Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "У" (часть 2, "УМЛ"-"УЭБ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У" (часть 2, "УМЛ"-"УЭБ")

Умлауф И.

Умлауф И. (Umlauft) Игнац (1746, Вена - 8 VI 1796, Мейдлинг, близ Вены) - австр. композитор и альтист. С 1772 альтист придв. оперы в Вене, с 1778 музик-директор венского Придв. нац. оперного т-ра (т-р открыт зингшпилем У. "Горнорабочие"), с 1789 - придв. капеллы (преемник А, Сальери). Основу творч. наследия У. составляют зингшпили (все пост. в Вене): "Остров любви" ("Die Insel der Liebe", 1772), "Аптека" ("Die Apotheke", 1778), "Прекрасная сапожница" ("Die schцne Schusterin", 1779), "Счастливые охотники" ("Die glucklichen Jдger", 1786), "Кольцо любви, или Земира и Азор" ("Der Ring der Liebe", 1786), а также музыка к драм. спектаклям. Автор церк. музыки, песен и арий и др. Создатель венского типа зингшпиля. Наибольшую популярность получил зингшпиль "Горнорабочие" ("Die Bergknappen", 1778, шёл в России под назв. "Рудокопы").

Литература: Haas R., Einleitung, в кн.: Denkmдler der Tonkunst in Цsterreich, Jahrg., 18, Tl 1.

T. H. Соловьёва.

Умлауф И. Ф.

Умлауф И. Ф. (Umlauf) Карл Игнац Франц (19 IX 1824, Баден, близ Вены - 13 (по др. данным - 25) II 1902, Вена) - австр. цитрист. Музыкой начал заниматься сравнительно поздно. Игре на скрипке учился у X. Янса, теории музыки обучался у З. Зехтера. Вскоре увлёкся игрой на цитре (в сер. 19 в. вошла в моду в Вене), стал цитристом-виртуозом. С 20 лет успешно выступал во мн. городах Европы, стал придв. музыкантом в Вене. С 1856 постоянно давал концерты, к-рые пользовались большой популярностью. У. был самым известным учителем игры на цитре в Вене, первым открыл общедоступную школу. Автор широко известной школы игры на цитре "Neue vollstдndige theoretisch-praktische Zitherschule" (W., 1859), к-рая выдержала более 100 изданий. У. делал транскрипции известных оперных мелодий и песен, писал песни, танцы, небольшие фантазии. Свои сочинения и обработки издавал в сб-ках "Salon-Album fьr Zitherspieler. Eine Sammlung von Lдndlern und Liedern" (выходили с 1858, ежегодно 18 тетрадей). Сотрудничал также в журн. "Erstes Wiener Zither-Journal", к-рый издавал его ученик Ф. Вагнер. Для журнала написал статью об истории цитры (1887, Н. 1). Муз. сочинения У. написаны в современном ему салонном стиле и не имеют больших муз. достоинств. Попытки У. создать новые конструкции цитры оказались малоудачными.

Литература: Bennert J. E., Illustrierte Geschichte der Zither, Luxemb., 1881 (Autobiogr., S. 44-46); Wurzbach C. von, Umlauf K. J. F., в его кн.: Biographisches Lexikon des Kaiserthums Цsterreich, Tl 49, W., 1884; Vries H., Generalkatalog sдmtlicher Zither-Musikalien, Kцln, 1902; Nikl A. von, Die Zither. Ihre historische Entwicklung bis zur Gegenwart, w., 1927; Brandlmeier J., Handbuch der Zither. Die Geschichte des Instruments und der Kunst des Zitherspiels, Mьnch., 1963.

Ю. В. Крейнина.

Умлауф М.

Умлауф М. (Umlauff, Umlauf) Михаэль (9 VIII 1781, Вена - 20 VI 1842, Баден, близ Вены) - австр. скрипач, дирижёр и композитор. Сын Игнаца У. Муз. образование получил в родительском доме. После смерти отца учился у Й. Вейгля. Был скрипачом в оркестре Венской придв. оперы, затем помощником капельмейстера, в 1810-25 капельмейстером двух придв. оперных т-ров. С 1825 2-й капельмейстер в соборе св. Стефана. В 1840 вновь приглашён руководить придв. оперой, однако вскоре совсем отошёл от муз. жизни.

Современники называли У. одарённым дирижёром и скрипачом. У.-дирижёра высоко ценил Л. Бетховен. Трижды они выступали совместно (опера "Фиделио" - 23 мая 1814, "Кернтнертортеатр", Вена; 1-е исполнение 9-й симфонии и Kyrie, Credo, Agnus Dei из "Торжественной мессы" - 7 и 23 мая 1824, там же). В "Фиделио" У. корректировал игру оркестра, к-рым дирижировал уже почти глухой композитор (в конце автографа увертюры Бетховен пометил: "Умлауф показывает, где вступает тромбон"), в концертах 1824 Бетховен указывал темпы в начале каждой части; оркестром дирижировал У. При описании встреч с Бетховеном Л. Шпор упоминает, что У. по просьбе автора корректировал рукопись партитуры 9-й симфонии.

Как композитор У. дебютировал в 1804 балетом "Месть Амура". По дарованию У. значительно уступал своему отцу.

Сочинения: опера - Трактир в Гранаде (Das Wirtshaus in Granada; клавир опубл. в Вене); зингшпили - Праздник любви и радости (Das Fest der Liebe und der Freude; либр. И. Перине, 1806, Эйзенштадт); Гренадер (Der Grenadier, 1812, Вена, "Кернтнертортеатр"); балеты (10 или 12), в т. ч. Месть Амура (Amors Rache, 1804, Вена, "Кернтнертортеатр"), Пауль и Розетта, или Виноградари (Paul und Rosette oder Die Winzer, либр. Ж. Коралли, 1806, Венская придв. опера), Забавы Париса на горе Ида (Die Spiele des Paris auf dem Berge Ida, либр. К. Тальони, 1806, там же), Свадьба Гамаше, или Дон Кихот (Die Hochzeit des Gamache oder Don Quixote, либр. К. Тальони, 1807, "Кернтнертортеатр"), вставные номера для разл. балетов, в т. ч. "Лодоиски" А. Гировеца, "Альцины" П. Бертона; для солистов, хора и орк. - месса (D-dur), отд. части католич. литургии, в т. ч. 3 градуала, 3 офферториума; камерно-инст р. ансамбли - сонаты для скр. и фп., для фп. в 4 руки; фп. пьесы; танц. музыка.

Литература: Nottebohm G., Beethoveniana, Lpz., 1872, S. 37-38; его же, Zweite Beethoveniana, Lpz., 1887, S. 30, 304; Skrbensky L. H., Drei deutsche Tonkьnstler: Christian Umlauff, Ignaz Umlauft, Michael Umlauft, в изд.: Mitteilungen zur Geschichte der Familien Umlauff, H. 2, Prag, 1926; Haas R., Zur Wiener Ballettpantomime um den Prometheus, в кн.: Neues Beethoven-Jahrbuch, Bd 2, Augsburg, 1926, S. 84 и др.; Bauer A., Opern und Operretten in Wien, Graz, 1955.

В. И. Руденко.

Ун Э. З.

Унгёр (Un, Ungцr) Экрем Зеки (р. 23 XI 1910, Стамбул) - турецкий скрипач, композитор, дирижёр и педагог. Сын композитора, первого турецкого дирижёра, автора Гос. гимна Турецкой Республики Османа Зеки У. (1880-1958). В детстве обучался игре на скрипке. В 1930 окончил "Эколь нормаль" в Париже и с того же года стал преподавать игру на скрипке в Анкарской пед. муз. школе; одноврем. был солистом Президентского симф. оркестра. С 1934 педагог Стамбульской муниципальной консерватории. Выступает с концертами как солист и дирижёр гор. симф. оркестра.

Сочинения: концерты с орк. - для скр. (1963), для влч. (1959); концерт для фп., ударных и струнных (1956); камерно-инстр. ансамбли - струн. трио (1952), концерт для 4 скр. (1963), 3 струн. квартета (1946, 1947, 1948), цикл фп. пьес (1964).

З. Рустам-Заде.

Унгер К.

Унгер-Сабатье (по мужу - Сабатье; Unger, Ungher, Unger-Sabatier) Каролина (28 X 1803, Штульвейсенбург, ныне Секешфехервар, Венгрия - 23 III 1877, вилла под Флоренцией) - австр. певица (меццо-сопрано, контральто). Пению училась у А. Ланге и И. М. Фогля, затем в Милане у Дж. Ронкони. В 1821 дебютировала на оперной сцене в Вене в партии Дорабеллы ("Так поступают все" Моцарта). Творч. общение с Л. Бетховеном сыграло значит. роль в судьбе певицы - У. участвовала в первом исполнении его 9-й симфонии и Kyrie, Credo, Agnus Dei из "Торжественной мессы" (7 и 23 мая 1824, "Кернтнертортеатр", Вена). Артистич. деятельность У. проходила в основном в Италии (здесь её называли Карлоттой У.). В 1825 пела в Неаполе в т-рах "Дель Фондо" и "Сан-Карло", в 1827-30 - в Милане в "Ла Скала" (дебютировала в опере Дж. Россини "Елизавета, королева Англии"), затем с огромным успехом - в Турине, Болонье, Риме, Флоренции, Венеции и др., в 1833-34 - в Париже (где выступила в партии Ромео в опере В. Беллини "Капулети и Монтекки"), позднее - в Вене (1837-40), Дрездене (1840-42). Была первой исполнительницей гл. партий (меццо-сопрано) в операх, написанных специально в расчёте на её голос и артистич. дарование композиторами В. Беллини ("Чужестранка", Милан, 1829), Г. Доницетти ("Паризина", Флоренция, 1833; "Велизарий", Венеция, 1836), С. Меркаданте ("Два знаменитых соперника", Венеция, 1838) и др. В 1843 оставила сцену.

Одна из выдающихся представительниц школы бельканто, У. обладала сильным, сочным, выразит. голосом, несколько резким в верхнем регистре. Её исполнение отличалось высоким пафосом, ярким темпераментом. Среди многочисл. партий: Розина, Норма; Анна Болейн, Мария ("Анна Болейн", "Мария ди Руденц" Доницетти). Выступала и как конц. певица.

Литература: Trionfi Melodrammatici di Carolina Ungher in Vienna, W., 1839; Hartwig О., Fr. Sabatier und Caroline Sabatier-Unger, "Deutsche Rundschau", 1897, Bd 92; Monaldi G., Cantanti celebri (1829-1929), Roma, 1929; Polgбr F. M., Ungher-Sabatier, Bdpst, 1941; Sabatier P., La cantatrice Caroline Ungher, "Revue musicale de la Suisse Romande", 1963, v. 17, No 6.

Ю. В. Крейнина.

Ундецима

Ундецима (от лат. undecima - одиннадцатая).

1) Интервал в объёме одиннадцати ступеней диатонич. звукоряда; обозначается цифрой 11. Различают чистую У. (ч. 11), содержащую 8 1/2 тонов, увеличенную У. (ув. 11) - девять тонов и уменьшенную У. (ум. 11) - восемь тонов. У. относится к числу составных интервалов, превышающих объём октавы, и рассматривается как сумма чистой октавы и кварты или как кварта через октаву.

2) Одиннадцатая ступень двухоктавного диатонич. звукоряда. См. Интервал.

В. А. Вахромеев.

Ундецимаккорд

Ундецимаккорд - шестизвучие терцовой структуры (напр., d - f - а - с - е - g). Специфич. тон У. - звук ундецимы (отсюда назв.). У. продолжает линию наслоения терций в аккордах: трезвучие - септаккорд - нонаккорд У.; он может пониматься либо как нонаккорд с прибавленной сверху терцией, либо как септаккорд с прибавленными двумя терциями. Обозначается цифрой 11 при знаке ступени, являющейся осн. тоном аккорда, напр. II11, d 11. Употребляется преим. в осн. виде (обращения могут разрушить структуру аккорда и превратить его в др. образования). У. применяется гл. обр. в музыке 20 в. (М. Равель, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев и др.; также в джазовой музыке). Наличие в У. нескольких терцовых созвучий (трезвучий, септаккордов), пригодных для того, чтобы существовать в качестве самостоят. аккордов, объективно предрасполагает У. к полигармонич. расслоению (см. Полиаккорд; напр., в отрывке из "Петрушки" Стравинского верхний звук имеет значение органного пункта).

Ундецимаккорд

И. Ф. Стравинский. "Петрушка". Картина 1-я.

См. Аккорд, Нонаккорд.

Ю. Н. Холопов.

Университетские концерты

Университетские концерты (Музыкальные упражнения студентов императорского университета) - ежегодные циклы концертов студенч. оркестра Петерб. ун-та. Возникли как свободное музицирование студентов и преподавателей (привлекались также петерб. артисты). В 1842 инспектор ун-та А. Фитцум фон Экштедт организовал постоянные публичные концерты (существовали до 1850-х гг.), в к-рых в качестве оркестрантов и солистов выступали студенты ун-та (многие из них впоследствии стали проф. музыкантами). Концерты проводились по воскресеньям в Актовом и Петровском залах ун-та. Постоянным дирижёром был К. Шуберт.

Литература: История Ленинградского университета, 1819-1969. Очерки, Л., 1969.

Унисон

Унисон (итал. unisono, от лат. unus - один и sonus - звук; франц. unisson; англ. unison).

1) Одновременное звучание двух или неск. звуков одинаковой высоты.

2) Исполнение мелодии на инструментах или голосами в приму (У. в приму; напр., У. скрипачей, виолончелистов или хористов), а также в одну или неск. октав (У. в октаву); часто встречается в камерных, оркестровых, хоровых и оперных произв. У. в зависимости от контекста служит средством воссоздания разл. образов - от торжеств. архаики (напр., хор "Лель таинственный" в "Руслане и Людмиле" Глинки) до трагизма (напр., 2-я часть 11-й симфонии Шостаковича).

3) Исполнение муз. произв. одновременно (синхронно) на двух фп. или др. инструментах.

4) Удвоение сольной партии сопровождающим голосом аккомпанемента.

Принятое отождествление У. и чистой примы связано с введением в нач. 18 в. равномерно темперированного строя (см. Темперация). Благодаря делению чистой октавы на 12 равных полутонов муз. строй приобрёл замкнутый характер, вследствие чего каждый звук октавы получил неск. энгармонически равных значений. Это обусловило появление интервала увеличенной примы, энгармонически равного малой секунде, в связи с чем мелодич. (при повторении звука) и гармонич. звучание У. любой ступени звукоряда стало называться чистой примой. В 2-гол. контрапункте строгого стиля У. (прима) обычно является начальным или заключит. интервалом.

В. А. Вахромеев.

Унковский Н. В.

Николай Владимирович (ок. 1857, Калужская губ. - 13 (26) VI 1904, Калуга) - рус. певец (драм. баритон), режиссёр и антрепренёр. Род. в дворянской семье, учился в Морском уч-ще в Петербурге, одноврем. обучался пению в частной муз. школе А. Евгеньева у О. О. Палечека. С 1879 вольнослушатель Петерб. консерватории по классу пения у К. Эверарди. В 1880 ушёл в отставку, преподавал пение в Пензе. Сценич. деятельность начал в Казани в оперной антрепризе П. М. Медведева; в 1887-90 солист Мариинского т-ра в Петербурге (дебютировал в партии Эскамильо). Один из организаторов оперной труппы в Саратове, с 1890 её ведущий артист и режиссёр (как певец был любимцем саратовской публики). В 1892-99 возглавлял Оперное т-во в Саратове, гастролировавшее в разл. городах России (Казань, Самара, Ниж. Новгород, Москва); в 1892 совм. с дирижёром И. О. Палицыным осуществил первую в Саратове пост. "Пиковой дамы". В 1899 снова организовал оперную труппу (до 70 чел.; "Оперный плавучий т-р Н. В. Унковского"), с к-рой совершил поездку на пароходе от Казани до Архангельска (во время поездки У. записывал нар. мелодии).

Артист яркого драм. дарования, У. превосходно владел голосом, особенно мощно звучавшим в среднем регистре. По словам режиссёра H. H. Боголюбова, "... в ту пору Унковский был одним из немногих певцов, которые в опере утверждали искусство драматической сцены". Среди лучших партий - Евгений Онегин, Демон; Владимир ("Рогнеда"), Иуда ("Маккавеи" Рубинштейна), Пётр ("Вражья сила"); др. партии - Елецкий, Кочубей, Князь Игорь, Мизгирь; Сильвио, Тонио ("Паяцы"), Невер, Нелюско, Оберталь ("Гугеноты", "Африканка", "Пророк"). В 1901 У. открыл в Калуге курсы пения и оперные классы.

Литература: Лапенков A., Н. В. Унковский, "Театр и искусство", 1904, No 28; Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене, М., 1957; Из музыкального прошлого. Сб. очерков, ред.-сост. Б. С. Штейнпресс, (т. 1), (М.), 1960.

В. И. Зарубин.

Унтертоны

Унтертоны (нем. Untertone, букв. - нижние звуки, ед. ч. Unterton, от unter - нижний и Ton - тон, звук) - теоретически выведенный ряд звуков, располагающихся ниже осн. тона вибратора; зеркальное отражение натурального звукоряда (см. Обертоны):

Унтертоны

         (Числа под нотами указывают на отношение частот к осн. тону.) У. могут возникнуть только в особых условиях взаимодействия вибратора и резонатора или при механич. соприкосновении др. тела с данным колеблющимся вибратором; они воспринимаются как дребезжащие звуки с определ. высотой. В "унтертонпродукторе" Е. В. Новицкого осн. тон давался камертоном, установленным на резонирующей подставке, а У. производились шариками разной массы, поочерёдно помещаемыми на эту подставку; У. в этой системе возникали вследствие соударений шарика и вибрирующей резонирующей подставки. Подобным образом - при включении в колебания посторонних тел - У. могут возникнуть на скрипке, фп. и др. инструментах; однако они никогда не возникают при колебаниях одного вибратора; невозможно также услышать весь ряд У. одновременно. У. нельзя смешивать с комбинац. тонами разности, к-рые возникают в результате интерференции колебат. движений от 2 и более вибраторов при распространении звуковых волн. У. одним из первых описал Э. Хладни (1802). А. Эттинген и X. Риман сделали попытку при помощи обертонов и У. объяснить происхождение мажора и минора (дуалистич. обоснование гармонии); на новой основе (физиологии высшей нервной деятельности) эти попытки возникают и во 2-й пол. 20 в.: М. П. Блинова объясняет происхождение минора при помощи т. н. унтертоновой проекции. В нек-рых электромузыкальных инструментах (типа электрооргана Хаммонда) искусственно созданные У. используются как тембровые добавления к обертоновому спектру.

Литература: Новицкий Е. В., Унтертоны, в кн.: Сб. работ секции по музыкальной акустике, вып. 2, М., 1929, с. 84-139, (Труды ГИМНа); Rыжкин И., Mазель Л., Очерки по истории теоретического музыкознания, вып. 1, М., 1934; Музыкальная акустика. Под ред. Н. А. Гарбузова, М.-Л., 1940, с. 18, 1954, с. 17-18; Блинова М. П., Физиологические основы ладового чувства, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 1, Л., 1962; Симонов И. Д., Новое в электромузыкальных инструментах, М.-Л., 1966; Сhladni E. F. F., Die Akustik, Lpz., 1802; Oettingen A. von, Harmoniesystem in dualer Entwicklung, Dorpat-Lpz., 1866; Riemann H., Die objective Existenz der Untertцne in der Schallwelle, "Allgemeine Deutsche Musikzeitung", 1875, Jahrg. 5.

Ю. H. Рагс.

Уолтон У. Т.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Уоррен Л.

Уоррен Л. (Warren) Леонард (21 IV 1911, Нью-Йорк - 4 III 1960, там же) - амер. певец (драм. баритон). Окончил Колумбийский ун-т в Нью-Йорке, одноврем. брал уроки пения у С. Дича и Дж. де Лука. С 1937 хорист, в 1938 дебютировал как конц. певец. С 1938 пел в "Метрополитен-опера" (первая партия - Паоло, "Симон Бокканегра" Верди). Гастролировал во мн. оперных т-рах США и за рубежом - в Гор. т-ре в Рио-де-Жанейро и т-ре "Колон" в Буэнос-Айресе (1942), в оперном т-ре Мехико (1948-49), в "Ла Скала" (Милан), а также в Большом т-ре в Москве (выступал в одной из своих лучших партий - Риголетто, 1958). Выдающийся исполнитель партий в операх Дж. Верди и др. итал., а также и франц. композиторов. Обладал большим голосом красивого тембра, ровно звучавшим во всех регистрах, совершенной вок. техникой, сценич. мастерством; интерпретации У. отличались яркостью, экспрессией, масштабностью. Выступал как конц. певец. Снимался в кино. Лучшие партии: ди Луна ("Трубадур"), Жермон; Макбет ("Макбет" Верди), Ренато ("Бал-маскарад"), Дон Карлос; Скарпиа ("Тоска"), Тонио.

Литература: Obituary. Leonard Warren, "The Musical times", 1960, v. 101, No 1406.

С. Ю. Сигида.

Упражнение

Упражнение - см. Вокализ, Диктант музыкальный, Экзерсис, Этюд.

Уран К.

Юран (Urban; наст, фам. - Оэран, Auerhahn) Кретьен (16 II 1790, Монжуа, близ Ахена - 2 XI 1845, Париж) - бельг. скрипач, альтист, органист и композитор. В раннем детстве учился играть на скрипке у отца, с 5 лет выступал публично. С 1806 учился в Парижской консерватории у Ж. Ф. Лесюэра (муз.-теоретич. предметы) и у Р. Крейцера, П. Байо, возможно, у П. Роде или Ф. А. Хабенека (скрипка). Работал в Париже. С 1807 играл на скрипке, с 1810 - на органе в Корол. капелле. В 1816-45 играл на скрипке в оркестре т-ра "Гранд-Опера" (с 1823 первая скрипка, с 1836 солист), был концертмейстером оркестра Об-ва концертов консерватории, участвовал в концертах этого об-ва как скрипач-солист. Был органистом церкви Сен-Венсан (с 1827). Позднее играл и на альте, выступал в ансамбле с Ф. Листом (находился с ним в дружеских отношениях), Ф. Шопеном, скрипачом П. Байо (в квартете под рук. Байо; концертировал с ним как альтист-солист в 1806), с виолончелистом А. Баттой; участвовал в т. н. Историч. концертах, организованных Ф. Ж. Фетисом. Современники наиболее высоко ценили иск-во У.-альтиста. По просьбе автора играл партию альта-соло при первом исполнении симфонии Г. Берлиоза "Гарольд в Италии"; своим успехом на премьере в 1834 в Париже симфония в значит. степени обязана исполнит. мастерству У.-альтиста. У. - один из первых альтистов, выступавших с сольными концертами. Концертировал также как исполнитель на виоль д'амур (возродил сольную игру на этом инструменте); специально для него Дж. Мейербер написал в опере "Гугеноты" соло для виоль д'амур (в 1-м д.) У. особенно близко было творчество Л. Бетховена, P Шуберта, Г. Ф. Генделя и И. С. Баха, произв. к-рых он часто исполнял, способствуя популярности их музыки во Франции. Автор 2 сонат, 2 "Романтических квинтетов" ("Quintettes romantiques", для 2 скрипок, 2 альтов и виолончели), квинтета для 3 альтов, виолончели, контрабаса и литавр ad libitum, 3 "Романтических дуэтов" ("Duos romantiques", для фп. в 4 руки), фп. пьес, романсов и др.

Литература: Юзефович В., Кретьен Уран - первый исполнитель партии альта в "Гарольде" Берлиоза, в сб. Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 4, M., 1967; d'Ortiguе J., Le balcon de l'Opera, R., 1833, р. 324-32, Elwart A., Histoire de la Sociйtй des concerts du conservatoire impйrial de musique, R., 1860; Legouve E., Chrйtien Urhan, в его кн.: Soixante ans de souvenirs, pt 2, R., 1887; Fцrster R., Chr. Urhan, Raigern, 1907; Garnault P., Chrйtien Urhan (1790-1845), "Revue de musicologie", 1930, t. 11, No 34, Sietz R., Urhan, в кн.: Rheinische Musiker, Folge 6, hrsg. von D. Kдmper, Kцln, 1969, S 208-10 (Beitrдge zur Rheinischen Musikgeschichte, H. 80).

B. A. Юзефович.

Урбан К.

Урбан К. (Urban) Кристиан (15 X 1778, Эльбинг - 14 V 1860, там же) - нем. муз. теоретик, дирижер, композитор. Первоначально был воен. музыкантом. В 1812-59 музик-директор Эльбинга и руководитель гор. капеллы. В 1824 читал лекции по теории музыки в Берлине. В 1830 нек-рое время был театр. предпринимателем. Организовал первый муз. праздник в Пруссии (2 июня 1833, Мариенбург), симф. концерты в Данциге. Муз.-обществ. деятельность У. в Эльбинге сыграла большую роль в развитии муз. культуры города. Работы У., в к-рых он призывал к обновлению методики муз. образования (считал необходимым развивать у учеников слух, чувство ритма, муз. вкус), не потеряли значения и поныне. В работе "О моей системе всеобщего музыкального образования..." ("Ankьndigung meines allgemeinen Musikunterrichtssystems...", 1825) У. обосновал свои неосуществившиеся планы создать "нормальную муз. школу". О его муз. соч. сведений почти нет, сохранились в рукописи опера "Золотой телец" ("Der goldene Widder") и музыка к "Мессинской невесте" ("Die Braut von Messma") Шиллера.

Сочинения: Uber die Musik, deren Theorie und den Musikunterricht, Elbing, 1823; Theorie der Musik nach rein naturgemдЯen Grundsдtzen, Danzig, 1826; Ankьndigung meines allgemeinen Musikunterrichtssystems und der von mir beabsichtigten Normalmusikschule, B., 1825; Zum Andenken an das erste preuЯische Musikfest, Elbing (a. г.); Zur Reform des allgemeinen Musikunterrichts, Elbing, 1855.

Литература: Muller-Blattau J. M., Geschichte der Musik in Ost- und WestpreuЯen von der Ordenszeit bis zur Gegenwart, Kцnigsberg, 1931; Satori-Neumann В. Th., Dreihundert Jahre berufsstдndisches Theater in Elbmg, Bd 1-2, Danzig, 1936, Marburg, 1962.

Ю. В. Крейнина.

Урбах С. Ю.

Самуил Юльевич (25 I (7 II) 1908, Белосток - 19 IV 1969, Москва) - сов. композитор. В 1937 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у В. Я. Шебалина. В 1937-41 работал в Таджикистане, в 1941-42 - в Свердловске, с 1942 - в Москве. В 1952-59 ответств. секретарь комиссии симф. и камерной музыки Моск. организации CK РСФСР, в 1955-59 зам. пред. творч. комиссии CK СССР. Автор первой тадж. комич. оперы "Биби и Бобо". Принципы нац. муз. мышления сочетаются в ней с использованием традиц. приёмов европ. комич. оперы.

Сочинения: оперы - Биби и Бобо, или Знатный жених (либр. С. С. Саидмурадова и Я. М. Галицкого, конц. исп. 1959, пост. 1961, Тадж. т-р оперы и балета; 2-я ред. 1964, там же), Девчата (1969); муз. представление Лола (Праздник тюльпанов, совм. с С. А. Баласаняном, пост. 1939, там же); балеты - Анор (Гранат, пост. 1940, там же), Путь к счастью (1940); для орк. - симфония-баллада (1955; 2-я ред. 1957), 3 симф. сюиты на тадж. темы (1944, 1945, 1954), сюита В аллеях Душанбе (1963), баллада (1936), поэма (1947), Таджикские эскизы (1948); 2 сонаты для фп. (1936); для голоса с фп. - романсы Не сердись на друга, Моей любимой (оба на сл. А. Лахути, 1953), вокализ (для 3-го Междунар. конкурса им. П. И. Чайковского); музыка к драм. спектаклям.

Литература: Памяти ушедших, "СМ", 1969, No 7.

Л. Б. Римский.

Урибе Ольгин Г.

Урибе Ольгин Г. (Uribe Holguнn) Гильермо (17 III 1880, Богота - 18 (по уточнённым данным) VI 1971, там же) - колумбийский композитор, скрипач, дирижёр и педагог. Учился в Нац. муз. академии в Боготе у Р. Фигероа (скрипка), в 1907-10 - в "Схола канторум" в Париже у В. д'Энди (композиция) и в Брюссельской консерватории у С. Томпсона (скрипка). Основатель (1910) и директор (1910-35 и 1942-70) Нац. консерватории в Боготе (создана на базе Нац. академии музыки), а также Об-ва симф. концертов при ней (возглавлял в 1910-35). В своём творчестве, отмеченном влиянием франц. импрессионизма, использовал нац. темы, сюжеты и муз. фольклор (напр., сб. "300 пьес в народном характере" для фп., тетради 1-13). Бульшая часть соч. У. О. не издана. Написал автобиографич. повесть "Жизнь колумбийского музыканта" ("Vida de un mъsico colombiano", Bogotб, 1941).

Сочинения: опера Фуратена (на индейский сюжет, 1943); для солистов, хора и орк. - Те Deum (1920), Реквием (1926), кантата В честь Боливара (Homenaje a Bolнvar); для орк. - 11 симфоний (1916-66), 5 симф. поэм (в т. ч.: Под её окном - Bajo su ventana, 1930; Бочика - на индейский сюжет, 1939; Конкистадоры, 1959), Три танца (1926), Серенада (1928), Карнавалеска (1929), Три креольских балетных танца (Tres ballets criollos, 1946); Concerto grosso для струн. орк. (1958); концерты с орк. - концерт в старинном стиле для фп. (Concierto a la manera antigua,1939), для клавесина, 2 для скр., для альта; Сельская симфониетта для фп. и малого орк. (Sinfonieta campesina, 1948) и др.; камерно-инстр. ансамбли - 7 сонат для скр. и фп., 2 сюиты для скр. и фп. (1920, 1937), соната для альта и фп. (1927), соната для влч. и фп. (1939), 2 фп. трио, 10 струн. квартетов (1920-66), 2 фп. квинтета, дивертисмент для флейты, трубы, арфы и струн. квартета (1953), сюита для флейты, трубы, арфы, скр. и влч., Маленькая сюита для флейты, скр. и альта, токката для флейты, кларнета, фагота, 2 труб и фп. и др.; для фп. - сонатина (1937), Фольклорная фантазия (Fantasia folklуrica, для 2 фп., 1948), 300 пьес в народном характере (300 trozos en el sentimiento popular, тетради 1-13), прелюдии и др.; Маленькая сюита для гитары; культовая музыка, хоры, романсы, песни; музыка к спектаклям драм. т-ра, в т. ч. к трагедии Эсхила "Прометей".

Литература: Lange F. С., Guillermo Uribe Holguнn, "Boletнn Latinoamericano de mъsica", t. 4, Bogotб, 1938, p. 757-95; Rendуn G. G., Maestro de mъsica: Guillermo Uribe Olguнn, "Musica", La Habana, 1975, No 50-51.

П. А. Ахундов.

Урмули

Урмули - старинная груз. аробная песня. Исполняется возницей, едущим на арбе. Для У. типичны лирич. характер, чередование речитатива с широко развитой и богато орнаментированной мелодией. Начинается в высоком регистре, затем нисходящее мелодич. движение приводит к половинной или полной каденции на осн. устое.

Урмули

При переходе к следующей строфе в мелодии образуется восходящий скачок, обычно на малую или большую септиму. У. отличается свободной ритмич. организацией, отвечающей тексту, гл. обр. импровизационному. Импровизационность всего склада и исполнения У. привела к образованию разл. вариантов этих песен. Ладовая основа У. многообразна. Распространены У. в эолийском, фригийском, дорийском ладах, встречаются и пентатонические; характерной чертой У. является ладовая переменность. У. входят во мн. сборники груз. нар. песен (Аракчиев Д. И. (Аракишвили), Грузинское народное музыкальное творчество, М., 1916, с. 55; Чхиквадзе Gр., Грузинская народная песня, т. 1, Тб., 1960, с. 93 и др.).

Г. З. Чхиквадзе.

Урсуляк В.

Урсуляк В. (Ursuleac) Виорика (р. 26 III 1899, Черновцы) - рум. певица (сопрано). Муз. образование получила в Венской академии музыки и сценич. иск-ва, совершенствовалась в Берлине у Л. Леман. В 1924 дебютировала в оперном т-ре во Франкфурте-на-Майне. Здесь познакомилась с дирижёром и пианистом К. Краусом (впоследствии её муж), с к-рым часто выступала на конц. эстраде. С 1929 солистка Венской гос. оперы, в 1934-37 - Берлинской гос. оперы, в 1937-44 пела на сцене Мюнхенского нац. т-ра. Регулярно участвовала в Зальцбургских фестивалях, гастролировала в Милане ("Ла Скала"), Лондоне ("Ковент-Гарден"), Риме (Римская опера).

Пение У. отличалось красотой и мягкостью, тонкостью нюансировки и выразительностью в декламационных эпизодах. Была одной из любимейших певиц Р. Штрауса, с успехом исполняла мн. партии в его операх, в т. ч. Фельдмаршальши ("Кавалер роз"), Арабеллы ("Арабелла", 1-е исп., 1933, Дрезден), Марии ("День мира", 1-е исп., 1938, Мюнхен; композитор посв. эту оперу У. и Краусу), Мадлен ("Каприччо", 1-е исп., 1942, Мюнхен). Пела также в операх В. А. Моцарта (Фьордилиджи - "Все они таковы", Графиня - "Свадьба Фигаро"), Р. Вагнера (Елизавета - "Тангейзер", Эльза - "Лоэнгрин"), Дж. Верди (Леонора - "Трубадур"). После 2-й мировой войны 1939-1945 эпизодически выступала в Австрии и ФРГ. В 1954, после смерти Крауса, оставила сцену и поселилась в Эрвальде (Австрия).

Литература: Ноnаsсu G., Viorica Ursuleac, "Muzica", 1967, No 3; его же, Artisti romвni la Teatrul Scala. 1880-1973, "Seculul-20", 1973, No 5, p. 191-205.

В. В. Тимохин.

Уругвайская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Усатов Д. А.

Дмитрий Андреевич (10 (22) II 1847 - 10 (23) VIII 1913, Ялта) - рус. певец (тенор), педагог. Род. в семье крепостного, дворового графа Н. Д. Шереметева. В 1873 окончил Петерб. консерваторию по классу пения у К. Эверарди. В 1873-80 выступал в частных оперных антрепризах в разл. провинциальных городах России, неск. сезонов в труппе П. М. Медведева в Казани (1875-78), где приобрёл широкую известность. В 1880-89 солист Большого т-ра в Москве (успешно дебютировал в операх "Фауст" и "Аида"). Был первым исполнителем на сцене Большого т-ра партий Ленского (1881), Елеазара ("Маккавеи" Рубинштейна, 1883), Андрея ("Мазепа", 1884), боярина Куратова ("Нижегородцы" Направника, 1884), Вакулы ("Черевички" Чайковского, 1887).

У. обладал ровным, хорошо поставленным голосом красивого тембра и широкого диапазона, большой музыкальностью, ярким темпераментом. Будучи в сущности лирич. тенором, У. пел также партии драматические. Среди партий: Собинин, Лионель, Князь; Альмавива ("Севильский цирюльник"), Рауль ("Гугеноты"), Рембо ("Роберт-Дьявол"), Фра-Дьяволо и др. Исполнял рус. романсы и песни. В 1884 П. И. Чайковский посв. У. романс "Смерть" (ор. 57 No 5; сл. Д. С. Мережковского). Оставив сцену, У. преподавал в Тбилиси; здесь в 1892-93 у него брал уроки пения Ф. И. Шаляпин. С 1902 жил в Ялте, преподавал пение. Автор многочисл. песен и романсов.

Литература: К-ин H. (H. Кашкин), Дебюты на сцене Большого театра, "Артист", 1889, No 10, кн. 2, с. 71-72; Д. А. Усатов. (Некролог), "ЕИТ", 1913, вып. 7, с. 143-44; Шаляпин Ф., Страницы из моей жизни. (Автобиография), Л., 1926; Шавердян A., Большой театр Союза ССР, М., 1952, с. 48; Из музыкального прошлого. Сб. очерков, (т. 1), ред.-сост. Б. С. Штейнпресс, (М.), 1960.

В. И. Зарубин.

Усиода М.

Масуко (р. 4 IV 1942, Токио) - япон. скрипачка. Училась у А. Оно, Д. Айнард и X. Саито. В 1957 окончила Высшую муз. школу Тохо в Токио. Совершенствовалась у М. И. Ваймана в Ленингр. консерватории (1961-64), у Й. Сигети в Швейцарии (1964-66). В 1955 дебютировала с Токийским симф. оркестром. Гастролировала за рубежом (в СССР в 1966, 1967). 1-я пр. на конкурсе музыкантов-инструменталистов (1957, Токио), 2-я пр. на Междунар. конкурсе им. П. И. Чайковского (1966, Москва).

Усманбаш И.

Усманбаш И. (Usmanbaз) Ильхан (р. 28 IX 1921, Стамбул) - турецкий композитор, виолончелист, музыковед. В 1936 поступил на муз. отделение Галатасарайского лицея, в 1941 - в Стамбульскую муниципальную консерваторию, где занимался по классу виолончели (гармонию изучал у Дж. Р. Рея). Одноврем. играл в симф. оркестре. В 1942-48 занимался на композиторском отделении Анкарской гос. консерватории, вначале у Ф. Алнара, позже - У А. Сайгуна. По окончании консерватории преподавал там же историю музыки. В 1974-76 директор Стамбульской гос. консерватории. Большинство соч. У. относится к симф., камерно-инстр. жанрам. Стремясь овладеть совр. средствами муз. языка, создал ряд произв. с использованием серийной техники (напр., балет "Ощущение"). Автор мн. статей по проблемам муз. иск-ва.

Сочинения: балет - Ощущение (1973, Стамбульский т-р оперы и балета); реквием (для чтеца, хора и орк., 1952); для орк. - 2 симфонии (1948, 1950), симфониетта (1968), симф. поэма Тени (1964), серенада (для камерного орк., 1946); концерты с орк. - для скр. (1947), для гобоя (1949); камерно-инстр. ансамбли - 2 струн. квартета (1947; Квартет-70, 1970); для фп. - 6 прелюдий (1945) и др. пьесы; соната для скр. соло (1946); музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

З. Рустам-Заде.

Усов А. И.

Антон Иванович (р. 4 (16) VIII 1895, станица Михайловская, Область войска Донского) - сов. валторнист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1944). Засл. деят. иск-в РСФСР (1966). В 1909-14 музыкант воен. дух. оркестра 1-го казацкого полка. В 1916 окончил Моск. консерваторию по классу валторны у Ф. Ф. Эккерта. С 1916 работал в оперном оркестре Сергиевского нар. дома, в 1918-28 - в оркестре Большого т-ра, в 1922-32 участник Персимфанса, в 1928-45 солист Большого симф. оркестра Всесоюзного радио. В 1938-79 преподаватель Моск. консерватории (с 1944 профессор), в 1944-56 одноврем. профессор Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных (в 1949-50 зав. кафедрой дух. и удар. инструментов). Среди учеников - Б. В. Афанасьев, А. З. Димонт. У. - педагог-методист, автор работ по методике обучения валторнистов. Ему принадлежат мно-гочисл. обработки и переложения для валторны пьес зап.-европ., рус. и сов. композиторов, редакции концертов для валторны.

Сочинения: Вопросы теории и практики игры на валторне, М., 1957, 1965; О некоторых вопросах музыкального исполнительства на примере сонаты Бетховена для валторны и фортепиано фа-мажор, ор. 17, в сб.: Методика обучения игре на духовых инструментах. Очерки, М., 1964; Главное - любовь к музыке (о P. P. Эккерте), в сб.: Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории, М., 1979.

Литература: ДимонтА. З., Талант и мастерство (об А. И. Усове), в сб.: Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории, М., 1979.

Л. Б. Римский.

Усов Ю. А.

Юрий Алексеевич (р. 3 XII 1930, Москва) - сов. трубач и педагог. Доктор искусствоведения (1980). Чл. КПСС с 1958. Окончил Моск. консерваторию (1956) и аспирантуру при ней (1959) у С. Н. Ерёмина. С 1955 преподаватель Муз. уч-ща при Моск. консерватории, с 1959 - Моск. консерватории (с 1981 профессор). Педагогич. деятельность сочетает с исполнительской. 1-й исполнитель ряда соч. для трубы сов. композиторов. Гастролирует за рубежом. 3-я пр. на конкурсе Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1957). Автор книг "История отечественного исполнительства на духовых инструментах" (1975), "История зарубежного исполнительства на духовых инструментах" (1978), ряда статей в разл. сб-ках, автор-составитель сб-ков переложений для трубы с фп., хрестоматий учебного репертуара, ред.-сост. 2-4-го выпусков сб-ка "Методика обучения игре на духовых инструментах" (1966, 1971, 1976).

Успенский Вик. А.

Виктор Александрович (19 (31) VIII 1879, Калуга - 9 X 1949, Ташкент) - сов. музыкант-этнограф и композитор. Нар. арт. Туркм. ССР (1929) и Узб. ССР (1937). Доктор искусствоведения (1943). С детства жил в Ср. Азии. В 1898 окончил Оренбургский воен. кадетский корпус. В 1900-04 был на воен. службе на Кавказе. В 1913 окончил Петерб. консерваторию по классу композиции у А. К. Лядова; учился игре на арфе там же. В 1914-17 в армии. С 1918 жил в Ташкенте, изучал фольклор Ср. Азии. В 1923 записал в Бухаре шашмаком. В 1925-29 провёл 3 фольклорные экспедиции в Туркмении, где записал нар. песни и инстр. пьесы. В 1931 возглавлял муз.-этнографич. экспедицию в Ферганскую долину, где записывал узб. нар. музыку. В 1932-49 науч. сотрудник Ин-та искусствознания в Ташкенте. Один из основателей и руководителей Ташкентской нар. консерватории, где в 1918-22 вёл курс гармонии. В 1928-34 преподавал в Ташкентском муз. техникуме, с 1934 профессор Высшей муз. школы (с 1936 - Ташкентская консерватория), где преподавал муз.-теоретич. предметы. На основе собств. записей муз. фольклора составил труды "Туркменская музыка" (совм. с В. М. Беляевым, М., 1928, т. 1, Аш., 1979), "Музыка на тексты А. Навои" (1940), "Узбекская вокальная музыка" (1950); опубликованы записи шашмакома (1924; 1966-1979). Обработал ряд узб. нар. песен (для голоса с фп., для симф. оркестра). Как композитор, У. стремился к достижению синтеза узб. и европ. средств муз. иск-ва. Автор сочинений на узб. нар. темы разных жанров, в т. ч. муз. драмы "Фархад и Ширин" (по поэме Навои, 1934), в к-рой одним из первых в узб. муз. практике использовал малый симф. оркестр и вок. ансамбли.

Сочинения: муз. драма Фархад и Ширин (1936, Узб. муз.-драм. т-р, Ташкент; 2-я ред. совм. с Г. А. Мушелем, инструментовка частично совм. с С. П. Цвейфелем (Горчаковым), 1937, там же; 3-я ред. оперы совм. с Мушелем, 1957, Узб. т-р оперы и балета); для орк. - Узбекская поэма-рапсодия (1944), Лирическая поэма памяти Алишера Навои (с узб. нар. инструментами и солистами-вокалистами, 1947), 4 мелодии народов Ср. Азии (1934), Туркменское каприччо (1945); для фп. - Новелла (1947) и др.; для хора с фп. - В бой, богатыри (слова Чусти, 1941), Походный марш (1941); музыка к спектаклям драм. т-ра - "Ёрилташ" Сагдуллы (1943, Узб. ТЮЗ, Ташкент), "Муканна" Алимджана (совм. с Мушелем, 1943, Узб. драм. т-р имени Хамзы, Ташкент).

Литература: Беляев В., Крупный исследователь народной музыкальной культуры, "СМ", 1937, No 4; Вызго Т. С., Виктор Александрович Успенский, Таш., 1950; её же, Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой, М., 1970, с. 132-38, 144-58, 306; Pеккер Я., В. А. Успенский. Музыкально-этнографическая я композиторская деятельность в Узбекистане и Туркмении, М., 1953, Таш., 1959.

Успенский Вл. А.

Владислав Александрович (р. 7 IX 1937, Омск) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1980). Чл. КПСС с 1962. Окончил Ленингр. консерваторию у Б. А. Арапова (1962) и аспирантуру при ней у Д. Д. Шостаковича (1965). С 1965 преподаватель (гармония, анализ муз. произв., инструментовка, композиция; с 1982 профессор), в 1967-72 декан теоретико-композиторского ф-та Ленингр. консерватории. С 1972 зам. пред. правления Ленингр. организации CK РСФСР, с 1980 секретарь правления CK РСФСР. Лауреат ряда конкурсов композиторов. Пр. Ленингр. комсомольской организации (1980).

Сочинения: оперы - Война с саламандрами (Уфа, 1968), Интервенция (Ленинград, 1972); балеты - Памяти героя (Ленинград, 1967), Спасение (Берлин, 1975), Добрый заяц (детский; там же, 1976), Ты и море (там же, 1980); оратория Всегда человек (1961); кантаты - Мой сверстник (1963), Памяти В. И. Ленина (1969); для орк. - в т.ч. Лирич. симфония (1966), Симф. фрески (1976), Ноктюрны для голоса и симф. орк. (1979), увертюра-поэма Весна надежд (1980); для инструментов с орк. - концерт для 2 фп. (1963), концертино для тромбона (1963), музыка для скр. (1965); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. 3 конц. пьесы для влч. и фп. (1964), музыка для струн. и удар. инструментов (1965), музыка для струнных, ударных, голоса, арфы и фп. (1977); для фп., в т.ч. прелюдии (1963); вок. цикл на сл. Е. А. Евтушенко (1978); более 100 песен; музыка к спектаклям драм. т-ра, радио- и телеспектаклям, кинофильмам.

Успенский Н. Д.

Николай Дмитриевич (р. 3 (16) I 1900, погост Поля Новгородской обл.) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1947). Учился в Новгородской духовной семинарии. В 1924 окончил Петрогр. богословский ин-т, в 1931 - Хор. техникум Ленингр. акад. капеллы и в 1937 - историко-теоретич. ф-т Ленингр. консерватории (полифонией занимался у X. С. Кушнарёва). В 1937-39 помощник директора Курсов муз. образования им. Н. А. Римского-Корсакова, в 1939-40 - Муз.-пед. уч-ща в Ленинграде (в 1941-42 директор). В 1939-40 и 1944-54 преподавал в Ленингр. консерватории. Профессор Ленингр. духовной академии. Доктор honoris causa Ун-та им. Аристотеля в Салониках (1967) и Нью-Йоркской духовной академии (1968). Участник междунар. симпозиумов, посв. муз. медиевистике. Осн. область его науч. исследований - др.-рус. певч. иск-во, византийская музыка, гимнография, церк. музыка.

Сочинения: Византийское пение в Киевской Руси, в сб.: Acten des XI. Internationalen Byzantinisten Kongresses 1958, Mьnch., 1960; Древнерусское певческое искусство, M., 1965, 1971; Роман Сладкопевец и его кондаки, "Журнал Московской патриархии", 1966, No 11, 1967, No 1; Образцы древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971; Проблема методологии обучения исполнительскому мастерству в древнерусском певческом искусстве, в сб.: Musica antiqua. Acta scientifica, Congressus II, Bydgoszcz, 1969; Основы методики обучения исполнительскому мастерству в древнерусском певческом искусстве, в сб.: Мастерство музыканта-исполнителя, вып. 1, М., 1972; Лады русского севера, М., 1973; Русский музыкальный фольклор и знаменный распев, в сб.: "Народно стваралаштво Folklor", oktobar 1972 - mart 1973, g. XI/XII, sv. 44-45, s. 63-74; S. W. Rachmaninow - Schцpfer anbetender Hymnen, "Stimme der Ortodoxie", 1973, No 8; Реалистические тенденции в творчестве новгородского мастера пения 16 в. Опекалова, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 3, М., 1975; К вопросу о происхождении русского хорового концерта, в сб.: Musica antiqua. Acta scientifica. Congressus IV, Bydgoszcz, 1975; Венок на могилу Д. С. Бортнянского, "Журнал Московской патриархии", 1975, No 9; Д. С. Бортнянский. (К вопросу о польско-русских культурных связях), в сб.: Musica antiqua. Acta scientifica, Congressus V, Bydgoszcz, 1978, и др.

Т. P. Владышевская.

Уствольская Г. И.

Галина Ивановна (р. 17 VI 1919, Петроград) - сов. композитор и педагог. В 1937-39 училась в Муз. уч-ще при Ленингр. консерватории. В 1947 окончила Ленингр. консерваторию по классу композиции у Д. Д. Шостаковича, в 1951 - аспирантуру (до 1948 занималась под рук. Шостаковича). С 1947 ведёт класс композиции в Муз. уч-ще им. H. A. Римского-Корсакова. Среди её учеников - Б. И. Тищенко, В. Ф. Веселов, А. Б. Томчин.

Для муз. письма У. характерны текучая непрерывная ритмика (в большинстве соч. отсутствуют тактовые черты), полимелодич. фактура. В нек-рых её соч. нашли отражение интонации др.-рус. музыки. Осн. внимание У. уделяет программной оркестровой (сюиты, симф. поэмы) и камерно-инстр. музыке. Многие её сочинения отличаются сдержанно- сосредоточенным, нередко напряжённо- трагедийным колоритом; тяготеет к обобщённо-философским концепциям.

Сочинения: Человек с горы Высокой (для солистов, хора и орк., 1952), Хвалебная песня (для хора мальчиков, труб, ударных и фп., 1961); для орк. - 2 симфонии (No 1 - с 2 певцами-солистами, сл. Дж. Родари, 1955; No 2 - 1967), симфониетта (1951), симф. поэмы Огни в степи (1958), Подвиг героя (1959), сюиты Пионерская (1950), Детская (1952), Спортивная (1958); концерт для фп. с орк. (1946); камерно-инстр. ансамбли - для скр. и фп.: сонатина (1947), соната (1952), дуэт (1964), для влч. и фп.: соната (1946), Большой дуэт (1959), трио для скр., кларнета и фп. (1949), струн. квартет (1945); 3 композиции: для флейты пикколо, тубы и фп. (1971), для 8 к-басов, удар. инструмента и фп. (1973), для 4 флейт, 4 фаготов и фп. (1975), октет для 2 гобоев, 4 скр., фп. и литавр (1949); вок.-симф. былина Сон Степана Разина (для баса с орк.; слова народные, 1948); музыка к кинофильмам.

Литература: (Раппопорт Л.), Галина Уствольская, М., 1959.

А. Г. Юсфин.

Усуль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ут

Ут (ut) - в сольмизации первоначальное название звука С. Представляет собой первый слог в словесном тексте католич. гимна св. Иоанну, мелодия начальной строки к-рого ("Ut queant laxis") пелась от звука С. Впоследствии название У. было заменено слогом до (do, впервые в трактате Дж. М. Бонончини "Musico prattico", 1673). См. Гвидо д'Ареццо.

В. А. Вахромеев.

Утесов Л. О.

Леонид Осипович (р. 9 (21) III 1895, Одесса) - сов. артист эстрады. Нар. арт. СССР (1965). В детстве учился играть на скрипке. С 1911 работал в т-рах миниатюр Кременчуга, Одессы, Херсона, Запорожья. Одноврем. начал выступать на эстраде. С 1921 актёр разл. т-ров, в т. ч. оперетты "Славянский базар" в Москве, т-ра "Палас" в Петрограде, где исполнил роли Бони ("Сильва" Кальмана), Менелая ("Прекрасная Елена" Оффенбаха), князя Франческу ("Граф Люксембург" Легара) и др. У. подготовил "синтетич. спектакль" "От трагедии до трапеции", в к-ром исполнял драм. и буффонно-комич. роли, гимнастич. номера, играл на гитаре и скрипке, дирижировал хором и оркестром. В 1929 организовал первый в СССР театрализованный джаз (Tea-джаз, позже - Гос. эстр. оркестр РСФСР) и стал его дирижёром, солистом, конферансье. В содружестве с И. О. Дунаевским, В. И. Лебедевым-Кумачом, В. З. Массом и Н. Р. Эрдманом создал эксцентрич. муз.-комедийные представления - "Джаз на повороте" (1930), "Музыкальный магазин" (1932) и др. В 1932-34 вместе со своим джазом снимался в фильме "Весёлые ребята". В 1955 выступил в роли Шельменко ("Шельменко-денщик" Квитки- Основьяненко, Т-р им. Гоголя, Москва).

У. - пропагандист сов. песни. Исполнял вместе со своим джазом произв. Дунаевского ("Марш весёлых ребят", "Сердце", "Дорогие мои москвичи" и др.), В. П. Соловьёва-Седого ("Казачья кавалерийская" и др.), К. Я. Листова ("Гренада", "Тачанка"), Л. К. Книппера ("Полюшко-поле"), М. И. Блантера ("Партизан Железняк"), M. E. Табачникова ("У Чёрного моря"), Т. Н. Хренникова ("Московские окна" и др.). Возродил исполнение на эстраде старинных рус. солдатских и матросских песен ("Раскинулось море широко", "Нелюдимо наше море", "На сопках Манчжурии" и др.). Голос артиста - небольшой, мягкого тембра. Исполнение отличается задушевностью, простотой. Стихия жизнелюбия - одна из главных сторон иск-ва У.

Сочинения: Записки актера, М.-Л., 1939; С песней по жизни, М., 1961; Спасибо, сердце!, М., 1976.

Литература: Долинский М., Черток С., Леонид Утесов, "МЖ", 1960, No 10; Дальцев З. Г., Москва. 1917-23, в сб.: У истоков, М., 1960; Дмитриев Ю., Искусство советской эстрады, (М.), 1962; Воображаемый концерт. Сб., (Л., 1971); Певцы советской эстрады. Сб., М., 1977.

В. И. Зарубин.

Утешев А. П.

Александр Павлович (р. 3 VIII 1931, Ленинград) - сов. музыковед и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1979). Чл. КПСС с 1973. В 1954 окончил Ленингр. консерваторию по классу фп. у H. E. Перельмана (1954) и музыковедч. отделение её теоретико-композиторского ф-та у М. С. Друскина (1957). С 1956 выступает с публичными лекциями-концертами как музыковед и пианист. С 1954 концертмейстер Ленингр. театр. ин-та им. А. Н. Островского (с 1962 - Ленингр. ин-т т-ра, музыки и кинематографии), с 1957 преподаватель истории музыки, в 1969-80 зав. кафедрой муз. воспитания. С 1972 зам. пред. правления Ленингр. отделения CK РСФСР. Автор брошюр и статей, посв. преим. сов. музыке.

Уфар

Уфар - уфор, - тадж. нар. танец (сольный или массовый). В старину его танцевали под аккомпанемент дутара. У. часто сопровождается пением или исполняется после песни. Встречается также в качестве третьего раздела особой вок.-танц. формы: звучит после медленного импровизац. вступления и основной напевной части; все три раздела связаны интонац. общностью - в них происходит метроритмич. и интонац. варьирование исходной мелодич. модели. Муз. размер У. - 6/8, иногда 7/8.

Ухов Ю. В.

Юрий Владимирович (р. 23 IX 1937, Москва) - сов. хор. дирижёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1970. В 1961 окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных у А. С. Андрусенко. С 1964 хормейстер, в 1973-81 худ. рук. и дирижёр Республиканской русской хоровой капеллы им. А. А. Юрлова. С 1979 преподаёт в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных.

Уэбб С.

Уэбб С. (Webbe) Сэмюэл (1740, Лондон? - 25 V 1816, там же) - англ. органист и композитор. Работал переписчиком в изд-ве Уэлкера в Лондоне. Брал уроки игры на органе у органиста Баварского посольства в Лондоне Барбандта. В 1776-1813 органист в капеллах португ. и сардинского посольств в Лондоне. С 1784 секретарь клуба и органист часовни сардинского посольства, с 1787 библиотекарь Гли-клаба, с 1794 секретарь Кэтч-клаба. Автор англ. хор. песен ("гли" и "кэтч"); св. 300 его песен опубликованы в изд. "Book of catches, canons and glees" (v. 3-6, 1764-95).

Сочинения: духовные соч. - мессы, энсземы, мотеты, каноны; дивертисменты для дух. оркестра; для клавесина - 6 сонат для фп. или клавесина (1780), концерт, пьесы; канцонетты, мадригалы.

Литература: Knapp J. M., Samuel Webbe and the glee, "ML", 1952, No 4, p. 346-51.

Предыдущая страница Следующая страница