Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 12, "КОД"-"КОЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 12, "КОД"-"КОЛ")

Кода

Кода (итал. coda, от лат. cauda - хвост) - завершающий раздел любой муз. пьесы, не принадлежащий к числу основных частей её формальной схемы и не учитываемый при её определении, т. е. дополнение в пределах целого, законченного произведения. Хотя склад и структура К. зависят от того, в какой форме она применяется, могут быть указаны и некоторые её общие признаки. Для К. типична структурная и гармонич. устойчивость. С целью обеспечения устойчивости могут применяться: в области ладогармонической - органный пункт на тонике и отклонения в субдоминантную тональность; в области мелодики - нисходящее гаммообразное движение верхних голосов или встречное поступенное движение крайних голосов (К. 2-й части 6-й симфонии П. И. Чайковского); в области структуры - повторение построений завершающего характера, их последовательное дробление, в результате к-рого устремлённые к тонике мотивы звучат всё чаще и чаще; в области метроритма - активные ямбич. стопы, подчёркивающие устремление к сильной (устойчивой) доле; в области тематизма - применение оборотов обобщённого характера, оборотов, синтезирующих тематич. материал произведения. При этом иногда привлекаются так называемые прощальные переклички - обмен краткими репликами-имитациями между голосами крайних регистров.

К. медленных пьес обычно проходит в ещё более замедленном, спокойном движении; в К. быстрых пьес, напротив, движение обычно ещё более ускоряется (см. Стретта). В циклах вариаций К., как правило, вносит контраст в сравнении с характером последней вариации или группы вариаций. В крупных формах с контрастирующими темами нередко используется т.н. приём отражения - эпизодич. введение в К. темы срединного раздела формы. Иногда используется и особый приём - введение элемента, контрастирующего общему характеру К. Но вскоре он вытесняется основным материалом коды, подчёркивая его полное господство. Максимальное развитие этого приёма - начало сонатной К. со 2-й разработки, после к-рой следует устойчивая "собственно К." (Л. Бетховен, соната для фп. No 23 ("Аппассионата"), ч. 1).

Литература: см. при ст. Форма музыкальная.

В. П. Бобровский.

Кодай З.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кодаллы Н.

Кодаллы Н. (Kodalli) Невит (р. 1 III 1924, Мерсин) - турецкий композитор, дирижёр. В 1947 окончил Анкарскую консерваторию по классу дирижирования и композиции (у Н. К. Аксеса). В 1948-53 совершенствовался в Париже: окончил "Эколь нормаль" по классу композиции Н. Буланже (1951), затем занимался у А. Онеггера и др. В 1953-55 преподавал в Анкарской консерватории (контрапункт, анализ муз. форм, инструментовка). Одноврем. (1954-55) работал тонмейстером радио и дирижёром т-ра в Анкаре. С 1971 рук. отдела балетного иск-ва в Генеральном управлении Анкарских т-ров. В том же году создал труппу совр. танца и труппу нар. танца. Автор оперы "Ван Гог" (1955), балета-пантомимы "Антигона" (1958), произв. для симф. оркестра, камерно-инстр. ансамблей, фп. пьес, музыки для драм. т-ра и др.

Х. А.Чорекчян.

Кодетта

Кодетта (итал. codetta, уменьшительное от coda, см. Кода). 1) В экспозиции фуги модулирующая одноголосная связка между темой и противосложением к вступлению ответа в следующем голосе. К. оказывается необходимой в тех случаях, когда последний звук темы не может непосредственно сочетаться с первым звуком ответа ввиду возникающего между ними гармонич. противоречия. Встречаются и К. перед вступлением 3-го голоса (двухголосные), перед вступлением 4-го голоса (трёхголосные). Особо развитые К. (обычно перед 3-м и перед дополнит. проведением темы) нередко называют интермедиями. То же название носят и все связующие построения вне экспозиции. Нек-рые авторы (Э. Праут) называют связующие построения внутри частей фуги К., а между частями - интермедиями. 2) Кода небольшого размера.

В. П. Бобровский.

Кожагулов Биржан

Кожагулов Биржан - см. Биржан Кожагулов.

Кожевников Б. Т.

Борис Тихонович (р. 30 XI (13 XII) 1906, Новгород) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1970). Кандидат искусствоведения (1942). Чл. КПСС с 1943. В 1933 окончил Харьковский муз.-драм. ин-т у С. С. Богатырёва (композиция) и Я. А. Розенштейна (дирижирование), в 1942 - адъюнктуру на воен. ф-те Моск. консерватории. В 1931-32 дирижёр и композитор в драм. т-рах Харькова. В 1940-44 преподаватель инструментовки на воен. ф-те Моск. консерватории. С 1944 ведёт класс инструментовки и теоретич. предметов (доцент с 1944), в 1950-54 также начальник Ин-та воен. дирижёров.

Сочинения: для орк. - танц. сюита на укр. темы (1935), Радостная увертюра (1937), симфониетта (1936); для инструмента с орк. - концерт (для трубы, 1938); для дух. орк. - 4 симфонии (1943, 1945, 1950, 1967); героич. поэма (1963), Поэма-баллада (1969), маленькая сюита (1945), балетная сюита (1950), сюита Эпизоды из жизни Советской Армии (1953), сюита на темы песен Октября (1965), эстрадная сюита (1969), праздничная увертюра (1948), патриотич. увертюра (1951), торжественная увертюра (1957), приветственная увертюра (1961) юбилейная увертюра (1965), увертюра Народный праздник (1971), русская фантазия (1949), фантазия на темы 2 революционных песен 1905 года (1955), поэма-баллада (1968), хорал с вариациями для солирующих инструментов (1971), рапсодия на темы песен Великой Отечественной войны (1967); для инструмента с орк. - интермеццо для 4 тромбонов (1973); песни, танц. пьесы и др.

Литература: История русской советской музыки, т. 3-4 (ч. 2), М., 1959-1963; Ноздрунов Б., Революции посвященные, "СМ", 1968, No 2.

Кожелух Л.

Кожелух Л. (Kozeluh) Леопольд Антонин (26 VI 1747, Вельварн, близ г. Кладно - 7 V 1818, Вена) - чеш. композитор и дирижёр. Получил юридич. образование в Пражском ун-те, уроки композиции брал у своего двоюродного брата Яна Антонина Кожелуха, фп. игры у Ф. К. Душека. С 1778 жил в Вене, совершенствовался у И. Г. Альбрехтсбергера. Одновременно был придв. учителем музыки. С 1792 придв. капельмейстер и камер-композитор в Зальцбурге (преемник В. А. Моцарта), занимал эту должность до конца жизни. Как композитор дебютировал в 1771. Известность К. принесли балеты. Отличался исключит. продуктивностью (24 балета и 3 пантомимы созданы им за 6 лет). Муз. стиль К. сформировался под влиянием Й. Гайдна, Моцарта и Дж. Б. Саммартини. Для его соч. характерны мелодичность, ясность фактуры, простота формы, мастерство и изящество оркестровки. Произв. К., особенно балеты и симфонии, были широко популярны в Европе в кон. 17 - нач. 19 вв. Наиболее значительны фп. концерты и конц. симфонии для струн. трио.

Сочинения: оперы - Дебора и Сизара (1789, Вена), Дидона покинутая (Didone abbandonata, 1790, Вена), Телемах на острове Калипсо (Telemach auf der Insel der Kalypso, 1798, Прага). Юдифь и Олоферн (1799, Вена); ок. 30 пантомим и балетов, в т. ч. Принцесса Аделасия, вновь обретённая (La principessa Adelasia ritrovata, 1782, Флоренция), Гнев Телемака (La tempestб di Telemacco, 1798, Вена), Маскарад, или Хитрый Арлекин (Die Maskerade oder Harlekin verschmitzte, 1799, Вена); оратории - Юдифь, Моисей в Египте (Moisй in Egitto, 1787); кантаты; для орк. - 28 симфоний, в т. ч. концертные, 5 увертюр, 4 дивертисмента, кассации, танцы; концерты с орк. - ок. 40 для фп., 3 для фп. в 4 руки, 6 для влч., 2 для кларнета и др.; камерно-инстр. ансамбли - ок. 80 фп. трио, конц. симфонии для струн. трио, ок. 15 квартетов; для фп. - ок. 60 сонат (в т. ч. 4-ручные), пьесы, обр. шотландских танцев; хоры, арии, песни.

Литература: Hnilicka A., W. A. Mozart a Leopold Kozeluh, Praha, 1910; Postolka M., Kozeluh L., Praha, 1964 (с тематич. каталогом); Flamm С., Ein Verlegerbriefwechsel zur Beethovenzeit, в кн.: Beethoven-Studien Festgabe der Цsterreichisch, W., 1970, S. 57-110.

А. Г. Юсфин.

Кожин В. В.

Валентин Васильевич (р. 24 XII 1943, Ленинград) - сов. дирижёр. Чл. КПСС с 1977. Окончил Ленингр. консерваторию по классу хор. дирижирования у К. А. Ольхова (1968), занимался также по классу композиции у С. М. Слонимского. В 1973-76 учился в Моск. консерватории по классу дирижирования у Г. Н. Рождественского и по композиции у H. H. Сидельникова. С 1974 дирижёр-ассистент Большого симф. оркестра Всесоюзного радио и Центр. телевидения, с 1975 гл. дирижёр симф. оркестра Свердловской филармонии, с 1977 - Ленингр. Малого т-ра оперы и балета; пост. оперы "Снегурочка", "Риголетто"; "Кровавая свадьба" Соколаи, "Мария Стюарт" Слонимского, комич. сцены "Сказка о попе и работнике его Балде" Шостаковича, балет "Царь Борис" на музыку С. С. Прокофьева и др. 2-я пр. 4-го Всесоюзного конкурса дирижёров (Москва, 19 76). Гастролирует за рубежом.

Кожухарь В. М.

Владимир Маркович (р. 16 III 1941, Винница) - сов. дирижёр и педагог. Засл. деят. иск-в УССР (1968). Чл. КПСС с 1972. В 1963 окончил Киевскую консерваторию у В. М. Яблонского (труба) и M. M. Канерштейна (дирижирование), в 1966 - аспирантуру при Моск. консерватории у Г. Н. Рождественского. С 1964 дирижёр Гос. симф. оркестра УССР, с 1973 - Укр. т-ра оперы и балета, с 1977 гл. дирижёр Моск. муз. т-ра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Гастролирует за рубежом. С 1965 преподавал оперно-симф. дирижирование в Киевской консерватории, с 1977 доцент кафедры орк. дирижирования Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных.

Коз Э.

Коз Э. (Kohs) Эллис (р. 12 V 1916, Чикаго) - амер. композитор. Получил муз. образование в консерватории в Сан-Франциско и Ин-те муз. иск-в в Нью-Йорке. Композицией занимался под рук. К. Бриккена в Чикагском ун-те, совершенствовался у Б. Вагенара в Джульярдской муз. школе и у У. Пистона в Харвардском ун-те. В 1946-50 преподавал теорию музыки и композицию в консерватории в Канзас-сити, Уеслийском и Станфордском ун-тах (Сан-Франциско). С 1950 возглавляет теоретич. отд. ун-та Юж. Калифорнии (Лос-Анджелес). К. - вице-президент амер. Ассоциации композиторов и дирижёров. Написал учебники по муз. теории и муз. форме. Для творчества К. характерно стремление к стилистич. ясности и структурной завершённости. Использует технику додекафонии в своеобразной трактовке (фп. вариации и др.); в развитии принципов ритмич. асимметрии близок Б. Бартоку. Написал автобиографич. заметки - "Мысли за рабочим столом" ("Thoughts from a Workbench", "Bulletin of American composers ligue", 1956).

Сочинения: Господин Высот (Lord of Assendant, муз. действо, по вавилонск. мифу о Гильгамеше, для солистов, хора, орк. и танц. группы); для орк. - симфонии (1950; 1956, с хором), концерты - для орк. (1942), для влч. с орк. (1947), 4 орк. песни; для инструмента и струн, орк. - Пассакалья (1946, для органа), Легенда (Legend, для гобоя, 1947); камерно-инстр. ансамбли - пьеса ночной дозор (Night watch, для флейты, валторны и литавр, 1943), квартеты - струнный (1942), фортепьянный, для дерев. духовых, Маленький концерт (Short concerto, 1948), концерт для альта и струн. нонета (1949), сонаты для разл. инструментов, произв. для хора, дух. орк.; пьесы для фп.; песни.

Дж. К. Михайлов.

Коза

Коза - укр. и польское название духового муз инструмента волынки.

Козак Е. Т.

Евген Теодорович (р. 12 (25) IV 1907, Львов) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в УССР (1957). Чл. КПСС с 1965. В 1932 окончил консерваторию Польского муз. об-ва во Львове по классу пения; изучал также дирижирование и муз.-теоретич. предметы. Был участником мужского вок. квартета, сочинял для него эстрадные песни, делал обработки укр. нар. песен. В этот же период занимался по композиции у В. А. Барвинского. С 1939 К. - дирижер хора Львовского радио, редактор муз. радиопередач. Автор мн. хор. песен (особое место в его творчестве занимают шуточные песни), хоров на слова сов. поэтов ("Цвети, Украина", "Ветер с полонины", "Утро", "Овчарик", "Под небом Украины"), обработок укр. нар. песен, произв. для вок. ансамблей. В 1953-57 преподавал в муз. уч-ще, затем был зав. кафедрой музыки и пения в Педагогич. ин-те; с 1961 проректор по учебной и научной работе консерватории во Львове (с 1959 доцент). Был председателем Львовского обл. муз.-хорового об-ва (1960-70).

Сочинения: сборники - Вибранi xopoвi твори, Kипв, 1952, Песни для смешанного хора без сопровождения, M., 1956, Украпнськi народнi пiснi для хору без супроводу, обр. Е. Козака, Кипв, 1958, Вибранi xopoвi твори, там же, 1960, Гомiн Верховини. Гуцульськi, лемкiвcькi, бойковськi та закарпатськi народнi пiснi в обрабцi для мiшаного та жiночого xopiв, Львов, 1962; Xopoвi твори, Kипв, 1967, Xopoвi твори, там же, 1970, и др.

Литература: Волинський И., Хорова творчiсть Евгена Козака, Кипв, 1964.

И. З. Волынский.

Козак С. Д.

Сергей Давидович (р. 14 III 1921, с. Кривин Хмельницкой обл.) - сов. певец (баритон). Нар. арт. УССР (1960). Чл. КПСС с 1942. В 1947 окончил Военную академию им. М. В. Фрунзе, в 1950 - Моск. консерваторию у Л. Ф. Савранского, с того же года солист Укр. т-ра оперы и балета. В репертуаре св. 60 партий, среди них - Евгений Онегин, Мазепа; Грязной ("Царская невеста"), Яго, Риголетто; Ренато ("Бал-маскарад"), Тельрамунд ("Лоэнгрин"), Остап ("Тарас Бульба" Лысенко), Богдан Хмельницкий ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Мартын и Горбенко ("Милана" и "Арсенал" Майбороды), Андрей Соколов ("Судьба человека" Дзержинского). Известен также как композитор, ему принадлежат кантата "Дума об Украине" (1954), св. 50 хоров, романсов, песен. Автор кн. "Михайло Гришко" (1978), "Григорий Верьовка" (1981), повести "Я не спав, мамо..." (1980), стихотворений (сб. "Земле моя, доле моя", 1963) и др. лит. сочинений.

Козерацкий В. Ф.

Василий Феодосьевич (р. 31 XII 1905 (13 I 1906), с. Грузько Одесской губ.) - сов. певец (драм. тенор) и артист оперетты, педагог. Нар. арт. УССР (1957). Чл. КПСС с 1940. В 1931 окончил Одесский муз.-театр. ин-т, с того же года работал в Харьковском, затем в др. укр. т-рах оперетты, с 1937 - в Киевском т-ре оперетты; репертуар артиста был чрезвычайно обширен, им исполнено ок. 60 ролей в разл. опереттах. В 1951-59 солист Укр. т-ра оперы и балета. Среди партий - Торопка ("Аскольдова могила"), Герман, Ленский, Собинин; Лыков ("Царская невеста"), Самозванец, Радамес; Ричард ("Бал-маскарад"), Канио, Каварадосси, Хозе; Андрий ("Тарас Бульба" Лысенко), Богун ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Василий ("Милана" Г. Майбороды), Пьер Безухов. С 1960 преподаватель муз. студии Киевского т-ра оперетты, с 1963 - Театр. ин-та им. И. К. Карпенко-Карого, с 1965 - Киевской консерватории.

Козина М.

Козина М. (Kozina) Марьян (4 VI 1907, Ново-Место, Словения - 20 VI 1966, там же) - словен. композитор и педагог (Югославия). Чл. Словен. академии наук и иск-в. Учился композиции в консерватории в Любляне, в Академии музыки и сценич. иск-в в Вене у Й. Маркса, в Пражской консерватории у Я. Карела и Й. Сука. Был директором школы Муз. об-ва в Мариборе, руководителем хора и оркестра этого об-ва, доцентом Академии музыки в Белграде (1939-43 и 1945-47). В годы 2-й мировой войны 1939-45 активный участник партизанского движения в Югославии. В 1947-50 директор Словен. филармонии, в 1950-60 профессор по классу композиции Академии музыки в Любляне. К. - один из видных совр. словен. композиторов. Автор цикла основанных на словен. фольклоре программных симф. поэм ("Илова гора" - "Ilova gora", 1950; "Бела Крайне" - "Bela Krajina", 1955; "Погибшим" - "Padlim", 1956; "К морю" - "Proti morju", 1957), воспевающих героич. борьбу югосл. народа против фаш. оккупантов, оперы "Равноденствие" ("Ekvinokcij", 1946) - бытовой драмы, в к-рой черты неоромантизма сочетаются с элементами натурализма и приемами совр. муз. письма. К. принадлежат также балеты "Диптихон" ("Diptichon", 1952) и "У лесных голосов" ("Na gozdnih glasah", 1953), кантаты "Баллада Петриче Керемпуха" ("Balada Petrice Kerempuha", для баса и орк., 1939) и "Прекрасная Вида" ("Lepб Vida", для голоса соло и смешанного хора, 1939), инструктивные соч. для фп., сольные песни, музыка к кинофильмам и др. К. является также автором критич. статей и рецензий.

Литература: Frеlih E., Slovinskб opernб tvorba a jej tvorcovia, "Slovenskб hudba", 1967, No 9.

И. М. Ямпольский.

Козицкий Ф. Е.

Филипп Емельянович (11 (23) X 1893, с. Летичевка, ныне Монастырищенского р-на Черкасской обл. - 27 IV 1960, Киев) - сов. композитор и педагог, муз.-обществ. деятель. Засл. деят. иск-в УССР (1943). Чл. КПСС с 1940. В 1917 окончил Духовную академию, в 1920 - Киевскую консерваторию по классам композиции у Б. Л. Яворского и гармонии и инструментовки у Р. М. Глиэра. В 1918-24 преподавал историю укр. музыки в Муз.-драм. ин-те им. Н. В. Лысенко в Киеве Один из организаторов и руководителей (1921-28) Всеукраинского муз. об-ва им. Н. Д. Леонтовича. В 1924-31 инспектор музыки Отдела иск-в и пред. Высшего муз. совета при Нарком-просе УССР; одновременно читал лекции по истории укр. музыки в Муз.-драм. ин-те в Харькове (1925-35). С 1935 преподаватель, с 1945 профессор и зав. кафедрой истории укр. музыки в Киевской консерватории. В 1943-48 зам. пред. Комитета по делам иск-в при СНК УССР. Пред. правления CK УССР (1952-56), чл. правления CK СССР (с 1954).

Творчество К. основано на укр. песенном фольклоре, связано с традициями укр. муз. классики, в нём преобладает гражданственная, патриотич. тематика. К. - автор ряда науч. исследований и статей о творчестве Н. Д. Леонтовича, К. Г. Стеценко, Б. Н. Лятошинского, Б. Сметаны и др.

Сочинения: оперы - Неизвестные солдаты (1934, 2-я ред. Жан Жирарден, 1937), За родину (1943, Уфа), кантата - Памяти большевика (а cappella, сл. M. Рыльского, 1952), для орк. - сюита Козак Голота (1925), поэма Дочь партизана (1938); хоры - в т. ч диптих Дивный флот (на сл. P. Тычины, 1925), произв. для струн. квартета, для фп., романсы, песни, обр. нар. песен, музыка к фильмам

Литература: Довженко В., Нариси з iсторiп украпнськоп радянськоп музики, ч 1, Кипв, 1957, Гордiйчук М., П. О. Козицький. Нарис про життя i творчicть, Кипв, 1959, Михайлов Н., P. E. Козицкий, "СМ", 1973, No 21.

Л. С. Кауфман.

Козлов А. С.

Алексей Семёнович (р. 13 X 1935, Москва) - сов. саксофонист и композитор. В 1962 окончил Моск. архитектурный ин-т. Игре на саксофоне обучился самостоятельно. В 1959 организовал квинтет, с к-рым выступил на джазовом фестивале в Тарту (1960). В 1961-65 рук. джаз-ансамбля в московском кафе "Молодёжное". Работал аранжировщиком и солистом-саксофонистом в оркестре "ВИО-66" (1967-68). С 1975 муз. рук. джаз-рок-ансамбля "Арсенал". Автор муз. произв., в т.ч. соч. для джаза, музыки к спектаклям драм. т-ров и кинофильмам. С 1971 преподаёт в Моск. эскпериментальной студии джазовой музыки. Участник ряда джазовых фестивалей в СССР и за рубежом.

Козлов И. А.

Илларион Александрович (6 II 1878, Казань - 4 XII 1933, там же) - сов. скрипач, композитор, пропагандист и исследователь тат. и башк. нар. музыки. Был слепым. В детстве обучался игре на фп. у В. И. Шидловского, на скрипке у бр. Русс. В 1896 окончил в Казани муз. школу Р. А. Гуммерта (под рук. к-рого изучал теорию композиции, скрипкой занимался в классе К. И. Русса), в 1900 - Моск. консерваторию (класс скрипки И. В. Гржимали; теоретич. предметы проходил у С. И. Танеева). С 1900 жил в Петербурге, в 1903-05 в Кронштадте. Концертировал в Петербурге, Москве, Казани, Риге. В 1902 с успехом гастролировал в Вене. В 1905 поселился в Казани, где выступал как скрипач-солист, пианист, аккомпаниатор и композитор. Под влиянием тат. поэта и драматурга С. Рамеева у К. пробудился глубокий интерес к тат. и башк. нар. музыке. Он гармонизует нар. напевы, включает их в программы своих концертов (нередко сопровождая исполнение собственными пояснениями). Позднее сближается с известными нар. певцами К. Тухватуллиным и Ф. Латыповым, изучает музыку народов Поволжья и Приуралья. С 1920 работал в Центр. Восточной высшей муз. школе (с 1921 Восточная консерватория) и учрежденной при ней Научной муз.-этнографич. ассоциации; делал записи и гармонизации нар. напевов татар, башкир, киргизов, выступал с докладами ("О татарской песне, тексте и мелодии равно как и гармонизации", 1921, и др.). Автор мн. скрипичных (в т. ч. "Татарская песня", 1896) и фп. пьес. Его исследование "Пятизвучные и бесполутоновые гаммы в татарских и башкирских народных песнях и их музыкально-теоретический анализ" опубл. в "Известиях общества археологии, истории и этнографии при Казанском государственном университете им. В. И. Ульянова-Ленина" (1928, вып. 1-2). Деятельность К. сыграла значительную роль в развитии тат. и башк. проф. музыки.

Литература: Смирнов Л. М., Жизнь в музыке, Казань, 1972.

И. M. Ямпольский.

Козловский А. Ф.

Алексей Федорович (р. 2(15) X 1905, Киев) - сов. композитор и дирижер. Нар арт. Узб. ССР (1955). В 1931 окончил Моск. консерваторию (класс композиции Н. Я. Мясковского). В 1931-33 дирижер Оперного т-ра им. К. С. Станиславского. С 1936 работает в Ташкенте; с 1949 гл. дирижёр и худ. рук. симф. оркестра филармонии. С 1944 преподает в Ташкентской консерватории (с 1958 профессор, класс композиции и дирижирования). В 1949-54 и с 1962 зав. кафедрой композиции. Среди учеников - С. Алиев, Д. Закиров, Г. К. Зубатов, Б. Иноятов, Д. Сааткулов, С. Хаитбаев, Н. Халилов, Ф. Шамсутдинов.

Сочинения: оперы - Улугбек (1942, 1958, Узб т-р оперы и балета), Подвиг Бекташа, Афдаль (обе в 1942), балеты - Слава Октябрю (1947), Тановар (Иволга, 1969, Гос. пр. Узб ССР им. Хамзы, 1973), муз. драмы - Даврон ата (совм. с Т. Садыковым, 1941, Узб. т-р оперы и балета), Шерали (совм. с С. Н. Василенко и М. Ашрафи, 1942, там же), оратории - Джелал-Эддин (совм. с Б. А. Араповым, 1944), По прочтении Айни (1951), Дастан (1954); кантата - Наставление Мудрым (1948); для орк. - симфонии 1-я хореографическая (1934), 2-я (1935), поэмы - Тановар (1937), Красные казаки (1938), На защиту Родины (1941), Вставайте, рабочие! (1951), Индийская поэма (1955), Празднества (1964), Память гор (1973); сюиты - В колхозе (1930), Лола (Весенний праздник тюльпана, 1937), Танцевальная (1938), Горная (1948), Праздник урожая (1948, 2-я ред. 1950), Узбекская танцевальная (1954), 2 каракалп. сюиты - У солёных озер (1962), Русская увертюра (1967); для фп. - 232 фуги (1943); соната для альта и фп. (1959), романсы и песни, музыка для драм. т-ра и кино, обр. узб. и кит. песен, записи узб., укр., уйгурских нар. песен, и др.

Литература: Вызго Т. С., Алексей Козловский, М., 1966; Современные дирижеры. Сост. Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1969.

Козловский И. С.

Иван Семёнович (р. 11 (24) III 1900, с. Марьяновка Киевской губ.) - сов. певец (лирич. тенор). Нар. арт. СССР (1940). Род. в крестьянской семье. В 1917-19 занимался в Киевском муз.-драм. ин-те (класс Б. А. Муравьёвой). В 1919-24 служил в Красной Армии и участвовал в спектаклях Полтавского передвижного муз.-драм. т-ра; спел здесь свою первую крупную партию - Фауста (1922). С 1924 солист Харьковского, с 1925 - Свердловского оперных т-ров, в 1926-54 - Большого т-ра СССР. К. - выдающийся представитель сов. вок. школы. Прозрачный, серебристый, ровный голос красивого нежного тембра со свободным верхним регистром (до ми2), свободное естественное дыхание, тончайший музыкальный слух, эмоциональная теплота и искренность исполнения, драм. дарование позволили певцу создать вокально-сценич. образы, вошедшие в историю сов. оперного т-ра. Относясь с особым вниманием к слову, К. выявляет его муз. природу, придаёт важное значение муз. декламации, фразировке. Его лучшие партии: Юродивый (Гос. пр. СССР, 1949), Лоэнгрин, а также Ленский, Берендей, Владимир Дубровский, Альфред; Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Альмавива ("Севильский цирюльник"), Владимир ("Князь Игорь"). К. - создатель и худ. рук. конц. Ансамбля оперы (1938-41); поставил оперы "Вертер", "Орфей и Эвридика", "Паяцы"; "Катерина" Аркаса (исполнял гл. партии). Стремясь создать оперу-концерт с напряжённым сценич. действием, К. добивался от артистов Ансамбля синтеза пения и драм. игры. Большое место в творч. жизни К. занимает концертная деятельность (выступает с 1919). Высоким артистич. вкусом отменено его исполнение романсов М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова. К. является тонким интерпретатором произв. Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа. В обширный камерный репертуар певца входят также старинные романсы, рус. и укр. нар. песни. Гос. пр. СССР (1941) за выдающиеся достижения в области театрально-вокального иск-ва.

В 1945 гастролировал в Румынии и Чехословакии.

Литература: Поляновский Г., Иван Семенович Козловский, М.-Л., 1945; Слетов В., И. С. Козловский, М.-Л., 1951; Иван Семенович Козловский, М., 1953 (буклет); Кузнецова А. С., Страницы жизни и творчества И. С. Козловского, М., 1964.

В. И. Зарубин.

Козловский О. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Козолупов С. М.

Семён Матвеевич (10 (22) IV 1884, станица Краснохолмская, ныне Калтасинского р-на Башк. АССР -18 IV 1961, Москва) - сов. виолончелист и педагог. Нар. арт. РСФСР (1946). Доктор искусствоведения (1941). Один из основателей сов. виолончельной школы. Муз. образование получил в Петерб. консерватории (1904-07), где учился у А. В. Вержбиловича и И. И. Зейферта. В 1911 был удостоен 1-й пр. на конкурсе виолончелистов, организованном в честь 50-летия Моск. отделения РМО. Концертировал во мн. городах страны. Играл в квартете Моск. отделения РМО, а также в камерных ансамблях с С. И. Танеевым, К. Н. Игумновым, А. Б. Гольденвейзером и др. В 1908-12 и 1924-31 солист оркестра Большого театра. Для исполнения К. характерны яркая виртуозность, широкий, насыщенный звук. В его репертуар входили лучшие произв. oтечеств. и зарубежных композиторов. Проявляя интерес к ранним произв. сов. виолончельной музыки, К. во многом способствовал её развитию. В 1912-1916 и 1921-22 профессор Саратовской, в 1916-20 - Киевской, в 1922-61 - Моск. консерваторий, где в 1936-54 был зав. кафедрой виолончели и контрабаса. Среди учеников К. - С. З. Асламазян, В. Берлинский, А. К. Власов. Л. С. Гинзбург, С. Н. Кнушевицкий, Г. С. Козолупова, Ф. П. Лузанов, Б. М. Реентович, М. Л. Ростропович, Я. П. Слободкин, В. Я. Фейгин, H. H. Шаховская. Прогрессивные принципы методики К. получили отражение в его редакциях ряда виолончельных произведений - сюит И. С. Баха, концертов К. Ю. Давыдова, старинных сонат, пьес, этюдов, а также в составленных им (совм. с Л. С. Гинзбургом) дополнениях и примечаниях к первому сов. изданию Школы для виолончели К. Ю. Давыдова (М., 1947). Жена К. - Надежда Николаевна К.- Pедотова (13(25) IV 1886, Оренбург - 13 VI 1957, Москва) - пианистка и педагог. До 1923 концертировала вместе с мужем. С 1922 преподавала в Моск. консерватории (с 1935 доцент). Дочь К. - Ирина Семёновна К. (р. 10(23) XI 1910, Москва) - пианистка и педагог. С 1925 выступала с отцом и сестрами, С. Н. Кнушевицким, Л. В. Ростроповичем. С 1944 преподаёт в Моск. консерватории (с 1960 доцент).

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства. Книга третья. Русская классическая виолончельная школа (1860-1917), М., 1965, с. 398-432.

Л. С. Гинзбург.

Козолупова Г. С.

Галина Семёновна (р. 13 (26) VIII 1912, Москва) - сов. виолончелистка и педагог, муз.-обществ. деятель. Засл. деят. иск-в РСФСР (1966). Дочь Семёна Матвеевича К. С 1924 училась у отца. По его классу окончила в 1930 Моск. консерваторию. С этого же года концертирует. 2-я пр. на 1-м Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве (1933). Была солисткой Всесоюзного радио, Моск. филармонии, Гастрольно-конц. объединения. Исполнит. иск-во К. характеризуется тонким чувством стиля и выразительностью интерпретации, теплотой звучания, лёгкостью и изяществом техники. Особенно близки К. произв. Й. Гайдна, Л. Бетховена, И. С. Баха, Л. Боккерини, А. Корелли. С 1932 преподавала в Центр. муз. школе при консерватории. По окончании Школы высшего мастерства в 1935 начала педагогич. деятельность в консерватории (с 1952 профессор). В числе учеников К. - Н. Г. Гутман, И. И. Гаврыш, Ю. Ф. Туровский, Т. А. Прийменко, Ю. Г. Иванов, В. И. Саркисов. Автор редакций мн. произв. для виолончели.

Литература: Борисяк A. A., Концерт виолончелистки Галины Козолуповой, "СМ", 1935, No 2.

Козолупова М. С.

Марина Семёновна (р. 25 IV 1918, Москва) - сов. скрипачка, педагог. Засл. арт. РСФСР (1966). Чл. КПСС с 1954. Дочь Семёна Матвеевича К. В 1937 окончила Моск. консерваторию (класс скрипки К. Г. Мостраса), в 1941 аспирантуру (у М. Б. Полякина). В 1937 начала конц. деятельность в СССР и за рубежом. 2-я пр. на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1935), 5-я пр. на Междунар. конкурсе скрипачей им. Э. Изаи в Брюсселе (1937). Для исполнения К. характерны большая эмоциональная сила, полнозвучность, широта тона, яркий по тембру звук. С 1942 преподаёт в Моск. консерватории (с 1967 профессор).

Литература: Ямпольский И., М. Козолупова и Д. Шафран, "СМ", 1937, No 3; Мострас К., Замечательное дарование "Труд", 1937, 3 апр.

Койшибаев М. К.

Макалим Койшибаевич (р. 10 V 1926, Кзылкогинский р-н, Гурьевская обл.) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1973). Сын нар. домбриста Койшибая Боджанова. В 1939-44 работал в оркестре нар. инструментов Казах. радио в Алма-Ате, в 1944-49 худ. рук. Кустанайской, затем Актюбинской филармоний. В 1952 окончил Алма-Атинское муз. уч-ще по классу домбры и историко-теоретич. отд., в 1959 Алма-Атинскую консерваторию им. Курмангазы по классу композиции у В. В. Великанова. Одновременно играл в оркестре им. Курмангазы. В 1960-68 худ. рук. Казахконцерта. Преподаёт в Алма-Атинской консерватории (кафедра оркестровки и дирижирования). С 1968 директор Алма-Атинского муз. училища им. П. И. Чайковского.

В своих произведениях К. использует и развивает народно-песенные и инструментальные темы, нац. формы, ладовые и полифонич. стилевые черты нар. музыки. Автор первой симфонии (1970) для оркестра казахских нар. инструментов.

Сочинения: для орк. - Симфония (1959), поэмы - Маншук (1956), Курмангазы (1959), Край родной (1964), для орк. казах. нар. инструментов - поэма Советский Казахстан; камерно-инстр. произв.- для домбры Состязание (Жарыс, 1947), Молодёжь (Жастар, 1948), Красное озеро (Кызыл коль, 1972), для фп. - Поэма-соната, посв. памяти Абая (1950), Баллада (1962), для кобыза и фп. - Весенний танец (1953), для хора - На целине (1954), Свадебная (Той бастар, 1960), Алтай (1961), песни, романсы и др.

Литература: Балгожин A., Макалим Койшибаев, в сб.: Композиторы Советского Казахстана, А.-А., 1958; Шавердян Р., К творческому расцвету, "СМ", 1962, No 6; Кетегенова Н., Макалим Койшибаев, А.-А., 1973 (буклет).

В. Г. Ерзакович.

Кока Е. К.

Евгений Константинович (3 (15) IV 1893, с. Курешница, ныне Сорокского р-на Молд. ССР - 9 I 1954, Кишинёв) - сов. композитор, скрипач, дирижёр. Засл. деят. иск-в Молд. ССР (1946). В 1926 окончил Кишинёвскую консерваторию по классу скрипки. Один из зачинателей сов. молд. музыки. Автор музыки для драм. т-ра, камерно-инстр. и хор. произв., романсов, песен, осн. на нац. муз. фольклоре.

Сочинения: детская опера Жар-птица (Принц Ионел и волшебный волк, 1926, по мотивам рус. и молд. сказок); муз. комедия Марийкино счастье (1951, совм. с К. Бенцом); детский балет Цветы маленькой Иды (1926, по сказке X. Андерсена); для орк. - 2 симфонии (1928, 1932), Румынское каприччио (1937; пр. Междунар. конкурса им. Дж. Энеску), симф. поэма Кодрул (1950), струнные квартеты и др.

Литература: Мануйлов М., Кока, Кишинёв, 1959.

Кокарс И. А.

Имантс Александрович (р. 16 VIII 1921, г. Гулбене Латв. ССР) - сов. хор. дирижёр и педагог. Нар. арт. Латв. ССР (1975). Чл. КПСС с 1967. Окончил Латв. консерваторию у М. Баша (1956). Хормейстер Хора им. Т. Калныня Латв. телевидения и радио (1951-53 и 1957-63). С 1965 гл. дирижёр Певческих праздников республики. Худ. рук. и гл. дирижёр нар. муж. хора "Дзиедонис" (с 1955). Дирижёр Нар. хора учителей "Беверина" Цесисского р-на (1965-80). С 1967 рук. Рижского камерного хора "Аве сол". Гастролирует с хором за рубежом. Преподаватель хор. дирижирования Латв. консерватории (с 1977 профессор и ректор). Гос. пр. Латв. ССР (1974), Гос. пр. СССР (1979).

Кокконен Й.

Кокконен Й. (Kokkonen) Йонас (р. 13 XI 1921, Исаями, Куопио) - фин. композитор и пианист. Чл. Фин. академии наук (1963). Музыковедение изучал в ун-те (1940-41 и 1945-49), окончил по классу фп. Академию им. Сибелиуса (1950) в Хельсинки. Композицией занимался гл. обр. самостоятельно. В 1947-50 писал муз. критич. статьи, затем был гл. ред. "Новой музыкальной газеты" ("Uuden Musikklehden"). Дебютировал как композитор в 1948 (фп. трио). В 1948-63 преподавал композицию в Академии им. Сибелиуса (с 1959 профессор). Среди учеников К. известные в Финляндии композиторы - А. Саллинен, Э. Салменхаара, П. Хейнинен, П. Нордгрен. С 1965 пред. Союза фин. композиторов. Много концертировал как пианист, в основном с исп. собств. сочинений.

В своём творчестве К. разрабатывает гл. обр. симф. жанры. Известность К. принесла Камерная симфония (исп. 1962, Люцерн). В его творчестве, основанном на фин. муз. фольклоре и традициях Я. Сибелиуса, отразились также влияния И. Брамса и современных композиторов (Б. Барток, И. Ф. Стравинский, П. Хиндемит, А. Берг). Написал исследование о квартетах Б. Бартока (рукоп.).

Сочинения: для орк. - 4 симфонии (1960, 1961, 1967, 1971), Музыка для струнного оркестра (Musiikkia Jousiorkesterille, 1957), Камерная симфония (Sinfonia da camera, 1962), Звучащее сочинение (Opus sonorum, 1964), Посвящение (Inauguratio, для струн. орк., 1971), концерт для влч. с орк. (1969); камерно-инстр. ансамбли - 2 струн. квартета (1959, 1966), фп. квинтет (1953); для фп. - сонатина (1953); хоры (церк.) a cappella - месса (Missa a cappella, 1963), Хвалю Господа (Laudatio Domini, 1966); для голоса с орк. - сюита Загробный мир птиц (Lintujen Tuonela, 1959); романсы.

Литература: Mдkinen T., Nummi S., Musica fennica, Hels., 1965; рус. пер. - Mякинен T., Hyмми С., Финская музыка, Хельсинки, 1965; Uusi teetosanakirja, Hels., 1964; Suomen sдveltдjiд, Hels., 1966; Suomi kдsikirja, Hels., 1968.

Г. И. Лапчинский.

Кокле

Кокле (kokle) - латыш. струнный щипковый муз. инструмент такого же устройства, как литов. канклес, эст. каннель, карело-фин. кантеле и рус. крыловидные (звончатые) гусли. Длина К. обычно ок. 700 мм. Корпус долблёный или склеенный из отдельных частей.

Старинные К. имели 5 жильных струн, современные - 7-20 и более металлич. струн. Настройка струн диатоническая. При игре К. кладут на стол, реже на колени, а во время движения подвешивают на шею. Струны защипывают пальцами обеих рук либо правой рукой бряцают по ним плектром, а левой - глушат не участвующие в игре.

В совр. исполнительстве применяют оба способа одновременно. К. - наиболее распространённый и любимый инструмент латышей, символ их нар. музыки. На К. играют соло, аккомпанируют пению, из них составляют однородные ансамбли, объединяют с др. инструментами. В Сов. Латвии создано семейство усовершенствованных оркестровых К. (системы С. М. Краснопёрова) - сопрано, альт, тенор, бас.

К. А. Вертков.

Кокто Ж.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Колаковский А. А.

Алексей Антонович (17 (29) VI 1856, Подольская губ. - 15 (28) IX 1912, Петербург) - рус. скрипач. Род. в семье художника, скрипача-любителя. Игре на скрипке обучался у отца. В 1873 окончил Киевское муз. уч-ще РМО по классу скрипки у Водольского, в 1877 - Петерб. консерваторию по классу Л. С. Ауэра. Совершенствовался за границей, работал концертмейстером оркестра Б. Бильзе в Берлине. В 1884-93 солист балетного, в 1893-97 - оперного оркестра Большого т-ра в Москве. В эти годы с успехом концертировал в России и за границей (Лондон, Берлин, Вена и др.). Пед. деятельность начал в Моск. консерватории (1883-84), в 1897-1906 преподавал в Киевском муз. уч-ще РМО. Был руководителем струн. квартета, директором собств. школы скрипичной игры в Киеве. С 1906 профессор Петерб. консерватории.

К. был одним из лучших рус. скрипачей последней четверти 19 в. Сильный, красивый тон, широта кантилены, технич. мастерство, строгая художеств. законченность передачи - отличительные черты игры К. В особенности выделялись в исполнении К. пьесы виртуозного характера.

И. М. Ямпольский.

"Коламбия"

"Коламбия" (полное назв. - Columbia Phonograph Company) - амер. звукозаписывающая фирма. Созданная в 1887 в Бриджпорте (штат Коннектикут), "К." является одной из старейших среди ныне действующих фирм. Первоначально выпускала также граммофоны и др. проигрывающую аппаратуру, позже - преим. грампластинки. В 1927 к ней присоединилась радиокомпания "Си-би-эс" ("Columbia broadcasting system", осн. в 1927), образовался мощный концерн. "К." осуществила запись на пластинки исп. мн. выдающихся артистов нач. 20 в. (М. Гарден, Э. Шуман-Хейнк, Ф. Крейслер ц др.). Начиная с 30-х гг. сотрудничает с большинством известных артистов США. Обладает неск. дочерними предприятиями в Европе ("Columbia ltd." в Англии, "Electrola" в ФРГ, "Цsterreichische Grammophon" в Австрии и др.). В 1948 фирма "К." выпустила первые долгоиграющие пластинки (на 331/3 оборота). Неоднократно предпринимала, наряду с выпуском записей крупных муз. произв., циклические издания по истории музыки в грамзаписи. С 1970 управление "К." находится в Нью-Йорке. Фирма объединяет ряд филиалов, выступающих под самостоят. назв. ("CBS", "Date", "Epic", "Go-Go", "Harmony", "Immediate", "Odyssey", "Ode", "Okeh" и др.); филиалы специализируются на выпуске пластинок определённых жанров, в т. ч. значит. тиражами производят пластинки с записями джаза и популярной музыки.

М. М. Яковлев.

Колачевский М. Н.

Калачевский Михаил Николаевич (14 (26) IX 1851, с. Поповка, ныне Кировоградской обл. - 1910 (1912?), Кременчуг, ныне Полтавской обл.) - укр. композитор и обществ. деятель. С 1855 жил в Кременчуге. В 1872-76 учился в Лейпцигской консерватории по классу фп. у К. Рейнеке, по теории музыки у Э. Ф. Рихтера. Получил также юридич. образование. В 1890-1900 был пред. Кременчугской земской управы, в 1900-03 - почётным мировым судьёй. Вёл интенсивную муз.-общественную работу, организовал в Кременчуге камерные концерты с участием созданного им фп. трио.

В 1903 прекратил свою деятельность в связи с тяжёлым заболеванием. Как композитор К. широко использовал укр. нар.-песенные интонации, в то же время испытывал влияние творчества рус. композиторов-классиков и композиторов лейпцигской школы. Автор "Украинской симфонии" (1876), 19 романсов, фп. произв. (мн. соч. К. не найдены).

Литература: Гринченко М., Первая украинская симфония М. Колачевского, "СМ", 1946, No 11, с. 66-73; Гордiйчук М., М. М. Калачевський, Кипв, 1954; его же, Украпнська симфонiя М. Калачевського, Кипв, 1963.

Л. С. Кауфман.

Колебания

Колебания - изменения состояний, более или менее точно повторяющиеся. Различают К. механические, электромеханические, термодинамические и др. Непосредственным источником муз. звуков (см. Звук музыкальный) являются механич. К. определённых тел - натянутой струны (струнные смычковые, щипковые и ударные инструменты), мембраны-перепонки (ударные инструменты типа барабана, бубна и т.п.), твёрдого тела разл. формы (т.н. "самозвучащие" ударные инструменты), а также плотности столба воздуха (голос человека, дух. инструменты). Механич. К. являются периодическими - повторения того же или сходного состояния происходят в них через равные промежутки времени. Они характеризуются амплитудой - величиной наибольшего отклонения колеблющегося тела от положения равновесия; периодом - временем, за к-рое совершается одно полное К.; частотой, к-рая измеряется числом К. в секунду. Частота К. определяет высоту звука, возрастающую с её увеличением. Каждому муз. звуку отвечает определённая частота К. Частота К. зависит от материала колеблющегося тела, его размеров (длина струны) и от действующих в нём внутр. сил (натяжение струны). Большинство звучащих тел колеблется не только как целое, но и по частям (напр., наряду с К. струны как целого колеблются её половины, третьи части и т.п.). Эти колебания образуют дополнительные звуки, т.н. призвуки, или обертоны. Они уступают в силе осн. тону и непосредственно на слух неразличимы. В то же время наличие и степень силы каждого из возможных обертонов, в совокупности образующих т.н. натуральный звукоряд, определяют тембр звука. Различают К. собственные и вынужденные. Собственные К. образуются в тех случаях, когда вызывающая К. сила действует на колеблющееся тело в течение краткого промежутка времени; после этого выведенные из положения равновесия тела колеблются в силу своей упругости (напр., К. струны фп., большинства щипковых инструментов, перепонки барабана и др.). Собственные К. являются затухающими. Вынужденные К. возникают в случаях, когда силы, вызывающие К., действуют постоянна (движение смычка при игре на струнных смычковых инструментах, непрерывное вдувание воздуха при игре на духовых инструментах и т.п.). К. этого типа являются незатухающими. Звуковые К. от источника звука распространяются гл. обр. через воздух.

Колено

Колено - законченная или относительно законченная часть простой двухчастной формы или трёхчастной формы. Первое колено - первый период, второе колено - вторая часть простой двухчастной формы либо середина простой трёхчастной, третье колено - реприза простой трёхчастной формы. Происхождение термина связано с хореографич. иск-вом, в к-ром слово "К." означает какую-либо танц. фигуру. Ей соответствует и определ. музыка, образующая более или менее законченное построение. В наст. время термин "К." используется редко.

В. П. Бобровский.

Колесник Е. В.

Евдокия Васильевна (р. 1 V 1942, с. Пустельниково Кировоградской обл.) - сов. певица (лирико-драм. сопрано). Нар. арт. УССР (1978). Чл. КПСС с 1976. В 1968 окончила Киевскую консерваторию у Н. И. Захарченко, с того же года солистка Укр. т-ра оперы и балета. Видная представительница сов. укр. вокальной школы. Лучшая партия - Катерина Измайлова (Гос. пр. УССР им. Шевченко, 1976); др. партии - Татьяна, Лиза; Амелия, Леонора ("Бал-маскарад", "Трубадур"), Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи), Валентина ("Гугеноты"), Наталка; Оксана ("Запорожец за Дунаем"), Катарина ("Укрощение строптивой"), Милана и Марьяна ("Милана" и "Арсенал" Г. Майбороды), Наталья ("В бурю"). Выступает в концертах, участвовала в исполнении реквиема Верди и др. вок.-симф. произв. Лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки (1968), 4-го Междунар. конкурса им. П. И. Чайковского (1970), междунар. конкурса молодых оперных певцов в Софии (1973, 2-я пр.) и фестиваля им. Кати Поповой в Плевене (Болгария, 1974, Большая золотая медаль). Гастролирует за рубежом; в 1978 выступила в "Комише опер" (Берлин) в "Ифигении в Тавриде" Глюка.

Колесник Р. С.

Раиса Самсоновна (р. 8 II 1939, Бурынь Сумской обл.) - сов. певица (колоратурное сопрано). Нар. арт. УССР (1972). Чл. КПСС с 1969. Деп. Верх. Совета УССР 9-10-го созывов. В 1964 окончила Киевскую консерваторию у М. Э. Донец-Тессейр, с того же года солистка Донецкого рус. т-ра оперы и балета. Среди партий - Марфа ("Царская невеста"), Иоланта; Джильда, Виолетта, Розина, Лючия; Мюзетта ("Богема"), Маргарита, Микаэла, Лакме; Эвридика ("Орфей" Глюка), Оксана ("Запорожец за Дунаем"), Наталка; Елизавета ("Ярослав Мудрый" Мейтуса). Выступает в концертах.

Колесса Н. Ф.

Николай Филаретович (р. 6 XII 1903, Самбор, ныне Львовской обл.) - сов. композитор, дирижёр, педагог. Нар. арт. УССР (1972). Чл. КПСС с 1954. Сын Ф. М. Колессы. Муз. образование получил в Высшем муз. ин-те им. Н. В. Лысенко во Львове (1913-1914 и 1917-24). В 1928 окончил Пражскую консерваторию (класс композиции и дирижирования О. Шина, О. Острчила, П. Дедечека) и философский ф-т Пражского ун-та, где слушал лекции по музыковедению у З. Неедлы. В 1928-31 совершенствовался по композиции у В. Новака в Пражской школе высшего мастерства. В 1931-39 преподавал в Высшем муз. ин-те во Львове и руководил самодеят. хорами ("Львовский Бонн", "Стрийский Боян", Хор-студио, "Бандурист" и др.); в 1942-44 преподавал в муз. школе. Был дирижёром симф. оркестра Львовской филармонии (1940-41 и 1944-53) и Львовского т-ра оперы и балета (1944-47), художеств. руководителем и гл. дирижёром хор. капеллы "Трембита" (1946-48). С 1940 преподаватель, с 1957 профессор (в 1953-65 ректор) Львовской консерватории. Ученики К. - дирижёры С. В. Турчак, Ю. А. Луцив и др.

Сочинения: для орк. - 2 симфонии (1950, 1965), Украинская сюита (1928), вариации (1931); сюита для струн. орк. - В горах (1935); для фп. - квартет (1930), 3 сюиты (Миниатюры, 1928, Пассакалия - Скерцо - Фуга, 1929, Картинки Гуцулыцины, 1934), 3 коломийки (1958); хоры, дуэты, песни, обр. гуцульских, волынских, полесских и др. укр. нар. песен, музыка для драм. т-ра и кино.

Литературные сочинения: Основи технiки диригування, Кипв, 1960.

Литература: Волинський Й., Композитор Микола Колесса, Львiв, 1954; Штейнберг Е., Композитор, дирижер, педагог, "СМ", 1962, No 1.

Л. С. Кауфман.

Колесса Ф. М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Колиш Р.

Колиш Р. (Kolisch) Рудольф (р. 20 VII 1896, Кламм, Ниж. Австрия) - австр. скрипач. Учился в Муз. академии в Вене у О. Шевчика (скрипка) и Ф. Шрекера (композиция). Одновременно слушал лекции Г. Адлера по истории музыки в Венском ун-те, занимался композицией у А. Шёнберга. В 1919-21 участник об-ва "Verein fьr musikalische Privatauffьhrungen", осн. Шёнбергом. В 1922 организовал струн. квартет, получивший широкую известность под назв. "Колиш-квартет" (существовал до конца 30-х гг.), к-рый пропагандировал совр. музыку (соч. Б. Бартока, А. Шёнберга, А. Берга) и был первым камерным ансамблем, исполнявшим наизусть классич. квартетную музыку. В 1940 переселился в США, где с 1942 возглавлял струн. квартет "Pro arte", вёл класс камерной музыки в ун-те в Висконсине. С 1953 гастролировал в ГДР, принимал участие в летних муз. семинарах в Дармштадте. К. - скрипач-левша.

И. М. Марков.

Колкер А. Н.

Александр Наумович (р. 28 VII 1933, Ленинград) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1981). Чл. КПСС с 1969. В 1956 окончил Ленингр. электротехнич. ин-т. В 1950-55 посещал семинар молодых композиторов при Ленингр. организации CK РСФСР, где занимался у И. Г. Адмони и И. Я. Пустыльника. Пр. Ленинского комсомола (1968).

Сочинения: оперетты - Журавль в небе (1970, Одесса), Дачный роман (1981, Свердловск); трилогия (по А. В. Сухово-Кобылину; пост. в Ленинграде): мьюзиклы Свадьба Кречинского, Дело (1973, 1977), опера-фарс Смерть Тарелкина (1982); мьюзиклы - Ловите миг удачи (1970, Ленинград), Про Емелю (детский, 1971, Ленинград), Труффальдино (1977, Ленинград); струн. квартет (1955); песни (св. 100), в т.ч. Карелия, Зависть, Стоят девчонки, Красивые слова, Печальная, Хохлома, Рябина; музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Коллаж

Коллаж (франц. collage - букв. наклеивание) - в музыке особая форма использования композитором в своем произведении фрагментов др. сочинения (чужого или ранее написанного своего).

Термин "К." заимствован из живописи, где он означает особый технический приём - наклеивание художником на к.-л. основу материалов другого цвета и фактуры; такой К. широко применялся в 20 в. в живописи кубистов, футуристов, дадаистов. В музыке К. получил распространение в 60-х гг. 20 в. в соч. композиторов, связанных с авангардистскими течениями ("Collage-Symphony" Л. Берио, "Hymnes" и "Opus 1970" Штокхаузена и др.).

К. принципиально отличается от приёма цитирования чужих тем. Как известно, композиторы издавна вводили в свои сочинения темы из произведений др. авторов. Часто подобным образом поступал И. С. Бах, примеры этого можно найти и в творчестве Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, Й. Гайдна и др. Существуют произведения, почти целиком состоящие из принадлежащих различным композиторам муз. отрывков (см. Мозаика, Пастиччо). В прошлом, однако, введение чужой музыки не подчёркивалось и не выделялось композиторами, стремившимися к максимальной ассимиляции своего и чужого материала. К., напротив, основан на механич. соединении стилистически разнородных элементов, вызывающем (особенно при одновременном сочетании различных планов) впечатление парадоксальной "несовместимости". Иногда этот приём используется с юмористической, пародийной целью. Эффект подчёркнутой стилистической неоднородности достигается и при применении только нек-рых стилевых признаков, получившем название псевдоколлажа.

Опыты использования К. в той или иной форме встречаются и у нек-рых сов. композиторов (напр., "Collage" на тему BACH Пярта, 2-я симфония Б. А. Чайковского).

Литература: Tibbe M., Collagetechnik und Zitatenverfahren, "Musica", Jahrg. XXV, H. 6, Nov.-Dez. 1971.

Коллегиум музикум

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница