Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Ш" (часть 7, "ШТР"-"ШЮЦ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш" (часть 7, "ШТР"-"ШЮЦ")

Штраус Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Штраус И.

Штраус И. (Straub) Иоганн (16 II 1866, Вена - 9 I 1939, Берлин) - австр. дирижёр. Сын Эдуарда Ш., внук Иоганна Ш. (отца). Учился в Венском ун-те, работал ревизором в Мин-ве культуры и просвещения. Начал дирижёрскую деятельность в Будапеште. Со своим оркестром выступал зимой в Вене, летом - в городах Германии. С 1902 гастролировал с оркестром в Румынии, Болгарии, Турции, в 1934 и 1937 - в США. С 1907 жил в Германии (Берлин). Ш. - последний представитель династии Штраусов, много сделавший для популяризации их соч., а также сохранения традиций школы Штраусов в 20 в. Автор муз. произв., в т. ч. оперетты "Кошка и мышь" ("Katze und Maus", "T-p ан дер Вин", Вена).

Литература: см. при статье Штраус И. сын.

И. А. Немировская.

Штраус И. отец

Штраус И. отец (Straub) Иоганн (отец) (14 III 1804, Вена - 25 IX 1849, там же) - австр. скрипач, дирижёр и композитор. Родоначальник известной семьи музыкантов. Систематического муз. образования не получил, брал уроки игры на скрипке у А. Полищанского и композиции у И. Зейфрида. С 1817 альтист танц. оркестра И. Памера в Вене. С 1819 альтист струн. квартета, с 1824 помощник дирижёра оркестра Й. Ланнера. В 1825 организовал собств. танц. оркестр, с к-рым в 1833 совершил первую гастрольную поездку по Австро-Венгрии; в 1837-38 гастролировал в Париже и Лондоне, где пользовался большим успехом (о нём восторженно отозвался Г. Берлиоз). С 1835 дирижёр придв. бального оркестра в Вене. Совм. с Ланнером Ш. явился создателем нового типа вальса, т. н. венского вальса, получившего широкое распространение и большую популярность благодаря ритмич. гибкости, мелодич. выразительности. Ш. был прозван "отцом вальса". Как и Ланнер, он перестал рассматривать вальс как отдельную короткую танц. пьесу и писал циклы, состоящие из интродукции, 5 вальсов и коды.

Штраус И. отец

В музыке вальсов Ш. заметна связь с австр. гор. фольклором, традициями бытового музицирования, скр. импровизациями (терцово-секстовые дублировки), стилем венских классиков и творчеством Ф. Шуберта. Иногда в своих произв. Ш. использовал музыку др. композиторов (в вальсе "Цецилия" - 2 темы из "Крейцеровой сонаты" Бетховена). Творчество Ш. оказало влияние на его сыновей, а также др. композиторов, работавших в области т. н. лёгкой музыки. Автор св. 250 произв., среди к-рых вальсы, кадрили, галопы, марши, польки, фантазии. Наиболее известны вальсы: "Габриелен" ("Gabrielen-Walzer"), "Цецилия" ("Cдcilien-Walzer"), "Тальони" ("Taglioni-Walzer"), "Виктория" ("Viktoria-Walzer"), "Электрические искры" ("Elektrische Funken"), "Вальс баядерок" ("Bajaderen-Walzer"), "Демоны" ("Mephistos Hollenrufe"), марш Paдецкого ("Radetzky-Marsch", посв. австр. полководцу). Поли. собр. соч. Ш. издано под ред. И. Штрауса-сына (Лейпциг - Нью-Йорк, 1887-89).

Литература: Кleinесke R., J. Strauss, Lpz.-В., 1894; Lange F., Josef banner und Johann Strauss, ihre Zeit, ihr Leben und ihre Werke, W., 1904, Lpz., 1919; Schцnherr M., Reinцhl K., J. Strauss Vater. Ein Werkverzeichnis, L.-W.-Z., (1954).

И. А. Немировская.

Штраус И. сын

Статья большая, находится на отдельной странице.

Штраус Й.

Штраус Й. (Straub) Йозеф (20 VIII 1827, Вена - 22 VII 1870, там же) - австр. дирижёр и композитор. Сын И. Штрауса (отца). По профессии инженер-строитель.

Штраус Й.

Учился в Венском политехпич. ин-те. Систематич. муз. образования не получил. В 1853 дебютировал в качестве дирижёра оркестра Штраусов в связи с болезнью своего брата Иоганна Ш. (сына), вместе с к-рым стал фактическим руководителем оркестра. Гастролировал в разл. странах Европы, был в России (в 1862 и 1869 принимал участие в Павловских концертах; см. Павловский вокзал). Автор ок. 300 популярных танц. пьес, в их числе - вальсы, польки, мазурки, галопы, кадрили, марши. Особой поэтичностью обладают его вальсы. Наиболее известные соч. Ш. - "Первые и последние вальсы" ("Die ersten und die letzen Walzer"), вальсы "Венские дети" ("Wiener Kinder"), "Ласточки австрийских сёл" ("Dori'schwalben aus Цsterreich"), "Динамиды" ("Dynamiden"), а также написанная совм. с Иоганном Ш. (сыном) Полька-пиццикато ("Pizzicato-Polka", 1869). Мелодия вальса "Dynamiden" использована Р. Штраусом в опере "Кавалер розы". Издано Полное собр. соч. Ш. (в фп. переложении, В.-Lpz., 1909).

Литература: см. при статье Штраус И. сын.

И. А. Немировская.

Штраус О.

Штраус О. (Straus) Оскар (6 III 1870, Вена - 11 I 1954, Бад-Ишль) - австр. композитор и дирижёр. По гармонии и композиции занимался у Г. Греденера и А. Просница в Вене, с 1891 обучался в частной муз. школе М. Бруха в Берлине. С 1893 дирижёр муз. т-ров разл. городов Австро-Венгрии и Германии (Брно, Познань, Майнц, Гамбург). С 1900 работал в Берлине в качестве композитора кабаре "Ьberbrettl", где приобрели известность его песни (в т. ч. "Музыка приходит" - "Die Musik kommt"), с 1927 жил в Вене. В 1938 эмигрировал во Францию, с 1940 - в США (жил в Нью-Йорке и Голливуде). В 1948 возвратился в Австрию (Бад-Ишль).

Штраус О.

Ш. - видный мастер венской оперетты. Широко использовал в своих произв. венский гор. фольклор, особенно вальс, первым начал вводить в оперетту распространённые в 20-х гг. фокстрот и шимми. Среди наиболее популярных оперетт Ш. - "Храбрый солдат" (по пьесе "Шоколадный солдатик" Б. Шоу), "Последний вальс", "Терезина". На творчество Ш. оказала влияние музыка Ф. Легара и И. Штрауса (сына). В оперетте "Три вальса" (1935, Цюрих) использовал музыку И. Штрауса (сына) и И. Штрауса (отца).

Сочинения: оперы - 6, в т. ч. Кордовская сирота (Die Waise von Cordova, 1894, Познань), Долина любви (Das Tal der Liebe, 1909, Нар. опера, Вена); балеты - Коломбина (1904, Берлин), Принцесса Трагантская (Die Prinzessin von Tragant, 1912, Венская придв. опера), оперетты - 33, в т. ч. Весёлые нибелунги (Die lustigen Nibelungen, 1904, "Карлстеатр", Вена), Грёзы (Ein Walzertraum, 1907, там же; 2-я ред. 1951), Храбрый солдат (Der tapfere Soldat, 1908, "Т-р ан дер Вин", Вена), Обаяние любви (Liebeszauber, 1916, Берлин), Последний вальс (Der letzte Walzer, 1920, Берлин), Жемчуга Клеопатры (Die Perlen der Cleopatra, 1923, "T-p ан дер Вин", Вена), Терезина (Die Teresina, 1925, Берлин); для орк. - увертюра Жизнь-мечта (Traum ein Leben, по P. Грильпарцеру), серенада для струн. орк. (1899), Старовенский хоровод для струн. орк.; концерт для скр. с орк.; камерно-инстр. ансамбли; пьесы для разл. инструментов; музыка к спектаклям драм. т-ра; музыка к кинофильмам; песни (ок. 500).

Литература: Grun В., Prince of Vienna. The life, the times and the melodies of Oscar Straus, L., 1955, то же, N. Y., (1957).

И. А. Немировская.

Штраус Э.

Штраус Э. (Straub) Эдуард (15 III 1835, Вена - 28 XII 1916, там же) - австр. скрипач, дирижёр и композитор. Сын Иоганна Ш. (отца). Ученик Ф. Амона (скрипка), Г. Прейера и З. Зехтера (гармония и контрапункт). Учился игре на арфе. С 1853 скрипач в оркестре Штраусов.

Штраус Э.

В 1859 там же дебютировал в качестве дирижёра, с 1865 рук. этого оркестра. Гастролировал с оркестром в разл. странах Европы и Америки, в 1865 и 1894 был с концертами в России (в Петербурге и Павловске; см. Павловский вокзал). В 1901 распустил оркестр. С 1870 управляющий придв. балами в Вене. Автор многочисл. танц. соч., написанных в стиле Иоганна Ш. (сына). Известно св. 300 его танцев. Автор воспоминаний ("Erinnerungen", 1906).

Литература: см. при статье Штраус И. сын.

И. А. Немировская.

Штример А. Я.

Александр Яковлевич (27 X (8 XI) 1888, Ростов-на-Дону -15 VII 1961, Ленинград) - сов. виолончелист. Засл. деят. иск-в РСФСР (1938). В 1912 окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та, в 1916 - Петерб. консерваторию по классу виолончели у Л. Аббиате. В 1915-17 участник квартета им. Л. С. Ауэра. В 1918-23 преподавал игру на виолончели и вёл класс камерного ансамбля в Ростовской консерватории. С 1918 в течение ряда лет играл в сонатном ансамбле с женой, пианисткой Анной Михайловной Ш. (1889-1968), а также в трио и квартетах. С 1923 преподавал в Петрогр. (Ленингр.) консерватории (с 1926 профессор). Создал школу ленингр. виолончелистов. Среди учеников - Б. Н. Бурлаков, Г. С. Михалёв, Б. С. Шафран, Д. Б. Шафран. На формирование исполнительского стиля Ш. оказали воздействие традиции Давыдовской школы, а также иск-во П. Касальса, игру к-рого Ш. впервые услышал в лейпцигском "Гевандхаузе" (1906). Тонкий музыкант, Ш. обладал развитым художеств. вкусом, в совершенстве владел инструментом. Впервые в СССР исполнил "Концерт-балладу" Глазунова (1933) и ряд виолончельных произв., посвящённых ему ленингр. композиторами; в их числе - сонаты Б. С. Майзеля, Б. Л. Клюзнера, Ю. В. Кочурова, X. С. Кушнарёва, пьесы M. P. Гнесина, П. Б. Рязанова, М. О. Штейнберга и др. Под ред. Ш. издана серия виолончельных пьес.

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 3, Русская классическая виолончельная школа (1860-1917), М., 1965, с. 440 - 49.

Л. С. Гинзбург.

Штрих

Штрих (нем. Strich - черта, линия, штрих; Stricharten - штрихи, виды штрихов; Bogenstrich - движение смычка по струне) - выразительный элемент инстр. техники, способ исполнения (и зависящий от него характер звучания). Осн. типы Ш. определились в практике игры на струн. смычковых инструментах (прежде всего на скрипке), а их принципы и названия в дальнейшем были перенесены на др. виды исполнительства. Ш. как характер звукоподачи, связанный с типом движения смычка, необходимо отличать от способа звукоизвлечения, напр. в понятие Ш. не включаются флажолеты, pizzicato и col legno на смычковых. Ш. - это принцип "произнесения" звуков на инструменте, и, следовательно, Ш. должны рассматриваться как явление артикуляции. Выбор Ш. определяется стилистич. особенностями исполняемой музыки, её образным характером, а также интерпретацией. Существуют разл. точки зрения на классификацию Ш.; представляется целесообразным деление их на 2 группы: Ш. раздельные (франц. dйtachй, от dйtacher - отделять) и Ш. связные (итал. legato - связанно, плавно, от legare - связывать). Гл. признак раздельных Ш. - каждый звук исполняется отд. движением смычка; к ним относятся большое и малое dйtachй, martelй, spiccato, sautillй. Гл. признак связных Ш. - объединение одним движением смычки 2 и более звуков; к ним относятся legato, portamento или portato (утяжелённое legato, франц. lourй), staccato, ricochet. Ш. могут комбинироваться. Подобная классификация Ш. применима и для исполнения на духовых инструментах. Legato определяет кантиленное исполнение с разной степенью плотности звучания; dйtachй служит для обозначения звуков, каждый из к-рых получен с помощью отд. удара (атаки) языка. Специфические для нек-рых духовых (флейта, валторна, труба) Ш. - двойное и тройное staccato, получающееся от чередования удара языка и придыхания (исполнитель произносит слоги "та-ка" или "та-та-ка"). Ш. на щипковых инструментах очень многообразны и связаны с разными способами атаки струны пальцами или плектром. В понятии Ш. объединяются также разл. приёмы игры на ударных, клавишных инструментах (legato, staccato, martelй и др.).

Литература: Степанов Б. A., Основные принципы практического применения смычковых штрихов, Д., 1960; Браудо И. A., Артикуляция, Л., 1961, М., 1973; Pедотов А. Л., Методика обучения игре на духовых инструментах, М., 1975; см. также лит. при ст. Артикуляция.

Т. А. Репчанская, В. П. Фраёнов.

Штробель Э.

Штробель Э. (Strobel) Генрих Эдуард Август (31 V 1898, Регенсбург - 18 VIII 1970, Баден-Баден) - нем. музыковед (ФРГ). Историю музыки изучал в Мюнхене у А. Зандбергера и Т. Кройера, теорию - у X. К. Шмида. В 1918 хормейстер Гор. т-ра в Регенсбурге. С 1921 муз. референт газ. "Thьringer Allgemeine Zeitung" в Эрфурте, с 1927 сотрудник редакции газ. "Berliner Bцrsenkurier", в 1934-38 - "Berliner Tageblatt". В 1933-34 редактор, с 1946 гл. редактор журн. "Melos" (Майнц). С 1939 жил во Франции, затем в ФРГ. С 1946 руководил муз. отделом Радиовещания в Баден-Бадене. В 1956-69 президент Междунар. об-ва новой музыки. Медаль Шёнберга (1952). Профессор ун-та во Фрейбурге-им-Брейсгау (1963).

Деятельность Ш. связана с пропагандой новой музыки. Ш. одним из первых оценил творчество П. Хиндемита и И. Ф. Стравинского. После 2-й мировой войны участвовал в организации фестивалей авангардистской музыки в Донауэшингене. Автор оперных либретто, в т. ч. опер Р. Либермана ("Леонора 40/45", 1951; "Пенелопа", 1954; "Школа жён" - "Schule der Frauen", 1954, расширенная ред. 1956), осуществил новый перевод на нем. яз. либретто оперы "Кармен". Перевёл на нем. яз. "Poйtique musicale" Стравинского (1949, Майнц). В 1968 создан Фонд Г. Штробеля, средства к-рого идут на муз. образование молодёжи.

Литературные сочинения: Die Opern von E. N. Mйhul, "ZfMw", 1923/24, Jahrg. 6, H. 7; P. Hindemith, Mainz,(1928), (1948);C. Debussy, Z., 1940, 1961; Ein deutscher Weltbьrger: R. Strauss, в изд.: R. Strauss-Jahrbuch, 1954, Bonn, (1953); Paul Hindemith, в кн.: Paul Hindemith. Zeugnis in Bildern. Mit einer Einleitung von H. Strobel, Mainz, 1955, 1961; I. Strawinsky, (Z.- Freiburg, 1956); Die Einheit der modernen Kunst, "Melos", 1963, Jahrg. 30, H. 1; Deutsche Musik zwischen den Weltkriegen, там же, 1963, Jahrg. 30, H. 9; Vier Jahrzehnte deutsches Musiktheaters, там же, H. 10; Die Wiener Schule, там же, H. 11; Deutschland seit 1945, там же, H. 12; Die deutsche Musik nach 1945, "Universitas", 1964, Jahrg. 19; I. Stravinsky und seine Kunstauffassung, там же, 1965, Jahrg. 20; So sehe ich Webern, "Melos", 1965, Jahrg. 32, H. 9; Reflexionen ьber Debussy, там же, 1966, Jahrg. 33, H. 11; 50 Jahre Melos, там же, 1970, Jahrg. 37, H. 6; Libretti fьr Rolf, там же, H. 9.

Литература: "Melos", 1968, Jahrg. 35, H. 5 (спец. выпуск, посв. Ш.).

Ю. В. Крейнина.

Штрос К.

Штрос К. (Stross) Вильгельм Карл (5 XI 1907, Эйторф, близ г. Зиг - 18 I 1966, Роттах-Эгерн) - нем. скрипач (ФРГ). Обучался у Б. Эльдеринга, Г. Абендрота и К. Флеша. В 1934-51 и с 1954 профессор класса высшего мастерства в Корол. академии муз. иск-ва в Мюнхене, в 1951-54 преподаватель Высшей муз. школы в Кёльне. Участник трио Эллинай (1931-1933), дуэта с К. Аррау (1936-38). С 1934 рук. Ш.-квартета, с 1942 - собств. камерного оркестра.

Штуккеншмидт Х. Х.

Штуккеншмидт Х. Х. (Stuckenschmidt) Ханс Хайнц (р. 1 XI 1901, Страсбург) - нем. музыковед и критик (Зап. Берлин). Действит. чл. Академии иск-в (Зап. Берлин, 1974). В гимназич. годы брал частные уроки композиции, игры на скрипке и фп., самостоятельно изучал историю и теорию музыки. В 1931-33 прослушал курс анализа муз. произв. под рук. А. Шёнберга в Берлине. В 1920 дебютировал как композитор и муз. писатель в Гамбурге; затем работал в Вене, Париже и Берлине. В 20-е гг. Ш. принимал участие в организации концертов новой музыки в Гамбурге и Берлине. С 1925 выступал с муз.-критич. статьями в журн. "Anbruch", "Auftakt", "Melos", "Musik und Kirche", "Modern Music" и разл. газетах, в т. ч. с 1929 в "Berliner Zeitung am Mittag", с 1928 в пражском журн. "Bohemia". Подвергался преследованиям со стороны фашистского режима, с 1937 жил в Праге, был муз. критиком газ. "Prager Tageblatt", с 1939 - "Neues Tag" (до 1942). С 1942 в армии, в 1946 возвратился из амер. плена в Берлин, возглавил студию "Новая музыка" (Studio "Neue Musik") при Зап.-Берлинском радио. В 1947-49 один из редакторов муз. журн. "Stimmen". В кон. 40-х - 50-х гг. выступал на страницах ряда газет, в т. ч. "Neue Zьrcher Zeitung", "Frankfurter Allgemeine Zeitung", и разл. журналов. В 1948-67 преподавал историю музыки в Берлинском ун-те. Автор исследований о музыке 20 в., в т. ч. посвящённых творчеству И. Ф. Стравинского, М. Равеля, А. Шёнберга. В критич. статьях отразил ряд явлений совр. зап.-европ. музыки. Ш. - приверженец нем. идеалистич. философии и эстетики, придерживается элитарного взгляда на музыку. Автор муз. произведений.

Сочинения: Neue Musik zwischen den beiden Kriegen, В., 1951; A. Schцnberg, Z., 1951, Z.- Freiburg im Breisgau, 1957; Glanz und Elend der Musikkritik, В., 1957; Strawinsky und sein Jahrhundert, В., 1957; Schцpfer der Neuen Musik, Fr./M., 1958, то же, 1974; Boris Blacher, B.- Wiesbaden, 1963; Oper in diezer Zeit. Europдische Opernereignisse aus vier Jahrzehnten, Velber bei Hannover, 1964 (сб. критич. статей); Johann Nepomuk David. Betrachtungen zu seinem Werk, Wiesbaden, 1965; M. Ravel, Variationen ьber Person und Werk, Fr./M., 1966; F. Busoni. Zeittafel eines Europдers, Z., 1967; Musik des 20. Jahrhunderts, Mьnch., 1969; Die groЯen Komponisten unseres Jahrhunderts, Bd 1. Deutschland. Mitteleuropa, Mьnch., 1971; Die Musik eines halben Jahrhunderts: 1925-1975, Essay und Kritik, Mьnch.-Z., 1976.

M. H. Лобанова.

Штумпф К.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шубарт К. Ф.

Шубарт К. Ф. (Schubart) Кристиан Фридрих Даниель (24 III 1739, Оберзонтхейм, Швабия - 10 X 1791, Штутгарт) - нем. поэт, композитор и муз. эстетик. Сын деревенского кантора и органиста. Рано обнаружил лит. способности и муз. дарование. Спец. муз. образования не получил. Был органистом и учителем музыки в Гейслингене (1763-69), органистом и муз. директором в Людвигсбурге. Позднее жил в Аугсбурге и Ульме, где издавал политич. газ. "Немецкая хроника" ("Die deutsche Chronik", с 1774); зачастую был её единств. автором, обличал в ней обществ. порядки в Германии и популяризовал идеалы Просвещения. В 1777 по приказу герцога Вюртембергского заключён в замок Хоэнасперг, где без суда и следствия содержался в течение 10 лет. В заключении написал ряд муз. произв., а также автобиографию и муз.-эстетич. трактат. По выходе из заключения был придв. поэтом, директором нем. оперы в Штутгарте, продолжил издание своей газеты под назв. "Отечественная хроника" ("Vaterlдndische Chronik", с 1787; с 1790 под назв. "Chronik"). Значит. часть муз. соч. Ш. (фп. пьесы, песни и др.) издана в авторском сб-ке "Музыкальные рапсодии" ("Musikalische Rapsodien", 1786, H. 1-3). Из них заслуживают внимания песни, народные по духу (81 песня, в т. ч. 47 на собств. текст); нек-рые пользовались широкой известностью. Особенный интерес представляет его муз.-эстетич. трактат "Мысли о музыкальной эстетике" ("Ideen zu einer Дsthetik der Tonkunst", изд. 1806), в к-ром Ш. выступает как яркий представитель художеств. течения "Бури и натиска"; большое значение отводил принципу выражения, музыка, по Ш., - оригинальное личное выражение муз. гениев. Ф. Шуберт написал песни на 4 стихотворения Ш., в их числе широко известная "Форель". Ш. принадлежит также множество либретто для кантат и оперных постановок.

Издания: Leben und Gesinnungen..., Stuttg., 1791, переизд. Lpz., 1980; Gesammelte Schriften, Bd 1-4, Stuttg., 1839-40; Werke, Weimar, 1962.

Литература: Неустроев В. П., Шубарт, в его кн.: Немецкая литература эпохи Просвещения, M., 1958; Жирмуский В., Шубарт, в его кн.: Очерки по истории классической немецкой литературы, Л., 1972; Holzer E., Schubart als Musiker, Stuttg., 1905 (Darstellungen aus der wьrtembergischen Geschichte, Bd 2); Harpster R. W., Genius in the 18th century, С. P. D. Schubart's "Vom musikalischen Genie", "Current Musicology", 1973, No 15.

Шуберт К. Б.

Карл Богданович (25 II 1811, Магдебург - 22 VI 1863, Цюрих) - виолончелист, композитор, дирижёр и муз. деятель. По национальности немец. В детстве учился игре на фп. у своего отца - скрипача Юлиуса Ш., а затем на виолончели у Л. Гессе в Магдебурге и Ю. И. Ф. Дотцауэра в Дрездене (1825-28). С 17 лет концертировал в Германии, Бельгии, Нидерландах, Франции, Великобритании и др. странах. В его репертуаре, наряду с соч. Б. Ромберга, Ф. Серве, Дотцауэра, были собств. произв. С 1835 жил и работал в России: солист оркестра оперного т-ра в Петербурге, с 1842 (до конца жизни) директор Петерб. филармонич. об-ва, дирижёр и один из организаторов Университетских концертов. Дирижировал также концертами, проводившимися дирекцией Имп. т-ров и Петерб. филармонич. об-вом. Ш. выступал и как ансамблист в составе квартета Петерб. отделения РМО (Г. Венявский, И. X. Пиккель, И. А. Вейкман, Ш.). В 1837-38 руководил муз. занятиями студентов Петерб. ун-та, был инспектором музыки Театр. уч-ща, преподавал игру на виолончели в Уч-ще правоведения, с 1860 - на курсах РМО; с момента основания Петерб. консерватории (1862) её профессор. Среди его учеников - В. А. Кологривов, К. Ю. Давыдов, Л. К. Альбрехт. Как солист-виолончелист Ш. пользовался большим успехом у публики. Его исполнение отличалось благородством, тонким вкусом, выразительностью фразировки, певучестью тона и блестящей техникой. Игру, а также дирижёрскую деятельность Ш. высоко оценивали М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. Н. Серов, Д. В. Стасов. Автор ряда муз. соч., среди к-рых 2 концерта, ряд фантазий, в т. ч. "Русская фантазия", "Фантазия на три русские песни" ("Воспоминание о Москве"), 2 фантазии на темы из оперы "Руслан и Людмила" Глинки и др. соч. для виолончели с оркестром, Большая соната (посв. А. Г. Рубинштейну и К. Ю. Давыдову), разл. пьесы для виолончели с фп., струн. квартет "Моё путешествие в киргизские степи" (один из первых опытов использования песен народов рус. Востока - татарских, казахских, башкирских - в рус. камерной музыке), "Серенада" для 4 виолончелей и контрабаса и др. камерно-инстр. ансамбли; каприсы для виолончели соло, для 2 виолончелей.

Литература: Некролог, "С.-Петербургские ведомости", 1863, 22 июня; Стасов Д., Музыкальные воспоминания, "РМГ", 1909, No 11-15: Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 2 - Русское виолончельное искусство до 60-х годов XIX века, М., 1957, с. 213-21, 410-11.

Л. С. Гинзбург.

Шуберт Ф. П.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шуберт Я. Ф.

Ян Францевич (28 III 1893, Прага - 8 VIII 1976, Москва) - сов. фаготист. По национальности чех. В 1913 окончил Пражскую консерваторию у Л. Мильде, с этого же года 1-й фаготист оркестра в т-ре "Свободная опера" (Москва). В 1918 принял сов. гражданство. В 1918-59 артист оркестра Большого т-ра, параллельно работал в Персимфансе (1922-32). С 1925 вёл педагогич. деятельность, с 1944 преподавал в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных (с 1965 профессор). Ш. принадлежат многочисл. переложения, этюды и упражнения для фагота, а также "Школа игры на фаготе" (не издана). В творчестве Ш. органично сочетались лучшие традиции чеш. и сов. школ игры на фаготе.

Шубина Э. М.

Эльвира Михайловна (р. 18 II 1939, Свердловск) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. РСФСР (1979). Чл. КПСС с 1978. В 1962 окончила Уральскую консерваторию у О. И. Егоровой, до 1964 солистка Пермской филармонии, с 1965 - Оперной студии Уральской консерватории, с 1967 - Пермского т-ра оперы и балета. Партии: Татьяна, Лиза, Иоанна, Кума Настасья; Оксана, Мария, Наталья ("Черевички", "Мазепа", "Опричник" Чайковского), Ярославна, Купава; Ортруда ("Лоэнгрин"), Аида; Амелия ("Бал-маскарад"), Елизавета ("Дон Карлос"), Чио-Чио-сан, Катерина Измайлова; Любка и Сонька ("Семён Котко"), Виринея ("Виринея" Слонимского) и др. Выступает в концертах. В 1965-67 преподаватель Муз.-пед. ин-та и Муз. уч-ща в Свердловске.

Шувыр

Шувыр (шявыр), шювыр, шувюр, шюббер, - мар. нар. дух. инструмент. Разновидность волынки. Родствен чуваш. шапару и морд. волынке - пузырю. Состоит из бычьего или лошадиного пузыря (диаметр 600-900 мм), в к-рый вставлены трубки: одна для нагнетания воздуха (с запирающим клапаном) и 2 игровые, мелодические - из птичьих костей, меди или олова, одинаковой длины (180-300 мм); левая имеет 2 отверстия (диапазон - терция), правая - 4 (диапазон - секста). Игровые трубки укреплены в деревянном ложе; на них и на ложе надет раструб из коровьего рога. В отверстия трубок, находящиеся внутри пузыря, вставлены расщеплённые тростниковые пищики, действующие как язычки (для настройки Ш. к ним прикрепляют кусочки воска). Звукоряд диатонический. Звук резкий, сильный, жужжащий. На Ш. исполняют гл. обр. мелодии обрядовых, трудовых и свадебных песен, а также нар. танцев.

Шувыр

Наигрыши на шувыре. Запись Я. А. Эшпая.

Поскольку обе трубки звучат одновременно, возможно исполнение 2-гол. наигрышей. Ныне выходит из употребления; сохранился лишь в сев. районах Map. АССР (чаще используется в ансамбле с тумыром). Играют на Ш. гл. обр. мужчины на свадьбах, гуляньях, праздниках.

Литература: Эшпай Я., Национальные музыкальные инструменты марийцев, (Йошкар-Ола), 1940, с. 23; Никифоров П. Н., Марийские народные музыкальные инструменты, Йошкар-Ола, 1959, с. 48-58; Вертков К., Благодатов Г.,Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 67.

Л. М. Бутир.

Шулек С.

Шулек С. (Sulek) Стьепан (р. 5 VIII 1914, Загреб) - хорв. композитор, дирижёр и скрипач (Югославия). Чл. Югославской академии наук и искусств (1954). Окончил Муз. академию в Загребе (1936), где учился у В. Хумла (скрипка) и В. Берсы (композиция). Работал в Загребе. В 1933-38 играл в симф. оркестре Радио, в 1935-39 выступал в составе фп. трио, в 1938 - в струн. квартете, с 1938 - в Камерном трио. В 1940-1941 преподавал скр. игру в средней школе при Муз. академии, в 1941-45 - в Пед. школе, с 1945 - в Муз. академии; в 1947-75 там же профессор по классу композиции. В 1958-62 дирижёр камерного оркестра Радио и телевидения. Ш. - один из ведущих югосл. композиторов-симфонистов. Симфонии Ш., написанные в классич. традициях, отличаются масштабностью замыслов, обнаруживают мастерство орк. письма. В "Классических концертах" для оркестра композитор обращается к жанру concerto grosso, воспроизводит черты ранних симфоний венской классич. школы.

Сочинения: оперы (по У. Шекспиру) - Кориолан (на собств. либр., 1958, Загреб), Буря (1969, Загреб); симф.-хореографич. "трактат" De veritate (1976); кантата Последний Адам (Posljednji Adam, 1964); для орк. - 6 симфоний (1944; 2-я, Eroica, 1946; 1948, 1954, 1964, 1966), 3 классич. концерта (1944, 2-й и 3-й для струн. орк., 1953, 1957), Торжественный пролог Sclentiae et arti (Svecani prolog..., 1966), Эпитафия по утраченной иллюзии (Epitaf jednoj izgubljenoj iluziji, 1971); концерты с орк. - для фп. (1949, 1952, 1963, 1970), скр. (1951), альта (1959), влч. (1949), фагота (1958), кларнета (с камерным орк., 1967), валторны (1972), для органа: Помни (Memento, 1974); камерно-инстр. ансамбли - сонаты с фп.: для скр. (1972), тромбона (1973), влч. (1974), фп. секстет (1975); соната (1947) и др. соч. для фп., в т. ч. сб. Музыка малышам (Muzika za malisane, 1946); для голоса с фп. - циклы песен, в т. ч. Песня мёртвого поэта (Pjйsma mrtvog pjesnika, 1971).

Литература: Kovacevic К., Hrvatski kompozitori i njinova djela, Zagreb, 1960, s. 465-86; Sipus K., Stjepan Sulek, Zagreb, 1961; Supicic I., Estetika Stjepana Suleka, в сб.: Muzikoloski zbornik, sv. 5, Ljubljana, 1969.

E. И. Гордина.

Шулепников М. П.

Михаил Павлович (ок. 1820 - после 1850) - рус. пианист и композитор. В 1844 окончил философский ф-т Петерб. ун-та. Один из активнейших участников Университетских концертов (выступил уже в первом из них, 1842). В 40-х гг. играл в благотворительных концертах (в частности, в 1848 - в пользу больного А. Е. Варламова). Отзывы прессы тех лет свидетельствуют о незаурядном таланте Ш., блестяще исполнявшем произв. Ф. Мендельсона и Ф. Листа. Выступал также в фп. дуэтах. Написал ряд фп. произв. Его концерт для фп. с оркестром - один из ранних образцов этого жанра в рус. музыке.

Литература: Смесь. Студенческий концерт (при участии Ш.), "Северная пчела", 1842, 3 апр.

Шуллер Г.

Шуллер Г. (Schuller) Гантер (р. 22 XI 1925, Нью-Йорк) - амер. валторнист и композитор. Учился игре на валторне в Манхаттанской муз. школе (1941-43). Композицию изучал самостоятельно. Солист оркестров - симф. в Цинциннати (1943-45) и в "Метрополитен-опера" (1945-59). Преподавал в Манхаттанской школе музыки (1950-63), в Танглвуде (Беркширский муз. центр. 1963-69), где возглавлял композиторское отделение (1965-69, с 1969 - в составе дирекции). Был профессором композиции в муз. школе при Йельском ун-то в Нью-Хейвене (1964-67). В 1967-77 руководил Новоангл. консерваторией в Бостоне. Организовал в Нью-Йорке серии концертов: "Новшества в музыке 20 в." (проводятся в "Карнеги-холл") и "Эволюция совр. музыки" и др. (на Радио), в 1973 разработал программы 6 концертов совр. музыки для телевидения. В своих соч., опираясь на классич. традиции, использует элементы джаза и серийную технику.

Сочинения: оперы - Испытание (The visitation, по P. Кафке, 1966, Гамбург; на её основе - орк. сюита, 1970), Рыбак и его жена (The fisherman and his wife; детская, по сказке братьев Гримм, 1970, Востон); балет Варианты (Variants, 1961, Нью-Йорк); для орк. - симфония (1965), драм. увертюра (1951), симф. этюд (1948), Амер. триптих (1965), концерт (1966); симфония для духовых и ударных (1950), пьесы для джаз-бэнда, в т.ч. Трансформации (Transformations, 1956); концерты с орк. - для фп. (1962), влч. (1945), контрабаса (1968), валторны (1944); пьесы для дух. ансамблей разл. составов, также в сочетании с ударными или струнными; инстр. пьесы; песни.

Литературные сочинения: Horn technique, L. - N. Y., 1962; Early Jazz..., N. Y., 1968.

Шульгин Л. В.

Лев Владимирович (2(14) III 1890, Таганрог - 15 IX 1968, Москва) - сов. композитор, педагог и муз. деятель. Чл. КПСС с 1917. В 1914 окончил Петерб. консерваторию по классу композиции у Я. Витола. В 1915-18 работал в Пятигорске. В 1918 хормейстер Т-ра миниатюр в Ростове-на-Дону. С 1920 жил в Москве; инструктор по музыке в Политуправлении Красной Армии. Был зав. информац. отделом Пролеткульта, принимал участие в работе Этнографич. секции Наркомпроса. В 1921-33 зав. Агитационно-просветит. отделом Муз. сектора Госиздата. Один из организаторов Ассоциации пролетарских музыкантов (1923). В 1924 записал и обработал рус. революц. песню "Замучен тяжёлой неволей"; возглавлял комиссию по установлению единой муз. редакции "Интернационала". В 1925-29 один из руководителей Объединения революц. композиторов и муз. деятелей (ОРКИМД). В 1926-28 ответств. ред. журн. "Музыка и революция". С 1934 директор Муз. техникума при Воен. академии им. М. В. Фрунзе. С 1936 директор и педагог Узб. оперной студии при Моск. консерватории, с 1938 преподаватель муз.-теоретич. предметов Туркм. студии там же, в 1941-43 - в Чкаловском муз. уч-ще. Осн. жанр творчества Ш. - песня. Автор ряда произв., посв. В. И. Ленину. Для соч. Ш. характерны широта мелодики, интонационно близкой нар. песенности, лаконизм формы.

Сочинения: для солистов, хора и фп. - По широкому морю (сл. А. Ромм, 1940), Ленин всюду с нами (сл. А. А. Коваленкова, 1956), Здравствуй, гордая Куба! (сл. Ю. В. Друниной, 1960); марш К победе для дух. орк. (посв. 25-летию Красной Армии, 1942); дляя фп. - 20 миниатюр (1945), Маленькая сюита на якут. нар. темы (1945), 10 детских пьес (1962); для фп. в 4 руки - 10 рус. песен (1944), По Советской стране (сб. пьес на темы народов СССР, 1947); пьесы для скр. с фп.; хoры: с орк.- Слава Родине! (сл. М. В. Исаковского, 1947), Поднимем заздравные чаши! (сл. И. И. Неходы, 1951), с фп. - Первомайский гимн (сл. В. Т. Кириллова, 1922), Победители льдов (сл. А. А. Суркова, 1938), Слушайте, товарищи! (сл. Исаковского, 1947), Это - наша дорога (сл. Е. А. Евтушенко, 1959), Жил юноша на Волге (сл. М. Е. Лапирова, 1964), a cappella - Братья (сл. Н. С. Тихомирова, 1923), Тайга (сл. Л. И. Ошанина, 1940), Родина (сл. М. А. Светлова, 1951) и др.; для голоса с фп. - Паук и мухи (ел. Д. Бедного, 1921), Песня о Ленине (сл. Д. И. Седых, 1948), Друг неизвестный (сл. Лапирова, 1953), Своей любви... (сл. С. П. Щипачёва, 1965) и др.; массовые песни.

Литература: Поляновский Г., Семидесятилетие Л. В. Шульгина, "СМ", 1960, No 7; Памяти ушедших. Л. В. Шульгин, там же, 1968, No 12; Л. В. Шульгин. Статьи. Воспоминания, М., 1977.

Л. Б. Римский.

Шульгина О. А.

Ольга Александровна - см. Бахуташвили-Шульгина О. А.

Шульгоф Э.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шульгоф Ю.

Шульгоф Ю. (Schulhoff) Юлиус (2 VIII 1825, Прага - 13 III 1898, Берлин) - чеш. пианист и композитор. Учился у З. Киша, И. Тедеско (фп.) и В. Я. Томашека (муз.-теоретич. предметы) в Праге. Дебютировал как пианист в Дрездене (сезон 1842/43), затем выступал в Париже, где познакомился с Ф. Шопеном, высоко оценившим его игру и музыку, в 1843 - в Лейпциге (в Гевандхаузе). С 1845 жил в Париже. Одно из первых изданных произв. Ш. - "Блестящее Allegro", посв. Шопену (1845). Концертировал во Франции и Австрии (1849-50), Великобритании, Испании (1851), в Польше и России (1853; на Украине, в Крыму). Преподавал в Париже фп. игру (1853-70), работал в Дрездене (с 1870), позднее в Берлине (с 1888, с 1897 профессор). Пианист-виртуоз, Ш. написал ок. 60 пьес для фп. в салонном стиле - 2 сонаты, балладу (издана в России П. И. Юргенсоном), 12 этюдов, 3 ноктюрна, экспромты, каприсы на венг. темы, танцы, в т. ч. мазурки "Польша" и "Воспоминания о Варшаве и Киеве" ("Souvenir de Varsovie et Kiew"), ему принадлежат также фп. транскрипции чеш. нар. песен и др., а также обработки для фп. в 4 руки.

З. Н. Гулинская.

Шульженко К. И.

Клавдия Ивановна (р. 11(24) III 1906, Харьков) - сов. эстр. певица. Нар. арт. СССР (1971). Училась пению у Н. Л. Чемезова. В 1923 дебютировала в драм. труппе H. H. Синельникова в Харькове, с 1928 - там же на эстраде. В 1929-42 артистка Ленгосэстрады, работала солисткой джаз-оркестра под упр. Я. Б. Скоморовского; совм. с В. Ф. Коралли организовала Эстр. ансамбль ленингр. Дома Сов. Армии и руководила им. С 1943 - в Москве, артистка Всероссийского гастрольно-конц. объединения, затем Москонцерта. С именем Ш. связано становление сов. эстр. песни. Её исполнению присуща глубокая задушевность. Ш. добивается филигранной отделки каждой песни, чётко обрисовывает образы. Иск-во Ш. отличают превосходная дикция, использование интонаций разговорной речи, выразит. мимика и пластика. Среди множества исполненных песен надолго остались в репертуаре певицы "Записка" Бродского, "Руки" Жака, "Синий платочек" Петербургского, "Давай закурим" Табачникова, "Где же вы теперь, друзья-однополчане" Соловьёва-Седого, "Три вальса" Цфасмана, "Сколько мне лет?" Акимова, "Возьми гитару" Лепина, "Вальс о вальсе" Колмановского, "Немножко о себе" Жарковского. Гастролировала за рубежом.

Литература: Воображаемый концерт. Сб., Л., 1971; Скороходов Г., Клавдия Шульженко, М., 1974; Певцы советской эстрады. М., 1977.

В. И. Зарубин.

Шульц А.

Шульц А. (Schulz) Иоганн Абрахам Петер (31 III 1747, Люнебург - 10 VI 1800, Шведт) - нем. композитор и муз. теоретик. Композиции обучался под рук. И. X. Шмюгеля, брал также уроки у И. Ф. Кирнбергера в Берлине. В 1765-68 пел в церк. хоре. В 1768-73 в качестве домашнего учителя музыки работал в Австрии, Италии, Франции, Польше. По возвращении в Берлин (1773) вёл педагогич. и редакторскую деятельность. В 1776-78 дирижёр франц. т-ра в Рейнсберге, в 1780-87 капельмейстер при дворе принца Генриха там же, в 1787-95 капельмейстер и чл. дирекции Корол. оперного т-ра в Копенгагене. Деятельность Ш. способствовала формированию дат. нац. муз. школы. Последние годы жизни (с 1796) провёл в Люнебурге, Берлине, Рейнсберге, Штеттине и Шведте. Внёс большой вклад в развитие песенного жанра (написал ок. 130 песен). Осн. интерес представляет сб. "Песни в народном духе" ("Lieder im Volkston", ч. 1-3, 1782-90). Популярны мн. песни Ш., в т. ч. "Вечерняя песня" ("Abendlied", на стихотворение "Луна взошла" К. фон Маттиаса). Среди др. соч. Ш. - зингшпили, кантаты, оратории, фп. произв. Автор труда "Мысли о влиянии музыки на образование народа..." ("Gedanken ьber den EinfluЯ der Musik auf die Bildung eines Volkes...", 1790; также на дат. яз.), мн. статей о музыке для двухтомного издания И. Зульцера "Универсальная теория искусства" ("Allgemeine Theorie der schцnen Kьnste...", т. 1-2, 1771-74, 1792-99). Написал 3 автобиографии (опубл. X. Готвальдом в журн. "Lьneburger Blдtter", 1955, H. 6, 1961, H. 11/12).

Литература: Кlunger С., J. А. Р. Schulz in seinen volkstьmlichen Liedern, Lpz., 1909 (Diss.); Riess О., J. A. P. Schulz' Leben, в изд.; Publikationen der Internationalen Musikgesellschaft, Beihefte, H. 15, 1914; Rreussner E., J. A. R. Schulz als Musikorganisator, "Die Musikpflege", 1932, Jahrg. 3, No 18; Schmitz E., Unverwelkter Volksliedstil. J. A. P. Schulz und seine "Lieder im Volkston", Lpz., (1956).

E. Л. Гуревич.

Шульц З.

Шульц З. (Szulc) Здзислав (28 I 1895, Познань - 29 III 1959, там же) - польский инструментовед. Брал уроки игры на скрипке в Познани. В 1945-59 был хранителем созданного им отдела муз. инструментов Познанского Великопольского музея (позднее Нац. музей; ныне Музей муз. инструментов). В 1953 организовал Об-во польских мастеров смычковых инструментов (до 1959 его вице-президент). Был одним из основателей конкурсов скр. мастеров (проводятся в Познани вместе с конкурсами скрипачей и композиторов им. Г. Венявского). Собирал муз. инструменты. Ш. - автор работ по истории изготовления скрипок, составитель каталогов.

Сочинения: Katalog opisowy zbioru instrumentуw muzycznych, Poznan, 1938; Katalog instrumentow muzycznych Muzeum Wielkopolskicgo, Poznan, 1949; Lutnicy polscy od XVI wieku do сrasуw nalnowszych orazich karteozki rozpoznawczy, в кн.: Ksiega pamiatkowa Kuczei profesora Adolfa Chybinskiego, Kr., 1950, s. 354-79; Slownik lutnikуw polskich, Poznan, 1953.

З. Лисса.

Шум

Шум (нем. Gerдusch, франц. bruit, англ. noise) - единое неопределённое по высоте звучание, образованное множеством различных по частоте и силе, как правило, нестабильных, периодич. и непериодич. колебат. движений, производимых одним или несколькими вибраторами. В акустике различают:

1) сплошной по спектру, охватывающий весь слышимый диапазон, т. н. белый Ш.;

2) широкополосный Ш. - низкочастотный, среднечастотный, высокочастотный;

3) узкополосный, т. н. цветной, Ш.

Многие удар. инструменты издают широкополосный Ш.: напр. большой барабан - низкочастотный, малый барабан - среднечастотный, треугольник - высокочастотный; в звучании литавр выделяются узкополосные шумовые участки с преобладанием к.-л. одного тона. Ш. на этих инструментах возникает в связи со сложностью конфигурации колеблющегося тела, неоднородностью его выделки. Ш., как правило, является составной частью (наряду с частичными тонами) звучания муз. инструментов с определ. высотой звуков: напр. на фп. Ш. вызывается колебаниями стержня и головки молотка, обусловливается также жёсткостью струн. особенно в низком регистре; на скрипке - скрипом, шуршанием смычка, крутильными колебат. движениями струны; на флейте, в лабиальных трубах органа - вихреобразными колебаниями струи воздуха, отсекаемой лабиумом. В 20 в. усилилось стремление разнообразить шумовую палитру оркестров путём введения новых инструментов, в т. ч. специальных электромуз. устройств; появились экспериментальные творч. направления, широко использующие Ш., напр. брюитизм, конкретная музыка, электронная музыка, музыка тембров, сонористика (см. Соноризм) и т. п.

Литература: Красильников В. A., Звуковые волны в воздухе, воде и твердых телах, М.-Л., 1951, М., 1954; Симонов И. Д., Новое в электромузыкальных инструментах, М.-Л., 1966; Володин A. A., Электронные музыкальные инструменты, М., 1970; Meyer E., Buchmann G., Die Klangspektren der Musikinstrumente, В., 1931.

Ю. H. Paгс.

Шуман А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шуман К. Ж.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шумен У. Х.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шумовое оформление

Шумовое оформление - имитация в театре шумов и звуков окружающего мира или использование шумовых эффектов, не вызывающих конкретных жизненных ассоциаций. Ш. о. применяется с целью усиления художеств. воздействия спектакля, способствует созданию иллюзии реальности происходящего на сцене, повышает эмоциональное напряжение кульминаций (напр., Сцена грозы в "Короле Лире" Шекспира). В зависимости от спектакля различают Ш. о. "реалистическое" и условное, иллюстративное и ассоциативно-символическое. Типы "реалистич." Ш. о.: звуки природы (пение птиц, шум прибоя, завывание ветра, гром и т. д.), шумы транспортные (стук колёс поезда и др.), батальные (выстрелы, взрывы), производственные (шум станков, моторов), бытовые (телефонный звонок, бой часов). Условное Ш. о. применялось в старинной вост. драме (напр., в японском театре кабуки; см. Театральная музыка), особенно широко оно используется в совр. театре. Ш. о. в лучших спектаклях органично сочетается с музыкальным.

Звуко-шумовое оформление спектакля издавна включало выстрелы, петарды, громыхание, железного листа, звон оружия. В старых театр. зданиях (напр., в Останкинском т-ре графа Шереметева) поныне сохранились нек-рые звуко-шумовые устройства. Большое значение придавалось Ш. о. в реалистич. т-ре К. С. Станиславского. В спектаклях МХАТа использовались разнообразные специально сконструированные шумовые аппараты - барабаны, фоновое железо, "треск", "громовой раскат", "ветер" и др.; ими управляли бригады шумовиков. Для Ш. о. широко применяют магнитную запись, радиотехнику (в т. ч. стереофонич. эффекты); обычно театр располагает шумовой фонотекой. Шумовые приборы используют лишь для создания наиболее распространённых шумов или для имитации шумов при записи их на плёнку (в случае трудности "работы на натуре"). Разнообразные шумы получают также с помощью электронных устройств.

Литература: Волынец Г. С, Шумовые эффекты в театре, Тб., 1949; Pопов В. A., Звуковое оформление спектакля, М., 1953, под назв. Звуко-шумовое оформление спектакля, М., 1961; Парфентьев А. И., Демиховский Л. A., Maтвеенко А. С., Звукозапись в оформлении спектакля, М., 1956; Козюренко Ю. И., Звукозапись в оформлении спектакля, М., 1973; его же, Основы звукорежиссуры в театре, М., 1975; Napier F., Noises oft, L., 1962.

Т. Б. Баранова.

Шумская Е. В.

Елизавета Владимировна (р. 31 III (12 IV) 1905, Иваново) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1951). В 1931 окончила Ивановское муз. уч-ще, с 1934 брала уроки пения у Д. Б. Белявской (Москва). С 1928 артистка Ивановской рабочей оперы, в 1933 - Моск. обл. оперы под рук. И. М. Лапицкого, с 1934 - Саратовского т-ра оперы и балета, в 1944-58 - Большого т-ра. Ш. - одна из выдающихся сов. певиц. Её голос - лёгкий, серебристого тембра; исполнение отличается тонкостью фразировки, теплотой и задушевностью. Среди партий: Антонида, Людмила, Снегурочка, Волхова (Гос. пр. СССР, 1950); Марфа ("Царская невеста"), Иоланта; Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Маргарита ("Фауст"), Виолетта, Чио-Чио-сан. Преподаёт пение, с 1959 - в Моск. консерватории.

Литература: Елизавета Владимировна Шумская, М., 1953 (буклет).

В. И. Зарубин.

Шуппанциг И.

Шуппанциг И. (Schuppanzigh; наст. фам. - Жупанчич, Zupancic) Игнац (20 XI 1776, Вена - 2 III 1830, там же) - австр. скрипач и дирижёр. По национальности словенец. Вначале играл на скрипке и на альте как любитель, позднее стал проф. музыкантом. Обучал игре на скрипке Л. Бетховена (1794). Возглавлял струн. квартеты князя К. Лихновского (1794-99) и графа А. К. Разумовского (1808-16, этот коллектив впервые исп. квартеты Бетховена). В 1816-23 Ш. вместе с квартетом Разумовского концертировал в Германии, Польше, России. По возвращении в Вену (1823) Ш. играл в разл. квартетах. Неоднократно дирижировал концертами в конц. зале "Аугартен". С 1824 солист Венского придв. оркестра, с 1828 дирижёр там же; одноврем. был музик-директором Нем. оперы. Автор скрипич. соч. Ф. Шуберт посвятил Ш. струн. квартет a-moll.

Литература: Kinsky G., Beethoven und das Schuppanzigh-Quartett, "Rheinische Musik- und Theaterzeitung", 1920, Jahrg. 21. E. Л. Гуревич.

Шурихт К.

Шурихт К. (Schuricht) Карл (З VII 1880, Данциг, ныне Гданьск, ПНР - 7 I 1967, Корсо, на побережье Женевского озера) - нем. дирижёр. Сын органного мастера. Обучался в Высшей муз. школе в Берлине (1901-03). Ученик Э. Рудорфа и Э. Хумпердинка. Работал коррепетитором в Гор. т-ре в Майнце (1901-1902), театр. капельмейстером в Цвиккау (1907-08), позднее в Дортмунде, Госларе, Крёйцнахе. С 1909 дирижёр Ораториального об-ва во Франкфурте-на-Майне. В 1912-44 первый дирижёр оркестра, впоследствии гор. музик-директор, генеральный музик-директор (с 1922) в Висбадене. Дирижировал симф. оркестром в Лейпциге (с 1931), филармонич. хором в Берлине (1933-34). С 1944 жил в Швейцарии, выступал как гастролирующий дирижёр. Ш. принадлежал к ведущим нем. дирижёрам. Наиболее удачными были его интерпретации симфоний А. Брукнера. Автор фп. произв., а также мемуаров "Из моей жизни" ("Aus meinem Leben"), рукопись к-рых хранится у швейц. музыковеда В. Тапполета.

Литература: Oeser P., С. Schuricht, "ZfM", 1934, Jahrg. 101; Gavоtу В., С. Schuricht, Gen.- Monaco, 1954; Tappolet W., Carl Schuricht, "SMz", 1967, Jahrg. 107, No 2.

E. Л. Гуревич.

Шух Э.

Шух Э. (Schuch) Эрнст фон (23 XI 1846, Грац - 10 V 1914, Кётшенброда, близ Дрездена) - австр. дирижёр. В юности изучал юриспруденцию. Ученик Э. Штольца и О. Дессофа. Возглавлял муз. об-во в Граце. В 1867-1871 капельмейстер в муз. т-ре И. А. Лобе в Бреславле; служил в Вюрцбурге, Граце и Базеле. В 1872 руководил итал. оперным ансамблем Б. Поллини в Дрездене, с этого же года музик-директор Придв. оперы там же (с 1873 капельмейстер, с 1879 первый капельмейстер, с 1882 руководитель т-ра, с 1889 генеральный музик-директор). Организовал оркестр и ансамбль солистов, к-рые получили междунар. признание. С приходом Ш. Дрезденская опера стала передовой оперной сценой, где были пост. мн. новые произв., в т. ч. поздние оперы Р. Вагнера, "Саломея" (1905), "Электра" (1909) и "Кавалер розы" (1911) Р. Штрауса. С 1900 гастролировал за границей (Италия, Россия (Петербург), США, Германия). Ш. обладал острейшим слухом, тончайшим чувством тембра, глубоким пониманием сценич. действия. Репертуар Ш. был обширен и включал как произв. классиков, так и совр. ему композиторов. Был прекрасным интерпретатором итал. оперы и совр. ему муз. драмы. Среди соч. Ш. наибольшую известность получила "Песнь освящения" ("Weihelied") для муж. хора и оркестра.

Жена Ш. - Клементина Pроскa (Proska; наст. фам.- Pрохазка) (12 II 1850, Вена - 8 VI 1932, Кётшенброда, близ Дрездена), певица (лирико-колоратурное сопрано), в 1873-1904 солистка Дрезденской оперы. Дочь Ш. - Лизель Ш. (р. 12 XII 1891, Дрезден), певица (колоратурное сопрано), с 1914 солистка Дрезденской оперы, с 1935 камерная певица в Дрездене. С 1967 преподавала пение в Высшей муз. школе там же.

Литература: Sakolowski P., Ernst von Schuch, Lpz., 1901; Geissler F. A., Ernst von Schuch, "Die Musik", 1912, Jahrg. 11, No 24; Krebs C., Meister des Taktstocks, В., (1919); Schuch F. von, H. Strauss, Ernst von Schuch und Dresdens Oper, Dresd., 1952, Lpz., 1953.

E. Л. Гуревич.

Шушания И. Л.

Ираклий Лаврентьевич (20 V 1927, Тбилиси - 14 II 1982, Москва; похоронен в Тбилиси) - сов. певец (бас). Нар. арт. Груз. ССР (1967). Чл. КПСС с 1959. В 1951 окончил Тбилисский медицинский институт, в 1955 - Тбилисскую консерваторию у А. И. Инашвили, с того же года солист Груз. т-ра оперы и балета. Среди партий - Борис Годунов, Гремин; Старый цыган ("Алеко"), Мельник; Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Мефистофель, Лепорелло; Абио ("Абесалом и Этери"), Александр Чавчавадзе ("Невеста Севера" Торадзе), Звамбай ("Похищение луны" Тактакишвили). В конц. репертуаре певца вок. циклы С. Насидзе, О. Тактакишвили и др. композиторов, груз. и рус. нар. песни. Гастролировал за рубежом. С 1978 преподаватель Тбилисского театр. ин-та им. Ш. Руставели, с 1980 - Тбилисской консерватории.

Шэн

Шэн - кит. дух. язычковый муз. инструмент. Род губной гармоники. Существуют разновидности Ш.: большой (дл. ок. 700-800 мм), средний (дл. ок. 400-500 мм) и малый (дл. до 400 мм). Деревянный, позднее металлич. корпус снабжён чашеобразным мундштуком (патрубком) для вдувания воздуха. На крышке чаши по окружности расположены отверстия, в к-рые вставляются бамбуковые (или тростниковые) трубки (обычно 17) с медными язычками в основании. Каждая трубка в нижней части имеет одно небольшое боковое отверстие. При звукоизвлечении отверстия закрываются пальцами; при одноврем. закрывании нескольких отверстий получается аккордовое звучание; для Ш. характерны квинтовые или квинто-квартовые интервалы. Совр. Ш. имеет хроматич. 12-ступенный звукоряд, основанный на равномерно темперированном строе. Диапазон зависит от числа и размера трубок. Ш. - древнего происхождения, упоминается в книге песен "Шицзин" (11-6 вв. до н. э.; см. Китайская музыка). Сохранил популярность как нар. инструмент, используется также проф. музыкантами (в ансамбле, оркестре). Инструменты, родственные Ш., распространены в Бирме, Лаосе и др. странах Юго-Вост. Азии.

Литература: Музыкальные инструменты Китая, пер. с кит., М., 1958; Мирен A., Справочник по гармоникам, М., 1968.

Р. Б. Галайская.

Шюнеман Г.

Шюнеман Г. (Schunemann) Георг (13 III 1884, Берлин - 2 I 1945, там же) - нем. музыковед. В 1907 завершил музыковедческое образование у Г. Кречмара. С 1919 преподавал в Берлинском ун-те (с 1923 профессор), с 1920 профессор Высшей муз. школы (в 1932-1933 директор), затем руководитель Гос. коллекции муз. инструментов. С 1935 директор муз. отдела Прусской гос. б-ки, в 1935-43 возглавлял Муз. ин-т для иностранцев в Потсдаме (позднее в Зальцбурге). Осн. работы Ш. посвящены вопросам муз. воспитания, среди них: "Экспериментальное и познавательно-теоретическое музыкальное воспитание" ("Experimentelle und erkenntnistheoretische Musikerziehung", доклад, опубл. в кн.: "Musik in Volk, Schule und Kirche. Vortrдge der V. Reichsschulmusikwoche in Darmstadt. 1926", Lpz., 1927), "Музыкальное воспитание" ("Die Musikerziehung", 1930), "История немецкой школьной музыки" ("Geschichte der deutschen Schulmusik", Bd 1-2, 1928-1932). Как редактор подготовил к изданию ряд произв. нем. композиторов, в т. ч. И. С. Баха, Л. Бетховена, Р. Шумана, а также факсимильные издания.

Сочинения: Freiberger Bergmusiker, в сб.: Festschrift fьr H. Kretzschmar, Lpz., 1918; Ьber die Beziehungen der vergleichenden Musikwissenschaft zur Musikgeschichte, "AfMw", 1919/20, Jahrg. 2, (No 2); Mendelssohns Jugendopern, "ZfMw", 1922/23, Jahrg. 5; C. Fr. Zelter, der Begrьnder der Preussischen Musikpflege, В., 1932; Fьhrer durch die deutsche Chorliteratur, Bd 1, Wolfenbьttel, 1935, Bd 2, там же, 1936; С. Fr. Zelter, der Mensch und sein Werk, В., 1937; Volksfeste und Volksmusik im alten Nьrnberg, в кн.: Musik und Bild, Festschrift M. Seiffert zum 70. Geburtstag, Kassel, 1938; Die Violine, В., 1940; Die Singakademie zu Berlin 1741-1941, Regensburg, 1941, и др.

E. Л. Гуревич.

Шюц Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница