Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Статьи на букву "Н"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н"

Назарейцы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Назаренко

Назаре́нко - Татьяна Григорьевна (р. 1944, Москва), русская художница. Родилась в семье кадрового офицера. Училась в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1962-68) у А. М. Грицая и Д. Д. Жилинского. Лауреат Государственной премии России (1993). Член-корреспондент Российской академии художеств.

Живописи Назаренко свойственны аллегоричность, сложные философские размышления. Традиционные сюжеты советской тематической картины («Казнь народовольцев», 1969-72; «Партизаны пришли», 1975) оказались внутренне переосмысленными, включёнными в круг вечно повторяющихся в истории, «архетипических» событий. Полотно «Партизаны пришли» решено в иконографии «Снятия с креста». Изображая гуляния, праздники, домашние вечеринки («Танцы в клубе», 1973; «Карнавал», 1979), художница показывает разобщённость людей между собой, одиночество человека в мире. Во многие полотна входят полноправными участниками персонажи живописи старых мастеров. В «Автопортрете» (1979) Назаренко предстаёт словно распятой на кресте одиночества, которое особенно остро ощущается, так как фоном картины служит явленная в портрете Я. ван Эйка «Чета Арнольфини» трогательная любовь молодой супружеской пары. В картине «Московский вечер» (1978) старинный романс слушает вместе с художницей и её друзьями Е. П. Черевина, сошедшая с портрета русского художника 18 в. Г. Островского. В 1980-е гг. в картинах Назаренко появляются сюрреалистические драматически-гротескные черты. В «Автопортрете» (1984-86) художница представила себя в виде цирковой плясуньи, балансирующей над головами чиновников. С сер. 1990-х гг. Назаренко создаёт объекты - изображения людей, вырезанные в натуральную величину из фанеры и жизнеподобно раскрашенные в традициях обманок 18 в. (инсталляция из 80 объектов «Переход», 1996). Гротескные черты заставляют зрителя воспринимать эти образы как тревожные, жутковатые видения.

Наивное искусство

Наи́вное иску́сство - традиционное искусство народных мастеров, а также художников-самоучек, сохраняющее детскую свежесть и непосредственность видения мира. Развивается в областях, освоенных профессиональным искусством, например в портретной живописи. В 17 - первой трети 18 в. в Северной Америке непрофессиональные художники создавали портреты, беспощадно правдивые в изображении внешности и характера модели. В России 18 - первой пол. 19 в. т. н. провинциальный портрет продолжал традиции парсуны.

Н. Пиросмани. «Лев и солнце». Государственный музей искусств Грузии. Тбилиси

Н. Пиросмани. «Лев и солнце». Государственный музей искусств Грузии. Тбилиси

Н. Пиросмани. «Олень». Государственный музей искусств Грузии. Тбилиси

Н. Пиросмани. «Олень». Государственный музей искусств Грузии. Тбилиси

В 20 в. выделилось в отдельное направление самодеятельное искусство, свободное от академических правил и норм, которые воспитываются профессиональной школой, а также от традиций и канонов народного искусства. Творческая непосредственность, собственный взгляд на мир нередко выражаются в самодеятельном искусстве в столь оригинальных наблюдениях и находках, что в дальнейшем они могут быть использованы профессиональным или народным искусством. Многие самодеятельные художники получают впоследствии специальное образование, переходя в разряд профессиональных мастеров.

Наос

На́ос - см. в ст. периптер.

Народные промыслы

Наро́дные про́мыслы - одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства). Традиции народного искусства уходят корнями в глубокую древность, отражая особенности трудового и бытового уклада, эстетические идеалы и верования определённого народа. Мотивы и образы народного искусства веками сохраняются почти неизменными, передаваясь из поколения в поколение. Изделия народных мастеров (керамика, ткани и ковры, изделия из дерева, камня, металла, кости, кожи и т. д.) призваны прежде всего внести красоту и радость в обыденную жизнь человека. В России наиболее популярны были гжельская керамика, расписанная синими красками по белому; дымковская глиняная игрушка; вологодские кружева, городецкие росписи по дереву, лаковые миниатюры Палеха, Холуя, Мстёры, Хохломы, великоустюжское чернение по серебру и др.

Изделия русских народных промыслов

Изделия русских народных промыслов

С развитием массового промышленного производства многие древние ремёсла и промыслы пришли в упадок. В кон. 19 - нач. 20 в. на волне интереса к национальному прошлому во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов. В России традиционные ремёсла целенаправленно культивировались в мастерских Абрамцева и Талашкино. Ныне мастера, работающие в традициях народных промыслов, создают как уникальные художественные произведения, так и эскизы для производства массовых промышленных изделий.

Нарышкинское барокко

Нары́шкинское баро́кко (московское барокко), условное название стиля русской архитектуры кон. 17 - нач. 18 в. Наиболее характерные постройки этого стиля были возведены в московских и подмосковных усадьбах бояр Нарышкиных (церковь Покрова Богородицы в Филях, 1690-93; церкви Троицы в Троицком-Лыкове, 1698-1704, и Спаса в селе Уборы, 1694-97; обе - архитектор Я. Г. Бухвостов). В нарышкинском барокко соединились традиции древнерусского белокаменного узорочья и новые веяния, заимствованные из западноевропейской архитектуры. Для зданий этого стиля характерны нарядность, декоративность, светская жизнерадостность, мажорная цветовая гамма - контрастное сочетание красных стен и белых резных деталей. В постройках нарышкинского барокко начинают широко применяться элементы ордера (декоративные фронтоны, полуколонны, пилястры, арки), а также украшения в виде раковин и волют. В ярусной, пирамидальной композиции зданий (над нижним кубом-четвериком возвышаются один или несколько уменьшающихся восьмигранных объёмов - восьмериков) выражено ощущение их плавного восхождения ввысь. Просторные галереи-гульбища с широкими лестницами связывают постройки с окружающим пространством. В стиле нарышкинского барокко в Москве были возведены также церковь Воскресения в Кадашах (1687-1713, архитектор С. Турчанинов), церковь св. Бориса и Глеба в Зюзино (1688-1704), Сухарева башня (1692-95, архитектор М. И. Чоглоков), заново украшены в кон. 17 в. палаты Троекуровых и Аверкия Кириллова.

Церковь Покрова Богородицы в Филях. 1690-93 гг.

Церковь Покрова Богородицы в Филях. 1690-93 гг.

Церковь Знамения Богородицы в селе Дубровицы. 1690-97 гг.

Церковь Знамения Богородицы в селе Дубровицы. 1690-97 гг.

Я. Г. Бухвостов. Церковь Спаса в селе Уборы. 1694-97 гг.

Я. Г. Бухвостов. Церковь Спаса в селе Уборы. 1694-97 гг.

Церковь св. Бориса и Глеба в Зюзино. 1688-1704 гг.

Церковь св. Бориса и Глеба в Зюзино. 1688-1704 гг.

Натюрморт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Неврев

Не́врев - Николай Васильевич (1830, Москва - 1904, имение Лысковщина, ныне в Витебской области), русский живописец. Родился в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1851-55) у М. И. Скотти. Оставил училище, не закончив его; в 1855 г. получил звание свободного художника по живописи домашних сцен, а в 1859 г. - звание классного художника. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1881 г.). Работал в жанре портрета, бытовой и исторической живописи.

Н. В. Неврев. «Воспитанница». 1867 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Н. В. Неврев. «Воспитанница». 1867 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Н. В. Неврев. «Смотрины». 1888 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Н. В. Неврев. «Смотрины». 1888 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

В ранний период творчества писал в основном портреты, продолжая традиции эпохи романтизма («Портрет М. И. Третьяковой», 1860-е гг.; «Автопортрет», «Портрет М. С. Щепкина»; оба - 1863). В жанровых картинах проявил себя как яркий представитель критического реализма. Полотна «Торг. Из недавнего прошлого» (1866; сцена продажи крепостной крестьянки), «Воспитанница» (1867; на сюжет одноимённой пьесы А. Н. Островского) и др. работы, живописующие быт и нравы помещиков и купечества, отличает ясность драматических коллизий, острота социальных характеристик, подробная повествовательность. Они напоминают театральные мизансцены.

С 1870-х гг. Неврев обращается к сюжетам из русской истории («Роман Галицкий изгоняет папских послов», 1870-е гг.; «Присяга Лжедмитрия I королю Сигизмунду III на введение в России католицизма», 1877; «Патриарх Никон перед судом 1 декабря 1666 года», 1886). Художник создавал эти картины в традициях историко-бытового жанра, стремясь прежде всего к достоверному воспроизведению обстановки, деталей быта той или иной эпохи.

Некрополь

Некро́поль (от греч. nekros - мёртвый и polis - город), кладбище, место для захоронений, как правило украшенное надгробными стелами и памятниками. Некрополи Древнего мира (в особенности у египтян, этрусков) часто представляли собой обширные «города мёртвых» с улицами и переулками, где гробницы могли выглядеть как архитектурные сооружения. Наиболее значительные египетские некрополи находились в Абидосе, около Мемфиса и Фив. Крупнейшие этрусские «города мёртвых» были возведены в древности вблизи городов Цере (ныне Черветери), Тарквинии, Клузий (ныне Кьюзи). Существовали подземные некрополи - катакомбы. Знаменит также Дипилонский некрополь вблизи Афин с замечательными мраморными надгробиями.

Скопас (?). Надгробие юноши. 4 в. до н. э.

Скопас (?). Надгробие юноши. 4 в. до н. э.

Дипилонский некрополь близ Афин. Надгробия 5-4 вв. до н. э.

Дипилонский некрополь близ Афин. Надгробия 5-4 вв. до н. э.

Неоготика

Неого́тика - «готический вкус», «готический стиль», художественное течение в архитектуре 19 - нач. 20 в., связанное с изучением и использованием форм европейского средневекового зодчества (Э. Виолле-ле-Дюк во Франции, Т. Рикмен в Великобритании). Неоготика в России прошла несколько этапов. В кон. 18 в. «готический» декор накладывался на стены классицистических зданий (В. И. Баженов. Усадьба Царицыно, 1775-85; М. Ф. Казаков. Петровский путевой дворец в Москве, 1775-82). Этот период в развитии стиля чаще называют псевдоготикой. В эпоху романтизма зодчие стремились воссоздать в архитектурных формах зданий целостный образ Средневековья (А. А. Менелас, А. И. Штакеншнейдер, М. Д. Быковский). В кон. 19 - нач. 20 в. неоготика переживает яркий расцвет как одно из течений в русле модерна, представители которого воспроизводили пространственные решения готики с помощью новых конструкций и материалов, металла и стекла. Городские дома напоминали средневековые замки (особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке, архитектор Ф. О. Шехтель, 1893-98; см. илл. на с. 574; собственный дом архитектора Л. Н. Кекушева на Остоженке, 1903; здание детского сада общества «Сеттлемент» в Вадковском переулке, 1907-10, архитектор А. У. Зеленко; все - в Москве).

Н. Г. Лазарев. Особняк Н. И. Миндовского в Пречистенском переулке. 1906 г. Москва

Н. Г. Лазарев. Особняк Н. И. Миндовского в Пречистенском переулке. 1906 г. Москва

Неоклассицизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нервюра

Нервю́ра - в архитектуре (франц. nervure, от лат. nervus - жила, сухожилие), арка из тёсаных клинообразных по форме камней, укрепляющая рёбра крестового свода. Нервюры широко применялись в готической архитектуре.

Нервюры собора в Йорке. 1070-1470 гг.

Нервюры собора в Йорке. 1070-1470 гг.

Нестеров

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нестерова

Не́стерова - Наталья Игоревна (1944, Москва), русская художница. Родилась в семье архитекторов. Училась в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова у А. М. Грицая и Д. Д. Жилинского (1962-68). С 1992 г. - профессор кафедры сценографии Российской академии театрального искусства. Член-корреспондент Российской академии художеств. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1999).

Ранние работы отмечены влиянием примитивизма («Трапеза», 1969; «Трабант», 1975). Получила известность благодаря огромному циклу полотен на темы летнего отдыха у моря. Искусству Нестеровой свойственны метафоричность, стремление показать трагизм бытия через взаимоотношения людей. Странная значимость незначительных событий, раъединённость человека и мира, затруднённость взаимодействия героев, занятых общим застольем, игрой или отдыхом, - всё в её картинах вызывает ощущение загадки, тревоги, тайны. Часто предметы живут в полотнах художницы более полной, эмоционально яркой жизнью, чем люди («Метро», 1980; диптих «Люди и скульптуры», 1978; «Памятник Гоголю», 1985). С 1990-х гг. Нестерова обращается к евангельским сюжетам («Благовещение», 1994; диптих «Несение креста», 1995; полиптих «Тайная вечеря», 1997). Она работает также в области театрально-декорационного искусства (оформление оперы Дж. Паизиелло «Прекрасная мельничиха» в Большом театре, 1998).

Неф

Неф - см. в ст. базилика.

Никитин

Ники́тин - Иван Никитич (ок. 1680, Москва - 1742), русский живописец, портретист. Сын священника, служившего в дворцовой церкви села Измайлово. О ранних годах жизни Никитина ничего не известно. Возможно, учился в Санкт-Петербурге у И. Г. Таннауэра. В 1716-19 гг. по распоряжению Петра I отправился в Италию. Жил в Венеции и Флоренции, учился во Флорентийской академии, а также у Т. Реди. В 1720 г. вернулся на родину, жил в Санкт-Петербурге и Москве, находясь в штате придворных мастеров в качестве любимца Петра I.

И. Н. Никитин. «Портрет Петра I». Нач. 1720-х гг. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

И. Н. Никитин. «Портрет Петра I». Нач. 1720-х гг. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

Никитин не раз писал с натуры царя и членов его семьи, а также его приближённых: «Портрет царевны Натальи Алексеевны», любимой сестры Петра I (не позднее 1716 г.), «Портрет графа Г. И. Головкина», государственного канцлера и президента Коллегии иностранных дел (1720-е гг.). С натуры написан им «Портрет Петра I на смертном одре» (1725). Никитин первым из русских художников освоил язык нового, светского искусства. В его портретной живописи впервые были преодолены традиции парсуны. По уровню мастерства, по глубине проникновения в образы Никитин далеко опередил современных ему живописцев.

И. Н. Никитин. «Напольный гетман». 1720-е гг. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

И. Н. Никитин. «Напольный гетман». 1720-е гг. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

После смерти Петра I судьба Никитина сложилась трагически. В нач. 1730-х гг. он был арестован по тайному доносу за хранение тетради с пасквилем на вице-президента Синода Феофана Прокоповича. До 1737 г. художник находился под следствием в одиночном заключении в Петропавловской крепости, после чего был бит плетьми и сослан в Тобольск «на вечное житьё за караулом». По указу императрицы Елизаветы Петровны Никитин был помилован, но по дороге из ссылки скончался.

Учениками художника были его племянник архитектор П. Р. Никитин и, возможно, М. Л. Колокольников.

Нимб

Нимб (от лат. nimbus - облако), изображение сияния вокруг головы персонажей в христианском и буддийском изобразительном искусстве, символ святости или божественного происхождения. В христианском искусстве распространён с 4 в. Нимбы, как правило, имеют форму круга; однако нимб Бога Отца - треугольный, Иисуса Христа - круглый, расчерченный крестом (т. н. крестчатый), нимбы ангелов бывают шестиугольными. Цвет нимба чаще всего золотой; иногда встречаются нимбы красного, белого, зелёного и голубого цветов.

«Святые Флор, Иаков и Лавр». Икона. Кон. 14 в. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

«Святые Флор, Иаков и Лавр». Икона. Кон. 14 в. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

Нимейер

Ниме́йер (niemeyer) Оскар (полное имя - Нимейер Суарис Филью Оскар) (р. 1907, Рио-де-Жанейро), бразильский архитектор, один из основателей современной школы бразильской архитектуры. Окончил Национальную художественную школу в Рио-де-Жанейро (1934). С 1932 г. работал под руководством Л. Косты. В 1936 г. под руководством Л. Косты и Ле Корбюзье проектировал вместе с группой молодых архитекторов здание министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро.

Для творчества Нимейера характерны новаторское использование железобетонных конструкций, осмысление их эстетической выразительности, смелость и свобода планировочных решений, разнообразие и пластическое богатство форм (комплекс спортивных и увеселительных заведений в Пампулье близ Белу-Оризонти, 1942-43; банк Боависта, 1946; собственный дом, 1953; госпиталь «Южная Америка», 1953; гостиница «Насионал» в Рио-де-Жанейро, 1970; Музей изящных искусств в Каракасе, Венесуэла, 1955-56). С 1957 г. Нимейер осуществляет застройку столицы Бразилии, в которой выделяются необычные по формам купольные, пирамидальные, чашеобразные здания в центре города, занятом правительственными учреждениями, и подчёркнуто строгие геометрические формы жилых районов. С 1960-х гг. строит в Гане, Ливане, Франции, Италии, Алжире. Нимейер - член Президиума Всемирного совета мира.

Нимфей

Нимфе́й - в античной архитектуре святилище, посвящённое нимфам. Первоначально представляло собой грот, позднее - прямоугольный павильон, часто с апсидами, нишами, колоннадами и обязательно с фонтаном. Возводились как общественные, так и принадлежавшие частным лицам нимфеи. Иногда подобные сооружения имели пышные фасады со статуями нимф или других водных божеств. Хорошо сохранились нимфеи древнеримского г. Помпеи.

Нимфей. 2 в. до н. э. Дом Большого фонтана. Помпеи

Нимфей. 2 в. до н. э. Дом Большого фонтана. Помпеи

Нитхардт

Ни́тхардт (nithardt) Матис (известен также как Грюневальд) (ок. 1470-75, Вюрцбург, Бавария - 1528, Галле, Саксония-Анхальт), немецкий живописец эпохи Возрождения. Работал в Ашаффенбурге (Бавария), Франкфурте-на-Майне (земля Гессен). В 1508-25 гг. был придворным живописцем, художественным советником, архитектором и специалистом-гидротехником архиепископов и курфюрстов в Майнце. В 1525-26 гг. подвергался преследованиям за сочувствие Крестьянской войне (1524-26) и возможное участие в ней на стороне восставших.

М. Нитхардт. «Воскресение». Правая створка Изенгеймского алтаря. До 1516 г. Музей Унтерлинден. Кольмар

М. Нитхардт. «Воскресение». Правая створка Изенгеймского алтаря. До 1516 г. Музей Унтерлинден. Кольмар

Творчество Нитхардта тесно связано с поздней готикой. Для него характерны трагизм образов, экспрессия изломанных линий, мощные аккорды мистически сияющего цвета. В 1505-08 гг. он создал картины «Осмеяние Христа» и «Распятие». В 1511-13 гг. работал над т. н. «Алтарём Геллера» и «Преображением». Прославленный шедевр Нитхардта - полиптих «Изенгеймский алтарь» (до 1516 г.). В стремлении достичь художественной достоверности в выражении трагических чувств, живописец не боялся искажать формы и пропорции фигур. В «Распятии» из «Изенгеймского алтаря» сведённые смертной судорогой руки Христа непомерно увеличены в размерах; палец Иоанна Крестителя вытягивается, указуя на распятого Спасителя. Горестно заломленные руки Марии Магдалины больше её маленькой головки. Горячие краски одежд пламенеют во мраке ночи. Смерть Христа предстаёт космической катастрофой. На правой створке алтаря изображено «Воскресение». Спаситель поднимается в небо, словно уносимый огромной, сияющей мистическим светом шаровой молнией, ослепившей стражников, охраняющих гроб.

В последующих работах Нитхардта сказывается влияние искусства итальянского Ренессанса, выразившееся в большей ясности и монументальности форм («Штуппахская мадонна», 1517-19; «Встреча св. Эразма и Маврикия», ок. 1518 г.). В поздних произведениях художник вновь обратился к теме Страстей Христовых и к языку позднеготической живописи («Таубербишофсхеймский алтарь», 1523-24; «Оплакивание Христа», 1524-25).

Новое общество живописцев

Но́вое о́бщество живопи́сцев (НОЖ), объединение московских живописцев (С. Я. Адливанкин, А. М. Глускин, А. М. Нюренберг, М. С. Перуцкий, Н. Н. Попов, Г. Г. Ряжский). Создано в 1921 г. Участники объединения одними из первых в послереволюционные годы провозгласили ценность станковой картины в полемике с авангардистами.

С. Я. Адливанкин. «Трамвай Б». 1922 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

С. Я. Адливанкин. «Трамвай Б». 1922 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

Общество провело единственную выставку в ноябре 1922 г. На ней была организована дискуссия, озаглавленная «Первый удар НОЖа». В каталоге выставки была помещена программа «Наш путь», в которой авторы утверждали свою верность реалистической живописи. Текст программы привлекал едва ли не большее внимание, чем выставленные картины: декларация в резкой форме отрицала почти все современные художественные течения. Это дало повод Д. П. Штеренбергу заметить на дискуссии, что это не нож, а лопата, которая всех закапывает.

Живопись участников объединения была разной по тематике и жанровой направленности: Адливанкин создавал бытовые картины сатирического характера, Ряжский работал в жанре портрета, Перуцкий и Глускин в основном писали пейзажи. Картины художников НОЖа оказались близки по стилистике к народному примитиву, лубку (Перуцкий. «Праздничный денъ», 1920-е гг.). Главным произведением выставки была картина Адливанкина «Трамвай Б» (1922), где в веренице людей, входящих в трамвай, сатирически воспроизведены излюбленные лубочные типы - «франт», «барышня», «солдат» и др. Картина Глускина «Наркомпрос в парикмахерской» (1922), изображавшая А. В. Луначарского, была выполнена в стиле провинциальных вывесок.

Объединение распалось в 1924 г. Попов, Перуцкий и Глускин ушли в общество «Бытие», Ряжский и Нюренберг - в Ассоциацию художников революционной России. Адливанкин некоторое время был близок объединению Левый фронт искусств, где создавал с В. В. Маяковским плакаты и рекламную продукцию.

Предыдущая страница Следующая страница