Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "А" (часть 8, "АНТ"-"АРИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 8, "АНТ"-"АРИ")

Античные лады

Античные лады - см. Древнегреческие лады.

Антонова Е. И.

Елизавета Ивановна (р. 24 IV (7 V) 1904, Самара) - сов. певица (контральто). Нар. арт. РСФСР (1951). В 1938 окончила 1-й Моск. муз. техникум (класс пения Т. Г. Дзержинской). В 1924-29 артистка хора Большого т-ра (Москва). Брала уроки пения у М. А. Дейши-Сионицкой. В 1930-33 выступала как конц. певица. В 1934-54 солистка Большого т-ра.

Исполнила ряд партий юношей в операх рус. композиторов: Нежата ("Садко"), Лель, Ратмир, Ваня. Др. партии: Княгиня ("Русалка"), Кончаковна; Ольга и Полина ("Евгений Онегин" и "Пиковая дама"), Свояченица ("Майская ночь"), Солоха ("Черевички" Чайковского, Гос. пр., 1942).

В. И. Зарубин.

Антонова М. Н.

Мария Николаевна (р. 24 III 1926, с. Левжа, Морд. АССР) - сов. певица (контральто). Нар. арт. РСФСР (1980). В 1945 окончила Морд. студию при Саратовской консерватории, в 1957-60 консультировалась у И. П. Яунзем. С 1945 солистка Морд. ансамбля песни и танца, с 1955 - Морд. филармонии. В репертуаре А. рус. и морд. нар. песни, произв. сов. и заруб. композиторов. 1-я пр. на конкурсе 6-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1957). Гос. пр. Морд. АССР (1975).

Антоновский А. П.

Александр Петрович (1864, Кишинёв - 1907) - рус. певец (бас). В 1882-86 занимался в Моск. консерватории у Дж. Гальвани. В 1886-90 солист Большого т-ра (дебютировал в партии Мельника). В 1890-1900 пел на сцене частных т-ров Киева (Оперное т-во И. П. Прянишникова), Одессы, Харькова, Москвы, в 1900-02- в Мариинском т-ре. Партии: Сусанин, Мельник, Кончак, Олоферн, Гремин, Фарлаф, Варяжский гость; Странник ("Рогнеда"), Голова ("Майская ночь"), Бартоло ("Свадьба Фигаро"), Марсель ("Гугеноты"), Хундинг и Фафнер ("Кольцо нибелунга").

Литература: Левик С. Ю., Записки оперного певца, М., 1962, с. 16.

Антонолини Ф.

Фердинанд (2-я пол. 18 в., Венеция - 1824, Петербург) - композитор, дирижёр, педагог. По национальности итальянец. Жил в России. Был учителем пения театр. уч-ща в Петербурге. С 1796 придв. капельмейстер. А.- автор мн. опер и балетов (нек-рые совм. с К. А. Кавосом). Ему принадлежат также аранжировки куплетов, хоров, танцев к водевилям. В стиле музыки А. отразились нек-рые черты венской классич. муз. школы.

Сочинения: оперы - Карачун, или Старинные диковинки (1805), Ломоносов, или Рекрут-стихотворец (1814), Жёлтый Карло (1815) и др.; совм. с К. А. Кавосом - Добрыня Никитич, или Страшный замок (1818), Жар-птица, или Приключения Левсила царевича (1822), Мирослава, или Костер смерти (1827) и др.; балеты - Калиф Багдадский, или Приключение молодости Гаруна-аль-Рашида (1818), Кора и Алонзо, или Дева Солнца (1820) и др.; водевили; оратория - Страшный суд; вок. соч.; музыка к драм. спектаклям.

Литература: Гозенпуд А., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959.

Антремон Ф.

Антремон Ф. (Entremont) Филипп (р. 7 VI 1934, Реймс) - франц. пианист и дирижёр. В 1950 окончил Парижскую консерваторию. С 1976 гл. дирижёр Венского камерного оркестра. Концертирует во мн. странах как пианист и дирижёр. 2-я пр. и "Гран при" на Междунар. конкурсе им. М. Лонг - Ж. Тибо (1953), лауреат Конкурса им. бельг. королевы Елизаветы (1952). Как пианист удостоен мн. призов, в т. ч. "Гран при" за лучшую пластинку года (1965, 1968, 1975).

Анфосси П.

Анфосси П. (Anfossi) Паскуале (25 IV 1727, Таджа, близ Неаполя - февр. 1797, Рим) - итал. композитор. В 1737-47 учился игре на скрипке в консерватории Санта-Мария в Неаполе у Ф. Барбелла и Н. Витоло, затем занимался у Н. Пиччинни и А. Саккини (композиция), с 1742- у Ф. Дуранте (композиция и игра на клавесине). Одноврем. играл в оркестре. Работал в Неаполе, Риме, Венеции, Париже. В 1781-83 дирижёр Театра итал. оперы в Лондоне. Автор св. 70 опер (сохранилось 40). Первая - "Верные женщины" ("Le Donne fedeli") была пост. в 1758 (Неаполь). Успех и популярность принесла ему опера "Преследуемая незнакомка" ("L' Incognita persequitata", пост. 1773, Рим). Среди наиболее известных опер А.: "Триумф женщин" ("Il Trionfo delle donne", 1778), "Мнимая садовница" ("La Finta giardiniera", 1775). А. ставил свои оперы в Праге, Берлине, Дрездене, Риме, Неаполе. Ряд опер А. был пост. в Петербурге. С 1792 занял место рук. капеллы Сан-Джованни при Латеранском соборе в Риме. В этот период писал гл. обр. церк. музыку (оратории, кантаты, мессы, псалмы и др.). Темы опер А. использовал в нек-рых своих соч. молодой В. А. Моцарт.

Литература: Della Corte A., L'Opera comica italiana nel'700, Bari, 1923.

Анцев М. В.

Михаил Васильевич (30 IX (12 X) 1865, Смоленск - 21 VII 1945, Москва) - советский композитор и педагог. С 1886 учился в Варшавском муз. ин-те у Г. Фримана и С. Барцевича (скрипка), З. Носковского (композиция). В 1894 окончил Петерб. консерваторию по классам Ю. И. Иогансена (гармония, контрапункт) и Н. А. Римского-Корсакова (композиция). В 1894-96 преподаватель пения в Елизаветинском ин-те (Петербург). С 1896 жил в Витебске, преподавал хор. пение в различных учебных заведениях; в 1905-12 редактор газ. "Витебские губ. ведомости", "Народный листок" (приложение к "Витебским губ. ведомостям"). С 1919 читал лекции по истории музыки в Нар. консерватории, выступал как муз. рецензент. После Октябрьской революции был одним из первых композиторов, обратившихся в своём творчестве к революц. темам (хоры "Памяти героев", "Песня борьбы",1922). Автор произв. для скрипки и фп., хоров, романсов, обр. нар. песен, учебных пособий, в т.ч. книг "Краткие сведения для певцов-хористов..." (СПБ, 1897, М., (б. г.)), "Приготовительный курс элементарной теории музыки в связи с преподаванием хорового пения" (СПБ-М., 1897), "Нотная терминология. Справочный словарь...", (Витебск, 1904).

И. М. Ямпольский.

Анчерл К.

Анчерл К. (Ancerl) Карел (р. 11 IV 1908, Тучапи) - чехословацкий дирижёр. В 1929 окончил Пражскую консерваторию по классам П. Дедечки (дирижирование), Я. Кршички и А. Хабы (композиция). Совершенствовался как дирижёр у В. Талиха в Школе мастеров при консерватории и у Г. Шерхена в Берлине (в 1929-31 его ассистент). В 1931-33 работал дирижёром в "Освобождённом театре", в 1933-38 - в Чехосл. радиокомитете в Праге. В 1939-45, во время фаш. оккупации Чехословакии, был заключён в концентрационный лагерь. С 1945 дирижёр Нац. театра (Прага), в 1947-50 гл. дирижёр оркестра Чехосл. радио. С 1950 худ. рук., в 1956-63 худ. рук. и гл. дирижёр оркестра Чешской филармонии. В 1948-50 преподавал дирижирование в Академии муз. иск-в. Гастролирует во мн. странах, неоднократно выступал в СССР (впервые в 1948). В репертуаре А. - произв. совр. чехосл. и зарубежных композиторов. А. - автор инстр. сочинений, в т.ч. написанных с применением четвертитоновой системы. С 1969 живёт за рубежом. С 1970 дирижёр симф. оркестра в Торонто (Канада).

И. М. Ямпольский.

Анши

Анши - энши (казах. eншi) - казах. нар. певец. В отличие от акына, А., за редким исключением, не является автором песен и выступает только как исполнитель-певец, аккомпанируя себе на домбре. А.-профессионалы обычно обладают большим мастерством и знают множество песен. В дореволюц. России А. были единственными хранителями произв. нар. композиторов устной традиции. Известные А. - А. Кашаубаев, К. Байжанов, Ж. Елебеков и др.

Литература: Исмаилов Е., Акындар, А.-А., 1956; Ерзакович Б., Казахская ССР, М., 1957 (Серия "Музыкальная культура союзных республик"); Коспаков З., Судьба певца, А.-А., 1971 (на казах. яз.).

Б. Г. Ерзакович.

Апанавичюте Г. П.

Гражина Прановна (р. 5 IV 1940, Кибартай, ныне Вилкавишкский р-н Литов. ССР) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. Литов. ССР (1980). В 1969 окончила Литов. консерваторию (занималась у А. Сташкевичюте и С. Вайджунайте). С 1968 солистка Литов. т-ра оперы и балета. Среди партий - Ярославна, Тамара, Аида, Тоска, Маргарита, Микаэла; Графиня ("Свадьба Фигаро"), Сента ("Летучий голландец"), Эльза ("Лоэнгрин"), Галька; Наталья ("В бурю"), Юсте ("Аве Вита" Кловы), Катрите ("Повстанцы" Юзелюнаса), Эгле ("Пиленай" Кловы). Выступает как конц. певица, принимает участие в исполнении вок.-симф. произв. Гастролирует за рубежом.

Апетян З. А.

Заруи Апетовна (р. 24 VI (7 VII) 1910, Артвин Батумской обл., ныне в Турции) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1947). В 1939 окончила Моск. консерваторию у М. С. Пекелиса, в 1946 - аспирантуру при ней у В. А. Цуккермана. В 1942-43 преподавала в Муз. уч-ще им. Гнесиных. В 1946-57 инспектор, затем начальник отдела конц. орг-ций Гл. управления муз. учреждений Комитета по делам иск-в, в 1950-60 одноврем. ст. науч. сотрудник Музея муз. культуры им. М. И. Глинки, в 1957-60 зав. педагогич. редакцией "Музгиза", в 1962-74 зав. Отделом наследия и библиографии редакции журн. "Советская музыка". Автор мн. статей о сов. и классич. музыке. Редактор и составитель ряда изданий, в т. ч. сб.: "Воспоминания о Рахманинове" (т. 1-2, 1957; 4-е изд. 1974), "С. Рахманинов. Литературное наследие" (т. 1-3, 1978-80), "Н. К. Метнер. Письма" (1973), "Н. К. Метнер. Воспоминания. Статьи. Материалы" (1981).

Апостель Х. Э.

Апостель Х. Э. (Apostel) Ханс Эрих (р. 22 I 1901, Карлсруэ) - австр. композитор. Учился в консерватории Мунца в Карлсруэ, в 1919 у А. Шёнберга и А. Берга в Вене. С 1946 президент австр. секции Международного об-ва совр. музыки, с 1948 ред. венского Универсального изд-ва. В начале своего творчества испытал влияние нем. позднеромантич. музыки и отчасти импрессионизма, позднее - А. Берга. Выработав свой стиль, использовал в создании произв. серийную технику, сохраняя при этом почти везде (хотя и скрытую) тонально-функциональную основу. Наиболее известное сочинение А. - Вариации на тему Й. Гайдна "Variationen ьber ein Thema von J. Haydn" (для оркестра, op. 17, 1949, Австр. гос. пр., 1952). Автор "Реквиема", для восьмиголосного смеш. хора с оркестром (сл. Р. М. Рильке, 1933), романсов, хоров без сопровождения (сл. Ф. Гёльдерлина, Ф. Мёрике, Г. Тракля, Р. М. Рильке, Р. Фельмайера), 3 сонатин для дух. инструментов (1953).

Сочинения: Баллада для орк. (ор. 2, 1955); концерт для фп. с орк. (1958); Adagio для большого струн. орк. (ор. 11, 1937); 2 струн. квартета (ор. 7, 1935; ор. 26, 1956), квартет для дух. инструментов (ор. 14, 1947-49); для фп. - 10 вариаций на рисунки художника О. Кокошки (ор. 1, 1928); Кубиниана (ор. 13, 1945-50).

Литература: Kaufmann H., H. E. Apostel, W., (1965) (имеется указатель соч.).

Апостолов П. И.

Павел Иванович (6 (19) XII 1905, Петербург - 19 VII 1969, Москва) - сов. музыковед. Чл. КПСС с 1943. В 1929 окончил военно-дирижёрские курсы при Моск. пехотной школе им. М. Ю. Ашенбреннера, в 1946 - теоретико-композиторский ф-т Моск. консерватории по классу И. В. Способина, в 1949 - аспирантуру. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 ушёл добровольцем на фронт. В 1946-47 возглавлял Инспекцию оркестров Моск. воен. округа, работал в Главном политическом управлении Сов. Армии, воен. дирижёром, преподавал на воен. ф-те Моск. консерватории. С 1949 в аппарате ЦК КПСС. С 1932 выступал в периодич. печати по вопросам воен. музыки и сов. муз. творчества. Автор маршей для дух. оркестра, фп. пьес, хоров и др.

Апофеоз

Апофеоз (от греч. apoteosis; - обожествление) - заключительная торжеств. массовая сцена спектакля, а также праздничной конц. программы, прославляющая к.-н. событие или лицо; обычно носит монумент. характер и исполнена особого подъёма. А. широко применялся в старинной историко-мифологич. опере (напр., во франц. "лирической трагедии" Ж. Б. Люлли). Классич. пример А. - заключит. сцена в опере "Иван Сусанин" Глинки. Ряд опер сов. композиторов ("Емельян Пугачёв" Коваля, "Восстание Восэ" Баласаняна, и др.) и балетов ("Медный всадник" Глиэра) также завершается А.

Аппликатура

Статья большая, находится на отдельной странице.

Апподжиатура

Апподжиатура - см. Предъём.

Аптекарев И. Н.

Игорь Николаевич (14 (27) X 1910, Москва - 1 XI 1975, там же) - сов. пианист. Окончил Моск. консерваторию (1933) и аспирантуру при ней (1935) у С. Е. Фейнберга. В 1935-41 преподавал в Моск. консерватории (с 1939 доцент). В 1938-51 солист Моск. филармонии, в 1952-67 - Москонцерта. В 1965-72 преподаватель Моск. обл. ин-та культуры, в 1967-75 - Моск. заочного пед. ин-та. В репертуаре А. большое место занимали соч. сов. композиторов. Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1933, Москва, 2-я пр.), победитель конкурса на лучшее исполнение произв. сов. композиторов, организованного CK СССР (1937). Выступал в ансамбле с Я. В. Флиером.

Апхерца

Апхерца - абхазский струн. смычковый инструмент. Корпус веретенообразный, долблёный, дека плоская с резонаторными отверстиями раз л. формы, шейка без ладов, головка в виде диска, смычок луковидный, 2 жильные струны настраиваются на квинту. Общая дл. 700-800 мм. А. держат вертикально, зажимая низ корпуса между колен. Играют одновременно на 2 струнах. Звук тихий, мягкий. Применяется как аккомпанирующий инструмент при исполнении эпикогероич., трудовых, бытовых, обрядовых и др. песен, а также для исполнения танц. мелодий. Играют на А. преимущественно мужчины.

Арабеска

Арабеска (франц. arabesque, от итал. arabesco - арабский) - жанр инструментальной пьесы. Термин "А." в архитектуре и живописи обозначает сложные узоры в араб. стиле. К музыке термин впервые применил Р. Шуман, назвавший А. свою пьесу для фп. ор. 18 (1839) в форме рондо с контрастными разделами в разл. ритмах. С тех пор термин "А." неоднократно использовался композиторами как назв. небольшой пьесы, гл. обр. для фп., как правило, изящного характера, с узорчатой фактурой и богато орнаментированным, "кружевным" мелодич. рисунком. А. ор. 4 А. К. Лядова (1878), подобно шумановской, выдержаны в разл. ритмах. К. Дебюсси придал мелодиям своих А. (1888) прихотливый фигурированный характер. А. для оркестра написал Э. Вольф-Феррари.

Арабская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аравин П. В.

Пётр Васильевич (p. 10(23)VI 1908, с. Нарышкино, ныне Бековский р-н Пензенской обл.) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1968). Чл. КПСС с 1944. В 1932-38 учился в Моск. консерватории на историко-теоретич. ф-те. В 1938-40 преподавал в Архангельском муз. уч-ще и работал в филармонии, изучал нар. творчество. В 1946-48 директор и преподаватель Кишинёвской консерватории. С 1948 преподаватель и зав. кафедрой истории музыки Алма-Атинской консерватории (ныне Ин-т иск-в им. Курмангазы), с 1968 доцент. Автор работ, посв. рус. и казах. муз. иск-ву.

Сочинения: М. П. Мусоргский. Письма к А. А. Голенищеву-Кутузову. Комментарии П. Аравина. Ред. и вступит. статья Ю. Келдыша, М.-Л., 1939; Куддус Кужамьяров, М., 1962; Три портрета Даулеткерея, "Простор", А.-А., 1963, No 1; Звуковая система домбрового строя, в сб.: Искусство и иностранные языки, А.-А., 1964, с. 58-70; Великий кюйши Даулеткерей. Жизнь и творчество, А.-А., 1964; Казахская домбровая музыка (К теории народных ладов), в сб.: Искусство и иностранные языки, А.-А., 1966; Строение кульминаций в казахских кюях, "Известия АН КазССР. Серия общественная", 1966, No 4; Записи кюйев Даулеткерея, в сб.: Искусство и иностранные языки, А.-А., 1967, и др.

Б. Г. Ерзакович.

Арайя Ф.

Арайя Ф. (Araia, Araja) Франческо (25 VI 1709, Неаполь - ок. 1770, Болонья) - итал. композитор. Представитель неаполитанской оперной школы. С 1729 его оперы шли в разных городах Италии. В 1735 А. во главе итал. оперной труппы приехал в Петербург (жил до 1738). Опера А. "Сила любви и ненависти" ("La Forza dell'amorе е dell'odio", 1734) - первая опера, поставленная в России (1736, придв. т-р, Петербург). За ней последовали "Притворный Нин, или Узнанная Семирамида" ("La Finto Nino о la Semiramide riconosciuta", 1737) и "Артаксеркс" (1738). В 1744 А. вновь приехал в Россию. Для петерб. придв. сцены им были написаны (на либр. итал. поэта Д. Бонекки, служившего при рус. дворе) оперы "Селевк" (1744), "Сципион" (1745), "Митридат" (1747), "Беллерофонт" (1750), "Евдоксия венчанная" ("Eudossia incoronata", 1751), аллегорич. пастораль "Прибежище мира" ("L'asilo della pace", 1748), действие к-рой происходит в рус. сельской местности. А. написал музыку к первому рус. оперному либр. А. П. Сумарокова "Цефал и Прокрис" (1755, опера исп. рус. артистами). Стилистически эта опера не отступает от традиц. штампов итал. оперы-сериа. Последняя опера А., поставленная в России, - "Александр в Индии" (1755). В 1759 вернулся на родину; ещё раз посетил Россию в 1762. Среди сочинений А.- оратории, кантаты, соната и каприччио для клавичембало и др.

Литература: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России, т. II, М.-Л., 1929; Гозенпуд А., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959; Келдыш Ю., Русская музыка XVIII в., М., 1985; Mooser R.-A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siиcle, v. 1, Gen., 1948, p. 121-31.

Ю. В. Келдыш.

Аракишвили Д. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аранжировка

Аранжировка (от нем. arrangieren, франц. arranger, букв. - приводить в порядок, устраивать).

1) Переложение муз. произв. для иного (сравнительно с оригиналом) состава исполнителей (напр., клавир оперы, переложение орк. или камерно-ансамблевого произв. для фп. в 2, 4 и 8 рук, оркестровка фп. пьесы и т.п.). В отличие от транскрипции, к-рая является творч. обработкой и имеет самостоят. художеств. значение, А. обычно ограничивается приспособлением фактуры оригинала к технич. возможностям к.-л. др. инструмента, инстр. состава или голоса, вок. ансамбля.

2) Облегчённое изложение муз. произв. для исполнения на том же инструменте.

3) В джазовой музыке - разл. рода изменения (гармонич., фактурные), вносимые непосредственно в процессе исполнения и связанные с импровизац. стилем игры. Они особенно широко применяются в Би-боп и т.н. совр. джазе, в небольших (малых) составах.

Литература: Dietrich P.-H. (u. a.), Das Arrangierbuch, В., 1967.

И. М. Ямпольский.

Аранов Ш. В.

Аранов Ш. В. (наст. фам. - Аранович) Шико Вениаминович (10 (23) IV 1906, с. Татарбунары, ныне Одесской обл.- 28 XI 1969, Кишинёв) - советский композитор и дирижёр. Нар. арт. Молд. ССР (1953). С 1923 учился в Кишинёвской консерватории (класс валторны и класс композиции Г. А. Яцентковского). В 1935 окончил Бухарестскую академию муз. и драм. иск-ва (класс трубы и класс композиции И. Н. Отеску). С 1940 жил в Кишинёве. Организатор и рук. эстр. оркестра Молд. филармонии (1940-45), муз. рук. и дирижёр оркестра Ансамбля нар. танца Молд. ССР "Жок" (1947-56), художеств. рук. джаз-оркестра "Букурия" (1956-63 и 1967-69) и оркестра Молд. гос. комитета по радиовещанию и телевидению (1964-66). Работал преим. в жанрах эстрадной музыки, преломляя в них элементы молд. муз. фольклора. Среди произв. А.- 12 фантазий для эстрадного оркестра (в т.ч. 2 молдавские), сюиты, музыка к хореографич. сценам: "Ла нунтэ" ("Свадьба"), "Тэбэкэряска" ("Танец кожевников"), "Кумэтрицеле" ("Кумушки"), "Коаса" ("Танец косарей") и др., св. 200 песен. Автор музыки к фильмам "Ляна" и "Молдавские напевы" (совм. с В. Г. Загорским).

Н. И. Шехтман.

Арановский М. Г.

Марк Генрихович (р. 25 VIII 1928, Ленинград) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1967). Окончил Ленингр. консерваторию у Э. Л. Фрид (1952), аспирантуру при Ленингр. ин-те театра, музыки и кинематографии у М. К. Михайлова (1966). В 1967-80 ст. науч. сотрудник Ленингр. ин-та театра, музыки и кинематографии, с 1980 - Всесоюзного н.-и. ин-та искусствознания. Автор кн. "Мелодика С. Прокофьева" (1969), "Симфонические искания" (1979) и мн. статей, посвящённых вопросам теории и эстетики музыки, муз. мышлению, творч. процессу, рус. классикам, С. С. Прокофьеву, Д. Д. Шостаковичу и др. сов. композиторам.

Араньи Е.

Араньи Е. (Aranyi) Елли д' (р. 30 V 1895, Будапешт - 30 III 1966, Флоренция) - венг. скрипачка. Первоначально обучалась игре на фп.; дебютировала как пианистка в Вене. С 1903 занималась по классу скрипки у Е. Хубая в Академии музыки в Будапеште, в 1909 впервые выступила как скрипачка. Концертировала во мн. странах. С 1923 жила в Лондоне. Гастролировала как солистка и камерная исполнительница с известной англ. пианисткой М. Хесс, в скрипич. дуэте со своей сестрой А. Фахири (первое исп. концерта Г. Холста для 2 скрипок). Наряду с Й. Сигети и Ф. Вечеем А. - крупнейшая представительница венг. скрипич. школы. Прославилась как интерпретатор совр. музыки. Для А. написаны и посв. ей: 2 скрипич. сонаты Б. Бартока, рапсодия "Цыганка" М. Равеля, скрипич. концерт и соната для скрипки и виолончели Р. Воан-Уильямса.

Литература: Масlеоd J., The Sisters d'Aranyi, L., 1969.

И. М.Ямпольский.

Арапов Б. А.

Борис Александрович (р. 30 VIII (12 IX) 1905, Петербург) - сов. композитор, педагог. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1944) и РСФСР (1957). Окончил Ленингр. консерваторию в 1930, где обучался композиции у М. М. Чернова, В. В. Щербачёва. А. работает преим. в области крупной формы; его симф. произв. в основном программны, отмечены живописностью оркестровки. С 1930 преподаватель Ленингр. консерватории, с 1940 профессор. Среди учеников А.- Г. А. Арменян, Б. И. Архимандритов, Ю. А. Балкашин, С. М. Слонимский, Д. А. Толстой, В. А. Успенский, Г. И. Фиртич, А. А. Чернов, Н. М. Шахматов, И. И. Шварц и др.

Сочинения: оперы - Ходжа Насреддин (1943, Янги-Юль), Фрегат "Победа" (1960), Дождь (по С. Моэму, конц. исп. 1968, Ленинград); Пушкинский цикл (для 2 голосов с орк., 1937); для орк. - 3 симфонии (1947, 1959, 1962), Таджикская сюита (1938), Русская сюита (1950); концерт для скр. с орк. (1965); камерно-вок. и инстр. произв., музыка к фильмам.

Литературные сочинения: 55 советских симфоний. (Сост. и общая ред. Б. А. Арапова и др.), Л., 1961; Былые годы, в сб.: Ленинградская консерватория в воспоминаниях, Л., 1962.

М. Г. Бялик.

Арбос Э. Ф.

Арбос Э. Ф. (Arbуs) Энрике Фернандес (25 XII 1863, Мадрид - 2 VI 1939, Сан-Себастьян) - испан. дирижёр, скрипач и композитор. Учился у X. Монастерио-и-Агуэрос в Мадриде, А. Вьётана в Брюсселе и Й. Иоахима в Берлине. Работал концертмейстером оркестра Берлинской филармонии, преподавал скрипич. игру в Гамбурге и Мадриде. Концертировал в европ. муз. центрах. В 1888-91 и с 1904 профессор Мадридской консерватории, в 1894 - 1916 Корол. муз. колледжа в Лондоне. В 1904 возглавил симф. оркестр Мадрида. С успехом выступал как дирижёр во мн. европ. странах (в т.ч. в России, 1911) и США (1928-33). Написал муз. комедию "Путешествие к центру земли" ("Viaje al centro de la tierra", 1895, Мадрид), орк. сюиту "Три оригинальных пьесы в испанском стиле" ("Trois pieces originales dans le genre espagnol") для фп., 3 фп. трио, мн. пьес для скрипки, песни. Был прекрасным знатоком инструментовки. Прославился блестящей обр. для симф. оркестра фп. сюиты "Иберия" Альбениса.

Литература: Еspinуs Moltу V., El maestro Arbуs (al hilo del recuerdo), Madrid, 1942.

И. M. Ямпольский.

Аргамаков В. Н.

Василий Николаевич (20 X (1 XI) 1883, село Куроедово, ныне Оренбургской обл. - 3 VI 1965, Москва) - советский пианист, педагог и композитор. В 1907 окончил Моск. консерваторию по классу фп. К. Н. Игумнова (ранее учился у К. А. Киппа). Композицией занимался у С. И. Танеева (1902-05). С 1907 преподавал па муз. курсах Е. Н. Визлер, в 1916-59 - в Московской консерватории, с 1935 профессор. Автор романсов на стихи Я. П. Полонского и А. А. Фета. Ему принадлежат переводы па русский язык текстов вокальных циклов Р. Шумана ("Любовь поэта", "Любовь и жизнь женщины"), а также текстов многих романсов Э. Грига.

Аргентинская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ардеволь X.

Ардеволь X. (Ardevol) Xoce (p. 13 III 1911, Барселона) - испано-кубин. композитор и дирижёр. С 1930 живёт в Гаване. Преподаёт в консерватории. Концертирует. В сложной по ритмич. структуре музыке А. сказалось влияние кубинского нац. муз. фольклора. А. принадлежат балет с хором "Форма" ("Forma", 1942), 2 симф. (1943 и 1945), 6 синтетич. поэм для орк. ("Роеmas sinteticos", 1932), 2 Concerti grossi (1937), Triptico de Santiago, концерт для 3 фп. с орк. (1938), камерн. музыка, музыка для кино. В 1934 А. организовал кубин. камерн. оркестр, в 1943 совм. с молодыми кубин. Композиторами - "Группу музыкального обновления" ("Grupo Renovation Musicбl"), пропагандирующую совр. музыку.

Литература: Carpentier A., La musica en Cuba, Mexico, (1946); в рус. пер. - Карпентьер А., Музыка Кубы, М., 1962; Mayer Serra A., Musica у musicos de Latino-America, I, Mexico, (1947).

Ардер А. К.

Александр Карпович (7(19) IX 1894, волость Вяйке-Ляхтру, уезд Ляянемаа, ныне Хаапсалуский р-н - 29 IX 1966, Таллин) - советский певец (баритон). Нар. арт. Эст. ССР (1964). Чл. КПСС с 1946. В 1919-23 учился в Италии у Дж. Купелли и в Швеции. В 1923-31 солист т-ра "Эстония". Первым среди эст. певцов исполнил партии: Бориc Годунов, князь Игорь; Елецкий ("Пиковая дама"), Фигаро ("Севильский цирюльник"), Скарпиа ("Тоска"), Олав ("Викинги" Аава, 1928) и др. В 30-е гг. был известен как исполнитель песен. Педагогич. деятельность А. сыграла большую роль в формировании эст. сов. вок. школы. С 1928 преподавал в Таллинской консерватории, с 1951 профессор. Среди его учеников - Т. Куузик, Э. Маазик, М. Рунги, В. Гурьев, Э. Тордик, X. Крумм и др.

Литература: Kits Malev Mikk Arne, Aleksander Arder. Tallinn, 1969.

Л. Нормет.

Ардженто П.

Ардженто П. (Argento) Пьетро (p. 7 III 1909, Джоидель-Колле, Бари) - итал. дирижёр. Окончил консерваторию Сан-Пьетро в Неаполе по классам композиции и дирижирования (изучал также игру на фп., гобое и органе). Совершенствовался в дирижёрском искусстве в академии "Санта-Чечилия" (Рим) под рук. Б. Молинари. Профессор консерватории "Санта-Чечилия", дирижёр симф. оркестра Итал. радио и телевидения. Гастролирует во мн. странах (в СССР впервые в 1960). Автор симфонических и камерных инструментальных произведений, музыки для т-ра и кино.

Ардити Л.

Ардити Л. (Arditi) Луиджи (22 VII 1822, Крешентино, Пьемонт - l V 1903, Хов, Суссекс) - итал. дирижёр, скрипач, Композитор. Игре на скрипке и композиции обучался в Миланской консерватории у Б. Феррары, А. Роллы и Н. Ваккаи. Работал дирижёром в Милане и др. городах Италии, с 1848 - в Нью-Йорке, Константинополе, Ирландии. С 1858 жил в Лондоне; был дирижёром корол. итал. оперы; здесь под его руководством в Англии были впервые поставлены оперы "Гамлет" Тома, "Сельская честь" Масканьи, "Фауст" и др. В 1871 и 1873 дирижировал сезонами Итальянской оперы в Петербурге. А. был другом Дж. Россини, Ш. Гуно, Дж. Верди, Р. Вагнера. Приобрёл широкую известность как автор вальса "Поцелуй" ("Il Bacio"). Написал ряд опер, в т.ч. "Корсар" (пост. 1846, Гавана) и "Шпион" ("La Spia", пост. 1856, Академия музыки, Нью-Йорк), инстр. произв. Автор лёгкой музыки, популярных вальсов для голоса и фп.

Литературные сочинения: My reminiscences, N. Y., 1896.

Литература: Веrtini E., L. Arditi, "La nuova musica", Firenzc, 1903, Aprile.

Арель С. Х.

Арель С. Х. (Arel) Садеттин Хусейн (1880-1955) - турецкий музыковед, композитор и адвокат. Окончил Стамбульскую школу права (1908). Был одним из известных турецких адвокатов. С детских лет обучался игре на мандолине, тамбуре, кеманче, скрипке, фп. и др. инструментах. В 1908 брал уроки гармонии у Эдгара Манаса эфенди. С 1943 возглавлял науч. муз. об-во при Стамбульской муниципальной консерватории, в 1948 осн. Об-во турецкой музыки. Записал с помощью европ. нотации ряд образцов турецкой традиц. музыки. Совместно с М. З. Эзги классифицировал турецкие макамы. Ввёл ряд новшеств в инструментарий Турции: с целью расширения исполнит. возможностей кеманчи создал её разновидности - сопрано, альт, тенор, бас. А. принадлежит ряд книг, а также многочисл. статьи о традиц. музыке.

Аренг К. Й.

Куно Йоханнесович (р. 23 VII 1929, волость Выхмута, ныне Раквереский р-н) - сов. хор. дирижёр и педагог. Нар. арт. Эст. ССР (1974). В 1959 окончил Таллинскую консерваторию у Г. Г. Эрнесакса, в 1965 - аспирантуру при Ленингр. консерватории у Е. П. Кудрявцевой. Один из дирижёров Респ. смешанного хора хор. дирижёров и гл. дирижёр Таллинского камерного хора (с 1962). С 1966 дирижёр Гос. акад. муж. хора Эст. ССР. С 1975 один из гл. дирижёров респ. Певч. праздников. С 1962 преподаёт в Таллинской консерватории (с 1974 доцент).

Арендс А. Ф.

Андрей (Генрих) Фёдорович (2(14) III 1855, Москва - 27 IV 1924, там же) - советский дирижёр, скрипач и композитор. Засл. арт. Гос. академич. театров (1922). Род. в семье музыканта. В 1877 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки Ф. Лауба (теорию музыки изучал у П. И. Чайковского). Некоторое время работал концертмейстером Шведской оперы в Гельсингфорсе. В 1883-92 альтист оркестра Большого театра и преподаватель Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. общества. В 1892-1900 дирижёр оркестра Малого т-ра. Один из организаторов общедоступных симф. концертов в Сокольниках. В 1896-99 эпизодически дирижировал балетами в Большом театре. В 1900-24 главный дирижёр балета Большого театра. Разносторонне одарённый музыкант, обладавший тонким художеств. вкусом, А. поднял на высокий уровень муз.-исполнит. культуру балетного спектакля. Под его управлением впервые в Москве поставлен балет "Раймонда" (1900), возобновлён балет "Лебединое озеро" (1901). В аранжировке А. были пост. балеты, основанные на классич. музыке: "Шубертиана" (1913), "Эвника и Петроний" (на музыку Шопена, 1915), "Любовь быстра" (на музыку Грига, 1913). Им написаны вставные номера в балетах А. Н. Корещенко, Ч. Пуньи, А. Адана и др. Автор балета "Саламбо" (по роману Г. Флобера; 1910, Большой т-р, Москва), оперы "Альманзор" (1890), оперы для кино "Нина" (1915); орк. сочинений, в т.ч. "Легенды", увертюры "Мессинская невеста"; произв. для альта, романсов, театр. музыки. Среди учеников А. - Ю. Ф. Файер.

Литература: А. Ф. Арендc. Капельмейстер имп. театров в Москве, "РМГ", 1914, No 2; Файер Ю., О себе. О музыке. О балете, М., 1970, с. 115-48.

И. М. Ямпольский.

Аренский А. С.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аретс-Тьеле И.

Аретс де Рамон- и-Риверa (Aretz-Thiele, Aretz de Ramуn y Rivera) Исабель p. 13 IV 1913 (по др. данным, 1909), Буэнос-Айрес) - аргент. и венесуэльская фольклористка, композитор и пианистка. Училась в Нац. консерватории в Буэнос-Айресе у Р. Гонсалеса (фп.) и А. Пальмы (композиция). Совершенствовалась как фольклористка под рук. К. Веги. В 40-х гг. совершила ряд фольклорных экспедиций по странам Лат. Америки. С 1948 сотрудник Ин-та музыковедения и зав. кафедрой муз. фольклористики Нац. школы танца в Буэнос-Айресе, с 1952 сотрудник Нац. ин-та фольклора в Каракасе, с 1971 директор Межамер. ин-та этномузыкологии и фольклора Венесуэлы. Выступала как пианистка. Автор ряда муз. произведений.

Сочинения: Mъsica tradicional argentina, (В. Aires), 1946; El folklore musical argentino, В. Aires, (1952); Manual de folklore venezolano, Caracas, 1957; Cantos navideсos en el folklore venezolano, Caracas, (1962); Instrumentos musicales de Venezuela, Cumanб, (1967); El tamunangue, Barquisimeto, 1970, и др.

Ариетта

Ариетта (итал. arietta, уменьшит. от aria; франц. ariette). 1) Небольшая ария, обычно в двухчастной форме, отличающаяся простотой изложения, песенностью мелодики. 2) В 1-й пол. 18 в. во франц. опере - ария da capo, к-рую пели на итал. текст, обычно в блестящем колоратурном стиле. В отличие от арии, в итал. опере не была связана с развитием сценич. действия и применялась исключительно как "вставной" номер в дивертисменте. 3) В одной из разновидностей франц. комич. оперы - "комедии, перемежающейся ариеттами" ("comйdie mйlйe d'ariettes") - сольная песня (ария) в нар. духе, исполняющаяся перед разговорным диалогом (или после него) и противопоставляющаяся т. н. водевилю - заключит. куплетной песенке на популярную мелодию. Борьба между этими двумя жанрами, завершившаяся к 1670 вытеснением водевиля, отражена в комич. опере "Процесс ариетт и водевилей" Ш. С. Фавара (1760). В последующее время жанр А. (1) использовали Н. А. Римский-Корсаков в "Снегурочке", Р. Штраус в музыке к комедии "Мещанин во дворянстве" Мольера (1917, 1-я ред.). Изредка назв. "А." применяется и к инстр. пьесам (заключит. часть фп. сонаты op. 111 Л. Бетховена).

И. М. Ямпольский.

Аринушка

Аринушка - см. Колобаева И. В.

Ариозо

Ариозо (итал. arioso, букв. - наподобие арии).

1) Жанр вок. музыки (оперной, кантатной), занимающий промежуточное положение между арией и речитативом. От арии отличается меньшими размерами, отсутствием определённой структуры, от речитатива - простотой и напевностью мелодии. Обычно обобщает содержание предшествующего речитатива. В итал. кантате и опере 17 в. (у М. А. Чести, К. Монтеверди) А. часто составляло важное связующее звено между речитативом и арией. Впоследствии стало применяться в итал. кантате, реже в опере (особенно в сочинениях композиторов неаполитанской школы). Нередко (напр., в кантатах И. С. Баха) А. представляет часть сцены речитативного характера (средний или, что более типично, заключит. её раздел). В оперной музыке 19 в., в частности у рус. композиторов-классиков, А. становится небольшой арией с мелодией напевно-декламационного (напр., ариозо Кумы в опере "Чародейка") или лирич.-песенного (напр., ариозо Мазепы) склада. А. применяется и в нек-рых совр. операх, претворяющих традиции 18 в. (напр., "Кардильяк" Хиндемита, "Карьера повесы" Стравинского).

2) Исполнительское обозначение, указывающее на певучий характер игры или пения (наподобие арии). В этом смысле не связано с каким-либо определённым жанром. Встречается у И. С. Баха (в отд. номерах "Рождественской оратории"), у Л. Бетховена (в 3-й части фп. сонаты ор. 110).

И. М. Ямпольский.

Ариости О.

Ариости О. (Ariosti) Оттавио (светское имя - Аттилио Mалакья, Malachia) (5 XI 1666, Болонья - ок. 1740, Испания) - итал. композитор, виолончелист и органист. В 1688 постригся в монахи под именем Оттавио, однако через неск. лет оставил монастырь. В 1693-96 органист церкви Санта-Мария в Болонье. К этому времени А. был уже известным автором ораторий и инстр. произв. В 1697-1703 придв. композитор принцессы Софии Шарлотты в Берлине. В 1704-11 находился на службе в Вене, затем работал придв. музыкантом в разл. городах Италии. С 1716 жил в Лондоне, в 1722 вместе с Дж. Бонончини и Г. Ф. Генделем был руководителем Королевской академии музыки.

A. - автор св. 20 опер, в т. ч. "Кориолан" (1723, Вена), "Веспасиан" (1724, там же), "Артаксеркс" (1727, там же) и балета-кантаты "Праздник Гименея" (1700). Им написано мн. ораторий, месс, камерных произв. для скр. и влч., сонат для альта. В 1728 опубликовал сб. "Кантаты и упражнения для виолы д'амур".

Литература: Ebert A., Ariosti Attilio in Berlin, Bonn, 1905 (Diss.); Frati L., Ariosti Ottavio Attilio, "RMI", 1926.

Арисага Р.

Арисага Р. (Arizaga) Родольфо (р. 11 VII 1926, Буэнос-Айрес) - аргент. композитор, музыковед и муз. критик. Учился в Нац. консерватории в Буэнос-Айресе. Брал уроки композиции у Л. Джаннео. В 50-х гг. совершенствовался в Париже у О. Мессиана и Н. Буланже. В творчестве А. преобладают камерно-инстр. и вок. жанры. Выделяются соч. на тексты Ф. Гарсиа Лорки, в т. ч. кантата для меццо-сопрано и инстр. секстета "Мученичество святой Олальи" ("Martirio de Santa Olalla", 1952), "Шесть колыбельных матери" для голоса соло (1952), "Книга песен" для голоса и фп. (1954), а также на сл. М. Эрнандеса, Р. Альберти, Г. Мистраль. Среди произв. А. - опера "Прометей 45" (1950, Ла-Плата), "Песни весны" для хора a cappella ("Cantares de primavera", сл. X. Мело, 1947), кантата "Бред" ("Dйlires", сл. А. Рембо, 1957).

Сочинения: М. de Falla, B. Aires, (1961); J. J. Castro, (В. Aires, 1963); Enciclopedia de la mъsica Argentina, В. Aires, (1972).

Аристакесян Э. А.

Эмин (Эмиль) Аспетович (р. 19 XI 1936, Ереван) - советский композитор. В 1961 окончил Ереванскую консерваторию по классу композиции Г. И. Егиазаряна, в 1964 - аспирантуру этой консерватории. Осн. сфера творчества А. - симф. и инстр. музыка.

Сочинения: балет - Прометей (1967, Арм. т-р оперы и балета, пр. Ленинского комсомола Арм. ССР 1969); для орк. - симфония (1962), концерт для альта (1963); симфониетта для струн. орк., фп. и ксилофона (1969); для фп., в т. ч. Фантастические вариации (1965), каприччио (1967), соната (1971); для солиста, хора и фп. - Поэма о Ленине (1970); для хора a cappella: поэмы - Армения (1970), Стена коммунаров в Париже (1972); вок. цикл - Пять тараканов Саака Партева (1972); романсы, музыка к фильмам и др.

М. П. Тер-Симонян.

Аристид Квинтилиан

Аристид Квинтилиан ('Aristeidis Kointilianos) (2 или 3 в. н. э.) - др.-греч. писатель. В трактате о музыке А. К. изложил мн. вопросы теории и эстетики муз. иск-ва эпохи позднего эллинизма. Центр. место в трактате А. К. занимают проблемы муз. метра, ритма, темпа, их связи с ладами, регистрами, жанрами, эмоцион. выразительностью и этосом (нравственно-воспитат. значением) греч. музыки. Нек-рые положения трактата сохранили свою ценность: о разделении мелодий на номические, дифирамбические и трагические (с определением их родовых признаков); о телесности ритма, наличии его в неподвижных телах; о танце, как наиболее чистом и первичном выражении ритмич. начала, свободного от связи со словом (поэзия) и мелосом (музыка), о ритмич. модуляции. Труд А. К., однако, нельзя считать вполне самостоят. исследованием, поскольку он являлся тщательно выполненным и систематизированным сводом муз.-эстетич. и теоретич. положений Аристотеля и Аристоксена.

Издания: Antiquae musicae auctores septem Graece et Latine, v. 2. Aristides Quintiliani de musica libri иxplicavit, III, M. Meibomius restituit, Amst., 1652; Aristidis Quintiliani. De musica libri III, ed. by H. A. Jahnius, В., 1882; то же, ed. by R. P. Winnigton-Ingram, Lpz., 1963.

Литература: Античная музыкальная эстетика. Вступит. очерк и собрание текстов А. Ф. Лосева, М., 1960; Ruelle Ch. Е., Le musicographe A. Quintilian, "SIMG", XI, Lpz., 1910; Lohmann J., Musikй und Logos, hrsg. von A. Giannarвs, Stuttg., 1970.

K. K. Розеншильд.

Аристоксен

Аристоксен ('Aristoxenos) (354, Тарент - ок. 300 до н. э.) - др.-греч. муз. теоретик. Учился у Аристотеля в Афинах, там же преподавал. Своё учение изложил в многочисл. работах (св. 450; б. ч. утеряна). Сохранился его труд "Гармоника" (в 3 кн.), фрагменты из "Ритмики", нек-рые положения его учения дошли до нас в изложении Плутарха. А. предпринял попытку синтезировать аристотелевскую концепцию с критически переосмысленными элементами учения Пифагора. Звуки, их высота, интервалы представляют собой, по мнению A., феномены естеств. и строго закономерного движения и порядка в природе. Также и ритмич. организация звуков имеет объективную основу, составляя ритмизированную, упорядоченную разновидность объективного "порядка времён". В противовес идеализму Платона, А. утверждал, что душа - это гармония тела, обладающая муз. строем, подобным струн. инструментам. Это даёт людям возможность эмпирич. познания музыки и её закономерностей. Он отвергал учение пифагорейцев о чисто математич. природе звуковых отношений и обращался к чувств. опыту: "О величинах интервалов мы судим при помощи слуха". А. впервые выдвинул предположение, что в "непосредственной слышимости" муз. звуки несколько отклоняются от "чистого строя", сконструированного пифагорейской школой. Но высота звука и величина интервала не заключают в себе всей полноты муз. звучания. По слуху можно определить величину интервалов, но для того чтобы понять их значение, необходимо размышление. Разработал систематику "гармонических" (музыкальных) явлений, различающихся по наклонениям, интервалам, абсолютной высоте, ладам, возможным модуляциям, композиц. принципам. А. классифицировал интервалы по консонантности и диссонантности звучания, по степени их сложности, по рациональности структуры. Для А. ритм - выражение мужественного, активного начала в музыке; он связывал ритм в музыке с ритмом стиха и с мерностью физич. движения в природе. А. оказал влияние на муз. концепции школы неоплатоников, на муз. теорию ср. веков и эпохи Возрождения.

Издания: Aristoxenus von Tarent, Melik und Rhythmik des classischen Hellenentums, Bd 1, ьbers. u. erklцrt durch R. Westphal, Lpz., 1883; то же, Bd 2. Berichtigter Originaltext..., hrsg. von Fr. Saran, Lpz., 1893.

Литература: Античная музыкальная эстетика. Вступит. очерк и собрание текстов А. Ф. Лосева, М., 1960, с. 52-54 и 207-208; Laiоу L., Aristoxиne de Tarente, P., 1904; Abdy W. Ch. Fr., The Aristoxenian theory of musical rhythm, Camb., 1911; Handsсhin J., Der Toncharakter, Z., 1948.

K. K. Розеншильд.

Аристотель

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница