Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Х" (часть 4, "ХОВ"-"ХОР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х" (часть 4, "ХОВ"-"ХОР")

Ховланн Э.

Ховланн Э. (Hovland) Эгиль (р. 18 X 1924, Мюсен) - норв. композитор и органист. В 1946-49 учился в консерватории в Осло у А. Санволля (орган) и П. Стенберга (полифония), позже у Б. Брустада в Осло (композиция, 1951-52), у В. Хольмбу в Копенгагене (1954), у А. Копленда в Танглвуде (США, 1957) и Л. Даллапикколы во Флоренции (1959). В 1950-е гг. приобрёл известность как композитор, органист и хор. дирижёр. Осн. область творчества X.-композитора - церковная музыка; X. стремится дать новую трактовку её традиц. жанрам, сочетая принципы полифонии с приёмами серийной техники и алеаторики. В соч. 1970-х гг. тяготеет к более простому, ясному стилю.

Сочинения: для орк. - 3 симфонии (1953-70, 3-я - с хором и чтецом), Торжественная увертюра (1962), Плачи (Lamenti, 1964), Рапсодия (1969); концерты для фп. (1977), для скр. (1974) с орк.; камерно-инстр. ансамбли - сюита для флейты и фп. (1950), Magnificat для альта, альтовой флейты и арфы (1963), концертино для 3 труб и струнных (1955), квинтет для деревянных дух. (1965), Музыка для 10 инструментов (1957); Missa vigilate для баритона, хора, 2 танцовщиков, органа и магнитофонной ленты (1967), Саул - мотет для чтеца, хора и органа (1971), Missa misericordia для хора (1973); Песнь песней (The song oi songs) для сопрано, ударных и фп. (1962); соч. для органа, песни.

Литература: Lange К., Norwegian music, Oslo, 1971; Grinde N.. Norsk musikk historie, Oslo, 1975.

Ходжа-Эйнатов Л. А.

Леон Александрович (10(23) III 1904, Тбилиси - 7 X 1954, Ленинград) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1945). В 1926-27 брал уроки композиции у А. А. Спендиарова в Ереване. С 1928 в Ленинграде. В 1931 окончил Ленингр. центр. муз. техникум по классу композиции у П. Б. Рязанова. В 1931-36 дирижёр и зав. муз. частью ряда ленингр. драм. т-ров. В 1941-45 жил в Перми, Москве, Ереване. С 1946 снова в Ленинграде. Х.-Э. принадлежит редакция и инструментовка опер "Аршак II" Чухаджяна (совм. с А. И. Шавердяном, 1945), "Давид-бек" Тиграняна (1952).

Сочинения: оперы - Шлюз (1931, Ленингр. дом иск-в, силами учащихся Ленингр. центр. муз. техникума), Мятеж (по Д. А. Фурманову, 1938, Ленингр. Малый оперный т-р), Семья (1940, Одесский т-р оперы и балета), Намус (Честь, 1945, Арм. т-р оперы и балета); оперетта - Моя любимая (совм. с М. Я. Феркельманом, 1938, Ленингр. т-р муз. комедии); для голосов, хора и орк. - Реквием памяти В. И. Ленина (сл. М. А. Светлова, 1934), поэма-кантата (сл. Н. В. Глейзарова, 1953), цикл Песни о Родине (сл. Г. Б. Сарьяна и Глейзарова, 1950); для орк. - симфония (1954), симф. поэма На Балтике (1943), Элегическая поэма (1954), симф. повесть Отечественная война (1948), Сорок первый (симф. рассказ по Б. А. Лавренёву, 1936), Колхозная сюита (1936), сюиты (1936, 1947, 1948), Праздничная увертюра (1948), увертюра-фантазия Юность (1953), фантазия Майский карнавал (1949); для фп. с орк. - 3 концерта (1946, 1947, 1948), Фантазия (инструментовка С. А. Шатиряна, 1954); Концертная сюита для скр. с орк. (1950); дивертисмент На родине (для струн. орк., 1954); произв. для эстрадного орк.; камерно-инстр. ансамбли - фп. трио памяти А. А. Спендиарова (1943), сюита (для струн. квартета, 1943); вариации для фп. (1953); для голоса с фп. - 3 романса (сл. Глейзарова, 1950), Времена года (сл. Глейзарова, 1953) и др.; музыка к спектаклям драм. т-ров (св. 50) - "Афродита" Богданова (1935, Ленингр. TRAM), "Сказка" Светлова (1938, Ленингр. ТЮЗ), "Сказка о Мите и Маше" Каверина (1941, там же) и др.

Литература: Вайнкоп Ю., Леон Александрович Ходжа-Эйнатов, Л., 1947; Памяти Л. А. Ходжа-Эйнатова, "СМ", 1954, No12; Друскин М., Леон Александрович Ходжа-Эйнатов. Критико- биографический очерк, Л., 1956; Соловьев-Седой В. П., О моем друге, "СМ", 1965, No 2.

Л. Б. Римский.

Ходяшев В. А.

Виктор Александрович (р. 26 XII 1917 (8 I 1918), дер. Этивай-Нуры, ныне Горномарийского р-на Марийской АССР) - сов. композитор, педагог и дирижёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1968). Чл. КПСС с 1951. В 1934 окончил муз.-театр. техникум в Чебоксарах по классу скрипки, в 1956 - Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных по классу композиции у Г. И. Литинского. В 1946-58 худ. рук. и гл. дирижёр симф. оркестра Чуваш. филармонии. С 1944 преподаёт муз.-теоретич. предметы и композицию в Чебоксарском муз. уч-ще, в 1964-70 зав. кафедрой теории и истории музыки в Чуваш. пед. ин-те им. И. Я. Яковлева (с 1967 доцент). Ведущее место в творчестве X. принадлежит инстр. жанрам. Наиболее известны струн. квартет (Чувашский), концерты для скрипки и для виолончели с оркестром, в к-рых отразились лирич. склад дарования X., светлое мироощущение и прочная опора на классич. традиции. Автор монографии "Геннадий Воробьёв. Краткий очерк жизни и творчества" (Чебоксары, 1968).

Сочинения: балет Чудесная вышивальщица (1972, пост. 1979, Чуваш. муз. т-р); для голосов, хора и орк. - кантата Песнь славы (сл. А. Эсхеля, 1950); для орк. - Спортивный праздник (увертюра, 1961); концерты с орк. - для скр. (1957; 2-я ред. 1959), для влч. (1963); камерно-инстр. ансамбли - струн. трио (1942; 2-я ред. 1964), Чувашский квартет (1955); для фп. - Серенада (1945), 2 сонатины (1937, 1973); цикл романсов на сл. П. Хузангая (1958); песни; хоры; обр. нар. песен; музыка к спектаклям драм. т-ров (св. 50) и др.

Литература: Илюхин Ю. A., Композиторы Советской Чувашии, Чебоксары, 1978.

Ю. А. Илюхин.

Хойбергер Р. Ф. Й.

Хойбергер Р. Ф. Й. (Heuberger) Рихард Франц Йозеф (18 VI 1850, Грац - 28 X 1914, Вена) - австр. муз. критик, композитор и дирижёр. Руководитель акад. хор. союза в Вене, с 1878 дирижёр Венской певческой академии, в 1902-09 преподаватель композиции в Венской консерватории. С 1881 муз. критик газ. "Wiener Tagblatt", с 1889 - "Mьnchener Allgemeine Zeitung", в 1896-1901 - "Neue Freie Presse", с 1904 редактор газ. "Neue Musikalische Presse", в 1904-06 ред. 1-4-го томов изд. "Musikbuch aus Цsterreich". Принадлежал к числу друзей И. Брамса. Автор опер ("Приключения новогодней ночи" - "Abenteuer einer Neujahrnacht", Лейпциг, 1886; "Мануэль Венегас", Лейпциг, 1889; "Босоножка" - "BarfьЯele", Дрезден, 1905), оперетты, балетов, симфонии, орк. сюит, орк. вариаций на тему Шуберта, произв. для хора и оркестра, песен.

Литературные сочинения: Musikalische Skizzen, Lpz., 1901; Im Foyer, Lpz., 1901; Franz Schubert, В., 1902, 1920; Erinnerungen an J. Brahms. Tagebuchnotizen aus den Jahren 1875-1897, Tutzing, 1970.

Хокинс Д.

Хокинс Д. (Hawkins) Джон (29 III 1719, Лондон - 21 V 1789, там же) - англ. муз. историограф. Жил в Лондоне. Став адвокатом, изучал историю музыки самостоятельно, играл на скрипке и виолончели. Автор текстов ряда кантат слепого композитора и органиста Дж. Стэнли. Состоял в дружеских отношениях с выдающимися писателями и музыкантами своего времени (С. Джонсоном и О. Голдсмитом, Г. Ф. Генделем). Был чл. Академии старинной музыки (в 1770 написал отчёт о её организации и работе) и Мадригального об-ва (1748-66; пел в его хоре), чл. лит. клуба (осн. Джонсоном в 1763), участвовал в подготовке оксфордского изд. соч. У. Шекспира (1771), издал соч. Джонсона и написал его первую биографию (1789). X. вошёл в историю музыки как автор 5-томного труда "Всеобщая история музыкальной науки и практики", над к-рым работал в течение 16 лет. X. собрал ценные сведения о музыке и муз. жизни 18 в. (наиболее важная информация относится к началу века - почерпнута из рассказов старших современников). Он создал первый в англ. музыковедении труд обобщающего характера о мировой муз. культуре, осн. на подлинных документах. Представляют интерес его рассуждения о роли иск-ва в нравственном воспитании человека, характерные для эпохи Просвещения. "Всеобщая история..." опубликована в тот же год, что и "Всеобщая история" Ч. Бёрни (1776). По сравнению с Бёрни X. более объективно и глубоко оценивал музыку Возрождения (им впервые опубликованы образцы полифонич., гл. обр. англ., музыки). К негативным сторонам труда X. относится бульшая (по сравнению с изданием Бёрни) умозрительность, недостаточное внимание к нар. песне, неприятие англ. музыки его времени, бессистемное расположение материала. X. внёс ценный вклад в развитие истории музыки, что подтверждают неоднократные перепечатки этой книги.

Сочинения: An account of the institution and progress of the Academy of ancient music, L., 1770 (издано анонимно); The general history... of Arcangelo Corelli, "Universal magazine of knowledge and pleasure", 1777, April; General history of the science and practice of music, v. 1-5, L., 1776, v. 1-3, 1875, "v. 1-2, N. Y., 1963, Graz, 1969 (последнее - факсимиле изд. 1776).

Литература: История европейского искусствознания от античности до конца XVIII в., М., 1963, с. 287, 293, 295, 296; Вurney Ch., The trial of Midas the second, L., 1776; Roberts W., The trial of Midas the second, "ML", 1933, v. 14; Hegar E., Die Anfдnge der neueren Musikgeschichtsschreibung, StraЯb., 1932 ("Sammlung musikwissenschaftlicher Abhandlungen", Bd 7); Scholes P. A., The life and activities of sir John Hawkins, L., 1953; Stevenson R., The Rivals - Hawkings, Burney and Boswell, "MQ", 1950, v. 36, No 1; Davis B. H., A proof of eminence: the life of Sir J. Hawkins, Bloomington, 1973.

И. А. Слепнёв.

Холидей Б.

Холидей Б. (Holiday) Билли (прозвище - Леди Дэй) (7 IV 1915, Балтимор - 17 VII 1959, Нью-Йорк) - амер. певица (меццо-сопрано) негритянского происхождения. Музыкального образования не получила. Дочь гитариста из джаз-оркестра под упр. Ф. Хендерсона, X. рано приобщилась к джазовому исполнительству; с 14 лет пела в клубах Гарлема (Нью-Йорк), подражая манере Б. Смит (в исполнении блюзов) и Л. Армстронгу. С 1933 выпускаются грамзаписи исполнения X.; междунар. известность принесли X. записи её выступлений с джаз-оркестром Т. Уилсона (1935-37). Выступала также с джаз-оркестрами К. Бейси и А. Шоу. Гастролировала в странах Европы (1954, 1958). X. - одна из первых негр. джазовых певиц. Обладала сипловатым голосом необычного тембра; для X. характерны богатая нюансировка и использование инстр. приёмов звукоизвлечения - эти исполнит. особенности заложили основы совр. джазового вок. иск-ва. Её исполнение популярных песен и баллад отличалось мелодич. и ритмич. свободой (присуща исполнителям блюзов). Снималась в муз. фильме "Нью-Орлеан" (1946).

Литература: Корецкий Л., Леди Дэй, "Мелодия. Ежеквартальный каталог-бюллетень фирмы "Мелодия", 1980, No 2; Chilton J., Billies blues..., L., 1975.

Холлендер Ф.

Холлендер Ф. (Hollaender) Фридрих (18 X 1896, Лондон - 18 I 1976, Мюнхен) - нем. композитор (ФРГ). Учился в Высшей муз. школе в Берлине. Автор мн. популярных, в т.ч. политич., песен и музыки к кинофильмам ("Голубой ангел", 1930, и др.). Вместе с Р. Нельсоном и М. Шиффером основал в 1930 театр-кабаре "Тингель-тангель" (Берлин). С 1933 жил в США. В 1956 вернулся в Мюнхен; писал музыку для артистов кабаре, часто на свои тексты. Автор автобиографич. кн. "Von Kopf bis FuЯ. Mein Leben mit Text und Musik" (1965).

Холминов А. Н.

Александр Николаевич (р. 8 IX 1925, Москва) - сов. композитор. Нар. арт. РСФСР (1976). В 1950 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Е. К. Голубева. Работает гл. обр. в области оперы и вок.-симф. музыки. Тонко ощущает жанровую природу хор. письма. Мелодич. язык соч. X. выразителен, насыщен внутр. энергией и динамизмом. В своих произв. X. обращается к социально значит. проблематике, к темам патриотич. звучания. Ведущее место в творчестве композитора занимают образ Ленина, темы Родины, партии, сов. молодёжи. Большой вклад внёс композитор в муз. Лениниану - "Песня о Ленине", кантата "Ленин с нами", музыка к документальным фильмам "Живой Ленин", "Воспоминания о Ленине", "Музей Ленина" (все - 1958). Гос. пр. РСФСР им. Глинки (1969), Гос. пр. СССР (1978).

Сочинения: оперы - Оптимистическая трагедия (по одноим. пьесе В. В. Вишневского, Кирг. т-р оперы и балета, 1965), Анна Снегина (по одноим. поэме С. A. Есенина, Горьковский муз. т-р, 1967), Чапаев (по мотивам романа Д. А. Фурманова, 1974), Шинель (по одноим. повести H. В. Гоголя, Моск. камерный оперный т-р, 1975 Гос. пр. СССР, 1978), Коляска (по одноим. повести Гоголя, там же, 1975; Гос. пр. СССР, 1978), Двенадцатая серия (по рассказу В. M. Шукшина "А поутру они проснулись", там же, 1977); кантаты - Здравствуй, Родина! (1960), Ленин с нами (сл. В. В. Маяковского, 1967), Ради жизни на земле (сл. А. Т. Твардовского и M. В. Исаковского, 1975); для орк. - 3 симфонии (1973, 1975, с хором на нар. тексты, 1977), Героическая поэма (1954), симф. поэма Рожденные бурей (1960); концерт для флейты и струн. орк. (1978); для орк. нар. инструментов - 2 сюиты (1953, 1955), Украинская фантазия (1954), Праздничная увертюра (1956) и др.; Детский альбом для фп. (1970); для голоса с фп. - 4 баллады (на стихи рус. революц. поэтов, 1954); вок. циклы - Рабочая гордость (1962), Да здравствует романтика! (1963), Часы ожидания (1969), Горсть песка (1970), Был первый гром (1970), песни (ок. 50), в т. ч. Песня о Ленине (1955), Песня молодых (1957), Песня дружбы (1-я пр. на 7-м Междунар. фестивале демократич молодежи в Вене, 1959, все - на сл. Ю. С. Каменецкого), Ода Родине (сл. Ю. А. Полухина, 1962), музыка к кинофильмам и радиопостановкам.

E. Б. Долинская.

Холопов Ю. Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Холопова В. Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Холст Т.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хольмбу В.

Хольмбоэ (Holmboe) Вагн (р. 20 XII 1909, Хорсенс) - дат. композитор и педагог. В 1927-29 учился в Корол. дат. консерватории у К. Нильсена, К. Еппесена и Ф. Хёфдинга, в 1930-32 совершенствовался в Высшей муз. школе в Берлине у Э. Тоха. В 1940-47 преподавал в Ин-те слепых в Копенгагене, в 1950-65 - в Копенгагенской консерватории (с 1955 профессор). Выступал как муз. критик. Творчество X. обширно и разнообразно по жанрам. Его соч. свойственны самобытность муз. языка, высокий драматизм и философская глубина. Автор опер, в т.ч. "Нож" ("Kniven", 1959), кантат, "Реквиема по Ницше" ("Kequiom for Nietzsche", 1964), многочисл. симфоний, концертов для инструмента с оркестром, фп. и струн. трио, струн. квартетов, квинтетов, фн. и др. соч. X. принадлежит кн. "Интермедия" ("Mellemspil", 1961, 2-е изд. 1968; 3 эссе о совр. музыке).

Литература: Nielsen P., Some comments on Vagn Holmhoe's idea of metamorphosis, в сб.: Dansk Aarbog for Musikforskning, bd 6, Kbh., 1968-72, s. 159-69; Holten В., (Interview med Vagn Holmboe), "Dansk musiktidsskrift", 1976/77, еrg. 51, No 4.

Хольцбауэр И. Я.

Хольцбауэр И. Я. (Holzbauer) Игнац Якоб (17 IX 1711, Вена - 7 IV 1783, Мангейм) - австр. композитор. Изучал право и теологию в Венском ун-те. Музыке обучался самостоятельно. Вероятно, до 1742 капельмейстер в Холлешау (Моравия), в 1742-44 и 1746-1750 дирижёр оркестра венского Бургтеатра. В 1744-1746 жил в Италии. С 1751 придв. капельмейстер в Штутгарте, с 1753 - в Мангейме, где рук. оркестра был Я. Стамиц. В последующие годы трижды посетил Италию (1757, Рим; 1758, Турин; 1759, Милан), ставил там оперы. Когда в 1778 корол. двор и оркестр переехали в Мюнхен, X. остался в Мангейме. В конце жизни потерял слух.

X. - один из представителей предклассич. стиля. Наиболее значительно его оперное творчество. Опера "Гюнтер фон Шварцбург" - ранний образец нем. нац. большой оперы (написана на сюжет из нем. истории). Итал. оперы X. представляют меньший интерес. Писал также балеты и пантомимы, инстр. музыку. Духовная музыка X. отмечена влиянием И. И. Фукса, по учебнику к-рого "Gradus ad Parnassum" X. учился. В муз. языке X. заметно влияние мангеймской школы.

Автобиография X. "Kurzer Lebensbegriff" напечатана в "Magazin fьr Musik" Крамера (1783), указатель изданий и тематич. указатель симфоний - в "DTB", Bd III, Tl 1, 1902 (сост. X. Риманом) и "DTB", Bd VII, Tl 2, 1906 (приложение); указатель изданий и тематич. указатель камерной музыки - в "DTB", Bd XVI, 1916 (сост. также Риманом).

Сочинения: оперы - Сын леса (Il figlio dйlie selve, 1753, Шветцинген), Необитаемый остров (L'Isola disahitata, 1754, там же), Ипсифила (1754, Мангейм), Дон Чискотте (1755, Шветцинген), Свадьба Ариадны (La nozze d'Arianna, 1756, Мангейм), Китайцы (I cinesi, 1756), Милосердие Тита (La clemenza di Tito, 1757, Мангейм), Нитетти (1758, Турин), Александр в Индии (Alessandro nell'Indie, 1759, Милан), Ипполит и Арисия (1759, Мангейм), Адриан в Сирии (Adriano in Siria, 1768, там же), Гюнтер фон Шварцбург (1777, там же), Танкред (1783, Мюнхен); пантомимы; 4 оратории (1754, 1757, 1760, 1766); 21 месса (в т. ч. одна немецкая), 65 симфоний, многочисл. концерты для разл. инструментов, 3 дивертисмента для струн. квинтета, струн. квартеты, 21 трио, сонаты, мотеты.

Литература: Fischer W., Zur Entwicklungsgeschichte des Wiener klassischen Stils, "StMw", 1915, H. 3; Sсhiedermair L., Die deutsche Oper, Lpz., 1930, B.- Bonn, 1943.

Ю. В. Крейнина.

Хоменко В. В.

Владимир Владимирович (р. 23 II 1915, дер. Скворцы, БССР) - сов. контрабасист и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1979). В 1941 окончил Моск. консерваторию у С. М. Козолупова, ранее занимался у А. А. Милушкина, И. Ф. Гертовича. В 1938-41 артист Гос. симф. оркестра СССР, в 1942-66 концертмейстер Большого симф. оркестра Всесоюзного радио и телевидения; одноврем. (до 1951) играл в ансамбле солистов этого оркестра. Выступал со мн. ведущими квартетами, а также как ансамблист. Разработанная им аппликатура позволила более полно раскрыть исполнит. возможности контрабаса, использовать весь гриф инструмента и все четыре струны. Обогатил репертуар контрабаса, создав многочисл. обработки и переложения для этого инструмента. В 1942-70 преподаватель Муз. уч-ща им. Гнесиных, с 1944 - Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных (с 1964 профессор). Среди учеников - Л. Г. Андреев, А. В. Михно. X. разработал новую систему гамм и арпеджио для контрабаса, внёс значит. усовершенствования в методику обучения контрабасистов.

Сочинения: Новая аппликатура гамм и арпеджио для контрабаса, М., 1953, 4979; Основы контрабасовой методики, в кн.: Контрабас. История и методика, М., 1974.

Литература: Доброхотов Б., Савченко Н., Советские контрабасисты, в кн.: Контрабас. История и методика, М., 1974, с. 107 110, 325-327.

Хоминьский Ю. М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хомицер М. Э.

Михаил Эммануилович (р. 30 VI 1935, Харьков) - сов. виолончелист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1979). В 1958 окончил Моск. консерваторию у С. Н. Кнушевицкого, в 1961 - аспирантуру у него же. С 1957 солист Моск. филармонии. Выступал в ансамбле с Д. Ф. Ойстрахом, К. Рихтером, в фп. трио совм. с Д. А. Вашкировым (фп.) и И. С. Безродным (скрипка), с оркестрами под упр. Й. Крипса, К. Цекки, В. Ровицкого, З. Мета и с др. выдающимися музыкантами. Исполнение X. отличается развитым чувством стиля и виртуозным мастерством. Впервые в СССР исполнил концерты для виолончели с оркестром Б. Мартину, Ж. Ибера, А. Виеру, Й. Кокконена, Я. Акутагавы, А. Дютийё. Лауреат Междунар. конкурсов им. Г. Вигана (1955, Прага, 1-я пр.), им. П. И. Чайковского (1962, Москва, 3-я пр.), им. П. Касальса (1963, Будапешт, 1-я пр.). Гастролирует за рубежом. Чл. жюри Междунар. конкурса им. П. И. Чайковского в Москве (1978). С 1961 преподаёт в Моск. консерватории.

Хомовое пение

Хомовое пение - рус. церк. пение, в к-ром применяется раздельноречие, или хомония, - произнесение слов с введением между согласными и после заключит. согласной дополнительных гласных. Получило распространение с кон. 15 в. Существуют разл. точки зрения на происхождение X. п. По-видимому, возникновение его связано со стремлением придать произнесению слов в церк. пении особый, иной, чем в "мирской" речи, характер. С нач. 17 в. X. п. подвергалось критике, с сер. 17 в. стало выходить из употребления, уступая место "воистинноречному пению" (см. Истинноречие). Сохранилось только у старообрядцев.

Хомония

Хомония - см. Раздельноречие.

Хондо

Хондо - см. Фламенко.

Хонти Х.

Хонти Х. (Honthy) Ханна (наст. имя и фам.- Хайналька Xюгель, Hьgel) (21 II 1893, Будапешт - 30 XII 1978, там же) - венг. певица и танцовщица, артистка оперетты. Засл. арт. ВНР (1956). Родилась в рабочей семье. С 1908 училась в балетной школе будапештского Оперного т-ра, с 1910 брала уроки актёрского мастерства у С. Ракоши и пения у Г. Антес. С 1912 исполняла гл. партии в опереттах, поставленных в Нар. оперном т-ре, с 1916 - в Т-ре комедии, затем в т-рах Братиславы и Дебрецена, с 1919 - снова в Будапеште. С 1949 до конца жизни X. - примадонна Столичного т-ра оперетты; в дек. 1955 - янв. 1956 в составе труппы этого т-ра с большим успехом гастролировала в Ленинграде и Москве, в 1964 - в городах Румынии, Италии, Австрии, Швейцарии, Франции, Швеции, Великобритании, в 1969 - в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Нью-Йорке и др. городах США, а также в Монреале и Торонто. Играла в опереттах Ж. Оффенбаха, Эрве, И. Кальмана, Ф. Легара, П. Качо ("Витязь Янош"), Г. С. Милютина ("Трембита") и др. Многосторонне одарённая актриса, танцовщица, певица, X. обладала естеств. грацией; создала яркие, правдивые сценич. образы. Пр. Кошута (1952).

Литература: Gбspбr M., A mъzsбk neveletlen gyermeke, Bdpst, 1963; Gбl G. S., Honthy Hanna. Egy diadalmas йlet regйnye, Bdpst, 1973.

П. Ф. Вейс.

Хопкинсон Ф.

Хопкинсон Ф. (Hopkinson) Фрэнсис (21 IX 1737, Филадельфия - 9 V 1791, там же) - амер. композитор, поэт, политич. и муз.-обществ. деятель. Видный политик, совместно с др. лицами подписавший Декларацию независимости, X. был одним из первых композиторов амер. происхождения. Учился у Дж. Бремнера. Окончил Филадельфийский колледж. X., занимавший в Филадельфии ряд руководящих должностей, внёс большой вклад в развитие его муз. жизни. Организовал платные публич. концерты (давались в частных домах). С 1770 служил церковным органистом, издал собственный сборник "Собрание псалмов и нескольких энсземов" ("A collection of psalms with a few anthems", 1763) и "Псалмы Давида..." (Нью-Йорк, 1767). Автор первой муз. пьесы, написанной американцем, - "Оды к музыке" ("Ode to music", 1754) и ораториального представления "Храм Минервы" ("The temple of Minerva", пост. 1781), к-рое считается первой амер. оперой (оба соч. не сохранились). В 1788 в Филадельфии изданы в сб-ке 7 песен X. для голоса с сопровождением клавесина или фп. на собств. тексты. С мелодич. стороны они близки соч. англ. композиторов 18 в. - Т. А. Арна, Дж. Булла и др. Рукописи ранних песен X. хранятся в Б-ке Конгресса в Вашингтоне. Писал стихотворения и эссе на историч. темы.

Литература: Hastings G. E., The life and works of Francis Hopkinson, Chicago, 1926.

Хор

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хора

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хорал

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хоральная нотация

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хоральная обработка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хоральная прелюдия

Хоральная прелюдия (нем. Choralvorspiel, франц. prйlude de choral, prйlude-choral, итал. preludio a corale, испан. preludio sobre coral) - короткая орг. хоральная обработка, предшествующая хоралу, исполняемому протестантской общиной. X. п. тяготеет к миниатюре, ей свойственны камерность звучания, тонкая выработанность деталей. Крупные мастера X. п.: Й. Г. Вальтер, Ф. Цахау, С. Шейдт, И. Пахельбель, Д. Букстехуде, Г. Бём, И. Кунау, Г. Телеман. Непревзойдённые образцы X. п. принадлежат И. С. Баху (прелюдии "Органной книжечки" - "Orgel-Bьchlein"). Впоследствии жанр X. п. композиторами почти не разрабатывался. Среди немногих соч. более позднего времени, написанных в этом жанре, - романтические по духу X. п. Й. Брамса, возрождающие старинные традиции X. п. М. Регера, X. п. эст. комп. Р. Тобиаса.

Литература: см. при ст. Хоральная обработка.

Т. С. Кюрегян.

Хорват М.

Хорват М. (Horvat) Милан (р. 28 VII 1919, Пакрац, Хорватия) - хорв. дирижёр. Учился у М. Лорковича и С. Станчича (фп.) в Муз. академии (окончил в 1946), у М. Закса и Ф. Цауна (дирижирование) в Загребе. Концертировал как пианист. С 1945 хор. дирижёр на радио, с 1946 дирижёр симф. оркестра радио (с 1948 - гос. симф. оркестр). Преподавал в Муз. академии в Загребе. В 1953-58 гл. дирижёр симф. оркестра Ирл. радио и дирижёр Оперного театра в Дублине. В 1956-70 гл. дирижёр оркестров Загребской филармонии (в 1957-69 её директор) и оперной труппы хорв. Нац. т-ра. С 1969 дирижёр симф. оркестра Австр. радио в Вене. Гастролировал во мн. странах, в т. ч. в СССР (с 1958). Выступал на междунар. муз. фестивалях в Лондоне, Праге, Варшаве, Зальцбурге. Значит. место в репертуаре X. занимает совр. музыка. Иск-во X. отличается глубиной трактовок, точностью воспроизведения авторского замысла. Имеются грамзаписи, выпущенные крупнейшими фирмами разных стран.

Г. Я. Юдин.

Хорватская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хордофоны

Хордофоны (от греч. xordn - струна и ponn - звук) - общее наименование муз. инструментов, у к-рых источником звука служит натянутая струна (см. Инструментоведение).

Хорезмская табулатура

Хорезмская табулатура - хорезмская нотация, - система нотной записи для танбура (3-струн. щипкового плекторного инструмента), созданная хивинским музыкантом Пехлеваном Ниязом Мирзабаши Камилом в 80-х гг. 19 в. Предполагают, что при этом он исходил из существовавших ранее систем нотаций (напр., табулатурной нотации для уда Сафи-ад-дина Урмави, 13 в.).

Хорезмская табулатура

Хорезмская табулатура

Пешрав (из макома Сегох). Запись в хорезмской нотации и расшифровка.

В X. т. применяются 18 горизонтальных линий, соответствующих числу ладов (перемычек) на грифе танбура. Точки, к-рые ставятся над и под линией, указывают число ударов плектром (нохун). Точка над линией означает звук, взятый ударом сверху; если точка стоит под линией, звук берётся ударом снизу. Длительность звуков не обозначается: подразумевается, что все записываемые звуки - одинаковой длительности (в переводе на совр. нотацию - восьмые). X. т. читается подобно араб. письму - справа налево. При помощи X. т. записаны хорезмские макомы. Несовершенство системы затрудняет расшифровку этих записей.

Литература: Ашрафи М., Кон Ю., Народное музыкальное творчество, в сб.: Музыкальная культура Советского Узбекистана, Таш., 1955; Романовская Е. Е., Хорезмские макомы, в её кн.: Статьи и доклады. Записи музыкального фольклора, Таш., 1957; Узбекская народная музыка, т. 6 - Хорезмские макомы. Собрал и записал М. Юсупов. Под ред. И. А. Акбарова, Таш., 1958, с. 37-38; Беляев В., Музыкальная культура Таджикистана, в его кн.: Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 1, М., 1962; Раджабов И. Р., К истории нотной письменности на Востоке, "Общественные науки в Узбекистане", 1962, No 10.

З. Таджикова.

Хорей

Хорей (греч. xoreios, букв. - плясовой), трохей (греч. troxaios, букв. - бегущий), - двусложная стопа, в к-рой в антич. стихе и музыке 1-й слог долгий, 2-й краткий; в силлабо-тонич. стихе 1-й слог несёт метрич. ударение. Поскольку в этом стихе между стопами нет реальных границ, X. - размер стиха, в к-ром нечётные слоги сильные. В музыке, отделившейся от поэзии, хореическими называют группы и мотивы, начинающиеся с сильного времени, фразы, начинающиеся с сильного такта. В отличие от ямба, подчёркивающего окончания муз. единиц (т. е. в какой-то мере остановки), X. создаёт впечатление непрерывности развёртывания. Этим обусловлено широкое применение X. в общих формах движения и аккомпанементе, а в нотном письме - деление на такты и нормальная группировка нот. Г. Л. Катуар, называвший трохеическими построения с сильными нечётными тактами, выделил "трохей 2-го рода" с ямбической фразировкой внутри построения. В этом типе структуры "скелетные" границы (смена гармонии, фактуры, динамики и т. п.) приходятся на сильные нечётные такты, а фразировочные - на слабые чётные. В классич. и романтич. музыке он получил наибольшее распространение.

М. Г. Харлап.

Хореография

Хореография (от греч. xoreia - пляска и grapo - пишу).

1) Запись танца с помощью определённой системы условных знаков. В кон. 15-16 вв. были предприняты первые попытки осуществить такую запись, но только в 17-18 вв. группа франц. балетмейстеров и учителей танцев (П. Бошан, Р. Фёйе, П. Рамо) положила начало записи танцев как системе. Термин "X." введён Р. Фёйе.

2) Иск-во сочинения танцев и танц. (балетных) спектаклей.

3) Иск-во танца. В этом понимании термин "X." получил применение в рус. искусствоведческой лит-ре в кон. 19 - нач. 20 вв. См. также Балет, Танец.

Хорикс Р.

Хорикс Р. (Hoorickx) Райнхард (Хендрик) ван (р. 15 XII 1918, Гент) - бельг. шубертовед. Получил подготовку в области древних языков и теологии. С юношеских лет изучал творчество Ф. Шуберта, позднее также рукописи композитора, рукописные копии его соч. и др. источники. Выявил нек-рые не известные прежде произв. Шуберта (песня "Паломничество" - "Die Wallfahrt", сл. P. Рюккерта, D 778A, и др.). Установил или уточнил данные, касающиеся многих его соч. (время создания, автор поэтич. текста, разл. варианты, рукописи и эскизы и др.). Указал на значит. число не отмечавшихся прежде случаев использования Шубертом в своих соч. тем других, более ранних его произв. Дополнил и издал ок. 150 не завершённых композитором и не издававшихся соч. Шуберта. Осуществил факсимильное издание рукописи Шуберта - тетради песен (записаны им для Терезы Гроб; "Thеrеse Grob Collection", Damaskus, 1967), содержащей наряду с 14 известными 3 не публиковавшиеся прежде песни (D 512, D 503, D 344). В 1978 принял участие в Шубертовском конгрессе в Вене.

Сочинения: Schubert's "Pastoral mass", "ML", 1961, v. 42, No 1; Two essays on Schubert, "Revue Belge de musicologie", 1970, v. 24, p. 81-95; Franz Schubert... List of the dances in chronological order, там же, 1971, v. 25, p. 68-97; Old and new Schubert problems, "MR", 1974, v. 35, No 1; Schuberts Terzett "Die Advokaten", "Mitteilungen des Steirischen Tonkьnstlerverbandes", 1974, No 60; Schubert's reminiscences of his own works, "MQ", 1974, v. 60, No 3; Thematic catalogue of Schubert's works. New additions, corrections and notes, "Revue Belge de musicologie", 1974-76, v. 28-30, p. 136-71; Schubert's guitar quartet, там же, 1977, v. 31, p. 111-35; Schubert: songs and song fragments not included in the collected edition, "MR", 1977, v. 38, No 4; Further Schubert discoveries, там же, 1978, v. 39, No 2; Textдnderungen in Schuberts Messen, Schubert-KongreЯ Wien 1978, Bericht, Graz, 1979.

Хорклоу Ю.

Хорклоу Ю. (Haarklou) Юханнес (13 V 1847, Фёрде, Норвегия - 26 XI 1925, Грефсен, близ Осло) - норв. композитор и органист. Занимался по композиции в Осло у Л. М. Линнемана, затем учился в консерватории в Лейпциге (1873-75), в Высшей муз. школе в Берлине. С 1878 работал как органист в разл. городах Норвегии, выступал с концертами. С 1883 дирижировал общедоступными симф. концертами Рабочего об-ва (Arbeitersamfundet) в Осло, затем преподавал в консерватории (1889-96), выступал как муз. критик (с 1882). В своём творчестве опирался на муз. фольклор Зап. Норвегии, наиболее значительны его хор. произв. Среди соч. - первая норв. оратория "Творчество и человек" ("Skabelsen og Mennesket", 1891), кантаты, 5 опер (1894-1912), 4 симфонии (1889-1922), концерты для фп. (1917) и для скрипки (1913) с оркестром, произв. для органа, песни для смешанного и для муж. хоров, обработки нар. песен.

Литература: Lange К., Шstvedt A., Norwegian music, L., 1958 (рус. пер. - Ланге К., Эствед A., Норвежская музыка, М., 1967); Benestad F., Johannes Haarklou..., Oslo, 1961; Lange K., Norwegian music, Oslo, 1971.

Хормейстер

Хормейстер (от хор и нем. Meister - мастер, руководитель) - хор. дирижёр. До сер. 19 в. руководство хором - составная часть деятельности головщика, регента, кантора, капельмейстера. Близкие к функциям X. обязанности во франц. певческих школах и церквах выполнял руководитель капеллы (maоtre de chapelle). Появление X. связано с процессом развития муз. исполнительства, выделением светского хорового иск-ва в самостоят. область, разделением сфер муз.-исполнительской и муз.-педагогич. деятельности.

В России до Oкт. революции 1917 подготовка хор. дирижёров (регентов, учителей школьного пения) была сосредоточена в 2 проф. муз. уч. заведениях: Придв. певч. капелле в Петербурге (Регентские классы; см. Ленинградская академическая капелла) и Московском синодальном училище церковного пения.

В СССР подготовка X. осуществляется на дирижёрско-хор. отделениях и кафедрах муз., муз.-педагогич., педагогич. вузов и училищ, ин-тов иск-в и культуры.

Литература: Казачков С, О подготовке хоровых дирижёров, "СМ", 1958, No 5; его же, О дирижёрско-хоровой педагогике, в сб.: Музыкальное исполнительство, вып. 6, М., 1970; Работа в хоре. Сб. ст., под ред. Д. Локшина, М., 1960, 1964; Пигров К., Руководство хором, М., 1964; Птица К. Б., Заметки педагога (Об обучении хоровому дирижированию), "СМ", 1965, No 1; Минин В., Еще о подготовке хормейстеров, там же, 1966, No 8; Работа с хором. (Сб.: ст., под ред. Б. Г. Тевлина), М., 1972; Елисеева В., Обучение хормейстеров в дореволюционной России, в сб.: Вопросы русской и советской хоровой культуры, М., 1975; Анисимов A., Дирижёр-хормейстер, Л., 1976; Васильев В., Оперный хор, "СМ", 1978, No 7; Ольхов К. A., Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров, Л., 1979. См. также лит. при статьях Хор, Хоровая музыка.

А. Т. Тевосян.

Хорнбостель Э. М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хорнеман К. Ф. Э.

Хорнеман К. Ф. Э. (Horneman) Кристиан Фредерик Эмиль (17 XII 1840, Копенгаген - 8 VI 1906, там же) - дат. композитор. В 1858-60 учился в Лейпцигской консерватории у М. Гауптмана, Э. Рихтера и И. Мошелеса. В 1880 основал вторую в Копенгагене консерваторию (существовала до 1920), в 1865 совм. с Э. Григом и Г. Маттисон-Хансеном организовал муз. об-во "Евтерпа", к-рое устраивало популярные концерты. Один из представителей дат. муз. романтизма. Наиболее яркие произв. X. относятся к области театр. музыки (музыка к пьесам "Гурре" Драхмана, 1902, "Каланус" Палудан-Мюллера, 1906, и др.). Широкой популярностью поныне пользуются романсы X. и увертюра к опере "Аладдин" (1888, Копенгаген).

Литература: Lunn S., С. F. E. Horneman, Dansk musiktidsskrift", 1941, No 1.

Хорнпайп

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хорнстайн Я.

Goронштайн (Horenstain) Яша (24 IV (6 V) 1898, Киев - 2 IV 1973, Лондон) - амер. дирижёр. Учился у М. Броде в Кёнигсберге (1907 - 11). С 1920 жил в Берлине; рук. Шубертовского хора (с 1922). Как симф. дирижёр дебютировал в Вене в 1923. Был дирижёром Берлинского филармонич. оркестра (1925-28), одноврем. возглавлял оркестр Оперного т-ра в Дюссельдорфе (до 1933). В 1933 покинул Германию; с кон. 30-х гг. - в США. До 1938 гастролировал в разных странах, в т.ч. в СССР. С 1940 дирижёр оркестра и преподаватель Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Завоевал известность (особенно в Великобритании) гл. обр. как интерпретатор соч. Г. Малера и А. Брукнера. Автор камерно-инстр. соч., фп. пьес, песен.

Хоро

Хоро - болг. нар. танец. Танцующие выстраиваются в длинную цепочку, к-рая также называется X.; она может образовываться с помощью разл. способов соединения: за руки, за пояс, под руку, за плечо, через спец. платки. Число танцующих не ограничивается. X. - один из популярных танцев в Болгарии. X. могут быть "сключени" (круговые), "водени" (разомкнутые и "на леса" (исполняется небольшим количеством самых опытных танцоров). Во всяком разомкнутом X. различаются 3 группы танцующих: "чело" (правый фланг, где находится ведущий танцор - "хороводец"), "среда" и "опашка" (левый фланг с замыкающим - "опашком"). Участники танца повторяют движения вслед за ведущим. Волынщик ("гайдар" или "гъдулар"), играющий на болг. нар. смычковом инстр. гадулке, располагается, как правило, в центре площадки перед танцующими. Часто нар. танцы исполняются под хороводные песни. В ритмич. отношении болг. нар. хореография представляет неисчерпаемое богатство. Метроритмика X. сложна и разнообразна (5/8, 7/8, 9/8, 10/8, 11/8,); в нар. орхестике находят применение почти все виды метрич. формул (ритмозвуковые стопы, по терминологии Т. Вимайера), к-рые используются в болг. нар. музыке.

С. Джуджев.

Хоровая музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница