Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДАМ"-"ДАУ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДАМ"-"ДАУ")

Даморо-Чинти Л.

Даморо-Чинти Л. (Damoreau-Cinti) (урождённая Монталан, Montaient) Лаура (6 II 1801, Париж- 25 II 1863, Шантийи, близ Парижа) - франц. оперная певица (сопрано), педагог. Училась в Парижской консерватории; особенно большое значение для формирования иск-ва Д.-Ч. имели занятия с Шенье, контрабасистом Парижской оперы и органистом (под его рук. разучивала кантаты Н. Порпоры и псалмы Б. Марчелло). В 1816 брала уроки у А. Каталани, к-рая возглавляла оперный "Театр Итальен" (Париж), в том же году дебютировала на сцене этого т-ра в партии Лиллы ("Редкая вещь" Мартин-и-Солера). В 1826-1835 пела в т-ре "Гранд-Опера", в 1835-43 - в "Опера-комик" (Париж). В 1832 выступала в "Кингс-тиэтр" в Лондоне, с особенным успехом пела заглавную партию в опере "Золушка" Россини. В Лондоне участвовала также в концертах старинной музыки, пела арии И. С. Баха, И. А. Хассе и др. Выступала на сцене вместе с Г. Зонтаг, М. Малибран, А. Нурри, Ж. Левассёром и др. Одна из лучших певиц 1-й пол. 19 в., Д.-Ч. сочетала в своём исполнении декламационное иск-во франц. виртуозной вок. школы с техникой итал. школы, поражала слушателей красотой и диапазоном голоса. Пела партии в операх "Немая из Портичи" Обера, "Роберт-Дьявол" Мейербера, "Вильгельм Телль" Россини, "Кортес" Спонтини и др. Для Д.-Ч. были специально написаны партии в операх "Моисей в Египте", "Осада Коринфа" Россини, "Чёрное домино", "Занетта" Обера. Оставив сцену (в 1841), выступала с концертами во мн. странах, в т.ч. в России (1846). В 1834-56 преподавала в Парижской консерватории. Сочиняла романсы. Автор нескольких вок.-методич. работ.

Сочинения: Mйthode de chant composйe pour les classes du Conservatoire, P., 1849; Dйveloppment progressif de la voix. Nouvelle mйthode de chant а l'usage des jeunes personnes, P.. 1855; Desarrollo progressivo de la voz. Nuevo mйtodo de canto para uso de las seсoritas. Introducciуn a su metodo artistico, P., 1864.

Литература: Гилью Г., Биография певицы г-жи Даморо-Чинти, "Репертуар русского и Пантеон всех европейских театров", 1842, No 1, разд. IV, с. 53-58; Della Corte A., L'inter-pretazione musicale e gli interpreti, Torino, 1951.

Дамрош В. И.

Дамрош В. И. (Damrosch) Вальтер Иоганнес (30 I 1862, Бреславль, ныне Вроцлав - 22 XII 1950, Нью-Йорк) - амер. дирижёр и композитор. Сын Леопольда Д. Музыке учился у отца, а также у Ф. Дрезеке и В. Ришбитера в Дрездене; игре на фп. - у Ф. Интена, Б. Бёкельмана и М. Пиннера в США; дирижирование изучал под рук. X. Бюлова. С 1871 жил в США. Дирижёрскую деятельность начал ассистентом у отца. После его смерти в 1885-91 руководил нем. труппой в т-ре "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке, а также возглавлял Ораториальное об-во (1885-98) и Симфоническое об-во (1885-1903). В 1895 организовал оперную труппу "Дамрош опера компани", с к-рой гастролировал по США, ставил оперы Р. Вагнера. Его операми дирижировал также и в "Метрополитен-опера" (1900-02). В 1903-27 дирижёр симфонич. оркестра Нью-Йоркского филармонич. об-ва. С этим оркестром в 1926 выступил с первым концертом по радио Нац. радиовещательной корпорации (NBC). В 1927-47 муз. советник NBC. Впервые исполнил в США ряд крупных соч. европ. композиторов, в т.ч. 3-ю и 4-ю симфонии Брамса, 4-ю и 6-ю симфонии Чайковского, "Парсифаль" Вагнера (в конц. исп., 1896).

Сочинения: оперы - Алая буква (The Scarlet Letter, по роману Хоторна, 1896, Бостон), Голубь мира (The Dove of peace, 1912, Нью-Йорк), Сирано де Бержерак (1913, там же), Человек без родины (The Man Without a Country, 1937, там же), Плащ (The Opera Cloak, 1942, там же); соната для скр. и фп.; для хора и орк. - Манила Те Деум (Manila Те Deum, 1898), Песнь Авраама Линкольна (An Abraham Lincoln Song, 1936), Дюнкерк (для баритона, муж. хора и камерного орк., 1943); песни, в т.ч. Смерть и генерал Путнам (Death and General Putnam, 1936); музыка к спектаклям драм. т-ра - Ифигения в Авлиде и Медея Еврипида (1915), Электра Софокла (1917).

Литературные сочинения: My musical life, N. Y., 1923, 1930.

Литература: Henderson W. J., Walter Damrosch, "MQ", N. Y., 1932, XVIII, Jan; Damrosch-Finletter G., From the top of the stairs, Boston, 1946.

M. M. Яковлев.

Дамрош Л.

Дамрош Л. (Damrosch) Леопольд (22 X 1832, Позен, ныне Познань - 15 II 1885, Нью-Йорк) - амер. дирижёр, скрипач, муз. деятель. По национальности немец. В 1854 получил степень доктора медицины в Берлинском ун-те. Музыке учился у X. Риса, З. Дена и К. Бёмера. Выступал как скрипач и дирижёр в городах Германии. В 1855 концертмейстер в Магдебурге. С 1857 солист придв. капеллы в Веймаре. В 1858-1860 дирижёр Филармонич. об-ва в Бреславле. Концертировал совм. с X. Бюловым и К. Таузигом. С 1871 жил в США, где руководил певч. об-вом "Арион". В 1873 осн. Ораториальное об-во, в 1878 - Симфоническое об-во. В 1884-85 руководил нем. труппой "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке. Пропагандировал в США произв. Ф. Листа, Р. Вагнера и др. европ. композиторов. Под управлением Д. в США впервые были исполнены мн. оперы Р. Вагнера ("Кольцо нибелунга", "Тристан и Изольда", "Нюрнбергские мейстерзингеры"), 1-я симфония Брамса.

Автор 7 кантат, в т.ч. "Руфь и Наоми" (1875), "Суламифь" (1882), симфонии; 3 скр. концертов, пьес для скр., хор. соч., песен.

Литература: Rice E. Т., Personal recollections of Leopold Damrosch, "MQ", N. Y., 1942, XXVIII, No 3.

М. M. Яковлев.

Дамрош Ф. Х.

Дамрош Ф. Х. (Damrosch) Франк Хейно (22 VI 1859, Бреславль, ныне Вроцлав -22 X 1937, Нью-Йорк) - амер. дирижёр, композитор и педагог. Композиции обучался у отца - Л. Дамроша и К. Шарвенки, игре на фп. - у Ж. Фогта. В 1882-85 хор. дирижёр, органист и преподаватель музыки в Денвере (США). В 1885-91 хормейстер "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке. В 1898-1912 руководил Ораториальным об-вом. Основатель и рук. многих хор. об-в в разных городах США, в т.ч. Народного хорового об-ва (1892). С 1898 регулярно участвовал в "Симфонических концертах для молодёжи". В 1905 осн. в Нью-Йорке Ин-т муз. искусства (в 1926 слился с Джульярдской музыкальной школой), где до 1933 был директором. Автор сборников песен и хоров.

Сочинения: A popular method of sight singing, N. Y., 1894; Some essentials in the teaching of music, N. Y., 1916; Institute of musical art, 1905-1926, N. Y., 1936.

Литература: Rice E. T., A tribute to Frank Damrosch, "MQ", 1939, April, No 2; Stebbing L. P. and R. P., Frank Damrosch, N. Y., 1945.

M. M. Яковлев.

Дан И.

Икума (р. 7 IV 1924, Токио) - япон. композитор. В 1945 окончил Токийскую муз. академию, где по композиции занимался у Симофуса Канъити и Морои Сабуро. В 1947-50 преподавал в Токийской консерватории. С 1953 чл. "Группы трёх" (совм. с комп. Маюдзуми Тосиро и Акутагавой Ясуси). Автор ряда статей о музыке.

Сочинения: оперы - Журавлиные перья (1952, Токио; 2-я ред. 1956, там же), Колпак "Чуткие уши" (1955, там же), Солнечная принцесса (1958, там же), Тянтики (1963), Светящееся болото (1972, Осака); для солистов, хора и орк. - 2 кантаты (1963, 1964) и др.; для орк. - 5 симфоний (1950-65), симф. поэма (1948), танц. сюита Дорога шёлка (1954), симф. сюита Путешествие по Аравии (1958), увертюра Олимпийские игры (1964), Башня радуги (1970) и др.; камерно-инстр. ансамбли; соч. для фп.

Дандло Ж.

Дандло Ж. (Dandelot) Жорж (наст. имя - Эдуард) (р. 2 XII 1895, Париж) - франц. композитор и педагог. Род. в семье муз. критика и импресарио Артюра Д. Окончил Парижскую консерваторию по классу Ш. Видора. Позднее брал уроки композиции у П. Дюка и А. Русселя. С 1919 профессор "Эколь нормаль", с 1942 - Парижской консерватории (класс гармонии). Автор опер "Мидас" (1947, Лион) и "Враг" ("L'Ennemi", 1848), 3 балетов, в т.ч. "Чудесный сад" ("Le jardin merveilleux", 1944); оратории "Мир" ("Paix", 1935), симфонии (1941), инструментальных концертов, камерно-инструментальных произв., хоров, песен и др. В 1924-39 выступал также как муз. критик в журн. "Le Monde musical".

Дандриё Ж. Ф.

Дандриё Ж. Ф. (Dandrieu, d'Andrieu) Жан Франсуа (1682, Париж - 17 I 1738, там же) - франц. клавесинист, органист и композитор. Вероятно, ученик Ж. Б. Моро. Служил органистом в парижских церквях Сен-Мерри и Сен-Бартельми, с 1721 - также в придв. капелле. Среди сочинений Д.: "Книга трио-сонат" (1705), 3 сб-ка пьес для клавесина (1724, 1728 и 1734), "Книга пьес для органа" (изд. 1739), 2 сб-ка трио-сонат и сонат для скрипки с бассо континуо, оффертории и др. Д. написал "Руководство по аккомпанементу на клавесине" ("Principes de l'accompagnement de clavecin", 1716).

Литература: Seiffert M., Geschichte der Klaviermusik, Lpz., 1899; Rirro A., Les clavecinistes, P., 1924, 1929; Bruno1d P., Trois livres de piиces de clavecin de J. Fr. Dandrieu, "RM" (1932, XVI annйe), t. 13, No 43.

Данелян С. П.

Сергей Петрович (р. 31 VII 1929, Баку) - сов. певец (тенор). Нар. арт. Арм. ССР (1967). Чл. КПСС с 1967. В 1957 окончил Бакинское муз. уч-ще у А. А. Милованова, в 1969 - режиссёрский ф-т Ереванского театр. ин-та, в 1974 - экстерном Ереванскую консерваторию. В 1956 дебютировал в Азерб. т-ре оперы и балета, с 1957 солист Арм. т-ра оперы и балета. Среди партий - Герман, Манрико, Радамес, Отелло, Дон Карлос; Ричард ("Бал-маскарад"), Канио, Каварадосси, Хозе, Тангейзер; Царь Эдип ("Царь Эдип" Стравинского), Овод ("Овод" Спадавеккиа), Алексей ("Оптимистическая трагедия" Холминова), Миндия ("Миндия" Тактакишвили), Абовян ("Абовян" Арменяна). Выступает и как конц. певец. Гастролирует за рубежом. С 1968 преподаватель Ереванского муз.-пед. уч-ща и Ереванской консерватории (с 1976 доцент).

Даниелу А.

Даниелу А. (Danielou) Ален (р. 4 X 1907, Нёйи-сюр-Сен) - франц. музыковед. Занимался в Париже у Ш. Панзеры (пение) и М. д'Оллона (композиция), затем в основанном Р. Тагором ун-те Вишва-Бхарати в Шантиникетоне (Зап. Бенгалия), где изучал индийскую музыку. С 1937 рук. муз. ф-та этого ун-та. В 1938-54 жил в Варанаси, с 1949 профессор и директор Ин-та муз. исследований, с 1954 директор Исследоват. центра в Мадрасе. С 1960 советник по вост. и афр. вопросам в Междунар. муз. совете при ЮНЕСКО, с 1963 директор Междунар. ин-та сравнит. муз. исследований и документации (Западный Берлин). Специалист в области сравнит. музыкознания и муз. этнологии, Д. стремится к созданию т. н. всеобщей теории музыки, объединяющей музыковедение с психофизиологией и др. науками. Мн. его работы посв. музыке Индии и Индокитая. Ему принадлежат переводы ряда древних санскритских текстов, касающихся музыки, а также комментарии к ним.

Сочинения: Northern Indian music, v. 1-2, L. - Calcutta, 1949-(54), под назв.: The rбga-s of Northern Indian music, L., 1968; La musique du Cambodge et du Laos, Pondichйry, 1957 (Publications de l'Institut Franзais d'Indologie, No 9); Traitй de musicologie comparйe, P., 1959; Sйmantique musicale, P., 1967; La musique et sa communication. La situation de la musique et des musiciens dans les pays d'orient, Florence, 1971.

Даниель-Лесюр

Даниель-Лесюр (Daniel-Lesur), Лeсюр Даниель (р. 19 XI 1908, Париж) - франц. композитор и органист. Учился в Парижской консерватории у Ж. Коссада и А. Ферте (композиция), у Ш. Турнемира (орган). В 1927-37 работал церк. органистом в Париже. С 1935 преподавал в "Схола канторум" (в 1957-62 её директор). Вместе с О. Мессианом, А. Жоливе и И. Бодрие входит в творч. группу "Молодая Франция quot;. С 1962 муз. консультант программ франц. телевидения. Как композитор сочетает экспрессивность муз. языка с ясностью и изяществом стиля. Издал в Париже каталог собств. произв. с предисловием (1958).

Сочинения: опера - Андреа дель Сарто (по А. Мюссе, 1968); балет - Бал судьбы (Le bal du destin, совм. с А. Жоливе, 1956, Ницца); кантата - Благовещение (L'annonciacion, для чтеца, смешанного хора и камерн. орк., 1952); для орк. - Симфония танцев (Symphonie de danses, 1958), Праздничная увертюра (Ouverture pour un festival, 1951), ричеркар (1939); для камерного орк. - сюита Звезда Севильи (по Лопе де Бега, 1941), пастораль (1938); для фп. с орк. - Камерный концерт (Concerto da camera, 1953), пассакалья (1937), вариации (1943); камерно-инстр. ансамбли - секстет для флейты, гобоя, клавесина и струн. трио (1948), сюиты - Средневековая сюита (Suite medievale, для флейты, арфы и струн трио, 1945); для фп. - пьесы, этюды; для органа - пьесы; хоры - Песнь колонн (Cantique des colonnes, с орк., 1957), Праздничная месса (Messe du jubilй, с органом и камерн. орк., 1960), 10 народных песен (10 Chansons populaires, a cappella), Французские песни (Chansons franзaises, a cappella, 1942), Песня песней (Cantique des cantiques, a cappella, 1953).

Литературные сочинения: Pour ou contre la musique moderne (совм. с Б. Гавоти), Р., 1957.

Литература: Шнеерсон Г. M., Французская музыка XX века, M., 1970.

Г. С. Скудина.

Данилевич Л. В.

Лев Васильевич (р. 12(25) VI 1912, Шуя, ныне Ивановской обл.) - сов. музыковед. Засл. деят. иск-в РСФСР (1973). Кандидат искусствоведения (1939). Чл. КПСС с 194З. В 1936 окончил историко-теоретический ф-т Моск. консерватории, в 1939 аспирантуру там же. В 1941-44 был муз. рук. Красноармейского ансамбля песни и пляски Южного, Сев.-Кавказского, Воронежского и 1-го Укр. фронтов. В 1945-53 редактор и зам. гл. редактора муз. вещания Всесоюзного радио. С 1954 пред. комиссии муз. критики CK СССР. Выступает как лектор. С 1936 преподаватель Моск. консерватории (в 1949-57 доцент); в 1944-51 начальник кафедры истории и теории музыки Ин-та воен. дирижёров; в 1969-72 доцент Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных. Основные работы Д. посвящены проблемам советского музыкального творчества и рус. музыки нач. 20 в. Большое внимание уделяет изучению творчества советских композиторов. Автор музыкальных произведений, в т.ч. симфонии.

Сочинения: "Поэма экстаза" Скрябина, в сб.: А. Н. Скрябин. 1915-1940, М.-Л., 1940; Скрябин, "СМ", 1946, No 12; Восьмая симфония Д. Шостаковича, там же; И. О. Дунаевский, М.-Л., 1947; Музыка на фронтах Великой Отечественной войны, М., 1948; П. И. Чайковский, М.-Л., 1950; А. Н. Скрябин, М., 1953; Об оркестровом мастерстве, "СМ", 1954, No 5; Музыкальная драматургия в советских кантатах и ораториях, в сб.: Советская музыка, М., 1954; О советском симфонизме, в сб.: Советская симфоническая музыка, М., 1955; Симфонизм как музыкальная драматургия, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 1, вып. 2. 1953-1954, М., 1955; О новаторстве, "СМ", 1956, No 5; Д. Шостакович, М., 1958; Об экспрессионизме подлинном и мнимом, "СМ", 1960, No 9; Последние оперы Н. А. Римского-Корсакова, М., 1961; Творчество Д. Б. Кабалевского, М., 1963; Книга о советской музыке, М., 1962, 1968; Наш современник. Творчество Д. Шостаковича, М., 1965; Д. Пуччини, М., 1969; Четырнадцатая (симфония Шостаковича), "СМ", 1970, No 1; Ленин в сердце народном (Р. Щедрина), там же, 1970, No 8; Советская музыка о Ленине (в печати); Искусство жизненной правды. О реалистической основе русской советской музыки (в печати).

И. M. Ямпольский.

Данилевский А. Т.

Адриан Трофимович (дата рожд. неизв., Украина - 20 III (1 IV) 1844, Петербург) - укр. пианист, педагог и композитор. С 1810-х гг. (?) жил в Петербурге, преподавал игру на фп. Среди его учеников - А. С. Даргомыжский (занимался у Д. в 1821-28). С 30-х гг. служил чиновником в Хозяйственном департаменте. Автор фп. пьес (в т.ч. "Полонеза", посв. М. Лермонтовой), романсов, произв. культовой музыки. Дарование Д. ценили Даргомыжский, А. Н. Серов. Брат Д. - Григорий Трофимович Д. (1792-1863) был известным скрипачом в Киеве.

Литература: (Некролог), "Северная пчела", 1844, 31 марта, No 71, с. 1; Pекелис М. С., Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение, т. 1. 1813-1845, М., 1966, с. 100-10.

И. М. Марков.

Данилин Н. М.

Николай Михайлович (21 XI (3 XII) 1878, Москва - 6 II 1945, там же) - сов. хор. дирижер и педагог. Окончил в 1897 моск. Синодальное уч-ще со званием дирижёра и нар. учителя (занимался у С. В. Смоленского, В. С. Орлова и А. Д. Кастальского); в 1907 - Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва по классу фп. A. Н. Корещенко. В 1897-1918 преподавал в Синодальном уч-ще сольфеджио и чтение партитур. С 1904 помощник В. С. Орлова, затем А. Д. Кастальского по руководству Синодальным хором, в 1910-18 гл. дирижёр. Д. сыграл выдающуюся роль в подъёме рус. хор. культуры. В годы работы с Синодальным хором он развивал лучшие традиции своего учителя B. С. Орлова, преодолевал рутину церк.-певч. ремесленничества, расширял и обогащал репертуар хора, поднял его исполнит. мастерство на огромную высоту. Для Д.-дирижёра характерны монументальность стиля, эмоциональный размах, глубокая музыкальность и тонкое чувство хорового звучания. Под его руководством Синодальный хор с триумфальным успехом выступал в 1911-13 в Италии, Франции, Германии, Австрии, воплощая в своём исполнении замечательные традиции русского национального певческого иск-ва.

Высоко плодотворной была деятельность Д. в советское время. В течение ряда лет он руководил лучшими сов. хоровыми коллективами - хором Большого т-ра (1919-23), Ленингр. хоровой акад. капеллой (1936-37), Гос. хором СССР (1937-39). В 1918-23 был профессором Народной хор. академии, в 1923-45 профессором, зав. кафедрой хор. дирижирования Моск. консерватории. Воспитал блестящую плеяду сов. хор. дирижёров (Г. А. Дмитревский, К. Б. Птица, А. В. Рыбнов, А. С. Степанов, В. П. Степанов, М. Г. Шорин и мн. др.).

Литература: Локшин Д., Н. М. Данилин - выдающийся русский хоровой дирижер, "СМ", 1949, No 9; его же, Замечательные русские хоры и их дирижеры, М., 1963.

И. М. Ямпольский.

Данилов А. Ф.

Александр Фёдорович (8 (21) VII 1901, с. Горюшки Сенгиляевского у. Симбирской губ. - 15 XI 1965, Москва) - сов. баянист. Специального муз. образования не получил. Конц. деятельность вёл с 1914. В 1928-30 преподавал в Муз. уч-ще им. Окт. революции. Участник трио "Бр. Борисовы" (1930-34), трио баянистов (с А. И. Кузнецовым, Я. Ф. Попковым, до 1958). В своё исполнение Д. вносил элементы импровизации. Д. принадлежит ряд обработок для баяна нар. мелодий.

Литература: Мирек A.,...И звучит гармоника, М., 1979.

Данилюк С. Ф.

Светлана Филипповна (р. 25 IX 1939, Киев) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. СССР (1977). По окончании Киевской консерватории по классу пения у З. М. Гайдай (1963) солистка Пермского, с 1966 - Белорус. т-ров оперы и балета. Среди партий - Марфа ("Хованщина"), Марина Мнишек; Любаша ("Царская невеста"), Кончаковна; Полина ("Пиковая дама"), Кармен; Ортруда ("Лоэнгрин"), Розина, Амнерис, Азучена; Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи), Алеся ("Алеся" Тикоцкого), Вероника ("Зорька Венера" Семеняко), Маша ("Брестская крепость" Молчанова). Выступает с камерными программами, исполняет альтовые партии в крупных вок.-симф. соч. ("Страсти по Матфею" Баха, 9-я симфония Бетховена, реквием Верди, Stabat mater Перголези, "Александр Невский" Прокофьева и др.). Лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки (1965). Гастролирует за рубежом.

Литература: Жураўлёў Дз., С. Данiлюк, в сб.: Майстры беларускай сцэны, кн. 3, Мiнск, 1978.

Даниэлян А. Б.

Айкануш Багдасаровна (3(15) XII 1893, Тбилиси - 19 IV 1958, Ереван) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1939). Чл. КПСС с 1941. В 1920 окончила Петрогр. консерваторию по классу Н. А. Ирецкой. В 1920-22 выступала в Петрограде. В 1922-32 солистка Тбилисского т-ра оперы и балета (в 1924 участвовала в оперной труппе под рук. А. Ш. Мелик-Пашаева и Ш. M. Тальяна; спектакли в Ленинакане и Ереване). В 1933-48 солистка Армянского т-ра оперы и балета. В 1943-51 преподавала в Ереванской консерватории (в 1943-48 зав. вок. кафедрой), с 1949 профессор. Д. обладала редким по красоте голосом, высоким вок. и сценич. мастерством, яркой артистич. индивидуальностью. Выдающаяся исполнительница партий в операх арм. композиторов, в т.ч. Ануш ("Ануш" Тиграняна), Олимпия ("Аршак II" Чухаджяна). Создала глубоко эмоциональные образы в рус. и зап.-европ. классич. операх: Марфа ("Царская невеста"), Джильда, Виолетта, Дездемона, Розива, Чио-Чио-сан и др. За исполнение партий Антониды ("Иван Сусанин") и Маргариты Валуа ("Гугеноты") удостоена Гос. пр. СССР (1946). Выступала как камерная певица (исполняла песни Комитаса, произв. арм., рус. и зап.-европ. композиторов).

Литература: Гаспарян С., Айкануш Даниэлян, Ер., 1958 (на арм. яз.).

Р. А. Атаян.

Данкварт

Данкварт (Dankwart, Danquart) - семья польских скрипич. мастеров.

Балтазар Д. Старший (ок. 1550-1622, Вильнюс) - один из родоначальников польской школы скрипич. мастеров (наряду с Гробличем Старшим). Иск-ву изготовления муз. инструментов обучался в Кракове. Работал в Кракове и Вильнюсе. Его скрипки по стилю напоминают инструменты Гроблича Старшего, отличаются высокими технич. и художеств. достоинствами (имеют характерные красиво выполненные завитки на головках). Звук скрипок Д. - сильный, с характерным флейтовым тембром. Скрипки Д. часто принимают за скрипки брешианских мастеров. Несколько экземпляров находится в Музее музыкальных инструментов в Познани.

Ян Д. (ок. 1600 - дата и место смерти неизв.) - сын Балтазара Д., ученик и продолжатель его дела; возможно, учился и у М. Гроблича Старшего. Изготовлял альты и скрипки для корол. капеллы в Варшаве. Скрипки Яна Д. напоминают инструменты отца, однако лак на них значительно худшего качества.

Балтазар Д. Младший (ок. 1625 - после 1682) - сын Яна Д. Работал как скрипич. мастер в Вильнюсе до 1645, затем ушёл в монастырь иезуитов; был также автором книг по вопросам религии. Скрипки его работы представлены в собр. Музея муз. инструментов в Познани.

Литература: Витачек E. P., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М., 1964; Szulc Z., Slown k lutnikуw polskich, Poznan, 1953, s. 41-45; Reiss J. W., Skrzypce i skrzypkowie, Kr., 1955.

З. Лисса, Б. В. Доброхотов.

Данкла Ж. Б. Ш.

Данкла Ж. Б. Ш. (Dancla) Жан Батист Шарль (19 XII 1817, Баньер-де-Бигор, Верхние Пиренеи - 10 XI 1907, Тунис) - франц. скрипач, композитор и педагог. Муз. образование получил в Парижской консерватории, где занимался у П. Байо (скрипка), Ф. Галеви и А. Бертона (композиция). С 1835 2-й солист оркестра т-ра "Опера комик" (Париж), позднее концертмейстер симф. оркестра Общества концертов Парижской консерватории; давал вечера квартетной музыки, пользовавшиеся большим успехом. С 1855 профессор Парижской консерватории по классу скрипки. Автор св. 200 скрипичных произв. (концерты, вариации, дуэты), а также инструктивных сочинений для скрипки, получивших распространение в педагогич. практике: "Элементарная и прогрессивная скрипичная метода" ("Mйthode йlйmentaire et progressive de violon"), "Школа мелодии" ("Йcole de la mйlodie"), "Школа выражения" ("Йcole de l'expression"), "Искусство модулировать на скрипке" ("L'art de moduler sur le violon"). Его братья - Арно Д. (II 1819 - 1 II 1862) - виолончелист, автор виолончельной школы, и Леопольд Д. (1 VI 1822 - 29 IV 1895) - скрипач и композитор, профессор Парижской консерватории, участвовали в его квартетных вечерах.

Сочинения: Les compositeurs chefs d'orchestre. Rйponse а m. Ch. Gounod, P., 1873; Miscellanйes musicales, P., 1876; Notes et souvenirs, P., 1893; 1898 (имеется список сочинений).

И. М. Ямпольский.

Данковский В.

Данковский В. (Dankowski) Войцех (ок. 1760 или 1765 - дата и место смерти неизв.) - польский композитор. Выступал как исполнитель на альтовой виоле во Львове, Гродзиске, Гнезно, возможно, также в Вильнюсе и Каменец-Подольске. Произведения Д., созданные на рубеже 18-19 вв., известны лишь по копиям (во время 2-й мировой войны 1939-45 б. ч. их, хранившаяся в разл. костёлах Польши, погибла). Автор симфоний, многогол. церк. хоровых произв. (23 мессы, реквием, 9 мотетов, вечерние службы, литании, страсти, пасторали, оффертории и др.), гл. обр. для смешанных 4-голосных хоров (с органом в качестве basso continuo). Наиболее значительны - 8 симфоний в стиле композиторов мангеймской школы, составляющие важное звено в развитии польского симфонизма.

Литература: Opienski H., Symfonie Dankowskiego i Wanskiego, "KM", 1932, No 16; Strumillo T., Do dziejуw symfonii polskiej, "Muzyka", 1953, NoNo 5-6; Zientarski Wl., Dzialalnosc Dankowskiego w Gnieznie, Bydgoszcz, 1962; Wecowski J., Przyczynek do biografii Dankowskiego, Bydgoszcz, 1963; Idaszak D., Monografia Wojciecha Dankowskiego, Warsz., 1972.

З. Лисса.

Данон О.

Данон О. (Danon) Оскар (p. 7 II 1913, Сараево) - серб. дирижёр и композитор (Югославия). Учился у Я. Кржички (композиция) и П. Дедечка (дирижирование) в консерватории и в ун-те в Праге. До 1941 дирижёр певч. об-ва, нар. т-ра и филармонии в Сараево. В годы 2-й мировой войны 1939-45 активный участник партиз. движения в Югославии. С 1945 директор и дирижёр оперы в Белграде. Гастролирует как симф. дирижёр во мн. странах (в СССР в 1959). Автор симф. скерцо, импровизаций для трио духовых, вок. цикла "Незнакомка" ("Neznanka") для голоса и оркестра, цикла хоров a cappella "Песни борьбы и победы" ("Pesme borbe i pobede"), массовых песен, музыки к спектаклям и др.

Данрёйтер Э.

Данрёйтер Э. (Dannreuther) Эдуард (4 XI 1844, Страсбург - 12 II 1905, Гастингс) - англ. пианист, композитор и музыковед. По национальности немец. В детстве учился у Ф. Л. Риттера в Цинцинатти (США), в 1859-63 - у И. Мошелеса, М. Гауптмана и Ф. Рихтера в Лейпцигской консерватории. Дебютировал как пианист в 1863 в Лондоне, где и поселился. В 1872 основал лондонское Вагнеровское об-во и пропагандировал творчество Р. Вагнера (был его другом) как пианист и дирижёр; Д. - один из организаторов Вагнеровского фестиваля в Лондоне в 1877. В 1874-93 давал камерные концерты (в своём доме в Лондоне), к-рые приобрели известность; читал лекции и писал статьи в муз. прессе, а также для муз. словаря Дж. Грова; переводил работы Вагнера на англ. яз. (в т.ч. "Музыка будущего", "Бетховен", "О дирижировании"), а также либр. его опер. Как пианист особенно известен исполнением соч. И. С. Баха и Л. Бетховена. Был первым исполнителем в Англии (1876) концерта для фп. с оркестром b-moll П. И. Чайковского. С 1895 профессор по классу фп. в лондонском Корол. муз. колледже (среди учеников - X. Ч. Пэрри). Д. - автор фп. пьес., 2 циклов песен и сб. вок. дуэтов.

Сочинения: Richard Wagner, his tendencies and theories, L., 1873; Musical ornamentation, pt. 1-2, L. - N. Y., 1893-95; R. Wagner and the reform of the opera, L., 1904; The romantic period, в кн.: Oxford history of music, v. VI, Oxf., 1905, L., 1931.

Литература: Friskin J., The text of Tchaikovsky's B minor concerto, "ML", 1969, v. 50, No 2.

В. Ю. Дельсон.

Дансон

Дансон (испан. danzуn, от danza - танец) - нар. кубинский танец с характерным синкопированным ритмом. Муз. размер 2/4. Появился в 1879. Его создатель - негритянский комн. М. Фаильде.

Литература: Castillo Pailde О., Miguel Failde - сreatore musical del danzуn, Habana, 1964.

Данстейбл Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Данькевич К. Ф.

Константин Фёдорович (р. 11 (24) XII 1905, Одесса) - сов. композитор, дирижёр, пианист, педагог, муз.-обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1954). Чл. КПСС с 1946. Деп. Верх. Совета Укр. ССР 4-6-го созывов. В 1929 окончил Одесский муз.-драм. ин-т по классу композиции В. А. Золотарёва и П. И. Молчанова, по классу фп. М. И. Рыбицкой. В 1942-43 был худ. рук. Ансамбля песни и пляски войск НКВД Закавказья (Тбилиси), работал также в CK Груз. ССР. С 1929 преподаватель, с 1935 доцент Одесского муз.-драм. ин-та. С 1944 директор, с 1948 профессор по классу композиции Одесской, с 1953 - Киевской консерватории. В 1941-44 и в 1956-67 пред. CK Украины.

Музыка Д. тесно связана с укр. и рус. фольклором, творчеству Д. свойственны героич. пафос, драматич. напряжённость. "Лилея" Д. - один из лучших укр. балетов 1930-х гг., популярнейшее произв. укр. балетного репертуара.

Сочинения: оперы - Трагедийная ночь (1935, Одесский т-р оперы и балета), Богдан Хмельницкий (либр. В. Л. Василевской и А. Е. Корнейчука, 1951, Укр. т-р оперы и балета, Киев; 2-я ред. 1953, там же), Назар Стодоля (по Т. Г. Шевченко, 1959); балет - Лилея (1939, там же); муз. комедия - Золотые ключи (1943); для солистов, хора и орк. - оратория - Октябрь (1957); кантата - Юношеский привет Москве (1954); На юге Отчизны, где море шумит (1955), Песни об Украине, Поэма об Украине (сл. Д., 1960), Заря коммунизма над нами взошла (Сл. Д., 1961), Песни человечества (1961); для орк. - 2 симфонии (1937; 1945, 2-я ред., 1947), симф. сюиты, поэмы, в т.ч. - 1917 год, увертюры; камерно-инстр. ансамбли - струн. квартет (1929), трио (1930); произв. для фп., скрипки; хоры, романсы, песни; музыка для драм. т-ра и кино.

Литература: Михайлов Н., Композитор К. Ф. Данькевич, Кипв, 1959, 1964.

Л. С. Кауфман.

Данько Л. Г.

Лариса Георгиевна (р. 27 IX 1931, Краснодар) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1964). Чл. КПСС с 1974. Окончила Ленингр. консерваторию у М. К. Михайлова (1955) и аспирантуру при Ленингр. ин-те театра, музыки и кинематографии у А. А. Гозенпуда (1960). В 1955-65 преподаватель Муз. уч-ща при Ленингр. консерватории, с 1966 - Ленингр. ин-та культуры им. Н. К. Крупской (с 1967 доцент), с 1976 - Ленингр. консерватории (зав. кафедрой муз. критики). Редактор-составитель ряда науч. сб-ков. В своей научной, педагогич. и муз.-просвет. деятельности осн. внимание уделяет проблемам муз. театра, творчеству сов. композиторов. Среди работ Д. - статья "С. Прокофьев в работе над "Дуэньей"" (в сб. "Черты стиля С. Прокофьева", 1962), кн. "Комическая опера в XX в. Очерки" (1976), "Борис Арапов. Монографический очерк" (1980).

Даньпигу

Даньпигу - кит. ударный муз. инструмент. Род одностороннего барабана. См. Баньгу.

Даньшин А. А.

Анатолий Андреевич (р. 27 I 1934, Волчанск Харьковской обл.) - сов. певец (баритон). Нар. арт. РСФСР (1973). По окончании Харьковской консерватории (1958) солист Новосибирского, с 1961 - Пермского, с 1975 - Днепропетровского т-ров оперы и балета. Среди партий - Князь Игорь, Евгений Онегин; Светлейший ("Черевички" Чайковского), Ренато ("Бал-маскарад"), Фигаро; Телегин ("Огненные годы" Спадавеккиа), Богдан Хмельницкий ("Богдан Хмельницкий" Данькевича). Снимался в фильме-опере "Богдан Хмельницкий" (1978). Гос. пр. УССР им. Т. Г. Шевченко (1978).

Дап

Дап - уйгурский бубен такого же устройства, как узбекская дойра.

Дапп

Дапп - даф, хавал (арм.) - ударный муз. инструмент: бубен с узкой деревянной обечайкой, с одной стороны к-рой натянута мембрана из рыбьей кожи или пузыря животного. Диаметр 200-480 мм. Д. увешан бубенцами и кольцами, украшен инкрустацией; звук, извлекаемый ударами пальцев и ладоней в центре и у края мембраны, сопровождается звоном подвесок. Игра на Д. импровизационна по характеру, отличается разнообразием приёмов и богатством ритмики. Нек-рые исполнители-виртуозы во время игры вращают Д., подбрасывают его, встряхивают, водят им по голове. Часто певец сам аккомпанирует себе или использует Д. в качестве резонатора. Д. - обязательный участник разл. ансамблей нар. инструментов, в частности традиционного ансамбля сазандари.

И. М. Вызго-Иванова.

Дарвеш али Чанги

Чанги (тадж., букв. - арфист) (2-я пол. 16 в. - нач. 17 в.) - тадж. учёный, певец, арфист 1-й пол. 17 в. Деятельность его проходила в Бухаре, Андижане и др. городах. Автор "Трактата о музыке" ("Рисолаи мусики"; 2-й вариант трактата носит назв. "Тухфатус-сурур" - "Дары радости"), состоящего из раздела о муз. науке (гл. 1-6) и жизнеописаний музыкантов (гл. 7-12). В решении муз.-теоретич. вопросов был представителем школы Наджмиддина Кавкаби, выдающегося муз. деятеля Бухары 16 в. Эта школа отошла от математич. метода в изучения теории, углубляясь в вопросы муз. практики. Излагает систему 12 макомов, 24 шуъба, 6 авоза, 3 рангов (основных и производных ладообразовании); учение об усулях (ритмич. основе); о формах и видах произв.: инстр. (пешрав), вок.-инстр. (амаль, савт, накш, кор и др.), речитативных (садж), усложнённого ритма (миатайн) и др.; об инструментах: танбур, най, чанг, органун, самтур, кобуз, конун, барбат и др. В его трудах отражены также совр. автору муз. жизнь и, что особенно ценно, муз. творчество гор. трудового народа (пекарей, портных, строителей, врачей), к-рое развивалось несмотря на преследования со стороны реакц. духовенства.

Литература: Рукопись Института востоковедения АН Узб. ССР Тазкираи Мутриби (на тадж. яз., араб. шрифт); Pитрат, История узбекской классической музыки, Самарканд, 1927 (узб. яз., араб. шрифт); Семенов A. A., Среднеазиатский трактат по музыке Дервиша Али (XVII в.). Сокращ. перс., текст, Ташкент, 1946; Раджабов И., К вопросу о макомах, Ташкент, 1963 (на узб. яз.); Музыкальная эстетика стран Востока, М., 1967.

Д. А. Рашидова.

Даргомыжский А. С.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дарзинь Э.

Дарзиньш Эмиль (22 X (3 XI) 1875, Яунпиебалга - 18 (31) VIII 1910, Рига) - латыш. композитор и муз. критик. В 1898-1901 учился в Петерб. консерватории у Л. Гомилиуса (орган) и у Н. А. Римского-Корсакова (композиция). Д. - один из классиков латышской хоровой и сольной песни. Его вок. лирика обладает большой мелодичностью, глубоко эмоциональна, для лучших хоров характерно симф. развитие ("Сломанные сосны", "Былое" на тексты революц. поэзии Я. Райниса, "В дали мечтаний" и др.). Из 4 симф. произв. Д., исп. при его жизни, сохранился лишь "Меланхолический вальс" (1904). Был видным музыкальным критиком, его взгляды характеризовались демократически-просветительской направленностью. Автор очерков о Я. Витоле, А. Калнине и других.

Сочинения: Par muziku. Rakstu krajums. Sakartojis J. Vitolins, Riga, 1951.

Литература: Emils Darzins. Pieminas krajums, Riga, 1925.

Я. Я. Витолинь.

Даркле

Дapклэ (Darclee) (псевд.; наст. фам. - Харикли-Хартулари, Haricly Hartulari) Хариклея (10 VI 1860, Брэила - 10 I 1939, Бухарест) - рум. певица (лирико-драм. сопрано). Музыке обучалась в Вене, затем в Бухаресте, где пользовалась советами Дж. Штефэнеску; совершенствовалась в Париже у Э. Дювернуа. В 1888 дебютировала в т-ре "Гранд-Опера" (Париж) в партии Маргариты, подготовленной ею под рук. Ш. Гуно. В 1892 вместе с Р. Леонкавалло организовала оперную труппу, с которой выступала, в частности, в Бухаресте (труппа существовала недолго).

Выдающаяся оперная артистка, Д. обладала благородным, мягкого, сочного тембра голосом, тонкой музыкальностью, совершенной вок. техникой. Исполнение её отличалось артистич. обаянием и искренностью. Обширный диапазон (более 3 октав) позволял Д. петь как лирико-колоратурные (Виолетта, Маргарита), так и меццо-сопрановые партии (Кармен, Ваня). Её репертуар включал св. 100 партий, среди них: Манон ("Манон Леско" Пуччини), Мими, Чио-Чио-сан; Эльза ("Лоэнгрин"), Валентина ("Гугеноты"), Елизавета ("Тангейзер"), Аида; Недда ("Паяцы"), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно) и др. Первая исполнительница партии Тоски (1900, т-р "Костанци", Рим). Иск-во Д. высоко ценили Ш. Гуно, Дж. Верди, Дж. Пуччини, для неё были написаны заглавные партии в операх "Заза" Леонкавалло, "Ирис" Масканьи, "Валли" Каталани. С огромным успехом гастролировала во Франции, Италии, Румынии, Испании, Португалии, США, Бразилии, Аргентине и др. Неоднократно выступала в России (Москва и Петербург, 1889-90, 1893-95, 1895-97), пела, в частности, в опере "Иван Сусанин" (Антонида, Ваня). С 1936 Д. жила в Бухаресте.

Литература: Сбырча Дж. и Хартулари-Даркле Й., Даркле, пер. с рум., Бухарест, 1963; Poslusnlcu M., Istoria muzicei la Romвni..., Buc, 1928.

P. Э. Лейтес.

Дармштадт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дарсье Ш.

Дарсье Ш. (Darcier) Шарль (наст. имя и фам. Пьер Жан Жозеф Лемер, Lemaire) (5 III 1819, Париж - 22 IX 1883, там же) - франц. шансонье и композитор. Дебютировал в Париже как актёр варьете (1842). Широко известная песня Д. "Хлеба!" ("Du pain!") написана в дни Революции 1848. С 50-х гг. вёл активную артистич. деятельность, выступал в концертах и муз. спектаклях. Участвовал в премьерах оперетт Ж. Оффенбаха "Белая ночь" (1855) и "Деревенский скрипач" (1855). В 1857 в т-ре "Бомарше" был поставлен водевиль "Дитя путешествует по Франции" с музыкой Д. Как шансонье завоевал огромную популярность. Его песни отличались глубиной чувств и драматизмом. Композиторская деятельность Д. получила высокую оценку его современников, в т.ч. Г. Берлиоза.

Сестра Д. - Тереза Д. (1818-1870) - певица (меццо-сопрано). Выступала на сценах т-ров "Опера комик" (1840-47, 1850-52) и "Водевиль" (1847-50). Была первой исполнительницей главной партии в операх Д. Ф. Обера, М. Бальфа, Ф. Флотова, Ж. Галеви, А. Гризара и др. композиторов.

Сочинения: Darcier T., Mйmoires, P., 1865.

Литература: Coquelin Cadet, La vie humoristique, P., 1883; Bachimonte Lugnin, Un chanteur populaire Darcier, P., 1914.

M. M. Яковлев.

Дассен Д.

Дассен Д. (Dassin) Джо (наст. имя - Джозеф Айра, франц. - Жо, Жозеф) (5 XI 1938, Нью-Йорк - 21 VIII 1980, Папеэте, о. Таити) - франц. певец-шансонье и композитор. Сын франц. кинорежиссёра Жюля Д. и скрипачки Б. Лонер (дед Д. - выходец из России, эмигрировавший в нач. 20 в. в США). В 50-х гг. Д. с семьёй покинул США, жил в ряде стран, затем обосновался во Франции. Окончил Мичиганский ун-т как этнолог. Изучал амер. и индейский фольклор (интонации амер. и индейской нар. музыки легли в основу многих его песен). В начале творч. пути испытал влияние Ж. Брассенса. С 1967 выступал на эстраде (с 1969 - в т-ре "Олимпия"). Гастролировал во мн. странах (в 1979 в СССР). Среди его песен (в осн. на сл. П. Деланоэ, К. Лемеля) - "Бабье лето", "Елисейские поля".

Дастан

Дастан (перс.) - эпич. жанр фольклора и литератур Ближнего и Среднего Востока и Юго-Вост. Азии. Обычно представляет лит. обработку народных сказок, легенд, преданий. Встречаются Д. поэтич. и прозаические; у тюркских народов в Д. проза перемежается со стихами, к-рые поются под аккомпанемент дутара, домбры и др. инструментов. Такие Д. слагаются гл. обр. нар. певцами-сказителями - ашугами и бахши, к-рые обычно выступают и в качестве гл. действующих лиц Д. В проф. лит-ре жанр Д. получил широкое развитие в 16-18 вв., в устно-позтич. творчестве пользовался популярностью и ранее, у ряда тюркоязычных народов (узб., туркм., каракалп.) Д. создаются и поныне.

Литература: Короглы X., Дестанный эпос туркменского народа, в кн.: Труды Института языка и литературы АН ТССР, вып. 1, Ашхабад, 1956; Жирмунский В. М., Народный героический эпос, М.-Л., 1962.

Дастенов Ж. Д.

Жолан (Жолдыбай) Дастенович (р. 8 I 1943, с. Ундрус Баскарагайского р-на Семипалатинской обл.) - сов. композитор и педагог. В 1970 окончил Алма-Атинскую консерваторию у К. X. Кужамьярова. С 1968 муз. ред., с 1975 гл. ред. Казах. телевидения, в 1969-70 и в 1978 лектор Казах. филармонии. С 1971 преподаёт инструментовку в Алма-Атинской консерватории. Автор оперы "Канбак шал" ("Дед Канбак", 1979), симфоний (1977, 1981), симф. поэм "Мамаев курган" (1968), "Последний день Отрара" (1980), концерта для оркестра (1981), концерта для виолончели с оркестром (1970), сюиты для струн. квартета (1976), фп. трио (1973), произв. для фп., песен, романсов, музыки к спектаклям драм. т-ра. Пр. Ленинского комсомола Казах. ССР (1976) - за сюиту "Эскизы Ала-Тау" для камерного оркестра и концерт для камерного оркестра.

Датская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Даудите

Даудите (daudyte) - литов. духовой муз. инструмент. См. Тримитас.

Дауленд Д.

Дауленд Д. (Dowland) Джон (декабрь 1562, Далки, близ Дублина - 21 I 1626, Лондон) - англ. лютнист-композитор и певец. В 1579-ок. 1585 служил у англ. посланника в Париже. В 1588 получил степень бакалавра музыки в Оксфорде, в 1597 - д-ра музыки в Кембридже. Ок. 1594-95 путешествовал по Германии и Италии, выступал при дворах. В 1598-1606 придв. лютнист дат. короля, с 1612 - английского. Прославился как автор многогол. песен в сопровождении лютни. Используя элементы нар. англ. мелодики, создал произв., отличающиеся выразительностью, мелодич. и гармонич. новизной. В песнях Д. мелодия поручена верхнему голосу, к-рому аккомпанируют (в отличие от мадригала) либо 3 певца (альт, тенор и бас), либо лютни (иногда с контрабасом). Д. - автор 3 сб-ков многогол. песен (1597-1603), написанных в лютневой табулатуре, пьес для лютни, в т.ч. хроматич. фантазий, 7 паван для лютни и 4 виол или скрипок, в сб. "Слёзы" ("Lachrymae", 1604), 3 - 5-голосных песен с разл. инструментами в сб. "Музыкальные гармонии одинокого путника" ("A pilgrim's solace", 1612). Произв. Д. многократно переиздавались в разл. сб-ках и после смерти Д., в т.ч. в сб. "Английская школа лютнистов - сочинителей песен" ("English school of lutenist - songwriters", 1920-24), 2 сб. песен переизданы в 1965 и 1969.

Сын Д. - Роберт Д. (точная дата рожд. неизвестна, 1591, Лондон - 28 XI 1641, там же) - лютнист и композитор. В 1610 издал 2 сб-ка: "Разные уроки игры на лютне" ("Varietie of lute-lessons"; с методич. указаниями отца и Ж. Б. Безара "Необходимые замечания к искусству игры на лютне" - "Necessarie observations...") и "Музыкальный банкет" ("A musical banquet"), куда наряду со своими сочинениями включил 3 ранее не изданные песни Джона Д. С 1626 после смерти отца - придв. лютнист Карла I.

Литература: Barclay N., Robert Dowland's Musical Banquet (1610), "Musical Antiquary", 1909-10; Fe11оwes E. H., The songs of John Dowland, Proceedings of the Musical Association, L., 1929, v. LVI; Manning R. J., Lachrimae: a study of J. Dowland, "ML", XXV, 1944, p. 45; Hi11 C., John Dowland, Some new facts, "MT", CIV, 1963; Greer D., The partsongs of the English lutenists, "Proceedings of the Musical Association", XCIV, 1967/68.

Даулеткерей Шигаев

Даулеткерей Шигаев (21 II или 7 III 1820, Букеевская Орда, Зап. Казахстан - 21 IV или 4 V 1887, зимовка в местности Карамола, южнее Нарынкума, Зап. Казахстан) - казах. музыкант (кюйши). В юности увлекался нар. музыкой, в совершенстве владел домброй. В нач. 50-х гг. сблизился с казах. и рус. чиновничьей интеллигенцией. В 1859 ездил в Москву, Петербург, др. города, где знакомился с рус. музыкой, посещал оперные театры. Ок. 40 кюев Д. Ш. впервые записаны в сов. время. Произв. Д. Ш. отличаются композиционной сложностью, иногда в них используются интонации рус. музыки. Патетич. взволнованностью характеризуются "Жигер" ("Энергия"), "Топан" (кличка беркута), лирич. Одухотворённостью - "Кыз Акжелен" ("Девушка Акжелен"), "Булбул" ("Соловей"), "Керильме" ("Истома") и др.

Литература: Жубанов А. К., Даулеткерей, в его кн.: Струны столетий, А.-А., 1958, с. 86-116; Шигаев Даулеткерей, Кюи (Мелодии), нотные записи для домбры. сост. и муз. ред. А. К. Жубанов, А.-А., 1961; Аравин П., Великий кюйши Даулеткерей. Жизнь и творчество, А.-А., 1964.

Б. Г. Ерзакович.

Даулпаз

Даулпаз - дабыл, - казах, ударный муз. инструмент типа литавры. Имеет медный шлемовидный корпус (диаметр ок. 300 мм), кожаную мембрану, украшен гравировкой по металлу и цветной тесьмой. Д. использовался в качестве воен. (сигнального), иногда охотничьего инструмента; прикреплялся обычно к седлу. Удары по мембране делались концом нагайки или рукой. В сов. время сконструировано 2 вида оркестровых Д. - малый с деревянным корпусом и большой с медным корпусом и винтовым механизмом для настройки; играют на них деревянными колотушками с мягкими шарами на концах. Оба вида Д. применяются в Казах. гос. оркестре нар. инструментов им. Курмангазы.

И. М. Вызго-Иванова.

Даунорас В. В.

Вацловас Винцо (р. 1 II 1937, Жагаре Литав. ССР) - сов. певец (бас). Нар. арт. Литов. ССР (1971). В 1962 окончил Вильнюсскую консерваторию у З. Паулаускаса. В 1960-75 и с 1980 солист Литов. т-ра оперы и балета. В 1966-68 стажировался в т-ре "Ла Скала" (Милан), участвовал в спектаклях, выступал с концертами в Турине, Венеции, Болонье, Риме, Флоренции, Неаполе. Среди партий - Гремин; Гудал ("Демон"), Филипп II; Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Эскамильо; Марсель ("Гугеноты"), Мефистофель; Дон Альфонсо ("Все они таковы" Моцарта), Маг Челий ("Любовь к трём апельсинам" Прокофьева). Выступает как конц. певец, принимает участие в исполнении вок.-симф. произв. (реквием Верди). Лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки (3-я пр., 1962), междунар. конкурсов им. П. И. Чайковского (Москва, 1966) и вокалистов в Тулузе ("Гран при", 1971). Гастролирует за рубежом. С 1968 преподаёт в Вильнюсской консерватории (с 1976 доцент).

Предыдущая страница Следующая страница