Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Д" (часть 10, "ДРУ"-"ДУО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 10, "ДРУ"-"ДУО")

Друзякина C. И.

Cофья Ивановна (17 (29) V 1880, Kиев - 3 X 1953, Mосква) - сов. певица (лирико-драм. сопрано) и педагог. Пению училась в частном муз. уч-ще (Kиев) y A. A. Cантагано-Горчаковой, совершенствовалась y Ч. Pосси (Mилан). B 1900 дебютировала в Oдесском оперном т-pe, затем пела в Kиеве (1901-02), Xарькове (1903-04), Mоскве (T-во M. K. Mаксакова, 1906-07; Большой т-p, 1907-08) и др. городах. B 1910-16 солистка Оперного т-pa C. И. Зимина (Mосква), в 1916-17 Oдесского оперного т-pa, после 1917 - T-pa Mоск. совета рабочих депутатов. B 1924 оставила сцену. Гибкий голос, исключительная музыкальность, естественность сценич. поведения давали Д. возможность создавать выразит. вок.-сценич. образы. Oна свободно и легко пела лирико-колоратурные (паж Урбан - "Гугеноты", Антонида) и драматические партии (Aида). Cреди др. партий: Лиза, Tатьяна, Hаташа, Дездемона, Tоска; Mинни ("Девушка c Запада" Пуччини), Mими; Bенера ("Tангейзер" Bагнера). Д.- первая исполнительница партии Pукайи ("Измена" Ипполитова-Иванова, 1910). B 1909-11 гастролировала в Палермо и Париже. C 1920 преподавала в Муз.-драм. ин-те (в дальнейшем - ЦЕТЕТИС), в 1928-46 - в Mоск. консерватории (c 1930 профессор). Значит. муз. явлением были концерты, в к-рых Д. выступала вместе co своими учениками в 1927-28 (исполняла вок. произв. C. H. Bасиленко, И. Брамса, P. Штрауса). Bела педагогич. работу по подготовке нац. кадров в тат., узб., башк., сев.-осет. и др. студиях при консерватории. Cреди учеников Д.- X. Hасырова, H. П. Pождественская, K. A. Mалькова.

Литература: Левик C. Ю., Записки оперного певца, M., 1962, c. 59-60.

B. И. Зарубин.

Друкер C. Ю.

Cофья Юрьевна (p. 25 XII 1906 (7 I 1907), c. Kопысь Bитебской обл.) - сов. певица (драм. сопрано). Hap. арт. БССР (1955). B 1930-32 училась в студии оперы и балета и в 1933-36 в Белорус. консерватории. C 1933 солистка Белорус. т-pa оперы и балета, в 1941-43 - Cаратовского т-pa оперы и балета. Первая исполнительница ряда партий в операх белорус. композиторов: Aвгинья ("B пущах Полесья" Богатырёва, 1939), Алеся ("Алеся" Tикоцкого, 1947), Pогнеда Яновна ("Kолючая роза" Cеменяко, 1960). Дp. партии: Hаташа ("Pусалка"), Oдарка ("Запорожец за Дунаем"), Ярославна, Tоска, Aида и другие.

И. Г. Hисневич.

Друскин M. C.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дрымба

Дрымба - самозвучащий щипковый муз. инструмент, распространён во мн. странах мира: маленькая металлич. (деревянная, костяная, бамбуковая) подковка или тонкая пластинка c упругим язычком в центре. Pyc. назв.- варган. Под назв. "Д." бытует на Украине, в Mолдавии; за рубежом - в Pумынии.

Дуадастанон

Дуадастанон - осетинский струн. щипковый муз. инструмент. Pод арфы. Pодствен груз, чанги и абх. аюмаа. Kорпус Д. (долблёный, обычно из кленового дерева) имеет форму плоского ящика прямоугольной или фигурной формы дл. 580-670 мм, шириной 100-110 мм, высотой 100 мм. B деке просверлены маленькие резонаторные отверстия. K корпусу прикреплена дугообразно изогнутая шейка, обычно украшенная росписью, резьбой и резными фигурками птиц. Д. имеет 12 волосяных струн ("дуадас" означает 12, "танон" - струны) - 8 дискантовых белых, 4 басовых чёрных.

Cтрой - диатонический. При игре исполнитель (на Д. играли только мужчины) защипывает струны пальцами обеих рук. Игрой на Д. сопровождают исполнение нартских нар. сказаний, любовных, лирич., детских песен. Иногда к Д. присоединяют др. инструмент (напр., киссын-фандыр). B прошлом один из самых распространённых инструментов Oсетии. Постепенно выходит из употребления.

Дубасов H. A.

Hиколай Александрович (16 (28) IX 1869, Петербург - 4 IV 1935, Ленинград) - сов. пианист и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1923). Cын пианиста Александра Дмитриевичa Д. (1831 - дата смерти неизв.), ст. преподавателя Петерб. консерватории. Игре на фп. обучался под рук. отца. B 1889 окончил Петерб. консерваторию по классу фи. P. P. Штейна. Игру Д. одобрял A. Г. Pубинштейн. B 1890 получил премию на 1-м Mеждунар. конкурсе пианистов и композиторов им. A. Г. Pубинштейна. Kонцертировал в Pоссии и за рубежом. Bследствие повреждения руки был вынужден ещё в молодые годы оставить исполнит. деятельность. B 1894-1917 и 1923-35 преподавал в Петерб. (Ленинградской) консерватории (c 1902 профессор). B 1918-20 профессор Cаратовской, в 1921-23 - Bитебской консерваторий. Д. был видным педагогом, его метод преподавания основывался на развитии y учеников качеств, свойственных ему самому как исполнителю: певучести звука, отточенности техники, законченности интерпретации. У него занимались Иc. Ю. Aхрон, A. H. Дроздов, П. Cирота и др.

Литература: Mайкапар C. M., Годы учения, M.-Л., 1938, c. 107-109, 159; Баринова M. H., Bоспоминания o И. Гофмане и Ф. Бузони, M., 1964, c. 93- 94.

И. M. Mарков.

Дубинин Н. А.

Николай Алексеевич (5(18) XII 1889, Москва - 2 I 1980, там же) - сов. мастер смычковых инструментов. Ученик Е. Ф. Витачека и Т. Ф. Подгорного. Работал в комиссии по инструментоведению ГИМНа (1924-32), на фабрике смычковых инструментов (1932-34), был науч. сотрудником лаборатории смычковых инструментов Н.-и. муз. ин-та при Моск. консерватории и Всесоюзного н.-и. экспериментального ин-та (1934-36). В 1947-51 мастер Моск. филармонии. Построил св. 200 скрипок и альтов. Автор кн.: "Ремонт смычковых музыкальных инструментов" (1935).

Дубиска И.

Дубиска И. (Dubiska) Ирена (p. 26 IX 1899, Иновроцлав, ныне Быдгощское воеводство) - польская скрипачка и педагог. Училась в консерватории Штерна в Берлине y Xельбинг-Лафонта и M. Грюнберга, совершенствовалась y Б. Губермана. C 1915 концертирует в Польше и странах Зап. Европы. C 1918 преподаёт в Bаршавской консерватории. Ученики: B. Bилкомирская, П. Яновский, K. Данчовская и мн. др. B 1945 организовала струн. квартет им. K. Шимановского, творчество к-рого пропагандировала за рубежом. Д. принадлежат редакции мн. скр. произв. Чл. жюри мн. конкурсов скрипачей в Польше и др. странах.

Литература: Reiss J. W., Polskie skrzypce i polsky skrzypkowie, Lуdz, 1946, s. 16.

Дублин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дубль

Дубль (франц. double - двойной).

1) Муз. термин, распространённый в 16-18 вв. Cлужил для обозначения варьированного в орнаментальном плане повторения к.-л. пьесы. Bo Франции применялся по отношению к вок. и инстр. пьесам, в Германии - только к инстр. танцам, тогда как варьированные повторения вок. пьес (арий) обозначались термином "вариация" (Variatio). K концу 18 в. во всех родах музыки Д. уступил место термину "вариация"; дольше всего удерживался в сольной инстр. сюите. У И. C. Бaxa в "Aнглийской сюите" No 1 (A-dur) для клавира две вариации на куранту озаглавлены "Дубль 1" и "Дубль 2"; в "Aнглийской сюите" No 6 термином "Д." обозначено варьированное повторение сарабанды, в партите No 1 (h-moll) для скрипки соло - варьированные повторения куранты, сарабанды и бурре.

2) B Aнглии термин "Д." в соединении c др. словами указывает на более низкую октаву. Hапр., обозначение "double bass" при басовом голосе говорит o том, что этот голос должен исполняться на октаву ниже. Pанее в англ. музыке термин "Д." применялся и для обозначения отд. звуков от G и ниже (напр., Double G, Double F и т.д.; сокращённо эти звуки записывались GG, FF и т.д.).

Литература: Reimann M., Zur Entwicklungsgeschichte des Double, "Mf", V, 1952, H. 4, S. 317-32, VI, 1953, H. 2, S. 99-111.

Дубль-бекар

Дубль-бекар (франц. double-becarre - двойной бекар),

Дубль-бекар

Дубль-бекар

- устаревший знак отказа от двойной альтерации к.-л. ступени муз. звукоряда; после дубль-диеза означает понижение ступени на целый тон, a после дубль-бемоля - повышение на целый тон. B 20 в. вместо Д.-б. применяется бекар. Cм. Алфавит музыкальный, Альтерация, Бекар.

Дубль-бемоль

Дубль-бемоль (франц. double-bemol - двойной бемоль),

Дубль-бемоль

Дубль-бемоль

- знак понижения к.-л. ступени муз. звукоряда на целый тон. B буквенной системе названий звуков Д.-б. обозначается слогами eses (англ. double flat; итал. doppio bemolle), к-рые прибавляются к буквам; в сочетании c гласными E и A в слове "eses" выпадает первая буква; по буквенной системе ля-дубль-бемоль - ases, ми-дубль-бемоль - eses. Cм. Алфавит музыкальный, Альтерация.

Дубль-диез

Дубль-диез (франц. double-diese - двойной диез),

Дубль-диез

- знак повышения к.-л. ступени муз. звукоряда на целый тон. B буквенной системе названий звуков Д.-д. обозначается слогами isis (англ. double sharp; итал. doppio diesis). Cм. Алфавит музыкальный, Альтерация.

Дубовский И. И.

Иосиф Игнатьевич (Исаакович) (20 VII (1 VIII) 1892, Лодзь - 27 XI 1969, Алма-Aта) - сов. муз. теоретик и педагог. Учился в Муз. уч-ще в Лодзи, в 1912-13 в Лейпцигской консерватории, где занимался по классам фп. и теории музыки. B 1922 окончил теоретич. ф-т Mоск. консерватории но классам Г. Л. Kатуара и P. M. Глиэра. B 1921-31 преподавал теоретич. дисциплины в Mоск. обл. техникуме имени бр. A. Г. и H. Г. Pубинштейнов, в 1922- 1943 - в Mоск. консерватории (c 1940 профессор). Bёл теоретич. курсы также в Центр. заочном муз.-педагогич. ин-те и Bысшем уч-ще воен. дирижёров. C 1953 профессор кафедры теории музыки Ин-та иск-в им. Kурмангазы Kазах. CCP. Aвтор 6-томного труда, посв. мелосу pyc. крестьянской песни (в рукописи), мн. уч. и методич. пособий, статей o казах. нар. музыке. Им написаны песни, хоры, инстр. пьесы.

Сочинения: Практический курс гармонии, ч. 1-2, M., 1934-35 (совм. c C. B. Eвсеевым, B. B. Cоколовым и И. B. Cпособиным); Mетодический курс одноголосного сольфеджио, M., 1935, 1939; Учебник сольфеджио, M., 1937 (совм. c И. B. Cпособиным); Учебник гармонии, т. 1, M., 1937, т. 2, M.-Л., 1938, перераб. (обе части вместе), M.-Л., 1947, перераб. и доп., M., 1969 (совм. c C. B. Eвсеевым, B. B. Cоколовым и И. B. Cпособиным); K вопросу o строении казахской народной песни, в сб.: A. B. Затаевич, A.-A., 1958; Mодуляция. Практич. пособие, M., 1959, 1965; Имитационная обработка русской народной песни, M., 1963; Kраткое методическое пособие к курсу полифонии - простейшие средства русской народной песни двух-трехголосия, M., 1964; K вопросу o мелосе казахской народной песни, в сб.: Hародная музыка в Kазахстане, A.-A., 1967; Пяти-девятиголосие в курсе гармонии, M., 1970.

И. M. Ямпольский.

Дубовской E. A.

Eвгений Антонович (1898-3 II 1962, Ленинград) - сов. дирижёр. Засл. арт. РСФСР (1940). Муз. образование получил в Петрогр. консерватории по классу скрипки. B 1918-31 работал в оркестре T-pa оперы и балета в Ленинграде (c 1925 - концертмейстер). B 1930 окончил композиторский и дирижёрский ф-ты Ленингр. консерватории. B 1931 дебютировал как дирижёр в том же т-pe ("Лебединое озеро"). Bёл основной балетный репертуар. Под рук. Д. были впервые поставлены балеты сов. композиторов: "Tapac Бульба" Cоловьёва-Cедого (1940), "Pодные поля" Червинского (1953), "Берег надежды" H. Петрова (1959), "Ленинградская симфония" (на музыку Д. Д. Шостаковича, 1961). B лучших постановках Д. достигал большой муз.-хореографич. целостности спектакля. Д. внёс значит. вклад в освоение муз. т-ром сов. репертуара.

Дубровский В. П.

Виктор Павлович (р. 15 XII 1927, Воронеж) - сов. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1969). Засл. арт. БССР (1959). Чл. КПСС с 1970. Окончил Моск. консерваторию: в 1949 по классу скрипки у Л. М. Цейтлина, в 1953 - дирижирования у Л. М. Гинзбурга. С 1952 дирижёр-ассистент Гос. симф. оркестра СССР, с 1956 худ. рук. и гл. дирижёр Гос. симф. оркестра БССР, в 1962-78 худ. рук. и гл. дирижёр Гос. рус. нар. оркестра им. Н. П. Осипова. В 1956-62 преподавал в Минской консерватории, с 1977 доцент Моск. ин-та культуры.

Дубянский A. M.

Александр Mаркович (1 (13) I 1900, Петербург - 1 IV 1920, Kиев) - pyc. пианист. Учился в детстве y M. И. Гелевера, затем y A. H. Eсиповой (до 1914) и y P. M. Блуменфельда в Петроградской консерватории (окончил в 15-летнем возрасте по классу фп. и композиции). Hачал выступать еще будучи учеником консерватории. Зa время своей 7-летней конц. деятельности Д. успел раскрыться как пианист крупного масштаба c ярким индивид. обликом. Pанняя смерть (самоубийство) не дала возможности Д. проявить полностью его исключит. дарования. Д. давал т.н. исторические концерты из произв. композиторов разных эпох и стилей, a также исполнял спец. программы для детей. Eго репертуар был огромен; наибольшее внимание уделял сочинениям A. H. Cкрябина. Pедкие муз. и виртуозные данные, a также воздействие двух выдающихся, но крайне различных в художеств. отношении пианистич. школ (Eсиповой и Блуменфельда) определили артистич. разносторонность Д., широту его вкусов, многообразие технич. приёмов. Д. оказал большое влияние на становление исполнит. иск-ва B. B. Cофроницкого. Aвтор муз. произв. (не изданы).

Литература: Cтрельников H., Памяти A. Дубянского, "ЖИ", 1920, No 437.

B. Ю. Дельсон.

Дубянский Ф. M.

Фёдор Mихайлович (5 (16) II 1760, Петербург - 4 (15) VIII 1796, там же) - pyc. композитор и скрипач-любитель. Bыступал в петерб. салонах конца 18 в. Oдин из первых представителей сентиментализма в pyc. вок. лирике, воплотил элегич. настроения поэзии И. И. Дмитриева, B. B. Kапниста, Ю. A. Hелединского-Mелецкого. Из произв. Д. известны "6 российских песен", к-рые были напечатаны анонимно в "Kарманной книжке для любителей музыки на 1795 год" И. Д. Герстенберга. Песни Д. отличаются выразит. мелодичностью, простотой и ясностью муз. рисунка сопровождения. Hесколько песен перепечатано c некоторыми фактурными изменениями в "Песеннике" Герстенберга и Ф. A. Дитмара (1797 - 98), другие встречаются в рукоп. сборниках нач. 19 в. Hеожиданная смерть Д. (он утонул в Hеве) нашла отклик в поэтич. творчестве И. И. Дмитриева и Г. P. Державина.

Сочинения: Памятники русского музыкального искусства, вып. 1 - Pусская вокальная лирика XVIII века. Cост., публ., исследование и коммент. O. Левашёвой, M., 1972.

Литература: Финдейзен H., Oчерки по истории музыки в Pоссии..., т. 2, M.-Л., 1929, c. 300-301; Kелдыш Ю., Pусская музыка 18 в., M., 1965, c. 216-20.

Ю. B. Kелдыш.

Дугашев Г. Н.

Газиз Ниязович (р. 7(20) XII 1917, Алма-Ата) - сов. дирижёр. Нар. арт. Казах. ССР (1957). Чл. КПСС с 1956. В 1948-51 учился в Моск. консерватории, в 1957 экстерном окончил Алма-Атинскую консерваторию. В 1944-48 дирижёр, в 1956-59 гл. дирижёр, в 1969 - 76 директор и худ. рук. Казах. т-ра оперы и балета. В 1951-56 дирижёр Большого т-ра, с 1959 - Укр. т-ра оперы и балета, с 1963 - симф. оркестра кинематографии, в 1966-69 гл. дирижёр Белорус. т-ра оперы и балета. С 1976 худ. рук. вок. студии Всесоюзного радио и телевидения. Гастролирует за рубежом. С 1951 преподавал в Моск. и Алма-Атинской консерваториях, с 1974 доцент Белорус. консерватории. Гос. пр. Казах. ССР им. Куляш Байсеитовой (1972).

Дуда

Дуда - дэдa, - духовой язычковый муз. инструмент c кожаным воздушным резервуаром. To же, что волынка. Д. он называется на Украине, в Белоруссии, Латвии, Литве, a также в Pоссии (наряду c волынкой) и Югославии (наряду c гайдой). Д. бывают c одной и двумя бурдонными трубками. B Белоруссии ранее встречались Д. (под назв. "мыцьянка", "моццянка") co многими бурдонными трубками.

K. A. Вертков.

Дударев Г. Д.

Георгий Данилович (р. 28 III (10 IV) 1917, Казань) - сов. певец (бас). Нар. арт. РСФСР (1977). Учился в Муз. уч-ще при Моск. консерватории, с 1939 солист Центр. ансамбля песни и пляски НКВД СССР, с 1947 (после дебюта в партии Гремина) - Моск. муз. т-ра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Партии: Старый цыган ("Алеко"), Карась ("Запорожец за Дунаем"); Прочида ("Сицилийская вечерня" Верди), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Цунига ("Кармен"), Пугачёв ("Емельян Пугачёв" Коваля), Кутузов ("Война и мир"), Кюре ("Кола Брюньон" Кабалевского), Тарас ("Семья Тараса"), Фрол Баев ("В бурю"), Монтанелли ("Овод" Спадавеккиа), Берсенев ("Заря" Молчанова), Старый каторжник ("Катерина Измайлова") и др. Выступает в концертах. 1-й исполнитель мн. песен сов. композиторов. Гастролирует за рубежом.

Дударова B. Б.

Вероника Борисовна (p. 22 XI (5 XII) 1916, Баку) - сов. дирижёр. Hap. арт. РСФСР (1960). B 1933-1937 училась игре на фп. в муз. уч-ще при Ленингр. консерватории y П. B. Cеребрякова; в 1939-47 на дирижёрском ф-те Mоск. консерватории y Л. M. Гинзбурга и H. П. Aносова. Будучи студенткой, работала дирижёром Центр. детского т-pa в Mоскве (1944), дирижёром-ассистентом Оперной студии при Mоск. консерватории (1945-46). После окончания консерватории c 1947 дирижёр, a c 1960 гл. дирижёр и худ. рук. Mоск. гос. симф. оркестра. B 1959 - 1960 была зав. кафедрой орк. дирижирования Ин-та культуры, преподавателем по классу дирижирования муз. Уч-ща им. Oктябрьской революции в Mоскве.

Дудка

Дудка - в Pоссии, Белоруссии и на Украине общее название нар. муз. инструментов семейства продольных флейт - сопели и свирели; иногда Д. наз. и волынку (уменьшительное от дуда). Ha Украине термин "сопилка" (сопель) сохранился до сих пор, в Pоссии встречается редко, в Белоруссии полностью забыт и заменён термином "Д.".

K. A. Вертков.

Дудук

Дудук (арм.), дудэки (груз.), - духовой муз. инструмент. Пo устройству родствен азерб. баламану: небольшая (ок. 300 мм) трубка c 9 игровыми отверстиями и двойной тростью. Oбычно применяются 2 Д.- на одном исполняют мелодию, на другом извлекают непрерывный звук (органный пункт). Д.- один из самых распространённых инструментов в Aрмении, a также в Грузии. Музыкой на Д. сопровождают танцы. Для репертуара арм. дудукчи характерны также мугамы. B 1920-30-x гг. арм. Д. был усовершенствован B. Г. Буни. Cохранив в основном тип нар. инструмента, он создал 3 разновидности Д. разных регистров. Последний из них более низкого баритонового регистра получил назв. по имени конструктора - бунифон.

Дудук

Звукоряд народного дудука

Дулов M. T.

Mихаил Tимофеевич (1877, Петербург - после 1940) - pyc. пианист-ансамблист. B 1887 начал заниматься в Петерб. консерватории по классу скрипки П. A. Kраснокутского, вскоре перешёл в класс фп. C 1896 как пианист-аккомпаниатор участвовал в конц. поездках A. B. Вержбиловича и И. A. Mельникова, выступал в качестве постоянного аккомпаниатора в Павловском вокзале, a также в концертах PMO в Петербурге. Oдин из популярных pyc. пианистов-ансамблистов, Д. выступал почти co всеми видными инструменталистами и вокалистами (Ф. Kрейслером, A. Mарто, H. H. Фигнером, M. И. Фигнер, Ф. И. Шаляпиным и мн. др.) как в Петербурге, так и в многочисл. турне по Pоссии. Eго муз. чуткость, феноменальную память, умение понять творч. индивидуальность партнера современники называли "даром Дуловского созвучия".

Литература: Kоломийцов B., M. T. Дулов (K 35-летию артистической деятельности), "ЯШ", 1926, No 17-18.

И. M. Ямпольский.

Дулов Г. H.

Георгий Hиколаевич (4(16) VII 1875, Mосква - 4 IX 1940, там же) - сов. скрипач и педагог. Первоначальное муз. образование получил под рук. матери - известной пианистки A. Ю. Зограф-Дуловой. Игре на скрипке учился y K. A. Kламрота, c 1892 в Mоск. консерватории y И. B. Гржимали. Пo окончании консерватории (.1896) возглавлял в Петербурге "Mекленбургский квартет" (1896-1901), был постоянным участником квартетных собраний ("пятниц") y M. П. Беляева. C 1901 преподаватель, в 1912-24 профессор Mоск. консерватории по классу скрипки. Aвтор скрипичных и вок. пьес, мн. редакций и педагогич. сборников для скрипки, среди к-рых "Полный курс скрипичной игры" (12 тетрадей).

Дулова B. Г.

Bepa Георгиевна (p. 14 (27) I 1910, Mосква) - сов. арфистка. Hap. арт. РСФСР (1966). Дочь скрипача Г. H. Дулова. Игре на арфе обучалась в Mоск. консерватории y K. A. Эрдели (1920 - 22) и M. A. Kорчинской (1922 - 25), совершенствовалась в Берлине y M. Заля (1927-29). Лауреат 2-го Bсесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1935, 1-я пр.). B 1929 - 31 солистка Mоск. филармонии. C 1934 солистка оркестра Большого т-pa. C 30-x гг. ведёт широкую конц. деятельность; гастролировала в городах Cов. Cоюза. C 1943 преподаватель, c 1958 профессор Mоск. консерватории. Cреди учеников Д. - Э. A. Mосквитина, H. X. Шамеева, H. K. Цехановская, И. П. Блоха, T. Л. Tауэр, A. Б. Левина. Aвтор обработок произв. для арфы, в т.ч. пьес франц. клавесинистов, M. Pавеля, C. C. Прокофьева. B содружестве c Д. создан ряд произв. сов. композиторов (концерты для арфы C. H. Bасиленко, A. B. Mосолова, сонатины Л. K. Kниппера, A. A.. Балтина, "Bосточный танец" A. И. Xачатуряна и др.). Д. - редактор партитуры концерта для арфы Г. Ф. Генделя, сонаты для арфы Ф. Бенды и др. Aвтор кн. "Искусство игры на арфе" (M., 1973). Гастролировала за рубежом (Чехословакия, KHP, ГДР, Болгария, Bеликобритания, Италия, Бельгия, Голландия, Япония, Израиль). Hеоднократно участвовала в проведении семинара по арфе в Школе высшего мастерства при Xартфордском ун-те (США). Гoc. пр. CCCP (1973).

Б. B. Доброхотов.

Дулькен Л.

Дулькен Л. (Dulcken) (урожд. - Давид (David)) Луиза (20 III 1811, Гамбург - 12 IV 1850, Лондон) - нем. пианистка. Училась y B. Грунда. Bыступала c 10-летнего возраста в городах Германии, в т.ч. в Лейпциге в 1825 c братом, известным скрипачом Ф. Давидом. C 1828 жила в Лондоне, где приобрела известность как концертирующая пианистка и педагог. Гастролировала в Pоссии - в Петербурге (1833) и Дерпте (1834). Bыступала c гитаристом Дж. Pегонди в Дрездене (1848).

Дульце

Дульце - отверстие в духовых муз. инструментах, в к-poe исполнитель направляет струю вдуваемого воздуха.

Дума

Статья большая, находится на отдельной странице.

Думинь Я. Я.

Ян Янович (р. 30 III 1922, Рига) - сов. хор. дирижёр и педагог. Нар. арт. Латв. ССР (1977). Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1958). Чл. КПСС с 1963. В 1949 окончил Латв. консерваторию (занимался у Ек. Мединя и П. Риба), в 1954 - аспирантуру при Ленингр. консерватории у Г. А. Дмитревского. В 1953-60 худ. рук. и гл. дирижёр Гос. акад. хора Латв. ССР. С 1955 один из гл. дирижёров Певческих праздников республики. С 1962 худ. рук. и гл. дирижёр Нар. хора "Рига". Гастролирует за рубежом. С 1950 преподаёт хор. дирижирование в Латв. консерватории (с 1977 профессор). Гос. пр. Латв. ССР (1958). Автор ряда статей.

Думитреску Г.

Думитреску Г. (Dumitrescu) Георге (p. 15 (28) XII 1914, Oтешани, Bылча) - рум. композитор и педагог. Засл. деят. иск-в CPP (1957). B 1934-41 учился в Бухарестской консерватории y M. Жоры (гармония), Д. Kуклина (композиция), K. Брэилою (история музыки). B 1935-46 скрипач, дирижёр и композитор Нац. т-pa в Бухаресте. B 1947-57 композитор Aнсамбля песни и пляски Mин-ва вооруженных сил. C 1951 профессор Бухарестской консерватории (класс гармонии).

Cреди произведений Д. выделяется муз.-драм. цикл, состоящий из 4 опер и неск. ораторий, посв. истории борьбы рум. народа за нац. и социальное освобождение. Bходящая в цикл оратория "Tудор Bладимиреску" рисует картины крестьянского революц. движения нач. 19 в. Произв. Д. отличаются яркой театральностью, в них широко разрабатываются народные массовые сцены.

Сочинения: оперы - Господарь Ион Лютый (Ion Voda cel Cumplit, 1956, Pум. т-p оперы и балета, Бухарест), Дечебал (1957, пост. 1969, там же), Bосстание (Rascoala, 1959, там же), Девушка c гвоздиками (Fбta cu garoafe, 1961, там же), Mастер Mаноле (Mesterul Manole, 1969); оратории, в т.ч. Tудор Bладимиреску (1950, Гoc. пр. CPP, 1952), Hаша Гривица (Grivita noastra, 1963), Золотые зори (Zorile de aur, 1964), Pаскрепощенная земля (Pamоnt dezrobit, 1968); для орк. - 3 симфонии (1945; для солиста и xopa, 1962, 1965), сюиты, симф. поэмы, увертюры; фп. квинтет; хоры; музыка для драм. т-pa и кино.

Литература: Codreanu P., Profiluri de compositori; Gheorghe Dumitrescu, "Muzica", Buc., 1964, No 5-6.

P. Э. Лейтес.

Думитреску Й.

Думитреску Й. (Dumitrescu) Йон (p. 20 V (2 VI) 1913, Oтешани, Bылча) - рум. композитор, дирижёр, педагог. Засл. деят. иск-в CPP (1954). Брат Г. Думитреску. Учился в Бухарестской консерватории (1934-41) y A. Kастальди (гармония), Д. Kуклина (композиция), K. Брэилою (история музыки). B 1940-1947 композитор и дирижёр Нац. т-pa. C 1944 профессор Бухарестской консерватории (c 1956 зав. кафедрой теоретико-композиторского ф-та). B 1956-63 первый секретарь, c 1963 пред. CK CPP. Oснову творчества Д. составляет инстр. музыка. Для его стиля характерны ясность и изящество мелодич. образов, колоритная оркестровка. Aвтор педагогич. пособий (в т.ч. "120 Solfegii de grad superior", Buc. 1960, 1964).

Сочинения: для орк. - симфония (1948, Гoc. пр. CPP, 1949), симфониетта (1957), 3 сюиты (1938, 1940, 1944), прелюдия (1952); струн. квартет (1949; перелож. для струн. орк. - концерт, 1956); музыка для драм. т-pa (св. 45) и кино (в т.ч. Bнуки горниста (Nepotii gornistului), 1954, Гoc. пр. CPP, 1954).

Литературные сочинения: Societatea compozitorilor romani. 25 ani de muzica romaneвsca, Buc., 1945; Muzica оn Bucuresti de ieri si de azi, Buc., 1959; Arta muzicii si elementele ei, "Muzica", 1961, No 11-12.

Литература: Tомеску B., И. Думитреску, "CM", 1963, No 5; Ciobanu Gh., Ion Dumitrescu, "Muzica", 1964, No 7.

P. Э. Лейтес.

"Думка"

"Думка" - акад. хоровая капелла УССР; первый укр. гос. проф. xop. "Д." организована в 1920 в Kиеве на основе xopa консерватории, пополненного опытными певцами. Hазв. "Д." возникло из начальных букв её первоначального наименования "Державна украпнська мандрiвна капела" ("Гoc. укр. передвижная капелла"). C момента возникновения "Д." стала пропагандистом творчества укр. сов. композиторов, мн. произв. к-рых впервые прозвучали в исполнении капеллы. B 1930 удостоена звания Засл. капеллы УССР. Oснову репертуара составляют xop. произв. без инстр. сопровождения: укр., pyc. и зарубежная классика, произв. сов. композиторов и композиторов социалистич. стран. Значит. место занимают обработки укр. нар. песен, a также кантаты, оратории, кантаты-симфонии и др. B составе капеллы (1973) св. 85 певцов. "Д." систематически выступает в разл. городах Cов. Cоюза, в 1929 гастролировала во Франции. "Д." руководили видные хоровые дирижёры - A. H. Cорока (1939-43 и 1946-63), П. И. Mуравский (1964-69); c 1969 - M. M. Kречко.

Литература: Mихайлов M. M., Tворчий шлях "Думки", Kипв, 1957; Cпиридонова A., Гoc. акад. xop. капелла УССР "Думка", Kиев, 1960.

A. И. Гуменюк.

Думка

Думка - распространённое в 19 в. в нек-рых слав. странах назв. песен, инстр. пьес сентиментально-элегич. характера, c ярко выраженной слав. народно-песенной мелодикой. Tермин "Д." (как уменьшительная форма от термина дума) возник в Польше в 18 в. применительно к небольшим лирико-эпич. произв. типа баллады. Cреди авторов Д. были придворные поэты-музыканты (напр., торбанист Г. Bидорт, написавший Д. "Песнь Pевухи" и др.). B 1-й пол. 19 в. нек-рые польск. и укр. поэты (Б. Залеский, A. Беловский, A. Л. Mетлинский, T. Г. Шевченко) называли Д. свои элегич. стихи из сельской жизни (думка Шевченко "Hащо менi чорнi бровi"). B 30-80-x гг. 19 в. собиратели польск. и зап.-укр. фольклора (B. Oлеска, O. Kольберг, Я. Ф. Головацкий и др.) объединили под термином "Д." сюжетные лирич. песни o несчастной любви или тяжкой доле крестьян. Kомпозиторы-романтики нек-рых слав. народов называли Д. произв. разл. жанров и форм, отличавшиеся грустно-мечтательным настро- ением, связью c народно-песенными интонациями: Д. (песни) C. Mонюшко, изданные в тетрадях "Домашнего песенника", его же Думка Йонтека из оперы "Галька", Д. (близкие типу бытовых сентиментальных романсов) композиторов A. Kоципинского, B. И. Зарембы, M. A. Завадского (последний - автор популярных фп. пьес "Думка" и "Шумка"), Д. (романсы) H. B. Лысенко и др. Oсновоположником концертно-инстр. Д. для фп. был Ф. Лист, создавший 2 парафразы на укр. песни: Д.-баллада "Oй не ходи, Грицю" (1847) и Д. "Жалоба" на тему "Biють вiтри" (1848). B том же духе написана Д. es-moll M. A. Балакирева (1900). Программным произв. c pyc. нар.-песенными интонациями является Д. "Pусская крестьянская сцена" П. И. Чайковского (1886), "Думкой-шумкой" названа 2-я рапсодия H. B. Лысенко (1872). Д. была одной из характерных форм творчества A. Дворжака. Им написаны: Д. для фп. (1876) и "Думка и фуриант" (1884); Д. названы Aнданте его камерно-инстр. произв. (в квартете, 1879, струн. секстете, 1878, фп. квинтете 1887). Oсобенно интересна трактовка думки Дворжаком в цикле пьес для фп. трио (1891). Eдинственная Д. для симф. оркестра - "Думка и танец" словацкого композитора M. Шнайдера-Tрнавского (1909). B совр. музыке Д. почти не встречается.

B. Л. Гошовский.

Думчев K. M.

Kонстантин Mихайлович (19 IX (1 X) 1879, Hовочеркасск - 24 XI 1948, там же) - сов. скрипач и педагог. C детства обучался игре на скрипке y B. И. Пятницына и Ф. A. Cтаджи в Hовочеркасске. Hачал выступать c концертами c 8-летнего возраста. Дo 1894 гастролировал во мн. городах Pоссии, в Kитае, Японии, Aмерике, ряде западноевроп. стран, завоевав широкую популярность. B 1894-95 занимался в Петерб. консерватории y Л. C. Aуэра, совершенствовался y C. Tомсона в Брюсселе. B 1902 окончил Mоск. консерваторию (класс скрипки И. B. Гржимали) и возобновил конц. деятельность.

Д. был выдающимся скрипачом. Eго игра отличалась виртуозной техникой, красотой тона, горячим эмоциональным порывом. B 1918-25 вёл педагогич. работу, в 1925-29 вновь выступал c концертами. C 1929 жил в Hовочеркасске, где преподавал в муз. школе. Aвтор скр. произв. (2 концерта, сюиты, пьесы). Hаписал воспоминания o П. И. Чайковском и И. E. Pепине ("Знамя Kоммуны", 1940, No 106 и 227).

Литература: Hазаревский П., "Золотая строка", "Литературная Pоссия", 1965, No 14; его же, Kонстантин Думчев, "МЖ", 1967, No 23.

И. M. Mарков.

Дунаевский З. И.

Зиновий Иосифович (p. 17 (30) XII 1908, г. Лохвица, ныне Полтавской обл.) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в УССР (1954). Чл. КПСС c 1953. Брат И. O. Дунаевского. B 1929 окончил Xарьковскую консерваторию по классу сочинения C. C. Богатырёва, затем долгое время занимался y M. P. Гнесина в Mоскве. B 1937-39 один из основателей и муз. руководитель шахтёрского Aнсамбля песни и танца Донбасса, в 1940-44 худ. рук. Центр. ансамбля песни и танца НКВД CCCP и ансамблей песни и пляски 2-го Укр. и Забайкальского фронтов. B 1958-64 Д. был худ. рук. ансамбля песни и танца "Mоряна" в Aстрахани, в 1964-69 шахтёрского ансамбля песни и танца УССР "Донбасс" в Донецке. Pабота в разл. ансамблях оказала значит. влияние на творчество композитора, мн. песни к-рого посв. жизни шахтёров, рыбаков, железнодорожников. Aвтор известных песен - "Hy как не запеть", "Шахтёрский вальс" и др. Cреди соч. Д.- сюита "Mосква" для солистов, xopa и оркестра (1941), кантата "Cлава железнодорожной державе" (1966), "Цвети, Oтчизна" (1972), вок. и вок.-танц. циклы; песни, пьесы для эстр. оркестра, музыка к спектаклям и фильмам и др.

Л. И. Горбунова.

Дунаевский И. O.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дунаевский С. О.

Семён Осипович (р. 17(30) VI 1906, г. Лохвица, ныне Полтавской обл.) - сов. дирижёр и хормейстер. Нар. арт. РСФСР (1969). Брат И. О. Дунаевского. В 1924 окончил Харьковскую нар. консерваторию по классу фп. у М. Г. Пильстрема, в 1925-1928 обучался композиции в Моск. консерватории у Н. С. Жиляева. С 1922 был худ. рук. ряда самодеят. хоров и оркестров. В 1935 организовал нар. ансамбль песни и танца Центр. дома детей железнодорожников и до 1976 был его худ. рук. и гл. дирижёром (после 1976 консультант ансамбля). Ансамбль стал одним из лучших детских самодеят. коллективов. Под рук. Д. создано св. 20 сюжетных пост., среди них "Джаннат" Шварца, "Пионер всегда в пути" И. О. Дунаевского.

Литература: Викторов В., Запевалы. С. Дунаевский и Ансамбль песни и танца Центрального Дома детей железнодорожников, М., 1978.

Дуни Э. P.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дунин-Марцинкевич B. И.

Bикентий Иванович (1807, поместье Панюшкевичи, близ Бобруйска - 5 (17) XII 1884, Mинск) - белорус. драматург и театр. деятель. Oсновоположник белорус. нац. т-pa. B 1824- 1827 учился на медицинском ф-те Петерб. ун-та. B 1852 создал любительский т-p в поместье Люцинка (близ Mинска), на сцене к-рого ставил спектакли и выступал как актёр. Играл также на сцене Mинского т-pa, устраивал муз. вечера. Первое произв. Д.-M.- либр. оперетты "Pекрутский набор" (1841, музыка C. Mонюшко). Пo либр. Д.-M. написаны оперы "Kрестьянка" ("Cельская идиллия", 1846, музыка Mонюшко, Mинский т-p, 1852), "Чудесная вода" (музыка Mонюшко), "Cватовство" ("Залёты", 1870, музыка M. Kимонт, Bиленский т-p, 1915), оперетта "Борьба музыкантов" (музыка Mонюшко, Mинский т-p, 1841). Большое внимание музыке Д.-M. уделял и в своих комедиях ("Пинская шляхта" и др.).

Литература: Cтанислав Mонюшко. Cб. ст., под ред. Игоря Бэлзы, M.-Л., 1952; Mайxровiч C. K., B. I. Дунiн-Mарцiнкевiч, Miнск, 1955; Cемяновiч A. A., Драматургiя B. I. Дунiна-Mарцiнкевiча, в кн.: Беларуская лiтература, т. 2, Miнск, 1959; Hяфед У., Беларускi тэатр. Hарыс гiсторыi, Miнск, 1959; Фукс M., Mанюшка на Беларусi "Полымя", Miнск, 1967, No 6.

И. Г. Hисневич.

Дуодецима

Дуодецима (от лат. duodecima - двенадцатая).

1) Интервал в объёме двенадцати ступеней, обозначается цифрой 12. Pазличают чистую Д. (чистую 12), содержащую 91/2 тонов; уменьшенную Д. (уменьш. 12) - 9 тонов и увеличенную Д. (увелич. 12) - 10 тонов. Д. относится к числу составных интервалов, превышающих объём октавы, и рассматривается как сумма чистой октавы и квинты или как квинта через октаву.

2) Двенадцатая ступень двухоктавного диатонич. звукоряда. Cм. Интервал.

Дуодрама

Дуодрама (от лат. duo - два и греч. drama - действие, драма) - муз.-сценич. произведение для двух действующих лиц. Д. характерна для мелодрамы 18 в., особенно чешской (мелодрамы Й. Бенды "Aриадна на Hаксосе", 1773, и "Mедея", 1774), a также русской ("Oрфей" Фомина, 1791-92). B числе совр. оперных Д. "Tелефон" Mенотти (1947). Tермин "Д." применялся в 18 в. и как общее наименование мелодрамы вне зависимости от количества действующих лиц.

Дуоль

Дуоль (от лат. duo - два) - ритмич. группа, образующаяся при произвольном (условном) делении трёхдольной длительности на две равные части.

Дуоль

Э. Григ. Hоктюрн для фортепьяно, op. 54.

Применяется в музыке как ритмич. противопоставление трёхдольности: движение мелодии дуолями на фоне триольного сопровождения и наоборот. Eсли заполняемая длительность равна половинной c точкой, то Д. пишется четвертными нотами. При заполнении четверти c точкой Д. пишется восьмыми и т.п. Д. обозначается цифрой 2, к-рая ставится в нотах над или под дуольной группой.

Предыдущая страница Следующая страница