Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДА"-"ДАМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДА"-"ДАМ")

Да Понте Л.

Да Понте Л. (Da Ponte) Лоренцо (наст. имя и фам. - Эмануэле Конельяно, Conegliano) (10 III 1749, Ченеда, ныне Витторио-Венето - 17 VIII 1837, Нью-Йорк) - итал. писатель-либреттист. При крещении семьи отца (еврей по национальности) в 1763 получил имя ченедского епископа Лоренцо Да Понте. С 1769 учился в духовной семинарии в Портогруаро; в 1773 принял монашеский сан (аббат). Преподавал лит-ру и красноречие (1774-76 в Тревизо, откуда был уволен за распространение руссоистских идей). Жил в Дрездене, с 1781 в Вене (1783-91 - придв. поэт-либреттист), с 1792 в Лондоне (в т.ч. работал в "Кингс-тиэтр"). В Вене и Лондоне написал 30 самостоят. и неск. переводных либретто, преим. в жанре оперы-буффа. Выделяются его тексты для опер В. А. Моцарта: "Свадьба Фигаро" (по Бомарше), "Наказанный распутник, или Дон Жуан" (переделка либр. Дж. Бертати) и "Все они таковы, или Школа любовников" ("Так поступают все женщины"). На тексты Да П. писали оперы А. Сальери ("Богач на день" - первое либр. Да П., 1784; "Аксур, царь Ормуза" - переделка либр. оперы "Тарар" Сальери, написанного Бомарше, и др.), B. Мартин-и-Солер ("Добродетельный ворчун", по К. Гольдони; "Редкая вещь, или Красота и добродетель", по новелле Л. Велеса де Гевары "Дианино древо"), C. Стораче ("Ошибки", по "Комедии ошибок" Шекспира), П. Винтер ("Похищенная Прозерпина" - последняя работа Да П., 1804) и др. Лучшие либретто Да П. отмечены мастерством характеристик, искусным построением интриги (особенно в финалах), изяществом стиха. С 1805 Да П. жил и работал в Сев. Америке. Был здесь театр. антрепренёром (итал. оперная труппа в Нью-Йорке), преподавал итал. язык и лит-ру (в т.ч. с 1825 в Колумбийском ун-те в Нью-Йорке). Его мемуары ("Воспоминания Лоренцо Да Понте из Ченеды, им самим написанные") интересны как историко-культурный документ, но не безупречны с точки зрения фактологии.

Сочинения: Memorie di Lorenzo Da Ponte da Ceneda, scritte da esso, v. 1-4, N. Y., 1823-27; нов. изд., v. 1-2, Bari, 1918; в нем. пер. - Denkwьrdigkeiten, Bd 1-3, Dresden, 1924 (сокр. изд.-Tьbingen, 1969, В., 1970).

Литература: Marchesan A., Della vita e delle opere di Lorenzo Da Ponte, Treviso, 1900; Russo J. L., Lorenzo Da Ponte. Poet and adventurer, N. Y., 1922; Fitz1yon A., The libertine librettist, L., 1955, N. Y., 1957.

Б. С. Штейнпресс.

Давид И. Н.

Давид И. Н. (David) Иоганн Непомук (р. 30 XI 1895, Эфердинг, Верхняя Австрия) - австр. композитор и органист. Получив начальное муз. образование в монастыре св. Флориана, стал учителем нар. школы в Кремсмюнстере. Композицию изучал самоучкой, затем у Й. Маркса в Венской академии музыки и сценич. иск-ва (1920-23). В 1924-34 органист и хор. дирижёр в Вельсе (Верхняя Австрия). С 1934 преподавал композицию в Лейпцигской консерватории (с 1939 директор), с 1948 - в Высшей муз. школе Штутгарта. В 1945-48 директор "Моцартеума" в Зальцбурге. Ранние соч. Д., контрапунктич. и атональные, связаны с муз. стилем экспрессионизма (камерная симфония "In media vita", 1923). Освободившись от влияния А. Шёнберга, Д. стремится обогатить совр. симфонизм средствами старинной полифонии времён готики и барокко. В зрелых соч. композитора ощущается стилистич. родство с творчеством А. Брукнера, И. С. Баха, В. А. Моцарта.

Сочинения: оратория - Ezzolied, для солистов, хора и орк. с органом, 1957; для орк. - 10 симфоний (1937, 1938, 1941, 1948, 1951, 1953 - Sinfonia preclassica; 1954, 1955 - Sinfonia breve; 1956, 1959 - Sinfonia per archi), Партита (1935), Дивертисмент на старые народные песни Kume, kum, geselle min (1939), Партита (1940), Вариации на тему Баха (для камерного орк., 1942), Симфонические вариации на тему Шюца (1942), симф. фантазия Магический квадрат (1959), для струн. орк. - 2 концерта (1949, 1950), Немецкие танцы (1953); концерты с орк. - 2 для скр. (1952, 1957); для альта и камерного орк. - Меланхолия (1958); камерно-инстр. ансамбли - сонаты, трио, вариации и др.; для органа - Choralwerk, I - XIV, 1930-62; обр. нар. песен.

Литература: Oeser Fr., J. H. David, "Jahrbuch der deutschen Musik", Lpz., 1943; Klein R., J. N. David, W., 1964; Stuckensсhmidt H. H., J. N. David, Wiesbaden, 1965.

О. Т. Леонтьева.

Давид К. Г.

Давид К. Г. (David) Карл Генрих (30 XII 1884, Санкт-Галлен - 17 V 1951, Нерви, Италия) - швейц. композитор и муз. критик. Учился в Кёльнской (1902-04) и Мюнхенской консерваториях. В 1910-14 преподавал муз.-теоретич. предметы в Базельской консерватории. В 1915-17 жил в Кёльне и Берлине, с 1918 - в Цюрихе; вёл журналистскую деятельность; в 1928-41 руководил изданием "Schweizerische Musikzeitung". Автор ряда муз.-сценич. произв. (в т. ч. оперы "Золушка" - "Aschenputtel", 1921, Базель), 4 симфоний (наиболее известна 4-я - "Симфония серебряного берега" - "Sinfonie de la cфte d'argent", 1948), концертов для разл. инструментов с оркестром (2 для фп., 5 для скрипки, а также для альта, виолончели, саксофона) и др. симф., камерно-инстр., хор. и камерно-вок. сочинений.

Давид Ф.

Давид Ф. (David) Фердинанд (20 I 1810, Гамбург - 19 VII 1873, Клостерс, Швейцария) - нем. скрипач, композитор, дирижёр и педагог. Ученик Л. Шпора (скрипка) и М. Гауптмана (композиция). С 1826 играл в оркестре Корол. оперы в Берлине. В 1829-35 возглавлял струн. квартет мецената Липхарта в Дерпте (Тарту). Концертировал в Петербурге, Москве, Риге. С 1835 концертмейстер оркестра Гевандхауза и рук. его постоянного квартета. С 1843 профессор консерватории в Лейпциге. Первый исполнитель (1845) скрипичного концерта Мендельсона, написанного композитором специально для Д. Наряду с Л. Шпором и Й. Иоахимом, крупнейший представитель нем. скрипич. школы 19 в. Его исполнению были присущи новые, изысканные приёмы игры, тонкость тембровых красок, тщательно разработанная техника летучих штрихов (последнее сказалось на фактуре финала концерта Мендельсона). Д. нарушил общепринятую в 1-й пол. 19 в. концертную программу скрипачей. В эпоху господства салонных виртуозов, блестящих попурри и фантазий на популярные темы опер он возродил забытые произв. И. С. Баха, А. Корелли, Дж. Тартини и мн. др. композиторов 17-18 вв., обработав их для совр. исполнения. Изданные под редакцией Д. "Сонаты и партиты для скрипки соло Баха" (1843) и антология "Высшая школа скрипичной игры" ("Die hohe Schule des Violinspiels", 1867-72, 1903) имели громадное значение для утверждения нового скрипичного исполнит. стиля. Опубликованную им в этой антологии популярную Чакону (g-moll) T. Витали нек-рые исследователи считают его собственным сочинением. Д. вёл широкую педагогич. работу, воспитал выдающихся скрипачей, в т.ч. Й. Иоахима и А. Вильгельми. Деятельность Д. как исполнителя, педагога и редактора оставила глубокий след в истории скрипичного иск-ва и явилась одним из зачит. этапов развития скрипичного репертуара. В композиторском творчестве Д. был последователем Мендельсона. Д. - автор оперы "Ганс Вахт" (1852, Лейпциг), 2 симфоний, 5 скрипич. концертов, мн. пьес для скрипки и фп., песен, каденций к скрипичным концертам Моцарта и Бетховена, а также "Скрипичной школы" ("Violinschule", 1863) и др.

Литература: Ямпольский И., Фердинанд Давид (К 125-летию со дня рождения), "СМ", 1935, No 7-8; Eckardt J., Ferdinand David und die Familie Mendelssohn-Bartoldy, Lpz., 1888; Moser A., Geschichte des Violinspiels, В., 1923; Arro E., David und das Liphart-Quartett in Dorpat, "Baltischer Revue", 1935.

И. М. Ямпольский.

Давид Ф. С.

Давид Ф. С. (David) Фелисьен Сезар (13 IV 1810, Кадне, Воклюз - 29 VIII 1876, Сен-Жермен-ан-Ле) - франц. композитор. Чл. Ин-та франции (1869). Получил классич. образование в иезуитском коллеже г. Экс-ан-Прованс, одновременно обучался музыке в церк. хор. школе. В 1828 второй дирижёр гор. т-ра в Эксе, в 1829 церк. капельмейстер. В 1830 переехал в Париж, занимался в консерватории у Ф. Ж. Фетиса (контрапункт и композиция) и Ф. Бенуа (орган). Брал также уроки гармонии у Н. А. Ребера. В 1831 вступил в об-во сенсимонистов, сочинял песнопения для концертов т. н. "апостолов сенсимонизма". В 1833-35 в качестве миссионера (пропагандировал идеи утопич. социализма) посетил страны Бл. и Ср. Востока. Изучал нар. музыку, собирал оригин. вост. мелодии, к-рые позднее использовал в своих сочинениях. Возвратившись в Париж, издал сб. "Восточные мелодии" для фп. ("Mйlodies orientales", 1835). Известность Д. принесла ода-симфония "Пустыня" ("Le dйsert", 1844, с хором и чтецом, на текст поэта сенсимониста О. Колена); в ней использованы араб. мелодии. В 1845 Д. совершил конц. турне (дирижировал собств. сочинениями) по Германии, Англии и Австрии. В 60-х гг. посетил Россию.

Творчество Д. носит ярко выраженный романтический характер. Д. заложил основы ориентализма во франц. музыке 19 в. Его произв. отличаются изяществом, оригинальностью мелодич. материала, свежестью гармоний, изобретательностью инструментовки. Нек-рые приёмы композиторской техники Д. предвосхищают франц. муз. импрессионизм.

Сочинения: оперы - Бразильская жемчужина (La perle du Brйsil, 1851, "Театр лирик", Париж), Геркуланум (1859, т-р "Гранд-Опера", Париж), Лалла-Рук (по поэме Т. Мура, 1862, т-р "Опера комик", Париж), Сапфир (по комедии "Конец - делу венец" Шекспира, 1865, там же), Пленница (La captive, не пост.), Арендатор из Франковилля (не оконч.; популярна была мелодия "Ласточки" из этой оперы); оратория - Моисей на горе Синае (1846); оды-симфонии - Пустыня (Le dйsert, 1844), Христофор Колумб (1847); мистерия "Эдем" (1848); симфонии - 4 (из них опубл. одна - F-dur, 1846); камерно-инстр. ансамбли - 24 струн. квинтета (Четыре времени года - Les quatres saisons), 2 нонета для дух. инструментов; фп. пьесы, хоры, романсы и др.

Литература: Серов А. Н., Критические статьи, т. 1, СПБ, 1892; Azevedo A., F. David, coup d'oeil sur sa vie et ses oeuvres, P., 1863; Saint-Saлns, Harmonie et mйlodie, P., 1885; Brancour R., Fйlicien David, P., 1909; Gouin Th., David Fйlicнen Cesбr le pиre de l'exotisme musikal, "Musica", (Disques), 1962, H. 99.

С. М. Грищенко.

Давиденко А. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Давидович Б. М.

Белла Михайловна (р. 16 VII 1928, Баку) - сов. пианистка. Засл. артистка РСФСР (1972). Окончила в 1951 Моск. консерваторию по классу Я. В. Флиера (ранее, до 1948, занималась у К. Н. Игумнова), в 1951-54 училась в аспирантуре у него же. С 1962 преподаёт спец. фп. в Моск. консерватории. 1-я пр. на IV Междунар. конкурсе пианистов им. Шопена в Варшаве (1949). В основе репертуара Д. - произв. романтиков, в особенности Ф. Шопена. В исп. Д. выявляются лирико-драм. черты творчества Шопена - его элегич. монологичность и романтич. страстность. Игра Д. темпераментна и виртуозна (особенно в мелкой технике); фразировка пластична, детализированна.

Литература: Дельсон В., Белла Давидович играет Шопена, "МЖ", 1966, No 1; Тероганян М., Артистка игумновской школы, "СМ", 1970, No 5.

В. Ю. Дельсон.

Давидовский Г. М.

Григорий Митрофанович (6 (18) I 1866, с. Мельня, ныне Конотопского р-на Сумской обл. - 13 IV 1952, Полтава) - сов. хоровой дирижёр, композитор и певец. Засл. арт. УССР (1951). В 1897 окончил Петерб. консерваторию как хор. дирижёр, в 1902 - вокальный ф-т по классу Е. И. Иванова-Смоленского. Теоретич. предметы изучал у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова. Творч. деятельность начал в родном селе, где в 1888 организовал большой хор. В 1892-1902 в Петербурге руководил рабочими и студенческими хорами, организовывал в разл. городах (Винница, Житомир, Лубны, Керчь, Полтава, Москва) укр. и рус. хор. коллективы (св. 35). Концертировал по стране с руководимой им укр. хор. капеллой, отличавшейся большим мастерством исполнения (орг. в Ростове-на-Дону, 1908). Пропагандировал укр. нар. песни, выступал в периодич. печати, занимался педагогич. деятельностью. В последние годы жизни был художеств. руководителем Полтавской хор. капеллы.

Д. написал ок. 80 хор. сочинений и обработок. Широко известны его сюиты на темы укр. нар. песен - "Бандура" (1896), "Кобза" (б. г.), "Кубань" (1927); ему принадлежат многочисл. хоры без сопровождения, поэмы (в т.ч. "Свiте тихий, краю милий", "Ще як були ми козаками" на сл. Т. Г. Шевченко), вок. вальсы ("Баламуте", "Кохання") и др., обработки укр., польск., рус., рум., морд. нар. песен и др.

Литература: Михайлов Н., Композитор i хоровий диригент Г. М. Давидовський, Кипв, 1962.

Л. С. Кауфман.

Давиташвили М. Ш.

Мери (Мария) Шалвовна (р. 13 III 1924, Тбилиси) - сов. композитор и муз.-обществ. деятель. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1960). Занималась в Кутаисском муз. уч-ще. В 1946 окончила композиторский ф-т Тбилисской консерватории; ученица А. М. Баланчивадзе. В 1954-68 пред. секции детской музыки, с 1956 член правления, с 1968 секретарь CK Грузии. Д. принадлежат произв. разл. жанров, отличающиеся лиризмом, поэтичностью. Особое признание получили детские песни Д., отмеченные тонким пониманием детской психологии, ясностью муз. образов.

Сочинения: оперы (для детей) - Каджана (1966, Груз. т-р оперы и балета), Нацаркекия (1972); для орк. - сюиты Свадьба солнца (1953) и Пионерская (1954); для фп. с орк. - фантазия и концерт (1956); камерно-инстр. ансамбли; для голоса с фп. - романсы, песни (цикл на слова А. Каландадзе, 1964; Песни о Родине, 1965), детские песни (циклы Доброе утро и Песни игрушек на стихи М. Мревлишвили, 1951, песни - Маленький поезд, Тбилисское утро, Песня Мананы); музыка для драм. т-ра и кино.

Л. В. Какабадзе.

Давлесов Н. Д.

Насыр Давлесович (р. 15 III 1929, Кара-Булак, ныне Кеминский р-н Кирг. ССР) - дирижёр, композитор и муз. деятель. Нар. арт. Кирг. ССР (1974). Чл. КПСС с 1962. В 1956 окончил Моск. консерваторию по классу дирижирования у А. П. Чугунова. С 1956 гл. дирижёр Оркестра кирг. нар. инструментов им. К. Орозова, с 1961 дирижёр Кирг. т-ра оперы и балета. Под рук. Д. пост. оперы "Евгений Онегин", "Русалка" (1968); "Сердце матери" Германова, "Олджобай и Кишимджан" Абдраева, балеты "Лебединое озеро", "Спартак"; "Чолпон" Раухвергера, состоялись премьеры муз. комедий "Осторожно, невеста" Давлесова (1971), "Холостяки" Аманбаева (1974), балетов "Бессмертие" Нурымова (1972), "Макбет" Молчанова (1978). Выступает как симф. дирижёр. Среди соч. - муз. комедия, кантаты, св. 200 песен и романсов. Автор кн. "Абдылас Малдыбаев" (1957), учебников муз. грамоты и пения для начальных школ (все - совм. с А. Аманбаевым). С 1971 ректор Кирг. ин-та иск-в, с 1978 профессор. Гос. пр. Кирг. ССР им. Токтогула (1978).

Давлури

Давлури - груз. групповой нар. танец. Медленная часть - хороводная, более оживлённая - исполняется парами, в финале танца одна из пар танцует картули. Танец отличается плавностью, торжественностью. Муз. размер 6/8, темп медленный (использован в операх "Дареджан Коварная" М. Баланчивадзе, "Сказание о Шота Руставели" Д. Аракишвили и др.).

Давыдов А. Д.

Давыдов А. Д. (наст. фам. - Карапетян) Александр Давыдович (4 (16) 1 1849, Кавказ - 20 I (2 II) 1911, Петербург) - рус. певец (тенор), артист оперетты и эстрады. По национальности армянин. Учился в Моск. Лазаревском ин-те вост. языков. Пел в хоре Итал. оперы в Тбилиси. В 1876 исполнил партию Торопки ("Аскольдова могила") на сцене Большого т-ра (впоследствии неоднократно выступал в этой партии). В 1879-1884 работал в Малом т-ре в Москве. С 1876 выступал (исполнял комич. роли) в Моск. Народном т-ре С. В. Танеева, затем в Моск. артистич. кружке - преим. в опереттах, пост. М. В. Лентовским ("Птички певчие", "Синяя борода" Оффенбаха, "Лёгкая кавалерия" Зуппе, "Корневильские колокола" Планкета и др.). После успеха в муз. мозаике "Цыганские песни в лицах" (роль Антипа) Д. основное внимание уделял исполнению на конц. эстраде цыганских песен (его называли "королём цыганского романса"). Д. обладал красивым мягким голосом, большим сценич. обаянием. Широкую популярность завоевали исполненные Д. романсы: "Пара гнедых", "Нищая", "Не говори, что молодость сгубила", "Отойди" и др. Нек-рые из них записаны певцом на пластинки. Выступал также в жанре мелодекламации.

Литература: (Театрал), Кончина короля цыганского романса А. Д. Давыдова, "Петербургская газета", 1911, 21 янв., No 20; Давыдов В. Н., Рассказ о прошлом, М.-Л., 1931.

М. М. Яковлев.

Давыдов А. М.

Давыдов А. М. (наст. фам. - Левенсон) Александр Михайлович (1872, имение в Полтавской губ. - 28 VI 1944, Москва) - сов. певец (лирико-драм. тенор). Засл. арт. Республики (1924). Брал уроки пения у К. Эверарди в Киеве, затем у Е. К. Ряднова в Петербурге. С 1889 солист Киевского оперного т-ра, с 1892 пел в оперных антрепризах в Тбилиси, Екатеринославе, Харькове и др. городах. В 1900 дебютировал в Мариинском т-ре в партии Германа (ставшей впоследствии одной из лучших партий артиста).

Ровный голос необыкновенно мягкого тембра, совершенство муз. фразировки, тонкое артистич. дарование отличали иск-во Д. Он считался лучшим Канио на рус. сцене, пользовался большим успехом в партиях Зигмунда, Логе и Миме ("Кольцо нибелунга" Вагнера). Среди др. партий: Синодал, Самозванец, Ленский, Дубровский, Отелло, Тангейзер, Самсон; Рауль ("Гугеноты"), Хозе и мн. др. Из-за внезапно наступившей глухоты был вынужден оставить в 1914 оперную сцену. До 1924 занимался концертно-исполнит. деятельностью, с успехом исполнял рус., цыганские и неаполитанские песни и романсы. В середине 20-х гг. уехал за границу, в 1934 работал режиссёром оперной труппы в Париже, в к-рой пел Ф. И. Шаляпин. В 1935 вернулся в СССР. С 1936 преподавал в вечерней школе пения при Ленингр. т-ре оперы и балета.

Литература: Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и её мастера. 1890-1910, М.-Л., 1940, с. 82-87; Левик С. Ю., Записки оперного певца, М., 1955, М., 1982, с. 122-30 и др.

В. И. Зарубин.

Давыдов К. Ю.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Давыдов М. Д.

Михаил Давыдович (12 (25) V 1913, Андижан - 16 VI 1981, Ташкент) - сов. певец (лирич. тенор) и педагог. Нар. арт. Узб. ССР (1978). В 1939 окончил Узб. студию при Моск. консерватории у Н. И. Сперанского. С 1933 артист Узб. т-ра муз. драмы им. Я. М. Свердлова, с 1939 солист Узб. т-ра оперы и балета. Партии: Ленский, Юродивый; Шуйский ("Борис Годунов"), Фауст, Фра-Дьяволо; Альмавива ("Севильский цирюльник"), Альфред, Григорий; Джура ("Буран" Ашрафи и Василенко), Назир ("Хамза" Бабаева), Посол ("Улугбек" Козловского), Олимджон ("Зейнаб и Омон" Закирова), Хидоят ("Проделки Майсары" Юдакова). Большое место в конц. репертуаре Д. занимают узб., тадж., тат. и азерб. нар. песни. С 1966 преподаватель Ташкентского театр. ин-та им. А. Н. Островского.

Давыдов С. И.

Степан Иванович (1777-10 (22) V 1825, Москва) - рус. композитор, дирижёр и педагог. Учился в Придв. певч. капелле в Петербурге у Дж. Сарти. В 1800-04 и 1806-10 капельмейстер театр. школы. Переехав в Москву, руководил муз. частью т-ра Шереметевых. С 1815 капельмейстер и учитель пения при моск. казённых театрах. Творчество Д. связано гл. обр. с т-ром. Наиболее крупная его работа - музыка 3-й и 4-й частей оперной тетралогии "Днепровская русалка" (1805, 1807), а также 6 дополнит. номеров к 1-й её части (1-я ч. - это переработка зингшпиля австр. комп. Ф. Кауэра "Женщины Дуная"). Автор балетов "Увенчанная благость" (1801) и "Жертвоприношение благодарности" (1802, оба пост. И. И. Вальберхом), музыки к трагедиям "Ирод и Мариамна" Державина (1808), "Электра и Орест" Грузинцева (1809), "Дмитрий Донской" Озерова (1824). Д. принадлежит музыка патриотич. дивертисментов, включающая хор. и орк. обработки народных песен и танцев: "Семик, или Гулянье в Марьиной роще", "Филатка с Федорой у качелей под Новинским" (оба 1815), "1 мая, или Гулянье в Сокольниках", "Гулянье на Воробьёвых горах" (оба 1816), "Праздник жатвы" (1824). Написал также духовные сочинения (10 четырёхгол. концертов, 3 концерта для 2 хоров и др.), песни. В творчестве Д. жанровая характерность, идущая от широкого использования фольклорных элементов, соединяется с повышенной романтич. экспрессией. Пейзажно-описат. эпизоды его опер (напр., вступление к 3-й ч. "Русалки", изображающее грозу) являются первыми образцами романтич. орк. звукописи в рус. музыке.

Литература: Рабинович А. С., Русская опера до Глинки, М., 1948, с. 129, 133-46, 163-64; Грачёв П. В., С. И. Давыдов, в кн.: Очерки по истории русской музыки. 1790-1825, Л., 1956, с. 263-82.

Ю. В. Келдыш.

Давыдов Ю. Л.

Юрий Львович (24 IV (6 V) 1876, Женева - 16 IV 1965, Клин) - сов. муз.-обществ. деятель. Племянник П. И. Чайковского, внук декабриста В. Л. Давыдова. В 1939-61 гл. хранитель Дома-музея П. И. Чайковского в Клину.

Сочинения: Записки о П. И. Чайковском, М., 1962; Клинские годы творчества Чайковского, М., 1965.

Литература: Задонский Н., Внук декабриста, М., 196З.

Давыдова В. А.

Давыдова В. А. (по мужу - Мчедлидзе) Вера Александровна (р. 17 (30) IX 1906, Нижний Новгород, ныне Горький) - сов. певица (меццо-сопрано) и педагог. Нар. арт. РСФСР (1951) и засл. арт. Груз. ССР (1944). Чл. КПСС с 1951. Деп. Верх. Совета РСФСР 2-го и 3-го созывов. В 1930 окончила Ленингр. консерваторию (класс Е. В. Девос-Соболевой). С 1929 солистка Ленингр. т-ра оперы и балета, в 1932-56 - Большого т-ра СССР (дебютировала в партии Амнерис). Д. обладала сильным голосом мягкого тембра, тонким муз. вкусом, благодарной сценич. внешностью. Первая исполнительница в Большом т-ре партий: Аксиньи (1936); Груни ("Броненосец "Потёмкин"" Чишко, 1938), Ниловны ("Мать" Желобинского, 1939), Стеши ("Декабристы", 1953). Среди лучших партий: Марфа ("Хованщина"; Гос. пр. СССР, 1951), Любаша ("Царская невеста"), Марина Мнишек; Любовь ("Мазепа"), Любава ("Садко"; Гос. пр. СССР, 1950), Кармен, Амнерис, Азучена. Выступала также как конц. певица. В её репертуаре рус. и зарубежные романсы. В 1946 исполнила цикл из 7 сольных концертов - "Развитие русского романса от его истоков до сегодняшнего дня" (Гос. пр. СССР, 1946). С 1959 преподаватель Тбилисской консерватории (с 1964 профессор). Среди её учениц - Т. А. Гургенидзе, M. P. Касрашвили и др. Гастролировала за рубежом (Финляндия, Иран, Польша, Дания, Норвегия, Швеция, Венгрия и др.).

Сочинения: Певческое дыхание и некоторые советы по постановке голоса, Тб., 1966 (совм. с Дм. Мчедлидзе).

Литература: Вера Александровна Давыдова, М., 1953 (буклет); В. А. Давыдова, в кн.: Большой театр..., М., 1958.

В. И. Зарубин.

Давыдова С. О.

Софья Осиповна (1875-1958) - сов. пианистка. Засл. арт. РСФСР (1935). Училась в Петерб. консерватории у А. Н. Есиповой, совершенствовалась в Вене у Т. Лешетицкого. Творческую деятельность начала к 1896 в качестве аккомпаниатора, вскоре выдвинувшись в число лучших рус. пианистов-ансамблистов. Была аккомпаниатором Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, Н. Н. Фигнера, И. В. Ершова, И. В. Тартакова, П. З. Андреева, В. И. Касторского, А. Н. Давыдова и др. виднейших певцов. Выступала совм. с А. В. Вержбиловичем, Л. С. Ауэром, Я. Кубеликом, Э. Фёйерманом, Я. Хейфецем, М. Эльманом и др. Известна также как интерпретатор камерно-инстр. музыки. С 1922 работала в Ленингр. филармонии концертмейстером, вела большую педагогич. работу, способствуя развитию камерного исполнительства и популяризации камерной музыки.

Дагестанская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дагиров Н. С.

Наби Садыкович (р. 15 X 1921, с. Верхнее Казанище, ныне Буйнакского р-на Даг. АССР) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1960). Чл. КПСС с 1944. В 1934-39 обучался в Махачкалинском муз. уч-ще по классу валторны А. Я. Клейзмера. В 1939 поступил в Саратовскую консерваторию. В 1940-45 Д. служил в рядах Сов. Армии. В 1952 окончил Ленингр. консерваторию; занимался по классу композиции М. О. Штейнберга, позднее - В. В. Пушкова и В. В. Волошинова. В 1952-63 худ. рук. Ансамбля песни и танца народов Дагестана; одновременно преподавал в Дагестанском муз. уч-ще им. Г. А. Гасанова (в 1963-72 директор). Среди учеников Д. - Ш. Р. Чалаев, А. А. Агабабов, К. П. Алескеров и др. С 1954 ответств. секретарь, с 1973 пред. правления Даг. отд. CK СССР. В 1957-68 возглавлял Даг. отд. Всероссийского хор. об-ва. Сочинения Д. способствовали становлению и развитию муз. иск-ва Дагестана и прежде всего симф. и вок.-симф. жанра. Гос. пр. Даг. АССР (1967).

Сочинения: опера - Айгази (1952); оперетта - Проделки Хизри-Мизри, или Мулла в одиночестве (1969, Аварский муз.-драм. т-р, Буйнакск); вок.-хореографич. сюита - Булгка (1953-54), вок.-хореографич. постановка - Сбор винограда (I960); кантата - Советский Дагестан (1958; Гос. пр. Даг. АССР, 1959); для орк. - симфония (Дагестанская, 1970), 2 увертюры (Праздничная, 1949; Торжественная, 1950), поэмы (Борцам за счастье Дагестана, 1952; Тарки-Тау, 1964), сюиты (Дагестанские эскизы, 1961; Дагестанские танцы, 1961); Андийский танец (1968); для орк. дагестанских нар. инструментов - Лезгинка (1960), Увертюра (1961), Ночь, Утро (1961), концерт для комуза (1971), поэма-фантазия (1971); 2 струн. квартета (1948, 1956); для фп. - Дагестанская фантазия Харе (на тему нар. танца, 1964), Токката (1972); пьесы для разл. инструментов; хоры б cappella, романсы, песни, музыка для драм. т-ра, обр. нар. песен.

Литература: Якубов М., Наби Дагиров, Махачкала, 1969.

M. M. Яковлев.

Дазианская нотация

Дазианская нотация - см. Византийская музыка.

Дайамонд Л.

Дайамонд Л. (Diamond) Дейвид Лео (р. 9 VII 1915, Рочестер) - амер. композитор. Чл. Нац. ин-та иск-в и лит-ры (1966). Учился композиции у Б. Роджерса в Истменской муз. школе в Рочестере (1930-34), совершенствовался у Р. Сешнса в Нью-Йорке (1936-1937) и Н. Буланже в Париже (1937-38). Жил в Риме и Флоренции (1951-65). Возглавлял композиторское отделение Манхаттанской муз. школы (1965-67), преподавал в Джульярдской муз. школе в Нью-Йорке. В творчестве Д. сочетаются черты неоклассицизма и неоромантизма. Мн. соч. отличаются виртуозной контрапунктич. техникой; в нек-рых выделяются лирич. эпизоды с ярко выраженным мелодич. началом. 3 пр. Гуггенхейма (1938, 1942, 1958).

Сочинения: для солистов, хора и орк. - симфония К музыке (То music, 1967); для орк. - 9 симфоний (1941-65), сюита Мир Пауля Клее (The World of Paul Klee, 1957), псалм (1936); Круги (Rounds, для струн. орк., 1944); концерт для камерного орк. (1940); концерты с орк. - для фп. (1950, 1966), скр. (1937, 1967), влч. (1938); камерно-инстр. ансамбли, в т. ч. 11 струн. квартетов (1940-64), фп. квинтет (1972); хор Юный Иосиф (Young Joseph, со струн. орк., 1944), хоры a cappella, в т. ч. 3 мадригала по Дж. Джойсу (1937); пьесы для фп., концерт для 2 фп.; циклы песен с фп. на слова англ. и амер. поэтов.

Дайна

Дайна (daina) - общее наименование разл. видов литов. нар. песен. Самый распростр. вид литов. нар. творчества. Первые публикации Д. осуществил П. Руйгис (1745), первые сб. составили Л. Реза (1825) и С. Станявичюс (1829-33). В Д. сохранились отголоски древнего мироощущения и древних верований первобытнообщинного строя. Осн. черты Д. - лиричность муз. и поэтич. образов, лаконичность и закруглённость муз. формы. По своей тематике Д. делятся на мифологич., трудовые, календарные обрядовые, свадебные, молодёжные, любовные, семейные, детские, военно-историч., Д. социального протеста, революционные, советские и др. Наиболее ранними являются детские, трудовые, календарные обрядовые, а также нек-рые свадебные Д. Для выявления нац. специфики и осн. видов Д. с 1954 в Ин-те литов. языка и литературы при АН Литов. ССР и с 1963 в Литов. консерватории создаются систематич. каталоги Д.

В разл. этнич. областях Литвы сложились своеобразные исполнит. традиции Д. В юж. части Литвы - в Дзукском и Занеманском краях (а также в местностях вост. Пруссии, населённых в древние времена литовскими племенами) распространилось одноголосное пение. Монодические мелодии отличаются импровизационностью, ладовой колоритностью (встречаются терцовый, квартовый лады, пентатоника, миксолидийский, ионийский, эолийский, фригийский, дорийский, переменные лады и др.), ритмич. богатством, пластичностью рисунка мелодич. линии. В северо-вост. части Литвы бытует многогол. пение 2 видов: полифоническое (см. Сутартине) и гомофонно-гармоническое (2 или 3-голосное) пение. С 19 в. самым распространённым является гомофонное двух- или трёхголосное пение. Обычно 2-й голос сопровождает осн. мелодию на терцию ниже, а третий (если имеется) выдерживает осн. звуки гармонии. В интонац. структуре гомофонного многоголосия особую роль играет квинтовая опора.

Литература: Rйza L., Dainos oder Litauische Volkslieder, Kцnigsberg, 1825, Vilnius, 1958; Stanevicius S., Daynas Zemaycziu, Vilnius, 1829, Vilnius, 1954; Juska A., Lietuviskos dainos, t. 1-3, Kazanй, 1880-82, Vilnius, 1954; его же, Lietuviskos svotbinйs dainos, Petropyle, t. 1-2, 1883, Vilnius, 1955; Sabaliauskas A., Lietuviu dainu ir giesmiu gaidos, Hels., 1916; Brazys T., Lietuviu tautiniu dainu melodijos, Kaunas, 1927; Sruoga В., Dainu poetikos etiudai Kaunas, 1927; его же, Rastai, t. 6, Vilnius, 1957; Ciurlionyte J., Lietuviu liaudies melodijos, "Tautosakos darbai", t. 5, Kaunas, 1938; её же, Lietuviu liaudies dainos vaikams, Kaunas, 1948; eё жe, Lietuviu liaudies dainos, Vilnius, 1955; её же, Литовское народное песенное творчество, М.-Л.,1966; её же, Lietuviu liaudies dainu melodikos bruozai, Vilnius, 1969; S1aviunas Z., Sutartinйs, t. 1-3, 1958-1959; его же, Сутартинес (Л.), 1972; Sauka D., Tautуsakos savitumas ir vertй, Vilnius, 1970.

Г. Четкаускайте.

Дайра

Дайра (груз.), дойра (узб., тадж.), - ударный муз. инструмент типа бубна.

Дакен Л. К.

Дакен Л. К. (Daquin, d'Aquin) Луи Клод (4 VII 1694, Париж - 15 VI 1772, там же) - франц. композитор, органист, клавесинист, Потомок Ф. Рабле (по матери). Рано проявил муз. дарование (в возрасте 6 лет играл на клавесине перед Людовиком XIV). Учился у Н. Вернье (композиция) и Л. Маршана (орган и клавесин). С 12 лет органист капеллы Пти-Сент-Антуан. С 1715 служил церк. органистом. После состязания в игре на органе в церкви Сен-Поль в 1727, одержав победу над Ж. Ф. Рамо, получил место органиста этой церкви. С 1739 органист Королевской капеллы, с 1755 - собора Нотр-Дам в Париже. Игра Д. на органе отличалась блестящей виртуозностью и богатством импровизации.

Произв. Д. написаны гл. обр. в стиле рококо, с присущими этому стилю чертами утонч. галантности, обилием украшений. Главное в музыке Д. - выразительность мелодики; его лучшие сочинения отличаются жанровой изобразительностью и лирич. психологизмом. Д. - автор пьес для клавесина (в 1-й сб. - "Premier livre de piиces de clavecin", 1735, - входит знаменитая миниатюра "Кукушка", сохранившаяся в репертуаре совр. пианистов), рождественских песен для органа и для клавесина ("Nouveau livre de noлls pour l'orgue et le clavecin, dont la plupart peuvent s'exйcuter sur les violons, flыtes et hautbois", 1757), в к-рых он культивирует приёмы фигурац. варьирования, прозрачное гомофонное письмо, а также темброво-регистровую перекраску тем. Писал кантаты (издана только "Роза", 1762); в рукоп. остались кантата с симф. оркестром "Цирцея" на слова Ж. Ж. Руссо, мотеты, дивертисменты, фуги и трио, 2 мессы, Те Deum и мн. др. соч. разных жанров. Произв. Д. для клавесина включены в сб.: "Maоtres franзбis de clavecin...", йd. de Brunold P. et Expert H., P., 1926; "Nouveau recueil de noлls", йd. par N. Dufourcq, P., Schola Cantorum, (1955).

Литература: Коган Г., Теория "инструментального фактора" и проблема французского клавесинизма..., "СМ", 1933, No 2; его же, Французская клавесинная музыка, под ред. и с предисл. А. Юровского, М., 1934; Алексеев А. Д., Клавирное искусство, М.-Л., 1952; Друскин М., Клавирная музыка..., Л., 1960; Raugе1 F., Les organistes, P., 1923; Rirro A., Les clavecinistes, P., 1924.

В. Ю. Дельсон.

Дактиль

Дактиль (греч. daxtylos) - в антич. музыке и стихосложении стопа из долгого слога и следующих за ним двух кратких; в силлабо-тоническом стихе - трёхсложная стопа с ударением на 1-м слоге. В европ. музыке нового времени, где нет метрич. деления на стопы, этим термином обозначаются: 1) начинающиеся с сильного (тяжёлого) момента трёхдольные мотивы (типа >

Дактиль

Дактиль

Дактиль

) и трёхтактные фразы; 2) по аналогии с антич.

Д. ритмич. фигуры типа

Дактиль

Дактиль

,

Дактиль

Дактиль

Дактиль

и т.п.; 3) в работах Р. Вестфаля и Ю. Н. Мельгунова - "стопы" (т. е. темповые или счётные единицы) из 4 "мор" (наименьших длительностей, образующих внутридолевую пульсацию), напр. четверти в размере С при движении шестнадцатыми или половинные в размере

Дактиль

при движении восьмыми.

М. Г. Харлап.

Д'аламбер Ж.

Ле Рон д'Аламбер (Le Rond d'Alembert) Жан (16 XI 1717, Париж - 29 X 1783, там же) - франц. философ, математик, физик, астроном, муз. акустик и муз. эстетик. Чл. Парижской, Петерб. и др. академий. Внебрачный сын офицера Детуша (оставлен матерью на паперти церкви Сен-Жан Ле Рон, отсюда имя и прозвище). В 1751-57 редактор "Энциклопедии наук, искусств и ремёсел" (во вступит. статье "Очерк происхождения и развития наук" затронул и проблемы музыки), автор нескольких статей по музыке. Рассуждения о музыке встречаются в философских и литературо-ведч. сочинениях Д'А. По словам Р. Роллана, "из всех энциклопедистов Даламбер был самым музыкальным" ("Музыканты прошлых дней", М., 1938, стр. 266). По Д'А., музыка обладает способностью отражать действительность посредством воспроизведения вызываемых ею ощущений. Вок. музыку он ставил выше инструментальной. Противопоставляя новаторство итал. музыкантов консерватизму вкусов своих соотечественников, Д'А. отмечал превосходство итал. мелодий и речитативов над франц. В книге "Элементы теоретической и практической музыки согласно принципам г. Рамо" (1752) Д'А. популярно изложил учение о гармонии (во 2-м изд., 1779, предисл. "Размышления о теории музыки"). Выступление Ф. Рамо с критикой муз. отдела "Энциклопедии" вызвало полемику, на к-рую Д'А. откликнулся в предисл. к т. 6 "Энциклопедии". В трактате "О свободе музыки" (1760) подвёл итоги "войны буффонов", подчеркнул политич. содержание борьбы вокруг вопросов музыки и оперного иск-ва. Написал раздел музыки в "Литературной истории царствования Людовика XIV" К. Ф. Ламбера (1751). Д.'А. принадлежит ряд муз.-акустич. исследований.

Сочинения: Elйments de musique thйorique et pratique, suivant les principes de m. Rameau, P., 1752 (факсимильное изд. 1966); De la libertй de la musique, P., 1760; OEuvres et correspondances inйdites, P., 1887.

Литература: Шевалье Л., История учений о гармонии, пер. с франц., М., 1931; Материалы и документы по истории музыки, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934; Маркус С. A., История музыкальной эстетики, т. 1, М., 1959, гл. IX; Bertrand J., D'Alembert, P., 1889; Goldschmidt H., Die Musikдsthetik des 18. Jahrhunderts..., Z. - Lpz., 1915; Mьller M., Essai sur la philosophie de J. d'Alembert, P., 1926; Barthй1йmy M., Essai sur la position de d'Alembert, в "Querelle des bouffons", в "Recherches sur la musique francaise classique", t. VI, P., 1966.

Б. С. Штейнпресс.

Дала-фандыр

Дала-фандыр - осетинский струнный щипковый муз. инструмент. Имеет 2-3 струны (из кручёного конского волоса), продолговатый корпус и плоскую шейку (в большинстве случаев без ладов), заканчивающуюся крючкообразной головкой. Общая дл. инструмента 800-850 мм. Изготовляется из одного куска дерева (обычно кленового). Дека - деревянная, с маленькими круглыми резонаторными отверстиями. Строй - квартовый или кварто-квинтовый. Звук извлекается защипыванием, бряцанием и щёлканьем по струнам пальцами.

Дала-фандыр

Настройка народного дала-фандыра.

Д.-ф. - самый распространённый инструмент в Южной и Северной Осетии. В 1940 на основе нар. Д.-ф. были созданы его оркестровые разновидности - пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас.

Далгат Д.

Джемал-Эддин Энверович (р. 30 III 1920, Анапа) - сов. дирижёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1960). Нар. арт. Даг. АССР (1968). Первоначально музыке обучался под рук. матери - Д. М. Далгат ( 1885-1938) - сов. пианистки, композитора и педагога. Позднее занимался у Н. Я. Мясковского, Г. И. Литинского и M. P. Гнесина (композиция). В 1948 окончил Ленингр. консерваторию, в 1951 - аспирантуру при ней. В 1950-54 дирижёр-ассистент Ленингр. т-ра оперы и балета. В 1950-55 и 1958-62 преподавал дирижирование в Ленингр. консерватории. Гл. дирижёр Тадж. т-ра оперы и балета (1955-57), дирижёр Ленингр. т-ра оперы и балета (с 1963). Ведёт также конц. деятельность. Под упр. Д. впервые в СССР исполнен ряд произв. классич. и совр. авторов, в т. ч. опера "Питер Граймс" Бриттена (конц. исп., 1964). "Гран при" за грамзапись под упр. Д. оперы "Любовь к трём апельсинам" Прокофьева. Гастролировал за рубежом. Д. принадлежат неск. переводов на рус. яз. либретто заруб. оперных и ораториальных, а также лит. произв. Гос. пр. РСФСР им. М. И. Глинки (1970).

Далейрак Н. М.

Далерак, д'Алерак (Dalayrac, d'Alayrac) Никола Мари (8 VI 1753, Мюре, Верхняя Гаронна - 26 XI 1809, Париж) - франц. композитор. Чл. Шведской академии (1798). Вопреки воле отца, готовившего сына к профессии адвоката, Д. упорно овладевал игрой на скрипке. В 1774-81 служил в армии. Одновременно брал уроки гармонии у О. Ф. Лангле, пользовался советами А. Э. М. Гретри. В 1781 в Париже на сцене придв. т-ра пост. комич. оперы Д. "Скромный ужин" ("Le petit souper") и "Модный всадник" ("Le Chevalier а la mode").

Д. работал преим. в оперном жанре. Непритязательная, но мелодичная музыка его опер была любима слушателями; благодаря остроте сюжетов, умелому использованию характерных элементов франц. и итал. нар. муз. комедий оперы Д. имели успех. На события Великой франц. революции Д. откликнулся созданием ряда произв., в т.ч. опер "Утро 14 июля" ("Le Chкne patriotique, ou La matinйe du 14 juillet", 1790), "Филипп и Жоржетта" (1791). Написал для исполнения народом "Оду верховному существу" ("Ode а l'Etre suprкme"), "Песнь пушек" ("La chanson des canons"). Широкую известность приобрели его куплеты "Будем на страже страны" ("Veillons au salut de l'empire"; Д. приспособил к этим словам музыку из оперы "Рено д'Аст").

Сочинения: оперы (св. 60), в т.ч. Полное затмение (L'йclipse totale, 1782, "Комеди Итальенн", Париж), Приданое (La dot, 1785, там же), Нина, или Безумная от любви (Nina, ou La folle par amour, 1786, там же), Рено д'Аст (1787, там же), Два маленьких савойяра (Les deux petits savoyards, 1789, там же), Беспокойный вечер (La soirйe orageuse, 1790, там же), Камиль, или Подземелье (Camille, ou Le souterrain, 1791, там же), Всё ради любви, или Ромео и Джульетта (Tout pour l'amour, ou Romйo et Juliette, 1792, т-р "Фавар", Париж), Дом продаётся (Maison а vendre, 1800, т-р "Опера комик", Париж), Гулистан (Gulistan, ou Le Huila de Samarcande,1805, там же), Лина, или Тайна (Lina, ou Le mystиre, 1807, там же), Поэт и музыкант, или Я ищу сюжет (Le poиte et le musicien, ou Je cherche un sujet, 1811, т-р "Фейдо", Париж); трио, струн. квартеты; песни и др.

Литература: Радиге A., Французские музыканты эпохи Великой Французской революции, пер. с франц., М., 1934, с. 87-95; Ля-Лоранси Л. де, Французская комическая опера XVIII века, пер. с франц., М., 1937, с. 135-37; Rixйrйcourt R. Ch. - G. de, Vie de Dalayrac, P., 1810; Cucuel G., Les crйateurs de l'Opйra-comique, P., 1914.

E. P. Бронфин.

Далла Рицца Д.

Далла Рицца Д. (Dalla Rizza) Джильда (2 X 1892, Верона - 4 VII 1975, Милан) - итал. певица (сопрано). Ученица А. Риччи. Дебютировала в 1912 в Болонье в партии Шарлотты ("Вертер"). В 1915-34 пела в т-ре "Ла Скала". Гастролировала в Великобритании, Франции, Аргентине (до 1930 неск. лет была солисткой т-ра "Колон" в Буэнос-Айресе). Певицу высоко ценил Дж. Пуччини. В расчёте на её вок. данные он написал партию Лиу ("Турандот"). В обширном репертуаре Д. Р. выделялась партия Виолетты. Высоким художеств. достижением певицы была роль Маршальши ("Кавалер розы"). В последний раз выступила на сцене в 1942 в Виченце (исп. партию Анджелики в опере "Сестра Анджелика" Пуччини). Впоследствии преподавала в Консерватории им. Бенедетто Марчелло в Венеции, занималась оперной режиссурой.

Даллапиккола Л.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Далль'абако Э. Ф.

Далль'абако Э. Ф. (Dall'Abaco) Эваристо Феличе - см. Абако Э. Ф.

Далль'окка

Далольо (Dall'Occa, Dall'Oglio) - семья итал. музыкантов, работавших в России. Антонио Доменико (Доменико Францевич) Д.'О. (1 VI 1763, Ченто, близ Болоньи - 18 IV 1833, Петербург) - контрабасист. Учился в Италии. В 1790-96 выступал в концертах в Москве с братом Филиппо Д.'О. В 1796 солист, с 1798 первый контрабасист оркестра Петерб. имп. т-ров. С 1797 концертировал как солист во многих европейских городах (в т.ч. в Москве, 1798). Контрабасист-виртуоз, он впервые в России выступал с сольными концертами (комп. Винценти написал по просьбе Д.'О. "Русскую арию с вариациями"). Играл на 3-струн. контрабасе. В 1818 вместе с дочерью Терезой (клавесинистка и пианистка) совершил большую конц. поездку по России. Автор обработок для контрабаса мн. рус. нар. песен (постоянно исполнял их в концертах). В 1832 дал последний концерт (в Петербурге).

Антонио Д.'О. (1818 - вероятно, 17 IX 1846, Флоренция) - контрабасист. Учился в театр. школе у отца - Антонио Доменико Д.'О. В 1833 занял его место в оркестре имп. т-ров. В 1834 уехал из России. С успехом выступал с сольными концертами.

Джузеппе Д.' О. (ок. 1700, Падуя или Венеция - после 1794, место смерти неизв.) - виолончелист. Вероятно, дядя Антонио Доменико Д.'О. В 1735-64 работал в Петерб. придв. оркестре. Выступал также в концертах вместе с братом - Доменико Д.'О. В 1764 уехал из России, концертировал в Берлине, Варшаве, Вене и др. европ. городах.

Доменико Д.'О. (1700, Падуя - 1764, Нарва) - скрипач и композитор. Учился у Дж. Тартини и А. Вивальди. В 1735-64 работал в Петерб. придв. оркестре. Выступал в концертах. Автор 6 симфоний, 12 сонат для скрипки, виолончели или клавесина ("12 sonate a violino е violoncello о cimbalo", Amst., 1738), 6 сонат для флейты и виолончели или виолы да гамба и др.

Филиппо Д.'О. (год рожд. неизв. - 1841, Петербург) - клавесинист и вок. педагог. Брат Антонио Доменико Д.'О. В 1786-87 музыкант придв. оркестра в Петербурге. Отец певицы С. Шоберлехнер.

Литература: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России, т. 2, М.-Л., 1929; Ливанова Т., Русская музыкальная культура XVIII века, т. II, М., 1953; Контрабас. История и методика. Ред. Б. Доброхотов, М., 1974; Mooser A., Annales de la musique el des musiciens en Russiи au XVIII siиcle, t. 1-3, Gen., 1948-51.

Б. В. Доброхотов.

Далль'окка С.

Далль'окка С. (Dall'Occa) Софья - см. Шоберлехнер С.

Даль Монте Т.

Даль Монте Т. (Dal Monte) Тоти (наст. имя и фамилия - Антониетта Mенегелли, Meneghelli) (р. 27 VI 1893, Мольяно-Венето) - итал. певица (колоратурное сопрано). Пению обучалась у Б. Маркизио, одновременно училась по классу фп. в Венецианской консерватории. Позднее изучала сценич. иск-во под рук. певца А. Пини-Корси. Дебютировала в 1916 в миланском т-ре "Ла Скала", исполнив партию Бьянкофьоре ("Франческа да Римини" Дзандонаи). В 1917-1922 пела в оперных т-рах Болоньи, Милана, Генуи, Палермо, Турина и др. городов Италии. С 1922 в течение 10 сезонов выступала в т-ре "Ла Скала" под рук. А. Тосканини. С огромным успехом гастролировала в Берлине, Лондоне, Париже, Монте-Карло, Нью-Йорке, Чикаго, Мельбурне, Токио, городах Юж. Америки и др. стран мира. В 1936 по приглашению Р. Симони выступила на драм. сцене в комедии К. Гольдони "Кьоджинские перепалки" (Лучетта). В 1943 оставила оперную сцену, преподавала пение в Милане, Риме, Венеции. В 1948 играла в драм. труппе Базеджо.

Редкий по красоте тембра, гибкости и яркости звучания голос, виртуозное вок. мастерство, музыкальность и артистич. дарование поставили Д. М. в ряд выдающихся оперных певиц мира. Среди лучших партий: Джильда, Виолетта; Амина ("Сомнамбула" Беллини), Лючия; Линда ("Линда ди Шамуни" Доницетти), Розина (в опере "Севильский цирюльник" неоднократно пела вместе с Ф. И. Шаляпиным), Чио-Чио-сан, Мими; Лиу ("Турандот" Пуччини) и др. Д. М. снималась во мн. фильмах: "Карнавал в Венеции" (1940), "Оранжевые цветы" (1944), "Голос твоего сердца" (1950) и др. Приезжала в Советский Союз в 1931, 1956, в 1963 с драм. труппой Ф. Де Лулло.

Сочинения: Голос над миром, (пер. с итал.), М., 1966.

Литература: Тоти Даль Монте, "СМ", 1956, No 12; Тарасов A., Тоти Даль Монте, "Нева", 1963, No 12; Lauri-Volpi G., L'Equivoco, Mil., 1938; Gaisberg E. W., T. Dal Montй, "Musica e dischi", Mil., 1949; Celletti R., Prigioniera di se stessa, "La Scala", 1951, agosto.

C. M. Грищенко.

Д'альгейм П.

Альгейм (D'Alheim) Пьер (1862, Ларош - 1922, Париж) - франц. писатель и переводчик. Муж М. А. Олениной- Д'Алъгейм. Пропагандист творчества М. П. Мусоргского во Франции; перевёл на франц. яз. тексты его песен, либр. оперы "Борис Годунов". Автор кн. о Мусоргском ("Moussorgsky", Р., 1896).

Дальхауз К.

Дальхауз К. (Dahlhaus) Карл (p. 10 VI 1928, Ганновер) - нем. музыковед (ФРГ). Учился у Р. Гербера в Гёттингене, В. Гурлитта и Г. Ценка во Фрейбурге (Брейсгау). В 1950-58 зав. лит. частью "Нем. театра" в Гёттингене. В 1960-62 муз. редактор газ. "Stuttgarter Zeitung". В 1962-66 науч. консультант краеведч. отдела в музыковедч. ин-те Кильского ун-та. С 1967 профессор технич. ун-та в Берлине. С 1968 вице-президент Об-ва муз. исследований (Кассель). Д. принадлежат книги и многочисл. статьи по разл. проблемам муз. теории, истории, эстетики. Сотрудник и консультант 3-го (Sachteil, 1967) и ред. дополнительных (Ergдnzungsband, 1972-73) томов римановского муз. словаря ("Riemann Musiklexikon"). С 1972 один из ред. журн. "Neue Zeitschrift fьr Musik".

Сочинения: Studien zu den Messen Josquins Des Prйs, Gцtt., 1952; Zu Kants Musikдsthetik, "AfMw", 1953, X, H. 4; Die Termini Dur und Moll, там же, 1955, XII, H. 4; Bachs konzertante Fugen, в кн.: Bach-Jarhbuch, XLII, Lpz., 1955: Versuch ьber Bachs Harmonik, там же, XLIII, 1956; Eine deutsche Kompositionslehre des frьhen 16. Jahrhundetrs, в сб.: Kirchenmusikalisches Jahrbuch, XL, 1956; War Zarlino Dualiste "Die Musikforschung", 1957, X, H. 2; Bach und der "lineare Kontrapunkt", в кн.: Bach-Jahrbuch, XLIX, Lpz., 1962; Musikдsthetik, Kцln, 1967; Untersuchungen ьber die Enstehung der harmonischen Tonalitдt, Kassel - (u. a.), 1968; Analyse und Werturteil, Mainz, (1970); Ist die Zwцlftontechnik "illusorische", "Mf", 1971, H. 4; Romantische Musikдsthetik und Wiener Klassik, "AfMw", 1972, H. 3; Zur Wirkungsgeschichte musikalischer Werke, "NZfM", 1973, H. 4.

Литература: Давыдов Ю., Новые тенденции в музыкальной эстетике ФРГ, в сб.: Кризис буржуазной культуры и музыки, М., 1972, с. 224-42.

Ю. H. Холопов.

Дам Линь

Дам Линь (р. в октябре 1932, р-н Тэйбак) - вьетнамский композитор. Окончил Моск. консерваторию у А. А. Николаева (1969). В 1954-59 рук. Военного ансамбля песни и пляски р-на Тэйбак. Автор 3 ораторий ("Нгуен Ван-Чой", 1966; "Вьетнам-70", "Ленин и Хо Ши Мин", обе - 1970), мн. балетов (в т. ч. "Маяк" (Хайфон, 1970), "Охотник" (Ханой, 1973)), симфонии-поэмы (1970), музыки к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам. Гос. пр. СРВ (1977, 1980; за музыку к кинофильмам "Нгуен Ай Куок с Лениным" и "Взрыв после войны").

Дамаев В. П.

Василий Петрович (7 (19) IV 1878, станица Отрадная, ныне Краснодарского края - 11 X 1932, Москва) - сов. певец (лирико-драм. тенор). В юности пел в церк. хоре. В 1905 учился в Моск. филармонич. уч-ще (класс А. М. Успенского). В 1906-1924 выступал в Оперном театре Зимина. Первые оперные партии готовил под рук. П. С. Оленина и Э. А. Купера (дебютировал в 1908). В 1910 участвовал в "Русских сезонах" (Париж; исполнил партию Самозванца в "Борисе Годунове"). В 1924-28 солист Оперного т-ра сада "Аквариум", в 1928-29 худ. рук. передвижной Моск. обл. оперы. В 1930 оставил сцену. В 1931-32 сотрудник Центр. театр. музея им. А. А. Бахрушина в Москве. Д. обладал голосом большой силы, ровным во всех регистрах, прекрасной дикцией. Его игра отличалась искренностью, ярким темпераментом. Особенно близки его исполнит. стилю были партии в pyс. операх (Садко, Левко; Торопка в "Аскольдовой могиле" и др.). Среди др. партий: Герман, Собинин; Орест ("Орестея" Танеева), Радамес, Отелло, Самсон, Канио, Хозе; Рудольф ("Богема"), Вальтер ("Нюрнбергские мейстерзингеры").

В. И. Зарубин.

Дамбис П. Е.

Паул Екабович (р. 30 VI 1936, Рига) - сов. композитор. В 1962 окончил Латв. консерваторию по классу композиции у В. Уткина. С 1964 звукорежиссёр студии телевидения Латв. ССР. С 1968 зам. пред. CK Латв. ССР. Участвовал в фольклорных экспедициях АН Латв. ССР. Д. разрабатывает проблемы обновления хор. языка средствами свободной интерпретации латыш. нар. песни.

Сочинения: опера - Икар (1970); вок.-инстр. поэмы - Костёр Джордано Бруно (Dzordano Bruno sдrts, 1965), Икар (1966, текст Э. Межелайтиса); цикл Laurae cantum (1966, текст Pр. Петрарки), оратории Голубая планета (Zila planeta, 1967, тексты античных и совр. поэтов) и Стансы о Микеланджело (Stanza di Michelangelo, 1971), Реквием-концерт (Rekviems koncerts, 1968), симфония (1970); вок. циклы - Курземская тетрадь (Kurzemes burtnica, 1967, тексты латыш. нар. песен), Сиротские песни (Serdienu dziesmas, 1968, тексты латыш. нар. песен); циклы с сопр. фп.: Женские песни (Sieviesu dziesmas, 1966, тексты латыш. нар. песен), Видземские календарные песни (Vidzemes kalendara dziesmas, 1968), Песни моря (Juras dziesmas, 1971); 4 струн. квартета; 4 сонаты для фп.; музыка для драм. т-ра, кино и телевиз. фильмов, в т.ч. Живая глина (1966), Отсвет былого (1968) и др.

Я. Я. Витолинь.

Дамдинсурэн Б.

Бэлэгийн (р. 10 X 1919, Джаргалант, Центр. аймак) - монг. композитор. Нар. арт. МНР. Автор первой монг. оперы "Среди печальных гор" (1942, совм. с Б. Ф. Смирновым), опер "Путь к счастью" (1951), "Три шарайгольских хана" (1961, по нац. эпосу "Гэсэриада"), "Борьба" (1965), "Амарсана" (1971), балета "Легенда об озере" (1969), музыки гимна МНР (совм. с Л. Мурдоржем). Гос. пр. МНР (1947, 1951).

Дамке Б.

Дамке Б. (Damcke) Бертольд (6 II 1812, Ганновер - 15 II 1875, Париж) - нем. пианист, дирижёр, муз. критик и педагог. Получил разностороннее муз. образование (играл на скрипке, фп., органе). По композиции занимался у А.Шмитта и Ф. Риса во Франкфурте-на-Майне. С 1834 альтист придв. капеллы в Ганновере, позднее дирижёр Муз. об-ва и Об-ва любителей хор. пения в Бад-Крёйцнахе, в 1837-41 - Филармонич. об-ва и Об-ва оперной музыки в Потсдаме, в 1841-45 дирижировал в Кенигсберге. В 1845-55 жил в Петербурге, преподавал, выступал как пианист, дирижёр, лектор, муз. критик (сотрудничал в журн.: "Библиотека для чтения", "Литературное прибавление к "Нувеллисту"", "Отечественные записки", в газ. "СПб. ведомости", "Journal de St.-Petersburg"). Опубликовал "Музыкальные воспоминания" ("Библиотека для чтения", 1849-1850). С 1855 жил в Брюсселе, с 1859 в Париже, где преподавал теорию музыки в консерватории, сблизился с Г. Берлиозом. В эти годы был постоянным иностр. корреспондентом ряда петерб. периодич. изданий. Автор оперы "Кетхен из Хейльбронна", ораторий "Дебора" и "Тобиас", хор. песен, фп. трио, струн. квартетов, фп. пьес.

Литература: Ливанова Т. Н., Оперная критика в России, т. 1, вып. 2, М., 1967, т. 2, вып. 3, М., 1969; (Bibescu (Вibesсо) A.), Berthold Damcke. Йtude biographique et musicale, P., 1894.

И. M. Ямпольский.

Предыдущая страница Следующая страница