Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 14, "КОМ"-"КОН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 14, "КОМ"-"КОН")

Комедия-балет

Комедия-балет (франц. comedie-ballet) - театральный жанр, объединяющий диалог, танец и пантомиму, инструментальное, иногда вокальное, а также изобразительное (декорации, костюмы и др.) иск-ва. Характерен для франц. т-ра сер. 17 в.; его создателем был Мольер. Совм. с комп. Ж. Б. Люлли, М. А. Шарпантье, балетм. П. Бошаном и декоратором К. Вигарани Мольер осуществил постановку своих К.-б.: "Докучные" (1661), "Брак по принуждению" (1664), "Принцесса Элидская" (1664), "Любовь-целительница" (1665), "Комическая пастораль" (1666-67), "Сицилиец, или Амур-живописец" (1666-67), "Жорж Данден" (1668), "Господин де Пурсоньяк" (1669), "Мещанин во дворянстве" (1670), "Блистательные любовники" (1670), "Графиня д'Эскарбаньяс" (1671), "Психея" (1671), "Мнимый больной" (1673). В К.-б. танец, пришедший из "мело-драматич. балетов" и "балетов в выходах" (1-я пол. 17 в., см. ст. Балет), подвергался драматизации и зачастую принимал пантомимич. характер, приобретая бытовые черты. Вок. номера, существовавшие в старых балетах, также оживляются, приближаясь к форме, напоминающей комич. оперу.

Жанр оказал значит. влияние на последующее развитие франц. муз. театра, явившись важным этапом на пути к "музыкальным трагедиям" (tragйdies lyrique) Люлли, комич. опере 18 в. и пантомимным балетам Ж. Ж. Новера.

Литература: Гвоздев A. A., Оперно-балетные постановки во Франции 16-17 вв., в сб.: Очерки по истории европейского театра, П., 1923; Ля Лораинси Л. де, Французская комическая опера 18 века, пер. с франц., М., 1937; Pellisson M., Les comйdies-ballets de Moliиre..., P., 1914; Tiersоt J., La musique dans la comйdie de Moliиre, P., 1922; Rruniиres H., Nouvelle histoire de la musique, v. 2, P., 1936.

B. M. Красовская.

Коми музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Комиссаржевский Ф. П.

Фёдор Петрович (1838 - 1 (14) III 1905, Сан-Ремо, Италия) - рус. певец (тенор) и вокальный педагог. Отец выдающейся драм. актрисы В. Ф. Комиссаржевской. Брал уроки пения у Э. Репетто (Милан). В 1863 дебютировал в Мариинском т-ре в партии Дженнаро ("Лукреция Борджа" Доницетти); работал здесь до 1880. Был первым исполнителем партий: Дон Жуан ("Каменный гость" Даргомыжского, 1872), Самозванец (1874), Синодал (1875); Вакула ("Кузнец Вакула" Чайковского, 1876). Среди др. партий: Левко, Фауст, Манрико, Герцог, Фра-Дьяволо; Лионель ("Марта" Флотова). Выступал и как конц. певец. Небольшой голос К. привлекал красотой и мягкостью тембра. Исполнение артиста отличалось выразительностью фразировки, тонкой музыкальностью, задушевностью, высокой сценич. культурой. К. вёл педагогич. работу. В 1882-87 профессор Моск. консерватории. Силами студентов консерватории осуществил как режиссёр постановки оперных спектаклей "Волшебная флейта" (1884); "Водовоз" Керубини (1885). В 1888 вместе с К. С. Станиславским, режиссёром А. Ф. Федотовым осн. в Москве Общество искусства и литературы; преподавал в Муз.-драм. уч-ще, существовавшем при этом об-ве. Подготавливая артистов муз. театра, К. учил их не только вокальному, но и драм. иск-ву, созданию полноценных художеств. образов. У него занимались К. С. Станиславский, А. Ю. Больска, В. С. Тютюнник, С. А. Борисоглебский, В. П. Шкафер и др. К. посвящен романс П. И. Чайковского "О чём в тени ветвей".

Литература: Фёдор Петрович Комиссаржевский, "ЕИТ". Сезон 1904-1905 гг., вып. 15, СПБ, 1905 (приложения); Кюи Ц. A., Избранные статьи об исполнителях, М., 1957, с. 49-53.

В. И. Зарубин.

Комитас С. Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Комическая опера

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Комише опер"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Комишел Ф.

Комишель (Comisel) Флорин (р. 10 IV 1922, Плоешти) - рум. композитор. Засл. арт. СРР (1967). В 1948 окончил Бухарестскую консерваторию, занимался у М. Негри и М. Андрику (композиция) и у Ш. Попеску и И. Гиги (дирижирование). В 1943-50 сотрудник Ин-та фольклора, с 1946 муз. руководитель и дирижёр разл. ансамблей в Бухаресте, в 1952-57 дирижёр Молодёжного т-ра. Осн. область творчества К. - оперетта; им написано более 10 оперетт, наиболее популярная - "Солнце Лондона" ("Soarele Londrei", 1968; пост. также в СССР под назв. "Кин" в Одесском т-ре оперетты, 1971, и в Иркутском муз. т-ре, 1976). Автор вок.-симф. соч., хоров, муз.-хорео-графич. картин.

Комма

Комма (от греч. komma, букв. - отрезок).

1) Очень малый интервал между двумя близкими по высоте звуками, образуемыми с помощью суммирования различных чистых интервалов и последующих октавных перестановок. Пифагорова К. возникает при построении звуковой системы из чистых квинт и октав; она образуется, напр., между звуком с2 и звуком his1, полученным с помощью 12 ходов от с по чистым квинтам.

Эта К. характеризуется соотношением частот 531441/524288 74/73 и равна 23,5 цента (около 1/9 целого тона). Синтоническая, или дидимова, К. возникает между терцией, построенной с помощью четырёх ходов по чистым квинтам, и чистой большой терцией; она обнаруживает соотношение частот 81/80 и равна 21,5 цента (около 1/10 целого тона). К., т. е "разностные интервалы", образуются и при построении звуков с помощью др. комбинаций интервалов (напр., септимовая К. - при построении звуковой системы из октав, терций и натуральной септимы). От возникновения К. свободен только равномерно темперированный строй (см. Темперация).

2) Знак в виде запятой (лат. comma), к-рым в нотной записи вок. соч. и соч. для духовых инструментов отмечаются места, где исполнитель может перевести дыхание, невзирая на отсутствие выписанной паузы. Иногда с помощью К. обозначаются и люфт-паузы.

Компанеец З. Л.

Зиновий Львович (р. 9 (22) VI 1902, Ростов-на-Дону) - сов. композитор. Род. в семье музыканта. В 1920-22 учился в Бакинской консерватории (класс фп. Н. Д. Николаева). В 1931 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Р. М. Глиэра. Выступал как пианист-иллюстратор, играл в оркестрах кинотеатров. Начал творч. деятельность в 20-е гг., создал ряд произв. на фольклорном материале. В 30-е и 40-е гг. проявил тяготение к массовой песне преимущественно маршевого характера. Большую известность получили песни - "Всё, чем теперь сильны мы и богаты", "Песня былых походов" (обе в 1936) и др.

Сочинения: оперы - моноопера Буква Я (Москва, Радио, 1971), детские оперы - Три сказки (1969), Кто сильней? (Москва, Радио, 1973); Марш-кантата к 30-летию РККА (для солистов, мужского хора и оркестра; сл. Л. И. Ошанина, изд. 1949); для оркестра - Фантазия на башк. темы (1936), Рапсодия на евр. темы (1939); концерты с оркестром - для скр. (1946), для влч. (1955); Для струн. оркестра - Казахстан (1942); камерно-инстр. ансамбли - 2 струн, трио (1955, 1965); для фп. - 2 сонатины (1931, 1962), 20 детских пьес (1969); для скр. и фп. - 2 пьесы (1939) и др.; хоры - сюита Четыре сестрицы (а cappella, 1969); Пионерская сюита к 24-му съезду КПСС (для детского хора, 1971); для голоса с фп., пионерские песня, песни на сл. сов. поэтов; вок. цикл Глазами ребёнка (1963); детские песни, эстрадная музыка и др.

И. М. Марков.

Компанейский Н. И.

Николай Иванович (11 (23) VII 1848, местечко Приютино, близ Таганрога - 17 (30) III 1910, Петербург) - рус. композитор и муз. писатель. Общее образование получил в Воронежском кадетском корпусе и Николаевском уч-ще гвардейских прапорщиков в Петербурге. Окончил физико-математич. ф-г Петерб. ун-та. Брал уроки пения у О. А. Петрова, теории музыки - у И. К. Гунке.

Один из учредителей Нар. консерватории в Петербурге (1908). Автор духовной музыки, а также статей, посвященных гл. обр. рус. церковной музыке (опубл. в "Русской музыкальной газете"): "О стиле церковных песнопений" (1901), "О связи русского церковного песнопения с византийским" (1903), "Современное демество" (1903), "Влияние сочинений Глинки на церковную музыку" (1904), "Значение Н. А. Римского-Корсакова в русской церковной музыке" (1908), "Характерные черты русских песен церковных и мирских" (1909) и др.

Литература: (Некрологи), "Музыка и жизнь", 1910, No 4 и No 10, "РМГ", 1910, No 13.

И. М. Ямпольский.

Композитор

Композитор (от лат. compositor - составитель, сочинитель) - автор муз. произв.; лицо, занимающееся сочинением музыки. Термин "К." получил распространение в Италии к 16 в. Профессия К. предполагает наличие муз.-творческого дарования и требует спец. обучения композиции. Подготовке и воспитанию К. уделяется большое место в системе муз. образования. Иногда К. выступает одновременно и как исполнитель.

В СССР К. объединены в Союз композиторов СССР. Мн. К. присвоены почётные звания (нар. артисты СССР и республик, засл. деят. иск-в и др.); за лучшие работы присваиваются Ленинские и Государственные пр. СССР, а также республиканские Гос. пр. Сов. К. участвуют в обществ. и гос. деятельности (среди них - депутаты Верх. Совета СССР, Верх. Советов республик).

В социалистич. странах К. так же, как и сов. К., объединяются в спец. творч. организации и принимают активное участие в обществ. жизни страны.

Литература: Евлахов О. A., Проблемы воспитания композитора, М., 1958, Л., 1963.

Композиция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Компримарио

Компримарио (итал. comprimario, от лат. com (cum) - с, вместе и итал. primario (лат. primarius) - первый, главный) - оперный артист, исполняющий второстепенные партии.

Комраков Г. Н.

Герман Никандрович (р. 29 VI 1937, Горький) - сов. композитор и педагог. Засл. деят. иск-в Якут. АССР (1972). Чл. КПСС с 1977. В 1960 окончил Моск. консерваторию как теоретик у Л. А. Мазеля, в 1967 - Горьковскую консерваторию как композитор у А. А. Нестерова (заочное отделение). С 1960 концертмейстер Муз.-драм. т-ра, в 1961-64 - Радио и телевидения в Якутске. В 1975-80 ответств. секретарь Верхневолжской организации CK РСФСР. Автор первых якутских детского балета, симфонии, фп. концерта. В 1960-69 преподаватель муз.-теоретич. дисциплин Муз. уч-ща в Якутске, с 1969 ст. преподаватель Горьковской консерватории. Пр. Ленинского комсомола Якутии (1978).

Сочинения: опера Песнь о Манчары (совм. с Э. Е. Алексеевым, 1967, Якутск); балеты - Орлы летят на Север (1971, там же). Подвиг (1976, там же); для солистов, хора и орк. - кантаты, в т.ч. России - якутский айхал (1981), оратории Счастье якута (1971), Северная поэма (1976), Баллада о трёх коммунистах (1980); симфония (1967); 2 концерта для фп. с орк. (1972; Молодёжный, 1973); произв. для орк. якут. нар. инструментов, для дух. орк., для камерно-инстр. ансамблей, для фп., для баяна, для детского хора с орк.; для хора a cappella, в т.ч. кантата Чтоб никогда войне не повториться (1974); романсы, песни, обр. якут. песен; музыка к спектаклям драм. т-ра, радиопостановкам и др.

Комуз

1) Кирг. струнный щипковый муз. инструмент. Имеет плоский долблёный корпус грушевидной формы, длинную шейку без ладов с маленькой извилистой головкой, 3 жильные струны. Квартово-квинтовая настройка струн инструмента, осуществляемая в различных вариантах (причём средняя струна всегда настраивается выше остальных), облегчает извлечение двузвучий и трезвучий, позволяет сопровождать мелодию, исполняемую на средней струне, напр. параллельными квартами или квинтами. На К. играют, используя разнообразные приёмы: раздельное зацепление струн пальцами (пиццикато), удары (бряцание) по всем струнам сверху вниз, снизу вверх, в обе стороны, касание струн ближе к шейке или, наоборот, к подставке (что изменяет тембр звука). Технически подвижны и приёмы левой руки - в игре участвуют все 5 пальцев. Пальцы левой руки выполняют также функции демпферов: прикасаясь к одной или двум крайним струнам, они глушат их звук, превращая трёхголосную игру в двухголосную и одноголосную. Искусные музыканты пользуются также флажолетной (см. Флажолеты) техникой. Репертуар исполнителей на К. (акынов и комузчи) составляют инструментальные пьесы - кю, обычно связанные с легендами, преданиями, сказками и потому часто программные, содержащие музыкально-изобразит. элементы. Существует 2 исполнительских стиля игры на К.: одни комузчи культивируют строгую игру, уделяя гл. внимание раскрытию художеств. содержания произв., другие соединяют игру на К. с жонглёрским иск-вом (держат инструмент над головой, за спиной, перекинув через него ногу, изображая сцену охоты, стреляют из него, как из ружья, и т.п.). К. - самый популярный муз. инструмент Киргизии, широко распространённый в нар. быту, самодеят. и проф. художеств. исполнительстве. Помимо сольных исполнителей, существуют ансамбли и оркестры К., где наряду с традиционными применяются и усовершенствованные инструменты от примы до контрабаса (созданы сов. конструкторами и мастерами А. Ф. Гребневым, А. И. Петросянцем, С. Е.Диденко, П. А. Шошиным и др.).

2) Название варгана у народов тюркского языка. К термину "К." в зависимости от материала, из к-рого он изготовляется (металл, дерево, бамбук, кость), добавляется наименование этого материала, напр. темир-комуз - железный варган.

3) Даг. однорядная гармонь.

К. А. Вертков.

Кон Б.

Кон Б. (Коn) Болеслав (9 XII 1906, Варшава - 10 VI 1936, там же) - польск. пианист. Учился в Моск. консерватории у К. Н. Игумнова (1914-24, с перерывами). Брал уроки у А. Михаловского, был ассистентом З. Джевецкого в консерватории (1926-28) в Варшаве. В 1929-30 профессор по классу фп. консерватории в Кракове. С нач. 1930-х гг. много концертировал в странах Европы. Участник междунар. конкурсов пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве (1932, 3-я пр.) и в Вене (1-я пр., 1933). Один из ведущих польск. пианистов 30-х гг., К.- представитель нац. романтич. школы пианизма. Автор фп. пьес.

Литература: Prosnak J., Miedzynarodowe konkursy pianistyczne im. Fryderyka Chopina w Warszawie 1927-70, Warsz., 1970, s. 32.

Кон Ю. Г.

Юзеф Гейманович (р. 17 III 1920, Краков) - сов. музыковед. Засл. деят. иск-в Карел. АССР (1980). Кандидат искусствоведения (1964). В 1948 окончил историко-теоретич. ф-т Ташкентской консерватории. С 1947 преподаватель муз.-теоретич. предметов там же. С 1963 преподаватель Новосибирской консерватории (с 1965 доцент), с 1970 доцент филиала Ленингр. консерватории в Петрозаводске.

Сочинения: Камерно-инструментальная музыка, в сб.: Музыкальная культура Советского Узбекистана (Очерки), Таш., 1955; Хамза Хакимзаде Ниязи и его песни, в изд.: Хамза Хакимзаде Ниязи. Песни, Таш., 1959; К теории народных ладов, в сб.: Вопросы музыкальной культуры Узбекистана, Таш., 1961; Об искусственных ладах, в сб.: Проблемы лада, М., 1972; О двух типах подхода к отражению в гармонии натурально-мелодических ладов, в сб.: Музыка и жизнь, вып. 2, Л.-М., 1973; К вопросу о вариантности ладов, в сб.: Современные вопросы музыкознания, М., 1976; Некоторые вопросы ладового строения узбекской народной песни и её гармонизации, Таш., 1979.

Конверс Ф. Ш.

Конверс Ф. Ш. (Converse) Фредерик Шеперд (5 I 1871, Ньютон, шт. Массачусетс - 8 VI 1940, Уэствуд, шт. Массачусетс) - амер. композитор. Чл. Амер. академии иск-в и лит-ры (1937). Компоаицию изучал под рук. Дж. Н. Пейна в Гарвардском ун-те (1889-93), брал уроки у Дж. Чедуика (1894-96) в Бостоне. Совершенствовался у Й. Рейнбергера в Мюнхенской муз. академии (1896-98). В 1908-14 вице-президент Бостонской оперной компании. Преподавал в Новоангл. консерватории (1900-02 и 1920-38, с 1931 декан) и Гарвардском ун-те в Бостоне. Ранние соч. - в духе нем. акад. направления, зрелым свойственны типично амер. черты. Автор первой амер. оперы ("Трубка желаний"), пост. в "Метрополитен-опера".

Сочинения: опера Трубка желаний (The pipe of desire, 1910, Нью-Йорк); оратория Иов (1907); для орк. - 7 симфоний (1920-1940), симф. поэмы 10-миллионный автомобиль (Flivver 10 million, 1927) и Калифорния (1928), сюита Американские зарисовки (American sketches, 1929), фантазия Таинственный трубач (The mystic trumpeter, по У. Уитмену, 1905); 2 поэмы для фп. с орк. (День и ночь - Night and day, 1905); камерно-инстр. ансамбли - соната для скр. и фп., 3 струн. квартета; фп. пьесы; песни.

Конвичный Ф.

Конвичный Ф. (Konwitschny) Франц (14 VIII 1901, Фульнек, Сев. Моравия - 28 VII 1962, Белград) - нем. дирижёр (ГДР). Муз. образование получил в Брно (1921-23), затем в Лейпциге (1923-25), где одновременно играл (на скрипке и альте) в оркестре Гевандхауза под упр. В. Фуртвенглера. В 1925-27 преподавал в Венской нар. консерватории (вёл классы скрипки и теории музыки). Тогда же концертировал в составе Фицнер-квартета (альт). С 1927 дирижёр в т-рах Штутгарта, Фрейбурга (Брейсгау, с 1933 генерал-музик-директор); с 1938 - во Франкфурте-на-Майне, с 1945 - в Ганновере (оперный и концертный дирижёр). В 1949-1962 возглавлял лейпцигский симфонический оркестр Гевандхауза, одновременно осуществил ряд значительных пост. в оперном т-ре Дрездена (1953-55) и Немецкой государственной опере Берлина (после 1955).

Имя К. тесно связано с развитием муз. культуры ГДР. Наряду с яркими, верными авторскому замыслу интерпретациями произв. И. С. Баха, А. Брукнера, И. Брамса, М. Регера, он много внимания уделял пропаганде произв. совр. композиторов ГДР, таких, как П. Дессау, X. Эйслер, О. Герстер, Г. Кохан, З. Курц. Неоднократно, в т. ч. и с оркестром Гевандхауза, гастролировал в СССР (впервые в 1954), а также в Англии, Польше, Японии и др. странах. Нац. пр. ГДР (1951, 1956, 1960).

Литература: Vermдchtnis und Verpflichtung. Festschrift fьr P. Konwitschny, Lpz., 1961; Hennenberg Fr., Das Leipziger Gewandhausorchester, Lpz., 1962.

Е. Я. Рацер.

Конголезская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кондак

Кондак (от греч. kontakion) - жанр визант. церк. поэзия и музыки. Основоположник жанра и непревзойдённый творец К. - Роман Сладкопевец (Мелод) (1-я пол. 6 в.). Его К. - многострофные драм. поэмы с монологами и диалогами героев. 1-я строфа - вступление, следующие - изложение драмы, последняя - обобщение нравств., назидат. характера. Строфы объединяли акростих, общий рефрен и единая метрикa. Вступление выделялось особой метрикой. Строфы декламировал солист, рефрен пел народ. В 8 в. К. стал вытесняться каноном. Одновременно происходило развитие мелодики К. и сокращение числа строф. К 11 в. мелодика приобрела мелизматический характер. В совр. богослужебных книгах правосл. церкви сохранилось 2 строфы: 1-я с надписью "кондак" и 2-я - "икос" (следуют за 6-й песней канона).

Литература: Wellesz E., A history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, "1961.

H. Д. Успенский.

Кондакарная нотация

Кондакарная нотация - см. Кондакарное пение.

Кондакарное пение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кондакарь

Кондакарь (среднегреч. kontakarion, от греч. kontakion - кондак) - древнерусская певч. книга. Назв. связано с содержанием текста (см. Кондак) и особой разновидностью нотации этих книг (см. Кондакарное пение). Прототипом К. была визант. певч. книга - Асматикон, употреблявшаяся при хор. пении в храме Софии в Константинополе. Известно 5 К.: лучший, т.н. Благовещенский (нач. 12 в.), хранится в Ленингр. публичной б-ке (шифр Q. п. 1 No 32).

Литература: см. при статье Кондакарное пение.

Кондратьев Г. П.

Геннадий Петрович (5 (17) II 1834, усадьба Языкино, ныне Кинешемский р-н Ивановской обл. - 11 (24) VII 1905, Петербург) - рус. певец (бас-баритон) и режиссёр. Учился в Александровском и Павловском кадетских корпусах. В 1856 вышел в отставку и уехал в Италию, брал уроки пения у Э. Репетто и Дж. Паста. Впервые выступил в оперном т-ре Новары (Пьемонт, 1860) в партии Ассуара ("Семирамида" Россини). С 1862 пел в итал. опере Тбилиси. В 1864 дебютировал в партии Руслана в Мариинском т-ре (Петербург), где работал до 1900 (в 1872-1900 гл. режиссёр).

К. обладал высоким, чистым, звучным басом, отличной фразировкой, превосходной дикцией и хорошими актёрскими данными. Был первым исполнителем ролей Странника ("Рогнеда"), Тихона ("Гроза" Кашперова), Петра ("Вражья сила"). Пел также партии: Стольник ("Галька"), Марсель ("Гугеноты"), Мефистофель ("Фауст"), Тельрамунд ("Лоэнгрин"), Рудольф ("Вильгельм Телль" Россини). Проявил себя как умелый руководитель оперной труппы. Копии рапортов, к-рые К. представлял после спектаклей директору ими. т-ров, подробно характеризовали как спектакль, так и отклики публики. Эти документы составляют значительный интерес для характеристики рус. оперной сцены 80-90-х гг. 19 в.

Литература: Ф. Ник., Современные музыкальные деятели. Геннадий Петрович Кондратьев, "РМГ", 1900, No 7; "ЕИТ". Сезон 1904-1905. Приложение к XV выпуску, СПВ, 1905, с. 320-321.

В. И. Зарубин.

Кондратьев Н. В.

Николай Васильевич (1830-е гг., дер. Мишнево Ковровского уезда, ныне Владимирской обл. - г. смерти неизв.) - рожечник. Виртуозно играл на рожке. В 1870-х гг. организовал ансамбль ("хор") владимирских рожечников, к-рый включал 4 исполнителей на басовых рожках и 7-8 - на визгунках. На визгунке К. исполнял наиболее трудные партии сольных запевов. Концертировал с ансамблем в России (в 1902 с успехом выступил на Всероссийской кустарной выставке в Петербурге) и за рубежом. Высоко оценивая игру рожечников под его руководством, Е. Э. Линёва записала на фонограф бульшую часть их репертуара.

Литература: Линёва Е., Владимирские рожечники, "Известия С.-Петербургского общества музыкальных собраний", 1903, февраль-март; Смирнов Б., Искусство владимирских рожечников, М., 1959.

Кондратьев С. А.

Сергей Александрович (27 III (8 IV) 1896, Петербург - 13 I 1970, Москва) - сов. композитор, музыковед-фольклорист, исследователь рус., монг., якут. и коми нар. музыки. В 1922 окончил физико-математич. ф-т Петрогр. ун-та. Муз. образование получил у пианистки М. С. Аренской, муз.-теоретич. предметами занимался у M. M. Чернова. Музыку начал сочинять в 15 лет. В 1923 участвовал в экспедиции в Монголию под рук. известного путешественника П. К. Козлова. Записал на фонограф св. 1000 монг. песен. Значит. место в творчестве К. занимает музыка к театр. спектаклям, в 1931-36 зав. муз. частью Моск. Драм. т-ра, в 1937-38 дирижёр Центр. т-ра Красной (ныне Советской) Армии. Автор цикла романсов на тексты англ. поэтов. Перевёл "Становление музыки" Р. Воана-Уильямса (1961) и "О музыке и музыкантах" Б. Шоу (1965) и написал предисловия к этим книгам.

Сочинения: опера - Мужество (1942); балет - Лесной человек (1946); кантаты - Памяти Ленина (1938), К 25-летию Коми АССР (1946); камерно-инстр. ансамбли - квинтет для струн. инструментов и кларнета, струн. квартет; хоры, вок. ансамбли; обр. нар. песен - сб. Русские нар. песни для голоса с фп., тетр. I-IV (М.-Л., 1944-47); Коми народная песня (М., 1959); Якутская народная песня (М., 1963).

Литературные сочинения: О коми напеве, в сб.: Коми народная песня, М., 1959; Музыка монгольского эпоса и песен, М., 1970.

Кондратюк Н. К.

Николай Кондратьевич (р. 5 V 1931, Староконстантинов Хмельницкой обл.) - сов. певец (баритон), педагог и муз.-обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1978). Чл. КПСС с 1961. Деп. Верх. Совета УССР 9-го и 10-го созывов. В 1958 окончил Киевскую консерваторию. В 1962-63 стажировался в миланском т-ре "Ла Скала". С 1957 солист Укр. нар. хора им. Г. Г. Верёвки, с 1959 - Укр. т-ра оперы и балета, с 1966 - Укрконцерта и Киевской филармонии. Обладает ровным во всех регистрах голосом красивого бархатного тембра. Среди партий - Князь Игорь; Ди Луна ("Трубадур"), Жермон, Фигаро; Остап ("Тарас Бульба"), Максим ("Арсенал" Г. Майбороды). Широко известен как камерный певец, в его репертуаре рус, укр. и зап.-европ. вок. лирика, а также сов. песни. С 1968 преподаватель (с 1979 профессор), с 1972 зав. кафедрой оперной подготовки, с 1974 ректор Киевской консерватории. Гастролирует за рубежом. Гос. пр. УССР им. Т. Г. Шевченко (1972).

Литература: Задерацкий В., В расцвете творчества, "СМ", 1977, No 10.

Кондрацкий М.

Кондрацкий М. (Kondracki) Михал (р. 5 X 1902, Полтава) - польский композитор. Окончил Варшавскую консерваторию (1927) по классам К. Шимановского и Р. Статковского (композиция), X. Мельцер-Щавиньского (фп.); совершенствовался по композиции у П. Дюка, Н. Буланже и П. Видаля в "Эколь нормаль" в Париже (1928-31). Был одним из организаторов Об-ва молодых польских музыкантов в Париже, затем - Союза польских композиторов и Об-ва совр. польской музыки в Варшаве. С 1940 работал в Рио-де-Жанейро, где написал "Два бразильских танца" ("Dwa tance brazylijskie", 1943). С 1943 преподаёт в Нью-Йорке. Для творчества К. характерно использование элементов нац. муз. фольклора в сочетании с приёмами авангардизма ("Маленькая гуральская симфония" - "Mala symfonia gуralska", 1930, "Курпёвская сюита" - "Suita kurpiowska", 1933, 2-я ред. 1947). В нек-рых произв. заметно влияние К. Шимановского и И. Ф. Стравинского.

Сочинения: опера - Попелины (Popieliny, 1934, по пьесе "Мархолт" Я. Каспровича); балеты - Метрополис (1929), Краковская сказка (Legenda czyli Basn krakowska, 1937); для орк. - Симфония Победы (Symfonia zwyciestwa, 1942), Солдаты (Zolnierze, 1932), Эпитафия (1940), Псалм (1949), Гимн Афродите (1957), концерты для фп. (1926, 1936); для хора и орк. - Гимн олимпийский (Hymn olimpijski, 1954); для хора a cappella - Духовная кантата (Cantata ecclesiastica, 1937).

Литература: Rеiss J., Najpiekniejsza ze wszystkicli jest muzyka polska, Кr., 1946, s. 244.

З. Лисса.

Кондрашин К. П.

Кирилл Петрович (р. 21 II (6 III) 1914, Москва) - сов. дирижёр. Нар. арт. СССР (1972). Чл. КПСС с 1941. Учился игре на фп. в муз. техникуме им. Стасова (Москва). Гармонию, полифонию и анализ форм изучал под рук. Н. С. Жиляева. В 1936 окончил Моск. консерваторию по классу дирижирования Б. Э. Хайкина. Диплом 1-го Всесоюзного конкурса дирижёров (1938). Будучи студентом, К. в 1934 был принят дирижёром-ассистентом в моcк. Муз. т-р им. В. И. Немировича-Данченко, где дебютировал как дирижёр (оперетта "Корневильские колокола" План-кета). В 1937-41 работал в ленингр. Малом оперном т-ре, где дирижировал многими классич. и совр. операми и балетами. Осуществил пост. опер: "Девушка с Запада" Пуччини (1938), "Чио-Чио-сан" (1939); "Помпадуры" Пащенко (1940), "Калинка" Черёмухина (1942). В 1943-56 дирижёр Большого т-ра; вёл обширный репертуар, участвовал в пост. опер: "Снегурочка" (1943 и 1953); "Бэла" А. Н. Александрова (1945), "Вражья сила" (1947), "Проданная невеста" (1948), "Галька" (1949) и др. Параллельно также вёл конц. деятельность (с 1938). С 1956 выступает только как симф. дирижёр. К. - первый сов. дирижёр, выступивший в США (совм. с В. Клиберпом, 1958). С 1960 гл. дирижёр симф. оркестра Моск. филармонии. С этим коллективом К. исполнил множество произв. классической и совр. музыки. Под его управлением впервые прозвучали 4-я, 13-я симфонии (1962) и "Казнь Степана Разина" (1964) Шостаковича, соч. А. И. Хачатуряна, Г. В. Свиридова, Р. К. Щедрина, Б. А. Чайковского, М. С. Вайнберга и др. сов. композиторов. К.-дирижёру чужды внешний пафос, парадная торжественность, романтич. преувеличенность чувства. Сфера близких ему образов - внешне сдержанный драматизм, целомудренная лирика, весёлая шутка, иногда и острый гротеск. Пред. жюри 2-го (1966) и 3-го (1971) Всесоюзных конкурсов дирижёров. В 1950-1953 и с 1972 преподаватель Моск. консерватории. Выступает с беседами о музыке по радио и телевидению. С оркестром Моск. филармонии, а также самостоятельно К. (с 1948) гастролирует во мн. странах Европы и Америки. Гос. пр. СССР (1948, 1949), Гос. пр. РСФСР (1969). Автор кн. "О дирижёрском искусстве" (Л.-М., 1970).

Литература: Глезер Р., Кирилл Кондрашин, "СМ", 1963, No 5; Размышления о профессии (беседа с К. П. Кондрашиным), "СМ", 1974, No 4; Ражников В., Урицкий В., Высокая миссия дирижёра, там же.

M. M. Яковлев.

Конёвич П.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Конен В. Д.

Валентина Джозефовна (р. 29 VII (11 VIII) 1909, Баку) - сов. музыковед. Доктор искусствоведения (1946). В 1921-31 жила в США. Училась на лит. ф-те Нью-Йоркского вечернего ун-та (1927-29); в 1929 окончила Джульярдскую муз. школу по классу фп. М. Берголио; в 1938 - историко-теоретич. ф-т Моск. консерватории. В 1938-41 и в 1944-49 преподаватель Моск. консерватории (с 1945 доцент), с 1944 - одноврем. в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных; в 1949-51 профессор Уральской консерватории. С 1968 читает эпизодически циклы лекций по истории зарубежной музыки в Моск. консерватории. С 1960 ст. науч. сотрудник Ин-та истории иск-в Министерства культуры СССР. С 1963 выступает с лекциями по Всесоюзному радио. В 1964-70 чл. редколлегии сб. "Музыка и современность". Основной круг науч. интересов К. - исследование проблем западноевроп. и амер. музыки, тенденций музыки 20 в.

Сочинения: Шуберт, M., 1953, доп. изд., 1959; История зарубежной музыки XIX века, вып. 1, M., 1958, доп. изд., 1972; Ральф Воан Уильямс, М., 1958; Пути американской музыки Очерки по истории музыкальной культуры США, M., 1961, доп. изд., 1965; Театр и симфония. Роль оперы в формировании классической симфонии, M., 1968; Этюды о зарубежной музыке, М., 1968; Клаудио Монтеверди. 1567-1643, M., 1971; К проблеме Бетховен и его последователи, в сб.: Бетховен, вып. I, M., 1971; Яворский и наша современность, в сб. Б. Яворский. Статьи Воспоминания Переписка, т. I, М.,1972; Значение внеевропейских культур для музыки XX века, в сб.: Музыкальный современник, вып. 1, M., 1973.

Литература: Мазель Л., История и современность, "СМ", 1969, No 8.

Конконе П. Д.

Конконе П. Д. (Concone) Джузеппе Паоло Джоакино (12 IX 1801, Турин - 1 VI 1861, там же) - итал. педагог, композитор. В 1837-48 жил в Париже, где преподавал пение и игру на фп. Вернувшись после Июльской революции 1848 на родину, был до конца жизни преподавателем и органистом придв. капеллы в Турине. Известность получил как автор многочисл. упражнений, сольфеджио для певцов. Написал онеры "Случай из жизни св. Михаила" ("Un episodio del San Michele", 1836, Турин), "Грациэла" (не пост.), а также дуэты, романсы, песни, фп. пьесы и др.

Конкретная музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Конкурсы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Коноэ Х.

Коноэ Х. (Konoe) Хидэмаро (р. 18 XI 1898, Токио) - япон. дирижёр и композитор. Чл. Япон. академии иск-в. В 1922 окончил Токийский ун-т, где изучал композицию и теорию музыки у К. Ямады. В 1922-24 совершенствовался в Германии под рук. Г. Шумана. В 1925 основал в Токио Новый симф. оркестр (впоследствии оркестр Японской радиовещат. корпорации) и руководил им до 1935. В 30-х гг. гастролировал в Зап. Европе, в частности был ассистентом Э. Клейбера в Берлинской гос. опере. В 1937 и 1957 выступал в США. В 1945 основал в Токио Ин-т муз. исследований. В 1957 и 1960 снова гастролировал в Европе (в т.ч. в СССР). К. - автор оркестровых пьес, основанных на элементах нац. фольклора. Он также оркестровал образцы старинной япон. музыки (в т.ч. "Этенраку") для совр. симфонич. состава; обработал музыку Дж. Пуччини для фильма "Мадам Баттерфляй", включив в партитуру япон. нар. мелодии. Директор Императорской муз. академии в Токио (с 1952).

Л. Г. Григорьев.

Консерватория

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Консертгебау"

"Консертгебау" (Concertgebouw, букв. - концертное здание) - конц. зал и оркестр в Амстердаме (Нидерланды). Открыт в 1888. Вначале предприятие "К." поддерживалось частными лицами; затем зал и оркестр стали получать субсидии от гос-ва, провинции и города. До 1895 оркестр "К." возглавлял В. Кес, в 1895-1945 гл. дирижёром был В. Менгельберг, под рук. к-рого оркестр выдвинулся в число ведущих симф. коллективов Европы. Важная роль в его творч. развитии принадлежит также Э. ван Бейнуму (в 1931-1945 дирижёр, в 1945-49 гл. дирижёр). С 1959 оркестр возглавляют Э. Йохум и Б. Хайтинк. С оркестром "К." в разные годы выступали А. Боулт, Т. Бичем, P. Буш, Б. Вальтер, Э. Клейбер, П. Монтё, И. Ф. Стравинский, В. Талих, Р. Штраус и др. Ежегодно оркестр даёт ок. 140 концертов - в Амстердаме (80-90), Гааге, Роттердаме, Утрехте, Харлеме и др. городах Нидерландов, гастролирует за рубежом. Исполнительский облик оркестра "К." отличается высокой ансамблевой культурой, насыщенностью звучания, экспрессией, тонкостью фразировки. В разнообразном репертуаре - мировая классич. музыка (в т.ч. П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков), а также произв. голландских композиторов. Оркестр "К." - первый исполнитель в Нидерландах мн. соч. композиторов 20 в. (Б. Бартока, Л. Яначека, С. С. Прокофьева, А. Русселя, З. Кодая, Д. Д. Шостаковича и др.). В зале "К.", помимо регулярных концертов, проводятся крупные муз. фестивали, в т.ч. Малеровский фестиваль (1920), где впервые был исполнен цикл из всех симфоний Г. Малера, фестиваль франц. музыки (1922), фестиваль Р. Штрауса (1924) и др.

М. М. Яковлев.

"Консертхусет"

"Консертхусет" (Konserthuset) - крупнейший конц. зал в Стокгольме, важный центр муз. жизни Швеции. Построен в 1919-26 по проекту арх. И. Тенгбума на средства спец. фонда, образованного стокгольмским Конц. об-вом (Konsertvereinigung). Здание "К." располагает неск. залами, предназначенными для симф. и камерных концертов, репетиц. помещениями, обширными фойе. Большой и малый залы "К." отличаются высокими акустич. качествами. В 1926-27 в "К.", помимо концертов, проходили также драм. спектакли; позже "К." стал использоваться исключительно как конц. зал, где проводятся регулярные симф. и камерные концерты, составляющие основу муз. сезонов столицы Швеции. В 1971-73 "К." был реконструирован в соответствии с новейшими технич. требованиями.

М. М. Яковлев.

Консонанс

Статья большая, находится на отдельной странице.

Констан М.

Констан М. (Constant) Мариюс (р. 7 II 1925, Бухарест) - франц. композитор и дирижёр. По национальности румын. Учился в Бухарестской и Парижской консерваториях, а также в "Эколь нормаль". Среди его педагогов - О. Мессиан, Т. Обен, Н. Буланже (композиция), Ж. Фурне (дирижирование). В 50-х гг. входил в группу муз. исследований при Франц. радио, созданную П. Шеффером. В 1955-66 муз. рук. труппы "Балле де Пари", с 1977 дирижёр т-ра "Гранд-Опера". В 1963 основал ансамбль совр. музыки "Ars nova". В ранних произв. использовал эффекты сонористики и электроакустики, многие последующие соч. основаны на принципах алеаторики.

Сочинения: оперы - Замок (La serrure, опера-импровизация для певицы, танцовщицы и группы инструментов, 1969), моноопера Ужин (Le souper, для баритона и "вок." орк., 1969); балеты - Страх (La peur, 1956, Париж), Контрапункт (1958, там же), Сирано де Бержерак (по Э. Ростану, 1959, там же), Песнь скрипки (Le chant de violon, на темы Н. Паганини, 1962, там же), Похвала глупости (L'йloge а la folie, 1966, там же), Потерянный рай (Paradis perdu, 1967, Лондон), Север (Septentrion, 1975, Марсель), Нана (по Э. Золя, 1976, Париж); Песни Мальдорора (Chants de Maldoror, для чтеца, хореографа-дирижёра, 23 импровизирующих музыкантов и 10 виолончелей, 1963); произв. для орк., для разл. инстр. составов.

Литература: Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964, 1970; Gordon L., Rencontre avec M. Constant, "Les saisons de la danse", 1973, mars.

Константинеску П.

Константинеску П. (Constantinescu) Пауль (30 VI 1909, Плоешти - 20 XII 1963, Бухарест) - рум. композитор. Засл. деят. иск-в СРР (1955). Чл.-корр. Академии СРР (1962). В 1928-33 занимался в Бухарестской консерватории у М. Жоры (контрапункт), А. Кастальди (гармония), К. Брэилою (история музыки). В 1934-35 совершенствовался по композиции у Й. Маркса в Вене и у М. Жоры в Бухаресте. Был профессором Академии духовной музыки (1937-41) и воен. муз. лицея (1941-44) в Бухаресте. С 1941 профессор Бухарестской консерватории.

К. - один из крупнейших рум. композиторов 20 в. Его произв. отличаются оптимистич. тонусом, ярким нац. колоритом. Автор лучшей рум. комич. оперы "Бурная ночь" (по Караджале). Важное место в рум. музыке занимают его инстр. концерты.

Сочинения: опера - Бурная ночь (О noapte furtunoasa, 1935, Рум. т-р оперы и балета, 2-я ред. 1951); муз. драма - Панэ Лесня Русалим (1956, Клуж); хореографич. поэма - Свадьба в Карпатах (Nunta оn Carpati, пост. под назв. Свадьба в Молдове, 1938, Бухарест); оратории - Страсти господни (Patimile si Invierea Domnului, 1946), Рождественская (Nasterea Domnului, 1947-48); для opк. - 2 симфонии (1945, 1961 - Плоештинская симфония), концерт (1955), Олтянская рапсодия (1956), симф. танцы (Олтеняска, 1949; Чобанашул, 1949; Брыу, 1951; Гос. пр. СРР, 1951); концерты с орк. - для фп. (1952; Гос. пр. СРР, 1954), для скр. (1957), для арфы (1960), для скр., влч. и фп. (тройной, 1963); камерные ансамбли для разл. инструментов; хоры; музыка для драм. т-ра и кино.

Литература: Tomescu V., Paul Constantinescu, Buc, 1967; Vancea Z., Opera muzicala a lui Paul Constantinescu, в кн.: Studii si cercetari de Istoria Arоei, t. 13, No 1; SCIA, t. 13, No 1, Buc, 1966, p. 59-76.

Р. Э. Лейтес.

Контрабас

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница