Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Х" (часть 3, "ХЕЙ"-"ХОВ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х" (часть 3, "ХЕЙ"-"ХОВ")

Хейрономия

Хейрономия - хиронумия (греч. xeironomia, от xeir - рука и nomos - закон) - условная жестикуляция, применявшаяся при управлении хором и указывавшая певцам ритм, динамику и характер исполнения песнопений. X. использовалась для того, чтобы напомнить певцам сложный мелодич. оборот или орнаментальный распев, не поддающиеся записи. Возникновение X. относят к древнейшим временам. Так, нек-рые египетские изображения позволяют предположить, что этот способ дирижирования был известен уже в 3-м тыс. до н. э. и, возможно, повлиял на египетское нотное письмо. Дальнейшее развитие X. получила в др.-греч., раннехристианской музыке и церк. музыке средневековья (Византия). Движения пальцев обеих рук и самих рук ср.-век. дирижёра-доместика послужили основой для создания греч. и лат., а вслед за ними славянской певч. семейографии. Особый "воздушный" характер хейрономич. знаков, независимый от писчего материала, не даёт возможности проследить их эволюцию. В Византии X. явилась промежуточным звеном между экфонетической и ранневизантийской нотацией. Знаки X. широко использовались в средней и поздневизантийской нотации. На Руси X. известна с 11-12 вв., о чём свидетельствуют хейрономич. изображения руки в рукописях того времени, напр. в кондакаре Типографского устава 11-12 вв., Стихираре 12 в. (Публичная библиотека им. M. E. Салтыкова-Щедрина, q I No15).

Литература: Металлов В., Богослужебное пение русской церкви. Период домонгольский, ч. 1-2, М., 1906, 1912; Успенский Н. Д., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Thibaut J. В., Origine byzantine de la notation neumatique de l'Eglise latine, P., 1907; Wellesz E., A history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961.

Т. Ф. Владышевская.

Хейс Р.

Хейс Р. (Hayes) Роланд (3 VI 1887, Карривилл, шт. Джорджия - 31 XII 1976, Бостон) - амер. певец (тенор) негр. происхождения. Чл. Амер. академии иск-в и наук (1952). Работая на фабрике в Чаттанугу (шт. Теннеси), брал уроки пения у А. Колхауна (1903-05), затем учился в частном ун-те Фиска в Нашвилле (1905-09; с 1932 доктор музыки). В 1910 пел в разл. клубах и кинотеатрах, в т. ч. в "Пенденнис-клуб" в Луисвилле. С 1911 был ведущим солистом в вок. ансамбле "Фиск" в Бостоне, где в 1915 дебютировал в сольном концерте. Гастролировал в Великобритании (1920; совершенствовался там у Г. Хеншеля) и др. странах Зап. Европы. В 1924 получил медаль Спрингарна, ежегодно присуждаемую в США лучшим амер. певцам. X. выступал за права негритянских певцов в муз. т-ре. Завоевал известность как исполнитель негритянской музыки, особенно спиричуэлов. Составил сб.:орник спиричуэлов в обр. для голоса с фп. (с комментариями) - "Мои песни: 30 афро-американских религиозных песен" ("My songs: 30 Afroamerican religious folk songs", Boston, 1948). Включал в программы также песни др. народов, в т. ч. немецкие. X.- почётный доктор музыки ряда ун-тов США.

Литература: Helm M., Angel Mo' and her son, Roland Hayes, Boston, 1942, 1969; Ardoin J., Roland Hayes,... "Musical America", 1962, No 7.

С. Ю. Сигида.

Хейфец Я.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хеккель

Геккель (Heckel) - нем. конструкторы духовых муз. инструментов. Иоганн Адам X. (14 VII 1812, Адорф - 13 IV 1877, Бибрих) в 1824-1835 совм. с мастером муз. инструментов и фаготистом К. Альменредером (3 X 1786 - 14 IX 1843) работал над усовершенствованием кларнетов и фаготов; в 1831 они основали собств. предприятие в Висб.:адене-Бибрихе. Успешные опыты в улучшении конструкции духовых инструментов продолжил сын и преемник Иоганна Адама X. - Людвиг Георг Отто Вильгельм X. (25 I 1856, Бибрих - 14 I 1909, там же), к-рый совм. со своими сыновьями Вильгельмом Германом (1879-1952) и Августом (1880-1914) в 1904 (по идее Р. Вагнера) создал гобой баритонального диапазона (геккелъфон, Hеckelphon). В партитурах (напр., в "Саломее" Р. Штрауса) он располагается между англ. рожком и фаготом. В 1909 фирма X. выпустила усовершенствованный контрафагот (с диапазоном, расширенным вниз до А) и контрабасовый кларнет (с диапазоном, доходящим внизу до D). Затем фирму X. (ФРГ) возглавлял P. Gрoффи (1896-1972) - зять Вильгельма X. Муз.-историч. музей X. в Бибрихе содержит богатое собрание фаготов, изготовленных в течение последних двух веков.

Литература: Heckel W., Der Fagott KurzgefaЯte Abhandlung ьber seine historische Entwicklung, seinen Bau und seine Spielweise?, Lpz., 1899, 1931; Altenburg W., Das Heckelphon, "Zeitschrift fьr Instrumentenbau", 1904, Jahrg 11; Langwill L. G., The bassoon and double bassoon, L., 1947; Grofty Fr., Katalog der Fagottsaramlung des Musikhistorischen Museums Heckel in Biebrich/Rh., Wiesbaden - Biebrich, 1969.

Л. И. Ройзман.

Хеккинг

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хеласвуо В. О.

Хеласвуо В. О. (Helasvuo; наст. фам. Хялстрём, Hдllstrцm) Вейкко Олави (р. 2 X 1916, Савонлинна) - фин. музыковед и муз.-обществ. деятель. Окончил ун-т и консерваторию в Хельсинки (1939). Преподавал муз.-теоретич. предметы в Муз. академии им. Я. Сибелиуса в Хельсинки (1944-48; с 1959 профессор, с 1971 ректор). Совершенствовался во Франции (1949) и Бельгии (1957-60). Был муз. критиком ряда фин. газет, в т.ч. "Ilta Sanomat", "Helsingin Sanomat", "Uusi Suomi" (1945-48, 1949-55 и 1960-67), редактором фин. муз. ежегодника (1958-67), инспектором Хельсинкского гос. оркестра (1950-59). Занимал руководящие должности в ряде союзов фин. музыкантов, в т.ч. был пред. правления Союза фин. композиторов (1972-76)возглавляет разл. комитеты, в т.ч. междунар. муз. фестиваля "Неделя Сибелиуса" (с 1967). Выступал как пианист и хор. дирижёр.

Литературные сочинения: Naura, pajatso..., Hels., 1947 (совм. с A. Andstrцm u Т. Pylkkдnen); Sibelius and the music of Finland, Hels., 1952; Musiikin historia, Hels., 1952, 1980; Kuorolaulun vaiheet, Keuruu, 1963.

Хельмесбергер

Хельмесбергер (Hellmesberger) - австр. скрипачи. Георг X. (24 IV 1800, Вена - 16 VIII 1873, Нёйвальдегг) - скрипач и композитор. Первые уроки муз. теории и игры на скрипке брал у отца - школьного учителя. Начал выступать в 5-летнем возрасте. Воспитывался в конвикте одноврем. с Ф. Шубертом, был певчим мальчиком-сопранистом придв. капеллы. В 1819 дал свой первый сольный концерт. С 1820 занимался в Венской консерватории у Э. А. Фёрстера по классу композиции и у Й. Бёма, основателя венской скрипичной школы, по классу скрипки, позднее преподавал в консерватории (с 1821 ассистент Бёма, с 1833 профессор). X. вёл большую конц. деятельность, выступал во мн. городах Австрии. С 1830 дирижёр Венской оперы. С 1842, когда оркестр Венской оперы стал филармонич., был его первым дирижёром. В 1833-67 преподавал в Венской консерватории. Среди учеников X. - Г. Эрнст, М. Хаузер, Й. Иоахим, Л. Ауэр, а также сыновья X. - Георг и Йозеф. Автор 2 концертов для скрипки с оркестром, вариаций и др. пьес для скрипки с фп., струн. квартетом или оркестром, конц. трио для 3 скрипок, струн. квартета.

Йозеф X. (3 XI 1828, Вена - 24 X 1893, там же) - скрипач и дирижёр. Сын Георга X. Игре на скрипке обучался под рук. отца в Венской консерватории. С 17 лет солист оркестра Венской оперы. В 1851-1877 профессор по классу скрипки, с 1859 директор Венской консерватории. В 1851-59 худ. рук. и дирижёр концертов Об-ва друзей музыки. Под его рук. значительно повысился проф. уровень оркестра. С 1860 концертмейстер оркестра Венской оперы, в 1877-93 дирижёр придв. капеллы. В 1849-91 возглавлял созданный им струн. квартет, исполнявший классич. репертуар, а также последние квартеты Л. Бетховена, квартеты Ф. Шуберта. X. принадлежат обр. для скрипки произв. Г. Ф. Генделя, Бетховена, В. А. Моцарта, Ф. Флотова, Дж. Россини, многочисл. сочинения педагогич. репертуара (упражнения, этюды). Среди учеников X. - А. Бродский, А. Никиш.

Е. С. Михайлова.

Хельсинки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хенсон Х.

Хенсон Х. (Hanson) Хоуард (р. 28 X 1896, Уаху, шт. Небраска) - амер. композитор, дирижёр и педагог. По национальности швед. Чл. швед. Корол. академии музыки (1938) и Амер. академии иск-в и лит-ры (1961). Учился в Ин-те муз. иск-ва в Нью-Йорке и в Сев.-Зап. ун-те в Эванстоне. Преподавал (1916-19) в Тихоокеанском колледже в Сан-Хосе (Калифорния), возглавлял консерваторию при нём (1919-21). Стажировался в Риме (1921-23). Был директором Истменской школы музыки в Рочестере (1924-64), среди учеников - Ю. С. Кей, Б. Филлипс, П. Меннин, У. Бергсма; гастролировал как дирижёр с созданными им при этой школе дух. бэндом, оркестром и хором в США. Гастролировал с симф. оркестром в др. странах, в т.ч. в СССР (1961-62). Руководил фестивалями амер. музыки (с 1925), выступал как симф. дирижёр с крупнейшими оркестрами США и стран Зап. Европы (1932). Занимал ряд руководящих должностей в разл. муз. организациях (1940-1960). Музыка X. - романтического характера, орк. соч. написаны под влиянием скандинавского симфонизма (X. называют "амер. Сибелиусом"), Пр. Пулицера (1944) и др.

Сочинения: опера Мери Маунт (1933, Нью-Йорк); Песня демократии (The song of democracy, 1957) и псалмы для солистов, хора и орк.; кантаты, песни и гимны для хора с орк., в т.ч. Песнь о правах человека (Song of human rights, 1963); для орк. - 6 симфоний (1923-67, в т.ч. 2-я, Романтическая - Romantic, 1930), симф. поэмы, пьесы; произв. для банда; концерты с орк. - для фп. (1948), для органа, струнных и арфы (1921); камерно-инстр. ансамбли; хоры с орк., в т.ч. Плач по Беовульфу (1926), 3 песни из "Барабанного боя" (3 songs from "Drum taps", пo У. Уитмену, 1935), фп. пьесы; песни.

Литературные сочинения: Harmonic materials of modern music. Resources of the tempered scale, N. Y., 1960.

Литература: Tuthill В., Howard Hanson, "MQ", 1936, v. 22, No 2.

Хенце Х. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хербек И. Ф.

Хербек И. Ф. (Herbeck) Иоганн Франц фон (25 XII 1831, Вена - 28 X 1877, там же) - австр. дирижёр и композитор. В детские годы был солистом в хоре цистерцианского монастыря Св. креста в Нижней Австрии; по рекомендации Г. Хельмесб.:ергера в течение 2 лет (в летние каникулы) занимался по композиции у Л. Роттера в Вене. Систематич. муз. образования не получил. Позже изучал право в Венском ун-те, читал лекции по музыке. В 1852-54 регент одной из венских церквей, с 1856 хормейстер Венского мужского певч. союза, где по его инициативе был исполнен ряд соч. для мужского хора Ф. Шуберта. В 1859-70 дирижёр венского Общества любителей музыки. В 1865 А. Хюттенбреннер передал X. автограф "Неоконченной симфонии" Ф. Шуберта; в том же году X. исполнил её в концерте Об-ва любителей музыки. С 1866 первый придв. капельмейстер, с 1869 первый капельмейстер Венской придв. оперы. С 1870 возглавлял дирекцию придв. оперы, тяготился этой должностью и в 1875 вышел в отставку. Последние два года жизни снова был дирижёром Общества любителей музыки. Как композитор малоизвестен. При жизни нек-рой популярностью пользовались его произв. для хора, мужские квартеты. Ему принадлежит ряд церк. соч., в т. ч. Большая месса Е-dur и месса для мужского хора. Написал неск. симфоний, симф. вариации и Tanzmoment для оркестра, струн. квартеты (издан 2-й).

Литература: Herbeck L., J. Herbeck, ein Lebensbild, W., 1885; Braun J., J. Ritter von Herbeck und das Wiener Hofoperntheater, W., 1949 (Diss.); Pfannhauser K., Aus Herbeck's Leben, Wirken, Umwelt und Schriftenmappe, в сб.: 125 Jahre Wiener Mдnnergesangsvereins. Festschrift, W., 1968; Stekl K., Eine wichtige Besuchskarte J. Herbeck's im Besitz von F. Hьttenbrenner, "Mitteilungen des Steirischen Tonkьnstlerbundes", 1968, No 37/38.

Г. Н. Павлов.

Хербиг Г.

Хербиг Г. (Herbig) Гюнтер (р. 30 XI 1931, по др. данным - 1933, Аусиг) - нем. дирижёр (ГДР). Окончил Высшую муз. школу им. Ф. Листа в Веймаре, где в 1951-56 занимался у Г. Абендрота. Совершенствовался у А. Янсонса в Ленинграде, а также у Г. Шерхена в Швейцарии и Г. Караяна в Австрии. В 1957-62 дирижёр оркестра Нац. оперного т-ра и оркестра Высшей муз. школы в Веймаре. С 1962 музик-директор в Потсдаме, с 1966 один из дирижёров Берлинского симф. оркестра, с 1972 художественный руководитель и гл. дирижёр оркестра Дрезденской филармонии, с 1977 гл. дирижёр Берлинского симфонического оркестра. Возглавляет класс дирижирования в Высшей муз. школе в Веймаре. В 1974 удостоен Художеств. пр. ГДР. Основу репертуара дирижёра составляют произв. нем. и австр. (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, И. Брамс, А. Брукнер, Г. Малер и др.), а также рус. и сов. композиторов. X. гастролировал во мн. странах мира (Чехословакия, Венгрия, Югославия, Польша, Болгария, Куба, ФРГ, Австрия, Италия, Испания, Япония, Чили), неоднократно выступал в СССР; в 1975 во главе оркестра Дрезденской филармонии совершил турне Москва - Киев - Вильнюс - Минск.

Г. Н. Павлов.

Херля Н.

Херля Н. (Herlea) Николае (р. 28 VIII 1927, Бухарест) - рум. певец (лирико-драм. баритон). Нар. арт. СРР (1962). В 1951 окончил Бухарестскую консерваторию по классу А. Костеску-Дука и в том же году дебютировал в партии Сильвио ("Паяцы") в Румынском т-ре оперы и балета. Лауреат первых пр. на междунар. конкурсах в Праге (1954), Женеве (1955), Вервье (Бельгия, 1957).

Сильный, гибкий голос красивого тёплого тембра, ровно звучащий во всех регистрах, яркое актёрское дарование, высокая исполнит. культура выдвинули X. в ряды крупных европ. певцов. Среди наиболее значит. партий, исполненных X., - Фигаро (его лучшая роль), Риголетто; Маркиз Поза ("Дон Карлос"), Эскамильо, Скарпиа; Ди Луна ("Трубадур"); др. партии - Евгений Онегин, Елецкий; Валентин ("Фауст"), Тонио, Яго, Жермон; Лазэр ("Девушка с гвоздиками" Г. Думитреску). Пел на сценах крупнейших оперных т-ров "Ла Скала" (Милан), "Ковент-Гарден" (Лондон), "Гранд-Опера" (Париж), "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк) и др. Как камерный певец часто выступает с сольными концертами. Гастролировал во мн. европ. странах (в т. ч. неоднократно в СССР, впервые в 1955; Большой т-р, Москва), а также в США, Турции и др. Гос. пр. СРР (1964).

Литература: Селиванов П., Хромченко С, Гастроли румынского певца, "МЖ", 1959, No 21; Лейтес Р., 50 лет со дня рождения Николая Херля, в сб.: Ежегодник памятных музыкальных дат и событий на 1977, М., 1976, с. 128-30; J.-V. Р. (Pandelescu J.-V.), Nicolae Herlea, "Muzica", 1964, No 1; Gheciu R., Nicolae Herlea, "Muzica", 1965, No 6.

P. Э. Лейтес.

Херц И.

Херц И. (Herz) Иоахим (р. 15 VI 1924, Дрезден) - нем. оперный режиссёр (ГДР). Опорной режиссуре и дирижированию учился в дрезденской Академии музыки и т-ра; музыковедение изучал в Берлинском ун-те. В 1946 работал в Дрездене, с 1953 в берлинском т-ре "Комише опер" (до 1956 ассистент В. Фельзенштейна). В 1956-57 - в оперном т-ре Кёльна, в Лейпциге, Дрездене, Франкфурте-на-Майне, Гамбурге, в моск. Большом т-ре, где поставил оперу "Летучий голландец". Среди др. его пост. - оперы "Борис Годунов", "Война и мир", "Катерина Измайлова"; "Катя Кабанова" Яначека; "Нюрнбергские мейстерзингеры", "Дон Жуан"; "Женщина без тени" Р. Штрауса, "Альберт Херринг" Бриттена. Автор ряда работ об оперном искусстве.

Херцигоня Н.

Херцигоня Н. (Hercigonja) Никола (p. 19 II 1911, Винковци) - хорв. композитор и музыковед. Окончил Муз. академию в Загребе (1935), где учился композиции у Б. Берсы и К. Одака. Участвовал в Нар.-освободит. войне (1942-45), работал в Т-ре нар. освобождения, написал ряд партизанских песен. С 1946 живёт в Белграде. Был муз. референтом Гос. комитета по культуре и иск-ву (до 1947). В 1949-50 преподаватель истории музыки в ун-те, с 1950 - в Муз. академии. В муз. соч. опирается на нац. муз. фольклор, следуя принципам М. П. Мусоргского и Л. Яначека, использует нар. речевые интонации, применяет новейшие приёмы письма. Наиболее известна сценич. оратория "Горный венец". Автор статей, гл. обр. о нар. музыке, в т.ч. о партизанских песнях.

Сочинения: радиоопера Маленький Ганс (Mali Hans, 1949); ко-мич. опера-балет Дундо Марое (1964); балет День рождения инфанты (Rodendan infantin, 1955); муз.-сценич. представление Планетарий (Радио - телевидение, Белград, 1965); Загребская хроника для солистов, говорящего и поющего хоров, фанфар, колокола и кино (1938); сценич. оратория Горный венец (Gorski Vijenac, 1951); кантаты (1965-66); для орк. - сюита на темы старых дубровницких танцев (1959), пьесы; хоры; 3 песни для голоса с орк., посв. Мусоргскому (1963), Колыбельная матери партизанки (Uspavanka majke partizanke, 1946); циклы песен, в т.ч. меджимурских (1949, 1950, 1958); ок. 50 массовых песен, в т.ч. посв. Тито (1943), югосл. армии (1948), и др.

Литература: Rеricic V., Muzicki stvaraoci u Srbiji, Beograd, 1969.

Хершель У.

Гeршель (Herschel) Уильям (Фридрих Вильгельм) (15 XI 1738, Ганновер - 25 VIII 1822, Слау, близ Лондона) - англ. астроном, оптик, воен. музыкант, органист и композитор. По национальности немец. Чл. Лондонского корол. об-ва (1781), почётный чл. Петерб. АН (1789). Сын полкового музыканта; учился в ганноверской гарнизонной школе (до 1752). С 14-летнего возраста играл на гобое и на скрипке в воен. оркестре ганноверской гвардии, в составе к-рого в 1755-56 служил в Дареме (Англия). После недолгого пребывания в Германии в 1757 переселился в Англию; давал уроки музыки, писал муз. произв. Участвовал в организации Даремского воен. оркестра. В 1760-62 создал б. ч. своих произв., в т. ч. 18 симфоний. В 1766-67 служил церк. органистом в Галифаксе, затем - в Бате, где стал самостоятельно изучать математику и астрономию (с 1773 вёл наблюдения неба). Вскоре отошёл от муз. деятельности, полностью посвятив себя астрономии и сделав ряд важных открытий, к-рые принесли ему мировую известность. Он построил крупнейший для своего времени 12-метровый рефлектор, открыл планету Уран (1781), 2 его спутника, 2 спутника Сатурна и мн. др. X. принадлежат 24 симфонии (1760-64), многочисл. концерты с оркестром, в т. ч. для альта (1759), гобоя (1759), скрипки (1760, 1761, 1764) и струнных, для гобоя, струнных, 2 валторн и 2 фаготов, для органа и оркестра, для органа, струнных и трубы (1767), для органа и струнных, а также 2 концерта для дух. воен. оркестра (наиболее известны), камерно-инстр. ансамбли, в т. ч. 3 сонаты для клавесина и скрипки obligate, 12 сонат для скрипки с basso continue (1763), 24 каприса для скрипки соло, пьесы для органа, ряд хор. культовых соч., в т. ч. Те Deum, гимны, энсземы, а также песни для спектаклей драм. т-ра. Б. ч. произв. X. находится в рукописи. Интерес представляет его переписка с братом Якобом X. (ум. в 1792), ганноверским скрипачом, содержащая рассуждения по муз. вопросам.

Литературные сочинения: (Autobiografie), "Studien fьr Tonkьnstler und Musikfreunde", В., 1793, S. 74.

Литература: Lubbock С. A. (ed.), The Herschel's chronicle, Camb., 1933; Duckies V., Sir William Herschel as a composer, "Publications of the Astronomical society of the Pacific", 1962, v. 74; его же, W. F. Herschel's concerts for oboe, viola and violin, в сб.: Festschrift О. Е. Deutsch, Kassel, 1963.

Хесс В.

Хесс В. (Hess) Вилли (14 VII 1859, Мангейм - 17 II 1939, Берлин) - нем. скрипач. Игре на скрипке первоначально обучался у своего отца, в 1875-78 занимался под рук. Й. Иоахима в Берлине. Концертмейстер оркестра во Франкфурте-на-Майне, преподаватель консерватории в Роттердаме (с 1886), концертмейстер Халле-оркестра в Манчестере (с 1888), с 1895 концертмейстер Гюрцених-оркестра и преподаватель консерватории в Кёльне. В 1903-04 профессор Корол. академии музыки в Лондоне, с 1904 концертмейстер и солист Бостонского симф. оркестра и участник квартета солистов оркестра (Boston Symphony Quartet), позже участник квартета В. Хесса и Э. Шрёдера. В 1910-28 преподавал в Высшей школе музыки в Берлине, играл в квартете К. Халиржа, а также в трио вместе с X. Дехертом и Г. Шуманом.

Литература: Berner A., Hintergrьnde einer Hochschulberufung, "Musica", 1956, Jahrg. 10, No 4.

Хесс Вилли

Хесс Вилли (Hess) Вилли (р. 12 X 1906, Винтертур) - швейц. музыковед и композитор. Учился в консерватории и в ун-те в Цюрихе (1926-29). Преподавал (с 1930), играл на фаготе в симф. оркестре в Винтертуре (1942-71). X.- видный исследователь творчества Л. Бетховена; осуществил первые публикации ряда его произв., вошедших впоследствии в подготовленное им "Дополнение к Полному собранию сочинений Бетховена" ("Beethoven. Supplement zur Gesamtausgabe", hrsg. von Willy Hess, Bd 1-14, Wiesbaden, 1960-71).

Муз. соч. Х. традиционны, близки стилю венских классиков и ранних нем. романтиков.

Сочинения: опера-сказка - Смерть и маленькая девочка (Der Tod und das kleine Mдdchen, 1935); кантата Рождественская ночь (Weihnacht, 1933); симфония (1931); Ixbeine infon а для струн. орк. (1930); серенада для камерного орк. (1944); концерт для валторны с орк. (1956); соната для фагота и малого орк. (1952); камерно-инстр. ансамбли - серенада для 11 струнных и флейты (1940), сюита для 12 трубачей (1951); пьесы для разл. дух. инструментов с фп.; пьесы для фп. (ок. 80); хоры; вок. дуэты, терцеты.

Литературные сочинения: Beethovens Werke und ihre Gesamtausgabe, в кн.: Schweizerisches Jahrbuch fьr Musikwissenshaft, Bd 5, 1931; Von den Grenzen und Ausdrucksmцglichkeiten der Kьnste, Wmterthur, 1932; Kunstwerk und Seele, Lauf-Bern, 1933, Unbekannte italienische Gesдnge Beethovens, "Schweizerische Musikpдdagogische Blдtter", 1936, 15. Juli, 1 August; Kьnstlerische GesetzmдЯigkeiten des von der Musik verklдrten Dramas?, Z., 1939; Das Bьhnenbild R. Wagners, Basel, 1950; Beethovens Oper "Fidelio" und ihre drei Fassungen, Z., 1953; Die Wiener Handschrift zur ersten und zweiten Fassungen von Beethovens "Fidelio", "Mf", 1955, Bd 8, No 2; Ein ungedruckter Streichquintettsatz Beethovens, "SMz", 1955, Jahrg 95; Beethoven, Z., 1956; то же, Wmterthur, 1977; Verzeichnis der nicht in der Gesamtausgabe veroffentlichteh Werke L. van Beethovens, Wiesbaden, 1957; Die Harmonie der Kьnste, W., 1960; Die Dynamik der musikalischen Formbildung, Bd 1-2, W., 1960-64; Beethovens Bьhnenwerke, Gott., 1962; Von Doppelantlitz des Bцsen in der Kust, dargestellt an Beispiel der Musik, Munch, 1963; Beethoven-Studien, Bonn, 1972.

Литература: Rothenfelder O., W. Hess, "Musica", 1953, Bd 7, No 10; Frey H., W. Hess, "SMz", 1966, Jahrg 106, No 5.

И. А. Слепнёв.

Хесс М.

Хесс М. (Hess) Майра (25 II 1890, Хампстид, близ Лондона - 25 XI 1965, Лондон) - англ. пианистка, муз.-обществ. деятель. Училась игре на фп. у Дж. Паскаля и О. Моргана в муз. школе "Гилдхолл" (с 1897) и у Т. Маттея в Корол. академии музыки (1902-07) в Лондоне, где дебютировала в 1907 (4-й концерт Бетховена с орк. под упр. Т. Бичема). С этого года много гастролировала в Европе, с 1922 - в Канаде и США (до 1957; фирмой "Коламбия" выпущены грамзаписи ряда произв. в ее исп.). В репертуаре - гл. обр. соч. Д. Скарлатти, венских классиков, нем. романтиков. В период 2-й мировой войны 1939-45 деятельность X. в качестве организатора концертов получила большое гражданств. значение (провела в здании лондонской Нац. галереи 1700 дневных регулярных концертов, в к-рых принимали участие более 100 исполнителей; неоднократно награждалась).

Литература: Mюр О., Выдающаяся пианистка Британии, "Британский союзник", M., 1948, No 7, 15 февр., с. 10; Памяти Майры Хесс, "МЖ", 1966, No 10; Ewen D., Living musicians, N. Y., 1940, Supplement, 1957; Сhissell J., Pen portrait Dame Myra Hess, "The Musical Times", 1957, v. 98, No 1368; Myra Hess by her friends, ed. by D. Lassimonne, introduction by H. Ferguson, L., (1966).

И. В. Розанов.

Хессе-Буковская Б.

Хессе-Буковская Б. (Hesse-Bukowska) Барбара (p. 1 VI 1930, Лодзь) - польская пианистка. Училась игре на фп. с 6-летнего возраста. В 1949 окончила Гос. высшую муз. школу в Варшаве по классу фп. у М. Тромбини-Казуро. Начала концертировать в студенч. годы. Лауреат междунар. конкурсов - им. P. Шопена в Варшаве (1949, 2-я пр.) и им. М. Лонг и Ж. Тибо в Париже (1953, 5-я пр.). Гастролирует с 1949 во мн. странах, в т. ч. в СССР (с 1955). Игра Х.-Б отличается красивым, певучим звуком, тонкой поэтичностью, простотой и ясностью исполнит. замысла; наиболее значит. интерпретации лирико-романтич. произв. В репертуаре гл. обр. соч. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, К. Шимановского; исполняла также сонаты Д. Скарлатти и В. А. Моцарта.

Литература: Бэлза И., Выступления польских музыкантов, "СМ", 1956, No 1; Юдин Г., Оркестр польского радио, там же, 1963, No 4; Pawlicki Z, Kanski J, A moze nie Jest zle?, "RM", 1974, No 22.

T. M. Старух.

Хессин А. Б.

Александр Борисович (7(19) X 1869, Петербург - 3 IV 1955, Москва) - сов. дирижер и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1929). В 1894 окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та, в 1899 - Петерб. консерваторию по классу композиции у H. P. Соловьёва. Был чл. муз. кружков В. С. Серовой и А. Н. Молас. В 1899-1900 совершенствовался как дирижёр у А. Никита в Лейпциге, где дирижировал симф. концертом памяти П. И. Чайковского, затем у Ф. Мотля в Карлсруэ. В 1901 и 1902-04 дирижировал симф. концертами в Петербурге (РМО) и Москве (Филармонич. об-во), в 1901-1902 - в Бреславльской опере. В 1904-05 директор Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва. В марте 1905 выступил с протестом против отстранения Н. А. Римского-Корсакова от преподавания в консерватории и отказался от дирижирования в концертах РМО. В декабре 1905 распорядился о прекращении занятий в уч-ще в знак солидарности с бастующими рабочими, в связи с чем был уволен. В защиту X. выступил ряд музыкантов, в т. ч. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. С 1906 гастролировал в разных городах России, в 1910-12 - в Лондоне, Париже, Берлине, где под его управлением была исполнена "Поэма экстаза" А. Н. Скрябина. Руководил организацией концертов в Павловске (1907- 1910). В 1910-15 худ. рук. и гл. дирижёр Муз.-историч. об-ва им. графа А. Д. Шереметева в Петербурге, в 1915-17 оперный дирижёр Народного дома, в 1918-1919 - Мариинского т-ра, в 1920 директор Гос. оркестра в Петрограде. В 1921-23 дирижировал в Москве и Харькове. В обширном репертуаре X. были представлены и новинки рус. симф. музыки. В 1924-35 преподавал в Москве в Центр. техникуме театр. иск-ва (быв. Муз.-драм. уч-ще, ныне ГИТИС), в 1932-36 - в Муз. техникуме им. А. К. Глазунова, в 1935-41 - в Моск. консерватории (гл. дирижёр оперной студии, в 1936-1938 её худ. рук.; с 1939 профессор), в 1941-43 - в Свердловской консерватории (зав. кафедрой оперной подготовки). В 1943-53 муз. руководитель и консультант Ансамбля сов. оперы ВТО, где подготовил к конц. исполнению св. 20 новых сов. опер. X. принадлежит книга "Из моих воспоминаний" (1959).

Б. С. Штейнпресс.

Хёфдинг Н. Ф.

Хёфдинг Н. Ф. (Hefding) Нильс Финн (р. 10 III 1899, Копенгаген) - дат. композитор. Брал частные уроки у К. Еппесена и Т. Лауба в Копенгагене, совершенствовался в Вене у Й. Маркса. В 1928-69 преподавал в Дат. корол. консерватории (с 1949 профессор), в 1954 её директор. В 1931 совм. с Й. Бентсоном основал в Копенгагене Нар. муз. школу (для её учащихся написал неск. произв., в т.ч. оперу "Пастер", 1935). В 1929-1939 пред. Муз.-педагогич. союза (Musikpжdagogisk Forening). В своём творчестве развивал реалистич. традиции К. Нильсена. Создал ряд значит. произв., в числе к-рых оперы лирико-комедийного характера "Новое платье короля" ("Kejserens nye Klжder", по X. К. Андерсену, 1928, Копенгаген) и "Поездка к источнику" ("Kilderejsen", по Л. Хольбергу, 1931, пост. 1942, там же); 4 симфонии (1923-28, 1934 - для камерного оркестра), симф. фантазия "Арсенал в Спрингфилде" ("The arsenal at Springfield") для солистов, хора, оркестра и органа (по Г. У. Лонгфелло, 1953; глубоко трагедийное, исполненное гуманистич. пафоса, это соч. отличается антивоенной направленностью). Педагогич. деятельность X. имела огромное значение для развития муз. образования в Дании. Написал учебник гармонии ("Lжrebog i Harmoni", 1933).

Литературные сочинения: Den elementaire hшrelжre, Kbh., 1935, 1956; Indfш relse i Palestrinastil, Kbh., 1969.

Литература: Carnitt G., Finn Hшffding, "Monthly Musical Record", 1953, v. 83, p. 176-80; Вruhns S., Fog D., Finn Hшffdings kompositioner, Kbh., 1969.

"Хиз Мастерс Войс"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хилл А. Ф.

Хилл А. Ф. (Hill) Алфред Фрэнсис (16 XI 1870, Ричмонд, Мельбурн, Виктория - 30 X 1960, Дарлингхёрст, Сидней, Новый Южный Уэльс) - австрал. композитор, дирижёр, скрипач и педагог. Учился в 1887-91 в Лейпцигской консерватории по классу скрипки, в течение 2 лет играл на скрипке в оркестре Гевандхауза (в т. ч. под упр. И. Брамса, Э. Грига, П. И. Чайковского, М. Бруха). Затем жил в Новой Зеландии, где изучал маорийскую муз. культуру. Знаток новозеландского муз. фольклора, X. использовал в своих операх, кантатах и программных симф. соч. мелодии нар. песен маори. С 1908 работал в Сиднее. X. внёс вклад в развитие австралийской музыки. В 1916-34 преподавал в консерватории Нового Южного Уэльса (был одним из её основателей) муз.-теоретич. предметы и композицию (среди учеников Дж. Г. Антейл), был 2-м дирижёром консерваторского оркестра и хора. В 1926 совершил поездку в Англию и США в качестве дирижёра и лектора. В 1947-60 президент Гильдии австрал. композиторов. Б. ч. муз. произведений X. (всего более 500) не издана.

Сочинения: оперы - Мальчик для сеченья (The whipping boy, комич., 1896, Уеллингтон, фрагменты), Леди Долли (1900, Сидней), Тапу (Тарu, 1903, Новая Зеландия), Мавританская девушка... (A Moorish maid..., 1905, Окланд), Скульптор Джованни (Giovanni, the sculptor, 1914, Мельбурн), Райя из Шивапоре (1914, Сидней), Теора - роковая флейта (Теоrа - the weird flute, 1928, Сидней), Небесный корабль (The Ship of Heaven, 1933, Сидней), Южная страна (Auster, 1935, Мельбурн); кантаты - Жизнь (Life, для солиста, хора и органа), Хинемоа (Hinemoa) и Таухаки (Tawhaki) и др.; для орк. - симфонии (свыше 10), в т. ч. Кельтская, симф. поэмы Сатир, Вайата Пои, Пропавший охотник (The lost hunter), Приветственная увертюра (Welcome overture), Маорийская рапсодия (Maori rhapsody); соната для трубы и орк.; камерно-инстр. ансамбли - Шотландская соната (Scotch sonata), сонатина и др. пьесы для скр. с фп., 2 фп. трио ("Миниатюрные" - "Miniature"), 14 струн. квартетов, в т. ч. 2 маорийских, фп. квинтет; фп. пьесы; пьесы для скр. соло; хоры; песни (в т. ч. 2 цикла маорийских и новозеландских песен), музыка к 8 кинофильмам.

Литературные сочинения: Harmony and melody, Boston, 1927.

Литература: MсСredie A. D., A. Hill (1870-1960). Some backgrounds and perspectives for an historical edition, в кн.: Miscellanea musicologica, v. 3, Adelaide, 1968, p. 181-257 (со списком соч.); Thomson J. M., The role of the pioneer composer, "Studies in music", 1970, v. 4.

И. А. Слепнёв.

"Хилл и сыновья"

"Хилл и сыновья" ("Уильям Э. Xилл и сыновья" - "William E. Hill and Sons") - англ. фирма, занимающаяся изготовлением и продажей струн. инструментов и смычков. Ведёт свою историю от осн. в 1760 мастерской Джозефа Хилла (1715, Лондон - 1784, там же), представителя многочисл. семьи англ. мастеров смычковых инструментов (первое упоминание этой фамилии относится к 17 в.). Джозеф делал копии скрипок Амати. Среди др. инструментов его работы особенно выделялись виолончели и контрабасы, покрытые золотисто-жёлтым лаком. Эти инструменты встречаются очень редко. В работе ему помогали 4 сына.

Племянник Джозефа - Локи Хилл (1756, Лондон - 1810, там же) нек-рое время делал весьма удачные копии инструментов Страдивари для Дж. Бетса, крупного торговца старинными инструментами, позже работал по моделям Амати, Штайнера, затем снова Страдивари. Был известен своими хорошо выполненными альтами и виолончелями, покрытыми коричнево-пурпурным прозрачным лаком. В работе ему помогали 2 сына.

Внук Джозефа - Уильям Эбсуорт Хилл (20 X 1817, Лондон - 2 IV 1895, Хамвелл) славился как один из лучших знатоков старинных инструментов. Блестящий организатор, он расширил деятельность мастерской и в 1880 основал фирму "X. и с.". Инструменты Уильяма ценились очень высоко. Скрипки его работы получили первые премии на междунар. выставках в Лондоне (1851) и Париже (1867). Изготовлял также превосходные смычки.

Сын Уильяма Э. Хилла - Алфред Эбсуорт Хилл (11 II 1862, Лондон - 20 IV 1940, там же) - крупнейший эксперт по старинным итал. инструментам. Вместе с братьями (Уильям Генри и Артур Фредерик) возглавлял фирму после смерти отца. С 1888 начал собирать коллекцию старинных инструментов англ., франц. и итал. мастеров (ныне находится в "Эшмолиен-музеум" в Оксфорде, в ней насчитывается ок. 2 тыс. экз.).

Сыновья Уильяма Э. Хилла написали и издали монографии "А. Страдивари, его жизнь и деятельность" ("A. Stradivari, his life and work", L., 1902, 2-е изд. 1909), "Скрипичные мастера фамилии Гварнери. 1626-1762. Жизнь и деятельность" ("Violinmakers of the Guarneri family, 1626-1762: their life and work", L., 1931, 2-е изд. 1965). Фирма "Х. и с." существует и ныне, известна экспертизами старинных струн. смычковых инструментов.

Литература: Витачек E. P., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, под ред. Б. Доброхотова, М.-Л., 1952, 1964; Vannes R., Essai d'un dictionnaire universel des luthiers, P., 1932, под назв. Dictionnaire universel des luthiers, Brux., 1951; Jalovec K., Enzyklopдdie des Geigenbaues, Bd 1-2, Praha, 1965.

Б. В. Доброхотов.

Хилл Э. Б.

Хилл Э. Б. (Hill) Эдвард Бёрлингем (9 IX 1872, Кембридж, шт. Массачусетс - 10 VII 1960, Фрэнсистаун, Нью-Хэмпшир) - амер. композитор. Чл. Нац. ин-та лит-ры и иск-в и Амер. академии иск-в и наук. Учился у Дж. Н. Пейна и Дж. Чедвика (1892-94) в Гарвардском ун-те (Бостон), где позднее преподавал (1908- 1940). Совершенствовался у Ш. Видора в Париже (1899). Читал лекции в Страсбурском ун-те (Германия) и в Амер. консерватории в Фонтенбло, близ Парижа (1921). Среди учеников - В. Томсон, Л. Бернстайн, Р. Л. Финни. Соч. X. отмечены влиянием франц. импрессионистов, отличаются красочностью оркестровки, им свойственна стройность формы.

Сочинения: для орк. - 4 симфонии (1928-37; выделяется 3-я, 1936), симф. поэмы, в т.ч. Сирень (Lilacs, 1927), 2 сюиты (Стивенсонианы, 1915, 1922), прелюд (1953); концерт для скр. с орк. (1938); струн. квартет (1935) и секстет для фп. и духовых (1934); пьесы для фп.; циклы песен.

Литературные сочинения: Modern French music, Boston, 1924.

Хиллер И. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хиллер Ф.

Хиллер Ф. (Hiller) Фердинанд фон (24 X 1811, Франкфурт-на-Майне - 10 или 11 V 1885, Кёльн) - нем. дирижёр, композитор, пианист. Учился игре на фп. у А. Шмитта и композиции у Й. Г. Фолльваилера во Франкфурте-на-Майне, с 1825 у И. Н. Гуммеля в Веймаре. В 1827 посетил Вену, познакомился с Л. Бетховеном и Ф. Шубертом. Жил в Париже (1828-35), преподавал игру на органе, выступал как пианист. Зиму 1839-40 провёл в Лейпциге. В 1840-41 был в Италии, где изучал иск-во старых мастеров под рук. Баини (Рим). В 1843-44 руководитель концертов Гевандха-уза в Лейпциге. Работал в качестве дирижёра в Дрездене, где были поставлены его оперы "Сон в рождественскую ночь" ("Traum in der Christnacht", 1845) и "Конрадин" (1847). С 1847 городской капельмейстер Дюссельдорфа, с 1850 - Кёльна (дирижировал концертами, был одним из организаторов и первым директором консерватории). Среди учеников X. композитор и дирижёр М. Брух. В 1851-52 руководил итал. оперой в Париже.

X. был современником Ф. Шопена, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди, с к-рыми состоял в дружеских отношениях. Он написал 6 опер, 2 оратории ("Разрушение Иерусалима" - "Die Zerstцrung Jerusalems", 1840; "Саул", 1858), ряд кантат, 4 симфонии, 2 концерта для фп., 1 для скрипки с оркестром, камерно-инстр. произв. (в т. ч. 3 фп. и 3 струн. квартета), пьесы для фп., хоры и песни. Его лучшие соч. относятся к жанру миниатюры, в их числе песни на стихи нем. поэтов, фп. соч. Оперы X. успеха не имели. Муз.-организаторская работа X. сравнима с деятельностью Мендельсона. X. пользовался известностью как пианист (особенно славился исполнением произв. В. А. Моцарта и импровизациями), дирижёр, педагог, журналист (сотрудничал в газ. "Kцlnische Zeitung"; о его статьях одобрительно отозвался Г. Гейне). Опубликовал собрание писем Мендельсона и воспоминания о нём (Felix Mendelssohn-Bartoldy. Briefe und Erinnerungen, Kцln, 1874).

Литературные сочинения: Ьbungen zum Studium der Harmonie und des Kontrapunktes, Kцln, 1860, 1897; Die Musik und das Publikum, Kцln, 1864; Aus dem Tonleben unserer Zeit, Bd 1-3, Lpz., 1868-71; L. van Beethoven, Lpz., 1871; Goethes musikalisches Leben, Kцln, 1883; Erinnerungsblдtter, Kцln, 1884.

Литература: Hansliсk E., Musikalisches Skizzenbuch, В., 1888; Ruсhell G., Verlorene Klдnge. Studien zur deutschen Klaviermusik 1830-1880, В.-Lichterfelde, (1969); Sietz R., Sietz M., Der NachlaЯ F. Hillers, "Mitteilungen aus dem Stadtarchiv von Kцln", 1970, Jahrg. 59.

Ю. В. Крейнина.

Хиль Э. А.

Эдуард Анатольевич (р. 4 IX 1934, Смоленск) - сов. эстрадный певец (баритон). Нар. арт. РСФСР (1974). Чл. КПСС с 1974. В 1960 окончил Ленингр. консерваторию по классу пения (учился у Е. Г. Ольховского и З. П. Лодий). С того же года - солист Ленконцерта. Высокая муз. культура, художеств. вкус, жизнерадостность - отличительные черты исполнительского творчества X. Ему в равной степени доступны и лиризм, и размышление, и драматизм. Первый исполнитель песен "Лесорубы", "Лунный камень" Островского, "Песня о друге", "Голубые города", "А люди уходят в море" Петрова и др. Включает в программы своих концертов произв. Л. Бетховена, А. С. Даргомыжского, Ф. Шуберта, Г. В. Свиридова. Гастролирует за рубежом. В 1977-79 преподавал сольное пение в Ленингр. ин-те т-ра, музыки и кинематографии. 2-я пр. Междунар. фестиваля эстрадной песни в Сопоте (1965), пр. Ленинского комсомола (1976).

Литература: Воображаемый концерт, сб.:, Л., 1971, с. 196; Певцы советской эстрады, сб.:, М., 1977, с. 192-203.

В. И. Зарубин.

Хильдебрандт З.

Хильдебрандт З. (Hildebrandt) Захариас (1688, Мюнстерберг, Силезия - 11 X 1757, Дрезден) - нем. органостроитель и конструктор клавишно-струнных инструментов. Сын каретника, столяр по профессии, X. в 1713 поступил учеником к Г. Зильберману во Фрейберге (Саксония), с 1721 начал работать самостоятельно. Для торжества по случаю открытия нового органа X. в 1723 в Штёрмтале (этот инструмент сохранился и поныне) И. С. Бах написал кантату "Hцchst erwьnschtes Freudenfest" (BWV 194). По рекомендации Баха X. построил органы в Томаскирхе и др. церквах Лейпцига (в 1727, 1736, 1737, 1750). Знаменитый орган X., построенный в 1743-46 в Наумбурге в церкви Санкт-Венцель, принимали Бах и Зильберман (инструмент - один из лучших в ГДР, реставрирован). Органы работы X. имеются и в др. нем. городах. X. строил органы также в Дании, получал приглашения из Англии, позже из Петербурга и Москвы, но ими не воспользовался. В 1744 в Лейпциге совм. с Бахом X. подписал акт о приёмке органа работы И. А. Шейбе в церкви Санкт-Иоганн. В 1740 X. осуществил идею Баха - создал "лютневое" клавичембало (Lautenklavier, Lautenklavicimbel; см. Клавесин).

Его сын и ученик - Иоганн Готфрид X. (1724, Штёрмталь, по др. данным Либертвольквиц - 7 XI 1775, Зорау, по др. данным Дрезден-Нёйштадт) построил в 1771 огромный орган в церкви Санкт-Михаэль в Гамбурге, поместив в диспозиции педали принципал 32' (высота самой большой трубы 10 м 28 см).

Литература: Pomp К., Die Hildebrandt-Orgel in der Kirche zu Lengefeld im Erzgebirge, в сб.: Mitteilungen des Landesvereins fьr Sдchsischen Heimatschutz, 1932, Bd 21, H. 4-6; Mahrenholz Chr., Die Hildebrand-Orgel in der St. Wenzelskirche zu Naumburg (Saale), "Musik und Kirche", 1933, Bd 5; Dдlinert U., Der Orgel- und Instrumentenbauer Zacharias Hildebrandt. Sein Verhдltnis zu G. Silbermann und J. S. Bach, Lpz.-Wiesbaden, 1962; его же, Ist das Hilbersdorfer Brьstungspositiv... ein Werk G. Silbermanns?, "Instrumentenbau-Zeitschrift", 1964, Jahrg. 18, No 12; (Rьhle von Lilienstern S.), Die Hildebrandt-Orgel zu St. Wenzel in Naumburg (Saale), Naumburg, 1965.

Л. И. Ройзман.

Хименес Мабарак К.

Хименес Мабарак К. (Jimenez Mabarak) Карлос (p. 31 I 1916, Такуба) - мекс. композитор. Обучался в Сантьяго-де-Чили, в 1932-36 - в Ин-те высшего муз. образования в Брюсселе (фп., гармония), а также в ун-те там же у Ш. ван ден Боррена. В 1956, получив стипендию ЮНЕСКО, совершенствовался в Париже (изучал додекафонную технику под рук. Р. Лейбовица). В своём творчестве X. М. использует серийную технику, экспериментирует в области электронной и конкретной музыки. В то же время ряд его соч. основан на мекс. фольклоре. Преподавал в Нац. консерватории в Мехико (заведовал кафедрой гармонии).

Сочинения: опера Месса шести (Misa de seis, 1961, пост. 1962, Мехико); балеты, в т.ч. Баллада о луне и олене (Balada de la luna y el venado, 1947), Баллада о птице и девушках (Balada de pаjaro y de las doncellas, 1947), Магическая баллада (Balada mаgica, 1951); для oрк. - 2 симфонии (Sinfonia in Es, 1945; Sinfonia en un movimiento, 1962), Баллада о кетцалях (Balada de los quetzales, 1953); концерт для фп. и ударных (1961); камерно-инстр. ансамбли; музыка к спектаклям драм. т-ра и др.

Химмель Ф. Г.

Химмель Ф. Г. (Himmel) Фридрих Генрих (20 XI 1765, Трёйенбритцен, Бранденбург - 8 VI 1814, Берлин) - нем. композитор и пианист. Изучал теологию в Галле (1785), затем композицию в Дрездене у И. Г. Наумана (с 1786). В 1793-95 совершенствовался в Италии, где осуществил пост. своих опер "Первый мореплаватель" ("Il primo navigatore", Венеция, 1794) и "Семирамида" (Неаполь, 1795). С 1795 придв. капельмейстер в Дрездене. В 1798-1800 предпринял поездку в Россию (здесь была пост. его опера "Александр", 1799, Петербург) и Скандинавию, затем в Париж (1801), Лондон, Вену (1802) и др.

Осн. место в творчестве X. занимают оперы-сериа и зингшпили. Оперы писал в стиле неаполитанской школы (нек-рые из них были очень популярны, напр. "Васко да Гама", пост. в Берлине, 1801), в зингшпилях продолжал традиции И. А. Хиллера; самое известное соч. X. - "Косынка" ("Fanchon", Берлин, 1804). Его зингшпили "Сильфы" (Берлин, 1806) и "Кобольд" (Вена, 1811) предвосхитили романтич. оперы К. М. Вебера. X. принадлежат также оратория "Исаак" ("Isacco figura del redentore", 1791), кантата "Танец" ("La danza", 1792). Пользовались популярностью песни X., в к-рых сочетаются влияния итал. оперной мелодики и соч. представителей Берлинской песенной школы. Б. ч. они имеют галантно-чувствительный характер; в нек-рых из них, однако, намечаются черты романтич. выразительности, стремление к индивидуализированной передаче образов текста. Наряду с И. Р. Цумштегом, И. Ф. Рейхардтом и К. Ф. Цельтером X. может считаться предшественником Ф. Шуберта в песенном жанре. Из его серий песен лишь "Алексис и Ида" обладает чертами подлинного песенного цикла и представляет собой далёкий подступ к шубертовским циклам "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь". Среди др. соч. X. - духовная музыка (псалмы, Vater unser, вечерни, месса), траурная кантата на смерть Фридриха Вильгельма II, 2 концерта для фп. с оркестром, неск. фп. трио, 2 фп. квартета (для фп., скр., флейты и влч.), секстет (для фп., 2 альтов, 2 валторн и влч.), пьесы для фп.

Литература: Arnold I. Th. F. С, Gallerie der berьhmtesten Tonkьnstler des 18. und 19. Jahrhunderts, Bd 1-2, Erfurt, 1810, 1816; Neumann W., Fr. H. Himmel, Lpz., 1852; Gelber L., Die Liederkomponisten A. Harder, Fr. H. Himmel..., В., 1936 (Diss.).

Ю. В. Крейнина.

Хинастера А. Э.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хиндемит П.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хиольский А.

Хиольский А. (Hiolski) Анджей (p. 1 I 1922, Львов) - польский певец (лирич. баритон). Учился пению у X. Олеской в консерватории (с 1939), одноврем. работал на Радио (до 1941) во Львове. С 1945 солист Гос. оперного т-ра в Бытоме (Силезия). С нач. 50-х гг. концертирует в городах ПНР, успешно гастролирует в странах Зап. Европы, выступал в СССР (1951). В 1954 получил 2-ю пр. на Междунар. конкурсе вокалистов в Тулузе. С 1957 ведущий солист "Т-ра Вельки" в Варшаве. В репертуаре X. партии в классич. операх зап.-европ. и польских композиторов (Януш - "Галька" и Мацей - "Зачарованный замок" Монюшки), в операх совр. польских авторов. Принимает участие в исполнении кантат и ораторий ("Страсти по Луке" Пендерецкого; партию баритона композитор писал при участии X.; 1-й исполнитель, Мюнстер, 1966). Артист высокой певч. культуры, X. выступает как камерный певец, исполняя классич. и совр. романсы.

О. В. Левтонова.

Хирбю Г. Я.

Хирбю Г. Я. (наст. фам. - Хирбиков) Григорий Яковлевич (р. 14(27) XI 1911, дер. Чикмезино, ныне дер. Аксарино Чуваш. АССР) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1968). Нар. арт. РСФСР (1974). Чл. КПСС с 1945. В 1951 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у X. С. Кушнарёва. В 1943-51 худ. рук. вок. ансамбля Чувашского радио. С 1963 пред. правления Хор. об-ва Чуваш. АССР. Пр. Ленинского комсомола Чуваш. АССР (1967). Гос. пр. Чуваш. АССР им. К. В. Иванова (1969). X. - автор первых чуваш. массовых песен, к-рые отличаются ярким нац. колоритом и динамичными ритмами. Первым из чуваш. композиторов применял мелодии с пунктирным ритмом. Ему принадлежат обр. нар. песен.

Сочинения: опера Нарспи (по одноим. поэме К. В. Иванова, 1967, Чуваш. муз.-драм. т-р); муз. комедии - Цветущая Родина (1957), Выйди, выйди за Ивана (1965, Чуваш. муз.-драм. т-р); для солистов, хора и оркестра - Патриотическая оратория (1970), оратория Народ, раскрепощённый Октябрём (1977); кантата (1943), Кантата о Ленине (1960); для орк. - симфония (1941), 2 увертюры (1935, 1961), симф. картина В лесу (1951), сюита Советская Чувашия (1958), марш Салам (1943); концерт для гобоя с орк. (1981); Чувашский марш для дух. орк. (1936); струн. квартет (1936); хоры; романсы, песни; музыка к спектаклям драм. т-ра.

Ю. А. Илюхин.

Хисматуллин М. Х.

Магафур Хисматуллович (р. 10 (23) I 1915, дер. Новокубово, ныне Иглинский р-н Башк. АССР) - сов. певец (тенор) и режиссёр. Нар. арт. РСФСР (1965). Чл. КПСС с 1950. Деп. Верх. Совета Башк. АССР 6-го созыва. В 1934 окончил театр. отделение Башк. техникума иск-в в Уфе. В 1936-41 учился в Башк. студии при Моск. консерватории по классу пения. С 1939 солист, с 1964 также гл. режиссёр Башк. т-ра оперы и балета. 1-й исполнитель партии Салавата Юлаева ("Салават Юлаев" Исмагилова, 1955). Др. партии: Бомелий ("Царская невеста"), Брошка ("Князь Игорь"), Пантелей Мелехов "(Тихий Дон" Дзержинского), Сиплый ("Оптимистическая трагедия" Холминова), Шатморат ("Карлугас" Чемберджи), Гайнулла, Яппар ("Волны Агидели", "Кодаса" Исмагилова), Царь ("Акбузат" Спадавеккиа и Заимова).

Наиболее значительные оперные постановки X. - "Кармен", "Князь Игорь", "Пиковая дама"; "Проделки Майсары" Юдакова, "Шаура" и "Кодаса" (обе Исмагилова), "Современники" Ахметова. Выступает в концертах. С 1965 преподаватель Уфимского уч-ща иск-в, с 1969 - Уфимского ин-та иск-в по классу пения. Гос. пр. Башк. АССР им. Салавата Юлаева (1969).

Литература: Хайруллин Р., Мастера оперного искусства Башкирии, Уфа, 1963.

Хисматуллина З. Г.

Зулейха Гатаулловна (р. 22 XI 1922, Казань) - сов. певица (лирико-драм. сопрано) и педагог. Нар. арт. РСФСР (1966). Деп. Верх. Совета Тат. АССР 5-го созыва. В 1950 окончила Казанскую консерваторию по классу пения у К. Е. Цветова. В 1945-74 солистка Тат. т-ра оперы и балета. Выступала в партиях классич. и нац. репертуара (ок. 40), среди к-рых - Лиза, Татьяна, Кума Настасья, Наташа, Аида; Лида ("Битва при Леньяно" Верди), Тоска; Катерина ("Катерина Измайлова" Шостаковича), Наталья ("Тихий Дон" Дзержинского), Каракаш ("Алтынчач" Жиганова), Альфия ("Самат" Валиуллина). С 1961 ведёт педагогическую работу, с 1974 зав. кафедрой сольного пения Казанской консерватории. Выступает в концертах.

Литература: Левитина В., Обыденное и необычное, "ТЖ", 1960, No 15.

В. И. Зарубин.

Хладни Э. Ф. Ф.

Хладни Э. Ф. Ф. (Chladni) Эрнст Флоренс Фридрих (30 XI 1756, Виттенберг - 3 IV 1827, Бреславль, ныне Вроцлав) - нем. акустик. Чл.-корр. Петерб. АН (1794). Изучал юридич. науки в Виттенберге, затем в Лейпциге, где в 1780 окончил ун-т. Позднее посвятил себя естествознанию. X. принадлежит ряд крупных открытий в области экспериментальной акустики и метеоритики. Исследуя явления муз. акустики, он открыл существование продольных колебаний струн, изучил формы колебаний стеклянных стержней, пластинок, камертонов и колоколов, а также возможности их разл. настройки. На основании своих опытов создал два новых муз. инструмента - эуфон (Euphon, 1790; в 1794 демонстрировался в Петербурге) и клавицилиндр (1800), родственные стеклянной гармонике. X. обнаружил, что песок на поверхности колеблющейся пластинки образует правильные фигуры, очертания к-рых зависят от частоты и формы её колебаний (т. н. Хладниевы фигуры). Эти явления впервые описаны в его работе "Открытия в теории звука" (1787). Позднее Хладниевы фигуры нашли практич. применение при исследовании собств. частот диафрагм, микрофонов, а также нижней деки струнных смычковых инструментов. X. читал лекции по акустике в разл. городах Европы. Как единственного в то время признанного специалиста в этой области, X. неоднократно приглашали консультантом при строительстве конц. залов. Напр., им рассчитана акустика зала Берлинской певч. академии (построен в 1827).

Сочинения: Entdeckungen ьber die Theorie des Klanges, Lpz., 1787; Ьber die Longitudinalschwingungen der Saiten und Stдbe, Erfurt, 1796; Die Akustik, Lpz., 1802, "1830; Neue Beytrдge zur Akustik, Lpz., 1817; Beytrдge zur praktischen Akustik, Lpz., 1821.

Литература: Bernhardt W., Dr. E. Chladni, Wittenberg, 1856; Melde F. E., Ьber Chladni's Leben und Wirken, Marburg, 1867, 1888; Kohlschьtter V., E. Fl. Fr. Chladni, Hamb., 1897 (Sammlung gemeinverstдndlicher wissenschaftlicher Vortrдge, Neue Folge, H. 261); Winckel F., Zum 175. Geburtstag von Chladni, "Funk", 1931; E. F. F. Chladni (1756-1827),"Nature", 1956, n. 178, No 4543.

В. П. Павлинова.

Хлоповский Б. П.

Борис Павлович (р. 5 IV 1938, дер. Бурково Калининградского р-на Моск. обл.) - сов. гитарист. С 12-летнего возраста играл на балалайке, домре, гитаре и баяне. В 1966 окончил Муз.-пед. уч-ще им. Гнесиных по классу 6-струн. гитары у А. В. Кабанихина (ранее занимался у Л. А. Менро), в 1967-71 преподавал там же. В 1966-71 солист-гитарист оркестра рус. нар. инструментов Всесоюзного радио и Центр. телевидения. С 1970 преподаватель Моск. ин-та культуры. С 1971 солист Москонцерта. В репертуаре X. произв. рус. и заруб. композиторов, обработки романсов и рус. нар. песен. Лауреат Всероссийского конкурса исполнителей на рус. нар. инструментах (1972, Москва, 2-я пр.).

Хмельницкий Ю. О.

Юлий Осипович (р. 15(28) XII 1904, Варшава) - сов. артист и режиссёр оперетты Нар. арт. РСФСР (1960). В 1925 окончил Центр. техникум театр. иск-ва в Москве (ЦЕТЕТИС) и начал сценич. деятельность в т-ре "Синяя блуза", затем до 1947 был актёром моск. Камерного т-ра, играл роли в драм. и муз. спектаклях, в т.ч. Меки Мессера в "Опере нищих" Брехта - Вейля, Мараскина в "Жирофле-Жирофля" Лекока. С 1947 актёр Моск. т-ра оперетты, с 1952 гл. режиссёр Волгоградского т-ра муз. комедии, в 1956-64 - Ленингр. т-ра муз. комедии. Ставил спектакли в т-рах муз. комедии Хабаровска, Омска, Саратова, Казани, Одессы и др. В 1972-75 худ. рук. Краснодарского т-ра муз. комедии. Среди пост.: "Фиалка Монмартра" Кальмана (1953), "Поют сталинградцы" Листова (1955), "Поцелуй Чаниты" Милютина (1957), "Только мечта" Кырвера (1959), "Герцогиня Герольштейнская" Оффенбаха (1963). Автор нового текста ряда оперетт, в т.ч. "Цыганская любовь" Легара, "Герцогиня Герольштейнская" Оффенбаха. Постановщик и сценарист муз. фильма "Мистер Икс" (1958). В 1932-47 вёл класс водевиля в уч-ще при Камерном т-ре (Москва), в 1948-50 преподавал в Моск. муз. уч-ще им. А. К. Глазунова, в 1950-52 - в ГИТИСе им. А. В. Луначарского.

Литература: Янковский М. О., Советский театр оперетты, Л.-М., 1962; Ленинградский государственный театр музыкальной комедии, Л., 1972.

Хованес А. С.

Хованес А. С. (Hovhaness, Hovaness, наст. фам. - Шaхмaхьян, Chakmakjian) Алан Скотт (р. 8 III 1911, Сомервилл, шт. Массачусетс) - амер. композитор армяно-шотл. происхождения. Чл. Нац. академии иск-в и лит-ры (1977). Учился у Ш. Конверса в Новоангл. консерватории в Бостоне (1932-34), позднее в ней преподавал (1948-51). Совершенствовался у Б. Мартину на междунар. летних курсах в Танглвуде (1942). Служил органистом в арм. церкви в Уотертауне (Массачусетс). С 1951 - в Нью-Йорке, с 1972 - в Сиэтле. Посетил мн. страны Азии (1959-63), Францию (1960), СССР (1965) и др. Автор более 300 соч., в к-рых ощутимо влияние древних арм., инд., япон. муз. культур и музыки стран Ближнего Востока. Пр. Гуггенхейма (1953, 1954, 1955).

Сочинения: оперы - Пилат (камерная; 1966, Лос-Анджелес), Перикл (1975, Сан-Диего); балеты - Пылкая весна (Ardent spring, 1955, Нью-Йорк), Барабан ветра (Wind drum, 1962, Гонолулу); оратория Путь Иисуса (Jesus' way, для хора с орк., 1975); для орк. - 33 симфонии, орк. сюиты, симф. поэмы, 8 концертов для орк., 3 арм. рапсодии, пьесы; пьеса для магнитофонной ленты и орк. И создал Господь больших китов (And God created great whales, 1975); концерты с орк. - 2 для скр., 3 для фп., для влч., для аккордеона; камерно-инстр. ансамбли - 2 струн. трио, 4 струн. квартета, пьесы для разл. составов с участием ударных; пьесы для дух. банда; сонаты, сюиты и пьесы для фп. и для др. инструментов; хоры (в т.ч. с орк.); вок. циклы.

Предыдущая страница Следующая страница