Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "BRE"-"MUS")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "BRE"-"MUS")

Brevis

Brevis (брeвис, лат., букв. - короткий) - знак мензуральной нотации (

Brevis

,

Brevis

), с 15 в. обозначавший относительно короткую длительность. В совр. нотации обозначает длительность, равную двум целым нотам.

Brustwerk

Brustwerk (брэстверк, нем.) - группа регистров органа. Трубы Б. расположены в центре и в передней части инструмента. Обычно придаются второму или третьему мануалу. Интонированы слабее, чем регистры Hauptwerk'а.

C

1) Третья буква алфавита музыкального; название и буквенное обозначение III ступени распространённого в раннем средневековье муз. звукоряда, осн. тоном к-рого был звук А. Впоследствии место осн. тона диатонич. звукоряда занял звук С, став I ступенью этого звукоряда. Во Франции, Италии, России и нек-рых др. странах наряду с буквенным используется слоговое обозначение звука С - do (до), прежде ut. Прописное С обозначает звук большой октавы, строчное - малой; для звуков более высоких и более низких октав применяют дополнит. цифры или чёрточки, так, С1 или С обозначает звук контроктавы, с3 или

C

- третьей октавы. Для обозначения хроматич. видоизменений данной ступени к букве С присоединяют дополнит. слоги; повышение её на полутон обозначается сis (англ. С sharp; франц. do diese; итал. do diesis; рус. до-диез), повышение на 2 полутона - cisis (англ. С double sharp; франц. do double diиse; итал. do doppio diesis; рус. до-дубль-диез), понижение на полутон - ces (англ. С flat; франц. do bemol; итал. do bemolle; рус. до-бемоль), понижение на 2 полутона - ceses (англ. С double flat; франц. do double bemol; итал. do doppio bemolle; рус. до-дубль-бемоль). При обозначении тональности к названию звука тоники добавляют слова dur или moll, применяя для мажора прописное С, для минора - строчное: C-dur означает до мажор, Ces-dur - до-бемоль мажор, c-moll - до минор, cis-moll - до-диез минор. В теоретич. работах тональность иногда обозначается одной буквой; в этом случае С означает до мажор, с - до минор. Применяется и буквенное обозначение трезвучий; в этом случае С означает до-мажорное трезвучие, с - до-минорное трезвучие.

2) Ключевой знак. Буква С применялась в этом значении наряду с др. буквами (см. F и G) со времени введения в нотное письмо линейной системы. Буква С помещалась в начале нотного стана на уровне определ. линейки, указывая положение в нотном стане звука до первой октавы (с1). Постепенно очертания буквы С как ключевого знака изменились, и она приняла совр. форму ключа С. См. Ключ.

3) Знак, применяющийся для обозначения тактового размера 4/4.

В. А. Вахромеев.

Cambiata

Cambiata (камбиaта, итал. - обменная нота, от cambiare - изменять) - термин, применявшийся в теории музыки 17-18 вв.; обозначает диссонирующий звук, появляющийся на месте консонирующего. Различают 2 вида С., названные по имени определивших их теоретиков. 1-й вид С. - cambiata А. Берарди - диссонирующий проходящий звук, попадающий на относительно сильную долю:

Cambiata

Согласно представлениям 18 в., в приведённом примере С. являлись не только 3-я, но и 4-я четверть, поскольку они "поменялись местами" - диссонирующий звук появился на относительно сильной доле, консонирующий - на слабой.

2-й вид С. - cambiata И. Фукса - замена консонирующей сексты диссонирующей септимой. После септимы следует ведущий к консонансу нисходящий терцовый скачок; если достигаемый этим скачком звук приходится на слабую долю, верхний голос после терцового нисхождения поднимается на секунду, что нек-рыми авторами (К. Еппесен) рассматривается как запоздалое разрешение диссонанса; если сменяющий С. звук приходится на относительно сильную долю, верхний голос может идти на терцию вверх:

Cambiata

Оба вида С. широко применялись Палестриной; все встречающиеся в его музыке неразрешённые диссонирующие звуки связаны с cambiata Фукса.

Литература: Веrardi A., Miscellanea musica, Bologna, 1689; Fux J. J., Gradus ad Parnassum, W., 1725, факс. переиздание Rochester, 1956, англ. пер., N. Y., 1943; Ziehn В., Ьber die Cambiata und andere altklassische melodische Figuren, "Allgemeine Musikzeitung", Jahrg. XXV, 1898; Jeppesen Кn., Der Palestrinastil und der Dissonanz, Lpz., 1925; Dah1haus C., Die "Nota cambiata", "Kirchenmusikalisches Jahrbuch", XLVII, 1963.

Cantabile

Cantabile (кантaбиле, итал., букв. - певуче, от cantare - петь; франц. cantable).

1) Певучесть, напевность мелодики. В кон. 17-18 вв. она становится важнейшим позитивным эстетич. критерием не только по отношению к вокальной, но и к инстр. музыке. Так, Л. Моцарт определяет напевность как "прекраснейшее в музыке" ("Versuch einer grьndlichen Violinschule", 1756); P. Э. Бах рекомендует каждому музыканту (композитору) слушать хороших певцов и изучать вокальное иск-во, чтобы научиться "мыслить напевно" (см. "Versuch ьber die wahre Art das Clavier zu spielen", Bd 1, 1753).

2) Певучесть, напевность исполнения музыки. Требование певучего, напевного исполнения приобретает особое значение одновременно с утверждением представления об эстетич. ценности этих качеств. Напр., И. С. Бах отмечает, что певучесть является осн. целью при обучении исполнению полифонич. музыки ("Aufrichtige Anleitung", 1723). Со 2-й пол. 18 в. обозначение С. часто выставляется вместе с обозначением темпа произв. или его части, указывая на характер музыки (В. А. Моцарт - Andante cantabile con espressione в сонате для фп. a-moll, K.-V. 281; Л. Бетховен - Adagio cantabile в сонате для скрипки и фп. ор. 30 No 2; П. И. Чайковский - Andante cantabile в квартете ор. 11). Встречаются и самостоятельные произв. с назв. С. ("Кантабиле" Ц. А. Кюи для виолончели и фп.).

Cantus firmus

Статья большая, находится на отдельной странице.

Concerto grosso

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Concerts spirituels"

"Concerts spirituels" (консeр спиритюэль, франц.) - см. "Духовные концерты".

Crescendo

Статья большая, находится на отдельной странице.

D

1) Четвёртая буква алфавита музыкального; название и букв. обозначение IV ступени распространённого в период раннего средневековья звукоряда, осн. тоном к-рого был звук А. Впоследствии, когда место осн. тона диатонич. звукоряда заняло C, звук D стал II ступенью этого звукоряда. Во Франции, Италии и нек-рых др. странах наряду с букв. обозначением чаще применяется слоговое обозначение звука D - re (ре). Прописное D обозначает звук большой октавы, строчное - малой; для звуков более высоких и более низких октав применяют дополнит. цифры или чёрточки; так, D или D1 обозначает звук контроктавы,

D

или d2 - второй октавы. Для обозначения хроматич. видоизменений данной ступени звукоряда к букве D присоединяют дополнит. слоги; повышение её на полутон обозначается dis (англ. D sharp; франц. re diиse; рус. ре-диез; итал. re diesis), повышение на 2 полутона disis (англ. D double sharp; франц. re double diиse; рус. ре-дубль-диез; итал. re doppio diesis), понижение на полутон - des (англ. D flat; франц. re bйmol; рус. ре-бемоль; итал. re bemolle), на два полутона - deses (англ. D double flat; франц. re double bйmol; рус. ре-дубль-бемоль; итал. re doppio bemolle). При обозначении тональности к обозначению звука тоники добавляют слово dur или moll, одновременно применяя для мажора прописное D, для минора - строчное; так, D-dur означает ре мажор, Des-dur - ре-бемоль мажор, d-moll - ре минор, dis-moll - ре-диез минор. В теоретич. работах тональность может обозначаться и одной буквой; в этом случае D означает ре мажор, d - ре минор. Музыковеды-теоретики применяют и буквенное обозначение трезвучий; в этой системе D означает ре-мажорное трезвучие, d - ре-минорное.

2) Обозначение гармонич. функции V ступени (доминанты) мажора и минора, а также аккордов этой функции: доминантового трезвучия D, его обращений D6, D64; доминант-септаккорда - D7, его обращений D65, D43, D2; доминантнонаккорда - D9.

3) Сокращение франц. слова droite (правый); применяется в обозначении m. d., т. е. main droite (правая рука).

В. А. Вахромеев.

Da capo

Da capo (да кaпо, итал., букв. - от головы; сокр. D. С.) - обозначение в нотах, предписывающее повторить пьесу с начала и до конца (в случае отсутствия дополнит. указаний) либо до особого знака (

Da capo

,

Da capo

, §, итал. segno (сеньо), букв. - знак, al segno, сокр. al S. - до знака) или до знака ферматы. Aria da capo - см. Ария.

Dal segno

Dal segno (даль сeньо, итал. - от знака, сокр. dal S., D. S.) - обозначение в нотах, предписывающее повторить пьесу от особого знака (

Da capo

;

Da capo

, §).

Decrescendo

Decrescendo (декрешиндо, итал., букв. - уменьшаясь) - см. Diminuendo.

Detachе

Detachе (деташe; франц., от detacher - отделять) - в игре на смычковых инструментах извлечение каждого звука отд. плавным движением смычка (вниз или вверх). Овладение приёмом Д. имеет большое значение в развитии техники игры на скрипке, виолончели и др.

Dies irae

Dies irae (диес ире, лат. Dies irae, dies illa solvet saeclum in favilla - День гнева, этот день превратит века в пепел) - ср.-век. католич. песнопение (секвенция). Выражает идею страшного суда. Происходит из Италии. Самые ранние записи относятся к 12 в. Окончат. редакция текста, видимо, принадлежит монаху Томмазо ди Челано (ум. 1255). D. i. - одна из 5 секвенций, узаконенных Тридентским собором в Риме (1545-1563). Напев D. i., имеющий народно-песенные корни, отличается строгостью и трагич. выразительностью; вплоть до 20 в. сохранил силу воздействия. Чаще, чем др. песнопения средневековья, он использовался в сочинениях композиторов 19-20 вв. как муз. образ, воплощающий представление человека о смерти, как символ трагического в жизни человека.

Dies irae

Мелодия D. i. в разл. гармонич., фактурном и тембровом оформлении, по-разному варьируясь и развиваясь, звучит в финале "Фантастической симфонии" Г. Берлиоза, в "Пляске смерти" для фп. с оркестром (вариации на эту тему) Ф. Листа, в симф. поэме К. Сен-Санса "Пляска смерти", в "Новогреческой песне", симфонии "Манфред" П. И. Чайковского, в сюите "Из средних веков" А. К. Глазунова, в ряде произв. С. В. Рахманинова ("Остров мёртвых", Рапсодия на тему Паганини, 3-я симфония, Симфонические танцы), во 2-й сонате и в финале 6-й симфонии Н. Я. Мясковского, во 2-й симфонии А. И. Хачатуряна, в опере "Кола Брюньон" Д. Б. Кабалевского, в музыке Д. Д. Шостаковича к "Гамлету" Шекспира, во 2-й сюите для скрипки соло Дж. Энеску, в оратории "Пляска мертвецов" А. Онеггера и во мн. др. сочинениях. Текст D. i. входит в состав заупокойной мессы (реквиема). В старых реквиемах использовался и сам напев D. i., излагавшийся одноголосно или в качестве тенора полифонич. ткани. Хотя текст D. i. и представлен в реквиемах мн. композиторов 18-20 вв. (В. А. Моцарт, Л. Керубини, Р. Шуман, Г. Берлиоз, Дж. Верди, А. Дворжак, Б. Бриттен и др.), обычно они создавали на него свою музыку. Иногда образ D. i. развёртывается лишь в одной части ("Реквием" Моцарта), в др. случаях служит своего рода лейтмотивом, повторяясь несколько раз и являясь тем самым носителем осн. идейного и интонационного содержания произв. ("Реквием" Верди). В ряде реквиемов D. i. вместе с Tuba mirum (чудесная труба) вносит в музыку черты картинности, декоративности и создаёт образ стихийно разбушевавшейся грозной силы (реквиемы Моцарта, Берлиоза, Верди).

Литература: Сhiappini A., La sequenza "Dies irae, dies illa" di Fra Tommaso de Celando, "Collectanea Franciscana", XXXII, 1962; Wanninger F., Dies irae. Its use in nonliturgical music..., (Illinois), 1962 (Diss.).

Б. В. Левик.

Diminuendo

Diminuendo (диминуэндо, итал., букв.- уменьшая; сокр. dim. или dimin.) - постепенное ослабление силы звучания. В нотах обозначается знаком

Diminuendo

(в прошлом применялись также знаки

Diminuendo

и

Diminuendo

). Противоположное понятие - crescendo; отсюда термин decrescendo, равнозначный D.

Divisi

Divisi (дивизи, итал., мн. ч. от diviso - разделённый, сокр. div.) - разделение орк. партии однородных инструментов (напр., первых скрипок) в местах, изложенных двойными нотами или аккордами, на 2 и более голоса, к-рые должны исполняться соответственно по пультам. Игра D. в этих случаях даёт более полное и свободное звучание. Указание D. обозначается в партитурах и орк. партиях. Применяется гл. обр. в позднеромантич. и совр. симф. и оперной музыке.

F

1) Шестая буква алфавита музыкального; название и буквенное обозначение VI ступени распространённого в период раннего средневековья звукоряда, осн. тоном к-рого был звук А. Впоследствии, когда место осн. тона диатонич. звукоряда заняло С., звук F стал IV ступенью этого звукоряда. Во Франции, Италии и нек-рых др. странах наряду с буквенным чаще применяется слоговое обозначение звука F-fa (фа). Прописное F обозначает звук большой октавы, строчное - первой; для звуков более высоких и более низких октав применяют дополнит. цифры или чёрточки; так, F или F1 обозначает звук контроктавы,

F

или f4 - четвёртой октавы. Для обозначения хроматич. видоизменений данной ступени звукоряда к букве F присоединяют дополнит. слоги; повышение её на полутон обозначается fis (англ. F sharp; франц. fa diese; итал. fa diesis; рус. фа-диез), повышение на 2 полутона - fisis (англ. F double sharp; франц. fa double diese; итал. fa doppio diesis; рус. фа-дубль-диез), понижение на полутон - fes (англ. F flat; франц. fa bemol; итал. fa bemolle; рус. фа-бемоль), понижение на 2 полутона - feses (англ. F double flat; франц. fa double bemol; итал. fa doppio bemolle; рус. фа-дубль-бемоль). При обозначении тональности к названию звука тоники добавляют слова dur или moll, одноврем. применяя для мажора прописное F, для минора - строчное; так, F-dur означает фа мажор, Fis-dur - фа-диез мажор, f-moll - фа минор, fis-moll - фа-диез минор. В теоретич. работах тональность иногда обозначается одной буквой; в этом случае F означает фа мажор, f - фа минор. Музыковеды-теоретики применяют также буквенное обозначение трезвучий; в этом случае F означает фа-мажорное трезвучие, f - фа-минорное.

2) Сокращённое написание слова forte. Сокращённое обозначение fortissimo - FF; fortissimo possibile - FFF, a также FFFF.

3) Название строя транспонирующих духовых инструментов: напр., альтового гобоя (англ. рожка) - in F и валторны - in F.

4) Ключевой знак; буква F применялась в этом значении наряду с др. буквами (см. C и G) со времени введения в нотное письмо линейной системы. Буква F помещалась в начале нотного стана на уровне определ. линейки, указывая положение в нотном стане звука фа малой октавы. Очертания буквы F как ключевого знака видоизменялись, и постепенно она приняла совр. форму басового ключа (ключ фа). См. Ключ.

В. А. Вахромеев.

Forte

Forte (фoрте, итал., букв. - громко, сильно; сокращённое обозначение f) - одно из важнейших динамич. обозначений (см. Динамика). По смыслу противоположно piano. Наряду с итал. термином "F." в странах нем. языка иногда применяются обозначения laut, stark, в странах англ. языка - laud, strong. Производным от F. является обозначение fortissimo (фортиссимо, итал., превосходная степень от F.; также piщ forte или: forte forte, букв. - очень громко, сокращённое обозначение ff). Промежуточный между F. и mezzopiano динамич. оттенок - mezzoforte (меццофурте, итал., букв. - не слишком громко). С 18 в. термин "F." использовался и с уточняющими итал. определениями (meno - менее, molto - очень, poco - довольно, quasi - почти и др.). В 19 в. компрзиторы стали прибегать и к обозначению бульших, чем fortissimo, степеней громкости (напр., ffff в 1-й части симфонии "Манфред" Чайковского).

Fortissimo

Fortissimo (фортиссимо, итал. - очень громко) - см. Forte.

G

1) седьмая буква алфавита музыкального; название и буквенное обозначение VII ступени существовавшего в период раннего средневековья звукоряда, осн. тоном к-рого был звук А. Звук, лежащий тоном ниже основного, считался тогда дополнительным и обозначался греч. буквой Г. (гамма). Впоследствии, когда место осн. тона диатонич. звукоряда заняло С., звук G. стал V ступенью этого звукоряда. Во Франции, Италии и нек-рых др. странах наряду с буквенным обозначением и чаще его используется слоговое обозначение звука G. - sol (соль). Прописное G. обозначает звук большой октавы, строчное - малой; для звуков более высоких и более низких октав применяют дополнительные цифры или чёрточки; так G1 или G обозначает звук контроктавы, g2 или

G

- второй октавы. Для обозначения хроматич. видоизменений данной ступени звукоряда к букве G. присоединяют дополнит. слоги; повышение её на полтона обозначается gis (англ. G. sharp; франц. sol diиse; рус. соль-диез; итал. sol diesis), повышение на 2 полутона - gisis (англ. G. double sharp; франц. sol double diиse; рус. соль дубль-диез; итал. sol doppio diesis), понижение на полутон - ges (англ. G. flat; франц. sol bйmol; рус. соль бемоль; итал. sol bemolle), на 2 полутона - geses (англ. G. double flat; франц. sol double bйmol; рус. соль дубль-бемоль; итал. sol doppio bemolle). При обозначении тональностей к обозначениям звука тоники добавляют слова dur и moll, одновременно применяя для мажора прописное G, для минора - строчное; так, G-dur означает соль мажор, Ges-dur - соль-бемоль мажор, g-moll - соль минор, gis-moll - соль-диез минор. В теоретич. работах тональность может обозначаться и одной буквой; в этом случае G. означает соль мажор, g - соль минор. Порой музыковеды-теоретики применяют буквенное обозначение трезвучий; в этой системе G. означает соль-мажорное тонич. трезвучие, g - соль-минорное.

2) Ключевой знак; буква G. применялась в этом значении наряду с др. буквами (см. C и F) со времени введения в нотное письмо линейной системы. Буква G. помещалась в начале нотного стана на уровне определ. линейки, указывая тем самым положение в нотном стане звука соль первой октавы (g1). Постепенно очертания буквы G. как ключевого знака изменились, и она приняла форму употребительного в наше время скрипичного ключа (ключ соль).

3) Сокращение франц. слова gauche (левый); применяется в обозначении m. g., тo есть main gauche (левая рука).

В. А. Вахромеев.

"Gaudeamus"

"Gaudeamus" ("Гаудеамус", лат. - "Будем радоваться") - популярная студенч. песня. Прототипом песни явилось песнопение 13 в., обработанное в 1781 нем. странствующим поэтом К. В. Киндлебном; мелодия частично заимствована из песни нем. композитора И. Г. Гюнтера (1718). Лат. текст, начинающийся словами "Будем радоваться, пока мы молоды", воспевает радости жизни, молодость и науку. Вскоре эта песня получила большое распространение среди студенчества Германии и др. европ. стран, в т. ч. дореволюц. России. Композиторы неоднократно использовали "G." в качестве темы своих сочинений ("Концертные парафразы" и "Юмореска" для фп. Листа, "Академическая увертюра" Брамса, конц. увертюра Кос-Анатольского и др.). Э. Хумпердинк написал оперу "G". из жизни нем. студенчества.

Литература: Schwetschenko G., Zur Geschichte des Gaudeamus igitur, (В.), 1877.

Gedackt

Gedeckt (гедaкт, гедйкт, нем., букв. - закрытый; англ. covered stops, франц. jeux bouchйs), - орг. регистр лабиальной группы семейства флейтовых в нем. органах. Трубы закрытые. G. 16 иногда наз. Grobgedackt или Grossgedackt. G. (или Gedeckt) встречаются в диспозициях мануалов 8, 4, 2, 1. В эпоху барокко предпочтение отдавалось G. с узкой мензурой. В органах романтич. стиля строили G. с широкой мензурой. Низкозвучащие G. глуховаты и при подвижной игре создают неясную звучность.

Gemshorn

Gemshorn (гемсхoрн, нем.; англ. goat-horn) - орг. регистр лабиальной группы. В старинных органах идентичен регистрам Spitzflцte, Spielflцte, Scnwegel, Nachthorn. С конца 19 в. G. сближается с регистрами, имитирующими звучность орк. группы струнных. Высотность: 16, 8, 4, 2, 1 (на мануалах). В диспозиции педальной клавиатуры - 16 (G.-бас).

Gloria

Gloria (глурия, лат. - слава, первое слово фразы Gloria in excelsis Deo - "Слава богу в вышних") - католич. песнопение, вторая часть мессы. Композиторы разд. эпох (Жоскен Депре, Палестрина, Орландо Лассо, И. С. Бах, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Лист и др.) неизменно включали G. в свои мессы. Нек-рые композиторы делят G. на номера, выделяя отд. фразы текста: "laudamus te" ("хвалим тебя"), "gratias agimus tibi" ("благодарим тебя") и т.д. В др. случаях муз. композиция G. едина, иногда она подчиняется принципу трёхчастности. На заключит, слова "In gloria Dei Patris. Amen" В. А. Моцарт, Л. Бетховен и др. великие мастера обычно писали фугу. Как правило, музыка G. исполнена монумент. величия, торжественной праздничности. G. под названием "Великое славословие" входит в состав православной всенощной в соответствующем переводе на церк.-славянский язык.

Б. В. Левик.

Grave

Grave (грбве, итал., букв. - тяжело, серьёзно, важно).

1) Муз. термин, появившийся в нач. 17 в. Отражал характерные для стиля барокко устремления к фундаментальному, "весомому", серьёзному. Был связан с теорией аффектов (см. Аффектов теория). С. Броссар в 1703 истолковывает термин "G." как "тяжело, важно, величественно и поэтому почти всегда медленно". G. обозначает темп, близкий к largo, средний между lento и adagio. Неоднократно встречается в сочинениях И. С. Баха (Кантата BWV 82) и Г. Ф. Генделя (хоры "И Израиль сказал", "Он - мой Господь" из оратории "Израиль в Египте"). Особенно часто служил указанием темпа и характера медленных вступлений - интрад, вступлений к увертюрам ("Мессия" Генделя), к первым частям циклич. произведений ("Патетическая соната" Бетховена), к оперным сценам ("Фиделио", вступление к сцене в тюрьме) и т. п.

2) Муз. термин, применяющийся в качестве определения к др. слову и означающий "глубокий", "низкий". Так, graves voices (нижние голоса, нередко просто graves) - введённое Хукбальдом обозначение нижнего тетрахорда звуковой системы того времени (тетрахорд, лежащий ниже четырёх finalis; G-c). Octaves graves (нижняя октава) - субоктав-коппель в органе (устройство, позволявшее органисту удваивать исполняемый голос в нижнюю октаву; как и др. октавные удвоители, применялось гл. обр. в 18-19 вв.; в 20 в. вышло из употребления, поскольку не давало тембрового обогащения звука и снижало прозрачность звуковой ткани).

Литература: Brossard S. de, Dictionnaire de musique, contenant une explication des termes grecs, latins, italiens et franзais les plus usitйs dans la musique..., Amst., 1703; Hermann-Bengen I., Tempobezeichnungen, "Mьnchner Verцffentlichungen zur Musikgeschichte", I, Tutzing, 1959.

H

H - обозначение второй высокой ступени муз. звукоряда раннего средневековья, к-рым было заменено прежнее ее обозначение - В durum (лат. твёрдое), в противоположность второй низкой ступени - В molle (лат. мягкое). Впоследствии, когда место осн. тона диатонич. звукоряда заняло С, звук H стал VII ступенью этого звукоряда. Ныне буква H соответствует VII высокой ступени звукоряда с осн. звуком С (в странах англ. языка высокая седьмая ступень обозначается буквой В, а низкая - В flat, т. е. В низкое). В Италии, Франции, России и нек-рых др. странах наряду с буквенным используется слоговое обозначение звука H - si (си). Прописное H обозначает звук большой октавы, строчное - малой; для звуков более высоких и более низких октав применяют дополнит. цифры или чёрточки: так, Н2 или

H

обозначает звук субконтроктавы, h1 или

H

- первой октавы. Для обозначения хроматич. видоизменений данной ступени звукоряда к букве H присоединяются дополнит. слоги; повышение на полутон обозначается his (англ. В sharp; франц. si diиse, итал. si diesis, рус. си-диез), повышение на 2 полутона - hisis (англ. В double sharp; франц. si double diese; итал. si doppio diesis; рус. си-дубль-диез), понижение на полутон - В (англ. В flat; франц. si bemol; итал. si bemolle; рус. си-бемоль), понижение на 2 полутона - heses (англ. В double flat; франц. si double bemol; итал. si doppio bemolle; рус. си-дубль-бемоль). При обозначении тональностей к названию звука тоники добавляют слова dur и moll, для мажора к прописному Н, для минора к строчному h, т. е. H-dur означает си мажор, h-moll - си минор. В теоретич. работах тональность может обозначаться и одной буквой; в этом случае H означает си мажор, h - си минор. Принято также и буквенное написание трезвучий: H означает си-мажорное трезвучие, h - си-минорное.

В. А. Вахромеев.

Hauptwerk

Hauptwerk (хaуптверк, нем.; англ. full или great organ, франц. grande orgue) - совокупность основных, наиболее характерных, "блестящих" и мощных регистров органа. Их трубы установлены на основной виндладе в центре внутр. части инструмента. Органист заставляет их звучать, играя на главном (чаще на самом нижнем) мануале (Hauptmanual). Как правило, X. состоит из полного набора голосов принципальной группы (16', 8', 4', 2'), большой и малой микстур, разл. аликвотов и наиболее ярких язычковых регистров. В разные эпохи и в разных странах состав X. менялся. Первоначально X. был единственным ансамблем регистров органа; с 14 в. к нему постепенно присоединялись и др. группы - Rьckpositiv, Brustwerk, Oberwerk, Pedalwerk и т. д. В результате орган превратился из одномануального в многомануальный инструмент с ножной клавиатурой (см. Педаль).

Литература: Locher С., Die Orgelregister und ihre Klangfarben, Bern, 1923; Cellier A., Bachelin H., L'orgue. Ses йlйments. Son histoire. Son esthйtique, P., 1933.

Л. И. Ройзман.

Hohlflote

Hohlflote (хульфлёте, нем.; англ. hohlflute; франц. flete) - лабиальный открытый регистр органа. Относится к семейству флейтовых, состоит из труб цилиндрич. формы. Н. происходит от широкомензурного принципала. В свою очередь ряд регистров на мануалах (Flauto, Flauto major, Aperta, Offenflцte), а также в педали (OffenbaЯ, BaЯflцte, FlцtbaЯ и др.) ведут происхождение от Н. В старинных органах трубы Н. делались преим. из олова со значит. примесью свинца; в 19 в. иногда изготавливались из дерева. Звуковысотность H. обычно 16, 8, 4. H. 2, 1 называются Waldflцte, Bauernflцte, Flautino и др. Н. используется и как сольный регистр в медленных частях трио-сонат и в пасторали И. С. Баха; в пьесах более быстрого темпа хорошо сочетается с лабиальными регистрами 4 и 2 и даже со слабыми микстурами. Занимая по ширине мензуры среднее положение между принципалом и регистром Nachthorn, H. обладает красивым "округлым" звучанием.

Литература: Richardson E. G., The acoustics of orchestral instruments and of the organ, L., 1929; Mahren holz Chr., Uie Orgelregister, ihre Geschichte und ihr Bau, Kassel, 1930.

Л. И. Ройзман.

"Hudebni rozhledy"

"Hudebni rozhledy" ("Гэдебни рузгледи") - чехословацкий муз. журнал. Издавался в 1924-28 в Брно; был осн. В. Гельфертом и редактировался им (с 1925 совм. с Л. Кундерой). Выходил ежемесячно. Посв. проблемам совр. музыки, преим. моравской (в т. ч. творчеству Л. Яначека), исполнит. и композит. деятельности совр. музыкантов и вопросам муз. воспитания в Чехословакии. Рассчитан на специалистов-музыковедов. Возобновлён в 1948. Гл. ред. - М. Барвик, Я. Йиранек с 1953 (с 8-го номера), Б. Карасек (с 1960), затем В. Поспишил и др. Посв. эстетич. и муз.-теоретич. проблемам, даёт обзор муз. жизни и освещает связанные с ней культ.-политич. вопросы. Имеет обширный информац. отдел: сведения о новых муз. произв., книгах, пластинках, муз. программах радио и телевидения, о музыке кино. Публикует переводы статей и письма зарубежных музыковедов. Предназначен для более широких кругов читателей, чем "Н. r." 1920-х гг.

"Hudebni veda"

"Hudebni veda" ("Гэдебни вйда") - чехословацкий музыковедческий журнал. Начал издаваться в 1961 по инициативе кабинета совр. музыки при Союзе чехословацких композиторов в изд-ве "Пантон" в Праге. Выходит поквартально. Среди ред. - Б. Карасек и Я. Йиранек. В журн. публикуются исследования по эстетике, теории и истории чеш. и зарубежной музыки, а также материалы, документы, сообщения и библиографич. работы о совр. музыке Чехословакии.

"Kwartalnik muzyczny"

"Kwartalnik muzyczny" ("Квартбльник музычны") - польский науч. музыковедч. журнал. Осн. в 1911 в Варшаве. В 1911-14 орган Науч. секции при Варшавском муз. об-ве (изданы 6 томов, посв. вопросам муз. теории, истории и эстетики; гл. ред. Р. Статковский). В 1928-33 орган Об-ва любителей старинной музыки (изданы 8 томов; ред. А. Хыбиньский и К. Сикорский; сотрудничали И. Фейхт, З. Лисса, С. Лобачевская, М. Щепаньская и др.). В 1948-50 "К. m." издавался в качестве органа музыковедч. секции при Союзе композиторов ПНР. Гл. ред. - Ю. Хоминьский.

Kyrie eleison

Kyrie eleison (кирие элeйсон, греч. Kurie eleison - господи, помилуй) - католич. песнопение, начальный раздел мессы. Нередко обозначается одним словом Kyrie. Входит также в заупокойную мессу (реквием). За текстом К. е. следует Christe eleison, после чего возвращается К. е. В последней части подобной 3-частной композиции может повторяться не только текст, но и музыка первой части. Такие повторения музыки Kyrie, редкие в 16-17 вв., в связи с общей эволюцией муз. иск-ва становятся обычными в 18-19 вв. (они применены, напр., во всех 6 мессах Ф. Шуберта - в 3-й и 5-й внутри более сложной общей структуры). В нек-рых случаях Kyrie и Christe объединяются общей формой (двойная фуга в Реквиеме В. А. Моцарта). В др. случаях, напротив, части Kyrie - Christe - Kyrie основываются на разных темах и представляют собой самостоят. композиц. формы (в мессе h-moll И. С. Баха эти части написаны и в разных тональностях). Встречаются К. е. как полифонического, так и гомофонно-гармонич. склада. В переводе на слав. яз. со словами "Господи, помилуй" К. е. входит и в православную церк. службу (см. Литургию Чайковского и др.). В 17-18 вв. и ранее на Украине и в России иногда сохранялось и греч. К. е. ("Службы" В. Титова, Н. П. Дилецкого и др.).

Б.В. Левик.

Lacrimosa

Lacrimosa (лакримуза, от лат. Lacrimosa dies ilia qua resurget ex favilla judicandus homo reus - Слёзный это будет день, когда мир восстанет из пепла и грешный склонится перед судьёй) - одна из частей заупокойной мессы - реквиема. Иногда она образует самостоят. номер (в Реквиеме Моцарта), иногда входит в состав более обширного номера (в Реквиеме Верди). Во всех случаях L. служит лирич. центром произв. В ней обычно передаётся глубокая печаль, получающая выражение прежде всего в напевной мелодии, то сосредоточенно-скорбной (Моцарт), то драматически-напряжённой (Берлиоз). Иногда в L. ощутимо влияние оперных образцов (Верди).

Б. В. Левик.

Lamento

Lamento (ламeнто, итал. - жалоба, жалобная песнь) - обозначение музыки жалобного, скорбного, печального характера. Обычно L. представляет собой законченное вок.-инстр. произв. небольших масштабов, связанное с воплощением в музыке поэтич. жалобы. В 17-18 вв. L. в виде сольных арий или сцен часто включались в оперные сочинения, где располагались перед переломом действия. Наиболее ранний образец - L. Ариадны из одноимённой оперы Монтеверди (1608). Большую известность в своё время приобрело L. Дидоны из оперы "Дидона и Эней" Пёрселла (1691). Можно говорить об определённых жанровых чертах таких L. В их числе - нисходящее направление движения мелодии, повторяющийся как в пассакалье и чаконе бас (basso ostinato), зачастую в виде хроматич. нисхождения на кварту, определённые ритмич. формулы и инструментовка. Вок. L. находили применение также в мадригале и кантате, особенно в 17 в. Назв. "L." встречается и в инстр. зап.-европ. музыке, где применяется кок равнозначное назв. "tombeau" (см. "Надгробие") и "plainte" (франц., букв. - жалоба), порой обозначает печальное инстр. вступление или антракт в опере.

Литература: Конен В., Театр и симфония, М., 1968, 1975; её же, Клаудио Монтеверди, М., 1971, с. 220-23; Epstein P., Dichtung und Musik in Montevcrdis "Lamento d'Arianna", "ZfMw", 1927-28, v. 10, No 4; Westrup J. A., Monteverdi's "Lamento d'Arianna", "MR", 1940, v. I, No 2; Schneider M., Klagelieder des Volkes in der Kunstmusik der italienischen Ars nova, "AMl", 1961, v. 23; Laade W., Die Struktur der Korsischen Lamento-Melodik, в сб.: Sammlung Musikwissenschaftliches Abhandlungen 43, Stras.-Baden-Baden, 1962.

И. M. Ямпольский.

Larghetto

Larghetto (ларгeтто, итал., уменьшит.0 от largo, букв. - довольно широко) - обозначение умеренно медленного темпа, с к-рым связывается представление и об определённом характере музыки. Подобно largo, означает размеренное и певучее развёртывание муз. ткани, однако не столь "весомой", полнозвучной; сравнительно с largo L. более подвижно и текуче, в нек-рых случаях приобретает и танц. оттенок. Нередко L. сближается с andante. Характерный пример L. - медленная часть 2-й симфонии Л. Бетховена.

Л. М. Гинзбург.

Largo

Largo (ларго, итал., букв. - широко) - обозначение медленного темпа, нередко указывающее и на определённый характер музыки. Обычно оно применяется в произв. величавого, торжественного, скорбного характера, отличающихся широким, размеренным развёртыванием муз. ткани, подчёркнуто-весомыми, полнозвучными аккордовыми комплексами. Термин известен с нач. 17 в. В ту пору означал спокойный, умеренный темп и проставлялся при пьесах, исполнявшихся в ритме сарабанды. С нач. 18 в. понимание термина изменилось. В муз. теории этого времени L. часто рассматривалось как очень медленный темп, вдвое более медленный сравнительно с adagio (adagio adagio). На практике, однако, соотношение L. и adagio не было прочно установившимся; нередко L. отличалось от adagio не столько по темпу, сколько по характеру звучания. В определённых случаях L. приближалось к обозначению andante molto cantabile. В симфониях Й. Гайдна и В. А. Моцарта обозначение "L." указывает прежде всего на подчёркнутую акцентировку. Л. Бетховен трактовал L. как "утяжелённое" adagio. Часто он соединял термин "L." с уточняющими определениями, подчёркивающими пафос звучания: L. appassionato в сонате для фп. ор. 2, L., con gran espressione в сонате для фп. ор. 7 и т.п.

Л. М. Гинзбург.

Legato

Legato (легaто, итал., букв. - связанно, плавно, от legare - связывать) - связное исполнение звуков, когда они как бы переходят один в другой. Противоположно staccato. Графически обозначается лигой. С помощью L. звуки объединяются в одну фразу: исполнение L. способствует восприятию мелодии как напевной. В пении и игре на духовых муз. инструментах L. обусловливается тем, что струя воздуха при извлечении нескольких различных по высоте звуков не прерывается. На струн. смычковых инструментах L. достигается исполнением ряда звуков на один смычок вверх или вниз. На клавишных инструментах для достижения L. клавиша отпускается лишь незадолго до того, как палец ударяет по др. клавише (порой даже чуть позже). В иск-ве исполнения на фп. с его быстро затухающим звуком владение техникой L. имеет особое значение. Обозначения ben legato и legatissimo предписывают очень связное исполнение, обозначение non legato - исполнение, среднее между portato и staccato.

Lento

Lento (лeнто, итал., букв. - медленно; франц. lent, lentement) - обозначение темпа, близкого к largo, но не связанного с характерной для последнего полнотой и особой весомостью звучаний. Нередко музыка в темпе L. производит впечатление медлительного, неспешного, внутренне-заторможенного развёртывания образов. Понимание термина не было единообразным: Ж. Ж. Руссо (1767) рассматривал L. как франц. аналог largo. Хотя обозначение L. встречается с нач. 17 в., оно в общем применялось и применяется сравнительно редко (Ф. Шопен, вальс a-moll, op. 34, No 2).

Longa

Longa (лунга, лат., букв. - длинная, долгая) - знак мензуральной нотации (

Longa

). Обозначал относительно долгую длительность.

Maxima

Maxima (мaксима, лат. - самая большая, самая долгая; франц. duplex longa - удвоенная лонга) - знак мензуральной нотации (

Maxima

). Обозначал самую долгую длительность.

"Melos"

"Melos" ("Мелос") - нем. муз. журнал (ФРГ). Основан в 1920 в Майнце Г. Шерхеном и X. Мерсманом; выходил в 1920-26, 1927-43. В 1946 издание "М." возобновила фирма Шотт (рук. Г. Штробель, с 1959 - Г. В. Барух). До конца 1971 издавался ежемесячно, в 1972-74 - двухмесячник (выходил в конце января, марта, мая, июля, сентября и ноября). Ответств. редактор X. Эш. Среди постоянных авторов - известные музыковеды и критики К. Вагнер, В. Э. Левинский, Э. Лиммерт, М. Лихтенфельд, Ф. Муглер, Ф. К. Приберг, X. X. Штуккеншмидт (ФРГ), А. Голеа (Франция), Б. Шиффер (Великобритания), Дж. Монтес (Аргентина) и др. Публиковал статьи, касающиеся музыки 20 в. (преим. композиторов, примыкающих к авангардизму), программы концертов и муз. спектаклей в разл. городах Зап. Европы, США и Юж. Америки (раздел существует с 1972), рецензии на первое исполнение новых произв. совр. композиторов, на новые ноты и грампластинки, муз. рекламу и др. В 1975 слился с "Neue Zeitschrift fьr Musik", выходит под назв. "Melos/NZ" и несколько изменил профиль, охватывая вопросы музыки всех времён и направлений. Издают журнал К. Дальхауз, X. Эш, Э. Томас и О. Томэк.

М. С. Шарова.

Messa di voce

Messa di voce (мeсса ди вуче, итал.) - динамич. украшение долго выдерживаемого звука, характерное для итал. вок. стиля бельканто. Наз. также "филировкой" звука. Заключается в постепенном нарастании силы звучания от тончайшего pianissimo до мощного fortissimo и в столь же постепенном ослаблении звука до исходного pianissimo. Владение приемом M. d. v. рассматривалось как свидетельство хорошей вок. подготовки исполнителя. С течением времени M. d. v. стало применяться и в инстр. музыке, такое M. d. v. описано И. И. Кванцем, Дж. Тартини и др. авторами. Тартини связывает скрипичное M. d. v. с вибрато и трелью; на трели он рекомендует осуществлять только нарастание силы звучания. Д. Маццокки одним из первых применил затухающее M. d. v. в связи с portamento на последовании хроматически-нисходящих звуков (Dialogi e sonetti, 1638), для этого вида штриха он вводит и особое обозначение (v).

Mezza voce

Mezza voce (мeцца вуче, итал. - вполголоса) - тихое, неполное звучание голоса. Особый приём вок. исполнения, требующий спец. технич. мастерства; также один из оттенков исполнения при игре на муз. инструментах.

Miserere

Miserere (Мизерeре) - церк. католич. песнопение. (Название - от первого слова лат. текста 51-го, в католич. литургии - 50-го псалма "Miserere mei Deus" - "Помилуй меня, боже".) Наиболее ранний образец М. принадлежит К.. Фесте (написано в 1517). В дальнейшем текст М. использовали композиторы 16-18 вв. - Л. Дентиче, Ф. Герреро, Палестрина, Дж. Нанино, Дж. Кариссими, Ж. Б. Люлли, X. Л. Хаслер, А. Скарлатти и др., создававшие М. в полифоническом стиле. Особенное признание получило М. (для 9-голосного двойного хора) Г. Аллегри (ок. 1638); его распространение было запрещено за пределами собора св. Петра в Риме. Запрет был нарушен 14-летним В. А. Моцартом, к-рый, прослушав единств. раз соч. Аллегри, записал музыку по памяти. Среди др. наиболее известны М., принадлежащие Т. Баи (1714) и Дж. Баини (1821). С особой торжественностью М. исполняется в Сикстинской капелле Ватикана в Риме (во время пения постепенно гасится свет).

Б. В. Левик.

Moderato

Moderato (модерфто, итал., букв. - умеренно; франц. modуrу, сокр. mod.) - обозначение умеренного темпа. Обычно термин "М." понимается как сокращение слов allegro moderato, т. е. как обозначение темпа, среднего между allegro и allegretto. В нек-рых случаях М. рассматривается и как самостоят. темп, более медленный, чем allegretto, но более подвижный, чем andantino.

"Music and Letters"

"Music and Letters" ("Мьюзик энд лйттерс") - англ. муз. журнал. Выходит ежеквартально. Осн. в Лондоне в 1920 А. Г. Фокс-Стренгуэйсом, к-рый был и первым гл. ред. "M. a. L"; его преемники - Э. Блом и Р. Кейпелл. Гл. ред. совр. "M. a. L." - Дж. А. Уэструп (до 1975). Издаётся при участии Корол. муз. ассоциации и изд-ва Оксфордского ун-та. Посв. гл. обр. проблемам истории музыки. Публикует развёрнутые рецензии на книги и нотные издания; имеет отдел рекламы и писем читателей. Среди постоянных сотрудников были крупнейшие музыковеды, в т. ч. Э. Веллес (до 1974), X. М. Браун (до 1975), ныне - Дж. Абрахам, Н. Темперли, Дж. У. Хилл.

М. С. Шарова.

"Music and Musicians"

"Music and Musicians" ("Мьюзик энд мьюзишенс") - англ. популярный муз. журнал. Выходит ежемесячно. Осн. в Лондоне в 1952 Дж. Т. Сатклифом, к-рый был и его первым гл. ред. Гл. редактор совр. "М. а. М." - Ф. Г. Баркер. Журнал разнообразен по содержанию; включает раздел "Контрапункт", в к-ром даются сообщения о событиях междунар. муз. жизни, объявления и рекламы муз. новинок (книги, грамзаписи). Публикует статьи по вопросам музыкознания и рецензии на книги и радиопередачи, аннотации к грампластинкам и письма читателей. Ведёт хронику оперных спектаклей и концертов.

М. С. Шарова.

"Musica"

"Musica" ("Музика") - нем. муз. журнал (ФРГ). Издаётся в Касселе с 1947 муз.-издат. фирмой "Беренрайтер" ("Беренрайтер-Ферлаг"). Основатель В. Швингер; в состав редколлегии входят (1976): X. Крельман, З. Абель-Штрут, Р. Баум, Л. Финшер, В. Гённенвайн, Д. де ла Мотте, В. Рем, В. Швингер. В журнале сотрудничают известные музыковеды и критики: К. Дальхауз, Д. Гойова, X. X. Штуккеншмидт и др. Вначале ежемесячник, с 1962 выходит 1 раз в 2 месяца; публикует статьи по всем вопросам муз. культуры, о разл. проблемах муз. творчества, даёт информацию, касающуюся муз. педагогики, краткие биографии совр. музыкантов (в связи с юбилейными датами или по случаю смерти) и развёрнутые биографич. очерки, рецензии на спектакли, на новые книги и грампластинки, объявления и др.

М. С. Шарова.

"Musica d'oggi"

"Musica d'oggi" ("Мэзика д'уджи") - итал. муз. журнал. Издавался в Милане в 1919-42 и 1958-66. Основатели: К. Клаузетти (с 1926 ред.) и Р. Валькаренги. До 1920 выходил 1 раз в квартал; затем ежемесячно; публиковал критич. статьи и библиографию. В 1958-63 ред. Р. Аллорто, с 1964 К. Сартори. Включал проблемные статьи, обзоры муз. периодики, репортажи о событиях текущей муз. жизни в Италии и др. странах, рецензии на новые книги, ноты и грампластинки, краткие заметки, некрологи, библиографию. В журнале принимали участие известные итал. музыковеды и муз. критики Дж. Конфалоньери, М. Мила и др.

М. С. Шарова.

"Musical America"

"Musical America" ("Мьюзикал Амeрика") - амер. популярный иллюстрированный муз. журнал. Выходил от 10 до 20 раз в год. Осн. в 1898 в Нью-Йорке Дж. К. Фрёйндом (ред. до 1924), первоначально издавался фирмой "Мьюзикал корпорейшен", затем изд-вом "Билборд паблишинг". Среди ред. - М. Уэйл (с 1927), Дж. Ф. Меджески (с 1929; одноврем. рук. "Musical Trades"), А. У. Креймер, О. Томпсон, Р. Ф. Эйер. До 1965 публиковал рассчитанные на массового читателя статьи о музыке и исполнении муз. произв., краткие рецензии на книги, муз. передачи амер. компаний радио и телевидения, сообщения о событиях муз. жизни, сведения о муз. коллективах и организациях США и др. стран; осн. текст перемежался с многочисл. рекламами. В 1965 "MA" слился с журн. "High Fidelity" ("Хай фиделити", осн. в 1951). Выходит под назв. "High Fidelity/Musical America" ("Хай фиделити/мьюзикал Америка"), к-рый, полностью включив в себя материалы "High Fidelity", издаётся той же фирмой (ред. Л. Маркус и Р. Джелетт) и содержит статьи по технике звукопередачи, звукозаписи и звуковоспроизведения; даёт сведения о звукозаписывающей аппаратуре и рецензии на грамзаписи (аннотации об отд. произв. или сериях и исполнителях).

М. С. Шарова.

"Musical quarterly"

"Musical quarterly" ("Мьюзикал куутерли") - амер. муз. науч. журнал. Выходит ежеквартально. Осн. в Нью-Йорке в 1915 Р. Э. Ширмером. Издаётся компанией Г. Ширмер. Редакторы - музыковеды О. Дж. Т. Соннек (1915-28), К. Энгель (крупнейший муз. библиограф США, 1929-44), Г. Риз (1944-45). В 1945-74 гл. редактор - П. Г. Ланг, с 1974 - К. Хач. Журнал посв. гл. обр. исследованию музыки 16-18 вв. (значительно менее представлены 19 и 20 вв.). "M. Q." публикует исследовательские работы по теории и истории музыки, статьи музыковедов США и др. стран по вопросам муз. т-ра и исполнительства, развёрнутые рецензии на книги по истории музыки, а также на грамзаписи, даёт библиографию на разл. языках (в т. ч. списки книг, изданных в предыдущем квартале), нотографию. Среди постоянных авторов - музыковеды Дж. А. Андерсон, X. М. Браун, а также ряд исполнителей, в т. ч. пианистка Э. Глусман, скрипач Дж. Грин.

М. С. Шарова.

Предыдущая страница Следующая страница