Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 7, "СИБ"-"СИМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 7, "СИБ"-"СИМ")

Сибелиус Я.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сибирский В. Е.

Сибирский В. Е. (псевд.; наст. фам. - Гуревич) Виктор Ефимович (р. 17 (30) IX 1906, Харьков) - сов. композитор. В 1931 окончил Моск. консерваторию у А. В. Шацкеса (фп.). В 1932-46 солист и концертмейстер филармоний Харькова, Киева, Алма-Аты, Новосибирска. В 1947-50 ст. муз. редактор лит. вещания Всесоюзного радио в Москве. С. восстановил партитуру и сделал переложение для фп. ранее не публиковавшейся оперы А. С. Даргомыжского "Эсмеральда", рукопись к-рой полностью не сохранилась (опера в редакции С. пост. в Ленингр. Малом оперном т-ре в 1958). Издано ок. 300 его обработок народных песен стран Европы (8 сб.), Сев. и Юж. Америки (3 сб.), мн. стран Африки, песен, посв. борьбе за мир и демократию (3 сб.). Автор фп. пьес для муз. школ и уч-щ ("Болгарское хоро" и др.; сб. "Весёлый точильщик", 1972), хоров и песен для смешанного и детского хоров, а также монографии "С. Туликов" (1962) и многочисл. статей.

Сибиряков Л. М.

Сибиряков Л. М. (наст. фам. - Спивак) Лев Михайлович (1870, Половное Волынской губ. - 1938, Варшава) - рус. певец (высокий бас). Пению учился у Ч. Росси в Италии. По приглашению А. Тосканини выступал в т-ре "Ла Скала" (Милан; под псевд. Спиваккини). В 1902-04 и 1909-21 был солистом Мариинского т-ра. Обладал сильным, ровным, полнозвучным певучим голосом мягкого тембра. Среди партий - Сусанин; Собакин ("Царская невеста"), Рене ("Иоланта"), Марсель ("Гугеноты"), Мефистофель ("Фауст"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Рамфис ("Аида") и др. С успехом выступал в операх Р. Вагнера. В 1920-е гг. уехал за границу. Концертировал. В последние годы жизни был профессором Варшавской консерватории.

Литература: Левик С. Ю., Записки оперного певца, М., 1955, с. 120-22, 1962; Боголюбов Н. Н., Шестьдесят лет в оперном театре, (М.), 1967, с. 72-73.

А. П. Григорьева.

Сибор Б. О.

Сибор Б. О. (наст. фам. - Лифшиц) Борис Осипович (9 (21) VI 1880, Торжок, ныне Калининской обл. - 29 VII 1961, Николина Гора, близ Москвы) - сов. скрипач и педагог. Засл. арт. Республики (1925). В 1901 окончил Петерб. консерваторию по классу скрипки у Л. С. Ауэра. В 1902-03 концертировал за границей; совершенствовался в Берлине у Й. Иоахима. Ст. преподаватель (с 1904), затем профессор Муз.-драм. уч-ща при Моск. филармонич. об-ве (среди его учеников К. Г. Мострас), солист оркестра Большого т-ра. Один из инициаторов организации моск. Нар. консерватории (1906). Гастролировал во мн. городах России, выступал в ансамбле с пианистом А. Б. Гольденвейзером. Участвовал в первом исполнении конц. сюиты для скрипки с оркестром С. И. Танеева и концерта для скрипки с оркестром С. Н. Василенко. В 1921-51 преподавал в Моск. консерватории (с 1923 профессор). До 1935 был солистом Всесоюзного радио. Автор инструктивной работы "Скрипичная техника двойных нот" (М., 1928), ему принадлежат редакции ряда произв. для скрипки рус. композиторов.

И. М. Ямпольский.

Сигер Л.

Сигер Л. (Seegor) Чарлз Луи младший (р. 14 XII 1886, Мехико) - амер. музыковед, композитор и муз.-обществ. деятель. Окончил Гарвардский ун-т (1908). Преподавал в Калифорнийском ун-те (1912-19), в Ин-те муз. иск-ва (1921-33; с 1926 - Джульярдская муз. школа) и Новой школе социальных исследований (1931-35) в Нью-Йорке. Занимал ряд руководящих постов в разл. муз. учреждениях. Принимал участие в организации ряда муз. об-в, в т. ч. Нью-Йоркского музыковедч. об-ва (позднее - Амер. музыковедч. об-во). Основатель Амер. об-ва сравнит. музыкознания, Амер. музыковедч. б-ки (в 1932-38 её рук.) и журн. "Music Vanguard" (также его ред.). Читал лекции в Йельском ун-те (1949-50), Ун-те Юж. Калифорнии (Лос-Анджелес; 1957), консультант Ин-та этномузыкологии в Лос-Анджелесе (1961-70). С 1935 чл. музыкальной секции Панамериканского союза, в 1941-53 возглавлял его отделы муз. и изобразит. иск-в. Автор ряда статей в "Musical Quarterly".

Сочинения: увертюра "Тёмные воды" (Shadowy waters, по У. Б. Йитсу, 1908); 3 амер. нар. песни для голоса с орк.; 3 сонаты для скр. и фп.; песни; музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литературные сочинения: An outline of a course in harmonic structure and musical invention, Wash., 1913 (совм. с E. G. Stricklen); Harmonic structure and elementary composition, Wash., 1916 (совм. с Е. G. Stricklen); Music and society: some new world evidence of their relationship, Wash., 1953.

С. Ю. Сигида.

Сигер П.

Сигер П. (Seeger) Пит (р. 3 V 1919, Нью-Йорк) - амер. певец, композитор и поэт, активный участник борьбы за мир. Происходит из известной семьи амер. музыкантов. В 1936-38 учился в Гарвардском ун-те. В студенч. годы ездил по стране, собирал нар. песни. На С. оказало большое влияние творчество X. Ледбелли и особенно В. Гатри, с к-рым он путешествовал по США в течение 2 лет. Много выступал во время службы в армии (1942-45), затем концертировал как исполнитель нар. песен. В 1948 организовал вок. квартет "Ткачи" ("The Weavers"), ставший одним из лучших фольклорных ансамблей в стране; гастролировал с ним в 1948-52 и 1955-57 (во 2-й пол. 50-х гг. выпущено свыше 4 млн. грампластинок с записями его исп.). В 1954-55 выступил с циклом концертов-лекций "Американская народная музыка и её происхождение" в Колумбийском ун-те (Нью-Йорк). С 1958 гастролирует во мн. странах мира (в СССР - в 1964 и 1966). С. - один из организаторов Ньюпортского фестиваля нар. музыки (нач. 1960-х гг.), а также журн. "Sing out", поев. нар. музыке (постоянно публиковал статьи в этом журнале). Репертуар С. включает нар. песни Сев. и Юж. Америки и др. стран, в т. ч. совр. песни протеста, антифашистские, рабочие песни, баллады, блюзы, спиричуэлы, колыбельные, лирич., танц. и детские песенки. Наибольшим успехом пользуются в его исполнении песни "Если бы у меня был молот" ("If I had a hammer") и "Куда девались все цветы?" ("Where have all the flowers gone?"), к-рые стали в СССР широко популярны. Исполнял также песни сов. композиторов и рус. нар. песни. С. поёт, виртуозно аккомпанируя себе на банджо или на гитаре. В течение более чем 30 лет возглавляет массовое движение за возрождение амер. нар. песни. Оказал значительное влияние на песенное движение 1940-60-х гг., выступая и в маленьких ресторанах, и на массовых митингах. Творчески общается с любой аудиторией - стремится вовлечь публику в хоровое пение; часто слушатели начинают петь вместе с ним. Снимался в кино, в т. ч. в собств. короткометражном фильме "Услышь, как играет моё банджо" (1946); был одним из исполнителей нар. мьюзикла "Тёмная сторона луны". Участвует в радио- и телепостановках. Составил сб. нар. песен, написал учебник "Как играть на 5-струнном банджо" ("How to play the 5-string bango", 1946, 1954).

Сестра С. - Пегги С. (р. 1935) и брат Майкл С. (р. 1933) также исполнители нар. песен.

Литература: Силвермэн Дж., Мой друг Пит Сигер, "МЖ", 1962, No 20.

Б. Н. Зайцев.

Сигети Й.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сигмейстер Э.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сигнальная музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сигнатуры

Сигнатуры (от лат. signum - знак) - знаки муз. нотации, применяемые гл. обр. в генерал-басе для обозначения созвучий. См. Генерал-бас.

Сидельников Н. Н.

Николай Николаевич (р. 5 VI 1930, Калинин) - сов. композитор. Учился по классу композиции у Е. О. Месснера (1950-57) в Моск. консерватории и в аспирантуре под рук. Ю. А. Шапорина (1957-61), одноврем. был ассистентом в классах композиции у А. И. Хачатуряна и Ю. А. Шапорина. С 1962 преподаёт в Моск. консерватории (с 1973 доцент). Характерные черты творчества С., проявившиеся уже в его ранних соч., - тяготение к крупным формам, живописная образность, связанная б. ч. с яркой рус. нац. тематикой, программность ("Симфония в 4 портретах", "Русские сказки", "Славянский триптих" и др.), в симф. произв. - красочность оркестра и изобретательность в инструментовке.

Сочинения: опера Аленький цветочек (по С. Т. Аксакову, 1974; не пост.); балет Степан Разин (1977, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва); оратории - Поднявший меч (на тексты др.-рус. летописей, 1961), оратория-реквием Смерть поэта (на стихи М. Ю. Лермонтова, 1977); кантаты (хоровые) - Сокровенны разговоры (на рус. нар. тексты, 1975), Романсеро о любви и смерти (на стихи Ф. Гарсиа Лорки; с эпизодич. участием электрогитары и ударных инструментов, 1977); симфонии для разл. составов (Романтическая симфония-дивертисмент в 4 портретах: Вивальди, Равель, Берг, Стравинский, 1965; Песнь о красном знамени, на стихи рус. рабочих поэтов-революционеров, для хора, солистов, чтеца и орк., 1986; Гимн природе, на фрагменты из "Диалектики природы" Ф. Энгельса, для хора, органа и орк., 1968; Мятежный мир поэта, на стихи Лермонтова, для баритона и камерного орк., 1973; конц. симфония Дуэли, для влч., к-баса, 2 фп. и ударных, 1974); Русские сказки (концерт для 12 инструменталистов, 1968); 5 лирич. поэм для хора a cappella (цикл на стихи рабочих поэтов-революционеров, 1967); сонаты - для фп. (1954, 1967), скр. с фп. (1975); музыка к спектаклям драм. т-ров, радиопостановкам, телепередачам, кинофильмам.

Литература: Благой Д., Интересное дарование, "СМ", 1961, No 8; Леденев Р., "Знамя правды красное...", там же, 1967, No 4; его же, Николай Сидельников и его "Русские сказки", "МЖ", 1969, No 1; Мартынов И., Музыка, вдохновленная Энгельсом. (О симфонии Н. Сидельникова "Гимн природе"), "СМ", 1971, No 4.

Р. С. Леденёв.

Сидней

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сидушкин Н. А.

Нифонт Афанасьевич (31 III (12 IV) 1898, дер. Амануры, ныне Горномарийский р-н Map. АССР - 5 VIII 1975, Киев) - сов. композитор и хор. дирижёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1970). В 1928 окончил Моск. консерваторию (занимался по хор. дирижированию у А. В. Александрова и П. Г. Чеснокова и муз.-теоретическим дисциплинам у Г. Э. Конюса). В 1928-32 директор Омского муз. техникума, в 1932-34 зав. уч. частью Пермского муз. уч-ща, с 1934 преподавал дирижирование в Муз. училище им. И. С. Палантая (Йошкар-Ола), где одноврем. руководил симф. оркестром. В 1942-44 худ. рук. Марийской филармонии. В 1944-1953 дирижёр хора Марийского радио, с к-рым пропагандировал в республике нар. и массовые песни. Произв. С. выдержаны в характере распевных нар. песен, нек-рым из них свойственна развитая куплетно-вариационная форма, в них широко представлена бытовая тематика. В 1943-52 председатель Организац. комитета CK Map. АССР.

Сочинения: камерно-инстр. ансамбли - Марийская сюита для струн. квартета (1944); Поэма для скр. и фп. (1955); хоры - сюита Урожай (на слова марийских поэтов), 5 свадебных песен для жен. хора (1942), ок. 50 смешанных хоров в сопр. фп. (23 вошли в сб. "Муро-Влак", Йошкар-Ола, 1959) и a cappella; детские песни (1961-63); музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литература: Резников В., Марийская хоровая культура, Йошкар-Ола, 1960.

А. С. Иванов.

Сиепи Ч.

Сиепи Ч. (Siepi) Чезаре (р. 10 II 1923, Милан) - итал. певец (бас). Спец. муз. образования не получил. В 1941 дебютировал в Скио (близ Венеции) в партии Спарафучиле ("Риголетто"). В годы оккупации Италии С., убеждённый антифашист, находился в Швейцарии. С 1946 солист т-ра "Ла Скала", с 1950 - "Метрополитен-опера". Большое значение для певца имело творч. общение с А. Тосканини. Среди лучших партий - Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Дон Жуан; Гурнеманц ("Парсифаль"), Филипп II; Мефистофель ("Фауст"; "Мефистофель" Бойто), Борис Годунов. Выступает и как камерный певец с исполнением произв. В. А. Моцарта, Р. Шумана, И. Брамса, М. Равеля. Гастролирует во мн. странах.

Сизов Н. И.

Николай Иванович (27 II (11 III) 1886, Москва - 20 III 1962, там же) - сов. композитор. В 1914 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у К. Н. Игумнова (занимался также у Н. К. Метнера). В 1915-1918 преподавал в Воронежском муз. уч-ще (фп.). В 1918-20 работал в Политуправлении Красной Армии, организовывал спектакли, участвовал в них как актёр, пианист, композитор. С 1921 был композитором и дирижёром в моск. драм. т-рах. Написал музыку к спектаклям: Т-ра им. Вахтангова - "Принцесса Турандот" Гоцци (1922), "Женитьба" Гоголя (1924), "Марион Делорм" Гюго (1926), "Коварство и любовь" Шиллера (1930), "Великий государь" Соловьёва (1945); МХАТа - "Пикквикский клуб" по Диккенсу (1934), "Ломоносов" В. В. Иванова (1953); Моск. т-ра им. Ленинского Комсомола - "Наш общий друг" по Диккенсу (1946), "Друзья-сочинители" Венкстерн (1953). Автор кантаты, сюит, романсов и песен, музыки к кинофильмам; сделал ряд обработок рус. нар. песен. Написал воспоминания о Н. К. Метнере (не опубл.).

Литература: Метнер Н. К., Письма, М., 1973.

Сикард М. М.

Михаил Михайлович (1868, Одесса - июнь 1937, Брюссель) - молд. скрипач, композитор и педагог. В 1884 окончил муз. уч-ще Киевского отделения РМО по классу скрипки у О. Шевчика, в 1886 - Парижскую консерваторию (класс Л. Массара). Совершенствовался в Берлине у Й. Иоахима. Преподавал игру на скрипке в Киевском муз. уч-ще; был первым скрипачом квартета Киевского отделения РМО. В 1894-95 солист симф. оркестра Э. Колонна ("Концерты Колонна") в Париже. Выступал с концертами, в т. ч. в Москве (1888), Петербурге (1895), а также в городах Юга России (Кишинёве и др.). Наряду с лирическими в его репертуаре были широко представлены пьесы народно-жанрового, виртуозного характера. С. принадлежат орк. произв., скр. концерт, пьесы для скрипки, фп., романсы, многочисл. обработки нар. укр. песен и танцев. Переложил для скрипки и фп. 2-ю рапсодию Н. В. Лысенко, к-рый посв. С. своё "Элегическое каприччио".

Литература: "Жизнь и искусство", 1894, 18 дек., с. 4; Котляров Б., Абрамович A., Молдавская ССР, М., 1957, с. 50-52 ("Музыкальная культура союзных республик"); "La revue musicale belge", 1937, 5 juin.

Б. Я. Котляров.

Сикейра Ж.

Сикейра Ж. (Siqueira) Жозе (р. 24 VI 1907, Консейсан, шт. Параиба) - браз. композитор, дирижёр, педагог и муз.-обществ. деятель. Учился у Ф. Браги (композиция) в Нац. муз. школе при Браз. ун-те в Рио-де-Жанейро, затем в консерватории (композиция, дирижирование, муз. эстетика) и в Сорбонне (музыковедение) в Париже. Вернувшись в Бразилию, преподавал в Рио-де-Жанейро. С. - профессор Нац. муз. школы (гармония, анализ форм), один из основателей Браз. симф. оркестра (1940), президент Союза музыкантов Бразилии. Гастролировал в качестве дирижёра во мн. странах Америки и Европы, в СССР - в 1971 и 1973. Как композитор С. - представитель нац. направления в браз. музыке (продолжатель традиций Э. Вила Лобоса, О. Л. Фернандиса, Ф. Миньони), широко использует нац. муз. фольклор. Автор ряда муз. пособий и учебников.

Сочинения: опера Сердобольная (A compadecida, 1960, Рио-де-Жанейро); балеты - Сензала (1941), Сельский праздник (Uma festa na roзa, 1943), Карнавал в Ресифи (О carnaval no Recife, 1947), Саси Перере (1955); для орк. - 3 симфонии (все- 1951), симф. поэмы Бразильская альборада (Alvorada Brasileira, 1936), 4 индейские поэмы (Quatro poemas indнgenas, 1944), Песня индейца Табажара (О canto do Tabajara, 1946), Сцены бразильского Северо-Востока (Cenas do Nordeste Brasileiro, 1951); концерты с орк. - для влч. (1952), фп. (1955), скр. (1957); хоры (с орк.) - Шанго (Xangф, 1952), Кандомбле (1958); камерно-инстр. ансамбли - сонаты для скр. и фп. (1949, 1952); фп. трио (1932), струн. квартеты (1933, 1963); для фп. - пьесы; романсы, песни.

Литературные сочинения: Curso de instrumentaзгo, R. de Jan., 1945; Musica para a juventude, R. de Jan., 1953.

Литература: Эстрела A., Современная бразильская музыка, в сб.: Музыкальная культура стран Латинской Америки, М., 1974; Ribеirо J., Maestro Josй Sigueira. О artista e lнder, R. de Jan., 1963.

П. А. Ахундов.

Сиккарди О.

Сиккарди О. (Siccardi) Онорио (13 IX 1897, Буэнос-Айрес - 10 IX 1963, Ломас-де-Самора, пров. Буэнос-Айрес) - аргент. композитор, пианист, музыковед и педагог. По национальности итальянец. Учился в Буэнос-Айресе у Ф. Боэро, А. Берутти и X. Хилардо, совершенствовался в Парме у Ф. Малипьеро (композиция). Входил в "Группу муз. обновления". Творчество С. тесно связано с нац. тематикой и фольклором. Среди лучших произв. - романсы и песни (на стихи аргент. и др. лат.-амер. поэтов). Автор ряда музыковедч. исследований, в т.ч. о Д. Скарлатти ("D. Scarlatti, a traves de sus sonatas", 1945), о совр. муз. жизни Аргентины ("Reseсa de actividades musicales en la Repъblica Argentina", 1955). Значителен его вклад в дело муз. образования Аргентины: написал учебники сольфеджио, муз. теории, анализа формы, инструментовки и др.

Сочинения: опера Стрелы и аркебузы (Flechas у arcabuces, 1939); балеты - Буэнос-Айрес (1935), Марионетки (Tнteres, 1936) и др.; кантаты, в т.ч. Солнце и сельва (Del sol y de la selva, 1955); для opк. - симфония (1950), 2 аргентинские сюиты (1945, 1946); неск. концертов, струн. квартеты, фп. пьесы, хоры, романсы, песни.

Сикорский К.

Сикорский К. (Sikorski) Казимеж (р. 28 VI 1895, Цюрих) - польский композитор и педагог. Изучал композицию под рук. Ф. Шопского в Высшей школе музыки им. Шопена (1919), одноврем. - философию в ун-те в Варшаве, музыковедение - в Львовском ун-те (1921). Совершенствовался по композиции в Париже (1925-1927 и 1930). Преподавал теорию музыки и композицию в консерваториях (Гос. высших школах музыки) в Лодзи (1922-24 и 1945-57), Познани (1926-27) и Варшаве (1927-29 и с 1957; в 1957-66 ректор). Среди учеников - Г. Бацевич, А. Пануфник. В 1954-1957 пред. Союза польских композиторов. В процессе эволюции своего творчества С. прошёл через неск. этапов; его ранние соч. (1-я симфония и др. написаны под влиянием творчества Р. Вагнера, в более поздних произв. ощутимо влияние К. Шимановского, а также последователей неоклассицизма; в ряде соч. С. проявил себя как мастер контрапунктич. техники. В 70-е гг. обратился к технике додекафонии и сонористике, в нек-рых произв. использует муз. фольклор. Изучает старинную польскую музыку; сделал обработку ряда произв. 17-18 вв. С. - редактор новых изданий опер С. Монюшки "Страшный двор" и "Галька". Автор ряда пособий и учебников для студентов консерваторий (изданы в Кракове), в т. ч. "Инструментоведение" ("Instrumentoznawstwo", 1932, 1951), "Гармония" ("Harmonia", t. 1-3, 1948-1949, 1955), "Контрапункт" ("Kontrapunkt", t. 1-3, 1953-57). Гос. пр. ПНР (1951, 1955).

Сочинения: для орк. - 4 симфонии (1919, 1921; 3-я - Concerto grosso, 1953; 1970), увертюры; концерты с орк. - для фп. (1947), кларнета (1947), валторны (1948), флейты (1957), трубы (1960), тромбона, 4 литавр, ксилофона, тамтама и струн. орк. (1960), Полифонический концерт для фагота (Koncert polifoniczny, 1965); камерно-инстр. ансамбли - 3 струн. квартета (1915, 1918, 1930), струн. секстет (1930); для голоса с орк. - Песнь о народе нашем (Piesn о ludzie naszym, 1950), Псалм для хора и струн. орк.; Stabat mater, для баса, хора и органа (1950); хоры, романсы, песни; хор. обработки нар. песен; музыка для кино.

З. Лисса.

Сикстинская капелла

Сикстинская капелла (Cappella sistina) - распространённое наименование папской капеллы в Ватиканском дворце в Риме. Произошло от имени папы Сикста IV (1471-84), при к-ром было построено здание капеллы (проект арх. Джованни де Дольчи; украшено фресками выдающихся мастеров - П. Перуджино, Б. Пинтуриккьо, С. Боттичелли, Пьеро ди Козимо, К. Росселли, Л. Синьорелли, Б. делла Гатта, Микеланджело Буонарроти). История С. к. восходит к 6-7 вв. н. э., когда в Риме зародилась певч. школа при папском дворе (см. "Схола канторум"). Окончательно сформировалась школа певчих в 604 при папе Григории I. В ср. века традиция хор. пения при дворе продолжала развиваться, однако лишь в кон. 14 в. капелла оформилась как самостоят. институт - папская (ватиканская) капелла. В 15 в. капелла состояла из 14-24 певцов итал. и франко-фламандского происхождения. В период строительства здания капеллы Сикст IV реорганизовал и укрепил С. к., к-рая достигла своего расцвета при Юлии II. Число членов капеллы в 16 в. возросло до 30 (устав разрешал принимать новых членов после соответствующих испытаний). Певцы, отслужившие 25 лет, оставались в С. к. в звании почётных членов. С 1588 для исполнения сопрановых партий приглашались кастраты. На протяжении неск. столетий С. к. была одним из ведущих духовных хоров Италии; здесь работали крупнейшие композиторы эпохи Возрождения, в т. ч. Г. Дюфаи, Жоскен Депре. С. к. славилась как образцовый исполнитель григорианских песнопений (см. Григорианское пение), хранитель традиций классической вокальной полифонии. В 19 в. С. к. пережила период упадка, однако позднее реформы папы Пия X вновь укрепили хор и подняли его художественный уровень. Ныне С. к. насчитывает более 30 певцов, к-рые в редких случаях участвуют и в светских концертах.

Литература: Habеr1 F. X., Die rцmische "Schola Cantorum" und die pдpstlichen Kapellsдnger bis zur Mitte des 16. Jahrhunderts, Lpz., 1888; Сe1ani E., I cantori della cappella pontificia nei secoli XVI e XVIII, "RMI", 1907, v. 14.

M. M. Яковлев.

Силантьев Ю. В.

Юрий Васильевич (р. 10 IV 1919, Краснодар) - сов. дирижёр и композитор. Нар. арт. СССР (1975). В 1940 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки у А. И. Ямпольского. С 1940 артист оркестра и дирижёр Ансамбля песни и пляски НКВД, с 1948 концертмейстер и ассистент дирижёра моск. симф. оркестров. С 1958 худ. рук. и гл. дирижёр Эстр.-симф. оркестра Всесоюзного радио и центр. телевидения. Активный пропагандист творчества сов. композиторов. Как дирижёр постоянно участвует в междунар. конкурсах песни. Пр. Ленинского комсомола (1970). С Эстр.-симф. оркестром гастролировал за рубежом (Чехословакия, ГДР, Румыния, Польша, Финляндия, Португалия и др.). Среди соч. С. - оратория "Ленин" (1970), рапсодия "Адыгейский зафак" (для эстр.-симф. оркестра, 1973), "Комсомольская симфония" (для солистов, детского хора и симф. оркестра, 1976), балет "Юность" (1976-77).

Литература: Лауреаты Ленинского комсомола, М., 1972, с. 223-230; (Беседа с дирижёром), "СМ", 1961, No 5.

В. И. Зарубин.

Силс Б.

Силс Б. (Sills) Беверли (наст. имя и фам. - Белла Силвермен, Silverman) (p. 25 V 1929, Нью-Йорк) - амер. певица (лирико-колоратурпое сопрано). Петь начала в раннем детстве, уже в возрасте 3 лет выступала по радио в детской программе. Училась у Э. Либлинг. Дебютировала на оперной сцене в 1947 в Филадельфии в партии Фраскиты ("Кармен"). Много гастролировала по США с разл. оперными и опереточными труппами. С 1955 солистка "Нью-Йорк сити опера". В 1966 с большим успехом исполнила партию Клеопатры в опере "Юлий Цезарь" Генделя, покорив слушателей выдающимся вокальным мастерством и силой драм. экспрессии. С этого времени С. получает мировую известность. Певица выступала на сцене т-ра "Ла Скала" (1969, Памира в "Осаде Коринфа" Россини), в т-рах "Сан-Карло" (Неаполь, 1970), "Ковент-Гарден" (Лондон, 1970), "Дойче опер" (Зап. Берлин, 1971), "Колон" (Буэнос-Айрес, 1972), "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк, 1975), после 1975 - только в США (Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Бостон и др.). С. - одна из крупнейших певиц 20 в. В своём иск-ве сочетает лучшие традиции итал. классич. бельканто и нем. вок. школы. Обладает совершенным технич. мастерством (трели, рулады, стаккато); её исполнение отличают теплота, одухотворённость и поэтичность. Созданные ею муз.-сценич. образы (особенно Виолетты, Манон, Лючии; Эльвиры в опере "Пуритане" Беллини) исполнены жизненной правды, ярко эмоциональны, убедительны. С. с успехом выступает также в партиях драм. сопрано (Норма; Анна Болейн и Елизавета I в операх Г. Доницетти "Анна Болейн" и "Роберт Девере"). Среди др. партий: Шемаханская царица, Маргарита; Маргарита ("Гугеноты", конц. исп., Нью-Йорк, 1969), Констанца ("Похищение из сераля" Моцарта), Розина; Джульетта ("Капулети и Монтекки" Беллини), Олимпия, Джульетта, Антония ("Сказки Гофмана" Оффенбаха), Мария и Мария Стюарт ("Дочь полка" и "Мария Стюарт" Доницетти), Дафна ("Дафна" Р. Штрауса).

В. В. Тимохин.

Сильванский Н. И.

Николай Иосифович (р. 23 XII 1915 (5 I 1916), Харьков) - сов. композитор, пианист и педагог. В 1944 окончил Моск. консерваторию у Я. В. Флиера (фп.). Композиции обучался у В. А. Барабашова в Харькове. В 1944-54 солист Харьковской филармонии. С 1947 преподавал в Харьковской консерватории и муз. уч-ще, с 1954 - в Киевской консерватории (с 1963 доцент). Автор балетов "Необычайный день" (1963, Киев), "Мальчиш-Кибальчиш" (1977, там же), симфонии (1966), 7 концертов для фп. с оркестром (1956-80; 5-й - "Украинский", 6-й - "Октябрь"), концертов для трубы (1967), для баяна (1975) с оркестром, разл. камерно-инстр. ансамблей (в т.ч. струн. квартета "Пастели", 1981), произв. для фп. (3 сонаты, 24 прелюдии, циклы пьес), для голоса с фп. (вок. циклы на сл. С. А. Есенина, Р. Бёрнса).

Сильвестри К.

Сильвестри К. (Silvestri) Константин (31 V 1913, Бухарест - 23 II 1969 (по новым данным), Лондон) - рум. дирижёр, композитор, пианист. Нар. арт. СРР (1956). Учился в Бухарестской консерватории у М. Жоры (композиция), Ф. Музическу (фп.), К. Брэилою (история музыки). В 1925-46 выступал с концертами как пианист. В 1939-44 дирижёр, в 1955-57 гл. дирижёр и директор Рум. т-ра оперы и балета (Бухарест). В 1947-53 директор и дирижёр Бухарестской филармонии, в 1948-59 профессор орк. кафедры в Бухарестской консерватории. С 1961 работал в Великобритании, был дирижёром симф. оркестра в Борнмуте. Один из крупных совр. дирижёров, С. много и успешно выступал в разных странах, в т. ч. неоднократно в СССР.

Среди осн. соч.: произв. для оркестра - Три каприччо (1934), Concerto grosso (1941), Прелюдия и фуга-токката (1955), Три пьесы для струн. оркестра (на темы, записанные Б. Бартоком в Бихоре, 1933; 2-я ред. 1950), трио для духовых, 2 струн. квартета (1944, 1955), квинтеты для струн. и духовых, сонаты для разл. инструментов; для фп. - три сюиты (2 - в 1931; 1933), сонаты, цикл "Метаморфозы"; песни. Гос. пр. СРР (1952).

Литература: Cristian V., Concertele simfonice dirijate de С. Silvestri, "Muzica", 1951, No 3-4; Dragoi С., С. Silvestri, там же, 1971, No 6; BalanT., Constantin Silvestri, там же. 1974, No 6, 7; Rriсоре E., Constantin Silvestri, Buc., 1975; Vancea Z., Constantin Silvestri, "Muzica", 1976, No 12.

P. Э. Лейтес.

Сильвестров В. В.

Валентин Васильевич (р. 30 IX 1937, Киев) - сов. композитор. В 1964 окончил Киевскую консерваторию у Б. Н. Лятошинского. Пр. им. С. А. Кусевицкого (США, 1967) и Междунар. конкурса молодых композиторов "Gaudeamus" (Нидерланды, 1970).

Сильвестров В. В.

Сочинения: кантата для сопрано и камерного орк. (на сл. Ф. И. Тютчева и А. А. Блока, 1973); для орк. - 4 симфонии (1963-76), Гимн (1967), Поэма памяти Б. Н. Лятошинского (1968), Спектры (для камерного орк., 1965), Серенада (для струн. орк., 1977); для инструмента с орк. - концерты для фп. Монодия (1965), для влч. и камерного орк. Медитация (1972); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио Драма (1971), трио для флейты, трубы и челесты (1962), струн. квартет (1974), струн. квинтет (1961); для фп. - 3 сонаты (1972-79), Триада (1962), 5 пьес (1961) и др.; кантата для хора a cappella (сл. Т. Г. Шевченко, 1976); для сопрано, валторны и фп. Лесная музыка (на сл. Г. Айги, 1978); для голоса с фп. - вок. циклы Тихие песни (на сл. поэтов-классиков, 1977), Ступени (1980), Простые песни (1981); музыка к кинофильмам.

Сильная доля

Сильная доля - сильное время, тяжёлая доля, - в тактовой системе первая, метрически опорная доля такта, перед к-рой ставится тактовая черта. В сложных тактах и смешанных тактах существует и относительно сильная доля, как бы С. д. местного значения (напр., третья четвертная в размере 4/4). С. д. подчёркивается теми или иными муз. средствами: ритмич. остановкой или энергичным дроблением длительности, вступлением новой гармонии, громкостным акцентом, глубоким басом, мелодич. вершиной. Благодаря метрич. инерции С. д. воспринимается как логически выделенная и при отсутствии на ней реального акцента - в этом случае она наделяется "воображаемым акцентом" (И. В. Способин). Регулярность С. д. при неизменном тактовом размере - одно из организующих начал муз. формы.

В. Н. Холопова.

Силья А.

Силья А. (Silja) Анья (р. 17 IV 1940, Берлин) - нем. певица (сопрано) (ФРГ). Училась у отца - Э. ван Рийна. В 10 лет дала первый концерт в Берлине, в 1955 дебютировала в Гос. т-ре в Брауншвейге. Пела в Штутгарте, Франкфурте-на-Майне, на фестивалях в Экс-ан-Провансе (1959), Байрёйте (1960), на Голландском фестивале (1968). Среди лучших партий - Леонора ("Фиделио"), Рената ("Огненный ангел" Прокофьева). Исполняла партии в онерах Р. Вагнера, Р. Штрауса, А. Берга, А. Шёнберга, В. А. Моцарта.

Симандль Ф.

Симандль Ф. (Simandl) Франтишек (1 VIII 1840, Блатна, Чехия - 13 XII 1912, Вена) - чеш. контрабасист, педагог и композитор. Учился у Й. Грабье (контрабас) в Пражской консерватории (1855-61). Позднее работал в Вене. Был первым контрабасистом Венского придв. оркестра. С 1869 профессор по классу контрабаса Венской консерватории. Был известен как выдающийся солист-контрабасист, гастролировавший во мн. городах Европы, в т. ч. в Петербурге (1909). Написал инструктивные работы - "Новейший метод игры на контрабасе" ("Neueste Methode des KontrabaЯspiels", Bd 1-3, 1874, 1875, 1890-91) и "Высшая школа игры на контрабасе" ("Die hohe Schule des KontrabaЯspiels"). В первой разработаны педагогич. и технич. установки чеш. школы контрабасистов (аппликатура по позициям); в трёх её разделах анализируются приёмы подготовки к игре в оркестре, к сольному концертированию и даются 30 этюдов школы высшего мастерства. Школа С. неоднократно издавалась на разл. языках, в т. ч. на русском ("Школа игры на контрабасе", М., 1960). В предисловии ко второй работе (для продвинутых учащихся) С. впервые методически обосновал целесообразность применения для сольной игры настройки контрабаса на тон выше общепринятой. С. - автор мн. сочинений, в т. ч. концерта для контрабаса с оркестром, концерт-штюка и дивертисмента для контрабаса с фп.; ему принадлежит также ряд переложений для этого инструмента.

Литература: Контрабас. История и методика. Ред.-сост. Б. В. Доброхотов, М., 1974, с. 67-69; Warnecke F., Der KontrabaЯ. Seine Geschichte und seine Zukunft. Probleme und deren Lцsung zur Hebung des KontrabaЯspiels, Hamb., (1909).

Б. В. Доброхотов.

Символизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Симеонов К. А.

Константин Арсеньевич (р. 7(20) VI 1910, с. Кознаково, ныне Калининской обл.) - сов. дирижёр. Нар. арт. СССР (1962). В 1918-28 учился в классах при Ленинградской академической капелле им. М. И. Глинки и пел в ней под рук. М. Г. Климова; в 1928-31 дирижёр капеллы. В 1936 окончил Ленингр. консерваторию у И. А. Мусина; занимался также у А. В. Гаука и С. В. Ельцина. В 1936-41 работал в Петрозаводске, возглавлял Симф. оркестр БССР. В 1946 получил 1-ю пр. на Всесоюзном смотре молодых дирижёров (Ленинград). До 1960 выступал с ведущими оркестрами страны преим. как симф. дирижёр. В 1961-1966 и в 1975-1976 гл. дирижёр Укр. т-ра оперы и балета, в 1966-75 - Ленингр. театра оперы и балета. Страстность и романтич. приподнятость исполнения, волевой импульс отличает С. как симф. и оперного дирижёра. Среди мн. постановок, осуществлённых с участием С., особое признание завоевали его работы в Укр. т-ре оперы и балета - "Хованщина" (1963) и "Катерина Измайлова" (1965 и 1974; Гос. пр. УССР им. Т. Г. Шевченко, 1976). С. - активный пропагандист совр. сов. оперного репертуара ("Тихий Дон", "Судьба человека" Дзержинского, "Тарас Шевченко" Майбороды, и др.). Вёл педагогич. деятельность. Гастролировал за рубежом (Италия, Югославия, Болгария, Греция и др.), дирижировал в т-ре "Ла Скала" (Милан, 1964).

Литература: Современные дирижёры, сост. Л. Григорьев, Я. Платек, М., 1969.

Л. Г. Гинзбург.

Симеонова Н. Д.

Недялка Димитрова (2 XII 1901, Хасково - 14 III 1959, Париж) - болг. скрипачка и педагог. Засл. арт. НРБ (1950). Получила домашнее начальное муз. образование (дочь музыканта). С 8 лет выступала в разл. городах Европы и в США. Совершенствовалась у Г. Хавемана в Дрездене (1914-20), затем у Л. Ауэра в Нью-Йорке (1921-23). Много гастролировала в разных странах. В 1946-59 профессор по классу скрипки Гос. муз. академии (с 1954 - Болг. гос. консерватория) в Софии, выступала с сольными концертами. Исполнение С. - романтич. стиля, отличалось эмоциональностью, выразительностью, красивым тоном и совершенством техники. В её репертуаре были произв. зап.-европ., рус, в также совр. болг. композиторов. С наибольшим успехом исполняла концерты Л. Бетховена, И. Брамса, А. К. Глазунова, П. Владигерова. Димитровская пр. (1950).

И. Везнев.

Симидзу О.

Осаму (р. 4 XI 1911, Осака) - япон. композитор. Род. в семье музыканта. В детстве изучал традиц. япон. музыку и обучался игре на кото. В 1939 окончил Высшую муз. школу в Токио у Хасимото Кунихико. Работал в муз. отделе Токийского радио; затем генеральный директор муз. изд-ва "Каваи гакуфу". Наиболее плодотворно С. работает в вок. жанре. В его песнях получили отражение характерные стилистич. черты япон. музыки (в мелодике, фактуре).

Сочинения: оперы - Легенды о Сюдзендзи (1954, Токио), Большой Будда (1970, там же), Притворство Киому (1973, Оита) и др.; балеты - Земля (1957), Костёр на просторе (1962); для орк. - 2 симфонии (1951, 1960) и др.; кантата Рэннё (1948); камерно-инстр. ансамбли; хоры; песни.

Симионато Д.

Симионато Д. (Simionato) Джульетта (р. 15 XII 1910, Форли) - итал. певица (меццо-сопрано). Занималась у Э. Локателло и Дж. Палумбо. В 1935 дебютировала на сцене т-ра "Комунале" (Флоренция). С 1937 выступала в т-ре "Ла Скала" (Милан). Широкую известность С. принесли исполнение в 1947 партии Миньон ("Миньон") и создание муз.-сценич. образов в операх Дж. Россини - Розины; Золушки ("Золушка"), Изабеллы ("Итальянка в Алжире"), Клариче ("Пробный камень"), Изолье ("Граф Ори"), Танкреда ("Танкред"), Арзаче ("Семирамида"). Обладает голосом прозрачного тембра, высокой техникой колоратуры. Певицу отличают большой темперамент, яркое драм. дарование, иск-во сценич. перевоплощения. Гастролировала в Вене, Лондоне, Нью-Йорке, Чикаго, Барселоне, Москве (1964, в составе труппы т-ра "Ла Скала"), завоевав славу одной из лучших оперных певиц сер. 20 в. Лучшие партии - Амнерис, Азучена; Эболи ("Дон Карлос"), Адальжиза ("Норма"). Среди др. партий - Куикли ("Фальстаф"), Кармен; Шарлотта ("Вертер"), Орфей ("Орфей и Эвридика"), Джейн Сеймур ("Анна Болейн" Доницетти). В 1966 оставила сцену. Пр. "Золотой Орфей" (1956).

В. В. Тимохин.

Симм Ю. Я.

Юхан Яанович (31 VII/12 VIII 1885, дер. Вана-Суйслепа, ныне Эст. ССР - 20 XII 1959, Тарту) - сов. дирижёр и композитор. Нар. арт. Эст. ССР (1947). Учился в Тартуском ун-те на математич. ф-те и ф-те естествознания, в 1911-14 - в Берлинской консерватории Штерна. В 1914-16 муз. руководитель, в 1916-46 дирижёр т-ра "Ванемуйне" (Тарту). Основал в 1911 студенческий муж. хор (ныне - Тартуский акад. муж. хор), в 1923 - Тартуское об-во муж. пения (ныне - Хор им. Ю. Симма); руководил в 1916-23 смешанным хором муз. отдела об-ва "Ванемуйне". Основатель и руководитель нар. симф. концертов в Тарту. Дирижёр эст. певч. праздников (1923, 1933, 1938, 1950). В 1926-27 и 1944-51 преподавал в Тартуском муз. уч-ще, а также в общеобразоват. школах. Выступал как муз. критик. Популярными стали хор. песни С. "Родной остров" (1904), "Мульгимаале" (1933), "Танцевальная" (1953) и др. Автор увертюр и сюит для оркестра, камерных инстр. произв., сольных песен. Видное место в муз. наследии С. занимают муз.-театр. соч. (зингшпиль "Сватовство", по А. Китцбергу, 1915, и др.). Обработал ряд нар. песен.

Литература: Mдrtin M., Juhan Simm, Tallinn, 1972; Juhan Simm sхnas ja pildis, Tallinn, 1975.

A. В. Хирвесоо.

Симметричные лады

Статья большая, находится на отдельной странице.

Симович Р. А.

Роман Аполлонович (р. 28 II 1901, г. Снятия, ныне Ивано-Франковской обл.) - сов. композитор, педагог. Засл. деят. иск-в УССР (1954). В 1933 окончил композиторский, в 1934 - фп. ф-т Пражской консерватории, в 1936 - Школу высшего мастерства в Праге, где по композиции занимался у В. Новака. В 1936-44 преподавал муз.-теоретич. дисциплины и игру на фп. в муз. ин-тах им. Н. В. Лысенко в Дрогобыче и Станиславе (ныне Ивано-Франковск) (филиалы Львовского Высшего муз. ин-та им. Н. В. Лысенко), с 1944 - во Львовской консерватории (с 1963 профессор; в 1966-71 зав. кафедрой истории музыки). Один из видных укр. композиторов-симфонистов. Большинство его произв. отражает глубокие перемены в жизни народа Зап. Украины после воссоединения её с СССР, образы героического прошлого. В своём творчестве использует фольклор Зап. Украины.

Сочинения: балет - Сопилка Довбуша (1948); вок.-симф. поэмы - "Хустина" ("Платок", на сл. Т. Г. Шевченко, 1933), Слово (на сл. П. Тычины, 1946), В Карпатах (1949), "Цветок счастья и свободы" (1959); для орк. - 7 симфоний (Гуцульская, 1945; Лемковская, 1947; Весенняя, 1951; Героическая, 1954; Горная, 1955; 1965; 1972), 3 сюиты (Гуцулка No 1, 1949; Юбилейная, 1953; Гуцулка No 2, 1959), 6 симф. поэм (в т. ч. - 700-летию Львова, 1948; Максим Кривонос, 1954; Довбуш, 1955; Памяти И. Франко, 1956), 4 увертюры (Карнавал, 1936; Юность, 1958; Торжественная, 1966; Патетическая, 1967); Фантазия на революционные темы (1967); концерты с орк. - для фп. (1971), для флейты (1953); камерно-инстр. ансамбли - 2 фп. трио (1929, 1935), 2 струн. квартета (1929, 1950); для фп. - 2 сонаты, сонатина, 2 сюиты, фантазия, вариации и др., пьесы для арфы, скрипки, влч., домры с фп., хоры, романсы, в т. ч. циклы на сл. И. Франко, Леси Украинки и др., патриотич. песни (Песня о Ленине, Песня о Партии, Комсомольская), обр. укр. нар. песен.

Литература: Бiлiнська М., Р. А. Сiмович, в сб.: Украпнська радянська музика, вип. 2, Кипв, 1962; Терещенко A., Роман Сiмович, Кипв, 1973.

М. Л. Белинская.

Симон А. Ю.

Антон Юльевич (5 VIII 1850, Париж - 19 I (1 II) 1916, Москва) - рус. композитор, дирижёр и педагог. Сын Франсуа Жюля С., поэта и музыканта. Учился в Парижской консерватории по классу фп. у А. Ф. Мармонтеля, по композиции у Ж. Л. Дюпрато. С 1871 жил в Москве (принял рус. подданство). Капельмейстер моск. т-ра "Буфф", с 1897 инспектор оркестров моск. ими. т-ров. Преподавал игру на фп. в Николаевском ин-те, выступал в концертах как пианист. С 1891 профессор по классу фп., в Муз.-драм. уч-ще при Моск.филармонич. об-ве. Большинство муз.-сценич. произв. С. пост. в Москве в Большом т-ре (в т.ч. опера "Рыбаки", исполненная под его упр.). Творчество С. эклектично и отражает гл. обр. влияния франц. лирич. оперы, итал. веристов.

Сочинения: оперы - Ролла (1892, Большой т-р), Песнь торжествующей любви (по И. С. Тургеневу, 1897, там же), Рыбаки (по стихотворению В. Гюго "Бедные люди", 1899, там же); балеты - Звёзды (1898, там же), Шалости сверчка (1898, там же), Оживлённые цветы (1899, Москва, сцена Благородного собрания, силами артистов Большого т-ра); мимодрама - Дочь Гудулы (Эсмеральда, либр. А. А. Горского по роману В. Гюго "Собор Парижской богоматери", 1902, Большой т-р); месса для сопрано, хора и орк.; для орк. - поэмы Ночной смотр и Грешница (обе 1892), увертюра, Увертюра-фантазия на малороссийские темы, Торжественная увертюра на три русские темы (1898), сюита, Танец баядерок; концерты с орк. - для фп., для скр., для влч., конц. пьеса для кларнета; камерно-инстр. ансамбли - пьесы для скр. и фп., влч. и фп., 2 фп. трио, квартет для 2 корнетов а пистон, альта и тромбона (в форме сонатины); 8 квартетов, 6 квинтетов, 4 секстета, 4 септета и др. соч. для дух. инструментов; произв. для фп.; романсы (78) на тексты рус. поэтов, дуэты; музыка к драм. спектаклям.

Литература: E. H. Б., "Песнь торжествующей любви...". Опыт музыкально-тематического разбора, М., 1897; Чешихин Вс. Е., История русской оперы, СПБ, 1902, 1905, с. 458-60; Энгель Ю. Д., В опере. Сб. ст., М., 1911, с. 242-43; Н. Я. Мясковский. Ред., сост. и примеч. С. Шлифштейна, т. 1-2, М., 1959-60, т. 1, М., 1964, с. 383, т. 2, М., 1964, с. 23; В. Д. Тихомиров. Артист, балетмейстер, педагог. Сб. ст., М., 1971, с. 30-31, 352, 357, 381; Музыка XX века. Очерки, ч. 1, кн. 1, М., 1976, с. 202.

Л. Б. Римский.

Симони Р.

Симони Р. (Simoni) Ренато (5 IX 1875, Верона - 5 VII 1952, Милан) - итал. драматург, либреттист, режиссёр и театр. критик. Сотрудничал в разл. итал. газетах как театр. обозреватель. Известностью пользовались его комедии и историч. драмы. Автор либретто опер "Мадам Сан-Жен" Джордано (1915), "Турандот" Пуччини (совм. с Дж. Адами, 1924) и др., а также оперетт, балетов. Друг Дж. Пуччини; сохранилась переписка композитора с С.

Симонов Ю. И.

Юрий Иванович (р. 4 III 1941, Саратов) - сов. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1976). Окончил Ленингр. консерваторию по классам альта у Ю. М. Крамарова (1965) и оперно-симф. дирижирования у Н. С. Рабиновича (1968). Лауреат 2-го Всес. конкурса дирижёров (1966, 6-я пр.). С 1958 дирижёр-педагог орк. классов в муз. школах и уч-щах Ленинграда, в 1962-69 гл. дирижёр симф. оркестра Нар. филармонии при Выборгском дворце культуры. В 1967-69 гл. дирижёр Кисловодском филармонии, одноврем. стажировался в акад. симф. оркестре Ленингр. филармонии под рук. Е. А. Мравинского. Первым среди сов. дирижёров принял участие в междунар. конкурсе дирижёров (4-й конкурс орк. дирижёров в Риме Академии "Санта-Чечилия", 1968, 1-я пр.). С 1969 дирижёр, с 1970 гл. дирижёр Большого т-ра. Осуществил пост. опер "Псковитянка" (1971), "Руслан и Людмила" (1972), "Октябрь" Мурадели (новая ред., 1977), "Замок герцога Синяя Борода" Бартока (1978), "Так поступают все женщины" Моцарта (1978), "Золото Рейна" (1979); "Революцией призванный" Лазарева (1979), балетов "Анна Каренина" Щедрина (1972), "Гибель розы" на музыку Малера (1973). Выступает как симф. дирижёр. Иск-ву С. свойственны ясность исполнит. концепций, стилистич. точность, тщательная разработка деталей, большой эмоциональный накал в сочетании с чувством меры и тонким вкусом. С 1978 преподаёт в Моск. консерватории. Гастролирует за рубежом. Пр. Ленинского комсомола (1977).

Литература: Современные дирижёры, сост. Л. Григорьев и Я. Платок, М., 1969.

Г. Я. Юдин.

Симпсон К.

Симпсон К. (Simpson, Sympson) Кристофер (1610, по др. источникам - 1605, Йоркшир - 1669, Скэмптон, близ Лондона) - англ. гамбист, муз. теоретик, композитор и педагог. С 1643 состоял в армии роялистов, затем служил музыкантом у Р. и Дж. Боллесов. Пользовался в Англии большой известностью как гамбист-виртуоз и автор инструктивных работ. В 1659 опубликован его трактат "The division violist", ставший классич. руководством по игре на виоле да гамба и высоко ценившийся современниками (в т.ч. Г. Пёрселлом). С. рассматривает важнейшие вопросы методики игры на виоле да гамба, анализирует технич. приёмы, в 1-й части даёт примеры и упражнения, во 2-й - приводит образцы вариаций ("division") разл. степени трудности, излагает принципы их импровизационного исполнения на основе цифрованного баса. Методич. соч. С. используются и в практике совр. гамбистов. Автор фантазий, арий, гальярд для виолы да гамба в сопровождении 4 др. инструментов (эти ансамбли наз. консортами, см. Английская музыка). Ему принадлежит сюита (фантазии, арии, гальярды) "Месяцы и времена года" ("Months and Seasons", в рукоп.), предназначенная для 2 басовых инструментов и 1 высокой тесситуры (партия нотирована в дискантовом ключе).

Сочинения: The division violist, or An introduction to the playing upon a ground. Divided into two parts..., L., 1659, 1665 (под назв. The division-viol, or The art of playing ex tempore upon a ground, факсим., L.-N. Y., 1955), 1712; The principles of practical music either in singing or playing upon an instrument, L., 1665, 1667 (под назв. A compendium of practical musick in five parts teaching by a new and easie method), то же, Oxf., 1970.

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 1 - Виолончельная классика, М.-Л., 1950, с. 326-31; Вurnеу Сh., A general history of music..., v. 1, L., 1776; Einstein A., Zur deutschen Literatur fьr Viola da Gamba im 16 und 17. Jahrhundert, Lpz., 1905; Wienpahl R. W., English theorists and evolving tonality, "ML", 1955, p. 377-93; Vellekoop G., Christopher Simpson's "The Division-violist", "Mens en melodie", 1958, No 13; Meredith M., Chr. Simpson and the consort of viols, Bd 1-3, University of Wales, 1969 (Diss.).

В. В. Доброхотов.

Симфониетта

Симфониетта (итал. sinfonietta, уменьшительное от sinfonia) - род симфонии. Название указывает на меньшее сравнительно с симфонией время звучания (сокращение масштаба частей в циклич. форме) и ограничение состава исполнителей произв. (обычно малый симф., камерный оркестры или инстр. ансамбль). С. характеризуется простотой муз. содержания, смягчением конфликтной симф. драматургии, нередко введением частей с чертами бытового жанра. Для неё не характерен и острый психологизм камерной симфонии. Ранние образцы С. относятся ко 2-й пол. 19 в. (напр., op. 188 Й. Раффа и ор. 31 Н. А. Римского-Корсакова). Большее распространение жанр С. получил в 20 в. К нему обращались М. Регер, П. Хиндемит, Л. Яначек, Б. Бриттен, А. Руссель, Ф. Пуленк, Э. Кшенек, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, В. Я. Шебалин, М. С. Вайнберг, К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский и др.

Симфонизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница