Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Ч" (часть 3, "ЧИК"-"ЧЮР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч" (часть 3, "ЧИК"-"ЧЮР")

Чикколини А.

Чикколини А. (Ciccolini) Альдо (р. 15 VIII 1925, Неаполь) - итал. пианист. Окончил консерваторию в Неаполе как пианист у П. Денца, как композитор у А. Лонго. 1-я пр. на Междунар. конкурсе пианистов и скрипачей им. М. Лонг - Ж. Тибо (1949). Концертирует в Европе и Америке. Выступает также как дирижёр. С 1971 профессор Парижской консерватории.

Чилеа Ф.

Чилеа Ф. (Cilea) Франческо (23 VII 1866, Пальми, Реджо-ди-Калабрия - 20 XI 1950, Варацце) - итал. композитор. В 1881-89 учился в неаполитанской консерватории "Сан-Пьетро а Майелла" у Б. Чези (фп.) и П. Серрао (композиция). В 1890-92 преподавал в этой консерватории гармонию и игру на фп. В 1892-96 жил в Милане, затем во Флоренции, где в 1896-1904 был профессором Муз. ин-та (преподавал муз.-теоретич. предметы). С 1913 директор консерватории в Палермо, в 1916-35 возглавлял консерваторию в Неаполе (в 1928 основал при ней Муз.-историч. музей). Последние годы жизни (после 1942) провёл в Риме и в Варацце, близ Генуи. Осн. область творчества Ч. - опера (уже в 1889 была поставлена его 1-я опера - "Джина"). Типичный представитель оперного веризма, он создал свой индивидуальный, преим. лирич., стиль, связанный с южноитал. вок. традицией. В операх "Арлезианка" и "Адриенна Лекуврер" проявились лучшие стороны его дарования: мягкий лиризм, мелодич. щедрость и полнота муз. экспрессии. Этими качествами оперы Ч. привлекали мн. выдающихся певцов мира, начиная с Э. Карузо - первого исполнителя партии Федерико в опере "Арлезианка".

Сочинения: оперы - Джина (1889, Неаполь), Тильда (1892, т-р "Пальяно", Флоренция), Арлезианка (LArlesiana, по новелле А. Доде, 1897, "Театро лирико", Милан; 2-я ред. 1912, Неаполь), Адриенна Лекуврер (по драме Э. Скриба и Э. Легуве, 1902, "Театро лирико", Милан), Глория (1907, т-р "Ла Скала", Милан; 2-я ред. 1932, Неаполь), Лесная свадьба (Il matrimonio selvaggio, 1909); 2 сюиты для орк. (1887, 1931); Песнь жизни (Il canto della vita) для тенора, хора, орк. и скр. соло (1913); камерно-инстр. ансамбли - соната для влч. и фп. (1894), вариации для скр. и фп. (1931), фп. трио (1886) и др.; романсы, вокализы.

Литература: Moschino E., Sulle ореrе di Fr. Cilиa, Mil., 1932; Gaianus (Paglia C.), Fr. Cilиa e la sua opera, Bologna, 1939; Della Corte A., Appunti per una biografia di F. Cilиa, "Scenario", 1939, v. 8; De Rensis R., Fr. Cilиa, Palmi, 1950; Limoncelli M., Fr. Cilиa, (Mil.), 1951; Mario E. A., Fr. Cilиa, в сб.: Quaderni dellAccademia Chigiana, v. 25, Siena, 1951; Gavazzeni G., Fr. Cilиa, dieci anni dopo la morte, (Mil.), 1960; DAmiсо T., Fr. Cilиa, Mil., 1960; Terenzio V., Ricordando Fr. Cilиa, в сб.: Chigiana, v. 3, 1966; Sassanelli M., Fr. Cilиa, maestro di musica, di virtщ, di vita, (Mil.), 1966.

O. E. Левашёва.

Чилена

Чилена - см. Самакуэка.

Чиленшек И.

Чиленшек И. (Cilensek) Иоганн (р. 4 XII 1913, Гросдубрау, близ г. Бауцен) - нем. композитор (ГДР). Чл. Нем. академии иск-в (1961). Учился у И. Н. Давида в Лейпциге (1935-39). С 1947 преподаёт в Высшей муз. школе им. Ф. Листа в Веймаре (с 1966 её ректор). Автор симф. соч., в т.ч. 5 симфоний, песен, камерных инстр. ансамблей и др. Нац. пр. ГДР (1955).

Чилийская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Чимакадзе А. И.

Арчил Иванович (р. 5 III 1919, Чиатура) - сов. композитор и педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1973). Чл. КПСС с 1966. В 1940 окончил математич. ф-т ун-та в Тбилиси, в 1945 там же - консерваторию у А. М. Баланчивадзе, в 1951 - аспирантуру при Московской консерватории (рук. А. Н. Александров). Директор Муз. уч-ща No 1 в Тбилиси (1960-63), Груз. т-ра оперы и балета (1963-67). С 1968 преподаватель Тбилис. консерватории (с 1978 доцент). С 1972 худ. рук. муз. вещания Груз. радио и телевидения.

Сочинения: кантаты - Сердце Картли для сопрано, хора и орк. (сл. М. С. Абуладзе, 1952), для хора и орк. Клятва миру (сл. Д. А. Гагечиладзе, 1954), Ленину (сл. С. И. Мачавариани, 1970), Слава тебе (сл. Н. В. Гурешидзе, 1971); муз.-драм. композиция Витязь в тигровой шкуре (Пролог, для хора, орк. и чтеца, 1962; Коронация Тинатин, для хора и орк., 1966); симф. поэма Девлети (по новелле С. Д. Клдиашвили "Лашхетский господин", 1946); камерно-инстр. ансамбли - Хоруми для кларнета с фп. (1942), струн. квартет (1943), сюита для квартета деревянных дух. инструментов (1944); хоры a cappella - Хорал (сл. Гагечиладзе, 1943), Украине (посв. 300-летию воссоединения Украины с Россией, сл. А. В. Абашели, 1954), Осушу слёзы (сл. H. M. Бараташвили, 1968); баллада Горийская крепость для баритона с орк. (сл. Р. А. Маргиани, 1950); для голоса с фп. - баллада Я видел бойца (сл. Маргиани, 1949), Иавнана (Колыбельная, сл. А. Р. Церетели, 1953), романсы Нине Чавчавадзе (сл. Г. Н. Леонидзе, 1952), Твои косы (сл. Бараташвили, 1954), и др.; музыка к спектаклям драм. т-ра - "Арагвинцы" (1958, Т-р им. Ш. Руставели, Тбилиси), "Бахтриони" (1960, там же), "Пиросмани" (1961, там же), "Медея" (1962, Т-р им. К. Марджанишвили, Тбилиси).

Э. П. Месхишвили.

Чимароза Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Чимпой

Чимпой - молд. дух. язычковый нар. муз. инструмент. Род волынки. Состоит из меха (овечий бурдюк) и 3 деревянных трубок - двух игровых (мелодической и т. н. бурдонной, т. е. непрерывно звучащей, к-рая издаёт один постоянный низкий тон, настроена в октаву или в квинту к мелодической) и одной для нагнетания воздуха. Мелодическая трубка с конич. каналом, дл. ок. 190 мм, с 7 отверстиями, звукоряд диатонический в объёме октавы; бурдонная трубка состоит из 3 раздвижных колен. Играют так же, как на всех волынках, исполняют инстр. пьесы, аккомпанируют песням, танцам; для мелодий, исполняемых на Ч., характерно обилие украшений (мелизмы, трели, форшлаги). Звук сильный, резкий, однообразного тембра. Ныне Ч. встречается редко.

Литература: Визитиу И., Инструменте музикале популаре молдовенешть, Кишинэу, 1979, с. 62-63.

С. Я. Левин.

Чиндаул

Чиндаул - узб. и тадж. нар. мембранный инструмент. Ч. - одинарная литавра небольшого размера, с металлическим шлемовидной формы корпусом (глуб. 150-200 мм), затянутым кожаной мембраной (диаметр 200-250 мм). Корпус украшался чеканкой, гравированным орнаментом, по краям - цветной тесьмой. Ч. привязывали к седлу перед всадником, по мембране ударяли рукой, колотушкой или концом кожаной плётки. Был воен. инструментом, позднее применялся на соколиной охоте, в кон. 19 - нач. 20 вв. полностью вышел из употребления. Ч. родственны казах. даулбаз, кирг. даулбаз и азерб. тэбл.

Литература: Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 164, 173; Сарыбаев Б., Казахские музыкальные инструменты, Алма-Ата, 1978, с. 144-47; Вызго Т., Музыкальные инструменты Средней Азии, М., 1980, с. 152.

И. М. Вызго-Иванова.

Чистяков Б. И.

Борис Ильич (10 (23) VI 1914, Петербург - 28 I 1980, Киев) - сов. дирижёр. Нар. арт. УССР (1960). Чл. КПСС с 1946. По окончании Киевской консерватории у Г. И. Компанейца (1937) дирижёр Укр. т-ра оперы и балета (до 197Т). Ч. был ведущим дирижёром балетной труппы, участвовал в пост. нац. балетов. Среди значит. пост. - балеты "Раймонда", "Спящая красавица", "Дон Кихот", "Коппелия"; "Маруся Богуславка" Свечникова, "Лесная песня" Скорульского, "Лилея" Данькевича, "Тени забытых предков" Кирейко, "Бахчисарайский фонтан", "Золушка", "Ромео и Джульетта", "Каменный цветок", оперы "Наталка Полтавка" и "Утопленница" Лысенко; "Отелло" и др. Дирижировал симф. концертами. Гастролировал за рубежом.

Чистяков В. П.

Владлен Павлович (р. 5 IV 1929, с. Шарья Костромской обл.) - сов. композитор. В 1953 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у В. В. Волошинова, в 1957 - аспирантуру там же. С 1957 преподаватель композиции в Муз. уч-ще при Ленингр. консерватории, с 1973 - композиции, инструментовки и чтения партитур в Ленингр. консерватории. В творчестве Ч. важное место занимает тема героич. борьбы, прославление подвига.

Сочинения: балеты - Эоэлла (1963), Тень минотавра (1979); оперетта Тараканище (по сказке К. И. Чуковского, 1970, Ленингр. т-р юного зрителя); для солистов, хора и орк. - кантаты Песнь труда и борьбы (сл. Л. И. Лиходеева, 1952), Баллада об Орешке (сл. В. Б. Азарова, 1955), вок.-симф. поэма Подвиг (1957), Песнь народной любви, или Поэма о Ленине (1960; обе - на сл. С. Д. Давыдова), Ода Победе (сл. О. Ф. Берггольц, 1975); для орк. - симф. поэма Александр Матросов (1948), симф. фреска Прометей (1963), сюиты Штраус в Петербурге (1978), Варвара Асенкова (1980), сюита для дух. орк. Павловский парк (1979); камерно-инстр. ансамбли - соната для скр. и фп. (1952), струн. квартет (1948); 4 хора a cappella Зелёный пояс (сл.П. С. Комарова, 1952); для голоса с фп. - баллада Узник (1951), вок. цикл Песни мужества (1958; все - на сл. Назыма Хикмета) и др.; музыка к спектаклям драм. т-ра; музыка к документальным фильмам, в т. ч. "Русский характер" (1957), "Подвиг Ленинграда" (1959), "Мир дому твоему" (1960); музыка к кинофильмам (ок. 40), в т. ч. "Знакомьтесь, Балуев", "Всё остаётся людям" (оба - 1963), "Палата" (1965), "Иду на грозу" (1966), "Старшая сестра", "Зелёная карета" (оба - 1967), "Прощание с Петербургом" (1970).

Литература: Пэн-Чернова Т. A., 50 лет со дня рождения В. П. Чистякова, в сб.: Ежегодник памятных музыкальных дат и событий, 1979, М., 1978.

Л. Б. Римский.

Читчян Г. О.

Гегуни Оганесовна (р. 30 VIII 1929, Ленинакан) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1980). Чл. КПСС с 1962. В 1953 окончила Ереванскую консерваторию у Г. Е. Егиазаряна. С 1953 руководит классом композиции в Детской муз. школе, с 1971 преподаёт в Ереванской консерватории (с 1982 доцент). Соч. Ч. отличаются непосредственностью и искренностью выражения, ярким нац. колоритом; популярны мн. её произв., в т.ч. кантата "Времена года" (для хора a cappella, 1972), увертюра "Здравствуй, утро!" (1967), Балетная сюита (1953) и Детские симф. картинки (1969) для оркестра, концерты для скрипки (1976), для голоса (1963) с оркестром, фп. цикл "Армянские барельефы" (1972), сонаты для виолончели (1958) и для трубы (1979) с фп., шесть вок. циклов на стихи арм. поэтов (1960-79). Плодотворно работает в области музыки для детей и юношества.

Чичков Ю. М.

Юрий Михайлович (р. 26 VII 1929, Москва) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1978). В 1953 окончил Ин-т воен. дирижёров, в 1959 - Моск. консерваторию по классу композиции у В. Я. Шебалина. Автор мн. детских, пионерских песен, в т. ч. "Посвящение", "Наша школьная страна" (сл. К. И. Ибряева), "Отцовским путём", "Запишите меня в комсомол" (сл. В. П. Котова), "Баллада о неизвестном матросе" (сл. Л. И. Кондратенко), "Баллада о Красной звезде", "Из чего же, из чего же" (сл. Я. А. Халецкого) и др. Пр. Ленинского комсомола (1972).

Сочинения: оперы - опера-поэма Дорогой звёзд (исп. на Всес. телевидении, 1963), Земля чудес (исп. на Радио, 1966); для солистов, хора и орк. - кантаты Человек, рождённый летать (сл. С. Т. Гребенникова и H. H. Добронравова, 1964), Дети рядом с отцами (сл. В. П. Котова, 1965), Берём с коммунистов пример (сл. К. И. Ибряева, 1976), Мы верная смена твоя, комсомол (сл. М. С. Пляцковского, 1978); сюита для хора и симф. орк. - Никто не забыт и ничто не забыто (сл. Ю. Г. Разумовского, 1972); симфония Песня о Соколе (для симф. и дух. орк., 1953); концерты для инструментов с орк. - для фп. (1963), скр. (1964), влч. (1964); сонатина для трубы и фп. (1953); для фп. - сонаты, вариации, этюды; для голоса и фп. - песни-баллады на слова узников фашистского концентрационного лагеря Заксенхаузен (1967), цикл 13 песен о первой любви (сл. С. А. Есенина, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественского, А. А. Вознесенского, М. И. Цветаевой, К. Я. Ваншенкина, С. С. Наровчатого, 1970); музыка к кинофильмам, в т. ч. "Карнавал" (1972), "Сибирь" (1975), к телеспектаклю "Барсуки" (по Л. М. Леонову, 1973) и др.

Литературные сочинения: Этот длинный, прекрасный год, "МЖ", 1975, No 1; Песни нашего сердца, М., 1976, и др.

Литература: Рыжкова В., Ю. М. Чичков, М., 1972; Лалетин Ю., Композитор Юрий Чичков, "МЖ", 1970, No 14.

З. М. Гольдберг.

Чишко О. С.

Олесь (Александр) Семёнович (20 VI (2 VII) 1895, с. Двуречный Кут, под Харьковом - 4 XII 1976, Ленинград) - сов. композитор, певец (тенор), педагог. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1944) и РСФСР (1957). Чл. КПСС с 1948. В 1914-18 учился в ун-те в Харькове. Брал уроки пения у Ф. Бугомелли и Л. В. Кича. В 1924 окончил (экстерном) Харьковский муз.-драм. ин-т, в 1937 - Ленингр. консерваторию, где в 1931-34 занимался у П. Б. Рязанова (композиция), Ю. Н. Тюлина (гармония), X. С. Кушнарёва (полифония). В 1926-31 пел в Харьковском, Киевском, Одесском т-рах оперы и балета, в 1931-48 (с перерывом в 1940-44) - в Ленингр. Малом оперном т-ре, был также солистом Ленингр. филармонии. Высокий профессионализм и самобытное дарование отличали исполнит. культуру Ч.-певца. Создал яркие образы в операх "Тарас Бульба" Лысенко (Кобзарь), "Разлом" Фемелиди (Годун), "Захар Беркут" Лятошинского (Максим Беркут), "Война и мир" (Пьер Безухов), "Броненосец "Потёмкин"" (Матюшенко). Выступал как конц. певец. Организатор и первый худ. рук. (1939-40) Ансамбля песни и пляски Балтийского флота.

Творчество Ч.-композитора связано с освоением героико-революц. тематики в сов. муз. иск-ве 20-30-х гг. Большое внимание уделял муз.-сценич. и вок. жанрам. Автор оперы "Броненосец "Потёмкин"" - одной из первых сов. опер на революц. тему, получивших широкое признание. В 1944-45 и 1948-65 преподавал в Ленингр. консерватории (класс композиции; с 1957 доцент). Автор книги "Певческий голос и его свойства" (1966).

Сочинения: оперы - Юдифь (либр. Ч., 1923), Яблоневый плен (Яблуневий полон, либр. Ч., по пьесе И. Днипровского, 1931, Одесский т-р оперы и балета), "Броненосец "Потёмкин"" (1937, Ленингр. т-р оперы и балета; 2-я ред. 1955), Дочь Каспия (1942), Махмуд Тораби (1944, Узб. т-р оперы и балета), Леся и Данила (1958), Соперники (1964), Иркутская история (не окончена); для солистов, хора и орк. - кантата Есть такая партия (1957), вок.-симф. сюиты: Гвардейцы (1942), Флаг над сельсоветом (с орк. нар. инструментов, 1948), Шахтёры (1955); для орк. - увертюра Степь (1930), Украинская сюита (1944); для орк. нар. инструментов - Танцевальная сюита (1933), 6 пьес (1939-45), 2 казах. песни для казах. орк. нар. инструментов (1942, 1944); струн. квартет (1941); хоры, романсы (ок. 50) и песни на сл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Т. Г. Шевченко и др.; обр. укр., рус, казах., узб. нар. песен (ок. 160); музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литература: Гусин И., О. С. Чишко. Очерк жизни и творчества, Л., 1960.

Я. В. Попова.

Чкония Л. Г.

Ламара Григорьевна (р. 27 XII 1930, Батуми) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1976). Чл. КПСС с 1974. Деп. Верх. Совета СССР 10-го созыва. В 1956 окончила Тбилисскую консерваторию по классу пения у Г. М. Гогичадзе (ранее занималась у В. С. Кашакашвили). В 1956-60 и с 1968 солистка Груз. т-ра оперы и балета, в 1960-68 - Укр. т-ра оперы и балета. Ч. обладает голосом серебристого тембра, в совершенстве владеет вок. техникой. Её исп. отличают искренность и проникновенность. Партии: Марфа ("Царская невеста"); Татьяна, Иоланта, Чио-Чио-сан, Виолетта, Розина; Маро ("Даиси" Палиашвили), Этери. Ведёт конц.-исполнит. деятельность. 2-я пр. на Междунар. конкурсе в Токио (1967, лучшее исп. партии Чио-Чио-сан). 3-и пр. на Междунар. конкурсе вокалистов (1963, София) и Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М. И. Глинки (1960, Москва). Гастролирует за рубежом (Румыния, Болгария, Япония, Чехословакия и др.).

В. И. Зарубин.

Чобану Г.

Чобану Г. (Ciobanu) Георге (р. 4 II 1909, Пэдурени, уезд Илфов) - рум. фольклорист и византолог. Учился в Бухарестской консерватории (1931-38 и 1943-45) у М. Жоры (гармония и контрапункт), К. Брэилою (история музыки), И. Д. Петреску (византийская палеография). В 1939-52 учитель музыки в средней школе в Бухаресте. В 1949-53 ст. науч. сотрудник, в 1954-68 зав. сектором Бухарестского ин-та фольклора. В 1965-1973 вёл курс муз. фольклора в Ясской консерватории. Осн. сфера творчества Ч. - исследование рум. муз. фольклора, его ладовой структуры и ритмики, соотношения стиха и мелодии. Внёс значит. вклад в рум. муз. византологию, в частности в изучение связи рум. и визант. культур. Составитель фольклорных сб-ков "200 песен и дойн" ("200 cоntece si doine", Buc., 1955, 2-е изд. 1962), "Старинные песни богатырей" ("Vechi cоntece de viteji", Buc., 1956; совм. с А. Амцулеску). Под ред. Ч. вышли сб-ки "Антон Пан. Светские песни" ("Anton Pann. Cоntece de lume", Buc., 1955; впервые изд. А. Панном в 1831) и "Истоки румынской музыки" ("Izvoare ale muzicii romвnesti", Buc., v. 1-2, 1976-78; также сост., автор предисловия и комментариев).

Сочинения: Istoricul clasificarii modurilor, "Muzica", 1954, No 3-4; Антон Пан и мястото му в румънската култура, "Българска музика", 1959, кн. 5-6; Raportul structural dintre vers si melodie оn cоntecul popular romвnesc, "Revista de folclor", 1963, No 1-2; Altertьmliche Elemente in der rumдnischen und bulgarischen Volksmusik, в сб.: Revue des йtudes sud-est europйennes, v. 2, No 1, 2, Buc., 1964; Scoala muzicala de la Putna, 500 de ani de existenta a ctitoriei lui Stefan cel Mare, - "Muzica", 1966, No 9; La culture musicale byzantine sur le territoire de la Roumanie jusquau XVIIIe siиcle, в сб.: Musica Antiqua Europae Orientalis, Bydgoszcz 1966 Polska..., Warsz., 1966; Lautarii din Clejani..., Buc., 1969.

Г. Фирка.

Чодронов К. Ч.

Кыдырбек Чодронович (р. 15 III 1920, с. Баш-Карасуу, Кирг. ССР) - сов. певец (баритон). Нар. арт. Кирг. ССР (1958). Чл. КПСС с 1975. Ученик Г. И. Тица. С 1938 артист хора, с 1941 солист Кирг. т-ра оперы и балета. Партии: Елецкий; Беc ("Черевички"), Алеко, Жермон; Манас, Семетей, Токтогул ("Манас", "Айчурек", "Токтогул" Власова, Малдыбаева и Фере), Айдар ("Айдар и Айша" Аманбаева и Гермавова), Анат, Кудаке ("Молодые сердца", "Олджобай и Кишимджан" Абдраева). Снимался в роли Токтогула в фильме "Токтогул" (1961). Автор кн. "Путь к искусству" (Фрунзе, 1970).

Чолан А.

Чолан А. (Ciolan) Антонин (1 (13) I 1883, Яссы - 4 XII 1970, Клуж, ныне Клуж-Напока) - рум. дирижёр. Нар. арт. СРР (1964). Учился в Ясской консерватории, в 1909-13 совершенствовался в Германии у А. Никиша. Был дирижёром хора и оркестра Муз. об-ва в Яссах (1907-09), постоянным дирижёром оркестра Моцартовского об-ва в Дрездене (1909-13), директором Об-ва им. Дж. Энеску (1919-22), дирижёром филармонии "Молдова" в Яссах (с 1942). В 1955-70 гл. дирижёр и директор филармонии в Клуже. В 1913-22 и 1925-30 преподавал полифонию и композицию в Ясской консерватории, в 1950-70 профессор дирижёрского ф-та Клужской консерватории. В обширном репертуаре Ч. преобладали произв. зап.-европ. и рус. композиторов-классиков. Одарённый педагог, он воспитал ряд рум. дирижёров.

Литература: Оana Pop R., Antonin Ciolan, "Muzica", 1967, No 1.

Г. Фирка.

Чомак Э.

Чомак Э. (Ciomac) Эманоил (2 (14) II 1890, Ботошани - 13 VI 1962, Бухарест) - рум. музыковед. В 1906-08 учился в Ясской консерватории у А. Теодорини (скрипка), С. Теодоряну (муз.-теоретич. предметы), Т. Черне (история музыки), в 1912-14 - в Лейпцигской консерватории у А. Шеринга (история музыки). Профессор консерватории "Pro Arte" в Бухаресте (1936-39, курс истории музыки), директор Бухарестской филармонии (1945-47). Как муз. критик Ч. выступал в периодич. печати, на Радио, пропагандируя соч. рум. композиторов. Изучал творчество Дж. Энеску, перевёл на рум. яз. (с франц. оригинала) либретто его оперы "Эдип". Ч. принадлежат также переводы на рум. яз. либретто опер "Князь Игорь", "Фауст"; "Ариадна на Наксосе" Р. Штрауса, текста оратории "Сотворение мира" Гайдна.

Сочинения: George Enescu, Buc., 1915; Viata si opera lui Richard Wagner, Buc., 1934, 1967; Poetii armoniei, v. 1, Buc., 1936, то же, 1974; Pagini de cronica muzicala 1915-1938, Buc., 1967; Enescu, Buc., 1968.

Литература: Emanoil Ciomac. (Некролог), "Muzica", 1962, No 8; Silviu G., Figuri de muzicologi romвni. Emanoil Ciomac, "Contemporanul", 1965, No 52, 24 dec.

P. Э. Лейтес.

Чонг ком

Чонг ком (trong com) - вьетнамский барабан (т. н. рисовый). Длина корпуса 40-60 см. 2 мембраны, диаметр каждой 15 см. Система шнуров, натянутых вдоль корпуса барабана, позволяет регулировать натяжение мембран и т. о. изменять высоту извлекаемого ударами ладоней звука. В центре одной из мембран помещается "лепёшка" из специального ярко окрашенного вещества (в него входит рисовая мука), влияющая на высоту звучания. При игре "рисовый барабан" подвешивают на ремнях через плечо или ставят на бедро. На каждой из сторон барабана можно воспроизводить по одному звуку с интервалом в кварту или квинту. Был распространён также в Индии под назв. фанко. Лепёшку помещают на мембрану барабанов в странах, испытавших влияние инд. культуры, где встречаются аналогич. инструменты.

Время появления Ч. к. неизвестно; согласно историческим свидетельствам, в 11 в. этот инструмент входил в группу придворного ансамбля "Дай няк" ("Большая музыка"), но, возможно, применялся и ранее (упоминается в легендах и народных песнях, существовавших до появления "Дай няк"). В дальнейшем использовался в религ. ритуалах (напр., в пагодах) и на придв. церемониях, а также в музыке традиционного и классич. т-ра.

Ныне используется в т-ре тео.

Литература: Хуан Тан Ши, Народные музыкальные инструменты Вьетнама, в сб.: Из истории музыки XX в., М., 1971; Trвn van Khк, Les instruments de musique du Viкt-Nam et la musique vietnamienne, P., 1958; его же, Viкt-Nam, P., 1967; Rham Duy, Music of Vietnam, L., (1975).

E. В. Васильченко.

Чонгури

1) Груз. 4-струн. щипковый муз. инструмент. Корпус - клеёный из тутового дерева (составлен из отд. клёпок), грушевидной формы, внизу усечённый. Общая дл. ок. 1000 мм. На верхней деке имеются мелкие резонаторные отверстия. Ч. - бывают с ладами и без ладов. Длинная шейка (из липы) завершается изогнутой головкой с 3 колками, к к-рым крепятся 3 осн. струны из шёлковой нити; 4-я, короткая (т. н. зили; её длина - половина длины др. струн), наматывается на боковой колок, находящийся сбоку у середины шейки. 4-я струна (используется при исполнении аккордов) обычно настраивается октавой выше нижней струны. Строй зависит от лада исполняемого произв., обычно это d1 - g1 - h1 -d2, a также с1 - f1 - g1 - с2 или c1 - e1 - h1 - e2.

Осн. приём игры - бряцание по 3-4 струнам. Ч. - традиционный жен. инструмент, однако ныне на нём играют и мужчины; служит гл. обр. для сопровождения пению и танцам, реже используется и как сольный. Усовершенствованием Ч. в 30-е гг. занимались мастера К. А. Вашакидзе, К. Е. Цанава, С. В. Тамарашвили и др. Семейство Ч. - прима, бас, контрабас, сконструированное Вашакидзе, входило в состав оркестров груз. нар. инструментов. Среди груз. исполнителей на Ч. много виртуозов.

2) Одно из назв. груз. 3-струн. щипкового муз. инструмента - пандури.

Чонгури

Наигрыш на чонгури (воинственный танец хоруми).

Литература: Аракишвили (Аракчиев) Д., Музыкально- этнографические очерки грузинской народной музыки, в кн.: Труды музыкально-этнографической комиссии Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, т. 2, М., 1911, с. 124-25, 137, 155, 170, 190, 198, 200; Ахобадзе В., Грузинские (аджарские) народные песни, Батуми, 1961; Народы Кавказа, т. 2, М., 1962, с. 344; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 127-28; Шилакадзе М., Грузинские народные инструменты и инструментальная музыка, Тб., 1970 (на груз. яз.).

К. А. Росебашвили.

Чоор

1) Общекирг. название аэрофонов, кроме мундштучных и инструментов семейства шалмеев.

2) Кирг. продольная открытая флейта. Имеет 4 игровых отверстия (встречаются виды с 2-3 отверстиями). Изготовляются из жимолости, меди, рога, глины, барбариса, а также из камыша, сухого стебля дикого лука, различных зонтичных растений. Дл. 400-680 мм. У дерев. Ч. оба края ствола заключаются в роговую или медную оправу, предохраняющую их от порчи и облегчающую звукоизвлечение. Игровые отверстия вырезаются преим. в нижнем конце ствола. Звукоряд осн. вида диатонический, в пределах кварты или квинты (b - с1 - d1 - es1 - f1). Передувание позволяет расширить звукоряд до 2 октав. В нижнем регистре Ч. звучит тихо, гулко, с шипением, в верхнем - громко, свистяще. Путём применения вилочной аппликатуры и большего или меньшего прикрытия игровых отверстий извлекаются хроматич. звуки. Ч. используются преим. в пастушеском быту; исполняются на нём нар. песенные мелодии гл. обр. лирич. характера, а также развитые инстр. композиции - кюу. Нек-рые Ч. применялись как сигнальный инструмент (тулга-Ч.); имеется детский Ч. (чопо-Ч.).

Литература: Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 174.

С. Субаналиев.

Чортя Т.

Чортя Т. (Ciortea) Тудор (р. 28 XI 1903, Брашов) - рум. композитор, музыковед и педагог. Засл. деят. иск-в СРР (1964). Учился в Клужской консерватории (1923-24), затем в Брюсселе (1924-25), Париже, где занимался в "Эколь нормаль" (1927-28) у П. Дюка (полифония) и Н. Буланже (муз. анализ и композиция), в Бухарестской консерватории (1929-31) у Й. Н. Отеску (композиция) и К. Брэилою (фольклор, история музыки). С 1949 профессор Бухарестской консерватории, в 1963-68 вице-президент CK СРР. Гос. пр. СРР (1955), пр. им. Дж. Энеску Рум. академии (1964). Осн. область творчества Ч. - камерная инстр. и вок. музыка. В своих произв. композитор использует элементы рум. фольклора. Автор музыковедч. работ, в числе к-рых статья "Третья соната для скрипки и фортепьяно Джордже Энеску" ("Sonata а III-а pentru vioara si pian de George Enescu", "Muzica", 1955, No 5) и книга "Квартеты Бетховена" ("Cvartetele de Beethoven", Buc., 1968).

Сочинения: для орк. - Марамурешская сюита (Suita maramureseana, 1949), пассакалья и токката (1957), концерт для струн. орк. (1958); для инструмента с орк. - Вариации на тему колядки для фп. (1969), концерт для кларнета (1973); камерно-инстр. ансамбли - сонаты для скр. и фп. (1946), влч. и фп. (1946, 2-я ред. 1958), флейты и фп. (1959), кларнета и фп. (1962), трубы и фп. (1964), 4 струн. квартета (1952, 1954, 1976, 1978), струн. квинтет (1976), квинтет для духовых (1971), октет для духовых, альта, влч. и фп. Проделки Пэкалэ (Din ispravile lui Pacala, 1961, 2-я ред. 1966); 3 фп. сонаты (1950, 1953, 1959); пьесы для разл. инструментов, вок. ансамбли, песни, мадригалы для хора и др.

Г. Фирка.

Чохели Г. Н.

Гюлли (Гиули) Николаевна (р. 12 II 1935, Тбилиси) - сов. эстр. девица. Засл. арт. Груз. ССР (1967). В 1952 окончила муз. школу-десятилетку при Тбилисской консерватории, с того же года участница вок.-инстр. трио Тбилисской филармонии, с 1955 солистка Гос. эстр. оркестра Грузии, в 1959-60 - Эстр. оркестра под упр. О. Л. Лундстрема. С 1961 выступает с сольными концертами в сопровождении инстр. ансамбля "Весёлые тромбоны" и джаза "Чанги". Одна из ведущих сов. джазовых певиц. В её репертуаре песни народов мира, мн. песни сов. авторов (1-я исп. "Песни о Тбилиси" Лагидзе, песен "Музыка" Таривердиева, "Жёлтые листья" Кажлаева). Выступает с тематич. программами ("С песней по земному шару" и др.). Лауреат междунар. фестивалей джазовой музыки в Таллине, Москве, Праге (все в 1967), эстр. песни в Сопоте (1967, 1-я пр.). Гастролирует за рубежом. В 1980 выпущен телефильм "Поёт Гюлли Чохели" (Грузия).

Литература: Фалькович Е., На эстраде Г. Чохели, "Театр", 1967, No 9; Петров A., G. Чохели, в кн.: Певцы советской эстрады, М., 1977, с. 132-45.

Чтение партитур

Статья большая, находится на отдельной странице.

Чтение с листа

Чтение с листа (франц. а livre ouvert) - исполнение музыкантом на инструменте или голосом незнакомого ему произведения по его нотной записи без предварит. разучивания, в темпе и с выразит. оттенками, по возможности отвечающими пожеланиям автора и содержанию музыки. Наряду с навыками чтения нот требует быстрого постижения авторского замысла, интуитивного охвата целого до ознакомления с полным нотным текстом произведения. Помимо психофизиологич. качеств и музыкальности, для Ч. с л. необходима постоянная тренировка. Исполнитель, обладающий навыками Ч. с л., затрачивает меньше времени на разучивание к.-л. произв. или партии в нём для публич. исполнения. Умение читать ноты с листа облегчает также ознакомление с неизвестными муз. произв., что важно не только для исполнителя, но и для композитора, музыковеда. Особенно видная роль принадлежала Ч. с л. до появления звукозаписи. Навыки пения с листа прививаются в учебных курсах сольфеджио; Ч. с л. нередко составляет одно из заданий на консерваторских вступит. экзаменах для музыкантов-исполнителей.

Чу Вэньчун

Чу Вэньчун (Chou Wen-chung) (p. 29 VI 1923, Чифу, Китай) - амер. композитор кит. происхождения. Учился в Китае в Чунцинском ун-те (1941-45) и в США - в Новоангл. консерватории в Бостоне (1946-49), брал уроки у Б. Мартину (1949) и Э. Варе-за (1949-54) в Нью-Йорке, занимался в Колумбийском ун-те (Нью-Йорк, 1954), в к-ром затем разрабатывал программу изучения китайской музыки (1955-57); преподаёт там же (с 1964, с 1972 профессор). Читал лекции в нескольких колледжах. Работал в ряде музыкальных организаций, с 1969 рук. муз. отдела школы иск-в в Нью-Йорке. Произв. Ч. В. отличаются утончённостью муз. языка, поэтичностью образов. В своих программных соч. (гл. обр. орк. пьесах) опирается на традиции кит. классич. музыки, используя вместе с тем приёмы письма совр. амер. композиторов, франц. импрессионистов. Среди соч. - 7 песен времён Танской династии для голоса и камерно-инстр. ансамбля (1951); концерт "Пьен" для фп., духовых и ударных (1969); камерно-инстр. ансамбли, фп. пьесы, песни, музыка к кинофильмам. Пр. Гуггенхейма (1957, 1959).

Литературные сочинения: Varиse: a sketch of the man and his music, "MQ", 1966, v. 52, No 2; Chinese historiography and music: some observations, "MQ", 1977, v. 63.

Чувашская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Чугаев А. Г.

Александр Георгиевич (р. 29 I 1924, Ейск Краснодарского края) - сов. композитор, музыковед и педагог. Окончил Моск. консерваторию (1951), где учился у Д. Д. Шостаковича, Ю. А. Шапорина, В. Я. Шебалина. В 1947-78 преподаватель Муз. уч-ща им. Гнесиных (полифония); с 1948 - Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных (композиция, полифония, анализ муз. произв.; с 1967 доцент), с 1979 также Моск. консерватории (полифония).

Сочинения: балет Черноликие (совм. с X. Займовым, 1964); для орк. - Концертная увертюра (1951), симф. поэма 1905 год (1955), Драматическая баллада (1957); концерт для скр. с орк. (1962); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. фп. трио (1979), 2 струн. квартета (1946, 1952), фп. квинтет (1970); произв. для фп.; Диалог и каприччио для скр. соло (1975); хоры; романсы и песни; музыка к кинофильмам.

Литературные сочинения: Полифония, М., 1972 (совм. с А. Степановым); Особенности строения клавирных фуг Баха, М., 1975.

Чугунов А. П.

Александр Петрович (9 (21) VI 1891, с. Жегалово, ныне Московской обл. - 26 II 1964, Москва) - сов. дирижёр и композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1962). В 1910 окончил Моск. синодальное уч-ще, в 1918 - Моск. консерваторию по классу композиции у С. Н. Василенко. В 1917-18 пианист-концертмейстер Моск. оперного т-ра Совета рабочих депутатов, затем дирижёр, хормейстер и концертмейстер в оперных т-рах Саратова, Тбилиси, Алма-Аты. С 1925 концертмейстер, в 1928-44 дирижёр Большого т-ра. Дирижировал операми "Евгений Онегин", "Русалка", "Борис Годунов", "Князь Игорь", "Царская невеста", "Свадьба Фигаро", "Фра-Дьяволо", "Лакме", "Тоска"; "Сын Солнца" Василенко, "Трильби" Юрасовского, "Прорыв" Потоцкого. В 1921-25 преподавал в Тбилисской консерватории, в 1927-29 рук. оперного класса в ГИТИСе, в 1938-44 преподаватель воен.-дирижёрского ф-та Моск. консерватории (с 1940 профессор), с 1944 - Ин-та воен. дирижёров, в 1946-48 рук. хорового ф-та, с 1950 рук. и гл. дирижёр Оперной студии Моск. консерватории. Автор оперы, произв. для дух. оркестра, методич. пособий.

Чудакова Е. В.

Елена Вениаминовна (1 V 1925, г. Брянск, Орловской обл. - 7 IV 1973, Вильнюс) - сов. певица (колоратурное сопрано). Нар. арт. Литов. ССР (1964). Депутат Верх. Совета Литов. ССР 8-го созыва. В 1952 окончила Вильнюсскую консерваторию по классу пения у Л. Г. Менабели. В 1952-73 солистка Литов. т-ра оперы и балета. Ч. отличали виртуозное владение голосом и большая музыкальность. Партии: Снегурочка; Марфа ("Царская невеста"), Виолетта, Джильда, Лакме, Розина; Мюзетта ("Богема"), Ауксяле, Аушряле ("Вайва", "Дочь" Кловы) и др. Выступала как конц. певица. С 1965 преподавала в Вильнюсской консерватории. Гос. пр. Литов. ССР (1971).

Чудова Т. А.

Татьяна Алексеевна (р. 16 VI 1944, Москва) - сов. композитор. Окончила Моск. консерваторию (1968) и аспирантуру при ней (1970) у Т. Н. Хренникова. С 1970 преподаёт в Моск. консерватории.

Сочинения: оперы - Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (1968), Русские женщины (по поэме Н. А. Некрасова, 1975), На деревню дедушке (по рассказу А. П. Чехова, 1978); балеты - Агитатор (1967), Прерванная песня (1967), Искания (1973); кантаты - Богатыри (cл. И. Векшегоновой, 1974), Кантата о Москве (cл. Векшегоновой, 1975), Зодчие (cл. Д. Б. Кедрина, 1976); симф. сюита Из русских сказок (1969); 2 концерта для фп. с орк. (1970, 1971); камерно-инстр. ансамбли; Концертная токката для фп. (1979); сонаты для скр. (1980) и для тромбона (1980) с фп.; вок. циклы 7 русских текстов для нар. голоса (слова народные, 1969), Сказы о Стеньке Разине (слова народные, 1981); вок.-фп. картины Перепевки-переплясы (cл. Л. Г. Серостановой, 1971); вок. повесть Воля-вольная (для голоса и орк. нар. инструментов; cл. Е. А. Гулыга, 1975);. песни.

Чулаки М. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Чунири

Чунири - чунир, - груз. 3-струн. смычковый муз. инструмент. Ч. - сванское назв. одной из разновидностей груз. чианури. Имеет деревянный корпус в виде обруча (обечайка), с одной стороны затянутого кожаной мембраной; 4-угольная плоская шейка проходит сквозь обечайку и заканчивается небольшой ножкой.

Чунири

Наигрыш на чунири.

Общая дл. до 760 мм, ширина обечайки 80-120 мм, диаметр 180-250 мм. Струны из конского волоса, настраиваются в терцию или в секунду и терцию. Струны состоят (приблизительно): 1-я - из 6 волос, 2-я - из 9, 3-я - из 11. Строй: g, a, с 1. Смычок короткий, лукообразный. При игре Ч. держат вертикально, зажав корпус между коленями. В ансамбле с чанги используется для сопровождения танцев и пения. Семейство усовершенствованных Ч. (сопрано, альт, бас, контрабас) применяется в ансамблях и в оркестре нар. инструментов Груз. ССР.

Литература: Ахобадзе В., Сборник грузинских (сванских) народных песен, Тб., 1957; Народы Кавказа, в кн.: Народы мира. Этнографические очерки, под общей ред. С. П. Толстова, т. 2, М., 1962, с. 343-44; Беляев В., Очерки по истории музыки народов СССР, М., 1963, с. 271-72; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 130-31.

К. А. Росебашвили.

Чупрынников М. М.

Митрофан Михайлович (3 (15) IV 1866 - 13 (26) V 1918, Петроград) - рус. певец (тенор). В 1887-93 учился в Моск. консерватории сначала у Э. О. Тальябуэ, затем у Е. А. Лавровской. В 1894 дебютировал в партии Ленского на сцене Михайловского т-ра в Петербурге, в 1894-1914 солист Мариинского т-ра. Обладал небольшим высоким подвижным голосом приятного тембра, исключит. музыкальностью. Исполнял как лирич. партии (среди лучших - Владимир Игоревич и Индийский гость), так и характерные, в к-рых наиболее ярко проявилось его артистич. дарование. Первый исполнитель партий Чёрта и Монтана ("Ночь перед Рождеством" и "Сервилия" Римского-Корсакова). Среди партий: Бонн, Левко; Лыков ("Царская невеста"), Берендей, Синодал; Вагоа и Княжой дурак ("Юдифь" и "Рогнеда" Серова), Князь; Альмавива ("Севильский цирюльник"), Эльвино ("Сомнамбула" Беллини), Базилио ("Свадьба Фигаро"), Жакино ("Фиделио") и др. Был известен и как камерный певец. Н. А. Римский-Корсаков посвятил ему романс "Тихо море голубое" (сл. А. Н. Майкова, ор. 50 No 3, 1897), А. С. Глазунов - романс "Нереида" (сл. А. С. Пушкина, ор. 60 No 3, 1898). Исполнение Ч. высоко ценил П. И. Чайковский. Ч. участвовал в "Петерб. муж. вок. квартете" ("Первый рус. муж. вок. квартет", 1896-1915), в составе к-рого начиная с 1908 успешно выступал за рубежом. Исполнил партию Юродивого ("Борис Годунов") при открытии 1-го сезона Рус. оперы в Париже (1908). В 1907-18 преподавал пение в Петерб. консерватории (с 1913 профессор).

Литература: Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера, Л.-М., 1940, с. 136-38; (Письмо Е. А. Лавровской к Э. Ф. Направнику), в кн.: Э. Ф. Направник, Автобиографические, творческие материалы, документы, письма. Сост., автор вступ. ст. и примечаний Л. М. Кутателадзе, Л., 1959, с. 354-55; Rовнер В., Два вокальных квартета, "МЖ", 1976, No 22.

А. П. Григорьева.

Чурай М.

Маруся (Мария Гордеевна) (возможно, 1620-е гг., Полтава - 1650-е гг., там же) - легендарная укр. нар. певица, слагательница песен (мелодий и текстов). Документальных материалов о её жизни нет. Ч. считается автором ряда популярных укр. песен, связанных в основном с историей её любви к казаку Грицю (Григорию). Получившая широкое распространение песня "Ой, не ходи, Грицю, та на вечорницi", рассказывающая о трагическом финале этой любви, легла в основу мн. лит. и драм. произв., в т. ч. повести О. Ю. Кобылянской "У недiлю рано зiлля копала" ("В воскресенье утром зелье копала"), на сюжет к-рой комп. В. Д. Кирейко написал оперу "У недiлю рано" (пост. в 1965); текст песни в нач. 19 в. был переведён на нем. и франц. яз. Песня "Вiють вiтри, вiють буйнi" включена И. П. Котляревским в пьесу "Наталка Полтавка" и Н. В. Лысенко в его одноим. оперу. Песня "Засвистали козаченьки" использована в операх Лысенко "Тарас Бульба" (в редакции, осуществлённой Б. Н. Лятошинским и Л. Н. Ревуцким) и "Черноморцы". Многие песни Ч. бытуют в народе и поныне. Образ Ч. нашёл воплощение во многих драм. и поэтич. произв.; на основе многочисл. преданий и фольклорных источников укр. художником Ф. А. Самусевым в 1965 написан портрет Ч.

Сочинения (приписываемые Ч. песни): Болить моя головонька, В кiнцi греблi шумлять верби (У плотины шумят вербы), Вiють вiтри, вiють буйнi, В огородi хмелинонька (В огороде хмелинушка), Грицю, Грицю, до роботи, Засвистали козаченьки, Зелененький барвиночку (Зелёненький барвиночек), Iшов милий горонькою (Шёл милый горою), Котилися вози з гори, Летить галка через балку, На городi верба рясна (В огороде верба густая), Над мофю хатиною, Ой, боже ж мiй, боже, милий покидаф, Ой, не ходи, Грицю, та на вечорницi, Прилетiла зозуленька (Прилетела кукушечка), Сидить голуб на березi, Стелися, стелися, зелений гороше, Хилилися густi лози (Клонились густые лозы), Чи ти, милий, пилом припав (Что ж ты, милый, не приходишь), Чого ж вода каламутна (Отчего вода мутная), Чом не гудуть буйнi вiтри (Отчего не шумят буйные ветры), Щумить-гуде дiбровонька, Як з тобой ми спознавались.

Литература: Шкляревский A., Маруся Чурай, малороссийская певунья, "Пчела", 1877, No 45; Кауфман Л., Пiсня знаходить автора, Кичв, 1966; его же, О популярных украинских народных песнях и их авторах, М., 1973; Дiвчина з легенди. Маруся Чурай, Кичв, 1974.

Е. В. Майбурова.

Чуркин Н. Н.

Николай Николаевич (9 (21) V 1869, с. Джелал-Оглы Ахалцихского уезда, ныне г. Степанаван Арм. ССР - 27 XII 1964, Минск) - сов. композитор и фольклорист. Нар. арт. Белорус. ССР (1949). В 1892 окончил Тбилисское муз. уч-ще по классу композиции у M. M. Ипполитова-Иванова. В 1892-1914 был учителем музыки и рисования, руководил хор. кружками в Баку, Каунасе, Вильнюсе. С 1914 жил в Белоруссии: до 1924 педагог учительской семинарии, организатор рабочей и красноармейской самодеятельности в Мстиславле, в 1924-35 преподаватель Пед. техникума в Могилёве, с 1935 в Минске. Собрал более 3000 мелодий песен и танцев разных народов, в т. ч. белорусских, опубликовал последние в 7-м вып. "Белорусского сборника" Е. Романова (1910; 53 песни) и сб. "Белорусские народные песни и танцы" (1949). Один из первых белорус. проф. композиторов, основоположник нац. жанрового симфонизма, детской музыки. Ему принадлежит также первый в белорус. музыке опыт создания оперы на революц. сюжет.

Сочинения: опера Освобождение труда (1922, силами художеств. самодеятельности, Мстиславль), радиоопера для детей Рукавичка (1940, исп. 1948, солистами Белорус. радио); муз. комедии - Кок-сагыз (1939, силами художеств. самодеятельности, г. Горки), Песня Березины (1947, Белорус. т-р муз. комедии, Бобруйск); для орк. - 3 симфониетты (1925, 1949, 1955), 4 сюиты (1940, 1944, 1950, 1951), 2 миниатюры (1936); для орк. белорус. нар. инструментов - 4 сюиты (1945, 1951, 1953, 1955), увертюра Памяти Янки Купалы (1952); камерно-инстр. ансамбли - 11 струн. квартетов (1928-63); пьесы для фп., скр.; хоры, песни, романсы; обр. нар. песен и танцев; музыка к спектаклям драм. т-ра и др.

Литература: Журавлев Д. Н., Большая дорога. Народный артист БССР Н. Н. Чуркин, Минск, 1964.

Е. А. Соломаха.

Чухаджян Т. Г.

Тигран Геворгович (1837, Константинополь - 11 (23) III 1898, Измир) - арм. композитор, дирижёр, педагог и муз.-обществ. деятель. Родился в семье часовщика, работавшего при дворе тур. султана, конструировавшего также часы с муз. механизмами. Жил в Константинополе, учился у комп. Г. Ераняна. В 1862-64 совершенствовался в Милане, где на Ч. оказала большое влияние музыка Дж. Верди. Начал свой творч. путь в период подъёма нац. самосознания арм. народа. Ч. участвовал в организации муз. журн. "Армянская лира", общедоступных концертов и лекций, был рук. одной из театр. арм. трупп в Константинополе. С 1877 возглавлял муз.-театр. труппу. Ч. явился основоположником первого арм. муз. т-ра в Зап. Армении, став в то же время основателем муз. т-ра и в Турции, и на всём Бл. Востоке.

Ч. - один из первых арм. композиторов, получивших европ. муз. образование. Он пытался соединить особенности вост. музыки с достижениями европ. муз. культуры. Ч. принадлежат первые в арм. музыке оперы, оперетты, симф. и камерные произв.

Ч. создал оперу "Аршак II" (1868; в 1873 исп. в отрывках; в 1945 - целиком, в редакции А. И. Шавердяна и Л. А. Ходжа-Эйнатова, Арм. т-р оперы и балета), заложившую основы нац. оперной классики. В этом соч. композитор опирался на бытующий в Константинополе городской муз. фольклор, особенно на музыку арм. нац.-патриотических песен, соединив её с достижениями итал. романтич. оперы. Второе крупное произв. Ч. - опера-феерия "Земире", пост. в Константинополе силами франц. (1893) и итал. (1898) трупп. Большую популярность на сценах мн. городов Бл. Востока и Закавказья завоевали комич. опера Ч. "Ариф" (1872, Константинополь), написанная по мотивам "Ревизора" Гоголя, оперетты "Кёсе кехва" ("Плешивый староста", 1873, т-р Вардовяна, Константинополь) и "Леблебиджи" ("Продавец гороха", 1875, т-р Вардовяна; на сов. сцене под назв. "Карине").

Литература: Тер-Симонян М., Такмизян Н., Т. Чухаджян..., "СМ", 1956, No 6; Тигранов Г., Армянский музыкальный театр, т. 1, Ер., 1956, гл. 2; Шавердян A., Очерки по истории армянской музыки 19-20 вв., М., 1959; Степанян Г., Очерк истории западно-армянского театра, т. 2, Ер., 1968 (на арм. яз.); Мурадян М., История армянской музыкальной культуры, т. 2, Ереван, 1970 (на арм. яз.); Геодакян Г., Тигран Чухаджян и его опера "Аршак второй", Ер., 1971.

М. П. Тер-Симонян.

Чхиквадзе

Статья большая, находится на отдельной странице.

Чыргал-Оол А. Б.

Алексей Боктаевич (р. 24 IV 1924, с. Шуй, ныне Бай-Тайгинского р-на Тув. АССР) - сов. композитор, педагог и муз.-обществ. деятель. Нар. арт. Тув. АССР (1967). Засл. деят. иск-в РСФСР (1964). Деп. Верх. Совета Тув. АССР 2-го созыва. В 1945 окончил театр. студию в Кызыле, в 1945-51 артист Обл. драм. т-ра там же. В 1957 окончил Казанскую консерваторию по классам композиции у А. С. Лемана, инструментовки у Н. Г. Жиганова. В 1960-63 директор Кызылского муз. уч-ща (ныне Уч-ще иск-в), одноврем. вёл класс композиции там же, затем зав. муз. сектором Дома нар. творчества, зав. муз. частью Тув. муз.-драм. т-ра, худ. рук. Тув. филармонии. С 1978 пред. правления CK Тув. АССР. Ч.-о. внёс значит. вклад в развитие тув. проф. музыки. Первым в Туве создал нац. сочинения в жанрах муз. комедии, оратории, кантаты, симф. поэмы, концерта. Музыка Ч.-о. отличается богатством мелодики. В своих произв. Ч.-о. опирается на тув. нар. мелос, воспевает героику прошлого и настоящего Сов. Тувы. Плодотворно работает в области тув. сов. песни. Гос. пр. Тув. АССР (1971).

Сочинения: муз. комедия Певцы дня (1978); оратория Воинская слава (1975); кантата Отчизна (1974); для орк. - симфония (1980), симф. поэмы Алдан-маадыр (Шестьдесят богатырей, 1957), Моя Тува (1970; Гос. пр. Тув. АССР, 1971), Мотивы жизни (1966), Поэма радости (1967), симф. картина Челер-оюм (Иноходец, 1972); концерт для скр. с орк. (1976); струн. квартет (1954); пьесы для фп.; хоры; песни; музыка к спектаклям драм. т-ра.

В. И. Борисенко.

Чюрлёнис М. К.

Микалоюс Константинас (10 (22) IХ 1875, Варена, ныне Литов. ССР - 28 III (10 IV) 1911, Пустельник-Миньски, ныне Польша) - литов. композитор и художник.

Чюрлёнис М. К.

Родился в семье органиста. Игре на фп. обучался у отца. В 1889 поступил в оркестровую школу М. Огиньского (внука комп. М. К. Огиньского) в Плунге, играл в оркестре на флейте, начал сочинять музыку, рисовать. В 1899 окончил Варшавский муз. ин-т по классу композиции у З. Носковского, в 1901-02 занимался в Лейпцигской консерватории по контрапункту у С. Ядассона, по композиции у К. Рейнеке. По возвращении в Варшаву (1902) давал уроки музыки, посещал рисовальную школу. С 1904 учился в Варшавской школе изящных иск-в, руководил хором Об-ва взаимопомощи литовцев. В 1906 посетил Прагу, Вену, Дрезден, Нюрнберг, Мюнхен. В 1907 переехал в Вильнюс, руководил хором "Канклес", записывал и гармонизовывал мелодии литов. нар. песен. Ч. - один из организаторов Первой литов. художеств. выставки. В 1908 переехал в Петербург. Автор первого в литов. проф. музыке симф. произв. - поэмы "В лесу" (1900). Ему принадлежат также симф. поэма "Море" (1907), кантата для смешанного хора и оркестра "De profundis" (1899), струн. квартет (1902), увертюра для симф. оркестра "Кястутис", ряд хор. соч., произв. для фп. (более 200), обр. литов. нар. песен (ок. 60) и др. Ч. создал ряд картин, к-рым он дал муз. назв. ("соната", "прелюдия", "фуга"). Музыкальность картин выявляется в композиционной структуре, в передаче динамики движения, в разл. линейных и тоновых ритмах, в богатстве колорита. Картины и рукописи Ч. хранятся в Каунасском художеств. музее, носящем его имя.

Литература: Чюрлионите Я., Музыкальное творчество М. Чюрлиониса, "СМ", 1956, No 6; её же, Воспоминания о М. К. Чюрлёнисе, (пер. с литов.), Вильнюс, 1975; Ландсбергис В., Творчество Чюрлёниса, Л., 1975; Ciurlionytй-Karuzienй V., Juodis S. E., Zukas V., Mikalojus Konstantinas Ciurlionis (Bibliografija), Vilnius, 1970.

A. С. Недзельскис.

Чюрлёните Я.

Ядвига (р. 5 (17) XII 1899, Друскининкай) - сов. муз. фольклорист. Доктор искусствоведения (1969). Засл. деят. иск-в (1965) и науки (1979) Литов. ССР. Сестра М. К. Чюрлёниса. В 1925 окончила консерваторию Штерна в Берлине (пед. отделение, у Р. М. Брейтхаупта). Преподавала игру на фп. в Клайпеде, Каунасе, Мариямполе, Вильнюсе. Работала в Литовском фольклорном архиве (1937-39), в Ин-те литуанистики (1939-41), в Ин-те истории АН Литов. ССР (1941-51). С 1945 ведёт курс муз. фольклора в консерватории Литов. ССР (в 1948-1959 зав. кабинетом нар. музыки, к-рый основан по её инициативе, с 1969 профессор). Осн. работы Ч. посв. исследованию и систематизации литов. нар. мелодий. Записала ок. 4000 литов. нар. песен, подготовила к печати сборники нар. песен (1938, 1955), а также ряд муз. произв. М. К. Чюрлёниса (1957-65). Ред. сб. литов. нар. песен С. Станявичюса (1954) и А. Юшки (1954). Автор уч. пьес для фп. "Mazasis pianistas" (d. 1-3, Kaunas, 1937-40), "Fortepijono pjeses" (Vilnius, 1957). Гос. пр. Литов. ССР (1969).

Сочинения: Литовское народное песенное творчество, М.-Л., 1966; Lietuviu liaudies dainu melodikos bruozai, Vilnius, 1969; Atsiminimai apie M. K. Ciurlioni, Vilnius, 1970, 1973 (рус. пер. - Воспоминания о М. К. Чюрлёнисе, Вильнюс, 1975).

Ю. И. Рашкаускас.

Предыдущая страница Следующая страница