Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Ш" (часть 6, "ШПИ"-"ШТО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш" (часть 6, "ШПИ"-"ШТО")

Шпильман

Шпильман (нем. Spielmann).

1) Ср.-век. бродячие артисты в странах нем. языка. Назв. "Ш." утвердилось за ними со 2-й пол. 12 в.; в романских странах бродячие артисты наз. жонглёрами, гистрионами, в ряде стран - вагантами, в Др. Руси - скоморохами. Порой Ш. был спутником певца - барда, трубадура, трувера, зачастую выступал самостоятельно, в т. ч. исполняя собств. эпич. и др. песни. Бродячие Ш. стояли на самой низкой ступени социальной лестницы. Оседлые нередко находились на придв. службе, по к-рой могли продвигаться до положения придв. трубача. С 14 в. большая часть Ш. перешла в разряд проф. гор. музыкантов, организованных в цехи и гильдии (die Zunft), объединявшиеся под рук. "короля" или "графа" музыкантов. Цехи (братства), ежегодно собираясь на свои съезды, отстаивали права и привилегии Ш., добивались обеспечения их денежной помощью, заботились о ремесл. обучении учеников. Цехи музыкантов сохранялись до 18 в.

2) Нем. обозначение группы барабанщиков и трубачей в воен. оркестрах (наз. также Spielmannszug, Spielmannstrupp). Как спец. малый состав такая группа перед вступлением большого оркестра исполняла "сигнальный марш", нередко выступала поочерёдно с осн. составом оркестра. Группой руководил тамбурмажор, дирижировавший барабанной палочкой и пританцовывавший перед полком. Во Франции эта группа называлась clairons, в Италии - pifferari, tamburi, в Шотландии и Ирландии она включала исполнителей на волынке и наз. Dudelsackpfeifer (волынщики).

Литература: Schletterer H. M., Geschichte der Spielmannszunft in Prankreich und die Pariser Geigenkцnige, В., 1884; Merkelt P., Das Trommler- und Pfeiferkorps, L., 1924; Klapper J., Die soziale Stellung des Spielmanns in XIII. und XIV. Jahrhundert, "Zeitschrift fьr Volkskunde", 1930, Bd 2, H. Ѕ; Schmidt H., Der Spielmannszug, В., 1934; Salmen W., Der fahrende Musiker im europдischen Mittelalter, Kassel, 1960 (в серии: Die Musik im alten und neuen Europa, Bd 4).

О. Т. Леонтьева.

Шпинальский С. Л.

Шпинальский С. Л. (Szpinalski) Станислав Леопольд (2(15) XI 1901, Екатеринодар, ныне Краснодар - 12 VI 1957, Париж) - польский пианист и педагог. Учился игре на фп. у К. А. Киппа в Моск. консерватории (1912-18), у Ю. Турчиньского - в Варшавской (1921-1924), в 1925 продолжал занятия в Париже под рук. Р. Визе (фп.) и Л. Обера (композиция). Получил 2-ю пр. на 1-м Междунар. конкурсе им. Ф. Шопена в Варшаве (1927). Совершенствовался в фп. игре у И. Падеревского. В 1927-51 гастролировал во мн. странах Европы; неоднократно выступал в СССР. Преподавал в консерватории в Вильнюсе (с 1934, до 1940 также директор), в муз. школе в Люблине (1944), гос. муз. школах в Лодзи (1945-46) и Познани (1946-51). В 1951-57 профессор (с 1953 также ректор) Гос. высшей муз. школы в Варшаве. В 1955-57 пред. Муз. об-ва им. Шопена. Игра Ш. отличалась виртуозностью, выразит. агогикой, тонким чувством стиля. Исполнял гл. обр. произв. классич. и романтич. репертуара, а также совр. ему, преим. польских, композиторов, в т. ч. К. Шимановского, Т. Шелиговского, музыку к-рых пропагандировал за рубежом. Работал редактором в Польском муз. изд-ве; под его ред. изданы мн. произв. польских композиторов.

Литература: Altberg E., Polscy pianisci, Lodz, 1947; Miedzynarodowe konkursy im. F. Chopina w Polsce, Warsz., 1954; Zalewski T., Stanislaw Szpinalski (некролог), "RMz", 1957, No 8.

З. Лисса.

Шпис Людовик

Шпис Людовик (Spiess) Людовик (р. 13 V 1938, Клуж, ныне Клуж-Напока) - рум. певец (тенор). Учился в Бухарестской консерватории (1961-65), совершенствовался в Милане. С 1964 солист Бухарестского т-ра оперы и балета, дебютировал в партии Герцога. Начиная с 1967 гастролирует в крупнейших т-рах мира - Венской гос. опере, Баварском гос. оперном т-ре (Мюнхен), т-ре "Колон" (Буэнос-Айрес), "Ла Скала" (Милан), "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк), "Гранд-Опора" (Париж), "Ковент-Гарден" (Лондон). В 1967 Ш. пел в Ленингр. т-ре оперы и балета, в 1971 - в Москве (Большой т-р) и Ленинграде. Обладает сильным ярким голосом. Наиболее близки артисту партии лирич. и героич. плана, особенно в операх итал. композиторов - Дж. Верди ("Аида", "Бал-маскарад", "Травиата", "Сила судьбы", "Дон Карлос", "Эрнани"), Дж. Пуччини ("Тоска", "Турандот"), Р. Леонкавалло ("Паяцы"), У. Джордано ("Андре Шенье"), а также в операх К. Сен-Санса ("Самсон и Далила"), Л. Бетховена ("Фиделио"), Р. Вагнера ("Лоэнгрин", "Тангейзер"), Р. Штрауса ("Кавалер розы") и др. Лауреат Междунар. конкурсов певцов в Тулузе (1964), Рио-де-Жанейро (1965), Хертогенбосе (Нидерланды, 1966).

Литература: Аlbesсu T., enterviu cu L. Spiess, "Muzica", 1971, No 6; Elian E., De vorba сu L. Spiess..., там же, 1972, No 1.

Шписс Лео

Шписс Лео (Spies) Лео (23 V (4 VI) 1899, Москва - 1 V 1965, Аренсхоп, близ Ростока) - нем. композитор и дирижёр (ГДР). Чл. нем. Академии иск-в (с 1952). В 1913-15 изучал композицию под рук. О. Риземанна в Москве, в 1915-16 - у Я. Шрейера в Дрездене, в 1916-17 в Высшей муз. школе у Р. Кана и Э. Хумпердинка в Берлине; в 1921 брал уроки у Э. Кшенека. С 1920 работал в качестве дирижёра на небольших сценах. Дирижёр Гор. т-ра в Ростоке (с 1924), дирижёр и муз. рук. балета Гос. оперы в Берлине (в 1928-35 и 1945-47), дирижёр Нем. оперы (с 1935). В 1947-54 работал в т-ре "Комише опер". Гётевская пр. города Берлина (1954). Нац. пр. (1957). С 1959 профессор. Под ред. Ш. в переводе на нем. яз. изданы статьи Л. Яначека из газ. "Лидове новини" ("Feuilletons aus den "Lidovй Noviny"", Lpz., 1959).

Сочинения: балеты - Аполлон и Дафна (1936), Путина в Штралау (Der Stralauer Fischzug, 1936), Морская поездка (Seefahrt, 1937), Солнце смеётся! (Die Sonne lacht!, 1942), Пастораль (Pastorale, 1943), Дон Кихот (1944), Любящие из Вероны (Die Liebenden von Verona, 1944); кантаты - Турксиб (по И. Бехеру, 1932), Дети мира (Kinder der Welt, 1954), Кантата в честь Розенбергов (Rosenberg-Kantate, 1955), Красная площадь (Der Rote Platz, 1957), Георгий Димитров (1962); для орк. - 2 симфонии (1957, 1961) и др.; концерты с орк. - 2 для скр. (1940, 1953), для влч. (1940), для альта (1961); камерно-инстр. ансамбли - 2 струн. квартета (1939, 1963) и др.; произв. для фп.

Литература: Dittrich К., Nachruf fьr Leo Spies, "Musik in der Schule", 1965, Jahrg. 16, No 7/8.

Шпитта Ю. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шпор Л.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шрайер П.

Шрайер П. (Schreier) Петер (р. 29 VII 1935, Мейсен) - нем. певец (лирич. тенор) (ГДР). Учился в Лейпциге и в Высшей муз. школе Дрездена, в 1945-54 певчий Крёйцхора в Дрездене; с 1961 пел в Дрезденской опере, с 1963 - в Нем. гос. опере (Берлин). Выступал на Зальцбургских фестивалях, в Венской гос. опере, миланском т-ре "Ла Скала" и т-ре "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк), в т-ре "Колон" (Буэнос-Айрес). Исполняет ведущие партии в операх В. А. Моцарта, К. Вебера, Р. Вагнера (в т.ч. "Нюрнбергские мейстерзингеры"), партии в "страстях" И. С. Баха. Получил широкую известность как камерный певец. Выступает также в качестве дирижёра.

Шрамек И. О.

Иван Осипович (ок. 1814, Прага - 6(18) X 1874, Москва) - дирижёр и композитор. По национальности чех. Изучал богословие в пражской семинарии, одноврем. учился игре на фп. - уже в юные годы слыл виртуозом. Окончил Пражскую консерваторию по классу фп. С передвижной нем. оперной труппой совершил путешествие по Германии. Нек-рое время был дирижёром нем. оперы в Париже, с 1839 оперным капельмейстером в Риге. С 1861 жил в Москве, с кон. 1863 капельмейстер Большого т-ра. Был известен как широко образованный музыкант. Автор оперы "Илья Муромец" (в рукописи). Несколько инстр. пьес и романсов Ш. были изданы и пользовались известностью.

Литература: Чайковский П., Некролог. И. О. Шрамек, "Русские ведомости", 1874, 15 окт., то же, в его кн.: Музыкально-критические статьи, М., 1953; Кашкин Н., Императорские оперные сцены в Москве, "Московские ведомости", 1901, 19 июня.

Т. В. Попова.

Шрёдер-Девриент В.

Шрёдер-Девриент В. (Schrцder-Devrient) Вильгельмина (6 XII 1804, Гамбург - 26 I 1860, Кобург) - нем. певица (сопрано). Дочь певца (баритон) Фридриха Людвига Шрёдера и знаменитой драм. актрисы Софьи Бюргер-Шрёдер. Пению обучалась у Д. Моцатти и Дж. Радиги в Вене. В 1821 дебютировала там же в партии Памины в "Волшебной флейте" Моцарта на сцене "Кернтнертортеатра"; в том же году гастролировала в Праге и Дрездене. Известность Ш.-Д. принесло исполнение роли Леоноры в "Фиделио" Бетховена (1822), незадолго до этого спела партию Агаты в "Вольном стрелке" Вебера (спектакль шёл под упр. автора). В 1823-47 пела в Дрезденском придворном театре. С 1847 выступала как камерная певица. Гастролировала в городах Италии, в Париже, Лондоне, Праге, Петербурге. В 1849 выслана из Дрездена за участие в майском восстании. С 1856 вновь выступала публично как камерная певица. Голос Ш.-Д. был не вполне безупречен, однако исполнение её отличалось чистотой интонации, отчётливой дикцией, глубиной проникновения в характер создаваемых образов. Её творчество стало поворотным пунктом в развитии немецкого вокального искусства 19 в. Вок. и драм. мастерство артистки высоко ценили Л. Бетховен, К. М. Вебер, Р. Шуман, Р. Вагнер. Ш.-Д. - первая исполнительница партий Адриано, Сенты, Венеры и операх Вагнера "Риенци" (1842), "Летучий голландец" (1843), "Тангейзер" (1845). Др. партии: Агата; Леонора ("Фиделио" Бетховена); Эврианта, Реция ("Эврианта", "Оберон" Вебера); Армида, Ифигения, Альцеста ("Армида", "Ифигения в Тавриде", "Альцеста" Глюка); Донна Анна ("Дон Жуан" Моцарта), Дездемона ("Отелло" Россини); Анна Болейн ("Анна Болейн" Доницетти); Ромео, Сомнамбула ("Капулетти и Монтекки", "Сомнамбула" Беллини), Олимпия ("Олимпия" Спонтини).

Литература: Серов А. Н., Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895, с. 1361-62, 1375; его же, Рихард Вагнер и его реформа в области оперы, "Искусства", 1860, No l-2, то же, в его кн.: Избр. статьи, т. 2, М.-Л., 1957; Rellstab L., Wilhelmine Schrцder-Devrient, в кн.: Gesammelte Schriften, Bd 9, Lpz., 1844; Wol zogen A. V., Wilhelmine Schrцder-Devrient, Lpz., 1863; Wagner R., Ьber Schauspieler und Sдnger, Lpz., 1872; Вab J., Die Devrients, В., 1932; Hagemann K., Wilhelmine Schrцder-Devrient, Wiesbaden, (1947); Kьhner K., GroЯe Sдngerinnen der Klassik und Romantik, Stuttg., (1954); Huber V., Flirt und Flitter. Lebensbilder aus der Bьhnenwelt, Dьsseldorf, 1970.

Ю. В. Крейнина.

Шрекер Ф.

Шрекер Ф. (Schreker) Франц (23 III 1878, Монако - 21 III 1934, Берлин) - австр. композитор и дирижёр. Композиции учился в Вене у Р. Фукса и Г. Греденера. В 1908 основал Филармонич. хор, с 1912 преподавал композицию в Венской академии музыки и сценич. иск-ва, с 1920 - директор Высшей школы музыки в Берлине, с 1932 руководил классом высшего мастерства (композиция) в Прусской академии иск-в. Среди учеников - Э. Кшенек, К. Ратхауз, А. Хаба. Известен гл. обр. как оперный композитор, наибольшее признание получила его опера "Дальний звон" (пост. 1912, Франкфурт-на-Майне), шедшая на многих сценах европ. т-ров (в т. ч. в Ленинграде в 1925, дирижировал автор). Либретто опер Ш. отмечены чертами эротики и натурализма. Вместе с тем мелодика их вок. партий напевна, гармонич. язык ярок, красочен, оркестровка в традициях позднего романтизма и импрессионизма. В 1933 фашистское руководство отстранило Ш. от занимаемых им должностей, и его смерть явилась следствием психич. потрясения.

Сочинения: оперы - Пламя (Flammen, 1902, Вена), Дальний звон (Der ferne Klang, 1912, Франкфурт-на-Майне), Игрушка и принцесса (Das Spielwerk und die Prinzessin, 1913, Вена; 2-я ред. 1920, Мюнхен), Отмеченные (Die Gezeichneten, 1918, Франкфурт-на-Майне), Искатель кладов (Der Schatzgrдber, 1920, Франкфурт-на-Майне), Иррелоэ (1924, Кёльн), Поющий чёрт (Der singende Teufel, 1928, Берлин), Кузнец из Гента (Der Schmied von Gent, 1932, Берлин), Христофор (1932, Фрейбург); балеты - День рождения инфанты (Der Geburtstag der Infantin, пантомима, 1908, Вена; 2-я ред. 1923, под назв. Испанский праздник - Spanisches Fest), Ветер (Der Wind) и Рококо (1908, Вена); для хора и орк.: Лебединая песнь (Schwanengesang, после 1902); для орк. - Ноктюрн (Nachtstuck), Интермеццо (для струнных); симф. увертюра (для орк. и органа); для камерного орк. - маленькая сюита (1916), камерная симфония для 23 солирующих инструментов (1929), Andante; песни с орк. на стихи У. Уитмена (1929); Ave Maria (для голоса и органа), песни.

Литература: Ф. Шрекер и его опера "Дальний звон". Сб. статей, Л., 1925; Bekker Р., F. Schreker, В., 1919; Kfenek E., Selbstdarstellung, Z., (1948); Neuwirth G., F. Schreker, W., (1959); Wulf J., Musik im Dritten Reich. Eine Dokumentation, (Gьtersloh), 1963.

О. Т. Леонтьева.

Шри-Ланки музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шрути

Шрути (санскр., от шру - слышать) - минимальное расстояние между 2 звуками, а также принцип организации звукоряда в инд. классич. музыке, подразумевающий деление его на 22 неравных по величине интервала. Впервые понятие Ш. встречается в "Натьяшастре" Бхараты (первые века н. э.); впоследствии этот принцип организации рассматривается как целостная теория в трактатах "Брхаддеши" Матанги (5 в.), "Сангитамакаранда" Нарады (8 в.), "Сангитаратнакара" Шарнгадевы (13 в.) и др. В них Ш. трактуется как наименьший интервал и как средство муз. выразительности, способствующее выявлению того или иного эмоционально-психологич. состояния - раса. Каждый Ш. имеет название, соответствующее характеру своего раса: неизменный, блистающий, желанный, прекрасный и т. д. Ш. делятся на 5 групп (джати) : жгучие, широкие, нейтральные, нежные и жалобные. Инд. философская мысль, для к-рой характерно синкретич. восприятие мира, включает каждый из Ш. в целостную систему мироздания, где им соответствуют определ. планеты, цвета спектра, божества и т. д.

Большое значение имеет соотношение между 22 Ш., располагающимися в пределах октавы, и 7 осн. ступенями звукоряда. Каждая ступень (свара) включает определ. количество Ш.: шадджа (1-я свара) включает 4 Ш., ришабха (2-я) - 3, гандхара (3-я) - 2, мадхья-ма (4-я) - 4, панчама (5-я) - 4, дхайвата (6-я) - 3, нишада (7-я) - 2. Не образуя осн. звукоряда, 22 Ш. употребляются в сочетании с группой свар того или иного звукоряда или в виде микроинтервального орнамента ( гамака), к-рый имеет особое эстетич. значение. Наличие Ш. является одним из признаков, определяющих высокую степень развитости и утончённости музыки Юж. Азии. Распространённые в классич. музыке, они не типичны для традиц. музыки. См. Индийская музыка.

Литература: Музыкальная эстетика стран Востока, ред. и вступ. ст. В. П. Шестакова, (М., 1967), с. 123-29; Ranadе G. Н., Hindusthani music. Its physics and aesthetics, Bombay, 1939, 1951, 1971 (факсим. переизд.); Daniйlou A., Northern Indian music, v. 1, L. - Calcutta, 1949, p. 45-69, то же, N. Y.- Wash., (1969); Aspects of Indian music. A series of special articles and papers read at the music symposia arranged by All India Radio, New Delhi, (1970); Jairazbhoy N. A., An interpretation of the 22 Srutis, "Asian music", 1975, v. 6, No 1-2.

E. M. Гороховик.

Штайнер Я.

Штайнер Я. (Stainer) Якоб (1617 - X или XI 1683, Абзам, Тироль) - австр. скрипичный мастер. Учителя Ш. неизвестны. В 1634-40 учился изготовлению скрипок в Кремоне (по др. источникам, в Венеции). После неск. лет странствий (1644-49, Зальцбург, Мюнхен, Инсбрук, Венеция, Больцано) Ш. обосновался в Абзаме. Первоначально был вынужден продавать свои инструменты за бесценок, однако постепенно к нему пришла известность. Один из его инструментов был доставлен ко двору испан. короля. В 1658 Ш. получил титул придв. музыканта. С 1668 подвергался преследованию со стороны церкви по подозрению в ереси, нек-рое время провёл в тюрьме. В 1669 был освобождён и возобновил работу. С 1675 страдал душевным заболеванием.

Ш. - выдающийся скр. мастер, оказал огромное влияние на мн. мастеров Европы, в т. ч. Италии. Изготовлял преим. скрипки (редкие ныне), а также инструменты семейства виол, в т. ч. гамбы и баритоны. Ш. создал индивидуальную, характерную только для его инструментов форму. Изготовленные им инструменты отличались безупречностью технич. выполнения, красотой, обладали сильным, ясным тоном. О прекрасном звучании инструментов Ш. писали мн. авторы. На инструментах Ш. играли Ф. Верачини, А. Корелли, Дж. Тартини, И. С. Бах. У Ш. не было учеников, к-рые могли бы продолжить его традицию, ни один из подражателей не смог достичь его уровня.

Литература: Ruf S., Der Geigenmacher Jakob Stainer von Absam in Tirol..., Innsbruck, 1872; Senn W., Jakob Stainer, der Geigenmacher zu Absam. Die Lebensgeschichte nach urkundlichen Quellen, Innsbruck, 1951.

E. Л. Гуревич.

Штакельберг К. К.

Константин Карлович, барон (15 (27) VI 1848, Стрельна, под Петербургом - 30 III 1925, Таллин) - муз.-обществ. деятель. В 1866 окончил Пажеский корпус в Петербурге; генерал-лейтенант (1907). В 1882-97 начальник придв. духового оркестра, в 1897-1917 - придв. симф. оркестра (дирижёры - М. Г. Франк, Г. Флиге, с 1888 - Г. И. Варлих). По инициативе Варлиха в 1902 Ш. организовал открытые концерты придв. оркестра под назв. "Орк. собрания муз. новостей", в них выступали дирижёры А. Никиш (1908-11), Р. Штраус (1913), В. Ферреро (1914). В программы включались новые произв. отечеств. и зап.-европ. композиторов, а также классич. симф. музыка. В 1902 на основе коллекции нар. и проф. инструментов, хранившихся в Эрмитаже, Ш. создал Музей муз. инструментов (с 1940 находится в ведении Ин-та т-ра, музыки и кинематографии в Ленинграде). Ш. был поборником военно-капельмейстерского образования в России; в 1910-12 спец. комиссия под его председательством разработала систему подготовки военных музыкантов и дирижёров, отд. элементы к-рой находят применение в сов. спец. муз. учебных заведениях. В 1917 вышел в отставку, жил в Эстонии, где опубликовал неск. муз. произв. под псевд. CИESTE.

Сочинения: Реформа военных оркестров, "Новое время", 1911, 31 мая, 6 июня.

Литература: Ник. Ф. (индейзен), 25-летие Придворного оркестра (1882-1907 гг.), "РМГ", 1907, No 51-52; Иванов М., Наши музыкальные дела, "Новое время", 1911, 28 марта; Список генералам по старшинству, П., 1914; О концертной деятельности Придворного оркестра, "Музыкальный современник. Хроника", 1916, вып. 19; Артур Никиш и русская музыкальная культура. Воспоминания, письма, статьи, Л., 1975, с. 4, 65-73, 139.

M. P. Леонова.

Штандфус И.

Штандфус И. (StandfuЯ) Иоганн (?) К. (г. рожд. неизв. - ум. ок. 1759, Гамбург) - нем. скрипач и композитор. О его жизни и деятельности сохранилось мало сведений. Ок. 1750-56 был скрипачом и концертмейстером театр. труппы Г. Коха в Лейпциге, затем переехал в Веймар (достоверно известно, что Ш. находился в Веймаре до 1757). Ш. создал первый нем. зингшпиль "Чёрт на свободе, или Превращённые женщины" (текст К. Вейсе, по англ. балладной опере Ч. Коффи "The devil to pay or the Wives metamorphosed"), к-рый шёл с большим успехом. В 1766 была пост. обработка И. А. Хиллера, текст Вейсе, где частично была сохранена музыка Ш., в т. ч. песни. Мелодии песен близки к народным (нек-рые состоят из ряда кратких мелодич. фраз, к-рые повторяются или секвенцируются), они сопровождаются простым аккомпанементом гомофонного склада. Музыка зингшпиля Ш. "Весёлый сапожник" тоже частично использована в одноим. зингшпиле Хиллера.

Сочинения: зингшпили - Чёрт на свободе, или Превращённые женщины (Der Teufel ist los oder Die verwandelten Weiber, 1752, Лейпциг), Весёлый сапожник (Der lustige Schuster, 1759, Любек), Гордый крестьянин Йохен Трёбс (Der stolze Bauer Jochen Trцbs, 1759, Гамбург); мотеты.

Литература: Seyfert В., Das musikalisch-volkstьmliche Lied von 1770 bis 1800, "VfMw", 1894, Jahrg. 10; Sсhmid Сhr. H., Chronologie des deutschen Theaters, В., 1902 ("Schriften der Gesellschaft fьr Theatergeschichte", Bd 1); Сalmus G., Die ersten deutschen Singspiele von StandfuЯ und Hiller, Publicationen der Internationalen Musikgesellschaft, Beihefte, H. 6, Lpz., 1908; Wesseler K., Untersuchungen zur Darstellung des Singspiels auf der deutschen Bьhne des 18. Jahrhunderts, Kцln, 1955 (Diss.).

Ю. В. Крейнина.

Штарк А. Л.

Александр Леонидович (16 (29) VIII 1910, Полтава - 18 VI 1963, Москва) - сов. кларнетист, композитор и педагог. В 1935 окончил Моск. консерваторию у С. В. Розанова, с этого же года солист Гос. симф. оркестра СССР. Выступал как солист и ансамблист. 1-й исполнитель (также ред.) концерта для кларнета с оркестром С. Н. Василенко (посв. Ш.). 2-я пр. на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве (1935). С 1944 преподавал в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных (с 1953 зав. кафедрой дух. инструментов, с 1954 профессор), параллельно в Ин-те военных дирижёров, Муз. уч-ще им. Гнесиных и Муз. уч-ще при Моск. консерватории. Автор ряда соч. для кларнета с фп., а также уч.-методич. пособий, среди них - "Хрестоматия педагогического репертуара для кларнета" (ч. 1-2, 1966, 1970), 3 сб-ка "Оркестровые трудности" (из произв. П. И. Чайковского, 1951-53). Ш. принадлежат 2 сб-ка переложений и обработок для кларнета с фп. пьес Ф. Шопена, М. А. Балакирева, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Н. Я. Мясковского.

Штаркер Я.

Штаркер Я. (Starker) Янош (р. 5 VII 1924, Будапешт) - амер. виолончелист венг. происхождения. В 1939 окончил у А. Шиффера Муз. академию им. Ф. Листа в Будапеште, в том же году дебютировал. С 1945 концертмейстер групп виолончелей будапештских оркестра оперного т-ра и филармония, оркестра. С 1948 работает в США. В 1949-53 концертмейстер группы виолончелей оркестра "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке, в 1953-58 - Чикагского симфонич. оркестра. С 1946 гастролировал в странах Европы (в 70-х гг. с особым успехом - в Венгрии), Азии и в США. В репертуаре сонаты И. С. Баха и З. Кодаи для виолончели соло, концерты Й. Гайдна, Р. Шумана, А. Дворжака, С. С. Прокофьева и др. Ш. принадлежит ряд транскрипций и редакций классич. произв. для виолончели, а также каденции к ряду концертов для виолончели с оркестром и др. С 1958 профессор Блумингтонского ун-та (шт. Индиана, США), с 1975 - Высшей муз. школы в Эссене (ФРГ).

Штаркман Н. Л.

Наум Львович (р. 28 IX 1927, Житомир) - cов. пианист. Окончил Моск. консерваторию (1949), занимался у К. Н. Игумнова. Лауреат междунар. конкурсов им. Ф. Шопена (1955, Варшава), им. Виана да Мота (1957, Лисабон, 1-я пр.), им. П. И. Чайковского (1958, Москва, 3-я пр.). С 1949 солист Моск. филармонии. В 1967-72 преподаватель Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных. Гастролирует за рубежом.

Штедронь Б.

Штедронь Б. (Stedron) Богумир (p. 30 X 1905, Вишков, Моравия) - чеш. музыковед, педагог, муз.-обществ. деятель. Получил домашнее начальное муз. образование. Брал уроки у Й. Блатнего (муз.-теоретич. предметы, 1925-28), В. Курца (фп., 1926 - 29). Изучал музыковедение под рук. В. Гельферта в ун-те в Брно (1929). Организовал со своими братьями Яном и Милошем Ш. камерный ансамбль, пропагандировал музыку чеш. барокко и чеш. муз. классику. Как пианист участвовал в разл. камерно-инстр. ансамблях, концертировал также как клавесинист, в т. ч. в Вене (1956). Работал в Брно хормейстером в разл. хорах (1927-1932), как симф. дирижёр на Радио. Преподавал в Пед. академии (муз. воспитание, 1931-39), в консерватории (история музыки, 1939-45), в ун-те - на пед. ф-те (1946-51) и на философском (1945-70, с 1966 профессор кафедры музыковедения). Автор работ по проблемам муз. воспитания, о гуситской муз. традиции, по истории чеш. и моравской муз. культур и др., о связях ведущих чеш. композиторов В. Новака, А. Дворжака, Б. Сметаны, Й. Б. Фёрстера, З. Фибиха с муз. культурой Моравии и др. Один из редакторов чехосл. муз. словаря ("Cesko-slovenskэ hudebnн slovnнk", sv. 1-2, Praha, 1963-65).

Сочинения: Vyskovsko v hudbe a zpevu, в кн.: Chrбmovб hudba те Vyskove v XIX stoletн, Vyskov, 1935; Hudebnн vэchova na pedagogickэch akademiнch, "Hudba a skola", 1940; Hudebnн sbнrka augustiniбnu na St. Brne, "Vestnнk CAVU", Praha, 1943; L. Janбcek ve vzpomнnkбch a dopiseсh, Praha, 1946; Problйm slovanskй hudby u nбs, в кн.: Slovanstvн v ceskйm nбrodnнm zivote, Brno, 1947; Ceskб hudba za nesvobody, "Musikologie", 1949, No 2; Janбcek a Mozart, "Bertramka", 1951, c. 1; К dejinбm delnickй pнsne, "Casopis Matice moravskй", 1951; Dнlo L. Janбcka, Opava, 1952, Praha, 1959; Jak ucili nasi kantori zpevu, "HR", 1952, c. 5; Husitskй nбmйty v ceskй a svetovй hudbe, "Casopis Nбrodnнho musea", 1953; Janбcek a Cajkovskij, "Sbornнk filosofickй fakulty", Brno, 1953; Janбckovy clanky a referaty z "Moravskэch listu", "Vlastivednэ vestnik moravsky", 1953, "HR", 1954; К dejinбm hudby v ostravskйm kraji (совм. с I. Stolarнkem, "Slezskэ sbornнk", 1955, c. 2); Komenskэ a hudba, "Hudebni vэchova", 1957, c. 2/3; Janбйkovy feulletony о Cajkovskйm n Rusku, "HR", 1958; Pokrokovй tendence brnenskй орегу, в сб.: "Velkб pochoden", Brno, 1959; Prehled dejin hudby do Beethovena, Praha, 1962; V. Novбk v obrazech, Praha, 1967; Leos Janбcek, Praha, 1976; L. Janбcek v obrazech, Praha, 1980.

В. Я. Егорова.

Штейбельт Д.

Штейбельт Д. (Steibelt) Даниель ( 22 Х 1765, Берлин - 20 IX (2 X) 1823, Петербург) - нем. пианист, дирижёр и композитор. Сын мастера клавишных инструментов. Игру на фп. и теорию музыки изучал под рук. Ф. Кирнбергера. С 1789 начал концертировать. В 1790-96 и 1805-08 жил в Париже, приобрёл известность как пианист и педагог. В 1793 опера Ш. "Ромео и Джульетта" пост. в т-ре "Фейдо". В 1796-1800 путешествовал, посетил Лондон, Берлин, Дрезден, Прагу, Вену, позднее жил в Париже, Лондоне. С 1809 жил в Петербурге (с 1811 капельмейстер придв. Франц. оперы). Выезжал на концерты в Москву. Писал музыку. Оставил множество произведений различных жанров, успех к-рых был недолговременным. Наиболее значителен вклад Ш. в фп. музыку (писал фп. соч., в основном для собственных выступлений). Его пьесы отражали салонные вкусы того времени и наряду с этюдами И. Крамера и М. Клементи исполнялись до нач. 20 в. В фп. концертах Ш. заметны романтич. черты - обогащённая орк. палитра, виртуозная техника. Одним из первых начал широко использовать педаль и описал технику педализации в своей книге "Полная практическая школа для фортепиано" (П., 1830).

Сочинения: оперы - Ромео и Джульетта (1793, Париж), Альберт и Аделаида (1798, Лондон), Вавилонская принцесса (La princesse de Babylone, 1808, Петербург), Золушка (Cendrilion, 1809?, там же), Сарджино (1810, там же), опера-пастиччо Любовные страсти (Les Folies amoureuses, там же), Суд Мидаса (Le Jugement de Midas, 1823, не окончена); балеты - Возвращение Зефира (Le retour de Zйphire, 1802, Париж), Суд пастуха Париса (Le Jugement du berger Paris, 1804, Лондон), Прекрасная молочница (La belle laitiиre, 1805, там же), Глупый рыцарь (Der blцde Ritter, 1810, Петербург); кантата Празднество Марса (La Fкte de Mars, в честь битвы при Аустерлице, 1806, Париж); симфонии и увертюры для орк.; 7 концертов для фп. с орк.; фп. трио, фп. квартет, струн. квартеты, 3 фп. квинтета; для фп.- св. 100 сонат (нек-рые со скр., влч. или флейтой ad libitum), дивертисменты и др.; песни.

Литература: Алексеев А. Д., История фортепианного искусства, ч. 2, М., 1967, с. 23; Dietz M., Geschichte des musikalischen Dramas in Frankreich wдhrend der Revolution..., W., 1885, 1893; Engel H., Die Entwicklung des deutschen Klavierkonzertes von Mozart bis Liszt, Lpz., 1927; Mьller G., Daniel Steibelt, sein Leben und seine Klavierwerke, StraЯburg, 1933 ("Sammlung musikwissenschaftlicher Abhandlungen", Bd 10), (Diss.), Baden-Baden, 1973.

Ю. В. Крейнина.

Штейнберг Л. П.

Лев Петрович (3 (15) IX 1870, Екатеринослав - 16 I 1945, Москва) - сов. дирижёр и композитор. Нар. арт. СССР (1937). В 1893 окончил Петерб. консерваторию по классу теории композиции у Н. Ф. Соловьёва (ранее занимался у Н. А. Римского-Корсакова), его педагогами по фп. были К. К. Фан-Арк и Н. Г. Рубинштейн, по гармонии - А. К. Лядов. В 1892 во время традиц. летних симф. концертов в Друскининкае состоялся дирижёрский дебют Ш. Работал в оперных т-рах Петербурга (1892), Москвы (1902), Саратова (1903), Харькова (1910-13), Киева (1911-1914) и др. городов. В 1914 по приглашению С. П. Дягилева принял участие в "Рус. сезонах" (Лондон, Париж). В Лондоне под упр. Ш. впервые пост. оперы "Майская ночь" Римского-Корсакова и "Князь Игорь" Бородина (обе с участием Ф. И. Шаляпина). Позже выступал в Берне, Дрездене, Лейпциге, Берлине. В 1917-24 работал в Киеве, в 1924-26 - в Харькове, в 1926-28 - в Свердловске, Баку. С 1928 жил в Москве. В 1928-41 и 1943-45 дирижёр Большого т-ра. В 1937-38 преподавал дирижирование в Моск. консерватории. Ш. участвовал в организации т-ров и филармоний Киева и Одессы. Инструментовал оперу "Тарас Бульба" Лысенко и впервые пост. её на сцене (1924, Харьковский т-р оперы и балета). Среди значит. пост.: "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1929), "Турандот" Пуччини (1931), "Царская невеста" (1937), "Русалка" (1944).

Сочинения: муз. хроника Джон Рид (1932), балет Мирра (1924, Харьковский т-р оперы и балета); для солистов, хора и орк. - кантаты Самсон (1892), Торжественная (Октябрь 1917 года, сл. И. Ж. Руля, 1923), симф. картина для хора с орк. Красная площадь (1934); для орк. - 4 симфонии (1906, 1916, 1920,?), симф. сюита Восточные картины (1941), симф. поэма Лес спит (1912), симф. картины - Мелюзина (1901), Украина (1925), концерт для скр. с орк. (1923) и др.

Литература: Лев Петрович Штейнберг. К ХХХ-летию композиторско-дирижёрской деятельности, "Искусство", Киев, 1922, No 1; Ивашкин А. В., Лев Петрович Штейнберг, в кн.: Мастера Большого театра. Народные артисты СССР, М., 1976; Поляновский Г., 70 лет в мире музыки, М., 1977, с. 160-167.

Л. Б. Римский.

Штейнберг М. О.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Штейнпресс Б. С.

Борис Соломонович (р. 31 VII (13 VIII) 1908, Бердянск) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1938). Чл. КПСС с 1942. В 1926-32 чл. РАПМ. В 1931 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у К. Н. Игумнова, в 1936 - аспирантуру по истории музыки (рук. М. В. Иванов-Борецкий), одноврем. преподавал там же (1931, 1933-1936). Читал курс истории заруб. музыки в консерватории (1936-37, в 1942-43 зав. кабинетом истории музыки) и муз. уч-ще в Свердловске (в 1941-43 зав. муз.-теоретич. отделением), а также в Центр. заочном муз.-пед. ин-те в Москве (в 1939-41 зав. кафедрой истории музыки, с 1940 доцент, декан историко-теоретич. ф-та). Сотрудник редакции газ. "Уральский рабочий" в Свердловске (1936-37 и 1941-43). В 1938-40 и 1943-59 ст. науч. ред. изд-ва "Советская энциклопедия". Автор работ по истории рус. и заруб. музыки (М. И. Глинка, А. А. Алябьев, В. А. Моцарт, А. Сальери), мн. статей в сов. и заруб. энциклопедиях и словарях, ред. нотной серии "Музыка массам" (291 тетрадь, 1929-31), ред.-сост. сб-ков "Из музыкального прошлого" (1960, 1965). Под ред. Ш. и с его историко-критич. очерком переиздан сб. "Голоса украинских песен" Максимовича - Алябьева (1961). Автор-сост. (совм. с И. М. Ямпольским) "Энциклопедического музыкального словаря" (1959, 1966) и "Краткого словаря любителя музыки" (1961, 1967).

Сочинения: Вопросы материальной культуры в музыке, М., 1931; К истории "цыганского пения" в России, М., 1934; Глинка, Верстовский и другие, в кн.: М. И. Глинка. Исследования и материалы, Л.-М., 1950; "Дневник" Кукольника как источник биографии Глинки, там же; Новый вариант старой легенды, "СМ", 1954, No 11; Новое о русских связях Моцарта, там же, 1956, No 12; Страницы из жизни А. А. Алябьева, М., 1956; Михаил Юрьевич Виельгорский, благожелатель Глинки, в кн.: М. И. Глинка, М., 1958; А. А. Алябьев в изгнании, М., 1959; "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше как источник оперы Моцарта, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960; Популярный очерк истории музыки до XIX века, М., 1963; Вымыслы и правда о Моцарте, "СМ", 1964, No 9; Музыка XIX века. Популярный очерк, ч. 1 - Классицизм и романтизм, М., 1968; Музыка Гайдна в России при жизни композитора, в кн.: Музыкальное исполнительство, сб. 6, М., 1970; Сальери сегодня, "СМ", 1975, No 3; Музыкально-лексикографические заметки, там же, 1975, No 10, 1978, No 3; Очерки и этюды, М., 1980, и др.

Штейнхаузен Ф. А.

Штейнхаузен Ф. А. (Steinhausen) Фридрих Адольф (13 VII 1859, Потсдам - 23 VII 1910, Боппард) - нем. пианист и воен. врач. В течение ряда лет преподавал игру на фп. Один из наиболее ярких и последовательных представителей т. н. анатомо-физиологич. направления в муз. педагогике, Ш. занимался исследованиями в области физиологии движений применительно к технике игры на муз. инструментах. Труды Ш., в к-рых особое внимание уделено критике старых и поискам новых (физиологически обоснованных) методов преподавания, в целом содействовали развитию муз. педагогики. Однако попытки Ш. установить единую физиологически целесообразную форму движения ("полётно-вращательное" движение при игре на фп., широкий "размаховый" штрих - на струн. инструментах) не привели к положительным результатам. Методологич. ошибки Ш. заключались в том, что, стремясь объяснить всё многообразие технич. форм неизменными свойствами человеческой природы, он недооценивал эволюцию техники фп. игры, связь её с музыкальными стилями, с конкретными социально обусловленными художеств. задачами.

Сочинения: Die Physiologie der Bogenfьhrung auf den Streichinstrumenten, Lpz., 1903, 1928 (рус. пер.- Физиология ведения смычка, M., 1930); Die phisiologischen Grundlagen der musikinstrumentalen Technik, "Die Musik", 1903, H. 2; Ьber die physiologischen Fehler und die Umgestaltung der Klaviertechnik, Lpz., 1905, 1929 (рус. пер.- Физиологические ошибки в технике фортепианной игры, СПБ, 1909, также под назв.: Техника игры на фортепиано, предисл. и доп. Г. Прокофьева, М., 1926); Ьber Zitterbewegungen in der musikalischen Technik,. "Der Klavierlehrer", 1905, No 11.

Литература: Прокофьев Г., (Предисловие), в кн.: Штейнхаузен Ф., Техника игры на фортепиано, М., 1926; Коган Г., Проблемы теории пианизма, в его кн.: Вопросы пианизма. Избр. статьи, М., 1968, с. 7-47.

Я. И. Мильштейн.

Штелин Я.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Штефэнеску Д.

Штефэнеску Д. (Stephanescu) Джордже (13 XII 1843, Бухарест - 25 IV 1925, там же) - рум. композитор, дирижёр, педагог и муз. деятель. Один из основоположников рум. композиторской школы. В 1864-67 учился в Бухарестской консерватории у Э. Вахмана (гармония), в 1867-71 - в Парижской консерватории у Ф. Обера и А. Тома (композиция), А. Мармонтеля (фп.), Э. Делле Седие (пение). В 1877-90 дирижёр и композитор Нац. т-ра в Бухаресте. Возглавил движение за создание нац. проф. оперного т-ра в Румынии; основал и был дирижёром неск. проф. оперных трупп (первая создана им в 1885 при Нац. т-ре). Под рук. Ш. ставились мн. муз.-сценич. произв. рум. композиторов. Профессор вок. и оперного классов Бухарестской консерватории (1872-1904), один из основателей рум. школы оперного пения. У него учились Е. Теодорини, X. Даркле, Д. Попович-Байрёйт, М. Нуовина и др. Автор первой рум. симфонии (1869). Творчество Ш. опирается на традиции европ. классицизма и романтизма, в ряде его произв. использован рум. муз. фольклор. Ш. принадлежат педагогич. работы по вок. технике, в т. ч. "Despre mecanismul vocal" (Buс., 1896).

Сочинения: опера - Петра (одноактная, незаконч., 1902); оперетты, в т. ч. Тёща (1890), Комета (1900), муз. феерия - Сынзяна и Пепеля (1880; на текст В. Александри, Нац. т-р, Бухарест); для орк. - симфония (1869), Национальная увертюра (1876), симф. пьесы в народно-танц. жанре "хура"; камерно-инстр. ансамбли; произв. для фп., скр., для влч. с фп., романсы на стихи Александри, М. Эминеску и др. рум. поэтов, музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литература: Stephбnescu G., George Stephбnescu, Viata in imagini, Buc., 1962; Shiru J. С., George Stephбnescu, "Muzica", 1962, No 9; Weinberg J., Momente si figuri din trecutul muzicii romвnesti, Buc., 1967; Vancea Z., Creatia muzicala romвneasca, sec. XIX-XX, (t. 1), Buc., 1968, p. 106-15 (рус. пер.- в кн.: Страницы истории румынской музыки. Сост. и ред. Р. Э. Лейтес, М., 1979, с. 133-39).

Р. Э. Лейтес.

Штефэнеску-Гоангэ П.

Штефэнеску-Гоангэ П. (Stefanescu-Goanga) Петре (13 III 1902, Брэила - 6 IX 1973, Бухарест) - рум. певец (драм. баритон). Нар. арт. СРР (1952). В 1921-24 учился пению у Ф. Литвин в Париже (здесь в 1924 выступил в камерном концерте). В 1925 (по новым данным) дебютировал в оперном т-ре Бордо (в партии Мефистофеля), в 1925-27 пел в оперных т-рах др. городов Франции. В 1928 впервые выступил в т-ре "Опера ромынэ" (позднее - Рум. т-р оперы и балета) в Бухаресте (в партии Скарпиа), в 1932-68 солист этого т-ра. В 1928-32 пел в Льежской опере и в т-рах др. городов Бельгии.

Иск-во певца отличали могучий голос благородного тембра, высокая исполнительская культура, сила драм. таланта. В его репертуаре было св. 60 партий (в т. ч. 9 в операх Р. Вагнера). Среди партий - Ганс Закс ("Нюрнбергские мейстерзингеры"), Тельрамунд ("Лоэнгрин"), Фальстаф, Риголетто, Яго, Амонасро, Жермон, Тонио, Эскамильо, Нилаканта, Борис Годунов, Князь Игорь; Александру Лэпушняну ("Александру Лэпуганяну" Зирры). Выступал и как камерный певец. В 1950-72 профессор Бухарестской консерватории. Гастролировал во мн. европ. странах (Италия, Великобритания, Австрия, Испания, Болгария, Польша, Югославия, Венгрия и др.) и в Канаде; с 1952 неоднократно выступал в СССР. Гос. пр. СРР (1952).

Литература: Artistul poporului Petre Stefдnescu-Goanga, "Sдptдmоna culturala a capitalei", Buc., 1965, No 2, 15 Januarie.

Р. Э. Лейтес.

Штидри Ф.

Штидри Ф. (Stiedry) Фриц (11 X 1883, Вена - 9 VIII 1968, Цюрих) - австр. дирижёр. Занимался в Венской консерватории по композиции у Э. Мандычевского, одноврем. изучал юриспруденцию (получил степень доктора). В 1907-08 ассистент Э. Шуха в Дрезденской опере. Позднее дирижировал в т-рах Теплице, Познани, Праги, руководил оркестрами в Нюрнберге и Касселе. С 1914 главный дирижёр Берлинской оперы. В 1924-25 директор венской Нар. оперы; позднее выступал как оперный и конц. дирижёр в Мюнхене, Франкфурте-на-Майне, Риме, Мадриде, Барселоне, Брюсселе и Стокгольме. С 1928 гастролировал в Берлинской гор. опере, с 1929 1-й дирижёр там же. В 20-е и 30-е гг. неоднократно гастролировал в СССР, в 1933-37 муз. рук. Ленингр. филармонии. С 1938 жил в США. Дирижировал оркестрами об-ва "Новые друзья музыки". Один из ведущих дирижёров т-ра "Метрополитен-опера" (с 1946) в Нью-Йорке. В 1958 переехал в Цюрих, прекратил дирижёрскую деятельность.

Иск-во Ш. сложилось под воздействием творчества Г. Малера. Для исполнительской манеры Ш. характерны верность авторскому замыслу, внутренняя логика, драм. пафос. Основу его симф. репертуара составляли соч. венских классиков, И. Брамса и Г. Малера. Получила признание его трактовка опер Р. Вагнера и Дж. Верди. Под упр. Ш. впервые были исполнены 1-й фп. концерт Д. Д. Шостаковича (1933, Ленинград); драма с музыкой "Счастливая рука" (1924, Вена) и 2-я камерная симфония (1940, Нью-Йорк) А. Шёнберга, близким другом к-рого был Ш. Автор камерных соч. (в рукописи) и лит. работ.

Литература: Глебов И., Музыкальная жизнь в Ленинграде, "Музыка и революция", 1926, No 11; Современные дирижеры, сост. Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1969; Юдин Г., Зарубежные дирижёры в Советском Союзе (двадцатые и тридцатые годы), в кн.: Музыкальное исполнительство, сб. No 7, М., 1972; Stuckenschmidt H. H., Im memoriam Fritz Stiedri, "Melos", 1968, Jahrg. 35, H. 9; Fritz Stiedry, (некролог), "Opera", 1968, v. 19, Mil; Rufer J., Das Werk A. Schцnbergs, Kassel, 1959; A. Schцnberg, Gedenkausstellung, W., 1974.

Ю. В. Крейнина.

Штириен

Штириен (франц. styrienne, букв. - штирийская) - род салонного танца, распространившегося в Европе в 19 в. Характерен умеренный темп, муз. размер 3/4.

Штириен

Штогаренко А. Я.

Андрей Яковлевич (р. 2(15) X 1902, с. Новые Кайдаки, ныне в черте г. Днепропетровск) - сов. композитор, педагог. Нар. арт. СССР (1972). Чл. КПСС с 1944. В 1936 окончил Харьковскую консерваторию у С. С. Богатырёва (композиция). В 1921-30 преподавал пение в средних школах Днепропетровска, в 1926-30 художественный рук. организованного им украинского ансамбля гармонистов. В 1944-54 зам. пред., с 1968 пред. правления CK Украины. С 1948 секретарь правления CK СССР. С 1954 преподаёт в Киевской консерватории (с 1960 профессор), с 1968 зав. кафедрой композиции, в 1954-1968 - ректор. Особое место в творчестве Ш. занимают жанры вок. и симф. музыки. Многоплановое раскрытие в его произв. получили тема Великой Отечеств. войны 1941-45 (симфония-кантата "Украина моя", концерт-сюита "Партизанские картины" для фп. с оркестром, 3-я и 4-я симфонии, хоры, вок. циклы, песни) и тема дружбы народов (хор. сюита "Дружба народов"). Большое внимание Ш. уделяет молодёжной теме ("Молодежные" трио, сюита, поэма, "Пионерская сюита" и др.). В муз. языке произв. Ш. ощущается органическая связь с укр. фольклором (претворение интонаций дум и историч. песен), а также с фольклором др. сов. нац. культур (струн. квартет "Армянские эскизы").

Сочинения: для солистов, хора и орк. - кантата к 800-летию Москвы (сл. М. Рыльского, 1948), поэмы О партии родной (1954), Россия (1967), вок.-симф повесть Дорогами Октября (сл P. Тычины, В. Ф. Коржа, А. Н. Новицкого, 1977); для орк. - 6 симфоний: симфония-кантата Украина моя (с солистами и хором, сл. А. С. Малышко и Рыльского, 1942; Гос. пр. СССР, 1946); Сказочная (1947), Памяти товарища (1966), Киевская (1972, Гос. пр. УССР им. Т. Г. Шевченко, 1974), Комсомолии посвящается (1976), Биографическая (1979) поэмы Молодёжная (1959), Памяти Кобзаря (для струн. орк 1960), сюита Памяти Леси Украинки (1951; Гос. пр. СССР 1952) и др.; для инструмента с орк. - концерт-сюита Партизанские картоны (1957), концерт-поэма (1977), концертино (1973), Симф. танцы (1980, для фп., концерт (1969), концертино (1973) для скр., дивертисмент для флейты (1967); камерно-инстр. ансамбли - четыре украинских танца для скр с фп. (1975), Баллада и Шуточный марш, для влч. с фп. (1963), фп. трио Молодёжное (1961), струн. квартет Армянские эскизы (1960); для фп. - 3 поэмы Памяти музыкантов (1960), сюита Образы (1970) Этюды-картины (1976); баллады для баса с орк. О незабываемых людях (1969); цикл хоров a cappella Шевченкиана (1962), хоры, романсы, песни, обр. нар. песен, музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Литература: Боровик М. К., А. Я. Штогаренко, Нарис про життя i творчiсть, Кипв, 1961; его же, Творчiсть Андрiя Шогаренка Кипв, 1965; Виноградов Г., Андрiй Штогаренко, Кипв, 1973; Творчiсть А. Штогаренка, Кипв, 1979 (сб. ст., сост. Т. С. Кравцов).

И. Б. Пясковский.

Штокман Э.

Штокман Э. (Stockmann) Эрих (р. 10 III 1926, Стендаль) - нем. музыковед (ГДР). В 1946-52 изучал муз.-теоретич. предметы у X. X. Дрегера и германистику у Л. Магона в Берлине. В 1953 защитил диссертацию об электроакустич. муз. инструментах в Берлинском ун-те им. Гумбольдта. С 1952 сотрудник, с 1960 рук отдела нар. музыки в Ин-те фольклора Нем. академии наук. В 1957 участвовал в экспедиции по изучению песен Юж. Албании, с этого же года читает лекции в Берлинском ун-те им. Гумбольдта. С 1962 рук. организованной им Группы по изучению нар. муз. инструментов в рамках Междунар. совета нар. музыки (с 1975 вице-президент этого совета).

Сочинения: Kaukasische und albanische Mehrstimmigkeit, в кн.: Bericht ьber den internationalen musikwissenschaftlichen KongreЯ Hamburg 1956, Kassel-Basel, 1957; Des Knaben Wunderhorn in den Weisen seiner Zeit, в сб.: Verцffentlichungen des Inputs fьr deutsche Volkskunde, (Bd) 16, В., 1958; Die europдischen Volksmusikinstrumente, в сб.: Deutsches Jahrbuch fьr Volkskunde Bd 10 Tl 2 В., 1964; Die vokale Bordun-Mehrstimmigkeit in Sьdalbanien, в сб.: Les Colloques de Wйgimont: Ethnomusi-cologle, v. 3, 1958-1960, P., 1964; Towards a history of European folk music instruments, "Studia Musicologica Academiae Scientarium Hungaricae", v. 7, (fasc. 1-4), Bdpst, 1965; Aufgaben der Volksmusikinstrumentenforschung, в сб.: Jahrbuch des Цsterreichischen Volksliedwerkes, Bd 16, W., 1967; Zur Typologie der Volksmusikinstrumente (coвм. с О. Елшеком), в сб.: Deutsches Jahrbuch fьr Volkskunde, Bd 14, Tl. 2, 1968; The diffusion of musical instruments as an interethnic process of communication, в сб.: Yearbook of the International folk music counsil, v. 3, 1972.

E. Л. Гуревич.

Штоколов Б. Т.

Борис Тимофеевич (p. 19 III 1930, Кузнецк) - сов. певец (бас). Нар. арт. СССР (1966). В 1954 окончил Уральскую консерваторию в Свердловске. С 1951 стажёр, с 1954 солист Свердловского т-ра оперы и балета, с 1959 - Ленингр. т-ра оперы и балета. Ш. - один из ведущих сов. вокалистов. Его голос отличается выразительностью, мягкостью, красотой тембра, исполнит. манера благородна и сдержанна. Сценич. образы Ш. отмечены психологич. глубиной и совершенством вок. воплощения. Партии: Мельник, Сусанин, Руслан, Борис Годунов, Досифей, Демон, Мефистофель; Дон Базилио ("Севильский цирюльник"); Андрей Соколов ("Судьба человека" Дзержинского) и др. Ведёт конц. деятельность. Гастролирует за рубежом. Гос. пр. РСФСР (1976). Гос. пр. СССР (1981).

Литература: Кореи Ю., Заметки о певцах, "СМ", 1961, No 5; Кузнецова И., Пытливость таланта, там же, 1962, No 4; Сахарова О., Талант для людей, "Культура и жизнь", 1974, No 5; Борис Штоколов, "МЖ", 1976, No 13.

В. И. Зарубин.

Штокхаузен К.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Штокхаузен Ю.

Штокхаузен Ю. (Stockhausen) Юлиус (22 VII 1826, Париж - 22 IX 1906, Франкфурт-на-Майне) - нем. певец (баритон), хор. дирижёр и педагог. Сын арфиста Франца Ш. (1792-1868). Обучался пению в Парижской консерватории у Л. Поншара, совершенствовался у М. Гарсиа-сына в Лондоне (1848-49). В 1857-58 пел в т-ре "Опера комик" в Париже. Дирижировал филармонич. концертами и концертами Певч. академии в Гамбурге (1862-67). В 1869-70 камерный певец в Штутгарте. Возглавлял Штерновское хор. об-во в Берлине (1874-78). В 1878-79 преподавал в консерватории Хоха во Франкфурте-на-Майне, в 1879 создал школу пения там же. Выступал в концертах в ансамбле с К. Шуман, а также с И. Брамсом, Й. Иоахимом. Ш. - выдающийся интерпретатор нем. и австр. песни. Его репертуар включал вок. циклы "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь" Ф. Шуберта, песни Брамса (первый исполнитель мн. песен; нек-рые написаны спец. для Ш., в т. ч. 15 романсов ор. 33). Участвовал в исполнении "Страстей по Матфею" Баха (партия Христа), "Немецкого реквиема" Брамса. Ш. принадлежат "Методическое пособие по пению" ("Gesangs-Unterrichtsmethode", 1884), работа "Вокальная техника и постановка голоса" ("Gesangs-Technik und Stimmbildung", совм. с M. Фридлендером, т. 1-2, 1886-87).

Литература: Hansliсk Е., Aus dem Konzertsaal, W., 1869/70; Wirth-Stockhausen J., Julius Stockhausen, der Sдnger des deutschen Liedes, Fr./M., 1927; его жe, Fr. Chrysanders Briefe an Julius Stockhausen, "Mf", 1954, Jahrg. 7, No 2.

E. Л. Гуревич.

Штольц Р.

Штольц Р. (Stoltz) Розина (наст. имя и фам.- Викторина Ноэль, Noлl) (13 II 1815, Париж - 30, по др. данным 28 VII 1903, там же) - франц. певица (меццо-сопрано). Пению обучалась в муз. школе А. Э. Шорона ("Школа классической и духовной музыки") в Париже. Под разными именами выступала с 1829 в концертах, в 1831-32 - на оперных сценах в Брюсселе, Спа, Антверпене, в 1833-34 - в Амстердаме и Лилле. В 1834 в Антверпене с огромным успехом исполнила партию Алисы в опере "Роберт-Дьявол", в 1836 в Брюсселе - партию Рахили в опере "Дочь кардинала" Галеви (одна из лучших в её репертуаре). В 1837-47 была одной из ведущих певиц т-ра "Гранд-Опера" (дебютировала под именем Розины Ш.); участвовала в первых пост. опер "Бенвенуто Челлини" Берлиоза (1838), "Озеро фей" Обера (1839), "Фаворитка" Доницетти (1840), "Королева Кипра" ("Царица Кипрская", 1841), "Карл VI" (1843) Галеви и др. С 1847 выступала в разл. городах Франции. В 1854-55 снова пела в "Гранд-Опера". Как оперная и конц. певица гастролировала в 1850-59 в Лисабоне, Вене, Турине, Гааге и др. В 1860 ушла со сцены, продолжала конц. деятельность.

Ш. вошла в историю оперного т-ра как одна из наиболее ярких представительниц романтич. школы 30-40-х гг. 19 в., способствовавших утверждению на сцене жанра франц. большой оперы. Обладала голосом обширного диапазона с тёплыми, насыщенными, бархатистыми низами, полнозвучным средним регистром и звонкими, полётными верхними нотами, редким драм. талантом, прекрасной внешностью. Высокое меццо-сопрано позволяло Ш. с одинаковым успехом исполнять и партии драм. сопрано (напр., Валентины в "Гугенотах" Мейербера и Семирамиды в "Семирамиде" Россини). Её пение отличалось необычайной выразительностью, точностью фразировки. Иск-во Ш. высоко ценили Дж. Россини, Г. Берлиоз (упоминает Ш. в своих "Мемуарах"), Г. Доницетти, написавший специально для Ш. партию Леоноры в опере "Фаворитка".

Литература: Розина Штольц, "Музыкальный свет", 1855, No 2; Sсudо P., Critique et littйrature musicales, P., 1850 (рус. пер. - Скудо П., История одной певицы, Лит. прибавление к "Нувеллисту", 1853, июль); Mйmoires de Hector Berlioz.... Comprenant ses voyages en Italie, en Allemagne, en Russie et en Angleterre. 1803-1865, P., 1870 (рус. пер.- Берлиоз Г., Мемуары..., пер. О. К. Слезкиной, М., 1961, 1967); Bord G., Rosina Stoltz..., P., 1909; Rоugin A., La vйritй sur Madame Stoltz, "Le Mйnestrel", 1909; Celletti R., Rosina primadonna e duchessa, "La Scala", 1958, No 105.

C. M. Грищенко.

Штольц Р. Э.

Штольц Р. Э. (Stolz) Роберт Элизабет (25 VIII 1880, Грац - 27 VI 1975, Зап. Берлин) - австр. композитор и дирижёр. Ученик Р. Фукса (Вена) и Э. Хумпердинка (Берлин). С 1898 дирижёр ряда т-ров, в т.ч. "Театр ан дер Вин" (Вена), гастролировал в странах Европы (в т.ч. в России). В 1938 написал "Похоронный марш для Гитлера" и эмигрировал во Францию. Во время оккупации Франции заключён в концлагерь, с 1940 жил в США, в 1946 вернулся в Вену. Автор 65 оперетт, в их числе - "Фаворит" ("Der Favorit", Берлин, 1916), "Полночный вальс" ("Der Mitternachtswalzer", Берлин, 1926), "Единственная ночь" ("Eine einzige Nacht", Берлин, 1927), "Пеппина" (1930), в которых развивал традиции венской оперетты. Писал музыку к фильмам (ок. 100). Широкую популярность получили песни Ш. (св. 2000); Ш. принадлежит первый европ. фокстрот ("Саломея", 1919). В 1952-71 ежегодно сочинял музыку для венского ревю на льду. Австр. правительство присудило Ш. звание профессора (1947). Почётный гражданин Вены (1970).

Литература: Holm G., Im 3/4 Takt durch die Welt, Linz, 1948; Вrьmmel W. D. und Booth Fr. van, R. Stolz. Melodie eines Lebens, Hamb., 1967 (с документами, хронографом, списком соч.); Herbrich О., Robert Stolz: Kцnig der Melodie, Mьnch., 1975.

Штольц Т.

Штольц Т. (Stolz) Тереза (наст. имя и фам.- Терезина Штольцова, Stolzovб) (2 VI 1834, Костелец, Чехия - 23 VIII 1902, Милан) - чеш. певица (драм. сопрано). Происходила из семьи музыкантов и певцов. В 1849-51 училась в Пражской консерватории у Дж. Б. Гордиджани, затем брала уроки пения у В. Чабоуна. В 1855-56 обучалась в консерватории Триеста у Л. Риччи, позднее совершенствовалась у Ф. Ламперти в Милане. Дебютировала в 1857 в спектакле итал. оперной труппы в Тбилиси, затем выступала в Ницце и Гранаде. С 1864 жила в Италии, пела в разл. городах, быстро завоевав признание. В 1865 была приглашена в миланский т-р "Ла Скала", где пела до 1879 (дебютировала в заглавной партии в опере "Лукреция Борджа"). Успешно исполнив заглавную партию в опере Дж. Верди "Жанна Д'Арк", привлекла внимание композитора, к-рый предложил ей спеть партию Елизаветы в итал. премьере его оперы "Дон Карлос" (1867, Болонья, т-р "Комунале"); выступление прошло с триумфальным успехом. С этого времени Ш. считалась одной из лучших вердиевских певиц; в "Ла Скала" исполнила также партии Леоноры ("Сила судьбы", премьера 2-й ред., 1869) и Аиды (первая пост. оперы в "Ла Скала", 1872; дирижировал автор). В 1874 Ш. спела партию сопрано в "Реквиеме" Верди (1-е исполнение; Милан, собор Сан-Марко, затем в "Ла Скала" под упр. автора). В 1874-79 много гастролировала в Италии, а также Каире, Париже, Вене, Лондоне. В 1875 выступала в России (в партии Аиды и в "Реквиеме" Верди, Москва, Петербург). Среди партий - Леонора, Амелия ("Трубадур", "Бал-маскарад"), Рахиль ("Дочь кардинала" Галеви), Алиса, Валентина ("Роберт-Дьявол", "Гугеноты"). В 1879 оставила сцену; жила в Милане, её салон посещали мн. оперные певцы.

Одна из выдающихся оперных певиц 2-й пол. 19 в., Ш. обладала голосом большой силы, обширного диапазона (g - сis3), редкого по красоте тембра, с мощными, почти меццо-сопрановыми низами, чарующим по теплоте звучания средним регистром и звонкими высокими нотами. Её пение отличалось музыкальностью, выразительностью фразировки. Исключит. природные данные, совершенное вок. мастерство, тонкое чувство стиля в соединении с яркой экспрессией и подлинно драм. темпераментом сделали Ш. крупнейшей исполнительницей партий в операх Верди.

Литература: Monaldi G., Cantanti celebri (1829-1929), Roma, 1929; Gatti С., Verdi, v. 1-2, Mil., 1931, то же, там же, (1951); Tegani U., Cantanti di una volta. Teresina Stolz, Mil., (1945); Sоlir J., T. Stolzovб, Praha, 1946; Zoppi U., Mariani, Verdi e la Stolz, Mil., 1947; Abbiati F., G. Verdi, v. 1-4, (Mil., 1959); Walker F., The man Verdi, L., (1962).

C. M. Грищенко.

Штомпка Х.

Штомпка Х. (Sztompka) Хенрык (4 IV 1901, Богуславцы, близ Луцка - 21 IV 1964, Краков) - польский пианист и педагог. В 1926 окончил Варшавскую консерваторию по классу фп. у Ю. Турчиньского, в 1928-1932 брал уроки у И. Падеревского в Морже (Швейцария); занимался также на философском ф-те Варшавского ун-та. В 1927 участвовал в 1-м Междунар. конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве (пр. за лучшее исполнение мазурок Ф. Шопена). Известен как один из лучших интерпретаторов произв. Шопена (в 1957 записал на пластинку все его мазурки), исполнял также соч. др. композиторов. Гастролировал во мн. странах Европы (в СССР - в 1958). Игра Ш. отличалась красивым звуком, совершенством техники, сочетанием виртуозной бравурности с лиризмом. С 1945 профессор по классу фп. Гос. высшей муз. школы в Кракове. В 1957-64 вице-президент Об-ва им. Ф. Шопена в Варшаве. Чл. жюри на мн. междунар. конкурсах пианистов, в т. ч. на 1-м конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве (1958). Гос. пр. ПНР (1949).

Литература: Аltbеrg E., Polscy pianisci, Lуdz, 1947; Smendzianka R., Ze wspomnien о Henryku Sztompce, "RMz", 1964, No 19; Tarnowski K., Artysta i czlowiek, (некролог), там же.

З. Лисса.

Предыдущая страница Следующая страница