Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Поиск по материалам сайта
Cлово "VIOL"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Музыкальная энциклопедия. Виолы
Входимость: 6. Размер: 9кб.
2. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "В" (часть 6, "ВИЛ"-"ВИР")
Входимость: 3. Размер: 57кб.
3. Энциклопедия кино (2010). АНДЕРСОН БИБИ
Входимость: 2. Размер: 10кб.
4. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "С" (часть 7, "СИБ"-"СИМ")
Входимость: 2. Размер: 53кб.
5. Музыкальная энциклопедия. Нотография
Входимость: 1. Размер: 47кб.
6. Музыкальная энциклопедия. Баритон
Входимость: 1. Размер: 7кб.
7. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "С" (часть 15, "СТО"-"СТУ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
8. Музыкальная энциклопедия. Виоль д'амур
Входимость: 1. Размер: 6кб.
9. Музыкальная энциклопедия. Виолончель
Входимость: 1. Размер: 10кб.
10. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Б" (часть 3, "БАН"-"БАР")
Входимость: 1. Размер: 48кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Музыкальная энциклопедия. Виолы
Входимость: 6. Размер: 9кб.
Часть текста: По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я Виолы Виолы - утвердившееся в рус. инструментоведении обозначение семейства струн. смычковых инструментов "ножного" способа держания (итал. - viola da gamba, viola ad arco; испан. - vihuela de arco; нем. - Knieviola, Kniegeige, Gamba). В. возникли к кон. 15 - нач. 16 вв. из ср.-век. смычкового инструмента (см. Виола , Фидель ) в результате ассимиляции им черт щипкового инструмента лютни. В. того времени имели корпус с ясно выраженной "талией", тупыми углами, покатыми "плечами" (встречались В. и с "витиеватыми" контурами корпуса), выпуклой верхней и плоской нижней деками, широкий гриф с ладами, улиткообразную колковую коробку с поперечными колками, 5-7 струн, настраивавшихся по квартам с терцией посередине; почти плоскую подставку, позволявшую без труда извлекать аккорды, но ограничивавшую динамич. возможности исполнения, особенно при игре на средних струнах; резонаторные отверстия в виде скобок или змеек; иногда под грифом располагалось дополнительное резонаторное отверстие (см. Розетка ). Исполнители держали В. всех видов вертикально между коленями или на коленях. Встречающееся в некоторых справочных изданиях утверждение, что высокие инструменты этого семейства держали, упирая в плечо, "ручным способом", и что они назывались поэтому виолами да браччо (от итал. braccio - рука),...
2. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "В" (часть 6, "ВИЛ"-"ВИР")
Входимость: 3. Размер: 57кб.
Часть текста: 1941, VI. Виллуан А. И. Александр Иванович (27 или 29 II (10 или 12 III) 1804, Москва - 21 VIII (2 IX) 1878, Лесное, близ Петербурга) - рус. пианист-педагог. Род. в семье франц. эмигранта. Учился у Ф. Гебеля и Дж. Филда в Москве. С 1821 занимался муз. деятельностью. В 1823-30 жил и преподавал в провинции, в 1830-62 - в Москве, где пользовался репутацией одного из лучших фп. педагогов; последние годы жизни провёл в Петербурге, в 1863-65 был адъюнктом консерватории. В. прославился как учитель бр. А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов. Он сопровождал А. Г. Рубинштейна в его первой заграничной конц. поездке (1840-43). Рубинштейн высоко ценил педагогич. дарование В., считая, что "прочным фундаментом в музыкальном искусстве" он обязан именно ему. Одним из первых в России В. получил звание свободного художника (в 1863), для этого держал спец. экзамен, на к-ром играл А. Г. Рубинштейн, демонстрировавший в качестве ученика В. его педагогич. мастерство. Свой метод преподавания В. изложил в "Школе для фортепиано" (1863, 2-е...
3. Энциклопедия кино (2010). АНДЕРСОН БИБИ
Входимость: 2. Размер: 10кб.
Часть текста: Образование получила в актерской школе Королевского театра «Драматен» в Стокгольме. В 1956 дебютировала на сцене городского театра Мальме, с 1959 - в театре «Драматен». В кино снимается с 1954, годом позже снялась в эпизодической роли в фильме И. Бергмана «Улыбки летней ночи» (Sommarnattens Leende, 1955). Общенациональную, а затем и международную известность актрисе принесли роли Мии в философской притче того же режиссера «Седьмая печать» (Det Sjunde Inseglet, 1957) и Сары - юной попутчицы главного героя картины Бергмана «Земляничная поляна» (Smultronstallet, 1957). В дальнейшем образы полных жизни обаятельных девушек из простонародья стали своего рода «визитной карточкой» Биби Андерсон, а творческое сотрудничество с Бергманом (она сыграла в 11 фильмах режиссера) - залогом ее профессиональной зрелости. Таковы роли безмужней матери-подростка в его фильме «На пороге жизни» (Nara Livet, 1957), служанки Сары в фильме «Лицо» (The Magician/Ansiktet/The Face, 1958), наивной, но самоотверженной Бритт-Мари в фильме «Око дьявола» (Djavulens Oga, 1960). Подлинным...
4. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "С" (часть 7, "СИБ"-"СИМ")
Входимость: 2. Размер: 53кб.
Часть текста: Малом оперном т-ре в 1958). Издано ок. 300 его обработок народных песен стран Европы (8 сб.), Сев. и Юж. Америки (3 сб.), мн. стран Африки, песен, посв. борьбе за мир и демократию (3 сб.). Автор фп. пьес для муз. школ и уч-щ ("Болгарское хоро" и др.; сб. "Весёлый точильщик", 1972), хоров и песен для смешанного и детского хоров, а также монографии "С. Туликов" (1962) и многочисл. статей. Сибиряков Л. М. Сибиряков Л. М. (наст. фам. - Спивак) Лев Михайлович (1870, Половное Волынской губ. - 1938, Варшава) - рус. певец (высокий бас). Пению учился у Ч. Росси в Италии. По приглашению А. Тосканини выступал в т-ре "Ла Скала" (Милан; под псевд. Спиваккини). В 1902-04 и 1909-21 был солистом Мариинского т-ра. Обладал сильным, ровным, полнозвучным певучим голосом мягкого тембра. Среди партий - Сусанин; Собакин ("Царская невеста"), Рене ("Иоланта"), Марсель ("Гугеноты"), Мефистофель ("Фауст"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Рамфис ("Аида") и др. С успехом выступал в операх Р. Вагнера. В 1920-е гг. уехал за границу. Концертировал. В последние годы жизни был профессором Варшавской консерватории. Литература : Левик С. Ю., Записки оперного певца, М., 1955, с. 120-22, 1962; Боголюбов Н. Н., Шестьдесят лет в оперном театре, (М.), 1967, с. 72-73. А. П. Григорьева. Сибор Б. О. Сибор Б. О. (наст. фам. - Лифшиц) Борис Осипович (9 (21) VI 1880, Торжок, ныне Калининской обл. - 29 VII 1961, Николина Гора, близ Москвы) - сов. скрипач и педагог. Засл. арт. Республики (1925). В 1901 окончил Петерб. консерваторию по классу скрипки у Л. С. Ауэра. В 1902-03 концертировал за границей; совершенствовался в Берлине у Й. ...
5. Музыкальная энциклопедия. Нотография
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Часть текста: теорию, методику описания и классификацию муз. произв. в их нотной записи. В заруб. странах Н. как самостоят. область не выделена, изучением нотных изданий и рукописей занимается муз. библиография. Н. - вспомогат. отрасль музыковедения. Существуют разл. виды, формы и типы Н. Осн. видами являются: регистрационная Н., создаваемая для общего учёта нотной продукции страны, науч.-вспомогательная (науч.- информационная) Н., оказывающая помощь специалистам в их исследовательской, исполнительской, педагогич. деятельности, и рекомендательная Н., осн. задачей к-рой является отбор и пропаганда муз. произв. с учётом муз. развития и интересов определ. групп населения. Н. может быть общеотраслевой (учитывающей муз. произв. всех видов и жанров), персональной (произв. одного композитора или репертуар исполнителя), тематической (ограничивающей отбор одним жанром, средством исполнения, темой). В зависимости от хронологич. охвата материала Н. может быть текущей и ретроспективной. Наконец, Н. могут быть национальными и международными, могут публиковаться отд. изданиями или в виде самостоят. разделов в периодич. изданиях, списков, приложенных к книгам, статьям, нотным сб-кам. Самой ранней формой Н., возможно, следует считать индексы в рукописных тонариях (собраниях григорианских песнопений, распределённых по ладам) 9-11 вв., составленные для того, чтобы помочь исполнителю найти мелодию по её начальным нотам. Метод...
6. Музыкальная энциклопедия. Баритон
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: сильный. По тембру и высоте драматич. Б. (бас-баритон, франц. basse chantante, ранее - basse-taille) ближе к басу и в хоре исполняет партию 1-го баса, а лирич. Б. (тенор-баритон) ближе к драматич. тенору, поэтому в хоре его иногда причисляют к нижним (вторым) тенорам. Начиная с "Дон Жуана" Моцарта, композиторы часто поручают Б. главные партии в операх. В числе наиболее значит. партий лирич. Б. - Дон Жуан; Вольфрам ("Тангейзер"), Валентин ("Фауст"), Даланд ("Летучий голландец"), Риголетто; Амонасро ("Аида"), Болконский ("Война и мир"), драматического - Евгений Онегин, Демон, Князь Игорь. Партия Б. нотируется в басовом или скрипичном ключе (этот ключ применяется главным образом для отдельных сольных партий). В старинных хоровых произведениях партия Б. записывалась в баритоновых ключах. 2) Струнный смычковый музыкальный инструмент из группы виол с резонансовыми струнами (итал. viola di bardone, baritono, англ. lira viol, нем. Baryton). Прообраз Б. - виола-бастарда. По размеру Б. близок к виолончели, по форме корпуса - к виоле да гамба (см. Виолы ). Плоская нижняя дека чуть срезана в верхней половине; резонаторные отверстия (2 или 4) имеют форму змеек. Игровых струн 6-7, настраиваются они по-разному, чаще всего как у басовой (теноровой) виолы. Резонансовых струн от 9 до 28, чаще 14-18, настройка их обычно диатоническая (в большинстве случаев от Е). Располагаются они над верхней декой, частично под грифом. В связи с большим количеством струн шейка и...
7. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "С" (часть 15, "СТО"-"СТУ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Часть текста: городах, работал хор. дирижёром. С 1926 был пред. Болг. певч. союза и рук. муз. отдела нар. этнографич. музея. С 1927 профессор Гос. муз. академии в Софии. Возглавил работу по собиранию и изучению болг. нар. поэтич. и муз. творчества. Его исследоват. деятельность составила эпоху в болг. муз. фольклористике. Со своими помощниками-фольклористами П. Стефановым, И. Камбуровым, Р. Кацаровой, И. Чешмеджиевым и др. записал ок. 10000 образцов нац. фольклора; систематизировал, снабдил науч. документацией ок. 1200 нар. болг. песен, связанных с нац. мифологией, историей, обычаями, бытом, - героико-эпические, обрядовые, в т.ч. обручальные, свадебные, крестильные, трапезные, лирические, трудовые и др. На основе собранного материала издал ряд сб-ков (образцы обл. муз. фольклора), а также теоретические труды, посвященные особенностям болг. метроритмики и нар. двухголосия, нар. инструментам, высказал гипотезу о проникновении болг. полифонии в зап.-европ. муз. культуру ("Хипотеза за българския произход на диафонията", 1925; издана на франц. яз.). Сочинения : Към българските народни напеви, Известия на Народния етнографски музей, ...
8. Музыкальная энциклопедия. Виоль д'амур
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Часть текста: - viola damore, букв. - виола любви), либесгайге (нем. Liebesgeige), - смычковый инструмент виольного семейства (см. Виолы ). Появился ок. 2-й пол. 17 в.; первое упоминание о В. да. относится к 1679 (Evelin, Memoirs, v. 1, p. 514). Корпус той же величины, что у большого альта, с более высокими обечайками и очертаниями, типичными для виол, головка инструмента - длинная, фигурная, с большим количеством колков. Имеет 5-7, чаще 6-7 жильных игровых струн и столько же или более (до 14) резонансовых металлич., протянутых под подставкой. Строй исполнитель мог менять по своему усмотрению. Чаще всего В. да. настраивалась по звукам мажорного или минорного трезвучия в зависимости от тональности исполняемого произведения. Звук В. да. - нежного, мягкого, серебристого тембра. В отличие от виолы и др. её разновидностей, В. да. держат как скрипку - на плече (a braccio). Расцвет иск-ва сольной и ансамблевой игры на В. да. относится к 18 в. (во Франции и Германии - ко 2-й пол. 18 в.). В этот период создаётся обширная лит-ра для В. да.: сонаты А. Ариости, концерты А. Вивальди, сонаты и концерты К. Стамица (последний был выдающимся ...
9. Музыкальная энциклопедия. Виолончель
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Часть текста: 2-й пол. 17 в. носила названия violoncino, Basso di Viola da braccio (итал.), Basse de violon (франц.), BaЯ Viol de Braccio (нем.) и др. Инструменты делались разл. размеров (часто больших) и обычно имели строй В1, F, с, g. В 16-17 вв. встречались также 5- и 6-струнные инструменты этого типа. Одно из наиболее ранних указаний на совр. строй приводит (по отношению к Bass Geig de Braccio) M. Преториус ("Syntagma musicum", Bd II, 1619). По-видимому, название "В." было впервые применено в изданном в 1665 в Венеции сборнике сонат Дж. Ч. Аррести для 2 и 3 голосов с добавлением партии В. ("con la parte del Violoncello a beneplacito"). Классич. образцы В. были созданы итал. мастерами 17-18 вв. А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари, К. Бергонци, Д. Монтаньяна и др. Лишь в нач. 18 в. твердо устанавливается совр. размер В. (длина корпуса 750-768 мм; мензура, т. е. колеблющаяся часть струны, - 690-705 мм). Больших успехов в изготовлении В. достигли рус. мастер И. А. Батов (1767-1841) и сов. мастера Е. А. Витачек, Т. Ф. Подгорный, Г. Н. Морозов, H. M. Фролов, Я. И. Косолапов, Л. А. Горшков. Известны также отличные В. французских (Ж. Б. Вильом, М. Лабер), немецких, чешских и польских мастеров. При игре исполнитель опирает В. о пол шпилем, к-рый получил распространение только в конце 19 в. (до этого исполнитель держал инструмент в икрах ног). В современных В. широко применяется изобретенный французским виолончелистом П. Тортелье изогнутый шпиль, придавая В. более пологое положение, он облегчает технику игры и, в известной мере, способствует лучшему звучанию инструмента. Первые сольные произведения для В. появляются в ...
10. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Б" (часть 3, "БАН"-"БАР")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Часть текста: Банистер Д. (Banister) Джон (1630, Лондон - 3 X 1679, там же) - англ. скрипач и композитор. Учился у отца, гор. музыканта. С 1660 придв. скрипач Карла II. В игре на скрипке совершенствовался во Франции. В 1662-66 возглавлял корол. камерн. ансамбль (из 12 скрипачей). В 1672 организовал в Лондоне первые в Европе платные публич. концерты (до 1678), был также директором муз. школы. Его деятельность сыграла важную роль в муз. жизни Лондона 70-х гг. 17 в. Автор театр. музыки (в т. ч. к "Цирцее" У. Давенанта, "Буре" Шедуэлла, по Шекспиру), пьесам Дж. Драйдена, У. Уичерли и др. Издал (совм.-с Т. Лове) сб. "Новые арии и диалоги для голосов и виол" ("New ayres and dialogues for voices and viols", 1678) и др. Сын Б. - Джон Б. (1663-1735) - скрипач. Ученик и преемник отца в королевской инструментальной капелле, концертмейстер Итал. оперы в Лондоне. Писал театр. музыку, совм. с Дж. Плейфордом издал инструктивный сб. "Division Violin" (1685) - первую англ. школу скрипич. игры. Литература : Lafontaine n. С. de, The King's music, L., 1909; Pulver J., A biographical dictionary of old English music, L., 1927; Scott H. A., London's earliest public concerts, "MQ", 1936, XXII. И. М. Ямпольский. Банкьери А. Банкьери А. (Banchieri) Адриано (1567, Болонья - 1634, там же) - итал. органист, композитор, теоретик музыки. В 1601-07 органист церкви Санта-Мария в Имоле. В 1614 основал "Академию де Флориди" в Болонье. Написал неск. учебников и трактатов. Гл. теоретич. труд - "Об игре на органе" ("Conclusioni del suono dell'organo", Siena, 1608, Mil., 1934). Автор мотетов, месс, опер, канцонов, мадригалов. В духовных концертах (1595) для 2 хоров и органа Б. впервые приводит орг. партию, выписанную отдельно, а не в виде цифрованного баса. К нек-рым пьесам сб. "Звучащий орган" ("L'organo suonarino", 1605 и 1611) дал регистровые указания. Орг. миниатюра "Баталия"...