Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАБ"-"НАР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАБ"-"НАР")

Набат

Набат (от араб. наубат - барабанный бой) - старинная рус. военная литавра гигантских размеров. Н. укрепляли на дощатом помосте и перевозили на спец. санях, запряжённых четвёркой, или на четырёх рядом поставленных лошадях. По мембране били палками 8 набатчиков. Употребляли Н. перед сражением или штурмом крепости, извлекая громоподобные звуки, устрашавшие врага. В 16-17 вв. каждый воевода имел Н., и находившееся под его командованием войско наз. также набатом. При Петре I H. вышел из употребления.

К. А. Вертков.

Набоков Н.

Набоков Н. (Nabokov) Николай (р. 4 (17) IV 1903, Любча, ныне Гродненской обл.) - амер. композитор. По национальности русский. Учился композиции у В. И. Ребикова в Ялте и в консерваториях Штутгарта и Страсбурга; совершенствовался в Академии музыки в Берлине у Ф. Бузони (1920-23) и в Париже (в Сорбонне, 1924). Получил известность в 1928, написав ораторию-балет "Ода" (по оде Ломоносова "Вечернее размышление..."). С 1933 живёт в США. Преподавал в разл. амер. колледжах (1936-45), затем в консерватории Пибоди в Балтиморе (1943-45 и 1947-51). С 1952 работает в муз. отделе ЮНЕСКО в Париже. Консультант на мн. междунар. муз. фестивалях, рук. "Берлинских фестивальных дней" (1963-67), организатор "Парижских фестивалей музыки 20 века" (1952). В муз. языке нац. рус. начало сочетается с традициями франц. импрессионистов. Автор 2 опер, балетов, оратории, 3 симфоний, увертюры, концертов для разных инструментов с оркестром, соч. для голоса с оркестром, камерных ансамблей, фп. пьес. Интерес представляют его балеты, в т. ч. "Афродита" (1930), "Мирный союз" ("Union pacific", 1934), "Жизнь Полишинеля" ("La vie de Polichinelle", 1934), "Последний цветок" ("The last flower", 1941) и вок.-симф. циклы на стихи Б. Л. Пастернака и А. А. Ахматовой.

Литературные сочинения: Old friends and new music, Boston, 1951; Igor Stravinsky, Boston, 1964.

Литература: Ewen D. (ed.), Composers since 1900, N. Y., 1969.

С. Ю. Сигида.

Наварра А.

Наварра А. (Navarra) Андре (р. 13 X 1911, Биарриц) - франц. виолончелист и педагог. В 1925 окончил Тулузскую, в 1927 - Парижскую (занимался у Ж. Лёба) консерватории. На его формирование как музыканта значит. влияние оказали П. Касальс, Ж. Тибо, А. Корто и А. Онеггер. Дебютировал в 1931 в Париже. С 1937 концертирует во мн. странах Европы, Америки, Азии, неоднократно выступал в СССР (впервые в 1969). Игра Н. отличается артистизмом, романтич. взволнованностью, виртуозным мастерством. Разнообразный репертуар артиста включает произведения сов. композиторов - С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, Т. Н. Хренникова. 1-я пр. на Междунар. конкурсе виолончелистов в Вене (1937). С 1949 профессор Парижской консерватории, с 1967 преподаёт также в Муз. академии в Детмольде и в Высшей муз. школе в Вене. Был чл. жюри мн. междунар. конкурсов, в т.ч. им. П. И. Чайковского в Москве (1978).

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 4 - Зарубежное виолончельное искусство XIX-XX веков, М., 1978, с. 232-36.

Навасардян С. О.

Светлана Оганесовна (р. 29 X 1946, Алаверди) - сов. пианистка. Засл. арт. Арм. ССР (1977). В 1964-68 училась в Ереванской консерватории у В. В. Умр-Шата, в 1971 окончила Моск. консерваторию у Я. И. Зака, в 1973 - аспирантуру под его же руководством. С 1966 солистка Арм. филармонии. Игре Н. свойственны волевая целеустремлённость, глубина трактовок, артистичность. Лауреат междунар. конкурсов пианистов - им. Р. Шумана (Цвиккау, 1966, 2-я пр.), им. И. С. Баха (Лейпциг, 1968), им. бельг. королевы Елизаветы (Брюссель, 1972), в Сиднее (1977, 2-я пр.). Пр. Ленинского комсомола Армении (1970). Гастролирует за рубежом, выступала на междунар. муз. фестивалях в Братиславе, Варне, Эхтернахе (Люксембург), Париже. С 1974 преподаёт в Ереванской консерватории (с 1981 доцент).

Литература: Александров Д., С. Навасардян, "СМ", 1976, M 4; Саркисян С., На пути к зрелости, там же, 1977, No 9.

Навваб Мир Мохсун Г. С. А. К.

Гаджи Сеид Ахмед Карабаги, Мохсин Шушинский (1833, г. Шуша - 1918, там же) - азерб. теоретик музыки, художник, поэт. Первоначальное образование получил в медресе, где изучал араб., перс. и тур. языки. В дальнейшем самостоятельно приобрёл обширные познания в области философии, права, истории, лит-ры. Просветительская деятельность H. M. M. способствовала развитию азерб. культуры. Ему принадлежит первый изданный в Азербайджане труд об азерб. классич. музыке устной традиции - "Вузух уль-аргам" ("Прояснение чисел", 1913). Создавая эту работу, H. M. M. опирался на исследования выдающихся философов и музыкантов ср.-век. мусульманского Востока (аль-Фараби, Ибн Сина, Сафи-ад-дин, Мараги) и античности (Платон, Аристотель). В труде Н. М. М. содержатся разл. предания о происхождении музыки, высказывания о муз. эстетике, проблемах исполнительства, эмоциональном воздействии музыки на слушателя, её целебных свойствах. Наибольший интерес представляет раздел, посв. мугамам. Основываясь на муз.-исполнит. практике Шуши кон. 19 - нач. 20 вв. и придерживаясь классич. канонов азерб. музыки, Н. М. М. объединил мугамы в своеобразную систему; эта система изображена в 5 приложенных к книге таблицах, где он даёт собств. классификацию мугамов.

Литература: Касимзаде Ф., Очерки по истории азербайджанской литературы XIX в., Баку, 1962; Бадалбейли A., Толковый монографический музыкальный словарь, Баку, 1969 (на азерб. яз.); Шушинский Ф., Шуша, Баку, 1968.

Н. С. Мирзоева.

Навратил К.

Навратил К. (Navratil) Карел (24 IV 1867, Прага - 23 XII 1936, там же) - чеш. композитор. Учился игре на скрипке у Ф. Ондржичека и муз. теории у Г. Адлера. В 1900-16 муз. обозреватель в Вене, с 1917 преподаватель музыки в Праге. Н. принадлежат оперы "Герман и Доротея" и "Саламбо" (обе не пост.); 2 симфонии, 5 симф. поэм, в т. ч. "Ян Гус", "Жижка", "Белая гора" ("Bнlб hora") на патриотич. темы из чеш. истории; концерты - для фп., для скрипки; камерно-инстр. ансамбли, фп. пьесы, хоры, песни. Мн. муз. произв. Н. остались в рукописях.

М. Скалицка.

Нагара

Нагара - общее наименование азерб. барабанов. В зависимости от размеров существуют кьос Н., бала Н. (или чюре Н.) и кичик Н., т. е. большой, средний и малый барабаны. Все разновидности инструмента имеют широкую обечайку, затянутую с обеих сторон кожаными мембранами, по к-рым ударяют пальцами и палочками с шаровидными или крючкообразно загнутыми концами. Употребляют Н. в качестве ритмич. инструмента в разл. ансамблях, особенно с зурнами; в ансамбле с баламанами (балабанами), обладающими нежным звучанием, применяют малые Н. Игра на Н. отличается большим ритмич. и динамич. разнообразием.

К. А. Вертков.

Нагора

Нагора - ударный муз. инструмент: узб.-тадж. и арм. парные керамич. литавры в виде небольших глиняных горшков, затянутых сверху кожаной мембраной. Звуки извлекают двумя точёными палочками: на бульшем горшке - низкие, на меньшем - высокие (точной настройки инструмент не имеет). Перед игрой Н. подогревают на солнце или огне, отчего мембраны натягиваются сильнее и звук их становится звонким. Н. - ритмич. ансамблевый инструмент. Широко распространён в Узбекистане и Таджикистане (типичным ансамблем здесь является сурнай, карнай и Н.). В Армении встречается реже (применяется со струнными инструментами). Н. иногда наз. груз. диплипито.

К. А. Вертков.

Нагорного Карабаха музыка

Муз. иск-во Нагорно-Карабахской АО, составляющее часть муз. культуры Азербайджана, ярко и самобытно. Оно прошло многовековой путь развития и создало прочно установившиеся традиции, идентичные всей азерб. музыке. Важнейшей областью этого иск-ва являются "классические" мугамы. Нар. песни, все виды нар. танцев, а также теснифы (строфическая песня) и рянги (инстр. музыка) составляют музыку с чётко выраженным размером. Хранителями нар. муз. традиций являются сазандари и ханенде (проф. певцы и исполнители мугамов), ашуги и мютруби, большинство из них в прошлом выходцы из сёл Гюлаблы, Дашалты, Хыдзорсек. Наиболее развитые жанры Н. К. м. - народные песни (культовые, обрядовые, любовно-лирические и др.), ашугские дастаны и танцы, многообразные по своему характеру и ритму. Нар. муз. инструменты, происхождение к-рых уходит в глубокую древность, разделяются на струнно-щипковые (тар, саз), струнно-смычковые (кеманча), духовые (баламан, зурна, тютек), ударные (литавры, барабаны, бубны). Велика роль музыки в быту: нар. торжества и празднества, свадьбы неизменно проходят с участием музыкантов, ашугов, танцоров, хор. коллективов. Особенно торжественно отмечался день 6 августа "Вардавар", в честь богини Афродиты. С присоединением Азербайджана к России выросло экономич. значение области, в частности города Шуши, как административного и культурного центра, к-рый называют "консерваторией" всего Закавказья. Под влиянием рус. культуры активизировалась муз. деятельность; возникли поэтич. "Кружок дружбы" ("Меджлиси юнс"), "Общество музыкантов", "Т-р Хандамирова". муз.-певческие кружки, ученические хоры и оркестры, коллективы сазандаров, зурначей и ашугов и др. Во 2-й пол. 19 в. устраивались публич. концерты оркестра нар. инструментов. В городах России гастролировали известные нагорно-карабахские музыканты - Гаджи Гуси, А. Ярамышев и Садыхджан (Садых Асад оглы), Г. Меликов и др. В 1897 в Шуше показан первый в Азербайджане муз. спектакль "Меджнун на могиле Лейлы", в нач. 20 в. здесь ставились нац. оперы, устраивались концерты выдающихся певцов и музыкантов Л. Гараханова, Д. Карядгы, К. Примова, С. Тарханова, М. М. Фарзалиева, И. Абдуллаева и др.

В 1958 организован ансамбль песни и танца. Большое внимание уделяется муз. и художеств. воспитанию детей. Работают муз. школы в городах Шуша (с 1931), Степанакерт (с 1938), Мардакерт (с 1961), Гадрут (с 1970), Мартуни (с 1973). В Степанакерте с 1961 существует муз. уч-ще (с отделением в Агдаме). Широко развита художеств. самодеятельность, из к-рой выросло немало проф. композиторов, певцов и исполнителей.

Литература: Гаджибеков Уз., Основы азербайджанской народной музыки, Баку, 1945; 40 лет Нагорно-Карабахской автономной области, Баку, 1963.

К. Касымов.

"Надгробие"

"Надгробие" - гробница, томбо (франц. tombeau),- инстр. пьеса скорбного и торжеств. характера, посв. памяти умершего. Получила распространение во Франции в 16-17 вв. "Н." создавались для лютни, клавесина, реже для др. инструментов (гамба, скрипка и т. п.); обычно они писались в виде паваны или аллеманды и посвящались памяти знатных лиц или артистов. В числе авторов "Н." - Э. Готье, Д. Готье ("Н. г-на Ленкло", ок. 1650), Л. Куперен, Ж. А. д'Англебер, М. Маре, Ф. А. Лемьер, И. Я. Фробергер и др. В 18 в. своеобразные "Н." в виде сонат для скрипки и баса написали Ж. М. Леклер и П. Локателли. "Н." родственны франц. plainte (букв. - жалоба; образцы у Фробергера, Ф. Куперена), англ. tears и итал. lamento (букв. - жалоба, жалобная песнь). В 20 в. жанр "Н." во Франции вновь возродился к жизни (использовалось также назв. "Приношение..." - "Hommage а..."); возникла традиция посвящать "Н." памяти выдающихся композиторов, причём воспроизводились черты их стиля. "Н." созданы К. Дебюсси ("Приношение Рамо" из фп. цикла "Образы", 1905, "Приношение Гайдну" для фп., 1909), М. Равелем ("Гробница Куперена" - "Le tombeau de Couperin", в память о погибших во время 1-й мировой войны друзьях - для фп., 1917; орк. редакция 1919). В 1920 вышел спец. номер франц. журн. "Revue musicale", озаглавленный "Tombeau de Debussy", в к-рый вошли муз. пьесы П. Дюка, А. Русселя, Ф. Шмитта, М. Равеля, Э. Сати, Дж. Ф. Малипьеро, Ю. Гуссенса, Б. Бартока, И. Ф. Стравинского и М. де Фалья. Образец "Н." в сов. музыке - "Симфонический монумент памяти В. И. Ленина" Гнесина (1925). См. также Эпитафия.

Литература: Вrеnеt M., Les tombeaux en musique, "RM", 1903, v. 3; Van den Borren Ch., Esquisse d'une histoire des "Tombeaux" musicaux, "StMw", 1962, Bd 25, S. 56-87.

Надеждин Б. Б.

Борис Борисович (21 IV (4. V) 1905, Смоленск - 7 III 1961, Ташкент) - сов. композитор и педагог. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1950). Окончил Ярославский муз. техникум, Муз. техникум им. Гнесиных (1929), в 1937 - Моск. консерваторию по классу композиции у Г. И. Литинского. С кон. 30-х гг. творч. жизнь Н. была связана с муз. иск-вом Узбекистана. Им созданы соч. в разл. жанрах. Наиболее значит. произв. написаны для детей - сб. пьес-миниатюр для фп. ("Шесть детских пьес", "Три узбекские пьесы для фортепьяно", "Песни для маленьких детей" и др.), а также симф. сюита "Детям" (1961). Они отличаются простотой, изяществом и вкусом, опираются преим. на интонац. строй узб. мелоса и являются основой репертуара для учащихся нац. муз. школ. С 1937 преподавал (с 1945 доцент) в Ташкентской консерватории (класс композиции). Среди учеников Н. - С. Бабаев, X. Изамов, Г. Кадыров, А. Мухамедов, X. Рахимов и др.

Сочинения: муз. драмы - Месть (Касос, 1941, Узб. т-р им. Мукими), Фархад и Ширин (1947, Т-р им. Ташсовета) - обе совм. с Ю. Раджаби; Века (Асрлар, совм. с Т. Джалиловым, 1948, т-р Мукими); для солистов, хора и орк. - поэма Мечта (1941); для орк. - симфония (1934-35), симфониетта (1949); симф. поэма Сегох (1949); для орк. узб. нар. инструментов - сюита (1939), поэма Памяти В. И. Ленина (1939), обр. мелодий Хамзы (1942); произв. для фп. (в т. ч. Альбомы детских пьес); хоры и др.

Н. С. Янов-Яновская.

Надененко Ф. Н.

Фёдор Николаевич (13 (26) II 1902, Льгов, ныне Курской обл. - 2 XII 1963, Киев) - сов. композитор и муз. редактор. В 1914 окончил Киевскую муз.-драм. школу им. Н. В. Лысенко по классу фп., в 1921 Киевскую консерваторию по классу фп. и композиции Б. Л. Яворского, в 1924 историко-филологич. ф-т Киевского ун-та. Был гл. концертмейстером и гл. хормейстером в оперных т-рах Киева (1926-35), Ленинграда (1935-37), худ. рук. Киевской филармонии (1938-40), Капеллы бандуристов УССР (1947-49). Св. 40 лет работал в издательствах ("Мистецтво" и др.), редактор мн. произв. укр. муз. классики (в т. ч. 8 томов собр. соч. Н. В. Лысенко). В своём муз. творчестве Н. особое внимание уделял вок. музыке; один из видных мастеров укр. романса.

Сочинения: для фп. (ок. 80), в т. ч. Поэма (1953), Танц. сюита (1959), Акварели (10 пьес, 1961); для хора и орк. бандур - кантата (1948); хоры - 2 оды Ленину (а сарреllа, на сл. В. М. Саянова и М. Ф. Рыльского, 1952), циклы на сл. укр., рус. и сов. поэтов - Героика труда (Героїка праці, 1937), Моя Родина (Моя Батьківщина, 1950); для голоса с орк. - Корейская сюита (на сл. кор. поэтов, 1950); для голоса с фп. - романсы (св. 100) на сл. Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, Леси Украинки, А. С. Пушкина (в т. ч. Прощание), М. Ю. Лермонтова (Без вас хочу сказать), Р. Тагора, М. Ф. Рыльского, вок. дуэты, трио, квартеты, песни, обр. нар. песен.

Надерман Ф. Ж.

Надерман Ф. Ж. (Naderman) Франсуа Жозеф (1781 (по уточн. данным), Париж - 2 IV 1835, там же) - франц. арфист, композитор, инстр. мастер. Род. в семье видного мастера, владельца фабрики арф в Париже Жана Анри Н. Игре на арфе учился в Париже у чеш. арфиста и композитора Я. В. Крумпхольца, композиции у В. Ф. Девиня. Уже в молодости завоевал известность как выдающийся исполнитель на арфе. В 1798 с большим успехом гастролировал в Вене, Монако, мн. городах Германии. После смерти отца возглавил вместе с братом - Анри Н. (1782 - после 1835) фабрику арф. Инструменты, выпускавшиеся фирмой "Братья Н.", строились по конструкции Хохбруккера (крючковые, с педалями одинарного действия), отличались тщательностью выполнения, хорошими акустич. качествами, красивой внешней отделкой; новшеством являлась восьмая педаль (введена по предложению Крумпхольца), включающая "лютневый регистр" (демпфер). В 1816-30 придв. арфист. С 1825 вёл класс арфы в Парижской консерватории. Среди его учеников - Н. Ш. Бокса. Н. - родоначальник педагогич. арфовой лит-ры. Крупнейший методич. труд - капитальная "Школа для арфы" в 5 частях ("Йcole ou Methode raisonnйe pour la harpe", P., s. a.), предназначенная для арфы с одинарным движением педалей, хотя ко времени его публикации уже была известна арфа с двойным движением педалей, построенная С. Эраром. Автор многочисл. произв. для арфы (концерты, камерные ансамбли для разл. составов, сонаты, сонатины, арии, фантазии и др.).

Литература: Поломаренко И., Арфа в прошлом и настоящем, M.-Л., 1939; Сонаты, вариации и фантазии для арфы (арфовая классика). Сб., вып. 1, М., 1964 (вступит. ст. В. Б. Доброхотовой и Б. В. Доброхотова); Sсimесa M. G., L'arpa nella storia, Bari, 1938.

Б. В. Доброхотов.

Назайкинский Е. В.

Евгений Владимирович (р. 12 VIII 1926, с. Новая Малыкла Ульяновской обл.) - сов. музыковед и педагог. Доктор искусствоведения (1972). Окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных (1955) и аспирантуру при нём у С. С. Скребкова (1958). С 1962 преподаватель Моск. консерватории (с 1974 зав. кафедрой теории музыки, с 1976 профессор). Осн. направления науч. исследований - муз. психология и муз. аксиология, восприятие музыки, логика муз. композиции, проблемы муз. формы. Среди учеников - Е. И. Чигарёва, Т. Ю. Чернова, В. П. Фомин, А. С. Соколов.

Сочинения: О музыкальном темпе, М., 1965; Речевой опыт и музыкальное восприятие музыки, в сб.: Эстетические очерки, вып. 2, М., 1967; Предпосылки эстетических оценок в курсе гармонии, в сб.: Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 6, М., 1967 (совм. с Ю. Н. Рагсом); О психологии музыкального восприятия, М., 1972; Искусство и наука в деятельности музыковеда, в сб.: Музыкальное искусство и наука, вып. 2, М., 1973; Оценочная деятельность при восприятии музыки, в сб.: Восприятие музыки, М., 1980.

Назаров Н. В.

Николай Владимирович (13 (25) X 1885, Владимир-на-Клязьме - 4 II 1942, Москва) - сов. гобоист. Засл. арт. РСФСР (1933). В 1910 окончил Моск. консерваторию (по классу гобоя). С 1923 артист Персимфанса, с 1937 - Гос. симф. оркестра СССР, участник квартета духовых инструментов Всесоюзного радио. В 1940-41 проф. Моск. консерватории. Автор "Школы для гобоя", ч. 1-2, M.-Л., 1939-41 (2 изд., М., 1955, и 3 изд., М., 1959, под ред. Л. Славинского).

Назаров Н. М.

Николай Михайлович (р. 26 IV (9 V) 1908, станица Филипповская, Область войска Донского) - сов. военный дирижёр, нар. арт. РСФСР (1973), генерал-майор (1962). Чл. КПСС с 1940. В 1939 окончил Военный ф-т Московской консерватории по классу дирижирования А. П. Чугунова, по служебно-строевому репертуару у С. А. Чернецкого, в 1943 Воен. Академию им. Фрунзе. С 1925 музыкант большого духового оркестра Упр. милиции. Дирижёрскую деятельность начал в 1939 - рук. в Риге и Москве образцовыми и показат. военными оркестрами, с 1950 возглавлял военные оркестры Сев.-Кавк., затем Ленингр. военных округов, с 1956 - нач. Моск. Суворовского военно-муз. уч-ща, в 1958-76 нач. военно-оркестровой службы Мин-ва обороны СССР. Гл. военный дирижёр, гл. дирижёр сводного оркестра Моск. гарнизона, худ. рук. Первого показательного оркестра Мин-ва обороны СССР, председатель худ.-репертуарного Совета военно-оркестровой службы Мин-ва обороны СССР. Участник Великой Отеч. войны, пом. нач. оперативного отд. 7-й стрелковой дивизии, зам. командира 23-го воздушно-десантного полка и 26-го Гвардейского стрелкового полка. После окончания войны концертировал с Первым показат. оркестром Мин-ва обороны СССР и др. Н. - один из инициаторов, организаторов и художеств. рук. праздников и фестивалей военно-патриотич. музыки. Муз. руководитель и дирижёр военных оркестров, принимающих участие в муз. оформлении Всесоюзных спартакиад народов СССР, Вооружённых сил и дружественных армий социалистич. стран. Гастролировал в Чехословакии (1960) и Франции (1972, 1973).

В 60-е и 70-е гг. дирижировал концертами в Берлине, в к-рых участвовали военные оркестры социалистич. стран (ГДР, ЧССР, ПНР и оркестр штаба Группы сов. войск в Германии); награждён Большой Золотой медалью и дипломами. Н. - первый исполнитель мн. произв. сов. композиторов для духового оркестра, выступал на радио и телевидении. Значит. место в репертуаре дирижёра занимает классич. музыка, оригинальные соч. для духового оркестра, особенно на военно-патриотич. тематику.

Литература: Очерки по истории советской военной музыки. М., 1975.

Назирова Э. М. Р.

Эльмира Мирза Рза кызы (р. 30 XI 1928, Баку) - сов. композитор и пианистка. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1964). Окончила Азерб. консерваторию (в 1950 по классу фп. у Г. Г. Шароева, в 1954 по классу композиции у Б. И. Зейдмана). С 1951 преподаёт в Азерб. консерватории (класс фп,). В творчестве Н. (гл. обр. в фп. произв.) нац.-своеобразные черты азерб. муз. иск-ва сочетаются с претворением традиций рус. фп. музыки (С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин).

Сочинения: для орк. - увертюра (1953); для фп. с орк. - концерт (1954), Концерт на араб. нар. темы (1957, совм. с Ф. Амировым); для фп. - 12 прелюдий (1944), сонатина (1954), Азерб. нар. песни (3 тетр. - 1955, 1962, 1963), Соната-поэма (1968-69); для влч. с фп. - Романс (1940), соната (1952).

В. Леечкис.

Наигрыш

Наигрыш - народная инструментальная мелодия, порой и мелодия с сопровождением (Н. гармоники). Термин "Н." обычно применяется к танц., плясовым мелодиям.

Най

Най - нэй, - духовой муз. инструмент.

1) Арабо-иранская продольная флейта из латуни, меди или чёрного дерева с 6-8 игровыми отверстиями.

2) Узб. и тадж. поперечная флейта с 6 игровыми отверстиями. Звукоряд диатонический; с помощью аппликатурных комбинаций и частичного прикрывания отверстий получают и хроматически изменённые звуки. По виду материала различают агач-Н. (деревянный), гарау-Н. (бамбуковый), мис-Н. (жестяной), брингджи-Н. (латунный). Агач-Н. и гарау-Н. имеют дополнительное, заклеенное бумагой отверстие (расположено близ отверстия для вдувания), к-рое придаёт звуку особый, "мембранный" тембр. На Н. можно исполнять технически подвижные пьесы. Один из самых распространённых инструментов Узбекистана и Таджикистана. Употребляется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

3) Молд. и рум. многоствольная флейта. Состоит из 8-24 деревянных трубок разной длины, укреплённых в дугообразной кожаной обойме. Каждая трубка издаёт один свистящий звук, высота к-рого зависит от размера трубки. Звукоряд диатонический.

Литература: Беляев В., Музыкальные инструменты Узбекистана (с нотными примерами), М., 1933; Беров Л. С., Молдавские народные музыкальные инструменты, Киш., 1964; Tibеriu A., Instrumentele muzicale ale poporului romоn, Buc., 1956.

Н. А. Лисова.

Найдёнов А. Я.

Асен Яков (р. 12 IX 1899, Варна) - болг. дирижёр. Нар. арт. НРБ (1952). Герой Социалистич. Труда. Чл. Болг. коммунистич. партии с 1946. Учился у Й. Маркса (теория музыки и композиции) в Вене (1920), у И. Тренера и С. Креля (композиция, теория, контрапункт) и Р. Тейхмюллера (фп.) в консерватории в Лейпциге (1921-23). Одноврем. брал уроки дирижирования у Хохкофлера. Совершенствовался у Б. Паумгартнера и Б. Вальтера в Зальцбурге (1930). С 1923 дирижёр Софийской нар. оперы, где в 1931 пост. оперу "Дон Паскуале" Доницетти. В 1933 основал хор "Родина" (руководил до 1937). В 1940-62 гл. дирижёр Софийской нар. оперы, где наряду с совр. болг. и зап.-европ. классич. операми пост. ряд рус. и сов. произв. Гастролировал во мн. странах Европы; в Гос. опере в Берлине пост. "Хованщину" (1958). Работал в СССР, участвовал в пост. ряда опер в Малом т-ре оперы и балета в Ленинграде ("Отелло", "Принцесса Турандот" Пуччини, "Ромео, Джульетта и тьма" К. В. Молчанова, 1962-63), в Большом т-ре СССР ("Дон Карлос" и "Риголетто", обе в 1963), дирижировал операми "Борис Годунов", "Летучий Голландец", "Аида", "Пиковая дама" и др. С наибольшим успехом исполняет оперы В. А. Моцарта, Дж. Верди, Р. Вагнера, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, а также болг. композиторов - Н. Князева, П. Владигерова, Л. Пипкова, П. Хаджиева и М. Големинова (также его балеты), балеты Ф. Кутева и др. Выступает и как симф. дирижёр с произв. классич., романтич. и совр. зап.-европ. и советских композиторов. Для исполнительской манеры Н. характерны тонкое чувство стиля, строгость художеств. концепций, ансамблевое мастерство. Димитровская пр. 1-й степени (1950, 1952, 1959).

Литература: Козловский И., Разговор с друзьями, "Театр", 1954, No 3, с. 103-17; Современные дирижеры, составители Григорьев Л., Платек Я., М., 1969; 50 години Народна опера. (Юбилеен сборник), София, 1959; Разбойников Ст., Доайен на оперния пулт, "Българска музика", 1969, No 9.

А. Абаджиев.

Найо Н. Ц.

Найо Н. Ц. (Nayo) Николас Цинцендорф (р. 4 IV 1922, Байк-Буэм, область Вольта) - ганский композитор. Учился в пресвитерианском колледже в Акропонге (1938-41), теологич. семинарии (1942), колледже Ачимоты (Аккра, 1949-51), "Тринити-колледже" в Лондоне (1956-57), на музыковедч. ф-те Ганского ун-та (1962-64), в Бостонском ун-те (1968-70). Преподавал в школах и колледжах ряда городов Ганы, с 1964 лектор в Школе музыки и драмы Ганского ун-та в Лигоне, с 1973 рук. Нац. академии музыки в Виннебе. Среди соч. Н. - произв. для хора с оркестром, для оркестра, 12 песен для хора, 6 песен для голоса с фп., пьесы для скрипки и фп., виолончели и фп., струнное трио. Стремится к синтезу традиц. музыки Ганы и современных средств муз. выразительности. Нек-рые произв. Н. исполнялись за пределами Ганы (во время его поездок по Вост. Европе, 1965). Автор теоретич. трудов "Несколько советов африканским композиторам" ("Some suggestions for African composers", 1960), "Мелодия и гармония в африканской музыке" ("Melody and harmony in African music", 1966) и др. Ведёт активную обществ. деятельность, чл. Исполнительного комитета Муз. об-ва Ганы.

Дж. К. Михайлов.

Найссоо У.

Уно (р. 25 III 1928, Вильянди) - сов. композитор и педагог. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1965). В 1952 окончил Таллинскую консерваторию по классу композиции у X. Эллера. С этого же года преподаватель теоретич. дисциплин в Таллинском муз. уч-ще. В произв. Н., уделяющего особое внимание джазу, своеобразно сочетаются элементы джазовой и эст. нар. музыки. Автор методич. руководств для дирижёров эстр. оркестров, в т. ч. "Джазовая гармония и оркестровка" (1969).

Сочинения: симф. поэма Дочь Сааремаа (Saaremaa tьtar, 1952), Концерты для кларнета (1955) и аккордеона (1961) с орк.; струн. квартет (1950), инстр. пьесы; Концертино для фп. с эстр. орк. (1954); для джаза - 7 сюит, концерт-фантазия Метрономия (Metronomia, 1960), св. 150 эстр. и массовых песен, романсов.

Литературные сочинения: предисл., в кн.: Metoodiline juhend abiks estraadiorkestri juhile, Tallin, 1958; Harmoonia alused, Tallin, 1961; Dzдssilik harmoonia ja orkestratsioon, Tallin, 1969.

X. Таук.

Накашидзе М. Н.

Мери Назарьевна (р. 1 (14) IV 1914, Сигнахи, Грузия) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. Груз. ССР (1955). В 1935 окончила Тбилисскую консерваторию у О. А. Бахуташвили-Шульгиной, с того же года (до 1963) солистка Груз. т-ра оперы и балета. Среди партий - Марфа ("Царская невеста"), Розина, Виолетта, Джильда, Лакме; Mapo, Латавра ("Даиси", "Латавра" Палиашвили), Кето ("Кето и Котэ" Долидзе), Соловей ("Свадьба соек" Андриашвили, партия написана специально для Н.). Выступает в концертах, с успехом исполняет сольную партию в концерте для голоса с оркестром Глиэра. 1-я пр. на Закавказском конкурсе за лучшее исполнение произв. сов. композиторов (1951). Гастролировала за рубежом. В 1974 вышел фильм "Поёт Мери Накашидзе".

Литература: Мери Накашидзе, Тб., 1958 (буклет).

Наклонение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Накры

Накры - рус. ударный муз. инструмент; керамич. литавры типа узб.-тадж. нагоры, азерб. гошо-нагоры и груз. диплипито. Н. употреблялись на Руси в 16-17 вв., гл. обр. в придворном музицировании. На рубеже 19-20 вв. В. В. Андреев предпринимал попытки реконструировать Н. и вводить их в оркестр рус. нар. инструментов.

Н. А. Лисова.

Налбандян И. Р.

Иоаннес Романович (Ованес Аракелович) (15 (27) IX 1871, Симферополь - 23 II 1942, Ташкент) - сов. скрипач, педагог. Засл. арт. РСФСР (1926). В 1894 окончил Петерб. консерваторию по классу скрипки Л. С. Ауэра, в 1895 стажировался у Й. Иоахима в Высшей школе музыки (Берлин). С успехом концертировал в России и за границей. Активный пропагандист совр. рус. и сов. музыки, первый исполнитель Концерта для скрипки и оркестра С. М. Ляпунова, "Латышской фантазии" Я. Витола (посв. Н.), сонаты для скр. с фп. Л. В. Николаева. В его репертуаре также концерты И. С. Баха, Л. Бетховена, В. А. Моцарта, Ф. Мендельсона, Н. Паганини, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, А. Вьётана, Ю. Конюса и др. Вёл муз.-обществ. работу. Автор скрипич. пьес - "Меланхолия", "Восточное" (на тему А. А. Спендиарова). В 1895-1942 преподавал в Петерб. (Ленингр.) консерватории, руководил классом квартета (с 1908 профессор). Ученики - И. А. Лукашевский, Е. М. Хайт, Г. С. Сарабян, А. Пранг и др.

Литература: Геворкян Г. A., И. Налбандян, Ер., 1962 (на арм. яз.); Из истории армяно-русских муз. связей, сост. Григорян К., Ер., 1971.

С. К. Саркисян.

Налимов С. И.

Семён Иванович (1858, Вильгородская волость Устьсысольского у. Тверской губ. - 22 VIII 1916, с. Марьино Божецкого у. Тверской губ.) - рус. инструментальный мастер. По профессии краснодеревщик. Работал при Великорусском оркестре В. В. Андреева, в специально для него оборудованной мастерской в имении Андреева (с. Марьино). Достиг высокого совершенства в изготовлении балалаек, заслужив при жизни славу "балалаечного Страдивари". Великорусский оркестр играл исключительно на инструментах работы Н. Его балалайки, а также домбры обладали редким по красоте тембра звуком и отличались художеств. тонкостью отделки. Они были отмечены медалями на Всемирной выставке в Париже (1900) и на Первой всероссийской выставке музыкальных инструментов в Петербурге (1906-07). Всего Н. было изготовлено св. 250 инструментов, к-рые в наст. время являются большой редкостью. Н. усовершенствовал нар. звончатые гусли, сконструировав и сделав для них спец. валик-звукоповышатель, последовательные повороты к-рого на определённое число градусов давали возможность играть без перестройки гуслей в 6 тональностях (эти гусли были введены в Великорусский оркестр в 1913), а также изготовил механику улучшенной конструкции для клавишных гуслей.

Литература: Илюхин A., Методический материал к курсу истории исполнительства на русских народных музыкальных инструментах, вып. 2, М., 1971.

И. М. Ямпольский.

Нанино

Нанино (Nanino, Nanini) - итал. композиторы, братья. Представители римской школы. Джованни Мария Н. (ок. 1544-1545, Тиволи - 11 III 1607, Рим). Был певцом (тенор) собора в Валлерано, затем учился у Палестрины в Риме. С 1571 капельмейстер церкви Санта-Мария Маджоре, в 1575-77 - Сан-Луиджи деи Франчези. С 1577 певец, с 1604 капельмейстер Сикстинской капеллы. Ок. 1580 основал школу, среди учеников к-рой были его брат Дж. Б. Нанино, Г. Аллегри, А. Брунелли, П. Ф. Валентини, А. Чифра и др. Мастер контрапункта, последователь Палестрины, он написал 5-гол. мадригалы (3 сб. - 1579, 1581, 1586), 3-5-гол. мотеты (сб., 1586), 3-гол. канцонеты (сб., 1593), 8-гол. псалмы (в сб. "Псалмы для 8 голосов различных авторов" - "Salmi a 8 voices diversi", 1614), 157 контрапунктов и канонов (2-8- и 11-голосные, сохранились в рукописи).

Джованни Бернардино Н. (ок. 1560, Валлерано, близ Витербо - 1623, Рим). Учился в школе брата в Риме, в к-рой впоследствии преподавал. С 1577 капельмейстер церкви Санта-Мария деи Монти, с 1591 - Сан-Луиджи деи Франчези, с 1608 - Сан-Лоренцо ин Дамазо. Автор многочисл. духовных произв., в т.ч. мотетов a cappella и в сопровождении органа (4 сб-ка - 1608, 1611, 1612, 1618), 4-8-гол. псалмов в сопровождении органа (1620), 5-гол. мадригалов (3 сб. - 1588, 1599, 1612). Одним из первых среди композиторов римской школы соединил принципы вок. полифонии и генерал-баса.

Братья Н. составили теоретич. трактат "Правила контрапункта" ("Regole di contrapunto"; сохранился в рукописи).

Нанни Э.

Нанни Э. (Nanny) Эдуар (24 III 1872, Сен-Жерменан-Ле - 12 X 1942, Париж) - франц. контрабасист, композитор и педагог. Учился в Парижской консерватории. В 1920-40 преподавал там же. Работал в разл. оркестрах, в т.ч. "Концерты Ламурё", т-ра "Опера комик". Концертировал как солист во мн. странах Европы. Ему принадлежат сб. "60 этюдов" для контрабаса, а также "Методика игры на контрабасе" ("Mйthode de contrabasse", pt. 1-2).

Нао

1) Древнекит. самозвучащий ударный муз. инструмент. Имеет форму эллиптич. чаши (обычно медной) с патрубком, отходящим от дна. В патрубок вставлялась деревянная рукоятка, за к-рую держали инструмент. Звук извлекался посредством удара. И. применялся до н. э. в войсках для подачи сигнала о прекращении барабанного боя. Иногда бывал больших размеров и устанавливался на конных повозках.

2) Н., наоба, ба, ча - кит. муз. инструмент, род орк. металлич. тарелок. Диаметр 170-350 мм, иногда 500 мм.

С. Я. Левин.

Напев

Напев - мелодия, предназначенная для вокального исполнения, порой и инструментальная. Чаще всего термин "Н." применяется по отношению к мелодиям нар. песен.

Направник Э. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нарайн Р.

Рам, Рамнарайн (p. 1927, Удайпур) - инд. исполнитель на саранги в классич. стиле (традиция хиндустани). Род. в семье потомственных музыкантов, многие из к-рых выступали при дворе правителей Раджастхана. Учился у Абдул Вахид Хана. Выступать начал с 14 лет, вначале в качестве аккомпаниатора видным певцам, позднее - как солист (чем способствовал утверждению саранги в качестве сольного инструмента). Гастролировал в странах Зап. Европы; в 1968 преподавал в ун-те Уэсли в Мидлтауне и в Милском колледже (Окленд, США).

Нараяна Менон Й. К.

Нараяна Менон Й. К. (Narayana Menon) Йатакке Курупат (р. 27 VI 1911, Нью-Дели) - индийский муз.-обществ. деятель и исполнитель на вине. В нач. 1950-х гг. директор Всеиндийского радио. Инициатор создания нац. ансамбля "Вадья вринда" (11 участников), сыгравшего важную роль в сохранении и популяризации индийской классич. музыки. Гастролировал как исполнитель на вине и лектор в странах Европы. H. M. - один из ведущих деятелей Междунар. муз. совета при ЮНЕСКО. Крупнейший знаток классич. инд. музыки, специализировался в области сравнит. музыковедения. Опубликовал также ряд работ по совр. инд. музыке, в т. ч. "Индийская музыка сегодня" (рус. пер. в сб. "Музыка народов Азии и Африки", 1969).

Дж. К. Михайлов.

Нараянсвами П. К. В.

Палгхат К. В. (р. 1923) - инд. певец классич. стиля (карнатская традиция). Происходит из семьи потомственных музыкантов из Палгхата (Керала). Учился у Арьякуди Рамануджи Айенгара. В 1965 выступал в Лондоне на Междунар. фестивале иск-в стран Содружества наций и на Эдинбургском фестивале, с 1970-х гг.- в разл. странах Зап. Европы и в США. Отличается мастерским исполнением крити (песни восхваления) Тьягараджи, С. Тирунала, Р. С. Айенгара на санскрите, телугу и тамили. С 1962 преподаёт пение в Центр. колледже карнатской музыки в Мадрасе (в 1965-67 преподавал в ун-те Уэсли в Мидлтауне, США).

Нарваэс Л.

Нарваэс Л. (Narvaez) Луис де (до 1500, Гранада - г. смерти неизв.) - испан. композитор и виртуоз-исполнитель на виуэле. Среди многочисл. соч. Н. для виуэлы (изданы в сб. "Los seys libros del Delphin de mъsica de cifras para taсer vihuela", 1538): танц. пьесы, фантазии, вариации ("диференсиас"), в т. ч. 22 вариации на тему романса "Конде Кларос", 7 вариаций на тему песни "Стерегите коров", обработки популярных романсов, вильянсикос для голоса в сопровождении виуэлы. Н. принадлежат переложения для виуэлы соло произв. Жоскена Депре и др. крупнейших композиторов его времени. Н. внёс значит. вклад в развитие виртуозного инстр. стиля, особенно в иск-во вариационной разработки. Известны также хоровые полифонич. соч. Н., в частности 4-и 5-голосные мотеты (изданы в Лионе, 1539; Мюнхене, 1542). Выдающимся виуэлистом был сын Н. - Андрее де Н.

Литература: Colecciуn de vihuelistas espaсoles del siglo XVI, ed. E. M. Torner, Madrid, 1923.

Нардини П.

Нардини П. (Nardini) Пьетро (12 IV 1722, Ливорно - 7 V 1793, Флоренция) - итал. скрипач, композитор и педагог. В 1734-40 учился игре на скрипке в Падуе у Дж. Тартини (был его любимым учеником). В 1740-60 работал в Ливорно как скрипач и педагог. В 1762-65 камер-виртуоз, затем концертмейстер герцогской капеллы в Штутгарте. С 1769 концертмейстер герцогской капеллы во Флоренции. Н. - один из крупнейших представителей итал. скр. школы 18 в. Необыкновенная певучесть и теплота тона - отличит. черты его исполнит. стиля. Л. Моцарт отмечал в игре Н. красоту, чистоту и ровность тонов. В своих скр. произв. Н. развил форму предклассич. сонаты и концерта. Для соч. Н. характерны пластичность, ритмич. разнообразие. Струн. квартеты Н. - ранние образцы формировавшегося квартетного стиля. Среди учеников - А. Брунетти, Дж. Камбини, Б. Кампаньоли, Т. Линли, Ф. Манфреди.

Сочинения: для скр. (даты изд.) - 6 концертов (1765), 6 сонат ор. 2 (1765), 6 сонат ор. 5 (1770), 7 сонат с орнаментированными adagio (в работе Ж. Б. Картье "Искусство скрипки..." ("L'art du violon", P., 1801)); 14 новых итал. менуэтов для 2 скр. с basso continuo (около 1750), 6 трио-сонат (1770), 6 струн. квартетов (1782) и др. (многие не изданы).

Литература: Rangоni G. В., Saggio sul gusto della musica..., Livorno, 1790; Moser A., Geschichte des Violinspiels, В., 1923; Pfдffin Cl., Pietro Nardini, Plieningen-Stuttg., (1935) (Diss.); то же, Wolfenbьttel, 1936 (с тематич. каталогом).

И. М. Ямпольский.

Нариманидзе Н. В.

Николай Васильевич (24 XII 1904 (6 I 1905), Тбилиси - 23 IV 1975, Москва) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Абх. АССР (1958). Чл. КПСС с 1946. Участвовал в художеств. самодеятельности, руководил струнным оркестром, писал музыку для драм. спектаклей. В 1937 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского. В 1937-65 ст. редактор фольклорной редакции изд-ва "Музгиз".

Сочинения: оратория Проводы в Советскую Армию (1943); для орк. - Абхазская поэма Два брата (1957), Грузинская танцевальная сюита (1951), каприччио Родные напевы (1952); 6 струн. квартетов; для фп. - Баллада; для скр. и фп. - Восточная поэма, Три танца; 13 вариаций для арфы; для гитары - Рондо; для балалайки - Давлури; для баяна - Пастушок; хoры - О Чкалове, Песнь о Ленине пой, народ, Сядь со мною рядом; для голоса с фп. - романсы, ряд обр. песен разных народов.

Народная музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Народная музыкальная федерация

Народная музыкальная федерация (Federation musicale populaire) - прогрессивная обществ. организация франц. музыкантов, входившая в антифашистский Народный фронт. Создана в Париже в 1935. Вокруг Н. м. ф. группировались мн. видные музыканты: композиторы А. Руссель (председатель), Ш. Кеклен, Л. Дюрей, Д. Мийо, Ж. Орик, А. Онеггер, музыковеды А. Прюньер, А. Радиге, а также писатели: Р. Роллан, Л. Арагон, Ж. Р. Блок, Л. Муссинак и др. Задачей Н. м. ф. являлась консолидация всех передовых сил Франции для борьбы за подлинную нац. муз. культуру, создание произв. прогрессивного содержания, доступных народу. Развернув широкую работу среди рабочих, Н. м. ф. организовывала самодеят. оркестры и хоры, муз.-образоват. кружки, издавала массовыми тиражами сольные и хор. песни; создавались дома культуры, клубы, библиотеки. Концерты и муз. празднества Н. м. ф., проводившиеся обычно на открытом воздухе, привлекали широкую аудиторию. Композиторы, объединявшиеся в Н. м. ф., обрабатывали франц. нар. песни, писали кантаты, хоры и песни, издавали журн. "Народное музыкальное искусство" ("L'art musical populaire"); с федерацией было связано "Международное общественное издательство" ("Edition social internationale"). Для обеспечения репертуаром сотен самодеят. муз. объединений Н. м. ф. создало муз. изд-во "Песня мира" ("Le chant du Monde", см. "Шан дю Монд"), к-рое пропагандировало произв. прогрессивных франц. композиторов, нар. песни, соч. сов. композиторов, выпускало граммофонные пластинки с записью гл. обр. хор. песен. В годы фашистской оккупации (1940-44) Н. м. ф. распалась; возродилась в 1946. Несмотря на материальные затруднения, тормозившие деятельность Н. м. ф., в 1946-54 ею было проведено много концертов хор. и камерной музыки. Решающий сдвиг в деятельности федерации произошёл в 1955, когда ею был организован Нац. конкурс любительских хор. коллективов; в 1956 Н. м. ф. провела первую Междунар. олимпиаду любит. хоров. Н. м. ф. является культурно-массовой организацией, объединяющей разл. муз. коллективы любителей музыки.

Литература: Гофф Ф., 2-й конгресс Народной Музыкальной Федерации, "СМ", 1937, No 7; Дюрей Л., Народная музыкальная федерация Франции, там же, 1957, No 6; Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1970, с. 205- 208.

И. М. Ямпольский.

Предыдущая страница Следующая страница