Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДЕК"-"ДЕТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДЕК"-"ДЕТ")

Декламация музыкальная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Делаж Ш. М.

Делаж Ш. М. (Delage) Шарль Морис (13 XI 1879, Париж -29 IX 1961, там же) - франц. композитор и муз. критик. Ученик М. Равеля (с 1900), оказавшего большое влияние на композиторскую деятельность Д. Известность Д. принесла симф. поэма "Сказка о море". Среди др. произв.: три песни ("Интермеццо", "Аметисты", "Из книги Монелле"), вок. цикл "Четыре индусских поэмы" для сопрано, квартета арф, квартета духовых инстр. и фп. (1913); струнный квартет (1948); песни, фп. пьесы. Творчество Д. отмечено чертами ориентализма. Автор муз.-критич. статей.

Делаланд М. Р.

Делаланд М. Р. (Delalande) Мишель Ришар (15 XII 1657, Париж - 18 VI 1726, Версаль) - франц. композитор и органист. С 15 лет пел в Королевской капелле мальчиков в Париже, после мутации голоса стал органистом, играл в парижских соборах (сочинял музыку для школьных драм). Король Людовик XIV поручил Д. муз. занятия с принцессами. В 1683 Д. получил место интенданта Корол. капеллы, а с 1704 фактически ею руководил. Д. - автор 20 балетов и придв. дивертисментов, часть из к-рых предвосхищает оперы-балеты: "Дворец Флоры" ("Le palais de Flore", 1689), "Мелисерта" (музыка к комедии-балету Мольера, 1698), "Сельский брак" ("L'Hymen champestre", 1700), "Балет Мира" ("Ballet de la Paix", 1713) и др.; "Симфонии ужинов короля" ("Symphonies des soupers du Roi"), "Рождественских симфоний" ("Symphonies de Noлl"), Больших мотетов, сюиты для скрипки. Д. принадлежат 60 мотетов (1689-1725), к-рые в 1729 по указанию Людовика XV были изданы (в 20 тетрадях). Среди др. произв. на религ. тему: магнификат, мессы, "Мрачные наставления".

Литература: Notes et rйfйrences pour servir а une histoire de Michel-Richard Delalande..., P., 1957.

C. M. Грищенко.

Деланнуа Ф. Ж.

Деланнуа Ф. Ж. (Delannoy) Марсель Франсуа Жорж (9 VII 1898, Ла-Ферте-Але, деп. Эссонн - 14 IX 1962, Нант) - франц. композитор и музыковед. Композицию изучал под рук. А. Онеггера, Ж. Галлона, А. Жедальжа и Л. Обера. Известностью пользовались его оперы и балеты, в музыке к-рых зачастую сочетаются разл. стилистич. приёмы. Автор ряда музыковедч. работ, в т. ч. книги об А. Онеггере (1953, 2-е изд. 1956).

Сочинения: оперы - Грушевое дерево (Le poirier de misиre, 1927, Париж), Жиневра (по новелле Дж. Боккаччо, 1942, там же), опера-оратория Авраам и ангел (1957), Ночь досуга (La nuit du temps, камерная, 1962); балеты - Золушка (1931; 3-я ред. под назв. Туфелька из беличьего меха - La pantoufle de vair, 1935, Париж), Травести (1952, Ангьен-ле-Бен), Фантастическая свадьба (Les noces fantastiques, 1955, Париж), балет-кантата В царстве кометы (Au royaume de la comиte, 1955, Венеция), Гамлет, или Благородный безумец (Hamlet ou le noble fou, 1957, Париж) и др.; произв. для орк., в т. ч. 2 симфонии (1933-54); камерно-инстр. ансамбли, фп. пьесы, хоры, песни (св. 70), музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Литература: Boll A., M. Delannoy, P., 1957.

Дёлер Т.

Дёлер Т. (Dehler) Теодор (20 IV 1814, Неаполь - 21 II 1856, Флоренция) - австр. пианист и композитор. Учился у Ю. Бенедикта в Неаполе, затем (1829-34) у К. Черни и С. Зехтера в Вене. В 1834 вновь жил в Неаполе, затем в Париже и Лондоне. С кон. 30-х гг. концертировал в Берлине, Париже, Лондоне, сканд. странах, Будапеште, Варшаве. В 1845 поселился в России, выступал в Петербурге и Москве, занимался композицией (вследствие брака с Е. Д. Шереметевой, дочерью рус. вельможи, вынужден был по распоряжению Николая I с 1846 навсегда прекратить конц. деятельность в России). Игра Д. отличалась глубиной (концерт No 3 Бетховена), виртуозным блеском, тонкостью и грацией. Репертуар Д. включал гл. обр. собств. бравурные фантазии на темы опер ("Вильгельм Телль" и "Магомет II" Россини, "Лючия ди Ламмермур", "Сомнамбула" Беллини и особенно "Анна Болейн" Доницетти), созданные в духе виртуозных переложений З. Тальберга и отчасти Ф. Листа, с к-рыми Д. был в дружбе. Д. - автор оперы "Танкред" (пост. в 1880), романсов, салонных фп. пьес, известной транскрипции "Соловья" А. А. Алябьева.

Литература: Теодор Дёлер. Воспоминания Е. Д., М., 1901; Музалевский В., Русское фортепианное искусство, М., 1961.

В. Ю. Дельсон.

Делиб К. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Делла Каса Л.

Делла Каса Л. (Delia Casa) Лиза (р. 2 II 1919, Бургдорф) - швейц. певица (сопрано). В 15-летнем возрасте училась пению в Цюрихе у М. Хезер. В 1943 пела партию Аннины ("Кавалер роз") на сцене "Штадт-театра" в Цюрихе. После выступления на фестивале в Зальцбурге в партии Зденки ("Арабелла" Р. Штрауса) в 1947 была приглашена в Венскую гос. оперу. С 1953 одновременно солистка т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Партии: Памина, Графиня, Донна Анна и Донна Эльвира, Фиордилиджи ("Волшебная флейта", "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Так поступают все женщины" Моцарта), Ева ("Нюрнбергские мейстерзингеры"), Марцелина ("Фиделио" Бетховена), Ариадна ("Ариадна на Наксосе" Р. Штрауса) и др. Исполнение Д. К. партий: княгиня Верденберг ("Кавалер роз"), Саломея, Арабелла; Кризотемис ("Электра") принесло певице славу выдающегося интерпретатора оперных произв. Р. Штрауса. В репертуаре Д. К. также его "Последние четыре песни" (с оркестром). Выступала на фестивалях в Глайндборне, Эдинбурге и Байрёйте, в т-рах "Гранд-Опера" (Париж), "Ла Скала" (Милан), "Колон" (Буэнос-Айрес), "Ковент-Гарден" (Лондон) и др. Д. К. пропагандирует произв. совр. швейц. композиторов О. Шёка, В. Буркхарда и др. Выступает как конц. певица. Гастролировала в странах Зап. Европы, Сев. и Юж. Америки, в Австралии и Японии.

Делла Корте А.

Делла Корте А. (Delia Corte) Андреа (5 IV 1883, Неаполь - 12 III 1968, Турин) - итал. музыковед и муз. критик. Музыке обучался самостоятельно. С 1906 сотрудничал в разл. органах итал. периодич. печати (с 1919 - в газ. "Stampa"). В 1926-53 профессор консерватории, в 1939-53 - ун-та в Турине (курс истории музыки). Один из крупнейших совр. итал. учёных. Его труды посв. гл. обр. исследованию итал. муз. т-ра 17-18 вв. Ему принадлежат также работы по вопросам муз. исполнительства, муз. эстетики. Исследования Д. К. отличаются блестящим лит. стилем, богатством документ. материала, меткостью характеристик. Издал совм. с М. Гатти "Музыкальный словарь" ("Dizionario de musica", 1926, 1952, 1959).

Сочинения: Paisiello, Torino, 1922; Saggi di critica musicale, Torino, 1922; L'opera comica italiana nel'1700, v. 1-2. Bari, 1922-23; Niccolo Piccinni, Bari, 1928; La vita musicale di Goethe, Torino, 1932; Pergolesi, Torino, 1936; Un Italiano all' estero. Antonio Salieri, Torino, 1936; Storia de lia musica, v. 1-3. Torino, 1936, 1952 (совм. с Г. Паннаином); Tre secoli di opera italiana, Torino, 1938; Verdi, Torino, 1939; Toscanini, Vicenza,1946; Satire e grotteschi di musiche e di musicisti d'ogni tempo, Torino, 1946; Baldassare Galuppi, Siena, 1949; Interpretazione musicale e gli interpreti, Torino, 1951; Drammi per musica dal Rinuccini allo Zeno, v. 1-2, Torino, 1958; La comicitб e la musica, "StMw", XXV, 1962; Aspetti del "comico nella vocalitб teatrale di Monteverdi, "Rivista italiana di musicologia", II, 1967, и др.

И. M. Ямпольский.

Деллер Д.

Деллер Д. (Deller) Алфрeд Джордж (31 V 1912, Маргит - 16 VII 1979, Болонья) - англ. певец (тенор-альтино). Пел в церк. хорах кафедральных соборов Кентербери (с 1940) и св. Павла (с 1947) в Лондоне. Приобрёл известность как исполнитель произв. Г. Пёрселла и Г. Ф. Генделя. Б. Бриттен написал специально для Д. партию Оберона в опере "Сон в летнюю ночь" (премьера - Лондон, 1960). В 1950 организовал вок. ансамбль "Деллер-консорт", репертуар к-рого включал произв. композиторов-мадригалистов. Концертировал во мн. странах мира. Пропагандировал музыку англ. композиторов-лютнистов и произв., предназначенные для исполнения певцами-альтистами.

Литература: Hardwiсk J. M. D., Hardwiсk M., A. Deller. A singularity of voice, L., (1968).

Деллер Ф. И.

Деллер Ф. И. (Deller) Флориан Иоганн (1 V 1729, Дрозендорф, Ниж. Австрия - 19 IX 1773, Мюнхен) - австр. композитор и скрипач. С 1751 придв. скрипач в Штутгарте, где в 1756-58 брал уроки композиции у Н. Йоммелли. В 1760-68 сотрудничал с Ж. Новером в пост. балетов при штутгартском дворе, для к-рого в 1763 написал музыку к балетам "Орфей и Эвридика" ("Orfeo ed Euridice") и "Победа Нептуна" ("Der Sieg des Neptun"). С 1769 концертмейстер и придв. композитор в Штутгарте. С 1771 жил в Вене и Мюнхене. Д. считается одним из основоположников "драматического балета", балетной пантомимы. Его творчество, принадлежащее к "венскому доклассическому" периоду, связано со стилем штутгартского театра 18 в., получившего более яркое выражение в иск-ве Йоммелли и Новера. Балеты Д. представляют попытку драматизации жанра. Ощутимы влияния стиля accompaniato оперы-сериа, наряду с использованием инстр. жанров. Большинство произв. Д. утеряно, мн. балеты не были пост. Написал также оперы, инстр. произв. - 4 симфонии, 6 трио-сонат для 2 скрипок и виолончели (изданы в Лондоне). 4 балета, в т.ч. "Орфей и Эвридика", опубликованы в серии "Denkmдler der Tonkunst in Deutschland" (hrsg. v. Abert H., XLIII, XLIV, Lpz., 1913).

Литература: Abert H., Die dramatische Musik, в кн.: Herzog Karl Eugen von Wьrtemberg und seine Zeit, VII, Esslingen, 1905; его ж e, J. G. Noverre und sein Einfluss auf die dramatische Ballettkomposition, JbP, 1908, Jg. 15; Krauss В., Das Stuttgarter Hoftheater von den дltesten Zeiten bis zur Gegenwart, Stuttg., 1908.

E. А. Мнацаканова.

Делло Джойо Н.

Делло Джойо Н. (Delio Joio) Норман (p. 24 I 1913, Нью-Йорк) - амер. композитор. Учился игре на органе у отца и П. Йона, композиции - У Б. Вагенара в Джульярдской муз. школе в Нью-Йорке и у П. Хиндемита в Йельском ун-те (1940-41). Работал в Нью-Йорке; был церк. органистом (1934-40), муз. директором танц. ансамбля Ю. Лоринга (1941-43), преподавал композицию в колледжах С. Лоуренс (1945-50) и Маннеса (1958-62), с 1972 - в Бостонском ун-те. Выступал как пианист с Нью-Йоркским и Кливлендским филармонич. оркестрами, гастролировал в Польше (1947; исполнял собств. фп. соч.). В своём творчестве Д. Д. сочетает традиции католич. культовой музыки (использовал в качестве cantus firmus григорианские хоралы), Дж. Габриели и других мастеров полифонии, а также джаза. Испытал влияние неоклассицизма (особенно соч. Хиндемита). Танц. музыка Д. Д. (мн. соч. написаны для балетмейстера М. Грэхем) основана на джазовых ритмах, фп. пьесы - гл. обр. на песенных мелодиях; нек-рые носят декламац. характер ("Террористический акт" - "Assassination"), многие - лирич. склада ("Плач Саула" с оркестром - "Lamentation of Saul"). Пр. Гуггенхейма (1944, 1945, 1946).

Сочинения: оперы (пост. в Нью-Йорке) - Рубин (The ruby, 1955), Процесс в Руане (The trial at Rouen, 1956), Торжество св. Жанны (The triumph of St. Joan, 1958; использована музыка балета и симфонии, оба соч. - 1951); балеты (пост. в Нью-Йорке) - Прерии (Prairie, 1942), На сцену! (On stage!, 1946) и др.; для орк. - симфониетта (1940), магнификат (1942), Концертная музыка (1945), серенада (1948), Эпиграф (1951) и. др. пьесы; для инструмента с орк. - концерты: для 2 фп. (1941), для арфы (1945), 2 концертино, ричеркар и др. пьесы для: фп.; камерно-инстр. ансамбли; хоры в сопр. фп., а также разл. ансамблей, в т. ч. медных духовых и ударных; пьесы для фп., песни на стихи амер. поэтов; музыка для радио, телевидения.

Дель Монако

Дель Монако (Del Monaco) Марио (р. 27 VII 1915, Флоренция) - итал. певец (драм. тенор). Пению обучался у Мелокки в Пезарской консерватории. На оперной сцене впервые выступил в 1941 в партии Пинкертона (Милан, т-р "Пуччини"). Затем пел во Флоренции, Падуе и Парме. В 1943 дебютировал в т-ре "Ла Скала", исполнив партию Рудольфа в "Богеме". В последующие годы становится одним из ведущих итал. теноров, поёт в т-рах Рима, Болоньи, Милана, Вероны, Неаполя, Флоренции и др. городов Италии. С триумфальным успехом гастролировал в Лондоне (1946, "Ковент-Гарден"), Стокгольме, Рио-де-Жанейро, Лисабоне, Буэнос-Айресе, Нью-Йорке (1950-51, "Метрополитен-опера"), Сан-Франциско, Барселоне, Париже (1954, "Гранд-Опера"), Москве (1959, Большой т-р; исполнял партии Хозе и Канио), Берлине и др. городах мира. С кон. 1960-х гг. выступает в Италии в оперных т-рах и с конц. программами.

Д. М. - один из выдающихся совр. оперных певцов. Превосходные вок. данные (голос обширного диапазона, необычайной силы, насыщенного тембра - с баритональной окраской в нижнем и прозрачностью звучания в верхнем регистрах), блестящее мастерство, тонкое чувство стиля и иск-во перевоплощения позволяют Д. М. исполнять разнохарактерные партии оперного репертуара. Особенно близки артисту героико-драм. и трагич. партии опер Верди и веристов: Радамес, Манрико; Эрнани, Альваро ("Эрнани", "Сила судьбы"), Каварадосси; Джонсон, Калаф ("Девушка с Запада", "Турандот" Пуччини), Канио; Туридду ("Сельская честь" Масканьи), Андре Шенье ("Андре Шенье" Джордано); лучшая из них - Отелло, исполняемая Д. М. с мужеств. страстностью и глубокой психологич. правдивостью (за интерпретацию этой партии удостоен премии "Золотая арена" - "Arena d'Oro", 1955). Среди др. партий: Хозе; Поллион ("Норма" Беллини), Эдгар ("Лючия ди Ламмермур"), Де Грие ("Манон Леско" Пуччини, "Манон" Массне), Герцог ("Риголетто"), Фауст ("Мефистофель" Бойто) и др. Награждён почётными премиями "Золотой Орфей" ("Orfeo d'Oro", 1957) и "Золотые тропы" ("Viotti d'Oro", 1959). Снимался в муз. фильмах (в т.ч. "Джузеппе Верди", 1953).

Литература: Катульская Е., Дель Монако на сцене Большого театра, "СМ", 1959, No 8; Итальянский певец в Москве, там же; М. Дель Монако о поездке в СССР, там же, No 11; Волков Ю., Песни, опера, певцы Италии, М., 1967, с. 154-178; Nuzzo Р., М. Del Monaco, в кн.: Opera, L., 1962, р. 372-76.

С. М. Грищенко.

Дель Монако М.

Дель Монако М. (Del Monaco) Марио (р. 27 VII 1915, Флоренция) - итал. певец (драм. тенор). Пению обучался у Мелокки в Пезарской консерватории. На оперной сцене впервые выступил в 1941 в партии Пинкертона (Милан, т-р "Пуччини"). Затем пел во Флоренции, Падуе и Парме. В 1943 дебютировал в т-ре "Ла Скала", исполнив партию Рудольфа в "Богеме". В последующие годы становится одним из ведущих итал. теноров, поёт в т-рах Рима, Болоньи, Милана, Вероны, Неаполя, Флоренции и др. городов Италии. С триумфальным успехом гастролировал в Лондоне (1946, "Ковент-Гарден"), Стокгольме, Рио-де-Жанейро, Лисабоне, Буэнос-Айресе, Нью-Йорке (1950-51, "Метрополитен-опера"), Сан-Франциско, Барселоне, Париже (1954, "Гранд-Опера"), Москве (1959, Большой т-р; исполнял партии Хозе и Канио), Берлине и др. городах мира. С кон. 1960-х гг. выступает в Италии в оперных т-рах и с конц. программами.

Д. М. - один из выдающихся совр. оперных певцов. Превосходные вок. данные (голос обширного диапазона, необычайной силы, насыщенного тембра - с баритональной окраской в нижнем и прозрачностью звучания в верхнем регистрах), блестящее мастерство, тонкое чувство стиля и иск-во перевоплощения позволяют Д. М. исполнять разнохарактерные партии оперного репертуара. Особенно близки артисту героико-драм. и трагич. партии опер Верди и веристов: Радамес, Манрико; Эрнани, Альваро ("Эрнани", "Сила судьбы"), Каварадосси; Джонсон, Калаф ("Девушка с Запада", "Турандот" Пуччини), Канио; Туридду ("Сельская честь" Масканьи), Андре Шенье ("Андре Шенье" Джордано); лучшая из них - Отелло, исполняемая Д. М. с мужеств. страстностью и глубокой психологич. правдивостью (за интерпретацию этой партии удостоен премии "Золотая арена" - "Arena d'Oro", 1955). Среди др. партий: Хозе; Поллион ("Норма" Беллини), Эдгар ("Лючия ди Ламмермур"), Де Грие ("Манон Леско" Пуччини, "Манон" Массне), Герцог ("Риголетто"), Фауст ("Мефистофель" Бойто) и др. Награждён почётными премиями "Золотой Орфей" ("Orfeo d'Oro", 1957) и "Золотые тропы" ("Viotti d'Oro", 1959). Снимался в муз. фильмах (в т.ч. "Джузеппе Верди", 1953).

Литература: Катульская Е., Дель Монако на сцене Большого театра, "СМ", 1959, No 8; Итальянский певец в Москве, там же; М. Дель Монако о поездке в СССР, там же, No 11; Волков Ю., Песни, опера, певцы Италии, М., 1967, с. 154-178; Nuzzo Р., М. Del Monaco, в кн.: Opera, L., 1962, р. 372-76.

С. М. Грищенко.

Дельвенкур К.

Дельвенкур К. (Delvincourt) Клод (12 I 1888, Париж - 5 IV 1954, Орбетелло, Тоскана, Италия) - французский композитор. Ученик Л. Бельмана и А. Бюссе. Позднее занимался в Парижской консерватории у Г. Коссада и Ш. М. Видора. В 1913 получил 2-ю Римскую пр. за кантату "Фауст и Елена". В 1931-41 директор Версальской, а с 1941 Парижской консерваторий. Во время фашистской оккупации был участником Движения Сопротивления. В творчестве Д. верность лучшим нац. традициям органически сочетается с чертами совр. муз. языка. Музыка Д. характеризуется искренностью и ясностью выражения.

Сочинения: опера - Бородатая женщина (La femme а barbe, 1938, Версаль), опера-мистерия Люцифер (1948, Париж); кантаты - Ацис и Галатея (1910), Фульвия (1912), Осенний праздник (La fкte de l'Automne, 1937); для орк. - Дар Шиве (Offrande а Siva, 1914), Тифон (1923), Венецианский бал (Le bal vйnitien, 1930), Хореографическая прелюдия (Prйlude chorйographique, 1932), Памир (1934), Щелкунчик (Crogoembouches, 1954); камерно-инстр. ансамбли, произв. для хора, фп., органа; песни, музыка для драм. т-ра, кино.

Литературные сочинения: Rapport sur une rйorganisation administrative de la musique et de l'enseignement musical en France, (P.), (1944).

Литература: Landowska W.-L., L'oeuvre de G. Delvincourt, P., 1948.

С. М. Грищенко.

Дельмас Ж. Ф.

Дельмас Ж. Ф. (Delmas) Жан Франсуа (14 IV 1861, Лион - 29 IX 1933 или 1930, Сент-Альбан-де-Монтель) - франц. певец (бас). Учился в Парижской консерватории у Р. Бюссина (пение) и Л. А. Обена (декламация). В 1886 дебютировал на сцене т-ра "Гранд-Опера" в партии Сен-Бри ("Гугеноты"). Св. 30 лет был солистом этого театра. Участвовал во всех франц. премьерах опер Р. Вагнера: Король Марк ("Тристан и Изольда"), Ганс Сакс ("Нюрнбергские мейстерзингеры"), Ландграф ("Тангейзер"), Вотан, Хаген ("Кольцо нибелунга"), Король ("Лоэнгрин"), Гурнеманц ("Парсифаль") и др. Был первым исполнителем партий в операх франц. композиторов: "Волшебник" (Амрон) и "Таис" (Атанаэль) Массне, "Варвары" Сен-Санса (Скаурус), "Монна Ванна" Феврье (Марко Колонна). Среди др. партий: Каспар ("Вольный стрелок"), Лепорелло; Ник ("Девушка с Запада" Пуччини). Д. - один из лучших представителей франц. вок. школы. В его иск-ве совр. средства вок. и сценич. выражения соединялись с чертами величественного стиля лирич. трагедии 18 в. Обладал замечательной дикцией, звучным, сильным голосом.

Дельсарт А. Н. Ш.

Дельсарт А. Н. Ш. (Delsarte) Франсуа Александр Никола Шери (19 XII 1811, Солем - 19 VII 1871, Париж) - франц. певец (тенор), теоретик и педагог вокала. Пению обучался в Париже под рук. А. Корона, затем в консерватории у А. Гароде и Л. А. Поншара-отца (1826-30). В начале творч. деятельности выступал в т-ре "Опера комик". Увлекался сенсимонизмом. Отошёл от артистич. деятельности, стал хормейстером собора аббатства Шатель в Париже. При соборе Д. открыл курсы пения и периодически устраивал т. н. историч. концерты, где исполнял соч. Люлли, Глюка, Рамо и др. классиков.

Ему принадлежат теоретич. труды, в к-рых излагается разработанная им теория вок. мастерства; важное значение придавал средствам актёрской игры, мимике и жесту. Д. - автор методич. соч. для голоса с фп., он изобрёл также аппарат для контроля за чистотой интонирования. Теории Д. получили широкое распространение после его смерти, в кон. 19-нач. 20 вв. (особенно в США), и оказали влияние на неск. поколений вок. педагогов, а также были применены в хореографии, в частности А. Дункан.

Сочинения: Les archives du chant: cahiers de musique historique du VI au XVII siиcle, P., (s. a.); Systиme de F. Delsarte, P., (s. a.); Prйliminaires de la mйthode philosophique du chant, P., (s. a.).

Литература: Arnaud A., Delsarte, ses cours, sa mйthode, P., 1859; Stebbins G., Delsarte System of expression, N. Y., 1886, 1902; Morgan A., An Hour with Delsarte; a study of expression, Boston, 1889; Warman E. B., Gestures and attindes..., Boston, 1892; Werner E. S., Delsarte, system of oratory, N.Y., 1893.

М. М. Яковлев.

Дельсон В. Ю.

Виктор Юльевич (9(22) X 1907, Петербург - 19 IV 1970, Москва) - сов. музыковед. В 1926-28 брал уроки фп. у В. В. Софроницкого в Ленинграде. В 1937 окончил Моск. консерваторию, где учился у Л. Н. Оборина (фп.), В. Э. Фермана (история музыки), Г. М. Когана (история и теория пианизма). Выступал в печати с 1934 (писал под псевд. Д. Викторов, В. Дель). Осн. тематика работ Д. - вопросы исполнит. иск-ва (гл. обр. пианизм) и фп. творчество рус. и сов. композиторов 20 в.

Сочинения: Л. В. Николаев, "СМ", 1935, No 7-8; "Песня ликования". Симфоническая песня А. Веприка, там же, 1937, No 8; Эмиль Гилельс, М., 1959; Владимир Софроницкий, М., 1959; Некоторые вопросы эстетики исполнительства, "СМ", 1960, No 11; Святослав Рихтер, М., 1961; Фортепианные концерты С. Прокофьева, М., 1961; Фортепианные сонаты Скрябина, М., 1961; Проблемы исполнения фортепианных произведений Скрябина и Прокофьева, в сб.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 3, М., 1962; Заметки об исполнительской критике, "СМ", 1963, No 8; Генрих Нейгауз, М., 1966; Молодой Шостакович, в сб.: Музыкально-исполнительское искусство, вып. 5, М., 1969; Скрябин, М., 1971; Фортепианное творчество Шостаковича, М., 1971; Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева, М., 1973.

Дельфино А.

Дельфино А. (Delfino, Delfini) Алессандро (1759 - 31 XII 1822 (12 I 1823), Москва) - итал. (франц. ?) виолончелист. Был первым виолончелистом оркестра т-ра "Ла Скала" в Милане. В 80-е гг. поселился в России, где находился на службе у кн. Г. А. Потёмкина. С 1793 камер-музыкант придв. оркестра в Петербурге. Участник придв. струн. квартета (Ф. А. Тиц, Тевес, Штокфиш, Д.) и, совм. с клавесинистом Э. Ванжурой и арфистом Ж. Б. Кардоном, камерного ансамбля, выступавшего в "эрмитажных концертах". Преподавал в Петерб. театр. уч-ще. Выступал с сольными концертами в Риге, Орле, в 1818 на контрактовой ярмарке в Киеве.

Демественный распев

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дёмин А. С.

Анатолий Сергеевич (р. 19 II 1932, Ленинград) - сов. валторнист. Засл. арт. Удм. АССР (1980). В 1957 окончил Моск. консерваторию у А. А. Янкелевича. Солист оркестров Ленингр. Малого т-ра оперы и балета (с 1950), Большого т-ра (с 1953), Гос. симф. оркестра СССР (с 1965). Участник дух. квинтета Гос. симф. оркестра (с 1967). 1-е пр. на конкурсе Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (1957, Москва), Междунар. фестивале "Пражская весна" (1959). В 1958-1963 преподаватель Моск. муз. уч-ща им. M. M. Ипполитова-Иванова, с 1972 - Моск. консерватории.

Демпфер

Демпфер (нем. Dempfer - глушитель, от dempfen - заглушать) - механич. приспособление, применяемое в многострунных муз. инструментах для прекращения колебания струн. Состоит из отд. колодочек (у фп.) или планки (у арфы), оклеенных мягким войлоком (фильцем). Д. прижимается к струнам с помощью особого механизма. У клавишных струн. инструментов при нажатии клавиш Д. отходит от струн., а с возвращением клавиш в исходное положение - снова прижимается к струнам. При нажатии правой педали струны продолжают звучать и после возвращения клавиш в исходное положение благодаря тому, что соединённый с педалью механизм отводит всю систему Д. от струн. См. также Сурдина.

Демуцкий П. Д.

Порфирий Данилович (10(22) III 1860, с. Янышивка, ныне с. Ивановка Киевской обл. - 5 VI 1927, Киев) - сов. фольклорист, хор. дирижёр, композитор. Муз. образование получил в Киевской духовной семинарии (1876-82). В 1889 окончил медицинский ф-т Киевского ун-та. В годы учёбы участвовал в хоро под рук. Н. В. Лысенко. Работал врачом в с. Охматове; создал здесь большой самодеят. хор из местных крестьян, с к-рым выступал во мн. городах Украины. Исполнение хора отличалось характерным нар. колоритом. В обработках укр. песен для этого хора Д. сохранял элементы нар. полифонии. Много работал в области укр. фольклора, записывал подголоски укр. нар. песен. В 1918 Д. переехал в Киев, с 1921 член этнографич. комиссии АН УССР и профессор Муз.-драм. ин-та им. Н. В. Лысенко (вёл курс народного муз. творчества). В последние годы жизни принимал активное участие в работе капеллы "Думка" и хор. студии им. К. Г. Стеценко. Д. - автор вокальных произв., в т.ч. "Дума про Федора Безрiдного", "Заповiт" (на сл. Т. Г. Шевченко).

Сочинения: Народнi украпнськi пicнi в Кипвщинi, ч. I-II, Кипв, 1905-1907; Перший десяток народних украпнських пiсень з репертуару Охматiвського народного хору, Кипв, 1906; тоже (второй десяток), Кипв, 1906; Народнi пiснi, Кипв, 1928; Украпнськi! народнi пicнi-примiтиви, вып. I-II, Кипв, (б. г.); Украпнськi народнi пicнi, Кипв, 1951; Украпнськi народнi пicнi. Багатоголосся, Кипв, 1954, 1961.

Литература: Квiтка К. В., Порфирий Демуцький, "Етнографiчний вiсник", 1928, No 6; Ященко Л., П. Д. Демуцький. Нарис про життя i творчiсть, Кипв, 1957.

Л. С. Кауфман.

Демьянов Н. И.

Николай Иванович (2 (14) V 1888, Москва - 23 VI 1960, там же) - сов. хор. дирижёр, педагог, методист, организатор хор. самодеятельности. В 1907 окончил моск. Синодальное уч-ще. С того же года преподавал хор. пение и муз.-теоретич. предметы в начальных школах, на разл. курсах, в 1920-36 - в муз. техникумах Москвы. С 1917 вёл массовую муз. работу, организовывал самодеят. хор. кружки, разрабатывал методику обучения хор. пению, писал статьи о клубно-хоровой работе. С 1918 работал в разл. учреждениях, в т.ч. был зав. хор. секцией муз. отдела моск. Пролеткульта, методистом по хор. работе Всесоюзного дома народного творчества им. Н. К. Крупской (1930-41), по хор. самодеятельности культотдела Профсоюза рабочих металлистов. С 1942 рук. муж. вок. ансамбля ВГКО. В 1944-60 преподаватель Гос. хорового уч-ща (в организации к-рого принимал деятельное участие), в 1951-58 - теоретич. предметов в Моск. консерватории. Автор мн. брошюр, статей, методич. пособий по хор. делу и массовой муз. работе, сб. песен и др.

Сочинения: Хоровой репертуар (Методико-библиографический указатель), вып. 1-2, М., 1927; Методы и формы хоровой работы в клубе, (М.), 1928; Хоровой кружок в деревне, М., 1928; Музыкальное оформление Октябрьской демонстрации, М., 1930; Методический указатель репертуара для музыкальных кружков, М., 1930 (совм. с С. В. Клячко); Рабочий хор повышенного типа, М., 1931; Музыкальная хрестоматия для упражнения в чтении нот, ч. 1 и 3, М., 1931, ч. 2, М., 1935, 1936; ч. 1, М.-Л., 1939; Школа хорового пения, ч. 1-3, М., 1935, доп. изд., М.-Л., 1939; Методика музыкальной работы, М., 1935; Массовое разучивание Гимна Советского Союза, М.-Л., 1944, и др.

И. M. Ямпольский.

Демянский В. В.

Владимир Васильевич (10 (22) VIII 1846, Петербург - 26 X (8 XI) 1915, Петроград) - рус. пианист и педагог. В 1869 окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та, в 1878 - Петерб. консерваторию у Г. Г. Кросса. В 1879-1909 преподавал в консерватории (с 1895 профессор). Авторитетный педагог и методист, Д. воспитал немало учеников (в 1882-85 у него занимался С. В. Рахманинов). Один из учредителей Об-ва муз. педагогов в Петербурге (1899). Автор работ по методике игры на фп., в т. ч. брошюры "О первоначальном преподавании игры на фортепиано в семье" (1896), кн. "Опыт методики игры на фортепиано" (1906).

Литература: (Некролог), "Музыкальный современник", Хроника, 1915, вып. 6; (Некролог), "Новое время", 1915, 29 окт.; Maйкапар С. М., Годы учения, М.-Л., 1938, с. 41-48.

Ден З. В.

Ден З. В. (Dehn) Зигфрид Вильгельм (24 II 1799, Альтона - 12 IV 1858, Берлин) - нем. муз. теоретик и педагог. Получил юридич. и муз. образование в Лейпциге (окончил ун-т), позднее ученик Б. Клейна в Берлине, где с 1823 служил в швед. посольстве при прусском дворе. В 1837 выпустил собрание многогол. вок. композиций 16 и 17 вв. (12 тетрадей). С 1842 руководил муз. отделением Королевской библиотеки, превратив его в крупное нотохранилище (профессор с 1849). В 1842-48 редактировал муз. журнал "Cдcilia", для к-рого писал статьи. Значит. труд Д. - учебник гармонии, развивающий теоретич. принципы трактата по гармонии Ш. Кателя, курса контрапункта и фуги Л. Керубини и методику Б. Клейна. Посмертно был издан учебник Д. по контрапункту, канону и фуге, подготовл. к изданию его учеником Б. Шольцем. Д. - выдающийся педагог; среди его учеников М. И. Глинка, А. Г. и H. Г. Рубинштейны, П. Корнелиус, Т. Куллак, А. Рейссигер, Ф. Киль, М. Блумнер.

Сочинения: Theoretisch-praktische Harmonielehre mit angefьgten Generalbassbeispielen, В., 1840, 1860; Analysen dreier Fugen aus J. S. Bachs Wohltemperiertem Klavier und einer Vokaldoppelfuge G. B. Buononcinis, Lpz., 1858; Lehre vom Contrapunkt, dem Canon und der Fuge, В., 1859, 1883.

Литература: Асафьев Б. (Игорь Глебов), Глинка, М., 1947 (с. 288-292).

Б. С. Штейнпресс.

Дендрино Г.

Дендрино Г. (Dendrino) Герасе (3 (16) IX 1901, Турну-Мэгуреле - 4 I 1973, Бухарест) - рум. композитор, дирижёр. Засл. деят. иск-в СРР (1962). В 1920-27 учился в Бухарестской консерватории у Д. Кириака, А. Кастальди (теория и гармония) и Д. Динику (виолончель). Дирижёр бухарестских т-ров - ревю "Кэрэбуш" (1932- 1946), оперетты "Альгамбра" (1946-49), Т-ра эстрады (1949-50); с 1950 гл. дирижёр Т-ра оперетты. Д. работал гл. обр. в жанре лёгкой музыки. Его оперетты "Дайте волю песне" ("Lasati-ma sa cоnt"; о жизни выдающегося рум. композитора 19 в. Ч. Порумбеску, 1954, Т-р оперетты, Бухарест; Гос. пр. СРР, 1955) и "Лисистрата" (там же, 1960) получили широкое признание на родине и за рубежом, в т.ч. в СССР (Одесский т-р муз. комедии пост. в 1957 "Дайте волю песне", в 1962 "Лисистрату"; Свердловский т-р в 1962 - "Лисистрату"). В своём творчестве композитор опирался на песенно-танц. фольклор. Автор дет. оперетты "Рассказ на струнах и клавишах", многочисл. песен и танцев, музыки к фильмам.

Литература: Tоmеscu V., Opereta "Lasati-ma sa cоnt" si unele probleme ale operetei noastre noi, "Muzica", 1955, No 1-2; Tomesсu V., Lysistrata, там же, 1961, No 2; Соsma О. L., Opera romоneasca, v. II, Buc., 1962, p. 159-69; Randdelesсu J.-V., Gherase Dendrino au fil des annйes, "Muzica", 1972, No 1.

Р. Э. Лейтес.

Денисов М. И.

Михаил Иванович (р. 8(21) XI 1900, Балашов, ныне Саратовской обл.) - сов. певец (баритон). Нар. арт. БССР (1944). Чл. КПСС с 1946. Участник Гражд. войны 1918-20. В 1925-28 учился в Саратовской консерватории по классу пения А. М. Пасхалова и А. П. Боначича; в 1928-30 - в оперном классе при Белорус. муз. техникуме, в 1933 окончил Гос. студию оперы и балета в Минске. С того же года солист Белорус. т-ра оперы и балета (с перерывом в 1941-43). В 1941-1943 солист Арм. т-ра оперы и балета. С 1964 преподаёт в Белорус. консерватории.

Д. - один из первых белорус. проф. оперных певцов. Первый исполнитель мн. партий в нац. операх. Партии: Змитрок, Апанас ("Михась Подгорный", "Алеся" Тикоцкого), Кузьмич ("В пущах Полесья" Богатырёва), Андрей ("Цветок счастья" Туренкова), Игорь, Онегин, Елецкий, Демон; Татул ("Алмаст" Спендиарова), Санди ("Трильби" Юрасовского), Эскамильо, Фигаро, Жермон, Риголетто, Яго и др. Выступает как конц. певец, исполняет нар. песни.

И. Г. Нисневич.

Денисов Э. В.

Эдисон Васильевич (р. 6 IV 1929, Томск) - сов. композитор. В детстве самостоятельно овладел игрой на неск. нар. инструментах.

Денисов Э. В.

Окончил Томское муз. уч-ще (1950, класс фп.) и механико-математич. ф-т Томского ун-та (1951). В 1951-56 учился в Моск. консерватории (класс фп. у В. С. Белова, курс сочинения у В. Я. Шебалина); в 1959 окончил аспирантуру, с 1960 педагог консерватории. Использует в качестве композиц. техники свободную серийность, алеаторику. Одно из лучших произв. Д. - "Плачи", где интонации господствующей вок. партии сочетают нар. ладовую хроматику с острой додекафонной интерваликой. Автор статей о творчестве Д. Д. Шостаковича, Б. Бартока, И. Ф. Стравинского, А. Веберна, С. С. Прокофьева и др.

Сочинения: кантата - Солнце инков, на стихи Г. Мистраль (для сопрано, 3 чтецов и инстр. ансамбля, 1964); для орк. - Peinture (Живопись, 1970); концерт для виолончели с орк. (1972); для ансамбля инструментов - Ода (для кларнета, фп., удар, инстр., 1968), Романтическая музыка (для гобоя, арфы, струн. трио, 1968); камерно-инстр. Ансамбли - соната для скр. и фп. (1961), фп. трио (1971); для голоса с орк. (и инструментами) - Chant d'automne (Осенняя песня, для сопрано и большого орк., 1971), Итальянские песни (на стихи А. А. Блока, 1964), Плачи (на рус. нар. тексты, для сопрано, удар, инстр., фп., 1966), 5 Geschichten vom Herrn Keuner (5 рассказов о господине Койнере, на тексты Б. Брехта, для тенора и 7 инстр., 1966), Осень (на стихи В. В. Хлебникова, для 13 солистов, 1968); La vie en rouge (Жизнь в красном цвете, для голоса и 5 инстр., 1973); музыка для драм. т-ра, кино, электронная музыка.

Литературные сочинения: Струнные квартеты Белы Бартока, в сб.: Музыка и современность, вып. 3, М., 1965; Об оркестровке Д. Шостаковича, в сб.: Дмитрий Шостакович, М., 1967; New music and Jazz, "The World of Music", 1968, V.X, No 3; Додекафония и проблемы современной композиторской техники, в сб.: Музыка и современность, вып. 6, М., 1969; Стабильные и мобильные элементы музыкальной формы и их взаимодействие, в кн.: Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров, М., 1971; Сонатная форма в творчестве С. С. Прокофьева, в сб.: С. С. Прокофьев, М., 1972; Ударные инструменты в музыке И. Стравинского, в сб.: И. Ф. Стравинский, М., 1973.

Литература: Зак В., Камерные сочинения москвичей, "СМ", 1960, No 6; Буцко Ю., Встречи с камерной музыкой, "СМ", 1970, No 8; Cholopowa W., Nowe kompozycje E. Denisowa (1968-1969), в сб.: Res Facta, в. 6 (Krakуw), 1972, с. 126-32.

В. H. Холопова.

Дент Э. Д.

Дент Э. Д. (Dent) Эдуард Джозеф (16 VII 1876, Рибстон, Йоркшир - 22 VIII 1957, Лондон) - английский музыковед. Образование получил в университетах Итона и Кембриджа (ученик Ч. Вуда и Ч. Станфорда). С 1902 преподавал в Королевском колледже в Кембридже. В 1926-41 профессор Кембриджского ун-та. Основатель и президент (1922-28 и 1945-47) Междунар. об-ва совр. музыки. В 1931-48 президент Междунар. об-ва музыковедения. Осн. круг науч. исследований Д. - европ., в т.ч. англ., муз. т-р. Мн. науч. статьи Д. опубл. в англ. и заруб. журналах, в "Британской энциклопедии" и муз. словаре Дж. Грова. С 1918 выступал как муз. критик.

Сочинения: Allessandro Scarlatti. His life and works, L., 1905; The Baroque Opera, L., 1910, L. - N. Y., 1960; Italiana Chamber Cantata, L., 1911; Mozart's operas, Camb., 1913; в нем. пер., В., 1922, rev. ed., L., 1947; Terpander, or Music and the future, L., 1926; The foundations of English opera, Camb., 1928, L., 1944; N.Y., 1965; P. Busoni, L., 1933; Haendel, L., 1934; The Opera, L., 1940 (Pelican special series); A theatre for everybody, L., 1949.

Литература: Haward L., E. J. Dent, Camb., 1956.

Деодхар Б. Р.

Балкришна Рагунатх (р. 1902) - инд. певец классич. стиля (традиция хиндустани) и музыковед. Пению обучался у В. Д. Палускара и Шанде Хана; исполнитель кхиялов (кхайялей) в стиле гвалиорской гхараны. В 1915 основал и возглавил Школу инд. музыки в Бомбее, преподавал в ней. Чл. исполнит. совета Сангит натак академи, входит в состав руководства Инд. музыковедч. об-ва. Участвовал во мн. междунар. конференциях по вопросам музыки. Его музыковедч. труды посвящены гл. обр. иск-ву пения.

Деппе Л.

Деппе Л. (Deppe) Людвиг (7 XI 1828, Альфердиссен, близ Мюнстера - 5 IX 1890, Бад-Пирмонт) - нем. пианист-педагог, дирижёр и композитор. Ученик О. Герка (скрипка) и И. Гуссендорфа (фп. и теория музыки). По композиции занимался у Э. Марксена и И. X. Лобе. С 1849 работал учителем музыки в Гамбурге, где в 1862 основал хор. об-во (возглавлял его до 1868). С 1874 жил в Берлине, где в 1886-88 работал капельмейстером Корол. оперы, руководил концертами придв. капеллы, с 1876 рук. силезских муз. празднеств в Бреславле. Автор симфонии, 2 увертюр, песен. Наиболее значительна деятельность Д. как фортепьянного педагога. Одним из первых отверг систему игры на фп., осн. на изолированных движениях пальцев, отстаивая активное применение движений плеча и предплечья, использование естеств. нагрузки руки на клавиатуру. Д. стремился обосновать систему игры на физиологич. предпосылках. Идеи Д. систематизировали его ученики X. Клозе, Ф. X. Кларк-Штейнингер, Э. Зёхтинг, Э. Калан, Т. Бандман. Дальнейшее развитие эти идеи получили в работах Р. Брейтхаупта. Д. - автор статьи "Болезнь рук пианиста" ("Armleiden der Klavierspieler", в журн. "Der Klavierlehrer", VIII, 1885).

Литература: Clark-Steininger F. H., Die Lehre des einheitlichen Kunstmittels, В., 1885; К1оse H., Die Deppesche Lehre des Klavierspiels, Hdlb., 1886; Ca1and E., Die Deppesche Lehre des Klavierspiels, Magdeburg, 1897, 1921; в рус. пер. с 3-го нем. изд. под назв. - Учение Деппе как основа современной игры на фортепиано..., Рига, 1911; Schцtting E., Die Lehre vom freien Fall, Magdeburg, 1898; Bandmann T., Die Gewichtstechnik des Klavierspieles, Lpz., 1907; Fay A., Music study in Germany (1880), N. Y. - L., 1896, переизд., N. Y., 1965.

И. М. Ямпольский.

Дервиш С.

Дарвиш Сейид (17 III 1892, Александрия - 13 IX 1923) - егип. композитор и театр. деятель. Основоположник новой егип. муз.-театр. школы, один из создателей получившего популярность в стране жанра - араб. оперетты. Использовал интонации егип. нац. мелодий. Его обширное наследие включает музыку к 20 драм. представлениям, в числе к-рых - "Амулет", "Бубновая десятка", "Шехеразада". Автор оперы "Клеопатра и Антоний" (не окончена), пьес для традиц. араб. инстр. ансамбля тахт, многочисл. песен. Соч. Д. завоевали широкое признание в араб. странах.

Литература: Памяти Сейида Дервиша, "Иностранная литература", 1974, No 6; Eолян И., Сеид Дервиш и новая египетская музыка, "Гобустан", 1975, No 3/4 (на азерб. яз.).

Держановский В. В.

Владимир Владимирович (2(14) IV 1881, Тбилиси - 19 IX 1942, Загорск Московской обл.) - сов. муз. деятель и критик. Окончил в Тбилиси кадетский корпус. Муз. образование получил в Тбилисском муз. уч-ще РМО и в Моск. консерватории, где в 1902-03 обучался игре на тромбоне в классе X. И. Борка. С 1901 моск. корреспондент журн. "Русская музыкальная газета", затем рецензент газ. "Русский листок" и "Русские ведомости". Был зав. муз. отделом газ. "Утро" (1907-08) и "Утро России" (1911-1917), где писал под псевд. Флорестан, Аркель. В 1908-1912 активный участник организации симфонических концертов РМО, Сокольнического круга, Народного дома. Инициатор (совм. с К. С. Сараджевым и Е. В. Копосовой) Вечеров современной музыки в Москве. Основатель и редактор моск. еженедельного журнала "Музыка" (1910-16), пропагандировавшего совр. западноевроп. и рус. музыку (творчество К. Дебюсси, А. Шёнберга, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева). На страницах журн. велась борьба с косностью и застоем в работе конц. организаций, муз. жизни, публиковались статьи и заметки H. Я. Мясковского и Б. В. Асафьева, начавших здесь свою деятельность в качестве муз. критиков. Вместе с тем журн. предоставлял место для модернистских нападок на передовое реалистич. иск-во. После Великой Окт. социалистич. революции Д. явился активным участником Ассоциации современной музыки, одним из ред. её журн. "Современная музыка" (1924-28), журн. "К новым берегам" (1923), "Музыкальная культура" (1924). Был зав. нотным отделом "Международной книги", занимал ряд должностей в Наркомпросе, Радиокомитете и др. Памяти Д. посв. 24-я симфония Мясковского. См. также Копосова-Держановская Е. В.

Литература: Из переписки Н. Я. Мясковский - В. В. Держановский, в кн.: Н. Я. Мясковский. Собрание материалов в двух томах, т. 2. Литературное наследство. Письма, " М., 1964, с. 327-416.

И. М. Ямпольский.

Держинская К. Г.

Ксения Георгиевна (25 I (6 II) 1889, Киев - 9 VI 1951, Москва) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. СССР (1937). Впервые выступила в 1911 как камерная певица в авторском концерте С. В. Рахманинова, высоко оценившего артистич. и вок. дарование певицы. Пению обучалась в Петербурге у Е. И. Терьян-Коргановой. В 1913-14 солистка оперы моск. Сергиевского нар. дома. В 1914 брала уроки у М. Маллингер в Берлине. В 1915 дебютировала на сцене Большого театра в партии Ярославны, работала здесь до 1948. Большое влияние на творч. формирование Д. оказал дирижёр Большого т-ра В. И. Сук. Под его непосредственным руководством Д. создала свои лучшие партии: Лиза; Настасья ("Чародейка" Чайковского), Феврония; Ортруда ("Лоэнгрин" Вагнера) и др. Особенно удавались Д. образы рус. женщин. В 1926 на сцене "Гранд-Опера" в Париже с успехом выступила в роли Февронии. Д. принадлежала к выдающимся мастерам сов. оперного т-ра, в творчестве к-рых нашли яркое выражение реалистич. традиции рус. вок. школы. Она обладала сильным, сочным, выразительным сопрано, ровным во всех регистрах, высокой артистич. культурой. Среди её ролей: Мария ("Мазепа"), Вера Шелога ("Псковитянка"), Купава, Наташа, Маргарита и др. Первая исполнительница на сцене Большого т-ра партии Турандот ("Турандот" Пуччини). Д. вела конц.-исполнительскую работу. Особенно близка была творч. индивидуальности певицы вок. лирика П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова. В её обширный репертуар входили также произв. М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова, Ф. Шуберта, Р. Шумана, старинные романсы. Гос. пр. СССР (1943). В 1947-51 проф. Моск. консерватории.

Литература: Грошева Е., Ксения Георгиевна Держинская, М., 1952; Казанский Н., Яковлев Вас., Исполнительское мастерство К. Г. Держинской, в сб.: О музыкальном исполнительстве, М., 1954, с. 279-310.

В. И. Зарубин.

Деркембаева И. Г.

Деркембаева И. Г. (наст. фам. - Атанова) Ирина Григорьевна (р. 25 XII 1927, с. Ункурлик Иркутской обл.) - сов. певица (лирич. сопрано). Нар. арт. Кирг. ССР (1967) и Бурят. АССР (1958). В 1952 окончила Моск. консерваторию. Сценич. деятельность начала в Муз.-драм. т-ре Улан-Удэ. С 1952 солистка Кирг. т-ра оперы и балета. Партии: Татьяна, Иоланта; Наталья, Оксана ("Опричник", "Черевички" Чайковского), Ярославна, Маргарита, Дездемона, Чио-Чио-сан; Недда ("Паяцы"), Маженка; Валентина, Канаим, Калиман ("Токтогул", "Манас", "Айчурек" Власова, Малдыбаева и Фере), Суусар ("Холостяки" Аманбаева) и др. Выступает в концертах. Лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов и артистов балета (1956). С 1978 доцент Кирг. ин-та иск-в. Гастролировала за рубежом.

Дёрфель А.

Дёрфель А. (Derffel) Альфред (24 I 1821, Вальденбург, Саксония - 22 I 1905, Лейпциг) - нем. музыковед. Муз. образование получил в Лейпциге (с 1835), учился у Г. В. Финка, Ф. Мендельсона и Р. Шумана. С 1846 сотрудничал в шумановском журнале "Neue Zeitschrift fьr Musik", в 1865-81 - в "Leipziger Nachrichten". С 1860 хранитель муз. отдела Лейпцигской гор. б-ки. В 1861 открыл собств. б-ку, к-рая была затем куплена изд-вом К. Ф. Петерса и вошла в осн. фонд муз. б-ки Петерса. Д. - автор нотографич. и библиографич. трудов, редактор изданий произв. композиторов-классиков в изд-вах "Брейткопф и Хертель" и "Петерс", в том числе 8 тт. собр. соч. И. С. Баха. Издал также труд И. Ф. Рохлица "Друзьям музыкального искусства" ("Fьr Freunde der Tonkunst", 1868; с биографическим очерком), перевёл на нем. яз. и издал с партитурными примерами "Учение об инструментовке" Г. Берлиоза (1864). С 1885 почётный доктор философии Лейпцигского ун-та.

О. Е. Леонтьева..

Дерфельдт А. А.

Антон Антонович (1810-1869, Петербург) - рус. воен. дирижёр, флейтист и композитор. Сын Антона Д. (1780-1829) - первого капельмейстера рус. гвардейских войск, одного из основателей Петерб. филармонич. об-ва. Муз. образование Д. получил в Париже. В составе франц. колон. войск участвовал без разрешения рус. правительства в алжирском походе. По возвращении в Россию был сослан на Кавказ. Позднее жил в Петербурге, где работал капельмейстером одного из гвардейских полков. С 1844 был помощником гл. капельмейстера, с 1850 зав. оркестрами войск гвардии. Автор св. 100 романсов (большой популярностью пользовались "Рыбаки", "Вальс"), перелож. для воен. орк. Издавал первый журн. воен. орк. музыки "Альбом для военной музыки", сотрудничал в "Нувеллисте".

Литература: Некролог, "Иллюстрированная газета", 1869, No 4; Арнольд Ю., Воспоминания, вып. 3, М., 1893, с. 61-62.

И. М. Ямпольский..

Десверт Ж.

Де Сверт (Deswert, de Swert) Жюль (15 VIII 1843, Лёвен - 24 II 1891, Остенде) - бельг. виолончелист, педагог и композитор. В 1858 окончил Брюссельскую консерваторию у А. Ф. Серве. С этого времени до конца жизни вёл широкую конц. деятельность (в 80-е гг. 19 в. неоднократно выступал в России). Концертмейстер симф. оркестров в Дюссельдорфе (1865-67), Веймаре (1868), Берлине (1869-73); профессор Высшей муз. школы в Берлине (1869-73). Позднее жил в Висбадене, Лейпциге; с 1888 в Остенде, где был директором муз. школы; одноврем. преподавал в консерваториях в Брюгге и Генте. Д. принадлежат виолончельные транскрипции скр. концертов Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, разл. пьес И. С. Баха, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Ф. Листа. Автор Школы игры на виолончели. Среди соч. - этюды для виолончели, 3 концерта для виолончели с оркестром, пьесы для виолончели соло и с фп., симфония "Путешествие по Северному морю" ("Nordseefahrt", 1886), оперы "Альбигеец" ("Die Albigenser", Висбаден, 1878) и "Граф Хаммерштейн" (Майнц, 1884).

Брат Жюля Д. - Жан Каспар Исидор Д. (1830-96) - виолончелист; был профессором Брюссельской консерватории.

Дессау П.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дестинова Э.

Дестинова Э. (Destinovб) Эма (наст. имя и фамилия - Эмилия Китловa, Kittlovб) (26 II 1878, Прага - 28 I 1930, Ческе-Будеёвице) - чеш. певица (драм. сопрано). Училась игре на скрипке, в 1892-96 - пению у М. Дестинн-Лёве, имя к-рой сделала своим псевдонимом. В 1898-1908 пела в Придв. опере в Берлине, где исполнила партии в 54 операх (дебют - партия Сантуццы в "Сельской чести" Масканьи). Гастролировала в Байрёйте, Лондоне, Праге, Париже. В 1908-16 и в сезон 1920-21 солистка театра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк); вместе с Э. Карузо пела в итал. операх. Дж. Пуччнни написал для Д. партию Минни в опере "Девушка с Запада". Летние сезоны выступала в пражском Нац. театре (в 1908 театр присвоил Д. звание почётного члена оперы). Во время 1-й мировой войны 1914-18 вернулась в Чехию. После 1921 жила на родине, пела в Нац. театре в Праге, концертировала, преподавала. Исполнение Д. отличалось мягкостью, чистотой звука, технич. совершенством. Драм. дарование Д. с особой силой раскрылось в партиях Кармен; Недды ("Паяцы"). Среди других партий: Аида, Мими, Тоска, Чио-Чио-сан; Маженка и Либуше ("Проданная невеста" и "Либуше" Сметаны), Елизавета ("Тангейзер"), Эльза ("Лоэнгрин"), Ева ("Нюрнбергские мейстерзингеры"), Фрейя ("Золото Рейна") и др. Д. занималась лит. творчеством, писала новеллы, стихи, оперные либр., автор драмы "Рахиль" (1908) и др.

Литература: Martнnkovб M., Zivot Emy Destinnovй, Pilsen, 1946.

И. А. Барсова.

Детонирование

Детонирование (от франц. detonner - фальшиво петь, фальшивить) - неточное по высоте исполнение муз. звуков, нарушающее ладовые отношения и воспринимающееся как фальшь. Д. возникает в случаях, когда отклонения в высоте данного звука выходят за пределы его зоны, связанной с природой слуха. Термин "Д." применяется гл. обр. по отношению к вок. исполнению; в пении Д. обычно связано с понижением звука, реже с его повышением. Порой Д. возникает при исполнении на струнных и духовых муз. инструментах. Причинами Д. могут быть несовершенство слуха исполнителя, неумение певца управлять голосом, низкое качество муз. инструмента. Впечатление Д. возникает и при восприятии музыки непривычной ладовой структуры (напр., когда человек, воспитанный на основе натурального строя, слушает индонезийскую музыку в строе пелог с равномерной пятиступенной темперацией в пределах октавы).

Детская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Детский музыкальный театр

Детский музыкальный театр - см. Московский детский музыкальный театр.

Детуш А. К.

Детуш А. К. (Destouches) Андре Кардиналь (6 IV 1672, Париж - 3 (или 7)11 1749, там же) - франц. композитор. Образование получил в Иезуитской школе в Париже (1681-86). Служил в корол. армии. Оставив воен. службу (1696), брал уроки композиции у А. Кампра; сочинил в 1697 три арии для представления оперы-балета Кампра "Галантная Европа". В том же году была пост. первая опера Д. - героическая пастораль "Иссе" ("Issй", Париж, т-р Королевская академия музыки), положившая начало блестящей оперной карьере композитора. С 1713 генеральный инспектор, в 1728-30 директор т-ра Корол. академия музыки. Одновременно в 1718-49 гл. интендант корол. музыки.

Продолжив в своих лирич. трагедиях традиции Ж. Б. Люлли, Д. явился предшественником оперного иск-ва Ф. Рамо. Его произв. отличаются мелодич. своеобразием, гибкостью речитативов, передающих характерные оттенки франц. языка, разнообразием форм арий, гармония, богатством, сценич. выразительностью. Одним из первых франц. оперных композиторов Д. использовал оркестр для передачи психологии, состояния героев. Мн. муз.-драматич. приёмы Д. предвосхитили оперную драматургию К. В. Глюка, Р. Вагнера, отчасти К. Дебюсси, М. Равеля. Композитор прибегал в своих операх к необычным для той эпохи гармонич. оборотам (напр., неожиданным диссонансам, усиливающим экспрессию текста либретто).

Сочинения: оперы - лирич. трагедии Амадис Греческий (1699, т-р Корол. академия музыки, Париж), Мартези, первая царица амазонок (Marthйsie, premiкre reine des Amazones, 1699, Фонтенбло и т-р Корол. академия музыки), Омфала (1701, т-р Корол. академия музыки), Каллироя (1712, там же), Телемак (1714, там же), Семирамида (1718, там же); оперы-балеты - Карнавал и безумство (Le Carneval et la folie, 1704, Фонтенбло и т-р Корол. академия музыки), Стихии (Les Йlйments, совм. с Делаландом, 1721, Тюильри, 1725, т-р Корол. академия музыки); кантаты - Энона (1716), Семела (1719); церк. музыка, в т. ч. Те Deum (исп. 1732).

Литература: Rе11issier C. F., Famille, biens, fortune et succession d'A. C. Destouches, Nogent le-Rotrou, 1900; Du11e K., A. C. Destouches, Lpz., 1909 (Diss.); Girardon R., A. C. Destouches, "Revue de Musicologie", P., 1959, v. XLIII, No 7, p. 81-98.

C. M. Грищенко.

Предыдущая страница Следующая страница