Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛАУ"-"ЛЕГ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛАУ"-"ЛЕГ")

Лаури-Вольпи Д.

Лаури-Вольпи Д. (Lauri-Volpi) Джакомо (11 XII 1892, Ланувио, близ Рима - 17 III 1979, Валенсия) - итал. певец (тенор). Учился на юридич. ф-те Римского ун-та и в Академии "Санта-Чечилия" у А. Котоньи, позднее - у Э. Розати. Дебютировал в 1919 в Витербо в партии Артура ("Пуритане" Беллини). В 1920 пел в Риме, в 1922, 1929-30 и в 30-40-х гг.- в т-ре "Ла Скала". В 1922-33 солист "Метрополитен-опера". Гастролировал во мн. странах. С 1935 жил в Испании. Выступал регулярно до 1965, впоследствии эпизодически, последний раз - в 1977 на концерте по случаю Междунар. конкурса вокалистов имени Л.-В. в Мадриде. Крупнейший певец 20 в., он блестяще исполнял партии лирич. и драм. тенора, спел в оригинальной редакции труднейшие партии Артура ("Пуритане" Беллини) и Арнольда ("Вильгельм Телль" Россини). Среди лучших партий - Рауль ("Гугеноты"), Манрико, Радамес, Герцог, Каварадосси. Был также историком и теоретиком вок. иск-ва.

Сочинения: L'equivoco, Mil., (1938); Cristalli viventi, Roma, 1948; A viso aperto, Mil., 1953; Voci parallele, (Mil.), 1955 (рус. пер. - Вокальные параллели, Л., 1972); Incontri e scontri, Roma, 1971, и др.

Лаурушас В. А.

Витаутас Антанович (р. 8 V 1930, Шяуляй) - сов. композитор. Нар. арт. Литов. ССР (1980). Чл. КПСС с 1963. Обучался игре на фп. и на флейте в Шяуляйском муз. уч-ще. В 1956 окончил Литов. консерваторию по классу композиции у Ю. Юзелюнаса (первые 2 года учился на ф-те нар. муз. инструментов). В 1963-75 директор Литов. т-ра оперы и балета. С 1971 пред. правления CK Литвы. С 1962 преподаватель Литов. консерватории (с 1979 доцент). Гос. пр. Литов. ССР (1980).

Сочинения: опера Заблудившиеся птицы (Paklyde pauksciai, 1967, Вильнюс); для солистов, хора и орк. - кантаты, в т.ч. Венок славы (Azuolu vaоnikas, 1972), баллада Мать (Motina, 1957); симф. поэма Буревестник (Audronasa, по "Песне о Буревестнике" M. Горького, 1960); соната для скр. и фп. (1964), струн. квартет (1979); Новелла для фп. (1958), соната для скр. соло (1977); романсы, песни, в т.ч. Ночные голоса (бестекстовая, для муж. хора) и цикл Волны (на cл. Э. Межелайтиса).

Лаут Р. Б.

Розалинда Бернгардовна (р. 24 XI 1925, с. Страсбург Одесской обл.) - сов. певица (лирико-драм. сопрано) и педагог. Нар. арт. Узб. ССР (1973). В 1961 окончила Ташкентскую консерваторию у Н. А. Войтовой, с этого же года солистка Узб. т-ра оперы и балета. Партии: Ярославна, Татьяна, Лиза; Ядвига ("Пан воевода"), Аида, Тоска; Леонора ("Трубадур"); Елизавета ("Дон Карлос"), Недда ("Паяцы"), Маргарита; Клара ("Дуэнья" Прокофьева), Виола, Валя ("Двенадцатая ночь", "Русские люди" Зейдмана), Софья ("Пётр Первый" Петрова), Нюра ("В день свадьбы" Берлина), Санобар ("Сердце поэта" Ашрафи). Ведёт конц. деятельность. В её репертуаре произв. Р. Шумана, Ф. Шуберта, Э. Грига, а также сов. композиторов. Гастролировала за рубежом. С 1979 преподаёт в Ташкентской консерватории. Гос. пр. Узб. ССР им. Хамзы (1981).

Лафон Ш. Ф.

Лафон Ш. Ф. (Lafont) Шарль Филипп (1 XII 1781, Париж - 14 или 23 (?) VIII 1839, Тарб) - франц. скрипач. Ученик Р. Крейцера и П. Роде. Концертировал во мн. странах, в т.ч. в России; в 1808-15 был придв. солистом в Петербурге, сменив на этом посту Роде. С 1815 первый скрипач корол. придв. капеллы в Париже. Игра Л., виднейшего представителя франц. скр. школы 1-й пол. 19 в., отличалась классич. завершённостью и элегантностью стиля, певучестью, виртуозным блеском. В 1816 в Милане состоялось состязание между Н. Паганини и Л. (победил Паганини, к-рый отметил, однако, в игре Л. красоту тона). Это состязание привлекло внимание всей муз. Европы и явилось одним из проявлений борьбы, происходившей между классич. школой и молодым романтизмом.

Л. - автор 7 концертов, мн. вариаций, фантазий, рондо и др. произв. для скрипки, ок. 200 романсов и оперы "Деревенская ревность" ("La rivalitй villageoise", 1799, Париж).

Литература: Moser A., Geschichte des Violinspiels, В., 1923; Ямпольский И., Никколо Паганини, M., 1968.

И. М. Ямпольский.

Лах Р.

Лах Р. (Lach) Роберт (29 I 1874, Вена - 11 IX 1958, Зальцбург) - австр. музыковед и композитор. В 1893- 1899 учился в консерватории Об-ва друзей музыки в Вене, историю музыки изучал под рук. Р. Валлашека и Г. Рича, с 1898 - Г. Адлера. В 1913 рук. муз. отдела Нац. б-ки в Вене. С 1915 преподаватель, в 1920-39 профессор музыковедения, психологии и эстетики Венского ун-та. Труды Л. охватывают широкий круг науч. проблематики - от музыки средневековья и эпохи романтизма до вопросов муз. этнографии, муз. эстетики и психологии. Гл. значение имеют работы Л., относящиеся к сравнительному музыковедению. Его исследование "Этюд к истории развития орнаментальной мелопеи", в к-ром развитие музыки рассматривается во взаимосвязи культурно-историч., психологич., антропологич. и биологич. факторов, заложило основу этого направления в совр. музыковедении. Среди многочисл. работ Л., опубликованных гл. обр. в науч. журналах, - "Песни русских военнопленных". Как композитор Л. - эпигон Р. Вагнера (10 симфоний, мн. камерно-инстр. произв. и др.).

Сочинения: Studien zur Entwickelungsgeschichte der ornamentalen Melopцie, Lpz., 1913; Zur Geschichte des Gesellschaftstanzes im 18. Jahrhundert, W., 1920; Vorlдufiger Bericht. Ьber die Im Auftrage der kais. Akademie der Wissenschaften erfolgte Aufnahme der Gesдnge russischer Kriegsgefangener..., W., 1917 -18 (Akademie der Wissenschaften in Wien. Sitzungsbericht); Gesдnge russischer Kriegsgefangener, Bd 1-3, W.-Lpz., 1926-52 (Mitteilung der Phonogramm-Archivs- Kommission); Das Ethos in der Musik Schuberts, W., 1928.

Литература: Robert Lach, Persцnlichkeit und Werk, W., 1954.

И. М. Марков.

Лахман Р.

Лахман Р. (Lachmann) Роберт (28 XI 1892, Берлин - 8 V 1939, Иерусалим) - нем. музыковед. Обучался музыковедению у Й. Вольфа и К. Штумпфа в Берлине. В 1922 защитил диссертацию "Музыка тунисских городов". В 20-х гг. совершил неск. науч. экспедиций в Африку. В 1927-33 библиотекарь Муз. отдела Прусской гос. б-ки в Берлине. Один из основателей Общества по изучению музыки Востока (1930). В 1933- 1935 ред. журн. "Zeitschrift fьr vergleichende Musikwissenschaft". С 1935 жил в Иерусалиме, директор Ин-та по изучению евр. музыки. Своими исследованиями Л. внес важный вклад в изучение муз. культур Африки и Азии.

Сочинения: Ein grundlegendes Werk ьber die Musik Indiens, "AfMf", 1924, Jahrg. 6, H. 4; Musik und Tonschrift des Nц, в сб.: Kongress-Bericht, Lpz, 1925, Zur aussereuropдischen Mehrstimmigkeit, в сб.: Kongress-Bericht der Beethoven-Zentenarfeier, W., 1927; Musik des Orients, Breslau, 1929, Die Musik der aussereuropдischen Natur- und Kulturvцlker, Wildpark-Potsdam, (1929); Die Weise vom Lцwen und der pythische Nomos, в сб.: Festschrift fьr J. Wolf, В., 1929; Asiatische Parallelen zur Berbermusik, "Zeitschrift fьr vergleichende Musikwissenschaft", 1933, Jahrg. I, H. I, Das indische Tonsystem bei Bharata und sein Ursprung (обе совм. с E. Hornbostel), там же, Jahrg 1, H 4, Musiksysteme und Musikauffassung, там же, 1935, Jahrg. 3, H. 1-4, Iewish Cantillation and song in the Isle of Djerba, Ierusalem, 1940.

M. M. Яковлев.

Лахнер Ф. П.

Лахнер Ф. П. (Lachner) Франц Пауль (2 IV 1803, Раин, Верхняя Бавария - 20 I 1890, Мюнхен) - нем. композитор и дирижер. В 1810-16 обучался музыке под рук. отца, церк. органиста, а затем в гимназиях Нёйбурга и Мюнхена. В 1822-23 учитель музыки в Мюнхене. В 1823-27 органист протестантской церкви в Вене. С 1827 вице-капельмейстер, с 1829 1-й капельмейстер венского "Кернтнертортеатра". В 1834-36 придв. капельмейстер в Мангейме. С 1836 жил в Мюнхене, дирижировал в придв. опере, а также концертами в Академии музыки и придв. капелле. Возглавлял муз. фестивали в Мюнхене (1855, 1863), Зальцбурге (1855), Ахене (1861-70) и др. В 1852-65 генерал-музик-директор в Мюнхене. В 1868 ушёл в отставку. С 1863 почетный доктор философии Мюнхенского ун-та. К лучшим соч. Л. относятся орк. сюиты, в к-рых он выступал последователем И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, проявляя высокое контрапунктич. мастерство. Признанием пользовались песни Л., написанные под влиянием творчества Ф. Шуберта.

Сочинения: оперы - Поручительство (Die Bьrgschaft, 1828, Будапешт), Алидиа (1839, Мюнхен), Катарина Корнаро (1841, там же), Бенвенуто Челлини (1849, там же), кантаты, оратории, для орк. - 8 симфоний, 8 сиют, концерты с орк. - 2 для арфы (1828, 1833), для флейты (1832), "(мерно-инстр. ансамбли - 7 квартетов, 2 фп. квинтета и др., хоры, мессы, псалмы, мотеты и др.

Литература: Kronseder О, Franz Lachner, Lpz., 1903; Zеnger M., Franz Lachner, "Die Musik", 1903, No13; Mayer L. К., Franz Lachner als Instrumental-Komponist, Mьnch., 1922 (Diss.), Wьrz A., Franz Lachner als dramatischer Komponist, Mьnch., 1927 (Diss.)

M. M. Яковлев.

Лацанич И. В.

Игорь Васильевич (р. 11 VII 1935, Ужгород, УССР) - сов. дирижёр. Нар. арт. УССР (1979). Чл. КПСС с 1979. В 1961 окончил Львовскую консерваторию у И. И. Паина, в 1968-70 стажировался в Ленингр. т-ре оперы и балета под рук. К. А. Симеонова. С 1956 работал во Львовском т-ре оперы и балета (суфлёр, затем ассистент дирижёра, дирижёр). С 1970 гл. дирижёр Донецкого, с 1975 - Львовского т-ров оперы и балета. В репертуаре Л. св. 100 произв., в т.ч.: оперы - "Иван Сусанин", "Русалка", "Борис Годунов", "Хованщина", "Князь Игорь", "Пиковая дама", "Евгений Онегин", "Царская невеста", "Лючия ди Ламмермур", "Аида", "Бал-маскарад", "Тоска", "Кармен", "Тангейзер"; "Богдан Хмельницкий" Данькевича, "Рихард Зорге" и "Ярослав Мудрый" Мейтуса, "Довбуш" Людкевича; балеты - "Щелкунчик", "Бахчисарайский фонтан", "Спартак"; "Каменяры" Скорика; оперетты - "Цыганский барон" и "Летучая мышь" Штрауса, "Весёлая вдова" Легара. Гастролирует за рубежом. Осуществил в Праге пост. оперы "Десять дней, которые потрясли мир" Карминского (1972). С 1965 преподаватель Львовской консерватории.

Лашан

Лашан - см. Палоташ, Чардаш.

Ле Жён К.

Ле Жён К. (Le Jeune) Клод (ок. 1530, Валансьенн - 25 IX 1600, Париж) - франко-фламандский композитор. Состоял на службе герцога Анжуйского, затем - придв. композитор Генриха IV. Был связан с Академией поэзии и музыки Баифа и Курвиля, члены к-рой стремились в своём творчестве возродить эстетич. принципы античного иск-ва. Крупнейший из музыкантов академии, Л. Ж. писал светские и духовные вок. сочинения, музыка к-рых подчинена стиху, созданному в античном метре. Наряду с К. Гудимелем и К. Жанекеном - крупнейший мастер многоголосных псалмов, шансон. Первый сб. Л. Ж. - "10 псалмов Давида в форме мотетов" ("10 pseaumes de David en forme de motets", 1564). Автор "Мессы к радости" ("Missa ad placitum"), мотетов, многочисленных многоголосных псалмов, инструментальных фантазий, арий, итал. канцонетт. Наиболее известны "Двенадцатиструнник" ("Dodйcachorde"), содержащий 12 псалмов Давида (издан в 1598), и сб. "Весна" ("Le Printemps", 1603), включающий 39 песен (переиздан А. Экспером в кн. "Мастера-музыканты французского Возрождения" - "Les Maоtres musiciens de la Renaissance franзaise". XII-XIV, 1900-01).

Литература: Cauchie M., La mort de Claude Le Jeune, "Revue de Musicologie", 1927, (v.) 7; Walker D. P., Lesure Fr., Claude Le Jeune and "Musique mesurйe", "Musica Disciplina", 1949, (v.) 3; Walker D. P., Some aspects and problems of "Musique mesurйe", там же, 1950, (v.) 4.

Г. С. Скудина.

Ле Пик Ш.

Ле Пик Ш. (Le Picq) Шарль (1749, Страсбург - 1806, Петербург) - франц. артист балета и балетмейстер. Ученик Ж. Ж. Новера. Исполнял ведущие партии в труппах Штутгарта, Неаполя, Парижа, Лондона, преим. в лирико-комедийных балетах (Пастух - "Капризы Галатеи" Родольфа; Алексис - "Дезертир" на сборную музыку и др.). Владел высокой техникой танца. По словам Новера, Л. П. "довёл своё иск-во до совершенства". Как балетмейстер пропагандировал постановки известных хореографов своего времени. В 1783-85 в Лондоне пост. балеты "Дон Жуан" Глюка, "Любовь Александра и Роксаны" и "Охота Генриха IV" Бартелемона и др. В 1786-96 работал в Петербурге, где ставил балеты Новера, в т. ч. "Ясон и Медея" Родольфа. Создал рус. пляски для синтетич. спектакля "Начальное управление Олега" Сарти (1790) и др., танцы для оперы "Февей" Пашкевича, балеты "Два маленьких савояра" Далейрака (1795), "Дидона" (1795) и "Амур и Психея" (1796) Мартин-и-Солера и др.

Литература: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958; Гозенпуд A., Музыкальный театр в России от истоков до Глинки, Л., 1959; Lуnhаm D., The Chevalier Noverre. The father of modern ballet. A biography, L., 1950; L., 1972; Guest I., The romantic ballet in England, L., 1954.

В. М. Красовская.

Лебедев В. П.

Василий Петрович (1867, Саратовская губ. - 8 (21) II 1907, Петербург) - рус. гитарист и педагог. Первоначальное муз. образование получил в муз. классах Саратовского отделения РМО, позднее (с 1886) обучался игре на гитаре у И. Ф. Деккер-Шенка в Петербурге. Выступал с сольными концертами в Петербурге (первый - в 1897) и др. городах (в 1900 на Всемирной выставке в Париже), с Великорусским оркестром В. В. Андреева. Виртуоз на 6-струнной гитаре, Л. считался одним из лучших рус. гитаристов кон. 19 - нач. 20 вв. Его игра отличалась силой и красотой звучания (играл также на 7-струнной гитаре). В репертуар входили произв. Деккер-Шенка, К. Клинглера, собств. переложения пьес Ф. Шуберта, Ф. Шопена, фантазии на популярные рус. песни. Особым успехом в исполнении Л. пользовались "Вальс" Дюрана и "Элегия" Массне. Был первым исполнителем в России "Квартета для гитары, скрипки, альта и виолончели" Н. Паганини. С 1898 преподавал игру на нар. инструментах в гвардейских полках, с 1899 - игру на гитаре в общедоступных классах Пед. музея в Петербурге. Опубликовал в 1904 "Школу для 7-струнной гитары русского и испанского строя" (в последней части с добавлением басовой струны с и к обычному строю 6-струнной гитары). Изданы его сб-ки обр. цыганских и рус. романсов для гитары, обр. рус. песен ("Родные напевы" для 6-струнной гитары).

Литература: Русанов В., В. P. Лебедев (Биогр. очерк), "Гитарист", 1906, No 9; Некролог, "Музыка гитариста", 1907, No 2, Вольман Б., Гитара в России, Л., 1961, с. 134-36.

И. M. Ямпольский.

Лебедев Г. С.

Герасим Степанович (1749-15 (27) VII 1817, Петербург) - рус. виолончелист, композитор, фольклорист, театр. деятель, индолог. Род., по одним сведениям, в Ярославле, по другим - на Украине (что более вероятно), в семье крепостного крестьянина графа А. К. Разумовского (впоследствии отец Л. - певчий Придв. капеллы, принявший затем духовный сан). Систематич. образования не получил. В 1777 сопровождал Разумовского, назначенного в Неаполь посланником. Оставшись в Вене, предпринял самостоят. конц. поездки по зап.-европ. странам (как виолончелист); был первым рус. инструменталистом, гастролировавшим за рубежом. В 1785 при содействии цесаревича Павла и рус. посла в Лондоне графа С. Р. Воронцова уехал в Индию, где жил вначале в Мадрасе, а с 1787 в Калькутте, выступал как музыкант, преподавал, собирал нар. мелодии, изучал быт и нравы, политич. и экономич. состояние страны. В 1795 осн. в Калькутте первый в Индии общедоступный театр европ. типа на бенгальском яз., для к-рого переводил англ. пьесы, приспосабливая их к местным нравам. Был в т-ре режиссёром, композитором, дирижёром, музыкантом, художником-декоратором, педагогом (подготовил актёров из бенгальцев - мужчин и женщин). Написал для первого представления вок. и инстр. музыку под назв. "Индийская серенада", в к-рой к "инструментам, почитаемым бенгальцами", добавил европейские. Л. стремился также ввести в инд. яз. европ. муз. терминологию. Просветит. деятельность рус. музыканта встревожила англ. колониальную администрацию. В результате интриг и тяжб Л. был разорён и вынужден покинуть Индию. На обратном пути в Европу он дал концерты в Кейптауне и на острове Св. Елены. В 1799 в Лондоне Л. намеревался издать сб. записанных им "индостанских и бенгальских арий". В 1801 издал в Лондоне грамматику калькуттской формы разговорного хинди ("Grammar of the pure and mixed East Indian dialects..."). Возвратившись в 1801 на родину, Л. оставил занятия музыкой и посвятил себя ознакомлению рус. общества с инд. культурой. В 1805 издал кн. "Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии брагменов, священных обрядов их и народных обычаев..." - первый науч. труд на рус. яз., освещающий разл. стороны жизни и культуры инд. народа, в к-ром дал критич. оценку господству англичан в стране. Эта работа, положившая начало рус. индологии, тогда же была переведена на нем. и франц. языки. Жизни и деятельности Л. посв. историч. роман сов. писательницы В. А. Смирновой-Ракитиной ("Г. С. Лебедев", 1959).

Литература: Булгаков Ф. И., Герасим Лебедев. Русский путешественник - музыкант в Индии в конце XVIII века, "Исторический вестник", 1880, т. 3; Документы о жизни и деятельности Герасима Степановича Лебедева. (1796-1817), в сб.: Русско-индийские отношения в XVIII в., М., 1965; Ямпольский И., Первый русский музыкант в Индии. (Из истории русско-индийских связей), в сб.: Музыка народов Азии и Африки, вып. 2, М., 1973, с. 239-59.

Я. М. Ямпольский.

Лебедева Е. Я.

Евдокия Яковлевна (р. 12 (25) II 1903, с. Медведко, ныне Тульской обл.) - сов. певица (сопрано). Засл. арт. РСФСР (1943). Чл. КПСС с 1952. Училась (1923-24) в Моск. муз. техникуме им. Мусоргского по классу Л. Я. Шор-Плотниковой. В 1923-27 пела в хоре моск. Дмитровского т-ра оперетты, затем - в хоре Моск. т-ра оперетты, в 1929-67 солистка этого т-ра. Первая значит. партия - Роз-Мари ("Роз-Мари" Стотхарта и Фримля). Красивый сильный голос, теплота я искренность исполнения, сценич. обаяние отличали творчество певицы. Первая исполнительница гл. партии в сов. опереттах: Яринка ("Свадьба в Малиновке" Александрова), Нина ("Золотая долина" Дунаевского), Наташа ("Беспокойное счастье" Милютина), Василина ("Трембита" Милютина; Гос. пр. СССР, 1950). Среди ролей: Елизавета Макаровна ("Самое заветное" Соловьёва-Седого), Сильва, Марица ("Сильва", "Марица" Кальмана), Зорина ("Цыганская любовь" Легара), Магдалина Ерофеевна ("Весна поёт" Кабалевского), миссис Айнсфордхилл ("Моя прекрасная леди" Лоу).

В. И. Зарубин.

Лебединец А. Д.

Лебединец А. Д. (Бас-Лебединец) Антон Дмитриевич (26 XII 1894 (7 I 1895), с. Скибенцы Киевской обл. - 17 III 1979, Харьков) - сов. композитор, хор. дирижёр и педагог. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1943) и Укр. ССР (1949). Чл. КПСС с 1952. В 1932 окончил экстерном Харьковский муз.-драм. ин-т по классу хор. дирижирования, в 1933 - аспирантуру при нём у С. С. Богатырёва (композиция). С 1933 вёл педагогич. деятельность; в 1944-62 преподавал хор. дирижирование в Харьковской консерватории (в 1951-62 также ректор). В 1947 группой композиторов под рук. Л. создана музыка Гос. гимна УССР (утверждён в 1949). Автор массовых песен и многочисл. хоров, в числе к-рых - "Тракторист", "Красноармейцы", "Поэма о Днепрогэсе", "Партизанская", "Партия ведёт", "Славься, наш великий Ленин".

Лебединский Л. Н.

Лев Николаевич (р. 23 X (5 XI) 1904, посёлок завода Миасс, ныне Челябинской обл.) - сов. музыковед. Чл. КПСС с 1919. Участник Гражданской войны (в 1919-20). В 1930 окончил науч.-композиторский ф-т Моск. консерватории. В 1923-32 один из рук. Российской ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ; в 1925-30 пред., в 1930-32 ответств. секретарь). В 1930-32 зав. муз. секцией Ин-та лит-ры, иск-ва и языка Комакадемии. В 1935-39 науч. сотрудник фольклорной секции Ин-та этнографии АН СССР. В 1955-65 зав. фольклорной редакцией изд-ва "Советский композитор". В 1962-69 пред. объединённой фольклорной комиссии CK РСФСР и Моск. отделения CK РСФСР. В 1971-74 один из рук. Комиссии нар. муз. творчества CK СССР. Осн. круг науч. интересов Л. - творчество сов. композиторов, муз. фольклор, муз. т-р, теоретич. проблемы муз. исполнительства. Автор предисловий к сб. А. А. Давиденко (Хоры, М., 1959; Сольные вокальные произведения, М., 1962; Песни и массовые хоры, М., 1962; клавир оперы "1905 год"- Давиденко и Шехтера, М., 1963).

Сочинения: Старая революционная песня, "СМ", 1941, No 5; Народная башкирская музыка, там же, 1951, No 3; Композиторы Башкирии, М., 1955; Хоровые поэмы Шостаковича, М., 1957; Седьмая и Одиннадцатая симфонии Д. Шостаковича, М., 1960; Башкирские народные песни и наигрыши (фонозаписи, фонорасшифровки муз. и поэтич. текстов, поэтич. пер., вступ. ст. и комм.), М., 1962, 1965; Немецкая народная песня шести веков, "СМ", 1962, No 11; Опера, воспевающая свободу, в сб.: Дон Карлос, М., 1963; Предисл. к партитуре: М. П. Мусоргский. Опера "Борис Годунов" в инструментовке Д. Д. Шостаковича, М., 1963; Мажит Бурангулов, М., 1963; Предисл. к партитуре: Д. Д. Шостакович. Опера "Катерина Измайлова", М., 1965; Пять очерков о шаляпинском прочтении нотного текста, в сб.: Мастерство музыканта-исполнителя, М., 1972; В творческой лаборатории (к 100-летию со дня рождения Шаляпина), "СМ", 1973, No 2; и др.

И. М. Ямпольский.

Левайн Д.

Левайн Д. (Levine) Джеймс (р. 23 VI 1943, Цинциннати) - амер. дирижёр и пианист. Учился с 4-летнего возраста. В 1953 дебютировал как пианист-солист с симф. оркестром Цинциннати. Занимался у Р. Бесси-Левиной (фп.) и у Ж. Мореля (дирижирование) в Джульярдской муз. школе в Нью-Йорке. Совершенствовался у Р. Серкина (фп.). Ежегодно участвовал в летних муз. фестивалях в Марлборо и Аспене (1956-65). Дирижировал Кливлендским симф. оркестром (в 1964-1970 ассистент Дж. Селла) и оркестром Кливлендского ун-та. Выступал как пианист-солист и аккомпанировал певцам. С 1971 дирижёр, с 1973 гл. дирижёр, с 1975 худ. рук. "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке, одноврем. (1973) муз. рук. "Равиния-фестивал" в Чикаго, "Майского симф. фестиваля" в Цинциннати. С 1975 постоянно выступает на Зальцбургских муз. фестивалях; много гастролирует с ведущими амер. и др. оркестрами. Иск-во Л., крупнейшего оперного и симф. дирижёра, отличается жизнерадостностью, для него характерна также тщательная отделка деталей. В обширном репертуаре - старинная, классич. музыка, а также соч. Г. Малера, Я. Ксенакиса и Дж. Кейджа.

Левандовский Л.

Левандовский Л. (Lewandowski) Лейзер (Луи) (3 IV 1823, Вжесня, близ Познани - 3 II 1894, Берлин) - евр. композитор, вок. педагог. Реформатор синагогальной службы. Учился в школе композиции Берлинской академии. С 1840 капельмейстер синагоги в Берлине, с 1866 корол. муз. директор. Автор многочисл. хоровых, оркестровых и камерных произв. Обрабатывал старинные евр. мелодии, применяя формы и композиционные приёмы совр. ему европ. музыки.

Литература: Friedmann A., Der synagogale Gesang, В., 1904, B., 1908.

Б. С. Штейнпресс.

Левассёр

Левассёр (Levasseur) - франц. музыканты, братья. Жан Анри Л. (Л.-младший) (29 V 1764, Бомон-сюр-Уаз - 1826, Париж) - виолончелист и композитор. Учился у Ж. Б. Кюпи и Ж. Л. Дюпора-младшего. С 1782 работал в оркестре Парижской оперы, был концертмейстером оркестра (1789-1820). Одновременно входил в состав придв. капеллы, вёл конц. деятельность. В 1795-1826 преподавал в Парижской консерватории по классу виолончели. Участвовал в составлении виолончельной "Школы Парижской консерватории" ("Methode de violoncelle...", 1805). Автор сонат, этюдов для виолончели, дуэтов для виолончелей.

Пьер Франсуа Л. (Л.-старший) (11 III 1753, Абвиль - 1816, Париж (?)) - виолончелист и композитор. В молодости изучал теологию, в дальнейшем отказался от духовного сана. С 1782 учился в Париже у Ж. Л. Дюпора-младшего. В 1789 дебютировал в "Духовных концертах" в Париже. Последующие выступления упрочили за Л. славу виолончелиста-виртуоза. В 1785-1815 работал в оркестре Парижской оперы, часто выступал в концертах. Л. принадлежат 12 дуэтов для 2 виолончелей.

В. И. Руденко.

Левассёр Н. П.

Левассёр Н. П. (Levasseur, Le Vasseur) Никола Проспер (9 III 1791, Брель, Уаза - 7 XII 1871, Париж) - франц. певец (бас). Пению учился у П. Ж. Тара в Парижской консерватории. В 1813 дебютировал на сцене Академии музыки. Выступал в крупнейших т-рах Лондона (1815-16, 1829, 1832), Милана (1820) в операх В. А. Моцарта, Дж. Россини, С. Майра и др. В 1819-28 пел гл. обр. в парижском "Театр Итальен", исполняя ведущие басовые партии преим. в операх-сериа и операх-буффа Россини (в т.ч. написанную специально для него партию дона Альвара - "Путешествие в Реймс"). В 1827-53 солист т-ра "Гранд-Опера" (Париж). Один из лучших франц. певцов 1-й пол. 19 в., Л. обладал голосом обширного диапазона, красивого тембра, полного, насыщенного звучания. Благодаря безупречности стиля и превосходной технике Л. сочетал в своём иск-ве лучшие черты франц. вок. школы и итал. бельканто. Ему особенно удавались образы строгих, суровых или мрачных, жестоких героев романтич. оперного репертуара. Л. - первый исполнитель мн. басовых партий, созданных композиторами для него: Гувернёр, Вальтер Фюрст ("Граф Ори" и "Вильгельм Телль" Россини), Бертрам, Марсель, Захария ("Роберт-Дьявол", "Гугеноты", "Пророк"), Кардинал ("Дочь кардинала" Галеви), Балтазар ("Фаворитка" Доницетти). Среди лучших партий также Моисей, Дуглас, Ороэс, Иркано, дон Базилио ("Моисей", "Дева озера", "Семирамида", "Риччардо и Зораида", "Севильский цирюльник" Россини), граф Альмавива ("Свадьба Фигаро"), король Людовик VI ("Эврианта" Вебера). В 1841-70 преподавал в Парижской консерватории.

С. М. Грищенко.

Левашёва О. Е.

Ольга Евгеньевна (р. 17 (30) III 1912, Благовещенск-на-Амуре) - сов. музыковед. Доктор искусствоведения (1963). В 1943 окончила теоретико-композиторский ф-т Моск. консерватории (класс К. А. Кузнецова). С 1946 преподаёт в консерватории историю рус. музыки (с 1966 профессор). Одноврем. с 1951 старший науч. сотрудник Ин-та истории иск-в. Осн. круг науч. интересов Л. - рус. муз. культура 18 - 1-й пол. 19 вв., музыка сов. композиторов, Григ и норвежская музыка, Пуччини и оперный веризм. Составитель, редактор, автор вступ. статей: Э. Григ. Избранные статьи и письма, М., 1966; Русская вокальная лирика XVIII в., в серии: "Памятники русского музыкального искусства", вып. 1, М., 1972.

Сочинения: Музыка в кружке Дельвига. (Из истории музыкально-общественной жизни пушкинской эпохи), в сб.: Вопросы музыкознания, вып. 2, М., 1956; (Русский романс первой четверти XIX века), в кн.: Очерки по истории русской музыки 1790-1825, Л., 1956; Эдвард Григ, М., 1957; (Русская музыка XVIII в. Русская музыкальная культура XIX в. Глинка), в кн.: История русской музыки, т. I, M., 1957; (Советская камерная инструментальная музыка. Детская песня), в кн.: История русской советской музыки, т. 2, М., 1959; (Детская песня. Романс. Камерный ансамбль), там же, т. 3, М., 1959; (Валет. Романс. Детская песня. Камерный ансамбль), там же, т. 4, М., 1963; Эд. Григ. Очерки жизни и творчества, М., 1962, 1975; Песни Козловского, в сб.: Русско-польские музыкальные связи, М., 1963; (Английское музыкознание XVIII в.), в кн.: История европейского искусствознания, т. 1, М., 1963; (Французское и английское музыкознание 1-й пол. XIX в.), там же, т. 2, М., 1965; (Французское и английское музыкознание 2-й пол. XIX в.), там же, т. 3, М., 1966; Европейское музыкознание конца XIX - нач. XX вв. (совм. с В. Конен и Т. Ливановой), там же, т. 4, кн. 2, М., 1969; Оперная эстетика Гретри, в кн.: Классическое искусство за рубежом, М., 1966; К. А. Кузнецов, в сб.: Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории, М., 1966; (Русская музыкальная культура XVIII века. Русская музыкальная культура первой половины XIX века. Глинка), в кн.: История русской музыки, т. 1, М., 1972; (Русский советский балет), в кн.: История музыки народов СССР, т. 4, М., 1973; (Русский советский балет), там же, т. 5, М., 1974.

И. М. Ямпольский.

Левашов В. С.

Валентин Сергеевич (р. 24 VII (6 VIII) 1915, Москва) - сов. композитор и хор. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1970). В 1939 окончил Новосибирское муз. уч-ще, учился в Ленингр. консерватории (класс композиции В. В. Щербачёва). В годы Великой Отечеств. войны - рук. армейских ансамблей песни и пляски. В 1945-46 худ. рук. Матросского эстр. оркестра Ленингр. тыла Военно-Морского Флота, в 1946-1949 - Матросского ансамбля песни и пляски Краснознамённой Амурской флотилии, в 1954-62 - Сибирского нар. хора, с 1962 - Рус. нар. хора им. Пятницкого. Автор записей и обработок сибирских нар. песен. В 1948-62 ответств. секретарь Сибирского отделения CK РСФСР. Гос. пр. РСФСР им. М. И. Глинки (1971).

Сочинения: оперетта - Ветры весенние (1964); кантата-поэма Моя Сибирь (1950), для солистов, хора и оркестра - Амурская поэма (1940); оркестрово-хоровые сюиты - Колхозные поля (1952), Над широкой Обью (1955); для фп.. с орк. - Концертная фантазия (1950); для орк. нар. инструментов - пьесы, музыка к фильмам и спектаклям драм. т-ров, романсы, песни (Серьёзный тракторист, Над широкой Обью, Вдоль села, Позови меня, Россия, Соловьи России, Над полями зорька светлая, За околицей, Все посвящается тебе).

Лёве И. К. Г.

Лёве И. К. Г. (Loewe) Иоганн Карл Готфрид (30 XI 1796, Лёбеюн, близ Галле - 20 IV 1869, Киль) - нем. композитор, певец (тенор), органист. Музыкой занимался с отцом (хормейстером и кантором); пел в детском хоре в Кётене, затем жил в Галле, где обучался музыке под рук. Д. Тюрка (до 1813), а позже в Певч. академии; одноврем. изучал теологию в ун-те. С 1820 кантор в церкви св. Иакова, в 1821-66 гор. капельмейстер (музик-директор) и преподаватель музыки в гимназии Штеттина. Гастролировал в ряде стран Европы как певец - исполнитель собств. сочинений. Наследие Л. - одного из представителей нем. романтизма - разнообразно по жанрам, наибольшую ценность представляют его произв. для голоса с фп. (св. 500, насл. И. В. Гёте и на стихи др. нем. поэтов), и прежде всего баллады, пользовавшиеся широкой популярностью при жизни композитора и частью сохранившиеся в конц. репертуаре поныне. В них отразились лучшие черты стиля Л. - напряжённый драматизм, лирич. проникновенность, эпич. широта, изобретательность в разработке мелодич. материала, смелость в использовании гармонии, красок. Среди наиболее популярных баллад - "Лесной царь" ("Erlkцnig"), "Эдвард", "Хозяйская дочь" ("Der Wirtin Tцchterlein"), "Том-стихотворец" ("Tom der Reimer"), "Олуф" ("Herr Oluf"), "Арчибальд Дуглас", "Генрих Птицелов" ("Heinrich der Vogler"), "Разрушенная мельница" ("Die verfдllene Mьhle"), "Свадебная песня" ("Hochzeitslied"), "Пилигрим из Сен-Жюста" ("Der Pilgrim von S. Just"), "Граф Эберштейн", "Воевода" ("Der Woywode"). Автор 5 опер, 17 ораторий, 2 симфоний, камерно-инстр. и др. произв. Почётный доктор философии ун-та Грейфсвальда (1832), чл. Берлинской академии иск-в (1837). Написал автобиографию - "Selbstbiographie" (изд. 1870). Произв. Л. для голоса с фп. изд. в 17 тт. под ред. М. Рунце (Лейпциг, 1899-1904); отдельные сб. баллад выходили также под ред. Л. Бенды (4 т.) и X. И. Мозера (2 т.). Большинство др. соч. не изданы.

Литература: Саккетти Л., История музыки всех времен и народов, вып. 3, СПБ, 1913 с. 240-48; Bulthaupt H., С. Loewe. Deutschlands Balladencomponist, В., 1898; Altenburg О., Carl Loewe, Stettin, 1924; Engel H., Carl Loewe Ьberblick und Wьrdigung seines Schaffens, Greifswald, 1934; Kцnig C., Carl Loewe, Stettin, 1937; Sietz R., Carl Loewe, Kцln, 1948; Vetter W., Zu C. Loewes Balladenstil, в его кн.: Mythos-Melos-Musica, Lpz., 1957.

M. M. Яковлев.

Лёве Ф.

Лёве Ф. (Loewe) Фердинанд (19 II 1865, Вена - 6 I 1925, Вена) - австр. дирижёр. Учился в консерватории Об-ва друзей музыки в Вене, где с 1884 преподавал игру на фп., а в 1895-97 хор. пение. В 1896-98 рук. и дирижёр Венской певч. академии и одноврем. (1897) концертов Кайм-оркестра в Мюнхене.

Л. был одним из основателей Венского конц. союза (1901), оркестром к-рого (ныне Венский симф. оркестр) руководил в 1900-25, а также постоянным дирижёром больших концертов Конц. союза в Мюнхене (1908-14). Возглавлял Академию музыки и сценич. иск-ва в Вене (1919-22). С 1907 ежегодно дирижировал в Будапеште, с 1916 - в Берлине. Был активным пропагандистом симф. творчества А. Брукнера, в частности первым исполнителем его 9-й симфонии (1903).

Е. Я. Рацер.

Левенсон О. Я.

Осип (Иосиф) Яковлевич (г. рожд. неизв., Одесса - 19 II (2 III) 1892, Москва) - рус. муз. критик. В 1864 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. В 1880 вместе с женой - актрисой А. А. Бренко основал в Москве т.н. Пушкинский т-р. В 1878-85 вёл раздел муз. хроники в газ. "Русские ведомости". Как муз. критик был сторонником нац. школы. Однако стоял на умеренно прогрессивных позициях; его критич. суждениям присущи нек-рая поверхностность и антикучкистские тенденции. Высоко ценил музыку П. И. Чайковского, творчество неоромантиков. Его критич. статьи изданы в сб-ках: "В концертном зале" (музыкальные фельетоны; вып. 1-2, 1878-81, М.) и "Из области музыки" (включает часть статей из предыдущей книги и новый материал муз. хроники по 1884; М., 1885).

Литература: Креплён Ю., Русская мысль о музыке. Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в Х1Хвеке, т. 2, Л., 1958, с. 21, 552; т. 3, Л., 1960, с. 275, 302-04.

И. М. Ямпольский.

Леви Г.

Леви Г. (Levi) Герман (7 XI 1839, Гисен - 13 V 1900, Мюнхен) - нем. дирижёр. Учился у В. Лахнера в Мангейме (1852-55), а также в Лейпцигской консерватории (1855-58). В 1859-61 капельмейстер в Саарбрюккене, в 1861-64 дирижёр нем. оперы в Роттердаме, в 1864-1872 придв. капельмейстер в Карлсруэ, в 1872-96 - в Мюнхене. Л. был глубоким интерпретатором произв. И. Брамса, А. Брукнера и особенно опер В. А. Моцарта и Р. Вагнера. Поставил "Кольцо нибелунга" в Мюнхене (1878). Дирижировал премьерой "Парсифаля" Вагнера в Байрёйте (1882), а также ранними соч. Р. Штрауса. Л. принадлежит редакция либр. опер Моцарта ("Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Так поступают все"), П. Корнелиуса, Г. Марганера и перевод на нем. язык либр. опер "Троянцы" Берлиоза и "Гвендолина" Шабрие. Автор ряда муз. произв.

Литература: Possart E., Hermann Levi, Erinnerungen, Mьnch., 1901; Ettlinger A., Levi, в кн.: Biographisches Jahrbuch und Deutscher Nekrolog, (Bd) 5, B? 1903.

М. М. Яковлев.

Леви Л.

Леви Л. (Levy) Лазар (18 I 1882, Брюссель - 20 IX 1964, Париж) - франц. пианист, педагог и композитор. Учился у Л. Дьемера (фп.), А. Лавиньяка (гармония) и А. Жедальжа (контрапункт, композиция) в Парижской консерватории. В 1920-е гг. гастролировал во мн. странах, выступал как солист с ведущими оркестрами Европы. Исполнял классич. репертуар и новые произв. совр. композиторов. Более известен как педагог, у к-рого совершенствовались мн. франц. и иностр. музыканты. В 1921-53 профессор Парижской консерватории (преемник А. Корто). Автор 2 струн. квартетов, сонат для виолончели и для флейты с фп., сонатин, вальсов и др. пьес для фп., в т.ч. этюдов, танцев; пьес для органа.

М. А. Вачнадзе.

Леви Н. Н.

Леви Н. Н. (наст. фам. - Смыслова) Наталия Николаевна (28 VIII (10 IX) 1901, Петербург - 3 I 1972, Ленинград) - сов. композитор. В 1924 окончила актёрское отделение Школы рус. драмы, в 1936 - Ленингр. консерваторию по классу композиции у П. Б. Рязанова. В 1924-31 актриса и зав. муз. частью в передвижных т-рах Ленинграда. В 1936-37 сотрудник Ин-та фольклора в Петрозаводске. Гл. область творчества Л. - жанр песни (более 60). Значит. место занимают солдатские песни (в т.ч. "Чапаевская", 1934), а также произв. для детей. Л. принадлежат обр. карел., фин., эвенкийских, поморских, прионежских песен. Совместно с В. П. Гудковым сост. сб. "Песни народов Карело-Финской ССР" (Петрозаводск, 1941).

Сочинения: детская опера - Карельская сказка (1940, Петрозаводск, силами самодеятельности); для чтеца, женского во к. ансамбля и орк. нар. инструментов - Ключ земли (сказ П. П. Бажова, 1947); для детей-солистов, детского хора и орк. нар. инструментов - Огневушка-поскакушка (сказ П. П. Бажова, 1952); для чтеца, 2 солистов и орк. нар. инструментов - Золотой волос (сказ П. П. Бажова, 1954); для солистов, хора и орк. рус. нар. инструментов сюиты - Весело живётся (1936), Карельская сюита (1937), Наша Родина (1938), Два детства (1939), Русская сюита (1940), Зимние каникулы (1949), Русский Север (1950); фп. пьесы; романсы, песни; музыка к театр. и радиопостановкам, фильмам и др.

Литература: Рогожина Н., Наталия Николаевна Леви, Л., 1962.

M. M. Яковлев.

Левиев М. Б.

Минасай Бетьянович (р. 12(25) VII 1912, Наманган) - сов. композитор. Нар. арт. Узб. ССР (1972). В 1943 окончил Ленингр. консерваторию (класс X. С. Кушнарёва) в Ташкенте. В 1941-42 в рядах Сов. Армии. Ведущее место в творчестве Л. занимают песни и произв. для муз. т-ра. Известность получил балет "Сухайль и Мехри" (по мотивам поэмы А. Навои "Семь планет", 1948, т-р Ташсовета, Ташкент, 2-я ред. - 1968, Узб. т-р оперы и балета, Ташкент).

Сочинения: муз. драмы и комедии - Золотое озеро (Олтин куль, 1948), Песни сердца (Кунгул куйлари, 1953), Влюблённый Ташболта (Ташболта ошик, 1961), Кому горе, кому счастье (Кимга туй, кимга аза, 1963), Чудеса жизни (Аджаб савдолар, 1968) - все пост. в Узб. т-ре им. Мукими, Ташкент; Амон-Али, Замон Али (1973); кантаты-Светлый путь (Еркин юл, 1947), Белое золото (Ок олтин, 1948), Моя партия (1950); симф. сюита - Узбекистану 20 лет (1944); в орк.-симф. сюиты - Поэма о хлопке, Бухара на празднике (обе в 1974); для орк. узб. нар. инстр. - Комсомольская сюита; песни, романсы; музыка к спектаклям Узб. драм. т-ра им. Хамзы (Ташкент) - "Шёлковое сюзане" Каххара, "Легенда о любви" Н. Хикмета, "Алжир, родина моя" по Дибу, "Хамза" Яшена и Умари, "Мирза Улугбек" Шейхзаде; музыка к фильмам - "Рыбаки Арала", "Очарован тобой" (оба совм. с И. И. Акбаровым и М. М. Бурхановым), "Об этом говорит вся Махалля", "Листок из блокнота", "Колокол Саята", "Минувшие дни".

А. X. Джаббаров.

Левик Б. В.

Борис Вениаминович (р. 24 X (5 XI) 1898, Киев) - сов. музыковед и педагог. Кандидат искусствоведения (1941). Учился в Киевской консерватории (1913-22) по классам фп. у К. Н. Михайлова, композиции у Р. М. Глиэра и Б. Н. Лятошинского; в 1922-1924 - в Моск. консерватории по классу композиции у Р. М. Глиэра. В 1928 окончил историко-теоретич. ф-т Моск. консерватории у М. В. Иванова-Борецкого. В 1930-49 преподаватель (с 1935 доцент) кафедры истории музыки этой консерватории, в 1936-41 - Заочного муз.-пед. ин-та, в 1943-46 - Высшего уч-ща военных дирижёров и с 1946 - Муз.-пед. ин-та им. Гне-синых (в 1946-48 и в 1953-56 зав. кафедрой). Автор учебных пособий, брошюр, статей, гл. обр. о заруб. музыке (в т.ч. разделов в "Истории европейского искусствознания", М., 1965), а также редактор и автор предисловий к книгам; клавирам, партитурам: Краузе Э., Рихард Штраус, пер. с нем. (М., 1961), Гейрингер К., Иоганнес Брамс, пер. с нем. (М., 1965), вступит. статьи к клавирам опер Р. Вагнера, партитурам симфоний Л. Бетховена и Г. Малера. Участник коллективных работ: "Советская музыкальная литература" (вып. 1, М., 1963), "Музыкальная литература зарубежных стран" (вып. 5, М., 1965), "История зарубежной музыки" (вып. 2, М., 1967, 81974).

Сочинения: Александр Гедике, М., 1947; История зарубежной музыки, вып. 2 - Вторая половина XVIII века, М., 1961, 1974; Музыкальная литература зарубежных стран, вып. 2, М., 1963, 1971, вып. 4, М., 1964, 1976; Рихард Вагнер. Человек и художник (в печати) и др.

Левик С. Ю.

Сергей Юрьевич (16(28) XI 1883, Белая Церковь, ныне Киевской обл. - 5 IX 1967, Ленинград) - сов. певец (баритон), переводчик и муз. писатель. Пению обучался в Киеве на Высших оперных и драм. курсах М. E. Медведева. В 1909-12 пел в опере петерб. Народного дома, в 1912-16 солист Т-ра муз. драмы. В его репертуаре выделялись характерно-драм. партии: Бекмессер ("Нюрнбергские мейстерзингеры"), Клингзор ("Парсифаль"), Амонасро ("Аида"), Тонио, Эскамильо, Кочубей и др. В 1923 оставил сцену. В 1938-39 преподавал сценич. иск-во в Ленингр. консерватории. Лит. деятельность начал в 1901. Осуществил переводы и переработки либр. опер (в т.ч. "Саломея", "Отелло", "Трубадур"; "Турандот" Пуччини), "Сказки Гофмана" Оффенбаха, ораторий ("Времена года" Гайдна, "Самсон" и "Иуда Маккавей" Генделя), романсов и др., а также собств. оперных либр., комедий и др. С 1913 выступал как рецензент (в периодич. печати). В 1929-39 корреспондент парижского журн. "Le Mйnestrel". Ему принадлежит ряд статей и исследований, в т.ч. "Вокальное искусство во Франции" (сер. "Жизнь искусства", 1923, No 5, 8); "Оперный перевод. Его практика и техника" (в сб.: "Труды Ленингр. н.-и. ин-та театра и музыки", 1945); "О камерном пении" ("СМ", 1948, No 6).

Сочинения: Записки оперного певца. Из истории русской оперной сцены,М., 1955, 1962 (вступ. ст.: Богданов-Березовский В., О записках оперного певца); Четверть века в опере, М.,1970.

И. М. Ямпольский.

Левин И. А.

Иосиф Аркадьевич (1(13) XII 1874, Орёл - 2 XII 1944, Нью-Йорк) - рус. пианист и педагог. В детстве брал уроки у А. Г. Рубинштейна, позднее учился (вместе с С. В. Рахманиновым и А. Н. Скрябиным) у моск. педагога Н. С. Зверева. В 1892 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у В. И. Сафонова. В 1895 стал победителем 2-го Междунар. конкурса пианистов и композиторов на пр. А. Г. Рубинштейна (в Берлине). В 1902-05 профессор Моск. консерватории, до 1914 занимался пед. деятельностью в Берлине. С 1919 жил в США, преподавал в Джульярдской муз. школе в Нью-Йорке. С 1906 гастролировал во мн. странах Зап. Европы и в Сев. Америке, завоевав мировую известность. Выступал также в фп. дуэте с женой - Р. Левиной. Л. - один из крупнейших пианистов-виртуозов 1-й пол. 20 в., мастерски владевший всеми видами фп. техники. В его исп. кружевная прозрачность и грация сочетались с мощью. Л. унаследовал от рус. пианистич. школы красоту и певучесть фп. звучания, эмоционально оправданную естеств. выразительность и соблюдение неприкосновенности авторского текста, однако (подобно представителям псевдоромантич. школы, господствовавшей в европ. пианизме на рубеже 19-20 вв.) его интерпретации были лишены подлинной глубины - скорее эффектны, чем значительны, техничность превращалась в средство самопоказа. Наряду с произв. Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа исполнял модные в кон. 19 в. чувствительные, поверхностные, элегантные бравурные салонные пьесы.

Д. А. Рабинович.

Левин С. Я.

Семён Яковлевич (р. 1 III 1920, Ленинград) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1951). В 1945 окончил оркестровое отд. Ленингр. консерватории (класс фагота А. Г. Васильева), в 1950 аспирантуру консерватории (муз. инструментоведение, рук. Л. Н. Раабен). В 1939-60 солист оркестра Ленинградского т-ра оперы и балета. С 1963 ст. науч. сотрудник сектора музыки Ленингр. ин-та т-ра, музыки и кинематографии; с 1974 - зав. постоянной выставкой муз. инструментов при ин-те и рук. инструментоведч. группы. Л. принадлежит вступ. статья и общая редакция кн. К. А. Верткова "Русские народные музыкальные инструменты" (Л., 1975). Автор работ о балетной музыке Р. М. Глиэра, С. С. Прокофьева.

Сочинения: О русских оркестрах начала XVIII в., в сб.: Учёные записки Гос. научно-исследоват. ин-та театра, музыки и кинематографии, т. 2, Л., 1958; Произведения Глазунова для духовых инструментов, в кн.: Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма, т. 1, Л., 1959; Фагот, М., 1963; О музыкальных инструментах адыгейского народа, в сб.: Учёные записки Адыгейского научно-иссл. ин-та языка, литературы и истории, т. 7, Майкоп, 1968; Бетховен в советском музыкознании, в сб.: Людвиг ван Бетховен. Эстетика, творческое наследие, исполнительство. Сб. статей к 200-летию со дня рождения, Л., 1970; Институт и советское музыкознание,.в сб.: Ленинградский гос. ин-т театра, музыки и кинематографии, Л., 1971; Духовые инструменты в истории музыкальной культуры, Л., 1973.

Л. Я. Раабен.

Левин Ф. А.

Фёдор Аркадьевич (30 I (11 II) 1878, Москва - 10 IV 1944, там же) - сов. флейтист. Засл. арт. РСФСР (1934). Брат И. А. Левина. В 1891-96 учился в Моск. консерватории по классу флейты у В. В. Кречмана. Играл в оркестрах провинц. оперных театров, в 1909-11 в оркестре Большого театра, в 1911-14 в симф. оркестре С. А. Кусевицкого. В 1922-1932 артист Первого симф. ансамбля Моссовета (Персимфанс), с 1936 - Гос. симф. оркестра СССР, одноврем. был участником Квартета деревянных духовых инструментов Всесоюзного радио.

Левин Я. А.

Яков Аркадьевич (12 IX 1912, Киев - апр. 1942, погиб на фронте) - сов. композитор. В 1938 окончил Киевскую консерваторию по классам композиции у Л. Н. Ревуцкого и фп. у К. Н. Михайлова. С 1933 работал концертмейстером (в Капелле бандуристов УССР, в Ансамбле песни и пляски УССР). Самобытный талант Л. особенно ярко проявился в жанре песни (работал преим. с поэтом В. Н. Сосюрой). Среди его песен "Юнiсть", "В бiй iти" и особенно популярная "Донська козацька" (сл. А. Уварова). Л. принадлежат обработки укр. нар. песен для хор. ансамблей и для капеллы бандуристов, музыка для драм. т-ра, радио.

H. H. Сидоренко.

Левина З. А.

Зара Александровна (23 I (5 II) 1906, Симферополь - 27 VI 1976, Москва) - сов. композитор и пианистка. Засл. деят. иск-в РСФСР (1967). В 1923 окончила Одесскую консерваторию по классу фп.; в 1931 - Моск. консерваторию (занималась по классу композиции у Н. Я. Мясковского, по классу фп. у Ф. М. Блуменфельда). Входила в Производственный; коллектив студентов-композиторов Московской консерватории ("Проколл"). С 1926 выступала как пианистка. Большое место в творчестве Л. занимают вок. произв. Автор романсов (ок. 100) на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. С. Исаакяна, С. Б. Капутикян, О. Шираза, С. А. Есенина, Э. Э. Мошковской и др. Ей принадлежат обработки рус., белорус., болг., рум., франц., итал., негр. нар. песен. Особенно популярны детские, пионерские песни Л.

Сочинения: для солистов, хора и симф. орк. - оратория Ода солдату (1964); для орк. - 3 симф. вальса (1960); 2 концерта для фп. с орк. (1945, 1975); для влч. и фп. - Поэма (1931), Канцонетта (1943); для скр. и фп. - 2 сонаты (1928, 1948); для фп. - пьесы, Юношеский альбом (1972); романсы, в т.ч. Моя отчизна (сл. Шираза, 1952), 3 романса на стихи афр. поэтов (1962), Акварели (1964) и Музыкальные картины (1966-67, оба на сл. Мошковской), Черёмуха (10 романсов насл. Есенина, 1972) и др.; песни (ок. 250 детских песен), в т.ч. циклы Круглый год (12 месяцев, сл. С. Я. Маршака, 1947), Маша (сл. Капутикян, 1954); музыка к драм. спектаклям и радиопередачам.

Литература: Михайловская Н., Зара Левина, М., 1960.

M. M. Яковлев.

Левина Р.

Левина Р. (Lhevinne), Бесси-Левина Розина (р. 28 III 1880, Киев) - амер. пианистка, педагог. В 1898 окончила Моск. консерваторию по классу фп. у В. И. Сафонова (ранее училась у С. М. Ремезова). Гастролировала с ведущими оркестрами Европы, выступала с концертами в Вене (1910), Петербурге (1911), Берлине (1912), где позднее жила (1914-19). Концертировала в ансамбле с мужем - И. А. Левиным, исполняя произв. для 2 фп.; после его смерти (1944) - вновь как солистка. С 1919 живёт в США. С 1938 преподаёт в Джульярдской муз. школе (Нью-Йорк); с 1945 также (в летнее время) в классе высшего мастерства консерватории Лос-Анджелеса. В своей пед. деятельности Л. развивает традиции рус. фп. школы. Ею воспитаны мн. совр. амер. пианисты. Среди них - X. Л. Клиберн, Д. Поллак, Дж. Браунинг, М. Дихтер, Э. Раскин. Написала "Записки" (отрывок опубликован в журн. "МЖ", 1962, No 9).

Левиновский Н. Я.

Николай Яковлевич (р. 14 XII 1944, Саратов) - сов. джазовый пианист, композитор и дирижёр. В 1974 окончил теоретико-композиторский ф-т Саратовской консерватории. С 1964 работал пианистом в эстрадных и джазовых ансамблях. С 1969 муз. рук., пианист и дирижёр джаз-оркестра Москонцерта, с 1972 рук. малого эстр. ансамбля там же, в 1974 - оркестра Всесоюзного радио и телевидения "Сов. песня", в 1975-78 муз. рук. и гл. дирижёр эстр.-симф. оркестра Азерб. ССР. В 1978 организовал джаз-ансамбль "Аллегро" (Москва, с того же года ого рук.), состоящий из музыкантов-виртуозов. Автор муз. произв., среди них "Неваляшки" (1969), "Звонили звоны" (1971). Л. одним из первых среди сов. джазовых композиторов претворил в своих произв. ладово-интонац. черты рус. нар. песни. Участник ряда джазовых фестивалей в СССР и за рубежом.

Литература: Баташев A., Русское Аллегро современного джаза, "МЖ", 1980, No 6.

Левитин Ю. А.

Юрий Абрамович (р. 15(28) XII 1912, Полтава) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1965). Чл. КПСС с 1947. В 1930-35 обучался в Ленингр. консерватории по классу фп. у С. И. Савшинского (до 1937 - у него же в аспирантуре), в 1942 окончил её по классу композиции у Д. Д. Шостаковича. Автор произв. разных муз. жанров, многие из к-рых посвящены совр. тематике, статей и рецензий по вопросам муз. иск-ва.

Сочинения: оперы - Монна Марианна (по М. Горькому, 1939), детская опера - Мойдодыр (по К. И. Чуковскому, пост. 1963), Персональный памятник (по С. В. Михалкову, 1965, Куйбышевский т-р оперы и балета); для хора и голосов с орк. - оратории - Священная война (1942), Реквием памяти павших героев (1946), Отчизна (1947), Огни над Волгой (1951; Гос. пр. СССР, 1952), Хиросима не должна повториться! (1967); кантаты - Гори (1949), Ленин жив (1960), Весёлые нищие (1962), Слуга - царице (1972), Разноцветные страницы (1973); для симф. орк. - симфония Юность (1948; 2-я ред. 1955), Праздничная увертюра (1944), симфониетты (1951, 1973), сюиты; концерты для инструментов с орк. - для фп. и струн. орк. (1944), двойной концерт для кларнета и фагота с орк. (1949), для фп. с орк. (1952), для гобоя со струн. орк. (1959), для валторны с симф. орк. (1959), лонцертино для влч. с орк. (1961), сюита для влч. и камерного орк. (1966); симфония для камерного орк. и меццо-сопрано (1962); Лёгкая музыка для камерного орк. (1968); Два причитания для сопрано и камерного орк. (сл. народные, 1970); 11 квартетов (1940, 1943, 1944, 1946, 1948, 1951, 1952, 1958, 1968, 1971, 1974); камерные ансамбли, в т.ч. трио для скр., влч. и фп. (1949); сонаты - для скр. и фп. (1956), для флейты и фп. (1958), для влч. и фп. (1959), для фагота и фп. (1969), для кларнета и арфы (1970); хор. циклы без сопровождения - В полях России (1972), Военные песни (1973), Зимние песни (1973); во к. циклы - сюиты - Моя Украина (1943), Мелодии (1944), В дня войны (1946), Алёнушка (1949), Письма из тюрьмы (1951); романсы на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Блока, Р. Бёрнса, сов. поэтов и др.; музыка к фильмам, песни, эстр. музыка.

M. M. Яковлев.

Левицкая А. З.

Левицкая А. З. (Левицька, наст. фам. - Кашко) Анастасия Зиновьевна (4(16) II 1898, с. Куликовка, близ Чернигова - 6 XI 1955, Харьков) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. УССР (1947). Чл. КПСС с 1942. В 1927 окончила Киевскую консерваторию по классу Е. А. Муравьёвой. С того же года солистка Киевского, с 1930 - Харьковского т-ров оперы и балета. Подвижный голос Л. отличался разнообразием тембровых красок. Партии: Одарка ("Запорожец за Дунаем"), Настя ("Тарас Бульба" Лысенко), Солоха ("Сорочинская ярмарка" Мусоргского), Любаша ("Царская невеста") Кармен, Амнерис, Далила, Аксинья; Старуха ("Севастопольцы" Коваля), Степанида ("Единой жизнью" Клебанова и Сандлера) и др. В 1950-55 преподавала в Харьковской консерватории.

Литература: Милославський К., Iвановський П., Штоль Г., Харкiвський дершавняй академiчний театр опери та балету iм. M. В. Лисенка, Кипв, 1965.

Левицкая П. С.

Левицкая П. С. (по мужу - Гирс) Полина (Прасковья) Сергеевна (13(25) V 1847 - г. смерти неизв.) - рус. певица (сопрано). Первые муз. уроки (пение и фп.) брала в Париже; впоследствии там же занималась у П. Ф. Вартеля. В 1871 окончила Петерб. консерваторию по классу Г. Ниссен-Саломан. Публичные конц. выступления начала в 1867. В 1869 с успехом дебютировала в лондонском т-ре "Друри-Лейн". В 1870 - в петерб. Мариинском т-ре, где работала (с перерывами) до 1889. Обладала не сильным, но свежим, чистым и гибким сопрано нежного тембра, ровным во всех регистрах. С виртуозным блеском и лёгкостью исполняла партии зап.-европ. репертуара: Маргарита Валуа ("Гугеноты"), Церлина ("Дон Жуан" и "Фра-Дьяволо"). Пела партию Гориславы ("Руслан и Людмила"). Некоторое время преподавала в Петерб. консерватории.

Литература: Гозенпуд A., Русский оперный театр XIX века. (1857-1872), Л., 1971, с. 174-76.

Левко В. Н.

Валентина Николаевна (р. 13 VIII 1926, Москва) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1969). В 1953 окончила Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных (класс альта), в 1962 - Моск. консерваторию по классу пения. В 1957-60 солистка Моск. муз. т-ра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, с 1960 - Большого т-ра. У Л. красивое, сочное и мягкое меццо-сопрано большого диапазона с густым контральтовым звучанием в нижнем регистре; высокая лроф. культура отличает её исполнит. иск-во. Партии: Ваня, Ратмир; Марфа ("Хованщина"), Графиня; Нежата и Любаша ("Садко" и "Царская невеста"), Кончаковна ("Князь Игорь"), Княгиня ("Русалка"), Куикли ("Фальстаф"), Ипполита ("Сон в летнюю ночь" Бриттена), Элен Безухова ("Война и мир"). В конц. репертуаре певицы произв. рус., сов. и заруб. композиторов, нар. песни, а также партии в ораториях и кантатах (в т.ч. И. С. Баха и Г. Ф. Генделя). Первая исполнительница сольной партии в Реквиеме Д. Б. Кабалевского (1963). С 1957 гастролирует за рубежом (Польша, ГДР, Финляндия, Чехословакия, Италия, Югославия, США, Болгария, Австралия, Канада, ФРГ, Великобритания, Франция, Австрия, Япония, Швеция, Бельгия и др.).

Литература: Тимохин В., Валентина Левко, "МЖ", 1963, No14; Осипова В., Валентина Левко, "СМ", 1968, No 5; Даттель Е., Вокальный вечер Валентины Левко, там же, 1972, No 11.

В. И. Зарубин.

Легар Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница