Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФЕО"-"ФИО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФЕО"-"ФИО")

Феоктистов Б. С.

Борис Степанович (р. 23 VII (5 VIII) 1911, Красноярск) - сов. исполнитель на балалайке. Засл. арт. РСФСР (1959). 2-я пр. на Всесоюзном конкурсе исполнителей на нар. инструментах (1939). Игре на балалайке обучался у Г. И. Трошина в Красноярске. В 1933-36 занимался в Моск. муз. уч-ще им. Ипполитова-Иванова по классу виолончели у Л. М. Сейделя. С 1936, находясь в рядах Сов. Армии, играл на виолончели в симф. оркестре Центр. дома Сов. Армии. В 1938-71 солист Ансамбля песни и пляски Сов. Армии им. А. В. Александрова (балалайка). В репертуаре Ф. - переложения для балалайки произв. рус. и зап.-европ. классиков, сочинений сов. композиторов, рус. нар. песни, музыка народов СССР. Его игра отличается виртуозностью. Ф. принадлежат обработки и переложения произв. для балалайки с фп., в т. ч. Вариаций на тему рококо П. И. Чайковского, рондо Моцарта - Крейслера. В составе ансамбля гастролировал за рубежом.

Феона А. А.

Алексей Алексеевич (1 XI 1919, Петроград - 14 V 1977, Москва) - сов. артист оперетты (лирич. тенор). Засл. арт. РСФСР (1963). Сын А. Н. Феоны. В 1939 окончил Хор. техникум при Ленингр. акад. капелле; брал уроки пения у С. И. Мигая и С. Я. Борелли. В 1942 дебютировал на сцене Петрозаводского т-ра муз. комедии. В 1944-72 артист Моск. т-ра оперетты. Партии: Эдвин, Тасилло, мистер Икс ("Сильва", "Марица", "Принцесса цирка" Кальмана; партию Эдвина исполнил св. 500 раз), Альфред ("Летучая мышь" Штрауса), Рене, граф Данило ("Граф Люксембург", "Весёлая вдова" Легара), Андрей Туманский ("Холопка" Стрельникова), Алексей Берестов ("Акулина" Ковнера), Юрий Токмаков ("Девичий переполох" Милютина), Юрий ("Весна поёт" Кабалевского) и др. В 1957 в Одесском оперном т-ре исполнил партии Ленского и Пинкертона. Автор муз. произв., среди к-рых - цикл романсов на стихи М. Ю. Лермонтова. С 1969 преподавал в Моск. муз.-пед. уч-ще им. Гнесиных. Гастролировал за рубежом (Болгария, ГДР, Польша, Чехословакия).

Литература: Литвак Г., Певец за роялем,"Театральная жизнь", 1967, No 24.

В. И. Зарубин.

Феона А. Н.

Алексей Николаевич (18 (30) III 1879, г. Бельцы, ныне Молд. ССР - 20 IX 1949, Ленинград) - сов. актёр и режиссёр оперетты. Засл. деят. иск-в РСФСР (1941), нар. арт. Карел. АССР (1943). В 1905 окончил драм. школу при Александринском т-ре в Петербурге (класс актёрского мастерства В. Н. Давыдова), учился пению у И. В. Тартакова. В 1905-1910 актёр петерб. драм. т-ра В. Ф. Комиссаржевской, с 1911 - петерб. т-ров оперетты "Буфф" и "Палас". Выделялся артистич. культурой, мастерством, тщательной разработкой образа. Наиболее значит. роли: Лярус ("Ева" Легара), король Чуланглинглонг ("Король веселится" Нельсона), Ферфакс ("Гейша" Джонса), граф Данило ("Весёлая вдова" Легара), Эдвин и Бони ("Сильва" Кальмана), Гаспар ("Корневильские колокола" Планкета), Флоридор ("Нитуш" Эрве).

Как режиссёр начал работу в 1917 в Петрогр. т-ре "Буфф" пост. оперетт "Цыганская любовь" Легара и "Сильва" Кальмана (1-я пост. в России). В 1919 в Ленингр. т-ре оперы и балета пост. оперу "Фауст" (партию Мефистофеля исполнял Ф. И. Шаляпин). В 1919-27 режиссёр Ленингр. Малого оперного т-ра, где осуществил пост. ряда спектаклей, в т. ч. "Алеко" Рахманинова (совм. с Шаляпиным, к-рый исполнял также заглавную партию), "Луиза" Шарпантье, "Нищий студент" Миллёкера. Одноврем. продолжал режиссёрскую и актёрскую работу в разл. ленингр. т-рах. Организовал в 1928 Ленингр. т-р муз. комедии (в 1929-31, 1934-30, 1941-42 режиссёр и худ. руководитель). В 1937-41, 1945-48 худ. рук. Ленингр. обл. т-pa оперетты. В 1942-44 худ. рук. т-ра муз. комедии Карел. АССР, работавшего в Уральске. В разные годы ставил спектакли в Моск. т-ре оперетты, в т-рах муз. комедии Свердловска, Киева, Харькова, Одессы, Риги, а также в Ленингр. мюзик-холле.

Ф. - один из крупнейших деятелей сов. т-ра оперетты, способствовавших идейно-художеств. перестройке этого жанра. Пост. Ф. отличались целостностью замысла, тонким пониманием муз. драматургии, яркой зрелищностью, изобретательностью массовых сцен. Пропагандировал творчество сов. композиторов, впервые поставив оперетты "Холопка" и "Сердце поэта" Стрельникова (1929 и 1934, Ленингр. т-р муз. комедии), "Женихи" и "Золотая долина" Дунаевского (1927, там же; 1938, Моск. т-р оперетты).

Литература: Янковский М., Оперетта, Л.-М., 1937; его же, Советский театр оперетты, Л.-М., 1962; Крыжицкий Г., К. А. Марджанов и русский театр, М., 1958; Ярон Г., О любимом жанре, М., 1960; Театр музыкальной комедии (Ленинграда) и годы блокады, сб. ст., Л., 1973; Мусатов В., Имре Кальман, Л., 1978, с. 135-140, 142-144.

И. А. Романович.

Фергюсон Х.

Фергюсон Х. (Ferguson) Хоуард (р. 21 X 1908, Белфаст) - англ. композитор, пианист, музыковед. Учился у Р. О. Морриса (композиции) в Корол. муз. колледже (с 1922), брал уроки фп. игры у X. Сэмюэла в Лондоне. Выступал как пианист, гл. обр. в фп. дуэте с Д. Мэтьюсом (с 1939). К композиторской деятельности обратился в нач. 30-х гг. (соната No 1 для скрипки с фп., 1931; октет для дух. и струн. инструментов, 1933). Соч. Ф. преим. диатонич. склада, отличаются лиризмом, мастерством формы. В ряде произв. использовал ирл. нар. мелодии. В нек-рых из них ощутимо влияние поздних произв. И. Брамса (напр., в октете для духовых и струнных, в концерте для фп. и струн. оркестра). В 1948-63 преподавал композицию в Корол. академии музыки в Лондоне. Автор ряда статей о клавесинной музыке 17-18 вв., о Г. Пёрселле, о "Фицуильямской книге", о соч. для лютни И. С. Баха, о "Диференсиас" А. Кабесона и др. Был редактором произведений для клавесина Г. Пёрселла, Ф. д'Аженкура и др.; составил антологии франц., итал., нем. и англ. клавесинной музыки, а также сб. (совм. со своим учителем Моррисом) "Подготовительные упражнения по чтению партитур" ("Preparatory exercises in score-reading", L., 1931).

Сочинения: балет Петушок (Chauntecleer, 1948, не поставлен); кантаты Томная любовь (Amore langueo, 1956) и Видение Распятия (The Dream of the Rood, 1959); для орк. - партита (1936); серенада (1948; переложение октета для духовых и струнных), пьесы для камерного орк.; концерт для фп. и струн. орк. (1951); камерно-инстр. ансамбли - 2 сонаты для скр. и фп. (1931, 1946), пьесы для кларнета (1936) и флейты (1952)с фп.,октет для духовых и струнных (1933); для фп. - соната (1940), 5 багателей (1944) и др. пьесы, в т. ч. партита для 2 фп. (1936); 2 баллады для голоса с орк. (1932); Открытие (Discovery) для голоса с фп. (1951); обр. для голоса с фп.

Издания: Style and interpretation, v. 1-4, L., 1963-64; Early French keyboard music, v. 1-2, L., 1966; Early Italian keyboard music, v. 1-2, L., 1968; Early German keyboard music, v. 1-2, L., 1970; Early English keyboard music, v. 1-2, L., 1971.

Литература: Hull R., "What now?", в сб.: British music of our time, N. Y.-L., 1946; Sсhоtt H., Interpretation style: atribute to H. Ferguson, "Early music", 1979, v. 7, No 11, p. 70-75.

И. А. Слепнёв.

Фере В. Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ференчик Я.

Ференчик Я. (Ferencsik) Янош (р. 18 I 1907, Будапешт) - венг. дирижёр. Учился игре на органе и композиции в Нац. уч-ще в Будапеште. В 1927-30 концертмейстер, затем (до 1944) дирижёр будапештского Гос. оперного т-ра. С 1930 ассистент, с 1931 коррепетитор на вагнеровских муз. фестивалях в Байрёйте под рук. А. Тосканини, в последующие неск. лет (летом) совершенствовался у него же в Зальцбурге. В 1945-1952 гл. дирижёр симф. оркестра Венг. радио, одноврем. в 1948 и в 1950 дирижировал также в отд. спектаклях Венской гос. оперы. С 1952 гл. дирижёр и худ. рук. Венг. гос. оперного т-ра и Венг. симф. гос. оркестра. В 1936-41 и с 1958 много концертировал за рубежом, в т. ч. в США и СССР. Важнейшие свойства Ф.-дирижёра - искренность и глубокое проникновение в замысел композитора, тонкое чувство разл. стилей, точность передачи мельчайших деталей авторского текста. Наиболее близко ему творчество Б. Бартока, З. Кодая, Ф. Листа, а также венских классиков. В его исполнении впервые прозвучали симф. сочинения ряда совр. венг. композиторов - Ж. Дурко, А. Бозаи, А. Михая и др. Выступал на междунар. муз. фестивалях в Зальцбурге и Эдинбурге. Ф. - один из наиболее крупных венг. дирижёров 40-70-х гг. Пр. им. Кошута (1951, 1961).

Литература: Fоdor L., Zene йs karmester, "Muzsika", 1964, 7 szбm; Ferencsik Jбnos. A beszйigetйst vezette Vбrnai Pйter. A fйnykйpeket kйszitette Mezey Bйla (et al.), Bdpst, 1972.

П. Ф. Вейс.

Ферман В. Э.

Валентин Эдуардович (17 (29) IV 1896, Ростов-на-Дону - 23 III 1948, Москва) - сов. музыковед. Получил первоначальное муз. образование дома. В гимназические годы выступал как пианист. Учился на юридич. ф-те Моск. ун-та (1914-17), занимался по теории музыки у А. В. Никольского. В 1919 окончил Ростовский ун-т (1919). Учился в Донской консерватории (1919-21) по классам фп. (у Н. З. Хейфеца) и теории музыки (у M. P. Гнесина). Работал в Муз. секции Донского отдела нар. образования, был инструктором и концертмейстером в рабочих и красноармейских клубах. С 1921 в Москве. В 1927 окончил Моск. консерваторию (по муз.-теоретич. предметам занимался у Г. Э. Конюса, по композиции - у Г. Л. Катуара и С. Н. Василенко); в 1927-30 был аспирантом там же (рук. М. В. Иванов-Борецкий). С 1930 преподаватель истории музыки (с 1935 профессор), в 1937-43 руководитель кафедры истории зап.-европ. музыки Моск. консерватории. В 1944-47 зав. кафедрой истории музыки в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных. Среди учеников - И. В. Абезгауз, О. Л. Бекман-Скребкова, В. А. Васина-Гроссман, Я. М. Гиршман, Е. А. Трошева, Т. Н. Ливанова, И. В. Нестьев, Я. С. Солодухо, Н. В. Туманина, Т. Н. Фёдорова, Б. М. Ярустовский. В 1946-48 старший науч. сотрудник Ин-та истории иск-в АН СССР (руководитель группы истории рус. муз. т-ра). Основные науч. интересы Ф. связаны с историей зап.-европ. музыки 19 в. Ф. одним из первых среди сов. музыковедов стал заниматься проблемами оперной драматургии. Среди работ Ф. - учебник истории новой зап.-европ. музыки (1940), ряд исследований, посв. М. И. Глинке, Н. А. Римскому-Корсакову, П. И. Чайковскому, рус. оперной школе, сов. опере. В сб. Ф. "Оперный театр" выделяются работы "Оперные воззрения Римского-Корсакова", "Московская частная опера на рубеже XIX и XX столетий". Мн. труды Ф. опубликованы посмертно.

Сочинения: Значение творчества Шуберта, в кн.: Дамс В., Франц Шуберт, пер. с нем., М., 1928; Рихард Вагнер. (Социологическая и музыкальная характеристика), М., 1929; Немецкая романтическая опера, "СМ", 1936, No 6; Творческий путь Мейербера, там же, 1936, No 9; Итальянская опера. Цикл концертов, М., 1937; Французская опера. Цикл концертов, М., 1937; Поздний Верди, "СМ", 1938, No 12; Основные направления в западноевропейской опере XVII-XVIII вв., в кн.: Медведева М., Соловцова Л., Штерн М., Опера XVII-XVIII вв., Сб. либретто, М.-Л., 1939; История новой западноевропейской музыки, т. 1, М.-Л., 1940; Основные принципы построения истории русской оперы, в кн.: Ежегодник Института истории искусств, М., 1948; Оперный театр, М., 1961.

Литература: Tуманина Н., В. Э. Ферман (1896-1948), в кн.: Pерман В. Э., Оперный театр, М., 1961.

Т. Н. Соловьёва.

Фермата

Фермата (итал. fermata, букв. - остановка; также corona; франц. point d'orgue; англ. pause; нем. Fermate) - знак не ограниченного временем увеличения длительности (обычно в 1 Ѕ - 2 раза). Ф. изображается в виде полукруга с точкой в середине изгиба

Фермата

или

Фермата

, к-рый ставится преим. над нотой, аккордом или паузой, чаще всего на заключит. метрической доле, в конце муз. произв. или его части. Ф. помещается иногда и над тактовой чертой, образуя нечто вроде звучащей люфтпаузы. Ф. часто применяется в произв. конц. жанра: знак Ф. ставится перед заключит. разделом над кадансовым квартсекстаккордом или доминантовым трезвучием, после к-рого следует каденция солирующего инструмента. Этот традиц. приём сохранился со времени, когда солист импровизировал каденцию, а оркестр ожидал момента перехода к заключит. разделу произведения.

В. А. Вахромеев.

Ферни-Джиральдони К.

Ферни-Джиральдони К. (Ferni-Giraldoni) Каролина (Каролина Людвиговна) (20 VIII 1839, Комо - 4 VII 1926, Милан, по др. данным, 1923, Рим) - итал. скрипачка, певица (сопрано), вок. педагог. Жена певца Л. Джиральдони. Игре на скрипке училась у отца, затем занималась под руководством Гамба, Д. Алара, А. Вьётана, Ш. Берио и др. Как скрипачка с огромным успехом концертировала (вместе с сестрой Вирджинией, тоже скрипачкой) во мн. крупных городах Европы, в 1859-60 выступала в России (в Петербурге ей аккомпанировал А. Г. Рубинштейн, в Москве - H. Г. Рубинштейн); о ней восторженно отзывался А. Н. Серов. В 1861 оставила конц. деятельность, брала уроки пения у Ф. Варези. Ф.-Д. обладала сильным, обширного диапазона голосом (позволявшим ей петь лирич., колоратурные и драм. партии), незаурядным сценич. дарованием. Дебютировала в Турине в опере "Фаворитка" Доницетти (1862). В 1866-68 пела в "Ла Скала". Была первой исполнительницей в Италии партии Селики в опере "Африканка" Мейербера. С успехом выступала в "Норме" Беллини, "Сафо" Пачини, "Отелло" Россини. В 1878 во Флоренции её слушал П. И. Чайковский в опере "Скрипка дьявола" (написана для Ф.-Д. композитором А. Меркури), в к-рой героиня поёт и играет на скрипке. Пела на оперных сценах в Генуе, Милане, Венеции, Болонье, Флоренции, Ницце, Мадриде, Барселоне, Севилье и др. Ушла со сцены в 1883. В 1886 Ф.-Д. с мужем открыли в Милане школу пения, а в 1888 она переехала в Петербург, где давала частные уроки пения. В 1895-1921 профессор Петерб. (Петрогр.) консерватории по классу сольного пения, среди учеников - её сын Э. Джиральдони, Э. Бурцио, М. И. Долина-Горленко, М. Б. Черкасская, М. В. Веселовская, А. Д. Мейчик. В 1921 уехала в Италию.

Литература: Серов А. Н., По случаю концерта сестер Ферни, "Музыкальный и театральный вестник", 1860, No 9, 28 февр.; Сёстры Ферни, "Русский мир", 1860, No 9, 30 янв.; П.-iй Н., Музыкальная хроника, "Московские ведомости", 1860, No 71, 30 марта; Каратыгин В., К. Ферни-Джиральдони, "ЖИ", 1923, No 32 (905), с. 10-11.

А. П. Григорьева.

Ферреро В.

Ферреро В. (Ferrero) Вилли (21 V 1906, Портленд, США - 23 III 1954, Рим) - итал. дирижёр. Начал дирижировать с детских лет, ещё не умея читать и не зная нот. В 7-летнем возрасте как чудо-ребёнок выступал во мн. муз. центрах Европы (в 1913 - впервые в России). Его концерты проходили с сенсационным успехом, хотя и вызывали горячие споры художеств., психологич., воспитат. характера. В 1924 окончил Венскую академию музыки и сценического иск-ва. Поселившись в Милане, выступал как симф. и оперный дирижёр-гастролёр (преим. в Италии; в 1935-36, 1951, 1952 - в СССР во главе лучших сов. оркестров). Репертуар Ф. включал произв. разл. стилей, в т. ч. симфонии А. Дворжака, И. Брамса, Л. Бетховена, П. И. Чайковского. Особенно полно яркая творч. индивидуальность, свободное, предельно выразительное дирижёрское мастерство Ф. раскрывались в относительно небольших сочинениях красочного, виртуозного характера, отличающихся блеском орк. колорита ("Празднества" Дебюсси, "Болеро" Равеля, оперные увертюры Дж. Россини, Дж. Верди). В последние годы жизни Ф. вёл широкую обществ. деятельность: был активным участником Движения сторонников мира, членом Всемирного Совета Мира.

Литература: Гунст Е., Вилли Ферреро, "Маски", 1913/14, No 3; Корев С., Выступления В. Ферреро, "СМ", 1952, No 4; Корабельникова Л., В. Ферреро, "МЖ", 1966, No 11.

Е. Я. Рацер.

Ферриер М.

Ферриер М. (Ferner) Кэтлин Мари (22 IV 1912, Хайгер-Уолтон, Ланкашир - 8 X 1953, Лондон) - англ. певица (контральто). Обучалась игре на фп. в Высшей муз. школе в Блэкберне, по окончании к-рой (1928) преподавала. Пению начала учиться в 1940. В годы 2-й мировой войны 1939-45 участвовала в любительских концертах на заводах, в воинских частях, с большим успехом исполняя англ. нар. песни. По рекомендации дирижёра М. Сарджента (услышал её на одном из таких концертов) выступала в Лондоне; здесь стала заниматься у известного певца и педагога Р. Хендерсона. Дебют Ф. как проф. певицы состоялся в 1943 (приняла участие в исполнении оратории Г. Ф. Генделя "Мессия"). В 1946 на Глайндборнском фестивале выступила в партии Лукреции при первом исполнении оперы Б. Бриттена "Поругание Лукреции"; там же в 1947 спела партию Орфея ("Орфей и Эвридика" Глюка), которая стала её лучшим созданием. В оперном репертуаре Ф. были только эти две партии.

Ф. завоевала мировую известность как конц. певица, исполнительница произв. И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, X. Вольфа, Г. Малера, Б. Бриттена. Её голос отличался удивительной красотой тембра, насыщенностью и теплотой звучания, особенно в нижнем регистре. Ф. была художником-романтиком, её исполнение покоряло проникновенностью чувства, силой экспрессии, взволнованностью и драматизмом. К числу высших достижений Ф. относятся партии меццо-сопрано в "Страстях по Матфею" Баха, в симфонии "Песнь о земле" Малера, Рапсодии для меццо-сопрано, муж. хора и оркестра Брамса, а также исполнение вок. цикла Шумана "Любовь и жизнь женщины". Была чутким и тонким истолкователем англ. нар. песен. Гастролировала в Австрии, Италии, Нидерландах, Швеции, Норвегии, Канаде, США, на Кубе. Последнее выступление состоялось в февр. 1953 на сцене лондонского т-ра "Ковент-Гарден" (партия Орфея). Мн. произв. в исполнении Ф., в т. ч. совм. с Б. Вальтером - пианистом и дирижёром (был большим почитателем таланта певицы), записаны на пластинки.

Литература: К. Ferrier. A memoir, ed. by N. Cardus, L., 1954; Ferrier W., The life of K. Ferrier, L., 1955, Harmondsworth, 1959 (изд. вместе с "A memoir..."); Davidson G., Opera biographies, L., 1955; Rigbу Сh., K. Ferrier: a biography,'L., 1956; Lethbridgе Р., К. Ferrier, L., 1959; Кenyon J. P., Le grandi voci, Roma, 1964.

В. В. Тимохин.

Ферстер Б.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ферстрова-Лаутерерова Б.

Ферстрова-Лаутерерова Б. (Foerstrova-Lautererova) Берта (11 I 1869, Прага - 9 IV 1936, там же) - чеш. певица (лирико-драм. сопрано). Училась пению у А. Плодковой-Паноховой в Пражской консерватории (1883-87). Дебютировала в 1887 в партии Агаты в Нац. т-ре в Праге, в к-ром пела до 1893. Была солисткой Гор. т-ра в Гамбурге (приглашена Г. Малером; 1893-1901) и Венской придв. оперы (1901-13). Первая исполнительница гл. партий в ряде нац. чеш. опер Б. Сметаны, А. Дворжака и Й. Б. Фёрстера (мужа Ф.-Л.). Неоднократно выступала в Байрёйте, где прославилась как исполнительница партий в операх Р. Вагнера. Одна из лучших чеш. оперных певиц, Ф.-Л. обладала голосом очень широкого диапазона, позволявшим ей петь также партии меццо-сопрано, в т. ч. Дездемоны и Кармен. Её обширный репертуар включал более 50 оперных партий. Высокую оценку иск-ву Ф.-Л. дал П. И. Чайковский, присутствовавший на пражской премьере "Евгения Онегина" (1888), где она выступала в партии Татьяны.

Литература: Бэлза И., Очерки развития чешской музыкальной классики, М.-Л., 1951, с. 372; J. В. Foerster..., Praha, 1949 (сб. статей).

З. К. Гулинская.

Фестивали

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Фестивал-холл"

"Фестивал-холл" - "Ройял фестивал-xолл" (Royal Festival Hall - Королевский фестивальный зал) - конц. зал в Лондоне, один из главных центров муз. жизни города. Построен в кон. 40 - нач. 50-х гг. на территории Всемирной выставки в качестве составной части выставочного комплекса (проект арх. Р. Метью). По технич. оснащению является и поныне одним из самых совершенных в Европе. Отличается хорошей акустикой (особые меры приняты для изоляции "Ф.-х." от внешних шумов, т. к. неподалёку от него проходит линия железной дороги). Общая вместимость осн. помещения 3300 мест (на эстраде может быть установлено дополнительно ещё 200 мест). Официальное открытие "Ф.-х." состоялось 3 мая 1951 концертом под упр. дирижёров А. Боулта и М. Сарджента. Начиная с сезона 1951/52 "Ф.-х." стал главным местом проведения симф., хор. и сольных концертов в Лондоне (вместо зала "Элизабет-холл", разрушенного бомбардировкой в годы 2-й мировой войны 1939-45). В "Ф.-х." дают абонементные концерты ведущие лондонские коллективы.

К открытию зала в 1951 было подготовлено лишь главное помещение (в 1954 здесь установлен орган фирмы "Харрисон"). Запланированная постройка в комплексе "Ф.-х." театр. и камерного залов была отложена из-за отсутствия средств и началась лишь в кон. 70-х гг.

Литература: The royal festival hall, L., 1951.

M. M. Яковлев.

Фетис Ф. Ж.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Феттер Г.

Феттер Г. (Vetter) Герман Вальтер (10 V 1891, Берлин - 1 IV 1967, там же) - нем. музыковед (ГДР), Учился в Лейпцигской консерватории как дирижёр (до 1914); музыковедческое образование получил в Лейпцигском ун-те у Г. Аберта. В 1921-27 муз. редактор в Гданьске. С 1928 преподавал муз.-теоретич, дисциплины и дирижирование в Галле, Гамбурге, Вроцлаве, Грейфсвальде, Познани (с 1936 профессор); в 1946-58 - в Берлинском ун-те им. Гумбольдта. Руководил в Берлине баховскими торжествами (1950). В центре науч. интересов Ф. были вопросы истории музыки от античности до нач. 19 в. Вице-президент (1947-58), почётный чл. Об-ва музыковедения (с 1961). Нац. пр. ГДР (1951). (Полный список трудов см. в кн.; "Musa - Mens - Musici". Im Gedenken an W. Vetter..., Lpz., (1969).)

Сочинения: Der humanistische Bildungsgedanke in Musik und Musikwissenschaft, Langensalza, 1928; H. Abert und die Musikwissenschaft an der Universitдt Halle, Mьnster, 1929; Fr. Schubert, Potsdam, 1934; Antike Musik, в изд.: Tusculum-Schriften, 1935, H. 26; J. S. Bach. Leben und Werk, Lpz., 1938, 1945; Der Kapellmeister Bach, Potsdam, 1950; Der Klassiker Schubert, Bd 1-2. Lpz., 1953; Mythos-Melos-Musica, Ausgewдhlte Aufsдtze zur Musikgeschichte, Folge 1-2, Lpz., 1957-61; Chr. W. Gluck, Lpz., 1964, и др.

Ю. В. Крейнина.

Фибих З.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фигнер М. И.

Фигнер М. И. (урожд. - Мей, Mej) Медея Ивановна (4 IV 1859, Флоренция - 8 VII 1952. Париж) - рус. певица (драм. сопрано). По национальности итальянка. Пению училась в консерватории во Флоренции у Бьянки и Г. Панофки, одновременно занималась у певицы К. Кароцци-Цукки. В 1875 дебютировала в местечке Синалунга (близ Флоренции) в партии Азучены. Затем пела во флорентийских оперных т-рах. В 1877-87 гастролировала в Италии, Испании, странах Юж. Америки. Встретившись в Италии с H. H. Фигнером, постоянно выступала с ним в оперных спектаклях (в 1889 стала его женой). В 1887 дебютировала в партии Валентины ("Гугеноты") на сцене Мариинского т-ра в Петербурге, где проработала до 1912. Впоследствии изредка выступала на оперной сцене (до 1923), участвовала также в концертах. Преподавала сольное пение в 1-й муз. школе при Пролеткульте (1923-25), 2-м Муз. гос. техникуме (1925-26), Центр. гос. муз. техникуме (1926-1930). С 1930 жила за рубежом.

Обладала голосом широкого диапазона (сначала пела партии меццо-сопрано) тёплого, мягкого тембра с лёгким, завуалированным звучанием верхних нот и сочным бархатным нижним регистром. Благодаря прекрасной вок. школе, драм. таланту, обаянию, яркому темпераменту Ф. создавала выразит. жен. образы. Артистка не преодолела полностью старых исполнит. штампов, однако в рус. ролях стремилась к простоте и естественности. Проходила партии Лизы и Иоланты под рук. П. И. Чайковского (их первая исполнительница), Тоски и Мими - Дж. Пуччини, партию Татьяны разучивала с А. Тосканини. Была первой исполнительницей партий Маши и Франчески ("Дубровский" и "Франческа да Римини" Направника). В её разнообразном репертуаре - партии Гориславы ("Руслан и Людмила"), Наташи ("Опричник" Чайковского), Донны Анны ("Дон Жуан"), Елизаветы, Эльзы и Брунгильды ("Тангейзер", "Лоэнгрин" и "Валькирия", "Зигфрид", "Гибель богов" Вагнера), Кармен; Маргариты ("Фауст" Гуно и "Мефистофель" Бойто), Дездемоны, Амнерис, Аиды; Адриенны Лекуврер ("Адриенна Лекуврер" Чилеа) и др.

Сочинения: Мои воспоминания, СПБ, 1912.

Литература: Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера, Л.-М., 1940, с. 186-89; Гозенпуд A., Русский оперный театр XIX века, Л., 1973; его же, Русский оперный театр на рубеже XIX-XX веков и Ф. И. Шаляпин, 1890-1904, Л., 1974.

А. П. Григорьева.

Фигнер Н. Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фигура

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фигурация

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фигуш-Бистри В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фидель

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фидельман А. П.

Александр Петрович (гг. рожд. и смерти неизв.) - укр. скрипач и педагог. В 1887-91 учился в Киевском муз. уч-ще РМО у О. Шевчика, затем совершенствовался в Лейпцигской консерватории у А. Бродского. Гастролировал в разных европ. странах. В 1896-1907 преподавал в Одесском муз. уч-ще РМО (среди учеников - Я. С. Магазинер, Н. Б. Скоморовский), выступал с сольными концертами, а также в составе квартета (Ф. Ступка, Фидельман, И. Перман, Л. Зеленка) и разл. ансамблей, в городах Украины и за рубежом. После 1907 уехал в Берлин.

Фидлер А.

Фидлер А. (Fiedler) Артур (17 XII 1894, Бостон - 10 VII 1979, там же) - амер. дирижёр и скрипач. Учился у В. Хесса в Муз. академии в Берлине (1911-15). Играл на скрипке, затем на альте в Бостонском симф. оркестре (1915-30). Организовал "Бостонское Цецилианское об-во" (позднее дирижировал его оркестром, 1930-36), затем об-ва "Бостонская симфониетта" (1924), "Эспланада консертс" (1929). Дирижировал оркестром т. н. "Бостон-попс" (состоял из участников Бостонского симф. оркестра) на летних общедоступных симф. концертах (с программами из лёгкой популярной музыки, с 1930), а также любительскими коллективами ряда клубов. Гастролировал в США и Канаде, затем во мн. др. странах.

Филадельфийский оркестр

Филадельфийский оркестр - один из ведущих симф. оркестров США. Создан в 1900 дирижером Ф. Шелем на основе полупрофессиональных и любительских ансамблей, существовавших в Филадельфии с кон. 18 в. Первый концерт Ф. о. состоялся 16 нояб. 1900 под упр. Шеля с участием пианиста О. Габриловича, исполнившего 1-й концерт для фп. с оркестром П. И. Чайковского. Первоначально в Ф. о. насчитывалось ок. 80 музыкантов, коллектив давал 6 концертов в год; на протяжении нескольких следующих сезонов состав оркестра увеличился до 100 музыкантов, количество концертов выросло до 44 в год. В 1-й четв. 20 в. Ф. о. дирижировали Ф. Вейнгартнер, С. В. Рахманинов, Р. Штраус, с оркестром выступали Э. д'Альбер, И. Гофман, М. Зембрих, С. В. Рахманинов, К. Сен-Санс, Э. Изаи, Ф. Креислер, Ж. Тибо и др. После смерти Шеля (1907) Ф. о. возглавлял К. Полиг. Стремительный рост исполнит. мастерства оркестра связан с именем Л. Стоковского, руководившею им с 1912. Стоковский добился расширения репертуара, активно пропагандировал совр. музыку. Под его управлением мн. произв. были исполнены в США впервые, в т. ч. 3-я симфония Скрябина (1915). 8-я - Малера (1918), Альпийская - Р. Штрауса (1916), 5-я, 6-я и 7-я симфонии Сибелиуса (1926), 1-я - Шостаковича (1928), ряд произв. И. Ф. Стравинского, С. В. Рахманинова. Ф. о. выдвинулся в число ведущих коллективов США. С 1931 с Ф. о. периодически выступал Ю. Орманди, в 1936 он стал его постоянным дирижёром, а в сезоне 1938/39 сменил Стоковского на посту гл. дирижера. После 2-й мировой войны 1939-45 за Ф. о. закрепилась слава одного из лучших оркестров мира. В 1950 коллектив гастролировал в Великобритании, в 1955 совершил большое турне по Европе, в 1958 дал 12 концертов в СССР (Москва, Ленинград, Киев), затем последовали многочиел гастроли во мн. странах мира. Всеобщее признание Ф. о. принесли совершенство игры каждого музыканта, ансамблевая слаженность, широчайший динамич. диапазон. С оркестром сотрудничают крупнейшие дирижеры и солисты мира, в т. ч. ведущие сов. музыканты: с ним дебютировали в США Э. Г. Гилельс и Д. Ф. Ойстрах, часто выступают Л. Б. Коган, Ю. X. Темирканов. Ф. о. дает в год ок. 200 концертов; в течение зимнего сезона они проходят в зале Академии музыки (3000 мест), летом - в открытом амфитеатре "Робин Гуд делл".

Литература: Гинзбург Л., Филадельфийский оркестр в Москве, "СМ", 1958, No 7; Wister F. A., 25 years of the Philadelphia orchestra, Phil., 1925; Kupferberg H., Those fabulous Philаdelphians, the life and times of a great orchestra, N. Y., (1969).

M. M. Яковлев.

Филармония

Филармония (от греч. pileo - люблю и armonia - гармония) - название конц. организации в нек-рых странах. В 19 в. в ряде городов Европы и Америки (Петербург, Москва, Берлин, Лондон, Нью-Йорк и др) были созданы филармонич. об-ва. к-рые пропагандировали гл. обр. симф. музыку. Подобные об-ва получили распространение в 20 в. Ф. в СССР - гос. организации, в задачи к-рых входит пропаганда муз. произв. и исполнит. мастерства, а также др. видов иск-ва (танец, художеств. чтение и др.). Первые Ф. были организованы в Петрограде (1921) и Москве (1922). На 1 янв. 1980 в СССР имелось 138 Ф., в т. ч. республиканские, краевые, областные и городские (в крупных культурных и промышленных центрах). Популяризируя лучшие образцы сов. муз. творчества, рус. и заруб. муз. классику, нар. муз. иск-во (песни, танцы, инстр. музыку народов СССР и др. стран), Ф. способствуют выдвижению и художеств. росту молодых сов. исполнителей, осуществляют обмен артистич. силами с конц. организациями др. стран. В составе Ф. постоянные штатные исполнители-солисты, большие муз. коллективы (симф. и камерные оркестры, хоры и др.), камерные ансамбли. Конц. работа Ф. сосредоточена гл. обр. в спец. стационарных залах, практикуются также выездные концерты на клубных площадках, в промышленных посёлках и сельских местностях. Деятельность Ф. играет большую роль в развитии сов. муз. культуры.

Филатова Л. П.

Людмила Павловна (р. 6 X 1935, Оренбург) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1980). Чл. КПСС с 1969. В 1958 окончила математич. ф-т ЛГУ. Петь начала в хоре ун-та. В 1957-70 брала уроки пения у Е. Б. Антик. С 1958 артистка хора, с 1960 стажёр, с 1962 солистка Ленингр. т-ра оперы и балета. Среди партий - Любаша ("Царская невеста"), Марфа ("Хованщина"), Графиня, Кармен, Аксинья; Комиссар ("Оптимистическая трагедия" Холминова), Марта-Екатерина ("Пётр I" Петрова). В конц. репертуаре Ф. произв. рус., заруб., а также сов. композиторов, в т.ч. вок. цикл "Три русские песни" Салманова (на тексты псковских нар. песен; написан для Ф.). Выступала с концертом-монографией "Д. Д. Шостакович" (подготовлен к 75-летию со дня рождения композитора). 1-я пр. на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М. И. Глинки (1960). С 1973 преподаёт в Ленингр. консерватории.

Филд Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Филидор Ф. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Филипп де Витри

Статья большая, находится на отдельной странице.

Филиппенко А. Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Филиппов Т. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Филипс"

"Филипс" (Philips) - осн. торговая марка нидерл. фирмы "Phonogram" (Амстердам), возникшей как дочерний концерн электротехнич. компании "N. V. Philips Gloeilampenfabrick" (осн. в 1891) в результате слияния ряда нидерл. и франц. фирм грамзаписи (первоначально под назв. "N. V. Philips Phonographische Industrie"). Пластинки фирмы "Phonogram", кроме марки "Ф.", выпускаются с марками "Fontana", "Mercury", "Pergola", "Vertigo", "Impact" и др. Грампластинки с маркой "Ф." получили всемирное признание благодаря высокому технич. качеству, а также сотрудничеству с фирмой таких видных музыкантов, как дирижёры К. Бём, К. Дейвис, Э. Йохум, И. Маркевич, В. Менгельберг, Б. Хайтинк, пианисты К. Аррау, А. Брендель, К. Хаскил, скрипачи А. Грюмьо, Г. Шеринг, и известных камерных ансамблей "Quartetto italiano", "Beaux Art Trio", "I Musici" и др. Начиная с 60-х гг. фирма "Phonogram" особое внимание уделяет выпуску в грамзаписи собраний соч. крупнейших композиторов; с маркой "Ф." вышли лучшие записи избр. произв. В. А. Моцарта на 148 пластинках, единственное в мире полн. собр. соч. Г. Берлиоза (дир. К. Дейвис), полн. собр. соч. Г. Малера (дир. Б. Хайтинк). С кон. 70-х гг. фирма работает над выпуском в грамзаписи собр. соч. А. Вивальди (с участием ансамбля "I Musici" и дир. В. Негри), собр. опер Й. Гайдна (дир. А. Дорати), а также ранних и забытых опер Дж. Верди (дир. Л. Гарделли). Начиная с кон. 50-х гг. фирма осуществила грамзапись всех опер Р. Вагнера, исполненных на Байрёйтских фестивалях, в том числе под упр. дир. К. Бёма, С. Варвизо, В. Заваллиша, X. Кнаппертсбуша; пластинки вышли с маркой "Ф.".

М. М. Фельдштейн.

Филировка звука

Филировка звука (итал. filar un suono, франц. filer un son) - обозначение равномерно текущего, долго выдержанного звука. Исполняется с сохранением силы звучания, crescendo, diminuendo или с переходом после crescendo к diminuendo (см. Messa di voce). Первоначально термин применялся только в области певч. иск-ва, позднее был распространён на исполнение на всех способных вести мелодию инструментах - струнных и духовых. Ф. з. в пении и при игре на дух. инструментах требует большого объёма лёгких, при игре на струн. инструментах достигается непрерывным ведением смычка.

Филлипс Б.

Филлипс Б. (Phillips) Бёррилл (р. 9 XI 1907, Омаха, шт. Небраска) - амер. композитор и педагог. Учился у X. Хенсона и Б. Роджерса в Истменской школе музыки в Рочестере (1928-33). Преподавал там же (1933-49 и 1965-66), а также в Иллинойсском ун-те (1949-64) и Джульярдской муз. школе (1968-69) в Нью-Йорке. По стилю его произв. близки неоклассицизму, в то же время отличаются терпкостью гармонии; в нек-рых произв. отчётливо выступают скерцозные черты (балет "Гротескный танец" - "Grotesque dance", 1932). В ряде соч. использует характерные для амер. музыки ритмич. обороты.

Сочинения: для солиста, чтеца, хора и орк. - Возвращение Одиссея (The return of Odysseus, 1956); для орк. - увертюра Том Пейн (1947), Солериана (1965) и др. сюиты, скерцо (1944), Избранное из Макгаффи (Selections from McGuffey's reader, 1934) и др., пьесы; конц. симфония для камерного орк. (1935); музыка для струнных (1938); камерно-инстр. ансамбли - соната для влч. и фп. (1946), 3 струн. квартета (1937 - 58; 1-й с гобоем), 2 партиты для фп. квартета (1947, 1948); канцона III для чтеца, скр., влч., флейты, кларнета, трубы, фп. и ударных (1970); хоры с оркестром и с фп.; соната для органа (1965) и др.; музыка к балетным пост., к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Филодем

Филодем (Pilodemos) из Гадары (вероятно, кон. 2 в. до н.э., Гадара, Сирия - ок. 30 до н.э.) - др.-греч. поэт и философ. Жил гл. обр. в Риме. Будучи последователем философа-материалиста Эпикура, отрицал божеств. происхождение мироздания, не верил ни в легенды о чудесном воздействии музыки, ни в пифагорейскую гармонию сфер. В трактате "О музыке" (дошёл до нас во фрагментах), где Ф. полемизирует со стоиком Диогеном Вавилонским, отвергается этич. значение музыки и её общественно-этич. ценность. Музыка, по Ф., влияет на душу человека не больше, чем "пища и благовоние"; она не имеет никакого отношения к богам. Смысл музыки лишь в чувственном воздействии, она - порождение роскоши.

Литература: Лосев А. Ф., Античная музыкальная эстетика, в сб.: Античная музыкальная эстетика, М., 1960; Lusсhnat О., Zum Text von Philodemus Schrift De Musica, В., 1953.

Филолай

Филолай (Pilolaos) (2-я пол. 6 в. до н.э., Кротон, Юж. Италия - 1-я пол. 5 в. до н.э.) - др.-греч. философ-пифагореец. Его соч. "О природе" (сохранилось в пересказе др. философов) посвящено изложению учения Пифагора. По Ф., природа и весь мировой порядок образовались от соединения беспредельного и предела (идея связана с оргиастич. культом Диониса), синтезом к-рых является число (без него всё "беспредельно, неопределённо и неясно"). Число - принцип божеств. гармонии космоса и муз. гармонии, "ибо гармония есть соединение разнообразной смеси и согласие разногласного". Муз. "гармония" (т.е. октава) связывает интервалы - кварту (3 : 4) и квинту (2:3). Ф. разрабатывал также муз.-эстетич. теорию числовых пропорций.

Литература: Маковельский А. О., Досократики..., ч. 3, Казань, 1919; Лосев А. Ф., Античная музыкальная эстетика, в сб.: Античная музыкальная эстетика, М., 1960.

Фильц А.

Филс, Филц, Фильс (Fils, Filtz, Filz, Fiels, Fieltz, Fitz) Антонин (крещён 22 IX 1733, Эйхштетт - похоронен 14 III 1760, Мангейм) - чеш. композитор и виолончелист. Сведений о его жизни сохранилось мало. Учился у Я. В. А. Стамица в Ман-гейме. С 1754 до смерти был первым виолончелистом Мангеймской капеллы, для к-рой сочинял музыку. Состоял придв. композитором курфюрста Карла Теодора. Развивал достижения своего учителя Я. В. А. Стамица; иск-во Ф. основано на претворении традиций чеш. нар. музыки (ритмы фурианта и др. нар. танцев) и синтезе традиций нем., австр. и итал. мастеров. Симф. соч. Ф. пользовались в его время большой популярностью. Ф. был одним из представителей мангеймской школы. Его 4-частные симфонии отличаются яркими образно-тематич. контрастами, рельефностью динамики, стройностью композиции, тонкой отделкой деталей; в нек-рых частях отчётливо проступают черты сонатной формы. Произв. Ф. издавались в Париже, в Лондоне и Амстердаме, позднее - в Праге (в серии "Musica Antique Bohemica"). Рукописи P, хранятся в б-ках Берлина, Лондона, Милана и др.

Сочинения: 41 симфония; 2 мессы и части мессы Kyrie, Gloria; концерты с орк. - 2 для флейты, 2 для влч., для гобоя, для кларнета; камерно-инстр. ансамбли - дивертисмент для фп., скр., альта и basso continue; 6 сонат для флейты и скрипки или для 2 флейт, 6 сонат для 2 скр. (1760), 6 сонат для клавесина и скр. (1763), 3 сонаты для влч. или скр., (1768), 6 сонат для влч. и флейты или скр. (1772); трио-сонаты (все с basso eontinuo), струн. трио, в т. ч. 6 трио для 2 скр. и basso сontinuo, фп. трио, струн. квартеты.

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 1, М.-Л., 1950, с. 231-32; Бэлза И., История чешской музыкальной культуры, т. 1, М., 1959, с. 276-77; Lang Р. Н., Music in western civilization, N. Y., 1941, p. 608; Raсek J., Cлska hudba, Praha, 1958; Mьnster R., Vier Musiker der Mannheimer Schule, "Musica", 1960, Jahrg. 14, H. 8; Newman W. S., The sonata in the classic era, v. 2, Chapel Hill (New Caroline), 1963; Lebermann W., Biographische Notizen ьber Johann Anton Filtz..., "Mf", 1966, Jahrg. 19, H. 1. См. также лит. к статьям Мангеймская школа и Стамиц Я. В. А.

В. Н. Егорова.

Финагин А. В.

Алексей Васильевич (4 (16) III 1890, Петербург - 4 11 1942, Ленинград) - сов. музыковед. В 1914 окончил юридич. ф-т Петрогр. ун-та, в 1922 - ф-т истории музыки Ин-та истории иск-в (учился у Б. В. Асафьева и А. В. Преображенского). В 1914-19 занимался по теории музыки на "Курсах Рапгофа". С 1921 сотрудник Гос. ин-та истории иск-в в Ленинграде (в 1922-29 учёный секретарь, с 1925 действит. чл.). В 1926 участвовал в фольклорной экспедиции в Заонежье. В 1931-34 ст. учёный хранитель Театр, музея, с 1937 зав. музеем Ленингр. т-ра оперы и балета, с 1939 зав. историографич. кабинетом Ин-та т-ра и музыки (с 1941 учёный секретарь ин-та). Псевдонимы: А. Ф.; Борис Зотов.

Сочинения: Русская народная песня, П., 1923; Проблема формы в музыке, в сб.: De musica, П., 1923; Систематика музыкально-теоретических знаний, там же; Форма как ценностное понятие, De musica. Временник разряда истории и теории музыки..., вып. 1, Л., 1925; От мистического идеализма к научному реализму, там же, вып. 2, Л., 1926; О взаимоотношении художественной и бытовой песни, там же, вып. 3, Л., 1927; Музыкально-научные воззрения В. Г. Каратыгина и его значение в истории русского музыкознания, в сб.: В. Г. Каратыгин. Жизнь, деятельность. Статьи и материалы, т. 1, Л., 1927; Евст. Фомин. Жизнь и творчество, в сб.: Музыка и музыкальный быт старой России, т. 1, Л., 1927; "Проект Бортнянского" (К вопросу о его авторе), там же.

Финал

Статья большая, находится на отдельной странице.

Финалис

Финалис (от лат. finalis - конечный, предельный) - в средневековых ладах главный тон лада. Мелодия, как правило, заканчивалась Ф. (отсюда название).

Финдейзен Н. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Финке Ф.

Финке Ф. (Finke) Pиделио ( Фридрих, Фриц) (22 X 1891, Йозефсталь, ныне Чехословакия - 12 VI 1968, Дрезден) - нем. композитор (ГДР). Чл. Берлинской академии иск-в (1956). Учился у В. Новака в Пражской консерватории, с 1915 там же преподавал (с 1926 профессор), в 1927 возглавлял класс композиторского мастерства при Немецкой консерватории в Праге; был там же инспектором нем. муз. школ (1920-38); выступал как пианист, дирижёр и органист. С 1946 жил в Дрездене, в 1951-59 - в Лейпциге. Нац. пр. ГДР (1951). Нац. пр. Чехословакии (1928, 1937).

Сочинения: оперы - Потонувший колокол (Die versunkene Glocke, по Г. Гауптману, 1913), Die Jakobfahrt (1936, Прага), Находчивый любовник (Der schlagfertige Liebhaber, 1954), Волшебная рыбка (Der Zauberfisch, 1960, Дрезден); балет Песнь времени (Lied der Zeit, 1946); 8 сюит и др. соч. для орк.; камерно-инстр. произв., пьесы для разл. инструментов, обр. польских нар. песен; произв. для хора и др.

Финни Р. Л.

Финни Р. Л. (Finney) Росс Ли (р. 23 XII 1906, Уэлс, шт. Миннесота) - амер. композитор и педагог. Чл. Нац. ин-та иск-в и лит-ры (1962). Учился у Д. Фергюсона в ун-те Миннесоты (1924-27) и у Р. Сешнса в Гарвардском ун-те в Бостоне (1928-29), брал уроки у Н. Буланже (Париж, 1927-28), А. Берга (Вена, 1931- 1932) и Дж. Ф. Малипьеро (Венеция, 1937). Преподавал в колледже Смита (1929-47), одноврем. в др. колледжах и муз. школах. Среди учеников - Дж. Крам. С 1948 профессор Мичиганского ун-та (г. Анн-Арбор), при к-ром основал студию электронной музыки. Выступает как дирижёр на организованных им фестивалях совр. музыки. Использует серийную технику. Ф. - представитель США в ряде междунар. организаций. Пр. Гуггенхейма (1937, 1947) и Пулицера (1937).

Сочинения: для орк. - 4 симфонии (1943-69; выделяется 3-я), конц. симфония (1967), Парикмахерская баллада (Barber shop ballad, 1940), вариации (1962) и др. пьесы; программные пьесы для камерного орк.; концерты с орк. - для фп. (1948, 1967), скр. (1947, 1972), ударных (1967); камерно-инстр. ансамбли - сонаты для скр. и для влч. с фп., 8 струн. квартетов (1935-60; выделяются 3-й и 6-й, 1941, 1950), струн. квинтеты (1958, 1963); фантазии - для скр. соло (1958), органа (1970); хоры; 4 сонаты и др. пьесы для фп.; вок. циклы.

Литературные сочинения: The game of harmony, N. Y., 1947.

Литература: Cooper P., The music of Ross Lee Finney, "MQ", 1967, v. 53, No 1.

Финская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фиорилло Ф.

Фиорилло Ф. (Fiorillo) Федериго (крещён 1 VI 1755, Брауншвейг - после 1823, возможно Лондон) - итал. скрипач, альтист, мандолинист, дирижёр и композитор. Работал во мн. странах, в т.ч. в России: в 1777 - в Петербурге, в 1782-84 - в Риге (дирижёр т-ра). С 1785 играл в парижских "Духовных концертах". В 1788-94 альтист квартета И. П. Саломона в Лондоне. Выступал также как солист (до 1810-х гг.). После 1815 покинул Лондон. Преподавал в Амстердаме, в 1823 жил в Париже. Автор ряда балетов (написаны для Лондона, 1805-14); сонат и дуэтов для скрипки, струн. и дух. трио, струн. квартетов, конц. симфоний для камерного оркестра. Популярностью пользуются "36 каприсов" для скрипки (ор. 3).

Предыдущая страница Следующая страница