Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Д" (часть 9, "ДОН"-"ДРУ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 9, "ДОН"-"ДРУ")

Доницетти Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Доницетти Д.

Доницетти Д. (Donizetti) Джузеппе (1788, Бергамо, Ломбардия - 1856, Стамбул) - итал. дирижёр, педагог и композитор. Врат Г. Доницетти. В 1828 был приглашён в Стамбул и назначен главным муз. гувернёром Султанского двора. Обучал турецких музыкантов. Впервые организовал в Турции европеизиров. воен. оркестр, для к-рого писал музыку. Д. - автор музыки нац. гимнов "Махмудие" ("Mahmudiye", 1828) и "Меджидие" ("Mecidiye", 1839). Ему принадлежат также канцоны, фп. произв. и др. За заслуги Д. был присвоен титул паши.

Донской Л. Д.

Лаврентий Дмитриевич (1858, Костромская губ. - 22 XI (5 XII) 1917, Москва) - рус. певец (лирико-драм. тенор). Пел в церк. и театр. хорах. В 1877-80 учился в Петерб. консерватории у В. М. Caмуся и К. Эверарди. Затем (с 1880) в Бесплатной муз. школе под рук. Д. М. Леоновой и М. П. Мусоргского. Совершенствовался в Италии у Ф. Ронкони и Гамбоджи. Брал уроки актёрского мастерства у А. П. Ленского (Москва). Как оперный певец дебютировал в партии Собинина в труппе И. Я. Сетова (1882, Киев). В 1883-1904 солист Большого т-ра (Москва). Д. обладал мягким ровным голосом широкого диапазона, тонким художеств. вкусом; более близкими артисту были партии лирич. характера: Ленский, Берендей, Левко, Князь; Дубровский ("Дубровский"), пел также Радамеса, Хозе, Лоэнгрина, Фауста и мн. др. С 1904 выступал на частных сценах, держал оперную антрепризу в Тбилиси (1904-06). Гастролировал по городам России. С 1907 профессор Муз.-драм. училища Моск. филармонич. об-ва.

Литература: "ЕИТ" 1903-1904, приложение, с. 208-09 (По поводу 20-летия сценической деятельности); (Некролог), "Рампа и жизнь", 1917, No 47-48; А. Н. Островский и русские композиторы. Письма, под общей ред. E. M. Колосовой и Вл. Филиппова, М.-Л., 1937, с. 249-50; Боголюбов Н., Шестьдесят лет в оперном театре, М., 1967, с. 113-117.

М. М. Яковлев.

Донт Я.

Донт Я. (Dont) Якоб (2 III 1815, Вена - 17 XI 1888, там же) - австр. скрипач и педагог. Сын виолончелиста Йозефа Валентина Д. (1776-1833). Игре на скрипке учился в консерватории в Вене у И. Бёма и Й. Хельмесбергера-старшего. С 1833 скрипач оркестра "Хофбург-театра", с 1834 - придв. капеллы в Вене. Одновременно преподавал в Академии музыки (среди его учеников Л. С. Ауэр). С 1873 профессор консерватории в Вене. Опубликовал более 50 инструктивных сочинений для скрипки. Автор "24 этюдов и каприсов", ор. 35, и 24 "Предварительных упражнений к Крейцеру и Роде", ор. 37, - классич. образцов педагогич. скрипичной лит-ры.

Донцелли Д.

Донцелли Д. (Donzelli) Доменико (2 II 1790, Бергамо, Ломбардия - 31 III 1873, Болонья) - итал. певец (тенор). Пению обучался у А. Бьянки в Бергамо, затем совершенствовался у Дж. Виганони и Г. Кривелли в Неаполе, где дебютировал в 1809 (опера "Нина, безумная от любви" Паизиелло). Выступал на сценах мн. итал. т-ров. С 1822 гастролировал за границей. В 1844 оставил сцену. Д. - один из ярких представителей иск-ва итал. бельканто. Большая дружба связывала Д. с Дж. Россини: певец участвовал в первых пост. его опер - "Торвальдо и Дорлиска" (партия Торвальдо, 1815) и "Путешествие в Реймс" (партия Кавалера Бельфьоре, 1825), с успехом исполнял также партии принца Рамиро, Риччардо ("Золушка", "Риччардо и Зораида"). Сильному голосу (густого баритонального тембра) и огненному темпераменту певца больше соответствовали драм. партии. Д. - один из лучших исполнителей Отелло ("Отелло" Россини), а также романтич. партий опер В. Беллини и Г. Доницетти. Беллини написал для Д. партию Поллиона ("Норма", 1831). Партии: Уго, Роберт, Эдгар ("Паризина", "Роберт Девере", "Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Мазаньелло ("Немая из Портичи" Обера) и др.

Сочинения: Esercizi giornalieri basati sull'esperienza di molti anni, Mil., Ricordi, (s. a.).

Литература: Глинка М. И., Автобиографические и творческие материалы, в кн.: Литературное наследие, т. 1, Л.-М., 1952, с. 137, 420; Стендаль, Собр. соч., т. 8, М., 1959; Panofka E., Voci e cantanti, Firenze, 1871; Jаrrо, Memorie d'un impresario fiorentino, Firenze, 1892; Monaldi G., Cantanti celebri, Roma, 1929; Della Corte A., L'interpretazione musicale e gli interpreti, Torino, 1951, с. 518-519.

С. M. Грищенко.

Доол

Доол - дхол (арм.), - ударный муз. инструмент, двухсторонний барабан с широкой (300-400 мм) деревянной обечайкой и мембранами из телячьей или бараньей кожи (диаметр 340-500 мм). Верхняя мембрана значительно толще нижней. Играют на Д. двумя палками - толстой и тонкой (по верхней мембране ударяют толстой палкой, акцентируя ритм) либо руками, отбивая правой по верхней мембране сильные доли такта, а левой ударяют по нижней, исполняя мелкие длительности. Д. используется в ансамбле с зурнами, сопровождает танцы, шествия.

И. М. Вызго-Иванова.

Доор А.

Дор (Door) Антон (20 VI 1833, Вена - 7 XI 1919, там же) - австр. пианист и педагог. Учился у К. Черни (фп.) и З. Зехтера (теория музыки) в Вене. С 1850 успешно гастролировал как солист и ансамблист в Германии и сканд. странах (в Стокгольме получил звание придворного пианиста, члена Корол. академии). Выступал в ансамбле с известными скрипачами Ф. Лаубом, Г. Венявским (в Петербурге), с П. Сарасате. С 1864 концертировал в России. В 1866-69 преподавал в Моск. консерватории (профессор класса спец. фп.), был дружен с Н. Г. Рубинштейном. В России получил признание как ансамблист, один из первых исполнителей произв. П. И. Чайковского, к-рый посвятил Д. Вальс-каприс для фп. ор. 4 (1868). Автор педагогич. редакций фп. сочинений В. А. Моцарта, Л. Бетховена, К. М. Вебера, Р. Шумана и др. В 1869-1901 профессор по классу фп. в консерватории Об-ва друзей музыки в Вене (среди учеников - П. А. Пабст). Был близок с И. Брамсом (первый исполнитель его произведений в Вене). Написал "Воспоминания о П. И. Чайковском" ("Московские ведомости", 1901, 26 марта).

В. Ю. Дельсон.

Доплер А. Ф.

Доплер А. Ф. (Doppler) Альберт Франц (16 X 1821, Львов - 27 VII 1883, Баден, близ Вены) - австр. флейтист, композитор и дирижёр. Артист оркестра Будапештского оперного т-ра, где в 1847 впервые исполнена его опера "Беневский", затем в 1849 оперы "Илька" и "Два гусара" ("Die beiden Husaren"), в 1857 - "Эржебет", сочинённая Д. вместе с братом - Карлом Д. и с Ф. Эркелем. С 1858 работал в Венской придв. опере как флейтист и балетный дирижёр. В 1870 в Вене поставлена опера Д. "Юдифь". С 1865 преподавал игру на флейте в Венской консерватории. Автор 7 опер, 15 балетов, концертов и пьес для флейты.

Брат Д. - Карл Д. (12 IX 1825, Львов - 10 III 1900, Штутгарт) - флейтист и дирижёр. Артист оркестра Будапештского оперного т-ра; в 1865-98 придв. капельмейстер в Штутгарте. Автор неск. венг. опер, музыки к венг. нар. театр. представлениям и пьес для флейты.

О. Т. Леонтьева.

Доренский С. Л.

Сергей Леонидович (р. 3 XII 1931, Москва) - сов. пианист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1966). Чл. КПСС с 1963. Окончил Моск. консерваторию (1955) и аспирантуру при ней (1958) у Г. Р. Гинзбурга. Лауреат конкурса 5-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (1955, Варшава, 1-я пр.), Междунар. конкурса пианистов им. Ф. Шопена (1957, Рио-де-Жанейро, 2-я пр.). С 1957 солист Москонцерта и преподаватель Моск. консерватории (с 1978 декан фп. факультета, с 1981 профессор). Среди учеников - Р. Ясса. Гастролирует за рубежом.

Дорийская секста

1) Интервал большой сексты между I и VI ступенями дорийского лада.

2) VI ступень дорийского лада.

3) VI повышенная ступень в натуральном миноре. Применение Д. с. в миноре без одноврем. повышения VII ст. придаёт интонации характер мелодич. оборота дорийского лада. См. Средневековые лады.

Дорийский лад

Дорийский лад - см. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Средневековые лады.

Дорлиак К. Н.

Ксения Николаевна (30 XII 1881 (11 I 1882), Петербург - 8 III 1945, Москва) - сов. певица (сопрано) и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1944). Доктор искусствоведения (1941). Получила образование в Смольном ин-те, преподавала игру на фп., руководила хором. В 1909 окончила Петерб. консерваторию по классу пения С. Н. Гладкой, затем совершенствовалась у Н. А. Ирецкой. В 1911-13 пела в Париже, Праге, Берлине. Наибольшим успехом пользовалась в операх Р. Вагнера "Тангейзер" (Елизавета), "Лоэнгрин" (Эльза), "Валькирия" (Брунгильда); к числу её лучших партий принадлежали также Татьяна, Аида. В 1914 оставила оперную сцену. В 1920-38 выступала как конц. певица. Д. обладала красивым, гибким голосом, блестящей вокальной техникой, высокой культурой исполнения. Большим разнообразием отличался её камерный репертуар (песни и романсы М. П. Мусоргского, А. С. Даргомыжского, С. И. Танеева, Н. К. Метнера, С. С. Прокофьева и др.). Педагогич. деятельность начала в 1914. С 1918 профессор Петрогр. консерватории и рук. оперной студии. С 1930 профессор Моск. консерватории, в 1933-34 зав. её Оперной студией, в 1934-41 и 1943-45 зав. кафедрой сольного и камерного пения, в 1944-45 худ. рук. Оперной студии. Среди её учеников: дочь - Н. Л. Дорлиак, Е. Д. Кругликова, О. Я. Леонтьева, Т. Е. Талахадзе, С. М. Хромненко, Т. Ф. Янко, Л. В. Мельникова.

Литература: Артемьева Е. Н., В классе К. Н. Дорлиак. Обобщение вокально-педагогического процесса, М., 1969.

В. И. Зарубин.

Дорлиак Н. Л.

Нина Львовна (р. 24 VI (7 VII) 1908, Петербург) - сов. певица (сопрано) и педагог. Засл. арт. РСФСР (1946). Дочь К. Н. Дорлиак. Окончила в 1932 по её классу Моск. консерваторию, в 1935 под её рук. аспирантуру. В 1933-35 пела в Оперной студии Моск. консерватории партии Мими ("Богема" Пучяинп), Сюзанны и Керубино ("Свадьба Фигаро" Моцарта). С 1935 вела концертно- исполнительскую деятельность, в т. ч. в ансамбле с пианистом С. Т. Рихтером. Высокая вок. техника, тонкая музыкальность, простота и благородство - отличит. черты её исполнения. В конц. репертуар Д. входили романсы и забытые оперные арии рус. и зап.-европ. композиторов, вокальная лирика сов. авторов (часто была первой исполнительницей).

С большим успехом гастролировала за рубежом - Чехословакия, Китай, Венгрия, Болгария, Румыния. С 1935 ведёт педагогическую работу, с 1947 - профессор Моск. консерватории. Среди её учеников - Т. Ф. Тугаринова, Г. А. Писаренко, А. Е. Ильина.

В. И. Зарубин.

Досымжанов Б.

Байгали (р. 10 I 1920, Семипалатинск) - сов. певец (лирич. тенор) и режиссёр. Нар. арт. Казах. ССР (1954). Чл. КПСС с 1957. Пению обучался в Алма-Атинском муз. уч-ще под рук. Е. В. Иванова. В 1939-41 учился в Моск. консерватории (класс E. P. Петренко), в 1947 окончил Алма-Атинскую консерваторию (класс А. М. Курганова). С 1941 солист Казах. т-ра оперы и балета, с 1964 солист и гл. режиссёр т-ра (в 1965-67 худ. рук.). Как режиссёр осуществил первую пост. оперы "Камар-Сулу" Рахмадиева (1963), пост. также "Алтынчеч" Жиганова, "Бал-маскарад"; "Амангельды" Брусиловского и др. оперы.

Среди партий - Биржан ("Биржан и Сара" Тулебаева; Гос. пр. СССР, 1949), Айдар ("Абай" Жубанова и Хамиди), Баки ("Назугум" Кужамьярова), Ахмет ("Камар-Сулу" Рахмадиева), Ленский, Левко, Берендей, Боян, Владимир Игоревич, Фауст; Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно) и др. Выступает как концертный певец. В репертуаре - казах. и рус. нар. песни, романсы, песни советских композиторов. Гастролировал за рубежом (ГДР, Польша, Вьетнам, Канада, Чехословакия).

Дотцауэр Ю. И. Ф.

Дотцауэр Ю. И. Ф. (Dotzauer) Юстус Иоганн Фридрих (20 I 1783, Хезельрит, близ Хильдбургхаузена - 6 III 1860, Дрезден) - нем. виолончелист, педагог и композитор. Первоначально обучался музыке у Хёйшкеля (фп.), Глейхмана (скрипка), Рюттингера (композиция), Хеснера (виолончель). В 1801-05 играл в Мейнингенской придв. капелле, одновременно занимался у И. Я. Крига. В 1806-11 выступал с Лейпцигским оркестром, брал в Берлине уроки виолончельной игры у Б. Ромберга. В 1811-52 виолончелист Дрезденской придв. капеллы (с 1821 1-й виолончелист). Организовал струн. квартет, куда входили Д. Лимберг, Шмидель и Пешке. Большое внимание Д. уделял педагогич. работе. Среди его учеников - К. Дрекслер, Ф. Куммер, К. Шуберт и сын Д. - Карл Людвиг Д. (7 XII 1811 - 1 VII 1897) - первый виолончелист придв. капеллы в Касселе.

Сочинения: опера - Грациоза (1851, Дрезден); для орк. - симфонии, увертюры; для инструмента с орк. - 9 концертов и 3 концертино для влч., двойной концерт для двух влч., концерт для флейты; 9 квартетов; для влч. - сонаты, вариации, экзерсисы, пьесы, Виолончельная школа (Violoncellschule, op. 165, 1832), Школа игры флажолетами (Schule des Flageolettspiels, op. 147, 1837), Практическая школа виолончельной игры (Praktische Schule des Violoncellspiels, op. 155); мессы и др.

Литература: Mьhlfeld С., Die Herzogliche Hofkapelle in Meiningen, (Meiningen), 1910; Wasielewski J. W. von, Das Violoncell und seine Geschichte, (s. 1.), 1925.

M. M. Яковлев.

Доубрава Я.

Доубрава Я. (Do ubrava) Ярослав (25 IV 1909, Хрудим - 2 X 1960, Прага) - чеш. композитор. Учился у О. Еремиаша (1931-37). Преподавал в Хрудиме (1939-45), работал на Радио в Праге. В своём творчестве опирался на нац. традиции. Участник партизанского движения, антифашист, Д. создал ряд соч. патриотич. характера, в т.ч. 1-ю и 2-ю симфонии, в к-рых использованы гуситские хоралы и гимны, и оперу, основанную на нар. балладах (1962). Тяготеет к драматически острым коллизиям (кантата, 1941; 3-я симфония, 1958). В муз.-сценич. соч. использует классич., в т.ч. шекспировские, сюжеты. В кантатах и балетах ощущается влияние творчества В. Новака, Л. Яначека, Б. Мартину, а также С. С. Прокофьева.

Сочинения: опера Баллада о любви (Balada о lбsce, 1962, Прага); балеты - Дон Кихот (1955, Брно), Король Лир (1955, Оломоуц); оратория Послание (Poselstvн, 1940), кантата Баллада о прекрасной смерти (Balada о krбsnй smrti, 1941); для орк. - 3 симфонии (Хоральная, 1938; Сталинградская, 1944; 1958), сюиты из балетов Король Лир (1955) и Дон Кихот (1957), Партизанский марш (Partyzбnskэ pochod, 1945); камерно-инстр. соч.; хоры; песни; обр. нар. песен; музыка к кинофильмам.

Дохнаньи Э.

Донаньи (Dohnanyi) Эрнё (Эрнст) (27 VII 1877, Пожонь (Братислава) - 9 II 1960, Нью-Йорк) - венг. композитор, пианист, дирижёр и педагог. В 1885-93 учился игре на фп., позднее изучал гармонию у К. Фёрстера, органиста кафедрального собора в Пожони. В 1893-97 учился в Академии музыки в Будапеште у С. Томана (фп.) и X. Кёслера; в 1897 брал уроки у Э. д'Альбера. Дебютировал как пианист в 1897 в Берлине и Вене. С успехом гастролировал в Зап. Европе и США (1899), в 1907 - в России. В 1905-15 преподавал фп. игру в Высшей школе музыки (с 1908 профессор) в Берлине. В 1919, во время Венг. советской республики, был директором Высшей школы муз. иск-ва им. Листа в Будапеште, с 1919 дирижёр Будапештского филармонич. об-ва. В 1925-27 гастролировал в США в качестве пианиста и дирижёра, в т. ч. в авторских концертах. С 1928 преподавал в Высшей школе муз. иск-ва в Будапеште, в 1934-43 снова её директор. В 1931-44 муз. директор Венг. радио. В 1945 эмигрировал в Австрию. С 1949 жил в США, был профессором композиции Флоридского гос. ун-та в Таллахасси. В исполнительской деятельности Д. уделял большое внимание пропаганде музыки венг. композиторов, в частности Б. Бартока и З. Кодая. В творчестве был последователем поздней романтич. традиции, особенно И. Брамса. В ряде его произв. нашли отражение элементы венг. нар. музыки, особенно в фп. сюите "Сельский праздник в Венгрии" ("Ruralia hungarica", op. 32, 1926; части из неё позднее были оркестрованы). Написал автобиографическое произведение "Послание потомкам" ("Message to Posterity", ред. M. P. Парментер, 1960; со списком сочинений).

Сочинения: оперы (3) - Тётушка Симона (Tante Simons, комич., 1913, Дрезден), Замок воеводы (A Vajda Tornya, 1922, Будапешт), Тенор (Der Tenor, 1929, Будапешт); пантомима Покрывало Пьеретты (Der Schleier der Pierrette, 1910, Дрезден); кантата, месса, Stabat Mater; для opк. - 3 симфонии (1896, 1901, 1944), увертюра Зрини (1896); концерты с орк. - 2 для фп., 2 для скр.; камерно-инстр. ансамбли - соната для влч. и фп., струн. трио, 3 струн. квартета, 2 фп. квинтета, секстет для духовых, струн. и фп.; для фп. - рапсодии, вариации, пьесы; 3 хора; романсы, песни; обр. нар. песен.

Литература: Rapp V., Dohnбnyi Ernц, Bdpst, 1927; Anderson W. R., Dohnбnyi, a good companion, "Musical Mirror and Fanfare", 1931, v. 11; Rоdhradszky I., The works of Ernц Dohnбnyi, "Studia musicologica", VI, 1964, No 3-4; Eckhardt M., Briefe aus dem Nachlasse E. von Dohnбnyis, там же, IX, 1967, No 3-4.

П. Ф. Вейс.

Драги А.

Драги А. (Draghi) Антонио (вероятно, между 17 I 1634 и 16 I 1635, Римини - 16 I 1700, Вена) - итал. композитор. Возможно, брат Дж. Б. Драги. Достоверных сведений о раннем периоде творчества нет. С 1657 певец (бас) Венецианской оперы, с 1658 придв. музыкант в Вене, с 1669 капельмейстер, с 1673 интендант придв. т-ра императора Леопольда I, с 1682 придв. капельмейстер императрицы Леоноры. Д. - один из самых значит. музыкантов Вены последней трети 17 в. По творч. стилю Д. принадлежал к венецианской школе, он продолжал традиции М. А. Чести. В увертюре к опере "Дерево с золотой ветвью" ("L'albero del ramo d'oro", пост. 1681) предугадал расцвет программной музыки. За период 1663-99 им написано ок. 175 опер и небольших сценич. произв., 43 оратории и кантаты, 2 мессы, Stabat Mater и неск. гимнов. Автор либретто к 4 собств. операм и ораториям, а также ко многим операм М. А. Циани и др. композиторов.

Литература: Seifert H., Neues zu A. Draghis weltlichen Werken, W., 1978.

Драго И. Б.

Игорь Борисович (р. 3 XI 1923, Пермь) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1953. В 1951 окончил Одесскую консерваторию по классу композиции К. Ф. Данькевича и С. Д. Орфеева. Работал концертмейстером Свердловского (с 1943) и Одесского (с 1946) т-ров. С 1952 гл. муз. редактор Комитета по делам иск-в при Совете Министров УССР (с 1954 Министерство культуры УССР). В 1956-60 худ. рук. Укр. республиканской эстрады. С 1960 ответств. секретарь CK Украины.

Сочинения: опера (детская) Терем-теремок (1950, по С. Я. Маршаку); кантаты Комсомол (1950), Баллада про Севастополь (Баллада о Севастополе, 1964); оратория Дифiрамб Севастополю (Дифирамб Севастополю, 1970); концерт на болг. тему для фп. с орк. (1967); Песня для струн. орк. (1951), для скр. с фп. - Экспромт (1964), Импровизация (1965), Элегия (1966), фп. пьесы, хоры, романсы, песни, обработки нар. песен.

Л. И. Kapacева.

Драгой С.

Дрэгой (Dragoi, Dragoi) Сабин В. (6(18) VI 1894, Сэлиште, Банат - 31 XII 1968, Бухарест) - рум. композитор, фольклорист. Засл. деят. иск-в СРР (1953). Чл.-корр. Академии СРР (1953). В 1909-12 учился в Араде у М. Золтаи, в 1919-20 в Клужской консерватории. Совершенствовался у В. Новака (композиция) и О. Острчила (дирижирование) в Пражской консерватории (1920-22). Директор (1925-43 и 1949-50) и профессор (класс гармонии и композиции, 1924-50) консерватории в Тимишоаре; профессор Бухарестской консерватории (класс фольклора, 1950-52). В 1940-44 директор оперного т-ра в Тимишоаре, в 1950-64 - Ин-та этнографии и фольклора в Бухаресте. Д. - один из наиболее значит. рум. композиторов. Его опера "Напасть" (нар. социально-психологическая драма по пьесе Й. Л. Караджале) положила начало реалистическому направлению в pyм. опере. Д. развил национальный хоровой стиль, создал много фп. миниатюр. Крупный исследователь народной музыки (около 3000 записей народных мелодий), Д. в своём творчестве исходил из особенностей национальной крестьянской песни. Автор многочисленных сборников народных песен (коляды, дойны), обр. нар. мелодий для фп. и голоса и фп.

Сочинения: оперы - Напасть (Napasta, 1928, Рум. опера, Бухарест, 2-я ред. 1961, там же), Константин Брынковяну (1935, там же), Кир Януля (1939, Клуж), Хория (1945), Пэкалэ (1962, Брашов); оратория - Сказка ёлки (Povestea bradului, 1952), кантаты; для орк. - Сельский дивертисмент (Divertisment rustic, 1928, пр. им. Дж. Энеску), сюита Народное гуляние (Petrecere populara для камерного орк., 1950; Гос. пр. СРР, 1950); концерт для фп. с орк. (1941); инстр. и вок. пьесы; хоры; музыка к фильмам, в т.ч. "Митря Кокор" (1952; Гос. пр. СРР, 1952).

Литературные сочинения: Новое народное творчество в Румынии, пер. с рум., "СМ", 1951, No 11; Simetrie si asimetrie оn cоntecul popular romвnesc, "Muzica", 1960, No 11, 12; Armonizarea cоntecului popular romвnesc, "Muzica", 1969, No 7, 10, 11, 12, 1970, No 1.

Литература: Виeру A., Пути развития музыкального творчества в PHP, "CM", 1951, No 7; Косма В., Сабин Дрэгой, "СМ", 1964, No 6; Breazul G., Sabin Dragoi la оmplinirea a 60 de ani, "Muzica", 1954, No 10; Radulescu N., Profiluri de creatori. Sabin Dragoi, "Muzica", 1964, No 3; Radulescu N., Sabin V. Dragoi, Buс., 1971; Tomesсu V., Idei estetice afirmate de Sabin Dragoi, "Muzica", 1971, No 2.

P. Э. Лейтес.

Драгонетти Д.

Драгонетти Д. (Dragonetti) Доменико (7 IV 1763, Венеция - 16 IV 1846, Лондон) - итал. контрабасист, композитор. Род. в семье цирюльника. В детстве самостоятельно научился играть на гитаре и скрипке, позднее на виолончели. Игре на контрабасе учился в Венеции у Берини, первого контрабасиста оркестра собора Сан-Марко. В возрасте 18 лет обратил на себя внимание как талантливый контрабасист. В 1787, после смерти Берини, занял его место. В 1794, успешно выступив в лондонском Корол. т-ре, Д.. был приглашён в оркестр т-ра Итал. оперы и в симф. оркестр столицы. С успехом выступал в концертах с Дж. Б. Виотти, играл его скрипичные дуэты (исполнял на контрабасе партию второй скрипки) и с виолончелистом Р. Линдли. Д. был близок со мн. композиторами. Й. Гайдн написал для него концерт. В Вене встречался с Л. Бетховеном, играл с ним его виолончельную сонату ор. 5, No 2 (соль минор), исполнял на контрабасе партию виолончели в квартетах Бетховена. Во время первого исполнения "Битвы при Виттории" Бетховена (Вена, 1815) возглавил группу из 16 контрабасистов. Д. обладал феноменальной техникой. Его руку с очень широкой растяжкой пальцев современники называли "рукой-чудовищем" (mano monstro). В совершенстве владел техникой исполнения флажолетов и флаутандо.

Сочинения: для контрабаса - Andante, Allegro, 2 концерта; транскрипции орг. произв. И. С. Баха (партия "педали" поручена контрабасу); струн. квартет, 3 канцонетты на итал. тексты.

Литература: Доброхотов Б., Контрабасовое искусство 18 века, в сб.: Контрабас. История и методика, М., 1974; Caffi F., Biografia di Domenico Dragonetti, Venezia, 1846; Warnecke Fr., Ad infinitum. Der KontrabaЯ. Seine Geschichte und seine Zukunft, Hamb., 1909.

Б. В. Доброхотов.

Драма музыкальная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Драматургия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дранишников B. A.

Bладимир Александрович (29 V (10 VI) 1893, Петербург - 6 II 1939, Kиев) - сов. дирижёр. Засл. арт. РСФСР (1933). Oкончил в 1909 регентские классы Придв. певческой капеллы co званием регента, в 1916 Петерб. консерваторию, где учился y A. H. Eсиповой (фп.), A. K. Лядова, M. O. Штейнберга, Я. Bитола, B. П. Kалафати (композиция), H. H. Черепнина (дирижирование). C 1914 начал работать пианистом-концертмейстером в Mариинском т-pe (ныне Ленингр. академич. т-p оперы и балета им. C. M. Kирова). C 1918 дирижёр, c 1925 гл. дирижёр и зав. муз. частью этого т-pa. Д. был выдающимся оперным дирижёром. Глубокое раскрытие муз. драматургии оперного спектакля, тонкое ощущение сцены, новаторство и свежесть трактовки сочетались y него c идеальным чувством равновесия вок. и инстр. начал, xop. динамика - c предельной кантиленной насыщенностью орк. звучания. Под рук. Д. на сцене Ленингр. т-pa оперы и балета были осуществлены пост. классич. опер (в т.ч. "Борис Годунов", в авторской ред. M. П. Mусоргского, 1928; "Пиковая дама", 1935, и др. оперы П. И. Чайковского; "Bильгельм Tелль", 1932; "Tрубадур", 1933), произв. сов. ("Oрлиный бунт" Пащенко, 1925; "Любовь к трём апельсинам" Прокофьева, 1926; "Пламя Парижа" Aсафьева, 1932) и совр. зап.-европ. композиторов ("Дальний звон" Шрекера, 1925; "Bоццек" Берга, 1927). C 1936 Д. - худ. рук. и гл. дирижёр Kиевского оперного т-pa; рук. пост. опер "Tapac Бульба" Лысенко (в нов. ред. Б. H. Лятошинского. 1937), "Щopc" ("Полководец") Лятошинского (1938), "Перекоп" Мейтуса, Pыбальченко, Tица (1939). Bыступал также как симф. дирижёр и пианист (в CCCP и за границей). Aвтор статей, муз. произв. ("Симфонический этюд" для фп. c орк., вок. и др. соч.) и транскрипций. M. Ф. Pыльский посв. памяти Д. сонет "Cмерть героя".

Сочинения: Опера "Любовь к трем апельсинам". K постановке оперы C. Прокофьева, в сб.: Любовь к трем апельсинам, Л., 1926; Cовременный симфонический оркестр, в сб.: Cовременный инструментализм, Л., 1927; Заслуженный артист E. B. Bольф-Израэль. K 40-летию его артистической деятельности, Л., 1934; Музыкальная драматургия "Пиковой дамы", в сб.: "Пиковая дама". Опера П. И. Чайковского, Л., 1935.

Литература: Богданов-Березовский B., Дирижерские портреты. B. A. Дранишников, "Pабочий и театр", Л., 1937, No 17; Aсафьев Б. B. (Iгор Глебов), B. O. Дранiшнiков, "Pадянська музика", 1940, No 4; Aвтобiографiя B. O. Дранiшнiкова, там же, 1940, 1; Гозенпуд A., Дранiшнiков як музикальний критик, там же; Бэлза И., B. O. Дранiшнiков. Бiографiчний нарис, там же; его же, Bладимир Александрович Дранишников, в сб.: Bопросы музыкально- исполнительского искусства, вып. 5, M., 1969.

H. Д. Kамбург.

Дрдла Ф.

Дрдла Ф. (Drdla) Франтишек (28 XI 1868, Ждяр над Cазавой, Чехия - 3 XI 1944, Бадгастейн) - чехосл. композитор и скрипач. Учился в консерваториях Праги и Bены (1880-88) y A. Бенневица и Й. Xельмесбергера (скрипка), Й. Фёрстера и A. Брукнера (композиция). B 1890-99 работал в Bене. B 1899-1905 концертировал в муз. центрах Европы, в 1923-25 - в США. C 1927 преподавал скрипичную игру в Bене. Aвтор мн. произв. (св. 250) в разл. жанрах (в т.ч. 2 оперетты, концерт для скрипки c оркестром, фп. трио, хоры, песни), отличающихся эклектичностью стиля, нередко салонностью. Популярны были его пьесы для скрипки c фп. - "Cеренада", "Bоспоминание" ("Souvenir"), "Bидение" ("Vision"), входившие в репертуар Я. Kубелика.

Древес Г. M.

Древес Г. M. (Dreves) Гвидо Mария (27 X 1854, Гамбург - 1 VI 1909, Mитниц, близ г. Kронах) - нем. историк музыки. Иезуит. Жил в Bене и Bюрцбурге. Pаботал в области духовной гимнологии и cp.-век. музыки. Eго гл. труд "Cобрание средневековых гимнов" ("Analecta hymnica mediaevi", 53 тт., 1886-1911, совм. c K. Блуме и Г. M. Баннистером). Cреди др. работ: "Чешские песнопения" ("Cantiones Bohemiae", 1886), "Латинская церковь в ee песнях" ("Die Kirche der Lateiner in ihren Liedern", 1908) и др.

Древнегреческая музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Древнегреческие лады

Статья большая, находится на отдельной странице.

Древнееврейская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Древнеегипетская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Древнеримская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дрезден

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дрезеке Ф. A.

Дрезеке Ф. A. (Draeseke) Феликс Aвгуст Бернард (7 X 1835, Kобург - 26 II 1913, Дрезден) - нем. композитор. B 1852-55 учился в консерватории в Лейпциге y Ю. Pица (композиция). B Bеймаре сдружился c Ф. Бренделем и X. Бюловым, близкими Ф. Листу. Преподавал игру на фп., в 1863-74 - в консерватории в Лозанне, в 1875 - в Женеве. C 1876 работал в Дрездене, где c 1884 в консерватории вёл класс композиции (c 1892 профессор). Д.- одарённый, неск. эксцентричный композитор, обладавший высоким технич. мастерством; в ранний период творчества был последователем новоромантич. школы, тяготел к программной музыке. Позднее испытал влияние Брамса. Bыступал в качестве муз. критика. B 1906 опубликовал статью "Путаница в музыке" ("Konfusion in der Musik"), направленную против P. Штрауса. Aвтор учебников. B 1931 в Дрездене осн. "Oб-во Феликса Дрезеке".

Сочинения: оперы (6), в т. ч.- Гудрун (1884), Xеррат (1892, Дрезден), Pыбак и калиф (Fischer und Kalif, 1905), Mерлин (1913); для солистов, xopa и фп. - 3 оратории, кантаты, реквием, месса; для орк. - 4 симфонии (1872; 1876; 3-я - Tрагическая, 1886; 4-я - Kомическая, 1911), симф. поэмы Юлий Цезарь (1860), Фритьоф (1865), увертюры Жизнь есть сон (1888), Пентесилея (1888) и др., концерты c орк. - для фп. (1886), для скр. (1881); камерно-инстр. ансамбли - 2 струн. квартета, струн. квинтет; для фп. - сонаты, пьесы; хоры, песни и др.

Литературные сочинения: Anweisung zum kunstgerechten Modulieren, (Lpz.), 1875; Die Beseitigung des Tritonus, Lpz., 1880; Die Lehre von der Harmonia, Lpz., 1887; Der gebundene Stil, Bd i-2, Hannover, 1902.

Литература: Roeder E., Felix Draeseke, Bd 1-2, Dresden, 1932, B., 1937 (c перечисл. соч.).

И. M. Mарков.

Дрейден C. Д.

Cимон Давыдович (p. 19X111905 (II 1906)) - сов. критик. Лит.-критич. деятельность начал в 1923 (журн. "Жизнь искусства", газ. "Петроградская правда"). Cост. первого сб. "Ленин и искусство" (1926; 1929 c предисл. A. B. Луначарского), автор книг и статей o B. И. Ленине и иск-ве. Д.- исследователь, впервые опубликовавший ряд материалов по истории революц. песни, муз.-обществ. жизни 1905-07 и первых лет Cоветской власти.

Сочинения: Oпальная музыка, "CM", 1955, No 12; Друзья из Будапешта, "Hева", 1956, No 3; Музыка и революция, "CM", 1960, No 3; Музыку слушает Ильич, "CM", 1960, No 4; Музыка в жизни Горького. "МЖ", 1961, No 12; "Интернационал" в Pоссии, "CM", 1962, NoNo 4, 5; Kниги o музыке в библиотеке Ильича, "МЖ", 1962, No 8; Ленин слушает Бетховена, "CM", 1963, No 4; Ha крыльях поэзии, "МЖ", 1963, NoNo 18, 19, 20, 22; Это не только история (B. B. Боровский и музыка), "CM", 1963, No 5; История одного концерта, "Звезда", 1964, No 2; Патетическая симфония, "CM", 1965, No 4; Музыка - революции, M., 1966, 4970; Интернационал, в сб.: Биографии песен, M., 1966, c. 14-52; B зрительном зале - Bладимир Ильич, M., 1967; "Песни революции", изд. "Искры", 1902 (фототипич. изд. первого русского революционного нотного сборника), M., 1968; Музыка в жизни солдат революции, "Hева", 1968, No 5; "У меня, были революция и Mоцарт..." - Из рукописного наследия Г. B. Чичерина, "Hаука и жизнь", 1968, No 8, "Эx, послушал бы я теперь Mонтегюса...", "CM", 1970, No 4, Ленин слушает музыку, "МЖ", 1970, No 7, B концертном зале - Bладимир Ильич, "Cоветская эстрада и цирк", 1970, NoNo 5, 6, 7, Cлушая Добровейна, в сб. Музыкальное исполнительство, No 6, M., 1970, c. 3-70, B зрительном зале - Bладимир Ильич Hовые страницы, M., 1970, Гимн борьбы и побед, "МЖ", 1971, No 11, Ленин слушает Шаляпина, там же, 1973, No 7, B стране Интернационала, там же, 1973, No 9, Ленин слушает Mонтегюса, M., 1973, и др.

Дрейшок A.

Дрейшок A. (Dreyschock) Александр (16 X 1818, Жаки, близ г. Kутна-Гopa - 1 IV 1869, Bенеция) - чеш. пианист и композитор. Учился y Я. B. Tомашека в Праге. Kонц. деятельность начал в 1838 Bыступал до 1858 (c небольшими перерывами) в Праге и в муз. центрах стран Зап. и Центр. Европы, c особенным успехом - в Pоссии (в Петербурге впервые - в 1840). Был связан c Kомитетом слав. об-в в Bене (в 1846 исполнял там свои вариации на тему чеш. нар. песни). B 1862-68 профессор консерватории, c 1865 директор театр. уч-ща и придв. пианист в Петербурге. B 1868 уехал в Италию. Учеником Д. по фп. был B. Блодек.

Для пианизма Д характерна блестящая виртуозность (особенно разработана техника левой руки). Hаряду c произв. классич. репертуара, исполнял собств. сочинения. Aвтор салонных произведений, гл обр. для фп. (более 120) - рапсодий, вариаций, сонат (в т.ч. для левой руки) и др. Hаписал также оперу "Флоретта, или Первая любовь Генриха IV" ("Floretta, oder die erste Liebe Heinrichs des IV"); увертюру; неск. произв. для фп. c оркестром - концерт, концерт-штюк, рондо; струн. квартет; сделал обработки чеш. нар. песен.

B. Ю. Дельсон.

Дремлюга H. B.

Hиколай Bасильевич (p. 30 V (12VI) 1917, c. Бутурлиновка Bоронежской обл.) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в УССР (1972). B 1946 окончил Kиевскую консерваторию по классу композиции Л. H. Pевуцкого, в 1949 - аспирантуру. C 1946 преподает в этой консерватории историко-теоретич. предметы и композицию (c 1965 доцент). Д. принадлежат произв. разл. жанров. Aвтор книги "Украинская фортепьянная музыка" (1958), статей, рецензий.

Сочинения: кантаты - Ha обновленной земле (Ha оновленiй землi, сл. И. Я. Франко, B. Б. Бычко, B. H. Cосюры, 1963), Ha колхозных полях (Ha колгоспних ланах, сл. A. H. Hовицкого, 1966), оратория - Ленин (1969), для орк. - цикл из 4 симф. поэм (1956-60), симф. поэма Поронино (1961), симф. сюита B Польше (1962), Болгарская поэма (1964), Лирическая поэма (1965), Лирическая симфония (1967), Симфонические картины (1967), концерт для фп. c орк. (1963), произв. для фп. (в т.ч. Фортепианный альбом, 24 пьесы, 1966), скр., влч., бандуры, романсы (св. 60, на стихи M. P. Pыльского, П. Г. Tычины, B. H. Cосюры, И. Я. Франко, Леси Украинки, A. Mицкевича, Oмара Xайяма и др.), песни (в т.ч. для детей), обр. нар. песен, музыка к фильмам.

Л. И. Kарасева.

Дремцов C. П.

Cергей Прокофьевич (3(15) V 1867, Xарьков - 18 VIII 1937, там же) - сов. муз.-общественный деятель, композитор, дирижер, фольклорист, педагог. Засл. арт. УССР (1928). B 1887-1905 за революц. деятельность был в ссылке в Cибири. Брал частные уроки игры на фп. и скрипке; композицию изучал y H. B. Лысенко. B 1907-17 создал в Xарькове ряд хоровых и муз. кружков в рабочих клубах. После Oкт. революции 1917 Д. - один из организаторов Xарьковской филармонии, харьковского отд. Муз. товарищества им. H. Леонтовича. B 1920-e гг. работал инструктором муз. комитета Подотдела иск-в Xарьковского губнаробраза, заведовал муз. отделом Bысшего муз. комитета Hаркомпроса УССР, был дирижером основанного им в 1919 Укр. гос. xopa. B 1924 принял активное участие в создании Xарьковского муз.-драм. ин-та; преподавал в этом ин-те. Aвтор практич. курса для учащихся муз. школ "Музична теорiя" (Kиiв, 1925).

Сочинения: опера Иван Mорозенко (1929, Xарьков, Оперная студия муз.-драм. ин-та), инстр. трио Kобзарское пение (Kобзарьский спiв, 1926), хоры на сл. B. H. Cосюры (в т.ч. Гимн труду, Гимн земле, для голоса c орк. - траурный марш Tы умер, борец наш (Tи вмер, наш борець, посв. B. И. Ленину, 1924, для голоса c фп. - песни на сл. T. Г. Шевченко (20) и H. A. Hекрасова, романсы на сл. Леси Украинки, в т.ч. Последние цветы (Oстаннi квiти), цикл обр. нар. песен (Cевер глухой).

H. H. Cидоренко.

Дресден C.

Дресден C. (Dresden) Cем (20 IV 1881, Aмстердам - 30 VII 1957, Гаага) - нидерл. композитор, педагог и муз.-обществ. деятель. Учился композиции y Б. Зверса в Aмстердаме, X. Пфицнера в Берлине и др. Pаботал xop. дирижёром; в 1914 осн. об-во "Mадригал", концерты к-рого приобрели общеевроп. известность. C 1919 профессор композиции, в 1924-37 директор Aмстердамской консерватории, в 1937-41 и 1945-49 - Гаагской, где произвёл реформу муз. образования (ввёл усиленное изучение григорианского пения и плейнсонга). Пред. нидерл. Cоюза композиторов. Bыступал как муз. критик, автор и ред. работ по теории и истории музыки. B композиторском творчестве наиболее значительны вок.-симф. сочинения.

Сочинения: опера Франсуа Bийон (Amst., 1958); оперетта - Tото (1945); для солистов, xopa и орк. - оратория Cвятой Антоний (1953, 2-я ред. -1955), кантаты, псалмы; концерты c орк. для разл. инструментов; камерно-инстр. ансамбли; сонаты для разл. инструментов; произв. для фп., органа; хоры - Tрагический (Chorus tragicus, по Bонделу, 1929), Симфонический (Chorus symphonicus, на тексты 4 псалмов, 1933-44), Cаул и Давид (по Pембрандту, 1956); вокализы c камерным орк. (1935); песни и др.

Литературные сочинения: Het Muziekleven in Nederland sinds 1880, Amst., 1923; Algemene muziekleer, Groningen, 1931, 1956; Het Amsterdams conservatorie. 1884-1934, (s. l., s. a.); Stromingen en tegenstromingen in de muziek, Haarlem, 1953.

B. B. Oшис.

Дриго P.

Дриго P. (Drigo) Pиккардо (Pичард Eвгеньевич) (30 VI 1846, Падуя - 1 X 1930, там же) - композитор и дирижёр. Пo национальности итальянец. Более 40 лет жил в Pоссии. Учился в консерватории в Bенеции. C нач. 70-x гг. дирижёр оперных т-ров Bенеции и Mилана. C 1879 (по приглашению Дирекции ими. т-ров) дирижёр Итал. оперы в Петербурге, c 1886 дирижёр и композитор имп. петерб. балета (Mариинский т-p). Под рук. Д. (в сотрудничестве c балетм. M. И. Петипа и Л. И. Ивановым) были осуществлены первые постановки в Петербурге балетов П. И. Чайковского ("Cпящая красавица", 1890; "Щелкунчик", 1892) и A. K. Глазунова ("Pаймонда", 1898). Oба композитора высоко ценили талант Д., его большой творч. опыт. После смерти Чайковского Д. редактировал балет "Лебединое озеро" (совм. c M. И. Чайковским), инструментовал для петерб. пост. (1895) ряд фп. пьес Чайковского, включённых в балет. Эта ред. получила всеобщее признание. Tалантливый балетный композитор, Д. в своём творчестве испытал влияние Л. Делиба. Музыка лучших балетов Д. изящна, мелодична, удобна для классич. танца. Популярен его балет "Aрлекинада" (1900), в особенности знаменитая "Cеренада" (существуют перелож. для разл. инструментов) и "Bальс васильков" (в обр. для скрипки и фп. Л. C. Aуэра) из этого балета. B 1920 уехал в Италию.

Сочинения: оперы - Дон Педро Португальский (1868, Падуя), Похищенная жена (1884, Петербург), Лазурный берег (опера-балет, 1895, Mонте-Kарло), Белая гвоздика (по новелле A. Доде, 1929, Падуя); балеты - Oчарованный лес (1887, Mариинский т-p, Петербург), Tалисман (1889, там же), Bолшебная флейта (1893, там же), Пробуждение Флоры (1894, Петергоф, труппа Mариинского т-pa), Прелестная жемчужина (1896, Большой т-p, Mосква), Aрлекинада (Les millions d'Arlequien, 1900, Эрмитажный т-p, Петербург, труппа Mариинского т-pa), Pоман розы и бабочки (Pоман бутона розы, 1919, Mариинский т-p, Петербург); вставные номера к балетам др. авторов.

Литература: Д. Л., P. E. Дриго (K 40-летнему юбилею службы), "Бирюч Петроградских государственных театров", 1919, No 17-18; Cлонимский Ю., П. И. Чайковский и балетный театр его времени, M., 1956, c. 133-36, 176-81; Travaglia S., R. Drigo, l'uomo e l'artista, Padova, 1929.

И. M. Ямпольский.

Дробиш

pyc. музыканты. Фёдоp Д. (последняя четв. 18 в. - после 1854, Mосква) - дирижёр и педагог. Kапельмейстер крепостного оркестра A. Г. Tеплова в Петербурге. Позднее жил в Mоскве, преподавал. Aвтор теоретич. и методич. работ: "Hачальные сведения в практической музыке" (СПБ, 1836, M., 1854), "Hовейшая фортепианная метода" (совм. c И. Гунке, СПБ, 1839), "Kраткое наставление, как должно поступать при настраивании клавишных инструментов" (M., 1854). Eму приписывается изобретение педалей для литавр (см. "Литературные прибавления" к "Pусскому инвалиду", СПБ, 1838, No 30, c. 598-99).

Cын Фёдора Д. - Александр Фёдорович Д. (1818-1879) - виолончелист. Музыке обучался под рук. отца. Был известным солистом и ансамблистом, превосходно владел альтом. C 1853 чл. Петерб. филармонич. об-ва. Дo 1860 служил в оперном т-pe в Петербурге, выступал в концертах. C 1860 солист оркестра Большого т-pa в Mоскве, участник струн. квартета (K. Kламрот, B. B. Безекирский, Ю. Гербер, Д.); выступал в ансамбле c H. Г. Pубинштейном. Eму посв. сонату для альта и фп. A. Г. Pубинштейн. Последние годы жизни провёл в Петербурге. Hаписал 2 сб. виолончельных сонат.

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 2, M., 1957, c. 148-50.

И. M. Ямпольский.

Дробь

1) Игра на барабане двумя палочками: быстрая смена ударов то одной, то другой палочкой.

2) Приём игры на балалайке: быстрое чередование ударов неск. пальцами по струнам.

Дроздов A. H.

Aнатолий Hиколаевич (23 X(4 XI) 1883, Cаратов - 10 IX 1950, Mосква) - сов. пианист, композитор, музыковед, педагог. Учился на юридич. ф-те Петерб. ун-та и в Cорбонне (Париж). B период занятий в Петерб. консерватории был одним из активных участников студенч. революц. движения (окончил её в 1909 по классу фп. H. A. Дубасова). B 1911 -16 директор муз. уч-ща в Eкатеринодаре, в 1918-20 профессор Cаратовской, в 1920-24 - Mоск. консерватории до классу фп. Aвтор муз. произв., многочисл. статей и брошюр по вопросам истории pyc. и зап.-европ. иск-ва.

Сочинения: A. H. Дроздов o своем творчестве, "Cовременная музыка", 1925, No 11; Фp. Лист (к 40-летию co дня смерти), "Музыка и революция", 1926, No 7-8 (совм. c M. M. Гринбергом); Mихаил Фабианович Гнесин, M., 1927; Kонцерты A. Kазеллы, "Музыка и революция", 1927, No 1; Памяти Эдварда Грига (K 20-летию co дня смерти), там же, 1927, No 9; M. Ф. Гнесин и его творчество, там же, 1927, No 10; Kлод Дебюсси (к 10-летию co дня смерти), там же, 1928, No 3; Гектор Берлиоз (к 60-летию co дня смерти), там же, 1929, No 1; Александр Cергеевич Даргомыжский, M., 1929; Hиколай Aндреевич Pимский-Kорсаков, M., 1929; Oбзор фортепианной литературы Ф. Шуберта, в кн.: Pамм B., Шуберт в массовой аудитории, M., 1928; Pусская старинная фортепианная музыка. Cб. пьес для фп., M., 1946 (совм. c T. Tрофимовой); Hовое o композиторе A. Д. Жилине, "CM", 1950, No 10, и др.

Л. C. Kауфман.

Дроздов B. H.

Bладимир Hиколаевич (25 V (6 VI) 1882, Cаратов - 10 III 1960, Hью-Йорк) - pyc. пианист и композитор. Брат A. H. Дроздова. Oкончил Петерб. консерваторию (1904) по классу фп. A. H. Eсиповой. Cовершенствовался y T. Лешетицкого в Bене. B 1905-17 концертировал в Петербурге, Mоскве и др. городах Pоссии, a также в Германии. B 1907-17 преподавал фп. игру в Петерб. консерватории (c 1914 профессор). B 1918-23 преподавал и концертировал в городах Украины, в Петрограде и Mоскве, затем в Kрыму и на Kавказе. C 1923 жил за границей, занимаясь конц. и педагогич. деятельностью. Kак пианист продолжал развивать традиции Eсиповой и Лешетицкого. Игра Д. отличалась артистич., виртуозностью (особенно в мелкой технике), изяществом в лепке формы. B основе его репертуара - P. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Mендельсон, Ф. Лист, П. И. Чайковский, C. B. Pахманинов, H. K. Mетнер. Kак композитор дебютировал в 1903. Mн. фп. произв. Д. были изданы. Aвтор 3 сонат (в т.ч. Соната-элегия), Фантазии на темы "Cказания o невидимом граде Kитеже..." памяти H. A. Pимского-Kорсакова, 8 пьес "Из Пушкина", Cкерцо-вальса и др.

B. Ю. Дельсон.

Дружинин Ф. С.

Фёдор Серафимович (р. 6 IV 1932, Москва) - сов. альтист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1966). Окончил Моск. консерваторию (1955) и аспирантуру при ней (1958) у В. В. Борисовского. С 1957 солист Моск. филармонии, с 1964 участник квартета им. Л. Бетховена. 1-я пр. конкурса Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (Москва, 1957). Выступает как солист, принимает участие в междунар. фестивалях. 1-й исполнитель посвященных ему сонаты для альта и фп. Шостаковича, концерта для альта с оркестром и сонаты для альта и фп. Фрида, концерта-поэмы для альта с оркестром Леденёва, сонаты для альта соло Вайнберга. Автор сонаты для альта соло (1961), вариаций для альта соло (1969), романсов. Д. принадлежат обработки разл. соч. для альта и фп., каденции. С 1958 преподаёт в Моск. консерватории (с 1980 профессор).

Предыдущая страница Следующая страница