Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭКФ"-"ЭПИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭКФ"-"ЭПИ")

Экфонетическая нотация

Экфонетическая нотация (от греч. exponeo - восклицаю) - древнейшая визант. нотация, предназначенная для чтения нараспев служебных книг (Евангелия, Апостола, Пророчеств). Э. н. возникла в кон. 4 в. на основе др.-греч. знаков просодии. Знаки Э. н. немногочисленны; они лишь приблизительно фиксировали просодию текста, указывали чтецу на места остановок, цезуры, акценты, ударения и помогали ему музыкально и логично прочесть текст. Нек-рые из знаков обозначали повышение и понижение голоса (оксейя, барейя, кремасте). В рус. служебных книгах Э. н. повторяет греч. экфонетич. знаки.

Знаки Э. н. делятся на 3 вида: знаки строчные, указывающие на остановку в чтении и связывающие части текста; подстрочные, акцентирующие определ. слова; надстрочные, обозначающие повышение или понижение голоса. Мн. из знаков Э. н. вошли в состав ранневизантийской, древнейшей знаменной и кондакарной нотаций, напр. параклит, крюк, стрела, палка, крыж. Старейшими русскими памятниками, содержащими Э. н., являются "Остромирово евангелие" (1056-57) и Куприяновы листы (отрывок из Евангелия 11 в.).

Литература: Металлов В., Богослужебное пение русской церкви в период домонгольский, М., 1906, 1912; его же, Русская семиография, М., 1912; Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века, т. 1, М.-Л., 1928; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Thibaut J.-В., Origine byzantine de la notation neumatique de l'йglise latine, pt. 1, P., 1907; его же, Monuments de la notation ekphonйtique et neumatique de l'йglise latine, St.-Pйtersbourg, 1912; его же, Monuments de la notation ekphonйtique et hagiopolite de l'йglise grйcque, St. -Pйtersbourg, 1913; Hшeg E. La notation ekphonйtique, Cph., 1935.

Т. Ф. Владышевская.

Элгар Э. У.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Элегия

Элегия (греч. elegeia, родств. elegeton - дистих и elegos - траурное пение в сопровождении авлоса) - первоначально поэтико-муз. лирич. жанр в иск-ве Др. Греции. Э. представляли собой небольшие произв., состоящие из элегич. дистихов (гекзаметр + пентаметр), разнообразные по содержанию (воинственные, любовные, философские, нравоучительные). В римской поэзии культивировалась гл. обр. любовная Э., постепенно приобретавшая значение стихотворения печального, грустного характера, с мотивами одиночества, страданий, неразделённой любви. Э. получила широкое распространение в поэзии сентиментализма и романтизма (18-19 вв.); в ней развивались мотивы разочарования, неудовлетворённости, воспоминаний о прошлом, размышлений о бренности жизни, к-рые нередко приобретали философский или социальный смысл. Как самостоят. муз. жанр Э. встречается с 17 в. Ранние образцы вок. Э. принадлежат Г. Пёрселлу ("Пасторальная элегия на смерть Дж. Плейфорда", 1687; "Три элегии на смерть королевы Мэри", 1695). В нач. 19 в. к жанру Э. обратился Л. Бетховен ("Элегическая песнь" для 4 голосов и струн. квартета ор. 118). Жанр Э., распространённый в рус. поэзии (В. А. Жуковский, А. А. Дельвиг, Е. А. Баратынский,H. M. Языков, А. С. Пушкин), оказал значит. воздействие на развитие отечеств. романса (М. И. Глинка, А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, И. И. Геништа, М. Л. Яковлев, А. С. Даргомыжский). Рус. элегич. романс, как правило, представляет собой вок. монолог с характерным соединением в мелодике песенно-романсовых и декламационных оборотов, с простой, типичной для бытового романса фп. фактурой (часто "гитарная" арпеджированная, реже аккордовая) - "Не искушай меня без нужды" Глинки на сл. Е. А. Баратынского; "Когда, душа, просилась ты" Яковлева на сл. А. А. Дельвига, "Я помню глубоко" Даргомыжского на сл. Д. В. Давыдова, позднее - "Для берегов отчизны дальной" Бородина на сл. А. С. Пушкина, "Когда, кружась, осенние листы" Танеева на сл. Л. Л. Эллиса.

С 19 в. создаются и инстр. Э.; таковы Э. для фп. Ф. Листа, Ф. Бузони, Э. Грига, М. Регера, В. Фортнера, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, для виолончели и фп. Г. Форе, для фп., скрипки и виолончели Рахманинова ("Элегическое трио" ор. 9), для скрипки (или альта) соло И. Ф. Стравинского. Среди орк. Э. - 1-я часть 3-й орк. сюиты и 3-я часть "Серенады для струнного оркестра" Чайковского, Andante elegiaco из 3-й симфонии Рахманинова, 3-я часть "Концерта для оркестра" Бартока (1943), "Траурная ода" ("Элегическая песнь", 1943) Стравинского, симфонич. Э. памяти А. Веберна (1946) Кшенека.

Е. М. Царёва.

Электрограммофон

Электрограммофон - см. Электрофон.

Электромеханическая звукозапись

Электромеханическая звукозапись - см. Механическая звукозапись.

Электромузыкальные инструменты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Электронная музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Электропроигрыватель

Электропроигрыватель - см. Электрофон.

Электрофон

Электрофон - электротехнич. устройство для проигрывания граммофонных пластинок. Состоит из электропроигрывателя (объединяет диск для пластинки с вращающим его электромотором и звукосниматель с тонармом), усилителя звуковых частот и динамич. громкоговорителя или громкоговорителей. Монофонич. Э. могут изготовляться в виде единого блока, однако чаще имеют отд. акустич. колонку с громкоговорителем; стереофонич. Э. обычно снабжаются двумя акустическими колонками; электропроигрыватель и усилитель звуковых частот располагаются в одном блоке или составляют отдельные блоки. За рубежом выпускаются и квадрофонические Э. с 4 акустическими колонками.

Современный высококачественный Э. обеспечивает воспроизведение полосы частот от 20 до 20 000 герц и более. Электропроигрыватели выпускают и отдельно; они могут подключаться к радиоприёмнику, магнитофону (стерео- фонические - только к стереофоническим) или объединяться с также выпускающимися и по отдельности усилителями звуковой частоты и акустическими колонками соответствующих электрических параметров.

Элементарная теория музыки

Элементарная теория музыки - начальный курс в цикле муз.-теоретич. дисциплин, содержащий осн. сведения о важнейших элементах музыки. Преподаётся в средних муз. уч. заведениях - как спец. предмет на историко-теоретич. отделениях (ф-тах) и как общий (обязательный) на исполнит. отделениях, а также в хореографич. уч-щах и педагогич. уч. заведениях общего типа. В курс Э. т. м. входят следующие разделы: нотная грамота; общие понятия об элементах музыки и средствах муз. выразительности - ритме, метре, ладе, тональности, интервалах, аккордах, темпе, динамике, формах мелодич. движения, мелизмах, о муз. синтаксисе, гармонич. связи главных аккордов в тональности и внутритональных отклонениях. Ряд сведений по муз. грамоте выделен из курса Э. т. м. и включён в курс сольфеджио, предназначенный для детских муз. школ и вечерних школ общего муз. образования.

Литература: Кашкин Н. Д., Учебник элементарной теории музыки, М., 1875, М., 1917, посл. изд. М., 1931; Pавлюченко С. A., Элементарная теория музыки, Л., 1938, Л.-М., 1946; Ефимов В. A., Элементарная теория музыки, Минск, 1948, 1952; Способин И. В., Элементарная теория музыки, М., 1951, М., 1968; Красинская Л., Уткин В., Элементарная теория музыки, Рига, 1953, М., 1965; Вахромеев В. A., Элементарная теория музыки, М., 1956, 1975.

В. А. Вахромеев.

Элерс А.

Элерс А. (Ehlers) Алиса (р. 16 IV 1887, Вена) - австр. клавесинистка. Училась у Т. Лешетицкого в Вене. В 1913-18 занималась у клавесинистки В. Ландовской в Высшей муз. школе в Берлине. С 1936 - в США. С 1942 профессор ун-та Юж. Калифорнии в Голливуде. Почётный доктор ряда амер. ун-тов. Выступала как солистка и ансамблистка, в т. ч. с П. Хиндемитом и А. Швейцером. Вела педагогич. деятельность. Много концертировала, успешно гастролировала в Америке и Европе, выступала в СССР (1927). Пропагандировала клавесинную музыку 17-18 вв. Основу её репертуара составляли произв. И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, А. Скарлатти. Исполнение Э. отличалось благородством вкуса, продуманностью трактовок.

Литература: С. Gр., Алиса Элерс, "ЖИ", 1927, No 17; Гримих К., Клавесинистка А. Элерс (концерт в Малом зале Консерватории 3 апреля). "Музыка и революция", 1927, No 5-6; Wohlfahrt F., Alice Ehlers, "Die Musik", 1925, Jahrg. 17, H. 11.

Ю. В. Крейнина.

Элиасберг К. И.

Карл Ильич (28 V (10 VI) 1907, Минск - 12 II 1978, Ленинград) - сов. дирижёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1944). В 1929 окончил Ленингр. консерваторию по классу скрипки (до 1925 занимался у С. П. Коргуева). Дирижёрское иск-во изучал самостоятельно. В 1928-31 дирижёр Ленингр. т-ра оперетты; с 1932 дирижёр, в 1937-50 гл. дирижёр Большого симф. оркестра Ленингр. радиокомитета. Годы Великой Отечеств, войны 1941-45 провёл в Ленинграде, где возглавлял симф. оркестр, образованный из оставшихся в городе музыкантов. Под упр. Э. 9 авг. 1942 в Ленинграде была исполнена 7-я симфония Шостаковича. Выступал с концертами в Ленинграде, Москве и др. городах СССР. Для Э. характерны бережное отношение к авторскому замыслу, безупречный вкус, твёрдая воля. Его обширный репертуар включал произв. рус. и заруб. композиторов, а также соч. сов. авторов, в первую очередь - ленинградских. Особенно удавалось Э. исполнение классич. музыки.

Литература: Григорьев Л., Платек Я. (сост.), Современные дирижёры, М., 1969.

Г. Я. Юдин.

Эллер Х. Я.

Хейно Янович (23 II (7 III) 1887, Тарту - 16 VI 1970, Таллин) - сов. композитор и муз. педагог. Нар. арт. СССР (1967). Учился на юридич. ф-те Петерб. ун-та (1908-11). В 1920 окончил Петрогр. консерваторию по классу композиции у В. П. Калафати. В 1920-40 преподавал в Высшей муз. школе в Тарту и в 1940-70 в Таллинской консерватории (с 1940 профессор). Основоположник нац. стиля в инстр. (оркестровой и камерной) эст. музыке. Среди учеников - В. Капп, Я. Коха, Я. Ряэтс, Э. Тубин. Гос. пр. Эст. ССР (1948, 1965).

Сочинения: для орк. - 3 симфонии (In modo mixolydo, 1936; 1947; 1961), симфониетта (1965), Торжественная увертюра (1946), 3 сюиты (1914; Белые ночи - Valged ццd, 1939; 1944), 8 поэм и картин (Эпизод из времён революции - 1917; Сумерки - Videvik, 1917; Заря - Koit, 1920; Ночные зовы - Цц hььded, 1920; Призраки - Viirastused, 1925; В тени и на солнце - Varjus ja pдiksepaistel, 1926; Полёт орла - Kotkalend, 1949; Поющие поля - Laulvad pхllud, 1951), Симфоническое скерцо (1921), Симфоническая легенда (1923), Симфоническая бурлеска (1927); для струн. орк. -Nйnia (1928), Элегия (1931), 5 пьес (1953), Музыка для струнных (1942); концерт для скрипки с орк. (1933; 2-я ред. 1964); камерные ансамбли - для скр. и фп.: 2 сонаты (1922, 1946), Сосны (Mдnnid, 1929), Баллада (1938); 5 струн. квартетов (1925, 1930, 1945, 1953, 1959); для фп. -4 сонаты (1920, 1938, 1944, 1958), 2 сонатины (1946, 1950), 2 цикла вариаций (1912, 1939), 29 прелюдий, 6 этюдов, 8 вальсов и др., для скр. соло - фантазия (1931), Просторы (Avarused, 1940) и др.

Литература: Sepp H., Heino Elleri klaverilooming, Tallinn, 1958; Heino Eller sхnas ja pildis, Tallinn, 1967; Оякяэр В., Старейшина эстонской музыки, "СМ", 1965, No 6; Aavik J., Eesti muusika ajalugu, Stockholm, 1969.

А. В. Хирвесоо.

Эллинг К.

Эллинг К. (Elling) Катаринус (13 IX 1858, Осло - 8 I 1942, там же) - норв. композитор и муз. фольклорист. Окончил Лейпцигскую консерваторию (1878), совершенствовался у Г. фон Херцогенберга в Высшей муз. школе в Берлине (1886-89). С 1889 работал в Берлине, с 1896 - в Осло. Преподавал муз.-теоретич. предметы в консерватории в Осло (1896-1908), дирижировал хором певч. об-ва. В 1909-26 рук. хора и органист церкви Гамлебюэн. Э. завоевал известность как специалист по нац. муз. фольклору. С 1898 собирал нар. мелодии; записанные им песни (ок. 1400) опубликовал в 3-томном издании, написал ряд работ о норв. муз. фольклоре. О музыке Э. положительно отзывался Э. Григ. Автор биографий У. Булля, Э. Грига, Ю. Свенсена, X. Хьерульфа.

Сочинения: опера Казаки (Kosakerne, Осло, 1897); оратории - Блудный сын (Den forlone sшn, 1896), Король Инге и Грегориус Дагсон (1898); для орк. - 2 симфонии (1890, 1897), Норвежская сюита (Norsk suite, 1904), Тема с вариациями; для инструмента с орк. - концерт для влч. (1919), пьесы для флейты; камерно-инстр. ансамбли - пьесы для скр. с фп., 2 струн. квартета, фп. квартет; пьесы для фп.; хоры a cappella и с фп.; ок. 200 песен с фп.; музыка к спектаклям драм. т-ра, в т. ч. к "Сну в летнюю ночь" и "Двенадцатой ночи" У. Шекспира.

Литературные сочинения (все изданы в Осло): Vore volkemelodier, 1909; Vore kjempeviser..., 1914; Vore slatter, 1915; Tonefшlelse..., 1920; Norsk folkemusikk, 1922; Sprogforholdet inden vore folkemelodier, 1930; Nye bidrag fyl belysning af norsk folkemusikk, 1933.

Литература: Gaukstad Ш., Melodi- og tekstregister til Catharinus Ellings opptegnelser av folkemusikk, Oslo, 1953, 1963.

О. Е. Левашёва.

Эллингтон Э. К.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эль-Дабх Х.

Эль-Дабх Х. - эль-Даб (el-Dabh) Халим (р. 4 III 1921, Каир) - егип. композитор. Окончил частный муз. колледж и ун-т в Каире. С 1950 живёт в США. Продолжил здесь муз. занятия в Новоангл. консерватории в Бостоне и Беркширском муз. центре в Танглвуде (шт. Массачусетс), где обучался у А. Копленда. В произв. Э.-Д. элементы егип. нац. музыки сочетаются с зап.-европ. техникой композиции. Автор более 150 соч. в разл. жанрах, среди к-рых выделяются музыка к балетным пост. "Саладин" ("балет огней"; 1960, Каир) и "Клитемнестра" (1958; с хором), "Люцифер" и "Ифигения", а также 3 симфонии (1950-56), симф. поэма "Тахмиля" ("Tahmela", 1960), концерт для дарбуки (араб. барабан) или литавр со струн. оркестром (1955), струн. квартет (1951). Соч. Э.-Д. часто исполняются в США и странах Европы.

Эльдеринг Б.

Эльдеринг Б. (Eidering) Брам (8 VII 1865, Гронинген - 17 VI 1943, Кёльн) - нидерл. скрипач и педагог. Обучался игре на скрипке в Брюссельской консерватории у Е. Хубая, в Берлинской высшей муз. школе у Й. Иоахима. С 1887 участник квартета Хубая в Будапеште (2-я скрипка). С 1891 концертмейстер симф. оркестра Берлинской филармонии, с 1895 - придв. оркестра в Мейнингене. Затем переехал в Амстердам, где был профессором консерватории. В 1903-1934 концертмейстер "Гюрцених-оркестра" в Кёльне, участник (1-я скрипка) квартета этого оркестра, профессор консерватории там же. Среди учеников - З. Боррис, А. Буш, М. Штруб, В. Штрос.

Эльман М.

Эльман М. (Elman) Миша (Михаил Саулович) (8 (20) I 1891, Тальной, Украина - 5 IV 1967, Нью-Йорк) - амер. скрипач. В раннем детстве учился играть на скрипке у отца, затем у А. Фидельмана в Одессе. Выступал публично с 5-летнего возраста (в 7 лет исполнило оркестром концерт No 7 Ш. Берио). В 1901-04 обучался у Л. Ауэра в Петерб. консерватории (занимался также композицией под рук. Ц. А. Кюи). В нач. 1904 дал концерт в Петербурге, в конце того же года (14 X) - в Берлине. Завоевал известность за рубежом, совершив конц. турне по городам Германии и Великобритании. После успешного выступления в Нью-Йорке (10 XII 1908) с Петерб. симф. оркестром (исполнил концерт П. И. Чайковского) поселился в США. Много гастролировал с лучшими симф. оркестрами в США и др. странах. В 1926 основал струн. квартет. Дал 5 т. н. историч. концертов в "Карнеги-холл" в Нью-Йорке (1936-37). Э. играл на скрипках Н. Амати, а также А. Страдивари (изготовлена в 1727). Исполнение Э. отличалось виртуозностью техники, красотой певучего тона, масштабностью замыслов; в интерпретациях миниатюр применял оригинальные звуковые краски и особые приёмы, добиваясь звучания, близкого человеческому голосу. Среди исполнявшихся им произв. крупной формы - гл. обр. соч. виртуозно-романтич. характера. Автор пьес для скрипки с фп. ("Романс", "Гондола" и др.), а также оперетты. Ему принадлежит много аранжировок, транскрипций и переложений, в т. ч. фп. пьес Л. Бетховена, Ф. Шуберта, С. В. Рахманинова, а также нар. песен. Э. посвящен ряд произв., в т. ч. "Экстаз-поэма" As-dur op. 21 Э. Изаи, концерт для скрипки с оркестром Б. Мартину.

Литература: (А. И.), Концерт Миши Эльмана, "Театральная Россия", 1905, 26 февр.; Rаабен Л., Л. Ауэр, Л., 1962, с. 160; Аuer L., Violin master works and their interpretation, Boston, 1925 (рус. пер. - Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики, М., 1965); E1man S., Memoirs of Mischa Elman's father, N. Y., 1933; Carpenter Mc D., Mischa Elman and Joseph Szigeti, N. Y., 1955; Bartholomieux S., Mischa Elman, "Le guide du concert et du disque", 1959, No 251-52; Flesch C., Erinnerungen eines Geigers, Freiburg i. Br.-Z., 1960, 1961 (рус. пер. фрагмента - Воспоминания скрипача, в сб.: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 8, М., 1977).

В. Ю. Григорьев.

Эльмендорф К. Э. М.

Эльмендорф К. Э. М. (Elmendorff) Карл Эдуард Мария (25 X 1891, Дюссельдорф - 21 X 1962, Хофгейм) - нем. дирижёр (ФРГ). Учился в Кёльнской консерватории у P. Штейнбаха и Г. Абендрота. Дирижировал в Дюссельдорфе, Майнце, Хагене, Ахене. В 1925-32 дирижёр Берлинской гос. оперы и Мюнхенской оперы, позже генерал-музик-директор т-ров в Висбадене, Касселе и Мангейме, Гос. оперы в Дрездене (до 1945). В 1927-42 постоянно выступал в Байрёйте. В последние годы жизни работал в оперных т-рах земли Гессен (Висбаден).

Эльснер Ю. К.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эльшек О.

Эльшек О. (Elschek) Оскар (р. 16 VI 1931, Братислава) - слов. музыковед. Окончил философский ф-т Братиславского ун-та (1954; музыковедение и эстетика). С 1954 науч. сотрудник братиславского Ин-та музыковедения (ныне Ин-т искусствоведения). Был гл. редактором журн. "Slovenskб hudba" (1963-71), одним из редакторов (с 1967) "Библиографического ежегодника европейской этномузыкологии" ("Annual bibliography of European ethnomusicology"). Автор работ по фольклористике, этномузыкологии и теории музыки. Вместе с женой - А. Эльшековой-Станковичовой подготовил к изданию сб-ки слов. нар. песен, собранных и записанных Б. Бартоком ("Slovenskй l'udovй piesnc", dl 1-2, Brat., 1959,1970), совм. с нею написал ряд науч. работ.

Сочинения: Pojem a zбkladnй znaky hudobnйho folklуru, "Hudobnovednй stъdie", zv. 3, Brat., 1959; Ъvod do stъdia slovenskej l'udovej hudby, zv. 1-3, Brat., 1962 (совм. с Эльшековой); Oponickб zbierka, "Hudebnovednй stъdie", zv. 7, Brat., 1966; Hudobnovedeckб systematika a etnoorganolуgia, "Musicologica slovaca", zv. 1, Brat., 1969; Systematika a predmet dnesnej hudobnej vedy, там же, zv. 4, Brat., 1973; Slovenskй l'udovй piesne a nastrojovб hudba, Brat., 1980 (совм. с женой).

Эльшекова-Станковичова А.

Эльшекова-Станковичова А. (Elschekovб-Stankovicovб) Алица (p. 21 XI 1930, Братислава) - слов. музыковед и фольклористка. Окончила философский ф-т ун-та (1953; музыковедение и этнография) в Братиславе. С 1953 науч. сотрудник Ин-та музыковедения (ныне Ин-т искусствоведения). Вместе с мужем - О. Эльшеком подготовила к изданию 2 тома слов. нар. песен, собранных и записанных Б. Бартоком.

Сочинения: Об изучении ранних форм славянской народной музыки, в сб.: Славянский музыкальный фольклор, М., 1972, с. 114-26; О slovenskej l'udovй) piesni a l'udovej hudbe, Martin, 1956 (совм. с О. Эльшеком); Zбkladnб etnomuzikologickб analэza, "Hudobnovednй stъdie", zv. 6, Brat., 1963; Motivickб, riadkovб a strotickб forma, "Musicologica slovaca", rocnik 1, 2, Brat., 1969; Metуda vyhodnocovania melodickych podobnosti pomocou klasifikacnэch tabuliek, там же, zv. 6, Brat., 1978; Stilbegriff und Stilschichten in der slowakischen Volksmusik, в сб.: Studia Musicologica, t. 20, Bdpst, 1978.

Эмиритон

Эмиритон (назв. от первых букв слов "электрический музыкальный инструмент", фамилий двух его конструкторов и слова "тон") - клавишный 1-гол. электромуз. инструмент на электронных лампах или полупроводниках с клавиатурой фп. типа. Сконструирован А. В. Римским-Корсаковым и А. А. Ивановым при участии В. Л. Крейцера и В. П. Дзержковича. Первая модель изготовлена в 1935, усовершенствованные Э. выпускались с 40-х гг.; при исполнении на Э. возможны изменение тембра и атаки звука (острая или плавная).

З. М. Красновский.

Эмсхаймер Э.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Энармоника

Энармоника - энармонический род, энармон, энгармоника, энгармонический род (греч. enarmonion (genos), enarmonion, от enarmonios - эн(г)армонический, букв. - согласный, созвучный, стройный) - наименование одного из родов (типов интервальных структур) др.-греч. музыки, характеризующегося применением пары мельчайших интервалов, в сумме равных полутону. Осн. (аристоксеновский) вид Э.:

Энармоника

(У Архита, Эратосфена, Дидима, Птолемея указаны др. величины.)

Для мелодии энармонич. рода характерно мелизматич. опевание опорного тона прилегающими к нему микротонами (сходно с античной хромой, см. Хроматизм), типичен утончённый, изнеженный выразит. характер ("этос"). Специфич. интервал Э. - четвертитон (греч. diesis - энармонич. дийса). Энармонич. пикн (pyknon, букв. - скученно, часто) - участок тетрахорда, где помещаются два интервала, сумма к-рых меньше величины третьего. Сохранившийся; образец Э. см. в ст. Мелодия (колонка 519, 1-й стасим из "Ореста" Еврипида, 3-2 вв. до н. э.). В эпоху средневековья и раннего Возрождения Э. в муз. практике не использовалась (впрочем, известен случай упоминания Э. в кодексе Монпелье, 11 в.; см. Gmelch J., 1911), но по традиции фигурировала во многих муз.-теоретич. трактатах. У Н. Вичентино (16 в.) встречаются образцы одноголосия с Э. (см. пример в колонке 218) и 4-голосия (передано в нотации 20 в.; означает повышение на 1/4 тона):

Энармоника

Н. Вичентино. Мадригал "Ma donna il росо dolce" из книги "L'antica musica" (Roma, 1555).

M. Мерсенн (17 в.), объединив тоны всех трёх древних родов, получил полную 24-ступенную четвертитоновую гамму (см. Четвертитоновая система):

Энармоника

М. Мерсенн. Из кн. "Harmonie universelle" (Paris, 1976, (т. 2), кн. 3, с. 171).

Литература: Vicentino N., L'antica musica ridotta alla moderna prattica, Roma, 1555, факсим. переизд., Kassel, 1959; Mersenne M., Harmonie universelle..., v. 1-2, P., 1636-1637, факсим. переизд., v. 1-3, P., 1976; Paul О., Boetius und die griechische Harmonik..., Lpz., 1872, факсим. переизд., Hildesheim, 1973; Gmelch J., Die Vierteltonstufen im MeЯtonale von Montpellier, Freiburg (Schweiz), 1911.

Ю. H. Холопов.

Энгармонизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Энгель Ю. Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Энгельбрехт Д. Э.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Энгельгардт В. П.

Василий Павлович (29 VII (10 VIII) 1828, Смоленская губ. - 19 V 1915, Дрезден) - рус. муз. деятель и астроном. Учился в Уч-ще правоведения (Петербург), где сблизился с В. В. и Д. В. Стасовыми, А. Н. Серовым. Друг и почитатель М. И. Глинки, Э. внёс существ. вклад в увековечивание памяти композитора. В 1853 он начал собирать по договорённости с Глинкой рукописи и издания его сочинений. Богатейшее собрание автографов и др. материалов, связанных с деятельностью Глинки, в 1867 Э. передал в Публич. б-ку (ныне Гос. публич. б-ка им. M. E. Салтыкова-Щедрина), основав фонд Глинки. В 1858 по договорённости с Л. И. Шестаковой издал за рубежом 17 романсов Глинки (текст параллельно на франц., нем. и итал. языках), посвятив издание П. Виардо. В 1870-х гг. поселился в Дрездене, занимался астрономией, продолжал муз. деятельность: открыл в своём доме комнату Глинки, собрал обширную нотную б-ку (своё имущество он завещал Казанскому отделению РМО, однако его б-ка и архив не были вывезены из Дрездена). Интерес представляют письма Э. Ему принадлежат перелож. для 2 фп. в 8 и 12 рук отрывков из опер Глинки.

Сочинения: (Письма), "РМГ", 1898, No 12; Из воспоминаний о Глинке и его погребении, там же, 1907, No 5-6; Из писем к H. P. Финдейзену, в сб.: Глинка в воспоминаниях современников, под общ. ред. А. А. Орловой, М., 1955.

Литература: Глинка М. И., Записки, "Русская старина", 1870, т. 1-2, Л., 1953; Стасов В. В., Немецкие органы у русских любителей, "Исторический вестник", 1890, ноябрь, та же, в его кн.: Статьи о музыке, вып. 4, М., 1978; Ник. Ф. (Финдейзен H. P.), Славный глинкианец, "РМГ", 1908, No 38; В. П. Энгельгардт. (Некролог), "Музыка", 1915, 5 сент.

Энгель-Крон С. М.

Энгель-Крон С. М. (по сцене - Акимов) Сергей Михайлович (17 (29) I 1867, Москва - 15 I 1930, Днепропетровск) - советский певец (бас), педагог и муз.-обществ. деятель. В 1895 окончил Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва по классу пения у Ю. Я. Махиной, совершенствовался у Е. К. Ряднова. Дебютировал в 1896 в Казани (Фернандо в опере "Трубадур") под фамилией своей бабушки, известной артистки Малого т-ра С. П. Акимовой. Служил в частных оперных труппах M. M. Бородая, M. E. Медведева и др., пел на оперных сценах в Вильнюсе, Киеве, Москве, Одессе, Екатеринославе, Петербурге, Харькове, Тбилиси (исполнял в основном комич. и характерные партии). Отличался редким актёрским талантом. Среди партий - Кецал ("Проданная невеста"), Фарлаф; Бартоло ("Севильский цирюльник"), Пётр Иванов ("Царь-плотник" Лорцинга). Выступал и в качестве режиссёра. Совм. с братом организовал в Харькове оперное товарищество (1910-13). С 1913 жил в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), где в 1914 возглавлял драм. труппу гор. т-ра, затем был его директором, с 1919 режиссёром. С 1916 преподавал пение в муз. уч-ще, с 1920 - в Екатеринославской консерватории, руководил муз. самодеятельностью, создав в Клубе железнодорожников оперный коллектив (1921-28).

Брат Э.-К. - Михаил Михайлович Э.-К. (22 III (3 IV) 1873, Москва - 23 III 1933, Свердловск) - сов. певец (бас-баритон) и педагог. В 1900 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. В 1898-1900 обучался в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва. Дебютировал в партии Эскамильо в моск. т-ре "Аквариум" (1903; оперная труппа M. E. Медведева). До 1925 пел на оперных сценах в Киеве, Тбилиси, Харькове, Екатеринославе, Петербурге (Петрограде). Среди лучших партий - Руслан, Князь Игорь; Альберт ("Вертер"). Обладал голосом широкого диапазона, благодарной сценич. внешностью. В 1910-12 входил в оперное т-во, организованное им совм. с братом. С 1919 преподавал в Екатеринославском муз. уч-ще (в 1920-1922 директор), с 1921 профессор Екатеринославской консерватории, в 1923-29 - Киевской консерватории (с 1923 - Муз. техникум; среди учеников - К. А. Лаптев). В 1930-33 возглавлял кафедру сольного пения и был деканом вок. ф-та Уральского обл. муз. техникума в Свердловске.

Литература: Словарь сценических деятелей, вып. 1, СПБ, 1898, с. 8-9; Диноэль, Новые для Москвы артисты, "Русское слово", 1903, 4 и 6 июня; З. И. С., С. М. Акимов (Энгель-Крон), "Театральная газета", 1917, 29 января; К 30-летнему юбилею артистической и педагогической деятельности С. М. Акимова "Звезда" (Днепропетровск), 1928, 7 июня.

M. P. Леонова.

Энгель-Утина Н. А.

Нина Александровна (р. 21 VI 1925, Свердловск) - сов. артистка оперетты. Нар. арт. РСФСР (1973). В 1953 окончила ГИТИС им. А. В. Луначарского (Москва). С того же года солистка Волгоградского, с 1957 - Свердловского т-ра муз. комедии. Партии: Любаша Толмачёва ("Севастопольский вальс" Листова), Надежда ("Чёрная берёза" Новикова), Анни ("Яблочная леди" Флярковского), Ольга Ивановна ("Дарю тебе любовь" Гроховского), леди Брэкнелл ("Мой друг Бенбери" Натчинского), Сильва ("Сильва" Кальмана), Анджелика ("Чёрный дракон" Модуньо), Долли ("Хелло, Долли" Германа), Клементина ("Рыцарь Синяя Борода" Оффенбаха) и др.

В. И. Зарубин.

Энглунд Э. С.

Энглунд Э. С. (Englund) Эйнар Свен (р. 17 VI 1916, Югарн, о. Готланд, Швеция) - фин. композитор и пианист. Учился у М. Пааволы (фп.), С. Палмгрена и Б. Карлсона (композиция), у Л. Фунтека (инструментовка) в Муз. академии им. Я. Сибелиуса в Хельсинки (1935-41); совершенствовался в композиции у А. Копленда (1949) в Танглвуде (США). Изучал муз. фольклор в СССР (участвовал в экспедициях по республикам Закавказья), Болгарии и Югославии. Концертирует как пианист в Финляндии и в др. странах, исполняя гл. обр. собств. соч. (концерты для фп. с оркестром, сонатина и др.), аккомпанирует своей жене М. Сирен, исполнительнице песен разных народов. С 1958 преподаёт в Муз. академии им. Сибелиуса (с 1976 профессор по классам композиции и инструментовки). Одновременно сотрудничает в качестве музыкального критика в газете "Hufvudstadsbladet" (Хельсинки).

В начале композиторской деятельности написал музыку к ряду радиопостановок, спектаклей драм. т-ра и кинофильмов (в т. ч. к кинофильму "Северный олень", на основе лапландского муз. фольклора, 1952); позднее создал орк. сюиты из музыки к спектаклям и кинофильмам. 1-я симфония Э. (1946), посвященная событиям 2-й мировой войны 1939-45 (он её участник), и 2-я симфония (1948) по стилю, форме, выразит. средствам близки к произв. сов. композиторов, особенно С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича. Свои лучшие произв. Э. создал в 60-70-е гг.- 2-й концерт для фп. с оркестром, сонатину для фп. и симфонии (3-я; 4-я, для струнных и ударных, посв. памяти Шостаковича; 5-я); она отличаются ясностью формы (при несомненных элементах импровизационности), остротой и разнообразием ритма, необычными красочными сочетаниями инструментов.

Сочинения: балеты - Одиссей (1959, Хельсинки) и Синухэ (1965, Хельсинки; также орк. сюиты из музыки обоих балетов); для орк. - 5 симфоний (1946, 1948, 1971, 1976, 1977), симф. поэма Победная (Epinikia, написана к спортивному фестивалю, 1947), сюиты Китайская стена (Kiinan muuri) и Северный олень (Valkoinen peura, 1952); концерты с орк. - для фп. (1955, 1975) и влч. (1954); камерно-инстр. ансамбли - Интродукция и каприччо для скр. с фп. (1970), фп. квинтет (1941); пьесы для фп., в т. ч. Интродукция и токката (1959); музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам (ок.20); песни; эстр. музыка.

Литература: Мякинен Т., Нумми С., Musica fennica, Хельсинки, 1965; Вачнадзе М., Современная музыка Финляндии, в ее кн.: О музыке, Тб., 1981, с. 100-03; Einar Englund, Hels., 1975 (буклет); Heininen P., Einar Englund, "Musiikki", 1976, No 4; Sermilд J., Einar Englund, в кн.: Finlands composers, Hels., 1976 (F. B.), Einar Englund och Maynie Siren i Sovjet, "Kontakt", 1976, No 4.

M. A. Сальберг-Вачнадзе.

Энде Н. Г.

Энде Н. Г. (наст. фам. - фон Дервиз) Николай Григорьевич (12 (24) IV 1837, Петербург - 17 (29) X 1880, там же) - рус. певец (тенор). Окончил Петерб. артиллерийское уч-ще, служил офицером в 3-й Гвардейской пехотной дивизии. В детстве брал уроки у К. Ф. Альбрехта (обучался игре на ряде муз. инструментов, получил первонач. муз.-теоретич. подготовку). Позже занимался у братьев Дж. и Ф. Ронкони (пение). Артистич. деятельность начал в Киеве, где дебютировал в 1871 в партии Дженнаро ("Лукреция Борджа"), исполнял партии лирич. и драм. тенора. В 1876-80 пел на сцене Мариинского т-ра в Петербурге (дебютировал в партии Финна). Особенно удавались Э. характерные партии, певец создавал живые, правдивые вок.-сценич. образы. Был 1-м исполнителем партий Школьного учителя ("Кузнец Вакула" Чайковского), Винокура ("Майская ночь"), Шута Никитки ("Купец Калашников" Рубинштейна). Среди др. партий - Собинин, Князь; Княжой дурак ("Рогнеда"), Вальтер ("Тангейзер"), Фауст, Манрико, Йонтек. Выступал как камерный певец, привлекая слушателей задушевным пением. Э. достиг большой выразительности в исполнении вок. цикла Рубинштейна "6 басен И. А. Крылова", к-рый он пел под аккомпанемент автора. Писал романсы и цыганские песни. Своеобразный талант артиста высоко ценили П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, А. Г. Рубинштейн, Ц. А. Кюи, Г. А. Ларош.

Литература: Театральное эхо. (О концерте с участием Энде), "Петербургская газета", 1876, 18апр.; (Кюи Ц. A.), Театр и музыка. Окончание дебютов на Мариинской сцене, "С.-Петербургские ведомости", 1876, 26 апр.; Ларош (Г. A.), Музыкальные очерки. По поводу возобновления "Маккавеев" на Мариинской сцене. "Жизнь за царя" с новым Сабининым и новою Антонидой, "Голос", 1877, 28 сент.; его же, Музыкальные очерки... "Пророк", "Фра-Дьяволо" и "Руслан" с новым персоналом на русской оперной сцене, там же, 1878, 14 окт.; см. также кн.: Ларош Г. A., Избр. статьи, вып. 1-2, Л., 1974-1975; Некролог фон-Дервиза, "Новости и биржевая газета", 1880, 21 окт.; П. З., Некролог Н. Г. Энде, "Петербургская газета", 1880, 21 окт.; Некролог, "Нувеллист", 1880, No 7, ноябрь; Гозенпуд A., Русский оперный театр XIX века. 1873-1889, (Л.), 1973.

А. П. Григорьева.

Энди П. М. Т. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Энеску Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Энигэреску О.

Энигэреску О. (Enigarescu) Октав (р. 13 VII 1924, Бухарест) - рум. певец (баритон). Засл. арт. СРР (1962). В 1949 окончил в Бухаресте филиал Брашовской консерватории по классу пения у А. Костеску-Дука. С 1945 выступал в разных т-рах Бухареста, с 1949 пел в т-ре Рум. оперы в Клуже (дебютировал в партии Фигаро). С 1955 солист Рум. т-ра оперы и балета (в 1969-1971 директор т-ра). В 1953-55 профессор Клужской, в 1958-68 - Бухарестской консерваторий. Э. обладает голосом сочного яркого тембра, выдающимся актёрским мастерством, позволяющим ему с равным успехом исполнять самые разнохарактерные партии; в числе лучших - Риголетто, Яго, Жермон, Амонасро, Фальстаф; Джанни Скикки ("Джанни Скикки" Пуччини), Фигаро; Бекмессер ("Нюрнбергские мейстерзингеры"). Среди др. партий - Тезей ("Эдип" Энеску), Евгений Онегин, Князь Игорь; Олег Кошевой ("Молодая гвардия"; Гос. пр. СРР, 1954). Выступает как конц. певец, участвует в исполнении вок.-симф. произв. Лауреат ряда междунар. конкурсов. Гастролировал во мн. странах (Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, ГДР, Нидерланды, Италия, Польша, Турция, Франция, ФРГ, Чехословакия); неоднократно выступал в СССР (с 1953).

Литература: Constantinescu G., Opera, "Muzica", 1963, No 3, p. 40-42.

P. Э. Лейтес.

Энке В. Р.

Владимир Робертович (р. 18 (31) VIII 1908, Москва) - сов. композитор. В 1917-18 учился в Моск. консерватории по классу фп. у Г. А. Пахульского, в 1936 окончил её по классу композиции у В. Я. Шебалина (ранее занимался у А. Н. Александрова, Н. К. Чемберджи), в 1937 - аспирантуру при ней (рук. Шебалин), В 1925-28 лит. редактор журн. "Культпоход". В 1929-1936 муз. редактор молодёжного вещания Всесоюзного радиокомитета. В 1938-39 преподавал инструментовку в Моск. консерватории. Выступал как муз. критик. Записал ок. 200 частушек Моск. обл. (1933-35), а также ряд частушек и песен Рижского и Новосельского районов Рязанской обл. (1936), записал и обработал ряд песен терских казаков (1936).

Сочинения: оперы Любовь Яровая (1947, Львовский т-р оперы и балета; 2-я ред. 1970, Донецкий т-р оперы и балета), Богатая невеста (совм. с Б. М. Трошиным, 1949, Львовский т-р оперы и балета); оперетты - Дружная горка (совм. с Б. А. Мокроусовым, 1934, Москва), Сильное чувство (либр. И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, 1935, там же); для солистов, хора и орк. - сюита-оратория Политотдельская свадьба (сл. А. И. Безыменского, 1935), кантата-оратория Русскому воинству (1942), оратория Дороги родины моей (сл. К. Я. Ваншенкина, 1968); для орк. - симфония (1947), Концерт мастеров оркестра (1936), Несокрушимый город (4 поэмы о Ленинграде, 1947), фантазия Мастер и Маргарита (1980); концерт для влч. с орк. (1938); для фп., в т. ч. 3 сонаты (1928; 1931; Морская соната, 1978); для голоса с фп. - романсы на сл. Б. Л. Пастернака (1928), Р. М. Рильке (1928), Венгерская тетрадь на сл. А. Гидаша (1932), 7 романсов на сл. А. С. Пушкина (1936), 8 романсов на сл. H. M. Языкова (1937), 8 романсов на сл. Ф. И. Тютчева (1943), 6 романсов на сл. Ф. И. Тютчева (1944), 12 романсов на сл. А. А. Блока (1947), 7 романсов на слова сов. поэтов (1948), романсы на сл. В. А. Солоухина (1959), Л. А. Коваленкова (1959), А. Т. Твардовского (1969), А. А. Вознесенского (1975), романсы на сл. А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой (1980), Песня о Ленине (сл. Н. Хикмета, 1958), Ленинский портрет (сл. Ваншенкина, 1978); песни; музыка к спектаклям драм. т-ров, в т. ч. "Много шума из ничего" Шекспира (Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола, 1940) и др.

Литературные сочинения: Четвёртая сюита Д. Шостаковича, "СМ", 1953, No 8; Болгарские песни, там же, 1953, No 10; Польские хоровые произведения, там же, 1954, No 1; Песни Демократической Германии, там же, 1954, No 4.

Л. Б. Римский.

Энсзем

Энсзем - энзем, антем (англ. anthem, средне-англ. antem, староангл. antefn, позднелат. antiphona, от греч. antiponos - звучащий в ответ) - нелитургич. духовное песнопение англиканской церкви с текстом из Библии (иногда из др. источников) на англ. языке. Существуют 2 разновидности Э.: появившийся несколько ранее полный Э. (full anthem) - исполняемый хором, преим. a cappella, и более поздний стиховой, или строфический, Э. (verse anthem) - основанный на чередовании сольных (один или неск. солистов) и хор. разделов, с инстр. сопровождением (орган, струнные).Своим возникновением жанр обязан движению Реформации, выдвинувшему идею богослужения на нац. языке. Образцом для создателей первых полных Э. (К. Тай, Т. Таллис) был лат. мотет, что подтверждается известными случаями переработок мотетов в Э. Однако уже в раннем Э. сложились - во многом в связи с языковыми особенностями текста - его своеобразные черты:

Энсзем

У. Бёрд. Стиховой (verse) энсзем.

по преимуществу силлабич. мелодика, краткость фраз, квадратность, гармонич. наполненность при меньшей по сравнению с мотетом роли полифонии. Даже в более поздних стиховых Э. (У. Бёрда, Т. Морли, О. Гиббонса) партия солиста ещё не является ведущим голосом: гармонич. изложение в них только намечается.

Новый ариозный стиль в сольных разделах утвердился в 17 в.; введение инстр. интерлюдий (Дж. Блоу, Г. Пёрселл) усилило обозначившееся сходство Э. с кантатой (в это же время в Э. был добавлен полифонич., нередко двухорный, раздел "аллилуйа"). Наивысшего развития Э. достиг в творчестве Г. Ф. Генделя, к-рый создавал соч. в этом жанре, как правило, по определ. поводам (Э. коронационные, свадебные, похоронные и др.); они близки по стилю его ораториям. В 19 в. к жанру Э. обращались мн. англ. и амер. композиторы (напр., англичанину С. С. Уэсли принадлежат Э., изд. в 2 томах). В 20 в. среди авторов Э. - Б. Бриттен, С. Барбер, И. Ф. Стравинский. Многочисл. образцы Э. приведены в изд.: Musica Britannica. A national collection of music, v. 7 - 1953, v. 23 - 1966, v. 38 - 1976.

Литература: Foster M. В., Anthem and anthem composers, L., 1901; Fellowes E. Н., English cathedral music from Edward VI to Edward VII, L., (1941), (1948); Вukofzer M. F., Music in the baroque era, N. Y., (1947); Daniel R. Т., English models for the first American anthems, "JAMS", 1959, v. 12, No 1; Le Hurау Р., The English anthem 1580-1640, "Proceedings of the Royal Musical Association", 1959/1960, v. 86; Wienandt E. A., Choral music of the church, N. Y.-L., (1965); Morehen J., The English consort and verse anthems, "Early music", 1978, v. 6, No 3.

Т. С. Кюрегян.

Энсина Х.

Энсина Х. (Encina, Enzina; наст. фам.- де Фермоселье, de Fermoselle) Хуан дель (12 VII 1468 или 1469, Энсина, близ г. Саламанка - 1529 или 1530, Леон или Саламанка) - испан. поэт, драматург и композитор. Учился у брата - Д. де Фермоселье, профессора музыки Саламанкского ун-та, посещал этот ун-т. С 1484 пел в хоре мальчиков в соборе в Саламанке, ок. 1490 стал руководителем этого хора. Ок. 1492 служил придворным поэтом герцога Альбы, во дворце к-рого в 1492-98 ставил свои эклоги светского (пасторали) и религиозного (гл. обр. на библейские сюжеты) содержания. В них лирич. песни чередовались с прозаич. текстами. В Саламанке им были опубликованы 6 эклог (1496), затем 8 (1507). Обычно пьесы Э. завершались вильянсико на собств. музыку. В своих вильянсико Э. подчёркивал осн. идею пьес - прославление земной любви. В период Контрреформации пьесы были запрещены инквизицией. После принятия в Риме духовного сана (работал там в 1512-13, 1514-16 и 1519) писал гл. обр. духовную музыку. С 1509 был архидиаконом в соборе Малаги, с 1519 - приором собора в Леоне; в 1519 совершил паломничество в Иерусалим. Э. сыграл видную роль в становлении испан. муз. т-ра. Он писал также полифонич. вок.-инстр. музыку; в его светских соч. ощутимо влияние нар. кастильских песен, а также итал. фроттол. Автор свыше 60 вок. ансамблей и соч. для голоса с инстр. сопровождением.

Издания: Cancionero de las obras de Juan del Encina, Salamanca, 1496; Cancionero musical de los siglos XV y XVI, Madrid, 1890.

Литература: Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 2, ч. 1, М., 1953, с. 387-91; Cotarelo y Mori F., Juan del Encina у los orнgenes del teatro espaсol, Madrid, 1901; Dнaz-Jimйnez E., J. del Encina en Leon, Madrid, 1909; Mitjana R., Estudios sobre algunos mъsicos espaсoles del siglo XVI, Madrid, 1918; Espinosa Maeso R., Nuevos datos biogrбficos de Juan del Encina, "Boletнn de la Real Academia espaсola", 1921, v. 8; Mazzei P., Contributo alio studio delle fonti... del teatro di J. del Encina, Lucca, 1922; Subira J., La mъsica en la casa del Alba, Madrid, 1927; Chase G., Juan del Encina, poet and musician, "ML", 1939, v. 20; Encina J. del Canciones, edicion, introduccion y notas de A. J. Battistesa, Buenos Aires, 1941; Juliб Martнnez E., Juan del Encina, в кн.: Historia general de las literatures hispбnicas, ed. por G. Dнaz Plaja, v. 2, Barcelona, 1951; Andrews J. R., Juan del Encina. Prometheus of search of prestige, Berk.-Los Ang., 1959.

П. А. Ахундов.

Эолийский лад

Эолийский лад - см. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Средневековые лады.

Эолова арфа

Эолова арфа (по имени бога ветров Эола в др.-греч. мифологии), воздушная арфа.

1) Струн. муз. инструмент. Состоит из узкого деревянного ящика, служащего резонатором, внутри к-рого натянуты струны (9-13) разл. толщины, настроенные в унисон (обычно g). Движение воздуха, поступающего через специальное отверстие, вызывает колебания струн, издающих разл. обертоны общего тона. В зависимости от силы ветра звучание Э. а. меняется в широких пределах - от совсем тихого, нежного до весьма громкого при сильных порывах. Известна с давних пор (впервые описана в 10 в. архиепископом Данстаном Кентерберийским). Устанавливалась обычно на крышах зданий или на фронтонах, а также в парковых сооружениях (гротах, беседках и др.). Э. а. совершенствовали мастера Дж. Б. Порта из Неаполя (16 в.), А. Кирхер (1650), У. Джонс (ок. 1781) и Поуп (1792). Приобрела особую популярность с кон. 18 в. и получила художеств. отображение в романтической живописи, музыке, а также в поэзии (в т. ч. у И. В. Гёте, В. А. Жуковского). С 19 в. конструкция Э. а. неоднократно менялась; среди мастеров - Г. К. Кох (1802), В. Мелькоп (1841), К. Плейель (1840-е гг.), во 2-й пол. 19 в. - Р. Бурхард, К. Дёблер и др. Ныне вышла из употребления.

2) Назв. инструмента с металлич. проскакивающими язычками и круглым раструбом (вид гармоники); изготовлялся с нач. 19 в. в Петербурге, затем и в др. городах России.

Литература: Dalberg J. F. von, Die Дolsharfe, Erfurt, 1808; Kastner J. G., La harpe d'Eole et la musique cosmique, P., 1856; Brink C., Harps in the wind, N. Y., 1947.

Ю. А. Фортунатов.

Эпизод

Эпизод (греч. epeisodion, букв. - добавление, вставка) - часть муз. пьесы, имеющая относительно самостоят. значение и в ряде случаев основанная на новом, контрастном тематич. материале. Э. в греч. драме называлось появление отд. актёров между хор. частями (эписодий). В фуге, а также рондо и концерте доклассич. эпохи Э. (интермедия, куплет), как правило, построение срединно-развивающего характера между проведениями осн. темы, в концерте - часто сольное для контраста с темой, исполняемой всем оркестром. В рондо венских классиков Э. - раздел между проведениями рефрена, создающий значит. контраст (тематич., фактурный, ладотональный) со смежными разделами, причём степень контрастности 2-го Э. (близок трио сложной 3-частной формы) выше, чем 1-го Э. (близок середине простой 3-частной формы, нередко также в форме периода, простой 2- и 3-частной). В сонатной форме Э. - введение новой контрастной темы внутри (как в 1-й части 3-й симфонии Бетховена) или вместо разработки (как в 1-й части 7-й симфонии Шостаковича). Термин "Э." изредка встречается в качестве названия самостоятельной пьесы, напр. у М. Регера (фп. пьесы ор. 115).

М. И. Катунян.

Эпилог

Эпилог (греч. epilogos, букв. - послесловие) в музыке - раздел завершающего характера, как правило, в муз.-сценич. жанрах. Представляет собой заключит. сцену, обобщающую муз.-образное содержание произв. после окончания сюжетного развития, напр. в операх "Дон Жуан" Моцарта, "Иван Сусанин" Глинки, "Похождения повесы" Стравинского. В "Иване Сусанине" Э. - большая массовая сцена, включающая трио Антониды, Собинина и Вани, оплакивающих гибель Сусанина (средняя часть), и величественный хор "Славься" (финал).

Эпиникий

Эпиникий (греч. epinikion (asma, melos), от epinikios - победный, от epi - на и nikn - победа) - жанр величальной песни, существовавший в Др. Греции. Известны тексты эпиникиев Симонида (14 фрагментов), Пиндара (45 Э.) и Бакхилида (14 Э.). Особенно популярными были эпиникии Пиндара, посв. прославлению победителей на общегреч. соревнованиях: олимпийские, немейские, истмийские и пифийские. Э. обычно исполнялись хором, реже - соло, всегда с сопровождением струн. инструментов (форминкс, кифара, лира); иногда к струн. инструментам добавлялся авлос. После 5 в. до н. э. Э. постепенно исчезает из художеств. практики. В эпоху Возрождения А. Кирхер опубликовал впоследствии утерянную рукопись, якобы являющуюся нотографич. записью вступления к 1-му пифийскомуэпиникию Пиндара (Kircher A., Musurgia universalis, Romae, 1650). На протяжении неск. столетий этот фрагмент считался подлинным памятником антич. муз. иск-ва, однако в 20 в. его подлинность подвергается сомнению.

Издания: Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты, М., 1980.

Литература: Лирика Древней Эллады в переводах русских поэтов, сост. и комитент. Я. Э. Голосовкер, М.-Л., 1935; Воесkh A., De metris Pindari, Lipsiae, 1811; Westphal R., Die Musik des griechischen Alterthumes, Lpz., 1883; Rome A., L'origine de la prйtendue mйlodie de Pindare, "Les йtudes classiques", 1932, v. 1; его же, Pindare ou Kircher?, "Etudes classiques", 1935, t. 4, No 2, p. 337-50; Lehmann G., Theorie und Geschichte der griechischen Harmonik in der Darstellung durch August Boeckh, Wьrzburg, 1935; Mountford J. F., The music of Pindar's "Golden Lyre", "Classical Philology", 1936, v. 31; Gombosi O., Melody of Pindar's "Golden Lyre", "MQ", 1940, v. 26, No 3, p. 381-92; Rцh1mann E., Denkmдler altgriechischer Musik, Nьrnberg, 1970.

E. В. Герцман.

Эпиталама

Эпиталама (от греч. epitalamios - свадебный, брачный, от epi - при, перед и talamos - брачный покой) - свадебная песнь, бытовавшая в антич. муз. практике как часть художеств. оформления свадебного обряда. Исполнялась перед брачным покоем хором, иногда и двумя хорами (юношей и девушек). Тематика сохранившихся текстов Э. свидетельствует о связи с фольклорной традицией. Существовали величальные Э. (epitalamios ymnos и epitalamios odn) и Э.-плачи. Нередко в Э. использовались мифологич. сюжеты (напр., в одной из эпиталам Сапфо описывается свадьба Гектора и Андромахи). О музыке Э. судить трудно, т. к. среди дошедших до нас памятников антич. муз. иск-ва соч. этого жанра отсутствуют, а древние муз.-теоретич. трактаты не сообщают об Э. ничего конкретного. Только Аристид Квинтилиан ("О музыке", 1, 12) упоминает Э. наряду с др. жанрами, каждый из к-рых исполнялся в особой звуковысотной области. Нередко окончание раздела формы Э. сопровождалось возгласом men o Ymenaie ("гимен, о Гименей!"), отчего Э. иногда назывались Гименеями (Гименей - Ymnnaos, или 'Ymenaios, в др.-греч. мифологии спутник Афродиты, бог брака). Сочинитель Э. назывался "эпиталамиограф" (epitalamiograpos).

К жанру Э. обратился А. Г. Рубинштейн в своей опере "Нерон" (1876).

Издания: Сапфо. Стихотворения и фрагменты, М., 1915.

Литература: Морева Н., Мифологизм русской и античной свадебной песни, "Ученые записки ЛГУ (Сер.: Филологич. науки)", 1939, No 33, вып. 2; Толстой И. И., Сапфо и тематика ее песен, в его кн.: Статьи о фольклоре, М.-Л., 1966; Герцман Е., Восприятие разновысотных звуковых областей в античном музыкальном мышлении, "Вестник древней истории", 1971, No 4; Romagnoli E., Musica e poesia nell' antica Grecia, Bari, 1911; Wheeler A. L., Tradition in the Epithalamium, "American Journal of Philology", 1930, v. 51, No 203; Georgiades Th., Greeck music: verse and dance, N. Y., (1956); Keydell R., Epitalamium. в кн.: Reallexikon fьr Antike und Christentum, Bd 5, Stuttg., 1962.

E. В. Герцман.

Предыдущая страница Следующая страница