Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 11, "КЛИ"-"КОГ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 11, "КЛИ"-"КОГ")

Климов В. Д.

Василий Дмитриевич (5(17) IV 1869, дер. Шихово, ныне Одинцовского р-на Моск. обл.- 27 XI 1950) - сов. гитарный мастер. В 1880 учился инстр. делу в мастерской К. Березина, у к-рого затем работал мастером. В 1900-07 старший мастер муз. фирмы "И. Ф. Мюллер" в Москве. В 1917-20 инструктор муз. дела в г. Ардатове Симбирской губ. С 1920 жил в Москве. Работал в муз. мастерской Моск. отдела нар. образования, Студии цыганского иск-ва (1921-29), ГИМНе (1930-35), мастером-консультантом разл. организаций (1932-37), в муз. мастерской Моск. консерватории (1935-37) и др. В 1944-48 - в цыганском т-ре "Роман". Был одним из лучших советских гитарных мастеров. Инструменты его работы характеризуются силой и полнотой тона, красотой тембра, тщательной художеств. отделкой.

Климов Д. Д.

Дмитрий Дмитриевич (21 XII 1850 (2 I 1851), Казанская губ. - ок. 1917) - рус. пианист, дирижёр и муз.-обществ. деятель. Окончил Петерб. консерваторию по классу фп. у Ф. О. Лешетицкого в 1874. В 1878-87 преподавал там же фп. игру (с 1884 профессор). Концертировал в Петербурге, Москве и др. городах России. Переехав в 1887 в Одессу, стал профессором по классу фп. и директором муз. училища, одновременно дирижировал и руководил симф. концертами Одесского отделения РМО.

В. Ю. Дельсон.

Климов М. Г.

Михаил Георгиевич (Егорович) (9(21) Х 1881, с. Завидово, ныне Калининской обл. - 20 II 1937, Ленинград) - советский хормейстер. Учился в моск. Синодальном уч-ще (1893-1900). В 1908 окончил Петерб. консерваторию (класс теории композиции Н. А. Римского-Корсакова и класс дирижирования H. H. Черепнина). В 1904-06 и 1913-1917 ст. учитель пения (дирижёр), в 1917-35 гл. дирижёр, в 1917-1921 заведующий, в 1922-30 директор Ленинградской академической капеллы, им. М. И. Глинки (быв. Придворная капелла). Выдающийся музыкант, обладавший тонким слухом, исключительной муз. памятью, чувством стиля, взыскательным художественным вкусом, К. создал хор. коллектив, блестяще владевший многообразными муз. формами - от простой песни до монументальных произв. классич. и современной музыки. Стремясь к созданию нового репертуара, К. сделал ряд переложений для хора (соч. И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского и др.), представляющих самостоятельный интерес. Нек-рые из них исполняются до сих пор ("Грёзы" Шумана, "Неаполитанская песня" Чайковского, "Музыкальная табакерка" Лядова, "Песня о блохе" Мусоргского и др.).

К. вёл большую педагогич. работу. Преподавал теоретич. предметы, оперный ансамбль, руководил хоровым классом в Ленингр. консерватории (с 1908; с 1916 профессор), преподавал также в хоровом техникуме капеллы. Автор учебника сольфеджио (1929, 1939) и др. учебных пособий.

Литература: Музалевский В., Михаил Георгиевич Климов. Очерк жизни и творчества, Л., 1960.

Климов Н. С.

Климов Н. С. (наст. фам. - Шмаков) Николай Степанович (1842, Петербург - 15 III 1918, там же) - рус. певец (бас). Учился пению в Бесплатной муз. школе. В 1870-х гг. выступал в т-рах разл. городов в опереттах, водевилях, дивертисментах. В 1878 дебютировал на оперной сцене в Киеве (партия Ивана Сусанина), где работал 3 года. С 1881 солист Мариинского т-ра. К. обладал редким по красоте голосом широкого диапазона, большой сценич. культурой. Партии: Мельник; Вильгельм Телль ("Вильгельм Телль" Россини), Мефистофель, Демон, Гремин; Томский ("Пиковая дама") и др.

Климовский Г. Ф.

Климовский Г. Ф. (наст. фам. - Иваницкий) Григорий Фёдорович (1791 - 1831) - рус. певец (тенор). Муз. образование получил в Придв. певческой капелле. В 1814 дебютировал на сцене петерб. Ими. т-ра в опере "Ям" А. Н. Титова (роль Василия Горюна), сразу заняв одно из первых мест в труппе. К. обладал красивым, сильным голосом, ярким комедийным дарованием. Партии: Паолино ("Тайный брак" Чимарозы), Меркурий, Тороп ("Аполлон и Паллада", "Добрыня Никитич, или Страшный замок" Кавоса), Антонио ("Сорока-воровка" Россини), Студент ("Лунная ночь, или Домовые" Алябьева) и др. Выступал также в водевилях (Стрельский и Эдуард - "Карантин" и "Дом сумасшедших, или Странная свадьба" Верстовского). Оставил сцену в 1828.

Клинда Ф.

Клинда Ф. (Klinda) Фердинанд (р. 12 III 1929, Кошице) - словацкий органист. Окончил консерваторию и Высшую муз. школу (1949) в Братиславе. Совершенствовался у Й. Рейнбергера в Праге и И. Кёлера в Веймаре. С 1949 концертирует в ЧССР и др. странах, в т.ч. в СССР (1960 и 1965). Солист Словацкой филармонии, руководитель класса органа в Высшей муз. школе в Братиславе. Исполняет наряду с соч. И. С. Баха, М. Регера, О. Мессиана орг. произв. словацких композиторов (под ред. К. изданы мн. образцы нац. орг. музыки в сб-ке, опубл. в 1955 в Братиславе). Автор статей об особенностях композиции орг. музыки, а также об орг. соч. Мессиана.

Литературные сочинения: A. Albrecht, Brat., 1959.

Литература: Rойзман Л., Чешский органист, "СМ", 1960, No 6.

Клиндворт К.

Клиндворт К. (Klmdworth) Карл (25 IX 1830, Ганновер - 27 VII 1916, Штольпе, близ Потсдама) - нем. пианист, дирижёр, педагог и транскриптор. Вначале учился игре на скрипке. В 1847-49 дирижёр оркестра передвижной оперной труппы. В 1852 ученик Ф. Листа в Веймаре. В 1854-68 выступал в Лондоне как пианист и дирижёр, а также преподавал. В сезон 1861-62 организовал в Лондоне циклы симф., камерных и вок. концертов, шедших под назв. "Союз музыкальных искусств". В 1868-81 профессор Моск. консерватории. Вернувшись в Германию, К. совм. с Й. Иоахимом и Ф. Вюльнером создал в Берлине организацию "Филармонические концерты". Дирижировал также концертами Вагнеровского об-ва, был близок байрёйтским кругам. В 1884 открыл в Берлине фп. школу, к-рая в 1893 объединилась со школой К. Шарвенки, образовав т.н. консерваторию Клиндворта-Шарвенки. С 1893 преподавал игру на фп. в Потсдаме.

Клиндворт К.

К. приобрёл особую известность переложениями для фп., среди них - испан. увертюры М. И. Глинки, "Реквием" В. А. Моцарта, симфония до мажор Ф. Шуберта (для 2 фп.), фантазия "Франческа да Римини" Чайковского (фп. в 4 руки), клавираусцуг тетралогии Р. Вагнера "Кольцо нибелунга" (сделан по просьбе Вагнера, с к-рым К. познакомился в Англии). К. - редактор полного собр. соч. Ф. Шопена, фп. сонат Бетховена; переоркестровал концерт фа минор Шопена; автор фп. пьес (в т. ч. "Полонез-фантазия") и песен.

Литература: Leichtentritt H., Das Konservatorium der Musik Klindworth-Scharwenka. 1881-1931, В., 1931.

В. Ю. Дельсон.

Клишан А. Э.

Арвид Эдуардович (р. 6 XII 1934, Даугавпилсский р-н Латв. ССР) - сов. валторнист и педагог. Нар. арт. Латв. ССР (1976). Чл. КПСС с 1964. В 1955 окончил Муз. уч-ще им. Яз. Медыня в Риге у Я. Зицмана; в 1955-57 занимался у него же в Латв. консерватории. С 1954 артист Латв. симф. оркестра, с 1956 участник дух. квинтета симф. оркестра. С 1965 преподаватель Латвийской консерватории. Исполнение К. отличают высокое мастерство, тонкая музыкальность, красота тона. В его репертуаре произв. рус. сов. и заруб. композиторов, в т.ч. концерты для валторны В. А. Моцарта, Р. Штрауса, П. Хиндемита, К. Сен-Санса, Р.Глиэра, А. Росети, И. Пауэра, А. Гедике, Ек. Медыня. 1-е пр. на Респ. конкурсе молодых исполнителей (1957), на Всесоюзном конкурсе исполнителей в Ленинграде (1963), 3-я пр. на Междунар. фестивале "Пражская весна" (1962). Гастролирует за рубежом.

Клова В. Ю.

Витаутас Юлионо (р. 31 I 1926, местечко Тиркшляй, ныне Мажейкского р-на Литов. ССР) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Литов. ССР (1959). В 1951 окончил Консерваторию Литов. ССР по классу композиции у Ю. Груодиса и А. Рачюнаса. Автор опер, симф., камерных и вок. произв. С 1948 ведет пед. работу; в 1950-54 преподавал теоретич. дисциплины в Муз. уч-где им. Ю. Груодиса в Каунасе, с 1954 - в Консерватории Литов. ССР (с 1970 доцент). Написал учебник "Полифония" (Вильнюс, 1966). В 1954-62 и 1966-71 чл. правления CK Литов. ССР.

Сочинения: оперы - Пиленай (1956, Литов. т-р оперы и балета; Гос. пр. Литов. ССР, 1957), Вайва (1958, там же), Дочь (Dukte, 1960, там же; Гос. пр. Литов. ССР, в том же году), Два меча (Du kalavljai, 1966, там же), Американская трагедия (Amerikoniskoji tragedija, по Т. Драйзеру, 1969, Латв. т-р оперы и балета); для орк. - симф. поэма Юрате и Каститис (1954), сюита Картины Вильнюса (Vilniaus paveikslai, 1962); концерты с орк. - для фп. (1953), для скр. (1950), для влч. (1963, 1973); вок. циклы - В земле буду искать твои черты (Zemeje ieskosiu tavo bruozu, для голоса с орк., 1961), Песни пастбища (Ganyklu dainos, по мотивам нар. песен для голоса и квинтета бирбинес, или фп., 1967), Песни сенокоса (Sienapiutes dainos, по мотивам нар. песен, для голоса и орк. нар. инструментов, или фп., 1969), Свадебные песни (Vestuvines dainos, по мотивам нар. песен для голоса и орк. нар. инструментов, или фп., 1971), инстр. пьесы, песни, романсы, хоры и др.

Литература: Гаудримас Ю., Музыкальная культура Советской Литвы. 1940 - 1960, Л., 1961.

Клоднина В. Е.

Валентина Ефремовна (р. 4(17) VII 1912, Москва) - сов. певица (контральто). Засл. арт. РСФСР (1957). Чл. КПСС с 1944. В 1926 принята в Рус. нар. хор под рук. M. E. Пятницкого (здесь пели бабушка, отец, мать, затем три сестры К.). Пятницкий был её первым педагогом. В 1955 закончила заочные Муз. курсы им. Н. К. Крупской в Москве. В составе хора выступала до 1963, участвовала в 1-м исполнении мн. песен, в т.ч. В. Г. Захарова - "Ой, туманы мои, растуманы", "На коне вороном", "И кто его знает" (в дуэте с А. В. Прокошиной). Гос. пр. СССР (1952, за концертно-исполнит. деятельность). В 1963-69 педагог Рус. нар. хора им. M. E. Пятницкого, с 1969 - Муз. уч-ща им. M. M. Ипполитова-Иванова.

Клоссон Э.

Клоссон Э. (Closson) Эрнест (10 XII 1870, Сен-Жос-тен-Нод, близ Брюсселя - 21 XII 1950, Брюссель) - бельг. музыковед и муз. критик. Музыке обучался самостоятельно. Работал архивариусом, пом. хранителя Музея муз. инструментов и преподавателем (1912-35) истории музыки в Брюссельской консерватории; с 1917 был также профессором консерватории в Монсе. В 1920-40 выступал в качестве муз. критика во мн. органах бельг. общей и муз. периодич. печати (псевд. - Pоль Антуан). Автор мн. работ, посвященных гл. обр. бельг. муз. фольклору, творчеству бельг. композиторов, вопросам муз. эстетики, инструментоведения.

Сочинения: Е. Grieg et la musique Scandinave, P.- Brux., 1892; La musigue et les arts plastiques, Brux., 1897; Sainte Godelive de E. Tinel, Lpz., 1897; Les chansons populaires des provinces belges, Brux., 1905, 1913, 1920; Les Rъckers, Brux., 1908; Les Noлls wallons de Liиge, Luttich, 1909 (совм. с A. Doutrepont; P.- Liиge, 1938, совм. с M. Delbouille); 20 Noлls franзais anciens, P., 1911; Le manuscrit dit des Basses Danses de la Bibliothиque de Bourgogne, Brux., 1912; Йlйments d'esthйtique musicale..., Brux., 1916, 1920; Roland de Lassus, Turnhaut, 1919. A.-M. Grйtry, (Brux.), 1920; Esthйtique musicale, Brux., 1921; Cйsar Franck, Charleroi, 1923; L'йlйment flamand dans Beethoven, Brux., 1928, 1946; Histoire du piano, Brux., 1944; и др.

И. M. Ямпольский.

Клоц

Клоц (Klotz) - семья нем. скрипичных мастеров из Миттенвальда (Бавария). Родоначальник - Матиас К. (11 VI 1653 - 16 VIII 1743) - обучался в Италии (Падуя) у Дж. Райлиха. Возвратившись в 1683 в Миттенвальд, открыл собственную мастерскую по изготовлению скрипок. Его дело продолжили сыновья: Георг К. (1687-1737), Себастьян К. (1696-1768) и Иоганн Карл К. (1709 - 25 V 1769). В дальнейшем неск. поколений семьи К. способствовали развитию скрипичного мастерства в Миттенвальде, превратившемся в крупный центр пром. произ-ва скрипок (здесь существовала гос. школа скрипичных мастеров). Один из последних представителей этой семьи - Иоганн Hепомук К. (р. 4 VI 1903, Миттенвальд) - известный скрипичный мастер, работал в Мюнхене, затем поселился в Берлине.

Обычно К. причисляют к мастерам тирольской школы. Большинство из них работало в манере Я. Штайнера (многие инструменты выпущены ими под этикетками Штайнера), но нек-рые их скрипки свидетельствуют о влиянии школы Амати. Отдельные представители семьи К. выработали собств. оригинальную модель, как, например, Йозеф К. (8 III 1743 - после 1809) - один из наиболее одарённых мастеров этой семьи. Общий характер инструментов работы К. - средний между немецким и итальянским. Скрипки К. отличают относительно небольшой патрон, тщательная отделка деталей, коричневатого оттенка лак, не сильный, но приятный звук. Ещё с кон. 17 в. они получили распространение во многих европ. странах. К. изготовляли также альты, контрабасы и виоль д'амур.

Литература: Витачек E. P., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М., 1964; Maзon J., Die Entwicklung der Geigenindustrie in Mittenwald, Erlangen, 1913 (Diss.); Menth В., Mathias Klotz, "Schweizerische Zeitschrift fьr Instrumentalmusik", 1932, No 2; Vannes R., Dictionnaire universel des Luthiers, revue et augmentйe, Brux., 1951.

И. М. Ямпольский.

Клюзнер Б. Л.

Борис Лазаревич (р. 19 V (l VI) 1909, Астрахань) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1932. В 1940 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у M. P. Гнесина. К. принадлежат соч. разл. жанров - симфонии, концерты, камерные ансамбли, сонаты, романсы, музыка к фильмам и др.

Сочинения: для баритона, хора и орк. - Поэма о Ленине (1954, изд. 1958); для баса и орк. - Разговор с товарищем Лениным (1969, на cл. В. В. Маяковского); для орк. - 4 симфонии (1954, 1961, 1966, 1972), увертюры; концерты с орк. - для фп. (1939), для скр. (1950), для 2-х скр. (1960); трио для влч. и фп. (1948), сонаты - для фп. (1935, 1966), скр. и фп. (1962), влч. и фп. (1937, 1945); вок. циклы.

Клюитенс А.

Клюитенс А. (Cluytens) Андре (26 III 1905, Антверпен - 3 VI 1967, Нёйи, близ Парижа) - франц. дирижёр. По происхождению бельгиец. Отец К. - дирижёр, мать - певица. Окончил консерваторию в Антверпене по классу фп. у Э. Боске (1921), гармонии и контрапункта (1922). С 1922 хормейстер, затем концертмейстер, в 1927-32 дирижёр Корол. оперного т-ра в Антверпене. Был дирижёром т-ров в Тулузе, Лионе, Бордо. Как симф. дирижёр дебютировал в 1938 в Виши (заменив Й. Крипса в концерте из произв. Л. Бетховена). С 1943 дирижёр (с 1949 вице-президент) Об-ва концертов Парижской консерватории и симф. оркестра Нац. радио и телевидения. С 1947 руководитель т-ра "Опера комик". С нач. 50-х гг. постоянно гастролировал в т. ч. в СССР, впервые в 1959), выступал с лучшими франц. оркестрами. С 1955 регулярно принимал участие в Байрёйтских фестивалях, с 1960 возглавлял также Нац. симф. оркестр Бельгии. К. был тонким интерпретатором оперных и симф. произв. В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Вагнера, однако центр. место в его репертуаре занимали соч. франц. классиков - Г. Берлиоза, Ж. Визе, С. Франка, К. Дебюсси, М. Равеля и др. К. - первый исполнитель мн. симф. произведений совр. франц. композиторов, в т. ч. Ж. Франсе, Ж. Ж. Грюненвальда, Д. Мийо, О. Мессиана, А. Жоливе, А. П. Бюссе.

Сочинения: Из моей жизни, "СМ", 1959, No 4; Дирижёром надо родиться, "МЖ", 1968, No 4.

Литература: Gavoty В., Andrй Cluytens, "Les grands interprиtes", Gen., 1955.

М. М. Яковлев.

Ключ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ключарёв А. С.

Александр Сергеевич (р. 19 II 1906, Казань - 31 III 1972, там же) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1969). С 1923 учился в Казанском муз. техникуме (класс фп.), в 1933 окончил Моск. консерваторию (класс композиции Р. М. Глиэра и Н. С. Жиляева). В 1934-37 заведовал муз. сектором Башк. н.-и. ин-та нац. культуры (Уфа). Собирал и изучал башк. фольклор. С 1937 работал в Казани. В 1938-1951 руководил кабинетом тат. муз. фольклора при Управлении по делам иск-в Тат. АССР, возглавлял Ансамбль песни и танца, для к-рого создавал репертуар. В 1951-53 худ. рук. Тат. филармонии. Участвовал в составлении сб. "Татарские народные песни" (совм. С B. И. Виноградовым и М. Садри, Казань, 1941). Республиканская пр. им. Г. Тукая (1970).

Сочинения: опера - Наёмщик (1961, на основе музыки C. З. Сайдашева к одноим. муз. драме, Тат. т-р оперы и балета, Казань); балет - Горная быль (1951; 2-я ред. 1959, там же); для орк. - Волжская симфония (1954), поэма Салават (1935), сюита Галиябану (1935), тат. сюиты (1941-45), Башкирская сюита (1955), муз. картина Урал (1936); пьесы для фп., инстр. ансамблей, эстрадного оркестра; хор. произв., песни и обр. тат., башк., рус. нар. песен; музыка к спектаклям моск. драматич. т-ров.

Литература: Лундстрем И., А. С. Ключарёв, в сб.: Композиторы Советского Татарстана, Казань, 1957, с. 35-44; Шуйская H. A., Александр Ключарёв, М., 1962.

Ключевые знаки

Ключевые знаки - знаки альтерации (диезы и бемоли), к-рые проставляются после ключа на каждом нотном стане для обозначения тональности (высотного положения лада) муз. произведения. К. з., по традиции, проставляются в определённых местах и в установленном порядке. Каждый вариант К. з. отвечает двум тональностям - мажорной и параллельной минорной (см. Квинтовый круг); мажорное или минорное наклонение лада выявляется соотношением ступеней (см. Лад). К. з. относятся к соответствующим звукам во всех октавах (ранее, в 17-18 вв., К. з. относились только к данной октаве и потому повторялись в др. октавах).

Ключевые знаки

Ключевые знаки

П. И. Чайковский. "Евгений Онегин", 3-я картина.

К. з. могут меняться и внутри нотного текста - в случаях смены тональности муз. произведения, а также для удобства чтения нотного текста. Для этого прежние К. з. отменяются бекарами, а затем выписываются новые К. з. (см. пример).

В. А. Вахромеев.

Кнайфель А. А.

Александр Аронович (р. 28 XI 1943, Ташкент) - сов. композитор. В 1967 окончил Ленингр. консерваторию у Б. А. Арапова (в 1961-63 занимался в Моск. консерватории по классам виолончели и композиции).

Кнайфель А. А.

Сочинения: опера Кентервильское привидение (по О. Уайльду, 1965, пост. 1974, Ленинград); балет Медея (1968); кантата-дифирамб 150 000 000 (cл. В.В. Маяковского, 1966); для орк. - симфония Жанна (1978), композиции Возникновение (Status nascendi, 1975) и Да (1980), сюита-фантасмагория Петроградские воробьи (1967, пост. как балет, 1979, Ленинград); камерно-инстр. ансамбли, хоры, вок. композиции; музыка для детей, музыка к спектаклям драм. т-ра; музыка к кино- и телефильмам, в т.ч. "След росомахи", "Ранние журавли", "Я - актриса", "Рафферти" и др.

Литература: Воронина Т., Кац Б., Эскизы к портрету, "СМ", 1975, No. 4.

Кнаппертсбуш Х.

Кнаппертсбуш Х. (Knappertsbusch) Ханс (12 III 1888, Эльберфельд - 25 X 1965, Мюнхен) - нем. дирижёр (ФРГ). С 1908 занимался у Ф. Штайнбаха и О. Лозе в Кёльнской консерватории. В 1910-12 дирижёр т-ра в Мюльхейме, ассистент X. Рихтера и З. Вагнера в Байрёйте. В 1913-18 директор и дирижёр т-ра в Эльберфельде. После работы в Гор. оперном т-ре Лейпцига (1918) и "Фридрихстеатре" в Дессау (1919-22, с 1920 генерал-музик-директор), в 1922 возглавил Гос. оперу в Мюнхене.

С 1935 жил в Вене, где выступал с оркестром Венской филармонии (с 1936) и дирижировал спектаклями Государственной оперы (1937-45). После 1945 гастролировал в Мюнхене и других городах Европы. С 1951 постоянный участник Байрёйтских фестивалей. Неоднократно концертировал в СССР (1926- 1929). Основу его репертуара составляли произведения Р. Вагнера, Л. Бетховена, И. Брамса, Р. Штрауса. К. - дирижёр ярко романтич. склада. Внешне предельно экономная, но необычайно точная и выразит, техника давала ему возможность без видимых усилий полностью владеть оркестром.

Исполнение К. характеризовалось импровизационностью, широтой линий, глубокой эмоциональностью, чёткостью ритма, захватывающими динамическими нарастаниями.

Литература: Mалков Н., Г. Кнаппертсбуш, "Жизнь искусства", 1926, 23 ноября; Валерианов Б., По концертам. Г. Кнаппертсбуш, "Рабочий и театр", 1926, No 49; Веtz R., Ranofsky W.. Knappertsbuch, Ingolstadt, 1958; Witeschnik A., Dirigenten,.., (s. 1.), 1965.

E. Я. Рацер.

Кнейзель Ф.

Кнейзель Ф. (Kneisel) Франц (26 I 1865, Бухарест - 26 III 1926, Нью-Йорк) - амер. скрипач и педагог. По национальности немец. Род. в семье воен. дирижёра. Игре на скрипке начал обучаться под рук. отца. Окончил в 1879 Бухарестскую, в 1882 Венскую консерватории (занимался в классах Я. Грюна и Й. Хельмесбергера). В 1884 концертмейстер оркестра Бильзе в Берлине. С 1885 жил в США, где в 1885-1903 был концертмейстером-солистом Бостонского симф. оркестра. В 1886 организовал и возглавил струн. квартет (т.н. Кнейзель-квартет), завоевавший мировую известность и сыгравший большую роль в популяризации в Америке квартетной игры (существовал до 1917). Блестящий солист, К. был тонким интерпретатором классич. и романтич. камерной музыки. Выступал также как дирижёр. С 1905 преподавал игру на скрипке в Ин-те музыкального искусства в Нью-Йорке. Автор инструктивных сочинений (этюды и др.), ред. и перелож. для скрипки.

Литература: Danek V. В., A historical study of the Kneiseп Quartet, Indiana Univ., 1962 (Diss.).

И. М. Ямпольский.

Кнеплер Г.

Кнеплер Г. (Knepler) Георг (p. 21 XII 1906, Вена) - нем. музыковед (ГДР). Действит. чл. Нем. АН в Берлине (1964). В юности брал уроки игры на фп. у Э. Штойермана и дирижирования у X. Галя в Вене. В 1931 окончил музыковедч. ф-т Венского ун-та (занимался у Г. Адлера, В. Фишера, Э. Белеса, Р. фон Фиккера, Р. Лаха). Работал нек-рое время хормейстером и дирижёром в Мангейме, Висбадене, Вене; выступал как пианист-аккомпаниатор с известными певцами. С 1929 включается в рабочее движение. В 1931-33 жил в Берлине, дирижировал рабочими хорами. В 1934 был арестован в Вене как коммунист и вскоре эмигрировал в Англию, где также руководил рабочими хорами и оперной труппой при Би-Би-Си. К. был одним из основателей Рабочей муз. ассоциации Англии. С 1939 генеральный секретарь организации австрийских эмигрантов. В 1946-49 в Вене референт Компартии Австрии по культуре. В 1949 переехал в Берлин, где в 1950-59 был ректором и профессором Высшей школы музыки. С 1959 директор и профессор Ин-та музыковедения при Университете им. Гумбольдта. Один из основателей и членов руководства Союза композиторов и музыковедов ГДР (с 1951). Нац. пр. ГДР (1962).

К. одним из первых применил марксистскую методологию в нем. музыковедении; осн. его работы посв. истории музыки, творчеству отдельных композиторов и проблемам совр. муз. жизни. Автор трудов: "Обзор истории музыки" (совм. с Э. Г. Мейером и X. Гольдшмидтом), многотомной "Истории музыки от Французской революции до наших дней" (вышли из печати первые два тома), а также статей в журн.: "Musik und Gesellschaft", "Beitrдge zur Musikwissenschaft" (c 1960 его гл. редактор), ряда научных рефератов и докладов по различным вопросам музыковедения.

Сочинения: Моцарт и современность, "СМ", 1956, No 1, 2; Musikgeschichte im Ьberblick, В., 1956 (соавт. H. Goldschmidt und E. Meyer); (Geschichte der Musik von der Franzцsischen Revolution bis Heute.) Musikgeschichte des 19. Jahrhunderts, Bd I-II, В., 1961 (Bd I - Frankreich, England; Bd II - Цsterreich, Deutschland); Entwicklungstendenzen der Sowjetischen Musikkultur, "Musik und Gesellschaft", XVIII, 1968; Das Beethoven-Bild im Wandel der Geschichte, там же, XXI, 1971; Improvisation, Komposition. Ьberlegungen zu einem ungeklдrten Problem der Musikgeschichte, "Studia musicologica", XI, 1969.

М. М. Яковлев.

Книппер Л. К.

Лев Константинович (p.21 XI (3 XI () 1898, Тбилиси) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1968) и Бурят. АССР (1958). Игре на фп. обучался у E. P. Гнесиной, теоретич. предметы изучал у Д. Р. Рогаль-Левицкого, Р. М. Глиэра, композицию у Н. С. Жиляева. В 20-х гг. чл. "Ассоциации современной музыки", в 30-40-х гг. зам. председателя Союза композиторов СССР, руководитель его разл. секций и комиссий. Вёл творческую, пропагандистскую и организаторскую работу в частях Сов. Армии и рабочей самодеятельности, выступал как дирижёр. Автор опер, балетов, симф. сочинений, инстр. концертов, романсов, песен. Ему принадлежат записи нар. песен и наигрышей - тадж., кирг., туркм., бурятских, курдских, иранских и др. Творчество К. тесно связано с сов. тематикой, нар. иск-вом (прежде всего с рус. песней), отмечено поисками новых совр. средств муз. выразительности.

Сочинения: оперы - Северный ветер (1930, Муз. т-р им. Немировича-Данченко), Мария (1938), Актриса (1942), На Байкале (1948, Муз.-драм. т-р, Улан-Удэ), Сердце тайги (1958, Куйбышевский т-р оперы и балета), Мурат (1959, Кирг. т-р оперы и балета), Маленький принц (1964), опера-балет - Кандид (1927); балеты - Источник счастья (1951, Тадж. т-р оперы и балета), Красавица Ангара (совм. с Б. Б. Ямпиловым, 1959, Муз.-драм. т-р, Улан-Удэ); кантаты - Весна (1947), Дружба нерушима (1954); для орк. - 20 симфоний (1929-1973, в т. ч. 3-я, с солистами, дух. орк., хором, 1932; 4-я, с солистами и хором, 1933, 2-я ред., 1965; 15-я, для струн. орк., 1962; 17-я - "Ленинская", с солистами, 1970; 18-я, с солисткой, 1971; 20-я, с концертирующими скр. и влч., 1972), 3 симфониетты для струн. орк. (1934, 1944, 1972), симф. поэмы - На Перекопском валу (1940), Песня о коннице (1942), Рассказы о целине (1958), Письма друзьям (1960), сюиты на темы нар. песен - тадж. (1934, 1935, 1951), туркм. (1939, 1940), кирг. (1958), бурят. (1948, 1956), сюиты - Сказки гипсового божка (1927), 1-я танцевальная (1935), Танцы (1948-73), Солдатские песни (1946), Колхозные песни (1948), увертюры - Молодёжная (1943), 25 лет РККА (1944), Привет космонавтам (1963); концерты с орк. - для скр. (1944, 1965, 1967), влч. (1962, 1972), кларнета (1966), гобоя (1967), фагота (1969), двойной концерт для трубы и фагота (1967), для струн. квартета (1963); камерно-инстр. ансамбли - 3 струн. квартета (1942, 1965, 1973), 2 фп. трио (1962, 1965); пьесы для фп., разл. инструментов (соло) и ансамблей, хоры без сопровождения, романсы, массовые песни.

И. М. Ямпольский.

Книтль К.

Книтль К. (Knittl) Карел (4 X 1853, Польна, близ г. Йиглава - 17 III 1907, Прага) - чеш. педагог, дирижёр, муз. критик и композитор. Сын органиста Каспара К. (1825-1882). Учился в 1875-79 в органной школе у Ф. Скугерского в Праге, где одновременно (1871-82) преподавал музыку в разл. уч. заведениях. В 1879 учился дирижированию у Б. Сметаны. В 1877-1890 и в 1897-1901 дирижёр и руководитель хор. об-ва "Глагол Пражский". В 1882-89 преподавал игру на органе и вёл курс гармонии в органной школе. С 1889 профессор Пражской консерватории (с 1901 административный директор, наряду с А. Дворжаком - художеств. директором; в 1904-07 директор); произвёл реформу преподавания, реорганизовал оркестр. Известен как теоретик в области муз. педагогики и автор работ по теории и истории музыки; выступал также как муз. критик. Написал ряд вок. произв., в т. ч. кантаты "Песня о звоне" ("Pнsen о zvonu", 1875) и к 300-летию со дня рождения Я. Коменского (1892), хоры, романсы, песни (в т. ч. на собств. тексты). Сыновья К. - Владимир К. (р. 1887) - музыкальный писатель; Зденек К. (1889-1955) - певец (тенор), режиссёр и переводчик.

Сочинения: Nauka о skladbe homofonnн, Praha, 1897; Prнklady pro vseobecnou nauku hudebnн, Praha (опубликованы фрагменты в 3 тетрадях).

А. Г. Юсфин.

Кнушевицкий В. Н.

Виктор Николаевич (р. 6(19) I 1906, Москва) - сов. композитор и дирижёр. Брат Святослава Николаевича Кнушевицкого. В 1921-25 учился в Саратовской консерватории по классам Б. С. Богатырёва (скрипка) и Л. М. Рудольфа (композиция), в 1926-28 - в Москве в Муз. техникуме им. А. Н. Скрябина по классу композиции А. В. Александрова и С. Н. Василенко. С 1927 солист симф. оркестра и руководитель джаз-оркестра Всесоюзного радио. В 1937-41 худ. рук. и дирижёр Джаз-оркестра Союза ССР, в 1945-52 - эстр. оркестра Всесоюзного радио. Автор произв. для эстр. и джаз-оркестров (в т. ч. 7 фантазий на темы песен сов. композиторов), песен на слова сов. поэтов, а также многочисл. инструментовок произв. Ф. Листа, К. Дебюсси, С. Скотта, рус. и сов. композиторов для симфонического и эстрадного оркестров, инстр. ансамблей и др.

Кнушевицкий С. Н.

Святослав Николаевич (24 XII 1907 (6 I 1908), Петровск, ныне Саратовской обл. - 19 II 1963, Москва) - сов. виолончелист. Засл. деят. иск-в РСФСР (1956). В 1929 окончил Моск. консерваторию по классу С. М. Козолупова. В 1929-43 солист-концертмейстер оркестра Большого т-ра СССР, в 1943-51 - оркестра Всесоюзного радио. Лауреат 1-го Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1933, 1-я пр.). С 1933 вёл широкую концертную деятельность. Выступал как солист и как ансамблист. С 1940 участник трио с Л. Н. Обориным и Д. Ф. Ойстрахом и сонатного ансамбля с Обориным. В 1941-63 К. преподавал в Моск. консерватории (с 1950 профессор, в 1954-59 зав. кафедрой виолончели и контрабаса). Среди учеников К. - М. Э. Хомицер и Е. А. Альтман. К. - выдающийся представитель сов. виолончельной школы, его исполнит. стиль отличался высокой художественностью и поэтичностью, выразительностью и благородством фразировки, исключительно тёплым, красивым звуком. Иск-во К. вдохновило мн. сов. композиторов на создание виолончельных произв. Ему посвятили виолончельные концерты Н. Я. Мясковский, А. И. Хачатурян, С. Н. Василенко, сонату для влч. и фп. - А. Ф. Гедике. В его репертуаре были лучшие произведения рус. и зап.-европ. музыки. Своим исполнением К. способствовал популяризации сов. музыки в СССР и за рубежом (выступал в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Чехословакии, Австрии, Иране). В 1960-61 участвовал в фестивале П. Касальса в Мексике, где его иск-во было высоко оценено. Гос. пр. СССР (1950).

Литература: Канкарович Ан., Святослав Кнушевицкий, "СМ", 1950, No 5; Гинзбург Л., Святослав Кнушевицкий, "СМ", 1954, No 4; Гайдамович Т., Святослав Кнушевицкий, "СМ", 1964, No 7; Евграфов Л., Певец виолончели, "СМ", 1967, No 6.

Л. С. Гинзбург.

Княжнин А. Я.

Александр Яковлевич (1771 - 31 III (12 IV) 1829, Петербург) - рус. драматург. Сын драматурга Я. В. Княжнина. Генерал-лейтенант. Был вице-директором инспекторского департамента, членом Военного совета. Ему принадлежат: трагедии с хорами и балетами "Андромеда и Персей" (1802), "Цирцея и Улисс" (1803), комедия с балетом "Жених трёх невест" (1807) и др. Широко ставились на сцене (в Петербурге, Москве, в крепостных т-рах провинции) комич. оперы на тексты К. - "Ям" (1805), "Посиделки, следствие Яма" (1808), "Девишник, или Филаткина свадьба, следствие Яма и Посиделок" (1809). Музыку для них, так же как и для трагедий К., написал композитор А. Н. Титов. Комич. оперы К. и Титова лубочны; в них идиллически изображены сельская жизнь, отношения помещиков и крестьян, рекрутчина. Горячим поклонником трилогии был Александр I; по его желанию "Ям" и "Посиделки" исполнялись в Эрмитаже. Эти оперы вызвали множество подражаний ("Филатка на игрище", "Филатка с Федорой на качелях под Новинском" и др.).

Литература: Гозенпуд A., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959.

Княжнин Я. Б.

Яков Борисович (23 X (3 XI) 1742, Псков - 14(25) I 1791, Петербург) - рус. драматург. Учился в гимназии при Петерб. АН и в частном пансионе. Сотрудничал в журналах, выступал как переводчик. Драматургия К., одного из крупнейших представителей рус. просветительского классицизма 18 в., отличалась гуманистич. свободолюбивой направленностью. Автор трагедий (в т. ч. "Рослав", "Вадим Новгородский"), проникнутых отрицанием деспотич. власти, К. в либретто своих комических опер и комедиях сближается с сатирич. направлением в рус. лит-ре. Одно из наиболее прогрессивных произв. К. - либретто комич. оперы "Несчастье от кареты" (1779, муз. В. А. Пашкевича). Отказавшись от бытовых подробностей, создав идеализированные, патетич. образы страдающих влюблённых, К. в то же время обрисовал в этой опере сатирич. фигуру галломана-помещика, готового ради модной кареты отдать в рекруты своего крестьянина, показал язвительного шута, издевающегося над глупостью господ. Большой популярностью пользовалась комич. опера К. и комп. А. Булландта "Сбитенщик" (1783 или 1784), в центре к-рой - остроумный, деятельный человек из народа. К. принадлежат также тексты комич. оперы "Скупой" (ок. 1782, муз. Пашкевича), "трагедии с хорами и балетом" "Титово милосердие" (1786), "трагедии с хорами" "Владисан" (1786, муз. А. Булландта, позже О. А. Козловского). Автор первой рус. мелодрамы "Орфей" (1781), получившей широкую известность в 90-х гг. 18 в., когда музыку к ней написал Е. И. Фомин.

Литература: Ливанова Т., Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом, т. 1-2, М., 1952-53; Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII вв., М., 1958; Гозенпуд А., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965.

Кобза

1) Старинный лютневидный щипковый муз. инструмент, бытовавший в прошлом, очевидно, в Вост. Украине. Точных сведений о нём не сохранилось. В разл. исследованиях этот инструмент считают: близким бытующей румыно-молд. К.; предшественником совр. бандуры, а иногда под словами "К." и "бандура" подразумевают один и тот же инструмент (кобза-бандура). В народе К. иногда ошибочно называют колёсную лиру. В иконографич. материалах 17-19 вв. есть многочисл. изображения украинца-казака "Мамая" со струнным щипковым инструментом, к-рый можно принять за старинную К. Этот инструмент имеет полусферич. корпус, короткую шейку с ладами (4-5, редко 7-8) или без них и с прямой или отогнутой головкой, 5-8 струн. Колки преим. горизонтальные. Такая предполагаемая К. в 16-18 вв. была распространена в сельских местностях и среди запорожского казачества. В конце 18 - нач. 19 вв. у этого инструмента появляются дополнительные струны ("приструнки"), что, по-видимому, привело к преобразованию его в бандуру.

2) Струнный щипковый муз. инструмент румыно-молд. происхождения. Имеет слегка вытянутый, грушевидный корпус (дл. ок. 500 мм, ширина ок. 300 мм), короткую (не более 150 мм) шейку с металлич. ладами и отогнутую назад головку, 4 металлич. струны (1-я и 3-я двуххорные, 2-я и 4-я трёххорные). Строй квартовый. Играют плектром. Используется как сольный, ансамблевый и орк. инструмент в Румынии, Молдавии, Венгрии.

Литература: Хоткевич Г., Музичнi iнструменти украпнського народу, Харкiв, 1930, с. 67-86; Лисенко М. В., Про народну пiсню i про народнiсть в музицi, Кипв, 1955, с. 12-13; Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963; Гуменюк А. И., Украпнськi народнi музичнi iнструменти, Кипв, 1967.

С. Я. Левин.

Кобзарь

Кобзарь - укр. нар. странствующий певец-музыкант (часто слепой), сопровождавший своё пение игрой на кобзе (бандуре). Иск-во К. (или бандуристов) развивалось в период формирования укр. народности. К. выражали в своих произв. мысли, надежды трудового народа, в первую очередь крестьянства, призывали его к борьбе с угнетателями; воспевали в своих думах и песнях воен. события, героев нар. борьбы против иноземных захватчиков - татар, турок, позднее - поляков. Иск-во К. достигло расцвета в 16-17 вв., в период борьбы укр. народа за нац. независимость. В 19-20 вв. известными К. были Андрей Шут, Остап Вересай, Иван Крюковский, Фёдор Холодный, Михаил Кравченко и др. В 1918 в Киеве была создана Укр. художеств. капелла кобзарей. Она объединилась в 1935 с Полтавской капеллой бандуристов и работает как Гос. капелла бандуристов УССР.

Кобзон И. Д.

Иосиф Давыдович (р. И IX 1937, Часов Яр Донецкой обл.) - сов. эстр. певец. Нар. арт. РСФСР (1980). Чл. КПСС с 1973. В 1956 окончил Днепропетровский горный техникум, в 1973 - Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных. В 1959-62 солист Всесоюзного радио, с 1962 - Москонцерта. Пропагандист сов. песни, впервые исполнил мн. песни А. Н. Пахмутовой (в т.ч. цикл "Созвездие Гагарина"), А. И. Островского ("Пусть всегда будет солнце", "Голос земли", цикл "А у нас во дворе"), О. Б. Фельцмана, Я. А. Френкеля, Э. С. Колмановского, М. Л. Таривердиева, в т.ч. к телефильму "Семнадцать мгновений весны", и др. Лауреат пр. Ленинского комсомола (1976), Междунар. конкурса эстр. песни в Сопоте (1964), конкурса "Золотой Орфей" в Болгарии (1968) и др.

Литература: Игнатьева М., И. Кобзон, в кн.: Певцы советской эстрады, М., 1977.

Кобуз

Кобуз - узб. наименование струнного смычкового муз. инструмента, аналогичного казахскому кобызу. В совр. Узбекистане распространён в Хорезме и Сурхандарьинской области (преим. среди пастухов и сельских жителей).

Кобыз

1) Казахский двухструнный смычковый муз. инструмент. Имеет ковшеобразный корпус, короткую, дугообразно изогнутую шейку (без ладов) и большую плоскую головку, сделанные из одного куска дерева (ореха, берёзы, серебристого тополя, тута). Общая длина 600-730 мм, ширина корпуса 130-180 мм. Нижняя, вытянутая часть корпуса закрыта мембраной из верблюжьей кожи; верхняя, круглая - открыта. Струны из некручёного конского волоса опираются на высокую подставку (деревянную или роговую), устанавливаемую в верхней части мембраны. Смычок небольшой, слегка выгнутый; крепление волоса свободное. При игре К. опирают на пол или колено, смычок держат вывернутой ладонью. Струн касаются, не прижимая их к шейке, извлекая флажолетный звук. Широко используется особый приём - касание струны не подушкой пальца, а ногтем. По звуку К. слегка напоминает виолончель. Строй квартовый; иногда применяются параллельные кварты и квинты, бурдонное двухголосие.

На К. исполняют кю, варианты пьес, предназначенных для других инструментов, аккомпанируют пению. В прошлом на К. играли только мужчины; женщины стали играть лишь в советское время, на усовершенствованных К., в составе ансамблей и оркестров нар. инструментов.

2) Туркм. язычковый инструмент - металлич. варган.

3) Одно из названий черкесского 2-струнного смычкового инструмента типа адыг. шичепшина.

4) Одно из названий 2-струнного щипкового инструмента шорцев.

Литература: Шубанов А. К., Струны столетий, Алма-Ата, 1958.

И. М. Вызго-Иванова.

Ковалёва Г. А.

Галина Александровна (р. 7 III 1932, г. Горячий Ключ, ныне Апшеронского р-на Краснодарского края) - сов. певица (колоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1967). Чл. КПСС с 1965. В 1959 окончила Саратовскую консерваторию по классу О. Н. Стрижовой. Дебютировала в 1958 на сцене Саратовского т-ра оперы и балета, с 1960 солистка Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова.

С подлинной виртуозностью исполняет К. труднейшие партии колоратурного сопрано. Особенно ярко проявились дарование и мастерство певицы в партии Лючии ди Ламмермур (1-я исполнительница на ленингр. сцене, 1969). Среди партий: Снегурочка, Царевна-Лебедь; Марфа ("Царская невеста"), Антонида, Людмила, Джпльда, Виолетта; Леонора ("Трубадур"), Манон ("Манон" Массне), Царица ночи; Мария ("Гуняди Ласло" Эркеля). Выступает как конц. певица. 2-я пр. на Междунар. конкурсе молодых оперных певцов в Софии (1961) и 1-я пр. на Междунар. конкурсе вокалистов в Тулузе (1962). Гастролирует за рубежом (Болгария, Чехословакия, Франция, Италия, Канада, Польша, ГДР, Япония).

В. И. Зарубин.

Ковалёва О. В.

Ольга Васильевна (23 VII (4 VIII) 1881, дер. Любовка, ныне Саратовской обл. - 2 I 1962, Москва) - сов. певица (контральто), исполнительница рус. нар. песен. Нар. арт. РСФСР (1947). Пению обучалась в Саратовском муз. уч-ще у С. Логиновой и на частных курсах И. П. Прянишникова в Петербурге. Творч. деятельность начала статисткой в Передвижной труппе рус. оперы, выступавшей в Поволжье. Под рук. Е. Э. Линёвой подготовила конц. программу русских народных песен, с к-рой выступала с 1912 в Москве в рабочих кварталах. После Великой Oкт. социалистич. революции К. активно включилась в муз.-просветительскую работу, выступая в составе фронтовых конц. бригад, концертах-лекциях Наркомпроса РСФСР и Пролеткульта; уделяла большое внимание участникам художеств. самодеятельности.

Среди первых сов. исполнителей К. в 1921-22 совершила гастрольную поездку за рубеж (Швеция, Норвегия и Финляндия). В 1925 пела на Всемирной выставке декоративного иск-ва в Париже. С 1925 работала на радио; была консультантом Хора рус. песни Всесоюзного радио.

К. - автор текстов и мелодий мн. популярных песен, в т. ч. "Ой, цвети, кудрявая рябина", "Волга-реченька глубока". Песни К. привлекают задушевностью, лиричностью, красотой широкого напева. Автор статей по вопросам исполнительского мастерства.

Сочинения: Для деревни. Сборник песен и частушек, М., 1925; Исполнение русской народной песни, "Народное творчество", 1937, No 5, с. 17-19.

Литература: Павлова Г., Народная артистка, "МЖ", 1961, No 17, с. 14-15; Сидельников В., О. В. Ковалёва, М., 1964.

Н. С. Зелов.

Коваль М. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ковальский Ю.

Ковальский Ю. (Kowalski) Юлиус (р. 24 II 1912, Моравска-Острава) - слов. композитор, дирижёр и педагог. Учился у Р. Карела (композиция), П. Дедечека (дирижирование) в Пражской консерватории, у Й. Сука (композиция) и В. Талиха (дирижирование) в Школе мастерства при ней (1929-34). Позднее занимался у А. Хабы (композиция). Дирижировал любительскими и проф. хорами в Праге (1929-34) и Белграде (1934- 1935). Был дирижёром оркестра Радио (1935-39), Большой оперетты (1939; там же концертмейстер) в Праге, концертмейстером т-ров в Зальцбурге (1940-41 и 1944-45) и Белграде (1942-44), хормейстером и дирижёром Слов. нац. т-ра (1945-46) и рабочих хоров (1946-47 и 1950-54) в Братиславе. Директор неск. муз. школ, в т.ч. Нар. школы иск-в в Братиславе (с нач. 60-х гг.). В композиторском творчестве испытал воздействие импрессионизма, а также 1/4- и 1/6-тоновых систем и атональной музыки, додекафонии.

Сочинения: оперы - О заколдованной Златовласке (О zakliatej Zlatovlбske, детская, 1955, Усти-Над-Лабем), Празднество с фонариками (Lampiуnovб slбvnost', камерная, 1965, Острава); 5 симфоний (1954-74); конц. симфониетты (с орк.) - для струн. квартета (1972), для квинтета духовых (1976); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. для разл. составов духовых, 6 струн. квартетов (1933-79), импровизация для скр. и ударных (1980); песни.

Ковач И. К.

Игорь Константинович (р. 2 XI 1924, станица Пролетарская Ростовской обл.) - сов. композитор, педагог. Чл. КПСС с 1970. В 1959 окончил Харьковскую консерваторию по классу композиции В. А. Барабашова. С этого же года преподаватель Харьковского ин-та иск-в (кафедры композиции и инструментовки). 2-я пр. Междунар. конкурса композиторов им. Г. Венявского (Польша, 1966). Автор произв. разд. жанров, отличающихся свежестью муз. языка, гражданским пафосом. Песни К. неоднократно премировались на всесоюзных и респ. конкурсах.

Сочинения: оратория - Солдаты Ильича (1970); для орк. - симфония (1965), Симфонический дифирамб (1972); концерты с орк. - для фп. (1960), Концертино для фп. (1971); для скр. с инстр. ансамблем - Концертино (1967); произв. для фп., домры; для голоса с орк. - Баллада о коммунарах (на сл. Е. А. Евтушенко, 1967), Песня о неведомом трубаче (на сл. Р. А. Левина, 1967), Баллада о комиссаре (на сл. Р. И. Рождественского, 1971), Песня-ода Ленин (1970); песни, обр. нар. песен; музыка для драм. т-ра, кино, телевидения.

H. H. Сидоренко.

Ковачевич К.

Ковачевич К. (Kovacevic) Крешимир (р. 16 IX 1913, Загреб) - хорватский музыковед и муз. критик (Югославия). В 1939 в Загребе окончил Муз. академию (по классу композиции), историю музыки изучал на философском ф-те Лейпцигского ун-та, где защитил докторскую диссертацию. В 1936-39 коррепетитор оперы в Загребе и Белграде, в 1940-50 преподаватель в Осиеке и Дубровнике. Выступает как хормейстер и дирижёр. С 1950 профессор Муз. академии в Загребе. С 1957 муз. критик газ. "Борба". С 1969 гл. редактор 2-го издания югосл. "Музыкальной энциклопедии". Осн. работы К. посв. хорватской музыке.

Сочинения: Beethoven. Simfonije i uvertire, Zagreb, 1958; Hrvatski kompozitori i njihova djela, Zagreb, 1960; Muzicko stvaralastvo u Hrvatskoj 1945-1965, Zagreb, 1966 (Udruzenje kompozitora Hrvatske); Hrvatski muzikolog Yosip Andreis, "Arti Musices Ш", Zagreb, 1972.

И. М. Ямпольский.

"Ковент-Гарден"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ковнер И. Н.

Иосиф Наумович (17 (29) XII 1895, Вильнюс - 4 I 1959, Москва) - сов. композитор. В 1915 занимался в Петрогр. консерватории у В. П. Калафати (композиция) и А. К. Глазунова (инструментовка). В 1918-23 брал уроки у Г. Л. Катуара. В 1923-42 зав. муз. частью и гл. дирижёр Моск. т-ра юного зрителя.

Сочинения: муз. комедии - Бронзовый бюст (1945, Свердловск), Акулина (по мотивам повести А. С. Пушкина "Барышня-крестьянка", 1948, там же), Жемчужина (1954), Неземное создание (1955); для орк. - симфония-поэма Путь побед (1929), сюиты; музыка кспектаклям драм. т-ра, в т.ч. "Чёрный Яр" Афиногенова (1928), "Скупой рыцарь" и "Русалка" Пушкина (1937), "Том Кенти" Михалкова (1938); музыка к мультфильмам.

Когадеев А. П.

Алексей Петрович (р. 7 IV 1926, с. Ольховатка Донецкой обл.) - сов. хор. дирижёр. Нар. арт. БССР (1971). Чл. КПСС с 1962. В 1955 окончил Белорус. консерваторию, в 1958 аспирантуру при Ленингр. консерватории. В 1955-58 хормейстер-ассистент Ленингр. т-ра оперы и балета, с 1959 хормейстер, с 1960 гл. хормейстер и дирижёр Белорус. т-ра оперы и балета. Принимал участие в работе над мн. оперными спектаклями т-ра, среди них - "Борис Годунов", "Хованщина", "Князь Игорь", "Аида", "Отелло", "Кармен", "Лоэнгрин"; "Алеся" Тикоцкого, "Брестская крепость" Молчанова, "Джордано Бруно" Кортеса, "Седая легенда" Смольского, "Звезда Венера" Семеняко. С 1955 ведёт педагогич. работу, с 1972 доцент Белорус. консерватории. Автор методич. пособий, статей, книг по хор. иск-ву, в т.ч. "Техника хорового дирижирования" (1968).

Коган Г. М.

Григорий Михайлович (р. 24 VI (7 VII) 1901, Могилёв) - сов. пианист, педагог и музыковед. Доктор искусствоведения (1940). Учился в Киевской консерватории по классу фп. у А. Н. Штосе-Петровой и B. В. Пухальского (1914-20), занимался по композиции у Р. М. Глиэра. Начал конц., педагогич. и науч. деятельность в 1920. Преподавал (фп., история и теория пианизма и др.) в консерваториях - Киевской (1920-1926, с 1922 профессор, в 1922-24 проректор), Московской (1926-43, с 1932 профессор, в 1936-43 зав. кафедрой истории и теории пианизма), Казанской (1951-56). В 1927-32 действит. чл. ГАХН. Впервые в мире разработал курс истории и теории пианизма, к-рый читал во мн. консерваториях Сов. Союза. Ученики: по истории и теории пианизма - А. А. Николаев, А. Д. Алексеев, П. Л. Печерский; по фп. - В. А. Цуккерман, И. Б. Гусельников, С. А. Губайдуллина и др. В своих трудах разрабатывает проблемы психологии исполнительства и работы пианиста, связи техники и стиля, фп. фактуры и транскрипции. К. - автор исследований о клавесинистах, выдающихся пианистах, а также муз.-критич. статей (нек-рые подписывал псевдонимами - Гримих и Бекар).

Выступает во мн. городах Сов. Союза и за рубежом (Болгария) как пианист с обширным репертуаром, в частности из произв. клавесинистов; пропагандирует произв. малоизвестных композиторов, а также сов. фп. музыку. К. - автор ряда конц. обработок, составитель и ред. книг по вопросам пианизма, фп. произв. И. С. Баха и Ф. Бузони. Нек-рые работы К. переведены на рум. и болг. яз.

Сочинения: Школа фортепианной транскрипции, М., 1937, 1970; Советское пианистическое искусство и русские художественные традиции, М., 1948; У врат мастерства, М., 1958, 1961; О фортепианной фактуре, М., 1961; Работа пианиста, М., 1963, 1969; Ферруччо Бузони, М., 1964, 1971; Вопросы пианизма. Избр. статьи, М., 1968; Избранные статьи. Вып. 2, М., 1972.

Литература: Дельсон В. и Машистов A., Григорий Коган, "СМ", 1936, No 2; Альшванг A., Школа фортепианной транскрипции Г. М. Когана, "СМ", 1938, No 8, также в кн.: Альшванг A., Избранные сочинения, т. 2, М., 1965; Павлов К., О пианизме Гр. Когана, "СМ", 1939, No 2; Кестенберг Л., О школе фортепианной транскрипции Гр. Когана, "СМ", 1939, No 6; Николаев A., Замечательный учёный-музыкант, "Советский музыкант", 1939, No 46; Hейгауз Г., Несколько слов о Г. М. Когане и его книге, в кн.: Коган Г., У врат мастерства, М., 1958; Pечерский П., О музыке, об искусстве, о культуре, "СМ", 1968, No 12;Майкапар A., Оригиналы и транскрипции, "СМ", 1973, No 10; Косhеvitsky G., The art of piano playing, Evanston, 1967.

В. Ю. Дельсон.

Коган Л. Б.

Леонид Борисович (р. 14 XI 1924, Екатеринослав, ныне Днепропетровск) - сов. скрипач и педагог. Нар. арт. СССР (1966). Чл. КПСС с 1954. Игре на скрипке обучался с детских лет у Ф. Г. Ямпольского. С 1933 учился в Особой детской группе, с 1936 - в Центральной муз. школе-десятилетке при Моск. консерватории в классе А. И. Ямпольского. Под его руководством в 1948 окончил Моск. консерваторию, в 1953 - аспирантуру. 1-я пр. на Междунар. конкурсе скрипачей имени бельг. королевы Елизаветы (Брюссель, 1951). С 1944 солист Московской филармонии. С 1952 преподаёт в Московской консерватории (с 1963 профессор, с 1969 заведующий кафедрой).

К. - выдающийся представитель сов. скрипичной школы, один из крупнейших совр. артистов. Художник романтич. склада, К. отличается разносторонностью исполнительского дарования. Ему в равной мере удаются как монументальные полотна, требующие глубины интерпретаторской концепции и широты муз. мышления, так и миниатюры, основанные на филигранной отделке деталей. Эмоционально-приподнятая манера игры, благородство и изящество стиля, певучий, богатый красками звук, виртуозное владение инструментом - характерные черты его исполнит. иск-ва. Конц. репертуар К. включает скрипичную музыку от И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, И. Брамса, Н. Паганини до А. Берга, С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича. Гастролирует (с 1951) во мн. странах мира (Австралия, Австрия, Англия, Бельгия, ГДР, Италия, Канада, Новая Зеландия, Польша, Румыния, США, ФРГ, Франция, страны Лат. Америки). Ленинская пр. (1965). Сын К. - Павел Леонидович (р. 6 VI 1952, Москва) - сов. скрипач. Ученик Ю. И. Янкелевича. 1-я пр. на Междунар. конкурсе скрипачей им. Я. Сибелиуса в Хельсинки (1970). Гастролирует за рубежом (Франция, Италия, ФРГ, ГДР, Чехословакия, Финляндия, Япония и др.).

Литература: Зазовский М., Леонид Коган. Краткий очерк, М., 1956; Ямпольский И., Леонид Коган, "СМ", 1956, No 12; Григорьев В., Играет Леонид Коган, "СМ", 1964, No 11; Леонид Коган (Беседы с мастерами), "МЖ", 1968, No 14.

И. М. Ямпольский.

Предыдущая страница Следующая страница