Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Э" (часть 3, "ЭПИ"-"ЭШП")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 3, "ЭПИ"-"ЭШП")

Эпитафия

Эпитафия (от греч. epitapios - надгробный, от epi - на, над и tapos - могила) - надгробная надпись, обычно стихотворная. Тип Э. сложился в Др. Греции и Риме. В европ. культуре применялись и реальная Э., и как бы воспроизводящая её фиктивная - стихотворение в духе надгробной надписи, существующее на тех же правах, что и другие "неприкладные" стихотворения. Сохранились отд. Э., посвященные музыкантам, напр. трубачу римского войска (см. кн.: Федорова Е. В., Латинские надписи, М., 1976, с. 140, 250, No 340) и органному мастеру, "который умел делать водяные органы и даже направлять движение (воды в них)". Изредка реальные Э. бывали и музыкальными. Так, на гробнице Сейкила в Траллах (Лидия, Малая Азия) ок. 100 до н. э. была высечена запись песенной мелодии с соответствующим текстом (см. нотный пример в ст. Древнегреческие лады, колонка 306, внизу). В 19 в. нередко создавались муз. произв., по своему характеру отвечавшие представлению об Э. и иногда носящие это название. В их числе 2-я часть "Траурно-триумфальной симфонии" Берлиоза ("Надгробная речь" для тромбона соло), "Э. к надгробию Макса Эгона Фюрстенбергского" для флейты, кларнета и арфы Стравинского, три Э. ("Drei Grabschriften") Дессау на сл. Б. Брехта (памяти В. И. Ленина, М. Горького и Р. Люксембург), Э. на смерть К. Шимановского для струн. оркестра Шелиговского, вок.-симф. Э. памяти Ф. Гарсиа Лорки Ноно и др. Э. родственны др. произв. т. н. мемориальных жанров - похоронный марш, нения, надгробие (Le tombeau; сюита "Гробница Куперена" для фп. Равеля, "Скорбная песнь" для оркестра Лядова), нек-рые элегии, Lamento, In memoriam (интроит "Памяти Т. С. Элиота" Стравинского, "In memoriam" для оркестра Шнитке).

Издания: Греческая эпиграмма, пер. с древнегреч., (М., 1960); Carmina latina epigraphica. Collegit Fr. Buecheler, fasc. 1-3, Lipsiae, 1895-1926; Carmina sepulcraia latina. Collegit J. Cholodniak, Petropoli, 1897.

Литература: Петровский P. A., Латинские эпиграфические стихотворения, M., 1962; Ramsay W. M., Unedited inscriptions of Asia Minor, "Bulletin de Correspondance Hellйnique", 1883, v. 7, No 21, p. 277-78; Сrusius O., Ein Liederfragment auf einer antiken Statuenbasis, "Philologus", 1891, Bd 50, S. 163-72; его жe, Zu neuentdeckten antiken Musikresten, там же, 1893, S. 160-200; Martin E., Trois documents de musique grecque, P., 1953, p. 48-55; Fischer W., Das Grablied des Seikilos, der einzige Zeuge des antiken weltlichen Liedes, в сб.: "Ammann-Festgabe", T. 1, Innsbruck, 1953, S. 153-65.

E. В. Герцман.

Эрар С.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эрарский А. А.

Анатолий Александрович (1839, Острогожск, ныне Воронежской обл. - 2 (14) IX 1897, Москва) - рус. пианист, дирижёр и педагог. Игре на фп. обучался самостоятельно, совершенствовался у А. И. Дюбюка, Ю. К. Арнольда. В 1891-95 преподавал игру на фп. в Моск. синодальном уч-ще церк. пения. В 1887 организовал совм. с женой детский оркестр при Синодальном уч-ще. Для этого оркестра по чертежам Э. были изготовлены несложные клавишные инструменты типа фисгармоний, трубки к-рых воспроизводили звучание разл. духовых, что позволяло детям без спец. технич. подготовки исполнять орк. произведения. Основу репертуара составляли сделанные Э. переложения ряда соч. Р. Шумана, П. И. Чайковского и др. Специально для этого оркестра написали пьесы А. С. Аренский, А. Н. Корещенко, С. И. Танеев. Детский оркестр выступал с концертами в Москве (после смерти Э. - под упр. М. М. Ипполитова-Иванова и др.). Это полезное культурно-воспитат. мероприятие Э. высоко оценивали Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, Э. Ф. Направник, Танеев, а также муз. критики Н. Д. Кашкин, С. Н. Крутиков и др.

Литература: А. А. Эрарский. (Некролог), "Московские ведомости", 1897, 5 сент.; Смоленский С. В., Памяти А. А. Эрарского, "РМГ", 1897, No 12; Корабельникова Л., Забытое имя, "МЖ", 1971, No 21.

Л. З. Корабельникова.

Эратосфен

Эратосфен (Eratostenns) (ок. 276 до Н. Э., Кирена, Сев. Африка - 194 до н. э., Александрия) - др.-греч. учёный (географ, математик, философ), поэт и музыкант. Учился в Александрии у Каллимаха (также у Лисания Киренского), затем в Афинах у Зенона. Был приглашён егип. царём Птолемеем III в Александрию для руководства знаменитой Александрийской б-кой. Спец. труды Э. о музыке неизвестны, однако ей уделяется значит. место в ряде его работ (так, в трактате "Платоническое" он разбирает с позиций философии Платона осн. математич. понятия, в частности "принципы музыки"). Заслуги Э. как муз. теоретика - в разработке учения о ладовых звукорядах, интервалах, консонансе и диссонансе. Наиболее важным из известных его достижений считается (дошедшее до нас через Клавдия Птолемея) исчисление интервала натуральной малой терции как соотношения 6:5 (и соответственно, оставшейся части хроматич. тетрахорда - как малого целого тона 10:9). Э. установил также свою систему делений тетрахорда (по родам и окраскам).

Литература: Boetius und die griechische Harmonik, ьbers. und hrsg. von O. Paul, Lpz., 1872, переизд. Hildesheim - N. Y., 1973; Die Harmonielehre des Klaudios Ptolemaios, hrsg. von J. During, Gцteborg, 1930 ("Gцteborgs hцgskolas arsskrift", 1930, bd 36, No l); Vetter W., Mythos-Melos-Musica. Ausgewдhlte Aufsдtze zur Musikgeschichte, 2. Folge, Lpz., 1961.

Ю. H. Холопов.

Эрве Ф.

Эрве Ф. (Herve) Флоримон (наст. фам. - Ронже, Ronger) (30 VI 1825, Уден, Па-де-Кале, близ г. Аррас - 3 XI 1892, Париж) - франц. композитор, органист, дирижёр, певец, либреттист и режиссёр. Ученик А. Эльвара (гармония) и Ф. Обера (композиция). С 1839 органист и хормейстер в капелле при Бисетре (парижская психиатрич. лечебница). В 1845-53 органист церкви Сент-Эсташ в Париже, нек-рое время дирижёр "Одеона", в 1850 также дирижёр т-ра "Пале-Руаяль". Дебютировал как композитор в 1848 (оперетта "Дон Кихот и Санчо Панса", Корол. академия музыки и танца, Париж); в это же время выступает как автор и один из исполнителей одноактных пантомим и т. н. saynиtes (муз. комедий для 2 исполнителей). В 1854 организовал театр оперетты-буфф "Фоли консертант" ("Folies-Concertantes"), позднее переименованный в "Фоли нувель" ("Folies-Nouvelles"). В 1855 пригласил для совм. работы Ж. Оффенбаха и Л. Делиба. Э. - создатель жанра оперетты-буфф, соединившего традиц. буффонную импровизацию в духе ярмарочного т-ра с муз. языком, основанным на интонациях и ритмах уличных песенок, куплетов, модных танцев. После размежевания с Оффенбахом ориентировался на самую демократич. аудиторию. Во мн. опереттах (под влиянием Оффенбаха) пародировал традиц. оперные формы ("Простреленный глаз" ("L'oeil crevй", 1867, "Фоли драматик", Париж) - пародия на оперу Россини "Вильгельм Телль"; "Король Хильперик" ("Chilpйric", 1868, там же) - пародия на рыцарские романы; "Маленький Фауст" ("Le petit Faust", 1869, там же; на рус. сцене "Фауст наизнанку") - пародия на оперу Гуно "Фауст"). В 1859-61 дирижёр т-ра "Delaissements-Comiques". Гастролировал как певец и дирижёр в разл. городах Франции, Египта, с 1870 в Лондоне (в 1874 руководил концертами в "Ковент-Гарден", был дирижёром в "Эмпайр тиэтр"). Наиболее известное соч. Э. - оперетта "Мадемуазель Нитуш", либретто к-рой содержит автобиография, мотивы.

Сочинения: оперетты, пантомимы (ок. 80), в т. ч. Жемчужина Эльзаса (La perle d'Alsace, 1854, "Фоли нувель", Париж), Сумасшедший композитор (Le compositeur toguй, 1854, там же), Алхимик (L'alchimiste, 1859, там же), Турки (Les turcs, 1869, "Фоли драматик", Париж; пародия на трагедию Расина "Баязет"), Новый Аладдин (The Aladdin the Second, 1870, "Гейети тиэтр", Лондон), Мадемуазель Нитуш (Mam'zelle Nitouche, 1883, "Варьете", Париж), Фля-Фля (1886, "Меню-Плезир", Париж); балеты - Спорт (Sport, 1887), Клеопатра (1889), Багатели (Les Bagatelles, 1890) и др.; опера Рыцари круглого стола (Les Chevaliers de la Table Ronde, 1866, "Буфф-Паризьен", Париж); симфония-кантата Война Ашатиев (The Ashantee war, 1874, Лондон); мессы, мотеты и др. духовные соч.; песни.

Литература: Янковский М., Оперетта. Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР, Л.-М., 1937; Владимирская A., Звездные часы оперетты, Л., 1975; Schneider L., Les maоtres de l'opйrette franзaise. Hervй et Charles Lecocq, P., 1924.

A. T. Тевосян.

Эрвелуа де Кэ Л.

Keд'Эрвелуa (Caix d'Hervelois) Луи (ок. 1680, Амьен - ок. 1760, Париж) - франц. исполнитель на виоле да гамба и композитор. Учился игре на виоле да гамба у Сент-Коломба и М. Маре. В 1719-48 жил в Париже. Был камер-музыкантом герцога Орлеанского. Один из последних крупнейших представителей франц. виольной культуры, Э. обладал блестящей техникой (двойные ноты, аккорды и др. штрихи - вплоть до spiccato), красивым певучим звуком.

Для музыкальных соч. Э. характерно мелодич. богатство; по стилю они близки к соч. М. Маре, однако в них используется более узкий диапазон. Опубликовал 5 сб-ков пьес для виолы да гамба (1708, 1719, 1736, 1740, 1748) и сб-к дуэтов для более высоких по строю виол - "Книга пьес для виолы, написанная для пардессю с пятью и шестью струнами" ("Livre de piиces de viole, йcrites pour pardessus а cinq et six cordes", 1751). Издал также 3 сб-ка пьес для флейты ("Piиces pour la flыte", 1726, 1731, 1736). В своих пьесах использовал типичные программно-характеристич. заголовки, напр. "Миланка" ("La Milanaise"), "Пальчики" ("Les petits doigts"), "Бабочка" ("La Papillon"), "Непостоянный" ("L'Inconstant"), "Грациозная" ("La Gracieuse"). В переложении для виолончели изданы 2 его сюиты (A-dur и D-dur; ред. К. Шрёдер), соната (ред. А. Моффат) и мн. пьесы (ред. Л. Фейара); более близкими к оригиналу являются переложения О. Шапюи.

Сын и 3 дочери Э. были исполнителями на виоле да гамба, играли при дворе франц. короля.

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства. Виолончельная классика, М.-Л., 1950; La Laurenсie L. de, Les de Caix et les de Caix d'Hervelols, "Le guide musical", P., 1910; его же, L'Йcole franзaise de violon, de Lully а Viotti, v. 1-3, P., 1922-24; Garnault P., Les violes, в кн.: Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du conservatoire, pt. 2, (v. 3), P., 1927.

Б. В. Доброхотов.

Эрдели К. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эрдели О. Г.

Ольга Георгиевна (р. 1 IV 1927, Москва) - сов. арфистка и педагог. Засл. арт. РСФСР (1972). Окончила Моск. консерваторию у К. А. Эрдели (1950). С 1946 солистка Большого симф. оркестра Всесоюзного телевидения и радио. С 1949 выступает как солистка и ансамблистка. Обладает блестящей техникой, тонким вкусом и большим артистич. обаянием. 1-я пр. на конкурсе 2-го Междунар. фестиваля молодёжи и студентов (1949, Будапешт). Гастролирует за рубежом. Преподаватель Моск. консерватории (1953-63 и с 1968, с 1979 доцент). Э. принадлежат обработки для арфы произв. X. Бланко, X. Родриго, Л. Бетховена, К. Диттерсдорфа, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Р. К. Щедрина и др.

Литература: Эрдели К. A., Арфа в моей жизни, М., 1967, с. 123, 136, 149-52, 155, 185, 220, 221; Дулова В., Искусство игры на арфе, М., 1975, с. 106; Полтарева В., Арфа, Киев, 1980, с. 37-38.

Эрденко М. Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эрдман Э.

Эрдман Э. (Erdmann) Эдуард (5 III 1896, Венден, ныне Цесис, Латвия - 21 VI 1958, Гамбург) - нем. пианист и композитор (ФРГ). Учился в Риге. Переселился в Берлин в 1914 и занимался у X. Тиссена (композиция) и у К. Анзорге (фп.). До 1950 много концертировал. В 1925-35 преподавал игру на фп. в кёльнской Высшей муз. школе, с 1950 профессор Высшей муз. школы в Гамбурге. Исполнял гл. обр. совр. музыку. Автор 4 симфоний, камерных и фп. произв.

Эрдмансдёрфер М. К. К.

Эрдмансдёрфер М. К. К. (Erdmannsdцrfer) Макс Карл Кристиан (Макс Карлович) (14 VI 1848, Нюрнберг - 14 II 1905, Мюнхен) - нем. дирижёр. В 1863-67 учился в Лейпцигской консерватории, затем до 1869 обучался дирижированию под рук. Э. Рица в Дрездене. С 1869 давал частные уроки в Нюрнберге, с 1871 придв. капельмейстер в Зондерсхаузене, с 1880 дирижёр в Лейпциге. В 1882-89 дирижёр симф. концертов РМО и профессор консерватории по классам инструментовки и ансамбля в Москве. В 1885 организовал оркестр студентов ун-та, к-рым руководил до 1889. В 1886 избран почётным профессором Варшавского ун-та. В 1889-95 дирижёр Филармонич. концертов и Певч. академии в Бремене, в сезоны 1895/96 и 1896/97 - концертов РМО в Петербурге. Придв. капельмейстер и преподаватель Академии муз. иск-ва в Мюнхене (1897-98). Исполнение Э. отличалось темпераментностью. В его репертуаре произв. Ф. Листа, И. Брамса, Г. Берлиоза, К. Сен-Санса. Под упр. Э. впервые были исполнены многие произв. П. И. Чайковского, к-рый посвятил ему 3-ю сюиту для оркестра. Автор увертюры к опере А. Э. Брашфогеля "Нарцисс", ряда хоровых, вокальных и фп. произв. Им инструментована сюита для фп. в 4 руки "Костюмированный бал" А. Г. Рубинштейна, составлена "Таблица наиболее употребительных инструментов оркестра" (1888).

Литература: Ларош, По поводу прощального концерта М. К. Эрдманнсдэрфера, "Московские ведомости", 1889, 23 марта; Оссовский А. В., Макс Эрдмансдёрфер, "РМГ", 1895, No 10; L., Макс Эрдмансдёрфер. (Некролог), "РМГ", 1905, No 7.

Эрдуран А.

Эрдуран А. (Erduran) Айла (р. 1936, Стамбул) - турецкая скрипачка. С 5-летнего возраста обучалась игре на скрипке под рук. К. Бергера. В 10 лет впервые выступила публично. В 1947-52 занималась в Парижской консерватории, в 1952-55 - в Джульярдской муз. школе в Нью-Йорке. В 1956 в течение нескольких месяцев совершенствовалась в Московской консерватории в классе Д. Ф. Ойстраха. Много концертирует, гастролировала в СССР, Болгарии, ГДР, Югославии, Португалии, Канаде, Греции, США, Великобритании.

Эренберг В. Г.

Владимир Георгиевич (1875 - 14 IX 1923, Харьков) - рус. композитор и дирижёр. Спец. муз. образования не получил. Был присяжным поверенным. Один из организаторов (1908) петерб. т-ра малых форм "Кривое зеркало"; до 1916 заведовал муз. частью т-ра, дирижировал спектаклями, писал музыку к ним. Опера Э. "Вампука, невеста африканская: образцовая во всех отношениях опера" (пост. в 1909, либр. Э. по фельетону А. Манценилова (M. H. Волконского); см. "Вампука") принесла т-ру славу и определила его стиль. Острая пародия на рутину, нелепые условности и штампы в оперных постановках, "Вампука" привлекла внимание широких артистич. кругов и сыграла заметную роль в оздоровлении оперного дела. По словам театр. критика А. Р. Кугеля, "Вампука" и др. муз. комедии и оперетты Э. - "непревзойдённые образцы музыкального пересмешничества и юмора". Э. принадлежат также симфония-кантата (на текст "Чтобы наше зеркало никогда не меркало"), "Музыкальные иллюстрации" к стихотворениям Козьмы Пруткова, романсы на сл. А. К. Толстого, А. А. Фета и др. В 1917-19 работал в Михайловском т-ре (Петроград).

Сочинения: муз. пародии - (пост. в "Кривом зеркале") - Вампука, невеста африканская... (1909), Гастроль Рычалова, Жестокий барон, Мудрый Чарадутта (все в 1910), Трое влюблённых в королеву (1911), Сын двух матерей (1914), Круг жизни одного завоевателя (1915) и др.; Музыкальная драма в Парголове (1916, Литейный т-р, Петербург), Свадьба (комич. опера по рассказу А. П. Чехова, 1916, Студия "Оперы Зимина"; шла также в Т-ре муз. драмы в Петербурге).

Литература: Кугель A., (Homo Novus), В. Г. Эренберг, "Жизнь искусства", 1923, No 38; Эрманс В., Эренберг, "Зрелища", 1923, No 56.

Б. С. Штейнпресс.

Эриугена Скот

Иоанн Скот Эриугена (Johannes Scotus Eriugena), Эригенa (Erigena), Eругена (Jerugena) (p. между 810 и 815 - ум. между 881 и 887) - ср.-век. философ и муз. теоретик. По национальности ирландец. С нач. 840-х гг. жил в Королевстве франков, служил при дворе Карла Лысого, ценившего его за учёность. В лат. трактате Э. "О разделении природы" ("De divisione nature", 867) впервые говорится о практике раннего многоголосия у европ. народов. В комментариях к главе 9 трактата рим. писателя Марциана Капеллы (5 в.) "О бракосочетании Филологии и Меркурия" ("De nuptiis Philologie et Mercurii"), посвященной изложению др.-греч. теории музыки, Э. пропагандировал пифагорейские формы выражения муз. интервалов посредством арифметич., геометрич. и гармонич. пропорций. Следуя антич. традиции, Э. описывал "гармонию сфер", представляя расстояния между планетами пропорциональными дробному выражению интервалов, а весь "планетный звукоряд" - как состоящий из "двойной октавы - из двух двойных отношений" и, т. о., равный объёму античной "полной неподвижной системьт".

Литературные сочинения: De divisione naturae, Oxonii, 1681, то же в кн.: J. P. Migne, Patrologiae cursus commpletus, series latina, t. 122, P., 1853, p. 439-1022; Iohannis Scotti annotationes in Marcianum, ed. by Cora E. Lutz, Gamb. (Massachussets), 1939.

Литература: Handschin J., Die Musikanschauung des J. Scotus, "Deutscher Vierteljahrsschrift fьr Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte", 1927, Bd 5, S. 316-41; Bruyne E. de, de Йtudes d'esthйtique medievale, v. 1, De Boece а Jean Scot Erigиne, Brugge, 1946; Waesberghe J., Smits van, La place exceptionnelle de l'ars musica dans le dйveloppement des sciences au siиcle des Carolingiens, "Revue grйgorienne", 1952, v. 31; Jones P., The glosses de musica of John Scottus Erigena, Rome, 1957; Cappuyns D. M., Jean Scot Erigиne, Brьssel, 1964; Wiora W., Das vermeintliche Zeugnis des J. Eriugena fьr die Anfдnge der abendlдndischen Mehrstimmigkeit, "Acta musicologica", 1971, v. 43, fasc. 1-2.

E. В. Герцман.

Эрк Л. К.

Эрк Л. К. (Еrk) Людвиг Кристиан (6 I 1807, Вецлар - 25 XI 1883, Берлин) - нем. собиратель нар. песен, педагог и композитор. Был дирижёром церк. хора и придв. учителем музыки, позднее - корол. музик-директором (с 1857). Его б-ка вошла в берлинскую корол. б-ку. Составил сб. песен -"Die deutschen Volkslieder mit ihren Singweisen" (1838-41, 2. Auflage, 1938-1939), "Deutscher Liederhort" (1856, дополненное P. M. Бёме издание - 1893-94, 2. Auflage, 1925).

Эркель Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эркин У. Д.

Эркин У. Д. (Erkin) Ульви Джемаль (14 III 1906, Стамбул - 15 IX 1972, Анкара) - турецкий композитор, пианист, дирижёр и педагог. С детства обучался игре на фп. под рук. своей матери. По окончании Галатасарайского лицея (1925) Э. как стипендиат Мин-ва просвещения занимался в Парижской консерватории (1926-1928) и "Эколь нормаль" (1929-30) у Ж. и Н. Галлонов (композиция), И. Филиппа (фп.); брал также уроки у Н. Буланже (композиция). Возвратившись на родину (1930), Э. преподавал (гармония и фп.) в Анкарском муз.-пед. уч-ще, с 1936 - в Анкарской консерватории (класс фп.; в 1949-51 директор). В 60-70-х гг. был дирижёром оркестра консерватории и Анкарского оперного т-ра.

Один из крупнейших представителей турецкой композиторской школы, Э. принадлежит к т. н. турецкой пятёрке. Для его творчества характерна тесная связь с нар. музыкой. Он мастерски сочетал нац. характерность с совр. средствами композиторской техники. Зачастую выступал как исполнитель собств. произв. В 1963 посетил Сов. Союз (в Москве в концерте из его соч. были исп. 2-я симфония и концерт для скрипки с оркестром).

Сочинения: балет Келоглан (1950); для орк. - 3 симфонии (1946; 1951; Концертная, для фп. и орк., 1966), Два танца (1930), поэма Праздник (Bayram, 1943), симфониетта (для струн. орк., 1951), симф. пьеса (1969); для инструмента с орк. - концертино для фп. (1932), концерты для фп. (1942), для скр. (1947); камерно-инстр. ансамбли - струн. квартет (1936), фп. квинтет (1943); для фп. - соната (1946), 6 прелюдий (1967); для хора a cappella - 10 турецких нар. песен (1963); для голоса с фп. - Семь песен (1936) и др.

Э. Рустам-заде.

Эрлангер М.

Максимилиан (Максим Максимович) (1812 или 1811, Франкфурт-на-Майне - 12 (24) III 1873, Москва) - рус. композитор, дирижёр и муз. издатель. По национальности немец. Как сына банкира Э. готовили к деятельности финансиста, однако, рано проявив склонность к музыке, он стал учиться игре на скрипке и заниматься композицией. Жил нек-рое время в Нидерландах и Бельгии. В 1840 приехал в Россию. В 1848-73 дирижёр оркестра Малого т-ра (Москва), где выполнял также обязанности композитора. За время работы в т-ре сочинил или подобрал музыку более чем к 100 спектаклям (в основном к водевилям). С сер. 1850-х гг. занимался издат. деятельностью, в 1857 открыл на Большой Лубянке муз. магазин "Лира". Выпустил св. 400 произв. (фп. соч. и танц. музыка зап.-европ. авторов, романсы рус. композиторов), большая часть к-рых напечатана в издававшемся Э. муз.-лит. журн. "Музыкальный вестник" (1870-72). В 1873 права на все издания Э. были приобретены фирмой П. И. Юргенсона. Э. принадлежит ряд романсов, танц. пьес, аранжировок цыганских песен.

Сын Э. - композитор Густав Э. (1842-1908).

Литература: Дмитриев A., M. M. Эрлангер. (Некролог), "Московские ведомости", 1873, 14 марта; Безекирский В., Из записной книжки артиста, СПБ, 1910; Глумов A., Музыка в русском драматическом театре, М., 1955.

А. А. Наумов.

Эрлих Р. И.

Рудольф Иванович (17 I 1866, Прага - 14 IX 1924, Москва) - рус. виолончелист. По национальности чех. В 1876-82 учился в Пражской консерватории у Ф. Гегенбарта. С 1882 жил в Москве, ок. 40 лет играл в оркестре Большого т-ра (концертмейстер). С 1896 участник "Московского трио" (Д. С. Шор, Д. С. Крейн и Э.). Выступал в ансамблях с С. И. Танеевым, А. Б. Гольденвейзером, а также как солист. Мн. годы преподавал в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва, в 1920-23 - в Моск. муз. техникуме им. А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов.

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства. Русская классическая виолончельная школа (1860-1917), М., 1965, с. 346-50.

Эрмитажный театр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эрмлер М. Ф.

Марк Фридрихович (р. 5 V 1932, Ленинград) - сов. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1980). Чл. КПСС с 1961. В 1956 окончил Ленингр. консерваторию у Н. С. Рабиновича, с того же года дирижёр Большого т-ра. В репертуаре Э. св. 50 опер, в т.ч. "Евгений Онегин", "Иван Сусанин"; "Каменный гость" Даргомыжского, "Князь Игорь", "Садко", "Борис Годунов", "Хованщина", "Фиделио", "Кармен", "Тоска", "Аида", "Отелло"; "Повесть о настоящем человеке" (1-е исп. в СССР, 1960), "Война и мир" Прокофьева, "Судьба человека" Дзержинского. Выступает как симф. дирижёр. Гастролирует за рубежом. В 1980 принимал участие в постановке оперы "Евгений Онегин" на сцене Уэльской нац. оперы (Великобритания). Гос. пр. РСФСР им. М. И. Глинки (1978).

Эрнесакс Г. Г.

Густав Густавович (р. 29 XI (12 XII) 1908, Перила, близ Таллина) - сов. хор. дирижёр и композитор. Нар. арт. СССР (1956). Герой Социалистич. Труда (1974). Деп. Верх. Совета Эст. ССР 4- 7-го созывов. Окончил Таллинскую консерваторию в 1931 по классу муз. педагогики и в 1934 - по композиции у А. Каппа. С 1930 хор. дирижёр. Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 дирижёр хоров Эст. художеств. ансамблей в Ярославле. Основатель Гос. акад. мужского хора Эст. ССР (1944), худ. рук. и гл. дирижёр этого выдающегося коллектива. Гл. дирижёр Респ. певческих праздников Эст. ССР (с 1947). Осн. область творчества Э. - хор. жанры. Автор музыки Гос. гимна Эст. ССР (утверждён в 1945). Преподаёт в Таллинской консерватории (с 1937; с 1945 профессор). Среди учеников - хор. дирижёры К. Аренг, Ю. Варисте, О. Оя. Ленинская пр. СССР (1970), Гос. пр. СССР (1947,1951), Гос. пр. Эст. ССР (1947, 1948, 1949, 1950, 1959, 1965).

Сочинения: оперы - Священное озеро (Pьhajдrv, 1946, Эст. т-р оперы и балета), Берег бурь (Tormide rand, 1949, там же), Рука об руку (Kдsikдes, 1955, там же; 2-я ред. - зингшпиль Мари и Микхель, 1965, т-р "Ванемуйне"), Боевое крещение (Tuleristsed, 1957, Эст. т-р оперы и балета), комич. опера Женихи из Мульгимаа (Kosilased Mulgiraaalt, 1960, т-р "Ванемуйне"); для хора без сопр. - кантаты Боевой рог (Sфjasaro, слова из эст. эпоса "Калевипоэг", 1943), Пой, свободный народ (Laula vaba rahvas, сл. Д. Вааранди, 1948), Из тысячи сердец (Tuhandest sьdamest, сл. П. Руммо, 1955); для хора с сопр. фп.- сюита Как живут рыбаки (Kuidas kalamehed elvad, сл. Ю. Смууля, 1953), поэмы Девушка и смерть (Tьtarlaps ja surm, сл. M. Горького, 1961), Тысячелетний Ленин (Tuhandeaastane Lenin, сл. И. Бехера, 1969); хор. песни (св. 300), в т. ч. Моя Отчизна - моя любовь (Mu isamaa on minu arm, сл. Л. Койдула, 1943), Новогодний козёл (Nддrisokk, слова народные, 1952), Тартуские белые ночи (Tartu valged ццd, сл. Э. Энно, 1970); сольные и детские песни; музыка к спектаклям драм. т-ра, в т. ч. "Железный дом" Э. Таммлаана, к кинофильмам.

Литература: Vahter A., Gustav Ernesaks, Tallinn, 1959; Вахтер A., Густав Эрнесакс, M., 1961; Нормет Л., Признание миллионов, "СМ", 1965, No 6; Пасхалов В., Рыцарь хоровой музыки, "МЖ", 1978, No 3.

А. В. Хирвесоо.

Эрнст Г. В.

Эрнст Г. В. (Ernst) Генрих Вильгельм (6 V 1814, Брно - 8 X 1865, Ницца) - чеш. скрипач и композитор. После обучения игре на скрипке у местных музыкантов, в 9-летнем возрасте впервые выступил публично. Занимался у Й. Бёма, Й. Майзедера (скрипка) и И. Зейфрида (композиция) в Венской консерватории (1825-29). Большое влияние на формирование исполнит. стиля Э. оказали выступления в Вене Н. Паганини (1828). В 1829-31 концертировал в городах Германии, затем во Франции; живя в Париже (1832-38), пользовался советами Ш. Берио. В 1839-40 совершил большое конц. турне (Вена, Будапешт, Брно и др.). В 1840-44 был придв. скрипачом в Ганновере, продолжая много гастролировать в городах Европы. В 1847 с успехом выступал в Петербурге, Москве, Киеве, в т. ч. в салонах (играл вместе со скрипачом А. Ф. Львовым на вечерах у В. Ф. Одоевского); игра Э. была высоко оценена рус. муз. прессой ("Северная пчела", 1847, No 80; "Библиотека для чтения", 1852, No 1 и 34; "Русская старина", 1889, т. 62, с. 245). С 1854 жил в Лондоне, концертировал как солист, а также камерный музыкант - в 1859 возглавлял струн. квартет Бетховенского об-ва (играл с Й. Иоахимом, Г. Венявским и А. Пиатти), выступал в дуэтах с виолончелистом Пиатти и скрипачкой В. Нерудой. Э. - скрипач виртуозно-романтич. направления, обладавший блестящей техникой и огромным артистич. темпераментом. Исполнение Э. пьес лирико-романтич. стиля носило элегич., интимный, иногда несколько сентиментальный характер, придававший его игре (как считали нек-рые музыканты) особую привлекательность. Автор "Патетического концерта" для скрипки с оркестром, концертино, конц. полонеза и др. пьес, фантазий на темы из опер "Отелло" Верди, "Пророк" Мейербера, интродукции, каприса и финала на темы из оперы "Пират" Беллини для скрипки с фп., 2 струн. квартетов. Э. принадлежит транскрипция для скрипки с фп. песни Ф. Шуберта "Лесной царь". Ф. Лист посв. Э. 9-ю венг. рапсодию (1853).

Литература: Кирилов Н., Скрипачи XVII, XVIII и XIX столетий, СПБ, 1873, с. 74-75; Михель A., Краткая энциклопедия смычковых инструментов, М., 1894, с. 252-53; Безекирский В., Из записной книжки артиста, СПБ, 1910; Стасов В., Музыкальное обозрение 1847 г., "Отечественные записки", 1847, т. 51, кн. 4, отд. 8, в его кн.: Статьи о музыке, вып. 1, М., 1974, с. 23-38; Вольдман Я., Tокина Н., Венское скрипичное искусство..., Саратов, 1978; Mйmoires de Hector Berlioz, comprenant ses voyages en Italie, en Allemagne, en Rusie et en Angleterre 1803-65, v. 1-2, P., 1870 (рус. пер. - Бeрлиоз Г., Мемуары, ч. 1-2, СПБ, 1896, М., 1967); Heller A., H. W. Ernst, W., 1904; Moser A., Geschichte des Violinspiels, В., 1923, S. 428, 435, 439, 489 и др.; Auer L., Violin master works and their interpretations, Boston, 1925 (рус. пер. - Ауэр Л., Интерпретация произведений скрипичной классики; вместе с его кн.: Моя школа игры на скрипке, М., 1965, с. 106, 199-203).

В. Ю. Григорьев.

Эррера де ла Фуэнте Л.

Эррера де ла Фуэнте Л. (Herrera de la Fuente) Луис (p. 25 IV 1916, Мехико) - мекс. дирижёр и композитор. Занимался на муз. ф-те Нац. автономного ун-та у К. де Кастильо (классы композиции и фп.), а также в Академии им. И. С. Баха в Чапультепеке. Завершил образование в Нац. консерватории в Мехико у Р. Альфтера. В 1943 создал камерный оркестр при ун-те. В 1949 был 2-м дирижёром Нац. симф. оркестра. В 1950 совершенствовался в Европе. По возвращении в Мексику организовал камерный оркестр при Дворце изящных иск-в. В 1954 возглавил Нац. симф. оркестр, с к-рым гастролировал в странах Лат. Америки, в США, Бельгии, Франции и др. странах (в 1966 Э. де ла Ф. концертировал в СССР). Среди его соч. - балет "Звезда и сирена" ("La estrella y la sirena", 1952), "Балетная сюита" ("Suite de ballet", 1953), "Границы" ("Fronteros", 1954) и др. произв. для оркестра, песни.

Эррио Э.

Эррио Э. (Herriot) Эдуар (5 VII 1872, Труа, департамент Об - 26 III 1957, Сен-Жени-Лаваль, департамент Рона) - франц. политич. и гос. деятель, историк, публицист, муз. писатель. Чл. Французской академии (1946). Окончил "Эколь нормаль" в Париже. В 1905-40 и 1945-55 мэр Лиона (до конца жизни был его почётным мэром), в 1912-19 сенатор, в 1924-1925 и 1932 премьер-министр и министр иностр. дел, в 1919-40, 1946-57 депутат парламента (в 1942-45 был в фашистском концлагере). В 1919-57 (с перерывами) пред. партии радикалов и радикал-социалистов. В 1947-54 пред. Нац. собрания, с 1954 - почётный председатель. Э. боролся против реакции, был сторонником развития дружбы и сотрудничества между Францией и СССР. С 1922 неоднократно посещал СССР; впечатления от первой поездки отражены в его кн. "Новая Россия" (1922). Написал более 30 книг по разл. вопросам философии, лит-ры и иск-ва. Автор кн. "Жизнь Бетховена" ("La vie de Beethoven", P., 1929), завоевавшей признание во всём мире и переведённой на многие языки. В 1959 книга вышла в русском переводе под редакцией и со вступительной статьёй И. Ф. Бэлзы (перевод сделан со 117-го франц. изд. 1954).

Литература: Бэлза И., Эдуард Эррио и его книга о Бетховене, в кн.: Эррио Э., Жизнь Бетховена, (пер. с франц.), М., 1959, 1975; Келдыш Ю., "Жизнь Бетховена", "СМ", 1960, No 7.

А. Т. Тевосян.

Эрху

Эрху - эрхуцинь (кит. "эр" - два, "ху" - смычковый), - китайский смычковый 2-струн. музыкальный инструмент. Основная разновидность хуциня. Состоит из деревянного 6-гранного или цилиндрического резонатора с мембраной из змеиной кожи. Длинная шейка (81 см) без грифа заканчивается отогнутой назад головкой с 2 колками. Струны, высоко поднятые над шейкой, соединены с ней S-образной металлической скобкой, с декой - М-образной подставкой. При игре Э. держат вертикально; пальцами левой руки нажимают на струны (не прижимая их к шейке), в правой держат лунообразный смычок, волос к-рого продевается между струнами; сидящий музыкант опирает ножку Э. о колено. Диапазон: d1-d4; можно играть в диапазоне октавы, не меняя позиции. Тембр напоминает фальцетное пение. Э. - один из наиболее популярных в Китае муз. инструментов. Распространён гл. обр. в южных районах среди городского и сельского населения; в северных районах популярен 4-струн. вариант Э. - т. н. сыху (кит. "сы" - четыре). Используется проф. музыкантами как сольный и ансамблевый инструмент, входит в состав оркестра, в т. ч. театрального (в спектаклях нац. оперы и муз. драмы). Появился в период монг. династии Юань (1280-1368). Родственные инструменты: хучир (монг.), бызанчи (тувинский), огочон (маньчжурский), дуучэкэ (нанайский), дзюлянки (удэгейский), тынгрынг (нивхский).

Литература: Музыкальные инструменты Китая. Сост. И. З. Алендер, М., 1958; Sachs С., Geist und Werden der Musikinstrumente, В., 1929, S. 185-86; Emsheimer E., Preliminarly remarks on Mongolian music and instruments, в кн.: The music of the Mongols, v. 1, Stockh., 1943 (Reports from the scientific expedition to the North-Western provinces of China, publications, v. 21), p. 88.

P. Б. Галайская, Ю. И. Шейкин.

Эс

1) Деталь фагота, контрафагота и английского рожка, суживающаяся металлич. трубка, по форме напоминающая лат. букву S (отсюда название), к-рая служит продолжением ствола инструмента и на узкий конец к-рой надевается трость.

2) Эсы - боковые выемки в корпусе инструментов скр. семейства (см. Скрипка), к-рые облегчают ведение смычка при игре на нижней и верхней струнах, позволяя для избежания задевания средних струн наклонять его на значит. угол по отношению к плоскости инструмента.

Эскобар Л. А.

Эскобар Л. А. (Escobar) Луис Антонио (р. 14 VII 1925, Вильяпинсон) - колумбийский композитор и педагог. Учился в Нац. консерватории в Боготе, позже совершенствовался на курсах Моцартеума в Зальцбурге, а также в Зап. Берлине у Б. Блахера. С 1953 преподаёт композицию и муз.-теоретич. дисциплины в Нац. консерватории. Президент Нац. совета музыки, чл. дирекции Нац. симф. оркестра Колумбии. Поборник нац. традиций в музыке. Среди его соч. - опера "Забияки" ("Los hampones", 1961), детская опера "Принцесса на горошине" ("La princesa y la arveja", 1957), балет "Авирама" (1955); симфонии; инстр. концерты; "Клятва Боливару" для хора и оркестра ("Juramento a Bolivar", 1964), камерно-инстр. ансамбли, фп. пьесы, хоры, романсы, песни, музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Эскюдье

Эскюдье (Escudier) - франц. муз. писатели и журналисты, братья: Мари Э. (29 VI 1809, Кастельнодари - 18 IV 1880, Париж), Леон Э. (17 IX 1816, Кастельнодари - 22 VI 1881, Париж). Юношами приехали в Париж, развернули энергичную журналистскую деятельность. В 1837 основали газ. "La France musicale", организовали муз. изд-во, где печатались произв. Дж. Верди (Леон Э. перевёл на франц. яз. либретто нескольких его опер) и др. Сотрудничали в разл. политич. периодич. изданиях, в 1850-58 редактировали газ. "Le pays" ("Journal de l'empire"). Написали совместно ряд популярных работ о музыке и музыкантах (занимательных по изложению, но поверхностных), в т. ч. одну из ранних монографий о Дж. Россини (1854). Историч. интерес представляет их компилятивный труд "Музыкальный словарь..." (1844). В 1862 братья прекратили совм. деятельность. Леон Э. сохранил за собой руководство изд-вом, выпускал газ. "L'art musicale". В 1863 опубл. "Воспоминания" (журналистски-фельетонного характера) о современных ему композиторах и муз. деятелях. В 1876-78 был директором "Т-р Итальен". Мари Э. издавал газ. "La France musicale".

Сочинения: совм. работы братьев Э. - Йtudes biographiques sur les chanteurs contemporains, P., 1840; Dictionnaire de musique d'aprиs les thйoriciens, historiens et critiques les plus cйlиbres, qui ont йcrits sur la musique, v. 1-2, P., 1844, переиздан под назв. Dictionnaire de musique thйorique et historique, P., 1854, 1872; Rossini, sa vie et ses oeuvres, P., 1854; Vie et aventures des cantatrices cйlиbres prйcйdйes des musiciens de l'empire et suivies de la vie anecdotique de Paganini, P., 1856; рaботы Лёона Э. - Les pirates de la littйrature et de la musique. Questions de propriйtй, P., 1862; Mes souvenirs, P., 1863, 1868 (рус. пер. фрагмента - в кн.: Французская музыка 2-й половины XIX в., М., 1938, с. 234-35).

Литература: Eckhart-Bдcker U., Frankreichs Musik zwischen Romantik und Moderne, Regensburg, 1969 (Studien zur Musikgeschichte des 19. Jahrhunderts, Bd 2).

E. P. Бронфин.

Эспадеро Н.

Руис Эспадеро (Ruiz Espadero) Николас (15 II 1832, Гавана - 30 VIII 1890, там же) - кубин. композитор, пианист и педагог. Ученик Ф. Аристи и X. Миро. Представитель романтич. направления в кубин. музыке. В творч. наследии Э. преобладают фп. соч. Их отличают виртуозная техника и тщательность отделки деталей, в лучших ощущается связь с креольским фольклором: "Фантазия на кубинские темы" ("Fantasнa sobre aires cubanos"), "Креольский этюд" ("Estudio criollo"), "Песнь невольника" ("Canto del esclavo"). Наиболее известна его фантазия для фп. "Песнь крестьянина" ("Canto del guajiro", 1874), отмеченная мелодич. свежестью, разнообразием ритмики и ярким кубин. колоритом. Среди др. фп. произв. Э. - "Оссиан", "Над могилой Готшалка" ("Sobre la tomba de Gottschalk"), "Сатанинский вальс" ("Vals satanico"), "Неистовая тарантелла" ("Tarantela furiosa"), "Воспоминание о далёком прошлом" ("Recuerdo de antaсo"), "Баркарола", этюды, транскрипции. Ему принадлежат "Элегия" для скрипки и фп., "Ave Maria" для голоса и фп. (также редакция для органа и оркестра) и др.

Эспозито Э.

Эспозито Э. (Esposito) Эудженио (Евгений Доминикович) (1863, Неаполь - после 1935, Милан) - композитор и дирижёр. По национальности итальянец. Муз. образование получил в Италии, там же начал дирижёрскую деятельность в небольших оперных труппах. По приглашению С. И. Мамонтова весной 1892 приехал в Москву, где выступил как дирижёр в Итал. опере; в том же году начал работать в Харькове в оперной антрепризе А. Ф. Картавова (в 1894-97 антреприза Э.). В сезоне 1897-98 был гл. дирижёром Московской частной русской оперы (здесь под упр. Э. состоялась премьера оперы Н. А. Римского-Корсакова "Садко"). В 1898-1913 дирижёр в оперных антрепризах М. К. Максакова (Петербург, Одесса), А. А. Церетели (Москва), М. В. Лентовского (Москва), H. H. Фигнера (Тбилиси, Нижний Новгород), Н. И. Собольщикова-Самарина (Казань), M. M. Бородая (Киев) и др. С 1913 жил в Москве, работал хормейстером в драм. т-рах. В конце 1925 уехал в Италию. В России приобрели известность комич. оперы Э., лучшая из них - "Каморра".

Сочинения: оперы - Каморра (по пьесе С. И. Мамонтова; 1903, т-р "Эрмитаж", Москва, пост. силами Об-ва любителей орк., камерной и вок. музыки), Мещанин во дворянстве (по комедии Ж. Б. Мольера; 1905, Москва), Чёрный тюрбан (1912, Киев), У моря (сер. 1920-х гг.); балет - Кармен (по новелле П. Мериме; 1-я пол. 1920-х гг.); кантата Памяти А. С. Пушкина, романсы, музыка для театра-кабаре "Летучая мышь".

Литература: Липаев И., Московские письма (Об опере Э. "Каморра"), "РМГ", 1903, No 17-18; Н. А. Римский-Корсаков. Сб. документов, М.-Л., 1951.

Брат Э. - Mикеле Э. (29 IX 1855, Кастелламмаре-ди-Стабия - 23 XI 1929, Флоренция) - итал. композитор, пианист и дирижёр. В 1865-73 учился в консерватории "Сан-Пьетро а Майелла" в Неаполе у Б. Чези (фп.) и П. Серрао (композиция). Выступал как пианист-солист и ансамблист во мн. городах Европы. Более 40 лет (с 1882) жил в Дублине (Ирландия), где вёл активную концертную и педагогическую деятельность, в частности был профессором по классу фп. в Корол. ирландской академии музыки (с 1882), организовал Дублинское орк. об-во и был его дирижёром (1899-1914).

Сочинения: опера Медник и фея (The tinker and the fairy, 1910); оперетта Сумка почтальона (The post-bag, 1902); кантата Дейрдре (1897); для opк. - 3 симфонии, симф. поэма, 2 сюиты (Ирландская и Неаполитанская); 2 ирл. рапсодии для скр. с орк.; камерно-инстр. ансамбли - произв. для скр. и фп., влч. и фп., фп. квартет, 2 струн. квартета; фп. пьесы; песни, музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литература: Al musicista M. Esposito, ed. G. L. Aiello, Castellammare di Stabia, 1956 (со списком произв.).

A. A. Наумов.

Эстампида

Эстампида - эстампи (франц., англ. estampie, нем. Estampie, итал. istampita, испан. estampida, лат. stantipes), - одна из важнейших форм зап.-европ. инстр. музыки 13-14 вв. Состоит обычно из 5-6 мелодич. фраз, каждая из к-рых повторяется с изменённым окончанием. Схема построения: а + х1, а + х2, b + x1(3) ), b + х2(4) и т. д. Неизменные участки фразы называются puncti (лат. punctum - точка), меняющиеся продолжения (подобные 1-й и 2-й вольтам) - соответственно ouvert (франц. - открытый) и clos (франц., закрытый).

Э., также как лэ, является светской разновидностью секвенции (1). Осн. область применения формы - танц. музыка. Всего сохранилось ок. 20 (преим. одноголосных) образцов Э. Наиболее известные среди них - "Жалоба Тристана" ("Lamento di Tristano") и "Kalenda maya" (обе - 13 в.). Э. (stantipes) описана Й. Грохео (ок. 1300), к-рый отличал её от более коротких дукции и ноты.

Эстампида

Литература: Moser H. J., Stantipes und Ductia, "ZfMw", 1919/1920, Jahrg. 2, H. 4; Handschin J., Ьber Estampie und Sequenz I-II, "ZfMw", 1929/1930, Jahrg. 12, H. 1, 1930/1931, Jahrg. 13, H. 3; Gennrich Fr., GrundriЯ einer Formenlehre des mittelalterlichen Liedes, Halle, 1932; Hibberd Ll., Estampie and stantipes, "Speculum", 1944, v. 19; Parrish С., Ohl J. F., Masterpieces of music before 1750. An anthology of musical examples from gregorian chant to J. S. Bach, N. Y., 1951, L., 1952 (рус. пер. - Пэрриш К., Оул Дж., Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха, Л., 1975); Husmann H., Kalenda maya, "AfMw", 1953, Jahrg. 10, No 4.

T. С. Кюрегян.

Эстерхази

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эстетика музыкальная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эстонская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эстонский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эстрада К.

Эстрада К. (Estrada) Карлос (15 IX 1909, Монтевидео - 7 V 1970, там же) - уругв. композитор и дирижёр. Учился в Парижской консерватории у Ж. Ж. Э. Роже-Дюкаса и А. Бюссе (композиция), Ф. Гобера (дирижирование). Возвратившись в Монтевидео, организовал камерный оркестр (1936), с к-рым много выступал как дирижёр. Преподавал историю музыки в ряде школ Монтевидео. В 1954-68 профессор (класс композиции) и директор Нац. консерватории. Среди его соч.- балеты, 2 симфонии (1951, 1967), оратория "Даниель" (1942), концерт для фп. с оркестром, хоры a cappella, фп.. и орг. пьесы, романсы, музыка к спектаклям драм. т-ра.

Эстрела А.

Эстрела А. (Estrella) Арналдо (р. 14 III 1908, Рио-де-Жанейро) - браз. пианист, композитор, дирижёр и музыковед. Учился в Нац. школе музыки в Рио-де-Жанейро. В 1935 совершил первое конц. турне. В 1947-52 жил в Париже, концертировал, выступал также в странах Азии, Сев. Америки. В его репертуаре большое место занимают произв. Э. Вила Лобоса (1-й исп. ряда его произв., в т. ч. фп. цикла "Памяти Шопена", 1949, Париж; 3-го концерта для фп. с оркестром, 1957, Рио-де-Жанейро). Профессор Нац. школы музыки при Браз. ун-те и Браз. консерватории. Среди его музыковедч. работ - статьи "Вила Лобос" (в сб.: "Presenзa de Villa-Lobos", 1972), "Бразильская музыка" (написана специально для изданного в Москве сб. "Бразилия. Экономика, политика, культура", 1963).

В. Н. Федотова.

Эсхер Р. Г.

Эшер (Escher) Rудолф Георге (р. 8 I 1912, Амстердам) - нидерл. композитор. Учился в Роттердамской консерватории (1931-37) у А. Кальтвассера и Я. Калленбаха (фп.), В. Пейпера (композиция, с 1934). С 1945 снова в Амстердаме, где в 1960-61 прочитал курс лекций в консерватории. С 1964 преподаёт в Утрехтском ун-те. Получил известность после исполнения в 1946 траурной "Музыки скорбящего духа" ("Musique pour l'esprit en deuil", для оркестра, соч. 1943) - произв., написанного под впечатлением от событий 2-й мировой войны 1939-45 (входило в репертуар заруб. гастролей оркестра "Консертгебау"). Произв. Э. отличаются красочностью гармонии (влияние импрессионистов) и строгостью формы. Автор ряда работ, гл. обр. о М. Равеле, К. Дебюсси и совр. музыке.

Сочинения: зингшпиль Протосилай и Лаодамия (1946); для орк. - симфонии (1954; 1958, 2-я ред. 1964), Летние обряды в полдень (Summer rites at noon) для 2 орк. (1968), Пассакалья (1945) и пьеса Гимн о Большом Мольнесе (Hymne du Grand Meaulnes, 1951); концерт для струн. орк. (1947); камерно-инстр. ансамбли - сонаты: концертная для влч. и фп.. (1943), для флейты с фп. (1977), для 2 флейт (1944), струн. трио (1959), трио для духовых (1942), квинтет для духовых (1967), сюита для флейты, гобоя, скр., альта, влч. и клавесина Могила Равеля (Le tombeau de Ravel, 1952); для фп. - соната (1935), сюита Тайные дары Музы (Arcana Musae dona); сонаты-соло для скр. (1950), влч. (1945), флейты (1949); хоры а cappella - Подлинный облик мира (Le vrai visage de la paix, на стихи П. Элюара, 1953), Небо, воздух и ветер (Ciel, air et vents, по П. Ронсару, 1957); цикл из 4 песен для тенора с камерным орк. Ностальгия (Nostalgies, 1951); для голоса с фп. - Странная встреча (Strange meeting) для баритона с фп. (1952), 3 стихотворения Тристана Корбьера (Trois Poиmes de Tristan Corbiиre), Письмо из Мексики (Lettre du Mexique); музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литература: Schцnberger E., Rudolf Escher - Thinking in and about music, "Key notes", 1977, No 5.

B. B. Ошис.

"Этерна"

"Этерна" ("Eterna") - марка грампластинок и компакткассет, выпускаемых Нар. предприятием ГДР "Нем. грампластинки" ("VEB Deutsche Schallplatten"; осн. в 1953). К 1980 в его каталоге насчитывалось более 1500 монофонич., св. 2500 стереофонич. (с 1962) грампластинок и ок. 1000 компакткассет (с 1970). Мн. записи "Э." неоднократно удостаивались высших междунар. наград. Выпущены грампластинки с записью исполнения крупнейших музыкантов - дирижёров Г. Абендрота, Ф. Конвичного и др., певцов М. Чеботари, П. Андерса и др., а также лейпцигского Томанерхора под упр. К. Штраубе, Г. Рамина и др. Мировую известность грампластинкам "Э." принесли записи исполнения разл. оркестров под упр. дирижёров К. Зандерлинга, О. Суитнера, К. Мазура, Г. Хербига, а также Дрезденской гос. капеллы, оркестра Гевандхауза, певцов П. Шрайера, Т. Адама и др. Выпускаются в грамзаписи собр. соч. И. С. Баха, И. Брамса, Р. Вагнера, Й. Гайдна, Г. Ф. Генделя, Ф. Мендельсона-Бартольди, В. А. Моцарта, М. Регера, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Г. Шюца и др. Под маркой "Э." с 1968 выходит единственное в мире Полн. собр. соч. в грампластинках Л. Бетховена (включает записи незавершённых произв., эскизов, первоначальных вариантов, в т. ч. в 1977 впервые осуществлена запись оперы "Леонора"). Предприятие "Нем. грампластинки" ведёт обмен лицензиями на грампластинки "Э." со всеми ведущими граммофонными компаниями мира, с 1971 - с сов. фирмой "Мелодия" (к 1980 под маркой "Мелодия" - "Этерна" выпущено ок. 300 грампластинок с записями исполнения сов. музыкантов). Значит. часть записей производилась совм. с зап.-европ. фирмами "EMI", "Philips", "Deutsche Gramophone", в т. ч. записи исполнения мн. крупнейших музыкантов разных стран - дирижёров К. Бёма, В. Заваллиша, Г. Караяна, Р. Кемпе, В. Негри, скрипачей А. Грюмьо, Д. Ф. Ойстраха, Р. Риччи, певцов Ф. Вундерлиха, Н. Гедды, Дж. Кинга, Э. Матис, Д. Фишера-Дискау, Г. Яновиц и др.

Литература: L. van Beethoven Gesamtausgabe. Katalog, bearbeitet von H. G. Hoke, В., 1977; Wir ьber uns, В., 1978 (Буклет); "Melodia - Eterna". Katalog der Originalaufnahmen aus der UdSSR, В., 1979.

M. M. Фельдштейн.

Этнография музыкальная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Этюд

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эфиопская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эфы

Эфы - два резонаторных отверстия на верхней деке струн. смычковых муз. инструментов, имеющие форму строчной лат. буквы f ("эф", отсюда назв.). Общие контуры Э. и угол их среза по отношению к своду и его основанию несколько различаются у инструментов итал., франц. и тирольских мастеров. Ширина прорези влияет на характер тона инструмента. По деталям отделки Э. определяется принадлежность мастера к той или иной школе. Красотой Э. славились инструменты работы виднейших итал. мастеров. Мастера 16 - нач. 17 вв. А. Амати, Г. да Сало и Дж. П. Маджини располагали Э. почти параллельно; Э. были длинные, прямые, готич. стиля очертаний. Позднее мастера семьи Амати делали их более узкими; славились Э. в работах Н. Амати (сер. 17 в.). Близки к ним Э. инструментов А. Страдивари. Э. на инструментах Дж. (И.) Гварнери дель Джезу (1-я пол. 18 в.) - не совсем правильной формы, более длинные и угловатые; П. Гварнери (сер. 17 - нач. 18 вв.) делал их округлыми. Совершенством исполнения отличались также Э. франц. мастеров Ф. Л. Люпо и Ж. Б. Вильома.

Литература: Витачек Е., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М.-Л., 1952, 1964; Vannes R., Essai d'un dictionnaire universel des luthiers, P., 1932, под назв.: Dictionnaire universel des luthiers, (t. 1)-2, Brux., 1951-59; Ma1usi L., Il violoncello, Padova, 1972, p. 121.

Б. В. Доброхотов.

Эхо

Эхо (греч. nxo - звук, голос, молва, отголосок, эхо; Hxo - Эху (имя нимфы)) - по антич. мифологич. сказаниям, излагаемым Овидием, Апулеем, Авзонием и др. древними авторами, Э. - нимфа, дочь речного бога Кефиса и нимфы Лаврионы; пруклятая Герой (по римской мифологии - Юноной), Э. не могла заговорить первой, а на вопросы отвечала лишь повторением последних слов; отвергнутая Нарциссом, она превратилась в камень. Термином "Э." с древнейших времён обозначали эффект отражения звуковых волн. Если отражение доходит до слушателя менее чем через 1/20 сек. после осн. звука, оно сливается с ним и усиливает его, если через 1/20 сек. и более, - оно воспринимается как отд. отзвук и может существенно затруднять понимание слов, восприятие музыки. В муз. произв., использующих приём Э., как и в природном Э., повторение тех или иных интонаций и муз. фраз даётся в более тихом звучании, зачастую отделяется и темброво-регистровыми средствами. Эффект Э. оказывается наиболее сильным в тех случаях, когда в вок. музыке повторяются окончания построений с теми же последними слогами текста. Такое Э. с 16 в. часто использовалось в итал. мадригалах, мотетах, кантатах, операх. Порой в оперы включались целые сцены, построенные на многократном использовании эффекта Э. ("Королева фей" Пёрселла, "Орфей и Эвридика" Глюка, "Ариадна на Наксосе" Р. Штрауса и др.). Эффект Э. применялся и в инстр. музыке - в произв. для клавишных инструментов типа фантазии и вариаций, а также в камерных и симф. соч. (А. Банкьери, "Fantasia in eco", 1603; Б. Марини, "Sonata in eco", 1629; К. Стампц, "Symphonie en йcho", 1721). Изредка к эффекту Э. обращался И. С. Бах (последнюю часть увертюры h-moll во 2-й тетради "Клавирных упражнений", BWV 831, он и назвал "Э."). Эффект Э. использовали и венские классики (Й. Гайдн, "Эхо" для 2 струн. трио, Hob. II, 39; В. А. Моцарт, Ноктюрн для 4 оркестров, K.-V. 286). Обозначение "Э." при назв. органных регистров указывает на нежность их звука (в нем. органах Zartflцte, букв. - нежная флейта, зачастую наз. просто "Э."; во франц. - Cornet d'йcho; см. Корнет, 2).

Литература: Кrоуеr Th., Dialog und Echo in der alten Chormusik, "JbP", 1909, Jahrg. 16; Schneider M., Die Anfдnge des Basso continuo und seiner Bezifferung, Lpz., 1918; Mahrenholz Chr., Die Orgelregister, ihre Geschichte und ihr Bau, Kassel, 1930, 1944.

E. В. Герцман.

Эшпай А. Я.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эшпай Я. А.

Яков Андреевич (18(30) X 1890, дер. Кокшамары ныне Звениговского р-на Map. АССР - 20 II 1963, Москва) - сов. композитор, хормейстер, фольклорист и педагог. Засл. деят. иск-в Map. АССР (1941). Кандидат искусствоведения (1946). С 1905 играл на скрипке в школьном оркестре, руководил школьным хором. В 1910 занимался на регентских курсах Казанского муз. уч-ща РМО. В 1913 окончил Казанское муз. уч-ще по классу композиции у Р. Гуммерта, в том же году преподавал пение в Уфимской духовной семинарии, руководил симф. ансамблем любителей. В 1914-1917 в армии, играл в оркестре, руководил полковым хором. В 1917-27 преподавал муз.-теоретич. предметы в начальных школах Кокшамар, Мариинского Посада, Козьмодемьянска. В 1930 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Г. Э. Конюса. С 1931 науч. сотрудник Марийского н.-и. ин-та языка, лит-ры и истории (Йошкар-Ола). С 1932 ред. нац. сектора Музгиза. Э. собирал (с 1917) и исследовал мар. нар. песни. В 1920 вместе со своим двоюродным братом И. С. Палантаем (Ключниковым) и В. М. Васильевым участвовал в экспедиции по собиранию и записи песен горных мари. Э. - первый композитор, создавший на мар. нар. муз. материале ряд крупных произв. Вместе с Васильевым составил сб.: "Марий кары муро" ("Марийские народные песни", 1957). Автор кн. "Национальные музыкальные инструменты марийцев" (1940), статьи "И. С. Палантай - первый марийский композитор" (в сб.: Учёные записки Марийского н.-и. ин-та языка, литературы и истории, вып. 4, 1951).

Сочинения: опера Салика (не окончена); для голосов, хора и орк. - кантаты 25 лет Марийской АССР (совм. с Б. С. Шехтером, 1946), Лес (сл. А. Бика, 1951); для орк. - Маленькая сюита (1949), Марийская сюита (1951), Марийские картины (1955), Песенные и плясовые мелодии (1955); Песня-поэма для скр. и орк. (1954); сюита для дух. орк. (1939); для орк. нар. инструментов - 3 танца (мар., чуваш., тат., 1937); камерно-инстр. ансамбли - Мелодия народа мари для гобоя с фп. (1931), Песни народов Поволжья (сюита для струн. квартета, 1940), квинтет для деревянных дух. инструментов (1930); Марийский танец для фп. (1937); для голоса с орк. - Баллада гусляра (сл. А. Айзенворта, 1939); для голоса и фп. - 3 романса на стихи А. С. Пушкина; обр. нар. песен для голоса и фп. - 5 горномарийских песен (1933), 5 старинных мар. песен (1938), 2 мар. нар. песни (1954); музыка к спектаклям драм. т-ров - "Шурко" Шкетана, "Мудшатар" Чавайна (совм. с Л. Н. Сахаровым), "Марийская рота" (все - 1934, Map. т-р, Йошкар-Ола) и др.

Литература: Памяти ушедших. Я. А. Эшпай, "СМ", 1963, No 4; Балтин A., Я. А. Эшпай, "МЖ", 1963, No 8.

Л. Б. Римский.

Предыдущая страница Следующая страница