Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 21, "КУЗ"-"КУП")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 21, "КУЗ"-"КУП")

Кузнецова О. В.

Ольга Владимировна (р. 4 VII 1928, Тбилиси) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. Груз. ССР (1967). В 1955 окончила Тбилисскую консерваторию у Т. Г. Саввиновой, с того же года солистка Груз. т-ра оперы и балета. Среди партий - Татьяна, Лиза; Агнесса Сорель ("Орлеанская дева"), Аида, Дездемона; Леонора ("Трубадур"), Мими, Тоска; Недда ("Паяцы")" Маргарита; Эльза ("Лоэнгрин"), Сента ("Летучий голландец"), Софья ("Семён Котко"), Этери; Мзия ("Миндия" Тактакишвили), Нино ("Невеста Севера" Торадзе). С 1980 преподаёт в Тбилисской консерватории.

Кузнецова-Бенуа М. Н.

Мария Николаевна (1880, Одесса - 1966, Париж) - рус. певица (сопрано). Дочь художника Н. Д. Кузнецова. Брала уроки пения у И. В. Тартакова. В 1905 дебютировала в Мариинском т-ре и была принята в труппу, работала здесь до 1913 и в 1916-17. Неоднократно пела в Москве, гастролировала в крупнейших т-рах Европы. В 1911 исполнила в "Гранд-Опера" заглавную партию в опере "Гвендолина" Шабрие, в 1914 в Монте-Карло - партию Клеопатры на премьере одпоим. оперы Массне. К.-Б. обладала сильным, гибким голосом светлого, звонкого тембра. Одна из первых рус. певиц, начавших борьбу с оперными штампами, К.-Б. готовила свои партии с драм. режиссёрами (А. П. Петровским и др.), занималась танцем. Образы, созданные ею, отличались сценич. выразительностью, тщательностью разработки пластич. рисунка. В репертуар певицы входили такие разнообразные по характеру партии, как Антонида, Купава, Тамара, Виолетта; Манон (одноим. опера Массне), Эльза ("Лоэнгрин"), Кармен; Феврония (первая исполнительница этой партии, 1907). Выступала также как танцовщица (исп. нар. танцы). В 1918 уехала во Францию. Продолжала работать как концертная и оперная певица.

Литература: Похитонов Д. И., Из прошлого русской оперы, (Л.), 1949; Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера. 1890-1910, Л.-М., 1940.

Кузьмина К. А.

Капитолина Артемьевна (р. 29 XII 1925, Москва) - сов. артистка оперетты. Нар. арт. РСФСР (1978). Пению обучалась у Е. А. Садкевич и Д. Б. Белявской. С 1942 солистка Моск. т-ра оперетты. Партии: Лиза ("Марица" Кальмана), Жюльетта и Графиня Клементина ("Граф Люксембург" Легара), Пепитта ("Вольный ветер" Дунаевского), Настя ("Акулина" Ковнера), Гюзель ("Моя Гюзель" Александрова), Лолита Соль-де-Перес ("Цирк зажигает огни" Милютина), Титовна ("Сто чертей и одна девушка" Хренникова), Атуева ("Свадьба Кречинского" Колкера) и др. Гастролирует за рубежом.

"Куинс-холл"

"Куинс-холл" (Queens Hall) - концертный зал в Лондоне. Построен в 1893 по проекту Т. Е. Найтли. На открытии 2 XII 1893 под упр. Дж. Моунта была исполнена "Хвалебная песнь" Мендельсона. С 1894 здесь регулярно проходили дневные органные концерты, а с 1895 - симф. "променад-концерты". Для проведения последних в 1895 был создан "Нью Куинс-холл оркестр" под упр. Г. Вуда. Для руководства этими концертами в 1897 было организовано "Общество воскресных концертов". Важное место в содержат. программах променад-концертов занимала рус. музыка, в частности произв. П. И. Чайковского. В здании "К.-х." было два зала. Осн. зал (на 2492 места) с 1905 был главным конц. залом Лондона. Здесь проходили симф. концерты и сольные выступления ведущих музыкантов 1-й пол. 20 в., а также разл. муз. фестивали. Камерные концерты проводились в малом зале (500 мест). Внутр. часть здания реконструировалась и модернизировалась в 1913, 1919 и 1937. В ночь на 11 мая 1941 "К.-х." был полностью разрушен при налёте фашистской авиации.

Литература: Elkin R., Queens Hall. 1893-1941, L., 1944.

M. M. Яковлев.

Куйбышевский театр оперы и балета

Создан в 1931 под назв. Средневолжская краевая (областная) опера. Открыт оперой "Борис Годунов". В 1936 получил совр. назв. Среди первых артистов т-ра - И. Е. Зотов, О. А. Петрусенко, В. Н. Прокошев, Н. Д. Шпиллер и др. Большую роль в становлении т-ра сыграли дирижёры А. А. Эйхенвальд, Н. А. Шкаровский, И. А. Зак, С. С. Бергольц, режиссер И. М. Лапицкий, балетмейстеры А. Р. Томский, Н. В. Данилова. В репертуаре рус. и заруб. классика, произв. сов. и совр. композиторов. Т-р первым на сов. сцене осуществил пост. многих рус., сов. и заруб. произв., в т.ч. опер - "Поцелуй" Сметаны (1953), "Симон Бокканегра" Верди (1955), "Таня" Крейтнера (1954), "Укрощение строптивой" Шебалина (1957), "Купец Калашников" Рубинштейна (1960), "Почтальон из Лонжюмо" Адана (1960), комич. болгарской оперы "5 000 000 с хвостиком" Хаджиева (1967), "Гроза" Пушкова (1972); инд. балета "Читра" Р. Тагора (1960, инструментовка Ниязи). Среди наиболее значит. пост последних лет оперы - "Хованщина" (1966); "Виринея" Слонимского (1967), "Григорий Мелехов" Дзержинского (1970), "Дон Жуан" (1970); "Братья Ульяновы" Мейтуса (1971), "Князь Игорь" (1972); "Аида" (1974), балеты - "Тщетная предосторожность" Гертеля (1971), "Семь красавиц" К. Караева (1972).

В труппе т-ра (1975): певцы - засл. арт. РСФСР С. Е. Бондаренко, Н. В. Коваленко. Б. Н. Чуфаров, П. Н. Яновицкая; артисты В. В. Навротский, А. Я. Пономаренко, H. А. Чмыхало; солисты балета - засл. арт. РСФСР В. И. Сергеев, Н. П. Щёголев; гл. дирижёр - засл. деят. иск-в РСФСР Л. М. Оссовский, гл. режиссер - Б. А. Рябикин, гл. балетмейстер - нар. арт. РСФСР А. Я. Шелест, гл. хормейстер - А. В. Глаголева. Зрительный зал т-ра на 1189 мест.

Литература: Садковой H. P., 20-летие Куйбышевского государственного театра оперы и балета, (Куйбышев), 1952.

Б. А. Рябикин.

Кук Д. В.

Кук Д. В. (Cooke) Дерик Виктор (14 IX 1919, Лестер - 26 X 1976, Торнтон-Хит) - англ. музыковед. Обучался композиции в Селвин-колледже Кембриджского ун-та у П. Хэдли и Р. Орра (1938-40 и 1946-47). Сотрудник Британской радиовещат. корпорации Би-Би-Си (с 1947 ассистент муз. отдела, с 1956 продюсер). Изучал гл. обр. музыку 19 в., уделял особое внимание творчеству Р. Вагнера, Г. Малера, А. Брукнера. Восстановил по эскизам автора (совм. с В. Гольдшмидтом) 10-ю симфонию Малера, к-рая в 1964 была впервые исполнена под его упр. в Лондоне.

Сочинения: The language of music, L., 1959; Mahler: 1860-1911..., L., 1960; I saw the world end, L., 1979, и др.

Куклес Я. В.

Яков Васильевич (24 II (7 III) 1876, Харьков - после 1943) - сов. гобоист и исполнитель на англ. рожке. Засл. арт. РСФСР (1936). Игре на гобое обучался в Харьковском муз. уч-ще РМО (1890-98) и в консерватории в Берлине (1898-99) В 1906-22 артист оркестра Большого т-ра, в 1922-32 - "Персимфанса" в Москве. Позднее работал в Ленинграде, в 1942-43 преподавал в консерватории. Игра К. отличалась редким по красоте и теплоте тембра звуком. Тонкий музыкант, он был мастером проникновенной кантилены. В особенности выделялось исполнение К. на англ. рожке. Одна из вершин его иск-ва игры на этом инструменте - соло (муз. характеристика Донны Анны) в симф. поэме "Дон Жуан" Р. Штрауса.

И. М. Ямпольский.

Куклин Д.

Куклин Д. (Cuclin) Димитрие (р. 24 III (5 IV) 1885, Галац) - рум. композитор, педагог. Учился в Бухарестской консерватории (1903-07) у Д. Кириака-Джорджеску и А. Кастальди. Совершенствовался в Парижской консерватории (1907) у Ш. М. Видора и в "Схола канторум" (1908-14) у В. дЭнди и О. Серье (композиция). В 1918-22 и в 1930-48 проф. Бухарестской консерватории (муз. историч. и теоретич дисциплины). В 1924-30 преподавал в консерватории и Бруклинском муз колледже в Нью-Йорке (классы скрипки и муз.-теоретич. предметов) К. - один из ведущих рум. симфонистов, в своем творчестве опирается на нац. нар. истоки Ему принадлежит ряд музыковедч. работ и уч. пособии но теории музыки и муз. эстетике.

Сочинения: оперы - Траян и Докия (1921), Агамемнон (1922); Беллерофон (1925); для орк. - 20 симфоний (1910, 1938, 1942, 1944, 1947, 6-8-я в 1948, 9-я и 10-я (с хором) в 1949, 1950, 12-я (с солистами и хором) и 13-я в 1951; 1952 (Гос. пр. СРР, 1955), 1954, 16-я - Торжество мира - в 1959; 1965, 1967, 1971, 1973); скерцо (1912), камерные и хор. произв.

Литература: Tomescu В., Drumul creator al lui Dimitrie Cuclin, Buc., 1956; Vanсea Z., Creatia muzicala romвneasca, sec XIX-XX, v. I, Buc., 1968, p. 293-306.

P. Лейтес.

Куклин Н. Н.

Николай Никанорович (27 IV (9 V) 1886, Выборг - 7 VII 1950, Ленинград) - сов. певец (драм. тенор). Первоначальное муз. образование получил в Петерб. придв. певч. капелле. В 1914 окончил Петерб. консерваторию, затем в течение 2 лет совершенствовался у франц. певца Л. Эскале и у Ф. В. Литвин. В 1918-1947 выступал в Ленингр. т-ре оперы и балета. Был партнёром Ф. И. Шаляпина в опере "Юдифь" (партия Ахиора). Среди лучших партий: Самозванец, Боян; Княжич ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"), Хозе, Радамес, Тангейзер, Парсифаль; Зигфрид, Зигмунд ("Гибель богов" и "Валькирия" Вагнера), Каварадосси, Канио; Ирод ("Саломея" Р. Штрауса). Вёл конц. деятельность; участвовал в исполнении 9-й симф. Бетховена, "Реквиема" Верди, ораторий Й. Гайдна и Ф. Мендельсона. Занимался педагогич. работой в художеств. самодеятельности.

Куклина-Врана Н. К.

Нина Константиновна (р. 7 (20) I 1915, Нерчинск, ныне Читинской обл.) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано) и педагог. Нар. арт. Казах. ССР (1947). В 1949 окончила (экстерном) Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных. С 1931 концертировала, затем была солисткой Вост.-Сибирской оперы в Иркутске, Иркутского радио, оперных т-ров Перми (с 1938), им. К. С. Станиславского в Москве (с 1939), Казах. т-ра оперы и балета (1941-58). Среди партий - Антонида, Людмила; Марфа ("Царская невеста"), Волхова, Виолетта, Дездемона, Мими; Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Маженка; Шура ("Мятеж" Ходжа-Эйнатова). В 1946 преподаватель Алма-Атинской (также зав. вок. кафедрой), с 1958 - Киевской консерваторий (с 1977 профессор). Среди учеников К.- Ш. Бейсекова. Автор методич. пособий по вопросам вок. образования.

Кукольник Н. В.

Нестор Васильевич (8 (20) IX 1809, Петербург - 8 (20) XII 1868, Таганрог) - рус. драматург и поэт. Окончил Нежинскую гимназию высших наук. Был учителем рус. яз. и словесности, служил в Министерстве финансов и военном министерстве. Писал повести, рассказы, стихи. Драматургич. деятельность начал в 1833. Был близок с М. И. Глинкой. А. С. Пушкин отзывался о нём, как о хорошем музыканте. Глинка создал на тексты К. романсы "Сомнение" и "Стансы", цикл из 12 романсов "Прощание с Петербургом", музыку к трагедии К. "Князь Холмский" (1841, Александрийский т-р). К. - автор текста сцены Вани у ворот монастыря из 4-го действия оперы Глинки "Иван Сусанин". Неск. стихотворений К. положили на музыку комп. Н. А. Титов, А. Е. Варламов, П. П. Булахов, В. М. Кажинский, А. В. Щербачёв. К. был способным музыкантом-любителем, написал музыку к своей драме "Азовское сидение" (её отредактировал Глинка), ряд статей и повестей на муз. темы - в т.ч. "Максим Созонтович Березовский" (1844) о рус. композиторе, рассказ "Три оперы". В 1836-38 издавал "Художественную газету", в к-pой значит. внимание уделялось музыке. Т. н. "Дневник" К., опубликованный в журн. "Баян" (1888) и в приложении к "Запискам Глинки" (1930), является лит. подделкой, в основе к-рой лежат разл. рукописи и печатные работы К.

Сочинения: Соч., т. 1-10, СПБ, 1851-53.

Литература: Глинка М. И., Литературное наследие, т. 1 (Записки), 2 (письма), Л.-М., 1952-53 (см. указат. имен); Штейнпресс Б., "Дневник" Кукольника как источник биографии Глинки, в кн.: М. И. Глинка, исследования и материалы, под ред. А. В. Оссовского, Л.-М., 1950; Рыбакова П., Глинка и Кукольник, в кн.: Вопросы музыкознания, сб. ст., т. 3, 1960; Туманина Н., Музыка Глинки к трагедии Кукольника "Князь Холмский", в кн.: М. И. Глинка. Сб. материалов и статей, под ред. Т. Н. Ливановой, М.-Л., 1950; Васина-Гроссман В., Русский классический романс XIX века, М., 1956; её же, Забытая повесть о русском музыканте, "СМ", 1947, No 4.

Б. С. Штейнпресс.

Кукузель И.

Иоанн, Иоаннис Кукузелис (Ioannns Koykoyzelns) (ок. 1280, Дуррес, ныне Албания - кон. 14 в., Афон) - болг. певчий, композитор и муз. теоретик. Работал в Византии. С юности жил в Константинополе, где окончил Высшую певч. школу и был доместиком патриаршего хора. Став монахом монастыря св. Афанасия на горе Афон (1376), оставался там до конца жизни. Прославился как певец (прозван "ангелогласным"). С композиторской деятельностью К. связано новое направление в визант. церк. музыке. К. широко использовал песенные интонации, к-рые иногда вставлялись певцами в традиц. церк. напевы, а также болг. нац. мелодии, в т.ч. песнопение "Паникадило болгарки" ("Полиелей на българката"; осн. на мелодии, услышанной им от матери). Среди др. соч. - практико-теоретич. работа для обучения певчих "Большое музыкальное сопровождение церковного пения" ("Голямо исо на пападическото пеене"), "Придворна херувимска песен". Песнопения К. пространны, это ряд эпизодов, развивающих изложенный вначале мотив. Диапазон мелодий достигает дуодецимы, они широко распевны, обильно украшены мелизмами. Характерная их черта - частые переходы из одного гласа (эхо) в другой. Богатая колоратура на отд. слогах и вставные фонемы, не связанные с текстом, большое ритмич. разнообразие делают песнопения К. трудными для исп. С К. связано введение новой нотации ("кукузелевы невмы", представляющие собой реформированную средневизантийскую нотацию), успешно фиксировавшей особенности стиля К. Автор муз. теоретич. трактатов, в т.ч. "Изъяснение смены круга" (пентахорда). Имя К. носили и нек-рые др. певцы и муз. теоретики, в т.ч. Иоанн К.-младший (14-15 вв.).

Литература: Сырку П., Житие Иоанна Кукузеля как источник для болгарской истории, "Журнал Министерства народного просвещения", 1892, ч. 282, июль, с. 130-41; Сарафов П., Кратка биография на св. Йоан Кукузел или Скромен принос на изучаването историята на българския народен напев, София, 1893; его же, Ръководство за практическото и теоретическо изучаване на восточнота църковна музика, София, 1912; Thibaut J., Йtude de musique Byzantine; La notation de Koukouzйlйs, "Известия Русского археологич. ин-та в Константинополе", 1901, т. 6, вып. 2-3; Fleischer О., Neumen-Studien..., Tl 3 - Die spдtgriechische Tonschrift, В., 1904; Динев П., Духовни музикални творби на св. Йоан Кукузел, София, 1938; Wеllеsz E., A history ot Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961; Palikarova-Verdeil R., La musique byzantine chez les Bulgares et les Russes, Cph. - Boston, 1953; Dйvai G., The musical study of Cucuzeles, "Acta antiqua Academiae scientiarum hungaricae", 1955, t. 3, fasc. 1-2; Димитрова Д., Иван Кукузел, София, 1968 (Летопис на културното наследство, год 9, кoe. 5).

Н. Д. Успенский.

Кулаковский Л. В.

Лев Владимирович (р. 31 X (12 XI) 1897, Волочиск Волынской обл.) - сов. музыковед. Учился на отделении биологии Киевского ун-та (1916-1922), в Киевском театр. техникуме (1923-24), на науч.-теоретич. ф-те Киевского муз.-драм. ин-та им. Лысенко (1924-27) (по системе "ладового ритма" Б. Л. Яворского, рук. А. А. Альшванг). В 1925-30 преподавал в 5-й Киевской музпрофшколе и на ф-те муз. воспитания Ин-та им. Лысенко (1926-29). С 1930 работает в Москве: науч. сотрудник Гос. академии искусствознания (ГАИС), участник муз.-фольклорных экспедиций в Брянскую, Владимирскую, Орловскую, Псковскую, Рязанскую, Ярославскую обл. (1938-56), сотрудничал в журн. "Сов. музыка". Автор книг и статей (с 1924) по вопросам фольклора, педагогики, теории ладового ритма, муз. эстетики.

Сочинения: Теоретичнi основи музичного вихования, Харкiв - Кипв, 1930; Музыкальная грамота, М., 1934, 1936 (совм. с Г. Л. Киселевым); Строение куплетной песни, М.-Л., 1939; "Царь Максимилиан", "СМ", 1939, No 7 (совм. с В. М. Кривоносовым); У истоков русской народной музыкальной культуры. Очерк 1 - Брянские "флейты Пана" - кувиклы, там же, 1940, No 10; О русском народном многоголосии, там же, 1948, No 5; О русском народном многоголосии, М.-Л., 1951; Владимирские рожечники, "СМ", 1954, No 11; Искусство села Дорожева, М., 1959, 1965; Музыка как искусство, М., 1960; Как научиться собирать и записывать народные песни, М., 1962; Песня, ее язык, структура, судьбы, М., 1962; Поет башкирский народ, "МЖ", 1962, No 14; Уроки народного творчества, М., 1974; За народной мудростью, М., 1975 (совм. с H. H. Кулаковской).

Б. И. Рабинович.

Кулау Д. Р.

Кулау Д. Р. (Kuhlau) Даниель Фридрих Рудольф (11 IX 1786, Ильцен, близ Ганновера - 12 III 1832, Лингбю, близ Копенгагена) - дат. композитор. По национальности немец. С 1800 жил в Гамбурге, где обучался у К. Швенке (гармония), с 1810 - в Дании. Давал уроки игры на фп. и теории музыки. С 1813 придв. флейтист, с 1818 придв. композитор (с 1828 профессор). Последователь венских классиков, К. внёс большой вклад в развитие датской, прежде всего театральной, музыки. Популярностью в Дании пользовались его опера "Разбойничий притон" ("Roverborgen", 1814), зингшпиль "Холм эльфов" ("Elver hoj", 1828), а также музыка к театр. постановке "Уильям Шекспир" (1826). В пед. репертуаре сохранились фп. сонатины и сонаты К. (в 2 и 4 руки).

Сочинения: оперы - Волшебная арфа (Die Zauberharfe, 1817, Копенгаген), Элиза (1820, там же), Лулу (1824, там же), Хуго и Адельхейд (1827, там же), для орк. - увертюры; концерт для фп. с орк. (1813); камерные ансамбли, в т.ч. 3 фп. квартета, 3 квинтета для флейты и струн. квартета; для фп. - сонаты, сонатины, вариации, рондо, дивертисменты и др.; для скр. и фп. - 8 сонат; для флейты - 5 сонат и др.; хоры, романсы, песни.

Литература: Thrane С., Fr. Kuhlau, Lpz., 1886; Graupner К., F. Kuhlau, Mьnch., 1930 (Diss.); Larscn Kn., D. Fr. R. Kuhlau Ein Werkverzeichnis, Kopenhagen, 1959; Beimfohr J.-L., Das C-dur Klavierkonzert op. 7 und die Klaviersonaten von Fr. Kuhlau, Hamb., 1971.

M. M. Яковлев.

Куленкампф Г.

Куленкампф Г. (Kulenkampff) Георг (23 I 1898, Бремен - 5 X 1948, Шафхаузен, Швейцария) - нем. скрипач и педагог. В 1915 окончил Высшую школу музыки (Берлин) по классу В. Хесса. В 1916-19 был концертмейстером Бременской филармонии. В 1919 вернулся в Берлин, в 1923-26 и 1931-43 профессор Высшей школы музыки. С 1944 профессор консерватории в Люцерне (Швейцария). Одновременно занимался конц. деятельностью, гастролировал во мн. странах (в СССР - в 1929). Наряду с А. Бушем был наиболее выдающимся совр. нем. скрипачом. Эмоциональная сила выражения, оригинальность интерпретаторского замысла, точность техники - характерные черты его исполнит. стиля. Автор книги "Скрипичные размышления" ("Geigerische Betrachtungen", 1952).

Литература: Conzelmann С., Erinnerung an Georg Kulenkampff, "SMz", 1959, N 3.

И. М. Ямпольский.

Кулиев А.

Ашир (р. 21 XII 1918, аул Кегаи, ныне Ашхабадского р-на) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1964). Чл. КПСС с 1952. В 1949 окончил Моск. консерваторию (по классу композиции у Ю. А. Шапорина, ранее - класс В. А. Белого). Один из основоположников туркм. сов. музыки, первый проф. туркм. композитор. Автор оперы "Абадан" (1943, совм. с Ю. С. Мейтусом), посв. Великой Отечеств. войне, поэм, кантат, более 300 песен и др. В 1949-51 ст. науч. сотрудник муз. кабинета Управления по делам иск-в Туркм. ССР (Ашхабад). В 1951-52 директор муз уч-ща. Занимается пед. деятельностью. С 1967 пред. правления CK Туркм. ССР, с 1968 секретарь правления Союза композиторов СССР. Гос. пр. Туркм. ССР им. Махтумкули (1968).

Сочинения: оперы - Юсуп и Ахмет (1942, совм. с Б. Шехтер), Абадан (1943, совм. с Ю. С. Мейтусом); балет - Сердце, найденное в песках (1974); кантаты - Туркменистан (1949), Каракум-река (1968), Ленин всегда с нами (1970); для орк. - симф. поэмы - Махтумкули, Солнечный край (1955); скр. концерт (1962), песни и др.

M. A. Микулич.

Кулиев М. М.

Мамед Мехти оглы (р. 9 II 1936, г. Геокчае, Азерб. ССР) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1970. В 1963 окончил Азерб. консерваторию у К. Караева. Творчески использует стилистику муз. фольклора (мугамов, ашугских мелодий, гор. и крестьянских обрядовых песен), органично объединяя её с приёмами совр. композиторской техники. Соч. К. отличаются ладоинтонац. свежестью, самобытностью. Среди соч. - опера "Обманутые звёзды" ("Алданмыш кявакиб", 1977, Баку), орк. произв., в т.ч. 4 симфонии (1963-79; 2-я - для камерного оркестра), "Торжественная увертюра" (1976), "Новеллы" (1977), симфониетта (1978), пьесы "В стиле мугама" и "Ашугская" (обе - 1980) для камерного оркестра, концерт для виолончели и камерного оркестра (1970), струн. квартет (1966), "Книга" (20 фп. пьес, 1976), хоры a cappella "Сказание о солнечных горах" и "Сказание о Низами" (оба - 1980). С 1960 преподаёт в Бакинском муз. уч-ще.

Кулиев Т. А.

Тофик Алекпер оглы (р. 25 X (7 XI) 1917, Баку) - сов. композитор. Нар. арт. Азерб. ССР (1964). Чл. КПСС с 1959. Деп. Верх. Совета Азерб. ССР 6-го созыва. В 30-е гг. занимался в Азерб. консерватории. В 1951 окончил Моск. консерваторию, в 1954 - аспирантуру. Занимался под рук. Е. К. Голубева (композиция), Л. М. Гинзбурга, А. В. Гаука (дирижирование). В 1954-58 рук. оркестрового класса в Бакинской консерватории и одноврем. гл. муз. ред. киностудии "Азербайджанфильм". В 1961-64 директор Бакинской филармонии. С 1968 секретарь правления CK Азербайджана, с 1973 первый секретарь.

В песнях К. оригинально претворены характерные черты азерб. нар. иск-ва. Чаще всего композитор обращается к темам труда и молодости ("Песня о Баку", "Золото ветвистое", "Заря над Каспием" и др.). Автор оперетт, музыки к драм. спектаклям и кинофильмам, а также произв. др. жанров. Записал и обработал ряд нар. песен и танцев.

Сочинения: муз комедии - Актриса (1943, Баку), Золотоискатели (1960, Баку), Одно слово своё (1967, Баку), Доброе утро, Элла (1973, Баку); для орк. - Симфонические танцы (1962), сюиты из фильмов "Под знойным небом", "Мачеха"; для фп. - Вариации (1953); песни, музыка к драм. спектаклям и кинофильмам.

Литература: Меликова Л., Тофик Кулиев, Баку, 1965 (на рус. яз.); то же, Баку, 1968 (на азерб. яз.).

Э. А. Абасова.

Кулиева М.

Мая (Мамаджан) (р. 1920, аул Безмеин, ныне Ашхабадского р-на) - сов. певица (лирич. сопрано). Нар. арт. СССР (1955). Чл. КПСС с 1947. В 1938-1941 училась на туркм. отделении Моск. консерватории. С 1941 солистка Туркм. т-ра оперы и балета (Ашхабад). Первая туркм. исполнительница европ. оперного репертуара. Партии: Марфа ("Царская невеста"), Татьяна, Чио-Чио-сан, Маргарита, Микаэла. Активная пропагандистка творчества композиторов Туркменистана и др. республик, создала в их операх ряд значит. муз. сценич. образов: Шасенем, Айна ("Шасенем и Гариб", "Айна" Шапошникова и Овезова), Лейли ("Лейли и Меджнун" Мейтуса и Овезова), Абадан ("Абадан" Мейтуса и Кулиева), Зохре ("Зохре и Тахир" Шапошникова и Мухатова.)

М. А. Микулич.

Кулик Я.

Кулик Я. (Kulik) Ян (14 I 1800, Домашин, близ Бенешова, Чехия - 5 V 1872, Прага) - чеш. Скрипичный мастер. Изготовлению смычковых инструментов обучался у К. Шемберы в Праге. С 1820 жил в Вене, совершенствовался у М. Штосса; с 1824 работал в Праге. Первые инструменты К. сделаны по моделям разл. итал. мастеров (А. Страдивари, И. и П. Гварнери, Дж. Маджини). Ок. 1850 стал искусно копировать преим. скрипки работы А. и И. Амати, А. Гварнери. В последние годы жизни разработал собств. оригинальную модель скрипки. Её отличит. черты - круглые средние вырезы, длинные углы и параллельно расположенные эфы. Кроме скрипок, изготовлял альты, виолончели, контрабасы, виолы дамур и гитары. Виолончели, сделанные по модели А. Страдивари, отличаются небольшими размерами и очень высокими боками. Ценные качества присущи его контрабасам. Как скрипичный мастер обладал тонкой техникой, артистич. интуицией. Применяя превосходную по внешнему виду и акустич. свойствам древесину, добивался отличного звучания, к-рым славились инструменты его работы. Ученики К. - Я. К. Дворжак (1825-1890; родоначальник семейства скрипичных мастеров) и А. Зитт (1819-78, отец известного скрипача и педагога Г. Зитта).

Литература: Витачек E. P., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М.-Л., 1952, М., 1964; Kus L., Vэvoj prazskйho houslarstvн, в сб.: Hudba a narod, Praha, 1940; Jaloveс K., Bцhmische Geigenbauer, (Praha, 1959); его же, Enzyklopдdie des Geigenbaues, (Praha), 1965.

В. В. Доброхотов.

Куликов Б. И.

Борис Иванович (р. 10 VI 1932, Москва) - сов. хор. дирижёр и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1970. Окончил Моск. консерваторию (1955) и аспирантуру при ней (1962) у К. Б. Птицы. В 1960-64 хормейстер и дирижёр Гос. акад. рус. хора СССР, в 1965-67 хормейстер Ансамбля песни и пляски Сов. Армии (с 1966 зам. художеств. руководителя). Дирижировал концертами в СССР и за рубежом. Организовал Камерный хор Моск. консерватории (1965). С 1959 преподаватель (с 1977 профессор), в 1968-75 проректор, с 1975 ректор Моск. консерватории. Среди учеников - С. С. Калинин, В. И. Володин, В. К. Полянский, М. В. Дмитриев, К). Ф. Радишкевич, Н. А. Хошабова, А. С. Невзоров. Сост. "Хрестоматии по дирижированию" (совм. с К. Б. Птицей, вып. 1-4, 1969-79), автор ряда науч. статей; составил распространённые в муз.-педагогич. практике сб. "Хоры композиторов Франции" (вып. 1-3, 1967-70), "Хоры композиторов Англии" (вып. 1, 1979) и др.

Куликов П. В.

Павел Васильевич (16 (29) VI 1910, Пятигорск - 5 II 1981, Москва) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1972). В 1931 окончил Моск. муз. техникум им. А. К. Глазунова у В. Н. Аргамакова (фп.), одноврем. занимался у В. Н. Кочетова (композиция). В 1931-37 муз. ред. Комитета по радиовещанию Всесоюзного радио, в 1937-42 рук. красноармейского балалаечного оркестра Центр. дома Красной Армии, затем дирижёр Ансамбля песни и пляски Сов. Армии, в 1947-54 пом. худ. рук. и дирижёр Оркестра рус. нар. инструментов. Преподавал в Моск. муз.-пед. уч-ще им. Oкт. революции (1955-72) и: Моск. нн-те культуры (с 1968).

Сочинения: Отчизну отстоим! для хора и орк. рус. нар. инструментов (1941); для орк. рус. нар. инструментов - Русская сюита (1938), рапсодии (русская, 1938; штирийская, 1953; волжская, 1978), фантазии (болгарская; молдавская, обе 1953; русская - Липа вековая, 1955), концерт (1955); интермеццо для домры с орк. (1978).

Кулиса

Кулиса (франц. coulisse - паз, выемка, от couler - скользить) - в духовых мундштучных муз. инструментах без вентилей U-образное выдвижное колено. Перемещение К. вдоль по стволу инструмента изменяет длину канала и способствует повышению или понижению извлекаемых звуков. Кулисная конструкция обусловила хроматич. звукоряд тромбона с момента его возникновения (15 в.).

С. Я. Левин.

Куллак

Куллак (Kullak) - нем. музыканты, братья. Адольф К. (23 II 1823, Мезериц - 25 XII 1862, Берлин) - муз. писатель, критик, композитор. Музыке обучался в Берлине у А. Агте и А. Маркса. Окончил философский ф-т Берлинского ун-та. Сотрудничал в газ. "Berliner Musikzeitung", преподавал в "Новой музыкальной академии" в Берлине (т.н. Академия К.). В трудах по эстетике выступал против формалистич. теории Э. Ганслика. К числу важнейших трудов К. относятся "Музыкально-прекрасное" ("Das Musikalisch-Schцne", 1858) и выдержавшая много изданий "Эстетика игры на фортепьяно" ("Die Дsthetik des Klavierspiels", 1861, 1916). Автор фп. пьес.

Теодор К. (12 IX 1818, Кротошин, близ Познани - 1 III 1882, Берлин) - пианист, педагог и композитор. Получив первоначальное муз. образование частным образом, в 1829 выступил как пианист в придв. концерте в Берлине. Там же с 1837 брал уроки по теории музыки у З. Дена. В 1842 в Вене занимался у К. Черни (фп.), С. Зехтера и О. Николаи (композиция). С 1843 учитель музыки корол. дома в Берлине; с 1846 придв. пианист. В 1850 совм. с Ю. Штерном и А. Б. Марксом осн. в Берлине консерваторию (Консерватория Штерна), в 1855 - "Новую музыкальную академию" (т.н. Академия К.), где преподавал игру на фп. до конца жизни. Среди учеников К. - К. Шарвенка, А. Грюнфельд, М. Мошковский. Внёс вклад в фп. пед. репертуар; особенно популярны 3 сб. "Школа игры октавами". Фп. соч. К. носят преим. салонный характер (виртуозные оперные парафразы и фантазии). К. принадлежат многочисл. произв., в т.ч. концерты для фп. с оркестром, сонаты, сонатины, этюды и др. фп. пьесы, а также методич. работы "Школа пальцевых упражнений" ("Schule der Fingerьbungen"), "Советы и этюды" ("Ratschlдge und Studien"), "Материалы для начального обучения фортепьянной игре" ("Materialien fьr den Elementar - Klavier - Unterricht").

Литература: Reinsdorf O., Theodor Kullak und seine neue Academie der Tonkunst in Berlin, Neusalz an Oder, 1870; Вischoff H., Zur Erinnerung an Th. Kullak, В., 1883.

M. M. Яковлев.

Кульмамедова М.

Марал (р. 2 I 1926, Ашхабад) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. Туркм, ССР (1976). В 1950 окончила муз. уч-ще при Моск. консерватории. В 1941-45 артистка хора Туркм. филармонии, с 1950 солистка Туркм. т-ра оперы и балета. Партии: Тамара; Сабурова ("Царская невеста"), Мирабелла ("Цыганский барон" Штрауса), Оксана ("Запорожец за Дунаем"), Абадан ("Шасенем и Гариб" Шапошникова и Овезова), Майсара ("Проделки Майсары" Юдакова) и др. Выступает в концертах. Гастролирует за рубежом.

Кульминация

Кульминация (от лат. culmen, родит. падеж culminis - высшая точка, вершина; нем. Kulmination) - момент наивысшего напряжения в муз. произведении или какой-либо относительно завершённой его части. К. образуются уже в мелодии, где составляют вершины мелодич. волн. Однако К. не всегда представляет наивысший звук мелодич. волны - большое значение здесь имеют метро-ритмич. и ладово-гармонич. факторы. Как правило, кульминац. звук, помимо высоты, выделяется своей продолжительностью, метрич. акцентом (сильная доля). С ладовой стороны кульминац. звук является в большей или меньшей мере неустойчивым (VI, иногда III, VII и др. ступени). Если мелодия состоит из неск. мелодич. волн, каждая может иметь свою "местную" К., одна из к-рых является и К. всей мелодии как волны более крупного плана. Такая К. чаще всего находится во 2-й половине мелодич. построения (напр., периода), вблизи т.н. точки "золотого сечения". Встречаются и случаи, когда К. располагается в начале мелодии (первый или второй её звук). К. этого рода близка к т.н. "вершине-источнику" (термин Л. А. Мазеля), характерному для песенности слав. народов, в частности русской и украинской. В мелодиях с вершиной-источником К. в настоящем своём смысле, т.е. как момент наивысшего напряжения, достигнутого в процессе развития, отсутствует. Встречаются и мелодии с "рассредоточенной" К. - т.н. "вершиной-горизонтом" (термин Л. А. Мазеля). Порой К. составляет не один звук, но целый мелодич. оборот, а по отношению к очень протяжным, широко развитым мелодиям можно говорить и о целой кульминац. области, "зоне". К. в многогол. гомофонной музыке представляет собой углубление, усиление мелодич. К., в т.ч. с помощью гармонич., динамич. и тембровых средств. К. в крупной муз. форме отличается большей протяжённостью, нередко её образует кульминац. проведение одной из тем. Такая К. также обычно располагается вблизи точки золотого сечения целого. В сонатных allegro К. часто приходится на окончание разработки и начало репризы (1-я часть 9-й симфонии Бетховена). В муз.-сценич. произв. К. образуется в соответствии с общими законами драмы как одного из иск-в; концертные её проявления в разл. видах муз.-драм. сочинений (см. Драматургия музыкальная).

Литература: Мазель Л. A., О мелодии, М., 1952, с. 114-35; его же, Строение музыкальных произведений, М., I960, с. 58-64; Мазель Л. A., Цуккерман В. A., Анализ музыкальных произведений, М., 1967, с. 79-94; Weinmann F., Zur Struktur der Melodie, "Zeitschrift fьr Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane", 1904, Bd 35; Tосh E., Melodielehre, В., (1923) (рус. пер. - Учение о мелодии, М., 1928); Сhailley J., Essai sur les structures mйlodiques, "RM", 1959, v. 44; Hess W., Die Dynamik der musikalischen Formbildung, Bd 1-2, (W.), 1960-64. См. также лит. к статьям Мелодия и Форма музыкальная.

Кульсум У.

Кольсум Умм (наст. имя - Фатьма Ибрахим) (30 XII 1898, Тамай, близ Эс-Симбиллавейна - 3 II 1975, Каир) - егип. эстрадная певица. Рано проявила большую муз. одарённость, пела на сельских вечерах, праздниках. С 1918 занималась у известного певца Абу-ль-Аля. Обладала неповторимым по тембру и богатству красок голосом. В 1920 впервые выступила в Каире, став самой популярной певицей в стране и завоевав в дальнейшем мировую известность (её называют "арабской Пиаф"). С 1937 выступала по Каирскому радио. Внесла большой вклад в развитие араб. песни и музыки. Отказавшись от исп. фривольных песенок, К. пела песни, отличавшиеся глубиной содержания, написанные на стихи лучших араб. поэтов. Она отступила от традиции исп. песен под аккомпанемент "тахт" (небольшого ансамбля из 3-4 инструментов) и одной из первых начала петь в сопровождении оркестра. В 1936-46 снималась в муз. фильмах. В 1967 по инициативе К. был организован Нар. фронт егип. женщин. В 1967-69 выступала во Франции, Марокко, Тунисе, Ливане, Судане, Ливии, Кувейте, передав сборы от концертов в фонд помощи своей стране.

И. М. Марков.

Культовая музыка

Культовая музыка - см. Церковная музыка.

Культрун

Культрун - ударный инструмент чилийских арауканов (типа литавры). Имеет полусферич. форму, 1 мембрану из конской или овечьей кожи. Корпус изготовляется из выдолбленного куска дерева или из половины высушенной тыквы. Диаметр К. 40-45 см, звук извлекается 1 или 2 колотушками. Употребляется преим. при ритуальных церемониях.

Куммер Ф. А.

Куммер Ф. А. (Kummer) Фридрих Август (5 VIII 1797, Мейнинген - 22 V 1879, Дрезден) - нем. виолончелист. Род. в семье музыканта (отец - придворный гобоист). Учился игре на виолончели у Ф. Дотцауэра, параллельно занимался на гобое. С 1814 гобоист, с 1817 виолончелист дрезденского придв. оркестра. Успешно выступал как солист-виртуоз, ансамблист, а также играл в оркестре. Был профессором Дрезденской консерватории. Среди его учеников - Б. Косман, Г. Гольтерман, В. Хаусман и др. Автор "Школы для виолончели" (Lpz., 1839, нов. изд. - Lpz., 1910, под ред. X. Беккера), мн. произв. для этого инструмента (концерты, концертино, вариации, фантазии, дивертисменты), а также ок. 200 интермедий ("антрактной музыки") для драм. т-ра, конц. пьес для гобоя, кларнета, трубы и др. дух. инструментов. Сыновья и внуки К. были известными музыкантами.

Кумуз

Кумуз - см. Агач-кумуз.

Кунаев Н. И.

Николай Иванович (р. 23 II 1931, Ленинград) - сов. хор. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1975). Чл. КПСС с 1964. В 1949 окончил хор. уч-ще при Ленингр. акад. капелле у Г. А. Дмитревского, в 1954 - Ленингр. консерваторию. С 1955 хормейстер, с 1968 худ. рук. и гл. дирижёр Ансамбля песни и пляски Ленингр. воен. округа. С 1962 также хормейстер и муз. рук. Ленингр. т-ра им. Ленсовета.

Кунанбаев Абай

Кунанбаев Абай - см. Абай Кунанбаев.

Кунау И.

Кунау И. (Kuhnau) Иоганн (6 IV 1660, Гейзинг, Саксония - 5 VI 1722, Лейпциг) - нем. композитор, органист и муз. писатель. Учился в Крёйцшуле в Дрездене. В 1680 исполнял обязанности кантора в Циттау, где учился игре на органе у К. Вайзе. С 1682 изучал в Лейпциге философию и юриспруденцию. С 1684 органист, с 1701 кантор Томаскирхе (предшественник И. С. Баха на этой должности) и руководитель муз. занятий (директор музыки) Лейпцигского ун-та. Крупный музыкант, К. был широко образованным и передовым деятелем своего времени. Композиторское творчество К. включает многие церк. жанры. Его клавирные соч. занимают существ. место в развитии фп. лит-ры. К. перенёс в клавирную музыку циклич. форму итал. трио-сонаты, создал для клавира произв., не опирающиеся на традиц. танц. образы. В этом отношении значительны его сб.: "Свежие клавирные плоды или семь сонат хорошего изобретения и манеры" ("Frische Clavier-Frьchte oder Sieben Sonaten von guter Invention und Manier", 1696) и особенно "Музыкальное представление некоторых библейских историй в 6 сонатах, исполняемых па клавире" ("Musikalische Vorstellung einiger biblischer Historien in 6 Sonaten auf dem Ciavier zu spielen", 1700, в т.ч. "Давид и Голиаф"). Последние, наряду со скр. сонатами "В прославление 15 мистерий из жизни Марии" Г. И. Ф. Бибера, - одни из первых программных инстр. сочинений циклич. формы. В более ранних сб-ках К. - "Клавирные упражнения" ("Ciavierьbung", 1689, 1692), написанных в форме старинных танц. партит и близких по манере письма к клавирным соч. И. Пахельбеля, проявляются тенденции к утверждению мелодико-гармонич. стиля. Среди лит. работ К. - роман "Музыкальный шарлатан" ("Der musikalische Quacksalber") - острая сатира на италоманию соотечественников.

Литература: Друскин М., Клавирная музыка..., Л., 1960, с. 222-27; Shеdlосk J. S., Die Klavier-Sonate, ihr Ursprung und ihre Entwicklung, В., 1897, S. 28-53; Bischoff H., Ьber Johann Kuhnaus musikalische Vorstellung einiger biblischen Historien, В., 1877; Mьnnich R., J. Kuhnaus Leben, "SIMG", 1901-02, Jahrg. 3, S. 473; Rolland R., Voyage musical au pays du passй, P., 1920 (в рус. пер. - Музыкальное путешествие в страну прошлого, Соч., т. XVII, Л., 1935); Martin J., Die Kirchen-Kantaten Kuhnaus, В., 1928 (Diss.); Guttmann R., Johann Kuhnau, "ZfM", 1939 (со списком соч.); Hahn K., J. Kuhnaus "Fundamente Compositionis", в сб.: KongreЯbericht, Hamb., 1957.

И. M. Ямпольский.

Кунин И. Ф.

Иосиф Филиппович (р. 15 (28) IV 1904, Москва) - сов. музыковед. Учился на историч. отделении ф-та обществ. наук Моск. ун-та и в Высшем лит.-художеств. ин-те им. В. Я. Брюсова. Музыкой занимался у В. Г. Шора и В. А. Оранского. В 1940-41 и 1945-47 лит. редактор, в 1948-49 зав. отдела журн. "Советская музыка". Сост., автор вступ. ст. и коммент. в кн.: "Ю. Д. Энгель. Глазами современника. Избранные статьи о русской музыке" (М., 1971), сб-ков высказываний П. И. Чайковского об опере и балете, о России и русской культуре, о симф. музыке, о композиторском мастерстве (М.-Л., 1952, 1960-64); опубликовал мн. ст. и рец. в периодич. печати.

Сочинения: Петр Ильич Чайковский. Краткий рекомендательный указатель, М., 1953; Петр Ильич Чайковский, М., 1958 (Жизнь замечательных людей, пер. на япон., словац. и болг. языки); Римский-Корсаков, (M., 1964) (Жизнь замечательных людей); Петр Ильич Чайковский. К 125-летию со дня рождения, М., 1965; Милий Алексеевич Балакирев. Жизнь и творчество в письмах и документах, М., 1967 (Университетам культуры); Н. Я. Мясковский. Жизнь и творчество в письмах, воспоминаниях и критических отзывах, М., 1969 (Университетам культуры); Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество в воспоминаниях, письмах и критических отзывах, М., 1974, и др.

И. М. Ямпольский.

Кунст Я.

Кунст Я. (Kunst) Яап (Якоб) - см. Кюнст Я.

Куокле

Куокле - см. Кокле.

Купер Э. А.

Эмиль Альбертович (1 (13) XII 1877, Херсон - 16 XI 1960, Нью-Йорк) - рус. дирижёр. Учился в Одесском музыкальном уч-ще, затем в 1891-93 в Венской консерватории у Й. Хельмесбергера младшего (скрипка) и Р. Фукса (композиция). В 1891-96 концертировал как скрипач в Вене, Будапеште, Бухаресте, Константинополе и др. С 1896 концертмейстер оркестра Киевского оперного т-ра (в 1897 заменил дирижёра в опере "Фра-Дьяволо"). С 1898 дирижёр оперных т-ров Одессы, Харькова, Петербурга, Ростова-на-Дону. В 1900-07 дирижёр Киевского оперного т-ра; с 1907 - Оперы Зимина (Москва), где под его управлением состоялось первое исп. оперы "Золотой петушок" (1909) и тогда же первое в России исп. оперы "Нюрнбергские мейстерзингеры". В 1910-19 дирижёр Большого т-ра. С 1908 постоянный дирижёр симф. концертов Моск. отделения РМО. Под управлением К. впервые в Москве были исполнены 3-я симфония и "Поэма экстаза" Скрябина, фп. концерт No 3 Рахманинова (солист - автор, 1910). В 1909-14 гл. дирижёр организованных С. П. Дягилевым "Русских сезонов" в Париже и Лондоне. В 1919-24 гл. дирижёр Т-ра оперы и балета в Петрограде (ныне Ленингр. т-р оперы и балета), Петрогр. филармонии, профессор Петрогр. консерватории. С 1924 жил за рубежом, пропагандировал русскую музыку. В 1926-29 гл. дирижёр Латв. т-ра оперы и балета (Рига). В 1926-28 - в Париже, где в 1926 дирижировал оперой "Сказание о невидимом граде Китеже". В 1929-32 дирижер оперного т-hf в в Чикаго. В 1932-36 дирижировал в т-ре "Гранд-Опера" в Париже и т-ре "Ла Скала" (Милан). В 1944-50 дирижёр т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). В 1950-60 гл. дирижёр симф. оркестра в г. Батон-Руж и одноврем. оперного т-ра в Монреале. Гастролировал во мн. странах Европы.

Дирижёрское иск-во К. отличали концентрированная воля, яркая эмоциональность, чувство формы, архитектоники, муз. драматургии произв. Среди лучших исполнит. достижений К. - "Пиковая дама", "Сказание о невидимом граде Китеже", "Борис Годунов", муз. драмы Вагнера, симф. произв. Скрябина, балеты "Петрушка" и "Жар-птица" и опера "Соловей" Стравинского (первые исполнения в России). Автор муз. произв., а также очерка "Памяти Артура Никиша" (П., 1922) и автобиографии "Краткий обзор моей музыкальной деятельности" ("Жизнь искусства", 1923, No 14).

Брат К. - Макс Альбертович К. (1884-1959) - оперный и хор. дирижёр. В 1921-26 дирижёр Ленингр. Малого оперного т-ра; в 1931-45 гл. хормейстер Большого т-ра.

Литература: Глебов И., Э. А. Купер, "Жизнь искусства", 1923, No 14; Каратыгин В., Э. А. Купер как дирижёр театральный, там же, No 15; Вальтер В., Э. А. Купер, "Еженедельник петроградских государственных академических театров", 1923, No 31-32.

Г. Я. Юдин.

Куперен

Куперен (Couperin) - семья франц. музыкантов. С сер. 17 до сер. 19 вв. насчитывала не менее 12 представителей (композиторов и исполнителей). Помимо знаменитого Франсуа К. ("великого К."), известностью пользовались 3 брата: Луи К. (1626, Шом-ан-Бри - 29 VIII 1661, Париж) - клавесинист, органист. Учился у Ж. Шамбоньера. Написал ок. 100 пьес для клавесина, объединённых преим. в сюиты. В сюитах К. обычно сохраняется тональное единство, но последовательность танцев ещё не упорядочена. Значителен его вклад в развитие формы рондо. Прелюдии К. выдержаны в духе франц. увертюр Ж. Б. Люлли. Ему принадлежат также 3 симфонии для разл. инструментов и др. сочинения. Франсуа К.-старший (крещён 9 IV 1630, Шом-ан-Бри - после 1708, Париж) - органист, клавесинист и педагог. Шарль К. (крещён 9 IV 1638, Шом-ан-Бри - янв. 1679, Париж) - органист и клавесинист. Отец Франсуа К.-великого. Ученик Луи К. Органист церкви Сен-Жерве (наследовал должность Луи К.), в к-рой многие десятилетия работали музыканты династии К. Среди др. представителей семьи: Маргарита Луиза К. (1676, Париж - 30 V 1728, Версаль) - певица. Дочь Франсуа К.-старшего. Маргарита Антуанетта К. (19 IX 1705, Париж - 1778) - клавесинистка. Дочь Франсуа К.-великого. В 1730-41 была придв. клавесинисткой (наследовала должность отца). Арман Луи К. (25 II 1727, Париж - 2 II 1789, там же) - органист. Племянник Франсуа К.-великого. Служил в церкви Сен-Жерве. Его сыновья: Пьер-Луи К. (14 III 1755, Париж - 10 X 1789, там же)- органист; Жерве-Франсуа К. (крещён 22 V 1759, Париж - 11 III 1826, там же) - органист и композитор, один из последних представителей династии К. Автор симфоний, фп. сонат, вариаций и др.

М. С. Друскин.

Куперен Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Купинский К. М.

Калинник Михайлович (5 (17) IX 1888, с. Антовецкий Майдан Тернопольской обл.- 1 II 1960, Москва) - сов. литаврист и педагог. В 1923 окончил Моск. консерваторию по классу тромбона у X. Борка. Позднее участник разл. оркестров, в т.ч. Большого т-ра и Персимфанса. С 1925 преподавал в основанном им классе удар. инструментов в Моск. консерватории (с 1954 профессор). Среди учеников - В. М. Снегирёв, Р. М. Никулин, В. П. Штейман. К. принадлежат первые сов. школы игры на литаврах, большом и малом барабанах, а также редакции, обработки и переложения для ксилофона и др. удар. инструментов.

Сочинения: Школа для шумовых и звенящих ударных инструментов,М.-Л., 1941, под назв.: Школа игры на ударных инструментах, М.-Л., 1948, 1971; Школа игры на ксилофоне, М., 1952.

Куплет

Куплет (франц. couplet) - раздел (часть) песни, включающий одну строфу поэтич. текста и одно проведение мелодии (напева). К. повторяется далее с новыми строфами текста точно или с какими-либо изменениями. В результате образуется т.н. куплетная форма, к-рая лежит в основе строения большинства нар. песен мн. стран, а также мн. произведений проф. музыки, относящихся к песенному жанру. Периодич. муз. структура соединяется в куплетной форме с постоянным обновлением текста, порой сочетающимся с периодич. возвратами к одной и той же строфе - припеву. В этом случае куплет делится на два раздела - запев и припев. Очень распространено исполнение запева солистом, а припева хором (или первый раз солистом, а затем хором). Куплет структуры запев-припев чаще всего образует простую двухчастную форму (пример - Гимн Советского Союза). Встречается и форма периода неповторного строения; в этом случае запев образует 1-е, а припев - 2-е его предложение, во мн. случаях повторяющееся (пример - революц. песня "Смело, товарищи, в ногу!").

Музыка К. при повторении может меняться. В рус. нар. песне, напр., нек-рым изменениям может подвергаться как мелодия, так и сопровождающие её подголоски. Это связано с импровизац. природой нар. исполнения. Песня при исполнении каждый раз как бы создаётся заново, и каждый исполнитель вносит в её создание долю своей личной инициативы. В проф. музыке изменения в куплетах могут быть трёх видов: варьирование сопровождения без изменения мелодии (пример - песня Варлаама "Как во городе то было во Казани" из оперы Мусоргского "Борис Годунов"; оркестр здесь отмечает характерные особенности содержания каждой строфы текста): варьирование мелодии, соответствующее развитию поэтич. сюжета, без существ. изменений в сопровождении (пример - песня Шуберта "Гретхен за прялкой"; в каждом из 3 куплегов композитор, воплощая чувство скорби, создаёт более напряжённые по выразительности фразы, достигает более высокой кульминации, фактура же сопровождения остаётся в основном без изменений); изменения и в мелодии, и в сопровождении (пример - романс Чайковского "Я ли в поле да не травушка была"). Варьирование куплетов приводит к куплетно-вариационной форме; коренясь глубоко в толщах нар. песни, оно питает самые распространённые типы развития в музыке - вариационный и вариантный (см. Вариации).

В. П. Бобровский.

Куплеты

Куплеты (только во множеств. числе) - особый песенный жанр, преим. лёгкого, шутливого рода, распространённый в эстрадной музыке и оперетте. Встречается также в опере (куплеты Трике в опере "Евгений Онегин", куплеты тореадора в опере "Кармен" Бизе). В этом случае К. выделены как самостоят. момент действия - артист поёт, обращаясь к толпе или группе людей на сцене. Мелодия такой песни обычно бывает легко запоминаемой и ярко выделяется, контрастируя с прочими разделами данной сцены.

В. П. Бобровский.

Предыдущая страница Следующая страница