Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Б" (часть 8, "БЕР"-"БЕС")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 8, "БЕР"-"БЕС")

Березовский Н.

Николай (17 V 1900, Петербург - 27 VIII 1953, Нью-Йорк) - амер. композитор. По национальности русский. Музыке учился в Петерб. певч. капелле. С 1917 скрипач оркестра Большого т-ра. В 1922 уехал в США, где завершил муз. образование в Джульярдской муз. школе в Нью-Йорке, занимаясь по классу композиции у Р. Гольдмарка. Одновременно вёл конц. деятельность как скрипач-солист и дирижёр, выступал с разл. амер. оркестрами, исполняя гл. обр. собственные произв.

Сочинения: для орк. - 4 симфонии (1929, 1933, 1937, 1943), симфониетта (1931), фантазия для орк. и двух фп. (1931); концерты с орк. - для скрипки (1930), влч. (1935), альта (1941); поэма для 11 инструментов (1927), секстет для струн. инструментов, кларнета и фп. (1926), квинтет No 1 и 2 для деревянных дух. инструментов (1928, 1937); фантазия для двух фп. (1930), дуэт для альта и кларнета (1931); 1 и 2 струн. квартеты (1931) и др.

С. М. Грищенко.

"Беренрайтер-Ферлаг"

"Беренрайтер-Ферлаг" ("Berenreiter-Verlag") - нем. муз. изд-во (ФРГ). Назв. означает "всадник на медведе", что, очевидно, связано с нем. символикой (эмблема изд-ва - изображение юноши на спине медведя) и было введено в сер. 1920-х гг. Позднее, став академич. изд-вом, "Б.-Ф." сохранило назв. и эмблему. Основано К. Фёттерле в 1923 в Аугсбурге для издания репертуара хор. об-в, муз.-просветит. и педагогич. литературы для молодёжных хоров Германии. С 1927 работает в Касселе, издаёт собр. сочинений академич. типа, в т.ч. новые изд. И. С. Баха, Г. Ф. Генделя (совм. с Лейпцигским музыкальным издательством), В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, а также камерную инструментальную музыку, евангелическую церковную музыку, лит-ру для органа, произв. для муз. т-ра. В дальнейшем изд-во расширило свою деятельность, открыло филиалы в Базеле (с 1944), в Нью-Йорке (до 1969) и Лондоне (с 1957), Париже (с 1962); издаёт книги, муз. журналы ("Musica", "Musikforschung", "Acta musicologica", "Fontes artis musicae" и др.), энциклопедии ("Musik in Geschichte und Gegenwart"), выпускает грампластинки (с 1959).

О. Т. Леонтьева.

Беренс Г. Ю.

Беренс Г. Ю. (Berens) Герман Юхан (7 IV 1826, Гамбург - 9 V 1880, Стокгольм) - швед. пианист, дирижёр, педагог и композитор. Музыке учился у своего отца - флейтиста и капельмейстера Карла Б., затем у К. Г. Райсигера в Дрездене. В Швеции жил с 1847. Выступал как аккомпаниатор с итал. певицей М. Альбони. В 1849-60 корол. музик-директор в Эребру, с 1860 дирижёр т-ра "Миндре" (Малый т-р) в Стокгольме, затем придв. капельмейстер. С 1861 преподавал композицию и инструментовку в Стокгольмской консерватории (с 1868 профессор). Получил известность гл. обр. как педагог и автор инструктивных сочинений для фп., в т.ч. сб. фп. этюдов "Новейшая школа беглости" ("Neueste Schule der Gelдufigkeit", op. 61, 4 тт.) и "Развитие левой руки" ("Pflege der linken Hand", op. 89).

Сочинения: оперетты - Люлли и Кино (1859), Прогулка на свежем воздухе (En utflykt i det grцna, 1862), Риккардо (1869); музыка для т-ра - к пьесам "Виолетта" и "Сон в летнюю ночь" Шекспира; песни.

В. В. Ошис.

Бержеретта

Бержеретта (франц. bergerette, букв. - маленькая пастушка) - в 15 в. франц. песня, близкая к виреле, но включающая лишь одну строфу. В 16 в. родственный бас-дансу быстрый инстр. танец, б. ч. в размере. В 18 в. во Франции песня светлого пасторального характера. Позднее создавались стилизованные Б.

Литература: Weckerlin J. В., Bergerettes. Romances et chansons du XVIII siиcle, P., 1913; Harmonice Musices Odhecaton A, ed. by H. Hewitt, Camb. (Mass.), 1942, 1946; Winkler R. W. and Mс Peek G. S., The Bergerette form in the Laborde Chansonnier, "Journal of the Amer. Musicolog. Society", VII, 1954.

Берзинский Э. Я.

Берзинскис Эвальд Янович (12 (24) I 1891, Лиелвирцава, ныне Бауского р-на - 4 VI 1968, Рига) - советский виолончелист и педагог. Нар. арт. Латв. ССР (1956). В 1918 окончил Моск. консерваторию по классу виолончели А. Э. Глена. В 1918-1925 концертмейстер и солист оркестра в разл. т-рах. В 1926-28 солист оркестра Латвийского радио. В 1929-56 солист и концертмейстер Латв. т-ра оперы и балета (Рига). В 1945-48 входил в состав трио Латв. радио. Основоположник виолончельной школы в Латвии. С 1944 вёл класс виолончели, в 1948-1961 зав. кафедрой струн. инструментов Латв. консерватории (с 1959 профессор). Среди учеников: Э. Я. Бертовский, Я. А. Тисс, О. В. Барсков, М. Л. Виллеруш, Э. И. Тестелец, Л. Т. Бриеде.

Литература: Muzalevskis V., Latviesu cellisti, в сб.: Latviesu muzika, sakart J. Vitolins, Rsga, 1958; Гинзбург Л. С., История виолончельного искусства, кн. 1-2, М., 1951-57.

Берзинь Р. Я.

Берзиньш Рудольф Янович (9(21) IX 1881, Рига - 26 I 1949, там же) - советский певец (драм. тенор) и обществ. деятель. Нар. арт. Латв. ССР (1944). Чл. КПСС с 1940. С 1899 драм. актёр рижских латыш. т-ров, в 1903 впервые выступил как оперный певец в партии Фауста (Новый т-р). Вок. образование получил в Риге у Ядловкера, совершенствовался в Копенгагене и Берлине. Принимал участие в революц. движении 1905. В 1908-19 жил в эмиграции, выступал в оперных т-рах Германии, Дании, Швеции. В 1919-28 солист Латв. нац. оперы (ныне Латв. т-р оперы и балета), выступал также как оперный режиссёр. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 участник Гос. ансамбля Латв. ССР. С 1944 директор и худож. рук. Латв. т-ра оперы и балета.

Б. сыграл выдающуюся роль в развитии латыш. оперного т-ра. Известен исполнением партий в операх Р. Вагнера (Тангейзер, Лоэнгрин, Тристан и др.). Др. партии: Вижут ("Банюта" Калниня), Гришка Кутерьма, Самсон, Радамес, Отелло и др. Выступал как конц. певец. С 1940 доцент Латв. консерватории.

Литература: Grinfelds N., Zalite M., Rudolfs Berzins Riga. 1958.

Я. Витолинь.

Берио Л.

Берио Л. (Berio) Лучано (р. 24 X 1925, Онелья, ныне Империя, обл. Лигурия) - итал. композитор. Муз. образование получил в Миланской консерватории, где учился у Ф. Гедини (композиция) и К. М. Джиулини (дирижирование), а также на летних курсах в Танглвуде (США) у Л. Даллапиккола. С 1952 занимался исследованиями в области электронной музыки. Один из организаторов экспериментальной "Студии музыкальной фонологии" ("Studio di Fonologia Musicale", с 1953), итал. Радио и телевидения (муз. руководитель). Преподаёт в Джульярдской муз. школе (Нью-Йорк). Примыкает к крайнему авангардизму. Свои произведения записывает в т.н. оптимальной нотации. Среди них "Память" ("Memory") для электронных фп. и харпсихорда (исп. 1971) и др. сочинения для электронных инструментов; Симфония (использован приём коллажа из произв. Г. Малера, М. Равеля, Р. Штрауса и др.; исп. 1970) и др.

И. М. Ямпольский.

Берио Ш. О.

Берио Ш. О. (Beriot) Шарль Огюст (20 II 1802, Лувен - 8 IV 1870, Брюссель) - бельг. скрипач, композитор и педагог. Основатель бельг. скрипич. школы. Ученик А. Робберехта. В 9-летнем возрасте выступал с исп. концерта Дж. Б. Виотти, советами к-рого позднее пользовался в Париже, где также брал уроки у П. Байо. В 1826 выступил в Лондоне. До 1830 придв. солист Вильгельма I, короля Нидерландов. В 1830-35 гастролировал совм. с женой - певицей М. Малибран - в Англии, Франции и Италии. В 1843-52 профессор Брюссельской консерватории (среди его учеников - А. Вьётан, Ф. Прюм, Э. Соре и др.). Оставил преподавание в связи с болезнью глаз (в 1858 ослеп). В 1859 по приглашению Н. Б. Юсупова посетил Россию. Написал фантазию для скрипки и фп. на романс А. С. Даргомыжского "Душечка-девица" (посв. рус. скрипачу И. И. Семёнову). Б. - один из крупнейших виртуозов 19 в. Его игра отличалась блеском, певучестью, элегантностью. Виртуозные произв. Б., в мелодич. стиле к-рых отражены влияния Г. Доницетти и В. Беллини, были очень популярны и долгое время входили в конц. репертуар скрипачей. В "Скрипичной школе" ("Mйthode de violon", 1858) Б. с прогрессивных позиций обобщён предшествующий педагогич. опыт, намечены дальнейшие пути развития скрипич. педагогики (в особенности ценны разделы, в к-рых разработаны методика индивидуального обучения и применения аппликатурных приёмов). Б. - автор 10 концертов для скрипки с оркестром, 11 вариаций, пьес для скрипки и фп., в т.ч. "Балетные сцены" ("Fantasie, ou scиne de ballet pour violon et piano", op. 100), скрипич. этюдов, дуэтов и конц. фантазий на темы известных опер. Написал "Ecole transcendante. Mйthode de violon en trois parties" (P., 1858, v. 2, Moscou, 1889; рус. пер. - M., 1898). Сын Б. - Шарль Вильфрид де Б. (12 II 1833, Париж - 22 X 1914, Со-дю-Гатине) - пианист-виртуоз. С 1867 профессор Парижской консерватории. Автор симф. поэмы "Фернандо Кортес", камерных ансамблей и др. муз. произв., школы "Ключ к фортепиано" ("Clef du piano", 1855; совм. с отцом).

Литература: Письма Ш. Берио к Н. Б. Юсупову, в сб.: Письма зарубежных музыкантов. Из русских архивов, Л., 1967, с. 99-108; Heron-Allen E., A contribution towards an accurate biography of Ch. A. de Beriot and M. F. Malibran-Garcia..., L., 1894; Fayоlle F. J. M., Paganini et Bйriot, P., 1831; Moser A., Geschichte des Violinspiels, В., 1923.

И. М. Ямпольский.

Беркли Р. Ф.

Беркли Р. Ф. (Berkeley) Леннокс Рендал Фрэнсис (р. 12 V 1903, Оксфорд) - англ. композитор. В 1926 окончил филологич. ф-т Мертон-колледжа (Оксфорд). Композицию изучал у Н. Буланже в Париже (1927-32). В 1942-45 составитель программ орк. музыки в радио-вещат. корпорации Би-Би-Си. В 1946-68 профессор композиции в Корол. академии музыки в Лондоне. Среди учеников Б. - Р. Р. Беннетт, X. Бедфорд, Дж. Тэйвнер. Стиль Б. сложился не столько под влиянием нац. школы, сколько под воздействием творчества B. А. Моцарта, Ф. Шопена, Г. Форе, М. Равеля, И. Ф. Стравинского.

Сочинения: оперы - Приглашение к обеду (A dinner engagement, 1954, Олдборо), Нельсон (1954, Лондон), Руфь (1956, там же) и др.; балет Осуждение Париса (The judgement of Paris, 1938, Лондон); для солистов, хора и орк. - оратория Иона (1935), кантата Хвала Колону (Colons praise, 1949), Stabat Mater (с камерным орк., 1947), псалм Domini est terra (1937) и др.; для орк. - 4 симфонии (1940-77), симфониетта (1950), сюита (1952), дивертисмент (1943), Ноктюрн (1946); концерты с орк. - 2 для фп. (1947, 1958), для 2 фп. (1948), для флейты (1952), для гитары (1974); пьесы для фп.; 3 латинских мотета для вок. квинтета (1972); соч. для голоса с фп.; музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Берков В. О.

Виктор Осипович (р. 8 (21) III 1907, Петербург) - советский музыковед и педагог. Кандидат искусствоведения (1942). Первоначальное муз. образование получил у своей матери - пианистки В. М. Нугер-Берковой (ученицы А. Н. Есиповой). Окончил в 1929 экономич. отделение педагогич. ф-та Моск. ун-та, в 1937 - историко-теоретич. ф-т Моск. консерватории (класс теории И. В. Способина). Преподаёт муз.-теоретич. предметы (в Моск. консерватории - в 1938-49, 1954-56, в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных с 1946), с 1968 профессор.

Осн. работы Б. посвящены проблемам гармонии, гармонич. анализа, совр. гармонич. языка, муз. формы. Ему принадлежат также путеводители по классич. операм (нек-рые совм. с В. В. Протопоповым).

Сочинения: Гармония Глинки, М.-Л., 1948; Хорошо темперированный клавир И. С. Баха, "СМ", 1950, No 7; Учебник гармонии Римского-Корсакова (Значение, теоретические основы, методика). Очерк, М., 1953; Вопросы художественной формы в русской классической опере, в сб.: Вопросы музыкознания, вып. II, М., 1955; Симфонии Бетховена, М., 1957, 1964, 1970; О гармонии Прокофьева, "СМ", 1958, No 8; Пособие по гармоническому анализу. Образцы советской музыки в некоторых разделах курса гармонии, М., 1960, 1966; Гармония и музыкальная форма, М., 1962; Гармония. Учебник, ч. 1-3, М., 1962-66, 1970; Об относительной ладотональной неопределённости, в сб.: Музыка и современность, вып. 5, М., 1967; Формообразующие средства гармонии, М., 1971; О гармонии Бетховена. На путях к будущему, в сб.: Бетховен, вып. 1, М., 1971; Хроматическая фантазия Я. Свелинка. Из истории гармонии, М., 1972; и др.

И. М. Ямпольский.

Берлин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Берлин А. А.

Анисим Александрович (8(20) ХII 1896, Дорогобуж, ныне Смоленской обл. - 14 II 1961, Москва) - советский скрипач и педагог. Засл. арт. РСФСР (1934). В 1910 окончил Петерб. консерваторию по классу скрипки Л. С. Ауэра. Работал концертмейстером и педагогом в Екатеринославе, Вильнюсе (1910-14). В 1914-17 концертмейстер симф. оркестра и 1-й скрипач струн. квартета им. А. Д. Шереметева (с 1916 - "Новый Петроградский квартет"). В 1917-21 директор и преподаватель Муз. уч-ща в Омске. В 1921-23 жил в Ташкенте. В 1923-34 преподавал в Муз. техникуме им. А. и Н. Рубинштейнов в Москве. В 1928-41 концертмейстер симф. оркестра Моск. филармонии, с 1941 (Гос. симф. оркестра СССР).

Берлинский В. А.

Валентин Александрович (р. 19 I 4925, Иркутск) - сов. виолончелист. Нар. арт. РСФСР (1974). Чл. КПСС с 1953. В 1947 окончил Моск. консерваторию по классу виолончели у С. М. Козолупова, в 1952 у него же аспирантуру при Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных. Участник квартета им. А. П. Бородина Моск. филармонии (с 1946). С 1947 преподаватель Моск. муз. уч-ща им. M. M. Ипполитова-Иванова, с 1970 - Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных (с 1978 доцент). Гос. пр. РСФСР им. М. И. Глинки (1968).

Берлинский П. М.

Павел Михайлович (р.22 VI (5 VII) 1900, Иркутск) - советский композитор, дирижёр и пианист. Нар. арт. Бурят. АССР (1943). В 1925 окончил Ленингр. консерваторию по классу фп. И. С. Миклашевской, в 1926 - по классу композиции А. М. Житомирского. В 1939 окончил Моск. консерваторию (класс дирижирования К. С. Сараджева и Л. М. Гинзбурга). В 1925-33 выступал как пианист-солист и ансамблист. В 1932-34 и 1939-46 гл. дирижёр Бурят. муз.-драм. т-ра (Улан-Удэ).

Педагогич. деятельность начал с 1928; в 1938-40 вёл класс дирижирования в Моск. консерватории, с 1946 преподаватель (в 1950-53 зам. нач. кафедры дирижирования) Ин-та воен. дирижёров. С 1964 и. о. профессора Военно-дирижёрского ф-та Моск. консерватории. В 1941-44 пред. правления CK Бурят. АССР. Б. - автор первой бурят. муз. драмы "Баир".

Сочинения: муз. драма - Баир (1938, Улан-Удэ, 2-я ред., 1940, совм. с Б. Ямпиловым); оратория - Из мрака к свету (1932), кантата - Александр Невский (1942); для орк. - увертюры Возвращение героя (1948) и Торжественная (1950); произв. для дух. орк., в т.ч. бурят-монгольский танец Ёхор (1949); камерные ансамбли; фп. и др. инстр. соч., в т.ч. на бурят. и монг. темы; романсы, песни, обр. нар. песен, музыка к спектаклям.

Литературные сочинения: Монгольский певец и музыкант Ульдзуй Лубсан-Хурчи, М., 1933; Основы дирижёрской техники, М., 1963 (совм. с др. авторами, ред. Б.), и др.

Берлинский филармонический оркестр

Берлинский филармонический оркестр - нем. симф. оркестр. Осн. в 1882. Предшественником Б. ф. о. был проф. оркестр, организованный Б. Бильзе (1867, Бильзенская капелла). С 1882 по инициативе конц. агентства Вольф проводятся т.н. Большие филармонич. концерты, получившие признание и популярность. С этого же года оркестр стал называться филармоническим. В 1882-85 концертами Б. ф. о. дирижировали Ф. Вюльнер, Й. Иоахим, К. Клиндворт. В 1887-93 оркестр выступал под рук. X. Бюлова, к-рый значительно расширил репертуар. Его преемниками были А. Никиш (1895-1922), затем В. Фуртвенглер (до 1945 и в 1947-54). Под рук. этих дирижёров Б. ф. о. приобрёл мировую известность.

По инициативе Фуртвенглера оркестр ежегодно давал 20 народных концертов, проводил популярные концерты, имевшие большое значение в муз. жизни Берлина. В 1924-33 оркестр под упр. Ю. Прювера исполнял ежегодно по 70 популярных концертов. В 1925-32 под рук. Б. Вальтера проходили абонементные концерты, в к-рых исполнялись произв. совр. композиторов. В 1945-47 оркестром руководил дирижёр С. Челибидаке, с 1954 его возглавляет Г. Караян. С Б. ф. о. выступают выдающиеся дирижёры, солисты и хор. ансамбли. В 1969 гастролировал в СССР. После 2-й мировой войны 1939-45 Б. ф. о. находится в Зап. Берлине.

Литература: Herzfeld Fr., Die Berliner Philharmoniker, В., 1960 (Rembrandt-Reihe XXIII).

Х. Зеегер.

Берлиоз Г. Л.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Берлянд Е. С.

Елена Семеновна - см. Чёрная-Берлянд Е. С.

Берман Л. Н.

Лазарь Наумович (р. 26 II 1930, Ленинград) - сов. пианист. В 1934-39 занимался у C. И. Савшинского. Окончил Моск. консерваторию (1953) и аспирантуру при ней (1956) у А. Б. Гольденвейзера. С 1957 солист Моск. филармонии. В основе репертуара Б. - музыка композиторов-романтиков. В 1980 впервые в СССР исполнил 1-й концерт П. И. Чайковского в первонач. редакции. 1-й исполнитель ряда соч. сов. композиторов. Грамзапись 12 трансцендентных этюдов Листа в 1977 удостоена "Гран при" им. Ф. Листа, учреждённой Будапештской академией музыки им. Ф. Листа; грамзапись цикла "Годы странствий" Листа в 1978 отмечена Парижской академией Шарля Кро и Будапештской академией музыки им. Ф. Листа ("Гран при"). Лауреат 3-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (1951, Берлин, 1-я пр.) и междунар. конкурсов им. королевы бельгийской Елизаветы (1956, Брюссель), им. Ф. Листа (1956, Будапешт, 3-я пр.). Гастролирует за рубежом.

Берман Т. Л.

Тамара Львовна (p. 1(13) IV 1890, Молодечно, ныне Минской обл.) - советский деятель в области муз. образования и воспитания, пианистка и педагог. Кандидат искусствоведения (1945). В 1914 окончила Петерб. консерваторию по классу фп. Л. В. Николаева. В 1919-35 директор и преподаватель игры на фп. Гос. муз. техникума им. А. К. Глазунова, в 1934-42 директор и доцент (с 1940) по классу спец. фп. Центрального заочного муз.-педагогич. ин-та в Москве. В 1943-64 зам. директора и ст. науч. сотрудник Научно-исследоват. ин-та художеств. воспитания Академии педагогических наук РСФСР. С 1964 зав. кафедрой музыки и пения Московского заочного педагогического института.

Сочинения: А. Н. Есипова. Жизнь, деятельность и педагогические принципы, М.-Л., 1948; Музыкальное образование учителя, М., 1956 (совм. с К. С. Грищенко); Обучение музыке в школе, М., 1958; О методах формирования музыкально-слуховых представлений. Опыт исследования, "Известия Академии педагогич. наук РСФСР", вып. 100, М., 1959; Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению: I-II классы, М., 1961, III-V классы, М., 1962 (совм. с К. С. Грищенко); Индивидуальное обучение музыке, М., 1964.

Бермудо Х.

Бермудо Х. (Bermudo) Хуан (1510, Эсиха, Севилья - после 1555, место смерти неизв.) - испан. муз. теоретик. Францисканский монах. Учился в ун-те Алькала де-Энарес. С 1550 работал в капелле Андалусского архиепископа, под рук. К. Моралеса. Написал трактаты. "Книга, призывающая к изучению музыкальных инструментов" ("Libro Ilamado declaraciуn de instrumentes musicales", 1549 и 1555), с описанием муз. инструментов и табулатуры, и "Искусство в трёх видах" ("El arte tripharia", 1550, факсимильное изд. - Кассель, 1970) - одно из первых испан. педагогич. сочинений Б., в к-ром он рассматривает проблемы, связанные с техникой переложения вок. произв. для лютни, органа, клавикорда, арфы и др.; касается исполнительских приёмов, принципов транспонирования и орнаментики. Труды Б., обнаруживающие знакомство с музыкой Жоскена Депре, А. Вилларта, Н. Гомберта, дают представление о муз. культуре Испании 16 в., гл. обр. о развитии инстр. музыки и содержат ценные сведения о жизни и творчестве испан. музыкантов (К. Моралеса и др.).

Литература: Kinkeldey О., Orgel und Clavier in der Musik des 16-ten Jahrhunderts, (s.l.), 1910, Collet H., Le mysticisme musical espagnol au XVI siиcle, P., 1913, Angles H., Subira J., Catalogo musical de la Biblioteca Nacional de Madrid, n. 2, Madrid, (s. a.), Reese G., Music in the Renaissance, N. Y., 1954, Stevenson R. M., Juan Bermudo, Den Haag, 1960.

M. A. Вайсборд.

Бернакки А. М.

Бернакки А. М. (Bernacchi) Антонио Мария (крещён 23 VI 1685, Болонья - III 1756, там же) - итал. певец-кастрат (сопранист). Ученик Ф. А. Пистокки. В 1701 пел в Дюссельдорфе, затем в Венеции и Болонье (1709- 1712), в Лондоне (1716-17). В 20-е гг. 18 в. завоевал широкую известность, выступая в разных городах Италии, а также в Мюнхене и Вене. В 1729 был приглашён Г. Ф. Генделем в Лондон для участия в спектаклях итал. оперы. В 1736 основал школу пения в Болонье. Б. особенно прославился иск-вом украшать своё пение разнообразными фиоритурами, хотя и подвергался за это критике современников. Автор нескольких вокальных сочинений.

Литература: Frati L., Antonio Bernacchi e la sua scuola di canto, "RMI", 1922, XXIX, sept., p. 473-91.

Бернандт Г. Б.

Григорий Борисович (р. 8 (21) IV 1905, Вильнюс) - советский музыковед. В 1922-33 учился в Ленингр. и Моск. консерваториях (класс скрипки и историко-теоретич. ф-т). Преподавал историю музыки; выступал в качестве лектора в Свердловске (1934-1936), Ростове-на-Дону (1936-38), с 1938 - в Москве. В 1948-50 зав. отделом журн. "Советская музыка", был одним из редакторов сб. "Музыкальное наследство". Осн. круг науч. интересов Б.: источниковедение, текстология, лексикография, рус. классич. музыка.

Сочинения: Памяти Б. В. Асафьева, "СМ", 1949, No 2; "Песнь о лесах" Д. Шостаковича, там же, 1949, No 12; С. И. Танеев, М.-Л., 1950; Вагнер и Одоевский, "СМ", 1953, No 6; Новые материалы о С. И. Танееве, там же, 1955, No 7; Гулак-Артемовский и его русские связи (совм. с И. М. Ямпольским), в сб.: Из истории русско-украинских музыкальных связей, М., 1956; Советские композиторы. Краткий биографич. справочник (сост. совм. с А. Должанским), М., 1957; Шопен в России, "СМ", 1960, No 2; Герцен и музыка, там же, 1962, No 5; Словарь опер, впервые пост. или изд. в дореволюц. России и СССР (1736-1959), М., 1962; В. Ф.Одоевский - музыкант (вступит. статья и общ. ред. в кн.: Одоевский В. Ф., Муз.-литературное наследие, М., 1956; Еще одна находка (о рукописях "Сиротки" и "Трепака" Мусоргского), "СМ", 1967, No 10; В. П. Боткин. Материалы к творческой биографии, там же, 1968, No 3; Александр Бенуа и музыка, М., 1969; В. Ф. Одоевский и Бетховен, М., 1971, и др.

И. М. Ямпольский.

Бернард А. И.

Александр Иванович (23 II (6 III) 1816, Гродно - 5 (18) VI 1901, Петербург) - рус. пианист, композитор, педагог и муз. писатель. Ученик Дж. Филда. В 1823 впервые выступил публично в концерте в Москве. В 1842 окончил Дерптский ун-т. В 1840-95 концертировал (преим. в прибалтийских городах). С 1871 (после смерти брата - М. И. Бернарда) редактировал журн. "Нувеллист", где поместил неск. своих статей (нек-рые под псевд. Б. A., Б...д), в т. ч. "Наполеон I, любитель музыки" ("Литературное прибавление к "Нувеллисту"", 1862, февраль), о ноктюрне ор. 37 No 1 Ф. Шопена ("Литературное прибавление к "Нувеллисту"", 1873, декабрь). Б. принадлежит ряд фп. пьес салонного характера (печатались в журн. "Музыкальный свет", "Нувеллист", "Живописное обозрение" и др.). В 1875-89 преподавал в Муз. уч-ще Кронштадтского отделения РМО (классы фп., истории музыки, фп. ансамбля).

Бернард М. И.

Матвей Иванович (1794, Митава, ныне Елгава - 27 IV (9 V) 1871, Петербург) - рус. муз. издатель, пианист, педагог, композитор. Ученик Дж. Филда. В 1816-22 преподавал в Москве (фп.), был капельмейстером оркестра графа Потоцкого в Польше. С 1822 жил в Петербурге, давал уроки (фп.). В 1829 приобрёл муз.-издательскую и нототорговую фирму Дальмаса. В 40-50-е гг. его муз. магазин стал центром нотной торговли в России, пользовался известностью в др. странах. Изд-во Б. впервые выпустило нек-рые романсы M. И. Глинки, большинство романсов А. С. Даргомыжского, а также ряд фп. сочинений А. Г. Рубинштейна, романсы и песни А. А. Алябьева, А. Л. Гурилёва, П. П. Булахова, А. И. Дюбюка и др. С 1842 издавал журн. "Нувеллист". После смерти Б. изд-вом руководил его сын Николай Матвеевич Б., в 1885 оно было куплено П. И. Юргенсоном.

Сочинения: опера - Ольга, дочь изгнанника (1845, Александринский т-р, Петербург); пьесы для фп.; романсы (нек-рые переизд. в сов. время); сб. Песни русского народа, собранные и аранжированные для одного голоса с аккомпанементом фп., СПБ, 1847; сб. Дитя-пианист (L'enfant pianiste), собрание легких пьесок..., ч. 1-2, М., (б. г.) и др.

Л. З. Корабельникова.

Бернардель О. С. Ф.

Бернардель О. С. Ф. (Bernardel) Огюст Себастьен Филипп (24 I 1798, Миркур -1870, Буживаль) - франц. скрипичный мастер. Обучался у Н. Люпо и Ш. Ф. Гана в Париже. В 1826 основал собственную мастерскую, позднее работал со своими сыновьями Эрнестом Б. (1826-1899) и Густавом Адольфом Б. (1832, Париж -1904, Шербур) - одним из наиболее известных франц. скрипичных мастеров. В 1866 Густав Б. основал совм. с Е. Ганом (внуком Н. Люпо) фирму "Ган и братья Бернардель" ("Gand et Bernardel frиres", с 1884 - "Gand et Bernardel"), завоевавшую мировую известность копиями инструментов итал. мастеров (А. Страдивари, Гваданьини, Гварнери) и реставрацией старинных итал. скрипок.

Бернгард А. Р.

Август Рудольфович (3 (15) 1 1852, Петербург - 24 VI 1908, Дрезден) - рус. муз. теоретик-педагог и муз. деятель. В 1878 окончил Петерб. консерваторию по классу композиции Ю. И. Иогансена и Н. А. Римского-Корсакова. С 1878 преподаватель, в 1886-1905 профессор (класс гармонии и сольфеджио), в 1884-89 инспектор, в 1897-1905 директор Петерб. консерватории. В 1905, в период революционного подъёма, занял крайне реакц. позицию, вызвал жандармов и полицию для подавления студенч. забастовки. В результате конфликта с передовой частью профессуры (Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Глазуновым и др.) был вынужден уйти в отставку. Перевёл на рус. яз. "Практический учебник гармонии в 54 задачах" Л. Буслера (СПБ, 1885), на нем. яз. - либр. опер "Каменный гость" Даргомыжского, "Майская ночь", "Снегурочка", "Сказка о царе Салтане", "Моцарт и Сальери", "Евгений Онегин", "Пиковая дама", а также тексты многих романсов русских композиторов.

Литература: (Некрологи), "РМГ", 1908, No 28-29; "Исторический вестник", 1908, т. 93, No 8, с. 744; 100 лет Ленинградской консерватории, Исторический очерк, Л., 1962, гл. пятая.

И. М. Ямпольский.

Бернес М. Н.

Марк Наумович (8(21) IX 1911, Нежин - 16 VIII 1969, Москва) - сов. эстр. певец и киноактёр. Нар. арт. РСФСР (1965). Чл. КПСС с 1953. Спец. муз. образования не получил.

Бернес М. Н.

С 1930 актёр Моск. драм. т-ра (быв. Т-р Корша), с 1934 работал в кино, с 1950 выступал на эстраде с исполнением песен. Первоначально его репертуар включал песни из кинофильмов, в к-рых он снимался, - "Тучи над городом встали" Арманда ("Человек с ружьём"), "В далёкий край товарищ улетает" ("Истребители") и "Тёмная ночь" ("Два бойца") Богословского и др. В дальнейшем мн. песни, к-рые исполнял Б., создавались сов. поэтами и композиторами в тесном контакте с певцом ("Я люблю тебя, жизнь" Колмановского, "Враги сожгли родную хату" Блантера, "С чего начинается Родина" Баснера, "Журавли" Френкеля и др.). Исполнению Б. были свойственны особая мягкость, задушевность, зачастую он прибегал к разговорным интонациям. Гос. пр. СССР (1951).

Бёрни Ч.

Бёрни Ч. (Burney) Чарлз (7 IV 1726, Шрусбери, графство Шропшир - 12 IV 1814, Челси, Лондон) - англ. историк музыки, органист и композитор. В юности учился играть на органе. В 1744-47 учился у Т. Арна в Лондоне; под его воздействием писал театр. музыку (к спектаклям "Робин-Гуд" и "Королева Маб" для т-ра "Друри-Лейн", 1750; позднее переработал пастораль "Деревенский колдун" Ж. Ж. Руссо, написав музыку и либр. этой муз. комедии, известной под назв. "Хитрец", 1766). С 1751 работал церк. органистом в Кингс-Линне (Норфолк) и преподавателем игры на клавикорде. С 1760 жил в Лондоне. С целью знакомства с муз. жизнью и культурой разных стран дважды совершил путешествие по Зап. Европе (посетил Францию и Италию, 1770; Бельгию, Австрию, Чехию, Германию и Нидерланды, 1772). Результатом работы в б-ках, знакомства с крупнейшими музыкантами (К. В. Глюк, А. И. Хассе, П. Метастазио и др.) и учёными (P. М. А. Вольтер и др.) этих стран, посещения концертов явились кн. (2 тт.) - "Современное состояние музыки во Франции и Италии" ("The present state of music in France and Italy", 1771) и "Современное состояние музыки в Германии, Нидерландах" ("The present state of music in Germany and Netherlands", 1773), к-рые переведены на разл. яз. На основе материалов, собранных во время путешествий, в т.ч. в самой Англии, создал "Всеобщую историю музыки" в 4 тт. ("General history of music", 1776-89). С 1783 до конца жизни работал органистом колледжа в Челси.

Как историк музыки Б. внёс ценный вклад в изучение муз. культуры прошлого, впервые проследив процесс её развития от античности до нач. 19 в. и связав развитие музыки с др. сторонами художеств. и обществ. жизни. Среди др. трудов Б. - биография П. Метастазио (3 тт., 1796), статьи о музыке для Энциклопедии А. Риса (1802) и др. Композиторское творчество Б. разнообразно по жанрам, им написаны кантаты, клавирные сонаты, трио-сонаты для 2 скрипок, концерты для скр. и клавесина, дуэты для флейты и др. инструментов и basso continuo, пьесы для органа и для фп., песни, псалмы и др.

Литературные сочинения: Музыкальные путешествия. Дневник путешествия 1770 по Франции и Италии. Ред. и вступит. статья С. Л. Гинзбурга, М., 1961; Музыкальные путешествия. Дневник путешествия 1772 по Бельгии, Австрии, Чехии, Германии и Голландии. Ред., вступит. статья и примечания С. Л. Гинзбурга, М., 1967.

Литература: Pоллан Р., Музыкальное путешествие в страну прошлого. Собр. соч., пер. с франц., т. 17, Л., 1935; Sсholеs Р. A., The great Dr. Burney, v. 1-2, Oxf., 1948; Lonsdale R., Dr. Charles Burney. A literary biography, Oxf., 1965.

Б. В. Левик.

Бернстайн Л.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бернулли

Бернулли (Bernoulli) - семья швейц. учёных в области муз. акустики. Иоганн Б. (17 VII 1667, Базель - 1 I 1748, там же) - автор исследования "Изобретения в области колебания натянутых хорд" ("Erfindungen von dem Schwingen der ausgestreckten Chorden", "Записки Петербургской Академии", 1732). Даниил Б. (9 II 1700, Гронинген - 17 III 1781, Базель). Сын Иоганна Б., профессор естественных наук в Базеле. Якоб Б. (17 X 1759, Базель -3 VII 1789, Петербург). Племянник Даниила Б., автор труда "Теоретический очерк о вибрациях эластичных пластинок" ("Essai thйorique sur les vibrations des plagues йlastiques...", "Записки Петербургской Академии", 1789). Работы Б. являются важным вкладом в науку о муз. акустике, они были напечатаны в "Записках" Петербургской, Берлинской и Парижской академий и использовались в позднейших акустич. исследованиях. К этой семье также принадлежит Эдуард Б. (6 XI 1867, Базель - 18 IV 1927, там же) - музыковед. Профессор Цюрихского ун-та (с 1921). Автор трудов "Хоральное нотное письмо для гимнов и секвенций позднего средневековья" ("Die Choralnotenschrift bei Hymnen und Sequenzen im spдteren Mittelalter", Lpz., 1897), "Тексты генделевских ораторий" ("Oratoriontexte Hдndeis", Z., 1905), "Из песенных книг эпохи гуманизма" ("Aus Liederbьchern der Humanistenzeit", Lpz., 1910), "Гектор Берлиоз как эстетик звуков" ("Hector Berlioz als Aesthetiker der Klangfarben", Z., 1910). Занимался издательской работой, переиздавал муз. источники средневековья (факсимильное издание 5 тетрадей табулатур танцев и песен П. Аттеньяна (Attaignant Р., Chansons und Tдnze..., 1530-31, Fasс. 5 Hefte, Mьnch., 1914) и др.

Бернштейн Н. Д.

Николай Давидович (25 VII (6 VIII) 1876, Митава, ныне Елгава - XII 1938, Ленинград) - советский муз. писатель, критик и обществ. деятель. Учился в Берлинском ун-те (слушал лекции по истории музыки, изучал теорию композиции). Преподавал историю музыки и эстетику в высших муз.-уч. заведениях Берлина. С 1904 жил в Петербурге, занимался муз.-педагогич. и лит. деятельностью. Был постоянным муз. сотрудником газ. "С.-Петербургские ведомости". Б. - организатор Об-ва писателей о музыке (1907), один из создателей Нар. консерватории. В 1921 основал и возглавил Гос. ин-т муз. просвещения (ГИМП), был пред. Об-ва изучения муз. профессий. Большое внимание уделял муз. воспитанию школьников.

Сочинения: Russlands Theater und Musik zur Zeit Peters des Grossen, Riga - Lpz., 1904; История русской оперы в XVIII - XX вв., СПБ, 1905; Древнееврейская музыка, СПБ, 1905; Музыка и театр у японцев, СПБ, 1905; История национальных гимнов, П., 1914; К вопросу о конституции музыкально-одарённой личности, Л.-М., 1928 (совм. с Д. Г. Рохлиным), и др.

Берса Б.

Берса Б. (Bersa) Благое (21 XII 1873, Дубровник - 1 I 1934, Загреб) - хорв. композитор (Югославия). Учился в Загребской консерватории у И. Зайца и А. Штёкля, в Венской - у Р. Фукса и Ю. Эпштейна. В 1920-34 профессор Академии музыки в Загребе (композиция, инструментовка). Музыка Б. романтич., лирич. характера. Наибольшую ценность представляют его романсы. Б. принадлежат также сочинения крупной формы. В симф. поэмах и оперном творчестве ощутимо влияние Р. Вагнера, Р. Штрауса, Н. А. Римского-Корсакова, а также "веристов" (см. Веризм). Оперы Б. были написаны на нем. либр. и пост. в переводе на хорв. яз. в Загребе.

Сочинения: оперы - Огонь (Der Eisenhammer, 1906; Oganj, 1911), Сапожник из Дельфта (Der Schuster von Delft, 1912; Postolar od Delfta, 1914); для орк. - симф. поэмы Солнечные поля (Suncana polja, 1919), Призраки (Sablasti, 1926) и др., Драматич. увертюра (1898), Идиллия (1902), каприччо-скерцо (1902); струн. квартет; для фп. - сюита, пьесы; хоры, романсы и др.

Литература: Кutaric М., В. Bersa, Zagreb, 1959; Кovacеvic К., Hrvatski kompozitori i njihova djela, Zagreb, 1960, s. 32-40; Сipra M., Blagoja Bersa, "Suncana polja", Zagreb, 1968.

H. Ковачевич.

Бертинотти Т.

Бертинотти Т. (Bertinotti) Тереза (1776, Савильяно, Пьемонт - 12 XI 1854, Болонья) - итал. певица (сопрано). В 12-летнем возрасте впервые выступила в детской роли в т-ре "Сан-Карлино" в Неаполе. После триумфального успеха в Риме (1798) пела в крупнейших т-рах Милана, Флоренции, Венеции, Болоньи, Триеста, Турина и др. С нач. 19 в. с большим успехом гастролировала в России (1803), в Австрии, Германии, Голландии, Великобритании, Франции. Исполняла партии в операх А. Сальери, С. Майра, Ф. Федеричи и др. Б. была одной из немногих итал. певиц, интересовавшихся в то время творчеством В. А. Моцарта - она пела в операх "Так поступают все женщины" (1810, Лондон) и "Свадьба Фигаро" (1817, Париж). Обладала голосом исключительной красоты. Сценич. деят. Б. продолжала до сер. 20-х гг. 19 в. В течение мн. лет преподавала в Болонье. Среди учеников Б. - Р. Габусси и Л. Дзамбони.

В. В. Тимохин.

Бертовский Э. Я.

Эрнест Язепович (р. 11 VII 1924, Лиепая) - сов. виолончелист. Нар. арт. Латв. ССР (1970). В 1948 окончил Латв. консерваторию у Э. Я. Берзинского, в 1950 - аспирантуру при Моск. консерватории у С. Н. Кнушевицкого. С 1945 ведёт конц. деятельность. С 1950 солист Латв. филармонии, рук. организованного им ансамбля виолончелистов и камерного оркестра там же. 1-й исполнитель виолончельных концертов Я. А. Иванова, Я. М. Кепитиса, ряда сонат и пьес латв. композиторов. Гос. пр. Латв. ССР (1960). С 1955 преподаёт в Латв. консерватории (с 1978 доцент), в 1979-80 читал лекции в Дамасской консерватории (Сирия).

Бертолотти Г.

Бертолотти Г. (Bertolotti) Гаспаро (прозв. - Гаспаро да Салу) (20 V 1540, Салу, близ оз. Гарда - похоронен 14 IV 1609, Бреша) - итал. мастер смычковых инструментов. Род. в семье музыкантов. Иск-ву изготовления инструментов обучался у деда - Санто Б. в Польменацце, затем совершенствовался у Джироламо Вирки в Бреше, где в 1565 открыл свою мастерскую. Скрипки Б. небольшого размера, альты - очень крупные. Верхние деки часто сделаны из сосны, нижние (особенно у виолончелей и контрабасов) - из тополя. Своеобразны по форме большие параллельные эфы, головка широкая, часто с одним завитком спирали. Лак коричневый, положен тонким слоем. Инструменты (особенно альты и контрабасы) звучат превосходно. Один из крупнейших мастеров в Италии 16 в., Б. был основателем брешанской школы скр. мастеров. Ученики Б. - сын Франческо (в осн. мастер виол) и Дж. П. Маджини. Инструментов Б. сохранилось мало (скрипок - не более 10). На скрипке Б. играл норв. скрипач Уле Булль, на альте - сов. альтист В. В. Борисовский, на контрабасе - итал. виртуоз Д. Драгонетти.

Литература: Витачек Е. Ф., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М.-Л., 1952, М., 1964; Mucchi A. M., Gasparo da Salт, la vita e l'opera, 1540-1609, Mil., 1940.

Бертон А. М.

Бертон А. М. (Berton) Анри Монтан (17 IX 1767, Париж - 22 IV 1844, там же) - франц. композитор, муз. теоретик. Чл. Института Франции (1815). Сын дирижёра, певца и композитора Пьера Монтана Б. (1727-80). Ученик А. Саккини. Дебютировал в 1786 (в "Духовных концертах" исп. его оратория). В период Великой франц. революции писал патриотич. гимны, марши. С 1795 профессор Парижской консерватории (класс гармонии, с 1817 - композиции). С 1807 капельмейстер т-ра "Опера комик", одновременно (с 1809) хормейстер т-ра "Королевская академия музыки и танца". Вместе с Ж. Ф. Лесюэром, Э. Мегюлем, Л. Керубини и др. выдвигал лозунг: "Революционизируем оперу!" (требовал приближения её к современности). Опера Б. "Ужасы монастыря" ("Les rigueurs du cloоtre", 1790) положила начало жанру "оперы спасения".

Сочинения: оперы (ок. 50), в т.ч. Брачные обещания (Les promesses de mariage, 1787, Париж), Монтано и Стефания (1799, там же), Бред (Le dйlire, 1799, там же), Алина, королева Голкондская (Aline, reine de Golconde, 1803, там же), Виргиния (1823, там же); 4 балета, в т.ч. Похищение сабинянок (1811, Париж); 5 ораторий, кантаты, хоры, симфонии, квартеты, трио, романсы, песни и др.

Литературные сочинения: Souvenirs de famille, P., 1811; Traitй d'harmonie suivi d'un dictionnaire des accords, P., 1815; De la musique mйcanique et de la musique philosophique, P., 1826, и др.

Литература: Paдиге A., Французские музыканты эпохи Великой французской революции (пер. с франц.); М., 1934; Blanchard H., Henri Montan Berton, P., 1839; Rochette D. R., Notice historique sur la vie et les ouvrages de M. Berton, P., 1846; Adam A., Derniers souvenirs d'un musicien, P., 1859.

Е. P. Бронфин.

Бертье Д. С.

Давид Соломонович (19 (31) V 1882, Литин, ныне Винницкая обл. - 18 V 1950, Киев) - советский скрипач, педагог и дирижёр. Засл. деят. иск-в УССР (1938). Засл. профессор УССР (1932). В 1901 окончил Муз. ин-т в Варшаве (кл. скрипки С. К. Барцевича) и в 1904 Петерб. консерваторию (кл. Л. С. Ауэра). По композиции занимался у Н. А. Соколова. С 1904 артист, затем концертмейстер симф. оркестра Муз.-историч. об-ва им. А. Д. Шереметева в Петербурге. Выступал как солист и ансамблист, преподавал в Петербургской нар. консерватории. С 1918 жил в Киеве. Работал концертмейстером и дирижёром Гос. симф. оркестра, возглавлял струн. квартет Филармонии, преподавал в Муз.-драм. ин-те им. Н. В. Лысенко. С 1920 преподаватель, с 1922 профессор Киевской консерватории (в 1924-28 проректор муз. ин-та и муз. техникума). Учениками Б. являются мн. укр. скрипачи.

Берутти А.

Берутти А. (Berutti) Артуро (27 III 1862, Сан-Хуан - 3 I 1938, Буэнос-Айрес) - аргент. композитор. Учился музыке под рук. отца, затем в Лейпцигской консерватории у К. Рейнеке и С. Ядассона. Совершенствовался в Париже и Милане. Б. - один из основоположников аргент. проф. музыки. В "Аргентинской симфонии" (1890) композитор впервые обратился к нац. муз. фольклору. Написал неск. опер, к-рые ставились в Италии (Верчелли, Милан, Турин). С 1896 жил в Буэнос-Айресе. С этого времени в операх Б. заметно влияние аргент. нар. музыки, преим. баллад и песен. Первая опера, написанная в Аргентине, - "Пампа" (1897, Буэнос-Айрес).

Сочинения: оперы - Месть (Vendetta, 1892), Еванхелина (1893), Тарас Бульба (1895, по Н. В. Гоголю), Пампа (Pampa, 1897), Юпанки (Jupanky, 1899, на сюжет легенды племени инков), Кризе (Khryse, 1902, на собств. либр.), Ужасная ночь (Horrida nox, 1905), Герои (Los heroes, 1919); сочинения для влч. и фп.; фп. пьесы.

Беседин В. А.

Виктор Андреевич (р. 7 X 1925, Брянск) - сов. певец (баритон). Нар. арт. РСФСР (1980). В 1952 окончил Моск. консерваторию у H. H. Озерова. С 1950 солист Рус. хор. капеллы, с 1954 - эстр. оркестра под упр. Д. Я. Покрасса, с 1956 - артист Москонцерта. 1-й исполнитель ряда песен сов. композиторов, в т. ч. А. Г. Флярковского, B. Я. Шаинского, Э. С. Колмановского. 1-я пр. Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1958, Москва). Гастролирует за рубежом.

Бесерра Г.

Шмидт (Becerra Schmidt) Густаво (р. 26 VIII 1925, Темуко, Чили) - чилийский композитор, дирижёр, музыковед и педагог. В 1949 окончил Нац. консерваторию в Сантьяго. Ученик П. У. Альенде и Д. Санта-Крус Вильсона (композиция), А. Карвахаля (дирижирование). Преподаёт композицию и муз.-теоретич. дисциплины в Нац. консерватории (с 1947), чл. редколлегии журн. "Revista musical chilena", сотрудничает во мн. муз. периодич. изданиях Лат. Америки и США. Творчество Б. 50-60-х гг. связано с нац. традициями, в произв. этих лет проявились неоклассицистские тенденции, заметно также влияние А. Веберна. Позже композитор отдал дань увлечению электронной и конкретной музыкой (один из основателей студии электронной музыки в Католич. ун-те Чили). Среди соч. Б. - 3 симфонии (1955-60), концерты с оркестром, в т. ч. для фп. (1958), для скрипки (1950), для флейты (1957), 2 для гитары (1964, 1968), "Игры" для фп. и магнитофонной ленты ("Juegos", 1968); многочисл. камерно-инстр. произв., музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

"Бесконечная мелодия"

"Бесконечная мелодия" (нем. "Unendliche Melodie") - термин, введённый в обиход Р. Вагнером и связанный с особенностями его муз. стиля. О необходимости поисков нового типа мелодии, отличающейся от мелодики традиционных опер, Вагнер писал в "Обращении к друзьям" (1851). Идею "Б. м." он обосновал в работе "Музыка будущего" (в форме открытого письма своему парижскому почитателю Ф. Вийо, 1860). Принцип "Б. м." был выдвинут им в противовес традиц. оперной мелодике, в к-рой Вагнер усматривал чрезмерную периодичность и закруглённость, зависимость от форм танц. музыки (имелись в виду прежде всего оперные арии). В качестве примеров более интенсивного и непрерывного развития мелодии Вагнер выделял вок. сочинения И. С. Баха, а в инстр. музыке - симфонии Л. Бетховена (значение мелодии нового типа у Бетховена Вагнер рассматривает в книге "Бетховен", 1870). Стремясь отразить в музыке непрерывность жизненных процессов, Вагнер в своих реформаторских произв. (к 60-м гг. 19 в. были написаны часть "Кольца нибелунга" и "Тристан и Изольда") отказывается от внутр. членения действия на отд. замкнутые номера и добивается сквозного развития. При этом осн. носителем мелодич. начала является обычно оркестр. "Б. м." в муз. драмах Вагнера представляет собой цепь сменяющих друг друга лейтмотивов (один из типичных примеров - Траурный марш из "Гибели богов"). В вокальных партиях принцип "Б. м." выявляется в свободно построенных и осн. на муз. декламации монологах и диалогич. сценах, пришедших на смену обычным ариям и ансамблям и незаметно переходящих друг в друга - без характерных для оперных "номеров" чётких завершений. Фактически под "Б. м." у Вагнера подразумевается "бесконечность" (непрерывность) во всей муз. ткани, в т.ч. в гармонии - впечатление непрерывности развёртывания достигается также за счёт использования прерванных каденций и прерванных гармонич. оборотов. У последователей Вагнера можно встретить явление, подобное "Б. м." (в частности, в нек-рых операх Р. Штрауса). Однако прямолинейное стремление Вагнера к непрерывности муз. развития вызывало критику "Б. м.", в частности со стороны Н. А. Римского-Корсакова.

Литература: Вагнер Р., Письма. Дневники. Обращение к друзьям, пер. с нем., М., 1911, с. 414-418; его же, Бетховен, пер. с нем. В. Коломийцева, М. - СПБ, 1912, с. 84-92; Римский-Корсаков H. A., Вагнер. Совокупное произведение двух искусств или музыкальная драма, Полн. собр. соч., Лит. произв. и переписка, т. II, М., 1963, с. 51-53; Друскин М. С., История зарубежной музыки второй половины XIX в., вып. 4, М., 1963, с. 41.

Г. В. Крауклис.

Бесконечный канон

Бесконечный канон (лат. canon infinitus, canon perpetuus) - форма имитационного изложения, в к-рой нет заключит. цезуры (см. Имитация), и развитие мелодии приводит к её началу. Это позволяет исполнять Б. к. без остановки любое число раз (отсюда назв.). Б. к. подразделяются на 2 разряда. В Б. к. I разряда все расстояния между вступлениями начального и имитирующих голосов одинаковы:

Бесконечный канон

И. С. Бах. "Искусство фуги", No 4.

Бесконечный канон

М. И. Глинка. "Иван Сусанин", финал 3-го акта.

В Б. к. II разряда эти расстояния не равны:

Бесконечный канон

Ф. Шуберт. Соната для фп. ор. 143, финал.

Применение Б. к. определяется своеобразным эффектом скованности, движения на месте или по кругу, обусловливаемым повторностью. Существуют самостоят. шуточные произв. в виде Б. к. Чаще они встречаются внутри муз. пьес, где обычно проходят не более 2-3 раз.

Особое выразит. значение Б. к. приобретает тогда, когда повторение значительно удалено от начала - при этом создаётся впечатление свободного, нестеснённого развития, по исчерпании к-рого возвращается знакомый муз. материал (менуэт из квартета d-moll Й. Гайдна или Canon perpetuus, No 13 из "Музыкального приношения" И. С. Баха).

Литература: см. при статье Канон.

Т. Ф. Мюллер.

Беспалова Р. М.

Раиса Макаровна (р. 21 I 1925, с. Курилово Ромодановского р-на Морд. АССР) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1970). Училась в Морд. студии при Саратовской консерватории (1944-49). По окончании Саратовской консерватории (1952) солистка Морд. ансамбля песни и танца, с 1959 - в Морд. муз.-драм. т-ре. Партии: Ольга, Полина ("Евгений Онегин", "Пиковая дама"), Княгиня ("Русалка"), Кармен; Аксинья ("В бурю"), Литова ("Литова" Кирюкова) и др. С успехом исполняет партии в опереттах - Сильва и Марица ("Сильва" и "Марица" Кальмана), Ганна Главари ("Весёлая вдова" Легара), Нина ("Севастопольский вальс" Листова), Клементина ("Вольный ветер" Дунаевского). Выступает в концертах. С 1964 преподаватель Саранского муз. уч-ща им. Л. П. Кирюкова (пение).

Бесплатная музыкальная школа

Бесплатная музыкальная школа - муз. просветительная организация в Петербурге. Основана в 1862 М. А. Балакиревым (возглавлял её до 1874 и в 1881-1908) и Г. Я. Ломакиным. В 1874-81 во главе Б. м. ш. стоял Н. А. Римский-Корсаков, с 1908 - С. М. Ляпунов. Б. м. ш. просуществовала до Великой Окт. социалистич. революции. Связанная с демократич. движением 1860-х гг. (в эти годы её деятельность особенно активна), она отразила в своей направленности стремление передовой части интеллигенции к просвещению народа. Первоначально целью школы было распространение музыкального образования среди широких кругов населения (студентов, ремесленников, служащих и др.); силами учащихся был организован отличный хор. Нек-рые воспитанники Б. м. ш. (И. А. Мельников и др.) стали проф. певцами и музыкантами. Из-за недостатка средств (в отличие от РМО, школа не получала правительственных субсидий) и из-за враждебного отношения бюрократических кругов царской России деятелям Б. м. ш. пришлось ограничиться преподаванием пения и элементарной теории музыки. К нач. 20 в. учебная работа Б. м. ш. прекратилась. Наибольшее значение имела муз.-просветит. деятельность школы. Её концерты стали центром пропаганды рус. музыки (произв. М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского и, особенно, композиторов "Могучей кучки"), а также творчества зап.-европ. композиторов (Л. Бетховена, Р. Шумана, Г. Берлиоза, Ф. Листа). Концерты Б. м. ш., в т.ч. под упр. Балакирева, способствовали формированию и развитию хор. культуры.

Литература: Стасов В. В., Двадцатипятилетие Бесплатной музыкальной школы, М., 1953.

Л. З. Корабельникова.

Предыдущая страница Следующая страница