Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Статьи на букву "П"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П"

Палаццо

Пала́ццо (итал. palazzo, от лат. palatium - дворец), тип городского дворца-особняка 15-18 вв., характерный прежде всего для итальянской архитектуры. Классический дворец-палаццо представляет собой трёхэтажное здание с фасадом, выходящим на улицу, и внутренним двором, окружённым арочными галереями. На первом этаже располагались хозяйственные помещения, на втором и третьем - жилые и парадные.

Палаццо Контарини. Венеция. 15 в.

Палаццо Контарини. Венеция. 15 в.

Палладио

Статья большая, находится на отдельной странице.

Памятники всемирного наследия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Панафинеи

Панафине́и - празднества в честь Афины, совершавшиеся в середине лета раз в четыре года в день рождения богини, 28 числа первого месяца года (Гекатомпедона). Со времён правителя Афин Писистрата (565 г. до н. э.) стали называться Великими Панафинеями, в отличие от ежегодных Малых Панафиней. Великие Панафинеи продолжались несколько дней. В первые дни совершались соревнования сочинителей гимнов, конные и музыкальные состязания. Проводились также бег с факелами, марши и военные упражнения вооружённых воинов. В последний день праздника устраивались состязания боевых кораблей - триер. Наградами за победы в музыкальных состязаниях были золотые венки и денежные призы, для первого и второго победителя в гимнических и конных состязаниях - расписные вазы (амфоры) с маслом священных олив. Самую важную часть праздника составляла торжественная процессия («помпа»), в которой афиняне несли дар богине - роскошное одеяние (пеплос), ткавшийся в течение девяти месяцев избранными девушками под наблюдением особых заведующих. На шафранном фоне ткани изображалась битва олимпийских богов с гигантами, а также славные деяния из греческой истории. Пеплос, вывешенный в виде паруса на модели корабля, везли из афинского района Керамик по главным улицам города на Акрополь в святилище богини в Парфеноне. В процессии участвовал весь афинский народ.

Фидий и помощники. «Юноши с гидриями». Рельеф северного фриза Парфенона. 438-32 гг. до н. э. Фрагмент

Фидий и помощники. «Юноши с гидриями». Рельеф северного фриза Парфенона. 438-32 гг. до н. э. Фрагмент

Панафинейская процессия изображена на рельефах Парфенона. Жрецы ведут жертвенных животных, девушки несут дары в корзинах, благородные старцы шествуют с оливковыми ветвями и с венками на головах. За ними идут юноши и взрослые граждане в военном одеянии, с копьями и щитами, всадники в блестящем вооружении, за ними - победители предыдущих состязаний. В рельефах, расположенных над входом в храм, изображены боги, встречающие процессию.

Панно

Панно́ (франц. panneau, от лат. pannus - кусок ткани), настенная роспись или рельефное изображение на стене, обрамлённое лентой орнамента или лепной рамой, а также картина или мозаическая, керамическая, резная деревянная и т. п. композиция, предназначенная для украшения определённого участка стены или потолка.

М. А. Врубель. «Полёт Фауста и Мефистофеля». Декоративное панно для готического кабинета в доме А. В. Морозова в Москве. 1896 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

М. А. Врубель. «Полёт Фауста и Мефистофеля». Декоративное панно для готического кабинета в доме А. В. Морозова в Москве. 1896 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Пантеон

Пантео́н (лат. pantheon, от греч. pántheion - храм, посвящённый всем богам), выдающийся памятник древнеримской архитектуры, самое грандиозное купольное сооружение античности. Построен в 115-125 гг. н. э. при императоре Адриане, возможно, архитектором Аполлодором из Дамаска, который придал римскому сооружению греческую гармонию и красоту. В архитектурных формах храма воплотилось стремление выразить величие империи. По своей высоте (43 м) здание в два раза превосходит Парфенон. Великолепную сохранность храма обеспечило использование бетона и кирпича. Здание представляет собой огромный цилиндр, к которому пристроен величественный портик с тремя рядами коринфских колонн и треугольным фронтоном. Архитектор смягчил ощущение тяжести и массивности стены, разделив её снаружи на три горизонтальных пояса и обозначив цветом ложные арки. Внутри стены украшены мраморной облицовкой и нишами, в которых некогда стояли статуи богов.

Пантеон. 115-125 гг. Реконструкция

Пантеон. 115-125 гг. Реконструкция

Пантеон. Схема конструкции

Пантеон. Схема конструкции

Пантеон. 115-125 гг. Интерьер

Пантеон. 115-125 гг. Интерьер

Пантеон увенчан огромным куполом, тяжесть которого облегчена с помощью квадратных углублений (кессонов). В древности они были украшены бронзовыми розетками, уподоблявшими купол небесному своду. Прочность мощных стен толщиной более 6 м усилена системой внутренних арок. В здании нет окон. Свет проникает внутрь через круглое отверстие в куполе диаметром 9 м (окулюс). Интерьер вызывает чувство гармонии и покоя. Плавные очертания круглого зала, полусфера купола создают ощущение целостности и завершённости. Поверхность пола слегка поднимается к центру, как бы вторя сферичности свода.

С 7 в. Пантеон находится во владении Папы Римского и является христианской церковью (Санта-Мария Ротонда). В ней похоронены многие выдающиеся художники, в том числе Рафаэль.

Парсуна

Статья большая, находится на отдельной странице.

Паруса

Паруса́ - см. в ст. крестово-купольный храм.

Парфенон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пастель

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пейзаж

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пейзажный парк

Пейза́жный парк - пейза́жный (англи́йский) парк

см. в ст. садово-парковая архитектура.

Первобытное искусство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Передвижники

Статья большая, находится на отдельной странице.

Периптер

Пери́птер (греч. peripteron - окружённый колоннами, от peri - вокруг и pteron - крыло, боковая колоннада), самый распространённый тип древнегреческого храма. Сложился к нач. 7 в. до н. э. Представляет собой прямоугольное в плане здание, с четырёх сторон обрамлённое колоннадой (Парфенон, 447-38 гг. до н. э.). Храм обычно состоял из трёх частей: пронаоса (преддверия), наоса, или целлы (святилища); третья часть могла представлять либо опистодом, либо адитон. Пронаос - это полуоткрытая часть храма между входным портиком и наосом (впереди - две колонны, по бокам и сзади - стены). В наосе - центральной части здания - стояло изваяние божества. Адитон - внутреннее помещение, расположенное за наосом и соединённое с ним дверью, место хранения храмовой утвари. Опистодом, в отличие от адитона, отделялся от наоса глухой стеной, вход в него был расположен с западной стороны храма.

Храм Афины на о. Эгина. Кон. 6 - нач. 5 в. до н. э. Реконструкция

Храм Афины на о. Эгина. Кон. 6 - нач. 5 в. до н. э. Реконструкция

Храмовые здания, окружённые двумя рядами колонн, называли диптерами (храм Артемиды в Эфесе, 6 в. до н. э.). Римляне строили псевдопериптеры с колоннадой, обходящей здание с трёх сторон, или с полуколоннами, отступающими от стены наполовину или на три четверти своего объёма.

План периптера: 1 - пронаос; 2 - наос; 3 - адитон

План периптера: 1 - пронаос; 2 - наос; 3 - адитон

Перистиль

Перисти́ль - см. в ст. римский жилой дом.

Перов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Перспектива

Статья большая, находится на отдельной странице.

Перформанс

Перфо́рманс (англ. performance - исполнение), вид художественного творчества, объединяющий возможности изобразительного искусства и театра. Прообразом перформансов были представления «живых картин». Художник и (или) подготовленные им участники представляют публике живые (подвижные, меняющиеся во времени) композиции с символическими атрибутами, жестами и позами. Перформансы широко используются представителями дадаизма и постмодернизма, в особенности концептуального искусства.

Петербургская академия художеств

Статья большая, находится на отдельной странице.

Петербургская артель художников

Статья большая, находится на отдельной странице.

Петергоф

Статья большая, находится на отдельной странице.

Петров-Водкин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пикассо

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пилон

Пило́н (от греч. pyló n - ворота, вход), башнеобразное сооружение в форме усечённой пирамиды. В Древнем Египте пилоны, появившиеся в эпоху Среднего царства (21-16 вв. до н. э.), обрамляли вход в храмы. Пилонами также называют массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда на территорию дворцов, парков, получившие широкое распространение в эпоху классицизма. Пилоны в современной архитектуре - мощные столбы, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в подземных станциях метрополитена и некоторых др. сооружениях.

Луксор. Входные пилоны. Ок. 1260 г. до н. э.

Луксор. Входные пилоны. Ок. 1260 г. до н. э.

Пилястр

Пиля́стр - пилястра (итал. pilastro, от лат. pila - колонна, столб), плоский вертикальный прямоугольный выступ на стене или столбе, повторяющий все части и пропорции ордерной колонны, но, в отличие от неё, обычно лишённый энтазиса (утолщения). Пилястры широко применялись в древнеримской, ренессансной и классицистической архитектуре в качестве декоративного элемента, членящего стену.

Пименов

Пи́менов - Юрий Иванович (1903, Москва - 1977, там же), русский живописец, график, театральный декоратор. Учился на графическом и живописном факультетах Вхутемаса (1920-25) у С. В. Малютина и В. А. Фаворского. Член-учредитель Общества станковистов (ОСТ; 1925). Преподавал во ВГИКЕ (1946-72). Народный художник СССР (с 1970 г.).

В работах 1920-х гг. ощутимо влияние немецкого экспрессионизма: в живописи появляется элемент гротеска, усиливается эмоциональная напряжённость. В картине «Даёшь тяжёлую индустрию!» (1927) нашла выражение характерная для художников ОСТа тема развития промышленного производства. Пименов передаёт её с максимальной экспрессией и динамикой, благодаря использованию принципа контраста. Резкие движения рабочих на первом плане сопоставлены со статикой конструкций «индустриального» пейзажа в глубине полотна. Контрасты света и тени, горячих и холодных цветов, подчёркнутая мимическая выразительность лиц отражают стремительный темп развития «новой страны».

В полотне «Новая Москва» (1937) светлая красочная гамма, движения кисти, «размывающие» чёткие контуры предметов, напоминают об опыте импрессионизма. В нём предстаёт город, увиденный из окна автомобиля, за рулём которого - молодая женщина. В движении толпы и машин на улице отразилась динамика современной жизни. Гвоздики, прикреплённые к ветровому стеклу, образ изящной женщины-водителя становятся знаками «светлого будущего» Страны Советов. В картинах 1960-х гг. Пименов поэтизирует повседневную жизнь города («Свадьба на завтрашней улице», 1962; «Кусок стекла», 1966).

Пименов работал также в области театрально-декорационного искусства (эскизы декораций и костюмов к спектаклю «Дама с камелиями», 1946).

Пирамиды египетские

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пиранези

Пиране́зи (piranesi) Джованни Баттиста (1720, Мольяно, близ Венеции - 1778, Рим), итальянский архитектор, художник и гравёр. Сын каменщика. Учился рисованию и перспективным построениям у венецианского архитектора Карло Дзукки. Испытал влияние античного зодчества, архитектурного стиля А. Палладио, а также барочного театрально-декорационного искусства.

Дж. Б. Пиранези. «Руины храма Нептуна в Пестуме». Ок. 1778 г.

Дж. Б. Пиранези. «Руины храма Нептуна в Пестуме». Ок. 1778 г.

Пиранези прославился архитектурными фантазиями, выполненными в технике офорта в сочетании с резцовой гравюрой. «Фантастические виды темниц» (ок. 1745-50 гг., 1760-61) поражают изощрённостью фантазии, мощными светотеневыми контрастами и драматизмом. Пиранези сочиняет грандиозные, фантастические архитектурные формы, немыслимые ракурсы и конструкции с переплетением арок, лестниц, колонн. Его привлекают эффекты лунного освещения и таинственное очарование древних руин. Этими качествами творчество Пиранези предвосхищает искусство романтизма.

Гравюры цикла «Виды Рима» (1748-78) более спокойны, величественны и монументальны. Четырёхтомное издание «Римские древности» (вышло в 1756 г.) стало серьёзным вкладом в изучение древнеримской архитектуры. Мотивы серии офортов «Вазы, канделябры, надгробия, саркофаги, треножники, светильники и античные орнаменты» (издана в 1778 г.), в которых Пиранези воссоздаёт на основе тщательных исследований предметы античного быта, впоследствии широко использовались мастерами ампира.

Единственной архитектурной работой Пиранези стало украшение фасада церкви Санта-Мария на Авентинском холме в Риме (1765), где впоследствии он был похоронен.

Пиросмани

Статья большая, находится на отдельной странице.

Писсарро

Статья большая, находится на отдельной странице.

Плакат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пластические искусства

Пласти́ческие иску́сства - то же, что пространственные искусства.

Пластов

Пла́стов - Аркадий Александрович (1893, село Прислониха Ульяновской области - 1972, там же), русский живописец. Художественное образование получил в скульптурной мастерской московского Строгановского центрального художественно-промышленного училища (1912-14), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1914 - 17) у скульптора С. М. Волнухина и живописцев Л. О. Пастернака, А. Е. Архипова, А. М. Васнецова, П. Д. Корина. Жил и работал в основном в родном селе, наездами бывая в Москве. Народный художник СССР (1962).

Пластов создавал произведения в традициях русской реалистической школы. Основные темы его творчества - изображение сельской жизни, природы, портреты односельчан. Жизнь человека и природы представлены в неразрывной связи. Сенокос, жатва, будничные деревенские сценки в картинах Пластова окрашены радостным, праздничным настроением, которое создаётся яркими, звучащими в полную силу ликующими красками («Сенокос», 1945; «Весна», 1954; «Полдень», 1961). В повседневных сюжетах художник находит красоту и поэзию («Ужин трактористов», 1951; «Летом», 1954).

В полотнах, созданных в годы Великой Отечественной войны («Немцы идут», или «Подсолнухи», 1941; «Фашист пролетел», 1942), умиротворённая красота и гармония русской природы обостряют переживание зрителем чуждого вторжения, несущего смерть.

Пластов написал также множество портретов своих односельчан, исполненных оптимизма и жизнеутверждающей силы.

Плафон

Плафо́н - в искусстве, произведение монументально-декоративной живописи или скульптуры (сюжетное либо орнаментальное), украшающее плоское, сводчатое или купольное перекрытие (потолок) какого-либо помещения. Живописные плафоны могут быть исполнены в технике фрески или мозаики; масляными, клеевыми, синтетическими красками непосредственно по штукатурке, а также на прикрепляемом к потолку холсте в виде панно. Плафоны получили широкое распространение в эпоху барокко и классицизма. В барочных плафонных композициях в иллюзорно переданном небесном пространстве теснятся множество фигур в сложнейших ракурсах. При этом создаётся впечатление исчезновения потолка, прорыва в бесконечное небо (П. да Кортона. «Триумф правления папы Урбана VIII». Плафон дворца Барберини в Риме, 1633-40; фантастические архитектурные композиции П. Гонзаго в плафонах т. н. «галереи Гонзаго» во дворце Павловска, 1822-23, и др.).

А. Мантенья. Роспись плафона «Камеры дельи Спози» в замке Сан-Джорджо. 1474 г. Мантуя. Фрагмент

А. Мантенья. Роспись плафона «Камеры дельи Спози» в замке Сан-Джорджо. 1474 г. Мантуя. Фрагмент

Плащаница

Плащани́ца - полотно с вышитым изображением «Положения Христа во гроб» или «Оплакивания Христа». Символизирует погребальную пелену, в которую было завёрнуто тело Христа. Иконография композиций, украшающих плащаницы, сложилась на основе евангельских текстов. С кон. 16 в. плащаницей покрывают символический Гроб Господень, который ставят для поклонения верующим посреди храма в великую Пятницу на Страстной неделе.

«Оплакивание Христа». Плащаница. 1598 г. Государственный исторический музей. Москва

«Оплакивание Христа». Плащаница. 1598 г. Государственный исторический музей. Москва

Пленэр

Пленэ́р (франц. plein air - открытый воздух), живопись, создаваемая на природе, под открытым небом. Только работая на пленэре, можно живо и полно передать особенности естественного освещения и световоздушную среду. Еще в нач. 19 в. английский художник Д. Констебл писал пейзажные этюды с натуры, пытаясь передать в них изменения погоды и атмосферы, но картины писались в мастерской. В сер. 19 в. на открытом воздухе работали мастера барбизонской школы и К. Коро.

О. Ренуар. «Железнодорожный мост в Шату». 1891 г.

О. Ренуар. «Железнодорожный мост в Шату». 1891 г.

По-настоящему открыли пленэрную живопись французские импрессионисты (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей и др.). В 1891 г. К. Моне вступает на пленэре в соревнование с природой. Он создаёт серию «Тополя» на берегу реки Эпт, работая одновременно на нескольких мольбертах, стремясь запечатлеть оттенки цвета и освещения, непрестанно меняющиеся в зависимости от времени суток и погоды. Художник пишет этюды-картины, состязаясь в скорости с самим светом: хрупкие дрожащие в золотистой утренней дымке и грозно вздымающиеся на фоне всполохов закатного неба деревья.

К. Коро. «Утро в окрестностях Бове». 1865 г.

К. Коро. «Утро в окрестностях Бове». 1865 г.

В России во второй пол. 19 - нач. 20 в. работали на пленэре В. А. Серов, В. Д. Поленов, И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь и многие др. Левитан запечатлел в картине «Март» радостное пробуждение природы от зимнего сна. На ноздреватом мартовском снегу лежат голубые, сиреневые и лиловые тени. Работая на пленэре, художник увидел и показал зрителям, что в свете яркого солнца тени теряют свой скучный тёмный цвет. Синее весеннее небо и яркое солнце окрашивают их в праздничные тона. Рефлексы (цветные отсветы) отражённого света и цвета проникают в тени сугробов, ложатся нежными бликами на снег возле крыльца.

С кон. 19 в. и до наших дней работа на пленэре лежит в основе обучения начинающих живописцев. Многие художники-пейзажисты по-прежнему создают свои произведения на пленэре.

Площадной театр

Площадно́й теа́тр - различные виды театральных представлений под открытым небом, на площадях и улицах (мистерия, фарс, итальянская комедия дель арте; на Руси - игрища скоморохов и т. д.).

Л. И. Соломаткин. «Петрушка». 1878 г.

Л. И. Соломаткин. «Петрушка». 1878 г.

Подмалёвок

Подмалёвок - см. в ст. масляная живопись.

Поленов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Поликлет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Полиптих

Поли́птих (от греч. polý ptychos - состоящий из многих складок или дощечек), композиция из нескольких (двух - диптих; трёх - триптих и т. д.) картин, связанных общим замыслом, а также единством цветового и композиционного строя. В европейских христианских храмах полиптихи - многочастные композиции на сюжеты из Священного Писания - помещали в алтарной части соборов и капелл. Такой полиптих (алтарь) представлял собой конструкцию из подвижных, складывающихся створок. Период наивысшего расцвета подобных произведений искусства - позднее Средневековье и эпоха Возрождения. Один из самых знаменитых полиптихов - «Гентский алтарь» Яна ван Эйка (1432, собор Св. Бавона в Генте) - представляет собой деревянный складень, который в открытом виде содержит 12 композиций, ярко и поэтично передающих божественную красоту Мироздания.

Х. Мемлинг. «Алтарь св. Иоанна» с открытыми створками. 1474-79 гг. Музей Х. Мемлинга. Госпиталь св. Иоанна. Брюгге

Х. Мемлинг. «Алтарь св. Иоанна» с открытыми створками. 1474-79 гг. Музей Х. Мемлинга. Госпиталь св. Иоанна. Брюгге

Х. Мемлинг. «Алтарь св. Иоанна» с закрытыми створками

Х. Мемлинг. «Алтарь св. Иоанна» с закрытыми створками

Помпеи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Попков

Попко́в - Виктор Ефимович (1932, Москва - 1974, там же), русский живописец и график, представитель «сурового стиля». Учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (1948-52) и Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1952-58) у Е. А. Кибрика.

Известность художнику принесла картина «Строители Братской ГЭС» (1961), ставшая программной для «сурового стиля» с его строгим реализмом, публицистическим настроем, чёткой ритмикой. Стремясь преодолеть официозные установления социалистического реализма, Попков пришёл к созданию особого ёмкого, метафорического языка, сочетающего точность натурных наблюдений с повышенной эмоциональной выразительностью цвета, словно «горящего» изнутри во многих картинах. Для его работ характерен напряжённый драматизм при застылости фигур и статичности композиции (цикл полотен «Мезенские вдовы» (1965-68). Полотна Попкова насыщены символами и аллегориями («Шинель отца», 1972, - центральное произведение цикла «Размышление о жизни»). Эпическую элегию создаёт художник в полотне «Северная часовня» (1972), размышлениям о природе творчества и судьбе творца посвящена картина «Осенние дожди» (1974), в которой изображён А. С. Пушкин.

Попова

Статья большая, находится на отдельной странице.

Портал

Порта́л (нем. portal, от лат. porta - вход, ворота), архитектурно оформленный вход в здание. С 11 в. в романской, готической и древнерусской архитектуре были широко распространены арочные (т. н. перспективные) порталы, украшенные рельефами. Ренессансные и барочные порталы обычно обрамлялись пилястрами и колоннами, несущими антаблемент или фронтон.

Королевский портал собора. Шартр. 12 в.

Королевский портал собора. Шартр. 12 в.

Портик

По́ртик (от лат. porticus), выступающая вперёд часть здания, открытая на одну или три стороны и образуемая колоннами или арками, несущими перекрытие; чаще всего оформляет главный вход и завершается фронтоном или аттиком - стенкой над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Портики были широко распространены в античной и классицистической архитектуре.

Портрет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Постимпрессионизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Постмодернизм

Постмодерни́зм - совокупность тенденций в архитектуре и изобразительном искусстве второй пол. 20 в., связанных с радикальной переоценкой ценностей авангардизма. Утопические устремления прежнего авангарда сменились более самокритичным отношением искусства к самому себе, война с традицией - сосуществованием с ней, принципиальным сосуществованием и взаимопереплетением различных стилей. Исходя из того, что в кон. 20 в. создать что-либо новое невозможно, постмодернисты допускают в своём искусстве эклектику, использование «цитат» из стилей прошлого и элементов массовой культуры. Усиливаются моменты интеллектуальной игры, диалога со зрителем.

Течениями постмодернизма являются итальянский трансавангард, немецкий неоэкспрессионизм, американская «новая волна», а также соц-арт, представленный произведениями русских художников, работающих в США (В. А. Комар, А. Д. Меламид, А. С. Косолапов и др.), московский апт-арт (Ю. Ф. Альберт, К. В. Звездочётов и др.), живопись «новых художников» и неоакадемистов в Санкт-Петербурге (Т. П. Новиков), проекты «бумажной архитектуры» (Ю. И. Аввакумов, А. С. Бродский, И. В. Уткин и др.).

Пракситель

Пракси́тель (praxité les) (ок. 390 до н. э., Афины - ок. 330 до н. э., там же), древнегреческий скульптор, представитель поздней классики. Работал преимущественно в Афинах. Любимым материалом Праксителя был мрамор. Его статуи почти не сохранились и известны по римским копиям. Единственная из всех работ скульптора, дошедшая до нас в подлиннике, - «Гермес с младенцем Дионисом» (ок. 340 до н. э.), которая была найдена при раскопках греческого города Олимпия. Её отличает созерцательность, чувственность, идиллическое настроение, виртуозная обработка мрамора. Скульптор использует тончайшие переходы рельефа, тщательную полировку поверхности для создания эффекта нежного, сверкающего идеальной красотой обнажённого тела. В передаче движения фигур Пракситель использовал все лучшие достижения греческой пластики, особенно наследие Поликлета, однако фигуры Праксителя кажутся более лёгкими и грациозными. Согласно легенде, Пракситель изваял первую в истории греческого искусства обнажённую женскую фигуру - статую богини Афродиты, - вдохновляясь красотой своей возлюбленной Фрины («Афродита Книдская», ок. 350 г. до н. э.). Среди др. известных произведений Праксителя - «Аполлон Сауроктон» («Аполлон, убивающий ящерицу», ок. 370 г. до н. э.) и статуя молодого Сатира (кон. 4 в. до н. э.). Известно, что скульптуры Праксителя были раскрашены художником Никием из Афин. В творчестве Праксителя на смену величественности и возвышенности образов 5 в. до н. э. приходят изящество и мечтательная нежность. Пракситель был непревзойдённым мастером в передаче грации тела и безмятежности духа. Искусство Праксителя нашло продолжение в произведениях его сыновей, а также учеников скульптора Кефисодота Младшего и Тимарха.

Пракситель. «Гермес с младенцем Дионисом». Мрамор. Ок. 340 г. до н. э.

Пракситель. «Гермес с младенцем Дионисом». Мрамор. Ок. 340 г. до н. э.

Мастер круга Праксителя. «Голова богини Гигеи». Мрамор. 4 в. до н. э. Национальный археологический музей. Афины

Мастер круга Праксителя. «Голова богини Гигеи». Мрамор. 4 в. до н. э. Национальный археологический музей. Афины

Прерафаэлиты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Примитивизм

Примитиви́зм - совокупное название тенденций в художественной культуре (главным образом, 20 в.), опирающихся на архаические, «примитивные» формы творчества: первобытное искусство, традиционное творчество народов Африки, Америки, Океании или народный фольклор; намеренное опрощение изобразительных средств. Яркими представителями примитивизма были А. Руссо во Франции и художники объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» в России. Примитивистские веяния в той или иной степени свойственны большинству авангардистских течений 20 в. - от фовизма, экспрессионизма и сюрреализма до «новых диких».

А. Руссо. «Муза, вдохновляющая поэта». 1909 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва

А. Руссо. «Муза, вдохновляющая поэта». 1909 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва

Термин «примитивизм» часто применяется также по отношению к наивному искусству.

Производственное искусство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Прокофьев

Проко́фьев - Иван Прокофьевич (1758, Санкт-Петербург - 1828, там же), русский скульптор. Обучался в Петербургской академии художеств у Н. Ф. Жилле и Ф. Г. Гордеева. В 1779-84 гг. стажировался в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже, где занимался в мастерской П. Жюльена. С 1784 г. преподавал в АХ.

И. П. Прокофьев. Фонтан «Волхов». Петергоф. 1800-01 гг.

И. П. Прокофьев. Фонтан «Волхов». Петергоф. 1800-01 гг.

Статуя «Морфей» (1782), выполненная в Париже, свидетельствует об усвоении им принципов классицизма. Однако в следующем крупном произведении Прокофьева «Актеон, преследуемый собаками» (1785), за которое он был удостоен звания академика, прослеживаются черты рококо. Прокофьев много работал в портрете, создав ок. 50 портретных бюстов и медальонов, многие были выполнены в хрупком материале - терракоте (обожжённой глине) и не сохранились до наших дней. В настоящее время известны лишь терракотовые портреты четы А. Ф. и А. Е. Лабзиных (1802).

Прокофьев участвовал в скульптурном оформлении ряда петербургских зданий, работая преимущественно в барельефе (барельефы для дома И. И. Бецкого, 1784; статуя Минервы для купола, серия барельефов для парадной и для чугунной лестницы здания АХ, 1785-86; барельефный фриз «Поклонение медному змию» для Казанского собора, 1804-06). Для Большого каскада Петергофа им выполнены статуи «Тритоны, держащие рог изобилия», «Пастух Акид», «Волхов» (1800-01). Создал эскизы памятников П. Д. Еропкину для Москвы (1806), Минину и Пожарскому для Нижнего Новгорода (1808), З. Г. Чернышёву для Могилёва (1820).

Сохранилось также обширное, ещё не до конца исследованное графическое наследие скульптора. Отличительная черта дарования Прокофьева - склонность скорее к лирическим и элегическим, чем к драматическим и патриотическим темам. В его творчестве больше барочно-рокайльных черт, чем у его современников.

Пронаос

Про́наос - см. в ст. периптер.

Пропилеи

Пропиле́и (от греч. propý laion - преддверие, вход), парадный вход, въезд, образованный портиками и колоннадами, расположенными симметрично оси движения. Широко применялись в архитектуре Древней Греции (Пропилеи афинского Акрополя, 437-432 гг. до н. э., архитектор Мнесикл). В 19 в. к этому типу сооружений обращались архитекторы классицизма (Пропилеи в Мюнхене, 1846-60, архитектор Л. Кленце).

Мнесикл. Пропилеи афинского Акрополя. 437-432 гг. до н. э. Реконструкция

Мнесикл. Пропилеи афинского Акрополя. 437-432 гг. до н. э. Реконструкция

Просвещение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пространственные искусства

Простра́нственные иску́сства (пластические искусства), виды изобразительного искусства, существующие в реальном пространстве - архитектура, скульптура, декоративно-прикладное творчество, а также живопись и графика, которые создают иллюзию пространства и объёма на плоскости.

Я. Стен. «Перевёрнутый мир». Ок. 1665 г. Художественно-исторический музей. Вена

Я. Стен. «Перевёрнутый мир». Ок. 1665 г. Художественно-исторический музей. Вена

Прототип

Прототи́п (от греч. prōtótypon - прообраз), прообраз, реальное лицо, представление о котором послужило художнику первоосновой при создании художественного образа (например, крестьянин Иван Петров, послуживший прототипом былинного богатыря Ильи Муромца в картине В. М. Васнецова «Богатыри», 1881-98).

В. М. Васнецов. «Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии». 1883 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

В. М. Васнецов. «Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии». 1883 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Прямая перспектива

Пряма́я перспекти́ва - см. в ст. перспектива.

Прянишников

Пря́нишников - Илларион Михайлович (1840, село Тимошево Калужской области - 1894, Москва), русский живописец и график. Родился в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) (1852-53 и 1856-66) у Е. Я. Васильева, Е. С. Сорокина и С. К. Зарянко. За время учёбы был награждён двумя серебряными медалями. Член Московского общества любителей художеств (с 1867 г.). Один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. В 1870-е гг. сблизился с Л. Н. Толстым, дружба с которым продолжалась долгие годы. С 1873 г. и до конца своей жизни преподавал в МУЖВЗ, где его учениками были С. В. Иванов, С. А. Коровин, В. Н. Бакшеев, В. К. Бялыницкий-Бируля. Принимал участие в росписи храма Христа Спасителя в Москве (1876-77).

И. М. Прянишников. «Порожняки». 1872 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

И. М. Прянишников. «Порожняки». 1872 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Прянишников был признанным мастером бытовой картины, но работал и в других жанрах живописи: историческом, батальном, а также занимался иллюстрированием книг русских писателей. Самая известная картина Прянишникова «Шутники» («Гостиный двор в Москве», 1865) затронула больную для России тему «маленького человека», уже прозвучавшую в отечественной литературе. За эту работу художник был удостоен Большой серебряной медали. Восторженно была встречена публикой и другая его картина - «Порожняки» (1872). Соединив в ней элементы бытового жанра и пейзажа, художник достиг сильного выразительного эффекта. От картины веет чувством одиночества, бесприютности, заброшенности.

И. М. Прянишников. «Шутники» («Гостиный двор в Москве»). 1865 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

И. М. Прянишников. «Шутники» («Гостиный двор в Москве»). 1865 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

В 1892-93 гг. из-за болезни художник был вынужден жить в Крыму. За год до смерти он был избран действительным членом АХ.

Псевдоготика

Псевдого́тика (ложная готика), направление в архитектуре второй пол. 18 в., возрождающее формы готики; ранний этап неоготики. Некоторые русские и западноевропейские архитекторы, увлекшись романтикой Средневековья, возводили храмы, дворцовые здания, садовые павильоны, в отделке, а иногда и в конструкции которых использовались элементы готической архитектуры. Стрельчатые арки, причудливый рисунок устремлённых ввысь линий, нарядность и красочность «кирпичной готики» увлекали В. И. Баженова (постройки в усадьбе Царицыно, 1775-85), М. Ф. Казакова (Петровский путевой дворец в Москве, 1775-82), Ю. М. Фельтена (Чесменский дворец с церковью Св. Иоанна Крестителя в Санкт-Петербурге, 1774-80;), братьев И. В. и П. В. Неёловых и др. зодчих. Некоторые здания строились так, что напоминали поэтичные и загадочные древние руины (Русалкины ворота в Царицыно В. И. Баженова, Башня-руина в Царском Селе Ю. М. Фельтена, 1771-73).

В. И. Баженов. Фигурные ворота и Оперный дом. 1775-85 гг. Царицыно

В. И. Баженов. Фигурные ворота и Оперный дом. 1775-85 гг. Царицыно

М. Ф. Казаков. Петровский путевой дворец. 1775-82 гг. Москва

М. Ф. Казаков. Петровский путевой дворец. 1775-82 гг. Москва

Пуантилизм

Пуантили́зм (от франц. pointiller - писать точками), неоимпрессионизм, дивизионизм, художественный приём в живописи, основанный на принципе разложения цветового пятна на спектрально чистые цвета, которые смешиваются на сетчатке глаза при взгляде на картину. Пуантилисты накладывали чистые краски маленькими одинаковыми по форме точечными мазками прямо на поверхность картины. Живописная система была разработана теоретически и осуществлена на практике французскими живописцами Жоржем Сёра, Полем Синьяком и др. во второй пол. 1880-х гг.

П. Синьяк. «Сосна. Сен-Тропе». 1909 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва

П. Синьяк. «Сосна. Сен-Тропе». 1909 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва

Сёра и Синьяк изучали открытия физиков, и использовали законы оптики и спектрального анализа. Они устанавливали точные границы взаимодействия тонов, поэтому их также называли дивизионистами (фр. division - разделять). Их картины не «этюдны», как у импрессионистов, а продуманны, закончены. Чистый цвет благодаря контрасту дополнительных тонов приобретает повышенную силу звучания.

Пукирев

Пу́кирев - Василий Владимирович (1832, село Лужники Тульской области - 1890, Москва), русский живописец. Родился в крестьянской семье. Живописному мастерству обучался у иконописца в Могилёве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у С. К. Зарянко (1847-58). С 1860 г. академик Петербургской академии художеств. На протяжении 12 лет (1861-73) преподавал в МУЖВЗ, однако был вынужден отказаться от преподавательской деятельности по состоянию здоровья.

В. В. Пукирев. «Неравный брак». 1862 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

В. В. Пукирев. «Неравный брак». 1862 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

В начале своего творческого пути Пукирев вполне успешно занимался портретной живописью, но под влиянием художника В. Г. Перова обратился к бытовому жанру. Он вошёл в историю русского искусства прежде всего как автор картины «Неравный брак» (1862), за которую был удостоен звания профессора живописи. «Всё русское общество горячо схватилось за эту картину и сразу глубоко полюбило её», - писал художественный критик В. В. Стасов. Произведение поднимало «женский вопрос», остроактуальный в России в сер. 19 в. Пукирев не случайно обратился к теме неравного брака: он сам пережил личную драму - бедную девушку, которую он любил, выдали замуж за богатого старика. В образе молодого человека, стоящего, скрестив на груди руки, за спиной невесты, угадываются автопортретные черты самого художника. По свидетельству И. Е. Репина, картина глубоко потрясла многих зрителей, а историк Н. И. Костомаров, увидев её, даже отказался от намерения жениться на молодой девушке. После «Неравного брака» Пукирев написал ещё несколько жанровых работ («В мастерской художника», 1865; «Приём приданого по росписи», 1873). В изображённых сценках чувствуется не только юмористический, но и критический оттенок, свойственный жанровой живописи того времени.

Пуссен

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пьеро делла Франческа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пьета

Пьета́ (от итал. pietá - милосердие), в живописи и скульптуре изображение Богоматери, оплакивающей мёртвого Христа, лежащего у неё на коленях. Этот иконографический тип часто встречается в западноевропейском искусстве 13-17 вв. Наиболее известна «Пьета» Микеланджело (ок. 1498-99).

Микеланджело. «Пьета». Мрамор. Ок. 1498-99 гг.

Микеланджело. «Пьета». Мрамор. Ок. 1498-99 гг.

Предыдущая страница Следующая страница