Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Ш" (часть 1, "ШАБ"-"ШАП")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш" (часть 1, "ШАБ"-"ШАП")

Шабельский Б.

Шабельский Б. (Szabelski) Болеслав (3 XII 1896, Радорыж, Люблинское воеводство - 27 VIII 1979, Катовице) - польск. композитор, органист и педагог. Окончил Варшавский муз. ин-т по классу органа у М. Сужиньского, в 1915 учился в Киеве, служил церк. органистом в Радоме и Варшаве. В 1923-29 занимался в Варшавской консерватории по классу композиции у Р. Статковского и К. Шимановского (Ш. - один из немногих его учеников). Выступал как органист. Преподавал игру на органе, муз.-теоретич. предметы в разл. городах Польши (до 1929), в 1929-39 профессор (композиция, орган) Силезской консерватории в Катовице, где с 1945 руководил классом композиции в Гос. высшей муз. школе. Среди учеников - Г. Гурецкий. Соч. Ш. 1930-40-х гг. написаны в стиле неоклассицизма, отличаются монументальностью, развитой полифонией, использованием жанров, характерных для эпохи барокко (concerto grosso, magnificat и др.). С сер. 1950-х гг. применяет серийную технику, пуантилизм (гл. обр. в камерно-инстр. соч., в т. ч. в "Афоризмах "9""). В 70-е гг. вновь обратился к монументальным формам (симф. поэма "Николай Коперник" с 2 хорами, 5-я симфония для двойного состава оркестра, с хором и органом). Несмотря на стилистич. различия раннего и позднего периодов творчества Ш., его музыку в целом отличают ярко выраженная драматическая экспрессия, индивидуальность музыкального языка. Гос. пр. ПНР (1953, 1966).

Сочинения: для солистов, хора и орк. - кантата Редут 56 (Reduta 56, 1976), симф. поэма Николай Коперник (с 2 смеш. хорами, 1975), кантата для хора (сл. А. Мицкевича, 1938), магнификат (1942); для орк. - 6 симфоний (1924, 1934, для хора, солистки и орк., на нар. тексты; 1951, 1956, 1968, 1975, для смеш. хора, органа и орк.), сюита (1936), Этюд (1939), Торжественная увертюра (Uwerture uroczysta, 1953), Concerto grosso (1954), 3 сонета (1958); Прелюдия для камерного орк. (1963) и др. пьесы; симфониетта для струнного орк. и ударных (1946); для инструмента с орк. - концерты: для фп. (1956, 1978), флейты (1964), 2 концертино для фп. (1946, 1954), Стихи для фп. (Wiersze, 1961); камерно-инстр. ансамбли - 2 струн. квартета (1924, 1956), Афоризмы "9" (Aforyzmy "9", для 10 исполнителей, 1962); для хора и орк. - Солдатский марш (Marsz zolnierski, с дух. орк., 1943), Героическая поэма (Poemat bohaterski, на сл. А. Безыменского, в пер. Ю. Тувима, 1951), Импровизация (с камерным орк., 1959); пьесы для фп. и для органа.

З. Лисса.

Шабельский С. И.

Сергей Иванович (25 III (7 IV) 1885, Харьков - 10 VI 1956, Алма-Ата) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1954). В 1903-06 учился на юридич. ф-те Петерб. ун-та. В 1904-09 занимался по теории музыки и композиции у Н. А. Соколова. С 1930 жил в Алма-Ате. Дирижёр оркестра Казах. т-ра драмы (1933-36), пианист эстр. оркестра (1936-42), композитор-оформитель кинохроники (1942-44), зав. муз. частью киностудии "Казахфильм" (1944-49). С 1948 преподавал инструментовку в Алма-Атинской консерватории. Деятельность Ш. способствовала становлению казах. проф. муз. иск-ва. Ему принадлежат перелож. для оркестра казах. нар. инструментов произв. рус. и зап.-европ. композиторов, оригинальные произв., обр. казах. нар. песен для голоса с фп. и для хора (более 60), песен казах. композиторов-мелодистов (более 30).

Сочинения: опера Валленштейн (по одноим. пьесе Ф. Шиллера, 1910); для орк. - симфония (1910), симфониетта (совм. с Л. М. Шаргородским, 1954), 2 сюиты Кобланды (совм. с Л. А. Хамиди, 1951), Алма-Атинская (1952); концерт для тромбона с орк. на казах. темы (совм. с Шаргородским, 1951); для орк. казах. нар. инструментов - 2 симфониетты (1946, 1955), поэмы Ала-Тау (1949), Той бастар (Праздничная, 1950), фантазии Грузинская (1949), на рус. темы (1950), на корейские темы (совм. с Шаргородским, 1952), сюита на казах. темы (1954); камерно-инстр. ансамбли - 2 фп. трио: Памяти Амангельды (1944), Памяти Абая (1945), сюита для струн. квартета (1953), 2 струн. квинтета (1910, 1912); для голоса с фп. - романсы Умирающий гладиатор, Сон (на стихи М. Ю. Лермонтова, 1910), Острою секирой, Смеркалось, Ты помнишь ли вечер (на стихи А. К. Толстого, 1911) и др.; музыка к спектаклям драм. т-ра.

Б. Г. Ерзакович.

Шабр

Шабр - шапар, - чуваш. дух. муз. инструмент. Разновидность волынки. Родствен мар. шувыру (чувыру) и морд. пузырю. Резервуаром служит пузырь животного, в к-рый вставляются костяная или металлич. трубка для вдувания воздуха и 2 мелодич. трубки (обычно оловянные, дл. 160-230 мм), укреплённые в общем деревянном ложе. Левая трубка имеет 2 или 3 игровых отверстия, правая - 3-4; в нижней части правой трубки просверливаются ещё 3-7 небольших отверстий, их залепляют воском, к-рый затем протыкают при подстройке трубок. На выходные отверстия мелодич. трубок надевают раструб из коровьего рога (в нек-рых случаях также берестяной). В отверстия трубок, находящиеся внутри пузыря, вставлены пищики из тростника или гусиного пера. Применяются и двойные трости (чуваш. музыкантами, живущими в Тат. АССР). Звукоряды Ш. разнообразны, включают диатонич. и хроматич. интервалы. При игре Ш. держат перед собой. Звук Ш. - резко жужжащий, хорошо слышен на открытом воздухе. На Ш. можно исполнять 2-гол. мелодии. Иногда играют на одних мелодич. трубках, вынув их из пузыря и беря пищики непосредственно в рот (такой инструмент без пузыря называется шапар-вулы). Ш. использовали на свадьбах, ярмарках, похоронах - соло и в ансамбле с кёсле (гусли), кубосом (гармоника), параппаном (барабан) и др. (см. Чувашская музыка).

Шабр

Свадебная мелодия, исполняемая на шабре. Запись С. Максимова.

Литература: Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 71.

Л. М. Бутир, А. М. Мирек.

Шабрие А. Э.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шавердян А. И.

Александр Исаакович (22 VI (5 VII) 1903, Сигнахи, Кахетия - 2 III 1954, Москва) - сов. музыковед. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1945). Муз.-теоретич. предметы изучал под рук. X. С. Кушнарёва в Тбилиси. В 1924-25 учился в Ленингр. консерватории по классу композиции у В. П. Калафати, затем у М. М. Чернова. В 1931 окончил историко-теоретич. ф-т Моск. консерватории. В 1931-34 преподавал методику массовой работы и муз. лит-ру там же. С 1926 выступал как муз. критик (псевд. - Богданов, Искандер, Map A.). B 1926-31 работал в редакциях журн. "Музыкальное образование", "Пролетарский музыкант", "За пролетарскую музыку". В 1928-36 гл. редактор муз. вещания Всесоюзного радиокомитета, один из организаторов муз. работы на Радио. В 1937 зам. ответств. редактора газ. "Музыка". С 1938 работал в редакции газ. "Советское искусство". Лит. сотрудник и консультант отдела лит-ры и иск-ва газ. "Известия" (1941), зав. муз. частью Арм. т-ра оперы и балета (1941-45), ст. науч. сотрудник сектора истории и теории музыки АН Арм. ССР (1946-47). В 1946-50 пред. комиссии музыковедения и муз. критики при Моск. организации CK РСФСР, в 1947-49 консультант Большого т-ра по вопросам репертуара, с 1945 чл. гл. экспертной комиссии ВАК по муз. иск-ву, в 1953-54 чл. Художеств. совета Управления по делам иск-в Мосгорисполкома. Ш. выступал с проблемными статьями по вопросам оперы и сов. музыки. Ему принадлежат исследования, посвящённые многонац. сов. музыке, соч. груз., азерб. композиторов, истории развития арм. нац. муз. культуры. Вместе с Л. А. Ходжа-Эйнатовым отредактировал партитуру оперы "Аршак II" Чухаджяна.

Сочинения: "Борис Годунов". Опера Мусоргского, M., 1931; "Травиата". Опера Дж. Верди, М., 1935; Симфонии Бетховена, М., 1936; "Фиделио". Опера Бетховена, М., 1937; А. А. Спендиаров, М.-Л., 1939, 1971 (на рус, арм., англ. яз.); Чайковский и русский оперный театр, в кн.: Чайковский и театр. Статьи и материалы, М.-Л., 1940; Седьмая симфония Д. Шостаковича, Ер., 1942; За высокую идейность и мастерство советской музыки, в кн.: Советская музыка на подъёме, М.-Л., 1950; Большой театр Союза ССР, М., 1952; Комитас и армянская музыкальная культура, Ер., 1956; Избр. статьи, М., 1958; Очерки по истории армянской музыки XIX-XX вв., М., 1959, и др.

Литература: Грошева Е., Литературное наследие А. И. Шавердяна, в кн.: Шавердян А. И., Избр. статьи, М., 1958; Нестьев И. В., Александр Шавердян - критик-гражданин, "СМ", 1959, No 4.

Л. Б. Римский.

Шаверзашвили А. В.

Александр Васильевич (р. 8 VII 1919, Тбилиси) - сов. композитор и педагог. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1961). Кандидат искусствоведения (1951). Чл. КПСС с 1950. В 1943 окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции у А. М. Баланчивадзе, в 1947 - аспирантуру там же. Ответств. секретарь CK Груз. ССР (1952-56). С 1955 преподаватель Тбилисской консерватории (с 1968 зав. кафедрой композиции, с 1971 профессор, с 1972 проректор). Среди учеников Ш.: В. Ш. Азарашвили, Б. А. Квернадзе, Д. К. Хаупа. В своих соч. часто применяет старинные полифонич. формы. Большое место в творчестве Ш. занимают произв. на революц. и военно-патриотич. темы (награждён за них серебряной медалью им. А. В. Александрова).

Сочинения: оперы - Маринэ (по комедии М. Г. Бараташвили "Стрекоза", 1955, Груз. т-р оперы и балета), Царь Эдип (по трагедии Софокла, конц. исп. 1964, Большой зал Тбилисской консерватории), К новому берегу (по новелле Л. Киачели "Княжна Майя", 1966, Груз. т-р оперы и балета), Огненные годы (1973); балет Элгуджа (по роману А. М. Казбеги, 1943); оперетты - Маневры (1959, Груз. т-р муз. комедии), Нино (1967, там же); оратория Слава Октябрю (сл. П. П. Грузинского, 1957); кантаты - Гимн Родине (1950), Песни моей Родины (1961), Солнце Кремля (1972); для орк. - 3 симфонии (1945, 1962, 1976), симф. поэмы Каджети (по поэме III. Руставели "Витязь в тигровой шкуре", 1948), Ленинцы (1968), симф. картина Мтквари (Кура, 1964), увертюра-фантазия Борцам 1905 года (1955), сюита из балета Элгуджа (1944); концерты с орк. - для фп. (1949), для скр. (1967); камерно-инстр. ансамбли - для скр. с фп.: соната (1950), соната-фантазия (1974), сонаты для влч. с фп. (1970), для флейты с фп. (1979), 3 фп. трио (1952, 1968, 1979), 2 струн. квартета (1954, 1960), фп. квинтет (1955); для фп. - соната (1975), 24 прелюдии (1960); для голоса с фп. - вок. циклы: Мои друзья пограничники (сл. И. В. Лашкова), Стихи о войне (сл. А. И. Безыменского и В. С. Давидовича; все - 1970), романсы на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, H. M. Бараташвили, А. М. Казбеги.

Литература: Торадзе Г., Многогранность творческих интересов, "СМ", 1980, No 6; Пичхадзе М., Александр Шаверзашвили, Тб., 1972 (на груз. яз.).

Э. П. Месхишвили.

Шаверзашвили Т. А.

Тамара Антоновна (2 (14) X 1891, Кутаиси - 18 IX 1955, Тбилиси) - сов. композитор и педагог. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1946). Окончила Тбилисскую консерваторию по классам фп. у И. С. Айзберга (1923), композиции у И. И. Туския (1935; ранее училась у В. В. Щербачёва), аспирантуру у П. Б. Рязанова (1938). Преподавала игру на фп. в Тбилисской консерватории (1923-25), вела общий и спец. курсы полифонии (с 1938; с 1946 доцент) там же.

Сочинения: детская опера Иавнана (Колыбельная, 1947); для орк. - сюита (1935), Детские сюиты (1946), 2 марша (оба 1940); сюита для деревянных дух. инструментов (1938); камерно-инстр. ансамбли - сюита для влч. с фп. (1949), струн. квартет (1938); для фп. - Полифоническая сюита (1940), Детский альбом (1946), Пастораль (1948), 6 прелюдий (1948), 20 детских пьес (1952); для голоса с фп. - романсы Тростник (1920), Сожаление (1930, оба - на сл. И. Г. Гришашвили), 2 колыбельные (1925, 1926, сл. И. Г. Чавчавадзе), песни (ок. 50), сб-ки детских песен (1925).

Э. П. Месхишвили.

Шагинян М. С.

Мариэтта Сергеевна (21 III (2 IV) 1888, Москва - 20 III 1982, там же) - сов. писательница. Доктор филологических наук (1946). Чл.-корр. АН Армянской ССР (1950). Герой Соц. Труда (1976). Чл. КПСС с 1942. В 1912 окончила историко-философский ф-т Высших женских курсов Герье в Москве, училась в Народном университете им. А. Л. Шанявского, в 30-е гг. - в Плановой академии. В печати выступает с 1903. Автор романов, монографий, очерков. Перевела на русский яз. ряд произведений О. Туманяна, А. Исаакяна, Низами и др. На сюжет фантастич. романа Ш. "Месс-Менд" поставлены кинофильм (1926) и мьюзикл (Ленингр. т-р юного зрителя, 1973). Ш. была дружна и переписывалась с С. В. Рахманиновым и Н. К.Метнером, к-рые посвятили ей свои романсы "Муза" на сл. А. С. Пушкина. Большое место в жизни и творчестве Ш. занимает музыка; в центре её муз. интересов - С. В. Рахманинов, Й. Мысливечек, Д. Д. Шостакович. III. принадлежат повести, мемуары, а также многочисл. статьи и очерки о музыкантах. Мн. работы о музыке собраны в 9-м томе её Собр. сочинений (1975). Гос. пр. СССР (1951), Ленинская пр. (1972).

Сочинения: Собр. соч., т. 1-9, М., 1971-75; Моцарт, "Огонёк", 1956, No 4; Слово к композиторам, "СМ", 1956, No 6; Воспоминания о С. В. Рахманинове, в кн.: Воспоминания о Рахманинове, (т.) 2, М., 1957, 1974; Воскрешение из мёртвых. Повесть об одном исследовании, М., 1964, (под назв.: Й. Мысливечек), (М., 1968); Две "Музы"..., "Кругозор", 1968, No 3; Бетховенский фестиваль в ФРГ. Западногерманский дневник, "Дружба народов", 1971, No 4; Письма Николая Метнера, "Лит. газета", 1974, 2 окт.; О Шостаковиче. Статьи, М., 1979; Человек и время. История человеческого становления, М., 1980.

Литература: Рахманинов С. В., Письма, ред., вступ. статья и комментарии З. Апетянц, М., 1955; Mетнер H. K., Письма, сост. и ред. З. А. Апетян, М., 1973; Скорино Л. И., Мариэтта Шагинян - художник. Жизнь и творчество, М., 1975; Серебряков К. Б., Уроки жизни, М., 1977; Воронов Вл., Современница века. Мариэтте Шагинян - 90 лет, "Октябрь", 1978, No4; Кошмина И., "Муза", "МЖ", 1978, No 8; М. Шагинян и музыка, "Айастани ашхатаворуи", 1978, No 4 (на арм. яз.).

M. P. Леонова.

Шаинский В. Я.

Владимир Яковлевич (р.12 XII 1925, Киев) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР-(1978).

Шаинский В. Я.

В 1949 окончил Моск. консерваторию у Л. М. Цейтлина (скрипка), в 1965 - Азерб. консерваторию" у К. А. Караева (композиция). В 1949-51 скрипач Гос. эстр. оркестра РСФСР под упр. Л. О. Утёсова, в 1957- 1963 муз. консультант самодеят. коллективов Центр. дома культуры железнодорожников (Москва). В 1952- 1954 преподавал игру на Скрипке в муз. школе. Осн. область творчества Ш. - песня; широко известны его песни "Дрозды", "Не плачь, девчонка", "Травы, травы", "На дальней станции сойду" и др. Особую популярность, приобрели его песни для детей, в числе к-рых - "Улыбка", "Голубой вагон", "Песня крокодила Гены", "Вместе-весело шагать". 2-я пр. на Междунар. конкурсе песен солидарности (Берлин, 1972, за песню "Люди-человеки", cл. М. С. Пляцковского). Пр. иск-в Общества дружбы ГДР - СССР (Берлин, 1976, за песни, поcв. интернац. теме). Пр. Ленинского комсомола СССР (1980). Гос. пр. СССР (1981).

Шайбе И. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шайдур И. А.

Шайдуров Иван Акимович (гг. рожд. и смерти неизв., род. в Новгороде) - рус. распевщик 1-й пол. 17 в., муз. теоретик. Новгородский певчий дьяк, Ш. впоследствии работал в Москве. Большой знаток знаменного пения (см. Знаменный распев), он разработал систему рус. церк. ладов-согласий и ввёл киноварные пометы (знаки-буквы, обозначающие конкретную высоту звуков). Кроме того, III. применил т. н. указательные знаки, пояснявшие направление и характер движения голосов. В своём труде "Сказание о подметках, еже пишутся в пении под знаменем" (не сохранился, отд. отрывки из него встречаются в ряде певч. сб-ков) Ш. разработал также вопросы теории пения. Ш. рассматривает др.-рус. церк. звукоряд (с - d1) как "созвучность" терций и кварт (он распространяет понятие "согласия" с терций на чистые кварты, указывает расположение тех и других в звукоряде). Теоретич. разработки и нововведения Ш. способствовали переходу от знаменной нотации к пятилинейной.

В одной из рукописей сер. 17 в. сообщается, что система киноварных помет была создана не одним Ш., а несколькими распевщиками.

Литература: Сахаров И. П., Исследование о рус. церк. пении, "Журнал Министерства народного просвещения", 1849, т. 61; (Одоевский В. Ф.), Письмо к издателю об исконной великорусской музыке, в сб.: Калики перехожие. Сб. стихов и исследование П. Бессонова, ч. 2, вып. 5, М., 1863, то же, в его кн.: Музыкально-литературное наследие, М., 1956; Никольский А. В., Звукоряды народной песни, в кн.: Сб. работ этнографич. секции ГИМН, вып. 1, М., 1926; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Бражников М., Древнерусская теория музыки, Л., 1972; см. также лит. при ст. Пометы.

Шайе Ж.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шаконна

Шаконна - см. Чакона.

Шакухачи

Шакухачи - сякухати, - япон. продольная флейта (назв. произошло от япон. "исшаку хассун", т. е. 1 шаку и 8 сун - древнее обозначение длины флейты, равное 22 дюймам). Стандартная длина совр. Ш. - 545 мм (близка к традиционной). Корпус конический, делается из нижней конусообразной части ствола бамбука. Верхний край облицован костью, скошен, иногда имеет спец. вырез. 4 игровых отверстия на лицевой стороне ствола и одно на тыльной позволяют извлекать звукоряд d - f - g - а - с - d1 (встречаются Ш. и с 7-9 отверстиями). При частичном закрывании отверстий и изменении амбушюра получают хроматически повышенные тона. В период Эдо Ш. был исключительно принадлежностью странств. буддийских монахов. Ведутся эксперименты по усовершенствованию Ш., созданы отд. экземпляры с клапанной хроматич. механикой. На Ш. исполняют старин. проф. японскую музыку (хонкиоку), произв., заимствованные гл. обр. у кит. композиторов (гайкиоку - пьесы, предназначенные преим. для конц. исполнения на Ш. с кото или сямисеном; трио в составе кото, сямисена и Ш. входит в ансамбль, аккомпанирующий представлениям т-ров Кабуки и Бунраку), соч. совр. композиторов разных стран, разл. стилей и направлений (шинкиоку). Создаются совр. ансамбли (до 30 исполнителей на разных инструментах) с солирующим Ш., включающие в конц. программы совр. музыку. Всё большее распространение получает музыка для Ш. и кото.

Р. Б. Галайская.

Шалаев А. А.

Анатолий Андреевич (р. 2 XII 1925, дер. Сенгуры Суземского р-на Брянской обл.) - сов. баянист. Засл. арт. РСФСР (1962). Чл. КПСС с 1956. В 1941-43 баянист фронтовых бригад, в 1943-50 баянист, хормейстер и дирижёр ансамбля Моск. фронта Противовоздушной обороны. В 1950-51 занимался на дирижёрско-хор. отделении в Муз. уч-ще им. М. М. Ипполитова-Иванова. В 1950-63 дирижёр и хормейстер ансамбля песни и пляски Моск. округа Противовоздушной обороны. Руководитель основанного им баянного дуэта с Н. А. Крыловым (с 1943). Исполнит. манере Ш. свойственны экспрессия, совершенная техника. Ему принадлежат вариации и фантазии для одного и двух баянов. Наиболее популярны его многочисл. обработки нар. мелодий - "У зори-то, у зореньки", "На горе-то калина", "Не слышно шуму городского", "На вечерней зореньке" и др.

Шалмей

Шалмей (нем. Schalmei, от греч. kalamos - тростник; лат. calamus, старофранц. chalemie, англ. shawn).

1) Деревянный дух. муз. инструмент с двойной тростью. Различают обычный Ш. с диапазоном d1(e1) - a2(h2) и малый Ш. с диапазоном h1 - h3. Изготовляется из цельного куска дерева. Имеет прямой ствол конич. сечения с большим воронкообразным раструбом и 6-7 игровыми отверстиями. Ш. был известен в странах араб. Востока с 10 в., в Зап. Европе появился не позднее 15 в. (упоминается Т. И. Тинкторисом в 1484); использовался башенными музыкантами, а также жонглёрами, менестрелями, шпильманами. Музыковеды предполагают, что его включали в свои соч. уже Г. де Машо, Ландино и др. представители ars nova (cep. 14 в.) гл. обр. для исполнения высоких партий с богатой орнаментикой. Работа мастеров по совершенствованию ср.-век. Ш., направленная на усиление полноты звучания и расширение регистра, особенно в нижней его части, привела к созданию семейства бомбард. Малый Ш. сформировался, по-видимому, позднее; вошёл в семейство бомбард, сохранив своё прежнее наименование. Он применялся в европ. странах до 17 в., когда был вытеснен возникшим в результате эволюции сопрановой бомбарды гобоем. Родственные Ш. инструменты бытуют у народов стран Востока и Балкан; в Италии известен как пифферо. В 1680-1720 в нем. воен. дух. оркестрах использовался т. н. нем. Ш., по конструкции и тембру отличавшийся от Ш. (близок к гобою). В нек-рых источниках термином "Ш." называют все ср.-век. тростевые инструменты.

2) Регистр органа с открытыми лабиальными трубами длиной 4' или 8', с воронкообразными раструбами.

Литература: Левин С., Духовые инструменты в истории музыкальной культуры, Л., 1973, с. 38; Sachs С., Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1920, 1966; Baines A., Woodwindinstruments and their history, N. Y., 1963, p. 285.

Л. M. Бутир.

Шаловский А.

Шаловский А. (Szalowski) Антони (21 IV 1907, Варшава - 21 III 1973, Париж) - польский композитор. Учился игре на скрипке у отца - Бонифация Ш. (1868-1923), скрипача и композитора. В 1930 окончил Варшавскую консерваторию по классу композиции у К. Сикорского, одноврем. занимался в классе дирижирования под рук. Г. Фительберга. В 1931-36 совершенствовался по композиции у Н. Буланже в Париже, где затем работал до конца жизни. В 1936-48 возглавлял "Ассоциацию молодых музыкантов". В произведениях Ш. ощутимо влияние французской школы неоклассицизма (стиль, характерный для б. ч. соч. Ш.). Его произв. отличаются динамичностью, подчёркнутой моторикой, преобладанием ритмич. начала, разнообразием фактуры и стройностью формы. Отдельным соч. свойственны черты юмора. В нек-рых произв. применяет политональность. Главное место занимают оркестровые, камерно-инстр. соч. и музыка для радио.

Сочинения: балеты (не пост.) - Заколдованный постоялый двор (Lauberge ensorcelйe, 1945), Упрямая женщина (La femme tкtue, радиобалет для чтеца и 15 инструментов, 1958); для орк. - симфония (1939), симфониетта (1940), увертюра (1936), сюита (1952), симф. вариации (1928), Триптих (1950), Вечное движение (Moto perpetuo, 1958), Воскресение Лазаря, памяти Джотто (Rйsurrection de Lazare, hommage а Giotto, 1960) и др.; для струн. орк. - концертино (1942), партита (1954); 6 эссе для камерного орк. (1972); для инструментов с орк. - концерты: для фп. (1930), скр. (1954), для гобоя, кларнета и фагота (1958), Allegretto для фагота (1962), концертино для флейты и струнных (1951); камерно-инстр. ансамбли - сонатины: для гобоя и фп., для кларнета и фп., 4 струн. квартета (1928, 1934, 1936, 1956), квинтет и Дивертисмент для дерев. духовых (оба 1954); для голоса с орк. - кантата для жен. хора и струн. орк. (на ср.-век. лат. тексты, 1960); для фп. - сонаты и др. пьесы; песни; музыка к спектаклям драм. т-ра, кинофильмам и радиопостановкам.

Литература: Mуcielski Z., Antoni Szalowski, "RMz", 1973, No 10.

З. Лисса.

Шальк Ф.

Шальк Ф. (Schalk) Франц (27 V 1863, Вена - 3 IX 1931, Эдлах) - австр. дирижёр. Учился в Венской консерватории у А. Брукнера (гармония, контрапункт), Й. Хельмесбергера (скрипка) и Ю. Эпштейна (фп.). С 1888 капельмейстер в Рейхенберге (Богемия), затем в Граце ("Оперный дом", 1890-95) и Праге (Нац. т-р, 1895-98). С 1898 гастролировал в качестве оперного дирижёра в Лондоне ("Ковент-Гарден"), Нью-Йорке ("Метрополитен-опера"), Берлине (Корол. опера). С 1900, по приглашению гл. дирижёра и директора Венской придв. оперы Г. Малера, Ш. стал дирижёром этого т-ра; после ухода в отставку X. Рихтера он занял место 1-го дирижёра. В 1918-29 муз. директор Венской гос. оперы (в 1919-24 вместе с Р. Штраусом); годы его руководства ознаменовались новым подъёмом художеств. уровня т-ра. В 1904-21 руководил концертами Общества любителей музыки, в 1909-19 вёл класс дирижирования в Академии музыки и сценич. иск-ва. Среди учеников Ш. - Г. Караян.

В обширном репертуаре Ш. (дирижировал операми В. А. Моцарта, К. В. Глюка, К. М. Вебера, Л. Бетховена, Р. Вагнера, П. Хиндемита и др. композиторов) особое место занимали оперы Р. Штрауса; им были поставлены "Ариадна на Наксосе", "Саломея" и "Женщина без тени" (1-е исп., 1919). Мн. оперы Штрауса в период директорства Ш. шли под управлением автора. В эти годы Вена, наряду с Дрезденом, стала одним из крупнейших "штраусовских" центров. В области симф. музыки Ш. был известен как ревностный пропагандист творчества А. Брукнера.

Сочинения: Briefe und Betrachtungen, W.-Lpz., 1935.

Литература: Nowak L., Fr. Schalk, "ЦMz", 1963, Jahrg. 18, H. 5; Korn I., Die Wiener Oper unter R. Strauss und Fr. Schalk, W., 1964 (Diss.).

E. Я. Рацер.

Шаляпин Ф. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шамбоньер Ж.

Шампион де Шамбоньер (Champion de Chambonniиres) Жак (между 1601 и 1611, Париж или поместье Шамбоньер - между концом апреля и 4 V 1672, Париж) - франц. клавесинист, органист, композитор и педагог. Сын и преемник Ж. Шампиона (ок. 1555 - после 1638, Париж), придв. органиста и клавесиниста; внук органиста, клавесиниста и композитора Т. Шампиона, прозванного Миту (Mithou) (г. рожд. неизв. - ум. после 1561, возможно, ок. 1580). Первым учителем музыки Ш. был отец. В 1638-62 органист и клавесинист парижской Корол. придв. капеллы; преподавал игру на органе и клавесине. Ш. - основоположник и глава франц. школы клавесинистов, среди его многочисл. учеников: Г. Ардель, Р. Камбер, Ж. А. дАнглебер, братья Куперены - Луи, Шарль и Франсуа-старший, Г. Нивер, Н. Лебег. Как композитор Ш. испытал влияние англ. вирджиналистов, испан. мастера А. Кабесона. Творческое наследие Ш. включает клавесинные пьесы танц. характера (сарабанды, аллеманды, куранты, жиги, чаконы, паваны, гальярды и др.), в к-рых ощущается органическая связь с традициями франц. лютневой музыки. Его произв. способствовали формированию т. н. классич. клавирной сюиты; влияние его клавесинной музыки распространилось за пределы Франции, в т. ч. на нем. композиторов (напр., И. Фробергера).

Сочинения: Les piиces de clavessin, t. 1-2, P., 1670, факсим. переизд. в серии "Monuments of music and music literature in facsimile", v. 1, pt 3, N. Y., 1967; Oeuvres complиtes de Chambonniиres. Publiйes par P. Brunold et A. Tessier, P., 1925; Les deux livres de clavecin..., йd. par Th. Dart, Monaco, 1969.

Литература: Кузнецов К. A., Музыкально-исторические портреты, M., 1937; Titon du Tillet E., Le Parnasse franзois..., P., 1732; Mйreaux A. (Lefroid de Mйreaux J. A.), Les clavecinistes de 1637 а 1790, P., (1867); Quittard H., Chambonniиres, "Revue internationale de musique", 1898, No 12; его же, Un claveciniste... du XVII s.: J. Champion de Chambonniиres, "Tribune de St. Gervais", 1901, v. 7, No 1-5; Rirro A., Les clavecinistes..., P., (1924); Lesure F., Chambonniиres organisateur de concerts, "RBM", 1949, v. 3; Le Moel M., Les derniиres annйes de J. Champion de Chambonniиres (1655-1672), в кн.: Recherches sur la musique franзaise classique, v. 1, P., 1960.

Л. И. Ройзман.

Шамеева Н. Х.

Наталья Хамидовна (р. 30 XII 1939, Москва) - сов. арфистка. В 1962 окончила Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных у К. К. Сараджевой, в 1966 - аспирантуру при Моск. консерватории у В. Г. Дуловой. В 1962-70 солистка Москонцерта, с 1970 - оркестра Большого т-ра. Выступает как солистка и ансамблистка. 2-я пр. на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1963, Ленинград), 3-я пр. на Междунар. конкурсе арфистов (1965, Тель-Авив, Израиль), 1-я пр. на Междунар. конкурсе арфистов (1969, Хартфорд, США). Преподавала в Моск. консерватории (1967-70), в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных (1977-79).

Сочинения: В. Г. Дулова, в кн.: Дулова В., Искусство игры на арфе, М., 1975, с. 185-211.

Литература: Эрдели К. A., Арфа в моей жизни, М., 1967, с. 220; Дулова В., Искусство игры на арфе, М., 1975, с. 108, 109, 120, 123, 124, 128; Полтарёва В., Арфа, Киев, 1980, с. 40.

Шаминад С. Л. С.

Шаминад С. Л. С. (Chaminade) Сесиль Луиза Стефани (8 VIII 1857, Париж - 18 IV 1944, Монте-Карло) - франц. пианистка и композитор. Училась у Ф. Ле Куппе (фп.) и М. Г. О. Савара (гармония), позже у Б. Годара (композиция). С 1875 много концертировала во Франции, затем в Бельгии, Нидерландах, с 1892 - в Великобритании; её репертуар составляли в основном собств. соч. В 1908 гастролировала в Канаде, затем в США, где с Филадельфийским оркестром исполняла свой концертштюк для фп. с оркестром (в этот период в Америке был создан ряд "Шаминад-клубов"). Известностью пользовались также небольшие фп. и орк. пьесы и лирич. романсы Ш., многие из них входили в репертуар И. Падеревского, Н. Мельбы и др. В 1919 школой-студией (с 1922 - Моск. камерный балет) под рук. К. Я. Голейзовского был пост. балет "Арлекинада" ("Карнавал") на музыку Ш.

Сочинения: комич. опера Севильяна (La Sйvillane, не пост.); балет Каллироэ (Callirhoй, Марсель, 1888), для орк. - драм. симфония для хора с орк. Амазонки (Les Amazones, Антверпен, 1888), 2 сюиты; концертштюк для фп. с орк.; камерно-инстр. ансамбли - концертино для флейты с фп., 2 фп. трио; для фп. - ок. 200 пьес в т. ч. конц. этюды, соната, прелюдии, арабески, токкаты, экспромт, 6 балетных мелодий и др., Романтическая пьеса и гавот для 2 фп.; многочисл. романсы, в т. ч. Испанская серенада (известна в транскр. Ф. Крейслера для скр.).

Литература: Parker D. С., She was "First Lady" in music, "Music and musiciens", 1957, v. 5, No 12.

А. Т. Тевосян.

Шамисэн

Шамисэн - сямисэн, - япон. щипковый плекторный муз. инструмент. Род лютни с длинной шейкой и 3 струнами. См. Сямисэн.

Шамо И. Н.

Игорь Наумович (р. 21 II 1925, Киев) - сов. композитор. Нар. арт. УССР (1975). В 1951 окончил Киевскую консерваторию по классу композиции у Б. Н. Лятошинского. Автор мн. произв. разл. жанров. Широко известны песни Ш. (св. 300), среди них "Кифве мiй" (позывные Киевского радио), "Ничего нет священнее Родины", "Товарищ песня", "Ой, вербиченько", "Романтики". В произв. Ш. воплощены ленинская тема (вок. цикл "Песни о Ленине"), темы Родины, советского патриотизма и интернационализма. Мн. его соч. посв. комсомолу ("Комсомольская увертюра", вок. циклы "Страна комсомола", "Ровесники" и др.). Гос. пр. УССР им. Т. Г. Шевченко (1976), пр. Ленинского комсомола УССР (1972).

Сочинения: для солистов, хора и орк. - кантата-оратория Ленин (1980), кантаты Дума про трьох вiтрiв (1948), Спiва Украчна (1961), сюита Моя Батькiвщина (1948), Десять баллад о любви; для орк. -3 симфонии (дл струн. орк., 1964; 1968, 1975), симф. танцы (1949), симф. картина Флуераш (1953), Фестивальная сюита (1954), Молдавская поэма-рапсодия (1956), симфониетта-концерт (для камерного орк., 1967), Комсомольская увертюра (1967), Камерная сюита (1968), Театральный калейдоскоп (1968), Вечерняя музыка (1971), сюита-вариации (1972), Утренняя музыка (1975), хореографич. поэма Корчагинцы (1976), концерты с орк. - для фп. (1951), для флейты (1975), для баяна (со струн. орк., 1980); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1947), 5 струн. квартетов (1955-80), сюита для струн. квартета Меридиан (1980), Украинский квартет (для деревянных духовых, 1961), фп. квинтет (1958); для фп. - 5 миниатюр (1949), соната (1950), сюиты Песни друзей (1954), Классическая (1958), Мальчиш-Кибальчиш (1980), Картины русских живописцев (1959), Думы Тараса (1960), Гуцульские акварели (1972), 12 прелюдий (1962); 10 конц. пьес для бандуры (1979); хоры a cappella (в т. ч. хор-опера "Ятранськi iгри", 1979); романсы, обр. нар. песен, музыка к спектаклям драм. т-ра (более 40), кинофильмам (39, в т. ч. "Максимка", "Мальва", "Матрос Чижик", "Чрезвычайное происшествие", телевизионный - "Как закалялась сталь"), песни.

Литература: Ефремова Л., Игорь Шамо, М., 1958; Мурзина Е., Шевченковские циклы Клебанова и Шамо, в сб.: Украинское музыковедение, 1964, (вып. 1), К., 1966; Вахраньов Ю., Нацiональнi особливостi фортепiанноi творчостi Iгоря Шамо, в сб.: Украчнське музикознавство, вип. 5, Кичв, 1969.

Е. С. Зинькевич.

"Шан дю Монд"

"Шан дю Монд" ("Le chant du monde", букв. - песнь мира) - франц. фирма грамзаписи. Осн. в 1935 в Париже. Выпускает грампластинки с записями классич., эстр. и нар. музыки разных стран мира. "Ш. дю М." постоянно сотрудничает с фирмой "Мелодия".

Крупнейший пропагандист в Европе музыки сов. композиторов, фирма выпустила сотни записей их произв. в исполнении сов. певцов, солистов-инструменталистов, симф., хор. и оперных коллективов, а также произв. рус. композиторов-классиков.

Мн. пластинки с записью опер М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, многочисл. произв. в исполнении сов. оркестров (под упр. дир. Е. А. Мравинского, Е. Ф. Светланова, Г. Н. Рождественского) и солистов (Д. Ф. Ойстраха, Л. Н. Оборина, Э. Г. Гилельса, С. Т. Рихтера, Л. Б. Когана и др.) были удостоены высших наград франц. Академии грампластинок, присуждаемых ежегодно за лучшие записи. "Ш. дю М." также крупное муз. изд-во.

М. М. Фельдштейн.

Шанкар Р.

Рави (р. 7 IV 1920, Варанаси) - инд. музыкант, исполнитель на ситаре, автор композиций в стиле классич. музыки. Муз. образование получил под рук. старшего брата Удая Ш. - руководителя известной в то время в Европе и в США труппы инд. классич. танца ("Танц. группа Удая Ш."). В 1938-46 изучал классич. музыку североинд. традиции под рук. Аллауддина Хана; в эти годы в совершенстве овладел иск-вом игры на ситаре. С кон. 40-х гг. живёт в Бомбее. Работал муз. консультантом в Ассоциации инд. нар. т-ров. В нач. 50-х гг. был муз. директором Всеиндийского радио, в 1952 принимал участие в создании оркестра "Бадья Вринда", в состав к-рого вошли нац. и европ. инструменты. В 1956 состоялись первые гастроли Ш. за рубежом (США и Великобритания), с тех пор артист ведёт широкую конц. деятельность у себя на родине и в др. странах Европы, Азии, Америки; в 1958 и 1967 гастролировал в СССР. В 1970 журн. "Bill Board" (США) отметил Ш. как "артиста года". Ш. выступает в ансамбле со своими постоянными партнёрами, известными музыкантами Алла Ракха (табла) и Продьёт Сен (танпура), а также со мн. крупнейшими музыкантами Европы и Америки (его выступления со скрипачом И. Менухиным записаны на грампластинки). Ш. способствовал демократизации классич. инд. музыки, сделал её достоянием широкой аудитории не только в Индии, но и в др. странах. Композиции Ш. отличаются утончённостью выражения, стройностью и лаконичностью формы. Известен своими экспериментами в области инд. классич. музыки (ввёл в употребление неск. новых paг); в произв. Ш. своеобразно сочетаются элементы муз. систем Востока и Запада. Творч. поиск отличает его концерт для ситара с оркестром, впервые исполненный композитором в сопровождении Лондонского филармонич. оркестра (1973, дир. А. Превин). Автор балета "Саманья Кшати" (по мотивам поэмы Р. Тагора, пост. в 1961, Нью-Дели), инстр. пьес, музыки ко мн. кинофильмам, в т. ч. "Кабуливала", "Анурадха", "Виола", а также к известным в СССР фильмам "Бродяга" и "Господин 420" (оба совм. с Джайкишаном), многочисл. песен, в т. ч. популярной в Индии - "Наша Индия лучше всех". В Индии, США и др. странах выпущено неск. десятков пластинок с записями произв. в исполнении Ш. В 1968 в Нью-Йорке (последние годы Ш. живёт преим. в США) вышла его кн. "Моя музыка, моя жизнь" ("My music, my life").

Дж. К. Михайлов, E. M. Гороховик.

Шано Ж.

Шано Ж. (Chanot) Жорж (25 III 1801, Миркур - по новым данным, 10 I 1873, Курсель, близ Парижа) - франц. мастер смычковых инструментов. Учился у отца - Жозефа Ш. В 1818 переехал в Париж, где первое время делал скрипки и "скрипки-гитары" по модели своего брата Франсуа. Ш. В 1821 работал у Ш. Ф. Гана, в 1823 открыл свою мастерскую. Изготавливал инструменты в основном по моделям А. Страдивари; сделаны они из хорошо подобранного дерева, покрыты таким же лаком, что и инструменты Н. Люпо (но более тонким слоем), звучат превосходно. Знаток старинных итал. инструментов, Ш. завоевал известность и как отличный реставратор. Много путешествовал, посетил Италию, Испанию, Германию, Австрию, а также Россию. В 1872 передал мастерскую своему внуку и ученику Ж. Шардону и уехал в Курсель. Инструменты Ш. высоко ценятся.

Брат Ш. - Франсуа Ш. (по новым данным, 25 III 1788, Миркур - 12 XI 1825, Рошфор) - франц. конструктор смычковых инструментов. Учился у отца - Жозефа Ш. Был военным инженером. По чертежам Ш. инструменты изготавливали в Париже его брат Жорж Ш. и Ж. Б. Вильом. По принципам франц. физика Ф. Савара Ш. создал новый тип скрипки, названный им "скрипка-гитара" (в 1818 парижская Академия изящных иск-в выдала Ш. патент на изобретение). Инструмент не имел углов, деки слегка выпуклые, вместо эфов почти прямые скобки, завиток перевёрнут. Эти скрипки не получили распространения. Сохранились также альты и виолончели, сделанные по моделям Ш.

Литература: Витачек E. P., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, под ред. Б. Доброхотова, М.-Л., 1952, М., 1964; Lьtgendorff W. L. v., Die Geigenund Lautenmacher vom Mittelalter bis zur Gegenwart, Fr./M., 1904, 1922; Vannes R., Dictionnaire universel des luthiers, Brux., 1951; Jalovec K., Enzyklopдdie des Geigenbaues, (Praha, 1965).

Б. В. Доброхотов.

Шансон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шансонье

Шансонье (франц. chansonnier, от chanson - песня).

1) Франц. поэты и исполнители песен (часто авторы их текстов, иногда и музыки; обычно используют популярные мелодии). Истоки франц. Ш. восходят к иск-ву менестрелей, трубадуров, труверов. Ещё со времён сатирич. "мазаринад" (17 в.) творчеству Ш. присуща политич. окраска, к-рая была особенно яркой во время революций 1830, 1848 и Парижской Коммуны 1871. В развитии революц.-демократич. традиций франц. поэзии и иск-ва Ш. особую роль сыграл великий франц. поэт П. Ж. Беранже, воплотивший в своих песнях целую историч. эпоху. 2-я пол. 19 в. выдвинула Ш.-революционеров, в их числе - Э. Потье, автор текста "Интернационала", Ж. Б. Клеман, поэт, член Парижской Коммуны. Продолжателем их традиций стал певец-Ш. Г. Монтегюс, песни и исполнит. иск-во к-рого высоко ценил В. И. Ленин (песни Монтегюса вновь зазвучали в годы франц. Сопротивления). С кон. 19 в. Ш. называют также многих проф. эстр. певцов. Широкое распространение кафе-шантанов, кабаре ("Ша нуар"), а затем мюзик-холлов способствовало появлению плеяды известных певцов, среди них - И. Гильбер, певец-бунтарь А. Брюан (облик этих артистов запечатлён на афишах работы франц. художника А. Тулуз-Лотрека). После 1-й мировой войны 1914-18 наступил период упадка политич. песни. Демократич. традиции Ш. в 50-е гг. 20 в. нашли отражение в творчестве поэта, композитора и певца Ф. Лемарка. Мировую известность приобрели песни Э. Пиаф. Публицистич. заострённость текста, богатство стихотворных форм, эмоциональность отличают песни совр. Ш. - Ш. Трене, Ж. Брассенса, Ж. Бреля, Ж. Беко, М. Шевалье, Ш. Азнавура, С. Адамо, М. Матьё. Иск-во Ш. оказало значит. влияние на развитие совр. мировой эстр. музыки.

2) Применявшееся во Франции название рукописных или печатных сб-ков песен разл. авторов 13-14 вв. и сб-ков водевилей 18-19 вв.

Литература: Бутковская Т., Французская песня в Москве, "МЖ", 1973, No 2; Эрисман Ги, Французская песня, (М., 1974); Bercy A. de, Ziwиs A., A Montmartre... le soir. Cabarets et chansonniers dhier, P., (1951); Brochon P., La chanson populaire au XIX siиcle. Sociйtйs chantantes et goguettes, в кн.: La chanson franзaise. Bйranger et son temps, P., 1956; В arjon L., La chanson daujourdhui, P., (1959); Rioux L., 20 ans de chansons en France, (P., 1966).

И. А. Медведева.

Шантавуан Ж. Ф. А.

Шантавуан Ж. Ф. А. (Chantavoine) Жан Франсуа Анри (17 V 1877, Париж - 15 VII 1952, Мюсси-сюр-Сен, департамент Об) - франц. музыковед и критик. Изучал философию в Парижском ун-те. В 1898 и 1901-02 занимался в Берлине у М. Фридлендера (история музыки). Сотрудничал как муз. критик в журн. "Revue hebdomadaire" (1903-20), "Exelsior" (1911-21), a также "Mйnestrel" и др. периодич. изданиях. В 1923-37 генеральный секретарь Парижской консерватории. С 1906 под его руководством выходила серия книг "Выдающиеся музыканты" ("Les maоtres de la musique"), для к-рой Ш. написал кн. "Бетховен" (1906), "Лист" (1910), "От Куперена до Дебюсси" (1921) и др. В 1911-13 совм. с М. Брене издавал ежегодник "Lannйe musicale". Был другом и биографом К. Сен-Санса. Осуществил публикацию считавшихся ранее утерянными партитур Ж. Бизе, в т. ч. 1-й симфонии, опер "Сид", "Иван Грозный". Перевёл на франц. яз. нек-рые статьи Ф. Листа ("F. Liszt. Pages romantiques", 1912), а также ряд оперных либретто - "Все они таковы" Моцарта, "Тристан и Изольда", "Парсифаль", "Кавалер розы" и др.

Сочинения: Beethoven, P., 1906, 1924; Liszt. P., 1910, 1927; Musiciens et poиtes, P., 1912; De Couperin а Debussy, P., 1921; Les symphonies de Beethoven, P., 1932 (переизд. в предисл. A. Golea, P., 1970); Beethoven, P., 1948; C. Saint-Saлns, P., 1948; Mozart dans Mozart, P., 1948; Mozart, P., 1949; Le romantisme dans la musique europeйnne (совм. с J. Gaudefroy-Demombynes), P., 1955, и др.

А. Т. Тевосян.

Шантырь Г. М.

Григорий Михайлович (р. 23 VI 1923, Москва) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1981). Чл. КПСС с 1957. В 1949 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Е. К. Голубева (ранее занимался у А. Н. Александрова). С 1949 редактор муз.-образоват. передач Всесоюзного радио. С 1952 работал в секретариате CK СССР, с 1975 пред. комиссии музыки народов СССР там же. Для музыки Ш. характерны преобладание лирики, претворение многообразных тем; особый интерес проявляет к совр. тематике. Творч. стиль Ш., сложившийся под влиянием соч. С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, И. Ф. Стравинского, отличают мелодич. рельефность, ясность гармонич. языка и формы. Осн. место в творчестве Ш. занимают оперный и камерный вок. жанры. Автор ряда статей по вопросам муз. иск-ва.

Сочинения: оперы - Город юности (по мотивам романа В. К. Кетлинской "Мужество", 1957, Челябинск; 2-я ред. 1961, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва), Два капитана (по одноим. роману В. А. Каверина, 1965, Челябинск), телеопера Даша (по одноим. рассказу Б. Л. Горбатова, 1970), Пиквикский клуб (по роману Ч. Диккенса "Посмертные записки Пиквикского клуба", 1978, т-р "Ванемуйне", Тарту), Наша молодость (по мотивам романа В. П. Кина "По ту сторону", Львов, 1981); кантата Счастливая юность (сл. Я. Купалы, А. А. Прокофьева, А. Е. Досталя, 1950); для фп. - детские пьесы (1959), сонатина (1966), соната (1968); для хора - 4 лирич. поэмы о В. И. Ленине (сл. С. П. Щипачёва, 1968), цикл Времена года (сл. С. А. Есенина, 1971), Триптих (сл. М. Ю. Лермонтова, 1981); для голоса с фп. - вок. циклы Годы жизни (сл. А. Я. Яшина, 1962), Счастье (слова сов. поэтов, 1966), Маленькая сюита (сл. С. Я. Маршака, 1967), Пушкинские строки (1970), Двадцатый век (сл. Р. Г. Гамзатова, 1972), Пять стихотворений Кайсына Кулиева (1980), романсы на стихи А. С. Пушкина (1949), Щипачёва (1953), Р. И. Рождественского (1956), Й. Волькера (1956), песни.

Литература: (Шумская H.), Григорий Шантырь, М., 1958; Звоницкая Ю., "Два капитана", "МЖ", 1966, No 7; Богданова A., Григорий Шантырь, "МЖ", 1974, No 3; Масловская Т., Герои Диккенса на оперной сцене, "МЖ", 1979, No 7; Галушко М., Верность теме современности, "СМ", 1981, No 7.

H. M. Михайловская.

Шанхай

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шанюшкина Ч. Г.

Чимита Григорьевна (р. 27 II 1927, с. Курумкан, ныне Бурят. АССР) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. РСФСР (1978). Чл. КПСС с 1949. В 1950 окончила Уральскую консерваторию, с того же года солистка Бурят. т-ра оперы и балета. Партии: Марфа ("Царская невеста"), Прилепа ("Пиковая дама"), Любовь Шевцова ("Молодая гвардия" Мейтуса), Кето ("Кето и Котэ" Долидзе), Мэдэгмаша ("У подножья Саян" Ряузова) и др. С 1955 артистка Бурят. филармонии. В репертуаре Ш. бурят. и рус. нар. песни, произв. композиторов-классиков и сов. авторов. Гастролирует за рубежом.

Шапар

Шапар - см. Шабр.

Шапорин Ю. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шапошников А. Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шапошников И. К.

Илья Калустович (22 XII 1895 (3 I 1896), Ростов-на-Дону - 17 I 1953, там же) - сов. композитор и дирижёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1952). В 1920 окончил Киевскую консерваторию. Брал уроки композиции у М. М. Ипполитова-Иванова. В 1924 окончил ф-т обществ. наук ун-та в Ростове-на-Дону. С 1925 гл. дирижёр и муз. рук. Большого симф. оркестра Обл. радиокомитета, в 1944-53 гл. дирижёр и худ. рук. оркестра филармонии в Ростове-на-Дону.

Сочинения: опера Бахчисарайский фонтан (по одноим. поэме А. С. Пушкина, исп. на Радио, 1937); муз. комедии - Три друга (1952), Все для тебя (1960, Ростовский т-р муз. комедии); для солистов, хора и орк. - симф. поэма Октябрь (1927), Горийская поэма (1949); для орк. - 2 симфонии (1920, 1943), увертюры, в т. ч. Волга - Дон (1951), рапсодии - татарская (1931), таджикская (1933), дагестанская (1939), донская казачья (1940), молдавская (1952), Нахичеванские эскизы (1929), Каприччио на восточные темы (1932), Азербайджанская фантазия (1933), Танцы народов СССР (1936), Ереванские эскизы (1942), сюиты, в т. ч. Горийские фрагменты (1932); 2 концерта для фп. с орк. (1924, 1944); фп. трио; песни, романсы; музыка к спектаклям драм. т-ра.

Б. С. Штейнпресс.

Шапошников С. Н.

Сергей Николаевич (28 II (13 III) 1911, Мариуполь -11 VII 1973, Ленинград) - сов. певец (баритон) и педагог. Нар. арт. РСФСР (1957). В 1935 окончил Ленингр. консерваторию по классу пения у А. Н. Ульянова. С 1935 ведущий солист Ленингр. Малого т-ра оперы и балета. С 1947 преподавал пение в Ленингр. консерватории (с 1958 доцент). Ш. - певец большой муз. культуры, обладал голосом тёплого тембра, ровным во всех регистрах, безукоризненно владел им, исполнение Ш. отличалось совершенной дикцией. Среди партий: Евгений Онегин, Фигаро, Жермон; Евгений Листницкий ("Тихий Дон" Дзержинского), Олег Кошевой ("Молодая гвардия" Мейтуса; Гос. пр. СССР, 1951), Кирилл Извеков ("Кирилл Извеков" А. А. Чернова), Паратов ("Бесприданница" Д. Г. Френкеля), Андрей Болконский. Вёл большую конц. деятельность. Исполнял романсы и песни П. И. Чайковского, Ф. Шуберта, Р. Шумана, А. Дворжака, а также сов. композиторов. Гастролировал за рубежом (Болгария, ГДР, Исландия, Швеция и др.). Автор статьи "Сонеты Шекспира" (в сб.: Дмитрий Кабалевский. Творческие встречи, очерки, письма, М., 1974).

Литература: Дорлиак Н., Сергей Шапошников, "СМ", 1956, No 3; Чернов A., Сергей Шапошников, там же, No 6; Смирнов В., Выступление ленинградского певца, "МЖ", 1959, No 20; Бялик М., Поет Шапошников, "СМ", 1964, No 4.

В. И. Зарубин.

Предыдущая страница Следующая страница