Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛА"-"ЛАМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛА"-"ЛАМ")

Ла Лоранси М. Б. Л. Ж.

Ла Лоранси М. Б. Л. Ж. (La Laurencie) Мари Бертран Лионель Жюль, де (24 VII 1861, Нант-21 XI 1933, Париж) - франц. музыковед. Игре на скрипке учился у Л. Ренье, теории музыки у А. Вейнгартнера. В 1891-92 изучал историю музыки под рук. Л. Бурго-Дюкудре в Парижской консерватории. После окончания в 1883 Нац. ин-та вод и лесов в Нанси находился на гос. службе. С 1898 занялся исследованиями в области музыки, став одним из крупнейших франц. музыковедов. Основатель (1917) и президент (с 1927 почётный президент) Франц. об-ва музыковедения, в 1916-1931 ред. и издатель "Энциклопедии музыки и словаря консерватории". Автор мн. исследований и статей, посв. гл. обр. муз. иск-ву Франции 16-18 вв., а также муз. эстетике. Глубокий знаток старинной франц. инстр. музыки, особенно скрипичной, Л. написал 3-томный труд "Французская скрипичная школа от Люлли до Виотти" (1922-24). Работы Л., осн. на архивных изысканиях, отличаются точностью фактич. сведений, ценными историч. и эстетич. обобщениями.

Сочинения: La lйgende de Parsifal et le drame musical de Richard Wagner, Nantes, 1888, 1894; Espara, P., 1890; Le goыt musical en France, P., 1905; Rameau, P., 11908); Lully, P., 1911; Les crйateurs de l'opйra franзais, P., 1921, nouv. йd., P., 1930; L'йcole franзaise de violon de Lully а Viotti, v. 1-3, P., 1922-24; Les Luthistes, P., 1928; Les dйbuts de la Musique de chambre en France, "Revue de Mysicologie", 1934, No 49-52, и др.

Литература: Barren Ch. van den, Une belle figure qui disparait, Lionel de la Laurencie, "La Revue musicale Belge", 1933, dйcembre; Pincherle M., L. de la Laurencie, "Revue de musicologie", 1934, No 49 (список работ Л.).

И. М. Ямпольский.

Ла Мара М.

Мария - см. Липсиус M.

Ла Рю П.

Ла Рю П. (La Rue, Larue, de la Rue) Пьер (известен также как Petrus Platensis, Pierchon, Pierson, Pierazzon, Pierquin) (ок. 1460, вероятно, Турне - 20 XI 1518, Куртре) - нидерл. композитор. Утверждение, что он был учеником И. Окегема, недостоверно. Первое упоминание о Л. Р. датируется 1482. С 1492 был певцом в капелле Максимилиана I. В 1492-1516 служил при бургундском дворе, в 1501-03 и 1506 сопровождал Филиппа I Красивого в Испанию. В 1501 и 1516-18 работал в Куртре. Среди сохранившихся соч. Л. Р. - 31 месса, 7 отд. частей месс, 37 мотетов, 37 шансон. В произв. Л. Р. преобладают 4-гол. составы; характерно применение канонич. техники.

Литература: Симакова Н., Мелодия "L'homme armй" и ее преломление в мессах эпохи Возрождения, в сб.: Теоретические наблюдения над историей музыки, М., 1978, с. 43-47; Ricker M., Three unidentified chansons by P. de la Rue..., "MQ", 1960, v. 46, No 3.

"Ла Скала"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лабанора дуда

Лабанора дуда (литов. labanoro duda), дуда, - духовой муз. инструмент: литов. волынка с мохом из шкуры животного и тремя трубками - мелодической (с 6 игровыми отверстиями и диатонич. звукорядом в пределах септимы), бурдонной (издающей постоянный и неизменяющийся по высоте звук) и для нагнетания в мех воздуха (с запирающим клапаном). Способ игры обычный для волынок. Лучшие инструменты в прошлом изготовлялись в местности Лабанорас (Labanoras), откуда и произошло название.

И. А. Вертков.

Л'аббе Ж. Б.

Л'аббе Ж. Б. (L'Abbe) Жозеф Барнабе Сен-Севен (11 VI 1727, Ажен - 6 VIII 1802, Париж) - франц. скрипач, педагог и композитор. Сын и ученик виолончелиста П. Ф. Аббе (ум. 1777). Занимался в Париже у Ж. М. Леклера. С 1731 скрипач в оркестре т-ра "Комеди Франсез", в 1742 (1743?)-62 - Корол. академии музыки; в 1741-1755 участвовал в "Духовных концертах". Вёл пед. деятельность.

Значительная работа Л'А. - "Принципы скрипки для изучения аппликатуры этого инструмента..." ("Principes du violon pour apprendre le doigtй de cet instrument...", 1761; факсимильное переиздание, 1961); в ней он впервые в методич. литературе указал аппликатурные приёмы, осн. на использовании игры в полупозиции и суженного расположения пальцев (при исполнении уменьшенных квинт). Автор 2 сб. сонат для скрипки и баса (1748, ок. 1764), симфоний для 3 скрипок и баса (ок. 1754), 5 сб. арий с вариациями для 2 скрипок и др. соч.

Литература: La Laurencie L. de, L'йcole franзaise de violon de Lully а Viotty, v. 2, P., 1923.

H. M. Ямпольский.

Лабинский А. М.

Андрей Маркович (20 VIII (1 IX) 1872, Харьков - погиб в ночь с 5 на 6 VIII 1941, Москва) - сов. певец (тенор) и педагог. Засл. арт. Республики (1924). Пению учился в Петерб. консерватории у С. И. Габеля и В. М. Самуся, сценич. мастерству у О. О. Палечека. В 1897-1911 выступал на сцене Мариинского т-ра (Петербург). В 1912-24 солист Большого т-ра. Л. обладал голосом мягкого, приятного тембра, сценич. обаянием. Он с одинаковым успехом пел драм., лирич. и характерные партии (от Ленского до Радамеса). Выступал как конц. певец. Партии: Владимир Игоревич, Финн, Собинин, Берендей; Андрей ("Хованщина"), Данте ("Франческа да Римини" Рахманинова), Хозе, Фауст и др. В 1920 профессор Моск. консерватории. После 1924 продолжал заниматься пед. деятельностью. Среди учеников - Н. Ф. Кемарская, В. Н. Прокошев. В 1941 педагог-вокалист Большого т-ра. Л. был посв. романс "Тишина" Кашеварова.

Лабицкий Й.

Лабицкий Й. (Labitzky) Йозеф (4 VII 1802, Шёнфельд, ныне Красно, ЧССР - 19 VIII 1881, Карлсбад, ныне Карлови-Вари) - австр. скрипач и композитор. Обучался музыке в Печау у К. Файта. В 1816-20 участник странствующих оркестров. В 1820-22 скрипач оркестра при курзале в Мариенбаде. Играл также в оркестре франц. оперы (Берн) и др. В 1835 организовал в Карлсбаде собств. оркестр, с к-рым гастролировал (в т.ч. в Петербурге, 1839). С 1846 дирижировал в Карлсбаде симф. концертами. В 1853 передал руководство оркестром сыну. Л. написал множество вальсов в стиле И. Штрауса и Й. Ланнера (популярен был "Аврора-вальс"; М. И. Глинка оркестровал вальс Л. "Воспоминания об Аничковом дворце"). Часто объединял вальсы в циклы с вступлением (типа увертюры) и финалом. Автор полек, галопов, маршей, песен, попурри на темы рус. и польских нар. песен, концертино для флейты с орк. и др.

Лабицкий Й.

Сын Л. - Август Л. (22 X 1832, Печау, ныне Бечов, ЧССР - 28 VIII 1903, Бад-Рейхенхалль, Бавария) - скрипач. Учился в Пражской консерватории, а также в Лейпциге у М. Гауптмана (теория музыки) и Ферд. Давида (скрипка). Играл в Карлсбадском курортном оркестре отца, с 1853 руководил этим оркестром. Выступал также как солист.

Литература: Ruchnovsky E., Josef Labitzky, der Walzerkцnig Bцhmens, в кн.: Keilberg-Jahrbuch, 1909, St. Joachimsthal, 1909; Kaufmann M., Musik und Musiker, в кн.: Karlsbader Heimatkunde, (Bd.) 4, Karlsbad, 1927.

Я. М. Платек.

Лаблаш Л.

Лаблаш Л. (Lablache) Луиджи (6 XII 1794, Неаполь- 23 I 1858, там же) - итал. певец (бас). С 1806 обучался в Неаполитанской консерватории игре на виолончели, затем на контрабасе. После участия (партия контральто) в исп. Реквиема Моцарта стал учиться пению. В 1812 дебютировал в оперном т-ре "Сан-Карлино" (Неаполь). Первоначально выступал как бас-буфф. Известность принесло ему исп. партий в операх Д. Чимарозы, особенно Джеронимо ("Тайный брак"). В 1821 с успехом пел партию Дандини в опере "Золушка" Россини. Мировая популярность Л. относится к периоду его выступлений в Лондоне и Париже (1830-52). С 1852-53 по 1856- 1857 пел в т-ре Итал. оперы в Петербурге, после чего оставил сцену. Л. был одним из выдающихся певцов 19 в., он обладал сильным голосом большого диапазона, яркого тембра, прекрасно звучавшим как в кантилене, так и в виртуозных пассажах. Среди лучших партий: Дон Базилио, Фигаро, Бартоло ("Севильский цирюльник"), Лепорелло; Ассур, Вильгельм Телль, Фернандо, Моисей ("Семирамида", "Вильгельм Телль", "Сорока-воровка", "Моисей" Россини), Дулькамара, Марино Фальеро, Генрих VIII ("Любовный напиток", "Марино Фальеро", "Анна Болейн" Доницетти), Фальстаф ("Фальстаф" Балфа), Оровезо ("Норма"). Первый исполнитель партий Уолтона ("Пуритане" Беллини, 1835), Дона Паскуале ("Дон Паскуале", 1843), Графа Моора ("Разбойники" Верди, 1847). Ф. Шуберт посвятил Л. 3 итал. песни (1827). А. Н. Серов причислял его к "категории великих певцов-актёров". Автор работы "Метод пения" ("Mйthode de chant", s. a.), 40 вокализов для баса и др. соч.

Литература: Escudier L. et M., Etudes biographiques sur les chanteurs contemporains, P., 1840; Сastil-Вlaze F. H. J., Biographie de Lablache, P., (1850); Widйn G., Luigi Lablache, Gцteborg, 1897.

С. M. Грищенко.

Лаборд Ж. Б.

Ла Борд (Laborde, La Borde) Жан Бенжамен де (5 IX 1734, Париж - 22 VII 1794, там же) - франц. скрипач, композитор и историк музыки. Ученик А. Доверня и Ж. Ф. Рамо. Был камергером Людовика XV, позднее генеральным откупщиком. Автор 20 опер, 2 балетов, сб. трио-сонат для 2 скрипок и баса, франц. шансон и др. Гл. труд Л. - "Очерки о старинной и новой музыке" ("Essai sur la musique ancienne et moderne", v. 1-4, P., 1780) - написан под нек-рым влиянием взглядов Ж. Ж. Руссо и эстетики энциклопедистов. Эта работа содержит теоретич. главы, краткие историч. обзоры, очерки, сведения о композиторах и поэтах, записи песен и танцев. Не давая последоват. освещения историч. процесса развития музыки (осн. место отведено итал. и франц. школам), Л. тем не менее стремился к охвату широкого круга вопросов (история древней музыки, муз. фольклор, бытовая музыка). Книга Л. обильно иллюстрирована нотными примерами, изображениями муз. инструментов и исполнителей на них. Л. впервые опубликовал записи норв. нар. мелодий, привёл сведения о рус. музыке. Его труд сыграл важную роль в развитии муз.-историч. науки.

Литература: История европейского искусствознания от античности до конца XVIII века, М., 1963, с. 281-82; Vismes J. de, Un favori des dieux: J. B. de La Borde, P., 1935; Haraszti E., J. B., De La Borde et la musique hongroise, "Revue de musicologie", 1935, v. 19, No 54-55.

И. M. Ямпольский.

Лавабо

Лавабо - равап, рабоб, - струнный щипковый муз. инструмент. Распространён среди уйгуров, населяющих провинцию Синьцзян (КНР). Сходен с азиатским рубабом (рубобом). Имеет небольшой округлый деревянный корпус с кожаной верхней декой, 5 струн. Длинная шейка с отогнутой головкой снабжена в основании двумя роговидными отростками. Лады обычно шёлковые, навязные (21-23), но встречаются инструменты и без ладов. Дл. 600-1000 мм. Звук звонкого тембра, извлекается деревянным плектром. Две первые струны (мелодические) настраиваются в унисон, остальные в кварту и квинту.

Лавабо

Применяется гл. обр. для сопровождения пения, танцев.

С. Я. Левин.

Лавин К.

Лавин К. (Lavin) Карлос (10 VIII 1883, Сантьяго - 26 VIII 1962, Барселона) - чилийский композитор и фольклорист. Муз. образование получил в Париже у А. Капле и Р. Пено, а затем в Берлине у Э. Хорнбостеля. Творчество Л. тесно связано с нац. фольклором. Ему принадлежат также исследования в области креольского и индейского фольклора Чили.

Сочинения: 5 балетов, в т.ч. Кирай (Quiray, 1930), Атакамский фриз (Fris atacameno, 1954); для фп. - Андская сюита (Suite andina, 1926), Арауканские мифы (Mitos araucanos 1926), Сельские эстампы (Estampas pueblerinas, 1930); для скр. и фп. - Мелодии теуэльче (Gadencias teuelches, 1926); для голоса с кам. орк. - Жалобы уильиче (Lamentationes huilliches, 1928), музыка к фильмам.

Литературные сочинения: Tradiciones de la mъsica tнpica chilena, Santiago, 1943; Panorama musical Chile: Tierra y destino, Santiago, 1948; El rabel y los instrumentos chilenos, Santiago, 1955; Criollismo literario y musical, "Revista musical chilena", 1967, No 99.

H. С. Константинова.

Лавиньяк А. Ж. А.

Лавиньяк А. Ж. А. (Lavignac) Александр Жан Альбер (21 I 1846, Париж - 28 V 1916, там же) - франц. муз. теоретик, муз. писатель, педагог и композитор. Учился в Парижской консерватории у А. Ф. Мармонтеля (фп.), Ф. Э. Ж. Базена и Ф. Бенуа (гармония), А. Тома (композиция), с 1871 преподавал там же сольфеджио, элементарную теорию, позднее гармонию (с 1875 профессор). Его курс муз. диктанта (1882) способствовал введению этой дисциплины в уч. планы консерваторий. Написал "Школу педали" (1889) для пианистов. По поручению правительства руководил выпуском "Энциклопедии музыки и словаря консерватории" - многотомного издания по истории и теории музыки (1913-31; после смерти Л. - под ред. Л. де Ла Лоранси). Л. принадлежат фп. произв., обработка и редакция мн. муз. сочинений, книги по музыке.

Сочинения: Cours complet thйorique et pratique de dictйe musicale, v. 1-6, P.-Brux., 1882; Ecole de la pйdale du piano, P., 1889; La musique et les musiciens, P., 1895 (nouv. йd., 1950); Le voyage artistique а Bayreuth, P., 1897 (nouv. йd., 1951; англ. пер. - The Music, Dramas of Richard Wagner, L., 1898); Les gaietйs du Conservatoire, P., 1900; L'йducation musicale, P., 1902; Notions scolaires de musique, v. 1-2, P., 1905; Thйorie complиte des principes fondamentaux de la musique moderne, P.-Brux., 1909.

Б. С. Штейнпресс.

Лавотта Я.

Лавотта Я. (Lavotta) Янош (5 V 1764, Пустафёдемеш - 11 VIII 1820, Талья) - венг. скрипач и композитор. Игре на скрипке, фп. и композиции учился в Вене (1786). В 1792-93 рук. театр. об-ва в Пеште, в 1802-04 дирижёр оркестра венг. драм. т-ра в Коложваре (ныне Клуж-Напока, Румыния). Блестящий скрипач-виртуоз, он обладал ярким импровизаторским талантом. Много концертировал. Наряду с Я. Бихари и А. Чермаком, Л. - ведущий представитель венг. муз. культуры рубежа 18-19 вв., в его творчестве достиг расцвета вербункош. Программно-циклич. произв. Л. - первые образцы венг. музыки в этом стило (сб. фп. пьес "Nota insurrectional is hungarica", 1797). Среди др. соч. "Magyar aquadro" для струнных и 2 валторн; 6 венг. танцев. Танцы Л. в стиле вербункош были включены в многочисл. посмертные изд. его соч., а также входят в совр. сб-ки венг. танцев, в т.ч. в изд. под ред. Б. Сабольчи в Будапеште ("A magyar zenetцrtйnet kйzikцnyve", 1947; "A magyar zongoramuzsika szбz йve", 1954). E. Хубая написал оперу "Любовь Лавотты" ("Lavotta szerelme", 1906, Будапешт).

Литература: Markу M., Emlйkkцnyv izsйpfalvi es kevelhбzi Lavotta Jбnos halбlбnak szбzadik йvfordulуjбra, Bdpst, 1920 (сб. поев. 100-летию со дня смерти Л.); Szilбgyi S., Lavotta Jбnos, a kor йs az ember, Bdpst, 1930; Szabolcsi В., A 19. szбzad magyar romantikus zenйje, Bdpst, 1951.

И. M. Ямпольский.

Лаврангас Д.

Лавранга (Lavragkas), Дионисиос (Денис) (17 X 1864 или 1860 (?), Аргостолион, остров Кефалиния - 18 VII 1941, Разата, там же) - греч. композитор и дирижёр. Игре на скрипке обучался у Н. Серао, теории музыки - У Г. Оливьори и Н. Цаниса. Учился в консерваториях Неаполя (1882-85) и в Париже (с 1885) сначала у Л. Делиба, позднее у Ж. Массне и Т. Дюбуа. Работал во франц. странствующих оперных труппах (дирижёр, скрипач, пианист). Был оперным дирижёром в Турине и Венеции. В 1896 на 1-х междунар. олимпийских играх в Афинах прозвучала симф. поэма Л. - "Пятиборье" (для орк., солистов и хора). В 1894 поселился в Афинах, где руководил филармонич. об-вом. В 1899-1935 работал в греч. нац. оперном театре в Афинах в качестве интенданта, дирижёра и режиссёра, с труппой т-ра гастролировал по стране и за рубежом.

Долголетняя исполнит., творческая, административная, а также пед. (с 1900) деятельность Л. способствовала развитию муз. иск-ва Греции, созданию отечеств. репертуара, подготовке муз. кадров. Усвоив итал. и франц. муз. культуру, Л. вводил в свои соч. элементы нац. музыки.

Значит. произв. - опера "Дидона". Л. был одним из первых новогреч. композиторов, работавших в области инстр. музыки. До 1904 была опубликована его первая орк. сюита. Изданы пособия Л. "Руководство по гармонии" (1903) и "Карманная книжка музыкального искусства" (1937), а также "Воспоминания" (1937). Л. был награждён Нац. пр. иск-в и наук, однако умер одиноким и забытым.

Сочинения: оперы - Эльда ди Ворн (ок. 1890, Неаполь), Жизнь - это сон (La vita и un sogno, по П. Кальдерону, не пост.), Два брата (Та dэo adйlphia, 1900, Афины), Чародейка (Mбgissa, 1901, Афины), Избавитель (Lytrotйs, 1900 или 1903, пост. 1935, Керкира), Дидона (1909, Афины), Чёрная бабочка (Mбure petalъda, 1929?, Афины), Факанапас (1935, пост. 1950, Афины) и др.; оперетты (все пост. в Афинах) - Белый волос ('Бspre trнcha, 1915), Спортивный клуб (Sporting club, 1917), Двойной огонь (Diplи photiб, 1918); балет - Персефона (1936, Афины); вок.-симф. произв. - Пятиборье (1896), Торжественная месса (1931); для хора a cappella - Византийская месса (1938), песнопения; для орк. - 2 сюиты (2-я - 1923), Религиозные впечатления (1920), Восточная (Греческая) увертюра, Наваррская хота и др.; сюита для струн. орк.; произв. для скр., фп. и др.

Литература: Штейнпресс В., (Лаврангас), в кн.: Ежегодник памятных музыкальных дат и событий 1971, М., 1970.

Б. С. Штейнпресс.

Лаври М.

Лаври М. (Lavry) Марк (22 XII 1903 (2 I 1904), Рига - 20 III 1967, Хайфа) - израильский композитор и дирижёр. Муз. образование получил в Лейпцигской консерватории. Дирижирование изучал под рук. Г. Шерхена. В 1927-32 дирижёр в Саарбрюккене и Берлине. В 1932-35 дирижёр Латв. гор. оперы и рук. симф. оркестра в Риге. С 1935 жил в Палестине. С 1949 рук. муз. отдела Радио в Иерусалиме. Автор опер - "Страж Дан" (первой евр. оперы, пост. в Палестине) и "Тамар и Иуда", написанной в форме серии кантилляций с гомофонным инстр. сопровождением. Одна из симф. поэм Л. посв. городу-герою Волгограду. В творчестве опирался на палестинский муз. фольклор, был видным его исследователем и собирателем.

Сочинения: оперы - Страж Дан (Dan Hashomer, Телль-Авив, 1945), Тамар и Иуда (1958, конц. исп. 1970); для голоса с орк. - оратория Песня песней, кантата Страницы печали; для орк. - 4 симфонии (в т.ч. Симфония Освобождения, 1945), 5 симф. поэм, в т.ч. Долина (1937), Сталинград (1946); Израильские сельские танцы (исп. 1953); концерты с орк. - 2 для фп. (1945, 1947), для скр., для альта, концертино с орк. для губной гармонии; для скр. с орк. - Израильская сюита; для фп. - пьесы; хоры с орк., музыка к спектаклям драм. т-ра.

И. М. Марков.

Лавров И. И.

Иван Иванович (1827, Темников Тамбовской губ.- 11 (24) VIII 1902, Москва) - рус. певец (тенор) и драм. актёр. С 40-х гг. выступал в разл. провинциальных труппах в водевилях, опереттах, драмах. В сезон 1845/46 дебютировал в Тамбове как оперный артист (в партии Торопки - "Аскольдова могила"). В 1854 по приглашению А. Н. Верстовского выступил в партии Торопки на сцене Малого т-ра и был принят в моск. труппу. С возобновлением спектаклей в Большом т-ре (1856, после пожара) пел на его сцене (до 1875). В 1875-76 выступал в Киеве. Среди партий - Чешко ("Громобой" Верстовского), Артур ("Лючия ди Ламмермур"). Был также знатоком и исполнителем нар. песен, нек-рые образцы записали от него H. M. Лопатин и В. П. Прокунин (вошли в их "Сборник русских народных лирических песен", 1889). Л. написал воспоминания "Сцена и жизнь в провинции и в столице" (1889).

Литература: И. И. Лавров. (Некролог), "ЕИТ", сезон 1901-02, Приложение 4.

Лавров Н. В.

Лавров Н. В. (наст. фам. Чиркин) Николай Владимирович (1805, Ветлуга - 1840, Москва) - рус. певец (высокий бас). Был певчим в Новоспасском монастыре. В 1824 принят в труппу Моск. имп. т-ров, в 1825, на открытии Большого театра, дебютировал в роли Аполлона в прологе "Торжество муз". Выступал в драм. спектаклях, затем перешёл на оперную сцену. Учился у дирижёра Антонолини. У Л. был голос мягкого, чистого тембра. Певец большого обаяния и драм. таланта, он блестяще исполнял баритональные и басовые партии, одинаково успешно выступал в комедийных и драм. ролях. Партии: Дон Жуан; Неизвестный ("Аскольдова могила"), Иаков ("Иосиф" Мегюля), Цампа ("Цампа или Мраморная невеста" Герольда), Бертрам ("Роберт-Дьявол"), Жрец ("Норма"). А. А. Алябьев написал "Песнь на смерть Лаврова".

Литература: Кони Ф., Николай Владимирович Лавров, русский певец и актёр, "Пантеон русского и всех европейских театров", 1840, No 6; Родиславский В. И., Московские театры доброго старого времени, "ЕИТ", сезон 1900-1901, прилож. 2.

В. И. Зарубин.

Лавров Н. С.

Николай Степанович (24 I (5 II) 1861, Псковская губ.- 7 XII 1927, Ленинград) - рус. пианист и педагог. Племянник известного народника П. Л. Лаврова. Учился у К. Зике. В 1879 экстерном окончил Петерб. консерваторию, где с 1881 преподавал (с 1899 профессор, в 1915-21 инспектор и зам. директора). В 1880-90-х гг. Л. много концертировал в России и за границей. Сыграл значит. роль в муз. жизни Петербурга: часто выступал в концертах РМО и Бесплатной муз. школы, был деятельным участником Беляевского кружка. Первый исполнитель фп. концерта Н. А. Римского-Корсакова (1882). На Парижской выставке в 1889 играл фп. концерты П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и др. Автор воспоминаний, содержащих интересные факты из жизни М. П. Мусоргского, М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, В. В. Стасова, М. П. Беляева и др. (рукопись хранится в Доме-музее П. И. Чайковского в Клину). Отрывок (о Мусоргском) опубл. в кн. "М. П. Мусоргский. К пятидесятилетию со дня смерти. Статьи и материалы" (М., 1932, с. 154-156).

Литература: Письма А. К. Глазунова к С. Н. Кругликову, "СМ", 1946,.No 4, с. 64; Римский-Короаков H. A., Летопись моей музыкальной жизни, М., 1955; Глазунов А. К., Письма, статьи, воспоминания. Избранное, М., 1958.

Я. И. Мильштейн.

Лаврова Т. Н.

Татьяна Николаевна (р. 17 (30) XII 1911, Самара, ныне Куйбышев) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1957). В 1941 окончила Ленингр. консерваторию по классу пения у С. В. Акимовой. В 1942 дебютировала в Узб. т-ре оперы и балета (Ташкент). В 1944-62 солистка Ленингр. Малого оперного т-ра.

Л. обладает гибким голосом красивого тембра, виртуозностью исполнения, даром перевоплощения. С особым успехом исполняет партии лирич. репертуара. Л. - первая исполнительница на сов. сцене партий Наташи Ростовой (Гос. пр. СССР, 1947) и Эсмеральды ("Эсмеральда" Даргомыжского, 1958). Партии: Снегурочка; Марфа ("Царская невеста"), Иоланта, Джильда, Виолетта; Манон ("Манон" Массне), Лакме; Любовь Шевцова ("Молодая гвардия"; Гос. пр. СССР, 1951). Выступает как конц. певица. С 1958 преподаёт в Ленингр. консерватории (с 1965 доцент). Гастролировала за рубежом (Финляндия, Дания и Исландия).

Литература: Богданов-Березовский В. М., Татьяна Николаевна Лаврова, Л., 1950; Дмитриевский Непризнание, "Театральная жизнь", 1961, No 11.

В. И. Зарубин.

Лавровская Е. А.

Лавровская Е. А. (по мужу - Цертелева) Елизавета Андреевна (1 (13) X 1845, Кашин, Тверской губ. - 4 II 1919, Москва) - рус. певица (контральто). Училась в Петерб. консерватории в классе пения у Г. Ниссен-Саломан. В 1867 дебютировала в Мариинском т-ре в партии Вани, ставшей впоследствии лучшей работой артистки. По окончании консерватории (1868) была зачислена в труппу этого т-ра; пела здесь до 1872 и в 1879-80. В 1890-91 - в Большом т-ре. Партии: Ратмир; Рогнеда, Груня ("Рогнеда", "Вражья сила" Серова), Зибель, Азучена и др. Выступала преим. как конц. певица. Гастролировала в России и за границей (Германия, Италия, Австрия, Великобритания), завоевав мировую известность. Пение Л. отличалось тонкой артистич. фразировкой, богатством оттенков, строгим чувством художеств. меры, безукоризненностью интонации. П. И. Чайковский считал Л. одной из выдающихся представительниц рус. вок. школы, писал о её "чудном, бархатном, сочном" голосе (особенно мощными и полными были у певицы низкие ноты), художеств. простоте исполнения, посвятил ей 6 романсов и вок. квартет "Ночь". Л. подала Чайковскому мысль написать оперу на сюжет "Евгения Онегина" Пушкина. С 1888 Л. - профессор Моск. консерватории. Среди её учеников - Е. И. Збруева, Е. Я. Цветкова.

Литература: Чайковский П. И., Музыкальные фельетоны и заметки, М., 1898, 2 Музыкально-критические статьи, М., 1953 (см. указатель имен); Яголим Б., Е. А. Лавровская. (К 30-летию со дня смерти), "СМ", 1949, No 3.

Лавровский И. А.

Иван Андреевич (1822, с. Лопенка, ныне в Польше - 13 (25) V 1873, Холм, ныне Хелм, Польша) - зап.-укр. композитор, дирижёр, педагог и обществ. деятель. В 1848 окончил духовную семинарию в Перемышле; муз. образование получил в певч. школе и у комп. Ф. Лоренца. Жил и работал в Перемышле, Кракове, Львове и Холме.

Л. совм. с M. M. Вербицким сыграл видную роль в возрождении укр. музыки в Галиции в период австр. владычества. Автор вокальных, преим. хор. (духовных и светских) произв., из к-рых наиболее известны - "Руська рiчка", "До зорi", "Козак до торбана", "Осiнь". Из написанных им муз. вставок к мелодрамам "Роксолана", "Пан Довгонос", "Обман очей" (запрещённым цензурой вскоре после их первых пост.) сохранились только рукописные фрагменты.

Литература: Лисько З., Iван Лаврiвський, "Украпнська музика", 1938, No 1, 3-8; Icтopiя украпнськоп дожовтневоп музики, Кипв, 1969, с. 307-12.

В. Л. Гошовский.

Лавровский Л. М.

Леонид Михайлович (наст. фам. - Иванов) (5 (18) VI 1905, Петербург - 20 XI 1967, Париж) - сов. балетмейстер, педагог. Нар. арт. СССР (1965). Чл. КПСС с 1944. По окончании Ленингр. хореографич. техникума (класс В. И. Пономарёва) с 1922 артист Т-ра оперы и балета (ныне им. Кирова), где в 1938-44 был худ. рук. балетной труппы. В 1928 впервые выступил как балетмейстер. В 1936-38 худ. рук. балетной труппы Ленингр. Малого т-ра оперы и балета. В 1944-62 (с небольшими перерывами) гл. балетмейстер Большого т-ра. Л. - один из основоположников сов. хореографич. драмы. С первых постановок ("Фадетта" на музыку "Сильвии" Делиба, 1934, и "Катерина" на музыку А. Рубинштейна, 1936) он утверждал действенную пантомиму и логически осмысленный танец-действие. В том же плане пост. балеты "Тщетная предосторожность" Гертеля в аранжировке П. Э. Фельдта (1937) и "Кавказский пленник" Асафьева (1938). Среди лучших работ Л. - "Ромео и Джульетта" (1940). Л. принадлежит первая пост. "Сказа о каменном цветке" Прокофьева (1954). Во второй половине творческой деятельности Л. проявил интерес к танцевальному симфонизму ("Паганини" на музыку "Рапсодии на тему Паганини" С. В. Рахманинова, 1960, и "Ночной город" на музыку балета "Чудесный мандарин" Вартока, 1961). В 1959-64 худ. рук. Моск. балета на льду, с 1964 худ. рук. Моск. хореографич. уч-ща (пед. работу вёл с 1948, с 1952 профессор). Л. ставил спектакли за рубежом: "Жизель", 1957, Будапешт, 1958, Хельсинки и Белград; "Каменный цветок", 1960, Хельсинки; "Ромео и Джульетта", 1963, Будапешт. Гос. пр. СССР (1946, 1947, 1950).

Литература: Слонимский Ю., Советский балет, М.-Л., 1950.

В. М. Красовская.

Лагидзе Р. И.

Реваз Ильич (р. 10 VII 1921, с. Багдади, ныне пос. Маяковский, Кутаисского р-на) - сов. композитор. Нар. арт. Груз. ССР (1961). Деп. Верх. Совета Груз. ССР 6-9-го созывов. В 1939 окончил муз. уч-ще по классу скрипки, в 1948 - Тбилисскую консерваторию по классу композиции у А. М. Баланчивадзе. Преподаёт в Тбилисском пед. ин-те (доцент), зав. кафедрой музыки. Автор оперы "Лела" (1975, Груз. т-р оперы и балета), муз. комедий "Друзья" (1950, Груз. т-р муз. комедии им. В. Абашидзе), "Комбле" (1958, там же), кантат "Грузия" (1961), "Ждёт Вардзия" для смешанного хора и оркестра (1966), симф. поэмы "За отчизну" (1949), симф. картины "Сачидао" (1953), произв. для влч. с фп. и оркестром, инстр. пьес, хоров, романсов, песен, музыки к театр. постановкам и кинофильмам.

Литература: Чхиквадзе Г., Р. И. Лагидзе, в кн.: Композиторы Груз. ССР (краткие биографии), Тб., 1949.

Лад

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ладовый ритм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ладотональность

Ладотональность - мажорный или минорный лад с определённым высотным положением главного тона; см. Тональность.

Ладухин Н. М.

Николай Михайлович (21 IX (3 X) 1860, Петербург - 19 IX 1918, Москва) - рус. муз. теоретик и композитор. В 1886 окончил Моск. консерваторию по классу теории музыки у С. И. Танеева. С того же года преподаватель консерватории по классам сольфеджио и гармонии (в 1897-1900 - также инструментовки; с 1904 профессор). Автор орк. произв. (в т.ч. "Симфонические вариации", муз. картина для струн. оркестра "В сумерках"), пьес для фп., скрипки и фп., романсов, хоров, 100 детских песен для 1, 2 и 3 голосов, а также пед. сочинений (распространение получили сб-ки сольфеджио для 1-4 голосов).

Брат Л. - Алексей Михайлович Л. (1857, Петербург - г. смерти неизв.) - пианист. Ученик П. А. Шостаковского и П. А. Пабста. Преподавал игру на фп. в уч. заведениях Москвы, Оренбурга (с 1901).

Сочинения: Опыт практического изучения интервалов, гамм и ритма, М., (1894); Краткая энциклопедия теории музыки, М., 1897; Руководство к практическому изучению гармонии, М.-Лейпциг, 1898; и др.

Лазарев А. Н.

Александр Николаевич (р. 5 VII 1945, Москва) - сов. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1982). В 1972 окончил Моск. консерваторию у Л. М. Гинзбурга, в 1975 - аспирантуру при ней. С 1973 дирижёр Большого т-ра. Дирижирует операми "Садко", "Сказание о невидимом граде Китеже...", "Пиковая дама", "Борис Годунов", "Хованщина" и др. Под рук. Л. пост. оперы "Игрок" Прокофьева (1974), "Зори здесь тихие" Молчанова (1975), "Похищение луны" Тактакишвили (1977), "Снегурочка" (1978); балет "Чайка" Щедрина (1980). Выступает и как симф. дирижёр с исполнением произведений Г. Берлиоза, Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, Р. К. Щедрина, А. Я. Эшпая. В 1972 оркестр студентов Московской консерватории под управлением Л. завоевал 1-ю премию на конкурсе студенческих оркестров в Зап. Берлине. 1-я пр. на Всесоюзном конкурсе дирижёров (1971). Гастролирует за рубежом. Пр. Ленинского комсомола (1977).

Лазарев Э. Л.

Эдуард Леонидович (р. 19 XII 1935, Свердловск) - сов. композитор. Засл. деятель иск-в Молд. ССР (1964). В 1959 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у С. С. Богатырёва. С 1960 живёт в Кишинёве. Л. привлекают преим. муз. сценич. жанры. Его произв. отличаются театр. эффектностью, красочностью муз. языка.

Сочинения: оперы - Клоп (по В. В. Маяковскому, 1963, Новосибирский т-р оперы и балета), Лениниана (по В. В. Маяковскому, 1970), Дракон (по Е. Л. Шварцу, 1974); балеты - Утёс (1957, Куйбышевский т-р оперы и балета), Сломанный меч (по поэме М. Эминеску, 1960, Молд. т-р оперы и балета), Антоний и Клеопатра (по Шекспиру, 1965, там же; Гос. пр. Молд. СCP, 1966), Арабески (1970, там же); кантаты - повесть о рыжем Мотеле (1957), Живым - от имени мёртвых (1961); для орк. - Молдавское каприччио (1959); концерт для голоса с орк. (1959), концерт для фп. с орк. (1959); для голоса с фп. - цикл Памяти павших борцов за свободу; песни, музыка к фильмам.

Н. И. Шехтман.

Лазарева Л. В.

Лазарева Л. В. (наст. фам. - Прудченко) Любовь Викторовна (р. 30 X (12 XI) 1909, Царицын, ныне Волгоград) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. Арм.ССР (1959). В 1937 окончила Ереванскую консерваторию (у Н. Г. Кардян). В 1937-64 солистка Арм. т-ра оперы и балета. Голос Л. красивого тембра, ярко звучит в верхнем регистре. Партии: Виолетта, Джильда, Розина, Микаэла, Джульетта, Лакме; Мюзетта ("Богема"), Норина ("Дон Паскуале" Доницетти), Антонида, Иоланта; Олимпия ("Аршак II" Чухаджяна), Наталья ("Тихий Дон") и др. Ведёт конц. деятельность.

Лазарева Р. Ф.

Регина Фёдоровна (р. 1 (13) XII 1899, Одесса) - сов. певица (сопрано). Засл. арт. РСФСР (1947). Чл. КПСС с 1950. В 1915-17 занималась на драм. курсах в Одессе. В 1917-22 актриса т-ров драмы и оперетты Харькова, Ростова-на-Дону, Баку, Тбилиси. В 1922-27 солистка Моск. (Дмитровского) т-ра оперетты, в 1927-29 - Ленингр. Малого оперного т-ра, в 1929-57 - Моск. т-ра оперетты. Выступала в опереттах сов. и классич. репертуара (св. 200 ролей). Обладала хорошими вок. данными, создала сценич. образы, отличавшиеся изяществом, элегантностью. Её исполнению были присущи мягкая лиричность, заразительная весёлость. Лучшая партия - Герцогиня ("Герцогиня Герольштейнская" Оффенбаха). Среди др. партий: Виолетта ("Фиалка Монмартра" Кальмана), Дениза ("Мадемуазель Нитуш" Эрве), Джульетта, Маргит ("Граф Люксембург", "Там, где жаворонок поёт" Легара), Бронислава ("Нищий студент" Миллёкера), Стасси, Лиза ("Сильва", "Марица" Кальмана), Адель ("Летучая мышь" И. Штрауса), Эллен Эй ("Чёрный амулет" Стрельникова), Регина де Сен-Клу ("Вольный ветер" Дунаевского), мисс Жаксон ("Акулина" Ковнера).

В. И. Зарубин.

Лазаренко А. К.

Андрей Константинович (р. 30 XI (12 XII) 1909 Харьков) - сов. композитор. В 1935 окончил Харьковскую консерваторию по классу композиции у С. С. Богатырёва. С 1948 редактор изд-ва Музфонда, с 1960 гл. редактор Укр. респ. отделения Всесоюзного изд-ва "Советский композитор", с 1962 зав. редакцией вок. хоровой музыки изд-ва "Мистецтво".

Сочинения: для голоса с орк. - 3 баллады (1948) - Письма (на сл. В. Н. Сосюры), Мать и Побратимы (на сл. Т. Г. Масенко); для симф. орк. - Симфония (1947), Святкова молодiжна увертюра (Праздничная молодёжная увертюра, 1949); Романс для струнного квартета (1939); для фп. - 4 прелюдии (1938), цикл Прогулянка (Прогулка, 7 пьес для детей, 1956); Романс для влч. (1957); хоры (в т.ч. Партия радость и счастье дала, Мы знамя несём Ильича), романсы (на сл. А. С. Пушкина, Л. Украинки, Т. Г. Шевченко и др.), обработки укр. нар. песен.

H. Н. Сидоренко.

Лайнсдорф Э.

Лайнсдорф Э. (Leinsdorf) Эрих (р. 4 II 1912, Вена) - амер. дирижёр. По национальности австриец. Учился в Вене в ун-те и в Академии музыки и сценич. иск-в (1931-33) у П. Эмериха и X. Каммер-Розенталь. В 1934-37 ассистент Б. Вальтера и А. Тосканини на Зальцбургских фестивалях. Выступал с симф. оркестрами Италии, Франции, Бельгии. С 1937 работает в США, в 1937-39 ассистент дирижёра, в 1939-43 дирижёр "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк; гл. обр. нем. классич. репертуар, оперы Р. Вагнера). Гл. дирижёр Кливлендского (1943), Рочестерского филармонич. (1947-56) оркестров. Рук. "Нью-Йорк сити сентер опера" (1956), "Метрополитен-опера" (1957-62), Бостонского симф. оркестра (1962-69); с 1963 рук. муз. центра и фестиваля в Беркшире. Гастролирует с крупнейшими симф. оркестрами в США и странах Европы. Л. - тонкий интерпретатор оперной и симф. музыки, владеющий широким репертуаром. Среди лучших работ - "Дон Жуан" и "Свадьба Фигаро"; "Макбет" Верди; "Лючия ди Ламмермур"; "Чио-Чио-сан", "Богема", "Турандот" Пуччини; "Ариадна на Наксосе" Р. Штрауса. Выступает как муз. критик. Автор орк. транскрипций хоральных прелюдий для органа И. Брамса.

Литература: Григорьев Л., Платек Я., Современные дирижёры, М., 1969; Ewen D., Dictators of the baton, Chi., 1934; Stoddard H., Symphony conductors of the USA, N. Y., (1957), p. 258-65.

E. Я. Рацер.

Лайта Л.

Лайта Л. (Lajtha) Ласло (30 VI 1892, Будапешт - 16 II 1963, там же) - венг. композитор и фольклорист. Чл.-корр. Ин-та Франции (1955). Учился в Муз. академии им. Ф. Листа в Будапеште у В. Херцфельда (композиция) и А. Сенди (фп.). Совершенствовался в Париже у В. д'Энди (1911-13). С 1910 собирал и записывал венг. нар. песни. В 1913-50 сотрудник, затем директор Муз. отдела Этнографич. музея в Будапеште. В 1919-49 преподаватель (композиция, камерный ансамбль), с 1945 директор муз. уч-ща там же. Чл. президиума Междунар. совета нар. музыки (1947-48). Соч. Л. отличаются преобладанием полифонич. склада, смелостью гармонии; в них заметно влияние венг. муз. фольклора, франц. музыки. Муз. стиль Л. оригинален; для него характерна склонность к остроумным находкам, гротеску. Опубликовал 7 сб-ков венг. нар. песен и инстр. наигрышей из собств. записей, сделанных преим. в Задунайской области. Пр. им. Кошута (1951).

Сочинения: балет Лизистрата (1933); для орк. - 9 симфоний, 3 сюиты и др.; камерно-инстр. ансамбли - сонаты в сопровождении фп. для скр., влч., флейты; фп. трио (1928), 10 струн. квартетов, фп. квартет (1925), фп. квинтет (1922); ансамбли для струн. смычковых с арфой; соната и пьесы для фп.; хоры разл. составов; обр. венг. нар. песен.

Лакот П.

Лакот П. (Lacotte) Пьер (р. 3 II 1932, Шату) - франц. артист балета и балетмейстер. В 1946-55 артист, с 1972 также балетмейстер т-ра "Гранд-Опера". Был худ. рук. трупп "Балет Эйфелевой башни" (1955-56, 1959-62) и "Нац. балет "Муз. молодёжи Франции"" (1963-68). Уделяет большое внимание реставрации романтич. балетов: восстановил ряд балетов, поставленных Ф. и М. Тальони, А. Сен-Леоном, Ж. Перро, Ж. Коралли. Среди его пост.- "Гамлет" на музыку У. Т. Уолтона (1964), "Битва Танкреда" на музыку К. Монтеверди (1967), "Сильфида" Шнейцхоффера (1972); "Коппелия" (1973); "Бабочка" Оффенбаха (1977, все - в Париже), "Жизель" (1978, Страсбур); "Дева Дуная" Адана (1978, Буэнос-Айрес), "Натали, или Швейцарская молочница" Гировеца и Карафы ди Колобрано (1980, ансамбль "Классический балет", Москва), "Марко Спада" (1981, Рим). Нек-рые пост. перенёс на сцены т-ров СССР, в т.ч. "Сильфида" Шнейцхоффера (1979, Новосибирск), ряд отрывков из балетов (1979, Ленинград).

Лаланд М. Р.

Мишель Ришар - см. Делаланд М. Р.

Лаланд-Мерик А. К.

Лаланд-Мерик А. К. (Lalande-Meric) Анриет Клементин (1798, Дюнкерк - 7 IX 1867, Шантийи, близ Парижа) - франц. певица (сопрано). Пению обучалась у отца - Ж. Б. Лаланда, дирижёра провинц. оркестра. Дебютировала в 1814 в Нанте и до 1822 пела в провинции. В 1823 была приглашена в парижский театр "Жимназ-драматик", где с большим успехом выступила в комедии "Любовное безумие" Реньяра, исполнявшейся с ариями Чимарозы, Моцарта, Паэра и Россини. В том же году вышла замуж за музыканта Ж. Мерика. Совершенствовалась в пении в Париже у М. Гарсиа-отца (1823), затем в Милане - у Бонфики и Бандерали (1824). В сезоне 1823-24 дебютировала в т-ре "Фениче" в Венеции. Выступала также в т-рах "Комунале" (Болонья), "Реджо" (Турин), "Сан-Карло" (Неаполь), с 1827 в т-ре "Ла Скала" (Милан) и др. Гастролировала в Мюнхене (1824), Вене (1828), Париже (1828), Лондоне (1830, 1833). В 1838 оставила сцену. JI.-M. обладала гибким голосом прозрачного тембра. Наряду с Ж. Фодор-Менвьель и Л. Даморо-Чинти была одной из лучших певиц 1-й пол. 19 в., способствовавших сближению франц. вок. иск-ва с итал. школой, созданной Дж. Россини. Яркая представительница романтич. направления, Л.-М. сочетала блестящую колоратурную технику (особенна славилась превосходной трелью) с выразительной декламацией, глубоким драматизмом, бурной взволнованностью чувств. Участвовала в первых постановках ряда опер В. Беллини (в т.ч. гл. партии в операх "Пират", 1827, "Чужестранка", 1829, обе в т-ре "Ла Скала"), Г. Доницетти (Лукреция - "Лукреция Борджа", 1833, там же) и др. Среди её лучших партий: Зельмира, Эльчия, Елена, Семирамида ("Зельмира", "Моисей в Египте", "Дева озера", "Семирамида" Россини), Норма; Елизавета ("Роберт Девере" Доницетти).

С. М. Грищенко.

Лалиберте А.

Лалиберте А. (Laliberte) Альфред (10 II 1882, Сен-Жан, Квебек - 7 V 1952, Монреаль) - канад. пианист и композитор. В 1900-05 учился в Берлине игре на фп. у П. Луценко и теории музыки у В. Клатте; нек-рое время брал уроки у Т. Карреньо. В 1906 познакомился в Нью-Йорке с А. Н. Скрябиным, стал его учеником, близким другом, пропагандистом его фп. творчества. Автор оперы "Сестра Беатриче", 2 струн. квартетов, фп. пьес, обр. канад. нар. песен. В 1971 вдова Л. - пианистка Мадлен Л. - посетила Москву и принесла в дар Музею А. Н. Скрябина ряд рукоп. Скрябина, подаренных им её мужу (среди них Пятая соната ор. 53 и партитура "Поэмы экстаза").

Литература: Шаборкина Т., Ценный подарок, "СМ", 1972, No 1.

И. M. Марков.

Лало Ш.

Лало Ш. (Lalo) Шарль (24 II 1877, Перигё, Дордонь - 1 IV 1953, Париж) - франц. эстетик, муз. писатель. В 1908 окончил Парижский ун-т. С 1933 профессор Сорбонны (курсы эстетики и иск-ва). Автор мн. трудов по вопросам общей эстетики и социологии. В своих исследованиях исходил из позитивистских теорий В. Вундта и К. Штумпфа, но, в отличие от них, подчёркивал связь психологии иск-ва с эстетикой. Стремился научно обосновать, опираясь на данные математики, психологии, физиологии и социологии, эстетич. закономерности прекрасного. Его "Эскиз научной музыкальной эстетики" ("Esquisse d'une esthйtique musicale scientifique", P., 1908, 2 ed., под назв. "Йlйments d'une esthйtique", 1939) - одно из значит. и оригинальных исследований, посв. проблемам муз. эстетики. Среди работ Л. - "Искусство и социальная жизнь" ("L'art et la vie sociale", 1921), "Искусство и мораль" ("L'art et la morale", 1922), "Искусство и жизнь" (L'art et la vie, v. 1-3, 1946-47) и др.

И. M. Марков.

Лало Э. В. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лалуа Л.

Лалуа Л. (Laloy) Луи (18 II 1874, Гре, Верхняя Сона - 4 III 1944 или 1943 (?), Доль, Юра) - франц. музыковед, муз. критик. В 1905 окончил в Париже "Схола канторум" (учился у Ш. Борда и В. д'Энди). Основатель (в 1905, совм. с Ж. Марнольдом) и редактор (вместе с Ж. Экоршвилем) журн. "Mercure musical" (с 1907 выходил под назв. "Bulletin franзais de la sociйtй internationale de musique"). С 1914 "генеральный секретарь" т-ра "Гранд-Опера" (Париж). С 1920 читал курс истории музыки в Сорбонне, в 1936-41 - в Парижской консерватории. Исследования Л. посв. истории др.-греч. и восточной муз. культур, совр. музыке. Его монография о К. Дебюсси - одна из лучших работ о выдающемся франц. композиторе. Как муз. критик сотрудничал во мн. периодич. изданиях. Автор и переводчик оперных либретто.

Сочинения: Aristoxиne de Tarente et la musique de l'antiquitй, P., 1904; Notes sur la musique cambodgienne, в кн.: Bericht des Kongresses der Internationalen Musikgeselisehaft. Basel, 1906, Lpz., 1907; Jean Philippe Rameau, P., 1908; Claude Debussy, P., 1909, 1944; La musique chinoise, P., 1912; L'Opйra in cinquante ans de musique franзaise, 1874-1923, P., 1925; La musique retrouvйe, P., 1928; Comment йcouter la musique, P., 1942.

Ламас X. А.

Ламас X. А. (Lamas) Xoce Анхель (2 или 9 VIII 1775, Каракас - 9 XII 1814, там же) - венесуэльский композитор. О жизни Л. достоверных данных почти не сохранилось. Учился, вероятно, у X. М. Оливареса. Пел в хоре, затем был фаготистом в Кафедральном соборе Каракаса. Л. - один из немногих композиторов колониального периода, чьё творчество сохранило своё значение поныне. Среди соч. Л. особой популярностью в Венесуэле пользуется месса "Popule meus" для 3 голосов, 2 скрипок, 2 гобоев, 2 валторн, альта и контрабаса (1801). Ему принадлежат также мотеты, Miserere и др. духовные произв. Имя Л. присвоено Высшей муз. школе в Каракасе.

Издания: Trеs lecciones para el Oficio de difuntos, Salve regina, Popule meus, в изд.: Archivo de mъsica colonial venezolana, cuad. 2, 5, 7, Montevideo, 1942.

Литература: Plaza J. В., J. A. Lamas, Caracas, 1953; Peсa J., J. A. Lamas, Caracas, 1965.

Предыдущая страница Следующая страница