Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Б" (часть 7, "БЕМ"-"БЕР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 7, "БЕМ"-"БЕР")

Бёмер К.

Бёмер К. (Boehmer) Конрад (p. 24 V 1941, Берлин) - нем. композитор и муз. критик (ФРГ). Ученик Г. М. Кёнига (композиция) и К. Г. Феллерера (музыковедение). Автор муз. произв., в т. ч. электронной музыки, муз.-социологич. и публицистич. книг-памфлетов ("Revolutie in de muziek of revolutiemuziek?", "Raster", 1968, No 2; "Zwischen Reihe und Pop", 1970). Выступал с критикой В. Эгка, К. Штокхаузена и М. Кагеля. Ныне - в Нидерландах.

Бемецридер А.

Бемецридер А. (Bemetzrieder) Антон (1743 или 1748, Дауэндорф, деп. Нижний Рейн - 1817, Лондон) - франц. муз. теоретик. По происхождению эльзасец. В 1771-1781 жил в Париже, с 1782 - в Лондоне. Был в дружеских отношениях с Д. Дидро. Б. принадлежат труды по теории музыки (в частности, по гармонии), а также по философии. Среди его работ - "Уроки клавесинной игры и основы гармонии" ("Leзons de clavecin et principes d'harmonie", 1771, с предисловием Дидро; неоднократно переизд.).

Сочинения: Lettre... а ММ, musiciens de profession, ou rйponse а quelques objections, P., 1771; Leзons de clavecin et traitй de musique..., P., 1776; Nouvel essai sur l'harmonie..., P., 1779; Exemples des principaux йlйments de la composition musicale, P., 1780; Nouvelles leзons de clavecin, L., 1783 (на франц. и англ.); Melody and harmony, L., 1783; General instruction in music, L., 1790; A new singing book in French and English, L., 1790; A complete treatise on music..., L., 1800; Twelve lessons par the pianoforte, L., 1802.

Литература: Маркус G., История музыкальной эстетики, т. 1, М., 1959, с. 165; Julien A., La musique et les philosophes au XVIII-e siиcle, P., 1873; Vоgeleis M., Quellen und Bausteine zu einer Geschichte der Musik und Theaters in Elsass, Strassb., 1911.

Бемоль

Бемоль (франц. bemol, букв. - мягкое Б),

Бемоль

- знак понижения к.-л. ступени звукоряда на полутон (см. Алфавит музыкальный,Альтерация). После дубль-бемоля Б. обозначает отказ от него и сохранение только одного бемоля.

Бенацки Р.

Бенацки Р. (Benatzky) Рудольф (Ральф) (5 VI 1884, Моравске-Будеёвице - 17 X 1957, Цюрих) - австр. композитор. Учился в Мюнхене у Ф. Мотля. В 1933 покинул Германию, жил в Париже, Вене, с 1938 - в США, с 1948 - в Швейцарии. Начиная с 1913 оперетты и ревю композитора ставились в Вене и Берлине с сенсационным успехом: "Любовь в снегу" ("Liebe im Schnee", 1916); "Танцующая маска" ("Die tanzende Maske", 1918), "Влюблённые" ("Die Verliebten", 1919) и др. Самая известная оперетта Б. - "Белый конь" ("Im weiЯen Rцssl") пост. в Берлине (1930). Автор опер и балета, кн. "В мажоре и миноре" ("In Dur und Moll", 1954).

Бенда Й. А.

Бенда Й. А. (Benda) Йиржи (Георг) Антонин (30 VI 1722, Старе-Бенатки - 6 XI 1795, Кёстриц) - чеш. композитор, скрипач, дирижёр. Муз. подготовку получил в гимназиях в Космоноси (1735), Йичине (1739-42). В 1742-49 скрипач придв. капеллы в Берлине. С 1750 работал в Готе, где в 1770-78 был придв. капельмейстером. Выступал с исполнением своих сочинений в Гамбурге, Вене, Париже, Берлине. Последние годы жизни провёл в Роннебурге и Кёстрице. Творчество Б. было одним из характерных проявлений движения "Бури и натиска" в музыке. Наибольшее значение имеют его муз.-сценич. произв. Следуя взглядам франц. просветителей, Б. стремился к яркой драматич. выразительности музыки и правдивости вок. декламации. Особенно высокое признание получили его мелодрамы ("Ариадна на Наксосе" - "Ariadne auf Naxos", 1774; "Медея", 1775, и др.). Этот жанр Б. обогатил достижениями реформаторских опер К. В. Глюка и нового инстр. стиля мангеймской школы, придав ему крупные симф. масштабы, силу и разнообразие драматич. экспрессии. Новаторские тенденции проявляются и в зингшпилях Б. Нек-рые из них (напр., "Леса", 1776) приближаются по характеру к сентиментальной бурж. драме. Музыка Б. отличается резкими динамич. контрастами, красочной инструментовкой, рельефными характеристиками сценич. образов.

Сочинения: мелодрамы - Пигмалион (1779), Альманзор и Надина (1779); зингшпили "Деревенская ярмарка" (Der Dorfjahemarkt, 1775), Леса (Wдlder, 1776), Ромео и Джульетта (1776), "Дровосек, или Три желания" (Der Holzhauer, oder Die drei Wьnscher, 1778), Татарский закон (Das tatarische Gesetz, 1786, пост. 1787); кантаты - Жалобы Аминты (Amynt's Klagen, 1774), Цефал и Аврора (1775), Жалобы Бенды (Benda's Klagen, 1792); симфонии, концерты, сонаты; церк. музыка (кантаты, мессы, магнификаты и др.).

Литература: Hodermann R., Georg Benda, Coburg, 1895; Hrlkа К., Jiri Benda studie о starim ceskem hudebniku, Praha, 1903; Hnilicka A., Aus Georg Bendas Jugend, Prag, 1911; Helfert V., Jiri Benda..., (c.) 1-2, Brno, 1929-34 (Spisy Filosoficke Fak. Masarykovy Unvers, v. XXVIII-XXIX); Pilkovб Z., Dramatickб tvorba Jiriho Bendy, Praha, 1960.

Л. Г. Григорьев.

Бенда Ф.

Бенда Ф. (Benda) Франтишек (Франц) (22 XI 1709, Старе-Бенатки - 7 III 1786, Потсдам) - чеш. скрипач и композитор. Брат Й. Бенды. Пел в церк. хоре мальчиков в Праге (с 1718), а также выступал как солист в оперных спектаклях (1723). Гастролируя (с 1726) в разных городах Зап. Европы (Вена, Вроцлав, Варшава, Дрезден), приобрёл известность в качестве концертирующего скрипача. С 1733 придв. скрипач в Нёй-Руппинсберге, с 1740 - в Берлине при дворе Фридриха II. В 1771-86 концертмейстер Корол. оркестра. В игре Б. виртуозность сочеталась с выразительной напевностью, задушевностью исполнения.

Композиторское творчество Б. развивалось вначале под влиянием А. Вивальди, Дж. Тартини, затем Ф. Э. Баха и Й. Г. Грауна. Вместе с тем Б. вносил в свою музыку элементы чеш. мелодики и ритмики. Б. был одним из композиторов сер. 18 в., в творчестве к-рых наметились элементы классич. муз. стиля. Галантное изящество и непринуждённость сочетаются в его музыке с чертами сентиментализма. Современники особенно ценили певучие медленные части его инстр. сочинений. Среди произведений Б. наиболее значительны скрипич. сонаты.

Б. - автор симфонии, 9 скр. концертов, концерта для чембало, 6 сонат для скр. с генерал-басом, 6 трио для 2 скр. с генерал-басом, 3 трио-сонат для клавесина с флейтой или скр., ок. 120 сольных произв. (в т.ч. сонат) для скр., сонаты для флейты и клавесина и др.

Литературные сочинения: Autobiographie, "Hillers Wцchentliche Nachrichten", 1766-67 (рус. пер. - Автобиография Франциска Бенды, "Музыкальный и театральный вестник", 1856, No 41, 42, 44); Tonkьnstler-Lexicon Berlins..., В., 1860-61.

Литература: Бэлза И., Очерки развития чешской музыкальной классики, М., 1951, с. 89-91; Berten F., F. Benda, Kцln, 1928 (Diss.); Lorenz F., Die Musikerfamilie Benda: Franz Benda und seine Nachkommen, В., 1967.

O. M. Белунцов.

Бенджамин А.

Бенджамин А. (Benjamin) Артур (18 IX 1893, Сидней - 9 IV 1960, Лондон) - австрал. композитор, педагог, пианист. Учился в Корол. муз. колледже в Лондоне (1911-14) у Ч. Станфорда (композиция) и у Ф. Клиффа (фп.). В 1919-21 преподавал игру на фп. в Сиднейской консерватории. С 1922 жил в Англии. Композиторскую деятельность начал в 1924, сочетая её с преподаванием и исполнительством. С 1926 профессор композиции в Корол. муз. колледже (среди его учеников Б. Бриттен). В 1941-46 дирижёр симф. оркестра в Ванкувере (Канада). Как пианист выступал с исп. собств. произв. Популярна его "Ямайская румба" для 2 фп.

Сочинения: оперы (даты соч.) - Чёрт её побери (The devil take her, 1931), Примадонна (1933), Повесть о двух городах (The tale of two cities, по Ч. Диккенсу, 1950), Тартюф (Лондон, 1964); телевизионная опера Маньяна (1956); балет Серебряная свадьба Орландо (Orlando's silver wedding, 1951); для орк. - симфония (1945); для разн. инстр. с орк. - концертино для фп. с орк. (1928), Романтич. фантазия для скр., альта и орк. (1935), концерты - для гобоя и струн, орк. (1942), для фп. с орк. (1949), для гармоники с орк. (1953); камер. ансамбли - Пасторальная фантазия для струн, квартета (1924), соната для влч. и фп. (1945); для фп. - сюита (1927), пьесы; хоры, песни для вок. ансамблей, романсы; лёгкая эстрадная орк. музыка, музыка к спектаклям и кинофильмам.

Литература: "МЖ", 1958, No 15, с. 22.

M. M. Яковлев.

Бендль К.

Бендль К. (Bendl) (псевдоним Подскальски, Podskalsky) Карел (16 IV 1838, Прага - 20 IX 1897, там же) - чеш. композитор и дирижёр. Учился музыке у К. Пича в Пражской орг. школе (1855-58). Начал композиторскую деятельность в области вок. жанра (за песню "Полетела голубка" награждён премией Далибора). В дальнейшем - капельмейстер нем. оперных трупп в Брюсселе (1864), Амстердаме (1864-65), а также в Париже. В 1865-77 рук. певч. об-ва "Глагол пражский", в к-ром мужской хор преобразовал в смешанный. Был также капельмейстером Временного т-ра в Праге (1874-75) и здесь же регентом православной церкви Свети-Микулаш (1877-78). С 1878 руководитель оркестра мецената Дервиса в Лугано и Ницце, в 1881 капельмейстер Миланского собора. Вернувшись на родину, редактировал муз. приложение к газете "Humoristicky list" (1883-86), снова был регентом православной церкви (1886-90). С 1894 преподавал композицию в Пражской консерватории. Чл. Чешской академии наук и иск-в (с 1890). Председатель Союза чешских певч. об-в (1890-91).

Широкую популярность получили его песни ("Песня жаворонка", "Цыганская песня") и хоры, выдержанные в традициях творчества Б. Сметаны. Написал к первомайскому празднику 1890 "Песню рабочего" (по поэме Я. Неруды), издание к-рой было конфисковано цензурой. В нек-рых орк. произв. Б. (напр., Южнословацкая рапсодия, 1881) отразилось влияние словацкого фольклора.

Сочинения: оперы - Лейла (1867, пост. 1868), Бржетислав (1870), Старый жених (Stary zenich, 1882), Волшебный цветок (Carovny kvct, 1876, пост. 1940), Черногорцы (cernohorci, 1881), Джина (1884), Карел Шкрета (1883), Дитя Табора (Ditc Tabora, 1892), Любимая мать (Mбti mila, 1895), оперетта Индийская принцесса (Indicka princezna, 1877); балет Чешская свадьба (ceskб svatba, 1895); кантаты - Шванда-волынщик (Svanda dudak, 1883), Щедрый день (Stedry den, 1886); для орк.: Тарантелла (1881), Южнословацкая рапсодия (1881), Полонез (1882), Дифирамб (1887), Каприччио (1887) и др.; для хора с орк.: Умирающий гусит (Umirajeci husita, 1869), Смерть Прокопа Великого (Smrt Prokopa Velikйho, 1871), Еврейская элегия (1874) и др.; мужские, женские и смешанные хоры; 2 струн, квартета, песни, фп. пьесы.

Л. Г. Григорьев.

Беневоли О.

Беневоли О. (Benevoli) Орацио (19 IV 1605, Рим - 17 VI 1672, там же) - итал. композитор. Мальчиком пел в хоре церкви Сан-Луиджи в Риме (1617-23). В 1623 был капельмейстером капеллы Санта-Мария ин Трастевере, служил в капеллах разл. церквей Италии, с 1644 работал в Вене. В 1646 возглавлял капеллу гл. церкви Ватикана Санта-Мария Маджоре, до 1672 - капеллу собора св. Петра в Риме. Представитель позднеримской школы, выдающийся контрапунктист, Б. широко использовал в творчестве принцип многохорности. Писал преим. церк. музыку. Среди его соч. особой известностью пользовалась 52-гол. месса, написанная в 1628 на освящение собора в Зальцбурге (для 15 солистов, 4 хоров, 6 оркестров, 2 органов). В ней техника многогол. контрапункта достигает своего предела. Б. принадлежит ряд месс для 6, 12, 24 и более голосов, мотетов, псалмов и др. церк. произв. Собр. его соч. было издано в серии "Monumento liturgiae polychoralis sanctae ecclesiae romanae" (1959-1964, новое изд. 1966-69).

Бенедетти Микеланджели А.

Бенедетти Микеланджели А. (Benedetti Michelangeli) Артуро (p. 5 I 1920, Бреша) - итальянский пианист. В 1934 окончил Миланскую консерваторию по классу Дж. Анфосси. 1-я пр. на Междунар. конкурсе музыкантов-исполнителей в Женеве (1939). Был профессором Болонской и Венецианской консерваторий. Мн. гастролирует (в 1964 - в СССР). Живёт в Больцано, руководит школой фп. игры. Ежегодно проводит в Ареццо спец. курс занятий с молодыми пианистами разных стран. Б. М. - один из крупнейших совр. пианистов. Для его исполнит. иск-ва характерны всеобъемлющее владение всеми сторонами пианистич. мастерства, концентрированность интерпретации, законченность, совершенство и неизменность исполнит. формы. Эти качества особенно выгодно сказываются в грамзаписях.

Литература: Курковский Г., Артуро Бенедетти Микельанджели в сб.: Мастерство музыканта-исполнителя, вып. 1 (сост. Я. И. Мильштейн), М., 1972.

Г. М. Коган.

Бенефелде А.

Ада (6(18) II 1884, Рига - 24 V 1967, Целле (ФРГ)) - латыш. певица (колоратурное сопрано). Муз. образование получила в Риге, а также Берлине, где в 1908 окончила консерваторию Штерна. Выступала в оперных т-рах Германии (Берлин, Гейдельберг, Ахен). В 1913-30 солистка Латышской оперы (ныне Латвийский т-р оперы и балета в Риге). Б. - одна из первых выдающихся латыш. оперных артисток.

Партии: Лаймдота ("Огонь и ночь" Я. Медыня), Тамара, Антонида, Виолетта, Мими, Чио-Чио-сан, Розина, Джильда, Маргарита; Церлина ("Дон Жуан"), Констанция ("Волшебная флейта") и др.

В 1919-39 преподавала в Латв. консерватории (с 1929 профессор). С 1939 жила в Германии. Выступала и как конц. певица. В 1921 гастролировала в США.

Я. Витолинь.

Бенклян А.

Аршак (1867-1923, Константинополь) - арм. режиссёр, артист оперетты (бас-баритон). Начал сценич. деятельность с 1891 в труппе Мнакяна (Константинополь). В 1897 уехал в Болгарию, где основал опереточную труппу, в к-рой был режиссёром и актёром. Ставил муз. комедии Т. Чухаджяна, оперетты Ж. Оффенбаха, Ш. Лекока и др. В 1908-14 разъезжал с труппой по городам Турции и Египта.

Бенклян С.

Серовбе (1835-1900, Константинополь) - арм. певец (бас-баритон), режиссёр, муз. деятель. Один из организаторов арм. нац. муз. т-ра. Ученик Т. Чухаджяна. С 1861 играл в "Восточном театре", с 1868 артист и режиссёр в т-ре А. Вардовяна (Константинополь), где ставились и муз. комедии. С 1875 выступал в труппе Е. Меликяна и Т. Чухаджяна, совм. с к-рым в 1878 основал первый проф. муз. т-р на Ближнем Востоке (в Константинополе); в т-ре был режиссёром и актёром. Ставил муз. комедии Чухаджяна и оперетты Ж. Оффенбаха, Ш. Лекока и др. Спектакли шли на арм. и турецком яз. Гастролировал с труппой во мн. городах Ближнего Востока, на Балканах, в Египте, Греции и др. странах. Деятельность Б. способствовала популяризации арм. музыки и становлению муз. т-ра на Ближнем Востоке.

Р. А. Атаян.

Бенневиц А.

Бенневиц А. (Bennewitz) Антонин (26 III 1833, Пршиврати, Литомишль - 29 V 1926, Докси, Литомержице) - чеш. скрипач и педагог. В 1852 окончил Пражскую консерваторию по классу скрипки М. Мильднера. Работал концертмейстером театр. оркестров в Праге (1852-61), оркестра об-ва "Моцартеум" в Зальцбурге (1861-63), в Штутгарте (1863-66), концертировал в Париже и Брюсселе (1859). С 1865 профессор, в 1882-1901 директор Пражской консерватории. Был одним из крупнейших чеш. преподавателей скрипич. игры. Среди учеников Б. Ф. Ондржичек, О. Шевчик, К. Халирж, К. Гофман, О. Недбал, Й. Сук, И. Маржак и др. Как солист и ансамблист внёс ценный вклад в муз. жизнь Праги; выступал в трио с Б. Сметаной (фп.) и Ф. Гегенбартом (виолончель), с 1880 возглавлял струн. квартет Пражского нем. камерного об-ва.

Беннет Р. Р.

Беннет Р. Р. (Bennett) Ричард Родни (р. 29 III 1936, Бродстэрс, Кент) - англ. композитор. Учился по композиции в Корол. академии музыки в Лондоне у Л. Беркли и X. Фергюсона; в 1957-59 занимался у П. Булеза (Париж). В творчестве Б. сказалось сильное влияние Б. Бартока; мн. его произв. основаны на серийной технике. Автор статей о музыке в периодической печати.

Сочинения: оперы - Пласт (The ledge, Лондон, 1961), Серные рудники (The mines of sulfur, 1965, Сэдлерс-Уэллс, Лондон), Пенни за песенку (Penny for a song, 1967, там же), Все люди короля (All the king's men, 1969; детская опера), Победа (Victory, 1970, Ковент-Гарден, Лондон); кантата для голоса и ударных (1954); для орк. - 2 симфонии (исп. 1966, 1968), 5 пьес (1956), Дневник (Journal, 1960), На рассвете (Aubade, 1964); камерно-инстр. соч. - Календарь (Calender, 1960), Ноктюрны (1962); концерт для валторны с орк. (1956), концерт для гитары (1970); для голоса и камерного орк. - Лондонская пастораль (1962), для вок. квартета и 10 инстр. - Приближение сна (The approaches of sleep, 1959) и др.; камерные ансамбли - 4 струн. квартета (1952, 1953, 1960, 1964), трио для дух. инструментов (1964); для скр. соло - соната (1964), 4 Импровизации (1955), песни; музыка к кинофильмам и телефильмам.

И. М. Ямпольский.

Беннетт Р.

Беннетт Р. (Bennett) Роберт Расселл (15 VI 1894, Канзас-Сити, шт. Миссури - 18 VIII 1981, Нью-Йорк) - амер. композитор и дирижёр. Обучался у К. Буша (1912-15). В 1926-31 занимался по композиции у Н. Буланже в Париже, а также совершенствовался в Берлине и у Л. Беркли (композиция) в Корол. академии музыки в Лондоне. С 1910 выступал как пианист. Начиная с 20-х гг. Б. - один из ведущих оркестровщиков бродвейских мьюзиклов (св. 300, в их числе "Роз-Мари" Фримля, "О тебе я пою" Гершвина, "Целуй меня, Кэт" Портера, "Оклахома", "Звуки музыки" Роджерса, "Моя прекрасная леди" Лоу). С 1930 работал на киностудиях Голливуда. В 1937-40 возглавлял Амер. об-во аранжировщиков. С 1940 дирижёр на Радио в Нью-Йорке. Автор исследования "На языке инструментов" ("Instrumentally speaking", 1975).

Сочинения: оперы - Мария Малибран (1935, Нью-Йорк), Зачарованный поцелуй (The enchanted kiss, там же, 1945); для орк. - 4 симфонии (1931 - 62) и др.; концерты с орк. - для фп. (1948), для скр. (1941) и др.; концерт для гитары соло (1970); Классическая серенада для струнных (1945); Concerto grosso для камерного ансамбля (1932), пьесы для фп., для органа; музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Беннетт У. С.

Беннетт У. С. (Bennett) Уильям Стерндейл (13 IV 1816, Шеффилд - 1 II 1875, Лондон) - англ. композитор и дирижёр. Родоначальник семьи музыкантов. С 8 лет певчий хора мальчиков капеллы Корол. колледжа в Кембридже, с 10 лет учился игре на скрипке и фп., изучал композицию под рук. У. Кроча, Ч. Поттера и У. Г. Холмса в Корол. академии музыки в Лондоне. Большую роль в творч. развитии Б. сыграло знакомство с Ф. Мендельсоном (1833) и Р. Шуманом (1836) в Лейпциге, к-рые ценили талант Б. и поддерживали его. Однако Б. не проявил себя самостоятельным художником, эпигонски следуя образцам совр. ему нем. музыки. С 1843 преподавал в Корол. академии музыки, выступал как пианист. В 1849 основал Баховское об-во; в 1856-66 дирижёр Филармонич. об-ва в Лондоне, в 1866-72 директор Корол. академии музыки. С 1870 почётный д-р Оксфордского ун-та. Среди соч. Б.: симфония, оратория "Женщина из Самарии", ("The woman of Samaria"), кантата "Королева мая" ("The May Queen"), орк. увертюры "Наяды" и "Лесная нимфа" ("The Woodnymphs"); фп. трио; фп. произв. - 4 концерта, соната "Орлеанская дева", многочисл. фп. пьесы, циклы песен.

Литература: Bennett J. R. S., The life of W. S. Bennett, Camb., 1907; Westerby H., The history of pianoforte music, L.-N. Y., 1924, p. 127-31.

Г. M. Шнеерсон.

Бентою П.

Бентою П. (Bentoiu) Паскал (p. 22 IV 1927, Бухарест) - рум. композитор. Муз. образование получил в Бухаресте у М. Жоры, Ф. Николеску и др. (1943-48). В 1953-56 науч. сотрудник Ин-та фольклора в Бухаресте. Ему принадлежат оперы - "Любовь-целительница" (по Мольеру, 1966, Рум. т-р оперы и балета), "Жертвоприношение Ифигении" ("Jertfirea Ifigeniei" по Еврипиду, радиоопера, 1968, Бухарест), "Гамлет" (конц. опера, соч. 1969). Б. - автор симфонии (1965), двух концертов для фп. с орк. (1954, 1960), концерта для скр. с орк. (1958; Гос. пр., 1964), симф. и камерных произв., музыки к спектаклям, статей о рум. музыке.

Р. Э. Лейтес.

Бентсон Н. В.

Бентсон Н. В. (Bentzon) Нильс Вигго (р. 24 VIII 1919, Копенгаген) - дат. композитор и пианист. В 1938-41 занимался в Копенгагенской консерватории у К. Еппесена (муз.-теоретич. дисциплины), К. Кристиансена (фп.) и Э. Бангерта (орган). В 1943 дебютировал как пианист. С 1945 преподаватель Ютландской муз. академии в Орхусе, с 1949 - Копенгагенской консерватории (с 1960 доцент). Автор св. 500 муз. соч., в т. ч. опер "Фауст 3" и "Улисс", балета "Женни фон Вестфален", 13 симфоний. Наиболее значительны монументальные произв. Б., преломляющие философские идеи (Симф. вариации, 1953; симф. "Хроника о Рене Декарте" ("Kronik om Renй Descartes", 1975)). Б. принадлежит первый учебник додекафонии на дат. яз. "Двенадцатитоновая музыка" ("Tolvtonemusik", 1950).

Бенуа А. Н.

Александр Николаевич (21 IV (3 V) 1870, Петербург - 9 II 1960, Париж) - рус. живописец, график, театр. художник, историк иск-в, художеств. и муз. критик, режиссёр. Род. в семье арх. Н. Л. Бенуа. В 1894 окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та. С детских лет увлекался музыкой, оказавшей глубокое влияние на его иск-во живописца, был хорошим пианистом. В 1900 выступил впервые как театр. художник (опера "Месть амура" А. С. Танеева, Эрмитажный т-р, Петербург). Автор сценария балета "Павильон Армиды" Черепнина (1907) и либр. балета "Петрушка" (1911). С 1908 работал для антрепризы С. П. Дягилева в Париже (создал декорации к спектаклям: "Борис Годунов", 1908; "Петрушка", 1911, и "Соловей", 1914, Стравинского). С 1918 зав. картинной галереей Эрмитажа. С 1919 чл. директории Академич. т-ра оперы и балета в Петрограде (быв. Мариинский т-р), его постоянный художник. Как режиссёр пост. здесь оперу "Пиковая дама" (1921). С 1926 жил и работал в Париже. Среди работ Б. этого периода - декорации к спектаклям "Золотой петушок" (1927, т-р "Гранд-Опера", Париж), "Евгений Онегин" (1938, т-р "Ла Скала", Милан) и др.

Идеолог и один из осн. организаторов и теоретиков творч. объединения художников "Мир искусства", Б. был тонким ценителем музыки, знатоком театр. дела. Выступал также как муз. критик в журн. "Мир искусства" (1899-1900), "Московский еженедельник" (1908-10), "Музыка" (1911), в газ. "Слово" (1907-08), "Речь" (1911-17). Большую часть статей посвящал совр. ему оперному и балетному т-ру. В центре его муз. интересов творчество М. И. Глинки, композиторов "Могучей кучки" (особенно М. П. Мусоргского), отчасти Р. Вагнера. Его любимый композитор - П. И. Чайковский. Как муз. критик отстаивал традиции реализма, резко осуждал руководство имп. т-ров, прежде всего Мариинского т-ра, остро полемизировал по вопросам репертуара, высмеивал безвкусицу казённых постановок, псевдоисторичность и стилизацию театрально-живописного оформления. Вместе с тем он выступал против самодовлеющего значения театр. живописи, пренебрежения др. компонентами муз. спектакля. Б. высоко оценил новаторскую деятельность Театра музыкальной драмы, хотя во многом критически относился к его дирижёру и муз. руководителю М. А. Бихтеру. В ярких статьях, посв. т.н. "Русским сезонам за границей" Дягилева (1907, 1908, 1911), проходившим в Париже, Б. подчёркивал мировое значение русской музыки и музыкального т-ра.

Сочинения: Жизнь художника. Воспоминания, т. 1-3, Нью-Йорк, 1955; Memoirs, v. 1-2, L., 1960-64; Александр Бенуа размышляет, (Статьи и письма. 1917-1960 гг.), М., 1968.

Литература: Эткинд М., Александр Николаевич Бенуа. 1870-1960, Л.-М., 1965; Бернандт Г., Александр Бенуа и музыка, М., 1969.

М. Ямпольский.

Бенуа П. Л. Л.

Бенуа П. Л. Л. (Benoоt) Петер Леопольд Леонард (17 VIII 1834, Харелбеке, Зап. Фландрия - 8 III 1901, Антверпен) - бельг. композитор, историк музыки и муз. деятель. Чл. Бельг. академии (с 1882). В 1855 окончил Брюссельскую консерваторию по классу композиции Ф. Ж. Фетиса. В 1858-59 посетил Германию, Францию. Работал дирижёром Фламандского т-ра в Брюсселе и т-ра "Пти Паризьен" в Париже. Б. - глава фламандского направления в бельг. музыке (т.н. антверпенской школы, см. Бельгийская музыка), опиравшегося в творч. практике на нац. фламандский фольклор и тяготевшего к нем. музыке. В 1867 основал фламандскую муз. школу в Антверпене (в 1898 преобразована в Корол. фламандскую консерваторию), в 1867-1901 её директор; провёл реформу муз. образования. Как композитор Б. работал в разл. жанрах. Наибольшее значение имеет его ораториально-кантатная музыка. Глубокое, мощное чувство, эмоциональный порыв и вместе с тем простота выразительных средств нашли воплощение в его ораториях "Люцифер", "Шельда" и в особенности в кантате "Рубенс", предназначенной к исполнению на "открытом воздухе". Музыкант-просветитель, Б. стремился создавать музыку, доступную широкому слушателю. Б. - автор книг по истории бельг. музыки и статей о совр. ему муз. жизни Бельгии. В 1901 в Антверпене осн. фонд имени Б.

Сочинения: оперы (даты пост.) - Деревня в горах ("Het dorp in't gebergte", 1856), Иза (1867), Усмирение Гента ("De pacificatie van Ghent", 1876); для голосов хора и симф. орк. - Реквием (1863), оратории - Люцифер (1866), Шельда (1868), Война (De Oorlog, 1873) и др., кантаты - Убиение Авеля (Le Meurtre d'Abel, Рим. пр. 1856), Рубенс (1877), Хукбальд (1880, в честь фламандского ср.-век. муз. теоретика); с орк. - симф. поэмы - для фп. (1864), для флейты (1866); для фп. - Саги и баллады (1861); вок. соч. - квадрилогия, месса и др. церк. произв., хоры, песни (на франц. и флам. тексты); музыка к спектаклям драматич. т-ров.

Литературные сочинения: De vlaamsche muziekschool van Antwerpen, Antw., 1873; Verhandeling over de nationale toonkonde, v. 1-2, Antw., 1875-77; De oorsprong van het cosmopolitisme in de muziek, Anw., 1876; Geschriften, Antw., 1942.

Литература: Stoffels С., Peter Benoоt et le mouvement musical flamand, Antw., 1901; Baccaert H., Peter Benoоt een kampion der nationale dedachte, Antw., 1919; Borren Ch. van den, Peter Benoоt, Brux., 1942; Corbet A., Peter Benoоt. Leven, werk en beteekenis, Antw., 1943; Dоuliec P., Peter Benoit, Bloemendal, 1954, Haarlem, 1955.

И. M. Ямпольский.

Бен-Хаим П.

Бен-Хаим П. (Ben-Haim) (наст. фам. Франкенбургер, Frankenburger) Пауль (р. 5 VII 1897, Мюнхен) - израильский композитор, дирижёр, пианист и педагог. Композицию и игру на фп. изучал в Мюнхенской академии иск-в (1915-20). Работал ассистентом Б. Вальтера и Г. Кнаппертсбуша в Мюнхене, в 1924-1931 - капельмейстером в Аугсбурге. С 1933 живёт в Тель-Авиве. Выступает как дирижёр, преподаёт композицию в академиях музыки Тель-Авива и Иерусалима. Б.-Х. пишет симф., вок.-инстр. и камерную музыку. Один из наиболее ярких представителей т.н. средиземноморского стиля в израильском муз. иск-ве. Его ранние сочинения отмечены влияниями зап.-европ. модернизма. Преодолевая их и вырабатывая собств. индивидуальный стиль письма, Б.-Х. обратился к изучению (с 1936) и претворению муз. фольклора разл. еврейских вост. этнич. групп. Б.-Х. - президент Союза композиторов Израиля.

Сочинения: для орк. - 3 симфонии (1940, 1945, 3-я - Сладкогласный певец Израиля, 1953, для чембало, арфы и оркестра, Гос. пр. 1957); для голоса с орк. - оратория Йарам (Jaram, 1931), литургич. кантата (1950), симф. поэма Пан (для сопрано и орк., 1931), Три псалма, Гимн из пустыни; для орк. - кончерто-гроссо (1931), концерт для струнных (1947), сюита Из Израиля (1951), Музыка для струн. орк. (1956), Метаморфозы (1958), концерты с орк. - для фп. (1950), 2 для скр., для влч., Заклинания (Evocation, для скр. с орк., 1950); камерные ансамбли - квинтет для струнных с кларнетом (1941), струн, квартет (1937), струн, трио (1927); произв. для фп.; Поэма для арфы (1959), хоры; песни, музыка к спектаклям драматич. т-ров; обр. еврейских нар. мелодий.

Литература: Gradenwitz P., Music and musicians in Israel, Tel Aviv, 1959 (c. 60-72).

И. М. Ямпольский.

Бенш А. Ф.

Альберт Фёдорович (14 (26) VII 1861, Петербург - 26 X (8 XI) 1914, Харьков) - рус. пианист и педагог. Игре на фп. и теории музыки обучался у В. И. Главача. В 1882 окончил Петерб. консерваторию по классу фп. Л. Брассена, затем совершенствовался у Ф. Листа в Веймаре. С 1885 жил в Харькове, концертировал, пользовался известностью как педагог. В 1885-88 преподавал игру на фп. в Муз. уч-ще Харьковского отделения РМО. В 1888 открыл собств. муз. школу, сыгравшую заметную роль в развитии муз. культуры города. Автор фп. пьес, в т.ч. "Малороссийской рапсодии".

Литература: Отзывы газет о концертах А. Ф. Бенша, Хар., 1895; Некролог, "РМГ", 1915, No 45.

Беншуа Ж.

Беншуа Ж. (Binchois), Жиль (ок. 1400, Монс - 20 IX 1460, Суаньи) - франко-фламандский композитор. Был солдатом. В 1421-25 жил в Англии, состоял на службе у англ. графа (1424-25). В 1430 принял духовный сан, был капелланом Бургундской придв. капеллы, позднее - капеллы при дворе Филиппа Красивого и Карла V. С 1437 каноник разл. церквей в Монсе, Суаньи и Касселе. Был знаком с Г. Дюфаи. Один из ведущих мастеров ранней полифонич. нидерландской школы. Полифонич. письмо Б. отличается изысканностью, проявляющейся и в выборе утонченно-лирич. текстов.

Из большого наследия Б. сохранились отд. части месс (6 Kyrie, 7 Et in terra, 5 Patrem, Sanctus, Agnus Dei), 4 магнификата, 26 лат. духовных сочинений (мотеты, гимны, Те Deum). Выдающееся значение имели его многогол. светские сочинения - шансон (60 "бургундских шансон", переизд. в 1957 с предисл. ред. В. Реми для голоса с 2 инстр.). Рукописи мн. светских и духовных произв. Б. хранятся в б-ках Болоньи, Оксфорда и Мюнхена. Й. Окегем написал траурную музыку (возможно, и текст) "Плач на смерть Беншуа" ("Dйploration sur la mort de Binchois").

Литература: Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, М., 1941, с. 335-344; Marix J., Histoire de la musique et des musiciens de la cour de Bourgogne sous la rиgne de Philippe le Bon, Strassb., 1939; Borren Ch. van den, Йtudes sur le XV siиcle musical, Antw., 1941; Вesseler H., Bourdon und Fauxbourdon, Lpz., 1950; Rehm W., Die Chansons von G. Binchois, Freiburg im Breisgau, 1952 (Diss.).

Беньяминов С. Г.

Сасон Гаврилович (р. 23 IV 1929, Бухара) - сов. певец (баритон). Нар. арт. Узб. ССР (1973). Чл. КПСС с 1970. С 1944 артист Т-ра юного зрителя в Бухаре. В 1954 окончил Ташкентскую консерваторию у А. К. Каринского, с этого же года солист Узб. т-ра оперы и балета. Партии: Евгений Онегин; Елецкий ("Пиковая дама"), Фигаро ("Севильский цирюльник"), Жермон; Ди Поза ("Дон Карлос"), Януш ("Галька"), Хамза ("Хамза" Бабаева), Шах Бахрам ("Дилором" Ашрафи), Буран ("Буран" Ашрафи и Василенко), Кучкар ("Бессмертие" Мусаева). Ведёт конц. деятельность. Лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов и артистов балета (1956, 3-я пр.). С 1960 преподаватель консерватории, с 1975 доцент Театрально-художеств. ин-та в Ташкенте.

Бер Н. Д.

Николай Дмитриевич (27 XII 1863 (8 I 1864), Петербург -17 III 1926, Ельня) - рус. хормейстер, композитор и собиратель нар. песен. Внучатый племянник М. И. Глинки. В 1889 окончил Петерб. консерваторию по классам А. Л. Гензельта (фп.) и Ю. И. Иогансена (композиция). В 1892-1917 хормейстер Большого т-ра в Москве. Последние годы жизни провёл в Ельне; организовал муз. школу, основал мемориальную комнату Глинки в Смоленском музее, вёл педагогич. и муз.-просветительскую работу. В 80-90-х гг. записал с голоса смоленских (в частности, ельнинских) крестьян ок. 500 напевов к текстам песен, собранным смоленским краеведом и фольклористом В. Н. Добровольским (записи частично хранятся в фондах Гос. литературного музея в Москве), а также неск. мелодий цыганских песен (опубл. в прилож. к работе В. Н. Добровольского "Киселевские цыгане", СПБ, 1908), нек-рые из них обработал для голоса и фп. Автор романсов.

Литература: Канн-Новикова E., M. И. Глинка. Новые материалы и документы, вып. 1, М.-Л., 1950 (гл. третья).

И. M. Ямпольский.

Берберян К.

Берберян К. (Berberian) Кэти (р. 4 VII 1928, Атлборо, шт. Массачусетс) - амер. певица (сопрано и меццо-сопрано). Училась сценич. иск-ву, затем танцу в Нью-Йорке, пению - в Милане (1949) и Париже. Дебютировала в Неаполе в 1957; выступает в концертах совр. музыки совм. с итал. композитором-авангардистом Л. Берио (была его женой), исполняет его произв. ("Коммерческая музыка", "Народные песни" и др.), а также др. композиторов сер. 20 в. (от соч. Д. Мийо до репертуара группы "Битлз"). Прославилась как интерпретатор наиболее сложных вок. соч. И. Ф. Стравинского, Дж. Кейджа ("Ария"), С. Буссотти ("Голос женщины", "Торсо"), посвятивших ей свои соч. Исполнение Б. отличается исключит. ритмич. чёткостью и чистотой интонаций. Участвует в фестивалях совр. музыки в США, Италии, Нидерландах и др. Автор дивертисмента для меццо-сопрано соло "Stripsody" (1966) и пьесы для фп. "Морсикэти" (1971).

Литература: Danler K.-R., Aus dem Opernleben, "Musica", 1967, Jahrg. 21, H. 2.

Бервальд Ф. А.

Бервальд Ф. А. (Berwald) Франц Адольф (23 VII 1796, Стокгольм - 3 IV 1868, там же) - швед. композитор, скрипач и дирижёр. Род. в семье музыкантов. По нац. немец. Муз. образование получил под рук. отца - Кристиана Фридриха Б. и Э. Дю Пюи. В 1812-18 скрипач стокгольмской придв. капеллы. Как скрипач гастролировал в Финляндии (1819), Германии (1829), Австрии (1841). С 1849 муз. директор ун-та в Упсале. В 1864-67 преподавал в Корол. академии музыки, в 1867-68 профессор консерватории в Стокгольме. Б. - автор первых швед. симфоний. Наиболее значит. из его симфоний - "Серьёзная" ("Sйrieuse", 1842), "Капризная" ("Capricieuse", 1842), "Причудливая" ("Singuliиre", 1845). В музыке В., романтической по характеру, ощутимо влияние Л. Шпора и К. М. Вебера, позже - Ф. Мендельсона и Л. Бетховена. Отмеченные стремлением к экспериментаторству, необычностью орк. стиля, сочинения Б. не имели успеха у современников; они вызвали интерес лишь в нач. 20 в.

Нек-рые музыканты из семьи Б. работали одно время в России, в т.ч. Иоганн Фредрик Б. (4 XII 1787, Стокгольм - 26 III 1861, там же) - скрипач и композитор. Ученик аббата Фоглера. В 1808-12 концертмейстер Придв. т-ра в Петербурге, с 1819 капельмейстер Корол. оркестра в Стокгольме.

Сочинения: оперы - Эстрелла де Сориа (Estrella de Soria, 1841, пост. 1862), Принцесса Голкондская (Drottningen av Golconda, 1864, пост. 1968, Стокгольм); 5 кантат; для орк. - 6 симфоний (1820-45); концерты с орк. - для скр. (1820), для 2 скр. (1820), для фп. (1855), концертштюк для фагота с орк. (1827); камерно-инстр. ансамбли - 5 фп. трио, 3 струн, квартета, квартет для фп. и духовых, 3 фп. квинтета, септет для струн. и духовых инстр.; соч. для фп. и др.

Литература: Hillman A., Franz Berwald, Stockh., 1920; Layton R., Franz Berwald, Stockh., 1956, L., 1959; Studier tillдgnade Carl-Allan Moberg..., Uppsala, 1961 (о деят. музыкантов в России).

И. М. Ямпольский.

Берг А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Берг Н. К.

Берг Н. К. (Berg) Натанаэль Карл (9 II 1879, Стокгольм - 5 X 1957, там же) - швед. композитор. Чл. Швед. академии музыки (1932). Учился в Стокгольмской консерватории пению у Ю. Гюнтера (1897-1900), затем композиции у Ю. Линдегрена. Совершенствовался в Париже (1907) и Вене (1919). Служил ветеринарным врачом в швед. армии (1908-39). С 1907 занимался муз.-обществ. деятельностью и композиторским творчеством. Вместе с К. Аттербергом принадлежал к видным представителям нац. романтич. школы в швед. музыке, однако позднее отошел от её творч. принципов. Б. - один из основателей (1918) и председатель (1923-24) Союза композиторов Швеции.

Б. писал оперы на историч. сюжеты, использовал вост. тематику, тяготел к программному симфонизму; для его музыки характерно звукоизобразит. письмо, виртуозность оркестровки. В симф. поэмах "Стихия грёз" (1911), "Да будет свет!" (Varde ljus, 1914) и др. сказалось влияние Р. Штрауса.

Сочинения: оперы (на собств. либр.; даты пост.) - Лейла (1912), Энгельбрект (1929), Юдифь (1936), Биргитта (1942), Геновева (1947); балеты-пантомимы - Эльфы (Дlvorna, 1914), Чувствительная (Sensitive, 1919), Жених герцогини (Hertiginnas friare, 1920); для солистов, хора и орк. (типа кантат) - Мужчина и женщина (Mannen och Kvinnan, 1911), Хвалебная песнь Израиля (Israels lovsдng, 1915), Песнь песней Соломона (Salomos Vцga Disa, 1925); баллады и песни для голоса с орк. и др.; для орк. - 5 симфоний (1913, 1914, 1916, 1917, 2-я ред. 1939, 1918), сюита (1930), серенада для скр. с орк. (1923), концерты с орк. - для скр. (1918), для фп. (1931); камерные ансамбли - фп. квинтет (1917), 2 струн. квартета (1917, 1919); соч. для скр., хоры, песни.

В. В. Ошис.

Бергамаска

Бергамаска (итал. bergamasca) - в 16-17 вв. итал. танц. песня, получившая назв. от провинции и г. Бергамо, где она зародилась. Для Б. характерны размер, чёткое членение на восьмитакты. Этот оживлённый, энергичный танец приобрёл большую популярность в Италии и др. зап.-европ. странах (Англия, Германия, Франция). В 16-18 вв. Б. становится жанром чисто инструментальным. Композиторы часто обращались к Б., воспроизводя в своих произв. её мелодию или один ритм, сочиняя вариации на мелодию Б., данную в виде basso ostinato (С. Росси, Б. Марини, С. Шейдт и др.):

Бергамаска

С. Росси. Тема из сонаты (1662), основанная на мелодии бергамаски.

Мелодию Б. использовали в своих сочинениях Дж. Фрескобальди, Д. Букстехуде, И. С. Бах (в заключении Гольдберговских вариаций для клавира).

В 19 в. Б. называли сходный с тарантеллой быстрый танец в размере с постоянным акцентом на 2-й половине такта:

Бергамаска

Известная "Бергамская сюита" К. Дебюсси для фп. (1895-1905) не включает в себя мелодии Б., но передаёт впечатления композитора от окрестностей Бергамо.

Литература: Nettl P., Die Bergamasca, "ZfMw", 1923, Jahrg. V., H. 6; Sachs C., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933.

Берганса Т.

Берганса Т. (Berganza) Тереза (р. 16 III 1935, Мадрид) - испан. певица (меццо-сопрано). Училась в Мадридской консерватории у Л. Родригес-Арагон. В 1955 выступила в Мадриде, затем с концертами во Франции, Италии, Австрии, ФРГ. В 1957 дебютировала на оперной сцене (Дорабелла в опере В. А. Моцарта "Так поступают все женщины") на фестивале в Экс-ан-Провансе (позже неоднократно выступала здесь, а также на фестивалях в Глайндборне и Эдинбурге). Б. поёт в крупнейших т-рах мира, в т. ч. в "Ла Скала", "Ковент-Гарден", "Метрополитен-опера". Виртуозно владеет иск-вом колоратуры, что является редким для меццо-сопрано. Исполняет труднейшие партии в операх Дж. Россини (Розина; Золушка ("Золушка"), Изабелла ("Итальянка в Алжире"), Изолье ("Граф Ори")), В. А.Моцарта (Керубино; Секст ("Милосердие Тита")) и др. Б. - выдающийся интерпретатор камерных вок. соч. Э. Гранадоса, М. де Фалья и др. испан. композиторов.

Бергер В. Г.

Бергер В. Г. (Berger) Вильгельм Георг (р. 4 XII 1929, Рупя, уезд Брашов) - рум. композитор, музыковед. В 1948-52 учился в Бухарестской консерватории. В 1948-57 альтист Бухарестской филармонии. Основная область творчества Б. - симф. и камерная музыка. Написал ряд музыковедческих работ, в т.ч.: "Ghid pentru muzica instrumentala de camera" (Buc., 1965), "Muzica simfonica. Baroca-clasica" (Buc., 1967), "Traditie si actualitate оn cvartetul romвnesc..." ("Muzica", 1961, No 2, 3, 5), "Structuri senore si aspectele lor armonice" (там же, 1969, No 9, 10).

Сочинения: 6 симфоний - Лирическая (1960), Эпическая (1963), Драматическая (1964), Трагическая (1965), Торжественная музыка (Muzica solemna, 1968), 6-я (1969), концерт для струн. орк. (1960), концерты с орк. - для альта (1960 и 1962), для скр. (1965), для влч. (1967), 12 квартетов (1954-1967) и др.

Р. Э. Лейтес.

Берглунд П.

Берглунд П. (Berglund) Пааво (р. 14 IV 1929, Хельсинки) - фин. дирижёр. Учился игре на скрипке в Хельсинки и Вене. Был концертмейстером 1-х скрипок (1949-57) и дирижёром (1955-62) в симф. оркестре Радио в Хельсинки (в 1962-71 гл. дирижёр), гастролировал с оркестром в СССР (1963, Ленинград), затем в скандинавских странах, Японии, Австралии и др. С 1965 выступает с Борнмутским симф. оркестром (Великобритания; с 1972 гл. дирижёр). С 1975 худ. рук. Хельсинкского гор. оркестра. Один из лучших фин. дирижёров; обладает высоким мастерством, артистич. темпераментом; его трактовкам свойствен мужеств. характер. Кроме произв. классиков и романтиков, исполняет соч. Я. Сибелиуса, Й. Кокконена, А. Саллинена и др. фин. композиторов, а также Д. Д. Шостаковича (в т. ч. 7-ю симфонию) и др.

Литература: Mякинен T., Hyмми С., Musica fennica, Хельсинки, 1965; Days of Finnish music-making, L., 1975.

Бергман Э.

Бергман Э. (Bergman) Эрик (p. 24 XI 1911, Усикарлепю) - фин. композитор, хор. дирижёр и муз. критик. Учился в консерватории (1931-38) и ун-те в Хельсинки, у X. Тиссена в Берлине, позднее у В. Фогеля в Асконе (Швейцария). Совершенствовался в Австрии, Италии, Франции. С 1963 преподаёт композицию в Муз. академии им. Я. Сибелиуса в Хельсинки. Б. одним из первых в Финляндии обратился к серийной технике. С 60-х гг. отходит от додекафонии, ищет новые средства выразительности. В вок. соч. на вост. тексты применял пентатонику.

Сочинения: для солиста, хора и орк. - Рубайат (1953), Атон (Гимн Солнцу Эхнатона, с чтецом, 1959), Птицы (Fеglarna, с ударными и челестой, 1962); пьесы для орк., в т. ч. Утренняя серенада (Aubade, 1958); 3 фантазии для кларнета с фп. (1954), камерное концертино для 8 инструментов (1961); Canticum fennicum (1968) и др. хоры с орк. и a cappella, в т. ч. Lapponia для солистов и хора (1975); пьесы для фп., в т. ч. Интервалы (1949), сонатина (1950), для органа; песни с фп., в т. ч. цикл С тобой (Med dig, 1956).

Литература: Мякинен Т., Нумми С., Musica fennica, Хельсинки, 1965; Вачнадзе М., О музыке, Тб.. 1981, с. 85-120; Sermilд J., Biografier цver 16 nytida finska tonsдttare, "Musikrevy", 1975, No 3; Heininen P., Eric Bergman, "Melos / NZfM", 1976, Jahrg. 2, No 3.

Бергонци

Бергонци (Bergonzi) Карло (р. 27 II (по др. данным, 13 VII) 1924, Видаленцо, близ Буссето) - итал. певец (драм. тенор). В юности учился игре на фп., участвовал в оперных спектаклях. Занимался в Пармской консерватории как баритон у Э. Кампогальяни. В 1948-50 пел во мн. итал. т-рах (без особого успеха). С 1951 после спец. подготовки стал исполнять теноровые партии. В 1953 дебютировал в т-ре "Ла Скала", завоевал популярность. С 1956 выступал (в течение 16 сезонов) в "Метрополитен-опера", в "Ковент-Гарден", в 1958-75 участвовал в фестивале "Веронская арена", пел во мн. странах. Гастролировал в составе труппы "Ла Скала" в Москве (1964). Особое признание получил как вердиевский певец. Среди лучших партий - Радамес; Альваро ("Сила судьбы"), Ричард ("Бал-маскарад"), Манрико, Альфред, а также Эдгар ("Лючия ди Ламмермур"), Фауст ("Мефистофель" Бойто), Канио. Пел в операх итал. композиторов 20 в. - И. Пиццети, Л. Рокки и др.

Бергонци К.

Бергонци К. (Bergonzi) - семья итал. мастеров смычковых инструментов в Кремоне. Карло Б. (1676, Кремона - 1747, там же) - наиболее выдающийся представитель семьи Б. Учился у П. Гварнери - сына А. Гварнери. В течение многих лет работал в мастерской А. Страдивари, восприняв стиль и характер его работы. Отличительные особенности инструментов Б.: нижняя окружность слегка расширена, углы грубоваты и удлинены; эфы близки к типу, созданному Страдивари, но более открыты, иногда в их очертаниях заметно влияние работ Дж. Гварнери дель Джезу. Помещены эфы ниже, чем в инструментах Страдивари и ближе к краям, чем у большинства инструментов итал. мастеров. Особенно характерен для инструментов Б. завиток - смелый и мощный по очертаниям. Б. использовал лак разл. оттенков - от жёлтого до тёмно-коричневого. Работы Б. являются одними из лучших по звуку.

Особой славой пользовались виолончели работы Б., но нек-рые эксперты (напр., Хилл) считают, что приписывавшиеся Б. виолончели принадлежат венецианскому мастеру М. Гофриллеру. Микеланджело Б. (1715, Кремона - ок. 1765, там же) - сын Карло Б. Учился у отца и работал в его манере. Сыновья Микеланджело Б. - Николо (1749, Кремона - 1782, там же) и Зосима (1750, Кремона - 1770, там же) подражали работам отца. Третий сын Микеланджело - Карло 2-й (1760, Кремона - 1820, там же) в основном работал как реставратор, а также изготовлял гитары и мандолины.

Литература: Витачек Е. P., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М., 1964; Jalovec К., Italienische Geigenbauer, Prag, 1957.

Б. В. Доброхотов.

Бергсма Л.

Бергсма Л. (Bergsma) Уильям Лоуренс (р. 1 IV 1921, Окленд) - амер. композитор. Учился у X. Хансона и Б. Роджерса в Истменской муз. школе в Рочестере (1940-44). Преподавал композицию в Джульярдской муз. школе в Нью-Йорке (1946-63), затем руководил Муз. школой шт. Вашингтон в Сиэтле. Соч. Б. отличаются лиричностью, композиционной стройностью. Пр. Гуггенхейма (1946, 1951).

Сочинения: опера Жена Мартина Герре (The wife of Martin Guerre, 1956, Джульярдская муз. школа); балеты - Пол Беньян (1939, Сан-Франциско, для марионеток и 1 танцора; на его музыку орк. сюита, 1938, 2-я ред. 1945), Золото и господин комендант (Gold and the Senor commandante, 1942, Рочестер); для орк. - симфонии (1949, 1976), пьеса Музыка на спокойную тему (Music on a quiet theme, 1943), симфония для камерного орк. (1943); концерт для скр. с орк. (1965); 4 струн. квартета (1942, 1944, 1953, 1970); хоры; 2 цикла пьес для фп. (1951) и др.

Литература: Skulskу A., The music of W. Bergsma, "Juilliard Review", 1956, No 3.

Берд Т.

Берд Т. (Baird) Тадеуш (р. 26 VII 1928, Гродзиск-Мазовецки) - польский композитор.

Берд Т.

Учился композиции у Б. Войтовича и К. Сикорского, игре на фп. - у Витуского; композицию изучал под руководством П. Рытеля и П. Перковского в консерватории (1947-51), музыкознание - у З. Лиссы в ун-те в Варшаве (1948-50). В 1949 основал совм. с К. Сероцким и Я. Кренцем творч. содружество "Группа-49", ставившее целью внедрение и разработку новых приёмов муз. письма. Б. - один из видных представителей польск. авангардизма. В ранних сочинениях (симфонии, концерты и др.) Б. близок к неоклассицизму. Позднее (ок. 1950) проявляет тенденцию к архаизации муз. языка. С 1956 переходит к свободной серийной технике, стремясь сочетать её с мелодич. разнообразием и лирич. выразительностью. В произв. 1960-х гг., отличающихся изысканностью орк. письма, близок к сонористич. течению. Гос. пр. ПНР (1951, 1964).

Сочинения: опера Завтра (Jutro, Варшава, фестиваль Варшавская осень, 1966), для орк. - 2 симфонии (1950, 1952), симфониетта (1949), концерт (1953), Кассация (Cassazione per orchestra, 1956), Увертюра в старинном стиле (Uwertura w dawnym stylu, 1950); для камерного opк. - Кола Брюньон (сюита для струн. орк. и флейты, 1952), Вариации без темы (Wariacje bez tematu, 1913), 4 диалога для гобоя и камерного орк. (1964), каприччо для орк. 30 солистов (1967); для голоса с орк. - Избранное (Egzorta, для чтеца, хора и симф. орк., на др.-евр. тексты, 1960), Эротики (Erotica, 6 пьес, 1961), песни для меццо-сопрано и симф. орк. (1967), камерн. соч. - струн. квартет (1957) и др., Песни труверов (для альта, 2 флейт и влч., 1963), песни на сл. А. Мицкевича, Я. Чеховича и др.; музыка для т-ра, кино и радио.

Литература: Zielinski T. A., Zbоrski A., Tadeusz Baird, Кr., 1966, 20 lat kultury muzycznej Polski Ludowej. Praca sbirowa, red. Е. Dziebowska, Kr., 1967.

З. Лисса.

Бёрд У.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бердяев В.

Бердяев В. (Bierdiajew) Валериан (7 III 1885, Гродно - 28 XI 1956, Варшава) - польский дирижёр и педагог. По нац. русский. Учился в Лейпцигской консерватории у М. Регера (композиция), А. Никиша (дирижирование) и X. Зитта (скрипка). Приобрёл известность как интерпретатор русской музыки, а также произв. Л. Бетховена. В 1906 дебютировал в Лейпциге и Дрездене как дирижёр (оперы "Евгений Онегин" и "Пиковая дама"). С 1908 дирижёр Мариинского т-ра в Петербурге; выступал как симф. дирижёр во мн. городах России. В 1921-25 жил в Польше, в 1925-30 работал в СССР (Ленингр. филармония, Свердл. оперный т-р, т-ры и Филармония Украины). В 1930-39 вёл оперный и дирижёрский классы консерватории в Варшаве (с 1945 профессор). С 1947 директор и дирижёр Краковской филармонии, профессор гос. высших школ музыки в Кракове (1947-49), Познани (1949-54) и консерватории в Варшаве (с 1954). Гос. пр. ПНР (1951).

Литература: Р. М., Walerian Bierdiajew, "Muzyka", 1953, No 1-2; Вlaszczyk L. T., Dyrygenci polscy i obcy w Polsce dzialajcy w XIX i XX wieku, (Kr., 1964), s. 23-25.

З. Лисса.

Береговский М. Я.

Моисей Яковлевич (11(23) I 1892, с. Термаховка, ныне Иванковского р-на Киевской обл. - 12 VIII 1961, Киев) - советский музыковед-фольклорист. Кандидат искусствоведения (1943). В 1915-20 учился (класс виолончели) в Киевской консерватории, к-рую окончил в 1920 по классу композиции Б. Л. Яворского. В 1922-24 занимался в Петрогр. консерватории у М. О. Штейнберга. В 1928-50 работал в разл. учреждениях АН УССР, связанных с изучением евр. фольклора; в 1937-41 и в 1944-48 зав. кабинетом этнографии Киевской консерватории. Значительны заслуги Б. в области изучения и публикации укр. и евр. муз. фольклора. Его труды отличают неутомимый научный поиск, серьёзность критич. подхода, прогрессивность позиций. Особое внимание Б. уделял революционным, трудовым, ремесленным, рекрутским песням.

Сочинения: Чужомовнi й рiзномовнi пiснi в Кврепв Украпни, Бiлорусiп й Польшi, "Етнографiчний вiсник", 1930, кн. 9; Еврейский музыкальный фольклор (пятитомник), т. 1, М., 1934 (на евр. яз., ост. тт. в рукописи); ВзаКмнi впливи в Кврейському и украпнському музичному фольклорi, "Радянська музика", 1936, No 5; Еврейская народная инструментальная музыка, К., 1937 (на евр. яз.); Еврейские народные песни, К., 1938 (совм. с И. Фефером); Шолом-Алейхом i фольклор, "Бюлетень ceciп вiддiлу суспiльних наук АН УРСР", Kuпв, 1939.

Литература: (Некролог). М. Я. Береговский, "СМ", 1961, No 11, с. 160; Виноградов В., Ценное культурное наследие (о книге М. Береговского "Еврейские народные песни"), "Советиш геймланд", 1963, No 5 (на евр. яз.).

Л. Б. Архимович.

Березовский Л. В.

Лев Владимирович (23 IX (5 X) 1898, Смела, ныне Киевской обл. - 26 III 1960, Москва) - советский виолончелист. Засл. арт. РСФСР (1947). Род. в семье музыканта. Игре на виолончели обучался в Киевском муз. уч-ще РМО у Ф. В. Мулерта и в Петрогр. консерватории, к-рую окончил в 1920 (класс И. И. Пресса). С 1920 работал в Москве. Был участником Гос. квартета Муз. отдела Наркомпроса, концертмейстером Персимфанса (1922-32), оркестра Большого т-ра (1923-32), Гос. симф. оркестра СССР (с 1936). Выступал в качестве солиста (первый исполнитель концерта для виолончели Прокофьева, 1938). Мастер выразительной, певучей игры.

Березовский М. С.

Максим Созонтович (16(27) X 1745, Глухов - 22 III (2 IV) 1777, Петербург) - рус. композитор. По национальности украинец. Учился в Киевской академии и Придв. певч. капелле в Петербурге (у Ф. Цопписа). В 1759-60 выступал как певец-солист в спектаклях итал. оперной труппы (Ораниенбаум). В 1765-74 жил в Италии. В 1771 выдержал экзамен в Болонской филармонич. академии на звание академика-композитора. Автор оперы "Демофонт" (либр. П. Метастазио, 1773, т-р "Сан-Себастьяно", Ливорно; по нек-рым данным, исполнялась также во Флоренции), сохранились только отрывки из оперы (б-ка Консерватории им. Керубини во Флоренции). По возвращении в Россию Б. был причислен к Придв. капелле без определённой должности. Постоянная нужда, невозможность найти применения своим творч. силам привели Б. к душевному кризису. Покончил жизнь самоубийством. Трагич. судьба Б. послужила материалом для биографич. повести Н. В. Кукольника "Максим Созонтович Березовский", содержащей, однако, много вымышленного. Б. был выдающимся мастером хор. письма a cappella. Вместе с Д. С. Бортнянским он создал новый, классич. тип рус. хор. концерта, пришедший на смену баручному партесному концерту. Из произв. Б. (12 концертов, полный цикл богослужебных песнопений и др.) сохранились лишь немногие. Наиболее значит. среди них - концерт "Не отвержи мене во время старости", отличающийся строгостью стиля, драматизмом, мастерством развития, полифоническим разнообразием фактуры.

Литература: Кукольник Н., Сочинения, т. 2, СПБ, 1852; Аскоченский В., Киев с древнейшим его училищем Академиею, ч. II, Киев, 1856 (дан список соч. Б.); Лебедев Н., Березовский и Бортнянский как композиторы церковного пения, СПБ, 1882; Алексеев М., М. Березовский, в сб.: "Посев", Одесса, 1921; Келдыш Ю., Неизвестная опера русского композитора, "СМ", 1966, No 12; Mooser R.-A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIIIe siиcle, t. 2, Gen., 1951.

Ю. В. Келдыш.

Предыдущая страница Следующая страница