Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДАУ"-"ДЕК")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДАУ"-"ДЕК")

Дауров А. А.

Аслан Алиевич (р. 24 VII 1942, аул Хабез Карачаево-Черкесской АО) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Абх. АССР (1976). Окончил Моск. консерваторию у В. Г. Фере (1970) и аспирантуру при ней под рук. С. А. Баласаняна (1981).

Сочинения: муз. драма Пробуждение гор (1971); кантата Карачаево-Черкесия (1967); для орк. - симфония (1979), сюиты Танцевальная (1967), Черкесские напевы (1970), Исламей (1972); Рапсодия на черкесские темы для скр. с орк. (1971); соната для флейты с фп. (1966); сюита для кларнета с фп. (1965); сюита для фп. (1967); хоры a cappella - 5 горских песен (1968) и др.; для голоса с фп. - циклы песен на сл. К. Хетагурова, К. Кулиева; обр. черкесских нар. песен.

Даутов Н. К.

Ниаз Курамшевич (р. 23 IX 1913, Казань) - сов. певец (лирич. тенор) и режиссёр. Нар. арт. РСФСР (1957). В 1938 окончил Татарскую оперную студию при Моск. консерватории, в 1939-43 занимался в Моск. консерватории в классе M. M. Мирзоевой и А. К. Аскоченского, в 1953 окончил Уральскую консерваторию (Свердловск). В 1943-56 солист, в 1960-64 солист и режиссёр Свердловского т-ра оперы и балета, в 1956-60 солист и гл. режиссёр Татарского т-ра оперы и балета (Казань) и зав. кафедрой оперной подготовки Казанской консерватории. С 1965 гл. режиссёр Челябинского т-ра оперы и балета. Партии: Джалиль, Джик ("Джалиль", "Алтынчеч" Жиганова), Ленский; Владимир ("Дубровский"), Рудольф ("Богема"), Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Лёнька ("В бурю") и мн. др. Как режиссёр дебютировал в 1953 пост. оперы "Травиата". Осуществил также пост.: "Отелло"; "Заза" Леонкавалло, "Опричник" Чайковского. (Свердловск), "Богема", "Кармен" (Казань); "Каменный гость" Даргомыжского, "Дон Карлос", "Царская невеста" (Челябинск) и др. За пост. опер "Алтынчеч" Жиганова и "Евгений Онегин" (Казань) Д. присуждена Респ. пр. им. Г. Тукая (1958). В 1944 снялся в фильме "Сильва" (Эдвин).

Литература: Головащенко Ю. A., Ниаз Даутов, Казань 1957 (буклет).

В. И. Зарубин.

Даф

Даф - арм. ударный муз. инструмент. См. Дапп.

Дашиев Д. Ц.

Дугаржап Цыренович (р. 15 V 1939, с. Улзар, Джидинский р-н Бурят. АССР) - сов. певец (лирико-драм. тенор). Нар. арт. РСФСР (1979). Чл. КПСС с 1975. В 1969 окончил Уральскую консерваторию. В 1958-61 солист Бурят. ансамбля песни и танца "Байкал", в 1963-66 - Ансамбля песни и пляски Уральского воен. округа. Лауреат 4-го Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки (1968). С 1969 (после дебюта в партии Альфреда) солист Бурят. т-ра оперы и балета. Партии: Владимир Игоревич, Ленский, Герман; Водемон ("Иоланта"), Андрей Хованский ("Хованщина"), Хозе, Отелло, Радамес, Каварадосси, Канио; Лёнька ("В бурю"); Алексей ("Оптимистическая трагедия" Холминова), Ромашов ("Два капитана" Шантыря), Энхэ ("Энхэ - Булат-батор" Фролова), Цыремпил, Баир, Банзат ("Цыремпил Ранжуров", "Чудесный клад", "Грозные годы" Ямпилова) и др. В камерном репертуаре Д. св. 230 произв., в т. ч. бурят. композиторов. Пред. правления Бурят. отделения Всероссийского театр. об-ва (с 1980). Гос. пр. Бурят. АССР (1977).

Дашков А. М.

Александр Михайлович (р. 3 (16) VIII 1914, Рига) - сов. певец (бас). Нар. арт. Латв. ССР (1954). Учился в Латв. консерватории (1933-35), брал частные уроки у X. Ядловкера, П. Сакса, Э. Микельсона. Совершенствовался в Италии у профессора У. Карроко (1938). Дебютировал в 1939 на конц. эстраде, в 1940 - на сцене Лиепайского филиала Латв. т-ра оперы и балета в партии Гремина; в сезон 1940-41 солист Лиепайского филиала. С 1944 солист Латв. т-ра оперы и балета. Д. - один из лучших исполнителей латыш. нац. репертуара: Валгудис ("Банюта" А. Калниня), Пацеплис, Аумалис ("К новому берегу", "Зелёная мельница" М. Зариня), Милжис ("Спридитис" Мединя) и др. Среди партий: Борис Годунов (Гос. пр. СССР, 1950), Иван Сусанин, Мельник, Кочубей, Мефистофель, Нилаканта; Бартоло ("Свадьба Фигаро"), Мендоза ("Обручение в монастыре"), граф Ростов, Денисов ("Война и мир") и др. Д. ведёт конц. деятельность, выступал за рубежом (Норвегия, Дания, ГДР).

M. М. Яковлев.

Дашковский Н. А.

Николай Антонович (1892, Киев - 3 IV 1946, Пятигорск) - сов. певец (тенор) и артист оперетты. Засл. арт. РСФСР (1941). В 1913 окончил Киевскую муз. школу и дебютировал на сцене Киевского оперного т-ра. С 1915 артист Киевского т-ра оперетты. В 1917-22 работал в Оперном т-ре Народного дома в Петрограде, в 1922-24 в т-ре Зона и Дмитровском т-ре оперетты (Москва). С 1925 солист Ленингр. Малого оперного т-ра, с 1933 артист Свердловского, затем Хабаровского т-ров музкомедии. Д. обладал звучным голосом красивого тембра, превосходной сценич. внешностью. Роли: Эдвин и Раджами ("Сильва" и "Баядера" Кальмана), Симон ("Нищий студент" Миллёкера) и др. Выступал в оперных партиях - Голицын ("Хованщина"), Канио, Радамес и др. В последние годы жизни Д. - артист и худ. рук. Пятигорского т-ра музкомедии.

В. И. Зарубин.

Дварионас Б. Д.

Балис Доминико (6 (19) VI 1904, Лиепая - 23 VIII 1972, Вильнюс) - сов. композитор, дирижёр, пианист, педагог. Нар. арт. СССР (1954). В 1924 окончил Лейпцигскую консерваторию по классу фп., в 1939 - по классу дирижирования (экстерном). С 1926 преподаватель фп. Каунасского муз. уч-ща, с 1933 - Каунасской, с 1949 - Литовской консерватории в Вильнюсе (с 1947 профессор). С 1928 выступал как пианист (в 1933 гастролировал в Москве и Ленинграде). В 1935-1938 гл. дирижёр симф. оркестра Литов. радио в Каунасе. В 1940 организовал симф. оркестр в Вильнюсе. В 1940-41 и в 1958-1961 гл. дирижёр симф. оркестра Литов. филармонии и респ. праздников песни. Автор музыки Гос. гимна Литов. ССР (совм. с И. Швядасом, сл. А. Венцловы, 1950). Творчество Д. многогранно, тесно связано с интонациями нар. песен. Его симфония - одно из первых крупных симф. произв. в литов. муз. лит-ре. Д. явился также одним из первых литов. дирижёров, поставивших перед собой задачу познакомить литов. общественность с творчеством нац. композиторов. В 1936 под упр. Д. в условиях бурж. Литвы прозвучала 1-я симфония Шостаковича.

Сочинения: опера - Даля (1959, Вильнюс); балет - Сватовство (Pirslybos, пост. 1933); кантата - Привет Москве (Pasvelkinimas Maskvai, 1954); для орк. - симфония (1947), 2 увертюры (1946, 1967), Сюита для детей (1954); концерты с орк. - 2 для фп. (1960; Гос. пр. Литов. ССР, 1960; 1962), для скр. (1948; Гос. пр. СССР, 1949), для валторны (1963); произв. для дух. орк.; инстр. пьесы; хоры, в т.ч. Праздник песни (1965); романсы; обр. нар. песен; музыка к спектаклям драм. т-ров и кино (в т.ч. "Советская Литва"; Гос. пр. СССР, 1952).

Литература: Гаудримас Ю., Балис Дварионас, М., 1960.

Ю. К. Гаудримас.

Двоезнаменник

Двоезнаменник - двознаменник, двузнаменник, - особый вид древнерусских муз. рукописей с параллельным изложением мелодии в двух нотных системах - знаменной и пятилинейной. Существовали Д. двух родов: уч. пособия типа "Азбук" (см. Азбука музыкальная) и певческие сборники, содержавшие традиционные циклы культовых песнопений (Ирмологии, Октоихи, Праздники и т.д.). Д. появились в последней четв. 17 в., когда осуществлялся переход от знаменного письма к пятилинейной нотации, и служили гл. обр. для того, чтобы облегчить певцам овладение новой системой муз. письменности. Они давали также возможность совм. исполнения певцами, каждый из к-рых знал только одну из этих систем. Термин "Д." иногда применяется и по отношению к рукописям, в к-рых одни и те же песнопения даны в знаменной и демественной нотации. Как редкое явление встречаются трезнаменники с параллельным изложением в знаменной, демественной и пятилинейной нотации.

Н. Д. Успенский.

Двойной канон

Двойной канон - полифонич. соединение двух канонов на разные темы. Нередко применяется в репризах или кульминациях двойных фуг и др. полифонич. форм, венчая линию интенсивного развития. Д. к. может быть конечным (завершающимся каденцией) и бесконечным (возвращающимся к началу).

Двойной канон

Двойной шестиголосный канон I разряда. Н. Я. Мясковский. 8-я симфония, часть I.

Как первые, так и вторые Д. к. делятся на разряды. В канонах I разряда расстояния между вступлениями голосов равны, в канонах II разряда - различны. Разновидностью бесконечных канонов на 2 темы являются двойные бес конечные каноны-секвенции, также делящиеся на разряды. Встречаются и Д. к. в обращении. Д. к. бывают 4-, 5- и 6-голосные.

Двойной канон

Двойной бесконечный канон-секвенция I разряда. Ю. А. Шапорин. Пассакалия для фортепиано.

Двойной канон

Канон в обращении. Палестрина. Каноническая месса.

Т. Ф. Мюллер.

Двойной контрапункт

Двойной контрапункт - наиболее распространённая разновидность вертикально-подвижного контрапункта; охватывает противоположные перестановки голосов, в результате к-рых верхний голос становится нижним, а нижний - верхним. Д. к. требует соблюдения в первоначальном соединении двух мелодий ряда ограничений, определяющихся суммарной величиной перемещения мелодий, т. е. его т. н. интервальным показателем. Наиболее часто применяется Д. к. октавы, децимы и дуодецимы. Ограничения свободы контрапунктирования в этих случаях минимальны. Если в практике вок. полифонии (т. н. строгого письма) известное предпочтение отдаётся Д. к. дуодецимы, то в контрапунктич. технике свободного письма, относящегося ко времени, когда тональная система достигла зрелости, заметно преобладание Д. к. октавы, к-рый сохраняет в производном

Двойной контрапункт

А. П. Бородин. Квартет No 1, часть II.

соединении тональное единство обеих мелодий. Во 2-й пол. 19 в. вместе с усилением интереса к колориту чаще используется Д. к. децимы и дуодецимы, позволяющий осуществлять разного рода дублировки. Применение разл. интервальных показателей Д. к. обусловлено и менявшимся в ходе развития муз. иск-ва отношением к проблеме консонанса и диссонанса.

Литература: Танеев С. И., Подвижной контрапункт строгого письма (1909), М., 1959; Скребков С., Учебник полифонии, ч. 1-2, М., 1965; Григорьев С. и Мюллер Т., Учебник полифонии, М., 1969; Bellermann J. G. H., Der Kontrapunkt, В., 1887; Marx J., Bayer F., Kontrapunktlehre (Regelbuch), W. - Lpz., 1944; Jeppesen K., Kontrapunkt, Nachdruck, Lpz., 1956.

Т. Ф. Мюллер.

Двойной хор

Двойной хор (нем. Doppelchor) - хор, разделённый на 2 относительно самостоят. части, а также муз. произведения, написанные для такого хора. Каждая часть Д. х. представляет собой полный смешанный хор (такого состава требует, напр., хоровод "Просо" из оперы "Майская ночь" Римского-Корсакова) или состоит из однородных голосов - одна часть из женских, другая - из мужских (подобный состав предусмотрен, напр., в Д. х. No 2 из кантаты "По прочтении псалма" Танеева); реже встречаются Д. х. только из однородных голосов (напр., двойные мужские хоры из "Лоэнгрина" Вагнера). В ряде случаев композиторы прибегают к сочетанию однородного и полного смешанного хора (напр., А. П. Бородин в хоре половцев и русских пленников из оперы "Князь Игорь"), однородного и неполного смешанного хора (напр., H. A. Римский-Корсаков в русальных песнях из оперы "Майская ночь"). Части Д. х. обычно помечаются как I и II хоры. Однородные хоры могут состоять из одной, двух, трёх, четырёх партий.

И. Г. Лицвенко.

Дворжак А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дворжакова Л.

Дворжакова Л. (Dvorakova) Людмила (р, 11 VII 1926, Колин) - чеш. певица (лирико-драм. сопрано). Училась у Я. Ваврадовой в Пражской консерватории. Пела в оперных т-рах Остравы (с 1949; дебют - партия Кати в опере "Катя Кабанова" Яначека), Праги (1945-57), Братиславы (1958-60). С 1960 солистка Берлинской гос. оперы, с 1966 - "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). С 1963 много гастролировала. В 50-х гг. исполняла гл. обр. лирич. партии - Русалка ("Русалка" Дворжака), Амелия ("Бал-маскарад") и др., позднее прославилась как исполнительница ведущих партий героико-драм. характера в операх Р. Вагнера и Р. Штрауса. Голос Д. - широкого диапазона, ярко и насыщенно звучит в верхнем и среднем регистрах, в нижнем отличается густотой и бархатистостью.

Дворжачек Й.

Дворжачек Й. (Dvoracek) Йиржи (р. 8 VI 1928, Вамберк) - чеш. композитор. Учился у Я. Ржидкого и В. Добиаша (1949-53) в Академии иск-в (Прага), где с 1953 преподаёт. Для творчества Д. характерно использование элементов чеш. и моравского муз. фольклора и новых приёмов письма (симфониетта "Quatro episodi", 1970; пьеса для фп. с оркестром "Ex post", 1963, и др.).

Сочинения: опера Остров Афродиты (1971, не пост.); кантата Я живу и пою (Ziji a zpнvбm, 1978); симфония (1953); квинтет для медных духовых (1973); хор. циклы, в т. ч. на стихи Хо Ши Мина, песни на слова чеш. поэтов для голоса с орк. или с фп.; этюды для фп.; обр. нар. песен для фп. и для голоса с фп.

Двухчастная форма

Статья большая, находится на отдельной странице.

Де Вито Д.

Де Вито Д. (De Vito) Джоконда (р. 26 VII 1907, Мартина-Франка, Лечче) - итал. скрипачка и педагог. Окончила Муз. лицей в Пезаро по классу Р. Принчипе (1921). 1-я пр. на Междунар. конкурсе скрипачей в Вене (1932). Гастролировала во мн. странах (в СССР в 1958). Завоевала известность как выдающийся интерпретатор классич. скрипичной музыки. С 1944 профессор академии "Санта-Чечилия" в Риме. С 1962 не концертирует, живёт в Англии.

Де Греф А.

Греф (De Greef) Артур (10 X 1862, Лёвен - 29 VIII 1940, Брюссель) - бельг. пианист и композитор. Учился у Л. Брассена (фп.) и Ф. О. Геварта (композиция) в консерватории в Брюсселе. Совершенствовался у Ф. Листа в Веймаре. В 1887-1930 профессор по классу фп. Брюссельской консерватории. Гастролировал во мн. странах Европы, прославился как интерпретатор произв. Э. Грига (в особенности фп. концерта и лирич. пьес). Автор мн. произв. для фп. и для фп. с оркестром (2 концерта, концертино, сюиты, танцы), а также комич. оперы "Маркитантка" ("De Marketenster", 1879, Лёвен), симфонии, камерных ансамблей, песен, музыки для т-ра и др.

Литература: Rassе F., Notice sur Arthur De Greef, в кн.: Annuaire de l'Acadйmie Royale de Belgique, Brux., CXV, 1949, p. 3-16, 17-19.

Де Лука Д.

Де Лука Д. (De Luca) Джузеппе (25 XII 1876, Рим - 26 VIII 1950, Нью-Йорк) - итал. певец (баритон). Пению обучался в Риме вначале у М. Бартолини, в 1892-97 - у В. Персикини (в муз. лицее "Санта-Чечилия"), впоследствии пользовался советами А. Котоньи. В 1897 дебютировал в партии Валентина ("Фауст") в Пьяченце. Пел во мн. т-рах Италии. С 1900 гастролировал в др. странах, в т.ч. в России; в 1915-46 пел 24 сезона на сцене "Метрополитен-опера". В 1947 оставил оперную сцену, преподавал пение в Нью-Йорке. Д. Л. - один из ярких представителей итал. бельканто. Вок. мастерство, чувство стиля, незаурядный актёрский талант и драм. темперамент певца способствовали созданию психологически правдивых, разнохарактерных сценич. образов. Партии: Риголетто, Яго; Форд, Ренато ("Фальстаф", "Бал-маскарад"), Фигаро ("Севильский цирюльник"), Скарпиа, Джанни Скикки ("Тоска", "Джанни Скикки" Пуччини), Жерар ("Андре Шенье" Джордано), Альберих, Вольфрам, Бекмессер, Амфортас ("Золото Рейна", "Тангейзер", "Нюрнбергские мейстерзингеры", "Парсифаль"), Евгений Онегин, Демон и др.

Литература: De Schnausee M., G. De Luca, "Opera News", 1950, 27 november; Della Corte A., L'interpretazione musicale e gli interpreti, Torino, 1951.

С. M. Грищенко.

Де Сабата В.

Сабатa (De Sabata) Виктор (10 IV 1892, Триест - 11 XII 1967, Санта-Маргерита-Лигуре) - итал. дирижёр и композитор. Муз. образование получил в Миланской консерватории, где занимался по контрапункту и фуге у М. Саладино, по композиции у Дж. Орефиче. Дирижёрскую деятельность начал в 1912 в оперном т-ре в Монте-Карло. В 1927-57 дирижёр т-ра "Ла Скала" (Милан). Прославился как интерпретатор оперной музыки Дж. Верди и Дж. Пуччини. Гастролировал во мн. странах, выступал в качестве симф. дирижёра. На его композиторском творчестве сказалось влияние Р. Штрауса и франц. импрессионистов. Автор оперы "Скала" ("Il Macigno", 1917, т-р "Ла Скала", Милан, 2-я ред. - "Дриада"), балета "Тысяча и одна ночь" ("Mille e una notte", 1931, там же), симф. поэм, увертюр, камерно-инстр. соч., хоров, песен, музыки для драм. т-ра.

Литература: Muссi R., V. De Sabata, Lanciano, 1937; Gatti G. M., V. De Sabata, Mil., 1958.

И. М. Марков.

Дёбераинер К.

Дёбераинер К. (Dцbereiner) Кристиан (2 IV 1874, Вунзидель - 14 I 1961, Мюнхен) - нем. виолончелист и гамбист (ФРГ). Учился в мюнхенской Муз. академии (1889-95). После двух лет работы в мюнхенских орк. преподавал в Афинской консерватории (1897-98), в 1899 вернулся в Мюнхен, где стал придв. камерным музыкантом. В 1905 вместе с Э. Боденштейном организовал Об-во старинной музыки, в концертах к-рого играл на виоле да гамба и баритоне, а также дирижировал. В 1921-24 преподавал игру на виоле да гамба в Муз. академии, с 1933-34 руководил Мюнхенским Баховским об-вом. В составе организов. им трио выступал в концертах старинной музыки в Германии, Швейцарии, Испании. Деятельность Д. как исполнителя, педагога и музыковеда способствовала возрождению старинной музыки, иск-ва игры на виоле да гамба. Д. написал "Школу для виолы да гамба" ("Schule fьr Viola da Gamba", 1954), "О виоле да гамба и её применении И. С. Бахом" ("Ьber die Viola da Gamba und ihre Verwendung bei J. S. Bach", 1911), "О различных настройках" ("Ьber die verschiedenen Stimmungen", 1934), "К возрождению старинной музыки" ("Zur Renaissance alter Musik", 1950), "50 лет старинной музыки в Мюнхене" ("50 Jahre alte Musik in Mьnchen", 1955). Издал в своей редакции произв. для виолы да гамба Д. Ортиса, К. Ф. Абеля, А. Хаммера, А. Кюнеля, М. Маре, К. Симпсона, К. Стамица и др., а также мн. трио-сонат разл. авторов 17-18 вв.

Л. С. Гинзбург.

Дебюсси К. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дева Б. Ч.

Бигамрде Чайтанья (р. 31 XII 1922, Бенгалуру) - инд. певец классич. стиля и музыковед. Учился в Мадрасе, затем в Варанаси; исследовал вопросы восприятия музыки и речи в Декканском колледже в Пуне. В течение года изучал муз. принципы Р. Тагора в Шантиникетоне, обучался вок. стилю традиции хиндустани у Винаяка Рао Патвардхана в Пуне и Аман Али Хана в Бхандабазаре. Преподавал в Делийском ун-те; читал лекции во мн. ун-тах Индии. С 1962 зав. муз. секцией Сангит натак академи, ведёт активную науч. и муз.-обществ. деятельность. Автор многочисл. работ по разл. проблемам инд. музыки, опубликованных в Индии и др. странах (на англ., нем. и др. языках). Посетил СССР (1971), Югославию (1971), ФРГ (1976).

Сочинения: Tonal structure of tamboora, Delhi, 1960; Psychoacoustics of music and speech, New Delhi, 1967; An introduction to Indian music, New Delhi, 1973; Indian music, New Delhi, 1974 (рус. пер. - Дева Б. Ч., Индийская музыка, М., 1980); Musical instruments, New Delhi, 1977; Musical instruments of India: their history and development, Calcutta, 1978.

Девитте Н. П.

Дё Витт, де Витт Николай Петрович (10-е гг. 19 в. - нач. 1844, Лондон) - рус. арфист, пианист и композитор. Род. в семье инженера. С юных лет выступал в любительских концертах. Получил известность как блестящий арфист-виртуоз. Концертировал в России и за границей (в 1843 в Великобритании). Автор произв. для арфы, фп., романсов (издавались в Москве с кон. 20-х гг. 19 в.).

Литература: Русский арфист в Дублине, "Русский инвалид", 1843, No 268; Der Tod des Harfenisten de Witte, "Das Inland", Derpt, 1944, 11. Juli, No 28.

Де-Вос-Соболева Е. В.

Елена Викторовна (29 VII 1875, Гент, Бельгия - 12 VII 1945, Ленинград) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано) и педагог. Род. в семье органиста и преподавателя пения. С 1880 жила в России. В 1898 окончила Киевское муз. уч-ще по классу К. Эверарди, затем совершенствовалась в Бельгии у своего дяди К. Де-Воса. Впервые выступила в 1895 (симф. концерт, Тбилиси). Была широко известна в провинции. С 1898 пела в оперных антрепризах в Перми, Нижнем Новгороде, Харькове и др. городах. В 1918-21 солистка т-ра Пролеткульта и преподаватель нар. консерватории в Нижнем Новгороде. Д.-В.-С. обладала небольшим, но необычайно выразит. голосом, прекрасно развитой колоратурной техникой; её пение отличалось изяществом. Партии: Людмила, Розина, Чио-Чио-сан; Мюзетта ("Богема"), Джильда; Филина ("Миньон" Тома), Церлина ("Дон Жуан" Моцарта) и др. В 1923-40 преподавала в Ленингр. консерватории (с 1926 профессор). Среди её учеников - В. А. Давыдова, М. П. Сафронова, Г. В. Серебровский.

В. И. Зарубин.

Девриент Э. Ф.

Девриент Э. Ф. (Devrient) Эдуард Филипп (11 VIII 1801, Берлин - 4 X 1877, Карлсруэ) - нем. певец (баритон) и драм. актёр, театр. деятель, муз. писатель. В 17-летнем возрасте начал учиться в Певческой академии у К. Ф. Цельтера. В 1819 дебютировал в Корол. опере (Берлин) (одновременно выступал как драм. актёр в т-ре "Шаушпильхауз"). Партии: Танатос, Орест ("Альцеста", "Ифигения в Тавриде" Глюка), Мазетто, Папагено ("Дон Жуан", "Волшебная флейта"), Патриарх ("Иосиф" Мегюля), Фигаро ("Свадьба Фигаро", "Севильский цирюльник"), лорд Кокбург ("Фра-Дьяволо" Обера). Исполнял загл. партии в операх Г. Маршнера "Вампир" (первая пост. в Берлине, 1831), "Ганс Гейлинг". Для формирования иск-ва Д. большое значение имело изучение творчества выдающихся певцов Л. Лаблаша, Дж. Б. Рубини, Дж. Давида. В 1834 Д. потерял голос и с этого времени целиком посвятил себя деятельности в драм. т-ре (в 1844-52 актёр, режиссёр придв. т-ра в Дрездене, в 1852-70 директор придв. т-ра в Карлсруэ). Д. выступал и как либреттист, написал текст к операм В. Тауберта "Кермесса" (1831), "Цыган" (1834). Был в дружеских отношениях с Ф. Мендельсоном, написал о нём воспоминания (Р. Вагнер написал на эту книгу памфлет "Господин Девриент и его стиль", 1869, в к-ром подверг критике лит. стиль Д.). Автор неск. работ по теории и истории т-ра.

Сочинения: Meine Erinnerungen an F. Mendelssohn-Bartholdy and seine Briefe an mich, Lpz., 1868.

Девуайон П.

Девуайон П. (Devouyon) Паскаль (р. в мае 1953, Париж) - франц. пианист. Занимался в Парижской консерватории и в "Эколь нормаль". Ученик Л. Гуссо, Б. и Ж. Юбо. 2-е пр. Междунар. конкурса пианистов им. Дж. Б. Виотти в Верчелли (1973), им. Ф. Бузони в Больцано (1974), им. П. И. Чайковского в Москве (1978), а также 3-я пр. на конкурсе в Лидсе (1975). Гастролирует во мн. странах.

Девчич Н.

Девчич Н. (Devcic) Натко (р. 30 VI 1914, Глина) - хорв. композитор. Учился у Ф. Дугана в Загребе и у Й. Маркса в Вене. Изучал электронную музыку в студии при Колумбийском ун-те в Нью-Йорке (1967-68). Преподавал в Загребе фп. игру (1939-42) и муз.-теоретич. предметы (с 1947 профессор Муз. академии). Выступал как пианист в Югославии. Секретарь CK Хорватии (1964-66) и югосл. секции Междунар. об-ва совр. музыки (с 1966). В ряде соч. сочетал муз. фольклор Истрии с новыми приёмами письма ("Истрийская сюита", 1948; опера "Ведьма из Лабиня" - "Labinska vjestica", 1957), в т. ч. характерными для авангардизма (соч. 60-70-х гг.). Участник Hар.-освободит. войны 1941-45, Д. создал ряд патриотич., антифашистских соч. Среди них - "Кантата о безымянных" для камерного хора и 12 инструментов ("Kantata о bezimenima", 1959), хор "Эпитафия солдату" ("Epitaf vojniku...", 1964), фп. пьеса "Невольники идут" (картина из жизни концентрационного лагеря) ("Roblje ide" (slika iz logora), 1944). Создал также ряд симф. и камерно-инстр. соч. Автор статей о музыке.

Дегейтер П.

Дежейтер (Degeyter) Пьер (8 X 1848, Гент, Бельгия - 27 IX 1932, Сен-Дени, близ Парижа) - франц. композитор. Автор музыки международного пролетарского гимна "Интернационал". С 1920 чл. Франц. компартии. Уроженец Бельгии, сын рабочего, переселившегося во Францию. С детства работал на предприятиях Лилля. Пел в хоре, изучал теорию музыки, обучался игре на муз. инструментах. Отбыв воен. службу, работал мебельщиком-модельщиком. Примкнул к революц. движению. Руководил рабочими хор. кружками. Для певч. об-ва "Рабочая лира", организов. лилльским отделением Рабочей партии, Д. в 1888 написал музыку на стихи Э. Потье ("Интернационал"). Ноты были напечатаны с фамилией Д., но без указания имени. Этим впоследствии воспользовались враждебно настроенные против Д. правые социалисты, вынудившие брата Д. Адольфа оспорить авторство песни. В 1915 Адольф признал ложность своих притязаний. После многолетнего процесса высший апелляц. суд в 1922 подтвердил права Пьера Д. С 1902 Д. жил в Сен-Дени, продолжая муз. деятельность. Среди его песен (опубл. частично) - революционные "Коммунар" (слова Э. Потье), "Вперёд, рабочий класс", "Серп и молот", "Триумф русской революции" (слова Д.) и др. В 1928 посетил СССР, присутствовал на заседаниях VI конгресса Коминтерна и V конгресса Коммунистич. интернационала молодёжи. В 1962 в Москве издан сб. песен Д. в обр. В. А. Белого.

Литература: Зеваэс A., "Интернационал" и его авторы, "СМ", 1933, No 2; Rубакин A., Пьер Дегейтер - автор "Интернационала", "СМ", 1956, No 2; Штейнпресс Б. С., Его имя - Дегейтер, "СМ", 1972, No 11. См. также лит. при ст. "Интернационал".

Б. С. Штейнпресс.

Дегтярёв С. А.

Дехтерев, Дегтяревский Степан Аникиевич (1766, слобода Борисовка, ныне Борисовского р-на Белгородской обл. - 23 IV (5 V) 1813, ныне Курская обл.) -рус. композитор и дирижёр. По происхождению крепостной крестьянин. С 7-летнего возраста пел в хоре графа Н. П. Шереметева и учился в его певч. школе. Изучал теорию композиции под рук. А. Сапиенцы и Дж. Сарти. Посещал занятия по рус. словесности и итал. языку в Моск. ун-те. По нек-рым сведениям, ок. 1790 вместе с Сарти ездил в Италию. В юности выступал на сцене домашнего т-ра Шереметевых в Кускове в качестве певца (тенор) и драм. актёра, затем был певчим капеллы, регентом, дирижёром оркестра. В 1803, получив вольную, поселился в Москве. Последние годы жизни служил у одного из помещиков Курской губ. Наиболее значит. сочинение Д. - оратория "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" (1811, на текст Н. Д. Горчакова) - приближается по форме к опере. Исполнение её под упр. автора в обстановке патриотич. подъёма кануна Отечеств. войны 1812 вызвало восторж. реакцию. В 1818 оратория была повторена в связи с открытием памятника Минину и Пожарскому в Москве. В этом произв. проявилось уверенное композиторское мастерство, но музыка оратории, сочетавшая традиции пышного академизма Сарти и сентименталистские черты, мало индивидуальна и лишена нац. характерности. Д. написал также неск. духовных концертов. По утверждению нек-рых современников, ряд произв. был им уничтожен. Д. перевёл с итал. яз. теоретич. пособие В. Манфредини "Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыки..." (СПБ, 1805).

Литература: Смоленский С., Оратория С. А. Дегтярёва "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы", "Музыкальная старина", вып. 4, СПБ, 1907; Елизарова H. A., Театры Шереметевых, М., 1944; Очерки по истории русской музыки 1750-1825, под ред. М. С. Друскина и Ю. В. Келдыша, Л., 1956, с. 154-66.

Ю. В. Келдыш.

Дедюхин А. А.

Александр Александрович (р. 29 I (11 II) 1907, Москва) - сов. пианист. Засл. арт. РСФСР (1970). В 1930 окончил Моск. консерваторию по классу фп. А. П. Островской. В 1926-29 работал концертмейстером в Моск. консерватории. С 1929 солист и концертмейстер Моск. филармонии, в 1934-1954 - Всесоюзного радиокомитета, в 1954-57 - Гастрольбюро СССР, с 1957 - Москонцерта. Выступал в ансамбле с крупнейшими советскими артистами - Д. Ф. Ойстрахом, И. С. Козловским, П. Г. Лисицианом, З. А. Долухановой. С 1949 выступает с М. Л. Ростроповичем.

Дезед А. Н.

Дезед А. Н. (псевд. - D. Z., Dezиde, Dezaides, Desaides, наст. фам. неизвестна) Александр Никола (1740 или 1744, Лион(?) - 11 IX 1792, Париж) - франц. композитор. В 1772 начал в Париже творч. деятельность как оперный композитор. Встретившись с актёром Б. де Монвелем, приступил к созданию комич. опер (Монвель был автором либретто мн. опер Д.). Д. обладал редким мелодич. даром и большим театр. вкусом. Наряду с А. Гретри продолжал традиции франц. комич. оперы, способствуя дальнейшему развитию и преобразованию этого жанра. Оперы Д. пользовались широкой популярностью, высоко ценились муз. критикой, исполнялись в др. европ. странах (в т.ч. в России, Германии) и долго сохранялись в репертуаре франц. оперного театра.

Сочинения: оперы - Жюли (1772, "Комеди Итальенн", Париж), Ошибка одного мгновенья (L'Erreur d'un moment, 1773, продолжение Жюли, там же), Три фермера (Les trois fermiиrs, 1777, там же), Фатме, или Язык цветов (Fatmй, ou La Langue des fleurs, 1777, Фонтенбло), Спасённая Перонна (Pйronne sauvйe, 1783, т-р "Корол. академия музыки", Париж), Блэз и Бабетта (1783, Версаль, позднее "Театр Итальенн"), Алексис и Жюстина (1783, Версаль), Огюст и Теодора, или Два пажа (Ayguste et Thйodore ou les deux Pages, 1789, "Комеди Франсез", Париж), Альсиндор (1789, там же), Праздник пятидесяти (La fкte de la cinquantaine, 1796, т-р "Лувуа", Париж); фп. пьесы, 6 сонат для арфы (op. II), арии и романсы.

Литература: Ля Лоранси Л. де, Французская комическая опера 18 в., М., 1937; Rоugin A., Dezиde. Extrait de "Revue et Gazette musicale de Paris", 1862.

C. M. Грищенко.

Дезормьер Р.

Дезормьер Р. (Desormiиre) Роже (13 IX 1898, Виши - 25 X 1963, Париж) - франц. дирижёр и композитор. Учился в Парижской консерватории, совершенствовался у Ш. Кеклена. Дирижировал в 1924-25 спектаклями Шведского балета в Париже и в 1925-1930 "Русского балета" С. П. Дягилева (в т.ч. премьерой балета С. С. Прокофьева "Стальной скок", 1927), с труппой к-рого выступал в Париже, Лондоне, Милане. В 1937-46 работал в Париже в "Опера комик" (с 1944 - её директор); в 1945-46 руководил пост. балетов в "Гранд-Опера". Выступал как конц. и оперный дирижёр в крупнейших муз. центрах Европы (до 1950), в т.ч. в Лондоне с оркестром Би-Би-Си (1946-47) и в т-ре "Ковент-Гарден" ("Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси, 1949). Гастролировал в Москве и Ленинграде (конец 1940-х гг.). С 1930 рук. Об-ва музыки прошлого ("D'autrefois"). Оставил дирижёрскую деятельность в 1950. Был знатоком творчества композиторов эпохи Возрождения и предклассич. периода. Включал в программы концертов мн. забытые и редко исполняемые произв. старинной музыки (нек-рые в собств. оркестровке), в т.ч. К. Ле Жёна, А. Кампра, М. Р. Лаланда, М. П. Монтеклера, Ж. Ф. Рамо, Ф. Куперена. Известен также как пропагандист произв. совр. ему композиторов "Шестёрки", О. Мессиана, П. Булеза, А. Дютийе, П. Хиндемита, Б. Бриттена, Д. Д. Шостаковича; ему принадлежат оркестровки сочинений Э. Сати. Автор музыки к кинофильмам (совм. с Ж. Ориком, Д. Мийо, Ж. Вьенером).

Литература: Roger Desormiиre et son temps, йd. par D. Mayer et P. Souvtchinsky, Monaco, 1966.

E. Я. Рацер.

Дейвис М. Д.

Дейвис М. Д. (Davis) Майлс Дьюи (р. 25 V 1926, Олтон, шт. Иллинойс) - амер. трубач негр. происхождения. Выступал с 1941 в Сент-Луисе, с 1945 - в Нью-Йорке. Один из основоположников совр. джаза, Д. играл в стиле "би-боп". В 1948 организовал ансамбль из 10 музыкантов, исполнение к-рого стало эталоном нового направления, т. н. "прохладного" ("cool") джаза. В дальнейшем руководил квинтетом (иногда секстетом), в к-ром играли крупнейшие джазовые музыканты-виртуозы. В кон. 60-х гг. Д. первым в США начал применять в джазовых композициях рок-ритмы и тембры электроинструментов. В ряде соч. Д. ("Вехи в жизни Майлса" - "Milestones"; "Ну так что же?" - "So what?") используется остинатная гармонич. формула.

Литература: Симоненко В., Мелодии джаза, К., 1970, 1976.

Дейвис П. М.

Дейвис П. М. (Davies) Питер Максвелл (р. 8 IX 1934, Манчестер) - англ. композитор. В 1956 окончил Корол. муз. колледж в Манчестере, в 1957 - Манчестерский ун-т. В 1957-58 занимался по композиции у Г. Петрасси в Риме. В 1964 окончил аспирантуру при муз. отделении Принстонского ун-та (США). В 1959-1962 музыкальный директор школы в Сайренсестере, с 1966 преподаватель композиции в ун-те Аделаиды (США). В 1967 (совм. с Г. Бёртвислом) организовал ансамбль инструменталистов "Пьерро-плейерс" в Лондоне, в 1970 преобразованный в ансамбль "Огни Лондона".

Сочинения: опера Тавернер (1972, Лондон); симфония для камерного орк. (1962); соната для 17 дух. инструментов Святой Михаил (1957); камерно-инстр. ансамбли - соната для трубы и фп. (1955); струн. квартет (1961); пьесы для фп.; 5 мотетов для хора a cappella (1959).

Дейвис Р.

Дейвис Р. (Davis) Колин Рекс (р. 25 IX 1927, Уэй-бридж, Суррей) - англ. дирижёр и кларнетист. Игре на кларнете обучался у Ф. Тёрстона в Корол. муз. колледже в Лондоне. Играл в разл. оркестрах. В 1949 дебютировал в качестве дирижёра. С 1950 дирижёр оперной труппы в Челси, с 1957 - Шотл. нац. оркестра Би-Би-Си (Глазго), с 1958 - оркестра т-ра "Сэдлерс-Уэллс" в Лондоне (в 1961-64 муз. директор), с 1966 - оркестра т-ра "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке, с 1967 гл. дирижёр симф. оркестра Би-Би-Си, с 1971 муз. директор т-ра "Ковент-Гарден" в Лондоне.

Дейк Э.

Дейк Э. (Dyck) Эрнест ван (2 IV 1861, Антверпен - 31 VIII 1923, Берлар) - бельг. оперный певец (тенор). Учился пению у С. И. Бакса в Париже. В 1887 дебютировал в "Эден-театре" (Париж) в партии Лоэнгрина. В 1888-92 солист Венской придв. оперы, в 1898-1902 - т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Выступал в Лондоне (т-р "Ковент-Гарден", впервые в 1891; был антрепренёром нем. труппы этого т-ра, 1907), в Париже ("Гранд-Опера", в 1891, 1908 и 1914), в Брюсселе, Вене и мн. городах США, на Байрёйтских фестивалях (1911). Много гастролировал в России (впервые в 1900), где был очень популярен. С 1906 профессор пения в Брюссельской и Антверпенской консерваториях. Пользовался известностью как конц. певец, выступал в ведущих партиях франц. опер, прославился как один из лучших исполнителей гл. партий муз. драм Р. Вагнера. Партии: Тангейзер, Лоэнгрин, Парсифаль; Логе ("Золото Рейна"), Зигмунд ("Валькирия"), Зигфрид ("Зигфрид"), Тристан ("Тристан и Изольда"), Вальтер ("Нюрнбергские мейстерзингеры"), Де Грие ("Манон" Массне), Вертер.

Дёйч М.

Дойч (Deutsch) Мориц (16 XII 1818, Никольсбург, ныне Микулов, ЧССР - 27 II 1892, Бреслау, ныне Вроцлав) - нем. композитор и певец (тенор). Учился в Венской консерватории у Й. Фишхофа и М. Вайса, затем в Бреслау у Э. Баумгарта, Й. Мозевиуса, Й. Зейдля. Работал кантором в синагогах Вены (1842-44), Бреслау (1845-54), где выступал также как солист (в ораториях). С 1855 преподавал в Бреслау музыку на Израэлитском теологич. семинаре; в 1859 здесь же осн. муз. школу для евр. канторов и педагогов. Автор евр. инстр. и вок. музыки. Написал 12 прелюдий для органа на темы старых синагогальных мелодий, "Кол Нидре" для голоса с органом или фп. Собрал и опубликовал неск. сб. евр. духовных мелодий.

Дёйч О. Э.

Дёйч О. Э. (Deutsch) Отто Эрих (5 IX 1883, Вена - 23 XI 1967, там же) - австр. музыковед. Изучал историю иск-в и лит-ры в ун-тах Вены и Граца. В 1908-09 печатался как художеств. критик в венской газ. "Zeit", в 1909-11 ассистент ин-та истории иск-в при Венском ун-те, до 1935 библиотекарь муз. собрания Антони ван Хобокена, одновременно в течение неск. лет книготорговец и издатель в Вене. В годы оккупации Австрии жил в Англии (с 1939). В 1952 вернулся в Вену. Автор биографич. и библиографич. трудов о Шуберте, В. А. и Л. Моцарте, Генделе, Гайдне, Бетховене, Шумане, Листе, Брамсе, а также исследований по истории иск-ва и лит-ры (о М. фон Швинде, Ф. Кюрнбергере, Д. Шпитцере), издатель большого числа муз.-историч. документов. С 1962 вместе с А. Орелем и Б. Паумгартнером руководил Центральным институтом по изучению Моцарта при зальцбургском Моцартеуме. Почётный президент Международного шубертовского общества со времени его основания (1963).

Сочинения: Schubert-Brevier, В., 1905; Beethovens Beziehungen zu Graz, Graz, 1907; Franz Schubert. Die Dokumente seines Lebens und Schaffens, Bd 2, 1: Die Dokumente seines Lebens, Mьnch. - Lpz., 1914, Bd III: Sein Leben in Bildern, Mьnch., 1913; Franz Schubert. Briefe und Schriften, Mьnch. - Lpz., 1919, W., 1954; Die historischen Bildnisse Franz Schuberts, W.. 1922, 1928; Mozart und die Wiener Logen, W., 1932; Leopold Mozarts Briefe an seine Tochter, Salzburg - Lpz., 1936 (совм. с Б. Пумгартнером); Das Wiener Freihaustheater, W., 1937; Schubert. A documentary biography, L., 1946, (под назв. The Schubert reader), N. Y., 1947, нем. доп. изд. - Schubert. Die Dokumente seines Lebens. Gesammelt und erlдutert von О. Е. Deutsch, Kassel, 1964, Lpz., 1964 (в составе нового собр. соч. Шуберта, серия VIII, Bd 5); Schubert. Thematic catalogue... (совм. с Д. Р. Уейклингом), L. - N. Y., 1951; Schubert. Thematic catalogue (1951). Corrections and additions. "ML", XXXIV, 1953; Schubert-Museum der Stadt Wien, W., 1954; Hдndel. A documentary biography, L., 1955; Franz Schubert. Die Erinnerungen seiner Freunde Lpz., 1957, 1966; Mozart und seine Welt in zeitgenцssischen Bildern, Kassel, 1961 (в составе нового собр. соч. Моцарта, серия X, Bd 32); Mozart. Die Dokumente seines Lebens, Kassel, 1961, Lpz., 1961, Mьnch., 1963; Mozart. Briefe und Aufzeichnungen (совм. с В. А. Бауэром), Bd 1-4, Kassel, 1962-63, и др.

Литература: Festschrift Otto Erich Deutsch. Zum 80. Geburtstag..., Kassel, 1963 (со списком музыковедч. работ Д.); "Цsterreichische Musikzeitschrift", Jg.ЗXIII, 1958, Sonderheft; статьи М. Брауна ("MR", XIV, 1953), В. Каля ("Mf", XII, 1959), Ле Ру ("AMl", XXXI, 1959), Р. Клейна ("ЦMz", XXII, 1967), В. Герстенберга ("Mf", XXI, 1968, Beitrag 1968/69), И. П. Ларсена ("AMl", XL, 1968; "DMT", XLIII, 1968) и др.

О. Т. Леонтьева.

Дейша-Сионицкая М. А.

Дейша-Сионицкая М. А. (урожд. - Сионицкая, по мужу - Дейша) Мария Адриановна (22 X (3 XI) 1859, Чернигов - 25 VIII 1932, Коктебель, ныне Планёрское Крымской обл.) -сов. певица (драм. сопрано), педагог, муз.-обществ. деятель. В 1881 окончила Петерб. консерваторию (классы пения E. P. Цванцигер и К. Эверарди). Совершенствовалась в Вене и Париже у М. Маркези. Успешно выступала в Париже. Дебютировала в 1883 в партии Аиды в Мариинском т-ре (Петербург) и оставалась солисткой этого т-ра до 1891. В 1891-1908 солистка Большого т-ра в Москве.

Д.-С. обладала сильным, гибким, ровным во всех регистрах голосом, большим драм. темпераментом, редкой артистич. чуткостью и вдумчивостью. Её исполнение отличалось задушевностью, глубоким проникновением в образ. Партии: Антонида; Горислава ("Руслан и Людмила"), Наташа, Татьяна, Кума Настасья, Иоланта; Вера Шелога ("Боярыня Вера Шелога"), Земфира ("Алеко"), Ярославна, Лиза, Купава (последние четыре - впервые в Москве), Агата; Елизавета ("Тангейзер"), Валентина ("Гугеноты"), Маргарита ("Мефистофель" Бойто) и мн. др. П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов высоко ценили исполнение Д.-С. партий в их операх.

Много выступала как камерная певица, в частности в концертах Кружка любителей русской музыки. Впервые исполнила ряд романсов С. И. Танеева, с к-рым была связана большой творч. дружбой. Д.-С. были организованы "Концерты иностранной музыки" (1906-08) и совм. с Б. Л. Яворским "Музыкальные выставки quot; (1907-11), пропагандировавшие новые камерные соч., преим. рус. композиторов. Одна из основателей, член правления и преподаватель (1907-13) моск. Народной консерватории. В 1921-32 профессор Моск. консерватории (класс сольного пения) и Первого гос. муз. техникума. Автор книги "Пение в ощущениях" (М., 1926).

Литература: Ф(индейзен) Н., М. А. Дейша-Сионицкая, "РМГ", 1902, No 49; Переписка С. И. Танеева с М. А. Дейшей-Сионицкой, в сб.: Памяти Сергея Ивановича Танеева. 1856-1946, М.-Л., 1947, с. 235-58; Алексеева Е., М. Дейша-Сионицкая, "СМ", 1962, No 8.

Л. З. Корабелъникова.

Дека

Дека (от нем. Decke, букв. - крышка) - часть корпуса струн. муз. инструментов, служащая для отражения и усиления звука. Изготовляется обычно из резонансовой древесины (ель, пихта); у нек-рых нар. муз. инструментов (напр., гиджак, банджо) - из кожи или пузыря. Скрипка, гитара и др. инструменты имеют верхнюю и нижнюю Д. Верхняя Д. снабжена звуковыми отверстиями. Балалайка, домра и др. инструменты имеют только верхнюю Д. Фортепьянная Д. представляет собой щит, склеенный из отд. дощечек. У скрипки, виолончели Д. - осн. часть корпуса. Толщина и её распределение, а также связанный с этим тип т. н. настройки Д. во многом определяют звучание инструмента, отчасти его тембр. Существуют две осн. системы настройки Д. скрипки - в кварту и секунду. В классич. период школ скрипичного мастерства (17-18 вв.) была распространена система, применявшаяся А. Страдивари: верхняя Д. строилась в си бемоль малой октавы, нижняя - в до первой октавы. Мастерами итал. скрипичной школы установлена и настройка Д. виолончели. Анализ принципа и способа определения настройки Д. дали франц. физик Ф. Савар, нем. исследователь К. Фур и сов. скрипичный мастер E. P. Витачек.

Литература: Витачек E. P., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М., 1964, с. 29-61; Savart F., Mйmoire sur la construction des instruments а cordes et а archet, P., 1819; на нем. - Ьber den Bau der Geige und anderer Streichinstrumente, Lpz., 1844; Fuhr K., Die akustischen Rдtzel der Geige, Die endgьltige Lцsung des Geigenproblems. Fьr Physiker, Geigenbauer und Musiker dargestellt, Lpz., 1926.

И. М. Ямпольский.

Декады национального искусства

Статья большая, находится на отдельной странице.

Деканова Е. М.

Елизавета Михайловна (2(14) XI 1869, Петербург -1 IV 1918, Париж) - рус. камерная певица (меццо-сопрано). Занималась в Миланской консерватории у Э. Чимма, брала также уроки пения у Д. Артo (Париж) и К. Эверарди (Киев). В репертуаре Д. преобладали произв. рус. композиторов. Много гастролировала. Пропагандировала рус. музыку, исполняла также (на языке подлинника) песни и романсы Ф. Листа, И. Брамса, X. Вольфа, Э. Грига, К. Дебюсси, К. Сен-Санса.

H. Н. Соколов.

"Декка"

"Декка" ("Decca") - англ. фирма звукозаписи. Осн. в 1928 на базе фирмы "С. Барнетт и сыновья", выпускавшей грампластинки и воспроизводящую аппаратуру. Название "Д." получила от первых портативных граммофонов "The Decca Dulcephone", выпущенных фирмой "С. Барнетт и сыновья" в 1914. В первые годы своей деятельности "Д." записывала преим. танц. музыку. После окончания 2-й мировой войны 1939-45 "Д " значительно расширила свою деятельность, стала выпускать записи симф., камерной и оперной музыки, привлекая для этого крупнейших артистов и ведущие коллективы Европы. Значит. внимание "Д." уделяет технич. усовершенствованию грампластинки и звукозаписи: в 1949 "Д." впервые в Англии выпустила пластинки на 331/3 оборота (т. н. долгоиграющие), в 1958 - стереофонич. пластинки, в конце 60-х гг. осуществила первые записи по четырёхканальной системе ("Фаза-4"). К 1974 "Д." - одна из ведущих фирм мира по количеству выпускаемой продукции, её художеств. и технич. уровню. "Д." имеет ряд дочерних предприятий в Англии ("Turnabout", "Vox", "Ecklips", "Argo"), специализирующихся на выпуске определённых категорий и видов пластинок (симф. музыка, мастера мирового джаза, архивные записи и т.п.). Реализация продукции в др. странах осуществляется связанными с нею фирмами-филиалами: "Telefunken-Decca" (ФРГ), "London", "Brunswick" (США), "Fonit" (Италия) и другими.

M. M. Яковлев.

Деккер-Шенк И. Ф.

Иван Фёдорович (1825, Вена - 19(31) X 1899, Петербург) - композитор, гитарист и педагог. По национальности австриец. Окончил Венскую консерваторию по классу пения. В 1861 переселился в Россию. Был рук. Тирольского хора, владельцем т-ра оперетты в Петербурге. Преподавал игру на гитаре в Петерб. об-ве гитаристов и мандолинистов (среди его учеников известный гитарист В. П. Лебедев). Гастролируя во мн. странах в качестве гитариста и мандолиниста (а также певца), приобрёл известность как выдающийся виртуоз. Автор мн. комич. опер и оперетт (в т.ч. оперетты "Хаджи-Мурат", пост. 1887), романсов (его популярный романс "Москва", ставший нар. песней, издан в 1890), сочинений и перелож. для 6- и 7-струнных гитар (фантазии, дуэты, вариации и др.). Издал "Школу-самоучитель для 6-струнной гитары" (ч. 1-2, СПБ - М., 1892).

И. М. Ямпольский.

Предыдущая страница Следующая страница