Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Статьи на букву "М"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М"

Мавзолей

Мавзоле́й (лат. mausoleum, от греч. mausxlé ion), монументальное погребальное сооружение. Название происходит от имени правителя Карии (царства в Малой Азии) Мавсола. Его усыпальница в Галикарнасе (ныне Бодрум в Турции; 4 в. до н. э.; архитекторы Сатир и Пифей) считалась в древности одним из семи чудес света. Постройка оригинально соединяла в себе греческий ионический периптер на высоком ступенчатом постаменте и пирамидальное завершение. Цоколь был украшен рельефным фризом с изображением битвы с амазонками, над которым работали величайшие скульпторы того времени - Скопас, Леохар, Бриаксис, Тимофей. Сооружение венчали статуи Мавсола и его жены Артемисии в колеснице (согласно др. версии, их изваяния находились внизу). Мавзолей простоял почти нетронутым до 15 в., когда был разобран крестоносцами-иоаннитами. Рыцари укрепили его плитами свою опорную крепость на Эгейском море - замок Св. Петра. В 1857 г. английский археолог Ч. Ньютон обнаружил рельефные плиты мавзолея в стенах крепости и окрестных домов (ныне - в Британском музее в Лондоне и Археологическом музее в Стамбуле).

Галикарнасский Мавзолей. 4 в. до н. э. Реконструкция

Галикарнасский Мавзолей. 4 в. до н. э. Реконструкция

Статуи предков Мавсола. 4 в. до н. э.

Статуи предков Мавсола. 4 в. до н. э.

В античности мавзолеи получили особое распространение в Древнем Риме. Мавзолей императора Августа на Марсовом поле представлял собой сложную конструкцию из семи концентрических стен, повышающихся от краёв к середине, скрытой под громадным, 87 м в диаметре, холмом. Центром его был мощный столб со статуей Августа наверху, в квадратной камере которого помещалась усыпальница. Цоколь мавзолея высотой ок. 12 м завершался фризом. В стенах кольцевых коридоров размещались склепы членов семьи Августа. В Средние века мавзолеи были распространены на Востоке. Мавзолей В. И. Ленина на Красной площади в Москве (1929-45; архитектор А. В. Щусев) выполняет одновременно роль правительственной трибуны.

Мазаччо

Статья большая, находится на отдельной странице.

Майолика

Майо́лика (итал. maiolica), изделия из цветной обожжённой глины с глазурью (стекловидным покрытием толщиной 0,15-0,3 мм, закреплённым обжигом). Название связано с о. Майорка, через который ввозились в Италию произведения испано-мавританской керамики. Для майоликовых изделий характерны мягкие, словно оплывающие формы, блеск и яркость переливчатых цветов.

М. А. Врубель. Печь-лежанка. 1899-1900 гг. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево»

М. А. Врубель. Печь-лежанка. 1899-1900 гг. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево»

Широко применялась уже в странах Древнего и средневекового Востока (Египте, Вавилонии, Иране), в 14-18 вв. в странах Европы (Испании, Германии, Франции). Особым совершенством отличается итальянская майолика эпохи Возрождения (портреты и сюжетные композиции на декоративной посуде и керамических панно Н. Пеллипарио и др. мастеров; скульптурные работы семьи делла Роббиа).

М. А. Врубель. Изразец «Павлин». Керамические мастерские. Абрамцево

М. А. Врубель. Изразец «Павлин». Керамические мастерские. Абрамцево

А. Я. Головин. Жбан «Петух»

А. Я. Головин. Жбан «Петух»

На Руси майолика была известна с 11 в. В 17 в. повсеместно создавались майоликовые изразцы (плитки), служившие украшениями для наличников окон, порталов, фризов в архитектурных сооружениях, а также печей и каминов. В 18 в. майоликовую посуду, изразцы, статуэтки выпускали завод Гребенщикова в Москве и мастерские Гжели. Декоративная майолика переживает яркий расцвет на рубеже 19-20 вв., когда к ней обращаются крупные мастера (М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. Я. Головин, С. В. Малютин и др.).

Майя искусство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Маке

Маке́ - О., см. в ст. "СИНИЙ ВСАДНИК".

"Маковец"

"Макове́ц" (1922-27), союз русских художников и поэтов, объединённых стремлением выразить в живописной форме духовные сущности. Членами союза были: художники В. Н. Чекрыгин, Л. Ф. Жегин, С. М. Романович, Н. М. Чернышёв, А. М. Чернышёв, А. В. Шевченко, К. К. Зефиров, А. В. Фонвизин, Н. В. Синезубов и др.; позднее присоединились Л. А. Бруни, К. Н. Истомин, Р. А. Флоренская, В. Ф. Рындин, Н. Я. Симонович-Ефимова; поэты В. В. Хлебников, Б. Л. Пастернак, Е. Шиллинг, Н. Н. Барютин и др. Маковчане организовали три живописные (первая называлась «Союз художников и поэтов „Искусство - жизнь", 1922) и две графические выставки, выпустили два номера журнала „Маковец" (редактор А. М. Чернышёв). В журнале печатались наряду с текстами участников союза статьи религиозного философа П. А. Флоренского.

В. Н. Чекрыгин. «Троица». 1922 г. Частное собрание

В. Н. Чекрыгин. «Троица». 1922 г. Частное собрание

Само название «Маковец» (так назывался холм, на котором Сергий Радонежский основал Троицкий монастырь; ныне Троице-Сергиева лавра) определяло обращение к истокам русской культуры, к поискам духовной преемственности. Очень разных художников сближало общее романтическое представление о высоком назначении искусства, наполненного этическим и философским смыслом. Считая, что культура вступила в полосу «нравственного одичания», они стремились вернуться «к искусству целостного образа». В традициях прошлого маковчане искали не технические приёмы, а прежде всего духовное содержание. Каждое отдельное произведение понималось как часть единого целого, «фрагмент бытийной трагедии», поэтому большинство художников создавали серии, объединённые сквозной темой или мотивом (графический цикл Чекрыгина «Воскрешение мёртвых», библейские и евангельские сюжеты Романовича и т. п.).

Маковские

Статья большая, находится на отдельной странице.

Максимов

Макси́мов - Василий Максимович (1844, деревня Лопино, близ Новой Ладоги - 1911, Санкт-Петербург), русский живописец. Сын государственного крестьянина. Первые навыки живописи получил в иконописной мастерской в Санкт-Петербурге (1855-62). В 1863-66 гг. учился в Петербургской академии художеств в классе исторической живописи. Не закончив обучения, покинул АХ и переехал в Тверскую губернию, где поселился в имении Голенищевых-Кутузовых в качестве домашнего учителя рисования. За картину «Бабушкины сказки» (1867) получил первую премию Общества поощрения художеств. В 1872 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. В 1878 г. был удостоен звания академика АХ.

В. М. Максимов. «Всё в прошлом». 1889 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

В. М. Максимов. «Всё в прошлом». 1889 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Максимов обращался преимущественно к сюжетам из крестьянской жизни, которую хорошо знал. В одной из наиболее известных картин «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875) художник воссоздаёт поэзию патриархального деревенского быта. Его внимание сосредоточено не столько на сюжетной интриге, сколько на тщательной и любовной передаче многочисленных предметов, заполняющих избу: нарядных вышитых полотенец, висящих на стенах, праздничного убора невесты. В картине «Всё в прошлом» (1889) изображён обветшавший деревенский дом, где доживают свой век барыня и её служанка. Годы уравняли двух старых женщин, стёрли признаки социального неравенства между ними. У чайного стола одна погрузилась в воспоминания, другая вяжет чулок. Забиты досками окна барского дома, всё вокруг погрузилось в тишину. Эта грустная лирическая сцена из уходящего усадебного быта особенно полюбилась зрителям и неоднократно повторялась художником.

Малевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Малые голландцы"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Малютин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Малявин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мамонтов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мамонтовский кружок

Ма́монтовский кружо́к - см. Абрамцевский художественный кружок.

Мандер Карел ван

Ма́ндер Карел ван (Mander) (1548—1606), нидерландский живописец, поэт, историк и теоретик искусства. В 1573—77 жил в Риме. В 1583 основал в Харлеме (совместно с X. Голциусом и Корнелисом ван Харлемом) первую в Нидерландах художественную «академию». По образцу Дж. Вазари создал «Книгу о художниках» (издана в 1604), наиболее ценной частью которой является свод жизнеописаний нидерландских и немецких мастеров, — важнейший источник для изучения европейского искусства XV—XVI вв. Как теоретик и живописец (мифические и жанровые композиции) примыкал к маньеризму.

Соч. в рус. пер.: Книга о художниках, М.—Л., 1940.

Мане

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мантенья

Статья большая, находится на отдельной странице.

Маньеризм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Марина

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мартини

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мартос

Статья большая, находится на отдельной странице.

Масляная живопись

Ма́сляная жи́вопись - одна из техник станковой живописи. Основана на связывании красочных пигментов различными быстро сохнущими растительными маслами (льняное, маковое, ореховое и др.) и лаками. Масляные краски можно наносить на холст густыми или прозрачными слоями, по-разному накладывать мазок, добиваясь эмалевой гладкости или, напротив, рельефности. Масляные краски долгое время не меняют тона и блеска, ими легко передать всё разнообразие фактур окружающего мира. Изобретение масляной живописи связывают с именем нидерландского живописца 15 в. Яна ван Эйка. В Италию рецепт масляной живописи привёз Антонелло да Мессина. В мастерских венецианских мастеров Джорджоне и Тициана происходит окончательное освобождение масляной живописи от традиций работы темперой. Метод масляной живописи старых мастеров основан на последовательности трёх слоёв и трёх этапов работы. Сначала на загрунтованный холст или дерево наносили тонким прозрачным слоем детализированный рисунок кистью, чаще всего однотонный. Поверх него накладывали подмалёвок, который выполнялся кроющими, корпусными (непрозрачными) красками. В подмалёвке лепится форма, белилами выделяются светлые части. Последний слой выполнялся прозрачными лессировками. Он делал нижележащие краски более тёмными и тёплыми, усиливал красочное богатство и светоносность цветов. Методы новейшей живописи (начиная с импрессионизма) иные: в ней нет чётко выраженных этапов работы; рисунок, форма и цвет часто лепятся в один приём (alla prima). Масляная живопись - самая «индивидуальная» из живописных техник, позволяющая ярко раскрыться неповторимой творческой манере каждого мастера.

Инструменты живописца

Инструменты живописца

Мастаба

Ма́стаба (араб. - каменная скамья), древнеегипетская гробница 3-го тыс. до н. э. Снаружи мастаба представляла собой низкое, прямоугольное в плане здание с наклонными стенами. Гробница имела подземную и наземную части. Подземная состояла из небольшой погребальной камеры и идущего от неё наклонного коридора или вертикального колодца, вход в который замуровывался в день погребения. В наземной части располагались одно или несколько помещений для совершения гробничного культа. Иногда мастабы строили с открытыми двориками и портиками, внутри, как правило, были горизонтальные перекрытия, но встречались и своды. Когда в качестве царских гробниц стали сооружать пирамиды, мастабы знати располагались группами у их подножия. Быть погребённым возле пирамиды считалось высочайшей честью.

Большая мастаба в Саккара. Ок. 3000 г. до н. э. Изометрическая реконструкция

Большая мастаба в Саккара. Ок. 3000 г. до н. э. Изометрическая реконструкция

Мастер из Флемаля

Ма́стер из Флема́ля - см. Кампен Р.

Мастихин

Мастихи́н (итал. mestichino), шпатель, тонкая упругая стальная (реже роговая) пластинка в виде лопаточки или ножа. Применяется в масляной живописи для удаления красок с отдельных участков полотна. Некоторые живописцы (М. А. Врубель и др.) пользуются мастихином вместо кисти для нанесения краски ровным тонким слоем или крупным рельефным мазком.

Мастихины

Мастихины

Матвеев

Статья большая, находится на отдельной странице.

Матисс

Статья большая, находится на отдельной странице.

Машков

Машко́в - Илья Иванович (1881, станица Михайловская Волгоградской области - 1944, Москва), русский живописец, педагог. Родился в крестьянской семье. В юности служил в лавке у купца в Борисоглебске, писал вывески. В 1900-10 гг. (с перерывом в 1905-07) учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. А. Серова. Один из организаторов и самых ярких мастеров художественного объединения «Бубновый валет». В 1924 г. вступил в Ассоциацию художников революционной России. Преподавал живопись в своей студии (1902-17), а позднее (1918-30) во Вхутемасе - Вхутеине.

Любимым жанром Машкова был натюрморт. Художник часто стилизовал свои работы в духе магазинных вывесок («Хлебы», 1912) или расписных подносов («Синие сливы», 1910; «Натюрморт с ананасом», ок. 1910 г.; «Ягоды на фоне красного подноса», 1910-11). Эти работы отличает повышенная энергия цвета, динамика композиции и мажорная приподнятость. Художник строит форму цветом, накладывая сочные рельефные мазки, словно воссоздающие материальную плоть предметов реального мира. Неистовая красочная стихия царит и в портретах, воспроизводящих грубо намалёванные живописные задники с отверстиями для головы - непременный атрибут ярмарочных и провинциальных фотографов («Дама с фазанами», 1911). Варварская энергия живописи соединяется в портретных работах с тонкой иронией и самоиронией. В «Автопортрете с П. П. Кончаловским» (1910) художник представил себя и своего товарища в виде сказочно могучих балаганных циркачей, исполняющих чувствительный романс.

В советский период творчества картины Машкова становятся более «классичными», для них характерны спокойная уравновешенная композиция, тёплая золотистая красочная гамма, бережно и любовно переданная фактура различных предметов и снеди («Натюрморт с веером», 1922; «Московская снедь. Хлебы» и «Московская снедь. Мясо»; обе - 1924).

Маэста

Маэста́ (итал. maestá - величание), иконографический тип изображения Мадонны с Младенцем во славе, окружённых святыми и (или) ангелами. Наиболее часто встречается в итальянском искусстве 13-14 вв. (произведения Дуччо, Чимабуэ и др.).

Чимабуэ. «Маэста». 1270-е гг. Галерея Уффици. Флоренция

Чимабуэ. «Маэста». 1270-е гг. Галерея Уффици. Флоренция

Меандр

Меа́ндр - см. в ст. ОРНАМЕНТ.

Мегалиты

Мегали́ты (от греч. mé gas - большой и lithos - камень), сооружения из огромных каменных глыб, возводившиеся в 3-2-м тыс. до н. э. в Европе, Азии и Америке. Среди мегалитов выделяют дольмены, менгиры и кромлехи. Простейший вид мегалитов - менгиры, ряд отдельных, вертикально вкопанных в землю камней (иногда до 20 м высотой), образующих длинные аллеи или кольцо. В большинстве случаев менгиры располагаются близ дольмена. Дольмен представляет собой несколько каменных глыб или плит, врытых вертикально в землю и перекрытых массивной горизонтальной каменной плитой. В некоторых дольменах плита, закрывающая вход, имеет большое круглое или овальное отверстие. Стены и потолки внутри дольменов иногда украшались рельефным или живописным орнаментом. Дольмены первоначально были, вероятно, святилищами, а позднее служили местом погребения. Кромлехи - это группы менгиров, расположенных замкнутыми кругами, причём круговые постройки могли достигать диаметра 100 м. Иногда круги состоят из двух-трёх концентрических рядов вертикально поставленных камней, вероятно, имевших культовое назначение. Самый известный кромлех - Стонхендж в Великобритании.

Менгир в Хакасии. 3-2-е тыс. до н. э.

Менгир в Хакасии. 3-2-е тыс. до н. э.

Мельников

Ме́льников - Константин Степанович (1890, Москва - 1974, там же), русский архитектор и педагог. Окончил живописное (1914) и архитектурное (1917) отделения Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Член объединения архитекторов АСНОВА. Преподавал в московском Вхутемасе (1921-25), Вхутеине (1927-29), Московском архитектурном институте (1934-37), Московском инженерно-строительном институте им. В. В. Куйбышева (с 1951 г.) и Всесоюзном заочном инженерно-строительном институте (с 1960 г.).

Творчество Мельникова не вписывается в рамки определённого стилевого направления, он воспринял общие тенденции современных течений в архитектуре, связанных с поиском новых форм и конструкций. Своим учителем зодчий считал И. В. Жолтовского. Основные новаторские проекты были созданы в 1920-х - первой пол. 1930-х гг. В павильоне «Махорка», представленном на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1923 г., использованы угловое остекление, открытая винтовая лестница, резкие диагонали линий кровли. В 1924 г. Мельниковым был создан саркофаг для Мавзолея В. И. Ленина (дубовая основа, увенчанная стеклянным куполом; находился в Мавзолее до Великой Отечественной войны). Советский павильон из дерева и стекла на Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925) - один из самых известных проектов Мельникова. В основе оригинального композиционного решения павильона - лестница, пересекающая по диагонали прямоугольное в плане двухэтажное здание. Наружные стены были почти полностью остеклены. В 1927-30 гг. по проектам архитектора были построены пять зданий рабочих клубов из бетона и стекла в Москве (клуб им. И. В. Русакова, клуб фабрики «Буревестник», клуб завода «Каучук» и др.) и один - в Дулёве, для которых была разработана система трансформируемых залов. В 1927-29 гг. в Кривоарбатском переулке в Москве был возведён из кирпича и дерева собственный дом-мастерская Мельникова. В основе его конструкции - два пересекающихся цилиндрических объёма с шестиугольными окнами. Здание считается одним из самых интересных домов 20 в.

Мемлинг

Статья большая, находится на отдельной странице.

Месопотамии искусство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Метопы

Мето́пы - см. в ст. антаблемент.

Метсю

Ме́тсю - Г., см. в ст. "Малые голландцы".

Меццо-тинто

Ме́ццо-ти́нто (от итал. mezzo - средний и tinto - окрашенный, тонированный), «чёрная манера», вид гравюры на металле, относящийся к глубокой печати. Техника была изобретена в сер. 17 в. немецким мастером Л. Зигеном. Медную доску обрабатывают специальным инструментом («качалкой»), чтобы её поверхность стала шероховатой. Те места, которые должны быть светлыми, выскабливаются (полируются). Чем сильнее полировка, тем светлее будет тон. Гравюры меццо-тинто отличаются глубиной и бархатистостью тона, богатством и тонкостью светотеневых эффектов.

Д. Смит. «Автопортрет». Меццо-тинто. 1696 г.

Д. Смит. «Автопортрет». Меццо-тинто. 1696 г.

Микеланджело

Статья большая, находится на отдельной странице.

Милле

Милле́ (millet) Жан Франсуа (1814, Грюши, близ Гревиля - 1875, Барбизон, близ Парижа), французский художник и график, представитель реализма. Сын крестьянина. Учился живописи в Париже у П. Делароша (1837-38). Изучал в Лувре работы старых мастеров.

Ж. Ф. Милле. «Сборщицы колосьев». 1857 г. Лувр. Париж

Ж. Ф. Милле. «Сборщицы колосьев». 1857 г. Лувр. Париж

Ж. Ф. Милле. «Анжелюс». 1857-59 гг. Лувр. Париж

Ж. Ф. Милле. «Анжелюс». 1857-59 гг. Лувр. Париж

Творческий путь начал с портретов и небольших идиллических сценок, но своё истинное призвание обрёл в изображении картин сельского быта. В 1848 г. переехал работать в деревню Барбизон, где образовалась колония художников (см. ст. Барбизонская школа), и прожил там всю оставшуюся жизнь. Показанная на Салоне 1848 г. картина «Веяльщик» стала поворотной в его творческой судьбе. Милле искал в крестьянском быту идеал патриархального мира, не заражённого гибельным влиянием цивилизации, простоту и духовную возвышенность. Одна из вершин его творчества - картина «Сборщицы колосьев» (1857). Облик крестьянок, собирающих колосья на поле, отличает эпическая простота и величие. Во всех картинах художника царят покой и тишина. Он «обращался к обыденному, чтобы выразить возвышенное». Для работ 1850-60-х гг. характерны чёткость композиции, монументализация форм, тонко разработанный колорит, построенный на сложных градациях золотисто-бежевых и голубоватых тонов («Анжелюс», 1857-59; «Человек с мотыгой», 1863). В 1860-е гг. художник обретает известность, его работы активно приобретаются коллекционерами. В последние годы жизни, вдохновлённый примером своего друга Т. Руссо, одного из барбизонцев, обратился к пейзажному жанру. Пейзажи Милле монументально-величественны, изысканны по колориту («Весна», 1868-73).

Милле работал также в техниках офорта и пастели. Он стал первооткрывателем крестьянской темы во французском искусстве 19 в.

Миниатюра

Миниатю́ра (от лат. minium - киноварь, сурик, краски, которыми в древности украшали инициалы рукописных книг), живопись небольших размеров и тонкого исполнения. Средневековые книжные миниатюры - это иллюстрации, заставки, заглавные буквицы (инициалы), которые раскрашивали акварелью, гуашью и др. яркими водорастворимыми красками, созданными на основе натуральных красочных пигментов (Остромирово Евангелие, 1056-57).

«Рождество св. Иоанна Крестителя». Миниатюра Милано-Туринского часослова. 1413-16 гг. Муниципальный музей. Турин

«Рождество св. Иоанна Крестителя». Миниатюра Милано-Туринского часослова. 1413-16 гг. Муниципальный музей. Турин

В. Л. Боровиковский. «Портрет В. В. Капниста». Кон. 1790-х гг. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

В. Л. Боровиковский. «Портрет В. В. Капниста». Кон. 1790-х гг. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

В живописи миниатюрами называют портретные изображения небольшого формата (ок. 15-20 см), исполненные гуашью или акварелью по картону, бумаге, пергаменту, слоновой кости, а также масляными красками по металлу, керамическими красками по фарфору, эмалями на металлической пластинке. Миниатюрные живописные портреты вставлялись в табакерки, часы, медальоны и броши. Портретная миниатюра появилась в эпоху Возрождения (Х. Хольбейн Младший в Германии, Ж. Фуке во Франции). Расцвет портретной миниатюры приходится на 18 в. (Р. Каррьера в Италии, Ж. О. Фрагонар во Франции). В России Петровской эпохи были широко распространены эмалевые миниатюры (Г. С. Мусикийский). Миниатюры с изображением императоров и императриц выполняли роль наградных царских знаков. Со второй пол. 18 в. миниатюрный портрет приобрёл камерный характер, становясь семейной реликвией, которая передавалась из поколения в поколение (миниатюрные портреты В. Л. Боровиковского). В 1779 г. в Петербургской академии художеств был открыт класс миниатюрной живописи. В нач. 19 в. наступил расцвет акварельной портретной миниатюры (К. П. и А. П. Брюлловы, П. Ф. Соколов). С сер. 19 в. портретная миниатюра начала вытесняться дагерротипом и фотографией.

Минойское искусство

Мино́йское иску́сство - см. в ст. крито-микенское искусство.

"Мир искусства"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Миро

Миро́ - Ж., см. в ст. сюрреализм.

Мирон

Ми́рон (mý rxn), древнегреческий скульптор 5 в. до н. э. Родился в Элевтерах (Аттика). Время его деятельности определяется приблизительно сер. 5 в., временем побед трёх атлетов, чьи статуи Мирон изваял в 456, 448 и 444 гг. до н. э. Скульптор отливал статуи главным образом в бронзе, но ни одно из его произведений не сохранилось; они известны по свидетельству античных авторов и древним римским копиям.

Мирон. «Дискобол». Римская копия статуи. 5 в. до н. э.

Мирон. «Дискобол». Римская копия статуи. 5 в. до н. э.

Самое прославленное творение Мирона - статуя «Дискобол» («Метатель диска»). Замысел скульптуры был необычайно дерзким для своего времени: фигура атлета впервые предстала в движении, с торсом, наклонённым вперёд, в момент наивысшего напряжения физических сил перед решающим броском. На афинском Акрополе стояла скульптурная группа Мирона «Афина и Марсий» (ок. 450 г. до н. э.). Каждая из фигур находилась на своём собственном постаменте, взаимодействуя с другой по принципу контраста. Прекрасная богиня Афина гордо удаляется, бросив на землю изобретённый и проклятый ею музыкальный инструмент - флейту. Фигура сатира Марсия, который, согласно мифу, пренебрёг проклятием и подобрал флейту, напротив, пронизана неуверенным движением, а его уродливое лицо искажено страхом.

Мистерия

Мисте́рия (от греч. mystкґ rion - тайна, таинство), жанр западноевропейского религиозного театра эпохи позднего Средневековья (14-16 вв.). Наибольшее развитие получил во Франции. Авторами пьес на библейские сюжеты были церковные служители, учёные-богословы, врачи, юристы. Сцены религиозного характера чередовались в мистериях с интермедиями - вставными комедийно-бытовыми эпизодами. Мистерии представлялись обычно в ярмарочные дни на площадях. В них сочетались и сталкивались религиозная мистика и житейский реализм, истовая набожность и богохульство («Мистерия страстей господних» А. Гребана, сер. 15 в.). Усиление комедийных элементов вызывало нападки духовных и светских властей, и в 16 в. мистерии были запрещены.

Модерн

Статья большая, находится на отдельной странице.

Модернизм

Модерни́зм (фр. modernisme, от moderne - новейший, современный), обобщающее название новых художественных течений кон. 19 - нач. 20 в., порвавших с традиционным искусством, отказавшихся следовать натуре и утверждавших новизну и оригинальность художественного видения.

Зарождение модернизма относится к 1860-м гг., когда с реформой живописи выступили импрессионисты, а в архитектуре появились каркасная конструкция и железобетон. Термин охватывает такие направления искусства 20 в., как фовизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, конструктивизм, абстракционизм и др. Для представителей модернизма характерен интерес к новизне изобразительных средств, творческим экспериментам.

Термин «модернизм» получил распространение в советской эстетике и критике со второй пол. 1950-х гг. и имел первоначально негативное значение, будучи синонимом «шарлатанства» в искусстве.

К. С. Малевич. «Композиция с „Моной Лизой . 1914 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. Фрагмент

К. С. Малевич. «Композиция с „Моной Лизой". 1914 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. Фрагмент

В 1960-е гг. наступило время постмодернизма, стремившегося стереть грани между высокой и массовой культурой.

Модильяни

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мозаика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мондриан

Мо́ндриан (mondrian) Питер Корнелис (1872, Амерсфорт, близ Утрехта - 1944, Нью-Йорк), голландский художник, один из основоположников абстракционизма, создатель теории неопластицизма. Учился в Академии художеств в Амстердаме (1892-97).

До 1911 г. писал традиционные реалистические пейзажи. После знакомства с кубистами начал создавать композиции на основе свободно сконструированной и заполнявшей весь холст пространственной сетки. В 1914 г. появились первые полностью беспредметные холсты 42-летнего художника. Мондриан разграфлял поверхность картины на прямоугольники и квадраты, закрашивал получившиеся геометрические поля то интенсивными яркими красками, то (позднее) облегчёнными и прозрачными оттенками белого, серого, бежевого или голубоватого цветов. Со временем его геометрические «решётки» становились всё проще и строже, а цветовые сочетания - всё более изысканными и благородными. Стремясь обрести то, что он называл «чистой пластической реальностью», Мондриан изгонял из своих картин любые следы «случайности и неправильности»: кривые линии, цветовые нюансы, следы кисти. Одними лишь только линиями, пересекавшимися под прямыми углами, и сочетаниями локальных цветов он создавал ощущение то напряжённости, то ясности и уравновешенности.

В 1917 г. Мондриан совместно с Тео ван Дусбургом основал авангардистский журнал «Де Стиль» и одноимённую группу. Эстетическая теория, лежавшая в основе этого направления, была названа неопластицизмом. В журнале печатались манифесты, провозглашавшие необходимость строгого геометрического порядка в искусстве, пропагандировалось беспредметное искусство «чистых первичных форм».

В нач. Второй мировой войны Мондриан уехал в Англию, а оттуда в Нью-Йорк. Его творчество оказало влияние на ряд направлений постмодернизма, таких как минимализм и оп-арт, на современную архитектуру, рекламу и печать.

Моне

Статья большая, находится на отдельной странице.

Монотипия

Моноти́пия (от греч. mó nos - один, единственный и tý pos - отпечаток), вид печатной графики. Художник вручную наносит краски на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующей печатью на станке. Полученный на бумаге оттиск всегда является единственным, уникальным. Для произведений, выполненных в технике монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает её с акварелью. Техника монотипии была впервые применена в 17 в. итальянским художником Джованни Кастильоне, широкое распространение получила с кон. 19 в. Часто используется в соединении с офортом.

Монументальная живопись

Монумента́льная жи́вопись - вид живописи, неразрывно связанной с архитектурой, украшающей стены, полы или потолки зданий. В соответствии с техникой исполнения в монументальной живописи выделяют мозаику, фреску и витраж. Монументальная живопись предполагает дистанцию между собой и зрителем, обзор с большого расстояния. Своими формами и линиями она должна не «разрушать», а подчёркивать плоскость стены. Художники-монументалисты прибегают к обобщённым, легко читаемым силуэтам, простой композиции.

«Дедал и Пасифая». Фреска. 1 в. Дом Веттиев. Помпеи

«Дедал и Пасифая». Фреска. 1 в. Дом Веттиев. Помпеи

Моро

Статья большая, находится на отдельной странице.

Московский Кремль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Московское общество любителей художеств

Статья большая, находится на отдельной странице.

Московское училище живописи, ваяния и зодчества

Статья большая, находится на отдельной странице.

Музей

Статья большая, находится на отдельной странице.

Музыка

Му́зыка (от греч. musike - искусство муз), вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах, а также произведения этого искусства. Во многих отношениях музыка подобна речи (речевой интонации), с помощью которой внутреннее состояние человека (горе, радость, тревога и т. д.) и его эмоциональное отношение к миру выражаются с помощью изменений интонации голоса. Принято разделять музыку на светскую и духовную (религиозную, церковную). В соответствии с исполнительскими средствами выделяют вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную музыку.

Ф. Халс. «Шут с лютней». Ок. 1623 г. Лувр. Париж

Ф. Халс. «Шут с лютней». Ок. 1623 г. Лувр. Париж

Джорджоне. «Сельский концерт». 1509-10 гг. Лувр. Париж

Джорджоне. «Сельский концерт». 1509-10 гг. Лувр. Париж

Музыкальные инструменты

Музыка́льные инструме́нты - инструменты, предназначенные для извлечения музыкальных звуков. Дудки и свистульки из рогов и костей животных с просверленными отверстиями существовали уже в эпоху палеолита. Формы музыкальных инструментов менялись и совершенствовались на протяжении столетий. В Древнем Египте и Греции знали флейту, арфу (лиру), трещотки (систры), бубны и барабаны.

Музыкальные инструменты: цимбалы, гитара, арфа, скрипка, аккордеон, рояль, маракасы, ударная установка

Музыкальные инструменты: цимбалы, гитара, арфа, скрипка, аккордеон, рояль, маракасы, ударная установка

Современные инструменты делятся на различные виды по источнику звука, материалу изготовления, способам извлечения звука (духовые, клавишные, струнные, ударные, металлофоны, электромузыкальные и др.). В струнных музыкальных инструментах (хордофонах) звук извлекается с помощью натянутых на корпус струн. Их подразделяют на смычковые (скрипка, виолончель, альт, контрабас), щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные (цимбалы), ударно-клавишные (фортепиано), щипково-клавишные (клавесин). В ударных инструментах звук создаётся ударом - рукой музыканта или специальными палочками - по твёрдому корпусу, мембране, струне. Металлофоны - металлические ударные инструменты, состоящие из одного или двух рядов прутьев или пластин, каждая из которых настроена на определённую высоту. Клавишные (фортепиано, клавесин, гармоника, баян, аккордеон, электросинтезатор и др.) объединяют группу инструментов, в которых звук извлекается нажатием клавиши. Сложный механизм связывает клавиши с системой клапанов, педалей, мехов и рычагов. Клавиши расположены в определённом порядке, образуя клавиатуру. В 20 в. появились электронные музыкальные инструменты (электрогитары, синтезаторы), при игре на которых электрическая энергия преобразуется в звуковую. Синтезатор состоит из панели с регуляторами и переключателями, которыми можно задать желаемые параметры звука. Синтезатор может имитировать звучание различных инструментов и звуки природы, создавать шумовые эффекты (звук автомобиля, поезда и т. д.), поэтому он широко применяется при звуковом сопровождении спектаклей и кинофильмов. Живой исполнитель играет каждый раз по-разному, а в электронной памяти синтезатора можно сохранить и затем многократно воспроизводить созданную фонограмму.

Мунк

Мунк (munch) Эдвард (1863, Лётен, Норвегия -1944, Экели, близ Осло), норвежский живописец, график, театральный художник, один из основоположников экспрессионизма; выразитель поэтики символизма. Родился в семье военного врача. Обучался в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-83) и в мастерской К. Крога (1882-83). В 1885 и 1889-91 гг. жил в Париже; в 1892-1908 гг. - в Берлине.

Потеряв в детстве мать и старшую сестру, умерших от чахотки, пережил сильнейшее потрясение и впоследствии на протяжении всего своего творчества обращался к темам страдания и сострадания, любви и боли, жизни и смерти (пять вариантов картины «Больной ребёнок», 1886-1926; «Комната умирающего», 1893). В Париже Мунк познакомился с новыми направлениями в живописи - постимпрессионизмом и зарождающимся модерном, оказавшими влияние на его творчество. В Берлине художник работал (с 1893 г.) над созданием большой серии картин «Фриз жизни», оставшейся незавершённой. Её сюжет сам Мунк определил словами: «Поэзия жизни, любви и смерти» («Созревание», «Ревность»; обе - 1895; «Разрыв», 1896; «Танец жизни», 1900, и др). Чувства трагического одиночества и нестерпимого страдания воплотились в самой известной картине Мунка «Крик» (1893), неоднократно повторявшейся художником. В ней кричит от боли и ужаса не только человек - кричит вся природа, кричат краски и вздыбленные, взвихрённые линии, очерчивающие кроваво-красное небо, реку, перила моста. В картине ярко воплотился главный принцип экспрессионизма, сформулированный Мунком: «писать не предметы, а переполняющие тебя эмоции».

Вернувшись в Норвегию (1909), художник получил заказ на создание монументальных росписей Актового зала университета в Кристиании (закончены в 1916 г.). Выполненные в технике масляной живописи композиции, из которых наиболее известно «Солнце» (1909-11), напоминают переливающиеся драгоценным сиянием мозаики или витражи.

Мунк был также крупнейшим мастером печатной графики. Его офорты, литографии и в особенности ксилографии, в которых художник виртуозно обыгрывал фактуру дерева, оказали значительное влияние на немецких экспрессионистов, широко применявших эту технику.

Мур

Мур (moore) Генри (1898, Каслфорд, Йоркшир - 1986, Мач Хэдхем, Херфордшир, Великобритания), английский скульптор, крупнейший представитель авангардизма. Учился в Школе искусств в Лидсе (1919-21) и в Королевском художественном колледже в Лондоне (1921-25). Соучредитель (1933) объединения авангардистов «Unit One» («Первое подразделение»). Участник Международной сюрреалистической выставки в Лондоне (1936).

На становление скульптора оказало влияние знакомство с коллекциями Британского музея (произведения искусства доколумбовой Америки, Африки и Океании). Его скульптуры тяготеют одновременно к абстракционизму и сюрреализму, однако не порывают до конца с органическими формами; человеческая фигура остаётся главной темой творчества. Излюбленные пластические мотивы Мура - лежащая фигура, мать с ребёнком и семейная группа. «Лежащая женщина» (1930) уподоблена холмистому пейзажу. В статуях и группах 1930-х гг. главную роль играет соотношение объёмных масс и различных пустот, отверстий; их соотношение с силуэтом фигур в пространстве («Отверстие и выпуклость», 1934).

Во время Второй мировой войны (1940-43) Мур работал военным корреспондентом, делая наброски в лондонском метро. Творчество художника достигло зрелости после окончания войны («Лежащая фигура», 1951). С сер. 1950-х гг. скульптор вдохновлялся органическими формами раковин, гальки и т. д. («Воин со щитом», 1953-54). В 1960-70-е гг. создавал большие по размерам произведения, среди которых наиболее монументальной является «Лежащая фигура» (1963-65), заказанная Линкольн-центром в Нью-Йорке.

Мурильо

Статья большая, находится на отдельной странице.

Муха

Му́ха (mucha) Альфонс (1860, Иванчице, Моравия - 1939, Прага), чешский живописец, мастер театральной и рекламной афиши, декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства; представитель стиля модерн. Учился в лицее в Брно. В 1880 г. работал в Вене сотрудником фирмы театральных декораций. Состоял придворным художником графа П. Куэна (1881-85), оформил интерьеры его замка в Грушовани (Моравия). Учился в Академии художеств в Мюнхене (1885-87) и Академии Р. Жюлиана в Париже. В 1887-1922 гг. жил в основном в Париже. Несколько раз посетил США, где работал как живописец и педагог.

А. Муха. Знаки зодиака. Календарь для журнала «La Plume». 1897 г.

А. Муха. Знаки зодиака. Календарь для журнала «La Plume». 1897 г.

А. Муха. Этикетка печенья. 1897 г.

А. Муха. Этикетка печенья. 1897 г.

Приобрёл известность своими афишами для парижского театра Сары Бернар «Ренессанс» («Жисмонда», 1894; «Дама с камелиями», 1896; «Медея», 1898, и др.). По его эскизам создавались также декорации и костюмы. Многие афиши мастера были позднее изданы в виде открыток. Муха поднял плакат (театральный и рекламный), прежде воспринимавшийся как нечто второстепенное, до уровня высокого искусства. Плакаты Мухи выгодно отличались от др. подобных работ большей лиричностью, умиротворённостью, нежностью цветовых сочетаний, они хорошо смотрелись не только на уличной тумбе, но и в домашнем интерьере. Наряду с плакатами, Муха создавал эскизы для рекламной продукции, этикетки и т. п. Центральный образ его творчества - юная златокудрая красавица в цветочном уборе, полная пленительной неги. Сказочные образы приходили в каждый дом, будучи запечатлёнными на коробках чая и обёртках дешёвых конфет. В том же стиле создавались акварельные графические серии («Времена года», 1896; «Цветы», 1897; «Месяцы», 1899; «Звёзды», 1902), до сих пор популярные у зрителя.

Муха создавал также ювелирные украшения, книжные иллюстрации и скульптуры. Последние годы жизни художник посвятил созданию монументального цикла из 20 полотен - «Славянского эпоса» на сюжеты национальной мифологии и истории (1913-30).

Мухина

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мясоедов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница