). В 1952-53 преподаватель муз.-теоретич. предметов в Казанском муз. уч-ще, в 1953-60 редактор Музгиза (ныне изд-во "Музыка", Москва). Автор детской оперы "Братец Кролик" (1975), муз. комедии "Крылатые" (1960, Мензелинский тат. драм. т-р), инстр. и вок.-инстр. произв., в т. ч. лирич. пьесы для валторны и фп. (1953), молодежного вальса для солиста и эстр.-симф. оркестра (1953), музыки к драм. спектаклям и фильмам (в т. ч. к фильму "Сказка о Мальчише-Кибальчише", 1965). Ф. принадлежат многочисл. песни, основная их тематика - мир, дружба народов, любовь. Многие песни написаны на сл. О. А. Фокиной, В. Н. Семернина, А. Ф. Ерикеева ("Фестивальная", "Песня о Ленине", "Хороши вечера на Оби"), цикл песен - на стихи С. Хакима.

Литература: Забавских Э., Улыбчивая музыка, "СМ", 1975, No 7; Викторов В., Воспитание искусством, "Дошкольное воспитание", 1978, No 12.

В. И. Викторов.

Фаччо Ф.

Фаччо Ф. (Faccio) Франко (Франческо Антонио) (8 III 1840, Верона - 21 VII 1891, Монца) - итал. композитор и дирижёр. Учился в Миланской консерватории, затем в Париже, Берлине. В 1866 сражался в армии Дж. Гарибальди. В 1868-78 профессор Миланской консерватории (классы гармонии, контрапункта, композиции) и одноврем. дирижёр т-ра "Каркано", позже "Ла Скала" в Милане, где под его упр. прошли премьеры мн. опер, в т.ч. Дж. Верди ("Аида", 1872, "Отелло", 1877). Один из крупнейших дирижёров своего времени, Ф. с 1879 возглавлял Орк. об-во "Ла Скала", с 1884 - Туринский оркестр нар. концертов. Среди соч. Ф. - оперы "Фламандские изгнанники" ("I рrоfughi fiamminghi", 1863, Милан), "Гамлет" (1865, Генуя), в к-рых он выступал как последователь оперной реформы Р. Вагнера; а также кантаты "Четвёртое июня" ("Il quattro giugno", 1860), "Сестры Италии" ("Le sorelle dItalia", 1861, совм. с А. Бойто); симфонии, камерно-инстр. ансамбли, песни.

Федоров В. М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Федоров Г. Ф.

Гаврил Фёдорович (17 (29) III 1878, дер. Томакасы, ныне Чебоксарского р-на Чуваш. АССР - 26 I 1962, там же) - чуваш. нар. певец, исполнитель преим. старинных песен. Род. в крестьянской семье. Неск. лет учился в церковно-приходской школе, в 13-летнем возрасте начал работать - плёл корзины для посуды, плотничал, был грузчиком, подёнщиком на заводе, бурлаком на Волге. В 40 лет ослеп.

Ф. хранил в памяти огромное количество нар. мелодий, услышанных им в селениях Чувашии, - песни о тяжёлом прошлом, трудовые, лирические, свадебные, застольные, шуточные, молодёжные, песни колхозного быта; много песен сочинил сам. В 1929-57 С. М. Максимовым, В. П. Воробьёвым, Т. П. Парамоновым, В. К. Томилиным записано с голоса Ф. ок. 800 нар. песен верховых чувашей. Мелодии этих песен, изданные в ряде сб-ков, использовали многие чуваш. и рус. композиторы (в т. ч. В. Г. Иванишин, С. Е. Фейнберг, А. Н. Александров, В. А. Белый и др.).

Литература: Максимов С., Вступительная статья, в сб.: 146 песен, записанных от Гаврила Федорова, Чебоксары - М., 1934; Илюхин Ю. A., Народный певец Гаврил Федоров, в сб.: Чувашские народные песни. 620 песен и мелодий, записанных от Гаврила Федорова, Чебоксары, 1969; его же, Чувашский народный певец Гаврил Федоров, в кн.: Известия на Института за музика, т. 13, София, 1969; Гиршмaн Я., Хранитель народных богатств, "СМ", 1970, No 11; Кондратьев М. Г., Метроритмическое строение чувашских народных песен, записанных от Гаврила Федорова, в кн.: Чувашское искусство, вып. 4, Чебоксары, 1975.

Ю. А. Илюхин.

Фёдорова М. А.

Маргарита Алексеевна (р. 4 XI 1927, Москва) - сов. пианистка и педагог. Засл. арт. РСФСР (1971). Окончила Моск. консерваторию (1951) и аспирантуру при ней (1955) у Г. Г. Нейгауза. 1-я исполнительница ряда произв. сов. композиторов (2-й фп. концерт Шостаковича, 12-я соната Александрова и др.). Репертуар Ф. включает все фп. соч. А. Н. Скрябина. 2-е пр. на Междунар. конкурсах им. И. С. Баха (1950, Лейпциг) и им. Б. Сметаны (1951, Прага). Гастролирует за рубежом. Выступает также как клавесинистка. С 1965 преподаватель Моск. консерватории (с 1972 доцент).

Федосеев В. И.

Владимир Иванович (р. 5 VIII 1932, Ленинград) - советский дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1973). Чл. КПСС с 1963. В 1957 окончил Музыкально-педагогич. ин-т им. Гнесиных по классам баяна (у Н. Я. Чайкина) и дирижирования (у Н. П. Резникова), в 1971 - аспирантуру при Моск. консерватории по оперно-симф. дирижированию (рук. Л. М. Гинзбург). В 1959-74 худ. рук. и гл. дирижёр оркестра рус. нар. инструментов, с 1974 - Большого симф. оркестра Центр. телевидения и Всесоюзного радио. Ф. присущи яркий артистич. темперамент и проф. мастерство. Особенно полно дарование дирижёра раскрывается в интерпретации рус. классич. и сов. музыки. Ряд произв. сов. композиторов для симф. оркестра и оркестра рус. нар. инструментов впервые исполнен под упр. Ф. Дирижировал операми, в т. ч. "Евгений Онегин" (Большой т-р), "Царская невеста" (Ленингр. т-р оперы и балета). Гос. пр. РСФСР им. Глинки (1970).

Федосова И. А.

Ирина Андреевна (1831, дер. Сафроново Олонецкой губ., ныне Заонежского р-на Карельской АССР - 10 (22) VII 1899, дер. Лисицыне, там же) - рус. сказительница, вопленица, исполнительница нар. песен. Тексты похоронных и рекрутских причитаний Ф., сочетающие в себе традиционность и смелую импровизацию, отразили быт и мировоззрение дореволюц. крестьянства (наибольшей известностью пользуются плачи "Об убитом громом-молнией", "О писаре", "О старосте"), Многочисл. плачи, былины, духовные стихи, лирич. и свадебные песни в исполнении Ф. записали в 60-90-е гг. 19 в. О. X. Агренева-Славянская, Е. В. Барсов, Г. О. Дютш, Ф. М. Истомин, П. Н. Рыбников и др. рус. фольклористы. Как исполнительница нар. песен Ф. выступала во мн. городах России (1895-96; Петербург, Москва, Ниж. Новгород, Казань), встречалась с М. А. Балакиревым, Н. А. Римским-Корсаковым, Ф. И. Шаляпиным. О Ф. писали М. Горький ("Вопленица", "Жизнь Клима Самгина" и др.), Ф. И. Шаляпин ("Страницы из моей жизни"), её тексты использовали в своих произв. Н. А. Некрасов (глава "Крестьянка" из поэмы "Кому на Руси жить хорошо"), П. И. Мельников-Печерский, M. M. Пришвин. В. И. Ленин оценил творчество Ф. как интереснейший, ценнейший материал для изучения нар. психологии. Социальная острота и поэтич. сила текстов, прекрасное знание сев.-рус. фольклорной традиции определили значительность вклада Ф. в историю рус. культуры.

Публикации текстов: Барсов Е. В., Причитанья Северного края, ч. 1-3, М., 1872-86; Агренева-Славянская О. X., Описание русской крестьянской свадьбы, ч. 1-3, М.-Тверь, 1887-89; Истомин Ф. М., Дютш Г. О., Песни русского народа, собраны в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 г., СПБ, 1894; Рыбаков С., Вопленица И. А. Федосова, "Русская беседа", 1895, No 4; Pедосова И. A., Причитания, Петрозаводск, 1937; Причитания. (Вступ. ст. и примеч. К. В. Чистова), Л., 1960.

Литература: Грузинский А. Е., Иоганна Амброзиус и Ирина Федосова, в его кн.: Литературные очерки, М., 1908; Русские плачи Карелии, Петрозаводск, 1940; Бонч-Бруевич В. Д., Ленин об устном народном творчестве, "Советская этнография", 1954, No 4; Чистов К. В., Народная поэтесса И. А. Федосова. Очерк жизни и творчества, Петрозаводск, 1955.

Е. А. Геворкян.

Федотов В. А.

Виктор Андреевич (р. 8 VII 1933, дер. Новоалександровка Мензелинского р-на Тат. АССР) - сов. дирижёр и педагог. Нар. арт. РСФСР (1977). Чл. КПСС с 1962. В 1956 окончил оркестровый ф-т Ленингр. консерватории, в 1963 - ф-т оперно-симф. дирижирования там же у И. А. Мусина. С того же года дирижёр, в 1975-76 гл. дирижёр Ленингр. т-ра оперы и балета. Под рук. Ф. поставлены мн. спектакли, в т.ч. оперы "Иван Сусанин", "Царская невеста", балет "Золушка". Дирижировал премьерами оперы "Интервенция" Успенского, балетов "Сотворение мира" Петрова, "Левша" Б. А. Александрова, "Гамлет" Червинского, "Жемчужина" Симонян. С 1965 выступает как симф. дирижёр. С 1973 преподаёт дирижирование в Ленингр. консерватории (с 1980 доцент). Автор статей, в т.ч. "Гармония муз и некоторые проблемы балетного театра" (в сб.: "Музыка и хореография современного балета", вып. 3, 1979). Гастролирует за рубежом; дирижировал в т-рах "Метрополитен-опера" (1964, Нью-Йорк), "Ковент-Гарден" (1966, 1970, Лондон), "Лисео" (1972, Барселона).

Литература: Коннов A., Новое имя. Виктор Федотов, "СМ", 1964, No 12.

Фейгин В. Я.

Валентин Яковлевич (р. 3 VII 1934, Харьков) - сов. виолончелист и педагог. Окончил Моск. консерваторию (1957) и аспирантуру при ней (1960) у С. М. Козолупова. С того же года солист Москонцерта. Исполнение Ф. отличается красивым, выразит. звуком, технич. мастерством. 1-я пр. на конкурсе Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (1957), 3-я пр. на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1961), 2-я пр. на Междунар. конкурсе им. П. И. Чайковского (1962; все - в Москве). Гастролирует за рубежом. С 1974 преподаёт в Моск. консерватории.

Фейгин Л. В.

Леонид (Лазарь) Вениаминович (р. 6 III 1923, Бобруйск) - сов. композитор, скрипач и дирижёр. В 1947 окончил Моск. консерваторию но классу скрипки у Д. Ф. Ойстраха. Обучался композиции у Н. Я. Мясковского (1949-50) и В. Я. Шебалина (1950-56). В 1943-56 солист Моск. филармонии. Ф. создал балет "Снегурочка", использовав музыку из произв. П. И. Чайковского (пост. 1963); заново оркестровал оперы "Битва при Леньяно" Верди (1960, Москва), "Дон Прокопио" Бизе (1961, там же), оперетту "Донья Жуанита" Ф. Зуппе (1966, там же), балет "Дон Кихот" Минкуса (1970, Каир).

Сочинения: опера Сестра Беатриса (по М. Метерлинку, 1963); балеты - Звёздная фантазия (1963, Москва), Дон Жуан (1964, Ташкент), Сорок девушек (Кырк-кыз, по одноим. каракалп. эпосу, 1967, там же), Фауст (по И. В. Гете, 1971); для орк. - 3 симфонии (1967, 1974, 1978) и др.; концерты с орк. - для скр. (1948; 2-я ред. 1954), для 2 скр. и струн. орк. (1958), для трубы (1973); камерно-инстр. ансамбли, среди них 2 сонаты для скр. с фп., 3 квартета (1949-80); пьесы для разл. инструментов (ок. 45); соч. для голоса с фп.; музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам; св. 300 инструментовок произв. рус., сов. и заруб. композиторов; обр. разл. произв. (ок. 200).

Фейерман Э.

Фейерман Э. (Feuermann) Эмануэль (22 XI 1902, Коломыя, Галиция, ныне Ивано-Франковская обл. Укр. ССР - 25 V 1942, Нью-Йорк) - австр. виолончелист. Навыки игры на виолончели получил под рук. отца. В 1909 переехал с семьёй в Вену, где занимался у А. Вальтера. С 1913 давал концерты. В 1917 учился у Ю. Кленгеля в Лейпциге. С 1918 преподавал в Кёльнской консерватории, играл в квартете Б. Эльдеринга, был концертмейстером виолончельной группы в "Гюрцених-оркестре". В 1923 возвратился в Вену. В 1929-33 профессор Высшей школы музыки в Берлине. В 1933 покинул Германию, затем жил в Вене, в 1937-38 - в Цюрихе, в 1938 эмигрировал в США. С 1941 профессор Муз. ин-та Кёртис в Филадельфии.

Ф. - исполнитель-виртуоз. Расширил представление о возможностях виолончели, свободно используя верхние, "скрипичные" регистры инструмента. Его игра покоряла искренностью, глубиной, чувством стиля, редкой красотой звука. В репертуаре Ф. сочинения классиков, а также произв. совр. композиторов - П. Хиндемита, А. Шёнберга, Э. Блоха. Ф. выступал во мн. странах Европы, в США. Один из первых заруб. исполнителей, гастролировавших в СССР. Помимо сольных концертов (играл с крупнейшими дирижёрами Б. Вальтером, А. Тосканини, Ю. Орманди, Л. Стоковским), Ф. выступал в камерных концертах: участник смычкового "Трио Хиндемита" (вместе с Ш. Гольдбергом и П. Хиндемитом), фп. трио (вместе с А. Шнабелем и Б. Губерманом, с Арт. Рубинштейном и Я. Хейфецем).

Литературные сочинения: Students must be taught to use their brains and ears to find true intent of great composers, "Musical America", 1940, No 10.

Литература: Бугославский С., (О концертах Фейермана), "Жизнь искусства", 1925, No 11; Исламей Р., Гарбузова и Э. Фейерман, там же, 1925, No 12; Концерты, филармония, там же, 1929, No 2; Гинзбург Л. С., История виолончельного искусства, кн. 4, М., 1978, с. 256-61.

Ю. В. Крейнина.

Фейнберг С. Е.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фейхт И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Феллерер К. Г.

Феллерер К. Г. (Feilerer) Карл Густав (р. 7 VII 1902, Фрейзинг, Верхняя Бавария) - нем. музыковед (ФРГ). Закончил церк. муз. школу в Регенсбурге, брал частные уроки у Г. К. Шмида и Й. Хаса в Мюнхене. Муз.-теоретич. предметы изучал у А. Зандбергера в Мюнхене, у Г. Аберта, Й. Вольфа, К. Закса и Э. М. фон Хорнбостеля в Берлине. Работал в ун-тах Мюнстера (доцент, с 1927), Фрейбурга (Швейцария; профессор, с 1932), Кёльна (профессор, с 1939; в 1967-68 ректор). С 1930 редактор "Kirchenmusikalisches Jahrbuch" (объединённый орган Цецилиенферайна), в 1932-37 - журн. "Musica sacra". Один из основателей и президент Об-ва Й. Хаса (с 1951). В 1962-68 президент Об-ва муз. исследований (Кёльн).

Сочинения: Beitraege zur Musikgeschichte Freisings, Freising, 1926; Die Deklamations-Rhythmik..., Dьsseldorf, 1929; Orgel und Orgelmusik, Augsburg, 1929; Der Palestrinastil..., Augsburg, 1929; Grundzьge der Geschichte der katholischen Kirchenmusik, Paderborn, 1929; Palestrina, Regensburg, 1930, Dьsseldorf, 1960; Die Auffьhrung der katholischen Kirchenmusik..., Einsiedeln, 1933; Giacomo Puccini, Potsdam, 1937; Musik in Haus, Schule und Heim, Olten, 1938; Geschichte der katholischen Kirchenmusik, Dьsseldorf, 1939, 1949; Edvard Grieg, Potsdam, 1942; Einfьhrung in die Musikwissenschaft, В., 1942, 1953; Die Musik im Wandel der Zeiten..., Mьnster, 1948; Soziologie der Kirchenmusik, в кн.: Kunst und Kommunikation, (Bd 9), Kцln, 1963; Das Problem Neue Musik, в кн.: Kцlner Universitдtsreden, (Bd 39), Krefeld, 1967; Klang und Struktur in der abendlдndischen Musik, Kцln-Opladen, 1967 (Verцffentlichungen der Arbeitsgemeinschaft fьr Forschung des Landes Nordrhein-Westfalen, Geisteswissenschaft, H. 141); Zum Wandel der abendlдndischen Musikauffassung, "Studia musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae", 1969, (Kцtet) 11; The problem of heritage in the musical life of the present, в сб.: Studies in 18 century music, L., 1970.

Ю. В. Крейнина.

Фельдт П. Э.

Павел Эмильевич (8 (21) II 1905, Петербург - 1 VII 1960, Ленинград) - сов. дирижёр и композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). В 1930 окончил Ленингр. консерваторию по классу фп. у Л. В. Николаева. С 1929 концертмейстер, с 1934 дирижёр Ленингр. Малого оперного т-ра, с 1941 дирижёр Ленингр. т-ра оперы и балета. Дирижировал балетами "Ашик-Кериб" Асафьева, "Золушка" Прокофьева, "Светлый ручей" Шостаковича, "Али-Батыр" ("Шурале") Яруллина, "Сказка о попе и работнике его Балде" Чулаки, "Тарас Бульба" Соловьёва-Седого, "Гаянэ" и "Спартак" Хачатуряна, "Фадетта" Делиба и др. Ф. - автор оперетт: "Дон Маурицио" (1946), "Причуды ревности" (1947, совм. с Г. Н. Носовым). Оркестровал ряд произведений др. композиторов. Гос. пр. СССР (1951).

В. И. Зарубин.

Фельзенштейн В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фельцман О. Б.

Оскар Борисович (р. 18 II 1921, Одесса) - сов. композитор. Нар. арт. Даг. АССР (1975). Засл. деят. иск-в РСФСР (1972). В 1939-41 занимался в Моск. консерватории по классу композиции у В. Я. Шебалина. В 1942-45 секретарь Сибирской организации CK СССР (Новосибирск). С 1945 живёт в Москве. Осн. место в творчестве Ф. занимают жанры оперетты и песни. Создал ряд песен гражданств. звучания, среди лучших - "Фронтовики, наденьте ордена" (сл. В. И. Сергеева, 1966), "Никогда" (сл. Н. М. Олева, 1968, 2-я пр. на Междунар. фестивале демократич. молодёжи в Софии), "Огромное небо" (сл. Р. И. Рождественского, 1968, 1-я пр., там же), "Баллада о знамени" (1970), "Баллада о красках" (1971; обе - на сл. Рождественского). Популярность завоевали также такие песни, как "Венок Дуная" (сл. Е. А. Долматовского, 1962), "Огонь Прометея" (сл. Олева, 1967), "Возвращение романса" (1970), "Мир дому твоему" (1973; обе - на сл. И. В. Кохановского), "БАМ" (1974), "Ты - навсегда" (1979; обе - на сл. Рождественского). Известность приобрели песенные циклы Ф. на стихи Р. Гамзатова "С любовью к женщине", "Это мы" (оба - 1972).

Сочинения: оперетты - Суворочка (Свердловский т-р муз. комедии, 1947), Воздушный замок (Моск. т-р оперетты, 1948), Шумит Средиземное море (Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва, 1951), Прекрасная мельничиха (Свердловский т-р муз. комедии, 1954), Донна Люция (Краснодарский т-р оперетты, 1973), Пусть гитара играет (Свердловский т-р муз. комедии, 1975), муз. комедия Старые дома (там же, 1978); для солистов, хора и орк. - кантаты Хлеб (1943), Цвети, Республика моя (сл. Н. Музаева, 1967), оратория Родина (сл. Гамзатова, 1979), цикл Красная площадь (сл. Долматовского, 1962); для орк. - симф. увертюра (1942), пьесы; концерт для скр. с орк. (1962); инстр. ансамбли; музыка к спектаклям драм. т -ра, в т. ч. "Мой брат играет на кларнете" (Т-р юного зрителя, 1968), "Молодая гвардия" (Центр. детский т-р, 1974); музыка к кинофильмам - "Матрос с "Кометы"" (1957), "Зимородок" (1972), "Люди как реки" (1975) и др.

И. В. Лихачёва.

"Фениче"

"Фениче" ("La Fenice") - оперный т-р в Венеции. Один из старейших итал. муз. т-ров. Построен по проекту Дж. Сельвы. Открыт 16 мая 1792 оперой "Агриджентские игры" Паизиелло. В т-ре "Ф." ставились мн. оперы крупнейших итал. композиторов 18-19 вв., в т. ч. С. Майра ("Сафо", 1794; "Лодоиска", 1796), Д. Чимарозы ("Горации и Куриации", 1796), Дж. Россини ("Танкред", 1813; "Семирамида", 1823), В. Беллини ("Капулети и Монтекки", 1830; "Беатриче ди Тенда", 1833), Г. Доницетти ("Велизарий", 1836; "Мария ди Руденц", 1837). С т-ром "Ф." связан значит. этап в творчестве Дж. Верди, здесь были осуществлены первые пост. его опер "Эрнани" (1844), "Аттила" (1846), "Риголетто" (1851), "Травиата" (1853), "Симон Бокканегра" (1857). В 1897 здесь состоялась премьера оперы Р. Леонкавалло "Богема". На сцене т-ра выступали мн. крупнейшие певцы - Дж. Гризи, И. Кольбран, М. Малибран, Дж. Паста, Дж. Рубини, Дж. Стреппони, А. Тамбурини, Ф. Персиани, К. Унгер и др.

В 20 в. в т-ре "Ф." ставятся классич. оперы, балеты и оперетты, а также произв. совр. композиторов. Среди значит. пост. - "Маски" Масканьи (1901), "Мандрагора" Кастельнуово-Тедеско (1926), "Царь Хасан" Гедини (1939), "День мира" Р. Штрауса (1940), "Пульчинелла" (1940) и "Похождения повесы" (1951, 1-е исполнение, дирижировал автор) Стравинского, "Пуритане" Беллини (1949), "Тристан и Изольда" (1958; торжеств. пост. в честь 75-летия со дня смерти Р. Вагнера (скончался в Венеции)); "Альцина" Генделя (1960), "Дон Жуан" Малипьеро (1964). В 1970-е гг. т-р обратился к нек-рым забытым произв. итал. оперной классики ("Мария ди Роган" Доницетти, "Жанна д'Арк" и "Двое Фоскари" Верди). В 50-70-е гг. на сцене т-ра "Ф." выступали известные певцы - К. Бергонци, В. Виндгассен, М. Каллас, П. Каппуччилли, Б. Нильсон, К. Риччарелли, Дж. Сатерленд, Р. Скотто, Г. Туччи, Э. Шварцкопф.

Литература: Sаlviоli G., La Fenice, gran teatro de Venezia, Mil., 1876; Matz M. J., La Fenice, "Opera News", 1960.

В. В. Тимохин.

Предыдущая страница Следующая страница