Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Ю"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ю"

Юба А.

Эубa (Euba) Акин (р. 28 IV 1935, Лагос) - нигерийский композитор и этномузыколог. В 1952-57 учился в "Тринити-колледж" в Лондоне, совершенствовался в ун-тах США, в т.ч. в Калифорнийском (Лос-Анджелес). В 1957-65 возглавлял Муз. департамент Нигерийской радиокорпорации. С 1966 преподаёт в. нигерийских ун-тах, в т.ч. городов Ифе, Ибадана, Лагоса. В 1971 посетил СССР (выступал на 7-м конгрессе Междунар. муз. совета в Москве). Среди его соч. - симф. эскиз "Олурунби" (по йорубской легенде, 1967), струн. квартет (1957), дух. квинтет (1967), танц. сюита "Абику" для 15 афр. инструментов (1965), 4 пьесы для афр. оркестра ("Йоруба", "Игбо", "Ашанти", "Лоби", 1966), музыка к танц. драмам. Автор мн. статей по вопросам афр. муз. культуры.

Сочинения: Nigerian music, в изд.: "The Negro history bulletin", 1961 (рус. пер. - Нигерийская музыка, в кн.: Очерки музыкальной культуры народов Тропической Африки, М., 1973); New creative sources of musical drama of Yoruba, в сб.: Yearbook of the International folk music council, v. 4, Urbana (Ill.) - L., 1970 (рус. пер. - Новые выразительные средства музыкальной драмы йоруба, в сб.: Музыка народов Азии и Африки, вып. 3, М., 1980); An introduction to music in Nigeria, "Nigerian music review", 1977, No I.

Юберти Г. Л.

Юберти Г. Л. (Huberti) Густав Леон (14 IV 1843, Брюссель - 28 VI 1910, Схарбек, близ Брюсселя) - бельг. композитор, педагог и муз. критик. Чл. Корол. бельг. академии (с 1891). Окончил Брюссельскую консерваторию, получив неск. премий, в т. ч. Рим. пр. (1865, за кантату "Дочь Иевфая"), давшую право совершенствоваться 1 год в Италии; 3 года провёл в Германии (1865-1868). Возглавлял Академию музыки в Монсе (1874-77). С 1877 работал в Брюсселе, а также в Антверпене (инспектор-методист по преподаванию пения в школах, 1879-88); дирижировал местными оркестрами, писал муз.-критич. статьи для разл. журналов. С 1889 преподавал муз.-теоретич. предметы в Брюссельской консерватории, с 1893 руководил муз. школой в Синт-Йос-тен-Нод. В своём творчестве стремился к утверждению фламандской нац. композиторской школы (продолжал традиции П. Бенуа, возглавлявшего нац. направление в бельг. музыке). Написал ряд кантат на фламандские тексты. Позднее испытал влияние совр. ему франц. композиторов. Автор гл. обр. произв. для хора с оркестром.

Сочинения: оратории и кантаты - Дочь Иевфая (Fille de Jephte, по трагедии Й. Вондела, 1865), Последний луч (Еen laatste zonnestraal, 1884), Просвещение (Verlichting, 1884), Детская радость и печаль (Kinderlust en-leed, изд. 1885), Смерть Вильгельма Оранского (De dood van Willem van Oranje), Торжественная кантата (Inhuldiginss cantate); для орк. - Траурная симфония (Symphonie funиbre, 1880), романтич. сюита; концерт для фп. с орк., Andante и Intermezzo для 14 флейт и орк.; пьесы для фп., в т. ч. этюды, Медленный вальс (Valse lente); циклы песен на слова фламандских, нем., а также франц. поэтов (в т. ч. "Сонет Ронсара"), мелодрама "Кристина" (по Ш. Леконт де Лилю).

Литературные сочинения: Aperзu sur l'histoire de la musique religieuse des italiens et des nйerlandais, Brux., 1873.

Юбиляция

Юбиляция (от лат. jubilatio, букв. - ликование) - в музыке христ. культа продолжительное, ликующего характера мелизматич. распевание последней гласной в слове (преим. alleluia, amen). Обычай вводить в богослужебные напевы орнаментальные вставки сложился в первые века христианства под влиянием вост. традиций. Ю., поначалу импровизировавшаяся, оставалась единств. сферой неканонизированного муз. творчества в григорианском хорале; мелодич. развитие в ней основывалось на собственно муз. (внетекстовых) закономерностях (по выражению Августина, Ю. - "это клич радости бессловесной"). Структуре Ю. свойствен момент повторности, напр. aab, aabbc. Ю. была обязат. принадлежностью напева аллилуйя, в торжеств. случаях она вводилась также в антифон, респонсорий. В 9 в. особенно развитые Ю. стали подтекстовываться, что привело к возникновению жанра секвенции (1). В ср. века Ю. называлась также невмой. Многочисл. Ю. содержатся в мелодиях аллилуйя,

Юбиляция

приведенных в изд.: Monumenta Monodica Medii Aevi, Alleluia-Melodien I, Bd 7, Kassel - Basel, 1968.

Литература: Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.-Л., 1941, с. 402-403, 410-11; Lасh R., Studien zur Entwicklungsgeschichte der ornamentalen Melopцie, Lpz., 1913; Wagner P., Koloraturen im mittelalterlichen Kirchengesang, "JbP", 1918, Jahrg. 25; Ape1 W., Gregorian chant, Bloomington, (1958); Gerson-Kiwi E., Halleluia and Jubilus in Hebreworiental chant, в сб.: Festschrift H. Besseler..., Lpz., 1961; Wiora W., Jubilare sine verbis, в сб.: In memoriam J. Handschin, Argentorati, 1962.

Т. С. Кюрегян.

Югославская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Юдаков С. А.

Соломон (Сулейман) Александрович (р. 1(14) IV 1916, Коканд) - сов. композитор. Нар. арт. Узб. ССР (1976). В 1938-41 учился в Моск. консерватории по классу композиции у Р. М. Глиэра. Творчество Ю. способствовало становлению узб. сов. проф. муз. искусства. Ему принадлежит первая узб. комич. опера - "Проделки Майсары". Автор музыки Гос. гимна Тадж. ССР (1946). Гос. пр. СССР (1951). Гос. пр. Узб. ССР им. Хамзы (1977).

Сочинения: опера Проделки Майсары (по одноим. пьесе Хамзы, 1959, Узб. т-р оперы и балета); балеты - Юность Насретдина (1967), Живое пламя (к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, 1970, там же), балет-оратория Победа (1977); муз. драмы - Светлый путь (1951, Узб. т-р им. Мукими), Письма Зухры (1964, там же); для солистов, хора и орк. - кантаты Победа (1945), Моя Родина (1957), Приветственная (1972), поэма-кантата Узбекистан (1973), вок.-симф. сюиты Мирзачуль (сл. Г. Гуляма, 1950; Гос. пр. СССР, 1951), Фуркат (1960), Гимн матери (1967), вок.-симф. поэмы Памяти В. И. Ленина (1961), Алёр (Величальная, 1972) и др.; для орк. - Торжественная увертюра (1949), Хорезмское праздничное шествие (1951), Молодёжная поэма (1954), Поэма-рапсодия (памяти матери, 1964), Фестивальная увертюра (1965) и др.; камерно-инстр. ансамбли - для скр. с фп.: Восточная поэма (1946), Колыбельная (1958), Фантазия для скр., влч. и фп. (1948), 2 сюиты для струн. квартета (1945, 1948), Узбекская юмореска для унисонного ансамбля скрипачей (1972) и др.; Танцевальная сюита для 2 фп. (1948); для голоса с фп. - романсы, в т. ч. Не пой, красавица, при мне, На холмах Грузии (оба - на стихи А. С. Пушкина, 1938), Басандаст (Достаточно, на стихи А. Навои, 1951), Тасби ди ту, Афсонаи дил (Образ твой, Рассказ сердца, слова А. Лахути), песни; музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Литература: Вызго Т., Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой, М.. 1970, с. 242-44, 260-64; Pлунгян В., С. Юдаков, Таш., 1979.

Ч. Р. Насырова.

Юдин Г. Я.

Гавриил Яковлевич (р. 30 V (12 VI) 1905, Витебск) - сов. дирижёр и композитор. В 1926 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у В. П. Калафати (дирижированию обучался у Н. А. Малько). В 1924-26 ассистент дирижёра и концертмейстер Оперной студии Ленингр. консерватории, в 1926-27 - Оперной студии Большого т-ра. В 1928-1933 дирижёр оперных т-ров Москвы, Уфы, Перми, Самары. В 1934-35 дирижёр оркестра Моск. т-ра для детей. Гл. дирижёр симф. оркестров филармоний Сталинграда (1935-37), Архангельска (1937-38), Горького (1938-40), Кишинёва (1945). В 1956-67 консультант художеств. отдела Моск. филармонии. В 1941-43 муз. руководитель оперного класса Моск. консерватории. В 1946-55 преподавал дирижирование в Ин-те воен. дирижёров.

Под упр. Ю. впервые исполнены сюиты "Много шума из ничего" Хренникова (1935), "Летний день" Прокофьева (1948), 9-я симфония Глазунова (1948; инструментована Ю. по фп. эскизу композитора), симфония Шуберта E-dur (в ред. Л. М. Бутира, 1971) и др., впервые в СССР - сцены из опер "Арабелла" Р. Штрауса (1976), "Мнимая садовница" Моцарта (1977) и др. Выступает во мн. городах СССР и за рубежом (ЧССР). Автор оперы "Мятеж" (по Д. А. Фурманову, не окончена), муз. комедии "Клоп" (по В. В. Маяковскому, 1957, Пятигорский т-р оперетты), кантаты "Возмездие" (пролог к поэме А. А. Блока, для тенора и оркестра, 1926), увертюры-рапсодии на темы донских казачьих песен (1956), "Молдавской сюиты" для оркестра (1946), произв. для струн. квартета, романсов, хоров и др.

Литературные сочинения: Звучит музыка Шостаковича, "СМ", 1966, No 12; К истолкованию Бетховена, там же, 1967, No 12; За пультом - Натан Paxлин, там же, 1971, No 2; За гранью прошлых дней. Из воспоминаний дирижера, М., 1977; Памяти Леопольда Стоковского, "СМ", 1979, No 3; Эмиль Купер, там же.

Литература: В гостях у Г. Я. Юдина, "СМ", 1977, No 4; Светланов Е. Ф., О Г. Я. Юдине, в его кн.: Музыка сегодня, М., 1979.

Л. Б. Римский.

Юдин М. А.

Михаил Алексеевич (1893, Петербург - 8 II 1948, Казань) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1945). В 1917 окончил естеств. ф-т Петрогр. ун-та, в 1923 - Петрогр. консерваторию по классу композиции у А. М. Житомирского. С 1918 вёл муз. теоретич. предметы в муз. школах и техникумах Ленинграда. В 1941-42 работал в творч. группе композиторов при Политуправлении Балтийского флота. Преподавал композицию в Ленингр. (в 1926-42, с 1938 профессор) и Казанской (с 1945, также декан дирижёрско-хор. ф-та) консерваториях.

Сочинения: опера Фарида (1944, Казань); для солистов хора и орк. - Героическая оратория (cл. Б. Лихарева, 1937), Реквием памяти С. М. Кирова (слова Ю., 1935), кантаты Песня о весне и радости (cл. Е. Вечтомовой, 1936), На страже Советской земли (cл. Лихарева, 1937), Весенняя сюита (cл. С. Погореловского, 1938), сюита По родной стране (cл. Погореловского, 1940), былина Богатырь Добрыня Никитич (cл. Погореловского, 1941), Русская сюита (слова народные); для орк. - поэмы - 1926 (1927), Двадцать шесть (1937), Concerto grosso (1935, для 2 флейт, 2 труб, фп. и струн. орк.); концерт для скр. с орк.; концерт для органа, струн. орк. и 4 литавр. (1934); 2 струн. квартета; для фп.- соната, сюита, Пляс; токката для органа (1926); Песня о Кронштадте (для голоса, и хора с фп., cл. Н. Брауна, 1942); хоры; для голоса с фп. - Колонии кричат (cл. А. Гидаша, 1932), Песня матери; (cл. А. Чуркина, 1941), романсы и песни на слова тат. поэтов (1942-47); песни Великой Отечеств. войны 1941-45 (ок. 20); обр. нар. песен, в т.ч. 5 рус. нар. песен (1933-34), 16 песен народов Севера (1934).

Литература: Котляревский А. Н., Творчество М. А. Юдина, в сб.: Очерки по истории и теории музыки, вып. 1, Л., 1939; Корсунская A., М. А. Юдин, "СМ", 1948, No 3.

Юдин С. П.

Сергей Петрович (21 VI (3 VII) 1889, Москва- 5 VII 1963, там же) - сов. певец (лирич. тенор). Засл. арт. РСФСР (1933). Брал уроки пения у И. А. Алчевского и А. М. Додонова, затем совершенствовался в Италии (1913). В 1911-14 и 1919-41 солист Большого т-ра, в 1914-19 - Оперного т-ра Зимина (с 1918 т-р Моск. совета рабочих депутатов). Свободно владел вок. техникой, обладал тонким артистизмом. Редкой особенностью голоса Ю., близкого по характеру к тенору-альтино, была т. н. двухтембровость: в верхнем регистре голос приобретал звучание, близкое к сопрановому, а в нижнем - к баритональному. С равным успехом выступал в лирических и острохарактерных партиях. Среди партий - Ленский, Баян, Юродивый, Звездочёт, Моцарт; Рылеев ("Декабристы" Золотарёва), Надир ("Искатели жемчуга" Бизе), Джеральд ("Лакме"). С 1930 занимался педагогич. деятельностью. С 1948 преподаватель Моск. консерватории (с 1953 доцент). Автор ряда вок.-методич. работ, а также кн. "Певец и голос" (1947), "Формирование голоса певца" (1962).

Юдина М. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Южин Д. Х.

Южин Д. Х. (наст. фам. - Писитько) Давид Христофорович (1863-1923) - рус. певец (лирич. тенор) и антрепренёр. С 1896 мн. годы выступал на провинц. оперных сценах (в Перми, Казани, Саратове и др. городах). С 1901 артист Большого т-ра, в 1908-10 - Оперного т-ра Зимина (участвовал в спектаклях совм. со своей женой Н. С. Ермоленко-Южиной). Исполнял ведущие партии в операх рус. и заруб. композиторов, в т.ч. Молодого цыгана ("Алеко"), Хозе, Каварадосси. Неоднократно организовывал собств. антрепризу (в 1908-17 под назв. "Художеств. опера"), с к-рой гастролировал по городам России. В антрепризе Ю. выступали Е. К. Катульская, В. Н. Петрова-Званцева, М. В. Бочаров, А. П. Боначич, О. И. Камионский и др.

Южина Н. С.

Наталия Степановна - см. Ермоленко-Южина Н. С.

Южно-Африканской Республики музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Юзелюнас Ю. А.

Юлюс Александро (р. 7 (20) II 1916, дер. Чеполес, волость Жеймялё, ныне Латв. ССР) - сов. композитор, педагог. Нар. арт. Литов. ССР (1966). Доктор искусствоведения (1973). В 1948 окончил Каунасскую консерваторию по классу композиции у Ю. М. Груодиса, в 1952 - аспирантуру при Ленингр. консерватории (рук. В. В. Волошинов). С 1952 ведёт класс композиции в Литов. консерватории (с 1970 профессор). Среди учеников - Ф. Байорас, Ю. Башинскас, Р. Твардовски, В. Лаурушас, О. Нарбутайте, А. Рекашюс, М. Урбайтис, В. и Ю. Юозапайтисы, Р. Янеляускас. Автор кн. "К вопросу о строении аккорда" ("Akordo sandaros klausimu", 1972).

Сочинения: оперы - Повстанцы (1957, пост. 1977, Литов. т-р оперы и балета), Игра (1968); балет На берегу моря (1953, Литов. т-р оперы и балета); для голосов, хора и орк. - вок.-симф. поэма Колыбельная пеплу (1963), Cantus magnificat (симфония-оратория, для 2 солистов, 2 хоров, симф. орк. и органа, 1979); для орк. - 4 симфонии (1948; 1949; Лира человека, с хором и солистом, 1965; 1974), Героическая поэма (1950), Африканские эскизы (1961), Пассакалья (1962); концерты с орк. - для тенора (1955), для органа, скр. и струн. орк. (1963), Concerto grosso для струн. орк., дух. квинтета и фп. (1966); камерно-инстр. ансамбли - сонаты для гобоя и кларнета (1971), для скр. и фп. (1972), для скр. и влч. (1977), Diptychos (пассакалья и токката для органа и скр., 1981), 4 струн. квартета (1962, 1966, 1969, 1980), Radamalika (для дух. квинтета, 1982); концерт для органа соло (1969); соната для валторны соло (1975); Melika для органа и голоса (1973); хор. и сольные песни; обр. нар. песен; музыка к кинофильмам и др.

Литература: Гаудримас Ю., Музыкальная культура Советской Литвы. 1940-1960, Л., 1960; его же, Is lietuviu muzikinкs kulturos istorijos, (кн.) 3, Vilnius, 1967; eго же, Таrуbu Lietuvos kompozitoriai ir muzikologai, Vilnius, 1971; Ambrazas A., Kurybinio subrendimo vaisial, в сб.: Muzika ir teatras, Vilnius, 1963; его же, Дорогой дерзаний, "CM", 1965, No 8; Lаmpsatis R., Dodekaphonie-Werke von Balsys, Juzeliunas und der jьngeren Komponistengeneration Litauens, в кн.: Dodekaphonie als integrierende Technik, В., 1977.

Ю. К. Гаудримас.

Юлдашев Э. Ю.

Эргаш Юлдашевич (р. 1 V 1924, с. Акча Наманганской обл.) - сов. певец (тенор). Нар. арт. Узб. ССР (1975). В 1958 окончил Ташкентскую консерваторию у Г. С. Израильяна. С 1939 артист муз.-драм. т-ров Янгиюля, Ташкента, с 1948 - Узб. филармонии. С 1958 солист Узб. т-ра оперы и балета. Партии: Омон ("Зейнаб и Омон" Садыкова), Меджнун, Кадыр ("Гюльсара", "Лейли и Меджнун" Садыкова и Глиэра), Мони ("Дилером" Ашрафи), Алиджан ("Хамза" Бабаева), Ниязи ("Песни Хорезма" Юсупова), Чабан ("Проделки Майсары" Юдакова), Джура и Раджаб ("Буран" Ашрафи и Василенко), Юлчи ("Свет из мрака" Хамраева). Выступает в концертах.

Юмореска

Юмореска (нем. Humoreske, от Humor - юмор) - муз. пьеса шутливого, юмористич. характера или включающая выдержанные в таком характере разделы. Назв. "Ю." впервые применил Р. Шуман к своей фп. пьесе ор. 20 (1839); он исходил из понимания термина в духе Жана Поля Рихтера (юмор как удачное соединение мечтательности и шутки); юмореска Шумана - развёрнутая пьеса, состоящая из ряда лирических и скерцозных эпизодов (Шуман создал также Ю. для фп. трио - No 2 в его "Фантастич. пьесах" для этого состава, ор. 88, 1842). Позднее мн. композиторы 19 в. применяли термин "Ю." для обозначения как отд. пьесы, так и серии небольших пьес, гл. обр. для фп. При этом они трактовали Ю. иначе, чем Шуман. Юморески Э. Грига (4 Ю. для фп. ор. 6, 1865) - род жанровых зарисовок, в к-рых нашли отражение самобытные черты норв. нар. музыки. В юморесках А. Дворжака (8 Ю. для фп. ор. 101, 1894) ярко проявилось лирич. начало (особенно в наиболее известной Ю. No 7 Ges-dur), y М. Регера - скерцозность (5 Ю. ор. 20, Ю. ор. 32 No 6 и др.). Известны и Ю. для др. составов; в их числе 5 Ю. для мужского 4-гол. хора Лёве (1843), Ю. для оркестра Хумпердинка (1879). В рус. музыке в Ю. заметно выступают скерцозно-плясовые черты. Таковы юморески П. И. Чайковского ("Две пьесы" для фп. ор. 10, No 2, 1872), С. В. Рахманинова ("Салонные пьесы" для фп. ор. 10, No 5, 1894). Эту традицию во многом продолжают и сов. композиторы - Л. Н. Ревуцкий, О. В. Тактакишвили, Р. К. Щедрин и др. Родственны Ю. бурлеска, каприччо.

Литература: Penkert A., Die musikalische Formung von Witz und Humor, в сб.: KongreЯ fьr Дsthetik und allgemeine Kunstwissenschaft 1913, Stuttg., 1914;Hohenemser R., Ьber Komik und Humor in der Musik, "JbP", 1918, Jahrg. 24.

Т. Ю. Овсянникова.

Юн И сан

Юн И сан - см. И Сан Юн.

Юницкий Ю. П.

Юрий Павлович (по уточнённым данным, 4(17) I 1906, Шуя, ныне Ивановской обл. - 13 XII 1963, Москва) - сов. певец (баритон). Засл. арт. РСФСР (1941). В 1923-25 учился в Ивановском муз. техникуме у Е. Г. Архангельской, затем поселился в Москве. В 1930-41 брал уроки у В. В. Галицинской. В 1925 дебютировал на сцене Оперной студии им. К. С. Станиславского (с 1941 Муз. т-р им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко) в роли Щелкалова в опере "Борис Годунов", до 1958 солист там же. Партии: Евгений Онегин; Елецкий, Фигаро; Малатеста ("Дон Паскуале" Доницетти), Риголетто; Ренато и Монфор ("Бал-маскарад" и "Сицилийская вечерня" Верди), Царёв ("Семён Котко"), Минский ("Станционный смотритель" Крюкова), Багратион ("Суворов" Василенко), Степан ("Семья Тараса", 2-я ред.; Гос. пр. СССР, 1951) и др. В 1941-54 вёл также конц. деятельность. В 1959-63 ответств. редактор гл. редакции муз. радиовещания, ст. редактор редакции симф., оперной и камерной музыки там же.

Юозапайтис В. Ю.

Витаутас Юргио (р. 3 XII 1936, дер. Пикуоляй Шяуляйского р-на) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1973. В 1962 окончил Литов. консерваторию по классу хор. дирижирования, в 1969 - по классу композиции у Ю. Юзелюнаса. С 1963 муз. редактор, с 1964 звукорежиссёр, в 1969-78 рук. ансамбля "Армоника" Комитета по телевидению и радиовещанию Литов. ССР. В основе творчества Ю. - инстр. музыка. Среди значит. соч. - оратория "Земля, Человек и Родина" ("Terra, Homo et Patria", 1981), 3 симфонии (1971-78; 2-я - для струн. орк.), увертюра для дух. оркестра (1973); 4 струн. квартета (1966-79); сонаты - для скрипки соло (1978), для бирбине соло (1977), для 4 валторн (1981). Признание получили хор. песни Ю., выделяется ряд вок. циклов - в т.ч. "Прекрасное дело - жить!" ("Nuostabus dalykas - gyventl", на слова турецкого поэта М. Д. Андая, 1970).

Юозапайтис Ю. Ю.

Юргис Юргио (р. 29 VI 1942, дер. Пикуоляй Шяуляйского р-на) - сов. композитор. Брат В. Ю. Юозапайтиса. В 1968 окончил Литов. консерваторию у Ю. Юзелюнаса, с того же года до 1977 - звукорежиссёр Комитета по телевидению и радиовещанию Литов. ССР. В музыке Ю., основанной на интонациях нар. литов. песен, ярко выражен нац. колорит.

Сочинения: опера Морская птица (Маru paukstй, 1978); балет Андромеда (1981); вок.-симф. поэма Неизвестный солдат (Nezinomas kareivis) для баритона, смеш. хора и орк. (1967); для орк. - 3 симфонии (Rex - поcв. памяти М. К. Чюрлениса, 1973; камерная для инстр. ансамбля и магнитофонной ленты, 1974; Zodiacus, 1977), поэма Витражи (Vitrazai, 1971); концерт для органа, струн. орк. и литавр (1970); камерно-инстр. ансамбли - соната для бирбине и фп., 2 струн. квартета, квинтет для духовых; Музыка для флейты, альта, влч., фп. и ударных; соната для скр. соло; многочисл. романсы, песни, в т.ч. для детей; обр. литов. нар. песен.

Юон П. Ф.

Жюон (Juon) Павел Фёдорович (Поль) (23 II (6 III) 1872, Москва - 21 VIII 1940, Веве, Швейцария) - рус. композитор. По национальности швейцарец. Брат художника К. Ф. Юона. Чл. Берлинской академии иск-в (1919). В 1888-93 учился в Моск. консерватории у С. И. Танеева и А. С. Аренского (композиция), у И. В. Гржимали (скрипка). В 1896 окончил Высшую муз. школу в Берлине (по композиции занимался у В. Баргиля). В 1896-97 преподавал в Бакинской консерватории (классы скрипки и теории музыки). С 1897 жил в Берлине, в 1906-34 профессор по классу композиции Высшей муз. школы. После 1934 поселился в Швейцарии. В мелодике ряда произв. Ю. заметны рус. нац. черты, а также влияние нем. музыки, особенно И. Брамса. Нек-рые соч. Ю., в т. ч. одно из лучших - каприччо для фп. трио, навеяны образами из книг С. Лагерлёф ("Сага о Йесте Берлинг" и др.). Произв. Ю. исполнялись гл. обр. в Германии, в т. ч. на фестивалях в Мюнхене и Данциге (ныне Гданьск в Польше). Ю. издал ряд учебников и практич. руководств. перевёл на нем. яз. книгу М. И. Чайковского "Жизнь Петра Ильича Чайковского" (Tschaikowsky M., Das Leben Peter Iljitsch Tschaikowskys, Bd 1-2, Lpz., 1901-04).

Сочинения: балет Психея (1906); для орк. - симфония (1903), Маленькая симфония для струн. орк. (1930), фантазия на темы датских нар. песен (1906), Серенада (1929), сюита Из дневника (Aus einem Tagebuch), 5 пьес для струн. орк.; для инструмента с орк. - 3 концерта для скр. (1909, 1912, 1931), концертные эпизоды (Episodes concertantes) для скр., влч. и фп. (1912); камерно-инстр. ансамбли - сонаты для скр. и фп., альта и фп., влч. и фп., флейты и фп., кларнета и фп. и др., 5 фп. трио, Каприччо, Легенда и Литании для фп. трио, 2 фп. квартета, 3 струн. квартета, 2 фп. квинтета, квинтет для духовых, фп. секстет и др.; для фп. - соната, Сатир и нимфы (Satyre und Nymphen, 9 миниатюр, 1901), 10 прелюдий и каприсов (1903), вальсы, эскизы и др. пьесы; Танц. ритмы для 2 фп. (Tanzrhythmen; 3 цикла), песни.

Литературные сочинения: Praktische Harmonielehre, Bd 1-2, В., 1901, l912; Aufgabenbuch fьr den einfachen Kontrapunkt, В., 1910; Handbuch fьr Harmonie, Lpz., 1920; Anleitung zum Modulieren, В.-Lichterfelde, 1929; Der Kontrapunkt, Lpz., 1932.

Литература: Niemann W., Meister des Klaviers, В., (1919); RreuЯner E., Paul Juon, "Allgemeine Musikzeitung", 1926, Jahrg. 53, 11 Juni.

Дж. К. Михайлов.

Юрасовский А. И.

Александр Иванович (15 (27) VI 1890, с. Мишково Мценского у. Орловской губ., ныне Орловской обл. - 31 I 1922, Москва) - рус. композитор и дирижёр. Внук скрипача В. З. Салина, сын оперной певицы Н. В. Салиной. Игре на фп. обучался у E. P. Савиной и В. Н. Демьяновой-Шацкой, по муз.-теоретич. предметам и композиции брал уроки у П. Н. Ренчицкого, А. Т. Гречанинова и P. M. Глиэра. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1913). Дебютировал в качестве дирижёра в 1912 (Москва, Сокольнический круг). В 1914-17 находился в рядах рус. армии (в Галиции). В 1918-21 дирижировал общедоступными симф. концертами в Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону. В 1919 по инициативе Ю. в Смоленске создан симф. оркестр (до 1921 Ю. был его гл. дирижёром). В 1921 зав. МУЗО Главполитпросвета Наркомпроса РСФСР. Переложил для оркестра 2-ю сюиту для 2 фп., а также ряд фп. прелюдий Рахманинова (Сюита из прелюдий ор. 23 No 3, 4, 10, ор. 32, No 12, 13).

Сочинения: опера Трильби (по роману Ж. Дюморье, либр. Ю., 1924, Свободная опера С. И. Зимина, Москва); для орк. - Весенняя симфония (1918), симф. поэма Призраки (1912), сюита (1922), Пастели (2 картинки, 1911), симф. фрагмент В лунном свете (1911); Поэма-концерт для фп. с орк. (1918); камерно-инстр. ансамбли - Драматическая соната для влч. и фп. (1911), фп. трио (1911); для фп. -4 прелюдии (1910), 6 импровизаций (1915); 3 ансамбля для жен. голосов с фп. (1913); для голоса с фп.: 6 песен Путь любви (сл. А. Аллина, 1912), 3 романса (сл. Н. А. Некрасова, 1913); 14 мелодекламаций; музыка к спектаклям драм. т-ров, в т. ч. "Принц с мызы" (1914, Малый т-р, Москва).

Литература: Предтеченский A., Перелистывая концертные программы, "СМ", 1969, No 12; Леонова М., Александр Иванович Юрасовский, в сб.: Из прошлого советской музыкальной культуры, вып. 2, М., 1976; Сизов П., Музыкальная Орловщина, Тула, 1980.

M. P. Леонова.

Юргенсон П. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Юргутис В. П.

Витаутас Повило (р. 10 VII 1930, Шилале) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Литов. ССР (1980). В 1960 окончил Литов. консерваторию у Ю. Юзелюнаса. С 1956 преподавал в Вильнюсском культ.-просвет. техникуме, в 1960-74 зав. муз.-теоретич. кафедрой Вильнюсского пед. ин-та (с 1973 доцент), с 1974 преподаёт в Литов. консерватории. Осн. внимание уделяет вок. музыке. Мн. его произв. поcв. антивоенной теме. Гос. пр. Литов. ССР (1976).

Сочинения: для солистов, хора и орк. - оратории Homo natus est (1970), Донелайтис (1974), кантаты Слава Октябрю (Spalio slovй, 1967), Молодость земли (Zemйs jaunystй, 1969), Звучания (Skambesiai, 1978), Праздничная (Sventinй, 1980), вок.-симф. поэма На страже человека (Zmogaus sargyboje, 1960); вок.-инстр. поэма Письма солдата (Kareivio laiskai) для голоса, фп. и ударных (1964); для орк. - поэма-фантазия Чичинскас (1959), поэма Форт смерти (Mirties fortas, 1962); концерт для скр. и камерного орк. (1977); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. соната для гобоя и фп. (1972), 2 квинтета для духовых (1969, 1980); ричеркар для кларнета (1978); фп. цикл Сказочные силуэты (Pasaku siluetai, 1965) и др.; романсы, песни, в т.ч. вок. циклы Мальчик с куском хлеба (Vaikas su duonos rieke, 1967) и Девушка в тени домов (Mergaitй namu seseliuos, 1968).

Юрдан С.

Юрдан С. (Jordan) Сверре (25 V 1889, Берген - 10 I 1972, там же) - норв. композитор, пианист и дирижёр. В 1907-14 учился в Берлине, затем жил в Бергене, концертировал как пианист, преподавал игру на фп.; в 1917-31 муз. критик газ. "Morgenavisen". В 1922-32 хор. дирижёр муз. об-ва "Гармония", затем дирижёр т-ра "Нац. сцена" в Бергене (1931-57). Творчество Ю., сложившееся под влиянием романтич. традиций, охватывает разл. жанры. Ему принадлежат кантаты, произв. для оркестра, в т.ч. "Норвегиана" ("Norvegiana", 1921), Сюита на норв. нар. темы (1937), "Силуэты Хольберга" ("Holbergsilhouetter", 6 орк. миниатюр, 1938), концерт (1945) и Concerto piccolo (1963) для фп. с оркестром, концерт для скрипки с оркестром (1966), 2 сонаты для скрипки с фп., хоры, романсы (более 200), музыка к спектаклям драм. т-ра. Принимал участие в работе "Фонда Грига" в Бергене. Автор летописи жизни и творчества Э. Грига ("Е. Grieg. En oversikt over hans liv og verker", 1954, Supplement, 1959).

Юренева Н. Ю.

Надежда Юрьевна (р. 11 I 1933, Усмань, ныне Липецкой обл.) - сов. камерная певица (сопрано). В 1959 окончила Ленингр. консерваторию, в 1962 аспирантуру при ней. С 1957 солистка Ленконцерта, с 1979 - Росконцерта (Москва). Выступает с сольными концертами, в её репертуаре вок. циклы рус. сов. и заруб. композиторов, монооперы "Дневник Анны Франк" Фрида, "Человеческий голос" Пуленка (1-я исполнительница в СССР, 1965). Даёт циклы концертов, в т.ч. "По страницам сов. многонационального романса", "Сов. романс за 50 лет". Принимала участие в конц. исполнении опер "Плащ" Пуччини, "Замок герцога Синяя Борода" Бартока, "Балаганчик маэстро Педро" де Фалья и др. Гастролирует за рубежом. С 1959 преподаватель Ленингр. консерватории, с 1979 доцент Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных.

Литература: Кенигсберг A., Надежда Юренева, в сб.: Музыкальная панорама Ленинграда, Л.-М., 1977, с. 48-58.

Юринац С.

Юринац С. (Jurinac) Сребренка (Сена) (р. 24 X 1921, Травник) - хорв. певица (сопрано) (Югославия). Училась в загребской Муз. академии (1939-42) у М. Костренчич и З. Кунц-Милановой. Дебютировала в 1942 в Хорв. нац. т-ре (партия Мими), солисткой к-рого была до 1944; исполнила партии Керубино, Маргариты; Маженки ("Проданная невеста"), пела и в нац. операх Я. Готоваца, Б. Папандопуло. С 1944 солистка Венской гос. оперы (ведущие партии классич. репертуара). Гастролировала: пела в "Ла Скала" (Милан), "Сан-Карло" (Рим), "Ковент-Гардене" (Лондон), участвовала в междунар. муз. фестивалях в Зальцбурге, Флоренции, Эдинбурге, Глайндборне, Байрёйте. Выступала также как конц. певица (гл. обр. в ораториях). Обладает сильным голосом широкого диапазона и красивого тембра, большой музыкальностью, сценич. дарованием. Прославилась как исполнительница мн. партий в операх Моцарта. Среди др. партий - Микаэла, Дездемона, Чио-Чио-сан; Ева ("Мейстерзингеры"), Октавиан ("Кавалер розы" Р. Штрауса).

Е. И. Гордина.

Юрисалу Х. А.

Хейно Артурович (р. 13 VIII 1930, Тарту) - сов. композитор. Засл. деятель иск-в Эст. ССР (1977). В 1954 окончил Таллинскую консерваторию по-классу композиции у X. Эллера. С 1969 преподаёт там же. Композитор тяготеет к симф. и вок.-симф. жанрам. Автор муз.-теоретич. трудов, учебника ("Plokkflццdi opetus", 1974).

Сочинения: балет Улица (Tдnav, 1964, Эст. т-р оперы и балета); телевизионная оперетта Сказка о весне (Muinasjutt Kevadest, 1962, Эст. телевидение); деревенский мьюзикл Происки Пюве-Пээтера (Pьve Peetri rlukad, 1971, т-р "Угала", Вильянди); для голосов, хора и орк. - Утренняя кантата (Hommiku-kantaat, сл. M. Траата, 1967), Октябрьские думы (Oktoobrimхtted, сл. X. Руннеля, 1969), О земле и народе (Maast ja rahvast, сл. M. Рауда, 1972), Молодёжная кантата (Noortekantaat, сл. В. Адамса, 1975); для орк. - 2 симфонии (1970, 1975), симфониетта (1957), концерт для орк. (1960), 3 эст. танца (1956), 3 серенады (1961), Интермеццо (1965), Торжественная музыка (1970); концерты для инструментов с орк. - для валторны (1977), для флейты и струн. орк. (1969); камерные ансамбли, в т. ч. квинтет для духовых (1967); хоры, в т. ч. баллада Лебеди пролетели (Luiged lendasid ьle, сл. Ю. Смууль, 1953); произв. для эстр. орк.; эстр. песни; музыка к спектаклям драм. т-ра.

А. В. Хирвесоо.

Юрлов А. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Юровский В. М.

Владимир Михайлович (7 (20) III 1915, Тараща, Киевской обл. - 26 I 1972, Москва) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1969). Род. в семье дирижёра М. В. Юровского. В 1938 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского (муз.-теоретич. предметы изучал у И. В. Способина). С 1926 муз. иллюстратор в кино, позже - ассистент дирижёра в Укр. т-ре оперы и балета. Автор ряда статей, среди них - "Спектакль, полный жизни и веселья" ("СМ", 1960, No 2; об опере "Было время" Хаджиева).

Сочинения: опера Дума про Опанаса (по одноим. поэме Э. Г. Багрицкого, 1940, Львовский т-р оперы и балета); балеты - Алые паруса (по А. Грину, 1942, Моск. Большой т-р, Куйбышев), Нунча (по "Сказкам об Италии" М. Горького, 1949), Под небом Италии (по Горькому, 1952, Укр. т-р оперы и балета), Золотая антилопа (1960), Янко-музыкант (Перед рассветом, по Г. Сенкевичу, 1961, Свердловский т-р оперы и балета); для солистов, хора и орк. - оратория Подвиг народа (слова автора, М. В. Исаковского и др., 1948), кантаты Песнь о герое (слова поэтов-партизан, 1947), Юность (сл. П. М. Градова, 1951), поэма Зоя для чтеца, солистов, хора и орк. (сл. М. И. Алигер, 1948), трагич. поэма Отелло (1959), Героическая поэма для чтеца, влч., фп. и орк. (сл. В. В. Маяковского, 1959); для орк. - 4 симфонии (б. г.; 1934; памяти Н. Я. Мясковского, для струн. орк., 1954; 1964), симфониетта (1952), Шествие (памяти В. И. Ленина, 1935), симф. поэмы Пролог (1938), Красная площадь (1963), симф. картины Московский карнавал (1935), Празднества (1947), 4 картины (1954), цикл Русские художники (1961), Балетная сюита (1952), Дивертисмент (1947), 3 симф. баллады о В. И. Ленине (1953), Северные песни (1954), симф. повесть памяти А. П. Чехова (1961), увертюры 1941 год (1941), на темы рус. нар. песен (2, обе - 1946), Русские песни (1946); концерт для фп. с орк. (1940); произв. для орк. нар. инструментов; 2 струн. квартета (1934, 1947); для голоса с фп. - романсы на сл. П. Шелли (1936), С. А. Есенина (1947) и др.; музыка к спектаклям драм. т-ра - "Сказка о правде" Алигер (1946, Центр. детский т-р), "Люди с чистой совестью" Вершигоры (1947, Моск. т-р им. M. H. Ермоловой), "Незабываемый 1919" Вишневского (1950, Центр. т-р Сов. Армии), "Похищение луковиц" Машаду (1962, Центр. детский т-р), "Белеет парус одинокий" Катаева (1963, там же); музыка к кинофильмам - "Василий Суриков" (1959), "В квадрате 45", "Дело No 306" (оба - 1956), "Евгения Гранде" (1960) и др.

Литература: Eленина М., У В. М. Юровского, "СМ", 1961, No 4; Памяти ушедших, "СМ", 1972, No 4, с. 144.

Л. Б. Римский.

Юровский Ш.

Юровский Ш. (Jurovskэ; наст. фам. - Вайс-Негель, Weiss-Nдgel) Шимон (8 II 1912, Ульманка - 8 XI 1963, Прага) - слов. композитор и дирижёр. Учился композиции у А. Мойзеса, дирижированию - у Й. Винцоурека в Муз. и драм. академии в Братиславе (1931-36), брал уроки композиции у Й. Маркса в Вене (1943-44). Работал в Братиславе; был дирижёром Хора слов. учительниц (1939-42) и Братиславского рабочего хора (1945-47), занимал ряд должностей на Радио (1940-51). Работал в области муз. образования и просвещения. Был худ. рук. ансамбля нар. песни и танца, т.н. СЛУК (1955-56) и оперной труппы Слов. нац. т-ра (1956-62). Композиторское творчество характеризуется лирич. направленностью; опирается на нац. муз. фольклор, а также на традиции классиков и импрессионистов.

Сочинения: балет Рыцарская баллада (Rytierska balada, 1960, Братислава); кантаты для хора с орк., в т.ч. О Готвальде (195Ь), Шумит лес родной (Sumн hora rodnб, 1960); для орк. - 2 симфонии - Героическая (Heroickб) для органа с орк. (1962) и Мирная (Mierovб) для фп. и струн. орк. (1950); симф. поэма Начатый путь (Zacatб cesta, 1948), симф. скерцо (1941), 2 сюиты для малого орк.; концерт для влч. с орк. (1953); пьесы для камерно-инстр. ансамблей; хоры с орк., в т.ч. Гимн труду (Hymnus prбce, 1949); пьесы для фп., в т.ч. для детей; циклы песен, в т.ч. Мускат (Muskбt, 1946); обр. нар. мелодий; музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Литература: Bokesovб Z., Simon Jurovskэ..., Brat., 1955.

Юрьев В. М.

Василий Михайлович (9 (21) XII 1881, г. Жиздра Калужской губ. - 5 XI 1962, Москва) - сов. гитарист. Обучался игре на гитаре у А. П. Соловьёва, теории музыки и композиции под рук. Г. Г. Лобачёва и Н. С. Речменского. Участник гитарного квартета, организованного Соловьёвым (Соловьёв, В. Н. Берёзкин, В. Г. Успенский, Ю.). В 1932-36 артист цыганского т-ра "Ромэн", в 1937-56 - рус. нар. оркестра (с 1946 им. Н. П. Осипова). В 1910-16 преподавал в об-ве "Музыка и пение" (позднее первые Моск. классы игры на нар. инструментах), в 1931-34 - в Покровском муз. техникуме в Москве. Репертуар Ю. включал аранжировки произв. И. С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шопена, М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова. 10. принадлежат сольные соч. для гитары, для ансамбля гитар, а также обработки. Написал "Школу для семиструнной гитары" (совм. с M. P. Ивановым, 1939), "Самоучитель игры на семиструнной гитаре" (1957, 1981).

Юрьев Л. Г.

Леонид Георгиевич (22 VII (4 VIII) 1913, Верный, ныне Алма-Ата - 15 VIII 1971, Москва) - сов. трубач, дирижёр и педагог. В 1928-30 учился в Муз. техникуме при Моск. консерватории по классу трубы у M. M. Табакова. С 1930 артист симф. оркестра Моск. филармонии, в 1932-40 - симф. оркестра Комитета кинематографии СССР, в 1935-40 - оркестров Большого т-ра и Ансамбля песни и пляски Сов. Армии, в 1941-62 солист Гос. симф. оркестра СССР. В 1942-1962 худ. рук. и гл. дирижёр организованного им Ансамбля солистов Гос. симф. оркестра СССР. В 1961-1963 муз. рук. и дирижёр оркестра Моск. драм. т-ра им. А. С. Пушкина. 3-я пр. на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1935).

Юрьева И. Д.

Изабелла Даниловна (р. 25 VIII (7 IX) 1902, Ростов-на-Дону) - сов. эстр. певица (контральто). В 1920 обучалась у пианиста и композитора А. В. Таскина в Петрограде. В 1925 дебютировала на сцене т-ра "Эрмитаж" в Москве. В 1937-41 совершила гастрольную поездку (Киев, Одесса, Тбилиси, Ростов-на-Дону, Баку, Ленинград). В 1941-42 участница шефских концертов на Карельском фронте. Обладала хорошо поставленным голосом, свободно владела верхним и нижним регистрами. В репертуаре Ю. - цыганские нар. песни и романсы, вок. миниатюры рус. композиторов. В её исполнении цыганские песни и старинные романсы были лишены банальности, излишней чувствительности. С большим успехом пела соч. А. А. Алябьева, С. Н. Донаурова, лирич. песни А. И. Островского, В. П. Соловьёва-Седова, Б. И. Фомина, Д. В. Ашкенази и др. Популярностью в её исполнении пользовались романсы "Нищая" Алябьева, "Саша" Фомина, "Жалобно стонет ветер осенний" Д. Михайлова.

Литература: Итл (Бугославский С. A.), Театр и искусство. Певица Изабелла Юрьева, "Известия", 1925, 12 марта; Велехова Н., Изабелла Юрьева, "Советская эстрада и цирк", 1974, No 3; её же, Изабелла Юрьева, "Мелодия", 1981, No 1.

Л. Б. Римский.

Юрьян А. А.

Андрей Андреевич (18 (30) IX 1856, усадьба Менгели, близ пос. Эргли, ныне Мадонский р-н Латв. ССР - 28 IX 1922, Рига) - латыш. композитор и муз. фольклорист, один из основоположников латыш. классич. музыки. Окончил Петерб. консерваторию по классам органа у Л. Ф. Гомилиуса (1880), композиции - у Н. А. Римского-Корсакова (1881), валторны - у Ф. X. Гомилиуса (1882). Преподавал в Харьковском муз. уч-ще (1882-1916), выступал как муз. критик в газ. "Южный край". Одноврем. был одним из ведущих деятелей Муз. комиссии Рижского латыш. об-ва, одним из гл. дирижёров латыш. Праздников песни (1888, 1895, 1910); гастролировал, выступал как органист и валторнист. Известностью пользовался квартет валторнистов, в к-рый входил Ю. С 1920 жил в Риге. Автор первых латыш. нац. кантат и симф. произв. Основатель латыш. науч. муз. фольклористики, автор капитального муз.-этнографич. труда по латыш. нар. музыке "Latviesu tautas muzikas materiali" (T. I-VI, Рига, 1894- 1926), в к-рый вошли собранные им нар. мелодии; выпустил также сб-к нар. песен "Kopotas driesmas" (Рига, 1939).

Братья Ю.: Юрис Ю. (1861-1940) - валторнист и дирижёр; Pавул Ю. (1866-1948) - преподаватель пения, засл. деят. иск-в Латв. ССР (1945), организатор одной из первых латыш. оперных трупп (1913).

Сочинения: для хора и орк. - 5 кантат, среди них Отчизне (Tevijai, 1886), Ликуйте, радуйтесь! (Ligojiet, liksmojiet!, 1893); для орк. - симф. поэма Освобождение латышского народа от крепостничества (Latvju tautas brivlaisana, 1891), Марш Всеобщего латыш. праздника песни (Latvju visparejo dziesmu svetku marss, 1888), Латышские танцы (Latvju dejas, 1894); для влч. с орк.- Элегический концерт; хоры; романсы; обр. латыш. нар. песен для голоса с фп., для хоров.

Литература: Гравитис О., Андрей Юрьян, Рига, 1955.

Я. Я. Витолинь.

Ютсон И. А.

Иосиф Адольфович (р. 10 (22) II 1900, Одесса) - сов. флейтист. В 1920 окончил Одесскую консерваторию у Л. В. Рогового, с этого же года артист оркестра Одесского т-ра оперы и балета. В 1921-22 музыкант воен. дух. оркестров, с 1923 артист оркестра Ленингр. т-ра оперы и балета, с 1927 - Оперного т-ра им. К. С. Станиславского, в 1928-52 - Большого т-ра. 2-я пр. на Всесоюзном конкурсе музыкантов- исполнителей (Москва, 1941).

Юферов С. В.

Сергей Владимирович (1865, Одесса - г. смерти неизв.) - рус. композитор и пианист. Учился у А. К. Глазунова и Н. С. Кленовского в Петербурге, у Н. А. Губерта и Г. А. Лароша в Москве. Первые фп. соч. и романсы Ю. опубликованы в 1888. В 1893 на частной сцене в Петербурге шла его опера "Иоланда". Ю. принадлежат также оперы "Мирра" (клавир издан в 1892), "Антоний и Клеопатра", былина-кантата "Илья Муромец", соч. для симф. оркестра - марш, "Алжирская фантазия" (издана в фп. переложении), "Балетная сюита", а также Фантазия и три романса для скрипки и фп., фп. пьесы - "Арабески", сюита "Театр марионеток", "Новелетты", "Листки из альбома", многочисл. романсы и рр.

Т. В. Попова.

Юхансен Д. М.

Юхансен Д. М. (Johansen) Давид Монрад (8 XI 1888, Вефсс - 20 II 1974, Сандвик) - норв. композитор и муз. критик. В 1905-09 учился в консерватории в Осло, затем у К. Эллинга и И. Хольтера (муз.-теоретич. предметы) и К. Ниссена (фп.), в 1915-16 занимался у Э. Хумпердинка (композиция) в Высшей муз. школе в Берлине. Как пианист дебютировал в 1910 в Осло. В 1925-45 муз. критик газ. "Aftenposten". В своих произв., отмеченных влиянием импрессионизма, стремился использовать ладовые особенности норв. фольклора, передать образный строй древней норв. поэзии. Осн. произв. - оратория "Волюспо" ("Voluspе", на текст из "Старшей Эдды", 1926), симф. поэма "Пан" ("Pan", по роману К. Гамсуна, 1939), концерт для фп. с оркестром (1955), струн. квартет (1969), квинтет для флейты и струнных (1967), фп. сюиты на нар. темы - "Картины Нурланна" ("Nordlandsbilleder", 1918), "Из Гудбраннсдалена" ("Fra Gudbrandsdalen", 1922), песни на cл. К. Гамсуна, П. Дасса и др. норв. поэтов. Автор капитальной монографии о Э. Григе ("Е. Grieg", Oslo, 1934, 3-е изд. 1956).

Литература: Gaukstad Ш., Sandviк О. М. (сост.), D. M. Johansen: skrift og tale, Oslo, 1968.

Юхов И. И.

Иван Иванович (2(14) X 1871, Москва - 28 I 1943, там же) - сов. хор. дирижёр. Род. в семье крестьян-любителей пения (дед - тенор, отец - бас-октава). В 1908 окончил Моск. синодальное уч-ще, получил звание регента. До 1900 пел в разл. хорах. В 1900 организовал любительский хор в Щёлкове, под Москвой; в 1903 хор был переведён в Москву. После Окт. революции 1917 Ю. принял активное участие в культурном строительстве. Хор под его руководством вёл большую муз.-просвет. работу. В 1918 хор слушал B. И. Ленин и дал ему высокую оценку. С 1919 хор под рук. Ю. преобразован в Первый гос. хор (с 1925 - хор им. М. И. Глинки). В 1942 на его основе Ю. была создана Республиканская русская хоровая капелла.

Талант дирижёра и исключит. энергия организатора сделали хор под рук. Ю. одним из лучших рус. хор. коллективов. Его исполнение отличалось художеств. зрелостью, необычной ясностью, задушевностью. Хор под рук. Ю. много концертировал, выступал в концертах a cappella и в разл. симф. концертах, в т. ч. под упр. С. А. Кусевицкого, M. M. Ипполитова-Иванова, В. И. Сука и др. Хор под рук. Ю. принимал участие в исполнении оратории "Самсон" Генделя, Реквиема Моцарта, 9-й симфонии Л. Бетховена, музыки к "Манфреду" Р. Шумана, кантаты "Иоанн Дамаскин" C. И. Танеева и др. Видное место в репертуаре хора занимали нар. и сов. песни. Хор часто выступал на Радио, участвовал в постановках новых опер.

Литература: Локшин Д. Л., Выдающиеся русские хоры и их дирижеры. Краткие очерки, М., 1953, под назв.: Замечательные русские хоры и их дирижеры, M., 1963.

Предыдущая страница Следующая страница