Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Б" (часть 6, "БЕК"-"БЕМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 6, "БЕК"-"БЕМ")

Беккер Х.

Беккер Х. (Becker) Хуго (13 II 1864, Страсбург - 30 VII 1941, Гейзельгаштейг, близ Мюнхена) - нем. виолончелист и педагог. Учился у своего отца, скрипача Ж. Беккера, затем у Ф. Грюцмахера, А. Пиатти и Ж. Десверта. Конц. деятельность начал с 1880, выступал с оркестром Мангеймского нац. т-ра. В 1884-1886 солист оркестра оперы во Франкфурте-на-Майне; в 1890-96 чл. квартета X. Хермана (т. н. Франкфуртский квартет). С 1901 солист концертов "Понедельники" в Лондоне. С особым успехом исполнял произв. А. Дворжака и М. Регера (посв. Б. сонату для виолончели). Преподавал в консерватории во Франкфурте-на-Майне (1909-29) и в Высшей школе музыки в Берлине. Концертировал в Лондоне, где выступал в трио с Ф. Бузони и Э. Изаи; был участником трио с Э. Донаньи и А. Марто, позднее с К. Фридбергом и К. Флешем. Гастролировал в качестве солиста во мн. странах (в России впервые в 1891). Сочетание мужественности, строгости и благородства интерпретации с технич. завершённостью игры является характерной чертой исполнит. стиля Б. Среди учеников Б. - Э. Майнарди, Й. Хегар, Р. Мецмахер. В педагогич. практике Б. основывался на физиологич. методе Ф. Штейнхаузена, стремился к естественности игровых движений. Б. принадлежит труд "Техника и эстетика виолончельной игры" ("Mechanik und Aesthetik des Violoncellspiels", совм. с Д. Ринаром, W., 1929, 1971) и др. педагогич. сочинения, а также ряд произв. для виолончели, в т. ч. концерт с оркестром A-dur (1898) и переложения пьес Ф. Шуберта, Р. Шумана и др.

Литература: Grоhе Н., Hugo Becker zum Gedдchtnis, "ZfM", 1941, H. 9.

Л. С. Гинзбург.

Беклемишев Г. Н.

Григорий Николаевич (23 I (4 II) 1881, Москва - 5 II 1935, Киев) - сов. пианист и педагог. Засл. профессор УССР (1926). В 1900 окончил Моск. консерваторию по классу фп. В. И. Сафонова, затем. около года занимался у Ф. Бузони в Берлине. С 1913 профессор Киевской консерватории, с 1923 - Высшего муз.-драм. ин-та им. Н. В. Лысенко в Киеве. В 1923-28 провёл цикл сольных лекций-концертов, т. н. "Музыкально-исторических демонстраций" (исполнил ок. 2000 произв.), имевших большое художеств.-просветит. значение. Ученики В.: А. М. Луфер, М. A., Goзенпуд и др. Ему принадлежит ряд фортепианных транскрипций. Автор статьи "Психо-фiзичнi основи сучасноч фортепiанноч технiки" ("Радянська музика", 1939, No 4).

Литература: Ревуцький Л., Iвановський В. Г., Гозенпуд М. А., Пам'ятi Г. М. Беклемiшева, "Радянська музика", 1940, No 1; Курковский Г. В., В. В. Пухальский и Г. Н. Беклемишев, в кн.: Киевская консерватория, Научно-методич. записки. Сб. 1956 г., К., 1957; Курковський Г., Педагоги-пiанiсти Кичвськоч консерваторiч (1913-1933 pp.), в сб.: Украчнське музикознавство, (вып.) 2, Кичв, 1967.

Т. Ф. Гнатив.

Бекман-Щербина Е. А.

Елена Александровна (31 XII 1881 (12 I 1882), Москва - 30 IX 1951, там же) - сов. пианистка и педагог. Засл. арт. РСФСР (1937). В 1888-97 занималась у Н. С. Зверева и П. А. Пабста в Моск. консерватории, к-рую окончила в 1899 по классу В. И. Сафонова. Артистич. деятельность начала в 1900, приняв участие в камерном концерте РМО, совм. с А. Э. Гленом и И. В. Гржимали. Концертировала в Москве и др. городах России. Выступала в концертах РМО, на "Муз. выставках" М. И. Дейши-Сионицкой, Вечерах совр. музыки, концертах Персимфанса и др. С 1924 солистка Радиовещания. Преподавала в Муз. уч-ще им. Гнесиных (с 1908 в течение 25 лет; с перерывами), в собств. школе фп. игры (1912-18), в Моск. консерватории (доцент, 1921-30), в центр. заочном муз.-педагогич. ин-те (с кон. 30-х гг. по 1941, с 1940 - профессор).

Б.-Щ. - одна из выдающихся пианисток, воспитанных Моск. консерваторией в дореволюц. время. Её исполнение отличалось искренностью, теплотой, сочетанием интеллекта и чуткой непосредственности, изяществом и "жемчужной" техникой. В репертуаре Б.-Щ. значительные произв. фп. литературы самых разл. эпох и школ. Ею были впервые исполнены мн. соч. А. Н. Скрябина и др. рус. и сов. композиторов; была первой исполнительницей в Москве мн. произв. К. Дебюсси и М. Равеля. Автор (совм. с Л. К. Бекманом) двух детских сборников: "Верочкины песенки" и "Оленька-певунья". Автор книги "Мои воспоминания" (М., 1962).

Я. И. Мильштейн.

Бекмуратова С. С.

Салима Саидовна (р. 17 XII 1932, Ошская обл.) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. Кирг. ССР (1973). В 1960 окончила Моск. консерваторию. В 1952-77 солистка Кирг. т-ра оперы и балета, с 1977 - Кирг. филармонии. Партии: Татьяна, Иоланта, Маргарита, Чио-Чио-сан, Джильда, Виолетта; Недда ("Паяцы"), Ай-чурек, Тотуя ("Ай-чурек", "Токтогул" Власова, Малдыбаева и Фере), Гульнар ("Ак-Шумкар" Ряузова). 1-я исполнительница концерта для голоса с оркестром Осмонова. 1-я пр. и золотая медаль конкурса вокалистов 4-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Бухаресте (1953). Гастролирует за рубежом.

Белакнели Н. Н.

Николай Николаевич (24 XI (6 XII) 1897, Кутаиси - 14 VII 1978, Тбилиси) - сов. певец (драм. тенор). Нар. арт. Груз. ССР (1950). В 1930 окончил Тбилисскую консерваторию у Е. А. Вронского, в том же году дебютировал на сцене Груз. т-ра оперы и балета. С 1934 работал в оперных т-рах Баку, Ленинграда, Хабаровска, Ворошиловграда, Днепропетровска, в 1939-59 солист Груз. т-ра оперы и балета. Среди партий - Герман, Радамес, Отелло, Манрико, Каварадосси, Хозе, Самсон; Григорий Мелехов ("Тихий Дон"), Нико ("Дареджан коварная" Баланчивадзе), Абесалом; Тариэл ("Сказание о Тариэле" Мшвелидзе), Гела ("Родина" Туския), Лексо ("Ладо Кецховели" Киладзе). Преподавал в 4-м Тбилисском муз. техникуме (1964-78).

Белафонте Х.

Белафонте Х. (Belafonte) Харри (р. 1 III 1927, Нью-Йорк) - амер. эстр. певец (негр). Участник борьбы за гражд. права цветного населения США. После воен. службы (1943-45) обучался в театре-студии "Драма Уоркшоп" у Э. Пискатора. Начал выступать на эстраде с 1947. Завоевал популярность как автор-аранжировщик и исполнитель нар. песен и песен в нар. стиле, особенно мелодий племён, населяющих острова Карибского моря, а также развёрнутых вок. баллад. Большое распространение за пределами США получили пластинки Б. Часто выступает как киноактёр, в т. ч. в муз. фильмах ("Кармен Джонс", реж. О. Преминджер, 1954).

Литература: Григорьев Л., Платек Я., Поёт Гарри Белафонте, "МЖ", 1960, No 11.

Белград

Статья большая, находится на отдельной странице.

Беленицина Л. И.

Любовь Ивановна - см. Кармалина Л. И.

Беленький Б. В.

Борис Владимирович (р. 17 (30) XI 1911, Бобруйск) - сов. скрипач и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1978). Окончил Моск. консерваторию (1934) и аспирантуру при ней (1937) у Л. М. Цейтлина. В 1936-45 участник квартета им. С. И. Танеева (1-я скрипка). В 1937-38, 1940-50 и с 1954 преподаватель Моск. консерватории (с 1979 профессор). Среди учеников - лауреаты междунар. конкурсов А. Е. Михлин, А. Б. Корсаков, А. М. Бруни, Е. К. Аджемова, Та-Бон (Вьетнам), Н. Сукари (Сирия).

Белинник П. С.

Пётр Сергеевич (р. 1 (14) X 1906, г. Ахтырка, ныне Сумской обл.) - советский певец (лирич. тенор). Нар. арт, СССР (1954). Участвовал в заводской самодеятельности; в молодёжном комсомольском муз. т-ре исполнил партию Берендея. В 1933-36 Б. учился в Харьковской консерватории (класс пения Р. С. Вайн). В 1936-40 солист Большого т-ра; в 1941-42 солист Харьковского, с 1942 - Киевского т-ра оперы и балета.

Партии: Владимир ("Дубровский"), Берендей; Торопка ("Аскольдова могила"), Петро ("Наталка-Полтавка"), Юродивый, Ленский; Герцог ("Риголетто"), Лоэнгрин, Фауст; Джеральд ("Лакме"), Арлекин ("Паяцы"), Альфред ("Травиата"), Йонтек, Пинкертон; Тюленин ("Молодая гвардия"), Анатоль ("Война и мир") и др. Популярен также как исполнитель украинских и русских народных песен и романсов (выступал с украинской капеллой "Думка" и ансамблем бандуристов).

Литература: Стебун I., Петро Сергiйович Бiлинник, Кичв, 1958.

Белла Я. Л.

Белла Я. Л. (Bella) Ян Левослав (4 IX 1843, Липтовски-Свети-Микулаш - 25 V 1936, Братислава) - словацкий композитор. Сын органиста Яна Б. Учился музыке у Л. Дворжака и А. Хуски. Занимался контрапунктом в Вене у С. Зехтера и Г. Прейера. Первые сочинения (преимущественно духовные) часто исполнялись в г. Банска-Бистрица, где жил композитор. В 1866 принял сан священника. Был гор. капельмейстером в Кремнице (1869-81), гор. органистом в Сибиу (с 1881), где преподавал музыку в средних школах и местном Муз. об-ве. С 1922 жил в Вене, с 1928 - в Братиславе.

Белла Я. Л.

Уже в ранние годы наряду с сочинением произв. духовной музыки - Missa virorum (1866), Haeс dies, Adoramus (1867), Christus factus est (1873), Б. писал светские произв., в к-рых использовал мелодии словацкого муз. фольклора (Свято-Мартинская кадриль, 1861; Словацкие напевы, 1862). Особенно чётко выражены фольклорные элементы в поздних произв. Б. (кантата "Дивный разбойник", 1933; песни). В опере "Кузнец Виланд" ("Wieland der Schmied", 1899, пост. 1924, Вена) выступил как последователь принципов муз. драмы Р. Вагнера. Б. принадлежат также инстр. пьесы педагогич. репертуара. Автор статей по муз.-эстетич. вопросам.

Сочинения: кантаты (на нем. тексты): К музыке (1886), Апофеоз (ок. 1890), К весне (1905); на словацкие тексты: Свадьба Яношека (1922), Дивный разбойник (1933); симф. поэма Судьба и идеал (1874, 2-я ред. 1880); Концертштюк в венгерском стиле (1896); увертюры для оркестра, инструментальные ансамбли, органные и фп. пьесы, хоры, песни.

Литература: Вurlas L., Zivot a dielo J. L. Bellu, Martin, 1953; Zavarskэ E., Jбn Levoslav Bella. Zivot a dielo, Bratislava, 1955.

Л. Г. Григорьев.

Беллерман

Беллерман (Bellermann) - семья нем. музыкантов. Иоганн Иоахим Б. (23 IX 1754, Эрфурт - 25 X 1842, Берлин) - теолог, профессор Эрфуртского ун-та. Отец Иоганна Фридриха Б. Автор книги о рус. музыке и муз. жизни в России ("Bemerkungen ьber RuЯland", Erfurt, 1788). Заново ввёл в прусских школах отменённое преподавание пения.

Иоганн Фридрих Б. (8 III 1795, Эрфурт - 5 II 1874, Берлин) - исследователь древнегреч. музыки. Сын Иоганна Иоахима Б. Описал в своих трудах сохранившиеся памятники древнегреч. музыки. Осн. работа: "Die Tonleitern und Musiknoten der Griechen", В., 1847. Ему же принадлежит поэтич. исследование о португальских песнях (песенные сб. 13-16 вв.).

Литературные сочинения: Die Hymnen des Dionysius und Mesomedes, В., 1840; Fragmentum Graecae scriptionis de musica, В., 1840; Anonymi scriptio de musica, Bacchii senioris introductio artis musica..., В., 1841.

Иоганн Готфрид Генрих Б. (10 III 1832, Берлин - 10 IV 1903, Потсдам) - музыковед, композитор. Чл. Корол. Академии иск-в (1875). Сын и ученик Иоганна Фридриха Б. Обучался игре на органе и композиции в Корол. ин-те церковной музыки у Э. А. Грелля. С 1853 преподавал пение в Берлине. С 1866 профессор музыки в Берлинском ун-те (преемник А. Б. Маркса по кафедре инструментовки). Автор оперы (неопубл.), кантаты для хора с оркестром "Gesang der Geister ьber den Wassern", хоров к пьесам Софокла ("Аякс", "Царь Эдип", "Эдип в Колоне"), хоров a cappella, мотетов, псалмов и др. Известен как исследователь в области истории мензуральной нотации, автор трудов по гармонии и полифонии.

Литературные сочинения: Die Mensuralnoten und Taktzeichen im XV und XVI. Jahrhundert, В., 1858, 1906; Der Contrapunkt..., В., 1862, 1901; Ьber die Entwicklung der mehrstimmigen Musik, В., 1867; Die GrцЯe der musikalischen Intervalle als Grundlage der Harmonie, В., 1893.

Литература: Schneider O., H. Bellermann. Gedдchtnisrede, В., 1903.

О. Т. Леонтьева.

Беллини В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Беллинчони Д.

Беллинчони Д. (Bellincioni) Джемма (18 VIII 1864, Монца, Милан - 23 IV 1950, Роккабельведере, Неаполь) - итал. певица (сопрано), педагог и муз.-обществ. деятель. Пению училась у своей матери К. Сорольдони. В 1880 дебютировала в т-ре "Нуово" в Неаполе. Пела на сценах итал. оперных т-ров "Арджентина" (Рим), "Ла Скала" и "Лирико" (Милан), гастролировала в Гepмании, Австрии, Испании, Португалии, Франции, Юж. Америке, России и др. Партии: Виолетта, Джильда; Дездемона ("Отелло" Верди), Линда ("Линда ди Шамуни" Доницетти), Федора ("Федора" Джордано) и др. Исполнительница партии на премьерах большинства опер композиторов-веристов (в т. ч. партии Сантуццы в опере "Сельская честь" Масканьи, 1890). Оставила сцену в 1911. В 1914 основала школу пения в Берлине, в 1916 - в Риме. В 1929-30 художеств. руководитель муз.-сценич. курса в Междунар. экспериментальном т-ре в Риме. В 1930 открыла школу пения в Вене. С 1932 работала педагогом Высшей муз. школы в Сиене, а также консерватории в Неаполе.

Сочинения: Scuola di canto. Gesangschule..., В., (1912); Jo e il palconscenco..., Mil., 1920.

Литература: Вассioni G. В., Gemma Bellincioni, Palermo, 1962; Monaldi G., Cantati celebri, Roma, 1929; Stagnо В., Roberto Stagno e Bellincioni Gemma, Firenze, 1943.

Белобородов Н. Н.

Николай Иванович (15(27) II 1828, Тула - 28 XII 1912 (10 I 1913), там же) - рус. гармонист, дирижёр и композитор. В 1870 изобрёл хроматич. гармонь (см. Гармонь). Руководил производством её оркестровых разновидностей. В 1886-1908 возглавлял организованный им оркестр хроматич. гармоник, с к-рым концертировал по России (существовал до 1914 под рук. ученика В. - В. П. Хегстрема). В 1907 учредил в Туле Первое российское общество любителей игры на хроматических гармониках. Автор сольных пьес, оркестровых переложений, "Школы для хроматической гармоники по системе Н. И. Белобородова" (М., 1880), "Самоучителя" (совм. с С. И. Ивановой, СПБ, 1893).

Литература: Мoткин С., Тульский музыкант-изобретатель, "МЖ", 1959, No 15; Мирек A., Из истории аккордеона и баяна, М., 1967, с. 62-71.

Белоглазов Г. Н.

Григорий Никандрович (p. 17 (30) I 1902, Ревда, ныне Свердловской обл.) - сов. композитор. В 1922-27 занимался по классу скрипки в Свердловском муз. уч-ще. В 1927-56 дирижёр Свердловского самодеят. симф. орк. В 1935-40 учился в Уральской консерватории (класс композиции М. П. Фролова), где с 1939 преподаёт (с 1958 - доцент). В опере "Охоня" (1954, пост. 1956, 2-я ред. 1957) Б. впервые воплотил в муз. произв. лит. образы Д. Н. Мамина-Сибиряка. Во мн. соч. использует элементы уральского муз. фольклора.

Сочинения: опера Тревожная память (1966, конц. исп. 1968); для орк. - поэмы Екатеринбург - Свердловск для голоса с орк. (на сл. В. В. Маяковского, 1937, исп. 1938), Память земли для голоса, хора и орк. (на сл. Б. М. Марьева и А. А. Прокофьева, 1969); сюита Фронтовые эпизоды (1947); соната для скр. и фп.; ок. 50 хор. и сольных песен; обр. нар. песен, музыка к фильмам.

Литературные сочинения: О первичных средствах музыкального искусства, в сб.: Научно-методические записки Уральской консерватории, вып. 4, Свердловск, 1961; Заглянем в основы музыки, там же, вып. 6, Свердловск, 1970.

Литература: Протасова A., Опера Г. Белоглазова "Охоня", в сб.: Научно-методические записки Уральской консерватории, вып. 2, Свердловск, 1959; Глаголев В. A., Уральский композитор Г. Н. Белоглазов и его хоровое творчество, там же, вып. 5, Свердловск, 1963.

Белоградская Е. О.

Елизавета Осиповна (1739 - после 1764) - рус. певица (сопрано). По национальности украинка. Дочь певца и комп. О. Белоградского. Была камер-певицей при дворе Елизаветы Петровны. С успехом выступила в партии Прокрис в опере "Цефал и Прокрис" Арайи - первой опере на текст рус. автора (А. П. Сумарокова), исполненной рус. певцами. Пела также в опере "Альцеста" и в прологе "Прибежище добродетели" (музыка Г. Ф. Раупаха, тексты Сумарокова). Участвовала в придв. концертах и торжествах также как клавесинистка.

Литература: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России, т. 2, М.-Л., 1929, с. 26, 95-96; Штелин Я., Известия о музыке в России, пер. с нем. М. Штерн, в сб.: Музыкальное наследство, вып. 1, М., 1935, с. 94.

Белоградский Т.

Тимофей (род. в нач. 18 в.) - укр. лютнист, бандурист, певец, композитор. В 1733 совершенствовался в игре на лютне у С. Л. Вайса в Дрездене, там же учился пению, пользуясь советами итал. певицы Ф. Хассе (Бордони) и сопраниста Аннибалли. В 1739-41 и позднее - до 1767 служил придв. музыкантом в Петербурге. Как исполнитель-виртуоз и певец Б. выступал с успехом в России и за рубежом. По словам Я. Штелина, играл "сильнейшие соло и труднейшие концерты". Б. - предполагаемый автор песен на слова А. П. Сумарокова.

Литература: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России, т. 2, вып. IV, М.-Л., 1929, прим. 33; Хoткевич Г., Музичнi iнструменти украчнського народу, X., 1930; Штелин Я., Известия о музыке в России; пер. с нем. М. Штерн, в сб.: Музыкальное наследство, вып. 1, М., 1935, с. 94-163.

Белокопытов А. А.

Александр Александрович (22 II (7 III) 1905, Мелитополь - 15 VIII 1937, Киев) - сов. музыковед. Член КПСС с 1934. В 1928 окончил Харьковский муз.-драм. ин-т по классу фп. П. К. Луценко и теоретич. ф-т. Участник создания Ассоциации пролетарских музыкантов Украины (АПМУ, 1929), председатель бюро АПМУ в Харькове (1929-32). Член Всеукраинского т-ва революционных музыкантов. В 1932-34 начальник муз. отдела Наркомпроса в Харькове. В 1934-37 зав. муз. редакцией Украинского радио в Киеве. Автор монографий о композиторах (В. С. Косенко, М. И. Вериковском), певцах (М. И. Литвиненко-Вольгемут), статей в периодич. печати.

Белорусец И. М.

Игорь Михайлович (р. 5 (18) IV 1910, Воронеж) - советский композитор и педагог. Окончил в 1938 Московскую консерваторию по классу композиции Н. Я. Мясковского, в 1945 под его рук. аспирантуру. В 1946-51 ассистент на кафедре композиции и преподаватель инструментовки Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных; в 1952-54 преподавал чтение партитур в Ин-те военных дирижёров (Москва), в 1959-62 - композицию и теоретич. предметы в Союзе композиторов в Ханое (Вьетнам). Работал гл. редактором муз. отдела Мин-ва кинематографии СССР (1948-52), зав. педагогич. редакцией изд-ва "Советский композитор" (1956-58). Ст. референт-консультант в CK РСФСР (1958-66). С 1966 зав. кафедрой инструментовки и чтения партитур в Моск. гос. ин-те культуры. Автор статей о вьетнамской музыке.

Сочинения: опера - Партизаны (либр. собственное и И. П. Рубана, 1940); оратория - Мы требуем мира (сл. В. В. Маяковского, 1955); для орк. - симфония (1938), поэмы Джунгли (на вьетнамские темы, 1971), Оборона Владикавказа (1944); для орк. нар. инструментов - фантазия на рус. темы (1966); фп. трио (1947); для голоса, хора и орк. нар. инструментов - Северный сказ о Ленине (сл. народные, 1970); для солистов, хора и камерного ансамбля - Песенка Атлантического океана (сл. Маяковского, 1972); для голоса с орк. - Поэма о луне (1948), для голоса и фп. - 2 вок. цикла (сл. Маяковского, 1938, 1965), романсы на сл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и др., обр. нар. песен, музыка для т-ра.

M. M. Марков.

Белорусская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Белорусский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Белоручев К. А.

Константин Александрович - см. Миньяр-Белоручев К. А.

Белосельский А. М.

Белосельский- Белозерский Александр Михайлович (1752-26 XII 1809 (7 I 1810), Петербург), князь - рус. дипломат, литератор и муз. писатель. Чл. Российской и Болонской академий. Образование получил в Германии. В 1776-79 жил в Италии. В 1779-90 рус. посланник в Дрездене, в 1792-93 - в Турине, в 1790-92 состоял при рус. посольстве в Вене, позднее сенатор в Петербурге. Просвещённый меценат, знаток франц. лит-ры, Б. был страстным любителем и ценителем музыки. Одним из первых рус. муз. писателей выступил за рубежом. Оживлённую полемику вызвала его кн. "О музыке в Италии" ("De la musique en Italie", изд. в Гааге, 1778, на франц. яз.), появившаяся в разгар "войны буффонов" во Франции (отрывки из неё переведены на нем. яз. И. Н. Форкелем, 1779). В ней он отдаёт предпочтение музыке Н. Пиччинни перед рассудочной, по его мнению, музыкой К. В. Глюка. Б. состоял в переписке с Ж. Ж. Руссо, П. О. Бомарше, Вольтером, Ж. Ф. Мармонтелем, комп. А. Э. М. Гретри и др. выдающимися деятелями. Ему принадлежат также 3 "Диалога о музыке" (2 из них опубл. А. Мазон). Б. написал либр. оперы "Олинька, или Первоначальная любовь" (1796, село Ясное под Москвой, автор музыки, возможно, О. А. Козловский). Дочь Б. - известная рус. писательница и певица З. А. Волконская.

Литература: Ливанова Т., Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом. Исследования и материалы, т. 1, М., 1952, с. 418-24; История европейского искусствознания от античности до конца XVIII века, М., 1963, с. 412-13; Mazon A., Deux russes йcrivains franзais (A. M. Beloselski-Belozerski et E. Mestcherski), P., 1964; Ghailley J., Les dialogues sur la musique d'Alexandre Beloselski. Revue des йtudes slaves, P., 1966.

И. M. Ямпольский.

Белоусов Е. Я.

Евсей Яковлевич (28 XII 1881 (9 I 1882), Москва - 2 XII 1945, Нью-Йорк) - виолончелист. В 1903 окончил Моск. консерваторию по классу А. Э. Глена. Выступал как солист и камерный музыкант (с 1905 участник Нового московского квартета). В 1906-1908 преподавал в муз. уч-ще Харьковского отделения РМО. В 1911 на конкурсе виолончелистов в Москве получил 2-ю пр. (разделил её с И. И. Прессом). С успехом концертировал в городах России (выступал в ансамбле с В. И. Сафоновым и А. К. Боровским). С 1922 жил за границей, гастролировал в европ. странах. В 1926 поселился в США; с 1930 преподавал в Джульярдской муз. школе. Игра Б. отличалась артистизмом, поэтичным, красивым звуком, совершенной техникой. Был первым исполнителем ряда произв. рус. композиторов (сонат Н. Я. Мясковского, А. Т. Гречанинова, Ф. С. Акименко и др., "Баллады" Прокофьева). Считался одним из лучших интерпретаторов "Вариаций на тему рококо" Чайковского, концертов К. Сен-Санса и Р. Шумана.

Л. С. Гинзбург.

Белошеин П. Ф.

Павел Федосеевич (1799-1869) - рус. гитарист, композитор и педагог. Ученик А. О. Сихры и М. Т. Высоцкого. Выступал в концертах. Ему принадлежат многочисл. пьесы, среди к-рых выделяются переложения для гитары (преим. в форме вариаций) рус. нар. песен и ряда гор. романсов - "Как у наших у ворот", "Посею я лебеду", "Молодка, молодка молодая", "Из-за леса, из-за гор...", "Ты воспой, воспой, млад жавороночек", "Ах, вы, очи мои" и др., а также отрывков из опер. Существ. место в его творчестве занимают танц. пьесы - полонезы, экосезы, вальсы, кадрили, мазурки и др., а также марши. Произв. Б. в 20-х гг. 19 в. печатались в муз. журналах, выпускались отд. изданиями (более 200 рукописных соч. хранятся в Музее муз. культуры им. М. И. Глинки, фонд Сихры).

Литература: Вольман Б. Л., Гитара в России, Л., 1961; его же, Гитара, М., 1972, 1980.

Белый В. А.

Виктор Аркадьевич (р. 1 (14) I 1904, Бердичев) - сов. композитор и муз.-обществ. деятель. Засл. арт. БССР (1955), засл. деят. иск-в РСФСР (1956). Чл. КПСС с 1939. Учился в Харьковской (1919-22, классы скрипки и композиции) и Моск. консерваториях (1922-29, классы композиции Г. Э. Конюса, Н. Я. Мясковского и Н. С. Жиляева). В 1925 вместе с А. А. Давиденко и Б. С. Шехтером был инициатором создания "Производственного коллектива студентов-композиторов Московской консерватории" (Проколл). В 1929-32 чл. Российской ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ). В 1942-48 ответств. секретарь оргкомитета Союза сов. композиторов СССР. С 1957 гл. редактор журнала "Музыкальная жизнь".

В 1935-48 преподавал в Моск. консерватории по классу композиции (с 1941 профессор). Среди учеников - С. А. Кац, С. С. Туликов, Р. М. Яхин и др. В 1949-52 профессор Белорусской консерватории.

Основу творчества Б. составляют песенные и хоровые жанры. Его произв. свойственны романтич. приподнятость, опора на массово-демократич. интонационный строй. Мн. сочинения Б. связаны с гражданской тематикой. Классовой борьбе пролетариата посвящены поэма для хора и симф. оркестра "Голодный поход" (сл. Д. Паскаля, 1930) и хор в сопр. фп. "Пролетарии всех стран, соединяйтесь" (сл. Н. Минского в обраб. И. Френкеля, 1930). Известность получили "Баллада об Александре Матросове" (сл. Я. Шведова, 1951) и хоровая песня "В защиту мира" (сл. И. Френкеля, 1949). Среди произв. Б. для хора без сопровождения: "Сюита на чувашские нар. темы" (сл. Я. Родионова, 1936), "Славянская сюита" (1942), в к-рой использованы элементы южнослав. фольклора (сл. Р. Стийенского и Н. Белинович) и др.

Б. - автор произв. для голоса и фп. В 20-е гг. он написал драм. монолог "Двадцать шесть" (Памяти бакинских комиссаров, сл. Н. Асеева) и вок. цикл "Война" (сл. зап. поэтов в пер. А. Эфроса и М. Светлова). Широкую популярность получила песня "Орлёнок" (сл. Шведова, 1936), в к-рой синтезированы интонационно-ритмич. особенности революц. муз. фольклора. Среди др. произв. Б. в этом жанре: "Песня о девушке-партизанке" (сл. Ф. Канатова, 1935), "Маленький лётчик" (сл. Я. Купалы, 1935), "Прощание" (Памяти С. М. Кирова, сл. Н. Заболоцкого, 1935), песня-монолог "Баллада о капитане Гастелло" (сл. В. Винникова, 1941), вок. цикл "Светить всегда" (сл. В. Маяковского, 1956).

Б. также написал 4 сонаты для фп., сонату для скрипки и фп., хоры на сл. А. С. Пушкина, А. А. Фета, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, 3 хора a cappella на сл. А. Т. Твардовского, П. С. Комарова и др., музыку к драм. спектаклям (в т. ч. "1905 год", 1930; "Хлопчик", 1936; "Салют, Испания", 1936, все пост. в Т-ре МОСПС), издал обр. нар. песен (10 чуваш. песен, 1933). Гос. пр. СССР (1952).

Литература: Корев Ю., Виктор Белый, М., 1962.

И. П. Кулясов.

Бельгийская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бельканто

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бельская С. А.

Серафима Александровна (1846-1933) - рус. артистка оперетты. В конце 60-х гг. 19 в. начала сценич. деятельность в провинции. Дебютировала в Симбирске в роли Эвридики ("Орфей в аду" Оффенбаха). Широкую известность принесла Б. работа в т-ре под рук. М. В. Лентовского в Москве, где она в 80-90-х гг. исполняла гл. партии во мн. опереттах. Обладала ярким комедийным дарованием, отлично танцевала. Была первой рус. "каскадной" артисткой. Часто исполняла роли опереточных травести. Роли: Дениза ("Мадемуазель Нитуш" Эрве), Елена, Перикола ("Прекрасная Елена", "Перикола" Оффенбаха), Клеретта ("Дочь мадам Анго" Лекока), Нанон ("Нанон" Жене), Фатиница ("Фатиница" Зуппе) и др. Работала также в труппах А. Э. Блюменталь-Тамарина, В. И. Родона и др. Гастролировала во мн. т-рах, в т.ч. в петербургских.

Бельский В. И.

Владимир Иванович (1866-1946, Югославия) - русский либреттист. Окончил юридический и естественный факультеты Петерб. ун-та. Получил степень магистра политич. экономии и статистики (1897). В 1894 познакомился с Н. А. Римским-Корсаковым, стал его постоянным либреттистом. Б. участвовал в редактировании текста оперы "Садко" (ему принадлежит авторство неск. сцен), написал либр. опер: "Сказка о царе Салтане", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Золотой петушок". Либр. Б. отличаются высокими лит. достоинствами. Текст "Сказания о невидимом граде Китеже" (Пушкинская пр.) - искусная стилизация старинного рус. книжного языка. Написал воспоминания о Римском-Корсакове (не сохранились). С нач. 20-х гг. Б. жил в Югославии.

Бельский И. Д.

Игорь Дмитриевич (р. 28 III 1925, Ленинград) - сов. артист балета, балетмейстер и педагог. Нар. арт. РСФСР (1966). В 1943 окончил Ленингр. хореографич. уч-ще (класс А. В. Лопухова), в 1957 - актёрский ф-т ГИТИСа. В 1943-63 артист, в 1973-77 гл. балетм. Ленингр. т-ра оперы и балета. В 1962-73 гл. балетм. Ленингр. Малого т-ра оперы и балета. Исполнял характерные, гротесковые партии, в т. ч. Шурале ("Шурале" Яруллина; Гос. пр. СССР, 1951). Среди пост. Б. - "Берег надежды" Петрова (1959), "Ленинградская симфония" на музыку 1-й части 7-й симфонии Шостаковича (1961), "Конёк-Горбунок" Щедрина (1963), "Одиннадцатая симфония" на музыку симфонии Шостаковича (1966), "Овод" Чернова (1967), "Щелкунчик" (1969), "Икар" Слонимского (1974). В 1946-66 преподаватель Ленингр. хореографич. уч-ща, в 1962-64 и с 1966 - Ленингр. консерватории (класс балетм. мастерства). Снялся в фильмах-балетах "Мастера советского балета", "Большой концерт", "Хореографические миниатюры".

Беляев А. В.

Анатолий Владимирович (р. 21 III 1931, дер. Петриково Осташковского р-на Калининской обл.) - сов. баянист. Засл. арт. РСФСР (1982). В 1957 окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных у Н. Я. Чайкина. Выступает как солист и ансамблист, а также с оркестрами. Первый в СССР исполнитель на электронном баяне (с 1965). 1-я пр. на конкурсе Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (1957, Москва). Гастролирует за рубежом. Б. принадлежат обработки и переложения для баяна. Автор ряда статей.

Беляев В. М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Беляев Е. М.

Евгений Михайлович (р. 11 IX 1926, г. Клинцы Брянской обл.) - советский певец (лирический тенор). Нар. арт. СССР (1967). Чл. КПСС с 1952. В 1968 окончил Моск. муз.-педагогический ин-т им. Гнесиных. В 1947 солист Ансамбля песни и пляски Прикарпатского военного округа, в 1953-55 - Ансамбля песни и пляски Киевского военного округа, с 1955 солист Краснознамённого Ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова. Исполняет рус. и зарубежную классику, нар. песни, произв. сов. композиторов (первый исполнитель ряда песен). В составе ансамбля выступал за рубежом.

Беляев М. П.

Митрофан Петрович (10(22) II 1836, Петербург - 22 XII 1903 (4 I 1904), по другим данным, 28 XII 1903 (10 I 1904), там же) - рус. муз. деятель и нотоиздатель. Получил домашнее муз. образование. Играл на альте, фп., участвовал в любительских квартетах и оркестре. Богатый лесопромышленник, меценат Б. способствовал развитию русской музыки. В 80-90-х гг. 19 в. на муз. вечерах в доме Б. собиралась группа музыкантов, объединившихся в т.н. Беляевский кружок. Высоко ценя талант А. К. Глазунова и творчество композиторов "Новой русской музыкальной школы", Б. основал "Русские симфонические концерты" (1885) для пропаганды их сочинений. Любитель и знаток камерной музыки, он организовал также "Русские квартетные вечера" (1891). С 1898 пред. Петерб. об-ва камерной музыки. Устраивал ежегодные конкурсы (с присуждением премий) на лучшее произв. камерного жанра (с 1892). Для поощрения рус. композиторов учредил Глинкинские премии (1884). В 1885 основал изд-во "М. П. Беляев в Лейпциге" (см. Издательства музыкальные), выпускавшее сочинения рус. композиторов и ставшее одной из крупнейших рус. издательских фирм (вок. произв. издавались с переводами текстов на франц. и нем. языки). Деятельность Б. носила художеств.-просветительный характер и способствовала развитию отечеств. муз. культуры.

Литература: Стасов В., Митрофан Петрович Беляев, "РМГ", 1895, No 2, стлб. 81-108 (к статье: Приложения и программы русских симфонических концертов и квартетных вечеров, там же, стлб. 109-30); (Некролог), "РМГ", 1904, No 1, стлб. 13; Памяти Митрофана Петровича Беляева. Сборник очерков статей и воспоминаний, Париж, 1929; Письма В. В. Стасова к М. П. Беляеву, сост. В. А. Киселев, в сб.: Из архивов русских музыкантов, М., 1962, с. 7-26; Вольман Б., Нотные издания XIX - начала XX века, Л., 1970.

Л. З. Корабельникова.

Беляевский кружок

Беляевский кружок - группа музыкантов-композиторов, исполнителей, собиравшихся в 80-90-е гг. 19 в. на муз. вечерах в доме муз. деятеля и мецената, пропагандиста творчества рус. композиторов М. П. Беляева ("беляевские пятницы"). Возглавлял кружок Н. А. Римский-Корсаков; в состав входили гл. обр. его ученики: композиторы Ф. С. Акименко, Н. Н. Амани, К. А. Антипов, Ф. М. и С. М. Блуменфельды, Я. Витол (И. И. Витоль), А. К. Глазунов, В. А. Золотарёв, И. И. Крыжановский, А. К. Лядов, Н. А. Соколов, H. H. Черепнин, дирижёр Г. О. Дютш, пианист Н. С. Лавров, пианист и комп. А. А. Винклер. К постоянным посетителям Б. к. принадлежали А. П. Бородин и В. В. Стасов. В 90-е гг. тесные связи с Б. к. устанавливаются у нек-рых моск. композиторов, в т.ч. у С. И. Танеева и А. Н. Скрябина. Римский-Корсаков, а позднее также Глазунов и Лядов являлись художеств. руководителями издательской и конц.-организаторской деятельности Беляева. После смерти Беляева этот триумвират составил Попечительный совет по управлению всеми делами беляевского изд-ва и концертов.

Преемственно связанный с "Могучей кучкой", Б. к. не выдвигал определённой идейно-художеств. программы. Как яркие творч. индивидуальности в нём выделялись Лядов и Глазунов. Творчество большинства "беляевцев", в отличие от смелого боевого новаторства "Могучей кучки", носило академич. замкнутый, нередко эпигонский характер. Преимуществ. внимание уделялось вопросам проф. мастерства и технологии. На первый план выдвигались инстр. жанры и отчасти камерно-вок. лирика. Опера, занимавшая важнейшее место в творчестве Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, почти совсем выпадает из поля зрения "беляевцев". Приёмы творчества "кучкистов", гл. обр. Римского-Корсакова, часто приобретали у композиторов Б. к. внешний, формальный характер. Сам Римский-Корсаков критически относился к этим тенденциям, осуждая молодых "беляевцев" за отсутствие творч. смелости, нек-рый идейный индифферентизм и проф. ограниченность.

Литература: Курбанов М. М., Воспоминания о беляевском кружке и о "беляевских пятницах", в кн.: Памяти Митрофана Петровича Беляева. Сб. очерков, статей и воспоминаний, Париж, 1929; Римский-Корсаков A. H., H. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество, вып. 3, М. 1936; Глиэр Р., Встречи с беляевским кружком, "СМ", 1949, No 8; Кюи Ц., Итоги русских симфонических концертов. Отцы и дети, Избр. статьи, Л., 1952, с. 381-86; Асафьев Б. В., Из моих бесед с Глазуновым (К десятилетию со дня его кончины), в кн.: Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 2, М., 1954; Римский-Корсаков H. A., Полное собр. соч., Литературные произведения и переписки, т. 1, М., 1955; Летопись моей музыкальной жизни, СПБ, 1909, М., 1955; Золотарёв В., Воспоминания о моих великих учителях, друзьях и товарищах, М., 1957; Асафьев В., Русская музыка XIX и начало XX в., Л., 1968.

А. И. Кандинский.

Бём Г.

Бём Г. (Behm) Георг (2 IX 1661, Хоэнкирхен, Ордруф - 18 V 1733, Люнебург) - немецкий композитор и органист. Учился в Готе (1678-84), затем в Йене, в 1693-97 жил в Гамбурге; с 1698 работал органистом Йоханнескирхе в Люнебурге. Писал орг. музыку в стиле позднего барокко. Возможно, И. С. Бах в юности (в годы службы в Люнебурге) брал у него уроки; в орг. сочинениях Баха ощутимо влияние его стиля.

Б. - автор духовной оратории "Страсти по Луке" ("Lukas-Passion", утеряна), 2 мотетов (1-й утерян) и кантат (мн. утеряны), прелюдий и фуг для органа и фп., 14 партит для органа, хоральных партит и прелюдий, обр. хоралов для органа, 10 сюит и увертюры для клавира, неск. орк. сочинений. В 1920-1930-х гг. были изданы сюиты Б., песни, прелюдии и фуги для органа, а также собр. сочинений в 2 тт.

Издания : Sдmtliche Werke, hrsg. von J. Wolgast, Bd 1-2, Lpz., 1927-32, Висбаден, 1963; Geistliche Lieder, hrsg. von A. Kreutz, Kassel, 1939 (совм. с Т. В. Франком и П. Воккенфуссом).

Литература: Spitta Ph., J. S. Bach, Bd 1, Lpz., 1873, 1921; Buchmayer R., Nachrichten ьber das Leben G. Bцhms, в кн.: Bach-Jahrbuch, IV, Lpz., 1908; Fосk G., Der junge Bach in Lьneburg, Hamb., 1950.

О. Т. Леонтьева.

Бём Й.

Бём Й. (Behm) Йозеф (4 III 1795, Пешт - 28 III 1876, Вена) - венг. скрипач и педагог. Ученик П. Роде. С 1815 концертировал в Вене и Италии. В 1819-48 профессор консерватории, в 1821-68 солист придв. капеллы в Вене. Основатель т.н. венской скрипич. школы 19 в. Среди учеников Б.: Я. Донт, Й. Иоахим, Э. Раппольди, Э. Ременьи, Й. Хельмесбергер, Г. Эрнст и др. Автор скрипич. пьес.

Бём К.

Бём К. (Behm) Карл (р. 28 VIII 1894, Грац) - австр. дирижёр. Получил юридич. образование. Музыке обучался в Вене у Э. Мандичевского (1913). В 1917 дебютировал как дирижёр в Гор. т-ре в Граце. Работал в оперных т-рах Мюнхена (с 1921), Дармштадта (с 1927 генералмузикдиректор), Гамбурга (с 1931). В 1934-1943 рук. Дрезденской гос. оперы, где дирижировал первыми пост. опер Р. Штрауса "Молчаливая женщина" (1935) и "Дафна" (1938, посв. В.). Возглавлял Венскую гос. оперу (1943-45 и 1954-56), нем. сезоны в т-ре "Колон" в Буэнос-Айресе (1950-53); дирижировал в т-ре "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк, 1957). Выступал как гастролёр со мн. выдающимися оркестрами, участвовал в Зальцбургском (впервые в 1938), Байрёйтском (1962) фестивалях. В 1971 участвовал в гастролях в Москве Венской государственной оперы, с коллективом к-рой активно сотрудничает со 2-й пол. 1960-х гг.

Б. - один из выдающихся интерпретаторов оперного творчества В. А. Моцарта, Р. Штрауса, Р. Вагнера. Автор камерной музыки и песен.

Литературные сочинения: Begegnung mit Richard Strauss, W. - Mьnch., 1964.

Литература: Рубин M., Карл Бём о Рихарде Штраусе, "СМ", 1966, No 11, с. 142; Рабинович Д., На концертах дирижёров из Вены, "МЖ", 1972, No 2, с. 6-7; Вlaukоpf М., Grosse Dirigenten, Teufen (St. Gallen - Bregenz) - W., (s. a.), S. 57-62 (на англ. яз. - Great conductors, L., 1955, p. 61-65); Dоstal F. E., Biographische Notizen ьber K. Bцhm, в кн.: Witeschnik A., Dirigenten, W. - Hannover - Bern, 1965, s. 19-24.

Е. Я. Рацер.

Бём Т.

Бём Т. (Boehm) Теобальд (9 IV 1794, Мюнхен - 25 XI 1881, там же) - нем. флейтист-виртуоз и композитор. С 1818 солист придв. капеллы в Мюнхене, затем - придв. музыкант. Изучал механику. Сконструировал совр. тип флейты, т.н. флейту Бёма, в к-рой величина и расположение звуковых отверстий определяются не аппликатурными удобствами, а акустич. принципами, позволяющими достигать наибольшей чистоты и полноты звучания. Конич. канал флейты Б. заменил цилиндрическим, для удобства и облегчения игры снабдил инструмент системой клапанов, закрывающих звуковые отверстия. Б. начал изготовлять флейты из металла (часто из серебра). Усовершенствования, внесённые Б., обогатили технические возможности игры на флейте. Звук флейты Б. сильнее и плотнее, чем у флейты старой конструкции, но несколько однообразнее по тембру (приближается к характеру звучания др. деревянных дух. инструментов; поэтому она сохранилась в совр. оркестре). Технич. нововведения Б. нашли широкое применение в производстве и др. духовых инструментов. Написал работы, посв. конструированию флейты и игре на ней, а также концерт, фантазии, каприсы и этюды для флейты соло, вариации, салонные пьесы и обр. для флейты и оркестра или фп.

Сочинения: Ьber den Flцtenbau..., Mainz, 1847; Die Flцte und das Flцtenspiel..., Mьnch., 1871 (в англ. пер., L. 1922, N. Y., 1960).

Литература: Алексеев П. С., Теобальд Бём, усовершенствователь флейт (Биографич. очерк), "РМГ", 1905, No 23-24; Welch Сh., History of the Boehm flute, L., 1896, N. Y., 1961; Mahillon V., Йtude sur le doigtй de la flыte Boehm, Brux., 1885.

И. M. Ямпольский.

Бём Ф.

Франц (7 IX 1788, Вена - 16(28) II 1846, Петербург) - рус. скрипач и педагог. По национальности австриец. В 10-х гг. 19 в. солист (первый концертист) Петерб. имп. т-ров. В 20-40-х гг. преподавал в Петерб. театр. уч-ще. В течение 30 лет устраивал в Петербурге камерные собрания, пропагандируя гл. обр. квартеты Л. Бетховена. Выступал как солист в Петербурге и Москве. Игру Б. высоко ценил М. И. Глинка, бравший у него уроки. У Б. занимались также А. Ф. Львов, А. Н. Верстовский и др. Сын Б. - Людвиг Францевич Б. (1826-1904) - скрипач и педагог. Окончил Венскую консерваторию по классу Й. Бёма. В 1870-1904 вёл классы скрипки и камерного ансамбля в Петерб. консерватории (с 1880 профессор).

Литература: (Некрологи), "Литературное прибавление к "Нувеллисту"", 1846, No 3; "Моск. ведомости", 1846, 26 февраля.

Бёме В.

Бёме В. (Behme) Вальтер (6 IX 1884, Лейпциг - 21 VII 1952, Цвиккау) - нем. композитор и хор. дирижёр. В 1899-1905 учился в Гримме (учительский семинар). В 1905-08 работал пом. учителя в Вурцене. Затем учился в Лейпцигской консерватории у Ш. Креля, К. Штраубе, X. Зитта, Р. Гофмана и Ф. фон Бозе. С 1910 рук. хор. коллективами, был учителем пения и регентом Петерпаулькирхе в Рейхенбахе (Фогтланд). Автор гл. обр. церк. произв., 4 ораторий - "Святой город" ("Die heilige Stadt" op. 30), "Ученики" ("Die Jьnger" op. 33), "В последний день" ("Am letzten Tag" op. 42), "Спаситель" ("Der Heiland" op. 50); нем. "Те Deum"(op. 51 для солистов, смеш. хора, струн. орк., органа и медных дух. инстр.) и др., а также фп. концерта; сонаты для влч. и струн. квартета; пьес для скр. и органа; хоров, песен.

Бёме Ф. М.

Бёме Ф. М. (Behme) Франц Магнус (11 III 1827, Виллерштедт, близ Веймара - 18 X 1898, Дрезден) - собиратель нем. нар. песен, учитель музыки и хор. дирижёр. Преподавал историю музыки и полифонию в консерватории Хоха во Франкфурте-на-Майне (1878-85), затем в Дрездене. Собирать нар. песни начал по совету поэта Г. фон Фаллерслебена. Записал ок. 26 тыс. песен.

Публикации: Altdeutsches Liederbuch, Lpz., 1877 (посл. изд. - Hildesheim - Wiesbaden, 1966); Deutscher Liederhort, Bd 1-3, Lpz., 1893-94 (посл. изд. - Hildesheim - Wiesbaden, 1963); Volkstьmliche Lieder der Deutschen, Lpz., 1895; Deutsches Kinderlied und Kinderspiel, Lpz., 1897 (посл. изд. - Nendeln, Liechtenstein, 1967).

Предыдущая страница Следующая страница