Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Б"
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Бале́т (франц. ballet, от итал. balletto), вид сценического искусства: музыкально-хореографическое театральное представление, в котором все события, характеры и чувства персонажей передаются с помощью танца. Балетный спектакль создаётся совместными усилиями композитора и балетмейстера, разрабатывающего хореографию и продумывающего движения каждого актёра. Балет начал формироваться в Европе в 16 в. Его предшественниками были театрализованные праздничные шествия и танцы на придворных балах и рыцарских турнирах. В эпоху Возрождения были популярны музыкальные спектакли, куда включались пантомимы, вокальные и танцевальные номера. Балетные номера вставляли в первые оперные спектакли. Как самостоятельный вид сценического искусства сложился во второй пол. 18 в.; пережил расцвет в эпоху романтизма («Жизель», 1841, и «Корсар», 1856, А. Адана; «Дон Кихот» Л. Минкуса, 1869; балетмейстеры Ф. Тальони, Ж. Перро и др.). В. А. Серов. «Анна Павлова в балете "Сильфида"». 1909 г. В 19 в. русский балет выдвинулся на первое место в мире, чему способствовали музыка П. И. Чайковского, высокий уровень преподавания в балетных школах, талант и виртуозное мастерство балетмейстеров (Ш. Л. Дидло, М. И. Петипа, Л. И. Иванова) и танцовщиц (А. И. Истоминой, Е. И. Андреяновой, Е. А. Санковской, М. Ф. Кшесинской, О. О. Преображенской и др.). Постановки Петипа на музыку Чайковского стали классическими образцами балетных спектаклей для следующих поколений. На рубеже 19-20 вв. важным событием художественной жизни стали дягилевские «Русские сезоны» в Париже. В 20 в. Россия сохранила за собой ведущую роль в области балетного искусства (балеты «Ромео и Джульетта», 1936, и «Золушка», 1944, С. С. Прокофьева; «Золотой век» Д. Д. Шостаковича, 1930; «Гаянэ», 1942, и «Спартак», 1954, А. И. Хачатуряна; танцовщики В. В. Васильев, М. Р. Э. Лиепа, Р. Х. Нуреев, М. Н. Барышников; балерины О. В. Лепешинская, Г. С. Уланова, М. М. Плисецкая, М. Т. Семёнова, Н. И. Бессмертнова, Е. С. Максимова, Н. В. Павлова и др.). Выдающимися хореографами 20 в. были французы М. Бежар и Р. Пети, выходцы из России С. Лифарь (во Франции) и Дж. Баланчин (в Америке). |
Баптисте́рий (греч. baptistе́rion - купель), помещение для проведения обряда крещения в христианском храме. В странах Западной Европы обычно каменное или кирпичное отдельно стоящее здание, круглое или восьмигранное в плане, перекрытое куполом (баптистерий собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, Италия, 11-13 вв.; двери украшены рельефами Л. Гиберти, 1404-52). Баптистерий собора Санта-Мария дель Фьоре. 11-13 вв. Флоренция |
Бараба́н - в архитектуре, цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, опирающаяся на своды и увенчанная куполом. Стены барабана обычно прорезаны окнами, пропускающими свет внутрь здания. Особенно часто применяется в крестово-купольных храмах. Окна в барабане храма Софии Константинопольской (532-37) были поставлены так часто, что снизу казалось, будто стен нет и огромный купол парит в небе. |
Барбизо́нская шко́ла (барбизонцы), группа французских пейзажистов (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. Диаз, Ш. Ф. Добиньи, К. Труайон), работавших в 1830-60 е гг. в деревне Барбизон (Barbizon), близ Парижа. Создавая картины на пленэре, обратились к непосредственному изображению природы, света и воздуха, открыли для зрителей непритязательную красоту сельской Франции. Писали в основном одни и те же пейзажные мотивы: размытые дождём дороги, лесные опушки, туманные равнины, бескрайние поля, тихие вечера, пасущиеся стада и т. п. Вместе с тем у каждого мастера был свой узнаваемый художественный почерк: Т. Руссо искал в равнинах, деревьях, облачном небе черты вечности; лирик Ш. Ф. Добиньи, умевший тонко передать очарование природы, оборудовал свою мастерскую в лодке на реке; Ж. Дюпре в своих романтических, полных драматизма полотнах слагал восторженный гимн прекрасной и величавой природе. Ш. Ф. Добиньи. «Лодки на Уазе». 1865 г. Лувр. Париж Т. Руссо. «Ненастье над равниной Монмартра». 1840-е гг. Музей Орсэ. Париж К барбизонцам были близки пейзажист К. Коро и писавший поэтические сцены крестьянской жизни Ж. Ф. Милле. Барбизонцы сыграли важную роль в развитии реалистического пейзажа. Их интерес к эффектам освещения, к постоянно меняющимся состояниям природы предвосхитил творческие поиски импрессионистов. Влияние барбизонской школы заметно в творчестве русских пейзажистов передвижников (А. К. Саврасова, Ф. А. Васильева и др.). |
Барелье́ф (франц. bas-relief - низкий рельеф), плоский скульптурный рельеф, в котором фигуры и предметы отступают от плоскости фона меньше чем наполовину. Как правило, предназначен для украшения архитектурных сооружений, постаментов памятников, надгробных стел, декоративно прикладных изделий. В отличие от горельефа, рассчитан на восприятие с близкого расстояния. Возник в глубокой древности: египетский «графический» рельеф, связанный с традициями контурного рисунка (украшения ларцов и кресел из гробницы фараона Тутанхамона, 14 в. до н. э.); ассирийские сцены охоты из дворца Ашшурбанипала в Ниневии (сер. 7 в. до н. э.). В барельефах Древней Греции впервые стали изображать человеческую фигуру в трёхчетвертном повороте (надгробие Гегесо, ок. 410 г. до н. э.) и в сложных ракурсах (фриз Парфенона, 5 в. до н. э.). Барельефами украшены знаменитая колонна римского императора Траяна (сцены воинских побед над даками, 2 в.), романские храмы (королевский портал собора в Шартре, Франция, 12 в.). С эпохи Возрождения барельеф почти не встречался в чистом виде - обычно художники объединяли в одной работе разные виды рельефов. Временем нового расцвета стала эпоха классицизма (надгробие С. С. Волконской И. П. Мартоса, 1782; барельефы Ф. П. Толстого на тему «Одиссеи» Гомера, 1814-16, и медальоны в память войны 1812 г., 1814-36). «Борцы». Барельеф с афинского Акрополя. Ок. 500 г. до н. э. Мрамор. Национальный музей. Афины |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Баро́кко нары́шкинское - см. нарышкинское барокко. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Беспредме́тное иску́сство - см. абстракционизм. |
Бестиа́рий (от лат. bestia - животное), в Средние века рукописный (позднее появились и печатные), богато иллюстрированный сборник текстов, повествующих о зверях и птицах, а также о минералах и растениях. Происхождение ведёт от произведения «Физиолог» (2 в. н. э.), написанного в Александрии на греческом языке и затем переведённого на многие др. языки. Реальные факты соседствовали в бестиариях с вымышленными, существующие в природе животные - с фантастическими. В соответствии со средневековой системой мышления, в облике и повадках животных, в свойствах трав и камней видели скрытый символический смысл: они напоминали о сущности и деяниях Христа, становились аллегориями добродетелей или пороков. Мир воспринимался как огромная книга, в которой зашифрован священный смысл. Манускрипты украшали заставками в тексте и картинками на отдельных листах. В эпоху готики и расцвета придворной куртуазной культуры появились т. н. «бестиарии любви», в которых легенды о животных и птицах были аллегориями того или иного проявления этого чувства. Французская книжная миниатюра. 15 в. Фрагмент |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Бо́ди-арт (англ. body art; от body - тело и art - искусство), вид художественного творчества, в котором «материалом» является тело (самого художника или др. человека), а содержание раскрывается позой, мимикой, жестами, красочными росписями, нанесёнными на кожу. Получил особое распространение в постмодернизме. Известнейшие представители боди-арта - английские художники, выступающие совместно под псевдонимами Гилберт (р. в 1943 г.) и Джордж (р. в 1942 г.). С кон. 1960-х гг. демонстрировали себя публике в виде «живых скульптур», пародирующих облик английского обывателя. Позднее создавали пародийные видеоклипы. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Боччо́ни - У., см. в ст. футуризм. |
Брак - Ж., см. в ст. кубизм. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"бунт четы́рнадцати" - выступление четырнадцати учеников Петербургской академии художеств, бросивших вызов устаревшим академическим порядкам. Живописцы Б. Б. Вениг, А. В. Григорьев, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, Ф. С. Журавлёв, А. И. Корзухин, К. Е. Маковский, А. И. Морозов, К. В. Лемох, А. Д. Литовченко, М. И. Песков, Н. П. Петров, Н. С. Шустов и скульптор В. П. Крейтан во главе с И. Н. Крамским обратились к академическому начальству с просьбой разрешить им самим выбрать сюжеты картин для участия в конкурсе на Большую золотую медаль. К конкурсу допускались лучшие из лучших, уже получившие за время обучения по нескольку медалей. Со времени основания АХ в качестве сюжета на выпускных экзаменах предлагались мифологические или библейские события. И. Н. Крамской и его товарищи впервые выступили за право художника выбрать сюжет из современной жизни. Просьба выпускников была воспринята профессорами как нарушение всех устоев, почти как революция. В день экзамена (9 ноября 1863 г.) была объявлена конкурсная тема «Пир в Валгалле» (из скандинавской мифологии). Ученики потрясли сановников небывалым поступком - все, как один, отказались от участия в конкурсе и попросили выдать им дипломы с присвоением звания «свободныхя художников». Это означало полный отказ от помощи АХ в дальнейшей работе. Возмущённые академики изгнали молодых художников из стен учебного заведения вообще без дипломов. Это событие вошло в историю как «бунт четырнадцати». И. Н. Крамской. «Автопортрет». 1867 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва Разрыв с АХ обрекал бунтарей не только на «политическое недоверие» со стороны государства, но и на безвестность и нищету: в те времена ещё не было свободного художественного рынка, и только Академия обеспечивала участие в выставках, выгодные заказы, казённые квартиры, путешествия за границу и т. п. Но юношей вдохновляла высокая цель - выразить в своём творчестве духовные чаяния современной эпохи. Позднее Крамской писал об этих событиях как о судьбоносных для русского искусства. В казалось бы безысходной борьбе с Академией они сумели выстоять, объединившись в Петербургскую артель художников, дело которой было продолжено Товариществом передвижных художественных выставок. |
Буше́ (boucher) Франсуа (1703, Париж - 1770, там же), французский живописец, гравёр, рисовальщик, декоратор; представитель рококо. Учился у Ф. Лемуана; испытал влияние А. Ватто, многие картины которого гравировал. Совершил поездку в Италию (1727-31). Его карьера была невероятно успешной: в 1755 г. стал директором Королевской мануфактуры гобеленов в Париже; в 1765 г. - директором Королевской академии живописи и скульптуры, «первым живописцем короля». Был любимым художником фаворитки Людовика XV мадам де Помпадур; написал множество её портретов. Блестяще владел всеми видами декоративной живописи - от огромных панно до крошечных композиций для вееров. Как никто другой, передал в своих картинах легкомыслие и блеск французской придворной жизни сер. 18 в. Мифологические сюжеты трактовал как остроумные, с оттенком фривольности, галантные сцены («Триумф Венеры», 1740); с неподражаемым очарованием писал женское тело («Отдыхающая девушка», 1751; изображена мадемуазель О’Марфи, фаворитка короля). В «Купании Дианы» (1742) стройные обнажённые девушки и тема охоты заставляют вспомнить традиции школы Фонтенбло. Картину отличают элегантность рисунка, чистота форм и чарующий колорит, построенный на сочетании нежных розовых, изумрудно-зелёных и насыщенно синих цветов. Ф. Буше. «Купание Дианы». 1742 г. Лувр. Париж Буше был блестящим рисовальщиком. Его графика необычайно грациозна, поэтична, поражает лёгкостью и отточенностью линий. Сохранилось более 10 тыс. его рисунков: эскизы к картинам, картоны для шпалерных мастерских Бове и Гобелена (серии «Итальянские деревенские праздники», 1736; «Благородная пастораль», 1755), к изделиям из севрского фарфора, а также книжные иллюстрации и изящнейшие виньетки. В последние годы жизни, когда вкусы французской публики изменились в направлении классицизма, подвергался нападкам, в частности со стороны просветителя Д. Дидро, за искусственность колорита и оторванность от жизни. Некоторые поздние работы, создававшиеся с участием мастерской, отмечены «тиражностью», повторением прежних находок; но лучшие произведения Буше отличает неповторимое обаяние и великолепное мастерство исполнения. Эти качества он привил своему знаменитому ученику - Ж. О. Фрагонару. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Бюст (франц. buste, от лат. bustum - место кремации, надгробный памятник), погрудное или оплечное скульптурное изображение человека; вид скульптурного портрета, в древности надгробного. Ведёт происхождение от древнегреческих герм. Был широко распространён в эпоху эллинизма. Греческие бюсты лишены портретного сходства: скульпторы представляли национальный идеал героя («Перикл» Кресилая, 5 в. до н. э.). Древнеримские бюсты родились из др. источника: восковых надгробных масок предков, которые принято было хранить в домах (обожествлённые предки считались покровителями рода). Отсюда индивидуальная неповторимость скульптурных портретов, доносящих до зрителя суровую, неприглядную правду о мужественных, а подчас жадных и порочных гражданах и правителях Рима («Брут», кон. 3 - нач. 2 в. до н. э.; «Калигула», 3 в. н. э.). Античные традиции были продолжены мастерами эпохи Возрождения (Микеланджело) и классицизма (Ж. А. Гудон, Ф. И. Шубин). В бюстах, созданных в стиле барокко (Д. Л. Бернини, Б. К. Растрелли), фигуры предстают в сложных движениях и резких поворотах; они обрамлены пышными складками, иногда перегружены деталями; скульпторы стремятся передать оттенки психологического состояния, настроения модели. В 20 в. бюсты, наделённые яркими портретными характеристиками, создавали П. П. Трубецкой, С. Т. Конёнков, В. И. Мухина и др. Ф. И. Шубин. «Бюст М. В. Ломоносова». Гипс. 1792 г. Русский музей. Санкт-Петербург |