Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАБ"-"ХАН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАБ"-"ХАН")

Хаба А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хабанера

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хабенек Ф. А.

Абенек (Habeneck) Франсуа Антуан (22 I 1781, Мезьер, Арденны - 8 II 1849, Париж) - франц. скрипач, дирижёр, композитор. Игре на скрипке учился у своего отца, с 1800 - в Парижской консерватории у П. Байо. Работал скрипачом в оркестрах т-ров "Опера комик" и "Гранд-Опера". В 1806-15 дирижировал ученическим оркестром консерватории. В 1821-24 художеств. директор, в 1824-47 первый капельмейстер "Гранд-Опера". В 1828 X. основал и возглавил оркестр "Общества концертов Парижской консерватории", к-рый под его руководством стал одним из лучших европ. симф. коллективов. Здесь наряду с известными музыкантами выступали и студенты. Концерты проходили в зале на Меню-Плезир, позже в "Т-ре Елисейских полей".

X. был не только ярким исполнителем, но и талантливым, требовательным дирижёром-воспитателем. В своей практике, наряду с использованием дирижёрской палочки, прибегал и к старой манере дирижирования при помощи скр. смычка. Известен как ревностный пропагандист творчества Л. Бетховена (под его управлением впервые в Париже была исполнена 9-я симфония, 1831). В 1825-48 профессор Парижской консерватории по классу скрипки, среди учеников - Д. Алар, Ю. Леонар.

Автор оперы "Аладин, или Волшебная лампа" ("Aladin ou La lampe merveilleuse", пост. в Париже, 1822), а также ряда произв. для скрипки, в т. ч. 2 концертов для скрипки с оркестром. Ему принадлежит школа игры на скрипке "Mйthode thйorique et pratique do violon" (1835).

Литература: Demuth N., Habeneck and "La sociйtй des concerts", "Music Survey", 1948, v. 1; Delia Corte A., L'interpretazione musicale e gli interpreti, Torino, 1951; Schonberg H. С., The great conductors, L., 1968.

E. Я. Рацер.

Хабибуллин Г. С.

Габдрахман Сулейманович (25 XII 1903 (7 I 1904), Томск - 16 IX 1969, Уфа) - сов. певец (бас). Нар. арт. РСФСР (1955). Деп. Верх. Совета Башк. АССР 4-го созыва. В 1938 окончил Башк. студию при Моск. консерватории у Е. А. Милькович. В 1938-68 солист Башк. т-ра оперы и балета. Обладал красивым, сильным голосом, незаурядным актёрским дарованием. Партии: Кончак; Чуб ("Черевички" Чайковского), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Юлай Азналин ("Салават Юлаев" Исмагилова), Серлибай ("Айхылу" Пейко и Валеева), Ках-ках ("Акбузат" Спадавеккиа и Заилова). С успехом исполнил ряд партий в опереттах и муз. комедиях, в их числе Султанбек ("Аршин мал алан" Гаджибекова), Кутайсов ("Холопка" Стрельникова), Граф Лососиноостровский ("Цирк зажигает огни" Милютина). В программы своих концертов часто включал башк. и тат. нар. песни.

Литература: Хайруллин Р. X., Мастера оперного искусства Башкирии, Уфа, 1963.

Хабибуллин З. В.

Загид Валеевич (р. 20 IX (3 X) 1910, Орск) - сов. композитор и скрипач. Нар. арт. Тат. АССР (1970). В 1932 окончил Казанский муз. техникум по классу скрипки (занимался у А. А. Литвинова). В 1934-35 учился у M. P. Гнесина на композиторском отделении рабфака при Моск. консерватории, в 1936-40 - у Г. И. Литинского в Тат. оперной студии при Моск. консерватории. В 1932-34 муз руководитель рабочего т-ра при Дворце культуры Льнокомбината в Казани, позже скрипач симф. оркестра Тат. филармонии и на Радио. Известен как скрипач - исполнитель тат. нар. мелодий.

Осн. сфера творч. деятельности X. - песня. Его песни (св. 200) отличаются актуальностью тематики, основаны на элементах тат. муз. фольклора. Музыка лучших из них образна, мелодически выразительна. X. принадлежит первый тат. детский балет-сказка "Раушан". Гос. пр Тат. АССР им. Г. Тукая (1968).

Сочинения: балеты - Весенние ветры (совм. с H. Ию Пейко, 1950), Раушан (1961, Тат. т-р оперы и балета, 2-я ред. "Заколдованный мальчик", 1974, там же); поэма для скр. и фп. (1940), фп. и скр. миниатюры, фп. и скр. пьесы для детей, песни (в т. ч. циклы песен на сл. Г. Тукая), романсы; обр. нар. песен для голоса и фп., музыка к драм. спектаклям - "Кушнарат" Насретдинова, "Утро молодости" (по роману А. С. Абсалямова "Орлята"), "Близкий друг" Ишмуратова, "Две мысли" Кулахметова, "Хаджи женится" Камала.

Литература: Зиганшина М., З. В. Хабибуллин, в кн. Композиторы советского Татарстана, Каз., 1957, Зиганшина М., Хайруллина З., Песенное творчество композиторов Татарии, в кн.: Музыкальная культура Советской Татарии, (М., 1959), Нигмедзянов М., Музыкальный Татарстан, (Каз., 1970), с. 61-63.

Г. M. Кантор.

Хавал

Хавал - см. Дапп.

Хавпачев Х. Х.

Хажбекир Хабалович (р. 21 I 1926, с. Кенже Чегемского р-на) - сов. музыковед, писатель и поэт. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Чл. КПСС с 1959. В 1952 окончил режиссёрское отделение Ленингр. консерватории, с этого же года худ. рук. Каб.-Балк. филармонии, с 1958 её директор. С 1942 сотрудник респ. радио и редакции газ. "Къэбэрдеи пэж". С 1968 пред. правления CK Каб.-Балк. АССР. X. принадлежит кн. "Музыка Кабардино-Балкарии" (1963), статьи, поcв. развитию каб.-балк. проф. музыки, рецензии. Автор либретто опер "Мадина" Балова и Карданова и "Даханаго" В. Л. Молова, а также лит. произв. (стихи и проза).

Хагагортян Э. А.

Эдуард Арамович (р. 15 VII 1930, Тбилиси) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1958. Засл. деят. иск-в РСФСР (1979). Окончил Ереванскую консерваторию (1955) и аспирантуру при Моск. консерватории у А. И. Хачатуряна (1965). С 1971 зам. пред. правления Моск. организации CK РСФСР, пред. её творч. комиссии симф. музыки; с 1972 зам. гл. редактора изд-ва "Советский композитор". Чл. правления CK РСФСР и CK СССР.

Сочинения: оперы - детские Кот и Пёс (1958), Шапка с ушами (Москва, 1976); балеты - Соловей и Роза (Ереван, 1956), Сона (Ереван, 1957); муз. комедия Каринэ (1980); Ода Ленину для солиста, хора и орк. (cл. М. Геттуева, 1978); оратория Баллада о двадцати шести (cл. Е. А.Чаренца, 1981); для орк. - 6 симфоний (1962-80), симф. поэмы Ленин и Али (1958) и Гимн труду (1975), Праздничная увертюра (1970), Торжественная ода (1980), Танцевальная сюита (1980), 9 характерных пьес для малого орк. (1980); для инструментов с орк. - 2 концерта (для кларнета, 1966; для арфы, 1970); 10 концертных пьес для дух. орк. (1971); камерно-инстр. ансамбли - 3 струн. квартета (1949-78), фп. квинтет (1960); произв. для фп., для влч., для флейты; хоры; вок. циклы (cл. Чаренца, 1960; Л. Серостановой, 1964); музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Хагеруп-Григ Н.

Хагеруп-Григ Н. (Hagerup-Grieg) Нина (24 XI 1845, Берген - 9 XII 1935, Копенгаген) - норв. певица (меццо-сопрано) Двоюродная сестра и жена (с 1867) Э. Грига. С 1853 жила в Хельсингере (Дания), затем в Копенгагене. Пению обучалась у К. Хельстеда в Копенгагене. С большим успехом гастролировала вместе с аккомпанировавшим ей на фп. Э. Григом по странам Европы (после 1867); выступала в Осло, Стокгольме, Копенгагене, Лейпциге, Риме, Париже и Лондоне (здесь в 1898 состоялся их последний концерт). Х.-Г. была камерной певицей с небольшим, но красивого тембра голосом, к-рым она владела в совершенстве; ее исполнение отличалось выразительностью, артистизмом, тонкостью интерпретации. Прославилась как первая и непревзойдённая исполнительница романсов Грига (многие его романсы написаны специально для Х.-Г.). Чуткая и очень музыкальная певица, Х.-Г. вдохновляла композитора на создание лучших образцов его вок. лирики. Сам Григ считал, что песни заняли столь большое место в его творчестве благодаря ей. Трактовка Х.-Г. его песен служила эталоном для др. певиц и певцов.

Литература: Левашова О. Е., Эдвард Григ, M., 1962, 1975, с. 112-13; Григ Э., Избранные статьи и письма, M., 1966, с. 293-94; Schjelderup G., Niemann W., Edvard Grieg. Biographie und Wьrdigung seiner Werke, Lpz., 1908; Stein R. H., Grieg. Eine Biographie, В., 1922; Torsteinson S., Troldhaugen: Nina og Edvard Griegs hjem, Oslo, 1962. См. также лит. при ст. Григ Э. Х.

O. B. Левтонова.

Хаджиев П. Т.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хадзидакис М.

Хадзидакис М. (Xatzidakns) Манос (р. 23 X 1925, Коанти, Сев. Греция) - греч. композитор. В 1946 окончил Афинскую консерваторию по классу композиции и начал писать музыку для афинского Художеств. т-ра и кино. С 1950 композитор Нац. драм. т-ра Греции. Выступает как дирижёр собств. произв. Основатель (1963) и дирижёр Афинского экспериментального симф. оркестра. Видное место в творчестве X. занимают песни, многие из к-рых ("Дети Пирея", "Проснись, любовь моя", "За розовыми кустами", "Ты голубь", "Ты кипарис", "Прогуляемся с тобой по луне", "Где-то находится любовь моя") получили известность не только в Греции, но и за её пределами. Наряду с М. Теодоракисом создал песни, основанные на нар. мелодиях и традициях нац. фольклора. 1-я пр. на конкурсах Греч. радиовещательной корпорации (1959, 1960), приз Академии Шарля Кро (Франция, 1960), пр. "Музыкальный Оскар" (США, 1961); золотые пластинки ФРГ - за песни "Дети Пирея" (1962), "Когда ты свистнула три раза" (1962), "Светает" (1963).

Сочинения: балеты - Марсиас (1949), Проклятая змея (1950), Тишина (1957); кантата - Птицы (по Аристофану, 1964); для фп. - Для белой морской ракушки (1947), 6 нар. картинок (1949), цикл С-Н-С (1953); песни, циклы песен, в т. ч. Это случилось в Афинах (1977); музыка к спектаклям драм. т-ров (св. 50), в т. ч. "Кровавая свадьба" Ф. Гарсиа Лорки (1948), "Медея" Еврипида (1956), "Женщины в народном собрании" (1956), "Лисистрата" (1957), "Богатство" (1958), "Женщины на празднике фесмофории" (1958), "Птицы" (1969) Аристофана; музыка к кинофильмам - "Стелла" (1956), "Америка-Америка" (1963), "Топ Капи" (1964) и др.

С. Я. Колмыков.

Хазанов А. Б.

Александр Борисович (р. 28 VIII (10 IX) 1906, Екатеринбург, ныне Свердловск) - сов. хор. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1966). В 1935 окончил Моск. консерваторию по классу хор. дирижирования у П. Г. Чеснокова. В 1937-78 хормейстер Большого т-ра. X. - крупный интерпретатор хор. сцен в рус. и зап.-европ. операх, а также в произв. сов. композиторов. Участвовал в пост. опер "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Сказание о граде Китеже...", "Садко", "Борис Годунов", "Хованщина", "Князь Игорь", "Иван Сусанин", "Руслан и Людмила", "Сказка о царе Салтане", "Дон Карлос", "Чио-Чио-сан", "Кармен", "Аида"; "Фальстаф" Верди, "Война и мир", "Семён Котко"; "Тихий Дон" и "Поднятая целина" Дзержинского; "Декабристы" Шапорина, "Мать" Хренникова, "Никита Вершинин" Кабалевского, "Не только любовь" Щедрина, "Октябрь" Мурадели, "Неизвестный солдат" Молчанова и др. С 1935 преподаёт в Моск. консерватории (с 1962 профессор). В. И. Зарубин.

Хазы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хаикин Б. Э.

Борис Эммануилович (13 (26) X 1904, Минск - 10 V 1978, Москва) - сов. дирижёр. Нар. арт. СССР (1972). Чл. КПСС с 1940. В 1928 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у А. Ф. Гедике и дирижирования у К. С. Сараджева. В 1928-35 дирижёр, с 1933 зав. муз. частью, с 1935 гл. дирижёр Моск. оперного т-ра им. К. С. Станиславского. В 1936-43 худ. рук. и гл. дирижёр Ленингр. Малого оперного т-ра, в 1944-53 - Ленингр. т-ра оперы и балета, в 1954-78 дирижёр Большого т-ра (Москва).

Дирижёрское иск-во X. отличали высокая художеств. культура, артистич. темперамент, тонкая отделка деталей партитуры. Осуществил пост. опер "Поднятая целина" Дзержинского (1937), "Кола Брюньон" (1938), "Семья Тараса" (1911) Кабалевского, "Мятеж" Ходжа-Эйнатова (1939, 1949), "Иоланта" (1943), "Орлеанская дева" (1945); "Дуэнья" Прокофьева (1946), "Декабристы" Шапорина (1953), "Фра-Дьяволо" Обера (1955), "Мать" Хренникова (1957), "Летучий голландец" Вагнера (1963), "Неизвестный солдат" Молчанова (1967) и др. Выступал как симф. дирижёр. С 1935 профессор Ленингр., с 1954 - Моск. консерваторий. Среди учеников - Э. О. Тонс, M. P. Эрмлер. Гастролировал за рубежом. Ставил спектакли в Италии и ГДР. Гос. пр. СССР (1946 - дважды; 1951).

Литературные сочинения: Композиторы и оперный театр, "СМ", 1941, No 3; Заметки о балете, там же, 1962, No 12; Встречи и размышления, там же, 1964, No 9, 1965, No 4, 1966, No 11, 12; Как мы работали, там же, 1975, No 5.

Литература: Астель A., Борис Эммануилович Хайкин, в сб.: Мастера Большого театра, М., 1976; Покровский Б., Слово о друге, "МЖ", 1978, No 14.

Хайнрих А. Ф.

Хайнрих А. Ф. (Heinrich) Антон Филип (11 III 1781, Шёнбюхель, Богемия - 3 V 1861, Нью-Йорк) - амер. композитор и скрипач. В 1818 поселился в Сев. Америке. Был муз. директором т-ра в Филадельфии, давал уроки игры на скрипке в Луисвилле. В 1827-31 и в 1834 жил в Англии, в 1835 и 1857-58 ездил в Германию, где исполнялись его соч. С 1837 жил в Нью-Йорке. Был одним из основателей Нью-Йоркского филармонич. об-ва (1842). Мн. соч. X. осн. на сюжетах из амер. жизни и связаны с образами природы Америки, в них использованы амер. песенные и танц. мелодии, в т.ч. индейские. В 1820 издан сб. его песен для голоса с фп. "Музыкальный восход в Кентукки..." ("Dawning of music in Kentucky..."). X. - автор многочисл. вок. произв. (более 100 песен и ряд ансамблей) и фп. пьес. Среди соч. для оркестра - программные фантазия и симфония "Мастодонт" ("Mastodont").

Литература: Upton W. Т., A. Ph. Heinrich.., N. Y., 1939.

Хайрат А. Б.

Абу Бакр (1910-1962) - егип. композитор, пианист, муз.-обществ. деятель и архитектор. В детстве обучался игре на скрипке в араб. строе у У. Дада, а также игре на фп.; проф. образование получил как архитектор (X. - автор проектов неск. архитектурных сооружений в Каире). Один из основателей (1959), первый ректор и преподаватель (фп.) Каирской консерватории, президент объединения писателей и деятелей иск-в. В своих произв. сочетал элементы зап.-европ. и егип. нац. музыки. Писал преим. инстр. музыку: в числе его соч. - 3 симфонии, симф. сюита на коптские темы, концерт для фп. с оркестром, пьесы для фп., скрипки и разл. камерно-инстр. ансамблей и др. В 1954 X. гастролировал как пианист в СССР.

Литература: Еолян И., Очерки арабской музыки, М., 1977, с. 119, 158-166.

Хайт Ю. А.

Юлий (Илья) Абрамович (3 (15) XI 1897, Киев - 6 XII 1966, Москва) - сов. композитор. В 1921 окончил юридич. ф-т Киевского ун-та. Брал уроки композиции у М. И. Пруслина. С 1921 жил в Москве. В 1923-49 сотрудник организаций по охране авторских прав сов. композиторов. Автор популярной песни "Всё выше" (сл. П. Д. Германа, 1921), объявленной в 1933 официальным маршем Военно-Воздушных Сил СССР. Ему принадлежат также марши для дух. оркестра "Красные моряки" (1933), "Праздник Октября" (1937), "Боевые знамёна" (1938), "Краснофлотский марш" (1939), "Советский герой" (1939), "Морская гвардия" (1942), "Гвардейские знамёна" (1942), "Привет победителям" (1945) и др., произв. для малого симф. оркестра, эстр. оркестра, песни.

Литература: Памяти ушедших, "СМ", 1967, No 3.

Л. Б. Римский.

Хайтинк Б. Д. Г.

Хайтинк Б. Д. Г. (Haitink) Бернард Джоан Герман (р. 4 III 1929, Амстердам) - нидерл. дирижёр. Дирижированию обучался в Амстердамской консерватории у P. Хупки. С 1954 скрипач оркестра Нидерл. радиовещания (выступал также в качестве дирижёра), в 1955-57 2-й дирижёр радиооркестра в Хилверсюме. В 1958-59 дирижёр оркестра Консертгебау, с 1961 руководил им совм. с Э. Йохумом, с 1964 худ. рук. там же. В 1967-79 гастролирующий дирижёр Лондонского филармония, оркестра (с 1970 также его худ. рук.). Позднее гастролировал с оркестрами Амстердама и Лондона. Особое место в репертуаре X. занимают соч. Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Вагнера, И. Брамса, М. Равеля, П. И. Чайковского. Гастролировал за рубежом (в СССР в 1975).

Хакасская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хакназаров З. В.

Захид Вахидович (р. 12 XI 1937, Ташкент) - сов. дирижёр и педагог. Нар. арт. Узб. ССР (1978). Чл. КПСС с 1969. В 1963 окончил Моск. консерваторию у Н. П. Аносова, с этого же года дирижёр, с 1965 гл. дирижёр и худ. рук. Узб. симф. оркестра. В репертуаре X. произв. сов. (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, А. И. Хачатурян, Ф. Амиров, К. А. Караев, Р. К. Щедрин, Т. Н. Хренников) и заруб. (П. Хиндемит, Б. Барток, К. Шимановский, Б. Бриттен) композиторов. Под его управлением впервые были исполнены мн. произв. узб. композиторов. Гастролирует за рубежом. С 1979 ректор и доцент Ташкентской консерватории. Автор ряда статей. Ведёт лекторскую работу.

Халабала З.

Халабала З. (Chalabala) Зденек (18 IV 1899, Угерске-Градиште - 4 III 1962, Прага) - чехосл. дирижёр. Нар. арт. ЧССР (1958). Начальное муз. образование получил под рук. матери, пианистки и дирижёра, затем учился в консерватории в Брно (1919-22) у Ф.Неймана (дирижирование) и Л. Яначека (композиция). Как дирижёр дебютировал в 1924 в Угерске-Градиште. Был 2-м дирижёром Нац. т-ра (1925), гл. дирижёром Словацкой филармонии (1926-36) и Земского т-ра (1929) в Брно, дирижёром, затем рук. Нац. т-ра в Праге (1936-45 и 1953-62), гл. дирижёром оперных т-ров в Остраве (1945-47), Брно (1949-52), Братиславе (1952-53). Осуществил ряд оперных пост. в СССР - в Москве (Большой т-р - "Борис Годунов", 1957; "Проданная невеста"; "Укрощение строптивой" Шебалина, "Её падчерица" Яначека, все - 1958) и Ленинграде ("Русалка" Дворжака, 1959; "Святоплук" Сухоня, 1960; "Повесть о настоящем человеке" Прокофьева, 1961). Ряд опер, исполненных под упр. X., записан на пластинки (в ЧССР - "Водоворот" Сухоня, "Шарка" Фибиха, "Чёрт и Кача" Дворжака; в СССР - "Укрощение строптивой"). В репертуаре - гл. обр. орк. произв. совр. чехосл. композиторов, а также чеш. и рус. оперная классика (участвовал в пост. в ЧССР ряда опер Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина). Гастролировал как симф. и оперный дирижёр во мн. странах. X.- дирижёр романтич. направления, отличался ярким темпераментом, глубоким пониманием специфики муз. и сценич. драматургии оперного спектакля; в своих интерпретациях стремился к точному воспроизведению замысла композитора. Автор муз. соч. и ряда статей в чехосл. периодич. печати.

Г. Я. Юдин.

Халилеев М. И.

Михаил Иоакимович (13 (26) VIII 1906, с. Воскресенское Астраханской губ. - 25 I 1969, Москва) - сов. фаготист. Засл. арт. РСФСР (1958). В 1934 окончил Ленингр. консерваторию у А. Г. Васильева. С 1926 артист оркестров Оперной студии Ленингр. консерватории и Т-ра юного зрителя, в 1933-34 - Малого оперного т-ра, с 1934 - Большого т-ра, одноврем. в 1937-41 - Гос. симф. оркестра СССР. Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (Москва, 1941).

Халилеева А. А.

Александра Андреевна (20 III (2 IV) 1907, г. Красный, ныне Смоленской обл. - 25 VI 1971, Ленинград) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1947). В 1936 окончила Моск. консерваторию по классу пения у В. Е. Егорова, в 1936 - аспирантуру Ленингр. консерватории (рук. З. П. Лодий и Е. А. Вронская). В 1936-60 солистка Ленингр. т-ра оперы и балета. Обладала сильным голосом и высокой культурой пения. Партии: Людмила, Антонида, Тамара; Марфа ("Царская невеста"), Волхова, Маргарита, Джильда, Виолетта; Луиза ("Обручение в монастыре" Прокофьева) и др. Вела конц. деятельность, гастролировала за рубежом. В 1956-60 преподавала пение в Ленингр. консерватории, с 1961 - в Ленингр. дворце иск-в им. К. С. Станиславского.

Литература: Александра Андреевна Халилеева. К 25-летию творческой деятельности, "Театральный Ленинград", 1961, No 5.

В. И. Зарубин.

Халимов А.

Алимджан (р. 30 V (12 VI) 1912, Бухара) - сов. композитор. Нар. арт. Узб. ССР (1957). В 1933 окончил Самаркандский ин-т музыки и хореографии, в 1958 - Ташкентскую консерваторию у Г. А. Мушеля. В 1941-68 дирижёр и муз. рук. т-ров Ташкента, Ферганы и др.; одноврем. преподаватель Нукусского муз.-хореографич. уч-ща. В 1967-77 пред. Каракалп. отделения CK Узб. ССР. X. - основоположник каракалп. сов. музыки. Им записаны каракалп. нар. мелодии, мн. из к-рых включены в 8-й т. издания "Узбекская народная музыка" (1959). Гос. пр. Каракалп. АССР им. Берваха (1967).

Сочинения: муз. драмы и комедии (все пост. в Нукусе) - Насильно мил не будешь (Суймегенге суйкенбе, 1945; 2-я ред. 1956), Дочь Арала (Орол кизи, 1947), Аму-Дарья (1948), Бердах (1950; 2-я ред. 1958), Трагедия Бекжаба (Бекжаб фожияси, 1952), Свадьба на пастбище (Жайловда тўй, 1953), Молодые сердца (Джос джулеклер, 1966), Глупый царь (Ахмак подша, 1968) и др.; для солистов, хора и орк. - кантаты Каракалпакистан (1958), О партии (1959), вок.-симф. поэма Сорок девушек (1958); сюиты для симф. орк.; произв. для орк. узб. нар. инструментов; песни; музыка к спектаклям драм. т-ра.

Халл П. М.

Халл П. М. (Hall) Паулине Маргрете (2 VIII 1890, Хамар - 24 I 1969, Осло) - норв. композитор, муз. критик и обществ. деятель. Занималась по композиции в Осло у К. Эллинга, затем в Дрездене и Париже (1912-14). В 1926-32 жила в Берлине (была муз. корреспондентом норв. газет), затем - в Осло, где заняла ведущее положение среди муз. критиков. Поборница совр. течений в иск-ве, X. в 1938 создала норв. секцию "Новая музыка" ("Ny musikk") при Междунар. об-ве совр. музыки, её председатель до 1961, затем почётный член. В соч. X., особенно ранних, заметно влияние франц. импрессионизма. Талантливый мастер театр. музыки, она создала музыку к мн. трагедиям др.-греч. драматургов, У. Шекспира, Г. Ибсена, к пьесам совр. норв. авторов. Перевела на норв. яз. тексты ряда опер и ораторий. Гос. пр. (1950).

Сочинения: для орк. - Сюита, посв. Верлену (Verlaine-suitc, 1929), Картины цирка (Cirkusbilleder, 1933), сюита для 5 дух. инструментов (1945) и др.; хоры, романсы, песни; музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Литературные сочинения: 25 еr Ny musikk, Oslo, 1963.

Литература: Lange K., Norwegian music, Oslo, 1971; Grinde N., Norsk musikkhistorie, Oslo, 1975.

Халле Ч.

Халле Ч. (Halle) Чарлз (Карл) (11 IV 1819, Хаген, Вестфалия - 25 X 1895, Манчестер) - англ. дирижёр и пианист. По национальности немец. Учился игре на фп. у отца - Фридриха X. (органист) в Хагене, в 1835 - у И. Ринка (фп.) и Г. Вебера (теория музыки) в Дармштадте. Впервые выступил публично в 4-летнем возрасте. В 1828 концертировал в Касселе. В 1836-48 жил в Париже, совершенствовался как пианист под рук. Ф. Калькбреннера. Творч. встречи в Париже с Г. Берлиозом, А. М. Бертоном, Л. Керубини, Ф. Листом и Ф. Шопеном оказали воздействие на формирование эстетич. взглядов X. В 1843 гастролировал в Англии. В 1846 выступал как ансамблист в составе трио Парижской консерватории со скрипачом Ж. Д. Аларом и виолончелистом О. Франшоммом. С 1848 жил в Манчестере, концертировал и вёл педагогич. деятельность (в 40-х гг. был известен как преподаватель игры на фп.). В 1850-х гг. начал дирижировать; возглавлял "Джентльменские концерты" в Манчестере (с 1850), симф. оркестр муз. об-ва "Цецилия" (с 1852), руководил оперными спектаклями (1854-55). Выступал как дирижёр и пианист в концертах Нового филармонич. об-ва (с 1852) в Лондоне, где организовал в 1852 домашние концерты фп. музыки (с 1861 проводил в "Сент-Джеймс-холле"; исполнил все фп. сонаты Л. Бетховена), в 1857 - абонементные концерты и собств. оркестр "Чарлз-Халле-оркестра" в Манчестере (один из первых англ. проф. симф. коллективов, старейший и наиболее известный симф. оркестр Великобритании; ныне "Халле-оркестра"; его возглавляли крупнейшие дирижёры - X. Рихтер, Т. Бичем, Дж. Барбиролли). В 1860-61 X. дирижировал оперными спектаклями в "Хэр маджестис тиэтр" в Лондоне, с 1868 - симф. концертами ("Рейд-консертс") в Эдинбурге, в 1873-93 - концертами муз. фестивалей в Бристоле, с 1883 - Филармонич. об-ва в Ливерпуле. X. был одним из организаторов (1893) и первым директором Корол. муз. колледжа в Манчестере. Гастролировал как пианист в ансамбле с женой - скрипачкой В. Нерудой-Халле в Австралии (1890-91), в Юж. Африке (1895). Автор муз. соч., гл. обр. для фп. (экспромты и другие пьесы), струн. квартета и др. Был редактором и составителем серий нотных изданий "Фортепианная школа" ("Pianoforte School", с 1873) и "Музыкальная библиотека" (с 1876).

Литература: Fеtis F. J., Biographie universelle, n. 4, P., 1862, p. 208; Engel L., From Haendel to Hallй, L., 1890; Life and letters of Sir Ch. Hallй, ed. by С. E. and M. Hallй, L., 1896; Вielenberg H., Karl Hallй, Hagen, 1949; Rigby C., Sir Ch. Hallй, Manch., 1952; Rees С. В., 100 years of the Hallй (orchestra), L., 1957; Kennedy M., The Hallй tradition, Manch., 1960.

И. В. Розанов.

Халлинг

Халлинг (hailing) - норв. сольный мужской нар. танец. С хореографич. стороны представляет род соревнования танцоров в ловкости, силе, изобретательности - их движения не подчинены опредсл. схеме, импровизационны. Муз. сопровождение к танцу обычно играют на хардингфеле - нар. норв. скрипке. Существуют также X. с текстом - танц. песни, исполняющиеся хором на деревенских праздниках. Муз. размер 2/4 реже 6/8, ритм богат и разнообразен; часто применяются синкопы. Темп умеренный, нередко ускоряется к концу танца. Преобладают X. сурового, мужественного характера, распространены и X. светлые, радостные, многие из них проникнуты юмором, отличаются своеобразной грацией. В своих обработках нар. норв. танцев для фп. в 2 и 4 руки Э. Григ воспроизвёл мелодии ряда нар. X. Нар. мелодии X. широко используются в проф. музыке (в произв. У. Булля, Э. Грига, Ю. Хальворсена и др.).

Литература: Вjшrndahl A., Norsk folkemusikk, Bergen, 1952; Sandvik O. M., Folkemusikk i Gudbrandsdalen, Oslo, 1948.

Халмамедов Н.

Нуры (p. 24 II 1940, с. Мюрча Бахарденского р-на Туркм. ССР) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1979). В 1963 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у А. Н. Александрова. Занимался там же в аспирантуре (рук. А. И. Хачатурян). Наиболее ярко X. проявил себя в камерно-вок. жанре, киномузыке, фп. сочинениях.

Сочинения: для хора, голосов и орк. - Гимн Октябрю (1967, сл. К. Сейтлиева), Песнь о Ленине (1969, сл. Сейтлиева), триптих Памяти героев Великой Отечеств. войны (1971, сл. К. Эзизова); для орк. - симфония (1967), симф. картины Туркмения (1963; 2-я ред. 1968); соната для скр. и фп. (1963); струн. квартет (1976); для фп. - Звуки дутара (1962), Элегическая прелюдия и фуга (1967) и др.; для голоса и фп. - вок. циклы на сл. Молланепеса (1962), Махтумкули (1963), туркм. поэтов 19 в. (1964), Кемине (1972), С. А. Есенина (Персидские мотивы, 1971), Г. Гейне (1974) и др.; музыка к кинофильмам - "Состязание" (1963), "Решающий шаг" (1965), "Махтумкули" (1968) и др.

Литература: Гуревич В., Расширяя художественные горизонты, "СМ", 1975, No 3; Ларионов В. И., Композитор Н. Халмамедов (нотографический и библиографический справочник), Аш., 1978.

В. А. Гуревич.

Хальворсен Ю. А.

Хальворсен Ю. А. (Halvorsen) Юхан Август (15 III 1864, Драммен - 4 XII 1935, Осло) - норв. дирижёр, композитор и скрипач. Учился у Г. Бёна в Осло (дирижирование, 1881-83), у Ю. Линдберга (скрипка) и К. Нурквиста (муз.-теоретич. предметы) в Стокгольмской консерватории (1883-84), у А. Бродского в Лейпцигской консерватории (скрипка, 1886-87). В кон. 80-х гг. выступал в городах Германии как скрипач-виртуоз. Преподавал игру на скрипке в консерватории в Хельсинки (1890-93), откуда регулярно ездил в Петербург и брал уроки у Л. С. Ауэра; совершенствовался также у скрипачей А. Беккера и С. Томсона. С нач. 90-х гг. занимался дирижёрской деятельностью, с 1910-х- гл. обр. композиторской. Был дирижёром оркестра т-ра "Национальная сцена" (1892-98), а также симф. оркестра муз. об-ва "Гармония" (1893-98) в Бергене; состоял чл. правления этого об-ва. Руководил организованным им оркестром Нац. т-ра в Осло (1899- 1929). Наиболее известен как автор музыки к спектаклям драм. т-ра, а также симф. соч., в к-рых, как и Ю. Свенсен (основоположник норв. симфонизма), следовал традициям венских классиков. В то же время в формообразовании его произв., иногда и в характере гармонии и тематизме ощутимо влияние поздних нем. романтиков и П. И. Чайковского (во 2-й симфонии, к-рую X. назвал "Фатум"); для X. характерно также использование норв. муз. фольклора (особенно широко представлен в двух "Норвежских рапсодиях" и в симф. пьесе "Водяной", в партитуру к-рой X. включил норв. нар. скрипку - хардингфеле).

Сочинения: оперетта К Северному полюсу (1911, Осло), хор. кантата по случаю коронации короля Хокона VII; для орк. - 3 симфонии (1923; Fatum, 1924, 2-я ред. 1928; Летняя симфония - Sommersymfoni, 1929), 2 Норвежские рапсодии (Norske rapsodier, 1921, 1922), 9 сюит, вариации Бергенсиана (Bergensiana, на тему гор. гимна Бергена); концерт Песня девушки (Veslemшys sang) для скр. с орк.; камерно-инстр. ансамбли - 3 сюиты для скр. и фп., пассакалья и сарабанда с вариациями для скр. и альта и др., слотты (нар. наигрыши) для хардингфеле; хоры; песни, романсы; музыка к спектаклям (ок. 40) драм. т-ра ("Гурре", по X. Драхману, 1900; "Торденскьёлль", по У. Буллю, 1901; "Король", по Б. М. Бьёрнсону, 1902; "Царица Тамара", по К. Гамсуну, 1904; "Водяной", по Эллегару, 1905, на основе этой музыки - одноим. орк. миниатюра; Маскарад, по Л. Хольбергу, 1922; музыка к постановкам пьес У. Шекспира, в т. ч.: "Как вам это понравится", 1912; "Много шума из ничего", 1915; "Макбет", 1920).

Литература: Eriksen J., Johan Halvorsen. En biografi, "Norsk musiktidsskrift", 1970, No 2; eго же, Johan Halvorsen og nans symfonier No 1 og 2 - en analyse av verkene, Oslo, 1970; Firinde N., Norsk musikk historiй, Oslo-Bergen-Tromsш, 1975, s. 231-34.

H. H. Moхoв.

Хальфин М. Я.

Моисей Яковлевич (р. 29 VII (11 VIII) 1907, Полтава) - сов. пианист и педагог. Брал уроки игры на фп. у Р. Н. Розенфельда. В 1931 окончил Ленингр. консерваторию по классу фп. у С. И. Савшинского. Лауреат 1-го Всеукраинского конкурса пианистов (1-я пр., 1930, Харьков) и 1-го Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (2-я пр., 1933, Москва). В 1930-1941 солист Харьковской и Ленингр. филармоний; гастролировал в Москве, Одессе, Киеве и во многих др. городах Сов. Союза. Выступал с симф. оркестрами под упр. Е. А. Мравинского, С. А. Самосуда, Г. Фительберга, А. В. Гаука, Ф. Штидри, X. Унгера и др., как солист и ансамблист - в концертах Ленингр. радио. Концертировал в составе трио Ленингр. консерватории, участниками к-рого были Ю. И. Эйдлин (скрипка) и Э. Г. Фишман (виолончель), а также в дуэтах.

Пропагандист сов. музыки, X. является первым исполнителем мн. произв. сов. композиторов. С 1934 ведёт класс спец. фп. в Ленингр. консерватории (с 1947 профессор). Среди его учеников - Г. М. Чеботарян, А. И. Ихарев, М. А. Золотарёв, Г. Л. Соколов.

Литература: Воронина Т. A., M. Я. Хальфин, в сб.: В фортепианных классах Ленинградской консерватории, Л., 1968.

Т. А. Воронина.

Хамдамов А. С.

Амон Султанович (p. 5 V 1918, Самарканд) - сов. композитор, дирижер и педагог. Нар. арт. Тадж. ССР (1978). Чл. КПСС с 1947. В 1958 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у В. Г. Фере. С 1933 исполнитель-гиджакист и скрипач в оркестрах муз.-драм. т-ров Самарканда и Душанбе. В 1942-45 был на фронте. С 1946 дирижёр, в 1968-79 гл. дирижёр оркестра нар. инструментов Гостелерадио Тадж. ССР. Под упр. X. впервые исполнены мн. произв. тадж. композиторов. X. принадлежат переложения для оркестра нар. инструментов произв. рус. сов. и заруб. композиторов. Автор одного из первых в тадж. музыке программных соч. для симф. оркестра - сюиты "День в колхозе" (1956). В числе первых в тадж. проф. музыке освоил европ. принципы многоголосия, сочетал их с нац. муз. традициями. Среди соч. X. - неск. муз. комедий, вок. поэма в сопровождении оркестра нар. инструментов, сюиты для хора с оркестром нар. инструментов, сюиты для оркестра нар. инструментов, произв. для симф. оркестра, марши, камерно-инстр. ансамбли, музыка к спектаклям драм. т-ра, романсы и песни (более 150), обработки тадж. нар. мелодий. Внёс значит. вклад в дело реконструкции тадж. нар. инструментов. Ведёт педагогич. деятельность.

Хамерик

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хамза Х. Н.

Хакимзаде Ниязи (22 II (6 III) 1889, Коканд - 18 III 1929, кишлак Шахимардан, ныне кишлак Хамза-абад Ферганской обл.) - сов. поэт, драматург и композитор. Нар. поэт Узб. ССР (1926). Чл. КПСС с 1920. Обучался в мектебе, затем в медресе (1899-1908). В дальнейшем занимался самостоятельно, учился игре на нар. инструментах у проф. музыкантов. Организовал бесплатные школы для бедноты, в к-рых преподавал (1910-1914). С 1918 руководитель муз.-драм. агитбригады, к-рая обслуживала части Красной Армии на Туркестанском фронте, преобразованной затем в муз.-этнографич. ансамбль, к-рый стал основой для создания муз. т-ра (позднее - Узб. оперный т-р); работал сотрудником Политотдела Туркфронта, затем - Облполитпросвета. X. написаны пьесы, повести, большое количество стихотворений. Издавал "Сборники национальных стихотворений для национальных песен" (с 1915 вышло 7 сб-ков). Обличал феодальный гнёт, социальную несправедливость, выступал за равноправие женщин, показывал путь узб. трудящихся к революции, рост их идейного и нравств. самосознания. X. собирал нар. фольклор в разл. р-нах Узбекистана, исполнял песни на дутаре и танбуре, сочинял оригинальные мелодии к своим стихам. Стремился приобщить узб. муз. иск-во к передовому опыту рус. иск-ва, внедрить в нац. певч. практику общепринятые приёмы совр. вок. школы. В 1928 поступил в Самаркандский муз. ин-т. Убит толпой религ. фанатиков.

X. - автор первых узб. революц. песен и массовых сов. песен, в т. ч. "Да здравствуют Советы!", "Проснитесь, рабочие", "Свободная эпоха" и др. Мелодии ряда песен X. записаны H. H. Мироновым (нек-рые из его записей вошли в сб. "Песни Ферганы, Бухары и Хивы", 1931); позднее были осуществлены записи песен X. от известных узб. певцов (вошли в сб. под ред. Е. Е. Романовской, 1941). Под рук. X. проводилась работа по усовершенствованию нац. муз. инструментов; им были введены в узб. инстр. ансамбль чанг и гиджак. Имя X. присвоено Узб. гос. акад. театру.

Литература: Pеккер Я., Певец новой жизни, "СМ", 1949, No 11; Кароматов Ф., Хамза Хаким-заде Ниязи и узбекская советская музыка, Таш., 1959; Султанов Ю., Хамза. Очерк жизни и творчества, Таш., 1959, 1973.

Ч. Н. Насырова.

Хамиди Л. А.

Латыф Абдулхаевич (р. 4(17) VII 1906, дер. Бували Казанской губ.) - сов. композитор и педагог. Нар. арт. Казах. ССР (1966). Чл. КПСС с 1967. В 1926 окончил Ташкентский ин-т просвещения тюркских нац. меньшинств, в 1931 - 1-й Моск. муз. техникум, в 1938 - Тат. оперную студию при Моск. консерватории по классу композиции у Г. И. Литинского. С 1933 живёт в Алма-Ате. Организатор и рук. хора Казах. радио (1934-35). В 1938-40 гл. дирижёр и худ. рук. Гос. оркестра нар. инструментов им. Курмангазы, в 1940-42 его дирижёр, одноврем. рук. и гл. дирижёр Казах. гос. хор. капеллы. В 1944-49 преподаватель класса композиции, в 1949-74 - ф-та нар. инструментов Алма-Атинской консерватории (с 1950 доцент). Творчество X. способствовало становлению и развитию казах. проф. муз. иск-ва. X. - один из авторов Гос. гимна Казах. ССР (1945). Гос. пр. Казах. ССР им. К. Байсеитовой (1978).

Хамиди Л. А.

Сочинения: оперы - Абай (совм. с А. К. Жубановым, либр. М. О. Ауэзова, 1944, Казах. гос. т-р оперы и балета; 2-я ред. 1956, там же), Тулеген Тохтаров (совм. с А. К. Жубановым, либр. м. О. Ауэзова, 1947, там же; 2-я ред. 1961, там же), Джамбул и Айкумыс (1946, там же), Джамбул (1952); оперетта Бал-булак (Медовый родник, 1948, Семипалатинск); для орк. - танц. сюита на тат. темы (1937), казах. сюиты Алма-Ата и Кобланды (обе совм. с С. И. Шабельским, 1939 и 1952); для орк. рус. нар. инструментов - Караван (1925), Курдай (1926); для орк. казах, нар. инструментов - Марш памяти Амангельды Иманова (1944), концерт для домбры-примы с орк. казах. нар. инструментов (1965); камерно-инстр. ансамбли - экспромт для струн. квартета (1931), струн. квартет (1948); сюита на казах. темы для фп. (1950); для домбры с фп.: юмореска, Песня без слов (обе 1960), полька (1966); романс для кобыза с фп. (1960); хоры a cappella - Кызыл кыран (Красный сокол, сл. И. Джансугурова, 1934), Песня о партии (сл. М. Алимбаева, 1957), Жаркын жаз (Жаркое лето, сл. С. Мауленова, 1970); для голоса с фп. - романсы (более 50), в т. ч. Булбул (Соловей, 1945), Жайлауын-бакша (Моё пастбище - цветущий сад, 1948; оба - на сл. Н. Баймухамедова), песни: Казахский вальс (сл. С. Муканова, рус. текст В. Винникова, 1940), Отан (Родина, сл. Д. Абилова, 1940), Джамбул поёт (сл. Баймухамедова, 1946) и др.; музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам, в т. ч. "Песни Абая" (1945).

Литературные сочинения: Школа игры на домбре, A.-A., 1950, 1964 (совм. с Б. Гизатовым); Инструментоведение казахского народного оркестра, A.-A., 1952 (совм. с Л. Шаргородским); Основы дирижирования, А.-А., 1966 (совм. с X. Тастановым).

Литература: Юсфин A., Латыф Хамиди, м., 1964; Гизатов Б., Латыф Хамиди, А.-А., 1966; Ерзакович Б., Латыф Хамиди, А.-А., 1978.

Б. Г. Ерзакович.

Хаммершмидт А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хаммонд Д. Г.

Хаммонд Д. Г. (Hammond) Джоан Гуд (р. 24 V 1912, Крайстчерч, Нов. Зеландия) - англ. певица (сопрано). Муз. образование получила в консерватории в Сиднее (Австралия), к-рую окончила по классу скрипки. В течение 3 лет работала в симф. оркестре Сиднейской филармонии. Как певица впервые выступила в 1929 в Сиднее, позднее обучалась пению в Вене, затем в Лондоне у Д. Борджоли. В 1938 в Вене приняла участие в исполнении "Мессии" Генделя. Как оперная певица дебютировала в 1939 в партии Недды ("Паяцы") на сцене Венской нар. оперы. В 1940 была приглашена в Дублин, где исполнила партию Памины в опере "Волшебная флейта" (спектакль "Ирландского оперного об-ва"). С 1942 выступала в Англии, в 1948 состоялся дебют X. в лондонском т-ре "Ковент-Гарден" (партия Леоноры в опере "Трубадур"), где она пела до 1951. Выступала и в др. англ. оперных т-рах, в т. ч. в "Сэдлерс-Уэллс" (1951 и 1959). В 1957 гастролировала в СССР (в Москве на сцене Большого т-ра исполнила партию Аиды в опере "Аида"). В 1965 ушла со сцены. X. - крупнейшая англ. певица. Обладала голосом мягкого тёплого тембра, широкого диапазона. Её пение отличалось проникновенным лиризмом, яркой экспрессией. Лучшие оперные партии X.: Памина ("Волшебная флейта"), Леонора ("Трубадур"), Аида; Недда ("Паяцы"), Чио-Чио-сан; Русалка ("Русалка" Дворжака) и др. Написала автобиографич. книгу "Голос, жизнь" ("A voice, a life", L., 1970). Выпущено много грампластинок с записью исполнения X.

С. М. Грищенко.

Хамраев И. Х.

Ибрагим Хамраевич (р. 12 (25) XII 1916, Бухара) - сов. композитор и педагог. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1975). Чл. КПСС с 1946. В 1945 окончил Ташкентскую консерваторию у А. Ф. Козловского, с 1939 преподаватель (с 1977 доцент) там же. В 1950-57 директор муз. уч-ща в Ташкенте. X. принадлежит ряд учебников и методических пособий для муз. учебных заведений.

Сочинения: оперы - Ойджамол (1969, Ташкент), Молния в степи (Чўл чамои, 1973); муз. драмы - Мелихоббон и Набитовон (1962), До раскрытия бутона (Бир гунча очилгунча, 1965), Мечта поэта (Шоирнинг орзуси, 1972); для солистов, хора и орк. - оратория Ленинская весна (1962), кантаты О партии (1951), Узбекистан (1956), Женщины Узбекистана (1957), Это твоё вдохновение (1975), оды: Свет счастья (1974), Тебя возвеличиваю (1975), Ленин - это светлый день (1980); для орк. - симф. поэма В поле (1957); произв. для орк. нар. инструментов; 3 концерта для чанга с орк. нар. инструментов, концерт для рубаба и фп.; хоры; романсы; песни.

Хамраев Р. Х.

Рашид Хамидович (р. 29 VIII 1937, Бухара) - сов. композитор и педагог. Чл. КПСС с 1972. В 1961 окончил Ташкентскую консерваторию у Б. И. Зейдмана, в 1966 - аспирантуру у него же. С 1961 зав. кафедрой муз. дисциплин Ташкентского театрально- художественного института, с 1976 преподаватель там же, с 1978 - Ташкентского ин-та культуры (с 1981 доцент кафедры оркестровки). Гос. пр. Узб. ССР им. Хамзы (1966).

Сочинения: оперы - Свет из мрака (Зулматдан зиё, 1965, Ташкент), Перед зарёй (Тонг олдидан, 1972, там же), Шейх Санон (1980); муз. драмы; вок.-симф. поэма Авиценна (1980); 3 симфонии (1965-1981); концерты с орк. - для фп. (1961), для скр. (1974); камерно-инстр. ансамбли; песни; музыка к спектаклям драм. т-ра.

Ханаев Н. С.

Никандр Сергеевич (27 V (8 VI) 1890, с. Песочня, ныне Рязанской обл. - 23 VII 1974, Москва) - сов. певец (драм. тенор). Нар. арт. СССР (1951). В 1921-24 учился в Моск. консерватории по классу пения у Л. Г. Звягиной. С 1925 работал в Оперной студии Большого т-ра, в 1926-54 солист Большого т-ра. X. - один из выдающихся сов. певцов, обладатель сильного, редкого по красоте голоса. Создавал глубоко самобытные по художеств. трактовке образы, темпераментные, мужественные и благородные; X. был выдающимся исполнителем на сов. оперной сцене партий Германа, Садко (Гос. пр. СССР, 1950). Др. партии: Собинин; Михайло Туча ("Псковитянка"), Шуйский ("Борис Годунов"; Гос. пр. СССР, 1949), Отелло, Радамес, Хозе; Зигмунд ("Валькирия"), Григорий Мелехов ("Тихий Дон" Дзержинского), Матюшенко ("Броненосец "Потёмкин"" Чишко), Абесалом. Выступал в концертах, участвовал в исполнении ораторий "Самсон" Генделя, "На поле Куликовом" Шапорина, 9-й симфонии Бетховена и др. В 1948-50 преподавал в Моск. консерватории. Гос. пр. СССР (1943).

Литература: Rыбасова Т., Н. С. Ханаев, М.-Л., 1950; Никандр Сергеевич Ханаев, М., 1953 (буклет); Мастера Большого театра..., М., 1976, с. 108-211.

В. И. Зарубин.

Хандошкин И. Е.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ханеданьян Г. Г.

Грайр Грайрович (р. 6 VI 1939, Каменск Ростовской обл.) - сов. певец (тенор). Нар. арт. Узб. ССР (1974). В 1963 окончил Львовскую консерваторию у Н. В. Шелюжко. С 1961 солист Львовского т-ра оперы и балета, где исполнял партии баритона, - Алеко, Амонасро, Эскамильо; Альфио ("Сельская честь" Масканьи). С 1965 солист Одесского т-ра оперы и балета, с 1972 - Узб. т-ра оперы и балета, с 1981 - Ссверо-Осет. муз. т-ра; исполняет партии тенора: Герман, Пинкертон, Каварадосси, Канио, Радамес, Дон Карлос, Хозе, Гофман ("Сказки Гофмана" Оффенбаха). Гастролировал за рубежом. С 1976 преподаватель Ташкентской консерватории, в 1979-80 - Ташкентского театрально-художественного института им. А. Н. Островского.

Ханенде

Ханенде - хананде - проф. нар. певец в Азерб. ССР, а также Иране и др. странах Востока, исполнитель мугамов. X. - музыкант-творец, художник-импровизатор, всякий раз по-новому воссоздающий классич. мугамные мелодии. Как правило, тенор обладает голосом большого диапазона и виртуозным мастерством, особенно ярко проявляющимся в напряжённом верхнем регистре. Приёмы исполнения X. чрезвычайно разнообразны и сложны, особенно при пении "зангуле" - "мелких" вибрирующих пассажей, основанных на извлечении звука в глубине гортани; певец тонко владеет техникой исполнения микроинтервалов.

X. выступает в составе ансамбля сазандари и, как правило, сопровождает пение игрой на бубне (дэфе). Этот инструмент обычно используется им и в качестве естественного резонирующего устройства. Иск-вом X. особенно славится старинный азерб. город Шуша (Нагорный Карабах). Среди крупнейших азерб. X. прошлого и современности - Абдул-Баги Зулалов, Абульфат Алиев, Гаджи Гуси, Джаббар Карягды, Зульфи Адыгезалов, Ислам Абдуллаев, Меджид Бейбутов, Мешади Джамиль Амиров, Саттар, Сеид Шушинский, Хан Шушинский. В роли X. выступают и певицы, популярны исполнительницы мугамов С. Кадымова, Ш. Алекперова, З. Ханларова и др. В ранних азерб. операх ведущие (мугамные) партии исполняли X.; широкой известностью пользовались оперные певцы Г. К. Сарабский, Г. Гаджибабабеков, А. Агдамский, позднее - А. Рзаева, Р. Мурадова, Г. Гасанова и др. С древних времён иск-во X. передаётся по традиции от певцов старшего поколения к младшему. В средних спец. муз. учебных заведениях Сов. Азербайджана существуют классы мугамного пения при отделениях азерб. нар. музыки.

Литература: Шушинский Ф., Народные певцы и музыканты Азербайджана, М., 1979.

Э. Абасова.

Предыдущая страница Следующая страница