Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Ш" (часть 5, "ШМИ"-"ШПИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш" (часть 5, "ШМИ"-"ШПИ")

Шмиц Ф. А.

Шмиц Ф. А. (Schmitz) Франц Арнольд (р. 11 VII 1893, Саблон, близ г. Мец) - нем. музыковед (ФРГ). Истории и теории музыки обучался у Л. Шидермайра в Бонне и А. Зандбергера в Мюнхене, игре на фп. - у М. ван де Зандта, композиции - у X. Кауна в Кёльне. В 1925-29 преподавал в гор. консерватории Дортмунда, с 1929 профессор ун-та в Бреславле. С 1946 профессор ун-та, с 1954 действит. чл. Академии наук и лит-ры в Майнце, с 1957 чл.-корр. Австр. АН в Вене. Ряд значит. трудов Ш. посв. жизни и творчеству Л. Бетховена. Широко известна работа Ш. ""Два принципа" Бетховена". Внёс существ. вклад в расшифровку и исследование бетховенских эскизов. Спорной, однако, представляется характеристика социальных взглядов Бетховена, содержащаяся в его кн. "Романтический облик Бетховена".

Сочинения: Beethovens "Zwei Prinzipe", В.- Bonn, 1923 (рус. пер.- в сб.: Проблемы бетховенского стиля, М., 1932); L. van Beethoven, Unbekannte Skizzen und Entwьrfe, Bonn, 1924; Cherubinis EinfluЯ auf Beethovens Ouvertьren, в сб.: Neues Beethoven-Jahrbuch, Bd 2, 1925; Das romantische Beethovenbild, B.- Bonn, 1927; Zur Frage nach Beethovens Weltanschauung und ihrem musikalischen Ausdruck, в сб.: Beethoven und die Gegenwart, Festschrift L. Schiedermair, B.- Bonn, 1937; Die oratorische Kunst J. S. Bachs, в сб.: KongreЯ-Bericht. Gesellschaft fьr Musikforschung, Lьneburg, 1950, Kassel - Basel, (1951), пepeизд. в кн.: J. S. Bach, hrsg. von W. Blankenburg, Darmstadt, 1970.

H. Л. Фишман.

Шмиц Э.

Шмиц Э. (Schmitz) Эуген (12 VII 1882, Нёйбург, Бавария - 10 VII 1959, Лейпциг) - нем. музыковед (ГДР). Изучал право в Мюнхенском ун-те, затем муз.-теоретич. предметы у А. Зандбергера, Т. Кройера и композицию у А. Бер-Вальбрунна. Нек-рое время жил в Лейпциге, затем в Мюнхене, где был муз. референтом газ. "Allgemeine Zeitung", "Mьnchner Zeitung" и др. В 1914 директор Моцартеума в Зальцбурге, в 1915-39 муз. редактор газ. "Dresdner Nachrichten" в Дрездене. С 1916 преподавал муз.-теоретич. предметы в Высшей технич. школе (с 1918 профессор). В 1939-53 руководитель Муз. б-ки изд-ва "К. Ф. Петере" в Лейпциге (ныне - Муз. б-ка Лейпцига).

Сочинения: Н. Wolf, Lpz., (1906); R. Strauss als Musikdramatiker, Mьnch., 1907; R. Wagner, Lpz., 1909, 1918; Zur Frьhgeschichte der lyrischen Monodie Italiens, "JbP", 1912, Jahrg. 18; Geschichte der Kantate und des geistlichen Konzerts, Tl I: Geschichte der weltlichen Solo-Kantate, Lpz., 1914, 1955; G. P. Palestrina, Lpz., 1914, (1954); O. di Lasso, Lpz., 1915, то же, (1954); Zur Geschichte des italienischen Kammerduetts..., "JbP", 1917, Jahrg. 23; Der Musikkritiker von heute, там же, 1931, Jahrg. 37; R. Wagner, wie wir ihn heute sehen, Dresd., (1937); Schuberts Auswirkung auf die deutsche Musik bis zu H. Wolf und Bruckner, Lpz., 1954.

Литература: Grьss H., E. Schmitz zum Gedenken, "Mf", 1960, Jahrg. 13, H. 1.

Шмуллер А.

Шмуллер А. (Schmuller) Александр (5 XII 1880, Moзырь - 29 III 1933, Амстердам) - скрипач и педагог. Учился игре на скрипке у О. Шевчика и И. В. Гржимали в Праге, у Л. С. Ауэра в Петерб. консерватории (1905-06). С 1908 преподавал в консерватории Штерна в Берлине, с 1914 - в консерватории в Амстердаме. Гастролировал в странах Европы и Америки. Выступал в ансамбле с М. Регером (познакомился с ним на концерте в Петербурге в 1906), был активным пропагандистом его скр. произв. Автор книги о музыке и музыкантах.

Сочинения: Over muziek en musici, Amst., 1933.

В. Ю. Григорьев.

Шмыга Т. И.

Татьяна Ивановна (р. 31 XII 1928, Москва) - сов. артистка оперетты (лирич. сопрано). Нар. арт. СССР (1978). В 1953 окончила ГИТИС им. А. В. Луначарского по классам пения у Д. Б. Белявской, мастерства актёра у И. М. Туманова, с этого же года солистка Моск. т-ра оперетты. Одна из виднейших представительниц сов. оперетты. Её исполнит. манеру отличают высокое вок., драм. и танц. мастерство. Каждая её роль отмечена изяществом, лиризмом и музыкальностью. Роли: Виолетта и Нинон ("Фиалка Монмартра" Кальмана), Марфа, Чанита, Глория Розетти ("Девичий переполох", "Поцелуй Чаниты", "Цирк зажигает огни" Милютина), Тоня ("Белая акация" Дунаевского), Любаша ("Севастопольский вальс" Листова), Элиза Дулитл ("Моя прекрасная леди" Лоу), Любовь Яровая ("Товарищ Любовь" Ильина), Диана ("Эспаньола, иди Лопе де Вега подсказал" Кремера и Николаева), Роксана ("Неистовый гасконец" Караева). Гос. пр. РСФСР им. М. И. Глинки (1974). Гастролирует за рубежом (Болгария, ГДР, Польша, Чехословакия, Югославия).

Литература: Фалькович Е., Татьяна Шмыга, М., 1973.

В. И. Зарубин.

Шнабель А.

Шнабель А. (Schnabel) Артур (17 IV 1882, Липник, Австрия - 15 VIII 1951, Моршах, Швейцария) - австр. пианист, педагог (фп.) и композитор. Игре на фп. учился у Т. Лешетицкого (1888-97) и у Г. Шлитта (1889-91) в Вене. Много гастролировал в странах Европы и Америки как солист, а также в ансамбле со скрипачами К. Флешем (циклы скр. сонат В. А. Моцарта и И. Брамса) и А. Бушем, выступал в фп. трио с Pлешем и виолончелистом Ж. Жерарди. Гастролировал в России (1911) и СССР (1924-25, 1927-28). Был профессором классов высшего мастерства при Высшей муз. школе в Берлине (1925-33; среди учеников - К. Цекки); позднее вёл также летний курс высшего мастерства в Тремеццо (Италия). В 1933 эмигрировал из Германии в Великобританию, с 1939 жил в Нью-Йорке, с 1946 до конца жизни - в Швейцарии. Ш. - один из крупнейших пианистов 20 в.; его конц., педагогич. и редакторская деятельность (в ред. Ш. изданы 32 фп. сонаты Бетховена, в т. ч. в СССР - в 2 тт., 1970) - значит. этап в развитии пианистич. иск-ва. Игра Ш. отличалась красивым звуком, виртуозностью (без внешних эффектов), глубоким проникновением в исполняемую музыку. Наиболее значительны его интерпретации произв. Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Брамса. Ценность представляют высказывания Ш. в печати по педагогич. вопросам. Автор ряда муз. сочинений.

Литературные сочинения: Reflections on music, Manchester, 1933; Music and the line of most resistance, Princeton, 1942, N. Y., 1969; My life and music, L., 1961, N. Y., 1963 (сокр. рус. пер.- в кн.: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 3, М., 1967).

Литература: Гримих К. (Коган Г.), Артур Шнабель, "СМ", 1935, No 9, в кн.: Коган Г., Вопросы пианизма, М., 1968; Баренбойм Л., Аппликатурные принципы А. Шнабеля, в кн.: Вопросы музыкально- исполнительского искусства, вып. 3, М., 1962; Керзон К., Играет Артур Шнабель, "СМ", 1964, No 2; Копчевский Н., Артур Шнабель, исполнитель и педагог, в кн.: Вопросы фортепианной педагогики, вып. 3, М., 1971; Смирнова М., Артур Шнабель, Л., 1979; Kastner R., Beethovens 32 Klaviersonaten und A. Schnabel, В., 1933; Saerchinger С, A. Schnabel, L., 1957, Westport, 1973; Sсhonberg H. С., The great pianists, N. Y., 1963; Wоlff K., The teaching of A. Schnabel, A guide to interpretation, L.-N. Y., 1972; "The Piano Quarterly", 1973/74, v. 22, No 84 (спец. номер, посв. Ш.).

Г. М. Коган.

Шнайдер М.

Шнейдep (Schneider) Макс (20 VII 1875, Эйслебен, близ Галле - 5 V 1967, Галле) - нем. музыковед (ГДР). Учился у С. Ядассона (композиция) в Лейпцигской консерватории, Г. Кречмара, X. Римана и О. Пауля (муз.-теоретич. предметы) в Лейпцигском ун-те (1895-97). Был дирижёром в оперных т-рах в Галле и Берлине (1897-1901). Совершенствовался у Кречмара в Берлинском ун-те (1904). Работал библиотекарем в университетской, затем в Корол. б-ках (1907-14), с 1909 преподавал инструментовку и чтение партитур в Корол. акад. ин-те церк. музыки в Берлине (с 1913 профессор). С 1915 работал во Вроцлаве; был профессором ун-та и Корол. ин-та церк. музыки, с 1920 директор Ин-та музыковедения, дирижёр Баховского об-ва и рук. Школы церк. музыки. В 1928-1960 профессор ун-та и рук. Школы церк. музыки и Высшей школы т-ра и музыки в Галле. Ш. был одним из основателей и ред. (совм. с М. Зейфертом и Й. Вольфом) журн. "Archiv fьr Musikwissenschaft" (1918-27), ред. журн. "Zeitschrift fьr Musikwissenschaft" (1933-35), "Die Musikforschung" (1961-67), а также баховских ежегодников ("Bach-Jahrbьcher", 1948-52) и многотомного изд. "Musikgeschichte in Bildern" (с 1961, совм. с Г. Бесселером). Возглавлял (совм. с Р. Штеглихом) Генделевское об-во (с 1955) в Галле, редактировал издававшиеся этим об-вом соч. Г. Ф. Генделя и генделевские ежегодники ("Hдndeljahrbьcher", No 37-39, 1948-52). Наиболее значит. труды Ш. посв. старинной музыке зап.-европ. композиторов; он один из видных источниковедов-исследователей музыки эпохи барокко. Под ред. Ш. издан ряд произв. Г. де Машо, Г. Шюца, Л. Моцарта, И. С. Баха и его сыновей и др., а также переложения для пения с фп. "Страстей по Матфею" И. С. Баха, ряда кантат Г. Ф. Телемана и опер Генделя. К 60-летию Ш. в Галле и к его 80-летию в Лейпциге в его честь изданы юбилейные сб-ки науч. работ (1935, 1955), Нац. пр. ГДР (1951).

Литературные сочинения: Verzeichnis der bisher erschienen Literatur ьber J.S.Bach, в сб.: Bach-Jahrbuch, Bd 2, Lpz., 1905; Thematisches Verzeichnis der musikalischen Werke der Familie Bach, там же, Bd 4, Lpz., 1907; Das sogenannte Orgelkonzert in d-moll von W. Fr. Bach, там жe, Bd 8, Lpz., 1911; Die Anfдnge des Basso continuo und seiner Bezifferung, Lpz., 1918, 1971; Die Besetzung der vielstimmigen Musik des 16./17. Jahrhunderts, "AfMw", 1918/19, Jahrg. 1; Karl Straube als Erwecker der alten Musik, Lpz., 1943.

Литература: Schweizer G.,...Max Schneider, "ZfM", 1950, Jahrg. 111; Vetter W., Max Schneider, "Mf", 1955, Jahrg. 8, No 3.

Л. М. Бутир.

Шнайдер-Трнавский М.

Шнайдер-Трнавский М. (Schneider-Trnavskэ) Микулаш (24 V 1881, Трнава - 28 V 1958, Братислава) - слов. композитор и педагог. Нар. арт. ЧССР. Учился у X. Кеслера (фп.) в Будапеште, П. Греденера (орган, фп., композиция) в Вене, Й. Клички (орган) и К. Штеккера (композиция, 1903-05) в Праге. Выступал в качестве аккомпаниатора с чеш. певцом Б. Умировым в Берлине и Париже (исполняли слов. нар. песни и песни Ш.-Т.). В 1909-18 хормейстер собора св. Микулаша и преподаватель (хор. дирижирование и др. предметы) в Педагогич. ин-те в Трнаве. Занимал ряд муз.-обществ. должностей - был инспектором Мин-ва муз. образования Словакии (с 1918), пред. Слов. союза по охране авторских прав (1939), одним из организаторов Муз. и драм. академии (осн. в 1919) и др. В творчестве Ш.-Т. выделяются песни на стихи слов. поэтов (нек-рые песни стали народными) и хоры патриотич. содержания (многие написаны для рабочих хоров). Ему принадлежат обработки слов. нар. песен для голоса с фп. (изданы 3 сб-ка: I, 2 тетради, 1905, 1910; II, 5 тетрадей, 1923; III, 1 тетрадь, 1943). Написал учебник пения для общеобразоват. школ (ч. 1-2, 1922), опубликовал сб. "Единый католический песенник" для голоса и органа (1937, 1947). Гос. пр. ЧССР (1948).

Сочинения: муз. комедия Беллароза (1941, Братислава), 2 реквиема для голоса и органа (1949), 17 месс (1930-54), Ave Maria для голоса, скрипок и органа (1923); для оrк. - симфония (1956), симф. поэма Клятва Прибины (Pribinov sl'ub, 1933), Словацкая сюита (Slovenskб.., 1957), увертюра (1931); фантазия для скр. с орк. Вершина радуги (Duhopol, 1954); камерно-инстр. ансамбли - соната для скр. и фп. (1904), Юмореска для струн. квартета (1930), фп. квинтет (1920), Словацкая (Slovenskб) сонатина для фп. (1938); хоры a cappella; мелодрама Варинка (1949) и циклы песен для голоса с фп., в т. ч. Улыбки и слёзы (Usmevy a slzy, 10 песен, 1912), От сердца (Zo srdca, 15 песен, 1921), Песни о матери (Piesne о matke, 1940).

Литературные сочинения: Slovenskб a mad'arskб pнsen lidovб se zvlбstnнm zretelem na historickou minulost a svuj vэvoj, "Slovenskб citanka", 1911, s. 324-38; Hudebnй a dramatickй umenie n Trnave n minulosti a dnes, в сб.: Trnava. 1238-1938... na pamдt' 700-rocnйho Jubilea Trnavy, Trnava, 1938, s. 156-70; Usmevy a slzy..., Brat., 1959.

Литература: Бэлза И., Памяти М. Шнейдера-Трнавского, "СМ", 1958, No 10; Bokesovб Z., M. Schneider-Trnavskэ, Brat., 1952; её жe, M. Schneider-Trnavskэ, в кн.: Dejiny slovenskej hudby, Brat., 1957; Hrusovskэ I., Slovenskб hudba n profiloch a rozboroch, Brat., 1964, s. 112-27; Samko J., M. Schneider-Trnavskэ, Brat., 1965; Mokrэ L., M. Schneider-Trnavskэ, в кн.: Ceskoslovenskв vlastivлda. Dil 9, Umeni, sv. 3, Hudba, Praha, 1971.

B. H. Егорова.

Шнайдерхан

Шнайдерхан (Schneiderhan) - австр. скрипачи, братья. Вальтер Ш. (р. 9 IV 1901, Вена) выступал как солист с 1919. В 1948-67 концертмейстер Венского симф. оркестра. Автор скрипичного и виолончельного концертов и др. муз. соч. Вольфганг Эдуард Ш. (р. 28 V 1915, Вена) - ученик О. Шевчика. Чл. Корол. академии музыки в Стокгольме (1964). До 1949 концертмейстер разл. венских оркестров; в 1937-51 возглавлял квартет его имени, в 1949-56 выступал в фп. трио с Э. Фишером и Э. Майнарди и в ансамбле со своей женой - австр. певицей И. Зефрид. В 1939-50 профессор Венской академии музыки и сценич. иск-ва, в 1938- 1956 - Моцартеума. Живёт в Люцерне, где основал камерный оркестр.

Шнеерсон Г. М.

Григорий Михайлович (28 II (13 III) 1901, Енисейск - 6 II 1982, Москва) - сов. музыковед. Засл. деят. иск-в РСФСР (1979). В 1915-18 занимался в Петрогр. консерватории по классу фп. у H. H. Позняковской, в 1919 брал уроки игры на фп. у Н. К. Метнера, затем у К. Н. Игумнова (Москва). Работал концертмейстером в разл. коллективах Москвы (Т-р Пролеткульта, "Синяя блуза", Т-р Сатиры), Витебска (2-й Белорус. драм. т-р). С 1932 ответств. секретарь муз. секции Междунар. объединения революц. т-ров. С 1936 секретарь Иностр. бюро CK СССР, консультант по музыке Всесоюзного об-ва культурной связи с заграницей (ВОКС). В 1942-48 зав. муз. отделом ВОКСа. Поддерживал дружеские связи с Э. Бушем, Э. Вайнертом, X. Эйслером, Э. Г. Майером. В 1948-1961 зав. заруб. отделом журн. "Советская музыка". С 1968 пред. Сов. комитета Междунар. реферативного каталога музыковедческих работ (RILM). Автор работ по совр. заруб. и сов. музыке. Ответств. редактор серии кн.: "Зарубежная литература о музыке" (Реферативный указатель за 1954-58, вып. 1-3, М., 1962-68; то же, за 1959-66, вып. 1-2, М., 1972-78). Чл.-корр. Академии иск-в ГДР (1968), почётный чл. итал. Академии наук, лит-ры и иск-ва (1977).

Сочинения: Музыка и музыканты XX века, "СМ", 1938, No 7; Музыкальная жизнь за рубежом, там же, 1939, No 5; Музыка в борьбе за мир, там же, 1940, No 4; Американское кино и композиторы, там же, 1940, No 8; Бела Барток. "Микрокосмос", там же, 1940, No 11; Фортепианное творчество М. де Фалья, там же, 1941, No 1; Леопольд Стоковский, там же, 1941, No 5; Советская музыка за рубежом, в сб.: Советская музыка, сб. 2, М., 1944; Современная американская музыка, (M.), 1945; Современная английская музыка, (М.), 1945; Музыкальная культура Китая, М., 1952; Си Син-хай, М., 1956; Заметки о зарубежном музыковедении, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 2, М., 1955; Новое о Метнере,"СМ", 1956, No 7; Арам Хачатурян, М., 1958; Музыка Франции, М., 1958; Новые книги германских музыковедов, "СМ", 1958, No 1, За или против "новой музыки"?, "СМ", 1959, No 2; О музыке живой и мертвой, М., 1960, перераб. и доп., М., 1964; Статьи немецких музыковедов, "СМ", 1961, No 3; Эрнст Буш, М., 1962, No 1964; Французская музыка XX века, М., 1964, 1970; Песенная антология революции, "СМ", 1970, No 2; Эрнст Буш и его время, (М.), 1971; "Защищать жизнь, утверждать любовь к человеку...", "СМ", 1971, No 7; Статьи о современной зарубежной музыке. Очерки. Воспоминания, М., 1974; Американская песня, М., 1977; Портреты американских композиторов, М., 1977, и др.

Л. Б. Римский.

Шнейдер К.

Шнейдер К. (Schneider) Гортензия Каролина Жанна (30 IV 1833, Бордо - 6 V 1920, Париж) - франц. артистка оперетты. Пению обучалась в Бордо у Шафнера. Впервые выступила на сцене в 1846 в любительском т-ре "Атеней". В 1853 дебютировала в Ажене в партии Инессы ("Фаворитка" Доницетти), затем исполняла роли первых любовниц и инженю в опереттах, водевилях, комедиях. С 1855 жила в Париже, играла в небольших т-рах; по приглашению Ж. Оффенбаха (композитор восхищался её вок. данными и сценич. грацией) с большим успехом начала выступать в его муз. буффонадах на сцене т-ра "Буфф-Паризьен", сразу став любимицей парижской публики. В 1856-58 играла в т-ре "Варьете", в 1858-64 - в "Пале-Руаяль". Триумфальный успех Ш. принесли выступления в опереттах Оффенбаха, поставленных на сцене т-ра "Варьете" (вернулась в т-р в 1864); была первой исполнительницей партий Елены ("Прекрасная Елена", 1864), Булотты ("Синяя Борода", 1866), герцогини Генриетты ("Великая герцогиня Герольштейнская", 1867), Периколы ("Перикола", 1868). В 1870 гастролировала в Лондоне и др. европ. городах, в 1871-72 - в России. Вернувшись в 1873 в Париж, выступала в т-ре "Варьете", в т. ч. в первой пост. оперетты Оффенбаха "Состоятельная булочница" (1875), затем в др. т-рах. В 1881 оставила сцену.

Ш. обладала гибким голосом красивого тембра, яркой сценич. внешностью и редким актёрским дарованием. Иск-во Ш. отличали блестящая вок. техника, выразительность дикции, живость мимики и законченность каждого жеста, сценич. непринуждённость, темперамент, артистич. обаяние, комедийное мастерство. С именем Ш. связано становление и развитие т-ра франц. классич. оперетты, её называли "королевой оперетты" Второй империи. Каждая созданная ею роль стала классич. образцом для последующих исполнителей не только французского, но и европ. т-ра.

Литература: Г-жа Шнейдер,"Музыкальный свет", 1871, No 11; Гортензия Шнейдер, "Всемирная иллюстрация", 1871, 11 дек.; Янковский М., Оперетта. Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР, Л.-М., 1937, с. 74-77; Roufl M., Casevitz Th., La vie de fкte sous le Second Empire, H. Schneider, P., (1931); Auriant, Les Lionnes du Second Empire, P., (1935); Кraсauer S., J. Offenbach ou Le secret du Second Empire, P., 1937; Brindejont-Offenbach J., Offenbach, mon grand-pиre, P., (1940); Deсaux A., Offenbach, roi du Second Empire, (P., 1958), то же, 1970.

С. M. Грищенко.

Шнефохт Л.

Шнеефойгт, Шневойт (Schnйevoigt) Георг Леннарт (8 XI 1872, Выборг - 28 XI 1947, Мальмё, Швеция) - фин. дирижёр и виолончелист. Сын нем. воен. дирижёра. В юности изучал дирижёрское иск-во, посещая репетиции и концерты Хельсингфорсского филармонич. оркестра. Учился игре на виолончели у К. Шрёдера в Зондерсхаузене, у Ю. Кленгеля в Лейпциге, совершенствовался в Брюсселе и Дрездене и у Р. Фукса в Вене. Был виолончелистом-солистом и концертмейстером филармонич. оркестра в Хельсинки (1895-98 и 1899-1903). В 90-х гг. концертировал как солист. Преподавал в орк. школе и Муз. ин-те в Хельсинки (1896-99). Как дирижёр дебютировал в 1901 в Риге, где проводил летние концерты (1901-14), затем в Шевеннингене (1918- 1928). Гастролировал в Берлине (1902-03), дирижировал мюнхенским "Кайм-оркестром" (1904-08; совершил с ним конц. турне по странам Европы) и симф. оркестром в Киеве (1908-09). Организовал симф. оркестр в Риге (1909), выступал с ним в Витебске, Смоленске, Петербурге (1910-11). Основал симф. оркестр в Хельсинки (1912; в 1914 этот оркестр объединился с городским симф. оркестром). Был дирижёром Петерб. т-ра муз. драмы (1912-14; участвовал в пост. опер "Мейстерзингеры" и "Парсифаль" Р. Вагнера), гл. дирижёром симф. оркестров в Стокгольме (1915-24), Осло (1919-27; в 1918 основал там оркестр), Дюссельдорфе (1924-26), Лос-Анджелесе (США, 1927-29), а также рижского оперного т-ра (1929-32). С 1930 работал в Мальмё (с 1932 до конца жизни руководил гор. симф. оркестром), одноврем. (1932-41) возглавлял гор. симф. оркестр в Хельсинки. В 40-х гг. гастролировал в странах Европы, в Австралии и США, исполняя наряду с классич. произв. музыку совр. фин. композиторов. Ш. обладал волевым началом, энергией (особенно эти черты проявлялись при исп. быстрых частей; в медленных частях, в т. ч. симфоний П. И. Чайковского и Я. Сибелиуса, обнаруживал черты исполнителя романтич. стиля); отличался совершенством техники. Жена Ш. - Сигрид (Сисси) Ингеборг Ш. (урожд. Сундгрен) (17 VI 1878, Хельсинки - 14 IX 1953, Стокгольм) - пианистка, ученица Ф. Бузони; концертировала в странах Европы и в США. Выступала как солистка с оркестрами под упр. Ш.

Литература: Ranta S., Georg Schnйevoigt, Sдvelten taitureita, Hels., (1947); Aaltoila H., Sigrid Ja Georg Schnйevoigt,. в сб.: Suomalaisiamusikin taitajia, Hels., 1958.

Г. Я. Юдин.

Шнитке А. Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шнорали Нерсес

Нерсес Шнорали (по уточнённым данным, 1101, крепость Цовк, близ Киликии - по уточнённым данным, 1173, крепость Ромкла, близ Киликии) - арм. поэт, композитор, певец, педагог и муз. теоретик. Католикос арм. церкви (1166-73). Автор муз. соч., гл. обр. духовных. Ему принадлежат и необрядовые (навеянные религ. чувствами, но предназначавшихся для исполнения вне церкви), а также светские произв. Часть его многочисл. загадок в стихах (ок. 300) сочинена в виде светских песен. Поэма Ш. Н. "Иисус сын" (Венеция, 1643) его современниками декламировалась нараспев и пелась подобно эпосу "Давид Сасунский". Ш. Н. выступил как преобразователь в области арм. духовной музыки: он упорядочил и унифицировал церк. пение годового цикла, обогатил богослужение, заменив ряд архаичных песнопений и растянутые речитации псалмов своими произв. Им пересмотрены мн. арм. ср.-век. муз.-обрядовые (ритуальные) книги, а нек-рые из них, в т. ч. Шаракноц (Гимнарий), Патаракаматуйц (Литургиарий), Жамагирк (Часослов), переработаны и дополнены. Произв. Ш. Н. сохранились в ср.-век. рукописях, а также в нотных сб-ках, составленных в 19 в. H. Ташчяном в Эчмиадзине, Е. Тынтесяном в Константинополе и др. (св. 200 мелодий, записанных в новоармянской безлинейной нотации).

Литература: Тагмизян Н. К., Нерсес Шнорали - композитор и музыкант, Ер., 1973 (на арм. яз.).

Н. К. Тагмизян.

Шнорр фон Карольсфельд Л.

Шнорр фон Карольсфельд Л. (Schnorr von Carolsfeld) Людвиг (2 VII 1836, Мюнхен - 21 VII 1865, Дрезден) - нем. певец (тенор). Сын художника Ю. Шнорр фон Карольсфельда. После обучения у Й. Отто В Дрездене и в Лейпцигской консерватории занимался у Э. Ф. Девриента при оперном т-ре Карлсруэ (с 1854). С 1858 солист т-ра Карлсруэ, с 1860 - придв. оперы в Дрездене. С особым успехом исполнял партии Тангейзера и Лоэнгрина. Обладал звучным баритональным тенором, хорошо владел актёрским иск-вом. Прославился исполнением ведущих партий в операх Р. Вагнера, Дж. Мейербера, а также в итал. операх. Ш. ф. К. был разносторонне одарён: рисовал, писал стихи, сочинял музыку (Р. Вагнер назвал его "истинно гениальным художником").

Жена Ш. ф. K. - Mальвина Ш. ф. К. (урожд. Гарригес) (7 XII 1825, Копенгаген - 8 II 1904, Карлсруэ) - певица (сопрано), пела в оперных т-рах Дрездена, Гамбурга, Карлсруэ. Людвиг и Мальвина Ш. ф. К.- первые исполнители партий Тристана и Изольды в одноим. опере Вагнера (1865, Мюнхен).

Литература: Wagner R., Meine Erinnerungen an L. Schnorr von Carolsfeld, "NZfM", 1868, Jahrg. 35, 5 und 12, Juni, переизд. в кн.: Wagner R., Sдmtliche Schriften, Bd 8, Lpz., 1911; Garrigues С. H., Ein ideales Sдngerpaar..., Kph., 1937; Schneider O., Vor 100 Jahren starb: L. Schnorr von Carolsfeld, "ЦMz", 1965, Jahrg. 20, H. 7.

E. Л. Гуревич.

Шоберлехнер С. Ф.

Софья Филипповна (урожд.- Далль'Окка) (1807, Петербург - 12 (24) VIII 1863, там же) - рус. певица (драм. сопрано). Пению училась у своего отца, вок. педагога Ф. Далль'Окка. С юных лет выступая в концертах, восхищала слушателей прекрасным голосом и превосходной манерой пения. В 1824 вышла замуж за австр. пианиста и композитора Ф. Шоберлехнера, концертировала с ним в городах Германии и Италии. В Италии совершенствовалась под рук. Л. Лаблаша. С 1828 пела в петерб. итал. опере, в 1831 поселилась в Италии. Выступала во Флоренции, Риме, Турине, Падуе, Мантуе, Модене; в 1832 в Болонье с огромным успехом исполнила партию Джульетты в опере "Капулетти и Монтекки" Беллини. С 1834 в течение неск. сезонов была одной из ведущих певиц т-ра "Ла Скала" (Милан); с этого времени получила широкую известность; выступала в разл. городах Европы, в т. ч. в России. Г. Доницетти написал для Ш. партию Антонины в опере "Велизарий". В 1841 оставила сцену. В 1851 окончательно вернулась в Петербург, давала уроки пения и изредка выступала в концертах (в юбилейном концерте Ш. 25 февр. 1860 ей аккомпанировал А. С. Даргомыжский). Голос Ш. отличался полнотой звучания, обширным диапазоном, гибкостью и красивым, нежным тембром. Вдохновенное, страстное пение сочеталось с талантливой драм. игрой. Выделялась в партиях Аменаиды, Дездемоны, Нинетты ("Танкред", "Отелло", "Сорока-воровка" Россини).

Литература: Концерт г-жи Шоберлехнер, в среду, 13-го июля, "Северная пчела", 1838, 16 июля; -р., Концерт г-жи Шоберлехнер, "С.-Петербургские ведомости", 1853, 22 янв.; В. П., София Шоберлехнер, там же, 1855, 12 июня; (Некролог), "Голос", 1863, 15 авг.

А. П. Григорьева.

Шоберлехнер Ф.

Шоберлехнер Ф. (Schoberlechner) Франц (21 VII 1797, Вена - 7 I 1843, Берлин) - австр. пианист и композитор. Обучался игре на фп. у И. Н. Гуммеля; в 1809 дебютировал, исполнив фп. концерт No 2 Гуммеля, написанный специально для него. Одноврем. брал уроки композиции у Э. А. Фёрстера. В 14 лет сочинил симфонию и фп. концерт, к-рые были исполнены. В 1814 предпринял первую самостоят. конц. поездку. Посетил Грац, Триест, Болонью, Флоренцию, где были исполнены его реквием и комич. опера, Рим и Неаполь. В 1815-20 придв. композитор эрцгерцогини Марии Луизы в Лукке. В 1820 возвратился в Вену. В 1823 вновь отправился в конц. поездку. После успешных выступлений в Германии Ш. впервые приехал в Петербург (1824), где прожил неск. лет. Совм. с женой - певицей С. Ф. Шоберлехнер предпринимал длительные конц. турне по России, Германии и Италии (1824-27). Одну из своих 4 опер - оперу "Барон из Дольцхейма" (1827) Ш. написал специально для С. Ф. Шоберлехнер. В дальнейшем Франц и Софья Ш. жили гл. обр. в Тоскане (Италия), часто выезжая в конц. поездки.

Значит. часть фп. произв. Ш. принадлежит к модному в то время жанру вариаций. Он обычно выбирал для них популярные темы, порой использовал шаблонную вариационную технику. К числу наиболее удачных соч. относятся "Интродукция" и "Большое рондо на русскую тему". Ш. принадлежат камерно-инстр. произв., в числе к-рых, согласно нек-рым источникам, 6 струн. квартетов.

Литература: Hansliсk E., Geschichte des Concertwesens in Wien, W., 1869.

E. Л. Гуревич.

Шоберт И.

Шоберт И. (Schobert) Иоганн (ок. 1740, Силезия - 28 VIII 1767, Париж) - нем. пианист и композитор. Ок. 1760 стал клавесинистом при дворе принца Конти в Париже, там же был исполнен его зингшпиль "Большая охота и браконьер" ("Le garde-chasse et le braconnier", 1765). Как пианист пользовался известностью в парижских салонах. Принадлежал к числу первых композиторов, к-рые писали камерные соч. с развитой фп. партией. В его стиле особенно заметно влияние ранней венской и мангеймской школ. Новшеством Ш. в трактовке сонатного Allegro было привнесение в разработку черт фантазии, что отразилось в творчестве В. А. Моцарта (включил обработку 1-й части ор. 17 Ш. в свой ранний фп. концерт, K.-V. 39). Ш. имел привилегию на печатание нот. Автор 6 концертов для клавесина со струн. оркестром и духовыми, 6 симфоний для клавесина и скрипки и 2 валторн ad libitum, квартетов для струнных с фп., фп. трио, сонат для скрипки с фп.

Литература: Schьnemann G., Mozart und Schobert, "AMz", 1910, Jahrg. 37, No 20; Saint-Foix G. de St., Johann Schobert, "RM", 1922, Jahrg. 3, No 11; Fisсher K. A., Schobert und Schubart, "ZfMw", 1934, Jahrg. 16, H. 1.

Шойфер

Шойфер - шoфep, - др.-евр. дух. муз. инструмент. Для Ш. используется полый бараний или бычий рог. Обработанный узкий конец служит мундштуком, широкий - раструбом. Звук грубый, громкий, резкий; звукоряд натуральный, возможно извлечение 2-6 звуков. Ш. неоднократно упоминается в Библии. В евр. быту до кон. 19 в. выполнял магич. функции (средство изгнания злого духа), а также, вероятно, использовался в качестве воен. сигнальной трубы (обычно отождествляется с легендарной иерихонской; см. Древнееврейская музыка), позднее - как ритуальный инструмент (сохранился в практике синагогальной службы - по обряду в Ш. трубят в праздник евр. Нового года). Ш. введён Э. Эдгаром в аккомпанемент вок. цикла "Апостолы" и Дж. А. Макфарреном в симф. поэму "Иоанн Креститель" (иногда при исполнении этих произв. звучание Ш. имитируется др. инструментами).

Литература: Grassmann H., Musikinstrumente in Alten Testament, Griessen, 1903; Finesinger s. В., Musical instruments in Old Testament. Hebrew union college annual, Cincinnati, v. 3, 1926.

Шоллар Ф.

Шоллар Ф. (Sollar) Франтишек (26 XII 1859, Тршемошна, близ Пльзеня - 29 XI 1937 (по др. сведениям, 13 X 1938), Пльзень) - чеш. арфист, валторнист, педагог, дирижёр и композитор. В 1879 окончил Пражскую консерваторию по классам арфы у В. А. Станека, валторны - у Й. Бера. В 1883-89 артист Придв. оркестра в Петербурге, в 1899-1907 - оркестра Мариинского т-ра, одноврем. капельмейстер оркестра лейб-гвардии Семёновского полка. Выступал в концертах как арфист. В 1886-1919 преподавал игру на валторне в Придв. певч. капелле. С 1922 жил в Пльзене. Автор первой "Школы для валторны" на рус. языке, неоднократно переиздававшейся (перераб. и доп. А. И. Усовым, 1955; 2-е изд. 1958). Ш. принадлежат соч. для дух. оркестра, концерт для арфы с оркестром, этюды для арфы.

Шоллум Р.

Шоллум Р. (Schollum) Роберт (р. 22 VIII 1913, Вена) - австр. композитор, пианист и органист. По композиции ученик Й. Маркса. В 1932-38 преподавал и выступал как исполнитель в Вене. В 1952-55 городской музик-директор в Линце. С 1959 профессор Венской академии музыки и сценич. иск-ва. В 1965-69 президент Австр. союза композиторов. До 1950-х гг. придерживался неоклассического направления, последующие произв. основаны на серийной технике. Автор камерной оперы "Ночь превращения" ("Nacht der Verwandlung", Линц, 1952), соч. для танцовщицы и 7 инструментов "Жизнь" ("Das Leben"), 5 симфоний (1953-1969), концертов для инструментов с оркестром, камерных ансамблей, хоров, песен, соч. для фп., органа. Гос. пр. Австрии (1961). Пр. города Вены (1971).

Литературные сочинения: Musik in der Volksbildung, W., 1962; Egon Wellesz, W., 1964; Die Wiener Schule.... Entwicklung und Ergebnis, W., 1969; Das kleine Wiener Jazzbuch, Salzburg, 1970.

Шольц Ф. Е.

Фёдор (Фридрих) Ефимович (5 X 1787, Гернштадт, Силезия - 15 (27) X 1830, Москва) - рус. композитор, дирижёр и педагог. По национальности немец. Музыке обучался у отца, капельмейстера (фп., скрипка, орган). Работал театр. капельмейстером в Грауденце (ныне Грудзёндз, Польша), затем переехал в Курляндию, в 1811 - в Петербург, где был капельмейстером Придв. певч. капеллы. С 1815 жил в Москве, давал уроки музыки. С 1820 дирижёр Петровского т-ра (с 1825 - Большой т-р). Писал музыку к операм-водевилям (из 10 соч. - 8 совм. с А. А. Алябьевым, А. Н. Верстовским, Л. В. Маурером) и балетам (большинство по сценариям А. П. Глушковского), среди них - "Руслан и Людмила...", первое муз.-сценич. воплощение пушкинского сюжета. Музыка этого произв. отличается разнообразием выразит. средств, эффектной инструментовкой, близостью к мелодике бытового романса (в ней используются разл. нац. танц. жанры, включая восточные). Написал увертюру к драм. прологу "Торжество муз" М. А. Дмитриева на открытие Большого т-ра (1825). Ш. приписывается создание оперы "Хижина на Альпийских горах" (пост. в 1822, Т-р на Моховой, Москва). Ежегодно давал концерт из своих соч. По словам В. Ф. Одоевского, в концерте 1825 Ш. управлял оркестром "...с обыкновенным ему огнем и искусством". Алябьев посв. Ш. 3-й струн. квартет и увертюру к опере-водевилю "Три десятки, или Новое двухдневное приключение" (оба - 1825). Неоднократно, но безуспешно высказывался за учреждение в России консерватории (в 1819 составил проект). В 1830 открыл курсы теории музыки (классы генерал-баса и композиции; существовали неск. месяцев).

Сочинения: балеты (10), в т. ч. Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника (1821, Т-р на Моховой, Москва), Три талисмана: кошелёк, рожок и пояс, или Восточный чародей (1823, там же), Три пояса, или Русская Сандрильона (1826, Большой т-р), Полифем, или Торжество Галатеи (1829, там же); музыка к операм-водевилям (10), в т. ч. Волшебная флейта (1821, Москва), Продажная одноколка, или Похищенная Европа (1823, там же); для орк. - Торжественный марш (по случаю заключения мира с Турцией, 1829), полонез и др.; фантазия для 6 фп. Наваринское сражение (1828); пьесы для фп., романсы.

Литература: В. У., Фридрих Шольц, Некрология, "Северная пчела", 1830, 16 дек.; 75-летие Большого театра в Москве, "РМГ", 1900, No 1; Y. Y. (Одоевский В. Ф.), Концерт Б. Ромберга..., Прибавление к "Московскому телеграфу", 1825, No 2; его же, Петровский театр. там же, No 3; обе ст. в кн.: Одоевский В. Ф., Музыкально-литературное наследие, общая ред., вступ. ст. и прим. Г. Б. Бернандта, М., 1956, с. 88 и др.; Штейнпресс Б., Страницы из жизни А. А. Алябьева, М., 1956; Гозенпуд A., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959.

Б. С. Штейнпресс.

Шопен Ф. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шор Д. С.

Давид Соломонович (1867, Симферополь - 1 VI 1942, Тель-Авив) - пианист, педагог и муз.-обществ. деятель. В детстве обучался игре на фп. под рук. отца. В 1880-85 занимался в Петерб. консерватории у К. Фан-Арка и В. И. Сафонова (фп.). В 1885 перешёл в Моск. консерваторию вслед за переехавшим в Москву Сафоновым, у к-рого и окончил консерваторию в 1889. В 1889-92 концертировал в разл. городах России, принимал участие в квартетных собраниях РМО в Москве и Петербурге, преподавал игру на фп. в Елизаветинском ин-те (Москва). В 1892 Ш. вместе со скрипачом Д. С. Крейном и виолончелистом М. И. Альтшулером (вскоре его сменил Р. И. Эрлих) осн. "Московское трио", к-рое с успехом давало концерты, т. н. историч. камерные утра, в Москве, Петербурге и за рубежом (Берлин, Париж, Лондон). В 1907 вышел из состава трио, немногим позже играл в нём ещё неск. лет. Был инициатором создания и руководителем "Бетховенской студии", основанной с целью пропаганды и изучения классич. музыки, особенно творчества Л. Бетховена (устраивались циклы историч. концертов, концерты-лекции, муз. вечера; Москва, 1912-16). В деятельности студии принимало участие "Московское трио". Ш. был популярен в Москве и как педагог. Читал публич. лекции по истории музыки, иллюстрируя их муз. произв. в собств. фп. исполнении (в педагогич. об-ве Моск. ун-та, в Ниж. Новгороде, Симферополе, Севастополе, Ялте и др.). В 1918-25 вёл класс фп. и камерного ансамбля в Моск. консерватории (с 1919 профессор). В 1927 уехал в Палестину. Автор ряда статей в периодич. печати.

Сочинения: Памяти Бетховена, "Русские ведомости", 1910, 17 дек.; Несколько мыслей о современной... педагогии, "Музыкальный альманах" (изд. "Бетховенской студии"), М., 1914; Учитель Гнесиных. (Несколько слов к характеристике В. И. Сафонова), в сб.. За тридцать лет. 1895-1925, М., 1925.

Литература: Ф(индейзен) Ник., 10-летие "Исторических камерных утр". (Московское трио Шор - Крейн - Эрлих), "РМГ", 1902, No 42.

М. А. Овчинников.

Шорин М. Г.

Михаил Георгиевич (2 (15) IX 1904, с. Троицкое, Московской обл. - 7 III 1965, Москва) - сов. хор. дирижёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1951). В 1912-1918 занимался в Моск. синодальном уч-ще у А. Д. Кастальского, Н. С. Голованова, H. M. Данилина и В. П. Степанова. Окончил в 1926 Моск. консерваторию по классу хор. дирижирования, в 1929 - симф. дирижирования. С 1929 хормейстер, в 1944-58 гл. хормейстер Большого т-ра СССР. Ш. - продолжатель традиций рус. хор. иск-ва, в значит. степени содействовал высокому уровню исполнит. культуры хора Большого т-ра. Участник многочисл. постановок опер на сцене Большого т-ра, в их числе - оперы "Князь Игорь", "Иван Сусанин", "Садко"; "Борис Годунов" (Гос. пр. СССР, 1949), "Хованщина" (Гос. пр. СССР, 1951), "Аида"; "Декабристы" Шапорина, "Никита Вершинин" Кабалевского.

Литература: Большой театр СССР. Опера. Балет. Альбом, М., 1958, с. 515 - 17.

Шорон А. Э.

Шорон А. Э. (Choron) Александр Этьенн (21 X 1771, Кан - 28 VI 1834, Париж) - франц. музыковед, педагог, композитор и дирижёр. Чл. Ин-та Франции (1811). Изучал филологию и математику, самостоятельно постиг основы муз. теории и композиции. Систематически начал заниматься музыкой в 25-летнем возрасте. Овладел итал., нем. и евр. языками для чтения в оригинале муз.-теоретич. исследований. Автор мн. трудов по теории музыки (связывал теорию с проблемами общей и муз. эстетики). Среди его работ - "Исторический словарь музыкантов..." (т. 1-2, 1810-11). Издал забытые творения Жоскена Депре, К. Жанекена, Палестрины и др. Успехом пользовались нек-рые песни и романсы Ш., в частности романс "Часовой" ("La sentinelle"). В 1806 вышел сборник вок. соч. Ш. Сторонник общедоступного муз. воспитания, он выступал за включение музыки в программы начальных школ как обязат. предмета. В 1815 Ш. стал руководителем и дирижёром церк. празднеств. В 1816-17 худ. рук. т-ра "Корол. академия музыки" (оставил этот пост из-за несогласия с рутинной позицией директора т-ра). В 1817 основал и возглавил муз. школу (известна под названиями: Школа церк. пения, Ин-т церк. музыки; существовала до 1831), готовившую учителей хор. пения и муз. грамоты и пропагандировавшую хор. иск-во. В проводимых школой концертах впервые во Франции были исполнены мн. соч. Палестрины, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя.

Сочинения: Principes d'accompagnement des йcoles d'Italie..., P., (1804); Principes de composition des йcoles d'Italie, v. 1-3, P., (1808), v. 1-6, P., 1816 (рус. пер. фрагментов - Основы композиции итальянской школы, в кн.: Музыкальная эстетика Франции XIX в., М., 1974); Dictionnaire historique des musiciens..., v. 1-2, P., 1810-11 (совм. с Файолем; включает автобиографию Ш.), то же, Р., 1817; Mйthode concertante de musique, а plusieurs parties d'une difficultй graduelle..., P., (1817); Mйthode de plaint-chant..., P., 1818; Manuel complet de musique vocale et instrumentale, ou Encyclopйdie musicale, v. 1-6, P., 1836-38 (совм. с Лафажем, не завершена), и др.

Литература: Бронфин Е., Мысль о музыке во Франции XIX века, в кн.: Музыкальная эстетика Франции XIX в., М., 1974; Radiger H., Histoire de la musique..., в кн.: Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du conservatoire..., fondateur A. Lavignac, pt I, (v. 3), P., 1913 (рус. пер. фрагментов - Raдиге A., Французские музыканты эпохи Великой французской революции, М., 1934); Wangermйe R., Les premiers concerts historiques а Paris, Brux., 1948; Simms В., Choron, Fйtis and the theory of tonality, "Journal of music theory", 1975, V. 19, No 1.

E. P. Бронфин.

Шор-Плотникова Л. Я.

Любовь Яковлевна (Георгиевна) (1873, по др. сведениям - июль 1875, Александрия Херсонской губ., ныне Кировоградской обл.- 13 X 1960, Москва) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано) и педагог. Жена театр. дирижёра Б. С. Плотникова (1871-1914). В нач. 1890-х гг. обучалась пению в частной муз. школе у бр. А. С. и Д. С. Шор в Москве. В 1892-93 участница оперных трупп в Елизаветграде, Кишинёве, Киеве, Воронеже, в 1893-95 пела в Саратове (гор. т-р), Астрахани, Ниж. Новгороде, Казани, позднее в Одессе, Самарканде, Ташкенте, Кисловодске. В 1896-99 совершенствовалась под рук. Д. Aртo в Париже. В 1901-04 пела в Моск. частной рус. опере, в 1905 - в Оперном т-ре Зимина, выезжала на гастроли в Петербург. Обладала незаурядными вок. данными, владела виртуозной техникой. Её исполнение отличалось ровным звучанием голоса во всех регистрах, хорошо поставленным дыханием и чистотой интонации. Среди партий - Джильда, Виолетта; Недда ("Паяцы" Леонкавалло), Маргарита, Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Лакме; Филина ("Миньон" Тома). С большим успехом выступала в операх М. И. Глинки, А. П. Бородина. В репертуаре певицы также партии Татьяны, Лизы, Снегурочки, Царевны-Лебеди и др. Преподавала пение в Моск. муз. техникуме им. М. П. Мусоргского (1923-24), в Красноармейской студии на Ходынке (1924-25), в Муз. техникуме им. А. В. Луначарского (1925-28), на Гос. курсах им. К. Н. Игумнова при Бауманском отделе нар. образования (1928-30). В 1929-37 преподаватель пения в Моск. консерватории (с 1930 доцент), в 1945-46 - в Оперно-драм. студии им. К. С. Станиславского. Среди учениц - Н. А. Казанцева, Л. И. Авдеева, А. В. Яковенко, Е. Я. Лебедева.

Литература: Habituй, Прощальный спектакль театрального товарищества, "Саратовский дневник", 1894, 1 марта; К. У. Лыгин (Кулыгин Д. П.), Музыка в провинции. Саратов, "РМГ", 1895, No 3; H. H. B - в, Музыка в провинции, Пермь, "РМГ", 1897, No 12; E. W., Театр и музыка. Частная опера, "Московские ведомости", 1901, 2 окт.; Театр и музыка, "Русские ведомости", 1901, 8 окт.; Театр и музыка, там же, 1902, 19 мая.

Л. Б. Римский.

Шорр Ф.

Шорр Ф. (Schorr) Фридрих (2 IX 1888, Надьварад, ныне Орадя, Румыния - 14 VIII 1953, Фармингтон, шт. Коннектикут) - австр. певец (бас-баритон). В 1891 Ш. вместе с родителями переехал в Вену, где впоследствии изучал юриспруденцию. После недолгого обучения у А. Робинсона дебютировал (1911) в партии Вотана в тетралогии Р. Вагнера "Кольцо нибелунга" в оперном т-ре Граца, после чего приобрёл известность в Европе и Америке. Выступал в оперных т-рах Праги (1916), Кёльна (1918), в Берлинской гос. опере (1923), в "Ковент-Гарден" в Лондоне (1924). В 1924-43 пел в "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке. Принимал участие (1925-30) в Байрёйтских фестивалях. Обладал сильным и выразительным голосом. Особенно прославился как исполнитель музыки Р. Вагнера.

Литература: Le grandi voci, Roma, (1964).

E. Л. Гуревич.

Шоссон А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шостакович Д. Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шостаковский П. А.

Пётр Адамович (3(15) II 1851, но др. данным, 1853, Курляндия - апрель 1917, Москва) - рус. пианист, дирижёр, педагог и муз.-обществ. деятель. Игре на фп. обучался в Петерб. консерватории у А. Дрейшока, в Берлине у Т. Куллака. Дебютировал как пианист в Риге в возрасте 15 или 17 лет. В 1876-78 профессор Моск. консерватории (класс спец. фп.; ушёл из-за разногласий с Н. Г. Рубинштейном). В 1878 открыл в Москве свою муз. школу; одноврем. стал одним из директоров основанного по его инициативе Об-ва любителей муз. и драм. иск-ва. В 1883 об-во переименовано в Московское филармоническое общество, а муз. школа Ш. - в Музыкально-драматическое училище при нём (в 1886 получило права высшего уч. заведения). До 1898 Ш. был директором уч-ща, профессором по классу фп. и первым дирижёром организованных им симф. концертов (к участию в к-рых привлекал лучших исполнителей). Ш. много выступал как пианист и дирижёр. Организаторская деятельность Ш. способствовала развитию муз. жизни дореволюц. Москвы.

Литература: L., Концерт г. Шостаковского, "Артист", 1889, кн. 3; П. А. Шостаковский, там же, 1893, No 28, кн. 3; Иванов М., П. А. Шостаковский. По поводу двадцатипятилетия артистической деятельности, "Всемирная иллюстрация", 1893, т. 49, No 1260, с. 212; его же, Музыкальные наброски, "Новое время", 1893, 22 февр.; его же, История музыкального развития России, т. 2, СПБ, 1912, с. 293-94; (Некролог), "РМГ", 1917, No 19-20; Вильде Н., Старая филармония (По поводу смерти Шостаковского), "Рампа и жизнь", 1917, No 20; Пятьдесят лет театральной школы. 1878-1928. Сб., М., 1929, с. 11-15, 39-44; Чайковский П. И., Переписка с Н. Ф. фон-Мекк, (т.) 1-3, М.-Л., 1934-36; Л. В. Собинов, Жизнь и творчество. Сб. под ред. Я. О. Боярского, М., 1937, с. 30-33, 221-28.

Я. И. Мильштейн.

Шотландская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Шотт"

"Шотт" - "Сыновья Шоттa" ("B. Schott's Sцhne"), - одна из крупнейших нем. муз.-издат. фирм. Осн. в 1770 в Майнце Бернхардом Ш. (10 VIII 1748 - 26 VIII 1809, Майнц). Бернхард Ш. познакомился с нотопечатанием уже в детстве, затем в Страсбурге расширил свои познания в области изготовления гравюр на меди, книгопечатания и шрифтолитейного дела. Был образованным музыкантом, хорошо играл на кларнете. В Майнце в 1768 создал типографию, из к-рой позднее возникло изд-во. Во время отсутствия Бернхарда Ш. в Майнце дела изд-ва вёл его отец, позднее - младший брат Филипп Франц Ш. (1776-1840). В 1780 Бернхард Ш. получил привилегию на издание нот в Майнце и звание придв. муз. издателя. В 1799 он первым среди муз. издателей применил технику литографии (изобретена в 1796). Впоследствии изд-во возглавляли сыновья Б. Шотта - Иоганн Андреас Ш. (1781-1840), Иоганн Йозеф Ш. (1782-1855) и Адам Йозеф Ш. (1794-1840). Они открыли отделения в Лейпциге (1819), Париже (1826), Антверпене (в 1830 переведено в Брюссель, где стало самостоятельным изд-вом под назв. "Schott frieres"), затем в Лондоне (1835), Роттердаме (1853), Сиднее, Мельбурне, Франкфурте- на-Майне (все - 1864). С 1855 фирмой руководил внук Бернхарда Ш. Франц Филипп Ш. (1811-74), после его смерти - Людвиг Штреккер (1853-1943), затем сыновья и родственники последнего.

Вначале фирма публиковала гл. обр. соч. композиторов Майнца, впоследствии также Дармштадта и особенно Мангейма. В дальнейшем были установлены связи с такими крупными муз. центрами, как Вена, Париж. Фирмой изданы последние произв. Л. Бетховена (9-я симфония, струн. квартеты ор. 127-131, "Missa solemnis", увертюра "Освящение дома"); "Нюрнбергские мейстерзингеры", тетралогия "Кольцо нибелунга" и "Парсифаль" Р. Вагнера и др. В 19 в. фирма издала множество виртуозных и салонных фп. и скр. пьес композиторов Франции, Германии и др. стран. В 20 в. она опубликовала мн. соч. совр. композиторов - П. Хиндемита, И. P. Стравинского, В. Эгка, К. Орфа, А. Берга, A. Веберна, А. Шёнберга, П. Булеза и др. Ею выпущено 12-е изд. "Музыкального словаря" Римана (1959-75), издаются журн. "Melos", "Musik in Unterricht", "Das Orchester", "Neue Zeitschrift fьr Musik" (последний - с 1955, в 1974 объединён с журн. "Melos", издавался до 1978) и др.

Литература: Seiffert M., Das Haus Schott, "Allgemeine Musikzeitung", 1893, Jahrg. 20, No 43; Bцrckel A., Aus der Mainzer Vergangenheit, Mainz, 1906; Ziegler В., Zur Geschichte des Privilegium exclusivum des Mainzer Musikstechers B. Schott, в кн.: Festschrift G. Leidinger, Mьnch., 1930; Gottron A., Tausend Jahre Musik in Mainz, В., 1941, Mainz - В., (1964).

E. Л. Гуревич.

Шотырп

Шотырп (шъотIырпI, от шъо - кожа и тIырпI - звукоподражат. слово, имитирующее звук, образуемый при ударе о кожу) - адыг. нар. удар. инструмент. Вид малого барабана без определённой высоты звучания. Звук извлекается ударами по натянутой кожаной перепонке ладонью, палочкой или колотушкой.

Ш. Ш. Шу.

Шоу Л.

Шоу Л. (Shaw) Роберт Лоусон (р. 30 IV 1916, Ред-Блафф, шт. Калифорния) - амер. дирижёр. Изучал лит-ру и философию в Помона-колледже (Клермонт; до 1938), пел в студенч. хоре. Руководил хором вок.-инстр. ансамбля под упр. Ф. Уоринга (1938-45). В 1941 создал в Нью-Йорке студенч. хор "Университетский хорал", руководил им до 1954, выступал в городах США, участвовал в концертах с оркестрами под упр. A. Тосканини, А. С. Кусевицкого, Л. Бернстайна. В 1946-49 был директором хор. отделения Беркширского муз. центра в Танглвуде, одноврем. преподавал в Джульярдской муз. школе в Нью-Йорке. В 1948 организовал т. н. Хор Роберта Шоу, с 1952 гастролировал с ним в странах Европы (в СССР - в 1962); в его репертуаре - соч. О. Векки, О. Лассо, И. С. Баха, B. А. Моцарта, Ф. Шуберта, К. Дебюсси, А. Шёнберга, Б. Бартока, Ф. Пуленка, Д. Мийо, а также амер. композиторов 20 в. Ч. Айвса, Дж. Гершвина, А. Копленда, У. Шумена, Н. Делло Джойо и др. Особым успехом пользовались в исполнении Хора Роберта Шоу амер. традиц. песни и негр. спиричуэлы, рождественские песни разных народов, хор. номера из мьюзиклов (мн. хор. обработки сделаны Ш.). В звучании ансамбля, выступавшего обычно в сопровождении небольшого оркестра, сочетались черты большой хор. капеллы (мощное полнозвучное tutti) и камерного хора (тонкая нюансировка); исполнение хора отличалось технич. мастерством, музыкальностью, артистизмом, безупречной чистотой интонирования, исключит. ритмич. гибкостью. С 1950-х гг. Ш. выступает и как симф. дирижёр, в т. ч. мн. ведущих симф. оркестров США; в 1953-55 дирижёр-ассистент симф. оркестра Сан-Диего, в 1956-67 - Кливлендского симф. оркестра (руководил также хором при этом оркестре). С 1967 муз. рук. и гл. дирижёр симф. оркестра Атланты.

Дж. К. Михайлов.

Шоурек О.

Шоурек О. (Sourek) Отакар (1 X 1883, Прага - 15 II 1956, там же) - чеш. музыковед. Учился у М. Свободовой (фп., муз.-теоретич. предметы) и К. Стецкера (музыковедение) в Праге (нач. 1900-х гг.). Работал в Праге. Играл на валторне в Акад. оркестре (1898-1904), дирижировал разд. хорами, в т. ч. хором Об-ва им. Б. Сметаны, был концертмейстером в Нац. т-ре. Писал муз.-критич. статьи для разл. газет и журналов, работал в редакции журн. "Hudebnн revue" (1908-20). Позднее был связан с издат. деятельностью муз. секции об-ва "Умелецка беседа" и "Муз. об-ва", был чл. Чеш. союза камерной музыки, ответств. сотрудником Об-ва им. А. Дворжака. Известен гл. обр. как исследователь творчества Дворжака (с 1910); до конца жизни занимался изданием полного собр. его соч. Осн. труд Ш. - 4-томная монография о Дворжаке (1916-33). Др. работы Ш. посв. творчеству Б. Сметаны, Л. Яначека, а также произв. представителей дворжаковской школы - Й. Сука, В. Новака, Р. Карела.

Литературные сочинения: Zivot a dнlo Antonina Dvorбka, Praha, t. 1 - 1916, 1954, t. 2 - 1917, 4955, t. 3 - 1930, 1956, t. 4 - 1933, 1957; Skladby Dvofвkovy, В., 1917, 1960 (под назв.: A. Dvorбk: thematickэ katalog); Dvofвkovy symfonie, Praha, 1922, 1948; Dvorбk ve vzpomнnkach a dopisech, Praha, 1939, 1951 (рус. пер.: Дворжак в письмах и воспоминаниях. Сост. О. Шоурек, пер. с чеш., общая ред. и вступ. ст. И. Бэлзы, М., 1964); Dvorбkovy skladby komornн, Praha, 1943, 1949; Dvorбkovy skladby orchestrбlnн, t. 1-2, Praha, 1944-46; Komornн skladby B. Smetany, Praha, 1945; R. Karel, Praha, 1946; J. Suk, Praha, 1954; О nekterэch janбckovskэch problйmech edicnнch, "Musikologie", 1955, Bd 3.

Литература: Оeser F., О. Sourek, "Musica", 1956, Jahrg. 10, H. 4.

H. A. Гаврилова.

Шофар

Шофар - см. Шойфер.

Шпергер И. М.

Шпергер И. М. (Sperger) Иоганнес Маттиас (23 III 1750, Фельдсберг, ныне Вальтице, Чехословакия - 13 V 1812, Дюдвигслуст, близ Шверина) - австр. контрабасист и композитор. Учился в Вене у И. Г. Альбрехтсбергера (композиция) и Ф. Пихельбергера (контрабас). В 1777-82 служил в капелле графа Баттиани в Пресбурге, в 1783-86 - в капелле графа Эстерхази, затем в одном из оркестров Вены. С 1789 работал в придв. капелле герцога Мекленбург-Шверинского в Людвигслусте. Концертировал в различных городах Европы. Ш. - первый из нем. контрабасистов-виртуозов, получивших признание как солист. Играл на 5-струн. контрабасе. В своих произв. для контрабаса Ш. часто применял двойные ноты, аккорды, флажолеты, сложную штриховую технику. Концерты Ш. для контрабаса с оркестром (18) оказали большое влияние на развитие этого жанра. Автор симфоний, дивертисментов, кассаций, произв. для духовых инструментов, концертов для солирующих инструментов с оркестром, камерно-инстр. и вок.-инстр. ансамблей, соч. для клавира, органа, церк. музыки.

Литература: Trumpf К., Ein Kontrabassist und Komponist des 18. Jahrhunderts, "Musik und Gesellschaft", 1976, Jahrg. 26, No 10.

А. В. Михно.

Шпиллер Н. Д.

Наталья Дмитриевна (р. 7(20) XI 1909, Киев) - сов. певица (лирич. сопрано) и вок. педагог. Нар. арт. РСФСР (1947). В 1931 окончила Киевскую консерваторию по классу пения у А. Н. Шперлинг. В 1931-35 солистка Куйбышевского т-ра оперы и балета, в 1935-58 - Большого т-ра. Голос Ш. - красивый, сильный, большого диапазона. Её исполнению свойственны музыкальность и благородство стиля. Партии: Антонида, Татьяна, Иоланта; Ольга ("Псковитянка"), Волхова (Гос. пр. СССР, 1950); Маргарита ("Фауст"), Матильда ("Вильгельм Телль" Россини; Гос. пр. СССР, 1943), Чио-Чио-сан, Графиня ("Свадьба Фигаро" Моцарта) и др. Выступала в концертах. С 1950 преподаватель (с 1963 профессор и зав. кафедрой оперной подготовки) Моск. муз.-пед. ин-та им. Гнесиных. Гос. пр. СССР (1941, 1943, 1950). Гастролировала за рубежом.

Литература: Наталья Дмитриевна Шпиллер, М., 1953 (буклет).

В. И. Зарубин.

Предыдущая страница Следующая страница